Образ
Образование 23 января 2016
Некоторые почему-то считают, что год, когда была написана поэма “Медный всадник”, – 1830. Анализ биографических сведений позволяет однозначно утверждать, что Пушкин создал ее в 1833 году. Это одно из самых совершенных и ярких произведений Александра Сергеевича.
Автор в этой поэме убедительно показал всю противоречивость и сложность переломной эпохи отечественной истории. Нужно подчеркнуть, что поэма “Медный всадник” занимает особое место в творчестве Александра Сергеевича. Поэт в ней попытался решить актуальную во все времена проблему взаимоотношения государства и личности.
Эта тема всегда была в центре духовных исканий автора.
Особенности жанра
Согласно традиции, сложившейся с давних пор, поэма – произведение, которое имеет лирический или повествовательный характер. Если первоначально она была скорее творением историческим, то с некоторых пор поэмы начали приобретать все чаще романтическую окрашенность. Это было связано с традицией рыцарского романа, популярного в средневековье.
Еще позже нравственно-философская, личностная проблематика выдвигается на первый план. Начинают усиливаться лирико-драматические аспекты. В поэме вместе с тем прорисовываются центральные герои или один персонаж (это характерно для творчества писателей-романтиков) в качестве самостоятельных личностей. Они перестают быть выхваченными автором из исторического потока.
Теперь это не просто расплывчатые фигуры, как раньше.
Образ маленького человека в русской литературе
Маленький человек в отечественной литературе – одна из сквозных тем. К ней обращались многие писатели и поэты 19 века. А. С. Пушкин затронул ее одним из первых в своей повести “Станционный смотритель”. Гоголь, Чехов, Достоевский и многие другие стали продолжателями этой темы.
Каков же образ маленького человека в русской литературе? Этот человек мал в социальном плане. Он находится на одной из низших ступеней общественной иерархии. Кроме того, мир его притязаний и духовной жизни до крайности беден, узок, наполнен множеством запретов. Философских и исторических проблем не существует для этого героя. Он находится в замкнутом и узком мире своих жизненных интересов.
Видео по теме
Евгений – маленький человек
Рассмотрим теперь образ маленького человека в поэме “Медный всадник”. Евгений, герой ее, является порождением так называемого петербургского периода отечественной истории. Его можно назвать маленьким человеком, поскольку смысл жизни Евгения состоит в обретении мещанского благополучия: семьи, хорошего места, дома.
Кругом семейных забот ограничено существование этого героя. Для него характерна непричастность к своему прошлому, так как он не тоскует ни о забытой старине, не о почиющей родне. Эти черты Евгения для Пушкина неприемлемы. Именно благодаря им этот персонаж представляет собой образ маленького человека в поэме “Медный всадник”.
Александр Сергеевич намеренно не дает подробную характеристику этого героя. У него даже нет фамилии, что говорит о том, что на его место можно поставить любого другого человека. В фигуре Евгения отразилась судьба множества подобных людей, чья жизнь пришлась на петербургский период истории.
Однако образ маленького человека в поэме “Медный всадник” не статичен, он трансформируется по ходу повествования. Об этом мы расскажем чуть ниже.
Взгляд Петра и Евгения
Евгений в сцене наводнения сидит, сжав руки крестом (в чем видится параллель с Наполеоном), однако без шляпы. За его спиной находится Медный всадник. Эти две фигуры смотрят в одном направлении.
Тем не менее взгляд Петра отличается от взгляда Евгения. У царя он направлен в глубь веков. Петр не заботится о судьбах простых людей, поскольку он решает главным образом исторические задачи.
Евгений же, представляющий образ маленького человека в поэме “Медный всадник”, смотрит на дом своей любимой.
Главное отличие между Петром и Евгением
Можно выявить следующее главное отличие, сопоставляя бронзового Петра с этим героем. Образ Евгения в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник” характеризуется тем, что у этого персонажа есть сердце и душа, он обладает способностью чувствовать, умеет переживать за судьбу человека, которого он любит. Его можно назвать антиподом Петра, этого кумира на бронзовом коне.
Евгений способен мучиться, мечтать, печалиться. То есть, невзирая на то что Петр размышляет о судьбах всего государства, то есть озабочен благоустройством жизни всех людей, в абстрактном смысле (включая и Евгения, который в будущем должен стать жителем Петербурга), в глазах читателя Евгений, а не царь становится более привлекательным.
Именно он пробуждает в нас живое участие.
Наводнение в судьбе Евгения
Для Евгения трагедией оборачивается произошедшее в Петербурге наводнение. Оно делает из этого невзрачного человека настоящего Героя. Евгений сходит с ума. Это, безусловно, сближает его с персонажами романтических произведений, поскольку безумие – популярная черта романтического героя.
Евгений бродит по улицам города, враждебного ему, однако в его ушах раздается мятежный шум ветров и Невы. Именно этот шум вместе с шумом в его собственной душе пробуждает в Евгении то, что было основным признаком человека для Пушкина – память. Героя приводит на Сенатскую площадь именно память о наводнении.
Здесь он встречается с бронзовым Петром во второй раз. Пушкин великолепно описал, какое это было трагически прекрасное мгновение в жизни смиренного бедного чиновника. У него вдруг прояснились мысли. Герой понял, в чем состоит причина как его собственных несчастий, так и всех бед города.
