Образ фаддея в рассказе солженицына «матренин двор»

Образ Фаддея в рассказе «Матрёнин двор»

Не накопив «богатства» и не нажив какого-либо «добра», Матрена Григорьева сумела сохранить для окружающих общительный нрав и сердце, способное к состраданию. Она явилась редким человеком с безмерно доброй душой, не утратила способности откликаться на чужую беду. Так, ни одна пахота не обходилась без нее.

Вместе с другими женщинами она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если у нее самой были неотложные дела.

Отсутствие всякой корысти и стремления сохранить «свое» добро приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома.

«Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда И горница все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет…

Обратите внимание

А для Матрены было это — конец жизни». Во второй части рассказа читатель узнает о молодости Матрены Васильевны.

С младых лет судьба не баловала героиню: не дождавшись свою единственную любовь — Фаддея, она вышла замуж за его младшего брата, а когда ее любимый вернулся, он произнес страшные слова, которые Матрена запомнила на всю жизнь: «…если б не брат мой родной — я бы вас порубил обоих».

Образу праведной женщины Матрены в рассказе противопоставлен Фаддей. В его словах о замужестве Матрены с его братом чувствуется лютая ненависть. Возвращение Фаддея напомнило Матрене об их прекрасном прошлом.

В Фаддее же ничего не дрогнуло после несчастья с Матреной, он даже с некоторым безразличием смотрел на ее мертвое тело.

Крушение поезда, под которым оказались и горница, и люди, ее перевозившие, было предопределено мелочным желанием Фаддея и его родственников сэкономить на малом, не гонять трактор дважды, а обойтись одним рейсом.

Многие после смерти ее принялись укорять Матрену. Так, золовка сказала про нее: «…и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная; …и глупая, помогала чужим бесплатно». Даже Игнатьич с болью и раскаянием признается: «Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку».

Но если задуматься, разве смогли бы многие из нас помогать чужим людям «бесплатно», не стремясь накапливать добро или раздавать его другим? А Матрена смогла Солженицын в своем рассказе «Матренин двор» стремится предупредить читателя, что праведность потихоньку уходит из нашей жизни, и процесс этот является очень опасным, так как связан с разрушением коренных устоев народного характера. Вместе с Матреной уходит в прошлое, в небытие, тысячелетняя Россия. И лишь только на таких праведниках, как Матрена, держится еще наша великая страна.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша…».

Смысл названия рассказа, я думаю, заключается в том, что без Матрены Васильевны в деревне Тальново нормальной жизни не будет. Она была центром всего происходящего, она добавляла частицу себя во всю деревенскую жизнь, работу.

Важно

Её можно по праву считать хозяйкой, ведь даже начальство, которое по сути дела и должно помогать всем обращаюсь за помощью именно в Матрене, «без Матрены не обходилась ни одна пахота огорода», без Матрены ничего не обходилось.

А ещё можно сказать, что Матренин двор – это ее дом, после разрушения, которого разрушается и ее жизнь, двор бескорыстия, праведничества.

Без таких людей погибнет Русь.

В произведении «Матренин двор» Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины — Матрены, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием и отзывчивостью.

Само название рассказа «Матренин двор» можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово «двор» может означать просто уклад жизни Матрены, ее хозяйство, ее чисто бытовые заботы и трудности.

Во втором случае, пожалуй, можно сказать, что слово «двор» акцентирует внимание читателя на судьбе самого дома Матрены, самого Матрениного хозяйственного двора.

В третьем случае «двор» символизирует тот круг людей, которые были так или иначе заинтересованы в Матрене.

В каждом из приведенных выше значений слова «двор» заключен тот трагизм, который присущ, пожалуй, образу жизни каждой женщины, похожей на Матрену. Но все же в третьем значении, как мне кажется, трагизм наиболее велик.

Здесь речь уже идет не о трудностях жизни и не об одиночестве, а о том, что даже смерть не может заставить людей однажды задуматься о справедливости и правильном отношении к достоинствам человека. Гораздо сильнее в людях страх за себя, свою жизнь, а судьба других мало их волнует. «Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода пометина.

Совет

Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие».

Я думаю, что в этом случае складываются все три значения слова «двор» и каждое из них отражает ту или иную трагическую картину: бездушность, мертвенность «живого двора», который окружал Матрену при жизни и в дальнейшем делил ее хозяйство; судьба самой Матрениной избы после смерти Матрены и при жизни Матрены; нелепая гибель Матрены.

Главной особенностью литературного языка Солженицына является то, что Александр Исаевич сам дает пояснительную трактовку по многим репликам героев рассказа, и это приоткрывает нам ту завесу, за которой кроется само настроение Солженицына, его личное отношение к каждому из героев.

Впрочем, у меня сложилось такое впечатление, что авторские трактовки имеют несколько ироничный характер, но в то же время они как бы синтезируют реплики и оставляют в них только подноготный, ничем не прикрытый, истинный смысл.

«Ах, тетенька-тетенька! И как же ты себя не берегла! И, наверно, теперь они на нас обиделись! И родимая же ты наша, и вина вся твоя! И горница тут ни при чем, и зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла — не думала! И что же ты нас не слушалась? (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)».

Читая между строк рассказ Солженицына, можно понять, что сам Александр Исаевич делает совсем иные выводы из услышанного, чем те, которые можно было ожидать.

«И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мной образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

Невольно вспоминаются слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, смысл которых заключается в том, что на самом деле все не так, как в действительности.

Матрена — это противопоставление тому окружению, которое в рассказе Солженицына выражено через злобу, зависть и стяжательство людей. Своим образом жизни Матрена доказала, что любой, кто существует в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом.

