В чем смысл повести «собачье сердце»: сочинение

Сочинение на тему В чём смысл финала в повести Собачье сердце, Булгаков читать бесплатно

­В чём смысл финала

Сатирическая повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» была создана в 1925 году. В основе ее сюжета лежит описание рокового и трагического эксперимента профессора Филиппа Филипповича Преображенского по пересадке собаке человеческих внутренних органов.

Донором для операции стал некий молодой человек по имени Клим Чугункин, скончавшийся от ножевого ранения. Примечательным в этом гражданине было то, что при жизни он являлся заядлым пьяницей и дебоширом, а также имел две судимости. Именно в такую личность впоследствии и превращается дворовый пес Шарик, которому был пересажен гипофиз и половые органы Чугункина.

Теперь существо, полученное путем искусственного синтеза двух, казалось бы, несовместимых биологических видов, именует себя Полиграфом Полиграфовичем с «наследственной» фамилией Шариков.

Обратите внимание

Оно изо всех сил пытается укрепиться в человеческом статусе и быть «как все»: «Что, я хуже людей?».

И это у него отчасти получается, ведь при помощи председателя домового комитета Швондера Шариков даже получает документы и рабочую должность.

Но своим поведением Полиграф Полиграфович демонстрирует полное отсутствие человечности. Он хамит, сквернословит, пьет водку, волочится за женщинами и посягает на жилплощадь Преображенского. Все отчаянные попытки хоть как-то перевоспитать нового жильца, предпринятые доктором Борменталем и профессором, неизменно терпят поражение.

В результате Шариков пишет на своих создателей донос, а потом и вовсе угрожает им револьвером. Преображенскому и Борменталю ничего не остается, как скрутить этого горе-человека, усыпить хлороформом и провести обратную операцию, после которой он вновь становится собакой.

Таким образом, произведение заканчивается полной победой ученых над Шариковым. В финале повести Преображенский произносит следующие слова: «Наука еще не знает способа обращать зверей в людей». Под «зверем» здесь понимается вовсе не пес Шарик, подлинный смысл этого утверждения гораздо глубже.

Так Булгаков пытается донести до читателя, что, несмотря на набор, казалось бы, типичных человеческих признаков (прямохождение, речь, наличие имени, удостоверения личности и жилплощади), существо, не имеющее каких-либо нравственных принципов и духовной основы, не может считаться человеком.

В конце повести Преображенский искусственно прерывает путь существования своего создания в образе человека, поскольку профессор осознает, что ни Шариков, ни его прародитель Клим Чугункин, ни многие другие люди, забывшие о том, что такое моральные ценности, никогда бы не смогли эволюционировать.

Тот факт, что ученым удалось успешно ликвидировать последствия неудачного опыта, не мешает читателю увидеть всю потенциальную опасность подобных экспериментов. Об этом Булгаков также сообщает нам в финале своего произведения.

Важно

В его понимании, с приходом к власти большевиков такой ужасный эксперимент был произведен не только над человеком, но также и над русским обществом, и над нашей страной в целом.

см. также:
Другие сочинения по произведению Собачье сердце, Булгаков

Характеристики главных героев произведения Собачье сердце, Булгаков

Краткое содержание Собачье сердце, Булгаков

Краткая биография Михаила Булгакова

Источник: https://www.sdamna5.ru/v_chem_smysl_finala_sobachje

Анализ «Собачье сердце» Булгаков

Легендарное произведение Булгакова “Собачье сердце” изучается на уроках литературы в 9 классе. Его фантастическое содержание отражает вполне реальные исторические события.

В “Собачье сердце” анализ по плану предполагает подробный разбор всех художественных аспектов произведения.

Именно эта информация представлена в нашей статье, включая анализ произведения, критику, проблематику, композиционную структуру и историю создания.

Год написания – повесть написана в 1925 году.

История создания – произведение создаётся быстро – за три месяца, расходится в самиздате, однако опубликовано на родине только в 1986 году в период перестройки.

Тема – неприятие насильственного вмешательства в историю, политических изменений в обществе, тема человеческой натуры, её природы.

Композиция – кольцевая композиция, основанная на образе главного героя.

Жанр – социально-философская сатирическая повесть.

Направление – сатира, фантастика (как способ подачи художественного текста).

Произведение Булгакова было написано в 1925 году. Всего за три месяца на свет родилось гениальное произведение, которое обрело впоследствии легендарное будущее и всенародную славу.

Оно готовилось к изданию в журнале “Недра”. Прочитав текст, главный редактор, естественно, отказался печатать такую, откровенно враждебную к существующему политическому строю, книгу.

В 1926 году на квартире у автора был совершён обыск и рукопись “Собачьего сердца” была изъята. В первоначальном варианте книга называлась “Собачье счастье.

Чудовищная история”, позже она получила современное название, которое связывают со строками из книги А. В. Лайферта.

Сама идея фабулы, по мнению исследователей творчества Михаила Булгакова, заимствована автором у писателя-фантаста Г. Уэлсса. Булгаковский сюжет становится едва ли не прикрытой пародией на правительственные круги и их политику.

Совет

Писатель дважды выступал с чтением своей повести, впервые – на литературном собрании “Никитинские субботники”. После очередного выступления зал был в восторге, за исключением нескольких писателей-коммунистов. При жизни автора его произведение не публиковалось, во многом из-за опального содержания, но была и другая причина.

“Собачье сердце” впервые было опубликовано за рубежом, это автоматически “приговаривало” текст к гонениям на родине. Поэтому только в 1986 году, спустя 60 лет, оно появилось на страницах журнала “Звезда”.