Евгений узнал виновника их, человека, по роковой воле которого город основался. В нем вдруг родилась ненависть к этому державцу полумира. Евгению страстно захотелось ему отомстить. Герой поднимает бунт.
Он грозит Петру, подойдя к нему: “Ужо тебе!” Проведем краткий анализ сцены бунта в поэме “Медный всадник”, что позволит нам открыть новые черты в образе Евгения.
Протест
Неизбежность и естественность протеста рождается благодаря духовной эволюции героя. Преображение его показано автором художественно убедительно.
Протест поднимает Евгения к новой жизни, трагической, высокой, которая таит в себе неминуемую близкую смерть. Он грозит царю будущим возмездием.
Самодержцу страшна эта угроза, поскольку он осознает огромную силу, скрытую в этом маленьком человеке, протестующем, поднявшем мятеж.
В то мгновение, когда Евгений вдруг прозревает, он превращается в Человека в его связи с родом. Следует отметить, что в этом отрывке герой ни разу не назван по имени. Это делает его в определенной степени безликим, одним из многих.
Пушкин описывает противостояние олицетворяющего самодержавную власть грозного царя и Человека, который наделен памятью, имеет сердце. Обещание возмездия и прямая угроза слышатся в шепоте прозревшего героя.
За них ожившая статуя, “возгоря” гневом, наказывает этого “безумца бедного”.
Безумие Евгения
Читателю понятно, что протест Евгения единичный, к тому же он произносит его шепотом. Тем не менее герой должен понести наказание. Символично также то, что Евгений определяется как безумец.
Согласно Пушкину, безумие – неравный спор. С позиции здравого смысла выступление одного человека против могущественной государственной власти – самое настоящее безумие.
Но оно “святое”, так как молчаливое смирение несет гибель.
“Медный всадник” – поэма философская, социальная. Пушкин показывает, что лишь протест может спасти личность от нравственного падения в условиях совершающегося насилия. Александр Сергеевич подчеркивает то, что сопротивление, попытка возмутиться, подать голос всегда будет лучшим выходом, чем покорность жестокой судьбе.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/184127/
Образ «маленького человека» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» имеет подзаголовок «Петербургская повесть»: произведение повествует о молодой российской столице.
В начале поэмы поэт рисует величественный облик царя-преобразователя:<\p>
На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.<\p>
Царь-преобразователь предстает перед нами в тот в момент, когда он принимает важнейшее для всей последующей российской истории решение: «Здесь будет город заложен…».
Монументальной фигуре царя автор противопоставляет образ суровой и дикой природы. Картина, па фоне которой предстает перед нами фигура царя, безотрадна (одинокий челн, мшистые и топкие берега, убогие избы «чухонцев»).
Перед взором Петра широко раскинувшаяся, несущаяся вдаль река; вокруг лес, «неведомый лучам в тумане спрятанного солнца». Но взгляд правителя устремлен в будущее.
Россия должна утвердиться на берегах Балтики это необходимо для процветания страны:
…Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.<\p>
Прошло сто лет, и великая мечта Петра осуществилась:
…юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…<\p>
Пушкин произносит восторженный гимн творению Петра, признается в любви к «юному граду», пред блеском которого «померкла старая Москва».<\p>
Однако отношение поэта к Петру было противоречивым.
<\p>
Образ сияющего, оживленного, пышного города сменяется в первой части поэмы картиной страшного, разрушительного наводнения, выразительными образами бушующей стихии, над которой человек не властен. Стихия сметает все на своем пути, унося в потоках вод обломки строений и разрушенных мостов, «пожитки бледной нищеты» и даже гробы «с размытого кладбища».
Образ неукротимых природных сил предстает здесь как символ «бессмысленного и беспощадного» народного бунта. Среди тех, чью жизнь разрушило наводнение, оказывается и Евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы.<\p>
Главным героем поэмы становится бедный чиновник Евгений. Он «человек обыкновенный», не имеющий ни денег, ни чинов.
Евгений «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь:<\p>
И станем жить и так до гроба,
Рука с рукой дойдем мы оба…<\p>
Жизнь Евгения проходит в труде и в скромных мечтах о личном счастье.
Но его невеста Параша гибнет в наводнении, и герой оказывается перед лицом страшных вопросов: что есть жизнь человека? не пустой ли она сон «насмешка неба над землей»?<\p>
«Смятенный ум» Евгения не выдерживает «ужасных потрясений». Он сходит с ума, покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде, безразличный ко всему, кроме наполняющего его «шума внутренней тревоги ».
Словно древний пророк, постигший неправедность мира, Евгений отгорожен от людей и презираем ими. Сходство пушкинского героя с пророком становится особенно явным, когда Евгений в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана» – медного всадника.
Основной конфликт пушкинского произведения – это конфликт личности и государства: Петербург, создание которого продиктовано интересами государственными, построен в месте непригодном для жизни человека.
Простой человек в его частных интересах противопоставлен государству.
Но Пушкин показывает, что пренебрежение интересами маленького человека может привести к бунту, разгулу стихии, что воплощено в мятежном образе взбунтовавшейся Невы.
