Нигилизм в образе базарова

Образ нигилиста Базарова

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Образ нигилиста Базарова

  Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

    Рисуя фигуру Базарова, я исключил из круга
     симпатий все художественное.
    Я придал ему резкость и бесцеремонность действий.
    И. С. Тургенев.
    План
    I «Отцы и дети» — произведение о типичном конфликте эпохи.
    II Нигилист Базаров в романе И. С. Тургенева «отцы и дети».
     2.1. Корни базаровского нигилизма.
     2.2.

Проявление нигилизма главного героя.
     2.3. Сильные и слабые стороны нигилизма Базарова.
    III Нигилист Базаров – герой на все времена.
     Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» показал борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам 19 века.

Автор отразил в своем произведении типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности вопрос о роли «нового человека», деятеля в период революционной ситуации в стране.      Выразителем идей революционной демократии стал Базаров, герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству.

Обратите внимание

     Субъективными предпосылками нигилизма главного героя являются его независимый характер, самоуверенность, ум, скептицизм, самостоятельность: « Каждый человек сам себя воспитывать должен – ну хоть как я, например». Базаров – разночинец, сын полкового лекаря. Он гордится тем, что его «дед землю пахал» и с презрением относится к аристократам.

Дух отрицания проявляется во всем: во внешности, манере поведения, особенностях речи, высказываниях крайних взглядов.      Базаров выглядит и ведет себя вызывающе: «длинный балахон с кистями», нарочитая небрежность, самоуверенная спокойная улыбка, «ленивый, но мужественный голос», речь, изобилующая простонародными выражениями.

Всем своим видом Базаров показывает, что авторитетов для него не существует. Евгений прямо заявляет это Кирсановым.
     В спорах с Павлом Петровичем он особо резко высказывает свои нигилистские взгляды – в пику ненавистному «аристократишке». Он отрицает «принсипы», на которых стоит старшее поколение.

О чем бы ни зашла речь, острой критике и неприятию Базарова подвергается все: искусство, красота, общественное устройство, любовь, семя. На испуганный вопрос Кирсанова, неужели Евгений отрицает все абсолютно, тот спокойно отвечает: «Да».
     Действительно, аргументы, которые приводит Базаров в спорах с Павлом Петровичем, очень убедительны.

Все, чего касается Кирсанов, заслуживает отрицания. Общественные отношения прогнили, аристократические «принсипы» безнадежно устарели, русская община выродилась, патриархальность превратилась в отсталость и невежество, религия – в суеверие. Критические стороны базаровского нигилизма действительно сильны, революционны.

Отрицание он воспринимает как действие, а не как пустые слова. Но критика Евгения разрушительна, позитивной программы у него нет: «Сначала надо место расчистить». В этом слабость нигилизма. Однако он смотрит на вещи только с точки зрения «пользы». Аристократы «сидят, сложа руки», живут за чужой счет – в этом Базаров прав.

Тем не менее, утверждение: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта» весьма спорно, ведь сначала идет развитие культуры, а потом науки. Они взаимодополняют друг друга. Если смотреть с точки зрения «полезности», то Евгений прав, но этот взгляд односторонен.
     Опровергает Базарова сама жизнь. Тургенев показывает это, во-первых, с помощью пейзажа.

В конце романа автор демонстрирует примирение души героя с окружающей средой, гармонию с ней. Во-вторых, Тургенев испытывает Евгения любовью. Отношения Базарова с Одинцовой начинаются с того, что он оценивает ее «богатое тело»: «Сейчас в анатомический театр». Но заканчиваются эти отношения тем, что Базаров вынужден признаться себе, что любит Анну Сергеевну.

Важно

То, что отрицал, стало для него действительностью. Перед смертью герой произносит фразу, достойную поэзии, которую раньше опровергал: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».
     Базаров сам загоняет себя в угол.

Он считал: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других», но ведь Евгений тоже человек, однако герой противопоставляет себя окружающим. Он отвергает все правила, но отрицание тоже является «принсипом».

     Итак, сильные стороны базаровского нигилизма в их революционности ,но отрицание, доведенное до абсурда, приводит к ослаблению позиций героя. Эта противоречивость снимается самой жизнью, которая ставит все на свои места. И все же нигилист Базаров – герой на все времена. Его сила не столько в абсолютном отрицании, сколько в том, что это – человек твердых убеждений, сильный и независимый, сумел признать свои заблуждения. А на это способен далеко не каждый!

Добавил: KatrinSchmarin

105432 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

Смотрите также по произведению «Отцы и дети»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00664701331751527800

Нигилизм Базарова

    Образ Базарова продолжает традицию изображения «лишних людей», начатую Пушкиным в начале 19 века. Онегин, Печорин, Обломов – люди умные, образованные, имеющие свою точку зрения, но не знающие, как практически применить свои знания.

Они являются яркими представителями своего времени, отражающими политические и социальные изменения, происходящие в обществе. Базаров – один из них, «новый человек», бунтарь, разночинец, ставивший своей задачей «сперва… место расчистить», а «строить» потом.

 

    Прототипом главного героя был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.

    Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Молодой человек, Аркадий Кирсанов, возвращается домой после учёбы и привозит с собой погостить своего приятеля, представившегося как «Евгений Васильев».

Вскоре мы узнаём, что Базаров – сын уездного лекаря и дворянки. Он не только не стыдится своего положения в обществе, но даже отвергает свои дворянские корни. «Чёрт его знает.

Секунд-майор какой-то»,– с пренебрежением говорит он об отце своей матери. 

    По самому первому описанию мы видим, что Базаров умён и самоуверен. Он полностью посвятил свою жизнь естественным наукам и медицине. Герой признаёт за истину только то, что можно увидеть и пощупать, а все остальные чувства – это «вздор» и «романтизм». Базаров – ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще. В окружающей природе он видит лишь мастерскую человека и не более того. «Что же такое Базаров?»– спрашиваем мы словами Павла Петровича.

    Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, «длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом», «большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Еще можно заметить отношение автора к герою. Оно не прочитывается прямо, но если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и «плебействе», а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.

    У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем». 

    Базаров показан Тургеневым как сторонник самого «полного и беспощадного отрицания». «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным»,— говорит Базаров… — В теперешнее время полезнее всего отрицание,—мы отрицаем».

Совет

Что ж отрицает Базаров? На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: «Всё». И, в первую очередь, то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить»,— самодержавие, крепостное право и религию.

Базаров отрицает всё то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т. д.

    Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер и было свойственно революционным демократам 60-х годов. Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу «Отцов и детей» говоривший о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».

    Не раз Базаров высказывает свои идеи: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа пустяки… Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит». Этот герой отрицает даже любовь. 

    Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой – одним словом, всё то, во что верили либералы – «отцы». Он смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль. 
    Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью». Однако было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, начисто отвергая всё. Отрицая абстрактную науку, Базаров выступает за конкретные, прикладные науки; отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением «дельных» людей. 

