Нравственный смысл рассказа «кукла» (н. носов)

Нравственный смысл рассказа «Кукла» (Н. Носов) | Литерагуру

(284 слова) Проблема морального разложения сопровождает литературу на протяжении многих столетий вплоть до сегодняшнего дня.

Современные писатели тоже с охотой и пронзительной болью в душе поднимают вопрос нравственной – а вследствие чего – и интеллектуальной деградации.

Советский писатель Николай Носов очень полно и выразительно, на мой взгляд, раскрывает тему нравственности (или, точнее – безнравственности) в рассказе «Акимыч (Кукла)» из сборника «Кукла».

Открывается повествование пейзажем памятных рассказчику родных мест, под Липино.

Некогда там текла глубокая река, а ныне лишь «…кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта…».

Обратите внимание

С первых строк читатель видит воплощение равнодушия к природе в современном обществе. Большинство людей так увлеклись новым миром технологических новшеств, что совершенно забыли о своем доме – окружающей среде. Что можно сказать про такое общество?

Кульминация рассказа – это образ куклы, брошенной у дороги недалеко от школы. Эту игрушку, раздетую, оскверненную, истыканную сигаретными окурками показывает рассказчику перевозчик Акимыч, с которым они виделись когда-то у реки.

Теперь же он работает сторожем школы и каждый день видит ужасающую картину истерзанного атрибута детства.

Акимыч говорит, что это далеко не единственный случай, что часто он видит подобное, и сердце его обливается кровью не только от того, что кукла так похожа на человека и так обезображена, но и от того, что люди совершенно не обращают внимания на это.

Вот к чему пришло безразличное к злу общество. Символ детства, сломанный, искалеченный, испачканный и выброшенный в канаву доводит до слез и исступления военного человека, но совершенно не волнует простого взрослого, учителя, родителя.

Для Носова этот рассказ – отчаянный призыв одуматься, оглядеться и осознать, какое зло способно породить равнодушие. И тогда мы сможем исправить все, похоронить наши грехи, как похоронил куклу Акимыч: в земле, по-человечески.

Мы можем попытаться, даже если «всего не закопаешь».

P.S. Однако писатель – необходимо это подчеркнуть – совсем не призывает закапывать в землю игрушки. Пластик и резина – это практически не разлагаемые материалы, которые наносят вред почве и окружающей среде в целом. Автор использует куклу лишь как символ, ни в коем случае не указывая на такие действия в реальной жизни.

Источник: https://LiteraGuru.ru/nravstvennyj-smysl-rasskaza-kukla-n-nosov/

План-конспект урока по литературе (7 класс) по теме: урок по рассказу Носова “Кукла”

Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Кукла».

Тема урока.                          Рассказ Евгения Ивановича Носова «Кукла».

Цели урока:

образовательные: 

познакомить учащихся с творчеством писателя, раскрыть идейно – художественные особенности рассказа Е.И. Носова «Кукла»;

выяснить нравственный смысл рассказа Е.Носова «Кукла»;

показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;

развивающие: 

уметь самостоятельно делать выводы об авторской позиции; сравнивать эпизоды, подбирать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения;

воспитательные:

формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;<\p>

Важно

воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла современной жизни; бережное отношение к природе.

Методические приемы: кластер, словарная работа, чтение текста, беседа по вопросам, работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, опорные листы.

Ход урока.

Сегодня мы будем работать не в обычных тетрадях, а на опорных листах. Все необходимые записи вы будете вести на них.

Какой проблемный вопрос звучал на последних уроках литературы?

(мы говорили о достоинствах и недостатках человека, об его отношении к миру.)<\p>

 Поставьте в правом верхнем квадрате оценку, на которую вы готовы сегодня работать.

 Предлагаю вам прослушать песню «Старая кукла» и подумать над вопросом: Что общего между содержанием песни и произведением Носова «Кукла»?

    (И то, и другое о бережном и ответственном отношении к куклам.)<\p>

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «Кукла»?    Для ответа на вопрос, составьте, пожалуйста, кластер.                                                    <\p>

   (человеческий образ)    

Давайте узнаем, как раскрывается значение слова Кукла в словаре Ожегова.

(Зачитает ученик)

По-японски КУКЛА –     НИНГЁ, то есть  «образ человека».

  Итак,  тема нашего урока: Рассказ Евгения Ивановича Носова «Кукла».

 Запишите ее в опорный лист.

Что такое рассказ?   

(рассказ- это небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека).

Герой рассказа кто?     (Акимыч, автор)

Первоначально Носов назвал рассказ «Акимыч», но поменял на «Куклу». Как вы думаете, почему?

(Брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).<\p>

Сегодня на уроке мы продолжим  размышлять о человеке, его достоинствах и недостатках; научимся соизмерять прочитанное с миром собственной души.)

 Эпиграфом к уроку послужат слова Евгения Ивановича Носова:<\p>

«Моей неизменной темой по-прежнему                                                                                                                           остается  жизнь простого деревенского

человека, его нравственные истоки, отношение к земле,

природе и ко всему современному бытию»

  1. Осмысление новой информации.

С чего начинается рассказ?

(с описания природы)

– Почему автор начинает рассказ с описания природы? 

(Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).

Зачитайте фрагмент пейзажной зарисовки и ответьте на вопрос: о чем повествует автор, какие использует краски и художественно-выразительные средства?<\p>

Работать будете в группах. На выполнение задания – 5 минут.

Попросить зачитать отрывки.  

 «В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.

Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку.

А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью.

Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия».

( пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия».

Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе.

Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную картину, «оживляют»пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, показывает через них гармонию в природе.)<\p>

 «Поехал и не узнал реки.

Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин,где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи…

Совет

Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав,прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей… Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину».

<\p>

( вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные,  грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др.

Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер грязный серый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представившейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».)

Что и чему противопоставлено в этих отрывках?

Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.<\p>

Кто виноват в трагическом состоянии природы?

(люди)

Почему люди? Какие они?

(Люди стали жестокими и бессердечными).

О какой еще жестокости повествует Носов в рассказе? (о глумлении над куклой)

                                                                                                     (об издевательстве)

Работа со словарем Ожегова.

  1. Глумиться-издеваться
  2. Святотатство- поругание,оскорбление чего-нибудь заветного, святого
  3. Варварство-грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям
  4. Кощунство –оскорбительное отношение к чему-нибудь        

                  ( из «Словаря русского языка»

                           С.И.Ожегова)

Зачитайте описание куклы.

         В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах.

Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой.

Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось, тоже было истыкано сигаретой.

С кем при описании сравнивает  Носов куклу?

(Носов описывает куклу как человека, подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком («миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы»).

– Какое чувство вызывает этот отрывок? (страх, жалость, возмущение)

– А вам доводилось видеть такую картину в жизни?  Как вы относитесь к этому?  

Кого из героев волнует эта трагедия? (Акимыча)

 Кто такой Акимыч, и что связывает автора с ним?

 («Мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии… Ранило Акимыча бескровно…»).

Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать.

 Акимыч воспринимает глумление над куклой, как серьезную трагедию.

Как это объясняет Акимыч? Зачитайте.

(ведь кукла имеет человеческий облик. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла.  Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)

Из рассказа Акимыча мы узнаем, кто проходит мимо куклы.  Назовите, кто?

А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего… Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают, привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром – в школу, вечером — из школы. А главное – учителя: они ведь тоже мимо проходят.

Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!.,
        Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное.

<\p>

Что может вынести детство из этих картин жизни?

(равнодушие и безразличие)

-Что намерен сделать Акимыч с куклой?

 (похоронить)<\p>

Читает учитель.

Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры.

Обратите внимание

Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так жемолча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы.

Потом поправил кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и опустил в сырую глубину ямы, Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.         И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью:

— Всего не закопать..

.<\p>

– Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение?

– Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать»?

(Зла много, в одиночку с ним не справиться)

Так кто же должен бороться со злом?<\p>

(все люди)

Как называют человека, который не хочет замечать зло?

(равнодушный)

К чему может привести равнодушие?

(к проявлению зла, жестокости и даже к преступлению)

вывод 

В подтверждение ваших слов мне хочется прочитать слова польского писателя Бруно Ясенского:<\p>

«Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Читайте также:  Анализ пьесы «горе от ума» а.с. грибоедова

Я предлагаю вам несколько вариантов тем урока. Выберите ту тему, которая, по вашему мнению, больше подходит для нашего разговора.

 Остановитесь, люди!<\p>

Если ты слеп, если душа твоя глуха…

Да ведь облик-то человеческий…

Чужого горя не бывает.

Желания – половина жизни, безразличие – половина смерти.

Какими мы должны быть?  ( неравнодушными, милосердными).

Я желаю вам добра, внимания и мира.

 Продолжите, пожалуйста, предложения.

Хорошая жизнь – это….

Самое главное в жизни…

Нельзя прожить без…

На уроке я задумался о…

В конце урока я хочу поделиться своими чувствами…

Поставьте себе оценку за урок в нижнем прямоугольнике. У кого совпали оценки?<\p>

Домашнее задание.

1.<\p>

2. Нарисуйте обложку к книге Носова «Кукла».

3. Напишите письмо людям от имени куклы.

Вероника Тушнова<\p>

КУКЛА<\p>

Много нынче в памяти потухло,

а живет безделица, пустяк:

девочкой потерянная кукла

на железных скрещенных путях.

Над платформой пар от паровозов

низко плыл, в равнину уходя…

Теплый дождь шушукался в березах,

но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку,

молча шли, без света и воды,

полные внезапной и жестокой,

горькой человеческой беды.

Девочка кричала и просила

и рвалась из материнских рук,—

показалась ей такой красивой

и желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки,

и толпа, к посадке торопясь,

куклу затоптала у теплушки

в жидкую струящуюся грязь.

Маленькая смерти не поверит,                                                Некуда от странной мысли деться:              

и разлуки не поймет она…                                                             это не игрушка, не пустяк,—                                            <\p>

Так хоть этой крохотной потерей                                            это, может быть, обломок детства

дотянулась до нее война.                                                         на железных скрещенных путях.

                                               Опорный лист.

кластер

кукла

      тема урока

____________________________________________________________

«Моей неизменной темой по-прежнему                                                                                                                           остается  жизнь простого деревенского

человека, его нравственные истоки, отношение к земле,

природе и ко всему современному бытию»

Важно

                                                                                                   Е.И.Носов

Вывод по уроку

Продолжите, пожалуйста, предложения.

  1. Самое главное в жизни….
  2. Нельзя прожить без…
  3. На уроке  я задумался о…
  4. В конце урока я хочу поделиться своими чувствами…
                                                                                                   Пейзажная зарисовка о чем повествует автор какие использует краски, и какие чувства эти краски вызывают художественно-выразительные средства
«В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия». Эпитеты:Олицетворения:Сравнения:
                                                                                                   Пейзажная зарисовка о чем повествует автор какие использует краски, и какие чувства эти краски вызывают художественно-выразительные средства
«Поехал и не узнал реки.Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи… Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей… Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину.  Олицетворения:Метафора:Сравнения:

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/07/08/urok-po-rasskazu-nosova-kukla

Урок – рассуждение.Нравственные проблемы в рассказе Е. И. Носова «Кукла»

Нравственные проблемы  в рассказе Е. И. Носова «Кукла»

        Рассказ Носова «Кукла» заставляет задуматься о нравственной чистоте человека. Старый Акимыч и его собеседник неторопливо бредут по улице. И вдруг внимание Акимыча привлекает сломанная кукла. «В грязном придорожном кювете валялась кукла.

Светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».

      Казалось бы, что особенного в сломанной кукле, которая валяется на улице? Не случайно дети и взрослые равнодушно проходят мимо. Старый Акимыч прошел войну, он видел смерть, и это не пугало его. Почему же так расстраивает его вид изуродованной игрушки?       Как он сам говорит своему собеседнику, кукла — это подобие человека.

Не случайно именно при взгляде на красивых, нарядных кукол у человека часто поднимается настроение, вспоминается все хорошее, что было с ним в детстве. Человек, чистый душой, никогда не сломает игрушку, а тем более такую, которая имеет человеческий облик. Есть что-то трагическое в том, что на дороге валяется кукла без головы или ног. В этом старик Акимыч совершенно прав.

Он может показаться чуточку сентиментальным, но ведь в сущности сентиментальность не может считаться пороком. Гораздо худшими человеческими качествами можно считать цинизм и равнодушие. Равнодушный человек легко пройдет мимо сломанной куклы и даже не обратит на нее внимания. Акимыч вырыл для куклы настоящую могилку.

Он словно хочет скрыть от людских глаз все плохое, что навевает тягостные и горестные размышления. После того как Акимыч закопал куклу, он с грустью говорит: «Всего не закопать.»       Каждое действие имеет определенные последствия. Сначала люди равнодушно проходят мимо изуродованных кукол, потом они становятся абсолютно безразличными к человеческому горю.

Дитя, играющее с куклой, дает ей человеческое имя, делится вкусным угощением и делает товарищем своих игр. Многие в детстве относятся к кукле, как к живому существу.        И такие люди уже никогда не изуродуют красивую игрушку. И уж тем более не бросят изуродованную куклу на улицу на всеобщее обозрение.       Также в рассказе «Кукла» затрагивается тема родной природы.

Совет

У каждого человека есть родные места, которые привлекают его больше всех сказочных красот на свете. Но как равнодушен бывает человек к родной природе! Описывая реку, писатель говорит: «Часто здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта».

Разве не человек повинен в том, что в реке оказывается столько мусора? Таким образом человек постепенно губит родную природу, и остается на земле все меньше и меньше мест, вызывающих радость и восхищение.

      В рассказе Носов с горестью описывает опустошение и медленную гибель красоты, богатства природы.

Реки становятся мельче, зарастают тиной, травой и уже не радуют глаз так, как это было раньше. Не стало рыбы в реке, постепенно исчезает все, что совсем недавно жило и развивалось. Рассказ производит тягостное впечатление. Но вместе с тем он заставляет читателя задуматься. Задуматься о выборе человека, который сам решает, какие дела ему творить—добрые или злые. И кукла, и погибающая природа — все это на совести человека.

Нравственные проблемы в рассказе Е. И. Носова «Кукла» <\p>

Рассказ Носова «Кукла» заставляет задуматься о нравственной чистоте человека. Старый Акимыч и его собеседник неторопливо бредут по улице. И вдруг внимание Акимыча привлекает сломанная кукла. «В грязном придорожном кювете валялась кукла…

Светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».

    Казалось бы, что особенного в сломанной кукле, которая валяется на улице? Не случайно дети и взрослые равнодушно проходят мимо. Старый Акимыч прошел войну, он видел смерть, и это не пугало его. Почему же так расстраивает его вид изуродованной игрушки?     Как он сам говорит своему собеседнику, кукла — это подобие человека.

Не случайно именно при взгляде на красивых, нарядных кукол у человека часто поднимается настроение, вспоминается все хорошее, что было с ним в детстве. Человек, чистый душой, никогда не сломает игрушку, а тем более такую, которая имеет человеческий облик. Есть что-то трагическое в том, что на дороге валяется кукла без головы или ног. В этом старик Акимыч совершенно прав.

Он может показаться чуточку сентиментальным, но ведь в сущности сентиментальность не может считаться пороком. Гораздо худшими человеческими качествами можно считать цинизм и равнодушие. Равнодушный человек легко пройдет мимо сломанной куклы и даже не обратит на нее внимания. Акимыч вырыл для куклы настоящую могилку.

Обратите внимание

Он словно хочет скрыть от людских глаз все плохое, что навевает тягостные и горестные размышления. После того как Акимыч закопал куклу, он с грустью говорит: «Всего не закопать…»    Каждое действие имеет определенные последствия. Сначала люди равнодушно проходят мимо изуродованных кукол, потом они становятся абсолютно безразличными к человеческому горю.

Дитя, играющее с куклой, дает ей человеческое имя, делится вкусным угощением и делает товарищем своих игр. Многие в детстве относятся к кукле, как к живому существу.    И такие люди уже никогда не изуродуют красивую игрушку. И уж тем более не бросят изуродованную куклу на улицу на всеобщее обозрение.    Также в рассказе «Кукла» затрагивается тема родной природы.

Совет

У каждого человека есть родные места, которые привлекают его больше всех сказочных красот на свете. Но как равнодушен бывает человек к родной природе! Описывая реку, писатель говорит: «Часто здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта».