Источник: https://sch2kr.ru/index.php/mironova/mironova-help/literature-gia/literature-tickets-9/73
Трагедия «маленького человека» в поэме А. Пушкина «Медный всадник»
Тема «маленького человека» неоднократно поднималась в произведениях русской литературы: «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, «Униженные и оскорбленные», «Бедные люди» Ф. М. Достоевского, рассказы А. П. Чехова. Жизнь «маленького человека», отображенная в связи с различными событиями,— это жизнь народа в целом.
В поэме «Медный всадник» А. С. Пушкин раскрывает этот образ, противопоставляя ему две могущественные силы: величие и мощь императора и буйную, неуправляемую стихию природы. Деятельность Петра Первого осмысливалась многими писателями и поэтами в разные временные периоды.
И по сей день нет однозначного мнения о целесообразности петровских преобразований и допустимости средств, используемых монархом для достижения цели — европеизации России. В своей поэме А. С. Пушкин сумел очень ярко отобразить данные противоречия.
С одной стороны, это великое свершение — покорение стихии, создание блестящего города, открывающего перспективы развития внешней политики, затмившего своей красотой и значимостью столицу:
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.
Но с другой стороны, что стояло за осуществлением этих честолюбивых замыслов? В первую очередь, пренебрежение к нуждам собственного народа, ведь чернеющие избы — «приют убогого чухонца» — воспринимались государем, как картина, омрачающая взор своей неприглядностью, а не как отдельная жизнь отдельного человека, вторгаться в которую, нарушая ее привычный ход, не позволено даже великим государственным деятелям. Но, презрев условности, невзирая на протест народа и природы, могущественный царь добился того, что «юный град»
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод, ныне там,
По оживленным берегам,
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен…
Город прекрасен, мечты правителя осуществились: «…корабли Толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся…»
Поэт образно описывает величие Северной столицы, отдавая ей дань своего восхищения. Но тут же использует прием контраста:
Выла ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье…
Об ней, друзья мои, для вас
Начну свое повествованье.
Печален будет мой рассказ.
И знакомит нас с главным героем произведения — «маленьким человеком» Евгением, судьба которого помогает нам полнее осознать результаты деяний Петра, совершившего насилие над природой. Петр велик: «Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта!» И дум он полон великих, общегосударственного масштаба. А что же Евгений?
О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег. Он мечтал:
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою.
«Пройдет, быть может, год-другой — <\p>
Местечко получу — Параше
Препоручу хозяйство наше
И воспитание ребят…
И станем жить, и так до гроба
Рука с рукой дойдем мы оба, <\p>
И внуки нас похоронят…
В нескольких строках Пушкин выразил чаяния всего народа, стремящегося к спокойной, размеренной жизни в окружении близких людей.
В поэме не показан открыто царский произвол, ломающий людские судьбы. Он проявляется косвенно, через восстание природных сил, которые не может усмирить даже императорская воля: «С божией стихией царям не совладеть».
И честолюбие государя обращается горем для тысяч простых людей, жалких в своей беспомощности. «Ужо тебе!..»,— грозит несчастный Евгений, но даже вылитый из меди Петр внушает ему страх и продолжает вершить его судьбу, сводя с ума.
И царь, ранее называемый автором «мощным властелином судьбы», превратился в горделивого истукана, холодного и равнодушного.
Описывая событие, произошедшее в тот период, когда эпоха Петра Первого стала уже достоянием истории, автор стремился подчеркнуть значимость этой исторической фигуры, чье волеизъявление надолго останется судьбоносным для простого народа.
Источник: https://5litra.ru/soch/105-tragediya-malenkogo-cheloveka-v-poyeme-a-pushkina.html
На тему: “Образы “маленького человека” и правителя в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”
Тема “маленького человека”, затронутая в поэме А. С. ПушкинА “Медный всадник” на то время в русской литературе была далеко не нова.
Она раскрывалась в таких произведениях известных русских писателей, как “Бедные люди” и “Униженные и оскорбленные” Ф. М. Достоевского, “Петербургские повести” Н. В. Гоголя, а также в рассказах А. П. Чехова.
Это вполне объяснимо, поскольку жизнь такого человека – это жизнь всего русского народа со всеми его горестями и радостями.
В поэме А. С. ПушкинА “Медный всадник” автор раскрывает образ “маленького человека” и противопоставляет этому образу сразу две могущественные силы – неуправляемую и буйную природную стихию, а также величие и мощь российского императора Петра I.
Не нов в русской литературе и образ этого выдающегося царя. В разное он время осмысливался многими русскими писателями и поэтами. Но эта личность и ее деяния были настолько противоречивы, что до сих пор нет единой оценки целесообразности преобразований России Петром I. Нет единой оценки и средствам, которыми царь пользовался для достижения главной своей цели – европеизации России.
В своей поэме А. С. ПушкинУ удалось очень точно отобразить противоречия общества того времени. С одной стороны, это великие свершения русского народа – покорение стихии и создание великолепного города, который открывал неограниченные перспективы
Развития внешней торговли и политики, который своей значимостью и красотой затмил даже столицу:
“И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова”.
