Примерные темы к направлению 3: «Цели и средства»
Примерные темы к направлению 1: «ВЕРНОСТЬ И ИЗМЕНА»: Тема сочинения, сформулированная как проблемный вопрос: Что значит быть верным? Как вы понимаете слово «верность»? Важно ли быть верным слову? Что толкает человека на измену? К чему приводят измены? Чем опасна измена? Можно ли простить предательство? Чем опасна измена? Можно ли простить предательство? Какими качествами должен обладать настоящий друг? Как влияет предательство на отношения? Какое предательство самое страшное? Можно ли иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Может ли быть неверным благородное сердце? Можно ли быть героем, сражаясь против Родины? Можно ли назвать собаку самым верным другом? Нужно ли быть верным самому себе? Как Вы думаете, почему предатели предают прежде всего самих себя? Может ли верность принести человеку разочарование? Темы сочинений на сопоставление: Как, по- вашему, связаны понятия верность и любовь? В чем причины измен и предательств? Когда возникает выбор между верностью и предательством? Почему измена друга гораздо болезненнее, чем измена любимой? Темы с использованием цитаты: Согласны ли вы с утверждением: «Изменник и трус – одного поля ягода» Как вы понимаете высказывание Плутарха: «Предатели предают прежде всего себя самих»? «Разве от себя убежать возможно, родину бросив?» Гораций Согласны ли вы с утверждением : «Доверие — признак мужества, а верность — свидетельство силы»?. Согласны ли вы с утверждением «Кто в верности не клялся никогда, тот никогда её и не нарушит»? (Август Платен) Подтвердите или опровергните слова Ф. Шиллера: «Верная любовь помогает переносить все тяготы»? Как вы понимаете слова: «Чтобы сохранить любовь, надо не изменять, но изменяться»? (К. Мелихан) Согласны ли вы с утверждением Н. Чернышевского: «Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души»? Согласны ли вы с изречением Лопе де Вега «Измена другу — преступленье без оправданья, без прощенья»? Можно ли утверждать, что верность друга – «самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку»? (Э. Тельман) Как Вы понимаете высказывание В. Гюго: «Наполовину друг — предатель вполовину»? Как Вы понимаете смысл высказывания: «Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце». Справедливо ли утверждение Л. Сухорукова: «Кто верен только себе, неверен всегда с другими»? Согласны ли Вы с высказыванием: «Кто никогда не меняет взглядов, больше любит себя, чем истину»? (Жозеф Жубер) Как Вы понимаете высказывание : «Быть подлинным значит быть верным самому себе»? (Ошо) Согласны ли Вы с высказыванием А.П. Чехова: «Верность – это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки»? Согласны ли Вы с народной мудростью: «Верный друг лучше сотни слуг»? Справедливо ли утверждение: «Кто испытал привязанность к верной и умной собаке, тому нет нужды объяснять, какой горячей благодарностью платит она за это»?
Примерные темы к направлению 2: «Равнодушие и отзывчивость».
Темы, сформулированные как проблемный вопрос
Какого человека можно назвать «отзывчивым»? Какого человека можно назвать «равнодушным»?
Чем опасно равнодушие? Может ли отзывчивость принести разочарование? Что значит быть отзывчивым? Может ли равнодушие ранить человека? Нужно ли учиться сочувствию?
Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным? Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен? Всегда ли нужно быть отзывчивым? К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе? Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья? Можно ли научиться отзывчивости? Когда отзывчивость может навредить?
Может ли внимательность к людям спасти жизнь? Как привить чувство сострадания детям?
Как можно объяснить нежелание человека тратить душевные силы на чужую жизнь? Что значит “быть бескорыстным” человеком? Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма? Важно ли уметь прощать?
Нужно ли бороться с несправедливостью? Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека? Что может привести к равнодушию? Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания? Нужно ли сочувствовать людям, которые тебе не нравятся? Чем опасно равнодушие к своей стране? Можно ли ожидать сочувствия, если ты сам его не проявляешь? Можно ли утверждать, что подросткам сочувствие свойственно в меньшей степени, чем зрелым людям? Почему, по вашему мнению, поступки говорят громче слов? Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, являются высшим проявлением человечности? Может ли чрезмерное сочувствие стать преградой? Существуют ли люди, недостойные сочувствия?
Темы на сопоставлениеКак соотносятся понятия доброта и отзывчивость? Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»? Согласны ли Вы с утверждением, что друг познается не только в беде, но и в радости? Сочувствие и доброта – это синонимы? Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине? Что важнее: сочувствие или реальная помощь?