.. Разве не человек повинен в том, что в реке оказывается столько мусора? Таким образом человек постепенно губит родную природу, и остается на земле все меньше и меньше мест, вызывающих радость и восхищение.

    В рассказе Носов с горестью описывает опустошение и медленную гибель красоты, богатства природы.

Реки становятся мельче, зарастают тиной, травой и уже не радуют глаз так, как это было раньше. Не стало рыбы в реке, постепенно исчезает все, что совсем недавно жило и развивалось. Рассказ производит тягостное впечатление. Но вместе с тем он заставляет читателя задуматься. Задуматься о выборе человека, который сам решает, какие дела ему творить—добрые или злые. И кукла, и погибающая природа — все это на совести человека.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok-rassuzhdieniie-nravstviennyie-probliemy-v-rasskazie-ie-i-nosova-kukla

Сочинение Анализ рассказа Кукла Носова

Основным персонажем произведения является фронтовик в прошлом, Акимыч, представленный писателем в образе простого деревенского человека.

Ключевой темой рассказа представляется автором проблема отношения человека к окружающей природе, а также взаимоотношения людей в системе общечеловеческих ценностей.

Сюжетная линия произведения начинается с описания писателем природного пейзажа некогда богатых речных мест, которые в связи с негативным влиянием человека на природу, обмелели, захламляясь результатами людской неаккуратности, беспечности, безалаберности, и потеряли былую красоту.

Главный герой рассказа, будучи неравнодушным человеком, с грустью и сожалением наблюдает за гибелью природных даров, воспринимая происходящее в качестве личной трагедии, понимая пагубную и вредную деятельность отдельных представителей человечества на окружающую среду, не думающих о негативных последствиях своих деяний.

В один из дней Акимыч, работая школьным сторожем, находит в грязи придорожной канавы куклу, вид которой заставляет героя ужаснуться, поскольку над игрушкой цинично и с особой жестокостью издевались какие-то отморозки, раздев куклу, выдавив глаза, оторвав ноги, вырвав часть волос, истыкав тело сигаретными окурками.

Читайте также:  Сочинение 15.3 что такое нравственный выбор? (по тексту дроганова)

Ветеран Акимыч, прошедший на собственном опыте лишения и трудности военного времени, переживший многочисленные людские смерти, воспринимает свою находку в качестве живого существа, родного и близкого, поэтому решает осуществить захоронение детской игрушки так, как это принято у людей, по-человечески, закопав куклу в землю. 

Повествуя о событиях рассказа, писатель раскрывает неравнодушное отношение обычного сельского человека не только к окружающей природе, но и к небольшому символу его детства, имеющего человеческий вид, сломанного, искалеченного, оскверненного по прихоти жестокого человека, остро акцентируя внимание читателей к грубости, бессердечности, отсутствия милосердия и сострадания в современном обществе, необходимости чувствовать необратимость последствий, которые являются результатами человеческих негативных поступков.

Анализ произведения Кукла

Николай Носов как настоящий литератор очень любил изучать и описывать жизнь самых обычных деревенских людей, их бытовые нужны и жизненные проблемы. Писателю удавалось раскрывать каждого человека персонально со всеми, присущими только ему, мелочами. И вырисовывать все как положительные, так и отрицательные черты отдельно взятой личности.

В рассказе “Кукла” перед нами показан образ обычного трудящегося Акимыча. Шёл он как-то вдоль дороги и заметил поломанную куклу лежащую в пыли.

Автор произведения представляет куклу не просто игрушкой, которую в любой момент можно сменить, выбросить или забыть, а как своего рода человеческий прообраз. Таким олицетворением Носов даёт повод, чтобы мы могли серьёзно подумать о чем-то чистом.

Важно

Кукла была не только сломана, она была изувечена ожогами от сигарет, глаза были выдавленные, одежда порвана, а волосы обгоревшие.

Акимыч, когда заметил эту куклу он тут же её поднял. Скорее всего он чувствовал в этот момент сильную душевную боль, как за своего родного человека. Сразу у героя возникает желание захоронить куклу, как это положено у людей. Отношение его к кукле было слишком серьёзным, он воспринимал её как убитое, бывшее когда-то живым существо.

Акимыч в произведении предстает перед нами как человек остро реагирующий на чужую боль. Ему довелось пройти войну, он видел много крови, смертей и слез. Каждый день на войне перед глазами были люди преодолевающие мучения и разного рода издевательства.

И сейчас в мирное время ему становится не понятно, как можно так издеваться над вещью, которая кому-то была дорога и приносила детям радость. Сентиментальное отношение героя в сочетании с проявляющейся жалостью заставляет читателя задуматься о своем отношении ко всему, что нас окружает.

Герой направляет нас на путь милосердия, сострадания и взаимной помощи не только по отношению к вещам, но и человеку, животному и природе.

Проблематика гибели природы также выделена в данном рассказе. Из-за недостойного обращения человека к природе она страдает и погибает. Реки мельчают, деревья вырубаются, животные истребляются. Все зло показано тут не только по отношению к людям и обычным предметам, но и к родным природным местам.

После прочтения рассказа приходит страшное осознание того, в каком жестоком мире и в какое безнравственное время нам приходится жить.

Волей неволей начинаешь задумываться о своем отношении и поведении ко всему.

