Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература

Сочинение Какие добрые чувства пробуждает литература?

Литература может пробудить в людях душевность, благодаря которой люди начинают понимать друг друга. Также литература даёт поразмыслить над тем, что человек прочёл, тогда он может для себя осознать свои чувства и держать эмоции под контролем.

Большинство людей пытаются стремиться к добру и это многим удаётся.
Многие задаются вопросом, а зачем читать литературу, что она даёт? На этот вопрос есть много разнообразных ответов. Вот один из них.

Человек читает разнообразную литературу: историческую, старинную, классическую, поэзии, детективную и фантастическую.

Обратите внимание

Человек читает книги, в первую очередь, для своего саморазвития. Ведь литература прививает людям хороший вкус и нравственность понятий. Учит, как можно поступить в той или иной ситуации, отличать добро и зло, хорошее и плохое.

С помощью литературы можно понять о строении взаимоотношений между людьми, какая бывает дружба и любовь. А также учит понимать плохие поступки и преступления, и какое в итоге будет последствие.

И вообще, литература делает внутренний мир человека на много богаче.

Роман «О дивный новый мир», который написал Олдос Хаксли, можно отнести к одному из примеров такого влияния литературы на человека. Главный герой Джон рос далеко от цивилизованного мира. Друзей у него не было, а мама сама почти ни чего не знала о воспитании своего дитя.

У мальчика был маленький том Шекспира, который был для него неким собеседником. Он его выучил полностью так, что заученные фразы были частью его словарного запаса. Мальчик научился нравственности, преданности, дружелюбию и даже смог прочувствовать те чувства, которые были в книге.

И всё это с помощью одной единственной книжечки Шекспира.

Еще, к примеру, можно отнести роман Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна Ларина любила читать с самого детства, она могла долго размышлять над тем, что прочитала. Татьяне были присущи большие и продолжительные чувства. Читателю нравится героиня тем, что она честна и открыта. Татьяна была умной и скромной, этим она понравилась Онегину.

Он был не лёгким человеком. И вот когда Онегин уехал, Татьяна смогла разыскать библиотеку его и прочитала множество книг, которые смогли ей помочь понять своего любимого человека. Эти познания, помогли позволить ей отпустить Евгения и попытаться свою жизнь начать с чистого листа. Татьяна вышла замуж и была очень хорошей и преданной женой.

Вот ещё раз доказывается, что с помощью литературы в людях развиваются чувство нравственности, любовь, прощение и сочувствие. Книги подталкивают человека к тому, чтоб он становился лучше.

Другие:

← Теплый хлеб↑ По литературеЛюбовь к животным →

Какие добрые чувства пробуждает литература

Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Грабаря Мартовский снег 3 класс
    Этот художник, по праву считается мастером деревенского пейзажа, так как большинство его работ выполнена в этом уникальном русле. Картина «Мартовский снег», показывает зрителю всю красоту и девственность русской природы.<\p>
  • Образ Григория Мелехова в романе Тихий Дон сочинение
    Данный роман является культовым и знаковым для всей российской литературы. Он показывает жизнь русских людей, такой, какой она является на самом деле. В этом произведение и в его героях сошлись множество противоречий, которые по сей день<\p>
  • Сочинение по картине Взятие снежного городка Суриков 3 класс
    Великолепное произведение искусства, которое передает очень хорошо все происходящее и любитель искусства может полностью вжиться в данный праздничный день, который отображен на этой уникальной картине.
  • Сочинение на тему Я хочу стать врачом 5 класс
    Кто из нас в детстве не хотел быть врачом. Многие представляли себя в белом халате со скальпелем в руке. У кого-то хватало смелости видеть кровь и человеческие органы. К сожалению, мечты многих так и остались мечтами, но кое-кто воплотил их в свою жизнь.
  • История создания Кому на Руси жить хорошо сочинение
    «Кому на Руси жить хорошо?» именно такой вопрос ставит перед собой Николай Алексеевич Некрасов в одноименном произведении. У поэмы с лирическим названием «Кому на Руси жить хорошо» очень глубокая история, которая уходит в те времена,<\p>
  • Любовь Обломова и Ольги в романе Обломов сочинение
    Невероятная история любви главного героя Обломова и Ольги зародилась весной, как весна приходит после долгой и протяжной зимы, так и отношения зародились в весенний период, а именно в период цветения сирени, в то время когда её аромат окружает

<\p>

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/kakie-dobrye-chuvstva-probuzhdaet-literatura

Какие добрые чувства пробуждает литература? – сочинение

Люди знакомятся с литературой с раннего детства. Сначала это – сказки и детские стишки. Стишки про мишку, которому оторвали лапу, и зайку, которого бросила хозяйка. Стишки простые и незатейливые, но очень понятные и хорошие: и смысл хороший, и рифма чудесная.

И ведь всем было жалко мишку с зайкой, а многие даже плакали. А как жалко было трех поросят! И страшно тоже! Вместе с тремя поросятами. И все сочувствовали и сопереживали вместе с ними.

А глупый колобок, усевшийся на нос лисе? Разве не хотелось ему помочь и подсказать, как вести себя?<\p>

Важно

И позже, читая про гадкого утенка, превратившегося в красивого лебедя, и про мудрую царевну-лягушку, разве мы не радовались справедливости и победе добра? А как здорово, что Герда нашла Кая и победила злую Снежную Королеву. И многие плакали, читая Каштанку: было жалко и ее, и внезапно заболевшего гуся Ивана Ивановича до слез. А как здорово, что умный мальчик Чиполлино победил противного Помидора и выручил Вишенку!

И позже, читая по школьной программе и вне ее, мы открывали для себя много нового, переживали вместе с Томом Сойером и Геком Финном. И всем хотелось быть похожими на умелого Робинзона Крузо с его смекалкой и мастерством – так все «вкусно» было описано в книге.

