Образ гамлета в одноименной трагедии шекспира

Образ Гамлета в одноименной трагедии Шекспира | Литерагуру

(301 слово) Переработанная Шекспиром средневековая легенда о принце Гамлете заложила основы многих, принципиально новых проблем литературы, заполнив мир трагического новыми персонажами. Главный из них – образ мыслящего гуманиста.

Принц Датский – персонаж во многом неоднозначный, образ, воплотивший в себе  всю сложную противоречивость человеческой души, раздираемой сомнениями и проблемой выбора. Мыслящий и анализирующий каждый свой поступок Гамлет — ещё одна жертва трагедии жизни, характерной для многих пьес Шекспира.

Имеющая свою предысторию в литературном отношении, трагедия поднимает на поверхность целый спектр тем, общечеловеческих и общелитературных.
«Гамлет» — трагедия мести. Шекспир здесь обращается к самому древнему преступлению – братоубийству, создавая образ Гамлета как мстителя за смерть отца.

Но глубокий, терзаемый сомнениями персонаж медлит. Высоконравственное мироощущение и первобытная жажда расплаты, во многом опирающаяся на существующие порядки, конфликт долга и морали становятся причиной терзаний Гамлета.

Обратите внимание

Сюжет трагедии построен таким образом, что мотив отмщения Клавдию замедляется и отодвигается на задний план, уступая место причинам и противоречиям более глубоким и неразрешимым.

«Гамлет» — трагедия личности. Шекспировский век – это время рождения гуманистов-мыслителей, мечтающих о справедливых отношениях между людьми, построенных на всеобщем равенстве. Однако воплотить такую мечту в действительность они бессильны.

«Весь мир – тюрьма!» — повторяет герой слова ещё одного великого гуманиста своего времени Томаса Мора. Гамлету непонятны жестокие противоречия мира, в котором он живет; он уверен, что человек – «венец творения», но на деле сталкивается с противоположным.

Безграничные возможности познания, неисчерпаемые силы личности Гамлета подавляются в нем окружением королевского замка, людьми,  живущими в грубом самодовольстве и закостенелой атмосфере средневековых традиций.

Остро чувствуя свою чужеродность, несовпадение мира внутреннего с миром внешним, он страдает от одиночества и падения собственных гуманистических идеалов. Это становится причиной внутреннего разлада героя, который позже примет название «гамлетизма», и приводит сюжет пьесы к трагической развязке.

Гамлет сталкивается с миром враждебным, ощущая свою несостоятельность перед лицом зла, становится символом трагического гуманиста, противоборца – неудачника, в котором разочарованность и осознание ничтожности собственных сил порождают внутренний разрушительный по своей силе конфликт.

Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-gamleta-v-odnoimennoj-tragedii-shekspira/

Образ Гамлета в трагедии Шекспира “Гамлет”

Гамлет — один из величайших образов мирового искусства. Всегда рождаются люди, которые опережают своё время — интеллектуально, морально, духовно. Изучая лучшие произведения мировой литературы, мы часто сталкивались с людьми, которые непохожи на окружающих. История жизни принца Гамлета закончилась трагедией.

Рассуждения Гамлета о жизни и смерти показывают, насколько он интеллектуально перерос своё поколение. Он чувствует, что «распалась связь времён». Ему трагически трудно жить по законам Датского королевства, так и не поднявшегося над древними пережитками.

В образе Гамлета чувствуется и высокое достоинство, и благородство, и стремление к справедливости. Трагическое одиночество Гамлета подчёркивается глубиной и силой художественного образа, с которым невозможно даже сравнивать кого-либо из его окружения.

Шекспир не случайно подчёркивает, что его герой провёл много лет в Вюртембергском университете. В стенах этого учебного заведении он не просто получил образование и развил свой литературный вкус: там он привык размышлять о жизни и оценивать её, научился связывать воедино разные события, у него сформировались этические принципы.

Жить, как живётся, Гамлет уже не сможет. Встреча с тенью отца оказалась решающей для его человеческого мужания: от анализа, рефлексии он переходит к делу — к мести. Месть Гамлета — не обычай старины: это акт возмездия философа за поруганную мораль, за отвратительное сладострастие и безграничное своеволие властителей.

Судьба заставляет мыслителя действовать — в этом одна из причин трагедии Гамлета. Даже в мести Гамлет остаётся философом: он проверяет обвинения, высказанные тенью. Его пьеса «Мышеловка» становится западнёй для королевской четы, но в конце концов в ловушку попадается и он сам.

Конфликт разрастается до вселенского масштаба: начав с размышления о пороках королевства, он приходит к пониманию пороков века, а затем — и порочности человеческой натуры. Гамлета охватывает пессимизм, и порой кажется, что он готов мстить всем — ничтожным и льстивым придворным, неверным друзьям, коварным женщинам.

Важно

Ведь Гамлет, глядя на Офелию, видит, что из неё может выйти двойник матери, со всеми её изъянами. Так появляется мысль о самоубийстве. Переживания Гамлета выливаются в страстные монологи, самый знаменитый из которых — «Быть или не быть».

Источник (в сокращении): Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/shekspir/obraz_gamleta_v_tragedii_shekspira_gamlet/56-1-0-2181

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Образ Гамлета в одноименной трагедии У. Шекспира»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Гамлет является одним из тех литературных персонажей, которые не перестают привлекать к себе внимание и критиков, и простых читателей. Гамлет, герой одноименной пьесы У.

Шекспира, – это один из самых знаменитых и в то же время таинственных персонажей. Это очень сложный образ, окутанный множеством загадок.

Ведь образ Гамлета и его печальная судьба заставляют нас задуматься о том, что такое зло, о том, как с ним бороться, о том, насколько несовершенен мир и т.д.

       Гамлет – это принц Датский. Когда-то он был счастливым юношей, у него была любящая семья, была любимая и верные друзья. Но с того момента, как умер отец жизнь Гамлета изменилась. Не успел он оправиться от первого происшествия, как случилось новое: мать Гамлета выходит замуж за брата своего умершего мужа, за Клавдия, который становится королем Дании. 

                  «Каким докучным, тусклым и ненужным,  

                  Мне кажется, все, что ни есть на свете! О мерзость!» – восклицает Гамлет.

       Наконец, произошло событие, буквально изменившее все мировоззрение главного героя. Он встречает Призрак своего отца, и тот рассказывает сыну о том, что умер он от рук своего родного брата и просите его отомстить за себя. Мир Гамлета переворачивается.

       Душа Гамлета разрывается, раздваивается. Он открывает несовершенство мира. Сначала он считал, что человек может все, что ничто ему не под силу, что он – центр Вселенной. «Что за мастерское создание – человек!, – говорит Гамлет, – Как благороден разумом! Как беспределен и чуден в своих способностях, обличьях и движениях! Краса вселенной! Венец всего живущего!»

Совет

       Теперь же собственная беспомощность, собственные метания разрушили прежнюю наивность главного героя. Он задается такими вопросами, как: стоит ли жить? Что такое смерть? Как бороться со злом? Что может человек вообще?

