Готовые школьные сочинения
марта
02 2011
Тема войны и гуманизма в рассказе Шолохова «Судьба человека»
О гуманизме размышляли писатели во все времена. В XX веке гуманистическая тема звучала и в произведениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны.
Война – это трагедия. Она приносит разрушения и жертвы, разлуку и гибель. Миллионы людей осиротели в то время. Война бесчеловечна: ведь человек убивает человека. От него требуется быть жестоким и злым, забыть о нравственных законах и божьих заповедях.
Возможно ли в такое время сохранить себя, свою душу, все то, что составляет человечность – любовь к людям, способность делать добро, отзывчивость и чуткость?
Ответ на этот вопрос можно найти в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Главный герой произведения – шофер Андрей Соколов. Именно в его действиях находит свое отражение гуманистическая тема.
Многое пришлось пережить рядовому солдату.
Был он ранен трижды, попал в плен («кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука»), все ужасы концлагерей («Били запросто для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев.»).
Погибла семья Андрея: «Тяжелая бомба попала прямо в мою хатенку. Ирина и дочери как раз были дома… не нашли от них и следа.» Сына, «последнюю радость и последнюю надежду» героя, убивает немецкий снайпер «аккурат девятого мая, в День Победы. «От такого удара у Андрея «в глазах потемнело, сердце сжалось в комок и никак не разжимается».
Эти тяжелые беды и лишения стали для шолоховского героя настоящим испытанием – испытанием на человечность.
Его глаза, которые, как известно, являются зеркалом души, хоть «словно и присыпаны пеплом», но все же в них нет ни мстительного человеконенавистничества, ни ядовито-скетического отношения к жизни, ни циничного равнодушия. Судьба «исказнила» Андрея, но не смогла сломить, убить в нем живую душу.
Своим рассказом Шолохов опровергает мнение тех, кто считает, что стойкость, мужество не уживаются с нежностью, отзывчивостью, лаской, добротой. Наоборот, писатель считает, что только сильные и непреклонные люди способны проявлять человечность, словно это «примета» такого характера.
Шолохов специально не показывает подробностей фронтового быта, лагерных мытарств, желая сконцентрировать внимание на изображении «кульминационных» моментов, когда характер героя, его гуманность проявляются наиболее сильно и ярко.
Так, Андрей Соколов с честью выдерживает «поединок» с лагерфюррером.
Герою удается, пусть даже на мгновение, пробудить в гитлеровцах что-то человеческое: Мюллер в знак признания его солдатской доблести («Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!») сохраняет Андрею жизнь и даже преподносит «небольшую буханку хлеба и кусок сала».
Но герой понимал: враг способен на любое коварство и жестокость, и в тот момент, когда вот-вот мог прогреметь выстрел в спину, в его голове мелькнуло: «Засветит он мне сейчас промеж лопаток и не донесу ребятам этих харчей». В минуту смертельной опасности герой думает не о своей жизни, а о судьбе товарищей.
Подарок Мюллера «поделили без обиды» («всем поровну»), хотя и досталось «каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку… ну а сала … – только губы помазать.» И такой великодушный поступок шолоховский герой совершает не задумываясь. Для него это даже не единственно верное, а единственно возможное решение.
Война бесчеловечна, поэтому возникают ситуации, которые требуют решений на грани жестокости и гуманизма, на грани дозволенного и недозволенного… в обычных условиях.
Такому испытанию нравственных принципов подвергся Андрей Соколов, оказавшись вынужденным расправиться с Крыжневым, чтобы спасти взводного – «курносенького мальчишку.
» Гуманно ли убийство человека? У Шолохова в сложившихся обстоятельствах удушение Крыжнева – предателя, руководствующегося принципом «своя рубашка ближе к телу», имеет «гуманистическую правомерность».
Писатель убежден, что душевная отзывчивость и нежность, спсобность к деятельной (именно деятельной) любви, проявляемые Андреем Соколовым, когда он сталкивается с людьми добрыми, справедливыми, нуждающимися в его защите, – это и есть нравственная основа непримиримости, презрения, мужественной твердости (способности перешагнуть через нравственный закон – убить) по отношению к жестокости и предательству, лжи и лицемерию, и алодушию и трусости.
Именно поэтому, пытаясь убедить читателя в гуманности поступка Андрея, Шолохов создае образ «товарища Крыжнева» как исключительно отрицательный, стараясь вызвать презрение, ненависть к предателю «мордастому», «толстому мерину». И после убийства Андрею «стало нехорошо», «страшно захотелось руки помыть», но только потому, что показалось ему, будто «какого-то гада ползучего душил», а не человека.
Но герой совершает и истинно гуманистический и гражданский подвиг. Он усыновляет «маленького оборвыша», малышку сироту: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать.