← Характеристика и образ Акимыча из рассказа Кукла
← Анализ рассказа Огурцы↑ НосовАнализ рассказа Живая шляпа →

  • Сочинение Маменька в повести Толстого Детство (образ мамы)
    Повесть Детство стала самым первым произведением Льва Толстого, которое принесло ему славу. Он совершил, своего рода, переворот в литературе, углубившись в изучение тайн человеческой души.<\p>
  • Анализ сказки Маршака Кошкин дом
    Произведение является сказочной пьесой, изложенной в стихотворной форме, и предназначено для детской читательской аудитории.
  • Сочинение на тему Любовь к чтению
    Уже и не вспомню, когда появилась во мне страсть к чтению. С раннего детства книги окружали меня. Самые первые были ярко раскрашенные, с крупными буквами. Сказки мне читали мама и бабушка
  • Анализ произведения Стенька Разин Шукшина
    На самом деле не многие могут говорить о себе «я талантливый» или искренне сказать «люди меня любят». Такое считается не скромным и не совсем приличным. Поэтому люди стремятся поддерживать внешнее приличие и хотя бы казаться достойными людьми.
  • Сочинение на тему Что значит быть гражданином своей страны России
    Каждый из нас живёт на территории какого-то государства, какой-то страны. И так уж сложилось, что каждый из нас обязан земле, где он родился и государству, в котором он появился на свет.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/nosov/analiz-kukla

Цели урока:<\p>

выяснить нравственный смысл рассказа Е.Носова «Кукла»;

показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;

формировать понимание поступков, мотивов поведения людей.

Ход урока

Урок наш необычный: на уроке обществознания мы будем говорить о рассказе «Кукла», автор которого Евгений Носов, талантливейший писатель 60-х годов.

С этим произведением вы уже познакомились на уроке литературы.<\p>

Чем же привлекает к себе творчество писателя? «Прежде всего: умение рассказать об увиденном, услышанном, пережитом.

И не просто рассказать, а показать зримо, выпукло, живописно».

Совет

Вы уже не первый раз перечитываете этот рассказ, и всегда он заставляет задуматься наc о нашей жизни, что с нами происходит?

– люди перестали по-настоящему любить землю;

– перестали быть умными, заботливыми хозяевами на ней;

– плохо помним историю, какого рода-племени, и как, следствие, духовно вырождается человек.

– Давайте и мы с вами подумаем вместе, в чем сила рассказа. В чем его суть?

Ответить на этот вопрос значит, попытаться ответить на многие вопросы, волнующие нас: что надо сделать, чтобы люди были добры друг к другу, чтобы наша жизнь стала радостнее. Ведь каждый сам делает свой выбор.

– А теперь давайте попробуем найти ответы на эти вопросы в рассказе «Кукла».

Свой рассказ автор начинает с описания природы, реки. Найдите и зачитайте эти отрывки.<\p>

(зачитать отрывок в учебнике Литература, авт. Коровина 7 класс, с. 273-274).

«Теперь уже редко бываю в тех местах: занесло, затянуло, заилило, забило песком последние сеймские омута…»

«В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратнокруговое течение.

Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси.

Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом».

– Какой же была река? Какими эпитетами, красками описывает ее автор?

– Но прошло несколько лет…

Что произошло? Какой он увидел реку? (зачитать отрывок из текста с. 274).

«… Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубных тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи…

Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимым дождями с полей…

…там, где когда-то крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый метляк, похожий на большую околевшую рыбину…

Глядя на зараставшую реку, едва сочившуюся присмиревшей водицей, Акимыч горестно отмахнулся:

– И даже удочек не разматывай! Не трави душу…»

– О чем думаем мы, читая эти строки, сравнивая прежнее и нынешнее реки?

К чему это может привести? (зачитать отрывок из текста).

«Вскоре не стало на Сейме и самого Акимыча, избыл его старый речной перевоз…»

– А кто такой Акимыч? ( зачитать отрывок из текста с. 275).

«…мы с Акимычем воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он – в Углич.

Ранило Акимыча бескровно, но тяжело: дальнобойным фугасом завалило в окопе и контузило так, что и теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращено глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой. Так длилось несколько минут, после чего он глубоко, шумно вздыхал, поднимая при этом острые, худые плечи, и холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо».

– Как передается душевное состояние Акимыча?

«Акимыч, бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. …его вывело что-то из себя и, как всегда в таких случаях, намертво заклинило.»

«…Все еще не приходя в себя, Акимыч кивнул головой в сторону школы…

в пригороде было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархотные шмели. А воздух уже остер и крепок, и дали ясны и открыты до беспредельности… эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия…

В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах.

Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой.

Кто-то сорвал с нее платье, а голенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой.

…не сразу ответил Акимыч, все еще сокрушенно глядя на куклу, над которой кто-то так цинично и жестоко глумился. – Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются…»

– Какие черты характера Акимыча оказались главными? (доброта, отзывчивый человек, неравнодушный).

«С куклой это не первый случай… то и дело вижу: то там, то тут – под забором ли, в мусорной куче – выброшенные куклы валяются. Которые целиком прямо, в платье, с бантом в волосах, а бывает, – без головы или обеих ног…

Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется… Колотит меня всего. А люди идут мимо – каждый по своим делам, и ничего… проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках – бровью не поведут. Детишки бегают – привыкают к такому святотайству.

Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх…»

– Этот рассказ сначала был назван «Акимыч», а потом «Кукла». Почему автор решил изменить название рассказа? (брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).

Работа в группах.<\p>

Задание:

У вас на партах листы, где перечислены пороки человеческой личности. Выберите самый страшный порок, на ваш взгляд, который вызывает проявление и всех других.<\p>

жестокость безответственность
злость зависть
легкомыслие трусость
равнодушие жадность
предательство лицемерие

( после работы – записать все выбранные слова на доске).

А теперь посмотрите еще раз на перечисленные качества – какое самое страшное? (равнодушие).