       В своем знаменитом монологе «Быть или не быть» Гамлет размышляет о том, «что благороднее», подчинение и признание несовершенства мира или же борьба с ним, борьба с ним? 

                    Кто б стал терпеть судьбы насмешки и обиды,

                    Гнет притеснителей, кичливость гордецов,

                    Любви отвергнутой терзание, законов

                    Медлительность, властей бесстыдство и презренье

                    Когда бы сам все счеты мог покончить

                    Каким-нибудь ножом?

       Эти проблемы – самые животрепещущие для Гамлета.

       Стоит ли жить? Или стоит «Уснуть! И видеть сны, быть может?» Но эти вопросы остаются без ответа. «Но довольно» – именно так заканчивается самый значительный монолог Гамлета, который оставляет для нас нераскрытым и таинственным весь образ Гамлета.

       На протяжении всей пьесы Гамлета мучают внутренние сомнения. С одной стороны, он считает, что человек может все, а с другой – собственные душевные муки пугают его.

В конце пьесы он умирает от отравленного клинка, перед этим убив своего главного врага Клавдия.

Но со смертью Гамлета, унесшего в могилу свои тайны, начинается его новая жизнь – он становится одним из самых знаменитых литературных героев.

Источник: https://getsoch.ru/po-literature/zarubezhnaya/166-sochinenie-na-temu-obraz-gamleta-v-odnoimennoj-tragedii-u-shekspira.html

Образ Гамлета в трагедии Шекспира – Русская историческая библиотека

Из всех трагедий Шекспира «Гамлет» (см. краткое содержание, анализ и полный текст) – самая трудная для истолкования по причине чрезвычайной сложности ее замысла. Ни одно произведение мировой литературы не вызывало такого количества разноречивых объяснений.

Гамлет. Художественный фильм 1964

Гамлет, принц датский, узнает, что его отец не умер естественной смертью, а был предательски отравлен собственным братом Клавдием, женившимся на вдове покойного и унаследовавшим его престол.

Гамлет клянется отдать всю жизнь делу мести за отца – и вместо этого на протяжении четырех актов размышляет, корит себя и других, философствует, не предпринимая ничего решительного, пока, в конце V акта, не убивает, наконец, злодея чисто импульсивно, когда узнает, что тот отравил его самого.

Обратите внимание

Что же является причиной такой пассивности и видимого безволия Гамлета? Критики усматривают ее в природной мягкости души Гамлета, в чрезмерном «интеллектуализме» его, убивающем якобы способность к действию, в его христианской кротости и склонности к всепрощению.

Все эти объяснения противоречат самым ясным указаниям в тексте трагедии.

Гамлет по натуре своей вовсе не безволен и не пассивен: он смело бросается вслед за духом отца, не колеблясь, убивает предателя Полония, спрятавшегося за ковром, проявляет чрезвычайную находчивость и мужество во время плавания в Англию. Дело не столько в натуре Гамлета, сколько в том особенном положении, в которое он попадает.

Студент Виттенбергского университета, весь ушедший в науку и размышления, державшийся вдали от придворной жизни, Гамлет внезапно открывает такие стороны жизни, какие ему раньше «и не снились». С его глаз словно спадает пелена.

Еще до того как он удостоверился в злодейском убийстве своего отца, ему открывается ужас непостоянства матери, вышедшей вторично замуж, «не успев износить башмаков», в которых она шла за гробом первого мужа, ужас фальши и развращенности всего датского двора (Полоний, Розенкранц и Гильденстерн, Озрик и др.).

Гамлету открывается и нравственная слабость прежней возлюбленной, дочери Полония Офелии, которая не в состоянии его понять и помочь ему, так как во всем повинуется жалкому интригану – своему отцу.

Все это обобщается Гамлетом в картину испорченности мира, который представляется ему «садом, поросшим сорняками». Он говорит: «Весь мир – тюрьма, с множеством затворов, темниц и подземелий, причем Дания – одна из худших».

Гамлет понимает, что дело не в самом факте убийства его отца, а в том, что это убийство могло осуществиться и остаться безнаказанным лишь из-за равнодушия, попустительства и угодничества всех окружающих.

Весь двор и вся Дания оказываются соучастниками этого убийства, и Гамлету для свершения мести пришлось бы ополчиться против всего мира.

В монологе «Быть или не быть?» он перечисляет бичи, терзающие человечество:

…плети и глумленье века, Гнет сильного, насмешку гордеца, Боль прéзренной любви, судей медливость, Заносчивость властей и оскорбленья,

Чинимые безропотной заслуге.

Важно

Если бы Гамлет был эгоистом, преследующим исключительно личные цели, он быстро расправился бы с Клавдием и вернул бы себе престол. Но он мыслитель, озабоченный общим благом и чувствующий себя ответчиком за всех. Гамлет должен бороться с неправдой всего мира. Таков смысл его восклицания (в конце I акта):

Век расшатался; и скверней всего,
Что я рожден восстановить его!

Но такая задача непосильна даже для могучего человека, и потому Гамлет надолго уходит в свои размышления, погружаясь в глубины своего отчаяния. Именно в этом и заключается душевная трагедия Гамлета (то, что критикой XIX в. было названо «гамлетизмом»).

Герой шекспировской трагедии сам оплакивает свое душевное состояние и корит себя за бездействие.

Он ставит себе в пример юного Фортинбраса, который «из-за былинки, когда задета честь», ведет на смертный бой двадцать тысяч человек, или актера, который, читая монолог о Гекубе, так проникся «вымышленной страстью», что «весь стал бледен», между тем как он, Гамлет, словно трус, «отводит словами душу». Мысль Гамлета настолько расширилась, что сделала невозможным непосредственное действие. В этом корень скептицизма Гамлета и его внешнего пессимизма.

Но вместе с тем такая позиция Гамлета необычайно заостряет его мысль, делая его зорким и беспристрастным судьей жизни. Вглядывание в действительность, в сущность человеческих отношений становится как бы жизненным делом Гамлета. Он срывает маски со всех лжецов и лицемеров, с которыми встречается, разоблачает все старые предрассудки.

Часто высказывания Гамлета полны горького сарказма и, как может показаться, мрачной мизантропии, например когда он говорит Офелии: «Если вы добродетельны и красивы, ваша добродетель не должна допускать бесед с вашей красотой…

Уйди в монастырь: к чему тебе плодить грешников?» Или когда он заявляет Полонию: «Если принимать каждого по заслугам, то кто избежит кнута?» Однако сама страстность его выражений свидетельствуют о горячности его сердца, страдающего и отзывчивого.

Читайте также:  Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература

Гамлет, как показывает его отношение к Горацио, способен к глубокой и верной дружбе; он горячо любит Офелию, и порыв, с каким он бросается к ее гробу, глубоко искренен. Он любит свою мать, и в ночной беседе, когда он терзает ее упреками, у него проскальзывают нотки трогательной сыновней нежности.

Совет

Он подлинно деликатен (перед роковым состязанием на рапирах) с Лаэртом, у которого прямодушно просит прощения за недавнюю резкость. Последние слова его перед смертью – приветствие Фортинбрасу, которому он завещает престол ради блага своей родины.