» «Исказненный», «искалеченный жизнью» Андрей Соколов свое решение усыновить Ванюшку не пытается мотивировать философски, для него этот шаг не связан с проблемой нравственного долга.
Для героя рассказа «защитить ребенка» – это естественное проявление души, желание, чтобы глаза мальчика оставались ясными, «как небушко», а хрупкая душа не потревоженной.
Всю свою неистраченную любовь и заботу дарит Андрей сынишке: «Пойди, милок, поиграйся возле воды… Только гляди, ноги не промочи!» С каким умилением он смотрит на его голубые «глазенки». И «сердце отходит», и «становится радостно на душе, что и словами не скажешь!»
Усыновив мальчика, который никому не нужен, но в чьей душе оставалась надежда на «добрую долю», Соколов сам становится олицетворением неуничтожимой человечности мира. Таким образом, в рассказе «Судьба человека» автор показал, что несмотря на все тяготы войны, личные утраты, люди не зачерствели сердцем., они способны делать добро, стремятся к счастью, любви.
В начале рассказа автор спокойно повествует о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого «словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской». Шолоховский герой вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он «сгорбился», положил на колени большие, темные руки. Все это дает нам почувствовать, насколько трагична судьба этого человека.
Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. Он с детства узнал, почем «фунт лиха», сражался в гражданскую войну. Скромный труженик, отец семейства, он был по-своему счастлив.
Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен.
Но самое страшное ждало героя впереди – он попадает в фашистский плен.
Герою пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира.
С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с комендантом концлагеря.
Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик фашиста.
Андрею все же удается бежать, и он снова становится солдатом. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но он до конца оставался человеком. И все же самые серьезные испытания выпали на долю героя, когда он вернулся домой. Вышедший из войны победителем, Андрей Соколов потерял все, что у него было в жизни.
На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы… Погибли все члены его семьи.
Он говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…»
После всего, что пережил этот человек, он, казалось бы, должен был озлобиться, ожесточиться. Однако жизнь не смогла сломить Андрея Соколова, она изранила, но не убила в нем живую душу. Всю теплоту своей души герой отдает усыновленному им сироте Ванюше, мальчишке со «светлыми, как небушко, глазами».
И то, что он усыновляет Ваню, подтверждает нравственную силу Андрея Соколова, сумевшего после стольких потерь начать жизнь сначала. Этот человек побеждает горе, продолжает жить.
«И хотелось бы думать, – пишет Шолохов, – что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».
Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» проникнут глубокой, светлой верой в человека.
Его заглавие символично: это не просто судьба солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, простого солдата, вынесшего на себе все тяготы войны.
Писатель показывает, какой огромной ценой была завоевана победа в Великой Отечественной войне и кто был настоящим героем этой войны. Образ Андрея Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравственную силу русского человека.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Тема войны и гуманизма в рассказе Шолохова «Судьба человека» . Литературные сочинения!
Источник: https://www.testsoch.net/tema-vojny-i-gumanizma-v-rasskaze-sholoxova-sudba-cheloveka/
Правда о войне в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека”
Книги, написанные после войны, дополняли ту правду, которая была сказана и в годы войны, но новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили развитие две ведущие концепции: концепция исторической правды и концепция человека.
Принципиально важную роль в становлении новой волны сыграл рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека” (1956). Значительность рассказа определяется уже через само жанровое определение: “рассказ-трагедия”, “рассказ-эпопея”, “эпос, сжатый до размеров рассказа”.
Благодаря этому рассказу военная проза перешла от подчеркивания эпитета настоящий человек к повествованию о судьбе человека. Содержанием рассказа становится столкновение человека с историей, попытка отстоять свое право на жизнь.
Шолохов показал не просто историю жизни солдата, а воплотил в своем герое, простом человеке, шофере Андрее Соколове, типичные черты русского национального характера.
При создании этого рассказа Шолохов применяет свой излюбленный прием композиции: рассказ в рассказе.
Повествование ведется от первого лица, что создает впечатление крайней достоверности, атмосферу исповедальности, когда герой осмысливает прожитую жизнь и делится воспоминаниями с автором-повествователем. Шолохову удается в биографии одной личности отразить трагическую судьбу всего русского народа.
Повествователь, случайный попутчик, на переправе через реку сразу обращает внимание на смертельно усталого мужчину с мальчиком. Он видит “глаза, словно пересыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них больно смотреть”. Повествователь становится героем рассказа. Слушая историю жизни Андрея Соколова, он не может сдержать слез.
На долю поколения Соколова выпала не одна война. Он участвовал еще в гражданской войне, а когда вернулся, “родни – хоть шаром покати, нигде, никого, ни одной души”. Андрей женился, родились дети: сын и две дочери, построил дом.