И мы злились вместе с Алешей Пешковым на жадного дедушку, считавшего чаинки, и радовались, что есть добрая и мудрая бабушка. А как всем хотелось верить, что письмо Ваньки Жукова, отданного в ученье к сапожнику, все-таки дошло, несмотря на неверно написанный адрес.

Ведь есть же хорошие почтальоны: Печкин, например.

Со временем, читая рассказы Конан Дойла, мы хотели быть похожими на неутомимого Шерлока Холмса или, в крайнем случае, на Ватсона.

А Жюль Верн и его чудесные произведения давали возможность побывать нам в самых далеких уголках и додумать то, что хотелось.

У взрослых есть «Двенадцать стульев», а у детей – «Кондуит и Швамбрания», настоящий шедевр и кладезь юмора: один Оська чего стоит. Да и зовут его почти так же, как Остапа Бендера.

И удивительное открытие после прочтения «Над пропастью во ржи»: оказывается, комплексы не у одного тебя!

А потом – «взрослые» произведения о любви: «Легкое дыхание» и «Дама с собачкой», «Письмо незнакомки» и «Солнечный удар».

Совет

Как завораживал сюжет, как хотелось быть похожими на главных героев, как переживали мы вместе с ними, любили, страдали, хотели быть счастливыми. А потом – просто разные интересные книги разных авторов: Маркеса и Хейли, Кронина и Сологуба, Моэма и Золя.

И, оказывается, очень интересно читать не только разговоры и диалоги, а и описание природы. И про «простую» жизнь тоже очень интересно.

Какие замечательные рассказы у Куприна и Бунина. А произведения Булгакова! И никакие фильмы не сравнятся с этими произведениями. Ведь весь текст нельзя вставить в фильм, как ни старайся.

Да разве можно все перечислить! А есть еще и иностранная литература. Например, Брэдбери и его «Марсианские хроники» и рассказы – нежные, немного грустные, полные любви и сочувствия, надежды и веры, что все будет хорошо.

И, конечно, с налетом фантазии и вымысла, которые нужны всем – и большим, и детям.

Говорят, что образованный человек не читает, а перечитывает. Да, перечитывать – это очень здорово. Но хорошо бы успеть хотя бы прочитать побольше, ведь интересных книг так много. И из них можно почерпнуть много доброго, умного, хорошего, нежного и преданного. А если коротко, просто научиться жить.

`

Источник: http://SuperSochinenie.ru/sochineniya/literatura/raznye/kakie-dobrye-chuvstva-probuzhdaet-literatura

Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература? “Честь и бесчестие”

Одной из важных тем повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкина стала тема чести и бесчестия. Автор противопоставляет двух героев – Гринева и Швабрина, показывает представление о чести двух молодых дворян.

Офицеры Гринев и Швабрин оказываются в Белогорской крепости не по собственной воле. Первый отправляется служить по настоянию отца, второй оказывается в захолустном районе из-за истории с дуэлью.

И хотя Алексей Швабрин не отличается примерным поведением, поначалу он выглядит человеком чести, ведь дуэль для дворянина – способ отстоять достоинство. Но потаенные черты характера проявляются лишь в критической ситуации.

Испытанием для героев становится захват крепости бунтарем Пугачевым. Ради спасения жизни Швабрин идет на предательство. А Петр Гринев отказывается подчиняться самозванцу, даже под угрозой смерти, ведь честь и верность для него – превыше всего.

Обратите внимание

По-разному молодые люди относятся и к дочери капитана Миронова. Гринев искренне восхищен Машей, пишет ей стихи. Швабрин – постоянно клевещет на девушку и высмеивает семью коменданта, хотя главная <\p>

причина кроется в отказе Маши от взаимности. Показателен момент дуэли между офицерами.

Гринев мог донести на Швабрина, чтобы избежать опасности, но он принимает вызов и отправляется на неравный поединок. Швабрин не ожидал от юнца достойного сопротивления, ему пришлось прибегнуть к подлости, чтобы нанести Гриневу ранение в грудь…Петр великодушно простил “несчастного соперника”.

Эгоистичный Швабрин увез Машу и держал в заточении, угрожая выдать мятежникам. Гринев не потерял достоинства в окружении врагов и освободил Машу из заточения.

Неопытный юноша из всех ситуаций вышел с честью в отличие от успевшего повидать жизнь Швабрина. Петр не опозорил отцовского имени, остался верен собственным принципам и защитил любимую девушку.

Алексей всегда был корыстным, подлым и коварным, поэтому их пути разошлись навсегда.

На суде Гринев спокойно и открыто смотрит в глаза Швабрину, который вновь пытался оклеветать бывшего сослуживца. Еще до трагических событий Алексей пренебрег честью, написав Гриневу-старшему донос на сына, пытаясь разрушить любовь Петра и Маши. Преступив границы чести однажды, он уже не мог остановиться и скатился до откровенной лжи и предательства.

Пушкин избрал очень точный эпиграф к своему произведению: “Береги честь смолоду”. Развитие событий в повести лишь подтвердило это мудрое изречение.

(Пока оценок нет)
Loading…

Тимур и его команда сочинение рассуждение.

Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература? “Честь и бесчестие”

Categories: Школьные сочинения

Источник: https://ege-essay.ru/kakie-dobrye-chuvstva-probuzhdaet-v-cheloveke-literatura-chest-i-beschestie/

Какие добрые чувства пробуждает лирика Пушкина?

Какие добрые чувства пробуждает лирика Пушкина? Пушкин предугадал свою популярность.

За три месяца до смерти поэт написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», которое стало своего рода его поэтическим завещанием.

Он говорит о себе, как о национальном поэте, и утверждает, что право на всенародную любовь заслужил тем, что своей поэзией пробуждал в людях «чувства добрые».

«Чувства добрые» — это прежде всего гуманность. Уже ранние произведения Пушкина проникнуты вольнолюбивыми настроениями, духом свободы, восславлять которую в «жестокий век» очень трудно, а порой и опасно (и биография поэта об этом свидетельствует). Что тревожит автора в стихотворении «Деревня»?