К чему может привести равнодушие? (проявление зла, жестокости, и, в конце, к преступлению).

онец рассказа печальный – это не прихоть автора, а развитие самой жизни, где жестокость сочетается с лаской, черствость – с щедростью души.

– Какие страшные слова произносит Акимыч: «Многие притерпелись друг к другу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются».

– Против каких явлений жизни, по мнению автора, нужно протестовать?<\p>

(Равнодушия, зла, жестокости. Протест писателя против равнодушия и безразличного отношения ко всему, что окружает).

– Итак, мы поговорили только об одном рассказе Е.Носова. Пусть мудрость этого рассказа станет и вашей мудростью, поможет вам стать лучше, сделать правильно свой выбор.

– Почему этот рассказ мы анализируем на уроке обществознания?

– Мы изучали причины преступлений, черты характера людей, которые вступают на преступный путь. Давайте с этой точки зрения проанализируем поступки героев рассказа.

– Какое преступление произошло? (Описано преступление против личности, нанесение телесных повреждений, так как кукла олицетворяет человека, она его маленькое неживое подобие, циничное надругательство).

– А кто мог совершать это деяние? (Человек, который бродил без дела, или компания без конкретных занятий).

– Что их объединяет? (Нежелание учиться, страсть к в/фильмам, которые побуждают к агрессивным действиям, дракам, насилию).

– Естественно то, что произошло с куклой? (В какой-то мере да, потому что сейчас много фильмов, где показывают насилие, убийства. Многие подростки пытаются подражать, собираются в группы для проведения свободного времени).

– В тексте мы читаем: «Кукла валялась под школьным забором…» Наверное, были очевидцы этих действий. Какую ответственность несут те, кто видел, что происходило, и не остановил? (Это бездействие. Уголовным Кодексом предусмотрено наказание – лишение свободы. Но самое главное – это очень жестокие люди).

– Почему люди остались безучастными к преступлению? (Такое время, стало очень много равнодушных людей, главное – свои заботы, не хотят видеть боль других, равнодушные, ссылаются на сложную жизнь).

– Почему такое преступление стало возможным? (Проходившие мимо люди побоялись остановить группу ребят, потому что ребята могли поступить с ними также, позволяли творить зло).

– Кукла валялась под забором школы истерзанная, одинокая, никому не нужная, хотя еще недавно кто-то с ней играл. Почему никто не убрал ее?

(Люди редко задумываются над своими поступками. Все, кто проходил мимо, оказались неспособными увидеть чужую боль, пусть неживого существа. Раз прошли мимо, то эти люди сами могут поиздеваться над животными, сломать дерево, испортить парту в школе, обидеть младших).

– Почему такое стало возможным? (Из-за безнаказанности. У людей, которые совершили преступление и не получили наказание, развивается чувство безнаказанности. У тех, кто проходил, своя формула жизни: «Моя хата с краю». Это очень равнодушные люди к чужому горю.)

– Давайте поразмышляем. Сегодня истерзана кукла, и все прошло безнаказанно, а завтра… (Не помогут больному, старому, пройдут мимо человека, которому стало плохо на улице).

Задание:<\p>

Обратите внимание

1 минуту подумайте, может, кто-то из вас был в такой ситуации? И, если возникнет желание, можете рассказать нам.

– Акимыч несет куклу закапывать. Почему он это делает? (с.278)

«Он сутуло, сгорблено перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив её продолговатые контуры.

Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же молча и отрешено сходил к стожку на выгоне, принес охапку сена и выстлал им днище ямы.

Потом поправил на кукле трусишки, сложил её руки вдоль туловища и так опустил в сырую глубину ямы. Сверху прикрыл остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.

И вдруг он шумно вздохнул,.. и проговорил с болью:

– Всего не закопать…»

– Не хочет, чтобы люди видели зло, которое совершили другие. Но он сам говорит: «Всего не закопать …» Как вы понимаете слова Акимыча?

– Мы должны быть готовы отвечать за свои поступки, зло не уходит совсем, надо противостоять злу, уметь сострадать, чувствовать чужую боль.

– А может, зло не стоит закапывать, а, наоборот, вытащить его на свет, осудить его. Нечто закопанное может опять прорасти и дать свои всходы, а если мы будем осуждать его, учиться противостоять ему, сострадать чужому горю, то оно не будет множиться.

– И наш урок я хочу закончить словами польского писателя Бруно Ясенского: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Источник: https://laboratoriya-znaniy.ru/index.php/obshchestvoznanie1/2877-urok-obshchestvoznaniya-v-7-klasse-nravstvennyj-smysl-rasskaza-e-nosova-kukla-integratsiya-s-literaturoj

Урок-размышление по рассказу Е.Носова “Кукла”

ОТКРЫТЫЙ УРОК <\p>

В 7 КЛАССЕ

Тема: Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла».

Цель: обучить учащихся целостному анализу эпического произведения.

Задачи :

Образовательные:

– раскрыть идейно-художественные особенности рассказа;

– показать, какие проблемы поднимает Е.И.Носов в рассказе;

– научить устанавливать связь событий исторически-военного времени с

событиями, описываемыми в рассказе.<\p>

Развивающие: <\p>

– развивать умение самостоятельно делать выводы, подбирать для<\p>

аргументации материал;

– совершенствовать навык выразительного чтения.

Воспитательные:

– воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма,

равнодушия;

– формировать понимание поступков, мотивов поведения людей.<\p>

Оборудование: мультимедиапроектор, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Словарь лексических трудностей художественной литературы» под редакцией В.И.Макарова, Н.П.Матвеевой, презентации, иллюстрации.<\p>

Он освещает проблемы,<\p>

существенно важные для

Родины, волнующие народ…

И. Баскевич

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Целеполагание.

