Дружба в романе «герой нашего времени»

Сочинение на тему Дружба в жизни Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова читать бесплатно

­Дружба в жизни Печорина

«Герой нашего времени» – уникальное произведение русского классика М. Ю. Лермонтова, его первый лирико-психологический роман.

В нем нет последовательности изложения сюжета, но все повести связаны с Григорием Александровичем Печориным – человеком загадочным и противоречивым.

Такие понятия, как любовь и дружба, по большей части для этого героя ничего не значили. Как он сам считал, настоящей любви или привязанности у человека не могло, и не должно было быть.

Как же складывались у него отношения с людьми, которых он встречал на своем жизненном пути? Каждый новый знакомый или «друг» открывал в Печорине новые и совершенно разные черты. В самой первой повести его другом и компаньоном выступает бесхитростный штабс-капитан Максим Максимыч.

Обратите внимание

Несмотря на то, что он не ободряет отношения Печорина к Бэле, он искренне привязан к молодому офицеру и считает его своим другом. Печорин, в свою очередь, не обещает никому дружбы и открыто говорит о своей «испорченной душе и беспокойном воображении.

Следующая встреча героев показывает нам, как поверхностно он относится к вопросам дружбы.

От него веет холодом и не чувствуется радости от долгожданной встречи с человеком, которого он давно не видел. Максим Максимыча обижает такое отношение и ему приходится сказать горькие слова: «Полно, всякому своя дорога».

Когда речь заходит о путевом журнале Печорина, который остался у Максима Максимыча, мы понимаем, что именно этому человеку должен быть благодарен главный герой публикацией своих рассказов.

Увы, таков Печорин – ни проявлений любви, ни дружбы он не брал в расчет.

В одной из повестей мы наблюдаем встречу старых приятелей в Пятигорске, Грушницкого и Печорина, и трагический финал. Хоть они и связаны давней дружбой, Григория всегда терзает мысль, что они «когда-нибудь столкнутся на узкой дороге и одному из них несдобровать».

Так и вышло. Влюбленный в молодую княжну Мери, Грушницкий начинает ревновать приятеля и провоцирует дуэль, в результате которой умирает.

Совершенно новые черты в характере Печорина открываются после встречи с Вернером, который такой же скептик, эгоист, но «поэт» в душе.

В этой дружбе раскрываются все лучшие и худшие черты характера главного героя. Мы видим его развитый интеллект, сильную волю, аналитический склад ума, искренность, но параллельно этому проходят эгоизм и бесчувственность.

Важно

Вернер, в отличие от Печорина, умеет «плакать над умирающим солдатом», ценить душевную красоту людей.

При этом отрицательной чертой этого героя является нравственная трусость, которую он проявляет после дуэли Печорина с Грушницким.

Таким образом, понятие «дружбы» главный герой романа не связывает ни с одним из вышеперечисленных персонажей. Но значит ли это, что он­ не понимает самой сути дружбы? Автор показывает, как «в свете» все употребляют обращение «мой друг», но при этом ничего не подразумевают.

Он также рисует сцену, где Печорин перед дуэлью старается облагоразумить Грушницкого словами «мы были когда-то друзьями», чтобы избежать печального финала. В результате, оглядываясь на свой жизненный путь, герой понимает, что ему не с кем поговорить, некому излить душу.

см. также:
Другие сочинения по произведению Герой нашего времени, Лермонтов

Характеристики главных героев произведения Герой нашего времени, Лермонтов

Краткое содержание Герой нашего времени, Лермонтов

Краткая биография Михаила Лермонтова

Источник: http://www.sdamna5.ru/druzhba_v_zhizni_pechorina

Дружба в жизни Печорина (по роману Герой нашего времени) сочинение

На протяжении всего романа “Герой нашего времени”, автором которого является великий писатель Михаил Юрьевич Лермонтов, открываются новые и новые черты главного героя. И это просто не возможно не заметить, так как данному персонажу автор отдает слишком большое значение.

Нужно отметить, что Михаил Юрьевич на протяжении всей своей жизни большое значение уделял дружбе. Именно поэтому для него было очень важно показать, как к дружбе относится главный герой. Что, собственно говоря, он и старался сделать, подробно показывая отношения Печорина с различными людьми.

Жизнь главного героя данного произведения складывается таким образом, что он не связывает понятие дружбы ни с одним из своих приятелей. Он считает их хорошими знакомыми, но не более того.

То, что Печорин не связывает понятие дружбы, ни с одним другим героем вовсе не означает, что не знает истинного смысла данного слова. Просто для того, чтобы обрести настоящую дружбу, необходимо время. Только время может проверить человека на прочность и показать, кто является настоящим другом, а кто нет.

Так же следует отметить, что тема дружбы в данном произведении раскрывается и на примере отношения друг с другом и отношения к главному герою других персонажей.