Но с другой стороны поэт стремился обратить внимание на то, что оставалось по другую сторону честолюбивых замыслов Петра I. Прежде всего – это пренебрежительное отношение к нуждам собственного народа.
Ведь “приют убогого чухонца”, мрачные чернеющие избы, воспринималась царем просто как картина, омрачающая пейзаж, но никак не как признак бедственного положения русского народа. Царя не интересовала и жизнь каждого отдельного человека, он беспардонно вторгался в нее, нарушал привычный ход и при этом не задумывался о том, что это непозволительно даже великим монархам.
Презрев все условности, поправ протест людей и природы, могущественный Петр ценой сотен тысяч жизней простых “маленьких людей” и ценой их неимоверных усилий добился того, что
“… юный град
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод, ныне там,
По оживленным берегам,
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен…”.
Казалось бы, все великолепно, вырос прекрасный город, мечты государя осуществились и “…корабли толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся…”. А. С. Пушкин с гордостью описывает Северную столицу и все ее величие, отдает ей дань своего восхищения. Однако тут же играет на контрастах:
“Выла ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье…
Об ней, друзья мои, для вас
Начну свое повествованье.
Печален будет мой рассказ”.
Далее поэт знакомит нас с тем самым “маленьким человеком” Евгением. Рассказывая о судьбе и всех подробностях жизни этого человека, А. С.
Пушкин дает возможность наиболее полно и объективно оценить результаты деяний Петра I, который совершил насилие не только над природой, но и над своим народом.
Петр, безусловно, велик: “Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта!”. Но какие же мысли были в голове Евгения?
“О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег. Он мечтал:
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою.
“Пройдет, быть может, год-другой –
Местечко получу – Параше
Препоручу хозяйство наше
И воспитание ребят…
И станем жить, и так до гроба
Рука с рукой дойдем мы оба,
И внуки нас похоронят…”.
Буквально в двух десятках строк А. С. ПушкинУ удалось выразить в размышлениях Евгения все чаяния русского народа, ведь он стремился к размеренной, спокойной жизни в окружении близких доброжелательных людей.
Конечно, в поэме автор открыто не показал тот царский произвол, который творился во времена царствования Петра I, сломавшего тысячи людских судеб. Однако он виден по косвенным признакам, выраженным в противостоянии природы, которую не может усмирить даже невероятно сильная воля царя: “С божией стихией царям не совладеть”.
К великому горю русского народа честолюбие Петра I вылилось в горе тысяч простых людей, вызывающих жалость в своей беспомощности. А Евгению даже вылитый из меди царь внушает страх. Он ему грозит: “Ужо тебе!..
”, но тот продолжает сводить его с ума и вершить судьбу “маленького человека”. После этого царь, которого в начале поэмы А. С.
Пушкин называет “мощным властелином судьбы”, превращается в равнодушного, холодного и горделивого истукана.
События, которые описывал в своей поэме “Медный всадник” А. С. Пушкин, к тому времени уже были всеобщим достоянием. Поэтому поэт стремился подчеркнуть не столько значимость исторической фигуры Петра I, сколько всю важность русского народа, важность “маленького человека”, без которого замыслам царя-реформатора не суждено было бы исполниться.
Источник: https://home-task.com/na-temu-obrazy-malenkogo-cheloveka-i-pravitelya-v-poeme-a-s-pushkina-mednyj-vsadnik/
“Маленький человек” в большом городе (по поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”)
Петербург — великий город, построенный великим человеком. Наш город считается одним из красивейших в мире. Петр Первый строил его как столицу, и до сих пор еще Петербург называют “культурной столицей” России.
А. С.
Пушкин жил и творил в Петербурге, посвящая ему свои лучшие стихотворения.
В поэме или, как назвал ее сам автор, в “петербургской повести”, мы также встречаем чудесное описание нашего города, полное восхищения и преклонения перед Петербургом:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…
Перед нами — великолепная панорама. Невозможно не испытывать восторга, глядя на нее. Петербург – величественный город: Нева, мосты над ней, соборы, Петропавловская крепость – все создает ощущение вечности, неколебимости, прочности.
Но не стоит забывать, что город — это не столько архитектура, сколько люди, населяющие его. А жители города – не только монархи, чьи памятники украшают площади и скверы, но и люди, которых в литературе принято называть “маленькими”.
Вспомним Достоевского, Гоголя, посвящавших свои произведения проблемам “маленьких людей”. Ведь у таких людей могут быть совсем не мелкие страдания и совсем не ничтожные беды.
Не будем забывать, что человечество по большей части состоит именно из “маленьких людей”, а выдающиеся личности — всегда редкое явление.
Герой поэмы “Медный всадник” — “маленький человек” Евгений. Этот герой — полная противоположность своему тезке Евгению Онегину. Мы узнаем о нем совсем немного:
Живет в Коломне, где-то служит,
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине.
Он небогат, немногого хочет от жизни. Он мечтает об обычном счастье обычного человека: получить “местечко”, жениться на своей возлюбленной Параше, обзавестись детьми и тихо-мирно скоротать свой век. Совсем немного. Казалось бы, что может быть проще, чем осуществить эти мечты? 11о человек не волен распоряжаться своей судьбой, когда в дело вступает стихия.