    Тургенев не мог, разумеется, видеть в нигилисте Базарове своего положительного героя. Но он хотел, чтобы читатель «полюбил» Базарова «со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью».

Писатель не хотел придавать своему герою ненужной «сладости», делать его «идеалом», а хотел «сделать его волком» и всё-таки «оправдать его». В Базарове ему «металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на погибель, потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего.

..» То есть Тургенев считал, что время Базарова еще не наступило, но именно благодаря таким личностям общество движется вперед. 

    Образ Базарова получил продолжение в литературной традиции в произведении Чернышевского «Что делать?».

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/turgenev-i-s/ottsy-i-deti/9108-nigilizm-bazarova

Базаров — нигилист сочинение по литературе

Роман отцы и дети Ивана Сергеевича Тургенева издан в 1862. Сюжет произведения строится на борьбе двух идеологий либерально дворянской и разночинно демократической , к приверженцам которой относится Главный герой романа Евгений Базаров. Он нигилист, то есть человек отрицающий всё – государственное устройство, церковь все основы буржуазного и дворянского общества, семью.

Не воспринимает он и искусство, ни музыку, ни поэзию, никакое либо другое. Он считает, что отмена крепостного права не сможет ничего изменить и не чувствует силы в народе. Он учится на врача и занимается естественными науками, признаёт лишь, то что потрогать, доказать опытным путём, то что может принести реальную ощутимую пользу.

Его друг Аркадий Кирсанов пытается быть во всём на него похожим. Евгений предстаёт перед нами в чуждой почти враждебной ему среде. Он старается выделиться во всем даже в одежде, носит балахон с кистями и большие бакенбарды. Евгений конфликтует с дядей своего друга Аркадия, аристократом Павлом Петровичем Кирсановым.

Обратите внимание

В их спорах показан конфликт поколений, конфликт отцов и детей, проблема смены поколений. У них разные взгляды на будущее России и на жизнь в целом, Главный герой не боится высказывать и отстаивать своё мнение. Но у Базарова не получается найти общий язык не только с Кирсановым, но и со своими родителями.

Его отношения к ним очень не однозначно, он любит их, но относится с презрением к их глупому, по его мнению образу жизни. Евгений свободомыслящий человек, несмотря на молодой возраст у него уже сформировано мнение на все вопросы.

Полностью раскрыть его характер смогла лишь любовь.

Отношения с Анной Одинцовой ясно показали что Базаров пылкая импульсивная и страстная личность, но к сожалению чувства героя оказывается не взаимны, что наносит Евгению сильнейший удар.

Автор романа показывает духовную революцию своего героя через разного рода жизненные испытания. Эпогеем духовного развития героя, является то что перед смертью Базаров смог признать свои ошибки. А ведь на это способны только очень сильные личности, да в Базарове нигилизм дошёл до крайности до абсурда.

Но тем не менее, именно благодаря таким революционерам, как Базаров общество может двигаться вперёд. Название романа может натолкнуть на мысль, что в произведении будет решаться извечный вопрос взаимоотношений поколений, но большее внимание автор произведения уделяет проблеме конфликта разных мировоззрений. Пытаясь, при этом осмыслить мировоззрение нового человека.

Другие:

← Песнь о вещем Олеге↑ По литературеРоль знаний в жизни человека →

Базаров — нигилист

Сейчас читают:

  • Образ и характеристика Павлуши Веретенникова в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение
    Знаменитый русский писатель Некрасов создавая известную поэму «Кому на Руси жить хорошо» ввел как кажется на первый взгляд слишком много не значимых героев. Однако это далеко не так, и понять это можно уже после подробного прочтения данного произведения.
  • Сочинение Война глазами детей
    Война – это страшно, но страшнее может быть, только если в войне начинают принимать участие дети. К сожалению, многие народы были вынуждены участвовать в битвах и у всех имелись различные причины. Самые страшные войны
  • Система образов в пьесе Вишнёвый сад сочинение
    В своей комедии «Вишневый сад» Чехов вывел на сцену и показал плеяду образов, которых связывает прошлое. Их память еще полна событиями прошедшей жизни, воспоминаниями прошлых эпизодов и явлений. Все они несут в своем сердце и держат
  • Сочинения 4 класс
  • Поэма Мцыри как романтическое произведение сочинение
    Поэма – одна из любимых форм произведений М.Ю.Лермонтова. На пике расцвета своего творческого потенциала поэт написал романтическую поэму «Мцыри». Произведение «Мцыри» можно считать романтической поэмой по нескольким признакам.
  • Образ Агафьи Пшеницыной в романе Обломов сочинение
    Женщина, нарушившая счастье Обломова, или праведница, вернувшая героя в правильное русло? Образ Агафьи Пшеницыной, несмотря на свой второстепенный характер, является достаточно противоречивым и вызывает много споров.

<\p>

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/bazarov-nigilist

В чем сущность нигилизма базарова

В чем сущность нигилизма базарова

В чем сущность нигилизма базарова? Роман «Отцы и дети» направлен против дворянства.

Это не единственное произведение Тургенева, написанное в таком духе (вспомнить хотя бы «Записки охотника»), но оно особенно выделяется тем, что в нем писатель обличил не отдельных дворян,-а весь класс помещиков, доказал его неспособность вести Россию вперед, завершил его идейный разгром.

<\p>

Почему именно в начале 60-х годов XIX века появляется это произведение? Поражение в Крымской -войне, грабительская реформа 1861 года подтвердили упадок дворянства,-его несостоятельность в управлении Россией. В «Отцах и детях» и показано, что старая, вырождающаяся мораль уступает, хотя и с трудом, место новой, революционной, прогрессивной.

Важно

Носителем этой новой морали является главный герой романа — Евгений Васильевич Базаров. Этот молодой человек из разночинцев, видя упадок господствующих классов и государства, становится на путь нигилизма, то есть отрицания.

<\p>

Что же отрицает Базаров? «Все», — говорит он, А все — это то, что относится к минимальным потребностям человека и к познанию природы через личный опыт, через эксперименты. Базаров смотрит на вещи с точки зрения их практической выгоды. Его девиз: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

<\p>

Евгений не признает авторитеты, условности, любовь, религию, самодержавие. Но он не ищет себе последователей и не борется против того, что отрицает. Это, по-моему, очень важная черта нигилизма Базарова. Этот нигилизм направлен вовнутрь, Евгению все равно, будет ли он понят и признан или нет. Базаров не скрывает своих убеждений, но он и не проповедник.

<\p>

Одна из черт нигилизма вообще — отрицание духовных и материальных ценностей.<\p>

Базаров очень неприхотлив. Он мало заботится о модности своей одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем раздобыть денег. Того, что есть, ему вполне хватает. Мнение общества о его материальном состоянии его не волнует.