Особенно характерно, что, заботясь о своем добром имени, он поручает Горацию поведать всем правду о нем.

Высказывая исключительные по глубине мысли, Гамлет является не философским символом, не рупором идей самого Шекспира или его эпохи, а конкретным лицом, слова которого, выражая его глубокие личные переживания, приобретают через то особую убедительность.

Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/5653-obraz-gamleta-v-tragedii-shekspira

Образ Гамлета в трагедии У

Образ
Гамлета в трагедии У. Шекспира «Гамлет»

Гамлет
− трагедия Уильяма Шекспира, одна из
самых известных его пьес, и одна из самых
знаменитых пьес в мировой драматургии.
Написана в 1600−1601 годах. Это самая длинная
пьеса Шекспира − в ней 4042 строки и 29
551слово.

Трагедия основана на легенде о
датском правителе по имени Amletus, записанной
датским летописцем Саксоном Грамматиком
в третьей книге «Деяний данов» и посвящена
прежде всего мести — в ней главный герой
ищет отмщения смерти своего отца.

Шекспир
вступил в новый XVII век какзрелый и
овеянный славой художник. Началось
последнее десятилетие еготворчества.
Художник с огромной силой выражает
мысли и настроения передовыхлюдей
своего времени, он создает цикл своих
великих трагедий.

Шекспир
заимствовал внешний сюжет”Гамлета”
у Бельфоре (“Трагическая история”),
в своюочередь заимствовал его у Саксона
Грамматика.

Шекспир
переносит действие трагедиив прошлое,
ряд признаков ясно говорит о том, что
трагедия должна былавосприниматься
как рассказ о прошлом, хотя бы и близком.
Почему Гамлет живет идействует в
несовременной Шекспиру обстановке?
Глубокий ответ на это даетГегель в
“Эстетике”.

“…Не
только в старом, но и вновом искусстве
время, в которое вставлены идеалы, суть
былые времена.

Такиевремена устанавливают
воспоминанием не в своей завершенности;
воспоминаниесохраняет от них только
общую картину: обстоятельства места
при такомвоспоминании вообще стираются,
не присутствуют с непосредственнойопределенностью;
все внешнее окружение уже преподносит
воспоминаниюобобщенность. Таким образом,
былые времена, по самому своему содержанию
– ужепочва для героев, на ней еще никаких
нужд и потребностей не возникло,
агосударственного строя и законного
порядка еще не существует. И тут художник
всмысле соотношений, условий и образа
действий гораздо свободнее; правда,
естьвоспоминание… но там, где имеется
исторический элемент, художнику еще
надодовыработать всеобщее… Картина
из прошлого обладает тем преимуществом,
что вней дана форма всеобщего…”

Возникает
вопрос: почему Шекспир с такой точностью
определяет возраст Гамлета – тридцать
лет? Это могло быть сделано в силу простой
случайности , но все же в таких вопросах
у Шекспира случайностей не бывало.

Обратите внимание

Думается , что тридцатилетний Гамлет
нужен Шекспиру потому, то, будь он более
молодым, перед ним нельзя было бы
поставить такие сложные проблемы ,
которые поднимаются в трагедии.

В
трагедии нельзя найти ни одной сцены,
где бы Гамлет отнесся с высока к кому
либо из людей ниже его по положению.
Актеры для него такие же почетные гости,
как и все другие, и нигде не дает Горацио
почувствовать его бедность или
незнатность.

<\p>

Гамлет
не узко-бытовой образ, но характер,
наполненный огромным философским и
жизненным содержанием. В образе Гамлета
с определенной силой выражено то
состояние, которое было типично для
множества людей шекспировской эпохи .

Понять
героя любой драмы можно исходя из логики
самой драмы.

Не то с Гамлетом, утверждают
многие, надо бы знать каким он был в
Виттенберге, что его сделало таким
сосредоточенным на далеких от житейских
стихий раздумьях.

Недаром же другие
персонажи трагедии сравнивают Гамлета
сегодня с Гамлетом вчерашним . Вот таким
вспоминает прежнего Гамлета Офелия:«
Взор вельможи, меч солдата, язык ученого».

Сомнений
быть не может, Гамлет – пламенный
выразитель тех новых взглядов, которые
принесла с собой эпоха Возрождения,
когда передовые ритмы стремились
восстановить утраченные за тысячелетия
средневековья понимание древнего
искусства и поэзии, а так же взглядов
греков и римлян на политическую жизнь,
но и доверие человека к собственным
силам без упований на милости и помощь
неба. Итак, Гамлет принадлежит той фазе
эпохи Возрождения, когда природу и жизнь
превозносили философы, воспевали поэты,
влюблено изображали художники.

Поговорка
гласит: философия начинается с удивления.
Чтобы вполне понять Гамлета, надо к его
необыкновенной впечатлительности
добавить, что все он принимает близко
к сердцу.

Незнание
другого способа обличить дурную
действительность, как только путем
разрушения ее обманчиво – приятной для
глаза формы, Гамлет считает это миссией
поэтического слова.

Важно

Вообще не отличаясь
направленностью, Гамлет, к нашему
изумлению, поверил слухам, будто
талантливое сценическое исполнение
драмы на тему преступности обладает
волшебной силой – не только волновать
зрителя, за которым какая-то вина, но и
принудить его к раскаянию.

Для
принца пороки двора – концентрация
нравов всей парадной, официальной жизни
государства, и его он так измучен, так
раздражен, что едва боковым зрением
улавливает другую его сторону .Как
принц, Гамлет хорошо знает, чего стоят
так называемые «высокие» и почести , за
которыми всегда срываются случайности
рождения или прихоти властелина .

<\p>

Вне
себя от лжи, и вероломства и низости
света, Гамлет ни за что не хочет
предоставить мир самому себе.<\p>

У
Гамлета глубокий и подвижный ум – все
схватывает на лету, его «вещая» душа –
мембрана чуткости, орган всеугадывания.

В аристократической среде держится он
непринужденно, отлично зная все винтики
и механизм ее этикета, к простым людям
не подделывается и не проявляет никакого
высокомерия. Не только серьезным своим
речам даже каламбурам, шуткам, остротам
всегда придает он глубокомысленный
поворот, вследствие чего они кажутся
одновременно доходчивыми и замыславатыми.

Оставаясь наедине с самим собой, Гамлет
как бы импровизирует; его раздумья не
перепевы общих истин обихода житейского,
а самобытные, давно выстраданные и вот
здесь, сейчас родившиеся, не успевшие
остыть, превратиться в сухие умозаключения.

Благочестия в нем не на йоту, хотя по
старинке он верит, что «душа бессмертна»,
что существуют овеянные небом
«благочестивые духи» и «дышащие гееной
проклятые» духи. Он далек от самодовольства,
не считает что все им уже познано –
напротив, в окружающем его мире, уверен
он, бесконечно много еще неразгаданных
тайн.