Источник: https://www.school-essays.info/obraz-faddeya-v-rasskaze-matryonin-dvor/

Система образов «Матренин двор»

Система образов. Матрена — одинокая обездоленная кресть­янка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне му­жа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни — дом: «… не жалко ей было горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда своего, ни добра своего…».

Героиня перенесла много тягот в жизни, но не утратила способ­ности сопереживать с другими радость и горе. Она бескорыстна: ис­кренне радуется чужому доброму урожаю, хотя у самой на песке его никогда не бывает. Все богатство Матрены составляют грязно­белая коза, хроменькая кошка да большие цветы в кадках.

Матрена — сосредоточие лучших черт национального характера россиянки: стеснительна, понимает «образованность» рассказчика, уважает его за это. Автор ценит в Матрене ее деликатность, отсут­ствие досаждающего любопытства к жизни другого человека, тру­долюбие.

Обратите внимание

Четверть века проработала она в колхозе, но потому, что не на заводе, — не полагается ей пенсии за себя, а добиваться можно бы­ло только за мужа, то есть за кормильца. В итоге пенсии она так и не добилась.

Жить приходилось чрезвычайно трудно.

Она добыва­ла траву для козы, торф для тепла, собирала старые, вывороченные трактором пеньки, мочила на зиму бруснику, растила картошку, помогая выживать и тем, кто находился рядом.

Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодо­сти, о страшном испытании, выпавшем на ее долю. Ее жених Фад­дей пропал без вести на Первой мировой войне.

К ней посватался младший брат пропавшего мужа Ефим, оставшийся после смерти один с младшими детьми на руках. Пожалела Матрена Ефима, вышла замуж за нелюбимого.

А здесь после трех лет отсутствия не­ожиданно вернулся и сам Фаддей, которого Матрена продолжала любить.

Героиня живет по законам христианства, хотя ее поступки не всегда понятны окружающим. Поэтому и отношение к ней разное. Так, автор относится к своей героине с большой симпатией, любит ее и сын Фаддея, и ее воспитанница Кира. Однако золовке она ка­жется нечистоплотной и небережливой.

Образ избы Матрены является одним из главных образов в рас­сказе, и он тесно связан с образом самой героини. Эта слитность за­явлена уже в самом названии рассказа. Изба для Матрены напол­нена особым духом и светом, жизнь женщины связана с «жизнью» дома. Поэтому она долго не соглашалась ломать избу.

Образ Матрены противопоставлен в рассказе образу Фаддея. Жестокий и алчный Фаддей стремится заполучить дом Матрены еще при ее жизни.

На этой странице искали :

  • матрёнин двор образ матрёны
  • образ фаддея в рассказе матренин двор
  • образ матрены матренин двор
  • матрёнин двор система образов
  • матренин двор образ фаддея

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sistema-obrazov-matrenin-dvor.html

Христианские мотивы в рассказе а.и. солженицына «матренин двор»

ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РАССКАЗЕ <\p>

А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР»

Буяновская (Лукаш) Лиана Николаевна,

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина (г. Рязань)

Р.А. Соколова, кандидат филологических наук

В статье рассмотрены христианские мотивы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». Анализируется мотив праведничества, черты характера святого человека, символы связи земного и небесного, представленные в произведении автора.

Ключевые слова: А.И. Солженицын, рассказ, христианские мотивы, праведничество, святость.

Культура и религия неразрывно связаны с самого начала истории человечества. Культура меняется несравненно быстрее, нежели религия, которая благодаря своей проницаемости едва ли не во все сферы человеческой жизнедеятельности, выступает сохраняющим началом общественной жизни и культуры.

Согласие, сотрудничество, терпимость к различным позициям мировоззрения – это основы развития культуры человечества, которые записаны в главную книгу христиан – Библию. <\p>

Библейский текст существенно повлиял на развитие всей литературы. Его мотивы, сюжеты и образы использовали в своих произведениях А.С. Пушкин, Ф.М.

Важно

 Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, М.А. Булгаков, Б.Л. Пастернак и многие другие. Христианские мотивы значительны для творчества А.И. Солженицына, представляющего художественное пространство как соединение трёх миров: мир идеального (Божественного), реального (земного) и инфернального (дьявольского).

Писателя волнует вечный вопрос: почему человек теряет границу между добром и злом?

В рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» перед нами предстаёт герой Игнатич, который ищет самого себя, пытается обрести внутреннюю устойчивость и духовно-нравственную опору в жизни. После тяжёлых испытаний (десяти лет лагерей в азиатской души) он ищет себе новое пристанище, хочет подальше вглубь, именно в «нутряную» Россию.

Читайте также:  Как понимают счастье герои и автор поэмы «кому на руси жить хорошо»?

Образ пути, дороги многозначен и характерен для русской литературы, русской души: дорога – жизненный путь человека, страны. Мотив пути заключает в себе метафорический смысл движения человеческой души (Евангелие, жития святых и хождения).

Мотив праведничества: «Все мы жили с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город. Ни вся земля наша». «Праведник – человек, который живёт праведной жизнью, ни в чём не погрешающий против правил нравственности».

1 <\p>

Является ли праведник идеалом русского человека? «Идеал у русского народа Христос, иного у него нет. И когда по грехам и слабости своей он об этом забывает, то сразу оказывается зверем»2, – пишет русский философ С.Н. Булгаков.

Человеку свойственно ошибаться, стоять на распутье и выбирать свою дорогу в жизни, что происходит и с героем рассказа, Игнатичем.

Весь рассказ построен на антитезе. Герой находится на распутье: он ищет идеального, но ещё не в состоянии преодолеть инерцию реального. «Высокое Поле. Само название не лгало.