Пренебрежение Базарова к материальным ценностям возвышает его в моих глазах. Эта черта — признак сильных и умных людей. Отрицание же духовных ценностей Евгением Васильевичем разочаровывает. Называя духовность «романтизмом» и «вздором», он презирает людей — ее носителей.<\p>

«Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта», — говорит Базаров.

Он насмехается над отцом Аркадия, играющем на виолончели и читающим Пушкина, над самим Аркадием, любящим природу, над Павлом Петровичем, бросившим свою жизнь к ногам любимой женщины.<\p>

Мне кажется, Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по инерции, не разбираясь толком в этих вещах.

Он обнаруживает полное незнание литературы («Природа навевает молчание сна», — сказал Пушкин и так далее) и неопытность в любви. Любовь к Одинцовой, скорее всего первая в его жизни, никак не согласовывалась с идеями Евгения, что приводило его в ярость.

Совет

Но, несмотря на то, что произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение упрямства Евгения и его приверженности к своим идеям. Итак, ценностей для Базарова не существует, и это — причина его цинизма.<\p>

Базаров любит подчеркивать свое непреклонение перед авторитетами.

Он верит лишь в то, что увидел и пощупал сам. Хотя Евгений и заявляет, что не признает чужих мнений, он говорит, что немецкие ученые — его учителя. Я не думаю, что это противоречие.

Немцы, о которых он говорит, и сам Базаров являются единомышленниками, и тот, и другие не признают авторитетов, так почему же Евгению не доверять этим людям? То, что даже у такого человека, как он, есть учителя, естественно: самому все познать невозможно, нужно опираться на уже приобретенные кем-то знания.

<\p>

Базаровский склад ума, постоянно ищущий, сомневающийся, допытывающийся, может быть образцом для человека, стремящегося к знаниям.<\p>

Базаров — нигилист, и в том числе за это мы его уважаем. Но словами героя другого романа Тургенева, Рудина, «скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием». Эти слова применимы к Евгению Васильевичу.

— Да ведь надобно же и строить. — Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить.<\p>

Слабость Базарова в том, что он, отрицая, ничего взамен не предлагает. Базаров — разрушитель, а не созидатель. Его нигилизм наивен и максималистичен, но тем не менее он ценен и нужен.

Он порожден благородным идеалом Базарова — идеалом сильного, умного, мужественного и нравственного человека.<\p>

У Базарова есть такая особенность, что он принадлежит двум разным поколениям. Первое — поколение времени, в котором он жил. Евгений типичен для этого поколения, как любой умный разночинец, стремящийся к познанию мира и уверенный в вырождении дворянства. Второе — поколение очень далекого будущего. Базаров был утопист: он призывал жить не по принципам, а по ощущениям. Это совершенно верный путь жизни, но тогда, в XIX веке, да и сейчас он невозможен.<\p>

Обратите внимание

Общество слишком испорчено, чтобы порождать неиспорченных людей, и только. «Исправьте общество, и болезней не будет». Базаров в этом абсолютно прав, но не думал он, что не так-то просто это сделать. Я уверен, что человек, живущий не по кем-то придуманным правилам, а по своим естественным ощущениям, по совести, — человек будущего. Поэтому Базаров и принадлежит в какой-то мере поколению своих далеких потомков.<\p>

Базаров приобрел известность среди читателей благодаря своим необычным взглядам на жизнь, идеям нигилизма. Этот нигилизм незрел, наивен, даже агрессивен и упрям, но все равно он полезен как средство, заставляющее общество очнуться, оглянуться назад заглянуть вперед и подумать, куда же оно идет.

Источник: http://diplomba.ru/work/98575

Образ нигилиста Базарова и тема смены поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Роман «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году. Действие романа происходит в 1859, а эпилог рассказывает о событиях, случившихся после 1861 года. Сюжет строится на столкновение двух враждебных идеологий – разночинно-демократической, к которой относится Евгений Базаров, и либерально-дворянской.

Взгляды Базарова, главного героя романа, сводятся к резкой критике того положения, которое сложилось в стране. Он не верит, что отмена крепостного права может что-либо изменить. Ни либералы, ни аристократы ничего не могут сделать, они лишь только разглагольствуют, убеждения и тех и других изжили себя. Но Базаров не видит силы и в народе.

Базаров – «нигилист»: он отрицает государственное устройство, семью, церкви, искусство – все основы дворянского и буржуазного общества. Он готов признать только то, что ощутимо полезно.

Базаров и внешне стремится выделиться, отличиться от своих «врагов»: он носит большие бакенбарды, одевается в балахон с кистями. Лицо его выражает уверенность и ум.Базаров занимается естественными науками, он учится на доктора.

Его занятие соответствует его убеждениям: герой — материалист и всё, что нельзя пощупать руками или доказать опытным путём, он отрицает.

Тургенев показывает Базарова в чуждой, и даже враждебной, ему среде, поэтому в герое выделяется, с одной стороны, его резкость и грубоватость, с другой – спокойная уверенность в себе, ум, сила, убеждённость.

Евгений Базаров — свободомыслящий человек. И, несмотря на молодость, он имеет своё мнение о положения и роли аристократии, о народе, искусстве, природе. У героя отсутствует  эстетическое восприятие мира – ни музыка, ни поэзия его не интересуют, он утверждает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник».

Важно

Об этих вопросах с Базаровым спорит Павел Петрович Кирсанов. Он представитель поколения аристократов, который не понимает и не хочет понять «новомодного» Базарова.

Их споры могут продолжаться бесконечно, и они никогда не придут к согласию, потому что каждый смотрит на обсуждаемые проблемы с точки зрения своего поколения.

В этом проявляется тема смены поколений в романе – консервативные отцы не понимают взглядов своих детей.

Интересно, что Базаров конфликтует не только с аристократом Кирсановом. Он не может найти общий язык и со своими родителями-разночинцами. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы: с одной стороны, он их любит, а с другой, в его словах очень часто сквозит презрение к «глупой жизни отцов».

Аркадий Кирсанов, пытаясь быть похожим на своего кумира Базарова, тоже увлекается нигилизмом. Ему очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир.

Отсюда происходит его конфликт с отцом. Юный Кирсанов ещё не понимает, что на самом деле он хочет домашнего уюта, семейного тепла.

Его нигилизм ненастоящий, и вскоре он возвращается домой во всех смыслах этого слова.

Для полного раскрытия образа Базарова, его характера нужно было испытание любовью, ведь «только любовь вызывает такой расцвет всего существа, какого не может дать ничто другое». В отношениях с Анной Сергеевной Одинцовой становиться понятно, что Базаров – пылкая и страстная натура.

Совет

Он был захвачен чувством целиком: «Страсть в нем билась, сильная и тяжелая, — страсть, сродне злобе». Но чувства героев не взаимны. Одинцовой нужна уравновешенная и спокойная жизнь, позже она вступает в брак по расчёту.

А Евгений импульсивен, он мучительно переживает потерю, тем более, что она связана с крушением всех его взглядов не только на окружающий мир, но и на самого себя.