Темы с использованием цитаты
Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»? Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»? Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни – сочувствие»?
Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Подтвердите или опровергните высказывание Ван Гога: «Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее.» Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?
Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм — это первопричина рака Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?
Примерные темы к направлению 3: «Цели и средства»
Темы, сформулированные как проблемный вопрос:
Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?
Оправдывает ли цель средства?
Почему важно иметь цель в жизни?
Для чего нужна цель?
Достижение какой цели приносит удовлетворение?
Можно ли добиться цели, если преграды кажутся непреодолимыми?
Какими качествами должен обладать человек, чтобы достигать великие цели?
Что значит «великая цель»?
Кто или что помогает человеку добиться цели в жизни?
Может ли человек жить без цели?
Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?
Можно ли добиться цели, если все против тебя?
К чему приводит отсутствие цели в жизни?
Чем мечта отличается от цели?
Чем опасно бесцельное существование?
Как достигнуть цели?
Можно ли судить о человеке по его цели?
Можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем?
Как общество влияет на формирование целей?
Существуют ли недостижимые цели?
Может ли благая цель служить прикрытием низменных планов?
В каких жизненных ситуациях достижение цели не приносит счастья?
На что способен ли человек, потерявший цель в жизни?
Всегда ли достижение цели делает человека счастливым?
Какова цель существования человека?
Нужно ли ставить перед собой «недостижимые» цели?
Как Вы понимаете словосочетание «идти по головам»?
Темы на сопоставление:
Какая разница между истинной и ложной целью?
Чем отличается «сиюминутное желание» от «цели»?
Как связаны моральные качества человека связаны со средствами, которые он выбирает для достижения своих целей?
Темы с использованием цитаты:
Как вы понимаете поговорку: «Овчинка выделки не стоит»?
Как Вы понимаете высказывание: «Когда цель достигнута, о пути забывают»?
Подтвердите или опровергните высказывание А. Энштейна: «Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам».
Справедливо ли высказывания Конфуция: «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий»?
Как Вы понимаете высказывание О.де Бальзака: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти»?
Согласны ли Вы с утверждением: «Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться»?
Как Вы понимаете высказывание: «Когда цель достигнута о пути забывают»?
Подтвердите или опровергните высказывание А. Энштейна: «Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам»?
Как Вы понимаете высказывание Э.А. По «Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти»?
Как Вы понимаете высказывание М.Ганди: «Найди цель, ресурсы найдутся».
Согласны ли Вы с утверждением: «Тот шагает быстрей, кто шагает один»?
Согласны ли Вы с утверждением А. Энштейна: «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения»?
Как Вы понимаете слова Дж. Оруэлла: «Я понимаю как; не понимаю зачем»?
Согласны ли Вы с утверждением А. Рэнд: «Потерян навсегда лишь тот, в ком угасли стремления»?
Как Вы понимаете утверждение Л. да Винчи: «Не оборачивается тот, кто устремлён к звёздам»?
Источник: https://studopedia.net/6_69052_primernie-temi-k-napravleniyu–tseli-i-sredstva.html
Как чрезмерная доброта может нанести вред не только себе, но и окружающим
Если вы стараетесь быть «слишком хорошим» для других, это приведет к негативным последствиям. Доброта — признак добродетели, но между врожденной «благостью сердца» и стремлением всем угодить есть большая разница.
Можно совершать хорошие поступки из-за того, что доброта является неотъемлемой чертой вашего характера. И вам все равно, оценит ли кто-нибудь ваш добрый поступок, или он пройдет незамеченным.
Но бывает так, что настоящая причина доброты кроется в нездоровом стремлении получить признание или просто соответствовать ожиданиям окружающих.
В этом случае отсутствие позитивного внимания вызывает обиды. Стараясь облегчить кому-то жизнь, вы вдруг с горечью понимаете, что взамен не получаете ничего. Дело в том, что человек, которого вы «осчастливили», может воспринимать ваше благое дело как форму эгоизма. Исследования показали, что излишняя щедрость, например, воспринимается людьми как желание «выделиться из толпы».
Манипулирование с целью добиться собственной корыстной цели может вызывать возмущение, ненависть или даже восхищение: в общем, все, кроме равнодушия. Гораздо хуже, когда чрезмерная доброта воспринимается как признак слабости. Что вы получаете в этом случае?