Несмотря на немилость, Булгаков надеялся опубликовать текст при жизни, его переписывали, копировали, передавали друзья и знакомые писателя, восхищаясь смелостью и оригинальностью образов.

<\p>

Писатель поднимает проблему идеологии и политики большевизма, необразованности тех, кто добрался до власти, невозможности насильного изменения порядка в истории. Результаты революции плачевны, она, как и операция профессора Преображенского, привела к совсем неожиданным последствиям, вскрыла самые страшные болезни общества.

Тема человеческой природы, натуры, характеров также затронута автором. Он даёт полупрозрачный намёк на то, что человек чувствует себя слишком всесильным, но не в состоянии контролировать плоды своей деятельности.

Кратко о проблематике произведения: насильственное изменение общественного строя и уклада неминуемо приведёт к плачевным результатам, “эксперимент” будет неудачным.

<\p>

Идея повести Булгакова достаточна прозрачна: любое искусственное вмешательство в природу, общество, историю, политику, и другие сферы – не приведёт к позитивным изменениям.

Автор придерживается здорового консерватизма.

Основная мысль повести гласит следующее: необразованному, незрелому “народу” типа “Шариковых” нельзя давать власть, они морально незрелы, такой эксперимент обернётся катастрофой для общества и истории. Слишком узким будет вывод о художественных целях автора с позиции государственного строя и политики 20-30 годов, поэтому обе идеи имеют право на жизнь.

Смысл названия произведения в том, что не у всех людей, от рождения нормальные, духовно “здоровые” сердца. Есть на земле люди, которые живут жизнью Шарикова, у них собачьи (плохие, злые) сердца от рождения.

Повесть имеет кольцевую композицию, что можно проследить, следуя за содержанием произведения.

Повесть начинается с описания собаки, которая вскоре становится человеком; заканчивается тем, с чего началось: Шариков прооперирован и снова обретает облик довольного животного.

Особенностью композиции являются дневниковые записи Борменталя о результатах эксперимента, о перерождении пациента, о его достижениях и деградации.

Таким образом, история “жизни” Шарикова документально зафиксирована помощником профессора.

Обратите внимание

Ярким ключевым моментом композиции является знакомство Шарикова со Швондером, который оказывает решающее влияние на формирование личности новоиспечённого гражданина.

В центре рассказа два главных героя: профессор Преображенский и Полиграф Шариков, именно они имеют сюжетообразующую роль. В завязке произведения интересен приём автора, когда жизнь показывается глазами пса Шарика, его “собачьи” размышления о погоде, о людях и собственной жизни – отражение того немногого, что нужно для спокойного существования.

Кульминацией повествования является перерождение Полиграфа, его моральное и духовное разложение, наивысшим проявлением которого стал замысел убийства профессора. В развязке – Борметаль и Филипп Филиппович возвращают подопытного в его первоначальный вид, чем исправляют свою ошибку.

Этот момент очень символичен, так как определяет то, чему учит повесть: некоторые вещи можно исправить, если признать свою ошибку.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Собачьего сердца».

Жанр “Собачье сердце” принято обозначать как повесть. По сути оно является социальной или политической сатирой. Переплетение острой сатиры с философскими размышлениями о будущем после революции даёт право называть произведение социально-философской сатирической повестью с элементами фантастики.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/sobache-serdce/analiz-proizvedeniya-bulgakova.html

Социально-психологический смысл произведения М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Завражнов В. В., Зинина Г. М. Социально-психологический смысл произведения М. А. Булгакова «Собачье сердце» // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 630-633. — URL https://moluch.ru/archive/129/35858/ (дата обращения: 26.03.2019).



Повесть «Собачье сердце» (1925 г.) является одним из самых интересных произведений М. А. Булгакова, что объясняется своеобразием сюжета и яркими характерами персонажей. В школьных учебниках литературы и исследованиях, посвященных творчеству М. А.

Булгакова, повесть расценивается как политическая сатира, в которой автор выражает свое критическое отношение к советскому строю и попыткам воспитания нового типа личности [1]. При этом широкий круг проблем, рассматриваемых в повести, позволяет использовать ее в качестве иллюстративного материала при изучении социальных дисциплин.

Социально-психологический анализ произведения может стать темой занятий для студентов психолого-педагогического направления подготовки, социальных педагогов и социальных работников. Такое использование повести является возможным в силу того, что одной из главных проблем повести является вопрос о становлении личности и формировании ее отношений с окружающими.

<\p>

Важно

Повесть «Собачье сердце» обладает богатым потенциалом в плане подготовки студентов, чья будущая профессиональная деятельность, непосредственно связана с социальными отношениями.

Необходимость развития различных компетенций у студентов психолого-педагогического направления подготовки, социальных педагогов и социальных работников предполагает погружение обучающихся в ситуации, обогащающие их опыт, в частности опыт социального взаимодействия.

Литературное произведение с этой точки зрения можно рассматривать как образ социальной ситуации, с которой встретится будущий специалист.

В ходе профессиональной подготовки анализ и обсуждение литературных текстов, посвященных проблемам социальных отношений, может дополнять и расширять представления студента, полученные им на лекционных и семинарских занятиях, а также при прохождении практики.

Целесообразность обращения к литературному тексту при подготовке педагогов и специалистов социальной сферы обусловлена тем, что художественное произведение зримо и ярко представляет разнообразные социальные ситуации, и при этом выявляет характеры персонажей и мотивы их действий.

Прояснение этих моментов студентами в процессе анализа текста является хорошим средством применения полученных знаний и, вместе с тем, служит примером, иллюстрирующим учебный материал.

<\p>

Такой подход обосновывается еще и тем, что для студентов психолого-педагогического направления подготовки, социальных педагогов и социальных работников способность анализировать ситуации взаимодействия и выявлять социальные связи является важным критерием сформированности профессиональных компетенций.