Петербург всегда славился своими наводнениями. В его истории насчитывается несколько особенно разрушительных наводнений, унесших многие человеческие жизни. Пушкин пишет об одном из этих страшных событий в жизни города:
Ужасный день!
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури…
Далее следует одно из лучших в русской литературе описаний наводнения.
Евгений сидит верхом на мраморном льве среди петербургского великолепия и смотрит на разбушевавшуюся Неву. Его гложет лишь одна мысль: что стало с Парашей, ведь ее дом – у самого залива? И как насмешка над горем ничтожного человека:
… обращен к нему спиною
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
Этот кумир одинаково равнодушен и к страданиям, и к радостям “людишек”. Что ему маленький человечек, букашка, сидящая на мраморном льве? Медный Всадник обращен к Евгению спиной, как будто в знак презрения.
Евгений теряет свою возлюбленную и сходит с ума:
Увы! его смятенный ум
Против ужасных потрясений
Не устоял.
Как немного надо, чтобы разрушить хрупкое человеческое счастье! Великолепный город, всегда вызывавший восхищенные возгласы своих гостей, беспощаден к жителям. Беспощаден не потому, что жесток. Город не может быть жестоким. Беспощаден потому, что холоден. Евгений, раздавленный городом, не выдерживает. Его бунт, его протест — это слова, обращенные к Медному Всаднику:
“Добро, строитель чудотворный!-
Шепнул он, злобно задрожав,-
Ужо тебе!..”
Вся горечь, злость и обида вылились в нескольких словах. Да, Петр был “дум великих полн”, когда строил этот великолепный город. Но делал ли он это для людей? Конечно, нет.
В первую очередь он преследовал политические, исторические, социальные цели, то есть цели гораздо более масштабные, чем благо отдельного человека.
Местоположение на болоте могло быть выбрано только из стратегических соображений, но никак не из человеколюбия.
В конце поэмы несчастный безумец Евгений убегает от Медного Всадника:
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне…
Так каждого обычного человека с его обычными мечтами может подавить холодное рассчитанное великолепие. Когда поднимался такой ажиотаж вокруг празднования трехсотлетия Петербурга, мы могли наблюдать это воочию. Напускная пышность и нарядность прикрывали разрушения и грязь. И почему-то никто не думал о горожанах в День города.
Важнее было показать гостям наше парадное великолепие. Все мы, петербуржцы, маленькие люди в большом городе. Мы ничтожны в сравнении с ним, но все же любим его. Так и Пушкин, поведав нам печальную историю Евгения, не утерял трепетного отношения к Петербургу.
Просто он показал, что, восхищаясь творением рук человеческих, нужно помнить и о человеке.
Смотрите также сочинение Образ Петербурга в поэме “Медный всадник”.
Похожие сочинения:<\p>
Источник: https://sochinenie5ballov.ru/essay_182.htm
Конспект урока по литературе “Трагедия “маленького человека” в повести “Станционный смотритель” и поэме “Медный всадник””
Тема: Трагедия «маленького человека» в повести «Станционный смотритель» и поэме «Медный всадник»
Образовательная цель: Сформировать у ученика умение анализировать художественное произведение, выделять его композиционныеи сюжетные элементы.
Образовательная цель: Развивать у учеников навык нахождения в художественном произведении описаний, портретов главных героев, умения их анализировать.
Воспитательная цель: Воспитывать у учеников при помощи текста произведения чувство собственного достоинства, самоуважения и уважения к другим людям.
Оборудование урока:
Тексты: повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и «Медный всадник», презентация, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент. 2 минуты.
– Добрый день, ребята! тема нашего урока – «Трагизм маленького человека в повести «Станционный смотритель и поэме «Медный всадник». (Запись на доске)
Сегодня мы должны будем выяснить то, как развивается образ маленького человека в творчестве Пушкина, понять, почему образ маленького человека – трагический образ.
II. Изучение нового материала:
1.Вступительная беседа.
Учитель: – Изображение «маленького человека» – одна из основных тем русской литературы. Вы с некоторыми произведениями уже познакомились. А почему эта тема одна из ведущих в русской литературе? К этому вопросу вернемся в конце урока.
– Что включает в себя понятие «маленький человек»?<\p>
Ученики отвечают: Незначительный, не выделяющийся из толпы, не защищающий свои права.
Учитель: Для кого «маленький»? Для других людей? Для себя? Для общества? Кто, что сделало его «маленьким»?
Над этим вопросом мы будем размышлять в ходе урока и в конце сделаем вывод. (Запись вопроса на доске)
Учитель: – Назовите прочитанные произведения, в которых мы встречаем образы «маленьких людей»?<\p>
Ученики отвечают: А.Пушкин. «Станционный смотритель». Н.Гоголь. «Шинель».
Учитель: – Герои этих произведений?<\p>
Ученики отвечают: – Самсон Вырин, Акакий Акакиевич Башмачкин.
Учитель: – Правильно.