Отец семейства, скромный труженик, “один из многих”, Соколов жил и был счастлив, пока не грянула следующая, уже навязанная война. Как и тысячи других людей, герой ушел на фронт, где увидел все ужасы бесчеловечной бойни, развязанной агрессорами. Страшная война оторвала Андрея от родного дома, от близких, любимых людей, от мирного труда.
Жизнь человека перевернулась и опрокинулась, на него обрушился кошмар военных злодеяний, которым нет объяснения.
Герой рассказа Андрей Соколов – человек трагической судьбы, жертва войны. Человек беспримерной стойкости и мужества, в ходе войны он попадает в плен. За дерзкий побег посажен в концлагерь, откуда все-таки сумел бежать.
Подвиг человека показан писателем в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В этих нечеловеческих условиях раскрывается мужество русского человека, которое удивило даже фашистов.
Герой не может победить врагов физически, но побеждает их морально, силой духа и стойкостью.
Главная цель Шолохова – показать силу сопротивления русского человека ударам судьбы и истории. Автор не случайно сделал своего героя человеком уже немолодым, для которого семья – великая ценность. На войне он хочет выжить ради семьи. Вернувшись с фронта, на месте родного дома Соколов находит воронку от авиабомбы.
Его сын-артиллерист Анатолий погибает в самом конце войны на немецкой земле, где и остается похоронен. Так война отнимает у отца не только сына, но даже его могилу.
Убитый горем человек скорбно вопрошает: “За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?” Соколов честно выполнил свой долг перед страной, историей, а кто вернет ему близких, здоровье, избавит от тяжелого одиночества и печали? Такой вопрос ставит писатель в своем произведении.
Герой вышел из войны победителем, спас страну и весь мир от фашистской чумы, а сам на войне потерял все. Смерть не раз смотрела ему в глаза, но он находил в себе мужество выстоять и до конца остаться человеком.
Герой Шолохова все-таки верит в жизнь, он наполнен великой народной мудростью, которая не дает ему пропасть. Соколов усыновляет мальчика Ваню, сироту, которого тоже искалечила война.
Все тепло своей души он отдает чистому детскому сердцу, ребенку, у которого тоже война отняла все. Не задумываясь, он называет себя отцом Ванюшки, вернувшимся с фронта.
Соколов хочет выправить жизнь этого сироты, дать ему вырасти нормальным человеком.
Встреча героев на переправе происходит весной следующего года после окончания войны. Еще трудно и голодно, еще кровоточат раны сердца, но природа уже возрождается, а с ней и русский народ, у которого есть такие герои, как Андрей Соколов. Автор убежден, что живую душу русского человека убить нельзя.
Источник: https://goldsoch.info/pravda-o-vojne-v-rasskaze-m-a-sholoxova-sudba-cheloveka/
Тема войны в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Великая Отечественная война прошла сквозь судьбы миллионов советских людей, оставив о себе тяжелую память: боль, гнев, страдание, страх.
Многие в годы войны потеряли самых дорогих и близких людей, многие испытали тяжелые лишения. Переосмысление военных событий, людских поступков происходит позднее.
В литературе появляются художественные произведения, в которых через призму авторского восприятия дана оценка происходящего в трудное военное время.
Михаил Шолохов не мог пройти мимо волнующей всех темы и поэтому написал небольшой рассказ «Судьба человека», затронув проблематику героического эпоса. В центре повествования события военного времени, изменившие жизнь Андрея Соколова – главного героя произведения.
Писателем подробно не описываются военные события, не в этом задача автора. Цель писателя – показать ключевые эпизоды, повлиявшие на становление личности героя. Важнейшим событием в жизни Андрея Соколова является плен.
Именно в руках фашистов, перед лицом смертельной опасности проявляются различные стороны характера персонажа, именно здесь война предстает читателю без прикрас, обнажая сущность людей: мерзкий, подлый предатель Крыжнев; настоящий доктор, который «и в плену, и в потемках свое великое дело делал»; «худенький такой, курносенький парнишка», взводный командир. Нечеловеческие муки пришлось пережить Андрею Соколову в плену, но главное то, что он сумел сохранить свою честь, достоинство. Кульминационным моментом повествования является сцена у коменданта Мюллера, куда привели измученного, голодного, уставшего героя, но и там он показал врагу силу русского солдата. Поступок Андрея Соколова (без закуски выпил три стакана водки: не хотел давиться подачкой) удивил Мюллера: «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат». Война предстает перед читателем без прикрас: после побега из плена, уже в госпитале, герой получает страшное известие из дома о гибели своей семьи: жены и двух дочерей. Тяжелая военная машина не щадит никого: ни женщин, ни детей. Последний удар судьбы – гибель девятого мая в День Победы старшего сына Анатолия от руки немецкого снайпера.