Важно

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца.

Мотив свободы пронизывает все стихотворение «К Чаадаеву». «Свобода», «честь», «отчизна» — эти слова пробуждают «души прекрасные порывы» и у современников Пушкина, и, думаю, у многих моих современников. Пушкин, как и декабристы, горячо любил свою родину. Это чувство определяло его поступки, поведение, саму жизнь.

Как часто мы бываем безразличны к прелести окружающей нас природы! Мы видим сверкающие витрины магазинов, слышим грохочущую музыку, но не всегда замечаем цветущую сирень, зелень деревьев, неповторимую картину опускающегося за горизонт солнца. А Пушкин силой своего таланта заставляет нас увидеть все это, более трепетно относиться к родной природе. Разве можно не почувствовать очарования зимнего дня, когда читаешь такие строки: Мороз и солнце: день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный, —

Пора, красавица, проснись…

И еще Пушкин учит нас хранить верность дружбе: быть верными своим друзьям не только в радости, но и «в бурях, и в житейском горе».

Но особенно трогает меня любовная лирика Пушкина. Какая женщина не мечтает о том, чтобы ей посвящали такие стихи! Одно из самых прекрасных стихотворений о любви — «Я вас любил…». Иссго восемь строк, но сколько в них чувств!

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

В одном из самых коротких стихотворений Пушкину удалось воссоздать целую историю высокого и пламенного, исключительного по своей самоотверженности и благородству любовного чувства. Когда читаешь такие стихи, как «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил», «На холмах Грузии», строки из «Евгения Онегина», кажется, что настоящая, красивая любовь («как в кино») возможна.

Почему мы так любим Пушкина? Я бы ответила так: «Пушкин — это лучшее, что есть в каждом из нас».

Источник: https://www.prepodka.net/kakie-dobrye-chuvstva-probuzhdaet-lirika-pushkina/

Решу егэ

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).<\p>

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. Какие «чувства добрые» стре­мил­ся про­бу­дить А. С. Пуш­кин своей лирикой?

С17.2. Как Л. H. Тол­стой в ро­ма­не «Война и мир» от­ве­ча­ет на вопрос: «Какая сила управ­ля­ет всем?»

С17.3. Что осуж­да­ет и что про­слав­ля­ет в че­ло­ве­ке Горький-романтик? (По рас­ска­зу М. Горь­ко­го «Старуха Изергиль».)

Совет
Важно

С17.4. Тема любви в поэзии серебряного века (на примере произведений двух-трёх авторов).

[/su_box]Пояснение.

Для вы­пол­не­ния за­да­ния части 3 вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (С5.1, С5.2, С5.3).

В блан­ке от­ве­тов М2 ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию и фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения.

Продумывайте ком­по­зи­цию сочинения.

Сочинение пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

Ком­мен­та­рий к темам сочинений

С17.1. Какие «чувства добрые» стре­мил­ся про­бу­дить А. С. Пуш­кин своей лирикой?

О чем бы ни писал поэт: о друж­бе или любви, об иде­а­лах сво­бо­ды или ис­то­ри­че­ских событиях, о при­ро­де или фи­ло­соф­ских проблемах, — всюду мы видим пре­жде всего гуманиста, человека, стре­мя­ще­го­ся про­бу­дить в чи­та­те­лях «чувства добрые».

В со­чи­не­нии сле­ду­ет оста­но­вить­ся на ос­нов­ных мо­ти­вах ли­ри­ки поэта: дружба, любовь, вольнолюбие, Ро­ди­на и слу­же­ние ей — и от­ве­тить на во­прос «Чему учит нас поэт, рас­кры­вая эти темы в своем творчестве?» В свое­об­раз­ном по­э­ти­че­ском за­ве­ща­нии «Памятник», на­пи­сан­ном Пуш­ки­ным за не­сколь­ко ме­ся­цев до тра­ги­че­ской гибели, поэт огля­ды­ва­ет­ся на прой­ден­ный твор­че­ский путь и пы­та­ет­ся определить, в чем ис­тин­ное до­сто­ин­ство его поэзии. Не кра­со­та слова или глу­би­на со­дер­жа­ния ви­дят­ся ему наи­бо­лее важными, а имен­но гу­ман­ность и вольнолюбие:<\p>

И долго буду тем лю­бе­зен я народу,<\p>

Что чув­ства доб­рые я лирой пробуждал,<\p>

Что в мой же­сто­кий век вос­сла­вил я сво­бо­ду<\p>

И ми­лость к пад­шим призывал.

С17.2. Как Л. H. Тол­стой в ро­ма­не «Война и мир» от­ве­ча­ет на вопрос: «Какая сила управ­ля­ет всем?»

В ро­ма­не Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир» за­тро­ну­ты важ­ные вопросы, ин­те­ре­со­вав­шие в то время рус­ское общество. Один из них — взгляд на историю. Кто управ­ля­ет ей? Тол­стой стре­мил­ся от­ве­тить на этот во­прос своим романом.

Обратите внимание

Итак, какая же сила дви­жет народами? Тол­стой спо­рит в «Войне и мире» с рас­про­стра­нен­ной точ­кой зре­ния о зна­чи­мо­сти от­дель­ной ис­то­ри­че­ской личности. Он утверждает, что ход ис­то­рии опре­де­ля­ет­ся свыше и за­ви­сит от совпадения.

Каж­дый че­ло­век дей­ству­ет по какой-то внут­рен­ней силе, и ни­ко­му не дано по­нять это. Более того; если кому-то и уда­ет­ся по­стичь тайну провидения, то это не ис­клю­чи­тель­ная личность, а на­род­ная жизнь в целом.