Суть здесь пожалуй заключается в том, что в течении своей жизни главный герой Печорин научился очень тонко чувствовать отношение к себе других людей.

То есть, если он чувствовал фальш и ложь от других людей даже в начале их общения он прекрасно понимал, что этот человек никогда не станет для него близким, а тем более настоящим другом.

Совет

Он прекрасно знал цену дружбе и готов был очень много сделать для своих друзей, поэтому требовал и того же взамен.

В заключении хотелось бы отметить, что настоящих друзей в этой жизни очень сложно встретить, поэтому если вам повезло цените это.

Сочинение на тему Дружба в жизни Печорина

Роман «Герой нашего времени» – это первый  в истории русской литературы психологический роман. Поэтому читателю должно быть очевидно, что автор проводит своего героя Григория Александровича Печорина через нравственные испытания, чтобы в полной мере отобразить человеческую душу.

Именно по этой причине он испытывает своего героя дружбой. Какое же место занимает дружба в жизни Печорина? И вообще, способен ли Печорин на дружеские отношения.

Для начала разберемся, что такое дружба? Дружба – это привязанность между людьми, добрые отношения между людьми.

Итак, первый, кто появляется на пути Печорина – это Максим Максимович. Он замечает некоторые странности в поведении и отношении к жизни у Григория Александровича, не всегда одобряет его поступки. Но при всех его недостатках считает его своим другом.

Показателен эпизод. Григорий Печорин после продолжительной разлуки встречается с Максимом Максимовичем. Григорию не интересна эта встреча. Максим Максимович от души рад встрече. Он понимает, что душа его друга «испорчена светом».

Второй друг Печорина – это Грушницкий. Они старинные приятели. Но читатель видит, что приятели-то они старинные, но под этим скрывается совершенно другое.

Для Грушницкого важно произвести эффект. А Печорину важно «играть на струнах человеческой души». Именно поэтому эта дружба имеет трагический финал. Он говорит: «Вид этого человека мне тягостен».

Обратите внимание

Третий персонаж, кто встретился на пути Печорина – это Вернер. И именно с ним, может быть, и возникли дружеские отношения у Григория Александровича.

Печорину важно, что он очень хорошо знает достоинства и недостатки Вернера. У них могла бы получиться дружба. Но оба этих персонажа просто-напросто неспособны на дружбу. Это лишний раз подчеркивают слова Григория «в дружбе всегда один раб другого».

Дружба для Григория Александровича – это некое абстрактное, может быть, понятие. Ведь он не становится другом в полном смысле этого слова ни Грушницкому, ни Вернеру, ни Максиму Максимычу.

Здесь еще следует не забывать про эпоху, когда был создан текст. Ведь в то время обращение «мой друг» было просто пустым созвучием. Его использовали в речи просто, как говорят для связки слов. А по большому счету оно символизировало собой душевную пустоту, равнодушие или даже подлость.

Вспоминается такой эпизод: перед дуэлью Печорин вскользь бросает фразу, что он-де был когда-то дружен с Грушницким. Но эта фраза для Печорина, будто отсрочка к дуэли.

Еще в моменты, когда чувства и душевные струны главного персонажа романа напряжены ему необходимо по-дружески выговориться. Но у него нет такого человека, именно по-настоящему близкого.

А если случается так, что с Печориным пытается кто-то сблизиться, то он сам не допускает никакой душевной близости. А такое поведение влечет за собой душевную черствость, а может даже и пустоту.

А по большому счету – это роман на все времена….

Дружба в жизни Печорина

Сейчас читают:

  • Описание степи в повести Тарас Бульба сочинение
    Вы когда-нибудь видели наши прекрасные степи? Тот миг, когда солнце восходит над верхушками молодых травинок? Слышали ли вы звуки утреннего пробуждения? Вам определённо стоит хоть раз это увидеть, и уверен, вы преобразитесь мгновенно!
  • Сочинение на тему Любовь к родине
    Что такое любовь к Родине? Скорее всего это воспоминания о том какой была Родина на протяжение нескольких столетий. Но родину нужно ни только, любить, но и еще ценить, уважать, понимать.
  • Сочинение на тему Музыка в моей жизни
    Музыка прекрасный вид искусства, о котором и пойдет речь в моем сочинении. В свободное от учебы время я люблю слушать музыку. Она меня вдохновляет, мотивирует, от нее я заряжаюсь позитивной энергией на целый день.
  • Сочинение по картине Кончаловского Сирень в корзине 5 класс
    Этот замечательный натюрморт известного художника Петра ончаловского сегодня хранится в Третьяковской галерее. Это не удивляет. Так реалистично изобразить ветки цветущей сирени удавалось не каждому живописцу. Очевидно, Петр Кончаловский
  • Образ и Характеристика Андрея Болконского в романе Война и мир сочинение
    Андрей Болконский сын Никола Болконского. Болконские очень богатый, знатный род. Князь Андрей получил отличное воспитание и образование. На протяжение всего романа можно отметить, как этот герой меняется, как меняется его восприятие мира.
  • Первый бал Наташи Ростовой сочинение
    Первый бал Наташи Ростовой как иногда прекрасно бывает чувство ожидания. Когда должно произойти что – то поистине важное, какое-то событие которое перевернет твою жизнь

