Королевы рока: 10 главных женщин российской рок-сцены
Даже в такой суровой музыке как рок есть место прекрасным дамам, которые не редко дают фору сильному полу. Представляем вам 10 очаровательных девушек, которые заслужили восхищение не только своей красотой, но и талантом.
1. Настя Полева
Одна из самых ярких представительниц екатеринбургской рок-сцены 80-х, Настя Полева известна своим активным сотрудничеством с группой «Наутилус Помпилиус» и мрачными песнями о мистических явлениях.
2. Земфира
Земфиру можно по праву считать не только главной женщиной в современном русском роке (хотя ее творчество выходит далеко за пределы жанра), но и одним из самых ярких и интересных музыкантов в российской истории. Еще до экспериментов со звуком и стилями популярность певице принесли хорошие песни с приятными гармониями и запоминающимися мелодиями.
3. Диана Арбенина
Кумир всех начинающих школьниц-поэтесс и девушек нетрадиционной ориентации, вокалистка и автор песен «Ночных Снайперов» ворвалась в радиоэфир на рубеже веков с оголенным нервом своих песен, и с тех пор прочно обосновалась на Олимпе «Нашего радио».
4. Янка Дягилева
До сих пор неизвестны обстоятельства смерти Дягилевой в возрасте 24 лет, но она до сих пор для многих остается символом творчества, лишенного лицемерия. В свое время была частью «Гражданской Обороны», с лидером которой Егором Летовым до конца жизни ее связывали очень странные отношения
5. Чичерина
Пожалуй, одна из самых позитивных групп «серебряного века» русского рока начала нулевых. Вместе с фильмом «Брат-2» песни группы Юли «Ту-лу-ла» и «Жара» штурмовали чарты по всей стране, и до сих пор их можно услышать как в гламурных клубах, так и на пьяных рок-вечеринках.
6. Мара
Поддержала падающее знамя женского представительства в русском роке в середине прошлого десятилетия и выпустила два коммерчески успешных альбома. Неоднократно меняла составы и продюсеров, что в итоге привело к некоторому затишью.
7. Маша Макарова
Официально самая сумасшедшая представительница слабого пола на отечественной рок-сцене, Маша прошла путь от всеобщего признания (вспомните «Любочку» и «Рейкьявик») до забвения и обратно. Выступление в леопардовой шубе и парике на разогреве у Аврил Лавин – весьма впечатляющее зрелище.
8. Юта
Воспевшая алкогольные напитки в своем дебютном сингле, Юта всегда умело держалась в стороне от ярких лучей славы, чтобы сохранить свободу творчества и возможность писать свои трогательные меланхоличные песни.
9. Блондинка Ксю
Ксению Сидорину журнал “Rolling Stone” как-то назвал секс-символом отечественного рока. И, определенно, заслуженно.
10. Хелависа
Хотя «Мельница» и не относится к рок-сцене, в последние десять лет эта группы не раз занимала вершины чартов «Нашего радио», а вокал Хелависы привлекал толпы поклонников на концерты и фестивали.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите “Подписаться на канал”, чтобы читать Ruposters в ленте “Яндекса” https://zen.yandex.ru/ruposters.ru
Источник: https://ruposters.ru/news/29-06-2015/10-glavnyh-zhenshhin-rossijskoj-rok-sceny
Женское лицо русского рока
Кому-то это покажется ужасным, но это факт: рок-индустрию медленно, но верно охватывают феминистские идеи. Вспомните: еще в 1980-х рок-музыка была вотчиной энергичных мужчин, с редкими вкраплениями женских лиц.
А сегодня, женщина на рок-сцене — зрелище привычное, а, иногда, даже завораживающее! На этих девушек, к примеру, стоит обратить внимание всем любителям рок-музыки: ведь именно они сегодня определяют лицо современной рок-культуры.
Ольга Борисовна Кормухина (Рок Ателье, Красная Пантера, Гелла)
Российская певица. Заслуженная артистка России.
Начало карьеры приходится на 1980 год. Участница джаз-рок фестиваля «Нижегородская весна».
1987 год — Рок Ателье
1988 год — Красная Пантера
По итогам 1991 года получила премию Овация, в номинации «Лучшая Рок-певица»
С 2000 — 2001 г.
сотрудничает с собственным мужем, Александром Беловым (Гитарист группы «Gorky Park»)
Дискография:
1988 — Ольга Кормухина и «Рок-Ателье» (в составе группы «Рок-Ателье» (LP, миньон)
1989 — «Время пришло» (в составе группы «Красная пантера» (LP) (альбом не издан)
1991 — «За гранью слов» (LP)
2011 — «Я падаю в небо» (макси-сингл)
2012 — «Падаю в небо» (CD)
2012 — «I believe» (Памяти Гуннара Грапса) (сингл)
2014 — «Moscow Calling» (Ольга Кормухина / Алексей Белов) (сингл)
2014 — «Падаю в небо. МХАТ им. М.Горького» (DVD)
2014 — «Я такой же, как ты» (Ольга Кормухина / Алексей Белов) (сингл)
2015 — «Шепоты и Крики» (Ольга Кормухина / Алексей Белов) (альбом)
2015 — «Нас учили быть птицами» (сингл)
2015 — «Говори Не Молчи» (Ольга Кормухина / Алексей Белов) (сингл)
2016 — «Соль» (Ольга Кормухина / Алексей Белов) (альбом)
Земфира
Земфира Талгатовна Рамазанова — российская рок-певица, музыкант, композитор, продюсер и автор песен. Земфира стала олицетворением нового движения в русском роке, которое журналисты окрестили «женский рок». В начале 1998 года Земфира переезжает из родной Уфы в Москву, где начинает работу со своей группой «Zемфира» над первым студийным альбомом, выпущенным спустя год.
Дискография:
Номерные альбомы
«Земфира» (1999)
«Прости меня моя любовь» (2000)
«Четырнадцать недель тишины» (2002)
«Вендетта» (2005)
«Спасибо» (2007)
«Жить в твоей голове» (2013)
Диана Сергеевна Арбенина
Российская певица, музыкант, поэтесса, лидер рок-группы «Ночные снайперы». Заслуженная артистка Чеченской Республики. После ухода из «Ночных Снайперов» Светланы Сургановой в 2002 году, Диана Арбенина является единственной вокалисткой коллектива. На сегодняшний день, Диана — автор более 200 песен.