Она ока­зы­ва­ет­ся наи­бо­лее чут­ким организмом, от­кли­ка­ю­щим­ся на скры­тый смысл ис­то­ри­че­ско­го движения. Роль ве­ли­ких людей в ис­то­рии – это уме­ние при­слу­шать­ся к мне­нию большинства, к на­род­ной жизни.

С17.3. Что осуж­да­ет и что про­слав­ля­ет в че­ло­ве­ке Горький-романтик? (По рас­ска­зу М. Горь­ко­го «Старуха Изергиль».)

Характеры ге­ро­ев ран­них рас­ска­зов М. Горького, к числу ко­то­рых при­над­ле­жит и «Старуха Изергиль», воз­вра­ща­ют чи­та­те­ля к ро­ман­ти­че­ской традиции. Это люди незаурядные, смелые, вольные, вы­рвав­ши­е­ся из−под вла­сти своей среды, об­ще­при­ня­тых иде­а­лов и ценностей.

В рас­ска­зе три истории: ле­ген­да о Ларре, ле­ген­да о Данко, рас­сказ о жизни самой Изергиль.

Образ Изер­гиль привлекателен, не­смот­ря на то, что «время со­гну­ло её пополам, чёрные когда-то глаза были туск­лы и слезились», в го­ло­се ее по−прежнему зву­чит стрем­ле­ние к воль­ной жизни, к без­удерж­ным страстям, любви.

Но жизнь свою она про­жи­ла толь­ко для себя, ее сво­бо­да эгоистическая. «Гордый» Ларра — выс­шее про­яв­ле­ние эгоизма. По­это­му им про­ти­во­по­став­лен по−настоящему гор­дый и силь­ный Данко, для ко­то­ро­го смыс­лом жизни яв­ля­ет­ся слу­же­ние людям.

Совет
Важно

С17.4. Тема любви в поэзии серебряного века (на примере произведений двух-трёх авторов).

[/su_box]

Тема любви в русской литературе многогранна: любовь как смысл жизни, несчастная любовь, любовь как испытание — лишь несколько подходов к раскрытию темы.

В стихотворении Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли» любовь для героини — это глоток свежего воздуха, без которого не мыслится сама жизнь. Подобные переживания раскрываются в стихотворениях М.

Цветаевой: «Вчера еще в глаза глядел», «Вот опять окно», «Мне нравится, что вы больны не мной». В поэзии А. Блока тема любви звучит в стихотворениях: «О да, любовь вольна, как птица», «О доблестях, о подвигах, о славе» и других.

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.

Источник: https://lit-ege.sdamgia.ru/problem?id=1411

«Чувства добрые я лирой пробуждал…» (Лирика А. С. Пушкина)

Обаяние пушкинской лирики не меркнет, время не властно над ней. Менее двух лет осталось до двухсотлетнего юбилея Пушкина. Миллионы людей разного возраста, разных национальностей отдадут должное великому поэту. Вот уже второе столетие волшебник русского слова объединяет нас такими строками:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…

Добрые чувства — это милосердие, гуманность, сострадание, уважение, искренность, благородство, порядочность и, конечно, умение дружить и любить.

В многообразии лирических тем, озаряющих поэзию Пушкина, тема дружбы занимает столь значительное место, что его можно смело именовать певцом этого благородного чувства. Очевидно, истоки этого чувства были заложены в самой натуре поэта, натуре благородной, отзывчивой, умеющей раскрывать в каждом человеке лучшие его свойства.

Начиная с лицейской поры у Пушкина было много друзей: и близких, и не очень близких, но всем им отдавал он должное. Оттого и широк диапазон его дружеских пристрастий — от простого и внешнего приятельства до высоких степеней требовательной, бесстрашной и порою жертвенной дружбы.

Пушкин братски любил и мечтательного Дельвига, и наивно-пылкого Кюхельбеккера, и благородного Пущина, и колко-ост-роумного Вяземского, и буйного Дениса Давыдова, и меланхолического Баратынского, и поэта-гражданина Рылеева, и простодушного Нащокина. С почтительным дружеством относился он к Карамзину, к Жуковскому, к Крылову — людям старшего поколения. Но особенно близкими его душе были однокашники по Царскосельскому лицею и друзья вольнолюбивой петербургской юности.

В течение шести лет тридцать лицеистов жили вместе. Даже на каникулы их не отпускали домой.

Они очень подружились и решили, окончив лицей, каждый год собираться 19 октября, чтобы отмечать день открытия лицея, когда они впервые встретились.

Совет

Знамениты его стихотворения: «19 октября» (1825, 1827,1828 годов); «Чем чаще празднует Лицей…», «Была пора, наш праздник молодой…» Из глубины души высказано признание поэта:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен…

Как клятвенное заверение в дружбе звуча! слова о малой родине — Царском Селе:

Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни занесло,
Все те же мы:
Нам целый мир чужбина,

Отечество нам — Царское Село.

В ряду пушкинских друзей лицейской юности И. И. Пущин занимал особое место. Именно к нему обращены искренние слова:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

Эти слова дошли до Пущина уже в Сибири, куда он был сослан на каторжные работы как член тайного общества.

Пушкин не забывает обо всех друзьях — декабристах, сосланных в Сибирь, и пишет стихотворения, полные глубочайшей уверенности в правоте их героического дела:

Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

В обширной плеяде пушкинских дружеских пристрастий особое место занимает Чаадаев. Это был замечательный, своеобразный человек, который в юные годы для поэта являлся образцом высокого гражданского мужества и свободолюбия.

Чаадаев, помнишь ли былое?
Давно ль с восторгом молодым
Я мыслил имя роковое

Предать развалинам иным?

Как манифест дружбы, объединяющей людей благородных и свободолюбивых, воспринимаются знаменитые строки:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Тема дружбы разрабатывалась у Пушкина многообразно, проходя у него все оттенки величественного и героического, нежной и задумчивой лиричности, ласковой и лукавой иронии.