1. Иллюзия социальной гармонии
Постоянное избегание конфликтов не указывает на гармонию. Иногда это наносит вред общему делу. Конфликт – это поиск решения проблемы, и если вы не в состоянии встать и сказать: «Я не буду этого делать, так как это неправильно», то навредите и себе, и другим. Не бойтесь высказывать свое мнение. Честный, здоровый конфликт помогает найти конструктивный выход из ситуации.
2. Подрыв авторитета
Человек, который не может отказать, часто получает пренебрежительное отношение со стороны окружающих. Если на него можно «свалить» все свои проблемы, значит, он «мягкотелый тюфяк», которым можно манипулировать.
Следите за тем, чтобы вашей добротой не пользовались все, кому не лень. Пресекайте попытки игнорирования ваших собственных ценностей и потребностей.
Иногда лучше всего на собственном примере показать, как не превратиться в жертву.
3. Доход меньше того, который вы заслуживаете
Исследование, проведенное в Университете Нотр-Дам, показало, что «приятные и добродушные» люди имеют, в среднем, на 18% меньше денег, чем их не слишком «хорошие» сверстники. Мягкосердечный человек часто не знает, как правильно постоять за себя, и соглашается на худшие условия.
4. Высокий уровень стресса
Люди, которые не могут сказать «нет», растрачивают свое время и энергию, пытаясь удовлетворить чужие желания. В результате у них не остается сил, чтобы сделать что-то для себя. Это вызывает чувство неудовлетворенности. Нельзя забывать о том, что приносит счастье лично вам.
Доброта должна исходить от силы, а не от слабости. Вы предпочли сказать «да», но прекрасно знаете, что могли и отказать. Это согласие от силы. Точно так же вы можете сказать «нет», если считаете, что в данных обстоятельствах лучшим выбором будет отказ. Будьте добрыми, когда сами этого хотите, а не для того, чтобы хорошо выглядеть в глазах других.
Источник: https://flytothesky.ru/kak-chrezmernaya-dobrota-mozhet-nanesti-vred-ne-tolko-sebe-no-i-okruzhayushhim/
Проблема равнодушия и отзывчивости. Аргументы к сочинению
мы видим двух героев – Егора Полушкина и Фёдора Бурьянова. Показательно их отношение к природе родного края. Поставленный егерем, Бурьянов незаконно рубит лес себе на дом, безжалостно обдирает липу на лыко, за деньги водит людей на рыбалку и охоту в заповедный лес и на озеро. Он равнодушен абсолютно ко всему, кроме собственной выгоды.
Но, как пишет Васильев, при этом герой – самый уважаемый человек в округе. Совсем другой Егор Полушкин: у него сердце щемит, когда туристы поджигают муравейник, мешающий отдыхать на природе, он горюет, что на деревообрабатывающий завод ушли почти все бескрайние раньше леса и не селятся больше на озере лебеди.
Он не может работать «без сердца», просто ради денег, поэтому и не задерживается ни на одной работе подолгу, так как к любому делу подходит с душой, а не формально. Всё это, конечно же, не нравится начальству, которому нужен «срочный план». Став егерем вместо Бурьянова, Егор первым делом занимается облагораживаем и защитой родного леса.
Так, он вырезает деревянные указатели в виде лесных зверушек, а вместо запретительных надписей вместе с сыном устанавливает щиты со стихами предупредительного характера, покупает на собственные деньги в Москве лебедей и привозит их на озеро.
Защищая именно этих птиц, и погибает Егор от рук браконьеров, которых привёл в заповедник бывший лесничий Бурьянов, желающий отомстить Полушкину за своё потерянное «благополучие» и «всеобщее уважение».
Давно потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события, представляется вначале<\p>
И хотя в продолжении произведения мы видим, как чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота, бессмысленность, всеобщее равнодушие. Вспыхнувшие при прочтении прощального письма возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на долгие чувства. Лермонтов не зря называет Григория Александровича героем своего времени. По мнению автора, эпоха, где умному, думающему человеку с собственными идеалами и идеями негде приложить свои силы, сделала героя таким апатичным, представляющим жизнь как картину, события которой не касаются его самого настолько, чтобы ранить, а тем более, чтобы заставить действовать, пытаться как-то изменить сложившуюся ситуацию.
Равнодушен полковник из рассказа<\p>
такой блистательный, предупредительный, любящий и заботливый отец для Вареньки, в которую страстно влюблён главный герой произведения – Иван Васильевич, он безжалостен к солдату, подвергнутому страшному наказанию – битью шпицрутенами.