<\p>

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/druzhba-v-zhizni-pechorina-po-romanu-geroj-nashego-vremeni

Анализ романа “Герой нашего времени” Лермонтова, вопросы и ответы о Печорине

Бал в романе “Герой нашего времени”.
Художник П. Павлинов

Роман “Герой нашего времени” – выдающееся произведение великого русского поэта и писателя М. Ю. Лермонтова. Ниже представлен анализ романа “Герой нашего времени” Лермонтова, вопросы и ответы о Печорине и др.

Смотрите: Все материалы по “Герою нашего времени”



Как Печорин испытывает судьбу?


В романе “Герой нашего времени” Григорий Печорин испытывает судьбу неоднократно. Во-первых, Печорин рискует жизнью, когда ловит пьяного казака, убившего Вулича.

Во-вторых, он отправляется на свидание в контрабандисткой, которая чуть не убивает его. В-третьих, он участвует в дуэли с Грушницким, рискуя быть убитым в нечестной борьбе.




Счастлив ли Печорин? Из текста романа становится ясно, что Григорий Печорин на самом деле несчастлив. Сам он говорит про себя следующее:
“…

у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив…”

Возлюбленная Печорина, Вера, также считает, что Печорин несчастлив:

“…

никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном…”

Почему Печорин несчастлив?


Печорин несчастлив, потому что он пресыщен жизнью, он познал все радости и удовольствия и ему стало скучно жить. Несмотря на то что Печорин богат и знатен, он несчастен.

Важно

Его сердце пусто, ему надоело и светское общество, и женщины, и книги:

Читайте также:  Сочинение на тему: лирика м. ю. лермонтова

“…В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели.

Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим – но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто… Я стал читать, учиться – науки также надоели Тогда мне стало скучно…”

Почему Печорин эгоист?

Печорин – эгоист, потому что он не способен ничем жертвовать ради других людей:
“…Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться…”

Почему Печорин стал нравственным калекой? Печорин стал нравственным калекой, потому что обеспеченная и пустая светская жизнь развратила его. Лицемерное, ленивое и развращенное светское общество испортило Печорина и сделало из него нравственного калеку.
“…лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, – тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины…”

Как Печорин относится к дружбе? Есть ли у Печорина друзья?


Печорин не верит в дружбу. Он считает, что дружба – это “рабство”. По мнению Печорина, один из друзей выступает в роли раба, а второй – повелителя. Печорин не хочет таких отношений, поэтому у него нет друзей, однако у него есть приятели.

Кроме того, Печорин считает, что дружбу можно легко заменить деньгами и лакеями:

“…Мы сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!..”

Кого Печорин считает равным себе по интеллекту?

Равным себе по интеллекту Печорин считает доктора Вернера:

“…Заметьте, любезный доктор, – сказал я, – что без дураков было бы на свете очень скучно… Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заранее, что обо всем можно спорить до бесконечности, и потому не спорим; мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга…”

За что Печорин презирает Грушницкого?

Печорин презирает Грушницкого за его подлость и слабость, за напускную храбрость и хвастовство:
“…Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что‑то не русская храбрость!..”
Печорин презирает Грушницкого за то, что тот хочет опозорить его на дуэли:

“…то было и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек, теперь с такою уверенностью, с такой спокойной дерзостью на меня глядящий, две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку…” (Печорин о Грушницком)

Что спасает Печорина на дуэли с Грушницким?

На дуэли с Грушницким Печорина спасает случайность. Грушницкий едва ранит Печорина: пуля лишь царапает его колено. Если бы Грушницкий ранил Печорина сильнее, тот бы тут же упал с обрыва в пропасть и погиб:
“…Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено. Я невольно сделал несколько шагов вперед, чтоб поскорей удалиться от края…”

“…раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утеса…”

Является ли Печорин фаталистом?

Вопрос, является ли Печорин фаталистом, является довольно сложным. Вот что пишут исследователи по этому поводу:
“…Печорин не хочет и не считает нужным рассматривать вопрос о «предопределении» отвлеченно… Этим рассуждением вопрос о «фатализме», «покорности судьбе» и страхе перед ней не решается, но снимается — потому что он просто не имеет значения и смысла для человека открытого, активного и мужественно следующего своим жизненным путем. Надо учесть, что под «фатализмом» Лермонтов подразумевал не только фаталистическое умонастроение вообще, но и распространенную в то время (и осужденную им в «Думе») позицию пассивного «примирения с действительностью», покорности обстоятельствам.”  