Тот факт, что в дальнейшем специалисту придется постоянно общаться и взаимодействовать с людьми требует хорошего понимания их психологии и мотивов деятельности. Умение понимать состояние человека и планировать его поведение в различных ситуациях межличностного взаимодействия может быть развито в процессе анализа литературного текста.

<\p>

Совет

Целесообразность обращения к художественному тексту для обучения студентов психолого-педагогического направления подготовки, социальных педагогов и социальных работников вытекает из того круга задач, которые им предстоит решать.

К этим задачам относится необходимость выявления проблем и путей их продуктивного разрешения; готовность действовать в изменяющихся социальных условиях и ставить перед собой новые задачи; готовность к постоянному творческому и профессиональному росту; готовность работать в условиях поликультурного общества.

<\p>

Именно готовность действовать в условиях поликультурного общества может считаться основанием для введения литературного текста в процесс подготовки студентов психолого-педагогического направления, социальных педагогов и социальных работников, так как ситуации, представленные в нем, часто характеризуются острым конфликтом интересов, представлений и ценностей.

Читайте также:  Краткое содержание повести «приключения капитана врунгеля» для читательского дневника (а. с. некрасов)

Повесть «Собачье сердце не является исключением, поскольку многоплановость повествования и сложный характер отношений персонажей становится источником множества противоречий. Для произведения характерно постоянное столкновение интересов представителей различных социальных групп, что делает его особенно привлекательным для социально-психологического анализа.

<\p>

Современное общество характеризуется высоким уровнем неоднородности, что выражается в имущественном, культурном и других формах расслоения. Повесть «Собачье сердце» в этом отношении интересна тем, что дает студентам возможность увидеть психологические последствия такого расслоения и оценить их влияние на характер межличностных отношений.

В произведении представлены носители различных культурных и социальных ценностей, при этом стремление автора показать всю сложность и противоречивость их отношений позволяет лучше понять природу современных социальных конфликтов.

Такое понимание является важным условием профессионального роста, так как будущая деятельность подразумевает постоянное общение с людьми, выявление их ценностей и мотивов деятельности, что может быть сформировано за счет обращения к художественному тексту в процессе профессиональной подготовки студентов психолого-педагогического направления подготовки, социальных педагогов и социальных работников.<\p>

Центральным событием повести является операция, проведенная профессором Преображенским, результатом которой стало появление нового человека, впоследствии принявшего имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Несмотря на фантастичность операции и то, что Шариков до нее был обычным псом, автор представляет нам его именно как человека. На это указывают слова профессора Преображенского: «…человек, полученный при лабораторном опыте путем операции на головном мозгу…» [2]. Однако, по мнению М. А. Булгакова, проведенная операция не сделала Шарикова членом общества, поэтому Преображенский и его ассистент доктор Борменталь по мере развертывания сюжета прямо или косвенно указывают своему подопечному на необходимость его социального развития. При этом внимательное чтение повести показывает, что автор через главных героев дает понять свое скептическое отношение к возможности такого развития. По М. А. Булгакову Шариков получил свою личность «в наследство» вместе с пересаженным гипофизом, поэтому его характер почти полностью воспроизводит характер его донора Клима Чугункина.<\p>

Скептическое отношение автора к своему герою обусловлено, конечно, сатирическим замыслом произведения, однако можно утверждать, что система отношений главных героев повести порождает множество проблем. Отношение профессора Преображенского к Шарикову определяется тем, что он возникает в результате проведенной операции. При этом цели искусственного получения человека Преображенский перед собой не ставил, его задача заключалась в выявлении роли гипофиза, поэтому превращение собаки в человеческую особь стало неожиданностью для профессора. По сути, Преображенский не рассматривает Шарикова как самостоятельное существо, о чем говорит, например, его стремление на первых порах действовать через систему прямых запретов. Одной из главных проблем в отношениях Преображенского и Шарикова является то, что профессор не считает необходимым лично помочь последнему в усвоении той системы норм и ценностей, которой придерживается сам.<\p>

Обратите внимание

Отношение Преображенского к Шарикову, как к непредвиденному результату поставленного эксперимента, порождает своеобразную систему воспитания, которая выражена в словах профессора: «…вам надо молчать и слушать, что вам говорят. Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом социального общества!» [2]. Обращает на себя внимание тот факт, что сам Преображенский не ставит перед собой задачи чему-либо обучить Шарикова. Воспитание приемлемого члена социального общества сводится у Преображенского к директивам и жесткому порицанию в случаях, если Шариков ведет себя иначе, чем от него ожидают.<\p>

Все вышесказанное не может характеризовать профессора Преображенского как отрицательного персонажа, ограничивающего развитие Шарикова. Сам профессор оказывается в крайне сложных условиях, поскольку в силу своей ученой специализации ему проще воспринимать Шарикова как биологическое существо, но не как личность [3]. Преображенский оказывается полностью неготовым к тому, чтобы в доступной форме передавать собственный опыт существу, полученному в процессе медицинского эксперимента. При этом текст повести позволяет с уверенностью утверждать, что Шариков очень восприимчив к влиянию окружающих и при этом достаточно быстро обучается. На первых порах обучение осуществляется в результате подражания, но поскольку круг общения Шарикова ограничен, он заимствует у окружающих чисто внешние черты, например, манеру одеваться: «Что я, хуже людей? Пойдите на Кузнецкий — все в лаковых» [2]. В дальнейшем обучение Шарикова происходит под руководством председателя домового комитета Швондера, который впоследствии рассчитывает использовать Шарикова в качестве оружия против классового врага Преображенского. Как ни странно, но Швондер единственный персонаж повести, занимающийся систематическим образованием Шарикова, хотя результативность такого обучения невысока.<\p>