Сегодня у нас очень важный урок. Нам необходимо повнимательнее присмотреться к тому, что находится рядом с нами с самого детства. Мир, в котором мы живём, огромен. Мы сталкиваемся с добром и злом, хамством и цинизмом, предательством, любовью и ненавистью.

Как не потеряться в этом мире? Как остаться нравственно чистым душой человеком?

Я предлагаю вам посмотреть презентацию, прослушать музыкальное сопровождение и определить тему и задачи нашего урока.

Презентация.

Какова тема урока?

– На какие важные вопросы мы должны ответить? («… как жить и что делать», обсудить нравственные проблемы, поднятые Е.И.Носовым в рассказе «Кукла», постараться понять поступки людей и мотивы их поведения).

3. Чтение стихотворения Вероники Тушновой «Кукла» (1943г).<\p>

Много нынче в памяти потухло,

а живет безделица, пустяк:

девочкой потерянная кукла

на железных скрещенных путях.

Над платформой пар от паровозов

низко плыл, в равнину уходя…

Теплый дождь шушукался в березах,

но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку,

молча шли, без света и воды,

полные внезапной и жестокой,

горькой человеческой беды.

Девочка кричала и просила

и рвалась из материнских рук,—

показалась ей такой красивой

и желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки,

и толпа, к посадке торопясь,

куклу затоптала у теплушки

в жидкую струящуюся грязь.

Маленькая смерти не поверит,

и разлуки не поймет она…

Так хоть этой крохотной потерей

дотянулась до нее война.

Некуда от странной мысли деться:

это не игрушка, не пустяк,—

это, может быть, обломок детства

на железных скрещенных путях.

– О чём заставило задуматься услышанное вами стихотворение?

– Есть ли что-то общее между рассказом Е.Носова и стихотворением?

– Какова цель, что хотели донести авторы до читателей?

4. Групповая исследовательская работа.

1 группа выясняет значение слов, смысл которых не совсем понятен (работает со «Словарем лексических трудностей художественной литературы».

2 группа анализирует отрывок со слов « В природе было<\p>

ещё солнечно…» до конца второго абзаца.

3 группа анализирует отрывок со слов «Поехал и не узнал реки… заканчивая словами «… большую околевшую рыбину…».

5. Лексическая работа.

Кукла… Какой смысл несёт в себе это слово? Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова.

Кукла,ы. род.мн.ч. кукол, ж. Детская игрушка в виде фигурки человека, а также фигура человека или животного в специальных театральных представлениях.

– Скажите, а кукла это одушевлённое существительное или нет?

Итак, вы обратили внимание на фразу «детская игрушка в виде фигурки человека»? Значит сегодня мы будем говорить не просто о кукле – игрушке, а о кукле-фигуре человека.

– Что вы ещё можете сказать о кукле? ( Нет души, красота только внешняя. А человек – разумное существо, он может быть добрым и злым, совершать различные поступки и т.п.

Важно

Я, думаю, не ошибусь, если скажу, что мы все считаем кукол детскими игрушками. Но даже в древние времена к кукле относились по-иному. Существовало поверье, что если у куклы есть лицо, то она схожа с человеком, а это означает, что есть и душа. Их использовали в различных языческих обрядах, они были оберегами. Вы, наверное, помните сказку про Василису и её куколку?

– Душа… Что это? Это внутренний, психический мир человека, его сознание.

– Приведите примеры выражений со словом душа. ( В доме ни души; живой души нет; душа болит,радуется; в чём только душа держится; жить душа в душу; вложить душу; души не чаять и т.п.)

Человек рождается безгрешным. Однако став взрослым, он научится зависти, жестокости. Как сохранить эту чистую душу? Как не превратиться в циничного человека? И, наконец, как остаться просто человеком? Эти вопросы должны волновать каждого из нас.

Люди противопоставлены куклам по нравственным ценностям: уважение, сострадание, милосердие – бессердечию, душевной глухоте, чёрствости.

Крик о помощи, сердечная боль, возмущение равнодушием людей, губящих все, что их окружает, — таков лейтмотив рассказа, который предстоит нам обсудить.<\p>

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА <\p>

6. Слово предоставляется группам исследователей.

<\p>

– Почему автор начинает свой рассказ с пейзажных зарисовок? (Потому что он любит родную землю и в пейзажных зарисовках подчёркивает величие природы).

– А что можно сказать о современных людях? Как они относятся к окружающему их миру? ( Описывая места, где оставил «следы» своего пребывания человек, автор показывает бездушное отношение человека к природе, привлекает внимание к экологической проблеме нашего времени).

– Только ли к природе равнодушен человек в рассказе Е.Носова? (Нет. Кто-то сжёг шалаш Акимыча. Рассказчик, когда приехал и не обнаружил своего давнишнего приятеля, даже испугался, жив ли Акимыч).

– Вы обратили внимание, что на фоне сменяющейся природы рассказчик знакомит нас с Акимычем? Кто он для рассказчика? Только приятель? (Нет. Зачитать со слов «На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз…).

Однако встретившись с Акимычем, рассказчик был поражён увиденным. «Акимыч,бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. Видно, его что-то вывело из себя…»).

-Что же вывело из себя Акимыча? ( Чтение эпизода со слов «…Вот гляди…).

– Как вы думаете, кто и зачем так поступил с куклой? (Жестокие, равнодушные, циничные люди).

– Можно ли сказать, что такие случаи единичны? Докажите.