Таким образом, в изображении характера своего героя Тургенев пользуется приемом «тайной психологии» — он изображает натуру Базарова, его духовную эволюцию через жизненные, духовные испытания.

Источник: https://students-library.com/library/read/46755-obraz-nigilista-bazarova-i-tema-smeny-pokolenij-v-romane-is-turgeneva-otcy-i-deti

Урок-конференция Роман И. Тургенева «Отцы и дети». Нигилизм в образе Евгения Базарова

                              УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ ДЛЯ 10 КЛАССА<\p>

Тема:           Роман И. Тургенева «Отцы и дети». Нигилизм в образе Евгения Базарова.<\p>

Цели: <\p>

  • сформировать правильное представление учащихся о нигилизме;
  • дать развернутое определение «нигилизма»;
  • провести анализ образа Базарова;
  • сопоставить его жизненную позицию с определением «нигилизма»;
  • закрепить такие навыки и умения, как запись краткого содержания произведения, составление аннотаций и рецензий;
  • раскрыть содержание произведения, помочь глубоко понять проблематику, тем самым воздействовать на формирование  взглядов и убеждений учащихся;
  • развивать мышление, память, умения анализировать, сопоставлять,  делать выводы;
  • воспитывать чувства, как и уверенности в себе, так и сочувствия к ближним;
  • учить детей коллективному сотворчеству, решению задач сообща;
  • привитие исследовательских навыков при подготовке материала.

Материалы к уроку: запись на доске (дата, тема урока), мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, текст романа<\p>

Предварительное домашнее задание (распределено по группам):<\p>

1 группа: “Аннотация. Виды аннотаций ”<\p>

2 группа: “Рецензия. Виды рецензий ”<\p>

3 группа: “Определение нигилизма ”<\p>

4 группа: “ Образ нигилиста Евгения Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети» ”<\p>

   Всем ученикам в начале урока раздаются аналитические карты урока. <\p>

   В течение урока (по мере выступления групп) учащиеся заполняют их, что позволяет максимально включить каждого в процесс обсуждения, получить обратную связь : комментарии по выступлению, вопросы.<\p>

                                 Аналитическая карта урока:<\p>

Оценка за выступления<\p> Как я оцениваю свое участие в уроке?<\p> Что нового я узнал?<\p>
1 группа<\p>
2 группа<\p>
3 группа<\p>
4 группа  <\p>
Я(моя позиция)<\p>

Структура урока<\p>

Презентация<\p>

І.Беседа<\p>

     Вслед за публикацией романа «Отцы и дети» в журнале «Русский вестник» критик Д. И. Писарев писал: «Читая роман Тургенева, мы видим в нем правду настоящего и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя через сознание художника. Кроме своей художественной красоты, роман замечателен еще тем, что он шевелит ум, наводит на размышления…»<\p>

  А главного героя Писарев характеризовал, как человека сильного по уму и по характеру, который составляет центр всего романа. <\p>

«Базаров — представитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах; и образ этого человека ярко и отчетливо вырисовывается перед воображением читателя». Писарев считает, что Базаров, как эмпирик, признает только то, что можно ощупать руками, увидать глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств. «Базаров ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит и, вследствие этого, никого не щадит». Критик говорит о Евгении Базарове, как о человеке, беспощадно и с полным убеждением отрицающем все, что другие признают высоким и прекрасным.<\p>

ІІ. Эпиграф урока: <\p>

      «Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения. Он хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда». Критик  Д. И. Писарев.<\p>

—  Как вы относитесь к этому высказыванию? Ваше мнение. Почему?<\p>

ІІІ. Выступление 1 группы: “Аннотация. Виды аннотаций ”.<\p>

     Аннотация — это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.<\p>

     Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации.<\p>

   Аннотация в книге обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.<\p>

   Ключ к написанию аннотаций:<\p>

В книге исследуется (что?)…<\p>

Показан (что?)…<\p>

Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?)…<\p>

В книге анализируется (что?)…<\p>

Главное внимание обращается (на что?)…<\p>

Используя (что?), автор излагает (что?)…<\p>

Отмечается, что…<\p>

Подчеркивается, что…<\p>

В книге дается (что?)…<\p>

Раскрываются (что?)…<\p>

Описываются (что?)…<\p>

Особое внимание уделяется вопросам (чего?)…<\p>

В книге подробно освещаются (что?)…<\p>

Характеризуется (что?)…<\p>

Рассматривается (что?)…<\p>

—  Давайте совместно сложим аннотацию к роману И. Тургенева «Отцы и дети».<\p>

— Какова обстановка в стране в момент написания романа? (Реформы; арест Чернышевского, Писарева; развитие науки — Сеченов, Менделеев; обострение противостояния социальных сил.)<\p>

— В чем смысл заглавия романа? (Социально-исторический: противостояние двух сил — и общечеловеческий. Впервые упоминание о романе — в письме к Ламберт (1860). Выделяют три этапа написания: август 1860 — август 1861 — создание основного текста; конец сентября 1861 — январь 1862 — внесение многочисленных поправок, вызванных изменениям политической обстановки; февраль — сентябрь 1862 — подготовка романа к печати в «Русском вестнике»).<\p>

— Что хотел показать в романе Тургенев? Каков его замысел? (Подъем революционно-демократического движения; новый, зарождающийся тип — нигилизм; критика моральных качеств нигилизма, в частности самомнения; конфликт двух сил: новых (нигилистов) и старых (консерваторов  и либера-лов); семейные проблемы.)<\p>

ІV. Выступление 2 группы: “Рецензия. Виды рецензий ”.<\p>

    Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения компетентным человеком (рецензентом). <\p>

    Задача рецензента – оценить произведение, его достоинства и недостатки, что обусловливает высокие требования к автору рецензии. Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки ее предмета. <\p>

                     Виды рецензий: <\p>

Обратите внимание

1) Развернутая аннотация — в ней раскрывается содержание произведения, особенности композиции; <\p>

2) Небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера) — в ней рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем; <\p>

3) Эссе — в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование; <\p>

4) Авторецензия — излагается взгляд автора на свое произведение; <\p>

5) Обзор (обозрение) — рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку. <\p>

— Давайте вместе напишем рецензию на весь роман:<\p>

   «Особенностью общественной жизни 60-х годов XIX века являлась идеологическая борьба двух поколений. Евгений Базаров — радикальный разночинец, характер которого формировался в обстановке великих реформ, разрушающих уклад дворянско-крестьянской России. Он не признает сословий, презирает дворянскую культуру, ратует за упорный труд. Его антагонист — Павел Петрович Кирсанов, бывший офицер. Между ними назревает конфликт — конфликт между молодостью, жаждущей перемен, и консерватизмом зрелого возраста…<\p>

    Вечная тема отцов и детей, поднятая в одном из самых сильных романов И.С. Тургенева, актуальна и в наше время».<\p>