(“Полное собрание сочинений Лермонтова в 10 томах”, том 6, 2002 г., примечания к роману “Герой нашего времени” М. И. Никитина)

Почему Печорин называет Вулича “существом особенным”?

Печорин называет Вулича существом особенным, потому что в Вуличе сочетается особенная внешность и особенный характер:
“…Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его, – все это будто согласовалось для того, чтоб придать ему вид существа особенного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи…”


Почему Печорин называет таманскую незнакомку “ундиной”? 


Печорин называет таманскую незнакомку ундиной, потому что она живет на берегу моря и поет песни, стоя на берегу. 

Вообще же, ундины – это сказочные существа, русалки, которые своим пением и красотой заманивают людей в глубины моря. Именно поэтому Печорин называет таманскую контрабандистку ундиной.

В каком городе происходят приключения Печорина? Описанные в романе приключения Печорина происходят в таких городах, как Тамань, Пятигорск и Кисловодск, а также в крепости N на Кавказе и в казачьей станице.

Что случилось с Печориным в конце романа?


Как известно, хронологический порядок глав в романе нарушен, поэтому читатели узнают о смерти Печорина уже в середине романа, а не в конце. В предисловии к “Журналу Печорина” автор сообщает читателям, что Печорин умирает по дороге из Персии в Россию. Судя по всему, Печорин умирает в возрасте около 30 лет.

Какова причина смерти (гибели) Печорина? 



Автор почти ничего не рассказывает о том, как умер Печорин и в чем причина его смерти. Читателям лишь известно, что Печорин умирает, возвращаясь из своего путешествия из Персии. Возможно, Печорин погибает от рук разбойников или из-за какой-то смертельной болезни. В романе это не уточняется. Это был анализ романа “Герой нашего времени” Лермонтова, вопросы и ответы о Печорине и т.д.

Смотрите: Все материалы о романе “Герой нашего времени”

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/10/analiz-roman-Geroj-nashego-vremeni.html

Сайт Светланы Хмелевской

Вы говорите, что он — эгоист?

 Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это?

 Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной?

Цель урока: воспитывать духовно-нравственного человека на примере ценностей и нравственных и безнравственных поступков, изображённых в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Задачи:

1.осуществить метапредметные связи литературы, основ православной культуры, музыки и киноискусства;

2.раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои романа;

3.формировать отношение к событиям и героям романа, их оценку;

4.выявить роль художественных средств и языка произведения в изображении внутреннего мира героев, раскрытие авторского замысла;

5.развивать речь учащихся за счёт развёрнутых аргументированных ответов, лексический запас слов, умение сопоставлять характеры и поступки героев;

6.воспитывать чувство сострадания, любовь, понимание  к ближнему, умение быть внимательным и открытым другим людям.

    Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец.
И то и другое будет ложно.
М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.

 Технология урока: проблемное обучение, групповые технологии, компьютерные информационные технологии обучения.

Методы: эвристическая беседа, работа в группах.

Оборудование урока: оформленная магнитная  доска, школьная доска, эпизоды из кинофильма, слайд-презентация, художественный текст- роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», Библия, высказывания великих о доброте и милосердии, музыка Эдуарда Артемьева.

Это 3 урок по роману.

Ход урока.

1.Приветствие.Слово учителя.

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление» — так заканчивает своё предисловие  к «Журналу Печорина» будто бы рассказчик, который узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии , умер, и очень обрадовался этому известию, так как это дало ему право напечатать  «сердечные тайны человека, которого он никогда не знал». Это было в 1838-1840 годах, а нас эта «история души человеческой»  интересует до сих пор, мало того, кажется, будто написана про многих из нас.

Почему «история души человеческой, даже мелкой» едва не полезнее истории целого народа? Почему Печорин, такой красивый, богатый, успешный несчастлив? Почему никто не помог ему найти счастье в жизни? В чём дело?

По своему типу роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение центростремительное.

Совет

В центре системы его художественных образов находится один персонаж – Григорий Александрович Печорин, все остальные герои располагаются вокруг него, помогая раскрытию этого характера.

На протяжении всего романа автор сопоставляет Печорина с другими персонажами произведения, формируя из них пары. Это помогает Лермонтову отчетливее и полнее показать характер «героя времени», высветить все нюансы его противоречивой натуры. Так, в романе мы встречаем следующие пары:

  • Печорин — Максим Максимович («антипод»),
  • Печорин — Грушницкий («пародия»),
  • Печорин — Вулич («фаталист»),
  • Печорин-Вернер («друг).

Давайте вместе разберёмся: ПОЧЕМУ????

2.Работа в группах. “Французские мастерские».4 группы по 6 человек.Учащиеся получают задание и начинают работать, читают вопросы, текст романа, отвечают на вопросы коллективно, письменно в тетрадь под диктовку или организатора или генератора идей в группе, готовят защиту, выступление, поднимают руку, если нужна консультация учителя или готовы к защите.