Полковника не в силах разжалобить стоны: «Помилуйте, братцы!» Он не позволяет ослабить наказание, но напротив, бьёт по лицу одного из солдат, не слишком сильно опустившего свою палку на спину наказуемого. Всё увиденное повергает в шок Ивана Васильевича, случайно ставшего свидетелей этой сцены.
Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям. После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла.
И из слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким.
Равнодушен Берг, зять семьи Ростовых,<\p>
Во время того как жители спешно покидают Москву, куда вот-вот должен вступить Наполеон, у Берга одно желание – подешевле купить дорогую мебель и прочие вещи, которые люди готовы отдать за бесценок. Он идёт в дом Ростовых просить лошадей и телегу, чтобы вывезти всё из города.
Перед своим тестем, графом Ростовым, Берг оправдывает себя тем, что этот подарок будет приятен дочери Ростова и его, Берга, жене – Верочке.
Каково же его удивление, когда он видит, как юная Наташа Ростова, кипя негодованием, буквально заставляет мать отдать подводы, приготовленные для перевозки вещей («приданого»), раненым солдатам, двигающимся после Бородинского сражения в тыл.
<\p>
Вообще, за редким исключением, высшее общество Петербурга и Москвы (эта, по словам Толстого, «великосветская чернь») показано писателем абсолютно безучастным к чему бы то ни было, кроме собственного благополучия. Война для них – лишь возможность получить новые чины и награды, но никак не трагедия народа.
Их ложный патриотизм комичен. Так, они отказываются говорить на французском языке, называя его языком «корсиканского чудовища», захватчика, тирана и убийцы – Наполеона.
Конечно, не таков Пьер Безухов, на собственные деньги снаряжающий целый полк, спасающий чужую девочку из горящего дома во время пожара в Москве и называющий себя её отцом, чтобы защитить от французских солдат. Не равнодушен Андрей Болконский, отказывающийся от службы в чине адъютанта Кутузова при штабе и вместо этого становящийся полковым офицером, которого солдаты за заботу о них впоследствии ласково назовут «наш князь».
Множество примеров равнодушия мы находим в произведениях А.П. Чехова. Так, главный герой – хозяин ломбарда Иудин – совершенно безразличен к проблемам людей, приносящих ему вещи в последней надежде получить деньги.
С притворной горечью рассуждая о социальной несправедливости, о скупости богатых и унизительном существовании бедняков, на которых высшим слоям общества наплевать, главный герой сам не стремится облегчить нелёгкую участь своих просителей.
Ни одну вещь он не оценивает достойно, напротив, максимально снижает цену, говоря: «А то ведь и прогореть недолго».
Другой герой Чехова<\p>
из бессребреника, врача, мечтающего помогать людям, постепенно превращается в человека, апатичного к любым проявлениям жизни – любви, природе, дружбе. Лишь одна страсть волнует его сердце – это деньги.
Похожего героя мы находим в ещё одном
всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен. Своей мечте он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл.
Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека. Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей.
Используя образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»
говорится о том, как люди отказываются выйти в глухую морозную ночь на крики, раздающиеся вдалеке. Это крики о помощи. Герои оправдывают себя тем, что испортилось ружьё, что это не их дело, да и вообще: кто будет ходить по лесу в метель. Они благодарят Бога за то, что заборы у них высокие, а во дворе злые собаки… Все они воплощение «чёрствого благоразумия».
Совсем другого героя мы встречаем на страницах
помогает семье Мерцаловых, оказавшейся в ужасающих условиях: отец в бесплодных поисках работы, смерть старшей дочери, тяжёлая болезнь младшей девочки.
Всех их ожидает гибель от голода или, в лучшем случае, – приют для бездомных.
Доктор помогает Мерцаловым, даже не называя себя, а на просьбу главы семейства сказать своё имя, чтобы дети могли помолиться за доброго человека, лишь машет рукой, отправляет его к семье и просит никогда не отчаиваться.
Не остался безучастным к чужому горю и герой
Андрей Соколов, переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.
рассказывается история шестнадцатилетнего Холдена Колфилда. Его главная проблема состоит в том, что он отказывается признавать равнодушие мира взрослых, которых волнует лишь материальная стабильность и собственное благополучие.
Лицемерие, обман, абсолютная безучастность ко всему, что не касается лично их, – таким представляется подростку мир взрослых. Отсюда и его постоянный конфликт с родителями и учителями. Герой ищет в мире любовь, искренность, добро, но видит это только в детях.
Причём в детях маленьких, именно поэтому его заветное желание – ловить детей, чтобы они не свалились в пропасть. «Над пропастью во ржи» – это метафора равнодушного мира взрослых.
