Рик Риордан
Рик Риордан – американский писатель, автор подростковых книг в жанре фэнтези.
Его перу принадлежит знаменитая серия о мальчике-герое Перси Джексоне, которая в США по числу продаж составила достойную конкуренцию саге про Гарри Поттера.
Биография Риордана – история обычного школьного учителя, сочинявшего сказки для сына, который сумел воплотить мечту и не только покорить умы подростков, но и заработать на своих произведениях миллионы.
Детство и юность
Ричард Расселл Риордан родился 5 июня 1964 года в Сан-Антонио, штат Техас. Его мать увлекалась рисованием и музыкой, а отец был скульптором, поэтому интерес к творчеству мальчику прививали с детства.
<\p>
Рик Риордан в детстве с родителями
Однако увлечение книгами, греческой и скандинавской мифологией появилось у будущего писателя только в средней школе. До этого он искренне считал чтение скучным занятием, пока учительница не посоветовала ему «Властелина колец».
Роман Толкина не только заставил его полюбить литературу, но и вдохновил на собственное творчество.
Литература
В 13 лет Рик написал первый рассказ, за ним еще несколько. Он пробовал публиковать ранние работы, но тогда у него ничего не вышло.
После школы юноша сначала поступил в техасский колледж, а потом переехал в Остин и перевелся в местный университет, где изучал историю и филологию. Во время учебы руководил самодеятельностью в школьном лагере.
Именно тогда у будущего литератора родилась идея лагеря для полукровок, которая описана в цикле о Перси Джексоне.
Бекки и Рик Риордан в молодости
После получения высшего образования Риордан стал учителем в школе. Он поселился в городе Нью-Браунфелс и обзавелся семьей. После Рик 8 лет прожил в Сан-Франциско, вернулся на родину и продолжил преподавательскую карьеру. К этому моменту Риордан созрел для написания первого полноценного романа.
Книга «Кроваво-красная текила», написанная в жанре детектива с элементами мистики, была издана в 1997 году.
Главным героем в ней стал частный сыщик, профессор и мастер боевых искусств Трез Наварр, которого Рик «поселил» в родном для него городе Сан-Антонио.
Позже книга стала началом целого цикла произведений и получила почти все высшие литературные награды США – премии имени Эдгара По, «Энтони», «Шамус».
Рик Риордан работал учителем
В 2005 году писатель переключился на жанр фэнтези. Подростковая серия «Перси Джексон и похититель молний», рассказывающая о приключениях 12-летнего мальчика, обнаружившего свое родство с олимпийскими богами, вскоре возглавила списки бестселлеров The New York Times.
Прототипом главного героя стал Хейли – сын Риордана. В детстве ребенку поставили 2 диагноза – синдром дефицита внимания и дислексия. Болезнь сильно осложняла мальчику жизнь и учебу, и, чтобы подбодрить его, писатель наделил персонажа книги теми же проблемами.
<\p>
Писатель Рик Риордан
Несмотря на них, Перси, сын Посейдона и смертной женщины, неуязвим, обладает суперспособностями, умеет управлять кораблями, драться на мечах и плавать под водой. В основу книги легли сказки на основе греческих мифов, которые Рик сочинял специально для Хейли.
По словам отца, мальчик сам попросил сделать из них книжку.
Риордан очень деликатно затрагивает в своих книгах юношеские проблемы, а созданный автором мир бесстрашных героев, всесильных богов, мудрых прорицателей и ужасных чудовищ очаровал сначала американских подростков, а потом и читателей по всему миру – книги перевели на 37 языков. Всего в серии вышли 7 работ, последняя – в 2014 году.
Книги Рика Риордана
Позже Рик решил продолжить тему, сохранив хронологию повествования, но немного сместив акцент с главного героя на тайны и законы выдуманного мира, и выпустил еще 5 книг дополнительных материалов («Полное руководство», «Жестокий мир героев и монстров» и другие).
Риордан не стремился к популярности и не пытался всерьез заработать на литературе, поэтому шумный успех стал для него неожиданностью: каждая новая книга цикла мгновенно взлетала на вершины рейтингов, составляя конкуренцию «Гарри Поттеру» и другим заслуженным романам по количеству продаж.
Рик Риордан на встрече с читателями
В 2008-2011 годах библиография автора пополнилась новым циклом «39 ключей». Это трилогия о школьнице Эми, которая вместе с братом Дэном путешествует по миру в поисках отгадки семейной тайны. Последняя книга написана в соавторстве – Риордану помогали Питер Леранжис, Гордон Корман и Джуд Уотсон.
В третьей серии «Герои Олимпа» автор обращается к римской мифологии, а в 2015 году – к скандинавской. Новый цикл «Магнус Чейз и Боги Асгарда» о приключениях сына бога Фрея пока переведен на русский не полностью. В Сети можно найти любительский перевод «Корабля мертвецов» (официальный сделан издательством «Эксмо»).
Экранизация книг Рика Риордана «Перси Джексон»
Права на экранизацию всей серии о Перси Джексоне выкупила компания 20th Century Fox, а на «39 ключей» – студия Стивена Спилберга.
Первый фильм вышел в 2010 году, второй – в 2013-м.
Так же, как и книги Риордана, фильмы не избежали сравнений с «Гарри Поттером» и, по мнению критиков, уступили знаменитым работам о мальчике-волшебнике в занимательности и проработанности сюжета.
Личная жизнь
Рик Риордан состоит в браке с 1985 года, его жену зовут Бекки. У пары двое детей – кроме Хейли, у них растет сын Патрик. В семье трое домашних любимцев – 2 черные кошки и собака породы лабрадор-ретривер.
Рик Риордан и его жена Бекки
У писателя есть аккаунт в «Твиттере» с сотнями тысяч подписчиков, в котором он анонсирует новые работы, постит семейные фото, отчеты со встреч и с конференций, цитаты из книг.
Рик Риордан сейчас
Писатель продолжает работу и, по его заявлению, полон творческих планов. Сейчас он с женой и детьми живет в Бостоне, штат Массачусетс. Риордан больше не преподает и полностью посвящает себя книгам.
Рик Риордан в 2018 году
В 2016 году он написал «Тайный оракул» (The Hidden Oracle, в другом варианте перевода также «Затаившийся оракул»), который положил начало новому циклу «Испытания Аполлона». Через год вторая книга «Темное пророчество» провела 10 недель в списке бестселлеров детской литературы New York Times. Выход финальных книг запланирован на 2018-й и 2019-й годы.
Цитаты
Иной раз силе приходится поклониться мудрости.Ничто так не способствует появлению гениальных идей, как полный провал.Надежда не уходит, не получив разрешения.Забавно, как люди умеют обволакивать происходящее разными хитросплетениями слов, подгоняя его под собственную версию реальности.
Библиография
- 1997-2007 – цикл «Трез Наварр»
- 2005-2014 – цикл «Перси Джексон»
- 2008-2011 – цикл «39 ключей»
- 2010-2014 – цикл «Герои Олимпа»
- 2010-2015 – цикл «Наследники богов»
- 2016-2017 – цикл «Магнус Чейз и боги Асгарда»
- 2016-2018 – цикл «Испытания Аполлона»
Фото
Источник: https://24smi.org/celebrity/33632-rik-riordan.html
Наследие – симфония для библии. синодальный перевод
Исх 6:8 и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь.