Тем не менее, хотя бы формально, Шарикову удается стать членом общества, он устраивается на работу и занимает руководящую должность, что позволяет говорить о достаточном уровне развития его социальных качеств. Шариков получает определенный социальный статус и начинает выполнять связанную с ним социальную роль. Этот процесс сопровождается ростом чувства собственного достоинства и стремлением защищать свои интересы, что выражается в его словах, обращенных к Преображенскому: «Что я, управы, что ли, не найду на вас?» [2]. Однако, несмотря на достигнутое положение, Шариков все-таки не смог в полной мере развиться как личность. У него нет друзей, его попытка создать семью завершается неудачей, поскольку для этого он прибегает к обману. О драме личностного развития Шарикова, пожалуй, лучше всего свидетельствует оценка, данная одним из пациентов профессора Преображенского, «толстым и рослым человеком в военной форме». Придя предупредить профессора о доносе Шарикова, он заключает: «…но какая все-таки дрянь!» [2]. Показательно, что данная оценка дается человеком посторонним, который не имел возможности наблюдать всех сложностей в отношениях Преображенского и Шарикова.<\p>

Анализ повести с целью выявления ее социально-психологического смысла позволяет рассматривать произведение в качестве метафоры социализации. Это обосновано тем, что в повести достаточно явно представлена проблема приобщения к обществу человека, полученного искусственным путем. Элемент фантастики только лучше подчеркивает остроту этой проблемы, а также задает ограниченные временные рамки такого приобщения, поскольку Шариков представляет вполне взрослого индивида. Практический аспект понимания повести «Собачье сердце» как метафоры социализации заключается в том, что она может быть использована в процессе обучения студентов психолого-педагогического направления подготовки, социальных педагогов и социальных работников. Произведение дает богатый иллюстративный материал для анализа социальной ситуации развития личности и выявления проблем, которые возникают в процессе социализации и взаимодействия в обществе. Раскрывая эти проблемы, студенты получают возможность теоретически обосновать пути их решения, что позитивно отражается на формировании их профессиональных качеств.<\p>

Литература:<\p>

  1. Бердяева, О. Перевернутая иерархия: к проблематике повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» // Балтийский филологический курьер. — 2003. — № 3. — С.105–115
  2. Булгаков, М. А. Собачье сердце. Повести. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. — 256с.
  3. Яблоков, Е. А. О пользе чтения изучаемых текстов (на примере повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») // Наука и школа. — 2014. — № 5. — С.186–192

Основные термины (генерируются автоматически): психолого-педагогическое направление подготовки, литературный текст, отношение Преображенского, Преображенское, художественный текст, социальное общество, профессиональный рост, приемлемый член, поликультурное общество, мотив деятельности.

Источник: https://moluch.ru/archive/129/35858/

В чем смысл названия повести

Образование 24 мая 2015

В чем смысл названия повести “Собачье сердце?” В нем можно увидеть двойное значение. Повесть могла быть названа так в честь эксперимента, который провел профессор Преображенский.

Суть его заключалась в пересадке в тело собаки человеческого сердца. О том, что из этого вышло, рассказывается далее в произведении.

Также, размышляя о том, в чем смысл названия повести “Собачье сердце”, отметим, что суть может заключаться в самих людях, подобных Швондеру. Рассмотрим этот вариант подробнее.

Люди, подобные Швондеру

Им не пересаживали собачьих сердец. У таких людей они с рождения. Швондера можно назвать человеком без духовного мира, хамом, бездельником. Можно сказать, что он искусственно создан, ведь у этого героя нет своего мнения. Все его взгляды навязаны ему извне.

Швондер является воспитанником пролетариата, то есть группы людей, которые поют о светлом будущем, но при этом ничего не делают. Именно они не ведают сочувствия, скорби, жалости. Эти люди глупы и некультурны. У них с рождения собачьи сердца, хотя одинаковые сердца имеют не все собаки.

Вот какой смысл названия повести “Собачье сердце” можно увидеть.

Был ли выбор у героев произведения?

Шарик находится ступенью ниже, чем Борменталь и профессор Преображенский. Однако по уровню развития он оказывается, безусловно, выше Шарикова и Швондера.

Промежуточное положение в повествовательной структуре этого произведения Шарика (собаки) подчеркивает драматическое положение в обществе “массовидного” человека, который находится перед выбором: либо идти путем естественной духовной и социальной эволюции, либо же начать нравственно деградировать.

У героя произведения Шарикова, возможно, такого выбора не было. Это существо являлось все-таки искусственно созданным, и потому имело наследственность пролетария и собаки. Однако у всего общества выбор был, и лишь от человека зависело, какой он изберет путь.

Видео по теме

Аллегория в “Собачьем сердце”

В биографии Михаила Булгакова, написанной в 1984 году Э. Проффер, можно найти попытку ответить на вопрос о том, в чем смысл названия повести “Собачье сердце”. Произведение рассматривается Проффер в качестве аллегории трансформации всего советского общества во время революции как предостережение об опасности человеческого вмешательства в дела природы.

Смысл названия повести “Собачье сердце” заключается не только в истории превращений Шарикова, но и в истории изменения общества, которое развивается по иррациональным, абсурдным законам.

Если в повести фантастический план завершен сюжетно, то открытым остается нравственно-философский: “шариковы” на земле продолжают плодиться и утверждаться в жизни.

Следовательно, “чудовищная история” современного писателю общества продолжается.

Особенности художественной литературы 1920-х годов

К сожалению, трагические прогнозы Михаила Афанасьевича оправдались. Это подтвердилось в 1930-1950-е годы, когда формировалась сталинщина, а также в более позднее время.