Война отнимает у людей самое дорогое: семью, близких. Параллельно с жизнью Андрея Соколова развивается и сюжетная линия маленького мальчика Ванюши, которого война также сделала сиротой, лишив родных матери и отца.
Вот какую оценку дает писатель двум своим героям: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…».
Война обрекает людей на страдания, но она также воспитывает волю, характер, когда хочется верить, «что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина».
Источник: https://vip-gdz.ru/tema-vojny-v-rasskaze-sholohova-sud-ba-cheloveka/
Сочинение на тему: ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ В РАССКАЗЕ М. ШОЛОХОВА «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»
Великая Отечественная война имела две ипостаси, в которых она попала на скрижали истории. С одной стороны — это была грозная и героическая эпоха, запомнившаяся многочисленными кадрами кинохроники, сводками с фронтов, героизмом и подвигами. Это была величайшая победа советского народа.
С другой стороны, Великая Отечественная осталась именно войной. А это значит, что в значительно большей степени, нежели подвигом, она являлась трагедией, сложнейшим испытанием, выпавшим на долю бойцов, сражавшихся на многочисленных фронтах, а также миллионов людей, оказавшихся либо на оккупированной территории, либо в тылу.
Война была горем для всех без исключения.
Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» является яркой иллюстрацией того, как жестоко может обойтись с обыкновенным человеком горнило безжалостной бойни.
Андрей Соколов — главный герой произведения — не совершил выдающегося подвига, он был одним из тех, чей незаметный героизм и упорный ратный труд медленно и неотвратимо приближали долгожданный день победы.
Для него Великая Отечественная была не первой войной — он сражался еще и в гражданскую, в дивизии Киквидзе. Окончание гражданской войны совпало с голодом в Воронежской губернии, погубившим всю его родню — отца, мать и сестру.
Сам Андрей батрачил у кулаков, что и помогло ему выжить. Впоследствии, продав дом, Андрей Соколов уехал в Воронеж и там выучился на слесаря.
Он стал рабочим человеком, необходимым элементом общественной машины, ибо крестьянин, перебравшийся в город, тем самым значительно повышал свой социальный статус.
Повезло ему и с женой. Ирина Соколова воспитывалась в детском доме, то есть прошла не менее суровую жизненную школу, чем Андрей. Детдомовцы тех времен не понаслышке знали, что такое голод, а если вспомнить, из каких ужасных мест их зачастую в детдома забирали, то становится понятным, почему она так любила своего Андрея, ставшего для нее родным человеком, опорой и надеждой.
Андрей Соколов вспоминает о жене с любовью и теплотой: «Со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивее и желаннее ее, не было на свете и не будет!»
У супружеской четы Соколовых было трое детей — сын и две дочери. Дети радовали отца тем, что учились на «отлично», а старший сын — Анатолий, оказался настолько способным к математике, что про него даже писали в газете. Отец справедливо мог гордиться сыном.
И дом он построил — хоть и небольшой, да все-таки свой. Две комнаты — в тесноте да не в обиде. Только потом оказалось, что место постройки было неудачным — возле самого авиазавода. Впрочем, по мирному времени это не имело большого значения. Но именно тогда и началась война.
Уже на второй день Андрей Соколов получил повестку из военкомата, а на третий он уже грузился в эшелон. На войне Андрей Соколов оказался за баранкой автомобиля.
Фронтовой шофер — это очень опасная должность, поскольку автомобильные колонны постоянно становились объектом атаки со стороны гитлеровской авиации.
И если простой солдат еще мог найти какую-нибудь складку местности, способную его укрыть, то автомобиль был крупной и лакомой мишенью для пикирующей с небес крылатой смерти.
Соколов нечасто писал письма домой, потому что не считал себя вправе жаловаться на свою тяжкую долю. Действительно, в первые дни войны на фронте было не просто сложно. Это положение можно было назвать не иначе как бедственным. Советские войска, теснимые фашистами, отступали по всем направлениям, и никакого просвета в этой черной полосе не предвиделось.
В такой ситуации было не до оптимизма, но Соколов терпеть не мог тех, кто писал жалобные послания домой, играя на нервах своих родных и близких, которым было очень тяжело в тылу, где им приходилось работать на победу, изготавливая боеприпасы, амуницию, прочие необходимые вещи.
«Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться? А вот не согнулись, выстояли! А такой хлюст, мокрая душонка, напишет жалостное письмо — и трудящую женщину, как рюхой под ноги».
Андрей Соколов считал, что мужчина обязан уметь стойко переносить невзгоды, не осложняя прочим их и без того несладкой доли.