Лев 20:24 и сказал Я вам: вы владейте землею их, и вам отдаю в наследие землю, в которой течет молоко и мед. Я Господь, Бог ваш, Который отделил вас от всех народов.
Втор 1:8 вот, Я даю вам землю сию, пойдите, возьмите в наследие землю, которую Господь с клятвою обещал дать отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову, им и потомству их».
Втор 19:1 Когда Господь Бог твой истребит народы, которых землю дает тебе Господь Бог твой и ты вступишь в наследие после них, и поселишься в городах их и домах их,
Втор 33:4 Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова.
Нав 1:11 пройдите по стану и дайте повеление народу и скажите: заготовляйте себе пищу для пути, потому что, спустя три дня, вы пойдете за Иордан сей, дабы придти взять землю, которую Господь Бог [отцов] ваших дает вам в наследие.
Нав 1:15 доколе Господь [Бог ваш] не успокоит братьев ваших, как и вас; доколе и они не получат в наследие землю, которую Господь Бог ваш дает им; тогда возвратитесь в наследие ваше и владейте землею, которую Моисей, раб Господень, дал вам за Иорданом к востоку солнца.
Нав 12:1 Вот цари той земли, которых поразили сыны Израилевы и которых землю взяли в наследие по ту сторону Иордана к востоку солнца, от потока Арнона до горы Ермона, и всю равнину к востоку:
Нав 12:6 Моисей, раб Господень, и сыны Израилевы убили их; и дал ее Моисей, раб Господень, в наследие колену Рувимову и Гадову и половине колена Манассиина.
Нав 12:7 И вот цари [Аморрейской] земли, которых поразил Иисус и сыны Израилевы по эту сторону Иордана к западу, от Ваал-Гада на долине Ливанской до Халака, горы, простирающейся к Сеиру, которую отдал Иисус коленам Израилевым в наследие, по разделению их,
Нав 13:1 Когда Иисус состарился, вошел в лета преклонные, тогда Господь сказал ему: ты состарился, вошел в лета преклонные, а земли брать в наследие остается еще очень много.
Нав 18:3 И сказал Иисус сынам Израилевым: долго ли вы будете нерадеть о том, чтобы пойти и взять в наследие землю, которую дал вам Господь Бог отцов ваших?
Нав 19:47 И сыны Дановы пошли войною на Ласем и взяли его, и поразили его мечом, и получили его в наследие, и поселились в нем, и назвали Ласем Даном по имени Дана, отца своего. [Аморреи оставались жить в Еломе и Саламине, но рука Ефремова одолела их, и сделались они данниками ему.]
Нав 21:43 Таким образом отдал Господь Израилю всю землю, которую дать клялся отцам их, и они получили ее в наследие и поселились на ней.
Нав 23:5 Господь Бог ваш Сам прогонит их от вас [доколе не погибнут; и пошлет на них диких зверей, доколе не истребит их и царей их от лица вашего], и истребит их пред вами, дабы вы получили в наследие землю их, как говорил вам Господь Бог ваш.
Нав 24:4 Исааку дал Иакова и Исава. Исаву дал Я гору Сеир в наследие; Иаков же и сыны его перешли в Египет [и сделались там народом великим, сильным и многочисленным, и стали притеснять их Египтяне].
Нав 24:8 И привел Я вас к земле Аморреев, живших за Иорданом; они сразились с вами, но Я предал их в руки ваши, и вы получили в наследие землю их, и Я истребил их пред вами.
Суд 2:6 Когда Иисус распустил народ, и пошли сыны Израилевы, [каждый в свой дом и] каждый в свой удел, чтобы получить в наследие землю,
Суд 11:21 И предал Господь Бог Израилев Сигона и весь народ его в руки Израилю, и он побил их; и получил Израиль в наследие всю землю Аморрея, жившего в земле той;
Суд 11:22 и получили они в наследие все пределы Аморрея от Арнона до Иавока и от пустыни до Иордана.
Суд 11:23 Итак Господь Бог Израилев изгнал Аморрея от лица народа Своего Израиля, а ты хочешь взять его наследие?
Суд 11:24 Не владеешь ли ты тем, что дал тебе Хамос, бог твой? И мы владеем всем тем, что дал нам в наследие Господь Бог наш.
Суд 18:9 Они сказали: встанем и пойдем на них; мы видели землю, она весьма хороша; а вы задумались: не медлите пойти и взять в наследие ту землю;
1Цар 2:8 Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную.
2Цар 20:19 Я из мирных, верных городов Израиля; а ты хочешь уничтожить город, и притом мать [городов] в Израиле; для чего тебе разрушать наследие Господне?
2Цар 21:3 И сказал Давид Гаваонитянам: что мне сделать для вас, и чем примирить вас, чтобы вы благословили наследие Господне?
3Цар 8:36 тогда услышь с неба и прости грех рабов Твоих и народа Твоего Израиля, указав им добрый путь, по которому идти, и пошли дождь на землю Твою, которую Ты дал народу Твоему в наследие.
2Пар 6:27 тогда Ты услышь с неба и прости грех рабов Твоих и народа Твоего Израиля, указав им добрый путь, по которому идти им, и пошли дождь на землю Твою, которую Ты дал народу Твоему в наследие.
Езд 9:12 Итак дочерей ваших не выдавайте за сыновей их, и дочерей их не берите за сыновей ваших, и не ищите мира их и блага их во веки, чтобы укрепиться вам и питаться благами земли той и передать ее в наследие сыновьям вашим на веки.
Иов 20:29 Вот удел человеку беззаконному от Бога и наследие, определенное ему Вседержителем!
Иов 27:13 Вот доля человеку беззаконному от Бога, и наследие, какое получают от Вседержителя притеснители.
Иов 31:2 Какая же участь мне от Бога свыше? И какое наследие от Вседержителя с небес?
Пс 2:8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
Пс 15:6 Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня.
Пс 27:9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки!
Пс 32:12 Блажен народ, у которого Господь есть Бог, – племя, которое Он избрал в наследие Себе.
Пс 46:5 избрал нам наследие наше, красу Иакова, которого возлюбил.
Пс 60:6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
Пс 67:10 Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его.
Пс 77:55 прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их.
Пс 77:62 и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Свое.
Пс 77:71 и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля.
Пс 78:1 Боже! язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины;
Пс 93:5 попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое;
Пс 110:6 Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников.
Пс 118:111 Откровения Твои я принял, как наследие на веки, ибо они веселие сердца моего.
Пс 126:3 Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева.
Пс 134:12 и отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему.
Пс 135:21 и отдал землю их в наследие, ибо вовек милость Его;
Пс 135:22 в наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовек милость Его;
Ис 19:25 которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой – Египтяне, и дело рук Моих – Ассирияне, и наследие Мое – Израиль.
Ис 47:6 Я прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия, на старца налагала крайне тяжкое иго твое.
Ис 54:17 Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, – ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь.
Ис 58:14 то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.
Иер 3:18 В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим.
Иер 3:19 И говорил Я: как поставлю тебя в число детей и дам тебе вожделенную землю, прекраснейшее наследие множества народов? И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня.