Стремление ловить детей – это желание уберечь душу ребёнка от разрушающего эгоизма, чопорности, насилия, обмана взрослой жизни.
рассказывает историю Николая – владельца небольшой гостиницы. Но Николаем его уже почти никто не называет. Его прозвали как библейского персонажа – Ноем, а его гостиницу – Ковчегом.
Это произошло потому, что мужчина не стремится обогатиться за счёт туристов, напротив, часто бесплатно предоставляет жильё людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Трое из таких людей живут в гостинице уже долгое время и стали семьёй для Николая и его жены.
Именно неравнодушие главного героя, его доброта и милосердие к другим помогают герою в беде. Отцу Николая требуется дорогостоящая операция, но денег на неё нет. Выход – продать гостиницу, но тогда герой уже не сможет помогать нуждающимся, предоставляя им кров и пищу.
И здесь на помощь приходят разные люди, которых когда-то Николай поддержал. Они собирают нужную на операцию сумму денег, чтобы «Ковчег» и дальше мог служить пристанищем тем, кто в этом остро нуждается.
Источник: https://literarus.ru/russkiy-yazyk/podgotovka-k-ege-2/problema-ravnodushiya-i-otzyvchivosti/
Может ли доброта принести человеку разочарование? Итоговое сочинение ЕГЭ 2018-2019
Любое проявление доброты несет для человека полное удовлетворение, если она проявляется от души и без всяких корыстных целей.
А вот , если человек делает добро и ожидает в ответ от оппонента какого то внимания или благодарности, то может наступить разочарование, если этого не случится.
А еще есть народная поговорка, не делай добра, чтобы не получить зла.
Тут речь идет о том, что добро сделанное другим, может пойти во вред оппоненту и он в этом не нуждается. Ведь что для одного хорошо, для другого может быть плохо.
А вообще добро всегда возвращается приумноженным, если его проявляют без корыстных целей.
Доброта, как и красота, с моей точки зрения, даже скорее, чем красота, спасет мир.
Когда мы делаем добро, мы делаем мир лучше. Вот мы кому-то помогли, а мир стал лучше. Мы внесли свой маленький вклад в мировое добро.
Добро, сделанное нами, делает добрее других, окружающих нас людей. Наши добрые дела и поступки являются примером. Вася увидел, что Петя соседке помог, и думает, а чем он хуже. Подумает, подумает, да и сам кому-нибудь поможет.
Сделанное добро можно сравнить с камушком, упавшим в воду. От него во все стороны по поверхности воды расходятся круги. Так и от доброго поступка вокруг расходятся волны добра. Если человек, до которого дойдет такая волна ее подхватит и совершит добрый поступок, то волна добра пойдет дальше.
Но человек может совершить не добрый, а злой или жестокий поступок, который помешает распространению добра дальше.
Вот в этом случае, я полагаю, те люди, которые сделали добро, могут разочароваться. Получается, жестокий поступок другого человека их добро как бы нивелировал.
Если вы чувствуете, что ваша доброта к другому человеку приносит вам разочарование ,то вы должны понимать, что это совсем не доброта, а корысть с вашей стороны, то есть вы хотите получить взамен на ваши добрые поступки тоже такие же добрые поступки, а если вы их не получаете, то разочаровываетесь. В этом случае, можно для иллюстрации такой «доброты» вспомнить очень известное краткое изречение: «Ты мне — я тебе»
В фамусовском обществе существовали такие взаимоотношения, что очень возмущало Александра Чацкого.
Для того, чтобы делать настоящее добро, нужно его делать незаметно, чтобы никто и не подозревал что это сделали вы и не ждать ответного доброго поступка от человека, которому вы сделали добро.
Если это какие-то добрые поступки, которые человек заставляет себя делать, чтобы получить какую-то выгоду, или для того, чтобы слыть добрым и отзывчивым человеком в обществе, в коллективе, то, не получая желаемого, человека действительно может постичь разочарование, он может думать, — вот я потратил столько сил на них, а они меня не оценили, не оценили мою доброту. Даже действительно добрый человек может разочароваться в людях, всепрощение и великодушие тоже не бывает безграничным, просто добрый человек не будет мстить за них и ненавидеть людей, но разочароваться он вполне может. А вот в доброте, как в черте характера, как в свойстве своей души, добрый человек разочароваться не может, максимум, что он может, — подумать в обиде, что лучше бы он был бы злым, может быть, ему легче жилось бы в этом мире, но эти мысли, скорее всего, посетят его не надолго.