За время существования группы были записаны альбомы:
«Первая пуля» (неизданный альбом, 1993),
«Вторая пуля» (неизданный альбом, 1995),
«Капля дёгтя/В бочке мёда» (1998),
«Британец» (сингл, 1999)
«Детский лепет» (1999),
«Канарский» (1999, выпущен в 2009 на виниле),
«Рубеж» (2001),
«Живой» (2002),
«Цунами» (2002),
«Тригонометрия» (концертный альбом, 2003),
«SMS» (2004),
«Симаута» (сингл, 2005),
«Тригонометрия-2» (концертный альбом, 2005),
«Koshika» (2006),
«Бонни & Клайд» (2007),
«Южный Полюс» (сингл, 2009),
«Армия2009» (2009),
«Последний патрон» (DVD, 2009),
«Армия-тур. Финал» (DVD, 2009),
«Кандагар» (сингл, 2010),
«Мотофозо» (DVD, 2011),
«4» (2012),
«Акустика. Песни как они есть» (диск 1. «Тени в раю» диск 2. «Между нами») (2013),
«Мальчик на шаре» (2014),
«Выживут только влюбленные» (2016).
Светлана Яковлевна Сурганова (Сурганова и Оркестр, Ночные Снайперы)
Российская певица, музыкант, поэт.
Светлана уроженка Ленинграда. Начала писать песни в 14 лет. С 1993 года вместе с Дианой Арбениной создает проект «Ночные Снайперы».
В 2003 году создает собственный проект «Сурганова и Оркестр»
Дискография «Сурганова и Оркестр»:
(2003) Неужели не я
(2004) Корабли
(2005) Возлюбленная Шопена
(2005) Любовное настроение
(2006) КругоСветка
(2007) Соль
(2008) Проверено временем
(2009) Чужие как свои
(2011) Увидимся скоро
(2014) Игра в классики
(2015) Миру Мир
(2016) Как я провёл этот летник
(2017) Песни военных лет
Юлия Дмитриевна Чичерина
Российская рок-певица, музыкант, автор и исполнительница своих песен. Юля Чичерина родилась в августе 1978 года в Свердловске. Девушка приходится правнучкой наркому иностранных дел Советского Союза Георгию Чичерину. Её творчество относится к волне российской музыкальной культуры «Уральский рок», наряду с группами «Сансара» и «Смысловые галлюцинации».
Дискография:
Студийные альбомы:
2000 — «Сны»
2001 — «Течение»
2002 — «Точки» (Live)
2004 — «Off/On»
2006 — «Музыкальный фильм»
2007 — «Человек-птица»
2015 — «Сказка о странствии и поиске счастья»
Синглы:
2000 — «Ту-лу-ла»
2001 — «Дорога»
2009 — «Шила платье»
2009 — «Christmas»
2011 — «Опасно»
2016 — «На передовой»
Дарья «НУКИ» Ставрович (НУКИ, Слот)
Дарья Сергеевна Ставрович — российская певица, вокалистка группы «Слот».
В конце 2012 года начал свою деятельность сольный проект Дарии Ставрович — «Нуки» — в котором кроме неё участвуют её коллеги по группе «Слот», «ID» и «Дуду».
С 2013 года участвует в международном проекте «Forces United» в компании с такими личностями как Максим Самосват(Эпидемия) , Константин Селезнёв(Фактор Страха).
Студийные альбомы:
2007 — «2 войны»
2007 — «Тринити»
2009 — 4ever
2011 — F5
2011 — Break the Code
2013 — «Шестой»
2016 — Septima
«Нуки»
2013 — «Живы»
2015 — «Пыльца лунной бабочки»
Мария «Scream» Архипова (Аркона, Nargathrond)
Группа «Аркона» была образована в начале 2002 года.
Мария Архипова и Александр Королев, основатели проекта — участники долгопрудненской родноверческой общины.
Группа выступает в таких жанрах как Фолк-метал и Симфоник-метал
Первый альбом группы был выпущен в 2004 году.
в 2006 выпущен концертный DVD.
Студийные альбомы
2004 — «Возрождение».
2004 — «Лепта».
2005 — «Во славу великим!».
2007 — «От сердца к небу».
2009 — «Гой, Роде, гой!».
2011 — «Слово».
2011 — «Стенка на стенку» — мини альбом
2014 — «Явь».
Концертные альбомы
2006 — «Жизнь во славу…».
2013 — «10 лет во славу».
Видеоальбомы
2006 — «Жизнь во славу…».
2009 — «Ночь Велесова».
2012 — «Битва в Воронеже».
Ольга Викторовна Арефьева (Ковчег)
«Ковчег» — российская музыкальная группа, её создатель и бессменный лидер — Ольга Арефьева.
Не совсем, конечно, рок, но стоит упоминания.
Группа образована в 1990 году в Москве.
У группы несколько составов (проектов):
Электрический Ковчег
Акустик Ковчег
Регги Ковчег и т.д.
Дискография
«Регги-Ковчег»
Reggae-Ковчег (1994)
Батакакумба (1995)
Регги Левой Ноги (2000)
Электрический «Ковчег»
Божия коровка (1999)
Кон-Тики (2004)
А и Б (2006)
Авиатор (2010)
Снег (2011)
Х-воин (2012)
«Акустик-Ковчег»
Акустик-Ковчег (1994)
Девочка-скерцо (1997)
Сторона От (1998)
Колокольчики (1999)
Анатомия (2001) (проект «Анатомия»)
Письма Бабочек (2004)
Каллиграфия (2008)
«Шансон-Ковчег»
Крутится-Вертится (2005)
Наталья Андреевна О’Шей — Николаева (Мельница)
Скорее фолк, но есть очень сильные электрические вещи.
Группа образована 1999 году. В 2005 году попали в хит парад Нашего Радио «Чартова Дюжина».
Параллельно с работой в Мельнице, Выступает сольно под псевдонимом Хелависа.
Дискография:
Студийные альбомы
2003 — «Дорога сна»
2005 — «Перевал»
2006 — «Зов крови»
2009 — «Дикие травы»
2012 — «Ангелофрения»
2015 — «Алхимия»
2016 — «Химера»
Ксения Валерьевна Сидорина (Блондинка КСЮ, Элизиум, Лампасы)
Российская рок-певица, автор песен. Бывшая участница коллективов «Элизиум», «Лампасы». В 2004 году создаёт сольный проект «Блондинка КсЮ». Имеет на своём счету четыре студийных альбома и один мини-альбом.
Студийные альбомы:
2005 — «Я — Блондинка!»
2006 — «Время всё разрушает»
2009 — «Barbie-убийцы»
2014 — «Барокко»
Диляра Вагапова (Мураками)
Группа образована в 2004 году в Казани, исполняет Альтернативный- и поп- рок. С 2011 по 2016 годы — участники фестиваля «Нашествие»
На счету группы 5 альбомов, видеоклипы.