Но, пожалуй, еще многообразнее проходит в пушкинской лирике вечная тема любви. Любовь в стихах Пушкина — всегда высокое чувство, облагораживающее человека, чувство глубокое, сильное, чистое и бескорыстное. Любимая в его стихах — олицетворение высшего идеала красоты и нравственного совершенства.

Обратите внимание

Как гимн высокому и светлому чувству звучит издавна всех пленившее стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»:

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Это одна из вершин пушкинской лирики. Стихи пленяют не только чистотой и страстностью воплощенного в них чувства, но и необычайной гармоничной стройностью. Слова, казалось бы, привычные, но соединенные вместе, дают впечатление необычной праздничности.

Они залиты солнцем безграничного счастья, они поют и сияют. Сначала грустное и нежное воспоминание, затем горестное сознание утраты и, наконец, торжественный взлет радости и восторга. Все это прекрасно воспроизвел М. И.

Глинка в музыке своего бессмертного романса.

Другие оттенки этой вечной и неисчерпаемой темы любви выражены в стихотворениях «Я вас любил…», «Для берегов отчизны дальней!..», «На холмах Грузии..!» Стихотворение «Я вас любил…», безусловно, выделяется необычностью содержания и такой высотой нравственного чувства, которому нелегко было найти соответствие в мировой лирике:

Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

До сих пор пушкиноведы спорят о том, к кому обращено признание — к Олениной, к Наталье Гончаровой? Точного адреса так и не найдено. Он остался тайной поэта.

Но в конце концов не это важно для нас, людей уже другого поколения, более чем столетием отдаленного от той эпохи, когда родились эти стихи. Удивительно то, что они звучат так, словно сказаны сегодня, на языке нашего дня.

А светлое чувство, выраженное ими, навсегда останется воплощением высшего благородства и человеческого достоинства, сумевшего стать выше вполне понятного эгоизма любви.

Белинский высоко оценил «трогающую душу гуманность» и «артистическую прелесть» этого восьмистишия, а критик и поэт Аполлон Григорьев подтвердил его мысль: «Последний стих не сравним ни с чем; он высокочеловеческий».

Важно

Вполне понятно, что это восьмистишие неоднократно служило основой музыкальных произведений. На эти слова написано более 20 романсов, в том числе Алябьевым, Варламовым, Даргомыжским, Кюи.

Композиторов привлекали, конечно, психологический романтизм стихотворения, глубина выразительных строк.

Лирика Пушкина всегда отмечена чертами присущего ему, как человеку, душевного благородства, подлинного гуманизма и свободолюбия. Его поэзия — поистине «союз волшебных звуков». Ее высоконравственная и эстетическая сущность пробуждает «чувства добрые» у многих поколений.

Источник: http://www.1kessay.ru/read/3387

“Пробуждать чувства добрые” (Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 им. Александра Демина муниципального образования Брюховецкий район Краснодарского края

«Пробуждать чувства добрые»

(Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы»)

Из опыта работы

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Мальцева Татьяна Алексеевна

станица Чепигинская

2015 год

Нравственное воспитание на уроках литературы

Мы живем в сложное время. Трудно в стране. Трудно в школе. Нелегко работать учителю. Щемит учительское сердце от воинствующей бездуховности. Ведь там, где бездуховность, там и зло.

А зло в наше время многолико, оно пронизало все общество.

Что надо предпринять, чтобы возродить духовный потенциал нации? Как помочь детям выдержать натиск жестокой реальности, научить различать прекрасное и безобразное, зародить в их душе «чувства добрые»?

Решать проблему духовно-нравственного воспитания во многом помогают уроки литературы. Главная цель изучения предмета: «Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма» (1, с.5.

) В программу 5-11 классов включены ценнейшие в идейно-художественном отношении произведения отечественной литературы. Но для того чтобы эти произведения были не только прочитаны, но и стали частью духовного мира человека, ученик должен уметь применять эти знания, постоянно, целенаправленно и заинтересованно использовать их.

«Воспитывать человека интеллигентно, не воспитав его нравственно,- значит вырастить угрозу для общества» (2,с.251.) И здесь на помощь ученику должен прийти учитель литературы. Именно он несет ответственность за то, как отзовется «слово» в душах детей. Применение активных форм и методов обучения способствуют становлению духовно-нравственной личности.

Выбор оптимальных методов и форм над текстом связан и со спецификой жанра произведения, и с особенностями его восприятия учениками.

Что такое добро и что такое зло? Ответ на этот вопрос пытались найти пятиклассники, знакомясь со сказкой К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». «…зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!»- говорит мельник Панкрат Фильке.

Анализируя поступок мальчика, попробуем определить, насколько справедливы слова мельника и почему сказка называется «Теплый хлеб»?(3,с.

5) Ребята приходят к выводу, что теплый хлеб помог Фильке помириться с конем, доказать, что он не является «бессмысленным гражданином», он приносит пользу, трудится, как все, может исправлять ошибки и совершать хорошие поступки. Хлеб был теплым не только потому, что его недавно испекли, но и потому, что был согрет теплом души, общей радостью.

Совет

Применение технологии проблемно-диалогового обучения позволяет достичь высокого уровня напряженности мышления учащихся, когда знания добываются своим трудом.

Я организовываю работу таким образом, чтобы ребята самостоятельно отыскивали нужные для решения поставленной проблемы сведения, делали необходимые обобщения и вывод, сравнивали и анализировали фактический материал. Примером инициативного поведения учащихся может послужить урок в 8-м классе по рассказу А.П. Чехова «О любви».

Чем руководствуется человек, поступая нравственно? Почему нелегко поступать нравственно? На эти вопросы пытаются найти ответ ребята, размышляя о судьбах литературных героев. В школьной программе данный рассказ представлен как история об упущенном счастье.

Но восьмиклассники в противовес автору учебника, выражая православный взгляд на семью, заявили, что главный герой рассказа Алехин не мог быть вместе с Анной Алексеевной, замужней женщиной, имеющей двоих детей, хотя очень любил ее. В противном случае он поступил бы безнравственно.