Может, так как например в тех же супружеских и любовных отношениях, очень многие люди сегодня, да и вообще на протяжении истории человечества, ждут именно драйва и как они сами говорят, сильных эмоций.
Ну а эмоции такие им может дать только тот человек, который напротив не добрый, а во многом имеет, стервозный характер и любя по большей степени только самого себя, настроен на то, что бы трепать другому нервы.
В то время, если бы эти люди, которые любят эмоции, получили бы в отношениях доброго партнера, который бы им не трепал нервы, а все делал бы для них, им бы быстро стало не интересно и они бы начали им пренебрегать и потом променяли бы его еще на другого, который бы им как раз трепал нервы.
Если эта доброта искренняя, то разочарования она принести не может. Она может принести лишь удовлетворение. А вот «корыстная доброта» очень часто приносит разочарование.
Когда человек делает добрые поступки, чтобы его оценили, оценили его жертву, отблагодарили, а лучше всю жизнь были должны и благодарны, за то, что он сделал.
Но только вот другие люди совсем не хотят быть благодарными. Вот и приходит разочарование.
Источник: https://faston24.ru/mozhet-li-dobrota-prinesti-cheloveku-razocharovanie-itogovoe-sochinenie-ege-2018-2019/
Консультация учеников «Равнодушие/отзывчивость»
Равнодушие и отзывчивость
1)Можно по-разному прожить свою жизнь. Пройти ретивым шагом по головам врагов, друзей, чужих и близких. Или посильно помогать родным, внимание одиноким уделять, радеть за дом, за улицу, за город…и, безусловно, за свою страну.
Быть эгоистом, о себе лишь печься – или же чувствовать, поддерживать, сопереживать?
Несмотря на очевидность ответа, всё несколько сложней, чем кажется. Наукой доказано, что быть абсолютно равнодушным и не ощущать жалости к другим может только психопат – человек с очевидным психиатрическим расстройством. Эти люди в принципе не понимают чувств.
Даже собственные дети и родители не имеют никакой духовной ценности для страдающих психопатией личностей.
В реальной жизни равнодушные люди, безусловно, не имеют столь радикальных черт характера. Обыденное равнодушие – это эгоизм, безразличие, безучастность человека. Это сосредоточенность исключительно на своих интересах, своей выгоде, своём мнении.
Такие люди не хотят помогать, сочувствовать, поддерживать или одобрять. Равнодушный человек приемлет отзывчивость лишь в случае, если ему самому это окажется выгодно.
Антиподом равнодушия является отзывчивость. Это черта характера, которая проявляется в сострадании, сочувствии, симпатии, добродушии и внимательном отношении к жизни окружающих.
Отзывчивый человек не сможет пройти мимо нуждающегося в помощи. Его душа открыта, он искреннее сопереживает и радуется за друзей, родных и близких. И это приносит ему истинное удовлетворение и наполняет его душевными силами.
2) Равнодушие и отзывчивость – противоположные понятия. Отзывчивость – качество человека, легко откликающегося на чужие нужды, готового прийти на помощь. Это способность человека понимать и чувствовать, принимать человека без критического взгляда на его сущность.
Таким образом, отзывчивость является важнейшей социальной характеристикой человека. Равнодушие – это безучастность к человеку, пассивное отношение к окружающему миру. На мой взгляд, равнодушие – это бич современного общества.
Мы часто видим по новостям, а иногда и становимся воочию свидетелями равнодушного отношения к людям, животным, природе.
<\p>
Важнейший вопрос – как же воспитать отзывчивость в людях? Если в молодом поколении воспитание отзывчивости возможно посредством обучения в образовательных учреждениях (введение уроков мужества, специальных программ и т.д.), то воспитание отзывчивости во взрослых состоявшихся людях представляется проблемным.
3) В старославянском языке слово «равнодушие» означало «одинаковое состояние души человека, его способность сохранять спокойствие». Даже в наши дни это понятие у каждого человека вызывает разные ассоциации. Я часто слышу фразы: «я равнодушен к сладкому», «я равнодушно отношусь к поэзии».
Казалось бы, в самом слове нет ничего устрашающего. Некоторые люди скажут: «Ну, не испытываешь ты каких-либо эмоций, это же не так страшно, как ненависть или лицемерие».
Конечно, равнодушие в привычках и привязанностях не так опасно, но как же меняется значение этого слова, когда дело касается окружающего мира, людей, событий, происходящих вокруг.<\p>
4) Б.
Ясенский когда-то сказал: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».