В 2011 году получили 1-е место в хит параде «Чартова Дюжина» («0 км»)
Студийные альбомы:
2006 — Чайки
2009 — Телеграмма
2011 — Верь
2013 — Моя
2015 — Без суеты
Лусине (ЛУ) Геворкян (LOUNA, Tracktor bowling)
Louna — российская рок-группа. Часто говорят что это «сайд-проект» участников «Tracktor Bowling», хотя сами музыканты этого не признают.
Группа образована в 2008 году а в 2011 году получила приглашение на фестиваль Нашествие 2011.
На ряду с самостоятельной деятельностью, на счету группы и «Лу» огромное количество проектов с такими известными музыкантами как Люмен, Тараканы, Пилот, Бригадный подряд и др.
Дискография:
Студийные альбомы
2010 — «Сделай громче!»
2012 — «Время X»
2013 — «Мы — это Louna»
2016 — «Дивный новый мир»
Другие альбомы
2013 — «Проснись и пой!» (концертный альбом)
2013 — «Behind a Mask» (англоязычный альбом)
2015 — «The Best of» (сборник хитов)
2016 — «Песни о мире» (акустический концертный альбом с оркестром)
Синглы
2009 — «Чёрный»
2009 — «Белый»
2010 — «Солнце»
2011 — «Кому веришь ты?»
2012 — «Mama»
2013 — «Business»
2016 — «18+»
Марина Владимировна Нестерова (МАРА)
Российская рок-певица, автор песен.
Сочиняла песни еще во время учебы. Однако, на «Наше Радио» попала только в 2003 году.
Студийные альбомы:
2003 — Откровенность
2005 — 220V
2012 — Два мира
2015 — Война и мир
Источник: https://fishki.net/2233110-u-roka-zhenskoe-lico-2-russkaja-versija.html © Fishki.net
Источник: https://colorface.ru/lyudi/lichnosti/zhenskoe-lico-russkogo-roka
Женская рок-поэзия в России | Литерагуру
Человеку свойственно ностальгировать по времени, в котором он не жил, возвышать его и ненавидеть то, что он видит сейчас. Он считает, что всё «прекрасное» уже произошло, но с другими людьми, с прошлыми поколениями.
Такая тенденция видна во всём: инженерии, политике, экономике и, конечно же, в искусстве.
Например, поэзия — это не только серебряный век, это далеко не всегда Пушкин и Маяковский, но мы любим их, зачитываемся строками им подобных, не замечая, что сами живём в веке «Бронзовой поэзии».
Поэтам-женщинам во все времена было нелегко. Страна мужского характера, кругом творили и создавали мужчины, тонкая женская душа редко бывала понятой до наступления серебряного века.
Этот период стал вторым дыханием для искусства и для страны в целом, в умах людей нашлось место лирике Цветаевой, они полюбили Ахматову и стали лучше понимать Зинаиду Гиппиус, женская поэзия получила долгожданную жизнь, которая и сейчас бьётся в сердцах знаменитых поэтесс. «Железные девы» — так мы назовём авторов современной рок-лирики нашей страны.
Диана Арбенина и Светлана Сурганова
«В своём творчестве я, как и многие, пытаюсь решить для себя фундаментальные вопросы бытия. Я рассуждаю, пою, кричу об этом. Получается жгучая смесь депрессий и катарсисов» Светлана Сурганова
Помимо того, что Светлана и Диана создавали общее дело, когда вместе играли в рок-группе «Ночные снайперы», они так же продолжали независимую поэтическую деятельность, выпустив самиздатом сборники «Дрянь» и «Цель», где были опубликованы их стихи за время совместного творчества. В 2002 году вышло официальное издание стихов под названием «Патронташ». Творчество Светланы было опубликовано в семи полноформатных изданиях, в период с 1996 по 2013 год.
https://literaguru.ru/wp-content/uploads/2017/06/Surganova-i-Orkestr-Korabli.mp3
Сурганова и Оркестр «Корабли»
Сложно взять на себя ответственность литературного критика или просто отъявленного фаната поэзии и сделать анализ их творчества, да вообще, какого угодно творчества в целом.
Есть страх, что неминуемы тухлые помидоры, которые полетят от ярых поклонников, да и внутренний цензор начинает подавать стоп-сигналы, что я слишком много на себя беру.
Но, так как впереди Вас ждёт размышление о творчестве ещё пары замечательных исполнительниц, чьё творчество я глубоко ценю, то прошу воспринять мой «анализ» как сугубо личную призму, через которую я наблюдаю на расстоянии, практически через щель полузакрытой двери, вы можете быть не согласны со мной, но раз уж вы здесь, вы готовы это читать. Я хочу поделиться собственными ощущениями и показать значимость женской поэзии на сегодняшний день.
Диана Сурганова никогда не отставала от своей коллеги по сцене и в 2004 году порадовала свои поклонников выходом сборника стихов и музыкальных текстов под названием «Катастрофически».
Диана Арбенина и группа «Ночные снайперы» «Катастрофически»
Спустя ещё четыре года Диана выпускает книгу «Дезертир сна», в которую вошли не публикованные ранее стихи, фотографии автора и тексты песен.
Спустя год страна услышит аудио версию книги «Дезертир сна: я говорю», на этой пластинке Диана сольно читает собственные стихи. Совершенно завораживающее действо.
Говорят, что мало какие поэты могут достойно прочесть свои строки, но Диана то самое исключение, которое хочется вновь и вновь ставить на репит.
Жанна Агузарова
«В искусстве нет старого — есть сущее» говорила Жанна Агузарова и стала тем самым сущим, без чего мы уже не представляем современное российское искусство.
Солистка группы «Браво», в миру Жанна, Иванна, Ивонна, коей она представлялась в своих поддельных документах, с самого начала своей карьеры была большой марсианской загадкой, которая не давала покоя нескольким поколениям рок-слушателей.
Помимо вызывающих нарядов, сумасшедших причёсок, макияжа и всего прочего, она всегда оставалась поэтом и служила слову, которое несла в мир.
Жанна Агузарова, «Старый отель»
Её тексты поражают образностью. Сюр ловко переплетается с конкретными образами, образуя собой «жёлтые ботинки», которые засели в голове каждого, кто хоть раз слышал её имя. Стихи Агузаровой выделяются своим «марсианским» характером.
Это уникальное свойство, которое не совсем присуще женской поэзии. Это как раз тот случай, когда личность поэта формирует образ его мышления (что может быть весьма наоборот) и создаёт некую смысловую ауру вокруг себя, заставляя слушателя поверить в свои слова.