Доверчивый к людям Гамлет ждет
от них откровенности и прямоты, но что
поделать, эти душевные качества
встречаются крайне редко. Иногда он
играет своим остроумием, мастерски
парадирует напыщенную манеру своих
собеседников и делает это так, что ее
плутоватая функция сразу выплывает
наружу.<\p>

Совет

Думает
Гамлет не по чужой указке. Физически он
– как в железных тисках, во дворце ему
как в тюрьме, единственная его опора
против всего света – независимость
суждений.

«Вялодушный
дурень!» Многократные укоры Гамлета
самому себе также симптомы разобщенности
мысли и воли.

Непреклонность,
целостность, пластичность – черты
подлинно героического характера, на
котором движется действие с его
критериями, и как раз эти черти в Гамлете
полностью отсутствуют.

… Благославен
,

Чья
кровь и разум так отрадно слиты,

Что
он не дудка в пальцах у Фортуны,

На
ней играющей. Будь человек

Не
раб страстей, − и я его замкну

В
середине сердца самом сердце сердца …

Гамлетизм
– пребывание в постоянных сомнениях.

История
возникновения и развития понятия
гамлетизм лишь частично связана с
исследованием шекспировской пьесы и
даже в отдельности взятого образа героя.
Мало того, само это понятие менялось и
нередко связывалось с явлениями ,
противоположными друг другу.

В современном
представлении гамлетизм обозначает
сомнения, колебания, раздвоение личности,
преобладание рефлексии над волей к
действию. Так разъясняет это понятие
энциклопедия, и таким мы привыкли его
воспринимать, не задумываясь глубоко
над его подлинным значением.<\p>

«Гамлет
– синтетический образ нисходящего
дворянина ХХI
в.

, который потеряв свою социальную
основу, усомнился в вековой правде, но
не обрел новой, ибо новая правда – правда
класса, вырвавшего у Гамлета из-под ног
его основу.

Натиск этого нового класса
заставляет его критически посмотреть
на вековую феодальную истину, на истину
католической церкви и вслушаться в
голоса Бруно, Монтэня, Бэкона. Но «царство
человека» , к которому зовет Бэкон,
обозначает конец царства феодала. «Принц
Гамлет» отворачивается от веры Дж.

Бруно,
от утверждения радости жизни Монтэня,
от упоения силой знания Бэкона, от
творческой женственности и действенности
мысли Возрождения и утверждает философию
безволия, пессимистический цинизм,
торжество все пожирающего червяка,
жажду бегства из «опустелого сада»жизни
в небытие ».

Отсюда
вывод: «Образ Гамлета детерминирован
его действительностью. Стало быть,
Гамлет для своего времени был только
социальным образом . Он стал психологическим
типом, «вечным образом», философской
категорией, «гамлетизмом» − для
последующих веков .

Источник: https://StudFiles.net/preview/6014374/

Образ Гамлета в трагедии У. Шекспира «Гамлет»

/ Сочинения / Зарубежная литература / Шекспир У. / Образ Гамлета в трагедии У. Шекспира «Гамлет»

  Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

    Гамлет стал одним из самых любимых образов мировой литературы. Более того, он перестал быть просто персонажем старинной трагедии и воспринимается как живой человек, хорошо знакомый многим читателям. Но этот близкий многим герой оказался не столь прост. В нем, как и во всей пьесе, много загадочного, неясного.

Для одних Гамлет – человек слабохарактерный, для других – мужественный борец.
    В трагедии датского принца главное – не во внешних событиях, не в исключительных по грандиозности и кровавости происшествиях. Главное – то, что происходит все это время в сознании героя.

В душе Гамлета разыгрываются драмы не менее мучительные и ужасные, чем те, которые происходят в жизни других действующих лиц пьесы.
    Можно сказать, что трагедия Гамлета – это трагедия познания человеком зла. До поры до времени существование героя было безмятежным. Он жил в семье, озаренной взаимной любовью родителей и сам полюбил и испытывал взаимность от прелестной девушки.

Обратите внимание

У Гамлета были верные друзья. Герой увлеченно занимался науками, любил театр, писал стихи. Впереди его ждало великое будущее – стать государем и править своим народом. Но вдруг все стало рушиться. В расцвете лет умирает отец Гамлета. Не успел герой пережить это горе, как его постиг второй удар: мать меньше, чем через два месяца, вышла замуж за дядю Гамлета.

Больше того, она разделила с ним трон. И вот наступает время третьего удара: Гамлет узнает, что его отца убил собственный брат, чтобы завладеть его короной и женой.
    Удивительно ли, что герой находился на грани отчаяния. На его глазах рухнуло все, что делало его жизнь ценной. Гамлет никогда не был столь наивен, чтобы думать, что в жизни не бывает несчастий.

Но он имел об этом очень приблизительное представление. Беды, обрушившиеся на героя, заставили его по-новому посмотреть на все. В сознании Гамлета с небывалой остротой начали возникать вопросы: чего стоит жизнь? что такое смерть? можно ли верить в любовь и дружбу? можно ли быть счастливым? можно ли уничтожить зло?
    Раньше Гамлет считал, что человек – центр Вселенной.

Но под влиянием несчастий его взгляд на жизнь и природу резко изменился. Герой признается Розенкранцу и Гильденстерну, что «утратил всю свою веселость, забросил привычные занятия». На душе у него тяжело, земля ему кажется «пустынным местом», воздух – «мутным и чумным скоплением паров».

Еще раньше мы слышали от Гамлета горестное восклицание о том, что жизнь – дикий сад, в котором растут только сорняки и повсюду царит зло. Честность в этом мире исчезла: «быть честным при том, каков этот мир, – это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч».

В знаменитом монологе «Быть или не быть?» Гамлет перечисляет беды жизни: «гнет сильного», «судей медливость», «заносчивость властей и оскорбления, чинимые безропотной заслуге». И хуже всего его страна, где он живет: «Дания – тюрьма… И превосходная со множеством затворов, темниц и подземелий…».

    Потрясения, испытанные Гамлетом, пошатнули его веру в человека, породили раздвоенность его сознания. Лучшие человеческие качества были присущи отцу Гамлета: «Он человек был, человек во всем».

Упрекая мать за измену его памяти, Гамлет показывает ей его портрет и напоминает, каким прекрасным и поистине благородным был ее первый муж:
    Как несравненна прелесть этих черт;
    Чело Зевеса; кудри Апполона;
    Взор как у Марса – властная гроза;
    Осанкою – тот сам гонец Меркурий…
    Полная противоположность ему – нынешний король Клавдий и его окружение.

Важно

Клавдий – убийца, вор, «король из пестрых тряпок».
    С самого начала трагедии мы видим Гамлета потрясенным. Чем дальше развивается действие, тем явственнее становится душевный разлад, переживаемый героем. Клавдий и вся мерзость, окружавшая его, ненавистны Гамлету. Он принимает решение мстить. При этом герой понимает, что зло – не в одном Клавдии. Весь мир поддался порче.