Не сторонними наблюдателями, а активными участниками были мои ученики при обсуждении рассказа Т.Н. Тэсс «Голубая ель». Они подготовили ролевую игру-суд «Обвиняется Зло». Зло многогранно и не всегда распознаваемо. И часто не наказуемо. А жаль. «Ель засохла и умерла. Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день.

И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о совершенном злодеянии». Именно не проходить, закрыв глаза, мимо зла, и учит нас рассказ «Голубая ель». В конце урока прозвучало стихотворение А.Фета «Добро и зло». Никого не оставила равнодушной фраза «…и различай добро и зло».

Ведь так важно- уметь увидеть зло, под какой бы маской оно не скрывалось! И этому надо учить с раннего возраста.

Урок-семинар в 11 классе по повести В. Распутина «Живи и помни» превратился в коллективное раздумье о Великой Отечественной войне, о нравственных качествах человека, о святости памяти, о сверстниках, их отношении к прошлому и настоящему.

Обратите внимание

В ответах и оценках старшеклассников обнаруживаются нравственная оценка событий, попытка соотнести свое понимание мира с отношением героев произведения к происходящему. В итоге беседы старшеклассники убедительно доказали главную мысль повести В.

Распутина: «Дезертир для нас и есть дезертир. Чистая душа Настены и есть чистая душа, какую бы славу она на себя не приняла ради спасения мужа. А правда покажет себя правдой сквозь любую толщу воды или камня.

Важнее всего: не исковеркать, ни скрыть правду нельзя, на этом стоит вся нравственная история человечества».

21.11.2013 года Президент РФ В. В. Путин принял участие в Российском литературном собрании, на котором он заявил: «Программу преподавания русского языка и литературы в школе нужно пересмотреть».

(4) Долгожданные слова для всех учителей! К большому сожалению, в программу для обязательного чтения не включены произведения о школе, а ведь именно они привлекают внимание молодежи. Произведения А.Алексина и А. Лиханова, В. Железникова и Л.Исарова, М. Прилежаева и Ю.

Вяземского позволяют учителю на хорошем литературном материале не только вести с учащимися серьезный разговор о волнующих их проблемах, но и самому увидеть в молодежной среде то, что не замечал раньше.

Жестокость, безапелляционность- что это? Болезни роста или складывающегося характера? Как далеко может завести подростка неумение и нежелание «быть зрячим на земле? На многие из поставленных вопросов ответила Е. Габова в рассказе «Не пускайте рыжую на озеро» (5.с.5). Готовых рецептов она не дает, но показывает, что добрый, целеустремленный, порядочный человек преодолевает все трудности, невзгоды и обиды и находит свое заветное место в жизни.

«Месть- одно из сложнейших чувств, противоречивых явлений в жизни человеческого общества,»- такой вывод сделали мои ученики после изучения произведений, вошедших в раздел «Порочный круг» в УМК для 6 класса (6, с.63-67).

Я считаю, что книга «Вокруг тебя- Мир», предназначенная для 5-7 классов, -одно из лучших пособий по воспитанию у детей духовно-нравственного воспитания. Литературные произведения, включенные в этот комплекс, заставляют задуматься о Справедливости, Любви, Доброте, Понимании, Милосердии.

Помогают приобрести ученикам необходимый опыт эмоционального переживания.

Урочная работа по духовно-нравственному воспитанию сочетается с внеклассными мероприятиями. В моей методической копилке есть интегрированный урок (литература и история) по теме «Великий сын России», посвященный <\p>

М.В. Ломоносову; <\p>

Важно

внеклассное мероприятие «Твори добро на всей земле»; круглый стол «Для дела жизни необходимо внутренне счастье».

<\p>

Совместно с учащимися выполнен проект « Я помню, я горжусь!», посвященный 70-летию освобождения Брюховецкого района от фашистов. С литературно-музыкальной композицией «Гори, земной поэзии костер», посвященной творчеству кубанских поэтов, мы принимали участие в муниципальном конкурсе и заняли 1 место.

<\p>

Весной этого года совместно с учителем истории была подготовлена и проведена встреча с нашим земляком, ныне живущим на Урале, поэтом Недранцом Григорием Федоровичем. С волнением и интересом ребята слушали стихи о родной станице Чепигинской, узнавали поэтическое описание родных мест. Такие мероприятия очень важны.

Они воспитывают нравственные качества, несут добро, приучают детей видеть и слышать окружающих. <\p>

Творческий проект «Оглянись, ты услышишь меня…» всколыхнул учащихся 10 класса. Среди своих станичников они отыскали и нашли имена своих земляков, пишущих стихи.

Для многих это было приятной неожиданностью: узнать о том, что человек, которого ты давно знаешь, пишет стихи, которые тебя не могут оставить равнодушным. Мы оформили поэтическую рукопись и передали ее в библиотеку.

<\p>

Группа активистов 6-7 классов в течение года собирала «Чепигинские балачки», наперебой делясь ими со своими одноклассниками, инсценируя их на переменах. Обобщенный материал мы передали в музей станицы Чепигинской. А сейчас со станичной фольклорной группой «Гарни молодычки» мы готовимся принять участие в районном фестивале кубанских коллективов.

Данные формы и методы, дифференцированные с учетом возрастных особенностей подростков, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают непрерывность духовно-нравственного и патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности. Уверена в том, что для многих моих учеников понятия честь, долг, ответственность, порядочность не останутся просто фразой из книги. Огоньки веры и любви, зажженные в детских сердцах на уроках литературы, помогут им жить по законам добра.

Примечания

Совет

1-Примерная программа по литературе. 5-9 класс: ФГОС второго поколения. М.: Просвещение- с.5

2- Лучшие афоризмы всех времен и народов.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.- с.251

3-Я иду на урок литературы: 5 класс: Книга для учителя.- М.: Из-во «Первое сентября», 2000.- с.15

4- http://www.rosbalt.ru/main/2013/11/21 <\p>

5-Габова Е. Не пускайте рыжую на озеро.- Приложение к журналу «Литература в школе» №9-2008,- с.5.