V. Выступление 3 группы: “Определение нигилизма ”<\p>

        Нигилизм (от лат. «nihil» – ничто) – это отрицание всего культурного наследия прошлого, а также принятых в обществе норм, идеалов, традиций и ценностей. В русской культуре второй половины XIX века нигилистами называли представителей радикального течения — шестидесятников, отрицавших устаревшие социальные устои и моральные ценности крепостнической России, проповедавших материализм и атеизм. Яркий пример такого нигилиста – Евгений Базаров в романе И. Тургенева «Отцы и дети».<\p>

— Что вкладывает Тургенев в слово «нигилист»? (За границей так называли русских революционеров. С одной стороны, Тургенев не является сторонником нигилизма, поэтому его отношение к Базарову сложно и неоднозначно. С другой стороны, Базаров как-то не очень «укладывается» в рамки нигилизма, что усиливает его сложность и противоречивость).<\p>

VI. Выступление группы №4: “Образ нигилиста  Евгения Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети» ”<\p>

    Впервые нигилизм, был представлен в романе Тургенева «Отцы и дети». Этой позиции придерживался Евгений Базаров. Это герой, который не склонялся ни перед какими авторитетами, не принимал ни одного принципа на веру.<\p>

    В личной сфере нигилизм Базарова заключался в отрицании им всей культуры чувств и всех идеалов. Базаров отвергал не только те или иные социальные установления и культурные традиции, но именно все то, чем живут люди, все, что их связывает и сближает, все, что ими движет. Базарову нужны другая жизнь и другие люди.<\p>

Важно

    В отличие от всех дворян Базаров обладал натурой деятеля и борца. Неустанным трудом приобрел он фундаментальные знания в естественных науках. Привыкший полагаться лишь на собственный ум и энергию, Базаров выработал спокойную уверенность в себе. Ощущение его силы невольно передавалось окружающим, даже если она никак не проявлялась внешне. Он сразу ставил себя в оппозицию ко всем людям: “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. <\p>

   Опрос учащихся: <\p>

— Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (гл. V, X). Что он отрицает?<\p>

 — Чем руководствовался в своем отрицании? Конкретны ли его взгляды?<\p>

— Базаров занимался естественными науками. Как это связано с   проблематикой романа?<\p>

— Определите сильные и слабые стороны нигилизма.<\p>

— Как показаны отношения Базарова с народом? Проследите, как они менялись на протяжении романа.<\p>

VII. Итоги урока.<\p>

  Учитель предлагает обсудить записи в аналитических картах, задать вопросы.<\p>

    В качестве домашнего задания учащимся предложено написать сочинение-рассуждение на одну из тем групп оппонентов:<\p>

“Аннотация. Виды аннотаций ”;<\p>

 “Рецензия. Виды рецензий ”; <\p>

“Определение нигилизма ”;<\p>

“ Образ нигилиста Евгения Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети» ”.<\p>

Источник: https://naurok.com.ua/urok-konferenciya-roman-i-turgeneva-otcy-i-deti-nigilizm-v-obraze-evgeniya-bazarova-57556.html

Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе (в романе «Отцы и дети»)

Оглавление:

В России впервые термин «нигилизм» употребил Н. И.
Надеждин в заметке «Сонмище нигилистов» в 1829 году. Несколько позже, в 1858
году была выпущена книга, которую написал казанский профессор В, В. Берви – в
ней писатель употребил термин «нигилизм» в качестве синонима слову
«скептицизм». <\p>

Однако настоящую популярность это слово приобрело, когда
И. С.

Тургенев в 1862 году написал свой известный роман «Отцы и дети». В
произведении нигилистом был назван Базаров, который категорически отрицал
взгляды «отцов». Этот роман произвёл большое впечатление на читателей, в
результате чего термин «нигилист» стал крылатым словом. Сегодня нигилизм и
нигилисты довольно часто встречаются как в жизни, так и в литературе.

Что понимает под нигилизмом Тургенев?

Тургенев, один из лучших писателей классиков русской литературы, вспоминает, что, после его возвращения в Петербург, когда только
вышел в свет его роман, он обнаружил, что этот термин уже подхватили многие
жители города.

В то время, в 1862 году, в Петербурге разразились пожары, и
первое, что услышал писатель, приехав в Питер, это употребление в адрес
поджигателей термина «нигилисты».

<\p>
Что понимает под нигилизмом Тургенев? Писать роман он
начал в то время, когда еще не было отменено крепостное право, когда в обществе
нарастало революционное настроение, и на этом фоне четко вырисовывались идеи
отрицания и разрушения старого порядка, старых авторитетов и принципов.

В
романе ясно просматриваются идеи демократического движения, формирующегося и
развивающегося под знаком отрицания порядков дворянско-крепостнического
общества, дворянской культуры, старого мира.

Нигилизм, с точки зрения писателя — это отрицание старых
принципов и устоев.

В своём произведении писатель освещает моральные,
философские и политические проблемы и поднимает вечный вопрос взаимоотношения
отцов с детьми. Подчеркивает значимость любви, дружбы, становления личности, а
также важность для каждого человека выбора своего жизненного пути и
самоопределения.

<\p>

Образ Базарова в произведении наделён яркими чертами нигилиста,
герой открыто противостоит всем старым принципам, что и становится причиной
возникновения как внутреннего конфликта Базарова, так и враждебное непонимание
его окружающими.<\p>

В романе Тургенев продемонстрировал, что нигилистическая
философия является нежизнеспособной.

Ним сознательно были обрисованы картины
нищих российских крепостных деревень, чтобы показать существующее в стране
социальное неравенство, несправедливое управление государством господствующего
класса.

Совет

Но вместе с тем нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» вместе с его
героем остаётся в одиночестве, поскольку его идеи и мировоззрение не были
приняты даже самыми близкими сторонниками — Кукшиным, Ситниковым и Аркадием,
которые предали его идеалы.

Базаров, отрицавший существование любви, в итоге сам
подвергся её испытаниям, которых не выдержал и сломался.

Герой-нигилист,
который утверждал, что загадочный женский взгляд является ничем иным, как
художественной чепухой, влюбляется в Анну Одинцову и с ужасом обнаруживает
присутствие романтики в самом себе.

Вся трагичность ситуации заключается в том,
что любовь Базарова оказалась невзаимной, обреченной.<\p>

Видео о нигилизме базарова в романе «Отцы и дети»

Роман завершается гибелью Базарова, который заразился
тифом, вскрывая труп крестьянина.

Перед смертью герой проявляет все свои лучшие
качества: поэтическую любовь к Анне, нежные, добрые чувства по отношению к
родителям, которые до этого были скрыты под внешней суровостью, мужество,
сильный дух, жажду жизни.

<\p>

Таким финалом Тургенев показывает читателю личность
Базарова, как сильного духом человека, способного оказывать влияние на
окружающих. Однако, поскольку общество оказалось еще неготовым принять его
мировоззрение, этот герой оказался «лишним» — его время еще не пришло.