Читайте также:  Женская рок-поэзия в россии

Гамлет ощущает свое предназначение: «Век расшатался – и скверней всего, /Что я рожден восстановить его».
    Гамлет часто говорит о смерти. Уже вскоре после своего появления он выдает затаенную мысль: жизнь стала ему настолько отвратительна, что он покончил бы с собой, если бы это не считалось грехом. Героя волнует сама тайна смерти.

Что она такое – сон или продолжение мук земной жизни? Страх перед неизвестностью, перед страной, откуда еще никто не возвращался, нередко заставляет людей уклоняться от борьбы, бояться смерти.
    Созерцательность натуры Гамлета, его ум сочетаются со стремлением к физическому совершенству. Он ревниво относится к своей славе лучшего фехтовальщика.

Гамлет считает, что человек должен представлять собой гармоничное слияние разнообразных достоинств: «Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как беспределен и чуден в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чуден в действии!… Краса вселенной! Венец всего живущего!»
    Влюбленность в идеал человека делает для Гамлета особенно болезненным разочарование в окружающем и самом себе: «Из людей меня не радует ни один…», «О, что за дрянь я, что за жалкий раб». Такими словами Гамлет беспощадно осуждает человеческое несовершенство, в ком бы оно не проявлялось.

    На протяжении всей пьесы Гамлета мучит противоречие между собственным крайним смятением и острым ощущением возможностей человека. Именно оптимизм и неистощимая энергия Гамлета придают его пессимизму и страданиям ту необыкновенную силу, которая потрясает нас.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

/ Сочинения / Зарубежная литература / Шекспир У. / Образ Гамлета в трагедии У. Шекспира «Гамлет»

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00041101184864251885

Образ Гамлета в трагедии Шекспира «Гамлет»

Прототип Гамлета – полулегендарный принц Амлет. Его имя фигурирует в одной из исландских саг поэта-скальда Снорри Стурлусона. Принц жил в языческие времена, то есть до 826 года, когда была предпринята первая попытка христианизации Дании.

Считается, что основной источник при создании трагедии Шекспира – III книга хроники «Деяния данов» Саксона Грамматика. Там в конце рассказывается история о мести Амлета. Доподлинно неизвестно, откуда ее взял Саксон Грамматик – из письменных или устных источников. Согласно хронике «Деяния данов», дядя Амлета убил его отца, после чего женился на матери.

Затем он несколько раз пытался извести принца, но неудачно. В итоге Амлету удалось убить дядю и стать королем.

По верному замечанию литературного критика В. Г. Белинского, состояние, в котором находился Гамлет до смерти отца, – «младенческая, бессознательная гармония». Принц не знает настоящей жизни. Возможность познать ее открывается перед ним как раз в самом начале пьесы.

При этом она связана с несколькими сильнейшими потрясениями. Гамлет узнает о смерти отца, о новом поспешном браке матери и о том, что отец убит родным братом. По мнению принца, «век расшатался», мировой порядок попран. Гамлет решает, что именно ему суждено восстановить естественный ход вещей.

Он не хочет и не может мириться со злом.

Далее Гамлет притворяется, будто лишился рассудка. Мнимое сумасшествие нужно ему, чтобы воздействовать на предполагаемого убийцу отца – Клавдия. У Саксона Грамматика Амлет посредством имитации безумия пытался усыпить бдительность дяди.

У шекспировского Гамлета другая цель – встревожить Клавдия, вызвать у него подозрения. Кажется, принц откладывает месть из-за нерешительности, слабости. В действительности это не так. О том, что Клавдий – убийца, Гамлет узнает от Призрака своего отца.

Не желая полагаться на слова сущности из потустороннего мира, принц хочет найти реальные доказательства вины дяди.

Совет

Как нельзя кстати в Эльсиноре появляется актерская труппа. Гамлет заказывает у них спектакль «Убийство Гонзаго», чтобы показать на сцене точно такое же злодеяние, которое совершил Клавдий. Кроме того, принц просит артистов дополнить текст пьесы 16 строчками, написанными им самим. Гамлет приготовил ловушку для дяди, предстоящее зрелище он называет петлей, «чтоб заарканить совесть короля».

В первой сцене третьего акта Гамлет произносит знаменитый монолог «Быть или не быть», представляющий собой высшую точку сомнений принца. В нем герой рассуждает, стоит ли ему сражаться против зла, о смерти и о том, что ждет человека после нее, о бедствиях, которые людям приходится терпеть в этом мире.

После спектакля «Убийство Гонзаго» Гамлет становится на сто процентов уверен в вине Клавдия. Так как сомнений больше нет, принц созрел для мести – он готов убить злодея-короля. Вскоре Гамлету представляется возможность совершить задуманное.

Идя к матери, принц застает Клавдия в одиночестве, когда король пытается отмолить грехи. Из-за этого Гамлет откладывает убийство. Он не хочет, чтобы душа злодея попала на небо. Принц желает Клавдию адских мук.

О том, что Гамлет настроен решительно, свидетельствует сцена, когда он убивает Полония, перепутав его с королем.

Сумев избежать смертельной ловушки, устроенной Клавдием при помощи Розенкранца и Гильденстерна, пережив смерть Офелии, Гамлет подходит к финалу. Когда он получает от Лаэрта предложение состязаться в фехтовании, то не ждет подвоха, так как считает Лаэрта дворянином. Несмотря на это, у принца есть плохое предчувствие.

Горацио советует ему отказаться от поединка, но Гамлет не соглашается с другом. Ранее – то ли во время плавания на корабле, следовавшем в Англию, то ли при бегстве с него, то ли после возвращения на родину – принц осознает, что есть некая высшая сила, которая играет решающую роль в человеческих судьбах.

Гамлет, до этого полагавший, что все зависит только от его воли, теперь понимает – многое зависит от обстоятельств.

Обратите внимание

Принц умирает, заколотый отравленный клинком Лаэрта. Перед смертью он успевает убить Клавдия, отправив его черную душу в ад. Тело Гамлета уносят со сцены с воинскими почестями.

Действие пьесы происходит в течение нескольких месяцев. При этом перед читателями – вся подлинная жизнь Гамлета, которая началась, когда он оказался вовлеченным в драматический конфликт. Как отмечает литературовед А. А.

Аникст, принц предстает типичным «универсальным человеком» эпохи Возрождения. Гамлет хорошо образован, любит театр, иногда пишет стихи. При этом его можно назвать опытным фехтовальщиком.

Если бы принц стал королем, скорей всего, он был бы мудрым и справедливым правителем.

Гамлет – последователь принципов гуманизма. Принц понимает, что должен убить Клавдия. Король не просто злодей, а рассадник зла в Дании. Он смог подмять под себя, сделать своими пособниками многих людей – например, Розенкранца и Гильденстерна, Лаэрта, Офелию.

Уничтожить Клавдия можно лишь одним способом – посредством убийства, то есть Гамлету самому нужно совершить зло. И здесь в сознании принца возникает противоречие.

Тем не менее, преодолев все сомнения, Гамлет убивает злодея Клавдия, умирая при этом сам, а власть в Дании переходит к Фортинбрасу.