6-Вокруг тебя- Мир. Книга для ученика. 5-7 класс./К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова и др.- М.: ООО «Гендальф», 2006.- с.96

Источник: https://infourok.ru/probuzhdat-chuvstva-dobrie-duhovnonravstvennoe-vospitanie-na-urokah-literaturi-587666.html

Статья по литературе на тему: “Пробуждать чувства добрые…”

Газизова Гульнара Маратовна,

 учитель русского языка и литературы<\p>

НРМОБУ “Салымская СОШ № 1”

«Пробуждать чувства добрые…»

(Духовно-нравственные ценности художественных произведений)

Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, приводит к нравственному опустошению. Исчезают слова добро, мир и согласие в душе, покаяние.

<\p>

Уроки литературы или, как часто говорят, уроки духовности, несомненно, жизненно важны в этом плане, так как способствуют формированию духовно-нравственных качеств личности; именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин. По словам Д.

Гранина, «одна из великих задач литературы – бередить совесть, пробуждать чувство вины».

<\p>

Действительно, необходимо «пробудить душу» в ребёнке как можно раньше, воспитывать чуткость ко всему святому, волю к духовному совершенствованию, вкус к доброте и милосердию, отзывчивости и умению ни при каких обстоятельствах не оставаться равнодушным ко всему, что происходит рядом с нами, а значит, – оставаться человеком.<\p>

Книга, по словам Герцена, это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить.

И урок литературы тогда обретает смысл, если объектом изучения становится сама жизнь.<\p>

В школе  мы работаем с такими понятиями, как сострадание, забота, чуткость, сопереживание, сердечность, сочувствие, совесть, стыд, чувство вины, угрызение совести; мы пишем сочинения-рассуждения, направленные на осмысление этих нравственных понятий.

Обратите внимание

Нравственный Закон, данный Богом человеку, – заповедь, и все наши представления о нравственности вытекают именно из этого закона.

Одна из заповедей гласит: «Чти отца и матерь твою…».  Как воплощается эта заповедь в жизни героев произведений А.С.Пушкина «Станционный смотритель», К.Г.Паустовского «Телеграмма», Л. Куликовой «Свиделись», Е.Карпова «Меня зовут Иваном» и др.? Найти ответ на этот вопрос – одна из задач уроков литературы.

<\p>

Короткий рассказ Людмилы Куликовой вряд ли оставит кого-то равнодушным, вызывая в душе читателя самые разные эмоции – от тревоги и надежды до разочарования и боли. Этот рассказ – настоящая жизненная драма.

<\p>

Отношение уже взрослых детей к своим постаревшим и зачастую беспомощным родителям – проблема далеко не новая в русской литературе, и определяет она нравственный стержень молодых людей. Как часто дети оказываются черствыми и равнодушными к старикам.

 В современном обществе таких эгоистичных людей, думающих лишь о своем благополучии и забывающих о тех, кому они обязаны жизнью, образованием, определённым успехом, слишком много.

Как часто потом об этом они жалеют, но исправить это не хватает сил и желания? Очень часто, а ведь хотелось бы, чтобы такие примеры были только в книгах, а не в жизни! Вот и герой Л.М. Куликовой Толик уезжает от матери, так и не покаявшись в том, почему не приезжал больше 20 лет, потому что не чувствует своей вины.

Эгоизм и душевная слепота мешают ему понять ту чудовищную ошибку, которую он совершил в прошлом, вычеркнув из памяти родного человека. Равнодушие героя иллюстрируется яркой метафорой: «Чиркнул воображаемым ножом, отрезал широкий ломоть жизненного хлеба, бросил его на дорогу и сразу же успокоился». И чем дальше он уходил от деревни, тем на душе как-то легче становилось. 

Так и не понял ничего герой, ошибочно думая, что, забыв о прошлом, разорвав связь с ним, можно построить будущее. Как и двадцать четыре года назад, он снова уходит из родного дома, правда, теперь навсегда. Уходит из прошлого, которое хочется забыть, к семье, к заботам о материальном благополучии.

Важно

Почему так получается? Родственная, кровная связь, духовное просветление с годами должны только крепнуть. Но в жизни бывает по-разному. «Будь человеком – говорит автор.  «За добро плати добром!» Именно об этом и размышляет наша современница в своём произведении «Свиделись».

  Рассказ учит нас, чтобы мы не забывали о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в нас.<\p>

Мать не признаёт сына, потому что душа Ольги Герасимовны обожжена. Не принимает она единственного сына, причинившего ей столько боли.

Неужели этой несчастной женщиной правит гордыня? Старушка ослепла от многолетнего одиночества, душевной боли, отчаяния и глубокого разочарования. Она считает, что ее сын пропал. Пропал — значит исчез, потерялся (речь идет о духовной смерти). Умерла надежда матери на возвращение сына.

Слишком долго ждала женщина, слишком много пережила, ожидая весточки или приезда. Самой страшной мукой для неё стало многолетнее, ничем не оправданное молчание единственного сына.

И все же она любит его вопреки всему, ее душа оттаяла, поэтому Ольга Герасимовна говорит: «Вот и свиделись, сынок». Анатолий не слышит этих слов и никогда не узнает о том, что она их произнесла.

Он торопится вернуться в свою жизнь, ошибочно полагая, что «у каждого своя судьба».

Вот только есть ли будущее у людей, подобных Толику? Что их ждет? Людмила Михайловна Куликова ничего об этом не говорит, давая читателю возможность поразмышлять над вопросами, на которые ответит сама жизнь.

Совет

Как приговор звучат слова старой женщины: «Сыновья – они о родителях пекутся, так же, как родители о них когда-то пеклись». Проблема одинокой старости, чёрствости взрослых детей – эти нравственные проблемы предлагает осмыслить читателю автор.