Одной из главных в литературе 1920-х годов была проблема устройства “нового общества” и “нового человека”. Основной особенностью творчества указанного времени было то, что в нем преобладала идея коллектива.

Она обосновывалась в эстетических программах РАППа, конструктивизма, пролеткульта, футуристов.

Полемика Михаила Булгакова

Можно воспринимать образ Шарикова как полемику с обосновывающими идею “нового человека” теоретиками. Писатель в этой повести, с одной стороны, показывает психологию нового “массовидного” героя (в образе Шарикова) и всей массы (домком со Швондером во главе).

Но, с другой стороны, Булгаков противопоставляет им героя-личность в образе профессора Преображенского.

В повести движущей силой конфликта является столкновение представлений профессора Преображенского об обществе, которые можно назвать разумными, и иррациональности воззрений людской массы, абсурдности устройства общества.

“Собачье сердце” – антиутопия

Так какой смысл вложен в название повести “Собачье сердце” помимо вышеуказанного? Произведение можно воспринимать как антиутопию, которая осуществилась в действительности. Присутствует в повести традиционное изображение всей государственной системы и противопоставление этому механизму индивидуального начала.

Образ профессора Преображенского

Профессор Преображенский показан как человек независимого ума, высокой культуры, обладающий в области науки глобальными знаниями. К.М.

Симонов писал о том, что в повести “Собачье сердце” Булгаков отстаивал с наибольшей силой свой взгляд на права и обязанности интеллигенции, а также то, что она является цветом общества. Профессор является положительной фигурой павловского типа.

Подобный ему человек может придти в конечном счете к социализму. Он и придет, если сможет увидеть, что социализм открывает простор для научной работы.

Для него тогда не будет играть роль проблема восьми или двух комнат. Он свои 8 комнат отстаивает потому, что посягательство на них рассматривает как покушение не на собственный быт, а на общественные права.

Филипп Филиппович относится критически ко всему, что творится в стране с 1917 года. Преображенский отвергает практику и теорию революции.

Читайте также:  Сравнительная характеристика данко и ларры (по рассказу «старуха изергиль»)

Он смог проверить это в ходе проведенного им медицинского эксперимента, в котором опыт создания так называемого нового человека оказался неудачным.

Можно ли переделать натуру Шарикова?

Отвечая на вопрос о том, в чем смысл названия повести “Собачье сердце” Булгакова, следует рассмотреть несколько подробнее образ Шарикова. Натуру этого героя переделать невозможно, как нельзя изменить и наклонности швондеров, чугункиных и им подобных.

Борменталь спрашивает Преображенского о том, что было бы, если бы мозг Спинозы пересадили Шарикову. Однако профессор убедился уже в бесперспективности человеческого вмешательства в природную эволюцию.

Он говорит, что не видит необходимости фабриковать Спинозу искусственно, когда его “может родить в любое время любая баба”. Такой вывод для понимания социального подтекста произведения даже важнее: нельзя вмешиваться искусственно не только в природную эволюцию, но и в социальную.

Важно

К страшным последствиям может привести нарушение в обществе нравственного равновесия. Вот в чем смысл названия повести “Собачье сердце”.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/186363/

Сочинение на тему: Смысл двух превращений в повести М. Булгакова «Собачье сердце»

Все, о чем писал М. Булгаков, проходило через его сердце. Особенно волновали писателя насильственные преобразования, происходящие в обществе. Эта тема рас­крывается в двух сатирических повестях Булгакова: «Ро­ковые яйца» и «Собачье сердце».

Повесть «Собачье сердце» отличается оригинальнос­тью идеи. Свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, а безответственным и преждевре­менным экспериментом. Революцию можно сравнивать с операцией на живом организме.

В основе повести лежит великий эксперимент. Герой повести — профессор Филипп Филиппович Преображен­ский — задумал улучшить саму природу: создать нового человека, пересадить собаке часть человеческого мозга.

И вот профессор свершает главное дело своей жиз­ни — уникальную операцию-эксперимент: он пересажи­вает псу Шарику человеческий гипофиз от скончавше­гося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот — Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судим три раза.

«Профессия — игра на балалайке по трак­тирам, маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной». В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо — нелюдь, целиком унаследовавший «пролетарскую» сущность своего «пред­ка».

Первое произнесенное им слово было «буржуи». А потом — ругань: «не толкайся!», «Подлец», «…слезай с подножки». Это был омерзительный «человек малень­кого роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вы­шиной.

Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка».

Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, «основой» которого был люмпен-пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чван­лив, агрессивен.

Совет

Конфликт между профессором Преобра­женским, его помощником доктором Борменталем и че­ловекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом.

«Человек у двери мутноватыми глазами погляды­вал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом…»; «Окурки на пол не бросать — в сотый раз про­шу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить.

Она жалуется, что вы в темноте ее подкара­уливаете. Смотрите!» — негодует профессор. «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, — вдруг плаксиво выго­ворил он (Шариков)… Что вы мне жить не даете?»

Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков ведет примитивно-паразитический образ жизни: днем большей частью спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право».

Шариков наглеет с каждым днем. К тому же он на­ходит союзника — управдома Швондера, который воспи­тывает в собаке Шарике Шарикова и рекомендует его на государственную службу.

Люмпен Шариков инстинктивно «учуял» главное кре­до новых хозяев жизни, всех Шариковых: грабь, воруй, растаскивай все созданное,  а также главный принцип

Создавшегося так называемого социалистического обще­ства: всеобщая уравниловка, называемая равенством. К чему это привело — общеизвестно. Шариков, поддер­живаемый Швондером, все более распоясывается, хули­ганит открыто.