<\p>

Таким образом, Тургенев довольно ярко раскрыл понятие
«нигилизм» в романе «Отцы и дети» на примере своего героя Базарова. Героя всех
времён и народов, который рождается в том месте, где отсутствует социальная
справедливость и благополучие.<\p>

Что такое нигилизм в современном понимании?

Со времён Тургенева понятие «нигилизм» постепенно
приобрело более расширенный смысл. Так, сегодня этот термин употребляется и в
философии, и в политике, и в повседневной жизни.

Однако на вопрос «Что такое
нигилизм?» существует однозначное определение: это мировоззрение, позиция,
которая не только ставит под сомнение, но и категорически отрицает общепринятые
ценности: идеалы, моральные нормы, формы общественной жизни, общепринятые
понятия нравственности. Существует несколько разновидностей нигилизма:

  • Моральный нигилизм.
  • Правовой нигилизм.
  • Мереологический нигилизм.
  • Эпистемологический.
  • Метафизический.
  • Философско-мировоззренческий нигилизм.

Нигилист — это человек, который не признаёт никаких
авторитетов, не принимает какие-либо принципы на веру, критикует любую точку
зрения, какой бы она ни была.<\p>

Моральные нигилисты имеют позицию отрицания как
моральных, так и аморальных устоев.

Правовой нигилизм — отрицательное отношение к праву,
которое может выражаться в различных степенях интенсивности. Так, выделяют
пассивную и активную формы правового нигилизма.<\p>

  • Пассивная форма характеризуется неверием в правовые
    возможности. Правовые нигилисты не признают позитивную роль права в обществе.
  • Активная форма выражается во враждебном отношении к
    законам, пропаганде личного мировоззрения среди окружающих людей. Таких граждан
    можно также назвать анархистами.

Видео о правовом нигилизме

Правовой нигилизм может быть присущ как обществу в целом,
так и социальной группе или отдельному гражданину, но никакая из перечисленных
категорий сознательно не нарушает правовые нормы. То есть, правовые нигилисты
лишь не признают право и не верят в его социальную ценность.

<\p>

Истоками такого отношения к общеустановленным правовым
нормам является недоверие к власти, рассмотрение законов как указаний со стороны
правительства.

Также причиной развития подобных гражданских позиций может
послужить пример безнаказанности должностного лица, расхождение в предписаниях
законов с действительностью, порочных действиях правосудия и т. п.

Обратите внимание

Как правило,
общественный правовой нигилизм возникает при несовершенном и противоречивом
законодательстве, неспособности власти бороться с преступностью, обеспечить
гражданам их права и защиту от произвола.<\p>

Эпистемологические нигилисты характеризуются своим
отрицательным отношением к знаниям.<\p>

Нигилизм в России

Нигилизм существует только в России и постсоветских
странах. Жителям же западноевропейских стран такое явление не присуще.
Формироваться подобные умонастроения начали в 50-60 годах 19 века. Их главные
идеологи — Писарев, Добролюбов, Чернышевский. Также некоторые нигилистические
черты были присущи и Ленину, хотя жил он в другую эпоху.

<\p>

Несмотря на то что под русским нигилизмом подразумевалось
отрицание Бога, духа, души, норм и высших ценностей, это явления всё же
считается религиозным феноменом, поскольку возникло оно на духовной
православной почве.

Основа чистого русского нигилизма — православное отрицание
мира, ощущение мира, пребывающего во зле, отношение к богатству, роскоши,
творческому избытку в искусстве и мыслях, как к грехам.<\p>

Нигилизм Ницше

Нигилизм Ницше, немецкого философа и филолога,
подразумевает обесценивание высоких ценностей. То есть, он связывал ценности и
природу человека, который их обесценивает и в то же время всё равно пытается за
них держаться.

Ницше утверждал, что если человек падает, то не стоит
подставлять ему своё плечо. Если человека ударили по правой щеке, то не стоит
подставлять и левую. Также он считал, что сострадание является губительным
качеством для человека, а потому отрицал сострадание к ближним.

<\p>
Нигилизм в философии Ницше — это идея сверхчеловека,
воплощения христианского идеала, свободного во всех отношениях. Он учил
отвечать на силу силой, быть мужественными, дерзкими, надеяться только на самих
себя. Добрых людей он считал лицемерами, поскольку те никогда не говорят правду
в лицо.

Поэтому, как он утверждал, правильный человек — это злой, не щадящий
своих близких человек.

Последствия нигилизма

Сегодня многие спорят, является ли нигилизм болезнью или
же лекарством от болезней. Философия нигилистов отрицает такие ценности, как
нравственные принципы и духовная жизнь — любовь, природа, искусство.

Но ведь
человеческая нравственность основана именно на этих фундаментальных
понятиях.

 <\p>

Каждый здравомыслящий человек должен понимать, что в мире
существуют такие ценности, отрицать которые невозможно: любовь к жизни, любовь
к людям, стремление к счастью и наслаждение красотой.

Как Вы относитесь к нигилистам? Считаете ли Вы Базарова в романе Тургенева настоящим нигилистом? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-nigilizm-i-nigilisty-v-zhizni-i-literature-v-romane-otcy-i-deti-8328.html

В чем сущность нигилизма базарова

Поиск Лекций

В чем сущность нигилизма Базарова? Роман «Отцы и дети» направлен

против дворянства. Это не единственное произведение Тургенева,

написанное в таком духе (вспомнить хотя бы «Записки охотника»), но

оно особенно выделяется тем, что в нем писатель обличил не

отдельных дворян,-а весь класс помещиков, доказал его неспособность

вести Россию вперед, завершил его идейный разгром.

Почему именно в начале 60-х годов XIX века появляется это

произведение? Поражение в Крымской -войне, грабительская реформа

1861 года подтвердили упадок дворянства,-его несостоятельность в

управлении Россией. В «Отцах и детях» и показано, что старая,

вырождающаяся мораль уступает, хотя и с трудом, место новой,

революционной, прогрессивной. Носителем этой новой морали

является главный герой романа — Евгений Васильевич Базаров.

Этот молодой человек из разночинцев, видя упадок господствующих

классов и государства, становится на путь нигилизма, то есть

отрицания.

Что же отрицает Базаров? «Все», — говорит он, А все — это то, что

относится к минимальным потребностям человека и к познанию

природы через личный опыт, через эксперименты. Базаров смотрит на

вещи с точки зрения их практической выгоды. Его девиз: «Природа не

храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Евгений не признает авторитеты, условности, любовь, религию,

самодержавие. Но он не ищет себе последователей и не

борется против того, что отрицает. Это, по-моему, очень важная черта

нигилизма Базарова. Этот нигилизм направлен вовнутрь, Евгению все

равно, будет ли он понят и признан или нет. Базаров не скрывает своих

убеждений, но он и не проповедник.

Одна из черт нигилизма вообще — отрицание духовных и материальных

ценностей.