У него создаётся иллюзия того, что он понял, о чём идёт речь, но настолько на подсознательном уровне, что он уже никогда не сможет пересказать действительный смысл прослушанных им слов.
Таким свойством поэтики обладала и следующая «железная дева», которую нельзя обделить своим вниманием, если мы говорим о действительной рок-поэзии нашей страны.
Земфира
«Я знаю кто я, я на своем месте. Я это знаю, я в этом уверена. И в этом есть моя самая большая правда и сила. Уверенность в том, кто Я и что Я. И петь я буду очень долго».
<\p>
Напор характера Земфиры с самых первых нот бьёт прямо в лицо. Я видела лица людей, которые слушали её в первый раз, и они менялись совершенно неожиданным образом.
Сквозь строки её стихов проходит сила, которую можно назвать женской, не боясь обидеть или уменьшить её значения.
Любой творческий человек скажет, что нельзя мерить популярностью величину таланта, но зато ею можно измерить народную любовь, которая сама по себе говорит уже о многом.
Земфира — настоящий рекордсмен народного признания. Её лирика бьёт в сердце, в глаз, в живот, её понимают люди разного возраста, пола и поколения. У каждого человека своя собственная Земфира, которая его по-настоящему понимает.
Опять же, я говорю о том, что не берусь устраивать «разбор» её произведений, далеко не каждый поэт сам до конца понимает то, о чём он пишет, в том большая загадка природы любого гения, а женский гений вдвойне загадочен и непостижим.
Корабли в моей гавани
Не взлетим так поплаваем
Стрелки ровно на два часа
Назад…
В моей гавани
Не взлетим так поплаваем
Стрелки ровно на два часа
Назад… Зефира (Песня «Вороны москвички»)
Земфира, «Вороны москвички»
Мои любимый стих из всех, потому я хочу, чтобы он был здесь. Повторюсь, у каждого своя Земфира, с которой он может поделиться своими переживаниями и открытиями.
В том наверно и состоит тайна женской лирики, она похоже на материнскую или даже сестринскую заботу, которая всегда нас заставляет плакать, улыбаясь.
Лучше всего для объяснения этого состояния подходит строчка Дианы Арбениной «По венам пустить молоко…».
Возвращаясь к разговору о том, что «раньше было лучше», нельзя сказать, что нынешний человек-поэт не имеет той же глубины и того же понимания времени, как творцы прежней эпохи.
Это поэзия и точка, пусть они больше и не ходят в кринолинах и напудренных париках. Не вздыхают при виде сельской пасторали и пусть.
Вокруг уже давно урбанизация, социальные сети, интернет, а они всё так же пишут о любви, остаются женщинами и верят в счастье, борются за свои права и хотят быть услышанными.
Источник: https://LiteraGuru.ru/zhenskaya-rok-poeziya-v-rossii/
Самые популярные женщины в мире русского рока – Роккульт
Фото – Свят Буньков
Где играла: Трек, Настя
Жанры: русский рок
Чем крута: Настя Полева — первая по-настоящему знаменитая женщина в русском роке. Первая наша женщина-рок-звезда. Вдвойне символично, что появиться такая смогла только в отдаленном от центров цивилизации Свердловске, где рок-жизнь текла по своим законам.
Волею судьбы Настя еще и одна из основательниц свердловского рока как такового: в 1980 году она стала вокалисткой Трека — мрачных морализаторов, родственных Kraftwerk и Black Sabbath, в 1985-м активно сотрудничала с набирающим силу молодым Наутилусом, а в 1987 году окончательно ушла в сольную карьеру.
Ее дебютный альбом Тацу стал первым знаменитым женским рок-альбомом в стране. Способствовала тому и новая, мягкая и лирическая манера пения Насти, и необычные, полные отсылок к экзотическим странам модные аранжировки, и сюрреалистические тексты.
Карьеру Насти после этого альбома (и трагедии с другим альбомом, Невеста, украденным из студии) сложно назвать триумфальной, но она, даже переехав в Петербург, сохранила и непререкаемый музыкальный авторитет, и статус живой легенды русского рока.
Цитата: Я была на сто процентов уверена, что Тацу пройдет. Желание свернуть горы и сделать что-то, чтобы все ахнули, у меня было всегда. А когда появляется подобная мотивация, я становлюсь метеором. Я бы все стерпела, чтобы получить конечный результат.
Григорий Князев
Фото – Редакция Роккульт.ру
Где играла: Ночные Снайперы
Жанры: русский рок, авторская песня
Чем крута: Уже практически 23 года из своей жизни на большой сцене провела Диана Арбенина. За плечами — сотни городов, две сотни песен, сборники стихов и прозы, автобиографический спектакль Мотофозо на сцене МХАТ им.
Чехова, саундтреки к 16-ти фильмам, опыт наставника команды в проекте Голос Украины (а в 2015-м и на проекте Главная сцена) и номинация на российскую независимую премию за достижения в области литературы и искусства Триумф.
Кроме всего этого Диана успешно совмещает активную концертную деятельность с должностью мамы двух прекрасных малышей Артема и Марты.
;
Цитата: Быть снайпером означает иметь оголенное, пусть нервное сердце, быть восприимчивым к человеческой доброте. А что до любви — не защищаться от нее и ждать, даже если на это понадобится вся жизнь.
Мария Поспелова
Фото – Лев Гиллер
Где играла: Zемфира, The Uchpochmack
Жанры: русский рок
Чем крута: Как минимум тем, что она Земфира. Думаю, не имеет смысла описывать то влияние, которое она оказала на всю русскую музыку. Земфира стала одной из самых коммерчески успешных певиц на нашей сцене, не являясь при этом особо публичным человеком, а просто делая своё дело.
В ноябре 2010-го журнал Афиша включил ее первый альбом в топ «50 лучших русских альбомов всех времен». И не раз Земфира входила в рейтинг самых влиятельных женщин страны. Но ей, впрочем, всегда было все равно на подобные звания и регалии.<\p>
Цитата: Мне угодить очень сложно.
Я недовольна музыкантами, недовольна собой, очень часто, недовольна публикой. Иногда мне кажется, что они могли бы быть и активнее. Они не могут меня задеть, раскритиковать меня больше, чем я сама себя. Я знаю кто я, я на своем месте. Я это знаю, я в этом уверена. И в этом есть моя самая большая правда и сила.
Уверенность в том, кто Я и что Я. И петь я буду очень долго.
Мария Поспелова
Фото – Редакция Роккульт.ру
Где играла: Нечто Иное, Ночные Снайперы, Сурганова и Оркестр
Жанры: рок, альтернативный рок, джаз-рок, трип-хоп, арт-рок
Чем крута:
На самом деле, по первому образованию Светлана Яковлевна Сурганова — врач-педиатр (Светлана так и ни разу не работала по профилю), что не мешает ей быть талантливым музыкантом.