1-ягруппа. Печорин иМаксим Максимыч

  1. Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
  2. Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
  3. Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?

2-я группа. Печорин и Грушницкий

  1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
  2. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
  3. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

3-я группа. Печорин и Вернер

  1. Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
  2. Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
  3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

4-я группа. Печорин и Вулич

  1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
  2. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вуличвсе-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?
  3. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?

    4.Защита, выступление групп. Ребята делают выводы по своим двойникам.

Читайте также:  Сочинение 15.1 по цитате сухорукова «наша речь…»

Кем являлся Максим Максимыч для Печорина?

Зачем введён образ Грушницкого? Кто он по отношению к Григорию Печорину?

Вернер был ли другом для Печорина?

Что восхищало Печорина в Вуличе? Что оттеняет в Печорине Вулич?

5.Выводы в виде кластера изображены на доске.

Перерисовываем в тетрадь  и обсуждаем.

В результате сочетания в романе многих новаторских приемов:

нехронологической композиции,

приема исповеди,

«парного сравнения» героев

перед нами встает фигура трагическая, страдающая, живущая сложной духовной жизнью, страстно жаждущая обновления: «я чувствую в душе моей силы необъятные…»; «…а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!»
Однако мы видим, что всеми обстоятельствами жизни (социально-историческими и личными) Печорин обречен на бездействие.    Безусловно, этот персонаж — герой своего времени, времени сомнений и скептицизма. Лермонтов показывает нам, что в условиях 30-40-ых годов 19 века любые усилия личности на пути к самореализации оказывались бесполезными, а отношения личности и общества — антагонистическими.
Конфликт Печорина с аристократической средой, к которой он принадлежал, очевиден с первых страниц романа, как очевидно его глубокое презрение к обществу, превращающему человека в нравственного калеку. «И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой…» — говорит Григорий Александрович княжне Мери, слагая эпитафию своей полумертвой душе.
Духовное и интеллектуальное превосходство героя над миром, в котором он вынужден жить, выливается в форму неприятия этого мира, а самой главной чертой характера Печорина становится индивидуализм и эгоизм: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия». 
    Эти качества, как мы убеждаемся на протяжении всего романа, не приносят герою ни счастья, ни удовлетворения. Печорин честно осознает свои пороки, и его самый суровый нравственный суд обращен на себя самого: «Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая…» 
    Вообще, в «Герое нашего времени» впервые в русской литературе появляется персонаж, сознательно ставящий перед собой главные вопросы человеческого бытия — о смысле жизни человека и о своем назначении на земле. Так, в ночь перед дуэлью с Грушницким Печорин рассуждает: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей, пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел, тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».

Но что же это? Ответ на вопрос дает нам сам Печорин: «Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли…» Честолюбие, жажда власти, желание подчинить своей воле окружающих овладевают душой Печорина, который «из жизненной бури… вынес только несколько идей — и ни одного чувства». Вопрос о смысле жизни остается в романе открытым.

Отсутствие цели в жизни — в этом один из главных источников трагедии Печорина, поэтому мелки его поступки, пуста и бесплодна его кипучая деятельность. Тоскуя по гармонии человеческих отношений, душа этого героя жаждет света и добра, но не находит себе приюта в мире дисгармонии, социального и духовного рабства.

Единственно возможная форма самореализации, которая доступна Печорину, — это неприятие обстоятельств, противостояние им и самопознание. Очень верно отметил В.Г. Белинский, что в герое Лермонтова «есть тайное сознание, что он не то, чем самому себе кажется…».


Считается, что Печорин — один из вариантов русского «лишнего человека», уже известного по роману Пушкина «Евгений Онегин».

Но в отличие от этого персонажа, в Печорине отразилось другое время и другие, принципиально важные, черты – развитие личностного и общественного самосознания, рефлексия, желание понять причины своих несчастий, чтобы оставить потомкам хотя бы этот «горестный анализ».

Григорий Александрович Печорин  — человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе «силы необъятные», но на совести его много зла.

Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет «роль топора в руках судьбы», «необходимого действующего лица всякого пятого акта».

Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж Бог знает!»

Выводы урока могут быть оформлены в виде опорной схемы.

Обратите внимание

5.Заключение урока. Рефлексия. Почти все время, на протяжении урока, звучит музыка Эдуарда Артемьева из кинофильмов :«Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви».

На что наталкивает нас музыка, куда она проникает, как она помогает?

На какие заповеди мы должны сегодня обратить внимание? На какие ценности в жизни? На магнитной доске вывешены заповеди блаженства, на столе лежит Библия.

6.Домашнее задание Напишите сочинение –размышление на тему «Печорин –герой своего времени или он вне времени?»

1-ягруппа. Печорин иМаксим Максимыч

  1. Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
  1. Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
  2. Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?