Его мужество было подлинным, не показным, и не прошло и года на войне, как оно подверглось тяжелейшему испытанию: Андрей попал в плен.
Соколову нужно было привезти снаряды для гаубичной батареи, нуждавшейся в боеприпасах. Дорога пролегала под артиллерийским огнем. Задача была очень сложной и кроме профессионального мастерства требовала от шофера удачи. А удача, к сожалению, отвернулась от него.
Разрывом снаряда только чудом не накрыло грузовик, но взрыв был настолько близок, что Соколова контузило. В таком состоянии его и подобрали немецкие солдаты.
Участь пленного была тяжелой и чуть ли не худшей, чем смерть, ведь в гитлеровских концлагерях заключенные не только подвергались всяческим издевательствам и принуждались к тяжелейшему физическому труду при мизерном пайке, которого хватало только на поддержание жизнедеятельности организма, но иногда становились объектами бесчеловечных медицинских экспериментов или донорами крови для нужд германской армии.
Соколову повезло именно в том плане, что он не оказался подопытным кроликом. В этом случае у него не оставалось бы никаких шансов на выживание. Он стал одним из тех многочисленных физически здоровых людей, которые попали в Германию в качестве дармовой рабочей силы или, проще говоря, рабов.
«Куда меня только не гоняли за два года плена! Половину Германии объехал за это время: и в Саксонии был, на силикатном заводе работал, и в Рурской области на шахте уголек откатывал, и в Баварии на земляных работах горб наживал, и в Тюрингии побыл, и черт-те где только не пришлось по немецкой земле походить». Обращались при этом с ним совершенно не по-человечески. Его били за любую оплошность и провинность, даже если таковые выдумывались самими немцами. Они на тот момент были хозяевами положения и господами Европы, потому чувствовали свою безнаказанность и вели себя соответственно.
Соколов не дал себя сломать. Показательно происшествие в лагере Б-14 неподалеку от Дрездена, куда в конечном итоге он попал.
Пребывавшие в данном лагере военнопленные работали на каменном карьере, они были обязаны каждый день вырабатывать по четыре кубометра, что даже для человека, который нормально питается и живет не в лагерном бараке, а в приличной квартире, нелегко.
Тот, кто не выдерживал этой нагрузки, умирал, либо за невыполнение нормы его убивали. Соколов вспоминает, что через два месяца количество заключенных уменьшилось вдвое.
Однажды Соколов в сердцах высказал вслух то, что наверняка было на душе у каждого: он сказал, что норма, которую обязаны выполнять пленные, непосильна. И нашелся подлец, который донес коменданту на строптивого заключенного.
Комендант лагеря Мюллер, отличавшийся жестоким обращением с пленными, вызвал Андрея к себе на расправу. Соколов понял, что его собираются, по его собственному выражению, «пустить на распыл», и одновременно с осознанием близости смерти к нему пришло полное безразличие.
Это иногда случается с людьми в экстремальной ситуации. Именно в состоянии такого «предсмертного» спокойствия совершались многие подвиги.
Мюллер, издеваясь над Соколовым, предлагает тому выпить напоследок. Соколов спокойно выпивает налитый шнапс и отказывается от предложенной закуски: «Я после первого стакана не закусываю». Мюллер, развеселившись, наливает Соколову второй стакан. Соколов выпивает шнапс и вновь отказывается от закуски.
За вторым стаканом следует третий, и лишь теперь Соколов закусывает выпитое кусочком хлеба. Мюллер, восхищенный мужеством пленного, не только оставляет его в живых, но даже дарит ему буханку хлеба и кусок сала.
Подачка коменданта, которая при других обстоятельствах была бы унизительной, превратилась по сути в награду за подвиг. Ведь поступок Соколова и его поведение перед Мюллером нельзя назвать иначе.
Андрей Соколов, чью жизнь его палачи и в грош не ставили, тем не менее морально сильнее каждого из них, потому что он — прав, потому что своими действиями в плену он защищает свою Родину точно так же, как раньше делал это с оружием в руках.
В сорок четвертом году Андрей Соколов оказался шофером у немецкого военного инженера в звании майора. И однажды того отправили в прифронтовую полосу. Тогда немцы уже отступали по всем направлениям, линия их обороны пролегала в районе Полоцка — восточнее города.
Соколов, пользуясь близостью к своим, смог не только совершить побег, но и захватить самого майора, оказавшегося очень значительным «языком».
После этого Соколов попал в госпиталь. Он, измотанный тяжкими испытаниями плена, получил передышку и прежде всего попытался связаться с оставшимися в тылу родными.
Соколов написал письмо жене Ирине. Андрей, конечно, тосковал по ней, но с такой же уверенностью можно сказать, что, находясь в плену, он просто запрещал себе думать о ней, чтобы не добавлять себе душевных терзаний.