  • «Ромео и Джульетта», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира

  • «Гамлет», краткое содержание по актам и сценам трагедии Уильяма Шекспира

  • «Ромео и Джульетта», краткое содержание по действиям и сценам трагедии Уильяма Шекспира

  • «Гамлет», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира

  • «Отелло», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира

  • «Отелло», краткое содержание по актам и сценам трагедии Уильяма Шекспира

  • «Макбет», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира

  • «Король Лир», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира

  • «Буря», художественный анализ трагикомедии Уильяма Шекспира

  • «Макбет», краткое содержание по актам и сценам трагедии Уильяма Шекспира

  • «Буря», краткое содержание по актам и сценам трагикомедии Уильяма Шекспира

  • «Двенадцатая ночь, или Что угодно?», художественный анализ комедии Уильяма Шекспира

  • «Король Лир», краткое содержание по актам и сценам трагедии Уильяма Шекспира

  • «Сон в летнюю ночь», краткое содержание по актам и сценам комедии Шекспира

  • «Сон в летнюю ночь», художественный анализ комедии Уильяма Шекспира

По произведению: «Гамлет»

По писателю: Шекспир Уильям

Источник: https://goldlit.ru/shakespeare/1254-obraz-gamleta

Гуманизм образа Гамлета в одноименной трагедии Шекспира

Гуманизм Гамлета действенный, активный.

Чем больше герой задумывается над своим несчастьем, тем четче, яснее представляет себе масштабы общественного зла, на борьбу с которым он выступает, и тем четче вырисовывается перед нами душевное благородство и необыкновенная смелость человека, который отважился на такой страшный поединок». В Гамлете побеждает сила духа. Упрекая себя за временное промедление, за то, что не смог сразу справиться со своим страданьем, он избирает путь активного вмешательства в события и готов, «ополчась на море смут, сразить их противоборством». И первым шагом активного действия явилось «зрелище-петля», чтоб заарканить совесть короля». Клавдий не выдерживает испытания. Побледнев, он покидает представление, чем подтверждает свою виновность и укрепляет решимость Гамлета.

Дальше события развиваются стремительно. В тот же вечер состоялось объяснение принца с матерью, которую он тоже не щадит и раскрывает ей глаза на гнусность брака с дядей, заставляет заглянуть в себя и увидеть в душе своей «столько черных пятен, что их ничем не вывести».

  • Идя на объяснение с матерью,
  • Гамлет занес было меч над головой
  • Клавдия, но остановился
  • И не слабость была тому причиной.
  • Король молился.
  • И убив его за молитвой,
  • шлет подарил бы ему небесное прощенье.
  • (Объясняя поведение принца в эту минуту, нельзя не учитывать эпоху).

А Гамлету хотелось покарать злодея не только на земле, застав за черным делом, но не дать ему и прощения небесного. Вот почему он так решительно пронзил мечом того, кто, прячась за ковром, подслушивал сто разговор с матерью, и так огорчился, когда оказалось, что это был не Клавдий.

Нечаянное убийство Полония повлекло за собой открытую; борьбу Клавдия против принца, но теперь Гамлет морально был уже готов к сражению и даже преднамеренно обостряет отношения с дядей. В присутствии придворных не говорит, что король – это пища червей, для которых он такая же снедь, как и сухопарый нищий.

Проницательность подсказывает Гамлету, что предложение отправиться в Англию – ловушка. И хотя силы не равны! он готов сразиться с врагами. В разговоре с матерью он замечает:

  • «Есть прелесть в том, когда две хитрости столкнутся лбом».
  • Словно боец на поле брани,
  • Гамлет намерен «врыться глубже их аршином, чтоб их пустить к луне».
  • Так и случилось: вместо себя принц отправил на смерть «друзей» – предателей.

Поведение принца на корабле, находчивость и стремительность убеждают нас в его способности к решительным действиям. По мере того, как развивается действие, воля принца мужает, он одобряет решительность Фортинбраса, который «вступит в бой из-за былинки, когда задета честь».

Все, что случилось во время состязания Гамлета и Лаэрта на рапирах, подготовленного королем, явилось разоблачением Клавдия и произошло на глазах у придворных, убедившихся в вероломстве и лицэмерии узурпатора. Злодей казнен, но и сам принц смертельно ранен.  Гамлет одержал моральную победу, не смирился со злом, не отказался от борьбы.

Но ему так и не удалось исправить «вывихнутый век».

Трагедия Гамлета состояла в том, что, сознавая необходимость борьбы и духовно уже готовый к ней, он оставался одиноким и не знал, как осуществить свое назначение бсрца, призванного восстановить справедливость, Мысль об опоре на народ у принца не возникала.

 Таким образом, в href=”https://www.school-essays.info/category/sochineniya-po-sovremennoj-literature/”>Гамлете

Шекспир показал не только силу мироощущения гуманистов Англии XVI века, их ненависть к тирании, непримиримость к насилию, но и слабость, колебание, неуверенность.

Источник: https://www.school-essays.info/gumanizm-obraza-gamleta-v-odnoimennoj-tragedii-shekspira/

Образ главного героя в трагедии В. Шекспира “Гамлет”

Школа №931

Юго-Западного округа г. Москвы

РЕФЕРАТ

по зарубежной литературе

на тему: Образ главного героя<\p>

в трагедии В. Шекспира “Гамлет”

ученицы 9 “Б” класса

Семененко Наталии.

2001-2002

Содержание

№стр

  1. Введение 3
  2. Гамлет выразитель взглядов и 5

идей эпохи Возрождения

  1. Литературная полемика вокруг 18

образа Гамлета

  1. Вывод 21
  2. Список используемой литературы 24

I. Введение

Среди пьес Вильяма Шекспира “Гамлет” – одна из самых известных. Героем этой драмы вдохновлялись поэты и композиторы, философы и политические деятели.

Огромный круг философских и этических вопросов переплетается в трагедии с вопросами общественными и политическими, характеризующими неповторимую грань XVI и XVII веков.

<\p>

Шекспировский герой стал пламенным выразителем тех новых взглядов, которые принесла с собой эпоха Возрождения, когда передовые умы человечества стремились восстановить не только утраченное за тысячелетие средневековья понимание искусства древнего мира, но и доверие человека к собственным силам без упований на милости и помощь неба.

Важно

Общественная мысль, литература, искусство эпохи Возрождения решительно отбросили средневековые догмы о необходимости ежечасного смирения духа и плоти, отрешенности от всего реального, покорного ожидания того часа, когда человек перейдет в “потусторонний мир”, и обратились к человеку с его мыслями, чувствами и страстями, к его земной жизни с ее радостями и страданиями.

Трагедия “Гамлет” “зеркало”, “летопись века”.

В ней отпечаток времени, в которое не только отдельные личности целые народы оказались как бы между молотом и наковальней: позади, да и в настоящем, – феодальные отношения, уже в настоящем и впереди буржуазные отношения; там суеверие, фанатизм, здесь вольнодумство, но и всемогущество золота. Общество стало гораздо богаче, но и нищеты стало больше; индивиду куда свободнее, но и произволу стало вольготней.