Иер 12:14 Так говорит Господь обо всех злых Моих соседях, нападающих на удел, который Я дал в наследие народу Моему, Израилю: вот, Я исторгну их из земли их, и дом Иудин исторгну из среды их.
Иер 16:18 И воздам им прежде всего за неправду их и за сугубый грех их, потому что осквернили землю Мою, трупами гнусных своих и мерзостями своими наполнили наследие Мое.
Плач 5:2 Наследие наше перешло к чужим, домы наши – к иноплеменным;
Иез 25:4 за то вот, Я отдам тебя в наследие сынам востока, и построят у тебя овчарни свои, и поставят у тебя шатры свои, и будут есть плоды твои и пить молоко твое.
Иез 25:10 для сынов востока и отдам его в наследие им, вместе с сынами Аммоновыми, чтобы сыны Аммона не упоминались более среди народов.
Иез 46:17 Если же он даст из наследия своего кому-либо из рабов своих подарок, то это будет принадлежать ему только до года освобождения, и тогда возвратится к князю. Только к сыновьям его должно переходить наследие его.
Иез 47:13 Так говорит Господь Бог: вот распределение, по которому вы должны разделить землю в наследие двенадцати коленам Израилевым: Иосифу два удела.
Иез 47:22 И разделите ее по жребию в наследие себе и иноземцам, живущим у вас, которые родили у вас детей; и они среди сынов Израилевых должны считаться наравне с природными жителями, и они с вами войдут в долю среди колен Израилевых.
Иез 47:23 В котором колене живет иноземец, в том и дайте ему наследие его, говорит Господь Бог.
Иоиль 3:2 Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили.
Авд 1:17 А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею; и дом Иакова получит во владение наследие свое.
Мих 2:2 Пожелают полей и берут их силою, домов, – и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие.
Соф 2:9 Посему, живу Я! говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею навеки; остаток народа Моего возьмет их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие.
Деян 13:19 И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.
Деян 20:32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.
Кол 3:24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.
Евр 11:8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
Источник: https://bible-teka.com/symphony/synodal/word/18252/
Рик Риордан. Цикл “Наследники богов”
milosska
«— Нет, нет, — вслух забормотал я, чувствуя, как меня охватывает паника. — Нет! Дайте мне открывашку для черепной коробки. Ко мне в голову забрался бог!»
Вот и подошла очередь «Наследников богов» Рика Риордана. Эх, сколько было ожиданий в отношении этого цикла, но увы и ах! Возможно все дело в том, что я ожидала от автора чего-то в стиле «Перси Джексона», а вышел (внезапно!)) не «Перси Джексон».Нет, на самом деле книга не так уж и плоха. Тут скорее стоит поднять вопрос по поводу завышенных ожиданий.
Ну, или приоритета относительно мифологий, все-таки кто-то больше любит Грецию, а кто-то Египет. Я отношусь к тому более редкому типу людей, которые любят мифологию в принципе, не слишком делая акцент на народ, которому все эти предания принадлежат.Именно из-за интереса к Египетской мифологии я и взялась за этот цикл.
Ну, и чтобы периодически выключать мозг в период написания диплома, конечно. Интересно в первую очередь было то, как Риордан справится с отсутствием четкого пантеона или, если угодно, системы богов Древнего Египта. Для тех, кто плохо знаком с мифологией цивилизации, обитавшей на берегах Нила, я поясню. Дело в том, что верования египтян были основаны на понятиях анимизма.
Проще говоря, они считали, что Вселенная наполнена бесчисленным количеством духов, которые способны вселиться в любой объект, вне зависимости от того, живой он или нет. Отсюда пошли поклонения, создание магических амулетов, постройка статуй и прочая. Сначала какому-либо духу начинал поклоняться один человек, потом селение, затем город и так далее.
Постепенно этот дух становился «великим богом», который правил сначала городом, а затем целой провинцией, подчинявшейся этому городу, потом округом (номом) и так далее. Но вот тут возникала новая проблема: пока этот самый «один человек» поклонялся одному духу, в соседнем селении другой человек начинал поклоняться другому.
Соответственно, в каждом городе и ли в каждом номе было свое «верховное божество» и свой пантеон, боги которого исполняли огромное множество функций и были покровителями и защитниками его жителей .
Номов в Египте было 42, в каждом по несколько городов…Улавливаете, сколько вариантов божественной иерархии было у древних египтян?
Со временем, конечно, эта система более-менее устаканилась, подстроившись под политическое значение и размер городов.
Но во многих аспектах мифологии осталась такая путаница, разбираться в которой нужно долго и очень кропотливо (если это вообще возможно). Например отождествлением солнца считались сразу четыре бога – Ра, Гор, Хепри и Атум (вроде никого не забыла)), а покровителями мертвых считались Анубис, Сет, Осирис, Нейт и иногда Апис (снова таки, если я никого не забыла). Точно так же и с мифами: например в одном мифе Гор является братом Осириса и Изиды, а в другом – их сыном. Теперь улавливаете мой интерес к книге?
И тут, надо сказать, Риордан оказался настоящим хитрецом! Он придумал идею о так называемых «хозяевах богов» – людях, животных или амулетах, воплощаясь в которых боги способны проникать в мир смертных.
Во многом это позволяет объяснить путаницу в легендах Древнего Египта: «Когда Осирис и Изида впервые спустились на землю, их хозяевами были брат и сестра. Но хозяева-люди не могут быть постоянными. Они стареют, слабеют, умирают.
В дальнейшем Осирис и Изида нашли новых хозяев, которые были мужем и женой. Гор, некогда их брат, в новой жизни стал их сыном». Шикарная отмазка, ну правда))
О правдивости представленных в книге мифов судить не берусь, но многие понятия, так же как многие легенды, действительно встречались мне в других источниках, так что думаю в этом вопросе мсье Риордану можно верить. Ну, хотя бы частично))Сам цикл достаточно короткий по меркам Риордана – всего то три книги.
Что касается структуры, то книга написана от лица двух персонажей – Картера и Сейди Кейн. Перед каждой из глав стоит изображение амулета персонажа, указывающее на рассказчика данной главы. У Картера это глаз Гора, а у Сейди – узел Изиды. Хотя внизу все равно указано имя рассказчика, так что вряд ли кто-то запутается.
Сюжет ничем не отличается от всех книг подобного жанра и для подобной аудитории. Главные герои влипают – узнают, что они особенные –проходят через приключения –спасают мир – хеппи энд) Написано достаточно динамично и более-менее интересно. Кто читал Перси Джексона, тот сразу поймет, что структура сюжета абсолютно идентична.
Специфика, собственно, разве что в уклоне на египетскую мифологию.
Кстати, я не просто так постоянно вспоминаю о Перси Джексоне. В книге есть несколько отсылок к этому произведению: «Амос посмотрел в сторону Эмпайр-стейт-билдинга и наморщил лоб. –« У Манхэттена — другие проблемы. Другие боги. Нам с ними лучше не пересекаться».
Для тех, кто с вышеупомянутым Перси не знаком, Эмпайр-стейт-билдинг – это здание, через которое можно попасть на Олимп. Реклама – двигатель торговли , да, мсье Риордан?))