Базаров очень неприхотлив. Он мало заботится о модности своей

одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем

раздобыть денег. Того, что есть, ему вполне хватает. Мнение общества о

его материальном состоянии его не волнует. Пренебрежение Базарова к

материальным ценностям возвышает его в моих глазах. Эта черта —

признак сильных и умных людей. Отрицание же духовных ценностей

Евгением Васильевичем разочаровывает. Называя духовность

«романтизмом» и «вздором», он презирает людей — ее носителей.

«Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта», — говорит

Базаров. Он насмехается над отцом Аркадия, играющем на виолончели

и читающим Пушкина, над самим Аркадием, любящим природу, над

Павлом Петровичем, бросившим свою жизнь к ногам любимой

женщины.

Мне кажется, Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по

инерции, не разбираясь толком в этих вещах. Он обнаруживает полное

незнание литературы («Природа навевает молчание сна», — сказал

Пушкин и так далее) и неопытность в любви. Любовь к Одинцовой,

скорее всего первая в его жизни, никак не согласовывалась с идеями

Евгения, что приводило его в ярость. Но, несмотря на то, что

произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на

любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение

упрямства Евгения и его приверженности к своим идеям.

Итак, ценностей для Базарова не существует, и это — причина его

цинизма.

Базаров любит подчеркивать свое непреклонение перед авторитетами.

Он верит лишь в то, что увидел и пощупал сам. Хотя Евгений и

заявляет, что не признает чужих мнений, он говорит, что немецкие

ученые — его учителя. Я не думаю, что это противоречие. Немцы, о

которых он говорит, и сам Базаров являются единомышленниками, и

тот, и другие не признают авторитетов, так почему же Евгению не

доверять этим людям? То, что даже у такого человека, как он, есть

учителя, естественно: самому все познать невозможно, нужно опираться

на уже приобретенные кем-то знания.

Базаровский склад ума, постоянно ищущий, сомневающийся,

допытывающийся, может быть образцом для человека, стремящегося к

знаниям.

Базаров — нигилист, и в том числе за это мы его уважаем. Но словами

героя другого романа Тургенева, Рудина, «скептицизм всегда отличался

бесплодностью и бессилием». Эти слова применимы к Евгению

Васильевичу. — Да ведь надобно же и строить. — Это уже не наше дело…

Сперва нужно место расчистить.

Слабость Базарова в том, что он, отрицая, ничего взамен не предлагает.

Базаров — разрушитель, а не созидатель. Его нигилизм наивен и

максималистичен, но тем не менее он ценен и нужен. Он порожден

благородным идеалом Базарова — идеалом сильного, умного,

мужественного и нравственного человека.

У Базарова есть такая особенность, что он принадлежит двум разным

поколениям. Первое — поколение времени, в котором он жил. Евгений

типичен для этого поколения, как любой умный разночинец,

стремящийся к познанию мира и уверенный в вырождении дворянства.

Второе — поколение очень далекого будущего. Базаров был утопист: он

призывал жить не по принципам, а по ощущениям. Это совершенно

верный путь жизни, но тогда, в XIX веке, да и сейчас он невозможен.

Общество слишком испорчено, чтобы порождать неиспорченных

людей, и только. «Исправьте общество, и болезней не будет». Базаров в

этом абсолютно прав, но не думал он, что не так-то просто это сделать.

Я уверен, что человек, живущий не по кем-то придуманным правилам,

а по своим естественным ощущениям, по совести, — человек будущего.

Поэтому Базаров и принадлежит в какой-то мере поколению своих

далеких потомков.

Базаров приобрел известность среди читателей благодаря своим

необычным взглядам на жизнь, идеям нигилизма. Этот нигилизм

незрел, наивен, даже агрессивен и упрям, но все равно он полезен как

средство, заставляющее общество очнуться, оглянуться назад заглянуть

вперед и подумать, куда же оно идет.

БАЗАРОВ И РАСКОЛЬНИКОВ

Из всех изученных нами литературных образов два написаны наиболее

ярко — это Евгений Базаров и Родион Раскольников. Сочинение по

роману Ф.М. Достоевского «Преступление и Романы, в которых

появились эти герои, вышли соответственно в 1863 и 1866 годах.

Непростое это было время. С одной стороны — подготовка и проведение

ряда реформ, обещание царем конституций, с другой — разочарование

реформой 1861 года, распространение социалистических идей и

неутихающие споры между западниками с славянофилами. Это было

время надежд и разочарований, время выбора. В такой противоречивой

обстановке и родились такие герои, как Базаров и Раскольников.

Стиль их создателей, Тургенева и Достоевского, различен, и это

определяет различие в способах изображения этих образов. Если в

«Отцах и детях» мы постигали Евгения Базарова в основном по его

словам и поступкам, то Раскольникова в романе Достоевского — в

большей мере по его душевным переживаниям, мыслям. Мысль

первична, слово вторично, и поэтому образ Родиона Романовича более

живой, ясный и, самое главное, более глубокий.

Что роднит и различает Базарова в Раскольникова? Оба они, молодые

люди, ищут свое место в жизни, оформляют свои взгляды на нее.

Базаров пробует свои силы в естествознании, а Раскольников

испытывает себя на избранность, принадлежность к числу сверхлюдей.

Если первый не придает власти никакого значения, то для Родиона это

чуть ли не самое главное в жизни. Оба героя чрезвычайно самолюбивы,

только Базаров в своем самолюбии стремится к свободе, независимости

от чужого влияния, а Раскольников к власти.

Оба идут по жизне по каким-то, хотя довольно близким ориентирам,

так как у каждого из них есть система взглядов и ценностей.

Руководствуясь своими идеями, они совершают те или иные поступки.

Убеждения Базарова и Раскольникова во многом похожи, хотя это не

бросается сразу в глаза.

Теории обоих подразумевают деление людей на две группы: простых и

сверхлюдей. Только Базаров говорит об этом как бы вскользь («Не

богам же, в самом деле, горшки обжигать!»), а у Раскольникова это

составляет основу всей теории. Кстати, оба считают, что относятся ко

второй категории людей. (У Родиона это до поры до времени). Идея

Базарова — непризнание авторитетов и принципов существующего строя

и религии, духовных и материальных ценностей. Сущность теории

Раскольникова — признание права сверхлюдей на преступление во имя

некой цели, а следовательно, отрицание нравственных принципов. На

основе этих признаков можно назвать взгляды Базарова вульгарно

материалистическими и безнравственными, а Раскольникова —

откровенно фашистскими.

Почему безнравственны идеи Базарова? Ведь призывает он жить по

совести, ведь нельзя назвать Евгения безнравственным человеком. Его —

да, а если на месте Базарова был другой? Жить по совести, а не по

законам, в принципе хороший лозунг, но в то время, да и сейчас,

реакционный: мало ли что может позволить человеку его совесть?