Каковы приемы создания образа «маленького человека»?<\p>
Ученики отвечают – Портрет, монолог, поступки героя, авторские детали, интонации, повествования, интерьер, пейзаж… если затрудняются – наводящие вопросы – например – является ли портрет таким средством/Как отражается этот образ в портрете героя? (5 мин)
Учитель: Мы выяснили основные понятия, а теперь давайте рассмотрим повесть «Станционный смотритель», входящую в цикл «Повести Покойного И. П. Белкина». Но прежде чем начать разговор о повести «Станционный смотритель», давайте вспомним историю создания цикла. Это поможет нам разобраться в специфике повести.
«Повести Белкина» — первое завершённое прозаическое произведение Пушкина. Все повести написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 года. Согласно датировке автора, повести закончены:
- «Гробовщик» — 9 сентября;
- «Станционный смотритель» — 14 сентября;
- «Барышня-крестьянка» — 20 сентября;
- «Выстрел» — 14 октября;
- «Метель» — 20 октября.
Мы вспомнили историю создания цикла. Его смысловой вершиной является повесть «Станционный смотритель». Давайте обратимся к анализу повести.
Анализ повестиА.Пушкина «Станционный смотритель». (7 минут)
Учитель: – Давайте вспомним, каков эпиграф к повести и его смысл?
( Коллежский регистратор,
.
^Князь Вяземский)
Пушкин изменил цитату, назвав станционного смотрителя коллежским регистратором, а не губернским, что чином выше.)
Учитель: – Найдите в повести слова, которые объясняют смысл эпиграфа?<\p>
Ученики отвечают: мученик 14 класса – начало повести.
Учитель: – Как выглядит Самсон Вырин в начале повести?<\p>
Ученики отвечают: «Человек лет 50, свежий и бодрый, на нем длинный зеленый сюртук с 3-мя медалями на полинявших лентах».
Учитель: – Каким образом автору удается через описание внешности передать всю тяжесть перенесенного героем горя? (Работа с текстом) (5 мин)
Ученики отвечают: «…я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как 3-4 года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».
Учитель: – « День был жаркий. В трех верстах от станции стало накрапывать…» Так начинается рассказ о смотрителе. А как заканчивается?<\p>
Ученики зачитывают: «Это случилось осенью.
Серенькие тучки покрывали небо…»)
Учитель: – Почему автор рисует столь разные картины природы? Что он показывает этим? Какова роль этих картин в описании героя? Через какую деталь автор очень многое говорит читателям о герое, о его судьбе. Для этого найдите описание жилища главного героя. (описание смиренной, но опрятной обители). Какой вывод мы можем сделать о жизни главного героя?
Ответы учеников: Самсон Вырин живет скромно и бедно, он не заметен в широких кругах, у него нет влиятельных друзей и покровителей, он обычный человек, ничем не примечательный, но у него есть чувство собственного достоинства, несмотря на все обиды, которые причиняют ему проезжающие.
Выборочное чтение. (5 мин)
Учитель: Найдите в тексте момент, когда Вырин приходит, чтобы увидеть свою дочь к Минскому.
Каким представляется нам главный герой?
Ученики отвечают: Мы видим, как Минский пытается сначала откупиться, а потом и выталкивает станционного смотрителя за дверь. Герой остается обиженным и униженным богатым дворянином. Статус и мундир решают все, оставляя «маленького человека» презираемым и оскорбленным. Мы видим нестерпимую боль главного героя, его беспомощность перед сильными мира сего.
Учитель: Таким образом, мы можем сделать вывод, что в «Станционном смотрителе» присутствует уже полностью оформленный образ «маленького человека», образ трагический. Трагедия Вырина – в его беспомощности, ненужности ни обществу, ни собственной дочери, его трагедия в одиночестве.
Пушкин сочувствует своему герою, призывает людей ценить и уважать друг друга независимо от их чина и происхождения. <\p>
-Так оформляется в образе Самсона Вырина тема «маленького человека» в творчестве Пушкина. Другим произведением, в котором эта тема раскрылась более полно стала поэма «Медный всадник».
Каким же в ней представляется «маленький человек?» Прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся к истории создания произведения, чтобы понять логику постановки основных тем и проблем текста.
2. История создания поэмы «Медный всадник» 3 минуты
Слово учителя
Последняя поэма Пушкина – художественный итог его размышлений о личности Петра, о «петербургском периоде русской истории».
В поэме встретились 2 темы: тема Петра, «строителя чудотворного» и тема «маленького человека», «ничтожного героя», волновавшая поэта с конца 20-х годов XIX века.
Повествование о трагической судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения, стало сюжетной основой для историко-философских обобщений, связанных с ролью Петра в новейшей истории России, с судьбой его детища – Петербурга.
Поэма была написана в Болдине осенью 1833 г. В рукописях ее начало помечено 6 октября, конец — 31 октября. Полностью произведение не было разрешено Николаем I к печати, и лишь ее начало Пушкин напечатал в “Библиотеке для чтения”, 1834, кн. XII, под названием: “Петербург.
Отрывок из поэмы” (от начала и кончая стихом “Тревожить вечный сон Петра”, с пропуском четырех стихов, начиная со стиха “И перед младшею столицей”). О запрещении “Медного всадника” Пушкин писал в своем дневнике 14 декабря 1833 г.
Он пробовал изменить строки, на которых остановилось внимание Николая I, но бросил исправления, не доведя их до завершения. Переделывал все эти места уже Жуковский после смерти Пушкина и напечатал поэму в томе 5 “Современника”, 1837 Пушкин преодолел жанровые каноны исторической поэмы.