Государство, в котором живет, изнывая от язв его и пороков, принц Датский, это вымышленная Дания. Писал же Шекспир о современной ему Англии. Все в его пьесе герои, мысли, проблемы, характеры принадлежит обществу, в котором жил Шекспир.

“Гамлет” наполнен столь глубоким философским содержанием, в трагедии дана такая широкая картина современной Шекспиру жизни, в ней созданы такие грандиозные человеческие характеры, что мысли и чувства писателя, заключенные в этом шедевре шекспировской драматургии, стали близки и созвучны не только его современникам, но и людям иных исторических эпох.

II. Гамлет выразитель взглядов и идей эпохи Возрождения.

Шекспир вступил в новый XVII век как зрелый и овеянный славой художник. Началось последнее десятилетие его творчества.

Художник с огромной силой выражает мысли и настроения передовых людей своего времени, он создает цикл своих великих трагедий.

По мысли Шекспира природа человека неотрывна от добра. И истоки трагедии писатель видит в расхождении природы человека и его поведения. Этот конфликт Шекспир наиболее полно и ярко показал в одной из самых своих значительных трагедий “Гамлет”.

Каждое время по-новому переживало ситуации и проблемы этой трагедии. В течении почти четырех веков она служила человечеству зеркалом, в котором каждое поколение рассматривало свое лицо. И всякий раз это лицо было иным.

Сохраняя свой строгий костюм, датский принц представал то пылким, то вялым, то гуманным, то холодным. Почему?<\p>

Совет

Гамлет – не узко-бытовой образ, но характер, наполненный огромным философским и жизненным содержанием.

В образе Гамлета с определенной силой выражено то состояние, которое было типично для множества людей шекспировской эпохи.

Понять героя любой драмы можно исходя из логики самой драмы. Не то с Гамлетом. Недаром другие персонажи трагедии сравнивают Гамлета сегодня с Гамлетом вчерашним. Вот таким вспоминает прежнего Гамлета Офелия: “Взор вельможи, меч солдата, язык ученого”1.

<\p>

Для принца пороки двора – концентрация нравов всей парадной, официальной жизни государства, и<\p>

1 Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II – М., Рипод классик, 2001, стр.197.

он так измучен, так раздражен, что едва боковым зрением улавливает другую его сторону. Как принц, Гамлет хорошо знает, чего стоят так называемые “высокие” звания и почести, за которыми всегда срываются случайности рождения или прихоти властелина.

Гамлет несет в себе луч великой надежды горячий интерес к будущему человечества. Последнее его желание сохранить свое “раненое имя” в памяти потомства, и, когда Гора�

Источник: https://www.studsell.com/view/93762/

Сочинение на тему образ гамлета в трагедии шекспира

Гамлета каждый воспринимает по-своему. Кто-то считает его борцом, кто-то – слабохарактерным, но всё же этого персонажа знают и любят очень многие.

Гамлет является героем одноименной пьесы У. Шекспира. Датский принц некогда был счастливым юношей, с любящей семьёй, любимой девушкой и настоящими верными друзьями.

Однажды у героя умирает отец, и с этого момента его жизнь переворачивается с ног на голову. Мать выходит замуж за брата своего покойного мужа. Клавдий становится новым королём.

Во сне Гамлету является призрак умершего отца, который рассказывает, что виноват во всём Клавдий, и просит отомстить. Прежний мир Гамлета начинает рушиться.

Обратите внимание

Раньше Гамлет считал человека венцом творения, центром Вселенной, который может абсолютно всё. А теперь он понимает, что абсолютно беспомощен.

И задаёт вопрос: «Быть или не быть?» Эта фраза известна всему миру, она на устах даже тех, кто не знаком с произведением.

Что же лучше, признать и принять несовершенство мира сего? Или бороться за справедливость вопреки всему? По его мнению, честные люди на нашей земле большая редкость, их единицы на десятки тысяч. А «Дания – тюрьма… со множеством темниц».

Возможно, Гамлет и дальше жил бы со своими убеждениями, но произошедшие события заставили этого человека посмотреть по-новому на всё вокруг. Герой находится в полном отчаянии, на грани. В результате его сознание словно раздваивается, и чем дальше, тем больше.

В конечном счёте герой так и не нашёл для себя правильного ответа. Никуда не ушли сомнения, терзавшие его. Гамлет словно излучает страдание и пессимизм, но с огромной силой. Возможно в этом причина такой большой привязанности читателя к этому герою.

Это произведение учит нас тому, что нельзя быть влюблённым в идеал человека, нельзя верить в его могущество. Как ни печально, но этот мир далёк от совершенства. Не стоит этого забывать. Лучше надеяться на лучшее, но быть готовым к худшему.

Тогда ни одна ситуация не сможет так разрушить мир человека, как это случилось с Гамлетом.

Сочинение » Гамлет – Шекспир » Сочинение на тему «Образ Гамлета» по произведению У. Шекспира «Гамлет»

Важно

В пьесах Шекспира есть такая особенность: каков бы ни был отрезок времени, когда происходит действие, в течение его человек проходит свой жизненный путь.

Жизнь героев шекспировских трагедий начинается с того момента, когда они оказываются вовлеченными в драматический конфликт.

И действительно, человеческая личность раскрывает себя полностью, когда вольно или невольно вовлекается в борьбу, исход которой оказывается иногда для нее трагическим.

Перед нами прошла вся жизнь Гамлета. Да, именно так. Хотя действие трагедии охватывает всего несколько месяцев, но они и были периодом подлинной жизни героя. Правда, Шекспир не оставляет нас в неведении, каким был герой до того, как возникли роковые обстоятельства.

Несколькими штрихами автор дает понять, какою была жизнь Гамлета до гибели его отца. Но всё предшествующее трагедии имеет мало значения, потому что нравственные качества и характер героя выявляются в процессе жизненной борьбы.

Конечно, не безразлично, каким был датский принц до событий, с которых начинается трагедия, нам он открывается уже тогда, когда жизненные потрясения вызвали перемены в его взглядах и поведении.

Двумя средствами знакомит нас Шекспир с прошлым Гамлета: его собственными речами и мнением о нем других.

Из слов Гамлета «я утратил свою веселость, забросил все привычные занятия» (II, 2, 306—307) легко сделать вывод о душевном состоянии Гамлета-студента. Он жил в мире интеллектуальных интересов. Не случайно Шекспир-художник избрал именно Виттенбергский университет для своего героя.

Совет

Слава этого города основывалась на том, что именно здесь Мартин Лютер 31 октября 1517 года прибил к дверям собора свои 95 тезисов, направленных против римско-католической церкви. Когда в специальной булле папа римский осудил его, Лютер сжег в 1520 году этот документ.

Виттенберг стал, благодаря этому, синонимом духовной реформации XVI века, символом свободной мысли. Не принцы, не придворные составляли круг, в котором вращался Гамлет, а его товарищи по университету.