Герои у писателя вышли, как всегда, интересные. Взять хотя бы то, что Картер – первый главный герой-афроамериканец, которого я встречаю в книгах данного жанра. Сейди, в отличие от брата, является мулаткой (хотя это тоже довольно оригинально). Помощь им оказывают павиан, крокодил и кошка, которая является воплощением богини Баст.
Хотя в книге есть и более интересные периодические персонажи, например серпопарды или живой топор, который по совместительству является капитаном корабля.Боги и богини, надо сказать, вышли менее сумасшедшими, чем в истории с Джексоном, более приземленными, что ли.
Сразу понятно, почему маги Дома жизни их не боятся! Но что меня удивило, так это странная симпатия Риордана к богам смерти. В «Героях Олимпа» бог смерти Танатос изображен эдаким красавцем, ничем не уступающим своему брату Эросу (Амуру). Здесь же красавцем изображен Анубис, который явно нравится Сейди.
Хотя этот персонаж скорее похож не на Танатоса, а на Нико ли Анджело. И откуда такая симпатия к брюнетам, косящим под готов?))Кстати говоря, о любовной линии, да и о героях-подростках в принципе. Меня ни капли не удивило, что главные герои ведут себя так, как будто им за 20, если не за 25. Такова уж обратная, теневая, сторона жанра young adult.
Но любовная линия Сейди-Анубис-Уолт меня, откровенно говоря, насмешила. Все бы было прекрасно, если бы не одно НО: Сейди на протяжении цикла 12-13 лет.
Мне автоматически вспоминалось известное саркастичное: «Проходит уже твоя девятая осень, а ты до сих пор одна»)) Ну правда, будь ей хотя-бы 16, это ещё бы куда ни шло, но большое и светлое чувство в 13 лет? Как говаривал господин Станиславский: «Не верю!»))Что порадовало – так это неизменное присутствие юмора.
Пожалуй, для меня это была ещё одна причина открыть книги этого автора. Чего стоит одна только стихия сыра, которой способны управлять маги)) Ну и конечно же подобная литература привлекает безоговорочным хеппи эндом и отсутствием душераздирающих смертей главных героев. За это – отдельное спасибо.
Источник: https://milosska.livejournal.com/16070.html
Рик Риордан все книги скачать бесплатно FB2, EPUB, читать онлайн
Камиля94 о книге Полубоги и маги (16 Сен 2017 13:19) фанатам персика и кейнов в самый раз, мне понравилось))
ulic о книге Кровь Олимпа (24 Июл 2017 18:09) супер серия! впрочем, как и все написанное автором!!
Камиля94 о книге Затаившийся Оракул (06 Июл 2017 17:01) в целом, книга в стиле риордана. мне очень понравилось. всякие драки мне уже не интересны, я слежу за интригами, пророчествами и отношениями.
спойлер поначалу мне не верилось, что он все еще надеется на свою божесnвенную силу.
как же приятно иметь дело со знающим героем. обычно у риордана все: что ща боги, что за лагерь и т.д. но тут аполлон сам все объясняет
весело, что он постоянно удивлялся, как люди могут жить в таких квартирах, в таких телах и т.
д
мы видим, как зацикленный на себе аполлон потихоньку становится человечным. менее эгоистичным как бы я ни любила нико, делать его геем. не могу просто такое принять. это все же детская кнмжка, е-мае.
очень обрадовало возвращение лео с калипсо, приятно встретить старых друзей.
<\p><\p>
Камиля94 о книге Красная пирамида (02 Мар 2017 23:46) риордан в своем стиле. тут повествование ведется от брата и сестры. египетская мифология, все дела. немного по-другому обыграна ситуация с полубогами, нежели в персике и героях олимпа. то и дело попадаются картинки иероглифов.
книжка классная, точно так же неожиданные повороты и приключения. герои умные, соображают быстро.
MoL*kA (08 Мар 2016 08:13) Люблю серию “Перси Джексона и ….” Периодически перечитываю, сразу после Роулинг)) Интересно, современно и необычно!) Но вот экранизации, мягко говоря, разочаровали. Ждала большего.
Камиля94 о книге Кровь Олимпа (29 Янв 2016 21:03) прекрасное завершение серии, достойное. мне прям очень понравилось. история рейны, рассказ от лица нико-все это делало книгу еще интереснее. не могла оторваться. не хочется расставаться с героями, но что ж поделать, их история для меня завершилась, пора им на покой.ну как завершилась…
с нетерпением жду книжку про аполлона, где они вновь появятся. но там, я думаю, им будет все же полегче.
перси для меня как гарри поттер. я наблюдала за его взрослением. аннабет его дополняет, они прям такая классическая пара. джейсон и пайпер наконец раскрылись, к ним я тоже привыкла, а то поначалу все де они блекли для меня.
фрэнк и хейзел средне, ни то ни се. и роль они сыграли не самую важную, и персонажи будто второстепенные. зато лео я просто обожаю, с этим его юмором и легким отношением к жизни. чем-то баб-ягуна из гроттерши напоминает.
нико вообще был вторым любимым персонажем после персика, очень хорошо, что в этой книге повествование ведетсч и от его лица, я хоть поняла, что у него в голове творится))
Камиля94 о книге Дом Аида (20 Янв 2016 11:00) враги становятсч все древнее и опаснее. в этом квесте семь полубогов обладают таким набором сил, просто диву даюсь.
вода, огонь, ветры и молнии, убеждение, предсказания, смена облика, металлы и земля, туман, тактика, даже смерть. понятно, почему Риордан дает им врагов все хуже.
и он, похоже, задался целью всех соединить по парочкам))
правда, нестандартные любовные наклонности считаю неуместным в детской книжке
shitova о книге Перси Джексон и проклятие титана (12 Дек 2015 23:46) Каждая книга просто супер<\p>
Камиля94 о книге Метка Афины (14 Ноя 2015 10:46) жалко мне этих бедных детей. так стараются, так друг друга любят, и все у них покоя нет. любви много, это мило)) конец так и подмывает взять в руки следующую часть))
Камиля94 о книге Сын Нептуна (05 Ноя 2015 22:34) этими потерей памяти, возвращением из мертвых столько переплетений создается. столько знакомых. интрига мохраняется, добавляются новые загадки. а уж эта милая подростковая любовь))<\p>
Источник: https://www.LitLib.net/author/1301
Дорогами христианских паломников / Иорданские сказки
В течение многих веков через территорию современной Иордании проходил старый паломнический путь. Из Иерусалима он вёл к Иордану — к месту где некогда был крещён Иисус Христос. Далее тропа вела на вершину горы Небо, откуда Моисей впервые увидел Землю обетованную, после чего уходила в сторону Египта, из которого когда-то начался исход израильского народа.
Этот путь просуществовал до XIII века, пока эти земли окончательно не попали под влияние мусульман. Паломничество к востоку от Иерусалима стало считаться слишком опасным. Византийские храмы, построенные в библейских местах, через которые проходил путь, были разрушены. С годами сам факт их существования стёрся из памяти человечества.
В наши дни эти места открываются вновь. И сегодня я расскажу вам про них.
гора Небо
Известнейшее библейское Место в Иордании — гора Небо. Отсюда, согласно Священному Писанию, пророк Моисей, проскитавшись со своим народом 40 лет по ближневосточным пустыням, впервые увидел Землю обетованную. Здесь же он и умер в возрасте 120 лет.