Петр 1 не появляется в поэме как исторический персонаж (он «кумир» – изваяние, обожествленная статуя), о времени его царствования также ничего не сказано. Петровская эпоха для Пушкина – это длительный период в истории России, не закончившийся со смертью царя-реформатора. Поэт обращается не к истокам этой эпохи, а к её итогам, т. е. к современности.
Высокой исторической точкой, с которой Пушкин взглянул на Петра, стало событие недавнего прошлого – петербургское наводнение 7 ноября 1824 г., «ужасная пора», о которой, как подчеркнул поэт, «свежо воспоминанье». Это как бы живая, ещё не «остывшая» история.
Наводнение – историческая основа сюжета и источник одного из конфликтов поэмы – конфликта между городом и стихией.<\p>
Итак, мы кратко вспомнили историю создания поэмы, теперь мы обратимся к анализу поэмы, но прежде чем мы сделаем это, давайте побеседуем о содержательных и композиционных особенностях поэмы. Это поможет нам в раскрытии темы нашего урока.
2. Беседа по вопросам. (5 мин)
Учитель:Какой подзаголовок имеет поэма?
Ученики отвечают : петербургская повесть
Учитель:Что такое повесть? Какой дополнительный смысл дает нам такой подзаголовок?
Ученики отвечают: Повесть – это жанр эпического произведения, в котором ведется повествование о судьбе одного человека. Определение «петербургская» указывает на место происходящих событий.<\p>
Данный подзаголовок подсказывает нам, что главным героем повествования все-таки является Евгений, а не Петр I, и именно о его судьбе будет повествование.
Учитель:Какая роль отводится Петру в поэме?
Ученики отвечают: Петр I – это образ правителя, образ власти, которая вступает в конфликт с «маленьким человеком»
Учитель: верно, вот мы и подошли к теме нашего урока. Давайте проанализируем особенности конфликта между властью и маленьким человеком. Начнем с образа Петра. Назовем и запишем в тетрадь все наименования Петра.(ученики работают с текстом, ищут разные названия правителя) (Запись в тетрадь) (5 мин)
Ученики отвечают: – кумир на бронзовом коне – кумир с простертою рукой – строитель чудотворный – мощный властелин судьбы – державец полумира – горделивый истукан – грозный царь – Всадник Медный)
Учитель: посмотрите внимательно на найденные нами определения. Каким представляется нам император в поэме «Медный всадник?»
Ответ учащихся: Петр представляется нам грозным властителем, в руках которого судьба России и каждого отдельного человека. Большинство определений содержат негативную оценку.<\p>
Учитель: как вы думаете, почему именно таким Пушкин изображает Петра I?
Ученики отвечают: Потому что образ этого правителя – один из самых противоречивых образов русской истории. С одной стороны, он «прорубил окно в Европу», построил Петербург, наладил торговые связи с Европой, но с другой стороны, все эти достижения стоили жизней многих людей.
Учитель: Да, образ действительно противоречивый. Но самое главное, что Петр I – олицетворение неограниченной власти, перед которой бессилен «маленький человек». Это одна из проблем, которую поднимает Пушкин в своей поэме. Но эта проблема не единственная, давайте выделим основные конфликты поэмы.
-
конфликт власти и «маленького человека»
-
конфликт стихии и человека
-
конфликт города и деревни. (Запись в тетради)
Все эти конфликты важны в произведении, но особенно нас интересует первый конфликт. Давайте приступим к его подробному рассмотрению. Для этого разделимся на группы
Работа в группах (7 минут)
1 группа Прочитайте отрывок из части 2 («Но бедный, бедный мой Евгений» до строки «Россию поднял на дыбы»). Каким мы видим Евгения? В чем причина его бед? (Герой переживает столкновение личных интересов и интересов государства, они противоречат друг другу. И Петр, олицетворяющий образ государства, сильной личности, подавляет личность Евгения и его интересы)
2 группа. Прочитайте 2 отрывка. Итак, домой пришед Евгений / стряхнул шинель, разделся, лег. И размечтался как поэт” и в конце: “Кругом подножия кумира / Безумец бедный обошел И вдруг стремглав / Бежать пустился…”).
Каким стилем они написаны? Что ассоциативно напоминает то, что происходит в душе Евгения, когда он решается на бунт? (Образ бунта соотноситься с образов стихии, все смывающей, отчасти – как символ очищения, освобождения.
)
3 группа Прочитайте финал романа.
Как такой финал отражает разрешение конфликта? (Разрешается конфликт личности и государства: Петербург, создание которого продиктовано интересами государственными, построен в месте непригодном для жизни человека.
Простой человек в его частных интересах противопоставлен государству. Но Пушкин показывает, что пренебрежение интересами маленького человека может привести к бунту, разгулу стихии, что воплощено в мятежном образе взбунтовавшейся Невы)
Проверка, обсуждение ответов учеников.
Подведение итогов урока:
На этом уроке мы с вами подняли одну из ведущих в русской литературе – тему маленького человека. В чем видит автор ее решение?
Учащиеся: А.С. Пушкин проповедует доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.