Сама артистка называет стиль коллектива VIP-Punk-Decadence (за сложной аббревиатурой кроется эстетика, «хулиганство», энергичная подача, самоирония, тексты, основанные на классической поэзии), но даже этого определения для их творчества мало.
Кроме вышеперечисленных жанров, смело можно сказать, что Светлана умело играет с латино, этническими мотивами, местами — электронными сэмплами, и при этом всём является одной из женщин, без которых русский рок сейчас немыслим.
Вот такой внеформатный коллектив под названием Сурганова и Оркестр существует уже почти 14 лет, горячо любим поклонниками, заслуженно имеет один из самых щедрых на сюрпризы и подарки фан-клубов и активно ездит с концертами по России и за её пределами, и по праву носит звание, пожалуй, самого гастролирующего рок-коллектива нашей страны (стоит только взглянуть на график выступлений СиО).
Своё десятилетие (в 2013-ом году) группа масштабно отметила концертом ни где-нибудь, а в Кремлевском Дворце, а выходы новых альбомов сопровождаются концертами в Крокусе.
Глубокую лирику питерской поэтессы можно разбирать на цитаты очень долго, но приведём ниже одну из них.
Цитата: В своём творчестве я, как и многие, пытаюсь решить для себя фундаментальные вопросы бытия. Я рассуждаю, пою, кричу об этом. Получается жгучая смесь депрессий и катарсисов.
Мария Поспелова
Фото – Илья Дунаев
Где играла: Конвой, Bloody Faeries, Линда
Жанры: трип-хоп, трип-рок, нью-эйдж, экспериментальная музыка, этно-рок, фолк-рок, психоделический рок, инди-рок, арт-рок, альтернативный рок, гранж, постпанк, готик-рок
Чем крута:
Стала одной из самых загадочных певиц нашей рок-сцены. Родилась Светлана Гейман в небольшом городе Кентау в Казахстане, затем вместе с семьей переехала в Тольятти, а в 15 лет оказалась в Москве. Спустя три года начинается ее творческий пусть (первые шаги Линда делала в коллективе народного творчества), а после — поступила в Гнесинку.
Ей удалось поработать со многими известными деятелями российской музыкальной индустрии тех лет, например, с Владимиром Матецким, Юрием Айзеншписом, Максимом Фадеевым. Необычный музыкальный стиль быстро помог певице стать замеченной, альбомы становились платиновыми (были проданы в количестве более 250 тыс.
копий), альбом Ворона становится платиновым при статусе продаж в 1 250 000 копий, став третьим в России.
Множественная смена образов от альбома к альбому, постоянные эксперименты со звучанием и внешностью, и наконец — успешное сотрудничество с лейблом Universal Music, принесшее ей большие концерты и выступления на фестивалях и даже выступила на разогреве у Moby в 2005-ом году.
Часть музыкальной карьеры Линды связана с Грецией — именно оттуда родом Стефанос Корколис, греческий певец и композитор, с которым позже Линда связала себя узами брака, но спустя пару лет развелась. Певица продолжает творить, выпускать новые альбомы (её восьмой студийный альбом 2013-го ЛАЙ, @! даже был признан лучшим альбомом года по версии MusicBox), и продолжает творить и по сей день. Что же, кто знает, на сколько еще музыкальных экспериментов хватит ее таланта.
Цитата: Образ рождается в момент, когда происходят роды, «роды-воды», поэтому образ закладывают родители.
Потом по жизни ты можешь искать, примерять на себя и чувствовать всем своим внутренним состоянием, что тебе ближе, где тебе более комфортно и где есть те вещи, с которыми ты можешь расти дальше.
В детском саду я хотела стать космонавтом, затем мне очень нравилось ловить рыбу, я всегда думала, что буду спасателем дельфинов. Жизнь была всегда непредсказуемая. Потом я очень увлекалась цирком. Плюс я родилась в этническом месте.
Первые музыкальные ожоги я получила в четыре года, когда услышала этнические инструменты простых уличных музыкантов. Еще бабушка, которая меня воспитывала, которая очень многое мне в жизни дала, была очень творческим человеком, и у нее была сложная судьба. Вот это все наслаивалось годами и приобретало некий фундамент, который меня направлял. Это все составляющие, и это очень глобальный вопрос.
Мария Поспелова
Фото – Ольга Малкова
Где играла: Сфера Влияния, Traktor Bowling, Louna
Жанры: альтернативный метал, альтернативный рок, ню-метал, панк-рок
Чем крута: Лу считается одной из лучших альтернативных вокалисток нашей страны, что не раз подтверждалось и поклонниками, и премиями типа Чартовой Дюжины.
Лусинэ с недавнего времени успешно совмещает и работу в двух проектах (Tracktor Bowling и Louna) с ролью жены (Лу замужем за Виталием Демиденко, бас-гитаристом «Тракторов» и Louna) и заботливой мамы, при этом активно выступающей со своими коллегами на множестве фестивалей, где они всегда желанные гости, работу над электрическим материалом и акустическим, благотворительность и съемки. Раньше, правда, Лу еще преподавала вокал, но при таком насыщенном графике пришлось от этого отказаться. По образованию — экономист. Для своих групп пишет часть материала самостоятельно — и тексты, и музыкальную составляющую песен. Является эндорсером микрофонов и систем ушного мониторинга Sennheiser, а также представителем синтезаторов бренда Roland в России (сама является пианисткой).
Цитата: Ребят, рок-музыка… она правдивая, она честная, она порой агрессивная, она часто тяжелая, иногда даже тяжкая, энергичная, но она всегда против войны, против оружия, против насилия, против несправедливости, а воспевает любовь, честность, доброту, равенство и братство.
Мария Поспелова
Фото – Анна Бром
Где играла: Ленинград, сольный проект
Жанры: поп, поп-рок, джаз
Чем крута: Рыжая бестия Юля Коган стремительно ворвалась в музыкальную тусовку в 2007 году и за один день стала знаменитой. Ещё бы — коллектив Сергея Шнурова никогда никого не оставлял равнодушным, а с приходом Юли и вовсе открылось «второе дыхание» популярности группы.
Прекрасная фигура, облако рыжих волос и песни, которые состоят в основном из мата (а как иначе, их же писал Шнур) сделали своё дело. Практически шесть лет Юля была «лицом» и голосом Ленинграда. В 2013 году она покинула группу и занялась сольной карьерой.
На сегодняшний день певица выпустила свой дебютный альбом под названием «Огонь-баба».