– Как воспринимает Акимыч глумление над куклой? ( Как серьёзную трагедию, потому что кукла имеет человеческий облик).

« Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмётся… Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины… Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик –то человеческий».

– Что ещё глубоко ранит душу Акимыча? (« А люди идут мимо…).<\p>

Давайте перечислим этих людей:

  1. парочки, которые мечтают о детках;

  2. матери, которые везут малышей а колясках;

  3. детишки, которые привыкают к святотатству;

  4. ученики.

А главное – учителя: «Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха…»

– Почему же эти люди остались безучастными к случившемуся? (Потому что они оказались равнодушными. Сначала равнодушно проходят мимо изуродованной куклы, а потом мы сталкиваемся с людьми, которые становятся абсолютно безразличными к человеческому горю. «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются»).

– А вы знаете, что такое равнодушие?

– Как характеризуют душевное состояние Акимыча эпитеты «сутуло, согбенно»?<\p>

– Зачем Акимыч хоронит куклу? Возможно, это выглядит как-то странно. ( Зачитать со слов «Он сутуло, согбенно перешагнул кювет…).

Похороны куклы имеют символическое значение: он хоронит не только подобие человека, Акимыч пытается похоронить зло, сотворённое руками человека.

– Какую гуманистическую идею утверждает в своём рассказе Е.И.Носов?

Кукла – это не просто игрушка. Она хранит память об ушедших поколениях, о близких и родных, о том времени, в котором находилась с нами. Она учит ценить то, что годами окружает нас.

Совет

Эксперимент над куклами – то же самое, что и над людьми, потому что большое зло всегда начинается с малого. И ещё.

Куклу создана неживой, но в руках детей она «оживает», ребёнок таким образом через игру постигает науку, носящую название ЖИЗНЬ.

7.Выставка рисунков, выполненных учащимися. (Комментирует учитель изобразительного искусства).

Перед нами выставка работ, выполненных учениками вашего класса. Давайте рассмотрим, что на них изображено, какими приемами и изобразительными средствами.<\p>

Цель этой выставки – выразить и показать свое отношение к прочитанному произведению Е.Носова «Кукла» не только с помощью литературного языка, но и посредством изобразительного искусства- рисунка.

Первые три работы выполнены в жанре пейзажа. На них ученики изобразили природу, какой она была раньше, – первозданная, девственная, не тронутая рукой человека: чистые реки, неотравленный воздух, зеленые и густые леса. Постепенно природа меняется под воздействием пагубного вмешательства человека.

Мы видим изменения: вырубленные леса, грязная вода в реках, мусор и кострища в лесах. Все это усугубляется и подчеркивается темными цветами красок, мрачным колоритом рисунков. Очень удачно показан диалог двух персонажей произведения: Акимыч задумчиво сидит у костра, а рассказчик стоит рядом и внимательно слушает. Вечереет. Цветовое решение соответствует эмоциональному .

<\p>

На следующих рисунках показана кукла. Здесь одна из учениц использовала технику и стиль реализма. Изобразила игрушку такой, какой она описана автором произведения, при этом подчеркивая драматизм ситуации темным, мрачным цветом.

Обратите внимание

Другая ученица выполнила работу в стиле аниме, ее кукла смотрится современной, и это подчеркивает актуальность проблемы и на сегодняшний день. Работа графическая, что еще больше усиливает эффект увиденного.

Ещё на одном рисунке Акимыч собирается похоронить изуродованную куклу. Тем самым как бы зарыть в землю все человеческие пороки. Работа построена композиционно правильно, удачно подобрано цветовое решение. Фигуры людей пропорциональны и органичны в движении. Ребята отлично справились с заданием.

8. Рассказ заканчивается такими словами: «Всего не закопать…». Как вы понимаете их?

– Сначала рассказ назывался «Акимыч», а позднее «Кукла». Почему автор изменил название?<\p>

– В каких литературных произведениях встречалась кукла?<\p>

10. Сравнение рассказа Е.И.Носова «Кукла» и стихотворения К.Случевского «Кукла».

Кукла

Куклу бросил ребёнок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала…

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,<\p>

Руки раскинула, ясные очи закрыла…

На человека ты, кукла, вполне походила!

– Какой мы можем сделать вывод?

В обоих произведениях говорится о брошенной кукле. Правда в стихотворении куклу бросил ребенок. Его действия можно были неосознанными. А в рассказе Е.И.Носова над куклой надругались взрослые или подростки. Значит это сделано осознанно и достойно осуждения.

11. Рефлексия.

Итак, ребята, давайте сделаем выводы: какой урок преподаёт Е.И.Носов своим рассказом «Кукла»?

Закончите предложения:

Рассказ заставил меня задуматься…

Смысл жизни…

Я люблю природу…

Окружающий меня мир – это не только…

12. Синквейн.

13. Реклама книг Е.И.Носова (Презентация, подготовленная учеником).

15. Заключительное слово учителя.

Скоро прозвенит звонок, и вы уйдёте. Хочется верить, что то, о чём мы говорили сегодня, затронуло струны вашей души, и вы всегда будете помнить о нравственности. А в чём смысл жизни, я хотела бы сказать словами Сергея Острового:

Смысл жизни

В жизни по – разному можно жить:

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённого солнца достать

И подарить людям.

Звучит песня «Папа подари мне куклу» (исп. Сахно Анастасия).<\p>

14. Домашнее задание:1) написать отзыв на рассказ Е.И.Носова «Кукла»; 2) письмо-обращение от имени куклы.

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-razmyshlieniie-po-rasskazu-ie-nosova-kukla.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]