Звездным же часом для Полиграф Полиграфовича явилась его «служба» в отделе чистки города от бродячих животных.

Итак, булгаковский Шарик совершил головокружи­тельный прыжок: из бродячих собак — в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек.

Обратите внимание

Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него от­сутствуют человеческие качества, кроме подлости, нена­висти, злобы. Он нагло претендует на жилплощадь Пре­ображенского, «строчит» донос на профессора.

На страницах повести хирургу-чародею удается вер­нуть собаке ее собачье обличье. Профессор понял: приро­да не терпит насилия над собой.

Булгаков в повести «Собачье сердце» не только посме­ялся над всеми сторонами новой жизни, когда тот, «кто был никем», стал «всем», но и показал, что может полу­читься в результате такой метаморфозы.

Важно

Писатель пре­дупреждает об этом всех нас, говорит о том, что нельзя насильственным путем изменить образ мысли человека, нравственные устои общества. Можно разрушить, но со­здать в одночасье нельзя.

Это длительный эволюционный процесс.

Источник: https://www.slavkrug.org/sochinenie-na-temu-smysl-dvux-prevrashhenij-v-povesti-m-bulgakova-sobache-serdce/

Главная мысль, заключенная в названии. Почему Булгаков так назвал свою повесть?

Сочинения › Булгаков М.А. › Собачье сердце

Готовые Домашние Задания

Повесть Булгакова «Собачье сердце» вызвала град нападок со стороны критики. Резкое неодобрение произведения со стороны властей и литераторов привело даже к расторжению договора о постановке повести и ее публикации. Рукопись вместе с дневниками Булгакова была изъята. И лишь сравнительно недавно это произведение было опубликовано и стало доступно для широкого круга читателей.

Необычное построение произведения – от общего к частному – необычайно ярко передает идею произведения. В центре его – невероятный случай превращения собаки в человека.

Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского.

Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.

Бездомный Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина.

Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние.

Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Важно

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Повествование в «Собачьем сердце» построено в тесной связи с действительностью 20-х годов и социальной проблематикой. Фантастика в произведении выполняет не основную роль, а вспомогательную.

В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь: и в 30-ые — 50-ые он годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак.

Через всю свою жизнь герой пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность.

Вступив в разумную жизнь, Шариков оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить.

Герой гордится своим низким происхождением, гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков.

Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, — история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам.

Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается.

Трагические прогнозы Булгакова, к сожалению, оправдались, что подтвердилось в 30—50-е годы, в период формирования сталинщины, и позднее.

Совет

Смысл названия произведения можно толковать двояко. Первый вариант лежит на поверхности – повесть могла быть так названа в честь самого эксперимента, произведенного профессором Преображенским: он пересадил человеческое сердце в тело собаки.

Также смысл названия может заключаться в самих людях, таких, как Швондер. Им никто не пересаживал собачьих сердец, они у них с рождения. Швондер – это человек без своего духовного мира, бездельник, хам.

Можно сказать, что он создан искусственно. Швондер не имеет собственного мнения. Все взгляды были навязаны ему.

Швондер – воспитанник пролетариата – группы людей, по мнению Булгакова, поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями.

Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.

Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться.

И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность.

Обратите внимание

Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.

В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена.

Сочинения по теме:

  • “Новый человек” профессора Преображенского. Для чего он был создан? сочинение
  • Булгаков пишет о зарождении новой личности. Что из этого вышло? сочинение
  • Религиозные мотивы и операция профессора. В чем смысл всего этого? сочинение
  • Несовершенная власть и их принципы в повести “Собачье сердце” сочинение

Источник: https://1soch.ru/bulgakov-ma/sobache-serdce/glavnaya-mysl-zakluchennaya-v-nazvanii-pochemu-bulgakov

«Собачье сердце». Смысл двух превращений Шарика в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Повесть «Собачье сердце» была написана Булгаковым в 1925 году, но появилась в свет только в 1987-м. Это была последняя сатирическая повесть автора. Тот огромный эксперимент, который проходил по всей стране в то время, в иносказательной форме нашел свое отражение в этом произведении.

Эксперимент по превращению собаки в человека, который проводит всемирно известный профессор Преображенский, и получился, и нет. Получился, потому что профессор Преображенский был лучшим хирургом в Европе и ему удалось опередить свое время.

Не получился, так как результат этого эксперимента не только превзошел все надежды профессора, но и ужаснул, испугал, заставил вернуть все на круги своя. Произошли эти события в разгар построения в России нового общества и нового человека.

Жил на свете симпатичный и сообразительный пес, страдающий от человеческой жестокости: «Но вот тело мое изломанное, битое, надругались над ним люди достаточно… Не били вас по заду сапогом? Били. Кирпичом по ребрам получали? Кушано достаточно».

Последней каплей, переполнившей чашу страданий Шарика, стало то, что ему кипятком обварили левый бок: «Отчаяние повалило его. На душе у него было до того больно и горько, до того одиноко и страшно, что мелкие собачьи слезы, как пупырышки, вылезали из глаз и тут же засыхали».

Читайте также:  Не оборачивается тот, кто стремится к звездам

Спасение пришло в облике профессора Преображенского, который накормил Шарика и привел его к себе домой. Бедный пес не понимает, что происходит в этой квартире, но его сытно кормят, и этого псу достаточно. Но вот приходит день, когда над Шариком ставят страшный эксперимент.

Булгаков, описывая операцию по пересадке гипофиза человека собаке, ясно, показывает свое негативное отношение ко всему происходящему: прежде симпатичные и внушающие уважение профессор Преображенский и доктор Борменталь резко меняются: «Пот с Борменталя полз потоками, и лицо его стало мясистым и разноцветным. Г лаза его метались от рук профессора к тарелке на инструментальном столе.