Ответ пришел не от Ирины, а от соседа. Поставленный возле авиазавода дом Соколовых случайно оказался мишенью для тяжелой авиабомбы. Погибли Ирина и дочери, где был дом — теперь только воронка.
Когда прошел первый шок, на Соколова невыносимым грузом навалились воспоминания, из которых самым тяжелым было воспоминание о прощании с женой: «…я вспомнил, как тяжело расставалась со мною моя Ирина на вокзале. Значит, еще тогда подсказало ей бабье сердце, что больше не увидимся мы с ней на этом свете. А я ее тогда оттолкнул… Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг».
В то время, когда Андрей получил страшное известие, он еще не знал, что его сын Анатолий, ушедший добровольцем воевать, попал в артиллерийское училище и, закончив его с отличием, принял под команду батарею «сорокапяток».
Когда Соколов узнал о сыне, у него возродилось желание жить, он стал мечтать о будущем. Для тех, кто воюет и в любую минуту может расстаться с жизнью, надежда на счастливое будущее является важным и ценным имуществом, которое при всей своей нематериальности тем не менее совершенно осязаемо.
Девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года, в День победы, война отобрала у Андрея Соколова последнего родного ему человека. Немецкий снайпер убил Анатолия Соколова, и его отец остался совсем один.
Закончилась Великая Отечественная война, но началась личная война Соколова, в которой он должен был победить одиночество, горе и беспросветность.
Уехав в Урюпинск, Соколов вновь сел за баранку автомобиля. Он привык к алкоголю, находя в опьянении хоть какое-то утешение своей изувеченной душе. А если не утешение, то хотя бы забвение.
Алкоголь неизбежно погубил бы Соколова, но тут вдруг попался ему на одной из многих его шоферских дорог бездомный мальчуган по имени Ваня, потерявший на войне и отца, и мать. Он пристроился жить возле чайной и его подкармливали шоферы, но все равно такая жизнь легкой не была.
Андрей Соколов неожиданно для самого себя выдал себя за отца Вани — произошла, дескать, ошибка, и вот он я — живой.
Андрей Соколов выигрывает войну именно в этот момент. Объявив себя отцом Вани, он вновь обретает будущее, сына и главное: волю к жизни.
И пусть у него шалит сердце, сдает понемногу здоровье, он все равно верит в то, что жизнь продолжается: «…этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».
На этой странице искали :
- сочинение на тему судьба человека
- сочинение на тему человек и война
- сочинение на тему человек на войне
- сочинение на тему человек на войне по рассказу судьба человека
- сочинение на тему судьба человека шолохов
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-chelovek-na-vojne-v-rasskaze-m-sholoxova-sudba-cheloveka.html
Война в повести М. Шолохова “Судьба человека”
Сочинения › Шолохов М.А. › Судьба человека
Готовые Домашние Задания
(По рассказу М. А. Шолохова “Судьба человека” )
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы.
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
К. Симонов
Никто не любит войну. Но на протяжении тысячелетий люди страдали и гибли, губили других, жгли и ломали. Завоевать, завладеть, истребить, прибрать к рукам — все это рождалось в жадных умах как в глубине веков, так и в наши дни. Одна сила сталкивалась с другой. Одни нападали и грабили, другие защищали и старались сохранить.
И во время этого противостояния каждый должен был показать все, на что способен. Примеров геройства, мужества, стойкости и храбрости в русской истории достаточно.
Это и нашествие татаро-монголов, когда русским приходилось, не щадя себя, драться за каждый клочок родной земли, когда их многомиллионная армия вынуждена была неделями брать города, защищаемые одной-двумя сотнями героев.
Или во время нашествия Наполеона, прекрасно описанного Толстым в “Войне и мире”, мы встречаем безграничную силу, мужество и единение русских людей. Героем был и каждый отдельный человек, и весь народ. Чем больше становилось население земли, тем больше ненависти копилось в сердцах, тем ожесточеннее становились войны.
С развитием науки совершенствовалась и военная техника, военное искусство. Все меньше зависело от каждого отдельного человека, все решалось в битвах огромных армий и техники. И все-таки люди оставались определяющим фактором. От поведения каждого зависела боеспособность рот, полков, армий. На войне нет сверхгероев. Герои все.
Каждый совершает свой собственный подвиг: кто-то рвется в бой, под пули, другие, внешне незаметные, налаживают связь, снабжение, работают на заводах до изнеможения, спасают раненых. Поэтому именно судьба отдельного человека особенно важна для писателей и поэтов. О прекрасном человеке поведал нам Михаил Шолохов. Много испытал герой и доказал, какой силой может обладать русский человек.