Относительно недавно горой владели местные бедуины. Потом францисканцы предложили продать им участок земли на её вершине. Бедуины согласились, культовое место ушло за бесценок. После этого францисканцы построили здесь паломнический комплекс и стали взимать деньги со всех желающих его посетить.
Теперь сын бедуина, продавшего когда-то землю францисканцам, работает у них кассиром.
На стене за его спиной: слева — фото отца, справа — портрет короля Иордании Абдуллы II.
Высота горы Небо над уровнем моря (не Мёртвого!) — 817 метров.
Вокруг — пустыня. Через неё, словно огромные извивающиеся змеи, бегут автомобильные дороги.
Гора Небо — место дико популярное. Туристические автобусы прибывают сюда один за одним.
От парковки непосредственно к вершине горы ведёт благоустроенная аллея.
На ней — памятная стела, установленная в честь посещения горы папой Иоанном Павлом II в 2000 году. Надпись на стеле — «unus Deus Pater omnium super omnes» — цитата из Библии (Еф. 4:6): «один Бог и Отец всех, который над всеми».
На небольшой площадке перед стелой высечены имена крупнейших благотворителей, которые жертвовали деньги на обустройство паломнического центра.
На вершине расположены остатки старой византийской базилики второй половины IV века, построенной, как считается, с целью отметить место смерти Моисея. В последующие века вокруг церкви вырос монастырь, просуществовавший до XIII века.
От него до наших дней сохранились мозаичные полы.
Вот ещё две древних мозаики: правая — на греческом языке, левая — на арамейском.
На самой вершине, откуда Моисей разглядывал Землю обетованную, на которую ему не суждено было ступить, установлен мемориал в виде его посоха.
Вид с этого места открывается примерно такой.
Конечно, за прошедшие три с гаком тысячи лет окружающий гору пейзаж несколько изменился. Это сегодня окрестности горы практически ничем не отличаются от пустынь, по которым четыре десятилетия кряду слонялись израильские племена.
Во времена Моисея климат был значительно мягче. Трава была зеленее, небо — синее, воздух — более лучше.
Указатель различных библейских локаций, которые можно разглядеть с вершины в хорошую погоду. Судя по всему, можно даже Иерусалим увидеть. Я сколько не вглядывался в густую дымку — ничего кроме Иерихона разглядеть не смог.
Итак, Моисей умер на горе Небо. Израильтяне погоревали тридцать дней, а после, под предводительством преемника Моисея — Иисуса Навина, отправились дальше — к реке Иордан.
Вифавара
В нескольких километрах от впадения Иордана в Мёртвое море расположена Вифавара — место, где испокон веков находился брод через реку. Именно там, согласно библейскому преданию, израильские племена перешли через Иордан и впервые ступили на Землю обетованную.
После этого они, не долго думая, захватили ханаанский город Иерихон, вырезав всё его население, за исключением блудницы Раав, которая незадолго до этого помогла израильским лазутчикам скрыться от ханаанских воинов.
Захвату Иерихона предшествовал семидневный марш вокруг городских стен, после чего израильтяне затрубили в трубы, а стены рухнули.
Сегодня по Иордану проходит граница между Иорданией и Палестиной (а в верхнем течении — c Израилем). В центре следующей фотографии виден небольшой овраг — это и есть русло священной реки.
Всё что находится за ним — территория Палестины. На заднем плане хорошо виден тот самый Иерихон.
К слову, прямо над ним возвышается ещё одно библейское место — гора Искушения, где, согласно Евангелию, дьявол обещал Христу все богатства мира, если тот ему поклонится.
Вифавара — место особенное: здесь куда не плюнь — везде библейские мотивы. Вот, к примеру, неприметный холм. С его вершины в IX веке до нашей эры вознёсся на огненной колеснице на небо пророк Илья. Сегодня на этом месте раскопан фундамент старого византийского храма, его можно разглядеть поодаль в правой части фотографии.
В наши дни всё побережье Иордана — закрытая военная зона: берега священной реки обильно усеяны бескрайними минными полями. Исключение составляют лишь паломнические комплексы: один — со стороны Иордании, другой — со стороны Палестины.
На берегу стоит несколько церквей, принадлежащих разным конфессиям, но чтобы попасть в них — нужны специальные пропуска.
За две тысячи лет русло Иордана переместилось на несколько сотен метров на запад. Там где в старое русло когда-то впадал небольшой ручей, берущий начало из источника Иоанна Крестителя, несколько лет назад была раскопана старая купель. Считается, что именно здесь был крещён Иисус Христос. С недавнего времени это место официально признано церковью как истинное.
Долгое время эта была приграничная закрытая территория, поэтому археологические раскопки начались здесь лишь в середине 1990-х годов. Сначала археологи нашли несколько черепков, потом фрагменты из мрамора, наконец — фундаменты пяти базилик, строившихся на одном и том же месте с V по XII века. Именно по концентрации храмов и был сделан вывод об истинном месте крещения Иисуса Христа.
Около современного русла Иордана стоит современная греческая церковь.
Так выглядит спуск к воде — несколько ступеней и небольшой деревянный навес.
Священная река Иордан. Её ширина — не более десяти метров. Противоположный берег — Палестина, там израильтяне несколько лет назад построили огромный паломнический комплекс. Вот только самые драгоценные для паломников места — все расположены на иорданском берегу.
С израильской стороны есть ещё один паломнический центр, построенный в сотне километров к северу — в верхнем течении Иордана, рядом с озером Кинерет, — Ярденит. Большинство паломников привозят окунаться в Иордан именно туда, типа там безопаснее.
Вода в нижнем течении Иордана — мутная. Говорят, если налить её в стакан и дать отстояться пару часов, вся муть осядет на дно. К слову, в Ярдените — вода красивого бирюзового цвета.
Грязно-жёлтый Иордан — более красив, чем прозрачно-бирюзовый.
Православные относятся к месту крещения с особым трепетом. Католики и протестанты — более спокойно.
По православному обычаю нужно залезать в воду и окунуться три раза. Течение — довольно сильное: стоит чуть замешкаться — и можно ненароком пересечь границу между двумя странами.
Отношения между Иорданией и Израилем — натянутые. И хотя мирный договор был подписан ещё в 1994 году, на Иордане запрещены любые контакты с людьми на противоположном берегу. Если паломники решат поговорить с кем-нибудь через реку, сопровождающего их гида могут лишить лицензии.
Все это очень забавно, потому что большинство туристов с обеих сторон — русские.
В нескольких сотнях метров от места крещения, среди высоких пальм, вызывающе блестит своей позолоченной луковицей православный купол русского паломнического центра. Он был открыт в 2012 году, для его строительства Иордания подарила России гектар земли.
По официальной версии — именно что «подарила», в знак дружбы и признания.
По неофициальной — правительством Иордании был объявлен тендер на лучший проект, и именно Российская Православная Церковь смогла предоставить самый мощный, который в итоге и был выбран победителем.
Конечно, не обошлось здесь без государственной поддержки, и хотя всё завуалировано — все прекрасно понимают, на чьи налоги всё это построено.
Вид с балкона на долину реки Иордан. Сразу за забором начинаются минные поля.