2-я группа. Печорин и Грушницкий

  1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
  1. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
  2. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

3-я группа. Печорин и Вернер

  1. Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
  1. Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
  2. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

4-я группа. Печорин и Вулич

  1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
  1. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вуличвсе-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?
  2. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?

1-ягруппа. Печорин иМаксим Максимыч

  1. Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
  1. Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
  2. Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?

2-я группа. Печорин и Грушницкий

  1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
  1. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
  2. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

3-я группа. Печорин и Вернер

  1. Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
  1. Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
  2. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

4-я группа. Печорин и Вулич

  1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
  1. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вуличвсе-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?

Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?

Источник: http://svetlaja.ru/druzhba-v-zhizni-pechorina/

Размышления о дружбе и любви (по роману м. ю. лермонтова «герой нашего времени»)

…Если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви. Роман Лермонтов начал писать после первой ссылки, проведенной на Кавказе. Хронологическая последовательность романа была нарушена специально, в его построении Лермонтов использовал байроновский прием.

Частью этого приема является и то, что в самом начале романа автор окружает своего главного героя какой-то таинственностью, загадочностью, возбуждая интерес читателя. Он показал Печорина в центре той среды, которая его окружает, как он ведет себя в ней.

Лермонтов изобразил себя в образе Печорина, через который и смеется над своими пороками, скрытым подтекстом говорит о себе. Печорин, как и Лермонтов, был сослан на Кавказ, в ссылку, — место душевных переживаний.

Печорин — это человек, наделенный необыкновенной силой духа и сверхчеловеческими страстями, которые возвышают его над обществом.

Любовь и дружба в жизни Печорина — это любовь и дружба в жизни Лермонтова. Любовь и дружба — понятия разные. Дружба бывает между людьми только в том случае, если они прошли вместе значительный жизненный путь, если всегда и во всем они помогали друг другу и понимали друг друга.

Любовь — многогранна, она бывает разной: любовь матери и ребенка, любовь отцов и детей, любовь к самому себе, любовь к Родине, любовь мужчины и женщины. Отношения Печорина с людьми были неустойчивы, потому как он не любил людей и был человеком ветреным.

Печорин очень любил свою Родину, но его Родиной стал и Кавказ, с которым связаны его воспоминания.

Печорин сильно отличался от кавказцев, живущих там. Богатый духовный мир, безграничность доброты душевной Максима Максимыча не нашли отклика в холодной и безразличной душе Печорина. Это мы находим и в описании его внешности, в описании его глаз: «… то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный: взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый…

» То, что при походке он не махал руками, говорило о том, что он скрытный человек, многое в его внешности говорило о породе. Дружба Для него не составляла особой ценности, так как ее он считал явлением временным. Его дружба к Максиму Максимычу быстро угасла к моменту их новой встречи: «…

Важно

Он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку». Максим Максимыч же был из тех, кто дорожил человеческими отношениями, ему было больно такое отношение Печорина.

Дружба Печорина с Грушницким переросла в ненависть. Печорин так говорит о таких людях, как Грушницкий: «Производить эффект — их наслаждение; они нравятся романтичным провинциалкам до безумия».

Печорин сразу разгадал Грушницкого, поэтому они невзлюбили друг друга с самого начала. Грушницкий не знал ни людей, ни их слабые струны, потому что целую жизнь занимался одним собою: «Его цель — сделаться героем романа».

Грушницкий поплатился за ту подлость, которую он причинил Печорину, — был убит.

Я думаю, что это была его судьба, его расплата за ошибки. Грушницкий был способен только на низкую любовь, на показушную, так как «водяной молодежи» не свойственно было любить. Печорин скрытен, но наедине с собою, в своем дневнике, он анализирует свои поступки.

Такой герой, как Печорин, не способен на настоящую любовь: «…во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное, мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению».

Читайте также:  Проблемы и аргументы к егэ по русскому на тему: красота

Как известно, будучи красавцем, Печорин пользовался большой популярностью у женщин.

Он никогда не считался с их чувством, любил только Веру: «… она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть». Вера любила Печорина самой искренней любовью, она пошла ради него на самопожертвование. Только она одна понимала его, только ей он мог довериться, да и то не до конца.

Она не могла понять его отношения с женщинами, а он их просто не любил в некотором плане: «Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает…» Бэлу он не любил, к ней у него было особое чувство нежности, он любил ее, как ребенка, хотел ее в себя влюбить.

Совет

Печорин знал, что рано или поздно он покинет ее, а она уже не сможет с ним расстаться. Лучший выход для нее — смерть. Печорин делал людям зло, не задумываясь об этом.

В женщинах его привлекала порода: «Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади». Мери он не любил, он наслаждался ее влюбленностью, а этим причинял ей боль. Печорин, как вампир, желающий наслаждаться. Печорин — герой своего времени. Лермонтов надеялся на великую возможность любви и дружбы Печорина, на его стремление к любви.