До войны жил он обычной, неприметной жизнью. Работал “в плотницкой артели, потом пошел на завод, выучился в слесаря”. Нашел себе хорошую, добрую, любящую жену. Родились у них дети, пошли в школу. Все было спокойно, тихо, гладко. И стал человек подумывать о счастливой старости. “А тут вот она, война”.
Все надежды перечеркивает и заставляет расстаться с домом. Но долг перед Родиной и перед самим собой заставляет Соколова смело идти на встречу с врагом.
Ужасные мучения испытывает любой человек, отрываясь от любимой семьи, и только по-настоящему мужественные люди могут идти на смерть не только ради своего дома и родных, но и ради жизни и спокойствия других людей.
Но воевать не так просто, как кажется. Во время боя трудно соблюдать порядок и ясность. Где враг, где свои, куда идти, в кого стрелять — все перемешивается. Так и Соколов в хаосе войны был контужен и попал в плен. “Очнулся, а встать на ноги не могу: голова у меня дергается, всего трясет, будто в лихорадке, в глазах темень.
..” Тут его фашисты и взяли. И здесь, в плену, начинаются самые страшные испытания. Люди отрезаны от Родины, шансов на выживание нет, а еще издевательства и истязания. “Били за то, что ты — русский, за то, что на белый свет еще смотришь…” Кормили плохо: вода, баланда, иногда хлеб. А работать заставляли с утра до вечера.
Но быть в плену — это не значит быть бесполезным стране. Это не предательство, не слабость. Даже в плену есть место подвигу. Нельзя падать духом, надо верить в победу, верить в свои силы и не терять надежды на избавление. Несмотря на то что человека лишили погон, оружия, он все равно должен оставаться солдатом, до конца быть верным своей Родине.
Вот почему Соколов не может принять предательства Крыжнева. Этот мерзкий и низкий человек готов выдать друзей ради своей жизни. “Своя рубашка к телу ближе”, — говорит это ничтожество. И поэтому, исполняя свой солдатский долг, Соколов своими руками задушил предателя и не испытал при этом ни жалости, ни стыда, а лишь омерзение: “…
будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил…” Много еще пришлось Соколову увидеть и испытать в плену. Гоняли их по всей Германии, унижали, заставляли гнуть спину. И не раз смерть проходила рядом. Но самое сильное, самое острое испытание случилось с Соколовым при встрече с комендантом лагеря Б-14, когда реальная угроза смерти нависла над ним.
Именно здесь решалась судьба Соколова как солдата, как настоящего сына Родины. Ведь умереть достойно тоже надо уметь! Не пойти на поводу коменданта и сохранить человеческое достоинство до конца смог Соколов. Не спасовал перед властью, а, наоборот, показал себя достойно. И несгибаемой волей Соколов отвоевал у судьбы право на жизнь.
И даже немецкий офицер признал в Соколове личность, а не раба, безропотно идущего на смерть.
С этого момента Соколову полегчало. Он даже устроился работать шофером. Русские наступали и были уже близко. С необычайной силой возросла в Соколове тяга к Родине.
И страх, и чувство опасности отступили на второй план, рискуя жизнью — всем, что у него осталось, — Соколов прорывается через линию фронта. “Милый ты мой губошлеп.
Сынок дорогой! Какой же я тебе фриц, когда я природный воронежец?” — восклицает он при встрече со своими. Радость его неизмерима.
Многотрудна, страшна была судьба Соколова. Он потерял близких, родных. Но важно было не сломаться, а выстоять и остаться солдатом и человеком до конца: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести…
” И главный подвиг Соколова в том, что он не зачерствел душой, не обозлился на весь свет, а остался способным любить. И Соколов нашел себе “сына”, того самого человека, которому он отдаст всю свою судьбу, жизнь, любовь, силы. С ним будет и в радости и в горе.
Но ничто не изгладит из памяти Соколова этот ужас войны, его понесут с собой “глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть”.
Соколов жил не ради себя, не ради славы и почестей, а ради жизни других людей. Велик его подвиг! Подвиг во имя жизни!
Сочинения по теме:
- Герой войны – Андрей Соколов, по произведению М. Шолохова “Судьба человека” сочинение
- Лучшие качества человека описанные в повести М. Шолохова “Судьба человека” сочинение
- “Свободный выбор человека” по произведению. М. Шолохова “Судьба человек” сочинение
- Жизненные темы затронутые в романе М. Шолохова “Судьба человека” сочинение
Источник: https://1soch.ru/sholohov-ma/sudba-cheloveka/voyna-v-povesti-m-sholohova-sudba-cheloveka
Тема Великой Отечественной войны в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 67
г. Новосибирска
Урок литературы
9 класс
Тема Великой Отечественной войны в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»
<\p>
Подготовила Смирнова Т.С.