Самое интересное в паломническом центре — мозаика с Владимиром Путиным в главной роли. Теперь вы видели в этой жизни всё.
Мадаба
Ещё одно важное для христиан место в Иордании — город Мадаба, известный своими мозаичными мастерскими. Мы заехали в одну из них.
Эта мастерская поддерживается иорданским правительством — здесь работают инвалиды и люди, нуждающиеся в социальной поддержке.
Технология создания мозаик следующая. Сначала берется ткань, на которой контурами рисуется какой-либо сюжет. Далее её покрывают простейшим клеевым раствором, состоящим из муки и воды. Именно с этой стороны будет потом лицевая сторона.
Мозаика — не пазл: при её создании никто не подбирает нужные по форме камушки. У мастера есть несколько каменных палочек, от которых кусачками отщепляются фрагменты нужного размера. Далее каждый кусочек пинцетом кладётся в отведённое для него место.
Когда мозаика будет готова, её с изнанки зальют скрепляющим раствором, а ткань с клеем удалят с помощью простой воды.
Производство мозаик — очень трудоёмкое, поэтому стоят они недёшево.
Для тех у кого на оригинал денег нет, за соседним столиком производятся «подделки». Для этого берется глиняное покрытие с рисунком, на котором просто вырезается нужная фактура. После того как изделие будет обработано в печи — его будет практически невозможно отличить от оригинала.
Из маленькой мастерской дверь ведёт в огромный магазин, купить в котором можно всё что душе угодно — от дешёвых китайских магнитов до дорогой мебели ручной работы.
Вот, например, мозаичные столы местного производства.
Цены на них начинаются с нескольких тысяч евро.
У кого такого количества лишних денег нет — можно купить что-нибудь попроще.
Кроме мозаик — много всякой керамики. Часть производится в Иордании.
Часть — в Китае.
Отличить первую от второй — практически невозможно. Качество — идентичное. Цена — отличается примерно вдвое.
Мебель ручной работы, инкрустированная перламутром.
Кресла. Стоимость — около 15 тысяч евро за штуку. Когда разбогатею — обязательно куплю себе такие же.
Стол-трансформер. Его можно использовать как обычный стол, а можно путём несложных трансформаций превратить в поле для игры в шахматы, или в нарды, или в карты. Дополнительно в столе спрятано четыре стула. Это — непередаваемо круто!
Стоимость — пять тысяч евро.
Вся мебель производится здесь же — в маленькой мастерской, ютящейся в дальнем в углу магазина.
Процесс производства довольно увлекателен.
А мы едем в центр Мадабы. Этот город, под именем Медева, упоминается ещё в Ветхом Завете. В VIII веке нашей эры поселение было разрушено землетрясением, после чего более тысячи лет здесь никто не жил. Возрождать Мадабу начали христиане в конце XIX века.
Сегодня это — самый христианский город страны.
Всего в Иордании сегодня проживает несколько сотен тысяч христиан. Большинство из них — арабы, потомки тех, кто принял христианство ещё до возникновения ислама. Вообще, для европейского сознания факт существования большого количества арабов-христиан вызывает разрыв шаблона. Для осознания — требуется некоторое время.
Если смотреть на Мадабу со стороны — христианством здесь и не пахнет.
Типичный ближневосточный город. Очень живой.
И вполне себе колоритный. Здесь — интересно.
И очень много детей. Все они — невероятно дружелюбны.
И любят фотографироваться.
Известнейший храм Мадабы — Святого Георгия.
Он довольно прост снаружи. И ещё проще внутри.
Главная ценность храма — старая мозаичная карта, найденная в конце XIX века при его строительстве.
Мозаика была создана в VI веке нашей эры. Это — старейшая известная карта Святой земли. На сохранившейся до наших дней части можно найти 157 названий различных мест, указанных на греческом языке.
Именно благодаря этой карте было точно установлено расположение различных библейских мест, в том числе горы Небо и Вифавары.
Из Мадабы наш путь лежит в южную часть страны. Об этом — в следующей серии.
The show will go on!
P.S.: Спустя пять дней после публикации этого фотоотчёта Вифавара вошла в список объектов Всемирного наследию ЮНЕСКО.
Следующая часть: Волшебный вечер в окрестностях Петры
Источник: https://kezling.ru/travels/jordanian-fairy-tails-5/
Римское наследие Иордании
Иордания – загадочная и притягательная восточная страна, которая начинает открываться для туристов совершенно с иной стороны. Когда-то Иордания была территорией Римской Империи.
Прошла не одна тысяча лет, но наследите древних римлян живо и до сих пор. Это памятники истории и архитектуры, которые охраняются государством и являются настоящим наследием ЮНЕСКО.
В Иорданию не приезжают для праздного отдыха, это государство имеет свое, особое дыхание, наполненное ароматом магнолий и песка в знойной пустыне.
Гераса или Джараш
Среди привычного иорданского ландшафта притаился древний город Джараш. Это настоящее сокровище греко-римской империи, которое хоть и частично, но все же сохранилось до наших дней. В народе его называют Помпеями Востока.
Может быть, вы помните историю об извержении вулкана Помпеи, который устлал античный город пеплом. Джараш пережил такую же ситуацию, но он был покрыт селевым потоком. Сотни лет Джараш был скрыт от глаз и относительно недавно он был обнаружен на археологических раскопках.
Туристы, побывавшие в Джараше, утверждают, что это место несет особую мистическую энергетику.
Петра
Еще один город, относящийся к древне-римской эпохе, называется Петра. Когда-то он был столицей Иудеи, а позже столицей Набатейского царства.
Он располагается на территории Иордана на высоте более девятисот метров в долине Аравы. Попасть в город Петра можно через живописное ущелье, находящееся в Араве.
Там находятся сохранившиеся до наших дней памятники древней архитектуры, которые украшены сенью отвесных скал. Кстати, недалеко от древнего города располагается еще и храм Ай-Дэйр и могила Аарона.
Петра считалась важным объектом, она находилась как раз на перекрестке важнейших торговых путей, которые соединяли Красное море с Дамаском и Персидским заливом. В наше время огромное количество приезжают в Иорданию, чтобы посетить этот загадочный город и полюбоваться ЭльХазне, храмом, сделанным в отвесной скале.
Вифавара
Вифара – это место, которое тесно связано с Иисусом Христом. Оно представляет собой дом переправы на реке Иордан. Именно в Иордане проходило крещение Спасителя.
Именно здесь по преданиям христианства принял крещение Иисус Христос от Иоанна Предтечи. Вифавара считается местом паломничества христиан буквально со всего мира.
Сама долина реки Иордан считается священным местом, которое помнит еще времена Римской Империи, которые уже давно канули в лету.
Римский амфитеатр
В Аммане находится удивительный объект, который практически неизменно сохранился еще с древних времен. Ежегодно к нему стекаются сотни тысяч туристов со всего мира. Это живописный и величественный амфитеатр. Стоит только лишь подняться на вершину амфитеатра и перед вами откроется прекрасный панорамный вид на красоты Аммана.
rimskiy-amfitiaotor
В амманском амфитеатре насчитывается сорок четыре ряда, которые могут вместить до шести тысяч человек. Когда-то на его арене происходили жесточайшие бои гладиаторов.