Совет

На взгорке между ложков, а потом других взгорков, с прудом и плотинкой, Высокое Поле было тем самым местом, где не обидно бы жить и умереть»3. Посёлок Высокое Поле олицетворяет собой высокое духовное начало, которого рассказчик ещё не достиг.

«Там не пекли хлеба, там не торговали ничем съестным»4, – будто оправдывается Игнатич.

Описание другого посёлка, Торфопродукта, напоминает, скорее, подземное  царство дьявола – «преисподнею»: «Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался посёлок – однообразные худо оштукатуренные бараки… Над посёлком дымила фабричная труба…паровозики, тоже густо-дымящие, пронзительно свистя, таскали…поезда с бурым торфом… Рычали кругом экскаваторы на болотах…»5. Обстановку нагнетает соответствующая цветовая гамма: преобладают серые, мрачные тона. Звуки напоминают адские визги и вопли. Нет сомнения, что посёлок принадлежит к тёмному миру: торф добывается из чрева земли, по народным поверьям, болото населяют леший, черти и тёмные силы.

Выбор рассказчика пал на деревню Тальное, где он и поселяется – не в Высоком Поле и не в Торфопродукте, а где-то между ними. Окончательный выбор ему ещё предстоит сделать.

Одним из важных образов в рассказе является дом Матрёны Васильевны. Это не убогое крестьянское жилище, а основа национального мироздания, патриархальная вселенная, космос.

Несмотря на жизнь, полную страданий и несправедливостей, несмотря на бесчисленные удары судьбы, она осталась человеком с душой и сердцем, бескорыстным и отзывчивым, не озлобилась и не отчаялась.

В её доме не властвуют звериные законы «антимира», здесь живут по морали, завещанной Христом. 

Матрёнин двор – это некий остров посреди океана лжи, который хранит сокровища народного духа. В слове двор ощущается нечто прочное, основательное. Гибель Матрёны, разрушение её двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры. «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь»6, – сказал Ю. Лотман.

Горница для Матрёны – это вся её жизнь, ведь она прожила здесь около 40 лет, но она отдаёт горницу для нуждающейся в ней Киры, тем самым обрекая себя на гибель, но по-другому она поступить не может. Зловещий чёрный старик Фаддей сразу понял, как можно сломить Матрёну.

Обратите внимание

В этом есть какой-то мистический смысл, когда старик покушается именно на горницу.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля слово «горница» и «горний» рассматриваются как однокоренные, причём слово «горний» определяется как «высший, небесный, до мира духовного относящийся».

Таким образом, захват горницы Матрёны можно расценить как посягательство на веру в небесное героини.

Героиня А.И. Солженицына схожа со многими русскими святыми, но прежде всего – с Сергием Радонежским.

Все качества характера святого не только христианские, но и национальные: «труды телесные, память о смерти, терпение, спокойствие, кротость, молчаливость, смирение, простота без ухищрений.

Он никогда не впадал в ярость, не препирался, не обижался…». Именно этот сплав черт характера русского простого человека автор увидел в своей героине.

Через улыбку героини автор пытается разгадать русскую душу. Красота ликов древнерусских иконописцев – красота внутренняя, духовная. Солженицын – верный последователь художников иконописи. Свою душу Матрёна распахивает, когда слушает музыку Михаила Глинки.

Именно в музыке она видит прежде всего правду и искренность. Романсы производят на неё необыкновенное воздействие. «А вот это – по-нашему…», – прошептала она, выйдя «из-за перегородки растеплённая, с пеленой слезы в неярких своих глазах»7.

В музыке, подобно молитве, совершается таинство соприкосновения с Богом.

Природа в рассказе помогает понять внутреннее состояние героини. Эпизод разбушевавшейся метели: «Она крутила и кружила двое суток и замела дорогу непомерными сугробами. Затем внезапно потеплело, и раскисший снег вновь сделал дорогу неприступной».

«Две недели не давалась трактору разломанная горница! Эти две недели Матрёна ходила как потерянная». «Все работали, как безумные, в ожесточении. Кричали друг на друга, спорили».

Важно

Трагические события предвещает и страх Матрены перед переездом («Боялась… больше всего почему-то…»), и пропажи ее котенка на водосвятии («как дух нечистый его унес»), и то, что «в те же дни кошка колченогая сбрела со двора…». На Тальново опускается тьма, подобная той, которая накрыла землю во время казни Христа.

<\p>

У наших предков понятие о ночной тьме («мрак») сближалось с идеей смерти: слово «мрак» было родственно по корню со словом «мор». Именно из ночного мрака выныривает страшное в своей безжалостности существо – паровоз, поезд, которого Матрёна очень боится. Образ паровоза имеет символический смысл.

В Ветхом Завете можно прочитать: «МОИСЕЙ НА ВЕРШИНЕ СИНАЯ. МРАК НАД ГОРОЙ И НЕПРИСТУПНЫЙ СВЕТ. Десять Заповедей, произнесенные Господом с горы Синай, сопровождались чудесными и ужасающими явлениями: Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся…» (Исх. 20, 18).

Но даже смерть не исказила светлого лица Матрёны: «А в гробу лежала Матрёна. Чистой простыней было покрыто её отсутствующее изуродованное тело, и голова охвачена белым платком, – а лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое»8. По словам автора «Жития  Сергия Радонежского», после смерти преподобного лицо его «было светлым, как снег», показывая этим душевную чистоту его.

Похороны Матрёны несут также несут большую смысловую нагрузку. Окно, порог, печь, угол с божницей являются символами связи «земли» и «небесного». Хоронили Матрёну Васильевну в воскресенье не случайно, в этой детали есть некий высший смысл и предопределённость.