Равнодушие – это самое страшное чувство, которое может испытывать человек, поскольку оно распространяется со скоростью света, оно размножается, погружая весь в мир в глубокий омут, в котором нет ни единого человека, способного остановить несправедливость.
В обществе равнодушных никто не предотвратит предательство и убийство, никто не поможет ближнему, оказавшемуся в беде. Такое общество обречено на вымирание. Что может быть страшнее молчаливого согласия? Я полностью согласна с мнением писателя. Он разглядел в безразличии его самую тёмную сторону. Совершенно несложно понять, чем опасно предательство и убийство, но как же быть с равнодушием?
Оно не регулируется законом, не осуждается обществом. Равнодушие – это молчаливый убийца всего светлого, и только небезразличные люди меняют мир к лучшему. Многие писатели не обошли стороной тему равнодушия в своих произведениях.
5) Всем нравятся люди заботливые, внимательные, готовые помочь и словом, и делом. Откуда же тогда берется равнодушие ко всем и ко всему: к близким, к коллегам, к своему делу, к самой жизни?
Мне кажется, что многое начинается с обыкновенного эгоизма. Собственное «я» становится превыше всего. Может, сейчас и время такое? Мне самой не с чем сравнивать. Но вот бабушка часто говорит, что раньше люди были доверчивее, внимательнее, чаше приходили друг другу на помощь.
А теперь многих так и воспитывают: надейся только на себя, ничего другим бесплатно не давай, поможешь другому — отберешь у себя.
Некоторые так и действуют. Наверное, дело все же не во времени. Эгоисты были всегда. И даже очень хороший человек может вспомнить минуты, за которые ему потом было стыдно. Одноклассник болеет уже месяц, а его никто не навестит, не поинтересуется, как он и что с ним. Мама приходит домой уставшей, а нам некогда ей помочь, мы спешим погулять с приятелем.
С такого вот «маленького» равнодушия начинается равнодушие большое, более серьезное, которое перерастает в холодный расчет в отношениях с любым человеком, в стремление видеть во всем источник материальных благ.
____________________________________________________________________________
Аргументы к направлению «Равнодушие и отзывчивость»
Равнодушие
1) Пример равнодушия – полковник из рассказа «После бала» Л.Н.Толстого.
Блистательный, предупредительный, любящий и заботливый отец для Вареньки, в которую страстно влюблён главный герой произведения Иван Васильевич, он безжалостен к солдату, подвергнутому страшному наказанию – жестокому избиению.
Полковника не могут разжалобить стоны: «Помилуйте, братцы!» Он не позволяет ослабить наказание, но напротив, бьёт по лицу одного из солдат, не слишком сильно опустившего свою палку на спину наказуемого.
А вот Ивана Васильевича, случайно ставшего свидетелей этой сцены, увиденное повергает в шок.
Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям.
После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла. И из слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким.
2) В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой Печорин представляется давно потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события.
И хотя по ходу развития произведения мы видим, как чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота, бессмысленность, всеобщее равнодушие.
Вспыхнувшие при прочтении прощального письма возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на долгие чувства.<\p>
3) Главный герой рассказа А.П.
Чехова «Крокодиловы слёзы» хозяин ломбарда Иудин совершенно безразличен к проблемам людей, приносящих ему вещи в последней надежде получить деньги. С притворной горечью рассуждая о социальной несправедливости, о скупости богатых и унизительном существовании бедняков, на которых высшим слоям общества наплевать, главный герой сам не стремится облегчить нелёгкую участь своих просителей. Ни одну вещь он не оценивает достойно, напротив, максимально снижает цену, говоря: «А то ведь и прогореть недолго».
4) Герой рассказа А.П.Чехова «Крыжовник Николай Иванович – всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен.
Этой своей «мечте» он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл. Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека.
Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей.
Используя образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»
5) Герой рассказа Чехова «Ионыч» из бессребреника, врача, мечтающего помогать людям, постепенно превращается в человека, апатичного к любым проявлениям жизни – любви, природе, дружбе. Лишь одна страсть волнует его сердце – это деньги. Эта единственная страсть лишает его человечности.
6) В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» повествуется о жизни Катерины Петровны, пожилой женщины, одиноко ждавшей приезда дочери. Настя живет в большом городе, работает секретарем в союзе художников. На работе ее уважают, она старается во всех своих проявлениях быть человеком ответственным, отзывчивым.