Печорин ощущал себя несчастным в этой жизни. Лермонтов верит в Пушкина, в силу современной молодежи, в существование любви и дружбы на Земле. Дружба и любовь должны быть основательными, настоящими чувствами в жизни каждого человека. На этих духовных ценностях держится весь мир.

»crosslinked«

Источник: http://ruslit.biz/razmyshleniya-o-druzhbe-i-lyubvi-po-romanu-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Печорин и Вернер (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

М. Ю. Лермонтов в своем романе «Герой нашего времени» саркастически отзывается о дружбе, дает нелестную оценку ей.

С его точки зрения, каждая индивидуальность враждебна по отношении к другой и силится переделать ее на свой лад, поработить.

Такое мироощущение появляется под влиянием времени, эпохи скептицизма и безверия, когда обесценились нравственные качества человеческой личности, да и сама человеческая жизнь.

Герой романа Печорин — фигура вымышленная, собирательная, но очень близкая автору по своим жизненным взглядам. Типичен и характер доктора Вернера, прототипом которого явился доктор Майер. С ним писатель познакомился во время службы на Кавказе в 1837 году.

Вернер и Печорин встретились в Пятигорске случайно «Вернер — человек замечательный по многим причинам», — пишет Печорин в своем дневнике. С одной стороны, он скептик и материалист, как все медики, с другой — поэт, хотя и двух стихов не написавший.

Он беден и мечтает о миллионах, но шагу не сделает лишнего ради денег. «Мы, — пишет Печорин, — скоро сделались приятелями». Далее герой говорит о себе и о том, что он к дружбе не способен: «из двух друзей всегда один раб другого».

Рабом он быть не может, а повелевать — «труд утомительный».

Печорин и Вернер сошлись, как сходятся люди умные и равнодушные друг к другу, которым пошлое общество претит, а брать на себя ответственность за жизнь другого человека (что и предполагает настоящая дружба) они не хотят, это им не нужно, так как ни Печорин, ни Вернер своей жизнью не дорожат. Это обстоятельство и определяет характер их взаимоотношений. Вернер и Печорин не нужны друг другу. Встречаются они скуки ради, с целью развлечься метафизическими прениями, посплетничать, позлословить.

Обратите внимание

Печорин — человек деятельный, активный, натура мятежная, он жаждет новых ощущений для удовлетворения своего эгоизма. Вернер пассивен, его идея — созерцание. Если Печорин для достижения своей, хотя и жалкой, цели идет до конца, то Вернер пальцем о палец не ударит ни для чего, а будет гопорить о том, что бы он сделал, если бы…

Так, он слепо идет на поводу у Печорина, более сильного человека, в истории с дуэлью, хотя дело это ему неприятно, да и за репутацию он свою боится. Терзаясь нравственными сомнениями перед дуэлью, доктор Вернер быстро успокаивается от простой шутки Печорина о бессмысленности и пустоте человеческой жизни.

Но когда дело уже сделано — Груш-ницкий убит, а чувствам княжны Мери нанесена тяжелая рана, Вернер начинает осознавать всю глубину эгоизма Печорина. Он упрекает своего приятеля в холодной расчетливости, послав ему записку: «Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно, если можете».

Но сам Вернер проявил в этой ситуации не меньше равнодушия и жестокости, чем главный герой, будучи соучастником дуэли и всех интриг. Поэтому Печорин не испытывает разочарования в этом человеке.

Он надменно спокоен, он предполагал такой исход их взаимоотношений: «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его… — а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности».

Приятельские отношения этих людей распались, не превратившись в дружбу, распались от первого же серьезного жизненного испытания.

Приятельство ведь только тогда перерастает во что-то большее, когда люди находят друг в друге не только возможность для развлечения, способ разогнать скуку, рассеять одиночество.

Настоящая дружба — это бескорыстная заинтересованность в судьбе близкого тебе человека, это самопожертвование. Ни Печорин, ни Вернер не способны на столь глубокие чувства. Их удел — одиночество, безотрадное и бессмысленное прожигание жизни.

Важно

Это неправда, что из двух друзей всегда один раб другого, такая же неправда, как то, что нет любви. Эту неправду выдумали, чтобы легче было жить, люди, которые не сумели полюбить и найти друзей.

Не был Пущин рабом Пушкина, а Пушкин — рабом Дельвига. Здесь другое.

Во всякой любви (а дружба — тоже любовь), во всякой дружбе (а любовь — тоже дружба), есть радость отдавать себя, свое, а Печорин невольно выдает свою и Вернера горькую тайну: «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».

Мучительно больно осознает Печорин невозможность для себя любить кого-то, дорожить кем-то, ненавидит и презирает себя за это, и эта ненависть и презрение распространяется на близких людей, на все человечество. Трагична его судьба. Кто-то случайный наскоро похоронит Печорина, еще молодого, в чужой земле. Пророчески звучат слова Максима Максимы-ча: «Нет проку в том, кто старых друзей забывает».