Праведница Матрёна – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. «Матрёнин двор» – символ особого устройства мира, где есть труд, терпение и доброта. В финале рассказа двор бескорыстия, праведности разрушается. Это приобретает символический смысл.

Гибель героини – предупреждение писателя об опасности уничтожения нравственных понятий. Матрёна Васильевна – человек, живущий по законам Христа, бескорыстный, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических жизненных обстоятельствах.

Главная заслуга «праведников» заключается в том, что они сберегают духовность народа, которая оказалась в России ХХ столетия «анахронизмом», но которая, несомненно, будет востребована в будущем. <\p>

Совет

Таким образом, христианские мотивы занимают значимое место в рассказе «Матренин двор». А.И.

 Солженицын напрямую связывает эти мотивы с центральной темой своего творчества – судьба России и жизнь русского народа.

Список литературы

Источник: https://infourok.ru/hristianskie-motivi-v-rasskaze-ai-solzhenicina-matrenin-dvor-1595482.html

Изображение русского национального характера в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»

В центре творчества А. И. Солженицына всегда находятся нравственные проблемы. В своих произведениях он рассуждает о том, что такое добро и зло, и может ли человек противостоять злу.

Рассказ «Матренин двор», написанный в 1959 году и опубликованный в 1963 году, первоначально назывался «Не стоит село без праведника». Однако по требованию цензуры заголовок был изменен, а время действия было перенесено в 1953 год, то есть в дохрущевские времена. Прежняя дата — 1956 год — была восстановлена уже значительно позже.

Действие рассказа «Матренин двор» происходит на «сто восемьдесят четвертом километре от Москвы», то есть, с одной стороны, автор подчеркивает, что речь идет о европейской части России (близость Москвы), с другой стороны, мы понимаем, что деревня находится вдали от больших городов. Здесь, в глуши, в «нутряной» России, остался русский народный характер, сумевший сохранить себя в страшных потрясениях и катаклизмах двадцатого века.

Повествование ведется от лица учителя, который, описывая жизнь хозяйки избы, пытается разобраться в том, что происходит. Он сам — человек, прошедший лагеря и теперь тяготеющий к этой российской глубинке с ее тишиной и спокойствием.

В первой главе рассказчик знакомит читателя с главной героиней рассказа Матреной и ее обыденной жизнью. Действия здесь практически нет. Он подробно описывает саму Матрену, ее дом, рассказывает о ее привычках. В характеристике героини важную роль приобретает описание ее избы и различных бытовых мелочей: фикусов, зеркала, плакатов.

Мы видим рядом с героиней колченогую кошку, что говорит о Матрене как об одиноком, но сердобольном человеке. Изображение избы и быта героини становится средством раскрытия ее характера. Солженицын подчеркивает непохожесть Матрены на других людей, ее яркую индивидуальность.

Это сказывается в ее непритязательном отношении к одежде, в пристрастии к тому, что создает впечатление шумной, неодинокой жизни: копошащиеся мыши, тут и там снующие тараканы.

Обратите внимание

Во второй главе автор обращается к истории жизни Матрены. А жизнь она прожила непростую: гибель мужа, смерть шестерых детей, болезни. Она терпела бесконечные обиды, хотя всю жизни работала не покладая рук.

Ее обманывали при расчетах, выгнали из колхоза, лишили пенсии, а она как-то жила. Создавая образ Матрены, автор поднимается на уровень глубоких обобщений.

Беды и страдания героини воспринимаются читателем как выражение трагедии крестьянской жизни вообще.

История жизни Матрены помогла автору расширить рамки повествования. Он говорит не только о послевоенных тяжелых годах, но и о всех тех катаклизмах, в которых оказался русский народ: революции, войны. Таким образом, не только время, но и пространство в рассказе расширяется: от небольшого двора Матрены до масштабов всей страны.

Матрена же становится символом страдающей русской женщины, матери и, быть может, символом самой многострадальной Родины писателя.

Символичность Матрены заключается не только в ее судьбе, но и в русском характере. Мы можем говорить, что героиня Солженицына становится воплощением русского национального характера именно потому, что, несмотря на все беды, она не ожесточилась. Она сохранила в себе доброту и милосердие, бескорыстие, готовность прийти на помощь.

Она трудолюбива, ни на кого не держит зла и бесконечно терпелива. Ее выгнали из колхоза, а она на общие работы выходит, чтобы людям помочь. Она и горницу свою отдала Кире, чтобы та участок земли получила. И даже мужикам, которые часть ее избы увозят, Матрена бросается на помощь.

Она и погибает под поездом, помогая Фаддею перевозить бревна от ее же собственного дома.

Важно

Автор подчеркивает, что одно из основных качеств Матрены — ее доброта. Именно поэтому он показывает, как лучезарная улыбка освещает ее простое, по-крестьянски круглое лицо. Облик героини дополняет и певучая, истинно народная русская речь.

Когда героиня погибает, то ее смерть выявляет подлинную красоту и возвышенность ее души. Символично, что вместе со смертью Матрены рушится и ее дом. Когда избу разделили пополам, то это уже пошатнуло основы того мира, в котором существовала героиня.

Теперь же дом ее и двор пропадают. Так видит автор наступление на глубинную Россию жестокого железного века. Кроме того, гибель Матрены и гибель дома дают возможность выразить писателю одну очень важную мысль: Россия держится на таких русских людях, как Матрена.

Пока они есть, стоит и Россия.

Воплощением агрессивного и алчного мира являются родственники и соседи Матрены. В первую очередь это Фаддей. В его характере Солженицын подчеркивает прежде всего жадность и стяжательство.

Читайте также:  Сочинение 15.3: проблема воспитанности по тексту дорохова

Он все время в поисках того, что можно захватить, забрать, унести к себе.