Имидж стервозной раскрепощённой красотки привлёк к себе телевизионщиков — на несколько сезонов Юля стала ведущей шоу #ЯПрава на канале Ю. Также певица записала несколько арий к мюзиклу ТОДД группы Король и Шут. Услышать её можно в песнях — Машина смерти и Признание Ловетт.
Юля по образованию актриса, заниматься классическим вокалом начала довольно поздно — в 16 лет. В группу Ленинград попала случайно — в питерской музыкальной тусовке все друг друга знают. В жизни Юля Коган мало чем похожа на свой сценически образ — спокойная и тихая, она замужем, воспитывает дочь Лизу и в качестве хобби играет в театре Антрепризы им. А. Миронова.
Цитата: Несколько проблематично — уйти от образа, который у меня был в группе Ленинград. Это что-то сродни актерам, которые стали популярны благодаря одной роли. За нее приходится расплачиваться, далеко не вся аудитория готова увидеть во мне что-то иное. Я могу быть на сцене трогательной и нежной, а могу быть жесткой.
И для этого мне не надо ругаться непотребными словами в микрофон. Немного переживаю за реакцию зала. Люди сейчас в неком замешательстве: они не знают, на какую Юлию Коган они идут. Не понимают, чего ожидать от меня. Но это своеобразный вызов, и это любопытно.
Я хочу дойти до такого уровня восприятия моего сольного образа, чтобы лирические песни в моём исполнении были всецело понятны публике, пришедшей на концерт.
Яна Квятковская
Фото – Илья Дунаев
Где играла: СЛОТ, Нуки
Жанры: альтернативный рок, ню-метал
Чем крута: Дария Ставрович, или Nookie, вот уже много лет является женским «голосом» группы Слот. Даша родилась в Архангельской области, училась в Нижегородском музыкальном училище, а затем и в Москве.
С детства увлекаясь творчеством, маленькая Даша сперва тяготела к рисованию, но затем её увлекла музыка. Попав, благодаря знакомым, в 20 лет в группу Слот, там и осталась — сегодня, вместе с Дашей, записано уже 7 альбомов, да и сложно представить на месте Нуки кого-то другого в этой группе.
Певица также создала свой сольный проект Нуки, на его счету которого два релиза.
Цитата: Я попала в Слот по счастливой случайности. Мы делаем современную музыку для молодежи и для всех, кто молод сердцем. Своим творчеством мы пытаемся выразить свое восприятие мира, показать, как в нем все взаимосвязано.
Мы не говорим: «Подруга, посмотри на меня, делай как я…» Мы говорим: «Если ты делаешь так, то будет вот так, а там сам разберешься». Моя мама следит за нашими выступлениями на ТВ. Иногда звонит, ругает за сленг, который я использую в своей речи.
Родители знают наше творчество, но не всегда его понимают. Наверное, из-за возрастного барьера.
Яна Квятковская
Фото – Редакция Роккульт.ру
Где играла: Браво
Жанры: рок, поп-рок, бит, глэм-рок, рокабилли
Псевдонимы: Иванна Андерс, Найнтин Найнтис
Чем крута: Имя Жанны Агузаровой всегда ассоциируется с эпатажем, космосом и прекрасным пронизывающим голосом. И конечно же, с группой Браво. Несмотря на то, что Агузарова в последнее время не очень частый гость на публике, она все равно остается популярна, а песни в ее исполнении знает почти каждый.
В 1983 присоединилась к группе Браво (тогда ещё Постскриптум). В 1988 Агузарова покинула группу, занявшись сольной карьерой. С 1991 по 1996 жила в Америке и об этом периоде очень мало известно.
Это женщина без возраста и вне времени, она как пришелец из космоса, мы не знаем о ней на сто процентов точно ничего: даже дата и место рождения окружены тайной. Да и что можно сказать о человеке, который, приехав в Москву, некоторое время жил с поддельным паспортом, и только лишь потому, что у Жанны не было собственного.
Взяв чужой паспорт и исправив имя с «Иван» на «Иванна», Жанна Хасановна выдавала себя за дочь дипломатов Иванну (позже — Ивонна) Андерс, за что впоследствии поплатилась сначала задержанием, а затем и принудительными работами.
Певица совершила в свое время настоящую революцию на музыкальной сцене: ее эпатажный стиль в одежде, фантастические наряды, эксцентричные прически и цвет волос, а также непредсказуемое поведение на сцене и в интервью оставили свой отпечаток на музыкальной культуре страны. В общении с прессой Жанна часто говорила о своей связи с марсианами, теперь когда ее след в музыке теряется, поклонники верят, что она улетела домой.
Цитата: В искусстве нет старого — есть сущее
Счастье везде, оно вокруг нас. Говорят, там хорошо, где нас нет, так это неправда: там хорошо, где мы есть
Соня Черновол
Источник: https://rockcult.ru/po/most-popular-russian-rock-women/
Топ 10 лучших вокалисток россии
В последнее время стало модно выкладывать в интернет всевозможные рейтинги, например ТОП лучших книг, фильмов, певцов и певиц, лучших песен. Большинство таких рейтингов, как правило, субъективны, ведь давно известно, что на вкус и цвет товарищей нет. В интернете достаточно много различных музыкальных рейтингов, в которых певцов и певиц «ранжируют» по обычным критериям.
В этой статье предпринимается попытка представить ещё один рейтинг — рейтинг лучших отечественных вокалисток. Сначала я хотел назвать это статью «10 лучших рок-вокалисток России».
Но само понятие «рока» в современной музыкальной культуре настолько размыто, что подобное название вызвало бы много вопросов, почему я отношу ту или иную певицу к рок культуре (а не к альтернативе, металлу, андеграунду, которые в нашей стране зачастую «вырастают» именно из рок-культуры или к поп-музыке).
Опираясь на подобную позицию и чтобы не влезать в методологические дебри, дал более широкое название этой статье, но хочу сразу оговориться, что большинство вокалисток, попавших в рейтинг, имеют, то или иное отношение к российской рок-традиции.
Не случайно в статье употребляется именно слово «вокалистка» и вовсе не потому, что речь пойдет о солистках групп, просто под словом певица сегодня часто понимается непонятное существо с микрофоном и зачастую в весьма вызывающем наряде, умело открывающее рот и поющее незамысловатый текст.
О таких персонажах мы говорить не будем, хотя среди них тоже кто-то поёт лучше, кто-то хуже, но составлять рейтинг лучших певиц в этом плане дело не благодарное, критерии ранжирования уж больно размыты. В нашей статье речь пойдет о вокалистках, многие из которых недостаточно известны, но в той или иной степени являются значимыми явлениями современной музыкальной культуры.