Образ Вернера, как и Грушницкого, играет в романе вспомогательную (служебную) роль и способствует более полному раскрытию внутреннего облика главного героя. Рядом с умным Вернером Печорин так же одинок, как и с другими персонажами романа. Их отношения подтверждают известную истину: «Только тот приобретает истинных друзей, кто является другом самому себе».

Источник: http://www.1kessay.ru/read/3402

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

Повторение<\p>

  • «Герой нашего времени» — моногеройный роман.
  • В центре характер Печорина .
  • Все другие характеры группируются вокруг главного героя.
  • Образная система подчинена задачам раскрытия проблемы личности.

Дружба в жизни Печорина .<\p>

Я к дружбе не способен:<\p>

из двух друзей всегда один раб другого,<\p>

хотя часто ни один из них себе<\p>

в этом не признаётся.<\p>

М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени<\p>

Печорин и Максим Максимыч<\p>

В. Г. Белинский: «…вы от души полюбите простого, доброго, грубого в своих манерах, лаконического в словах Максима Максимыча.»<\p>

(«Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова»)<\p>

1.— Доброта, простота:<\p>

…мы с вами будем жить по-приятельски. Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста,— к чему эта полная форма? приходите ко мне всегда в фуражке.<\p>

(Максим Максимыч Печорину).<\p>

Очень предан своему делу, что типично для «маленького человека»<\p>

В. Г. Белинский: « Для него «жить» значит «служить», и служить на Кавказе…»<\p>

(«Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова»)<\p>

Прекрасное знание кавказской жизни и местных нравов:<\p>

Ужасные бестии эти азиаты!.. Ужасные плуты! Любят деньги драть с проезжающих… Избаловали мошенников!.. Уж я их знаю, меня не проведут.<\p>

Печорин и Максим Максимыч<\p>

Некоторая сентиментальность:<\p>

Поверите ли, я, стоя за дверью, также заплакал…<\p>

(объяснение Бэлы и Печорина)<\p>

А… ты… а вы? — пробормотал со слезами на глазах старик.<\p>

(встреча с Печориным)<\p>

Ощущение своей незначительности:<\p>

И вправду молвить: что же я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смертью? Где нам, необразованным старикам, за вами гоняться!.. Вы молодежь светская, гордая…<\p>

(автору после встречи с Печориным)<\p>

Дружба поневоле, отеческая забота<\p>

МАКСИМ МАКСИМЫЧ<\p>

БЕЗРАЗЛИЧИЕ<\p>

РАВНОДУШИЕ<\p>

ПЕЧОРИН<\p>

«..из двух друзей<\p>

Всегда один раб<\p>

другого<\p>

Печорин и Грушницкий<\p>

  • Как П. относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11,16 мая, 5,6 июня) .
  • Какие чувства вызвал П. у Грушницкого? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5,12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?

соперничество<\p>

ГРУШНИЦКИЙ<\p>

Зависть, соперничество, неискренность, злоба, тщеславие<\p>

ПЕЧОРИН<\p>

«..из двух друзей<\p>

Всегда один раб<\p>

другого<\p>

Печорин и Вернер<\p>

  • Что общего в интеллектуальном развитии и отношении к жизни у П. и В. ? Подтвердите свою позицию цитатами из их диалога (запись от 13 мая)

Сходство:<\p>

1) отношения с обществом:<\p>

…его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих бо льных,— больные взбеленились, почти все ему отказали.<\p>

2) остроумие:<\p>

У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком…<\p>

3) скептицизм:<\p>

..Я убежден только в одном… В том… что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру.<\p>

Печорин и Вернер<\p>

Различия:<\p>

1) Печорин «бешено гоняется за жизнью»; Вернер же пассивен:<\p>

Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу…<\p>

2) Вернер — натура менее глубокая и менее сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание.<\p>

ВЕРНЕР<\p>

Взаимоотношения интеллектуалов<\p>

Интерес, тяга к интеллектуальному общению<\p>

ПЕЧОРИН<\p>

«…из двух друзей всегда один раб другого»<\p>

Печорин и Вулич<\p>

ВУЛИЧ<\p>

Отношения противоположностей, ситуативное общение<\p>

Чужд сомнений, храбр, но не верит в силу воли и разум<\p>

ПЕЧОРИН<\p>

«…из двух друзей всегда один раб другого»<\p>

Вывод<\p>

Вывод:<\p>

Мужские образы романа- двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души ,слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу. Но именно благодаря им образ Печорина раскрывается перед читателем наиболее ярко и полно.<\p>

Домашнее задание<\p>

  • «Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни Печорина»:
  • П. и Бэла
  • П. и девушка-ундина
  • П. и Мери
  • П и Вера

Источник: https://multiurok.ru/files/piechorin-v-sistiemie-muzhskikh-obrazov-romana-druzhba-v-zhizni-piechorina.html

Ссылка на основную публикацию