Даже после гибели Матрены и сына, когда дочь сходила с ума, а над зятем нависла угроза суда, он занят только тем, чтобы успеть свести остатки горницы Матрениного дома к себе и не упустить ничего, что еще возможно прибрать к рукам.

Смерть Матрены, похороны, поминки, картина разрушения дома и двора показывают, насколько резок контраст между главной героиней и ее ближайшим окружением. Все искажено в мире стяжательства. Плач здесь переходит в политику, а на поминках начинается неприличное оживление.

Исполнение «вечной памяти» становится насмешкой, потому что никто не вкладывает в нее чувства, никто и не собирается помнить Матрену. Ближайшие родственники (в том числе и сестры) как стервятники налетели на тот жалкий скарб, который успела накопить Матрена. А увидев, что ничего ценного им не найти, они начинают оговаривать покойницу.

Виновата Матрена, что она и небережливая была, не гналась за добром, «помогала чужим людям бесплатно». Но именно теперь из этих осуждающих слов мы начинаем понимать истинный облик Матрены. Ведь осуждают ее люди, безумные от жадности.

Совет

Со смертью Матрены весь мир становится безумным: Фаддей ополоумел от жадности, дочь «трогается разумом», и даже мышами «овладело какое-то безумие». То есть создается парадоксальная ситуация, когда все понятия переворачиваются с ног на голову.

Люди, в глазах которых Матрена выглядит нехорошим человеком, настолько плохи сами и так искаженно трактуют добро, видя в нем лишь то, что накоплено человеком, что читателю становится ясно — Матрена — хороший человек уже потому, что она не такая, как ее родственники и соседи.

В рассказе «Матренин двор» А. И. Солженицын изобразил народный характер, тип русской женщины-праведницы. Праведность Матрены раскрывается не на героическом материале.

Она реализует себя в совершенно обыденной обстановке. Она живет так же, как жили все простые люди в это время.

Солженицын рисует свою героиню на фоне колхозной жизни 1950-х годов с ее бесправием и пренебрежением к обычному человеку.

Праведность Матрены состоит не в героических поступках, а в том, что она живет не во лжи, что она сумела в нечеловеческих условиях сохранить доброе сердце и живую душу. Матрена — это тот тип по-настоящему доброго русского человека, без которого не было бы и России.

Источник: http://5litra.ru/soch/1077-izobrazhenie-russkogo-nacionalnogo-haraktera-v-rasskaze-a-solzhenicyna-matrenin-dvor.html

Образ русской женщины в рассказе «Матренин двор»

Образ русской женщины в рассказе «Матренин двор» А. И. Солженицын выступа­ет преемником прекрасных традиций русских классиков, создав­ших незабываемую галерею образов русских женщин (некрасовс­кие Матрена Тимофеевна, Орина, тургеневская Лукерья).

Главная героиня рассказа—простая, одинокая старая женщина Матрена Васильевна. Никогда не была легкой ее жизнь, достаточ­но печалей и забот и сегодня. Из всего хозяйства — колченогая кошка да грязно-белая коза, но и для козы негде накосить сена.

Торф для протопки дома на зиму приходится воровать с болот, по­тому что продавать его местным жителям было «не положено» (так и жили люди в поселке Торфопродукт, как сапожники без сапог).

Обратите внимание

А легко ли принести на своей спине пять-шесть мешков в день? Вот и не заживает спина старой женщины: «Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе…»

Много бед и страданий выпало на долю Матрены Васильевны: шестеро детей не дожили даже до трех месяцев, из-за чего в поселке решили, что на матери — порча; муж не вернулся с войны. Но эта необразованная женщина находит в себе силы смириться с судь­бой, оставаясь по-прежнему доброй, отзывчивой, милосердной.

Ничего не жалея для родственников, соседей и просто чужих лю­дей, Матрена часто не оставляет ни сил, ни времени для себя, для ведения своего хозяйства. Помочь колхозу вывезти навоз — к Мат­рене, помочь соседям в пахоте или уборке урожая — все идут к Мат­рене Васильевне, зная, что она не откажется.

И она не отказывала, бескорыстно посвящая себя служению людям, не требуя взамен ничего, даже благодарности.

Как часто не ценят люди бескорыстную помощь, доброжела­тельное отношение, отзывчивость! Одинокой и непонятой (а неко­торыми и презираемой) живет она в родном поселке и находит в себе силы не только не роптать на судьбу, но и вырастить и поде­литься своей нерастраченной материнской любовью с Кирой—до­черью любимого ею когда-то человека, брата мужа Фаддея.

Кире и отдает она горницу, чтобы могли девушка с мужем построить дом на своей земле. Два дня перед этим мучилась Матрена тяжелыми предчувствиями. Не жаль ей было имущества, но «страшно ломать крышу, под которой прожила сорок лет».

Кажется, что «поруши­лась жизнь вместе с горницей», потому что торопились родствен­ники со сносом, не по-человечески, не по-хозяйски отнеслись к разделу дома: побыстрее, лишь бы увезти. Из-за этой торопливой жадности и человеческого эгоизма и произошел несчастный слу­чай, в результате которого погибла Матрена и еще двое мужчин. «Нет Матрены.

Убит родной человек», — с горечью говорит автор, понимая, что никаким чудом нельзя уже вернуть к жизни эту свет­лую, чистую душу.

Важно

Но даже Игнатьич, бывший квартирант Матре­ны, сумел по-настоящему оценить душевную красоту этой женщи­ны только после ее смерти, когда услышал неодобрительные отзы­вы о ней со стороны родственников: «за обзаводом не гналась… даже поросенка не держала… и, глупая, помогала чужим людям бес­платно». Осуждают соседи недостатки Матрены, не понимая, что это на самом деле ее достоинства.