Героиня помогает молодому скульптору с организацией выставки, понимая, как это для него важно. Но в то же время равнодушно кладет в сумку телеграмму с известием о скорой кончине матери, даже не читая ее. И лишь потеряв мать, Настя осознает, что
дочерний долг не должен сводиться только к денежному переводу, близкие люди нуждаются во внимании, любви, поддержке, а равнодушие их «убивает».
Настя поняла это слишком поздно, когда прощение просить было уже не у кого.
Отзывчивость
1) Андрей Соколов (главный герой рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»), переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он не боится взять на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.
2) Герой рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор» – известный всему миру врач Николай Иванович Пирогов – помогает семье Мерцаловых, оказавшейся в ужасающих условиях: отец в бесплодных поисках работы, смерть старшей дочери, тяжёлая болезнь младшей девочки. Всех их ожидает гибель от голода или, в лучшем случае, – приют для бездомных.
Доктор помогает Мерцаловым, он назначил маленькой Машутке лечение, дал деньги на лекарство, дрова и еду. Чудесный доктор даже не назвал свое имя. Ведь неважно, как зовут человека, бескорыстно протянувшего руку помощи, истинное добро всегда безымянно. Уже потом благодарный Мерцалов узнал, что его дочь спас великий хирург Пирогов.
<\p>
3) Яркий пример отзывчивости – жизнь, взгляды на жизнь, убеждения Сонечки Мармеладовой из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. Жизнь её была не в пример тяжёлой и полной унижений. Добрая душа девушки была способна не только сострадать и помогать, но и прощать чужие грехи, поднимая человека на другой уровень духовности, возвращая ему человеческое лицо.
Отзывчивость способна изменить мир к лучшему. Соня принимает прямое участие в судьбе Родиона Раскольникова, она готова снова и снова жертвовать собой ради других. Именно она помогает Раскольникову осознать свой грех и поддерживает его на каторге.
Да и сам Раскольников не раз проявляет отзывчивость по отношению к бедным: он не может равнодушно пройти мимо пьяной девочки, отдает последние гроши семье умершего Мармеладова. Значит, в его душе есть место и состраданию, его сердце отзывается болью на муки других.
4) В рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» писатель создает уникальный образ простой русской женщины, прожившей тяжелую жизнь, но сумевшей не озлобиться, не стать равнодушной. Матрена Васильевна сохранила в своей душе бескорыстие и искренность по отношению к людям.
Она с легким сердцем отзывалась на любой зов о помощи, не требуя ничего взамен: никакая пахота не обходилась без нее, она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если приходилось жертвовать собственными интересами.
<\p>
5) Примером учителя отзывчивого, внимательного к своим воспитанникам является героиня рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна не может остаться в стороне, не может проявить равнодушия к ребенку, испытывающему жизненные трудности.
Увидев в главном герое способного ученика, которому фонетика «загадочного языка» не давалась, и одинокого ребёнка, пытающегося своими силами справиться с постоянным голодом, учительница пригласила его в свой дом не столько с целью обучить произношению, сколько желая накормить.
Но мальчик не может позволить себе сесть за стол у учительницы, и Лидия Михайловна находит удачный выход – игру на деньги: теперь у героя снова появились средства, он снова может
покупать себе молоко, которое ему так необходимо (у мальчика малокровие). И при этом он не связался с сомнительной компанией бездельников, не играет на деньги с ними.
Лидия Михайловна, конечно же, представляла себе, чем эта история может закончиться для неё. Тем не менее она по-настоящему помогла ребенку, не осталась равнодушной к чужой беде. Она настоящий педагог с душой, открытой детям, и прекрасно понимает, что лучше совершить такой «некрасивый» поступок и проиграть рубль на молоко для ребенка, но помочь ему выжить и не потерять себя, чем соблюсти все правила и равнодушно пройти мимо.
Равнодушие и отзывчивость
1) В произведении М. Горького «Старуха Изергиль» противопоставлены 2 типа людей – Данко и Ларра — два героя, сильные и смелые юноши, не ведающие, что такое страх.
Между ними одно различие: Данко не может равнодушно смотреть на страдание людей, а Ларру заботят только собственные эгоистические желания. В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания, он не знает, что такое
отзывчивость, желает лишь быть свободным от людей.
Стремясь к этому, герой часто проявляет жестокосердие. Данко же в критический момент не позволяет своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предлагает следовать за ним. Герой посвящает свою короткую жизнь людям.
О существовании Ларры напоминает лишь тень, бродящая по степи, а о Данко люди вспоминают перед грозой, когда степь озаряют искры.
2)
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/napravlenie_ravnodushieotzivchivost_120630.html