Важно

Филипп же Филиппович стал положительно страшен. Сипение вырывалось из его носа, зубы открылись до десен». Думая о достижениях науки, герои забывают о самом главном — о человечности, о том, какие мучения пришлись на долю несчастного пса, о тех последствиях, к которым приведет этот эксперимент.

Гипофиз, который пересадили Шарику, принадлежал убитому в драке Климу Чугункину, вору-рецидивисту, осужденному на каторгу. Профессор не учел тех генов, которые перешли к Шарику, в результате чего, как сказал Филипп Филиппович, милейший пес превратился «в такую мразь, что волосы дыбом встают». Шарик стал Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, его первыми словами стали нецензурные ругательства.

Он переродился в невежественного, злобного, агрессивного хама, который просто отравил жизнь всех окружающих в доме профессора. Воспитание, которое ему пытаются привить профессор и доктор Борменталь, полностью уничтожается влиянием Швондера, умеющего надавить на самые низменные инстинкты Шарикова.

Интеллигентность профессора оказывается бессильной перед неприкрытым хамством, наглостью и жадностью получеловека-полусобаки. Профессор понимает свою ошибку: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей».

Открытие, которое совершил Преображенский, на деле оказывается вовсе не нужным: «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Доктор, человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

Когда Шариков превратил жизнь профессора в настоящий ад, ученые совершают еще одну операцию: Шариков становится тем, кем был изначально— симпатичным хитроватым псом. Только головные боли напоминали ему о тех метаморфозах, которые с ним происходили: «Так свезло мне, так свезло, — думал он, задремывая, — просто неописуемо свезло.

Утвердился я в этой квартире… Правда, голову мою всю исполосовали зачем-то, но это до свадьбы заживет». История Шарика завершилась счастливо, но тот огромный рискованный эксперимент по преобразованию огромной страны закончился трагически: шариковы расплодились в невероятных количествах, и мы до сих пор пожинаем плоды этого эксперимента.

Нельзя форсировать историю, нельзя производить эксперименты над живыми людьми, нельзя не думать о тех последствиях, к которым приводит тщеславное желание преобразовать человеческую природу и создать «идеального человека», «идеальное общество», не изменяя его души, сознания и нравственности, — вот тот итог, к которому приходит читатель, размышляя о превращениях Шарика в повести «Собачье сердце».

Вы также можете заказать любое сочинение или эссе и получить его в сжатые сроки.

ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ

Источник: https://gdzplus.com/sochineniya/bulgakov/1006-smysl-prevrashchenij-sharika.html

Сочинение на тему: Смысл двух превращений в повести М. Булгакова “Собачье сердце”

Все, о чем писал М. Булгаков, проходило через его сердце. Особенно волновали писателя насильственные преобразования, происходящие в обществе. Эта тема рас­крывается в двух сатирических повестях Булгакова: “Ро­ковые яйца” и “Собачье сердце”.

Повесть “Собачье сердце” отличается оригинальнос­тью идеи. Свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, а безответственным и преждевре­менным экспериментом. Революцию можно сравнивать с операцией на живом организме.

В основе повести лежит великий эксперимент. Герой повести – профессор Филипп Филиппович Преображен­ский – задумал улучшить саму природу: создать нового человека, пересадить собаке часть человеческого мозга.

Совет

И вот профессор свершает главное дело своей жиз­ни – уникальную операцию-эксперимент: он пересажи­вает псу Шарику человеческий гипофиз от скончавше­гося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот – Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судим три раза.

“Профессия – игра на балалайке <\p>

по трак­тирам, маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти – удар ножом в сердце в пивной”.

В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо – нелюдь, целиком унаследовавший “пролетарскую” сущность своего “пред­ка”. Первое произнесенное им слово было “буржуи”. А потом – ругань: “не толкайся!”, “Подлец”, “…слезай с подножки”.

Это был омерзительный “человек малень­кого роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вы­шиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка”.

Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, “основой” которого был люмпен-пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чван­лив, агрессивен.

Совет

Конфликт между профессором Преобра­женским, его помощником доктором Борменталем и че­ловекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом.

“Человек у двери мутноватыми глазами погляды­вал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом…”; “Окурки на пол не бросать – в сотый раз про­шу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить.

Она жалуется, что вы в темноте ее подкара­уливаете. Смотрите!” – негодует профессор. “Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, – вдруг плаксиво выго­ворил он (Шариков)… Что вы мне жить не даете?”

Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков ведет примитивно-паразитический образ жизни: днем большей частью спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что “в настоящее время каждый имеет свое право”.

Обратите внимание

Шариков наглеет с каждым днем. К тому же он на­ходит союзника – управдома Швондера, который воспи­тывает в собаке Шарике Шарикова и рекомендует его на государственную службу.

Люмпен Шариков инстинктивно “учуял” главное кре­до новых хозяев жизни, всех Шариковых: грабь, воруй, растаскивай все созданное, а также главный принцип

Создавшегося так называемого социалистического обще­ства: всеобщая уравниловка, называемая равенством. К чему это привело – общеизвестно. Шариков, поддер­живаемый Швондером, все более распоясывается, хули­ганит открыто.

Звездным же часом для Полиграф Полиграфовича явилась его “служба” в отделе чистки города от бродячих животных.

Итак, булгаковский Шарик совершил головокружи­тельный прыжок: из бродячих собак – в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек.

Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него от­сутствуют человеческие качества, кроме подлости, нена­висти, злобы. Он нагло претендует на жилплощадь Пре­ображенского, “строчит” донос на профессора.