«Не стоит село без праведника» хотел первоначально назвать свой рассказ А. Солженицын. Истинным праведником, на кото­ром держался поселок, была Матрена Васильевна, всю свою жизнь сумевшая подарить людям так, что они не чувствовали себя долж­никами.

«Не понятая и брошенная даже мужем своим», «смеш­ная, по-глупому работающая на других бесплатно», Матрена ни­когда не будет забыта Кирой, которой подарила всю свою мате­ринскую любовь и нежность, и Игнатьичем, которому, не беспо коясь о том специально, вернула веру в человеческое благород­ство, добро, чистоту.

Такие люди, как Матрена Васильевна, живут среди нас и сегод­ня, бескорыстно и незаметно творя добро., находя свое счастье и предназначение в самоотдаче — на них и держится вся жизнь чело­веческая, полная бессмысленной торопливости, забывчивости, эго­изма и несправедливости,

Источник: https://www.prepodka.net/obraz-russkoj-zhenshhiny-v-rasskaze-matrenin-dvor/

Изображение русского национального характера в произведении Солженицына «Матренин двор»

    Изгнанник с неслыханной мировой славой, А.И. Солженицын соединяет в своем личностном облике и творчестве многие тревожащие наше сознание начала. Характерен этим рассказ «Матренин двор». В центре повествования – судьба деревенской женщины.
    Понятие «село» для А.

Солженицына является моделью (синонимом) народной жизни конца 19 — начала 20 веков. Существование национального мира, по мнению автора, невозможно без «праведника» — человека, обладающего лучшими чертами народного характера.

Отсутствие такого человека непременно влечет за собой разрушение вековой культуры русской деревни и духовную гибель нации.

    Матрена Васильевна — тот самый праведник, который является воплощением духовного начала в национальном характере.

Она олицетворяет лучшие качества русского народа, то, на чем держится патриархальный уклад деревни. Ее жизнь построена на гармонии с окружающим миром, ее дом является продолжением ее души, ее характера. Все здесь естественно и органично, вплоть до мышей, шуршащих за обоями.

Все, что существовало в доме Матрены (коза, колченогая кошка, фикусы, тараканы), было частью ее небольшой семьи. Возможно, такое уважительное отношение героини ко всему живому происходит от восприятия человека частью природы, частью огромного мира, что тоже характерно для русского национального характера. 

    Матрёна у Солженицына — воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь — житию святой. Её дом — сквозной символический образ рассказа — как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных, -чтобы продолжить род людской. 

    Матрёна — праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Подобно Лукерье из рассказа Тургенева «Живые мощи», Матрёна на свою жизнь не жаловалась, Богу не докучала, ведь он и так знает, чего ей надобно. Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей её с Богом.

    Всю свою жизнь Матрена прожила для других (колхоз, деревенские бабы, Фаддей). Однако ни бескорыстие, ни доброта, ни трудолюбие, ни терпение Матрены не находят отклика в душах людей.

Совет

Сформировавшиеся под влиянием социально-исторических катаклизмов бесчеловечные законы современной цивилизации, разрушив нравственные устои патриархального общества, создали новое, искаженное понятие о морали, в котором нет места ни душевной щедрости, ни сопереживанию, ни элементарному сочувствию. 

    Автор наделил героиню православною верою в Бога. В самые тяжелые минуты своей жизни она обращается к Господу, но для этого совсем не обязательно молиться: «Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь меня притеснить». Какой русский человек без веры в Бога? 

    Любовь и забота о ближнем, ее «доброе расположение духа» — все это привлекало автора, помогая залечить жизненные раны. Трагедия Матрены в том, что в ее характере полностью отсутствовало практическое восприятие мира (за всю жизнь она так и не смогла обзавестись хозяйством, а когда-то добротно построенный дом обветшал и постарел).

    Эта грань русского народного характера, необходимая для существования нации, воплотилась в образе Фаддея. Однако без духовного начала, без Матрены, практичность Фаддея под влиянием различных социально- исторических обстоятельств (война, революция, коллективизация) трансформируется в абсолютный прагматизм, гибельный как для самого человека, так и для окружающих его людей.

    Желание Фаддея завладеть домом (горницей Матрены) исключительно из эгоистических соображений перечеркивает последние остатки нравственности в его душе. Растаскивая дом Матрены на бревна, герой не задумывается о том, что лишает ее крова, единственного прибежища, лишь «глаза самого Фаддея деловито поблескивали». В результате это является причиной гибели героини. 

    Смыслом жизни героя становится гиперболизированная жажда наживы, обогащения, ведущая к полной моральной деградации героя. Фаддей даже на похоронах Матрены «только ненадолго приходил постоять у гробов», потому что был озабочен спасением «горницы от огня и от козней Матрениных сестер». 
    Но самым страшным является то, что Фаддей «был в деревне такой не один». Главный герой повести, рассказчик Игнатич, с сожалением констатирует, что и другие жители видят смысл жизни в стяжательстве, в накоплении имущества: «И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». Односельчане Матрены, озабоченные мелкими бытовыми проблемами, не смогли увидеть за внешней неказистостью духовную красоту героини. Умерла Матрена, и уже ее дом и имущество растаскивают чужие люди, не понимая, что вместе с уходом Матрены из жизни уходит что-то более важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.

    Предполагая в начале рассказа гармоничное бесконфликтное существование взаимодополняющих черт национального характера, нашедших воплощение в героях, А.

Солженицын затем показывает, что тот исторический путь, который они прошли, сделал их соединение в дальнейшей жизни невозможным.