При всей экономии, необходимой для драмы, Шекспир ввел в число действующих лиц трех однокашников Гамлета по университету — Горацио, Розенкранца и Гильденстерна. От этих последних мы узнаем, что Гамлет был любителем театра. При этом он не ограничивался посещением спектаклей, но был вхож за кулисы, лично знал актеров.

Нам известно также, что Гамлет не только читал книги, но и сам писал стихи. Этому обучали в тогдашних университетах. В трагедии есть даже два образца литературного письма Гамлета: любовный стишок, адресованный Офелии, и шестнадцать стихотворных строк, вставленных им в текст трагедии «Убийство Гонзаго».

Автором подчеркнута интеллектуальность Гамлета, его широкий интерес к культуре и особенно к искусству (литература, театр). Но это далеко не весь Гамлет. Шекспир представил его типичным «универсальным человеком» эпохи Возрождения. Именно таким рисует его Офелия в уже цитированных словах, жалея, что, лишившись рассудка, Гамлет утратил свои прежние качества:

О, что за гордый ум сражен! Вельможи,

Бойца, ученого — взор, меч, язык;

Цвет и надежда радостной державы,

Чекан изящества, зерцало вкуса,

В подлиннике слову «вельможа» соответствует (courtier) придворный. Чтобы понять смысл этого определения, надо отвлечься от обычного понятия, связанного с этим словом, — человек, служащий при дворе царственных лиц.

Одним из важнейших теоретических документов итальянского гуманизма было сочинение Бальдассаро Кастильоне «Придворный» (1528). В нем в форме диалога обсуждаются качества, необходимые идеальному дворянину.

Он должен быть всесторонне развитым человеком, способным проявить себя наилучшим образом в любом виде жизнедеятельности. Книга Кастильоне стала своего рода библией европейского гуманизма.

Обратите внимание

В 1561 году Томас Хоби перевел ее, и английские гуманисты приняли изложенный там кодекс правил поведения как закон, которому должен следовать каждый, кто хочет достигнуть вершин человеческой культуры. Именно в этом смысле Офелия и называет Гамлета «придворным».

Она называет его также воином (soldier). Как истинный «придворный», Гамлет владеет и мечом. Он опытный фехтовальщик, постоянно упражняется в этом искусстве и демонстрирует его в роковом поединке, завершающем трагедию.

Слово «ученый» (scholar) здесь означает высокообразованного человека, а не научного деятеля.

В Гамлете также видели человека, способного управлять государством, недаром он — «цвет и надежда радостной державы». Благодаря его высокой культуре, от него многого ожидали, когда он унаследует престол.

Все внутренние совершенства Гамлета отражались и в его внешнем облике, обхождении, изяществе поведения.

Таким виделся Гамлет Офелии до того, как в нем произошла разительная перемена. Речь любящей женщины является вместе с тем и объективной характеристикой Гамлета.

В общении с нею, однако, он этих качеств на протяжении трагедии уже не проявляет. Поэтому она видит лишь утрату их принцем: «пал, пал, до конца» (III, 1, 162).

Но таким Гамлет остается в сущности и тогда, когда стал представляться сумасшедшим.

Важно

Шутливые беседы с Розенкранцем и Гильденстерном дают понятие о присущей Гамлету светскости. Его интерес к театру отражает пристрастие к искусству. Россыпи мысли, наполняющие речи принца, говорят о его уме, наблюдательности, умении остро сформулировать мысль. Боевой дух он проявляет в столкновении с пиратами.

А как можем мы судить, насколько права Офелия, утверждая, что в нем видели надежду для всей Дании получить мудрого и справедливого монарха? Для этого достаточно вспомнить ту часть монолога «Быть иль не быть», где Гамлет осуждает «судей медливость, заносчивость властей и оскорбленья, чинимые безропотной заслуге» (III, 1, 72—74). В числе бедствий жизни он называет не просто «гнев сильного», а несправедливость угнетателя (oppressor's wrong), под «насмешкой гордеца» подразумевается высокомерие знати по отношению к простым людям.

Гамлет изображен последователем принципов гуманизма. Как сын своего отца, он должен отомстить его убийце и полон ненависти к Клавдию.

Более того, как человек широкомыслящий, Гамлет сознает, что Клавдий не только сам злодей, но и рассадник зла в стране. Он совратил не только мать принца, но и всех вокруг, заставлял служить ему, вовлекая в общую пучину зла.

Это изображено в трагедии весьма наглядно. Пособниками Клавдия становятся Полоний, Розенкранц и Гильденстерн, Лаэрт и даже Офелия.

В сознании Гамлета возникает глубочайшее противоречие. Отомстить за отца его священный долг, уничтожить Клавдия необходимо, ибо он сеет повсюду зло. Но осуществить стоящую перед ним задачу Гамлет может только убийством, то есть должен совершить то самое зло, которое вызвало его глубокое возмущение.

За этим противоречием кроется другое. Будь зло воплощено в одном Клавдии, решение задачи было бы просто. Но Гамлет видит, что злу подвержены и другие люди. Ради кого очищать мир от зла? Ради Гертруды, Полония, Розенкранца, Гильденстерна, Озрика?

Вот противоречия, гнетущие сознание Гамлета.

Мы видели, он ведет борьбу, морально уничтожает тех, кто предает человеческое достоинство, наконец, пускает в ход и оружие. Гамлет хотел бы исправить мир, но не знает как! Он сознает, что простым кинжалом, убив себя, не уничтожишь зла. А можно ли его уничтожить, убив другого?

Совет

Известно, что одним из кардинальных вопросов гамлетовской критики является медлительность принца. Из произведенного нами анализа поведения Гамлета нельзя вывести, что он медлит, ибо, так или иначе, он действует все время.

Подлинная проблема состоит не в том, почему медлит Гамлет, а в том, чего он может добиться, действуя. Не просто осуществить задачу личной мести, а вправить вывихнувшийся сустав Времени (I, 5, 189—190).

Гамлет не лжет, когда восклицает:

Зачем живу, твердя: «Так надо сделать»,

Раз есть причина, воля, мощь и средства

Чтоб это сделать.

Он смел, без страха бросается на призыв Призрака и следует за ним, вопреки опасливым предупреждениям Горацио. Разве не чувствуется сила его духа в словах:

И это тело в каждой малой жилке

Полно отваги, как Немейский лев.

Гамлет способен быстро принимать решения и действовать, как тогда, когда он услышал за занавесом крик Полония.

Хотя мысли о смерти часто волнуют Гамлета, он ее не боится: «Мне жизнь моя дешевле, чем булавка. » (I, 4, 65).

Это сказано в начале трагедии и повторено незадолго до ее конца: «его не страшат предвестия ; не все ли равно — расстаться рано? Пусть будет» (V, 2, 230, 234—235). А еще раньше, отправив Розенкранца и Гильденстерна на верную смерть, Гамлет с горькой иронией замечает: «Жизнь человека — это молвить: «Раз» (V, 2, 74). Вывод подсказан всем предшествующим опытом героя.

Copyright © Уильям Шекспир — материалы о жизни и творчестве 2005—2017.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: https://miyakirb.ru/3614/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]