Позволила же она Раскольникову убить старуху и Лизавету. К тому же о

какой нравственности идей Базарова можно говорить, когда он сам

скопом отвергает духовные ценности. Так что эти убеждения выглядят

не такими страшными, как могут, лишь благодаря чистоте души того,

кто их разделяет. Базарову можно позволить жить по такой формуле,

Раскольникову нет.

Программы двух героев близоруки. Далеко им можно уйти без каких-

либо ценностей? Что будет делать Родион Романович со своей властью,

на что она ему, конечных целей нет ни у того, ни у другого. Нет у

обоих положительной программы: их идеи базируются на отрицании

чего-либо, будь то авторитеты иди нравственные принципы. И Базаров,

и Раскольников — нигилисты, но Достоевский пошел дальше Тургенева:

он, по словам одного критика, изобразил не только идеи нигилизма и

его трагедию. Раскольников и есть ее жертва. Не случайно и Иван

Сергеевич «умертвил» своего героя: скорее всего, он не видел будущего

за нигилизмом.

Базаров и Раскольников — бунтари, только бунт у каждого из них свой:

у первого — революционный, у второго — личностный. Революционность

взглядов Базарова доказывать не нужно. Важно то, что его протест

происходит не из-за плохого положения в обществе, а из-за ужасного

состояния самого общества. Евгений Васильевич уверен, в

необходимости его изменения. Бунт Раскольникова же вышел из

нищеты и самолюбия, он пошел не против устройства общества (какое

ему дело до «муравейника»!), а против угнетенности личности и души.

Поэтому его бунт — индивидуалистический.

Интересно, что в обоих случаях протест окончился ничем: Базаров

умер, а Раскольников испытал душевные муки. Может быть, финалом

«Отцов и детей» Тургенев хотел показать несостоятельность

революционного бунта (либерал!), а Достоевский в своем романе —

пагубность любого бунта, связанного с насилием, вообще тем самым

призывая к соблюдению покорности. Безусловно, здесь есть доля

истины: последствия таких протестов могут оказаться очень

печальными.

Базаров презирает, а Раскольников просто ненавидит окружающих

людей, поэтому они оба ушли в себя, неразговорчивы, угрюмы,

одиноки, несмотря на то, что есть товарищи, родители. Родион

Романович к тому же просто «задавлен бедностью», что делает его

совсем мрачным. Но иногда в этих людях просыпается жизнь: у

Базарова — когда он полюбил Одинцову, у Раскольникова — когда он

делал что-нибудь для других и когда полюбил Сонечку. Что мешало

этим двум людям оставаться в таком состоянии жизни навсегда?

Прежде всего, приверженность своим идеям, переходящая в упрямство

и фанатизм. Базаров бросил Одинцову, чтобы сохранить чистоту

построенной им схемы жизни; Раскольников не мог оставаться долго

нормальным, живым человеком, пока оправдывал свое преступление с

точки зрения теории. Пагубные идеи убивали и в том, и в другом

любовь, а следовательно, и жизнь. Базаров не отрекся от своих

убеждений и умер. Раскольников же раскаялся и «ожил».

На примере героя «Преступления и наказания» мы видим, что делает с

человеком ненависть, озлобленность. Базаров вложил свою душу в

познание природы, а Раскольников, обладая способностями к учебе,

даже не открывал книг, чтобы учиться и зарабатывать себе на жизнь

уроками. Базаров полюбил Анну Сергеевну, Раскольников же, пока не

раскаялся, не полюбил Сонечку и не мог, даже если бы хотел этого.

Ненависть (в сочетании с нищетой и порожденная ей) отнимает у

человека способность жить в обществе, стремление и любовь к жизни

вообще. Так и случилось с Раскольниковым, и в этом его наказание.

Еще один пункт, по которому можно сравнить два данных образа, надо

выделить особо, потому что именно в нем кроется трагедия этих людей,

их противоречивость. Это отношение к нравственности, к духовному

началу.

Мнение Базарова по этому вопросу неясно. С одной стороны — его

фраза «а что дальше?», имеющая тот смысл, что духовные ценности

важнее материальных. С другой стороны — его полное неприятие

искусства, религии. Даже любовь не нашла места в его взглядах.

Базаров считает духовное важнее земного, но в то же время не признает

само духовное.. В этом он противоречит сам себе. Евгений столкнулся

на практике с этим несоответствием (история с Одинцовой), что

привело его в замешательство, чуть ли не в испуг. Базаров не выпутался

из этих противоречий и умер. (Я очень часто ссылаюсь на его смерть,

так как считаю этот факт глубоко символичным).

Раскольников пренебрег нравственными принципами и пошел на

преступление. Побудило его к этому, наверное, то, что все так делали,

все поступались и таким образом выживали. В душе Раскольникова

произошел раскол, борьба двух мнений:, с точки зрения разума,

расчета, теории, преступление было оправданным, с точки зрения

морали — нет. В конце концов он понял, что обо всем нужно судить с

позиций нравственности, и это вернуло его к жизни. (Мы принимаем

Раскольникова таким, каким он изображен Достоевским. В

действительности, образ этого человека в эпилоге далеко не

правдоподобен).

На примере двух литературных героев — Базарова и Раскольникова — мы

видим картину развития и упадка нигилизма, прошедшего путь от

безобидной базаровской модели до страшной раскольниковской.

Создателями этих образов вскрыта антигуманная сущность этого

явления, его оторванность от национальных корней, его отрицание и

очернение всей жизни народа, всех ее сторон, отсутствие в нигилизме

каких бы то ни было идеалов, осквернение религии, в которой он

усматривал лишь суеверия и предрассудки, тогда как возможен более

широкий подход к ней (Катерина в «Грозе»). За все это сильно

доставалось Писареву и другим теоретикам нигилизма в полемике с

Достоевским. Несомненно, у этого течения есть положительные черты,

как, например, отношение к общественному устройству, старой морали,

но это не заслоняет отрицательных сторон этого учения.

Базаров и Раскольников очень похожи: у них во многом совпадают

взгляды на жизнь, характеры, они оба способны творить добро, оба

оказываются в противоречии и т.п. Но есть и различия, в основном

обусловленные разными условиями жизни двух героев. Отсюда в

Раскольникове появляется и отчаяние, и обостренное чувство

справедливости, и ненависть. Всего этого нет в Базарове.

Несмотря на ошибочность своих воззрений (а у Раскольникова и

жестокость), оба молодых человека вызывают скорее не ненависть и

порицание, а сочувствие — сочувствие к трагической судьбе обоих. У

них есть чему поучиться: у Базарова — силе воли, стремлению к

познанию, у Раскольникова- способности проявлять благородство и

сострадание в самые тяжелые моменты жизни.

Цели романов «Отцы и дети» и «Преступление и наказание» были

разные, но была одна общая — обличение пороков антигуманных форм

общественных отношений. И большую роль в достижении этой цепи

сыграли образы Евгения Базарова и Родиона Раскольникова, тем самым

внеся большой вклад в дело гуманизма.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s16917t1.html

Ссылка на основную публикацию