Урок по критическому мышлению. Литература 9 класс.<\p>
Тема Великой Отечественной войны в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»
Цель: учащиеся задумаются о том, какой страшной трагедией является война, как она ломает и калечит души и судьбы людей.
Задачи: 1. Учащиеся увидят войну глазами автора;
2.Учащиеся осознаю разрушительную силу войны в человеческих судьбах, выразят свое отношение к поступкам героев.
3. Будут работать в группах, переосмыслят свое отношение к героям ВОВ, ее событиям.
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Стратегии: ассоциативная карта, руководство к учению.
Тип урока: урок изучения нового материала.<\p>
Структура урока :
-
Побуждение.<\p>
-
Реализация.<\p>
-
Рефлексия.
Ход урока.
Учащиеся делятся на группы.<\p>
С использованием интерактивной доски создается ассоциативная карта к слову война: учащиеся работают самостоятельно, затем от группы предлагается 2 ассоциации.
Например.
На интерактивной доске вниманию учащихся предлагается презентация слайдов о Великой Отечественной войне. (слайды прилагаются)
Затем учителем по методу «руководство к учению» учащимся предлагаются вопросы по рассказу МА. Шолохова «Судьба человека», на которые необходимо ответить в группе. Вопросы следующие:<\p>
1. Какие испытания пришлось пройти герою во время войны?<\p>
2.
Анализ эпизода в церкви. Как ведут себя герои в этой сцене (солдат – христианин, Крыжнев, взводный, доктор)?<\p>
3. Как ведет себя сам герой?<\p>
4. Что выпало на долю А. Соколова в плену? Что помогло ему выжить?<\p>
5. Как вы думаете, что самое страшное для А.
Соколова на войне: плен или …?
6. Как отразилась война на судьбе ребенка?
7. Какие эпизоды рассказа при чтении вызывают у вас шок?
Организуется опрос-обсуждение. Учащиеся по очереди отвечают на вопросы, выбрав спикера. Подтверждают свои ответы цитатами из текста.
Проблемная дискуссия: «Война: можно ли, пройдя её, сохранить в себе человеческое?»
(Мнения учащихся кардинально противоположны. Одни говорят, что война убивает душу. Там лишь бы выжить. Другие заявляют о том, что на таких людях как Соколов Россия держится. Они всегда будут думать о других. Смысл их жизни в служении Родине и людям!)
-
Рефлексия. Учащиеся дополняют ассоциативную карту ассоциациями к слову война, появившимися после обсуждения произведения.
– Выставляются оценки за урок.
Домашнее задание: эссе «Возродит ли А. Соколова «новый» сынишка?»
Пояснительная записка по применения ИКТ на данном уроке.
Использование интерактивной доски на уроках литературы открывает перед учителем большие возможности. Это иллюстрация произведений и живописи, и кино, связанных с литературой, и многое другое.
ВОВ- это трагедия, унесшая жизни миллионов людей. Но, к сожалению, современное поколение детей мало знает об ужасах фашизма и совершенно по-иному относится к героям ВОВ. Все забывается…
Уроки литературы не только учат, но и воспитывают. В самом высоком значении этого слова.
Я думаю, что именно от учителя литературы во многом зависит то, как бережно и трепетно будут относиться дети к жертвам и героям этой трагедии.
На этапе побуждения на интерактивной доске создается ассоциативная карта, которая наглядно демонстрирует все то, над чем работали учащиеся.Раньше для этого использовался лист ватмана, что, конечно, было не очень удобно: не всем видно, несовершенство подчерка, материальные затраты.
В этом плане для учителя, работающего в рамках критического мышления, интерактивная доска существенно облегчает работу.
Далее вниманию учащихся предлагаются слайды по ВОВ, которые комментируются учителем.( слайды прилагаются)
Презентация помогает наглядно представить все то, о чем с такой болью повествует герой М.Шолохова Андрей Соколов.
Урок прошел очень эмоционально, никто из учащихся не остался равнодушным. Все дети активно участвовали в обсуждении вопросов.
Во внеурочное время мы с детьми смогли посмотреть одноименный фильм по рассказу Шолохова, используя интерактивную доску.(Раньше показ фильма в школе для учителя был проблематичным)
Все эмоции детей вылились в последовавшем сочинении.
Моя ученица пишет:» Я знала, что война- это страшно. Но теперь при этом слове у меня замирает сердце. Это ужас…»
Мне как учителю хочется верить, что после нашего урока мои дети уже с иными чувствами будут относиться к ветеранам ВОВ.<\p>
Источник: https://multiurok.ru/files/tiema-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-v-rasskazie.html