А причина равнодушия сына налицо –  культ денег и материального благополучия.<\p>

Тяжело смотреть на одиноких людей, но смотреть на людей со «сломленной совестью» еще страшнее.

Совесть – главное качество человеческой души, и тот, кто утратил его, превращается в жестокое и алчное существо, не имеющее ни чувств, ни мыслей».

Соединяя жизнь, изображённую в произведении, с реальной жизнью, дети учатся разбираться в людях, делают нравственные открытия. Ведь литературу не случайно называют учебником жизни. Книга учит ненавидеть зло и предательство, человеческую несправедливость.

Вот на таких уроках ученик и научится сопереживать, сочувствовать, различать добро и зло,

чтобы чувство вины не обжигало бессонными ночами, чтобы не было непоправимой вины и невозможности что-то исправить.<\p>

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/12/24/probuzhdat-chuvstva-dobrye

Душевная доброта русского народа («Чувства добрые я лирой пробуждал»)

О душевной доброте и отзывчивости русского человека говорили и писали многие русские и иностранные писа­тели, путешественники и философы. Большинство из них считали доброту одним из основных свойств русского на­рода вообще. Н. Лосский, например, писал, что русская доброта «поддерживается и углубляется исканием абсолют­ного добра и связанной с нею религиозностью народа».

Множество отзывов о доброте простого русского че­ловека можно найти в «Дневнике писателя» Ф. Достоев­ского.

Все они не голословны, а основаны на реальных случаях из жизни самого писателя: «Русские люди долго и серьезно ненавидеть не умеют». Ф.

Достоевский высоко ценит жалостливость русского народа, которая выражает­ся в отношении простого народа к преступникам как к «самым несчастным», стремится всячески облегчить их участь, хотя и считает их заслуживающими наказания.

Обратите внимание

Писатель любит указывать на случаи проявления доб­рого отношения русских солдат к неприятелю во время войны, В одном месте своего «Дневника» он рассказывает о том, как «во время Севастопольской кампании раненых французов уносили на перевязку прежде, чем своих рус­ских, при этом говоря: “Русского-то всякий подымет, а французик-то чужой, его наперед пожалеть надо”». «Разве тут не Христос, и разве не Христов дух в этих простодуш­ных и великодушных, шутливо сказанных словах?» — зак­лючает Ф. Достоевский.

Проникнутый безграничной любовью к русскому народу, Ф. Достоевский тщательно записывает подлинные истории о доброте, проявленной русским человеком в суровых ус­ловиях военных действий.

Так, например, он пересказывает историю, произошедшую на русско-турецкой войне, о том, как русский солдат кормит пленного турка. При этом он комментирует свой поступок следующими словами: «Чело­век тоже, хоть и не хрестьянин».

Английский журналист, бывший свидетелем подобных сцен, писал о русских: «Это — армия джентельменов».

В романе «Анна Каренина» Л. Толстой создал образ князя Щербацкого, которого с полным правом можно назвать добрым человеком. И дочь его Кити говорит Вареньке, вос­питаннице госпожи Шталь, к пиетизму которой князь от­носится насмешливо: «Я не могу иначе жить, как по серд­цу, а вы живете по правилам. Я вас полюбила просто, а вы, верно, только затем, чтобы спасти меня, научить меня!»

«Жизнь по сердцу» в понимании героини романа и са­мого Л. Толстого создает открытость души русского чело­века и дает легкость в общении без показной вежливости.

Нельзя не сказать и еще об одном человеческом каче­стве, которое затрагивается в творчестве Л. Толстого. Это милосердие. По мысли великого русского писателя, «ми­лосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и ува­жении к его человеческому достоинству». Материал с сайта //iEssay.ru

А что такое вообще человеческое милосердие? Не знаю, как у кого, а у меня при слове «милосердие» возникает ассоциация с романом братьев Вайнеров «Эра милосердия» и известным фильмом В. Говорухина «Место встречи из­менить нельзя».

Один из главных героев романа капитан Жеглов в споре с соседом Шарапова по коммунальной квартире о способах и методах искоренения преступнос­ти в стране произносит: «Милосердие — поповское сло­во». Тем самым он исключает всякую возможность про­щения, сострадания и человеколюбия.

Важно

Но главная идея ро­мана, которая, на мой взгляд, сильно искажена в фильме, заключается как раз в том, чтобы доказать: только возврат к человечности, гуманному отношению ко всякому, даже оступившемуся человеку, станет основой возрождения. Ведь зло может породить только ответное зло, агрессия — от­ветную агрессию.

Как в старом добром мультфильме «Крош­ка Енот», которого мать-енотиха отправила на дальнее озе­ро за осокой. Ни гримасы, ни длинная палка, ни угрозы не помогли избавиться Крошке Еноту от страха перед тем, кто сидит в озере. И только добрая улыбка побеждает «вра­га».

Мне кажется, нынешнее время с безжалостными заказ­ными убийствами и мелочной бытовой поножовщиной до­казывает, что капитан Жеглов был не прав.

Не права была система, при которой жили наши родители и которая с юных лет воспитывала в человеке ненависть — к классово­му врагу, иностранцам, к тем, кто имел самостоятель­ные независимые взгляды. И если мы хотим, чтобы у нас и наших потомков было будущее, мы должны уже сегод­ня — ежедневно и ежечасно — в каждом слове и каждом поступке возрождать доброту и милосердие, которые Ис­покон веков были присущи русскому народу.

На этой странице материал по темам:

  • русские писатели о доброте
  • сочинение на тему доброта душевная
  • доброта русских мультиков
  • русский писатели о проблеме народа сочинение
  • жалостливость и доброта русского народа

<\p>

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/other/literatura/sochineniya/russkij-chelovek/dushevnaya-dobrota-russkogo-naroda-chuvstva-dobrye-ya-liroj-probuzhdal

Ссылка на основную публикацию