Представленный импровизированный рейтинг тоже до определенной субъективен, но важно заметить, что он составлен с позиции музыканта и музыкального журналиста, десять лет интересующегося отечественной музыкальной сценой в различных её проявлениях, в нем учитываются абсолютно разные тенденции в отечественной музыке, предпринята попытка объективного взгляда. В подтверждение этому скажу, что не являюсь поклонником многих певиц, которые приведены ниже. Также важно заметить, что распределение по местам в данной статье весьма условно, это, кстати говоря, характерно для любых рейтингов.
Вводных слов, пожалуй, достаточно, теперь приступим собственно к самому обсуждению.
10 место — Земфира
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что эта исполнительница — явление в отечественной музыке. «Аривидерчи», «Хочешь», «Лондон», «Бесконечность». Строки из этих песен цитировала вся страна, её песни звучали в культовых фильмах и сериалах.
Певица показала стране, какой может быть женщина в рок-н-ролле. Земфира подарила стране образ мейнстримовой рок-певицы.
Её творчество, как и творчество многих других исполнительниц, о которых речь пойдет ниже — это удачное сочетание и вокальной и поэтической составляющей.
9 место — Диана Арбенина и Светлана Сурганова (гр. Ночные снайперы/Сурганова и Оркестр) .
Продолжаем разговор об образе «Женщины в рок-н-ролле» и приводим ещё две вариации на эту тему, и, надо сказать, очень схожих между
собой. Не случайно мы определили их на одну строчку нашего рейтинга. Творческие судьбы этих вокалисток неразрывно связаны, и пусть сейчас они идут разными путями, каждая со своей группой, творчество их идет в одном «фарватере» и ранжирование их по местам было бы проблематично.
Конечно, ярый поклонник «Ночных снайперов» или профессиональный музыкальный критик легко отличит Арбенину от Сургановой, но в целом они схожи и в жанровом и в вокальном плане.
В творчестве обоих также большую роль играет поэзия, Светлана часто обращается к классикам, а Диана представляет собой один из современных феноменов женской рок-поэзии.
8 место — Теона Дольникова
Эта вокалистка показала себя во всей красе в музыкальной группе «Слот», доказав, что может отлично петь тяжелую музыку. Дальше творческая судьба изрядно её помотала, она отошла от рок-музыки, пробуя себя в других жанрах.
Её голосом пела Анна Снаткина, исполняя главную роль в дешевом российском сериале о судьбе эстрадной певицы.
Этот демарш, конечно, дискредитировал певицу в глазах многих поклонников группы «Слот» и любителей рок-музыки, она показала свои вокальные возможности на различных телевизионных шоу, как артистка многих жанров и изрядных вокальных способностей и поэтому честно заслужила строчку в нашем импровизированном рейтинге.
7 место — Юлия Теуникова (гр. Композит)
Теуникова в российской музыкальной культуре представляет направление «критической поэзии» от женского лица. «Девушка с гитарой», поющая о
судьбах России и предвидевшая в стихах «квинтэссенцию современного менеджмента», является одним из ярких имен русской андэграундной сцены, которую кто-то называет «бард-роком», кто-то пресловутой «пятой волной».
Имя Юлии Теуниковой, как и многие другие имена на этой музыкальной нише, малоизвестно широкому слушателю, да она и не гонится за славой.
Сильный вокал и глубокие тексты, в которых кроме «критики общества потребления» есть ещё и христианское направление делают Теуникову видным представителем в современной отечественной музыке.
6 место — Ольга Кормухина
Эта певица не нуждается в особом представлении. Её оригинальный низкий с хрипотцой голос, знаком и любим многими. Она представляет ещё один образ отечественной рок-певицы, рок-певицы старшего поколения. Безусловно, Кормухина, как бы кто к ней не относился, является значимой фигурой в отечественной музыке, одним из имен, соединяющих поп-музыку и классику русского рока в нашей стране.
5 место – Хелависа (гр. Мельница)
Наталья О'Шей — российская вокалистка со странной фамилией, доставшейся ей от мужа-ирландца, более известна российскому
слушателю под псевдонимом Хелависа.
Она стала символом отечественного женского фолка, как в составе группы «Мельница», так и в сольном проекте. Чудесный и легко узнаваемый голос Хелависы хорошо знаком и любим всеми поклонниками фолк-музыки в России, для большинства из которых «Мельница» – это целый этап в развитии музыкального вкуса. Фишкой этой исполнительницы является инструмент, которым она владеет – это арфа.
4 место — Ольга Дзусова
Ещё одна представительница «некоммерческого» направления отечественной музыки певица Ольга Дзусова, голосу которой подвластны все жанры и направления.
На первый взгляд, казалось бы, народная манера вокала и невероятный диапазон способны украсить любой музыкальный коллектив и любую композицию.
Начав свой путь как эстрадная певица с победы в конкурсе песни в Ялте, Ольга находит себя в отечественной рок-музыке, путь в которой начался для неё благодаря поэтессе Маргарите Пушкиной.
Какое-то время Дзусова работала с группой «СС-20» и сотрудничала с певицей Линдой, а также проявила себя и на оперной сцене и в академическом авангарде, а также была замечена в сотрудничестве с одним из главных «творцов» отечественной попсы — Максимом Фадеевым. Востребованность этой исполнительницы в разных жанрах и на разных музыкальных сценах лишь подтверждает её многогранный талант.
3 место — Лусинэ Геворкян (гр. Tracktor Bowling, Louna)
Воплощением западных тенденций в современной музыке стали, созданные российской вокалисткой армянского происхождения — Лусинэ
Геворкян. Лусинэ является основательницей и лидером групп «Tracktor Bowling» и «Louna», ставших значительными явлениями российского альтернативного рока.
Проекты Лусинэ Геворкян это как раз тот случай, когда вокальные способности возвышаются над музыкальной составляющей, её дерзкий и мощный голос стал «визитной» карточкой женского вокала в русской альтернативной музыке.
Безусловно, Лусинэ Геворкян – одна из сильнейших российских вокалисток современности.
2. место — Рада Анчевская (гр. Рада и Терновник)
Так уж случается в российской музыке, что самые оригинальные голоса обитают в проектах, не предназначенных для коммерческого успеха. Так, весьма камерным по своему содержанию является творчество группы «Рада и терновник». Поклонников поражает уникальный вокал солистки коллектива Рады Анчевской. С точки зрения музыкальной теории её голос определяют как колоратурное сопрано.
Рада обладает огромным диапазоном, но её уникальность в том, что она никогда не поёт в «середине», её вокал – это сочетание очень высоких и очень низких нот.