Во времена расцвета Римской Империи амфитеатр был своего рода особым развлечением для римлян, которые со своих рядов решали, кто из гладиаторов достоин жизни.
В те времена Амман был простым уездным городом, но тем нее менее на какой-то отрезок времени он стал настоящим центром развлечений.
Руины дворца царя Ирода
Руины, которые остались еще со времен расцвета Римской империи, выглядят очень колоритно и величественно. Добраться до руин можно по живописной «Дороге Царей». Крепость Ирода называется Мукавир. После гибели царя крепость унаследовал его сын.
Кстати, именно в Мукавире обезглавили Святого Иоанна Крестителя. Недалеко от крепости расположена необычная гора под названием «Небо», которая является одним из самых почитаемых в христианстве местом. Паломники ежегодно отправляются в эти места, посещая также Вади Харар, который называется Вифавиром в Иордане.
По руинам можно бродить целым днями, это особое место с сильной энергетикой и атмосферой.
Туры в Иорднанию по выгодной цене подбирайте онлайн или в наших сетевых агентствах. Уточнить адрес ближайшего офиса продаж можно по номеру 8(800)775-02-20 или в разделе Офисы продаж.
Памятка туристу перед поездкой в Таиланд
Кто владеет информацией, тот владеет миром. Praemonitus, praemunitus (предупрежденный вооружен). Знал бы прикуп, жил был в Сочи. Целый сонм поговорок, включая изречения на латинском языке, утверждают, что привычка быть в курсе событий приносит хорошие дивиденды. Что нужно знать при подготовке к отпуску в Таиланде? Собрали краткий список must-know для вас.
В чем польза Мертвого моря или зачем ехать в Израиль и Иорданию
Водоем, находящийся между трех ближневосточных государств: Израиля, Палестины и Иордании, известен с доисторических времен. О нем упоминал еще древнегреческий географ Страбон.
По прошествии столетий эту миссию на себя взяли гуру туристической индустрии, предлагающие путешественникам со всего света познакомиться с Мертвым морем поближе не то что без вреда, а даже с большой пользой для здоровья.
Стоп, снято! 6 мест для отдыха, где снимали всемирно известное кино
В век компьютерных технологий зритель невольно задается вопросом о реальности существования того, что он видит на экране. Мы собрали несколько блестящих примеров, когда мировые достопримечательности сделали кассу лучших киношедеврам. Шах и мат, машины. Уже пакуем чемоданы до ближайшего кино-сайта!
7 новых чудес света: прийти, увидеть, замереть
Поклонники экскурсионного туризма и им сочувствующие, внимание! В день трех семерок – 07.07.07 были названы 7 достопримечательностей, ставших новыми чудесами света. Некоторые из них находятся в популярных туристических городах, к другим непросто добраться, но их объединяет одно – безапелляционно грандиозный внешний вид и историческое значение, которое сложно переоценить.
Источник: https://www.hott.ru/articles/rimskoe-nasledie-iordanii
Иордан – древо
Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru
Вид реки Иордан при впадении в Мертвое море, Чернецов Н.Г., 1854 г. |
Иорда́н (евр. yarden, араб. Эль-Урдун, Эш-Шериа), река на Ближнем Востоке, протекающая большей частью в современной Иордании, вдоль всей библейской Палестины и разделяющая ее на две половины. Длина реки 252 км.
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Этимология названия
Евр. yarden не имеет убедительной этимологии. Высказывались предположения как о семитском, так и об индоевроп. происхождении этого наименования. Наиболее часто yarden связывают с евр. глаголом yarad – спускаться; cогласно В. Гезениусу [1], это предложение было высказано А. Реландом [2]; из совр. авторов эту этимологию поддерживает Э. Пентюк, который, основываясь на аккад.
написаниях этого имени, зафиксированных в источниках из Эмара XIV-XII вв. до Р. Х., предлагает реконструкцию названия реки от корня yar [3]. В Вавилонском Талмуде приведено мнение раввина Хийи бар Аббы, который понимает происхождение слова yarden сходным образом («Почему она [эта река] называется Иордан? Потому что она спускается от Дана» – Берахот. 55а).
Многие авторы отвергают эту этимологию, cчитая ее народной [4]; в частности, указывают на то, что суффикс -en в древнееврейском непродуктивен [5]. Основываясь по сути на том же общесемит. корне (араб. warada, евр. yarad, эфиоп. warada и др.), К. Ф. Зейбольд предлагает др. понимание семантики этого названия, которое он выводит из значения араб.
warada – «спускаться к воде» (чтобы пить) и yarden – «водопой» [6].
Л. Кёлер, принимая во внимание главным образом древнеперсидские данные, высказал предположение, что речь идет о слове иранского происхождения, состоящем из элементов yar (древнеперсид. yar – год) и don/dan (древнеперсид. danav – река) со значением «река, текущая весь год» [7].
Ряд авторов отмечают фонетическое сходство названий рек Средиземноморского бассейна и Европы: Ιαρδάνος на Крите [8] и в Элиде [9], Eridanus (р. По), Rhodanus (р. Рона), Οὐαρδάνες в Сарматии [10]. Из этого делались различные выводы. Так, считалось, что семит. слово со значением «река» благодаря финикийцам распространилось по Средиземноморью. Р.
Харрис, а также Ф. Гоммель полагали, что эти названия восходят к индоевроп. слову, представленному в персид. и арм. языках, ward – роза [11]. Эту линию интерпретации продолжает и В. фон Зоден, который приходит к выводу, что это «древний средиземноморский термин», однако считает, что он возник до появления как индоевропейцев, так и семитов в Леванте [12].
Ряд этимологий, как древних, так и новых, исходит из того, что в слове yarden присутствует наименование колена или местности Дан, где берет начало один из истоков И. Так, блж. Иероним Стридонский, исходя из греч. написания Ιορδάνες, считал, что это наименование образовано сложением названий 2 истоков – Йор и Дан [13]. Из авторов Нового времени, напр., Р.
Олден приводит истолкование yarden как «вода (река) Дана», исходя из хурритского iar – вода [14].
Иордан в Священном Писании
Указания на р. Иордан в Священном Писании очень часты, в первый раз упоминается в Быт. 13, 10, также упоминается в Нав. 1, 2, Мф. 3, 5, Мк. 1, 5, 9, Лк. 3, 3, Ин. 1, 28 и др.
Большая часть упоминаний Иордана в Ветхом Завете связана с тем, что река являлась рубежом, водоразделом или протекала по границе между территориями.
Наиболее раннее упоминание связано с рассказом о Лоте, который выбрал как пастбища для своих стад «окрестность Иорданскую», она «вся… орошалась водою, как сад Господень» (ср.: Быт. 13, 10). Иордан был известен Аврааму и Иакову, Иосифу и Моисею (Быт. 13, 10, Быт.
32:10, Чис 13:29). Река упоминается в Иов. 40, 18. Иордан был чудесно перейден Иисусом Навином и евреями (Нав. 3, 4), и затем название реки Иордан, или просто реки, неоднократно встречается в последующей Библейской истории.
В Книге Судей Израилевых берега Иордана – это место постоянных сражений с моавитянами (Суд. 3, 28); мадианитянами, амаликитянами, аммонитянами (Суд. 6, 33; Суд. 7, 24; Суд. 8, 4); место междоусобиц (Суд. 12, 5-6).