Практичность Фаддея искажается и превращается в вещизм, уничтожающий человека в нравственном смысле, а духовные качества Матрены, несмотря на то, что не поддаются коррозии (даже после смерти героини лицо Матрены было «больше живое, чем мертвое»), тем не менее, не востребованы ни историей, ни современным обществом. Символично и то, что за всю жизнь с Ефимом, Матрена так и не смогла оставить после себя потомство (все шесть детей умерли вскоре после рождения). С гибелью героини исчезает и духовность, которая не передается по наследству.

Обратите внимание

    А. Солженицын говорит о невосполнимости потери Матрены и мира, оплотом которого она являлась. Исчезновение русского народного характера как основы патриархального типа цивилизации, по мнению автора, ведет к разрушению деревенской культуры, без которой «не стоит село» и невозможно существование людей как нации, как духовного единства.

Читайте также:  Топ-10 книг перед рождеством

    Рассказ «Матрёнин двор» невозможно читать без слёз. Эта грустная история праведницы-крестьянки не художественный вымысел автора. Солженицын доверяет жизни и её творцу — Богу больше, чем художественному вымыслу. Оттого с таким сопереживанием и гордостью читается рассказ: ведь остались ещё на земле русской праведники, без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/solzhenitsyn-a-i/matrenin-dvor/7324-izobrazhenie-russkogo-natsionalnogo-kharaktera-v-proizvedenii-solzhenitsyna-matrenin-dvor

Сочинения на Getsoch.ru

Образ Матрёны в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Произведение замечательного русского писателя ХХ века А.И.Солженицына «Матрёнин двор» – это краткая, но ёмкая и тонкая зарисовка жизни простой пожилой женщины, Матрёны Васильевны Григорьевой.

       Матрёна Васильевна живёт в деревне Тальново, где ведётся торфодобыча и куда отправили самого рассказчика на трудоустройство. Ей уже перевалило за шестой десяток лет, уже давно её мучает болезнь, из-за которой она порой не может встать по два дня сряду, но всё остальное время она держится всегда бодро и приветливо.

Рассказчик-квартирант поселяется в её доме, бывшем когда-то могучим и добротным, и видит всю нехитрую обстановку жизни Матрёны: изрядно постаревшее и прохудившееся убранство, множество фикусов и колченогая кошка, которую женщина когда-то по доброте душевной взяла к себе домой.

Есть у Матрёны ещё один питомец – грязно-белая коза, которая, может, стара, как и хозяйка, но, отвечая на заботу её, всё ещё даёт молоко.

       Почти полное отсутствие комфорта, скудное варево ничуть не омрачают проживания здесь рассказчика, наоборот, он чувствует здесь какую-то душевность, спокойствие, и это – заслуга Матрёны.

       Её жизнь была нелегка: несложившаяся любовь к Фаддею Григорьеву, потеря мужа, брата Фаддея, смерть всех 6 детей – но все эти события не сломили её, она продолжает жить, ни на что не жалуясь, всегда безвозмездно помогая всем, кто попросит, не стараясь обогатиться, а просто заботясь о каждом сегодняшнем дне. А ещё она верит в Бога, хотя и не молиться во всеуслышание и даже не креститься явно, но любое мелкое дело начинает со слов «С Богом».

       Переломный момент в жизни Матрёны наступает, когда её повзрослевшей воспитаннице Кире для собственного участка понадобилось здание, а именно горница Матрёниного дома, уже завещанная девушке. Но ведь Матрёна рассчитывала на это только после собственной смерти, а тут требуется делить дом немедленно.

Важно

Это известие да отчаянные, упорные уговоры Фаддея подкашивают её дух, но всё же она соглашается. И когда дело уже сделано, сани отправляются в путь, она вдруг бежит за ними – помогать (казалось бы, чем больная Матрёна может подсобить?). Но происходит ужасное: и застрявшие на железнодорожном переезде сани, и тех, кто пытался их перетащить, «раскорёжило» паровозом.

В том числе и Матрёну, уже «родного человека» рассказчику.

       Горе было огромное. Но как бы ни было всё печально, квартирант замечает в традиционном плаче над гробом Матрёны, как раскрываются злые, эгоистичные и жадные натуры всех её близких знакомых. Все только пытаются разделить и так худые пожитки умершей хозяйки.

И на фоне всего случившегося рассказчик понимает, что, несмотря на все «недостатки», которые увидели в ней её знакомые (ведь она не гналась на нарядами, богатством, корыстью, имуществом), на самом деле она была тем праведником, «без которого, по пословице, не стоит село. Ни город.

Ни вся земля наша».

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/397-obraz-matrjony-v-rasskaze-a-i-solzhenitsyna-matrjonin-dvor.html

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор»

Презентацию на тему Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Литература.

Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.

Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 24 слайда.

Слайд 1

Материал подготовлен учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ №883 Алиевой Светланой Викторовной

Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» Трагедия судьбы Матрёны Нравственный смысл рассказа-притчи

Слайд 2

Александр Исаевич Солженицын (1918 — 2008)

Слайд 3

…Если без трех праведных по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет и в моей, и в твоей душе, мой читатель.

Мне это было и ужасно, и несносно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трёх праведных, — без которых нет граду строения. Н.С.Лесков.

Предисловие к циклу «праведники»

Слайд 4

«Матренин двор» (1963 г.)

Почему рассказ называется «Матренин двор»? Какой смысл здесь имеет слово «двор»?

Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»?

Слайд 5

Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново? («Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад – просто в Россию»)

Слайд 6

Совет

В рассказе «Матренин двор» показана жизнь русской деревни 50-х годов ХХ века. Маленькие деревни вымирали, появлялись рабочие поселки, грязные, с неустроенным бытом. Таким в рассказе показан поселок Торфопродукт.