Учитель: А как вы думаете, актуально ли произведение на сегодняшний день? Почему?
Учащиеся: Можно говорить и о том, что произведение не утратило свою актуальность (человек в наше время тоже во многих ситуациях становится жертвой исторической необходимости).
Домашнее задание:
6
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-uroka-po-literature-tragediya-malenkogo-cheloveka-v-povesti-stantsionnyy-smotritel-i-poeme-mednyy-vsadnik.html
На тему: «Образы «маленького человека» и правителя в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Тема «маленького человека», затронутая в поэме А. С. ПушкинА «Медный всадник» на то время в русской литературе была далеко не нова.
Она раскрывалась в таких произведениях известных русских писателей, как «Бедные люди» и «Униженные и оскорбленные» Ф. М. Достоевского, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, а также в рассказах А. П. Чехова.
Это вполне объяснимо, поскольку жизнь такого человека — это жизнь всего русского народа со всеми его горестями и радостями.
В поэме А. С. ПушкинА «Медный всадник» автор раскрывает образ «маленького человека» и противопоставляет этому образу сразу две могущественные силы — неуправляемую и буйную природную стихию, а также величие и мощь российского императора Петра I.
Не нов в русской литературе и образ этого выдающегося царя. В разное он время осмысливался многими русскими писателями и поэтами. Но эта личность и ее деяния были настолько противоречивы, что до сих пор нет единой оценки целесообразности преобразований России Петром I. Нет единой оценки и средствам, которыми царь пользовался для достижения главной своей цели — европеизации России.
В своей поэме А. С. ПушкинУ удалось очень точно отобразить противоречия общества того времени. С одной стороны, это великие свершения русского народа — покорение стихии и создание великолепного города, который открывал неограниченные перспективы
Развития внешней торговли и политики, который своей значимостью и красотой затмил даже столицу:
«И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова».
Но с другой стороны поэт стремился обратить внимание на то, что оставалось по другую сторону честолюбивых замыслов Петра I. Прежде всего — это пренебрежительное отношение к нуждам собственного народа.
Ведь «приют убогого чухонца», мрачные чернеющие избы, воспринималась царем просто как картина, омрачающая пейзаж, но никак не как признак бедственного положения русского народа. Царя не интересовала и жизнь каждого отдельного человека, он беспардонно вторгался в нее, нарушал привычный ход и при этом не задумывался о том, что это непозволительно даже великим монархам.
Презрев все условности, поправ протест людей и природы, могущественный Петр ценой сотен тысяч жизней простых «маленьких людей» и ценой их неимоверных усилий добился того, что
«… юный град
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод, ныне там,
По оживленным берегам,
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен…».
Казалось бы, все великолепно, вырос прекрасный город, мечты государя осуществились и…
«…корабли толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся…». А. С. Пушкин с гордостью описывает Северную столицу и все ее величие, отдает ей дань своего восхищения. Однако тут же играет на контрастах:
«Выла ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье…
Об ней, друзья мои, для вас
Начну свое повествованье.
Печален будет мой рассказ».
Далее поэт знакомит нас с тем самым «маленьким человеком» Евгением. Рассказывая о судьбе и всех подробностях жизни этого человека, А. С.
Пушкин дает возможность наиболее полно и объективно оценить результаты деяний Петра I, который совершил насилие не только над природой, но и над своим народом.
Петр, безусловно, велик: «Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта!». Но какие же мысли были в голове Евгения?
«О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег. Он мечтал:
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою.
«Пройдет, быть может, год-другой —
Местечко получу — Параше
Препоручу хозяйство наше
И воспитание ребят…
И станем жить, и так до гроба
Рука с рукой дойдем мы оба,
И внуки нас похоронят…».
Буквально в двух десятках строк А. С. ПушкинУ удалось выразить в размышлениях Евгения все чаяния русского народа, ведь он стремился к размеренной, спокойной жизни в окружении близких доброжелательных людей.
Конечно, в поэме автор открыто не показал тот царский произвол, который творился во времена царствования Петра I, сломавшего тысячи людских судеб. Однако он виден по косвенным признакам, выраженным в противостоянии природы, которую не может усмирить даже невероятно сильная воля царя: «С божией стихией царям не совладеть».
К великому горю русского народа честолюбие Петра I вылилось в горе тысяч простых людей, вызывающих жалость в своей беспомощности. А Евгению даже вылитый из меди царь внушает страх. Он ему грозит: «Ужо тебе!..
», но тот продолжает сводить его с ума и вершить судьбу «маленького человека». После этого царь, которого в начале поэмы А. С.
Пушкин называет «мощным властелином судьбы», превращается в равнодушного, холодного и горделивого истукана.
События, которые описывал в своей поэме «Медный всадник» А. С. Пушкин, к тому времени уже были всеобщим достоянием. Поэтому поэт стремился подчеркнуть не столько значимость исторической фигуры Петра I, сколько всю важность русского народа, важность «маленького человека», без которого замыслам царя-реформатора не суждено было бы исполниться.
Источник: https://pomosh-shkolniky.iusite.ru/13995_na_temu_171_obrazy_171_malenkogo_cheloveka_187_i_pravitelya_v_poeme_a_s_pushkina_171_mednyy_vsadnik_.htm