На страницах повести хирургу-чародею удается вер­нуть собаке ее собачье обличье. Профессор понял: приро­да не терпит насилия над собой.

Булгаков в повести “Собачье сердце” не только посме­ялся над всеми сторонами новой жизни, когда тот, “кто был никем”, стал “всем”, но и показал, что может полу­читься в результате такой метаморфозы.

Важно

Писатель пре­дупреждает об этом всех нас, говорит о том, что нельзя насильственным путем изменить образ мысли человека, нравственные устои общества. Можно разрушить, но со­здать в одночасье нельзя.

Это длительный эволюционный процесс.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-smysl-dvux-prevrashhenij-v-povesti-m-bulgakova-sobache-serdce/

Смысл двух превращений Шарика в повести М. Булгакова «Собачье сердце»

Повесть «Собачье сердце» — одно из вершинных произведений М. А. Булгакова. В ней соединяются конкретные приметы реальности 20-х гг. и фантасти­ка. Писатель показывает гротескный образ современ­ной ему действительности.

В основе повести лежит великий эксперимент про­фессора Преображенского. Филипп Филиппович — известный, всеми уважаемый врач, проводящий уди­вительные операции по омоложению пациентов. Ему нет равных, он настоящий ас в своем деле.

В одной из подворотен профессор Преображенский находит бездомного пса Шарика, голодного и несчаст­ного, и решает взять его к себе. Но Преображенским руководит отнюдь не гуманное отношение к живот­ным и не бескорыстие.

Он уже задумал свой опыт и вот подыскал для него подходящий экземпляр. Ша­рик живет незавидной жизнью. Каждый день он вы­нужден слоняться по подворотням в поисках куска хлеба. Ему негде укрыться от мороза и вьюги. Он оз­лоблен. При этом Шарик очень неглуп.

У него есть собственная оценка быта, нравов, жителей Москвы.

Преображенский сразу привлек внимание Шари­ка. «Именно гражданин, а не товарищ, и даже — вер­нее всего — господин»,— сделал пес о нем вывод.

Ко­гда Борменталь спрашивает своего наставника о том, как ему удалось заманить такого нервного пса, Преоб­раженский отвечает, что ласка — единственный спо­соб, который возможен в обращении с живым сущест­вом.

Профессор в своих речах не раз выступает против террора, против насилия. Однако на деле он противо­речит себе. Шарику делается экспериментальная операция.

Совет

Новое очеловеченное существо явно ниже Шарика. Едва-преобразившись, «дворняга» обругал Преобра­женского «по матери», и это было только начало жиз­ни человека с собачьим сердцем.

От бывшего Шарика стала постоянно слышаться вульгарная ругань, он быстро воспроизвел «все бранные слова, которые только существуют в русском лексиконе» и которые хранились в его подсознании. «Предок» Шарикова — Клим Петрович Чугункин.

Он судился три раза, славен игрой на балалайке по трактирам и пристрастием к алкоголю. Образ весьма неприглядный. Все его не­достатки целиком унаследовал Шариков.

Филипп Филиппович вынужден признать свою ошибку, но признает он ее сразу в той только части, что касается омоложения. Как понял Преображен­ский, перемена гипофиза дает не омоложение, а пол­ное очеловечивание.

Однако вскоре выходки Шарикова начинают про­изводить на профессора тягостное впечатление. «Что­бы я более не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вот плевательница. С писсуа­ром обращаться аккуратно»,— разъяренно отчитыва­ет он новоявленного Полиграфа Полиграфовича.

Бывшая дворняжка не только ругается, ведет себя бескультурно, подкарауливает Зину в темноте, но и начинает вступать в распри с самим профессором. В споре Шариков ведет себя уверенно и развязно.

Он уп­рекает доктора в совершении операции, на которую он согласия не давал, высказывает претензии на пол­ную свободу и на право прописки в квартире Преобра­женского. «Ну, тип»,— проносится однажды в голове доктора. Несколько позже он мысленно восклицает: «Кошмар, кошмар!».

Мысль о совершенной ошибке все настойчивее начинает стучаться в голову Преобра­женского. Полиграф Полиграфович не отказывает себе в спиртном, водит дружбу со Швондером, устраи­вается на весьма сомнительную работу, обманом по­лучает согласие на брак с собой.

Обратите внимание

Профессор всерьез начинает думать о совершении обратной операции и в итоге решается на нее. «Ста­рый осел Преображенский,— ругает он себя,— на­рвался на этой операции как третьекурсник».

Про­фессор вдруг понимает, что «милейшего пса он пре­вратил «в мразь».

В результате эксперимента доктор получил «исключительногопрохвоста», «хамаисвинью», человека с самым «паршивым» сердцем «из всех, которые только существуют в природе».

Профессор осознает, что нет смысла пытаться «ис­кусственно фабриковать Спиноз». Эксперименты над природой могут закончиться весьма драматично.

Рисуя историю преображения Шарика, Булгаков раскрывает проблему ответственности ученого за ре­зультаты его экспериментов, проблему права челове­ка на социальный эксперимент, на вмешательство в естественное, эволюционное развитие жизненного процесса. Писатель воплощает свою убежденность в предпочтительности естественного течения жизни пе­ред насильственным методом вторжения в нее. Булга­ков говорит о том, что сила самодовольного агрессив­ного невежества разрушительна.

Позволяя своему герою провести повторную опера­цию, писатель обращает внимание читателя на про­блему интеллигенции, утверждает право интеллиген­ции на борьбу за ее права.

Источник: https://5litra.ru/soch/305-smysl-dvuh-prevrascheniy-sharika-v-povesti-m-bulgakova-sobache-serdce.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]