Высокое Поле Торфопродукт Тальново «Сельмаш» Шестимирово «Химпром» Часлицы облпотребсоюз Овинцы облоно Спудни сельмаг Автор текста считает, что сложносокращенные слова делают наш язык бездушным, грубым.

Слайд 8

Перечитайте самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание? Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Почему? Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?

Матрёнин двор

Слайд 9

5. Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри? 6. Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны?

Слайд 10

Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Матрена наделена неброской внешностью. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».

Портрет

Слайд 11

Один день из жизни Матрёны Васильевны

Когда и как начинался Матренин день? Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему? Отчего образ жизни Матрёны так приглянулся Игнатичу, человеку «дальнему», недеревенскому? В чём находила Матрёна смысл повседневного существования?

Слайд 12

Смысл повседневного существования

Тихо, вежливо, стараясь не шуметь хлопотать утром по дому

Бескорыстно помогать всем (родственникам, соседям, колхозу)

Кормить козьих пастухов, выкладываясь перед другими хозяйками и вгоняя себя в большой расход

Запасаться на зиму топливом, постоянно рискуя попасть под суд

Кланяясь лесным кустам, возвращаться домой просветлённой, с доброй улыбкой

Лишь бы не запоздниться (вставать в четыре-пять утра)

http://festival.1september.ru/articles/585612/

Слайд 13

Обратите внимание

Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка? Вспомните случай с котелком.

Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога? Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом? С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было — просьба о помощи, жалобы или слова благодарности?

Слайд 14

Прошлое Матрёны

Перечитайте и прокомментируйте первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-ой части). От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-ая часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)?

Слайд 15

Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое. «Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».

«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны – как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда…».

Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять?

Слайд 16

Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?

Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?

Слайд 17

Матрёна и Фаддей Миронович

(Работа с ресурсами сети Интернет) Выйти на сайт www. gramota.ru, работая с толковым словарём, ответить на вопрос: Каким добром живёт Матрёна, каким – Фаддей и ему подобные?

Слайд 18

Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу? Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом? Что даёт ей силы пережить это? Что необычного происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Как рисует Солженицын сцену «разбирания» Матрениной горницы? Какое значение имеет образ изломанной избы в характеристике ломателей и самой Матрёны?

История с горницей

Слайд 19

Важно

Что стало причиной смерти Матрены? Как прощаются с Матрёной деревенские жители и как – её близкие родственники? О чём плачут сёстры, мужнина родня? Чьё поведение «выбивается» из общего сценария прощания? Перечитайте сцену поминок. Почему во время поминовения души усопшей ни слова не прозвучало о самой душе?

Прощание с Матрёной

Объясните, почему именно неодобрительные отзывы золовки позволили Игнатичу по-новому взглянуть на образ Матрёны? Что при этом было для него главной неожиданностью? Как повлияла гибель Матрёны на окружающих?

Слайд 20

Матренин двор – Матренин мир – особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия.

Слайд 21

История жизни Матрёны Васильевны

http://festival.1september.ru/articles/585612

Душа Чистая, любит, живёт Муча- ется, довер- чивая Это спасение? Жить в гармо- нии с самим собой

Слайд 22

Нравственный смысл рассказа-притчи

Дорога Железная дорога

Символ народной судьбы

неумолимая, разрушающая

Слайд 23

Матрена Васильевна — человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем. Смысл человеческого существования в доброте, бескорыстии и том слиянии, которое человек может излучать, освещая судьбы других людей

Слайд 24

Дом -http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2006/10/11/714143.jpg http://tphv.ru/surikov/izaba.jpg Портрет Солженицына -http://gdb.rferl.org/BB46CE46-FA50-49F2-86D6-7195881EBFB7_mw1024_s.jpg Деревня -http://www.proza.ru/pics/2008/08/10/369.jpg Дом зимой — http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/57/110/57110738_1269875350_village_0001.jpg http://img-fotki.

yandex.ru/get/5822/122571611.6/0_68b8e_bf0f0d00_XL Развалившийся дом- http://verni.ru/img/onega_2006_14.jpg Портрет -http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/70/442/70442221_1297266145_549304.jpg http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2009/06/10/1361321.jpg http://gigamir.net/upload/img/content/originnal_e16733affae184c09242202ae46e6a4a.jpg http://cs5994.

vkontakte.ru/u1474699/-14/x_6ae45b29.jpg Старик и старуха — http://www.festival-cannes.ru/i/custom/Image/starik%20so%20staruhoi.jpg Самовар — http://sueverija.narod.ru/Programs/Darija/01.JPG Печка- http://gorod.tomsk.ru/uploads/28460/1253326130/5.jpg Церковь — http://img12.nnm.ru/f/b/f/4/9/23b1f779f52cff7817d269103f5.jpg Дорога — http://5tak.

Совет

net/uploads/posts/2011-12/13235925031zhd.jpeg Душа- http://img-fotki.yandex.ru/get/4410/129834760.7/0_63e05_517998a7_XL Сруб -http://www.dombaza.com/upload/iblock/95f/d609cfaa-717c-11e0-aefd-bcaec5d96886.resize1.jpeg Солженицын А. «Матренин двор». СПб.: Азбука-классика, 2004. Агеносов В. и др. «Русская литература XX века. 11 кл.

: Методические рекомендации для учителя. М.: Дрофа, 2000. Княжицкий А. Материалы к изучению рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» на уроках литературы. Журнал «Русская словесность», №5, 2008. История жизни Матрены Васильевны, или Слово о спасении души русской… (урок по рассказу А.И.

Солженицына «Матренин двор») Гладышева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы http://festival.1september.ru/articles/585612/

Использованные ресурсы и источники

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-literature/6846-obraz-pravednicy-v-rasskaze-matrenin-dvor.html

Ссылка на основную публикацию