Возле переправы через Иордан сражался с филистимлянами царь Саул (1 Цар. 13, 5-7). Давид Псалмопевец неоднократно пересекал Иордан в дни победоносных сражений и в дни поражений (2 Цар. 10, 17; 2 Цар. 17, 22-24; 2 Цар.
19, 15-18, 31-41 и др.).
Воды Иордана некогда чудесно разделились, и через него, как по суху, прошли пророки Илия и Елисей; омывшись в водах Иорданских исцелился от проказы Нееман Сириянин (4 Цар. 2, 8-14, 4 Цар. 5, 14).
<\p>
Для христианского мира Иордан в первую очередь священен тем, что в нём, близ Вифавары, Господь Иисус Христос принял крещение от руки Иоанна Крестителя. Евангелисты-синоптики говорят о том, что служение Иоанна Предтечи проходило, с одной стороны, в “пустыне Иудейской” (Мф. 3, 1), с другой – возле Иордана (Мф. 3, 5-6; Мк.
1, 5). Возможно, эти обстоятельства отсылают к образу пророка Илии, который жил “у потока Хорафа, что против Иордана” (3 Цар 17, 3-5) и в пустыне (3 Цар. 19, 4). Евангелист Иоанн указывает на Вифавару (она же Вифания Заиорданская, Ин.
1, 28) как на место проповеди Иоанна Предтечи, а позже сообщает, что он крестил также в Еноне близ Салима, потому что “там было много воды” (Ин. 3, 23).<\p>
Профиль р. Иордан, Т. Даули |
<\p>
География
Принято географическое разделение Иордана на верхний – от сев. истоков до Тивериадского озера и нижний – от Тивериадского озера до Мёртвого моря.
Река протекает по Сирийско-Африканскому рифту, и потому перепад высот в северной и южной части течения Иордана очень велик. Главные истоки, реки Эль-Хасбани (Снир), Дан и Банияс, берут начало у подножия горы Хермон на высоте ок. 520 м над уровнем моря. На высоте ок. 80 м над уровнем моря реки, слившись, образуют единое течение Иордана.
На расстоянии 14 км к югу, на высоте ок. 78 м над уровнем моря, Иордан впадает в болотистое озеро Хула. На 25 км южнее, на высоте ок. 200 м ниже уровня моря, Иордан впадает в Тивериадское озеро. Иордан вытекает из Тивериадского озера с южной стороны и течет на юг к Мёртвому морю (ок. 410 м ниже уровня моря).
На последнем, нижнем отрезке увеличивается меандрирование реки. В нижнем течении Иордан подпитывается еще несколькими притоками: с востока – реками Ярмук и Эз-Зарка (Иавок), стекающими с горы Галаад, с запада – реками Харод и Тавор, спускающимися с горы Гилбоа (Гелвуй).
Стремительное течение и резкое падение на верхнем отрезке, извилистость и незначительная глубина на нижнем делают реку несудоходной.
Прибрежная полоса И. покрыта обильной растительностью, контрастирующей с пустынными окрестностями. Берега реки заросли иорданским тамариском, ивами, акацией, олеандром и содомскими яблонями.
В древности в полосе растительности, тянущейся вдоль реки («краса Иордана» (Зах. 11, 3) ), водилось много диких зверей: львов (Иер. 49, 19; Иер. 50, 44; Зах. 11, 3), леопардов, диких кабанов. До сих пор встречаются газели, лисы, шакалы и гиены.
Берега Иордана также служат местом стоянок для перелетных птиц. Река богата рыбой.
Верхнее течение реки представляет собой плодородную возделываемую долину.
Земли вдоль нижнего Иордана заселены крайне неравномерно: восточный берег, область древней Переи, интенсивно осваивается, здесь расположены десятки деревень и небольшой г.
Эль-Карама; на западном берегу насчитывается несколько оседлых бедуинских и израильских сельских поселений, а также г. Бейт-Шеан на месте древнего Беф-Сана.
В Новое время по Иордану прошла граница между государствами. После создания эмирата Трансиордания в 1921 г. (с 1946 королевство) и вплоть до 1948 г. Иордан служил его границей с брит. подмандатной территорией Палестины. После создания государства Израиль в 1948 г. верхний Иордан стал его восточной границей с Сирией.
Нижний Иордан и прилегающие к нему земли, на которых по плану ООН должно было быть создано араб. палестинское государство, перешли под контроль Иордании и оставались под ним, пока не были захвачены Израилем в ходе 6-дневной войны 1967 г.
По окончании войны по Иордана от Ярмука до Мёртвого моря прошла линия прекращения огня между Израилем и Иорданией, а после подписания мирного договора между странами в 1994 г.- гос. граница. Верхнее течение Иордана и его истоки были захвачены Израилем в ходе 6-дневной войны.
Территориальные претензии на истоки Иордана неоднократно служили поводом для локальных конфликтов между Израилем, Сирией и Иорданией.
Устье р. Иордан |
Современные проблемы Иордана
Река страдает от вредных стоков, интенсивного сельскохозяйственного использования ее вод и от последствий затяжного конфликта на Святой земле и, по некоторым оценкам, может в скором времени пересохнуть.
В начале 1960-х годов Иордан переносил из Галилейского озера в Мертвое море 1,3 млрд. кубометров воды в год. По словам экологов, сегодня количество воды, протекающей по руслу реки за год, составляет лишь 10% от прежнего.
По данным международной организации “Друзья Земли на Ближнем Востоке”, в обезвоживании Иордана виноваты Израиль, Сирия и Иордания, которые за последние полвека построили немало плотин, каналов и водозаборов для городской канализации.
“Если сейчас же не принять меры, река Иордан исчезнет. Больше половины воды в ней сегодня – канализационные стоки и вода, стекающая с полей”, – заявил председатель “Друзей Земли” Мункет Мехьяр.
По словам израильского директора “Друзей Земли” Гидона Бромберга, арабо-израильский конфликт также плохо влияет на состояние реки, так как каждая из конфликтующих стран старается “забрать себе как можно больше воды”.
В 1950-х годах Израиль начал откачивать воду из Галилейского моря, а в 70-е – Иордания стала использовать воду главного притока Иордана – реки Ярмук – для орошения своих полей. В настоящее время Иордания и Сирия строят на Ярмуке плотину, которая может привести к полному пересыханию Иордана.
В 1994 году Израиль и Иордания подписали мирный договор, в котором упоминалась “реабилитация” реки, однако ни одна из сторон не приняла серьезных шагов для восстановления Иордана.
Обмеление Иордана – источник проблем Мертвого моря, самого соленого водоема на планете. Уровень воды в нем каждый год уменьшается почти на метр, что может привести к полному исчезновению моря через 50 лет [15].
Использованные материалы
- А. К. Лявданский, Я. Чехановец, К. В. Неклюдов, Е. Е. Макаров. Иордан. Православная энциклопедия, т. 25, с. 512-519
- https://www.pravenc.ru/text/578378.html
- Библейская энциклопедия архимандрита Никифора
- Библейская энциклопедия Брокгауза
Источник: https://drevo-info.ru/articles/1486.html