Многие скажут, что вокал Рады на любителя и отчасти это правда, но высокий художественный уровень исполнения и уникальный талант исполнительницы не могут оставить равнодушным, именно поэтому она удостоена столь высокого места в нашем хит-параде.
1 место — Мария “Scream” Архипова. (гр. Аркона)
Лидером нашего импровизированного хит-парада стала одна из самых оригинальных вокалисток российского металла: солистка и идейный лидер подмосковной пайган-металл группы «Аркона» Мария Архипова, также известная как Маша Scream.
Аркона — наиболее значимая команда в российском языческом металле имеющая огромное количество эпигонов, подражателей, художественный уровень которых значительно ниже. Важнейшим элементом творчества группы является её «идеологическая» родноверско-языческая составляющая.
Языческое прошлое Руси, во многом придуманное самими родноверами, является главной темой лирики группы, автором которой является сама Маша.
Однако творчество «Арконы» и Маши Архиповой находит своих ценителей и в рядах людей, не разделяющих религиозных убеждений участников команды, во многом благодаря высокому качеству исполняемой музыки и оригинальному вокалу. Исполнительница обладает интересным тембром и широким диапазоном, «народная манера» в композициях группы соединена с гроулингом.
Когда слушаешь аудиозаписи группы, создается впечатление, что в коллективе минимум два вокалиста, но нет — это всё она — Маша Архипова. Женский гроул – явление в мировой музыке, конечно, не уникальное, но и не достаточно распространенное.
Вокальный талант Маши порождает неоднозначные и комические случаи на российской фолк-металл сцене, так например мужская фолк-металл группа «Сварга», которая в творчестве использует в основном чистый вокал, вероятно из-за неспособности участников группы к экстремальной манере пения, в те моменты, когда им нужен гроул приглашают на вокал девушку — Машу Архипову. На сцене Мария способна создать настоящее шоу, живое выступление группы Аркона произведет неизгладимое впечатление даже на тех, кто не является любителем творчества этой группы.
Источник: https://www.RuAvtor.ru/otzyvy/top-10-luchshih-vokalistok-rossii_8310.html
Русская рок-поэзия
Русская
рок-поэзия
Русская
рок-культура
начинает свое формирование с конца 60-х
– начала 70-х годов XX
века.
Только в первоначальный период
своего развития, на заре возникновения
русский рок пытается развиваться по
европейскому и американскому образцам,
где во главе угла стоит музыкально-ритмический
элемент, словесное же оформление
представляется вторичным.
Но уже в 70-е
годы русский рок обретает ту черту,
которая станет его специфической
особенностью
– поэтический
текст по значимости оказывается абсолютно
равным тексту музыкальному.
По этой причине исследователи русской
рок-культуры активно используют термин
«рок-поэзия».
Крупнейшие
представители русской рок-поэзии:
Андрей
Макаревич, Борис Гребенщиков, Александр
Башлачев, Майк Науменко, Юрий Шевчук,
Константин Кинчев, Виктор Цой, Илья
Кормильцев, Вячеслав Бутусов и др.
В истории
русского рока,
а, соответственно, и рок-поэзии, можно
выделить несколько периодов.<\p>
Первый
период
– 70-е – начало
80-х годов –
связан с бытованием русского рока в
составе культуры андеграунда.
Рок-поэзия
обращается к темам и проблемам, которые
игнорируются официальной литературой,
зачастую тексты пронизаны бунтарским
пафосом, намеренно эпатируют «обывателя».
Лирический герой рок-поэзии – это
нонконформист, человек, живущий в
соответствии с собственной системой
ценностей, не совпадающей с официальной
идеологической доктриной.
<\p>
Второй
период
развития русского рока – середина
80-х – начало 90-х годов
– считается эпохой его расцвета. В
результате демократических реформ
периода Перестройки рок-культура выходит
из подполья и получает возможность
реализации перед самой широкой аудиторией.
В состав русского рока входит третий
элемент: к музыке и слову добавляется
шоу.
Это период разворачивания имиджевых
стратегий. Фактически каждая рок-группа
создает собственный узнаваемый имидж,
который становится ядром синтетического
комплекса (музыка – слово – шоу).
Например: изысканный европейский
модернизм с уклоном в буддийскую традицию
составил основу имиджа группы «Аквариум»;
имиджевая основа группы «Кино» отсылает
к феномену фэнтази и эстетике «звездных
войн», здоровая агрессивность молодого
волка выражает имиджевую сущность
группы «Алиса» и т.п.
Русский рок 80-х
социально и политически активен, он
осознает силу своего воздействия на
значительную часть общества и пытается
влиять на судьбы страны. Однако, утратив
свой андеграундовый характер, русский
рок утрачивает столь необходимую для
него позицию – быть в оппозиции по
отношению к существующей системе. В
начале 90-х русская рок культура переживает
кризис.
Разворачивается дискуссия на
тему: «Рок-н-ролл мертв?», которая, то
разгораясь, то затухая, продолжается
до сих пор.<\p>
Начиная со
второй половины 90-х годов до настоящего
времени,
продолжается третий
период
развития
русского рока.
Наряду с классическим
вариантом возникает такое явление как
рокопопс, эстетика и философия которого
сформировались под влиянием постмодернизма.
Рокопопс представлен в русской культуре
такими фигурами, как Илья Лагутенко
(«Мумий Тролль»), Земфира («Zемфира»),
Лева-Би и Шура-Би («Би – 2») и др. Если
герои рока ведут нескончаемую войну с
миром и собой, пытаются изменить
реальность, возмущаются и протестуют,
то «принцы и принцессы королевства
Рокопопс» (И. Лагутенко) предпочитают
обживать хаос, играть с ним. Рокопопс
гораздо менее серьезен, чем классический
рок, и гораздо более свободен, чем он.<\p>
Пример
анализа текста рок-поэзии
Б. Гребенщиков.
Поезд в огне
Полковник Васин приехал на фронт
Со своей молодой женой.
Полковник Васин созвал свой полк
И сказал им: «Пойдем домой».
Мы ведем войну уже семьдесят лет,
Нас учили, что жизнь – это бой,
Но по новым данным разведки
Мы воевали сами с собой.
Я видал генералов,
Они пьют и едят нашу смерть,
Их дети сходят с ума
От того, что им нечего больше хотеть.
А земля лежит в ржавчине,
Церкви смешали с золой.
И если мы хотим, чтоб было куда вернуться,
Время вернуться домой.
Этот поезд в огне,
И нам не на что больше жать.
Этот поезд в огне,
И нам некуда больше бежать.
Эта земля была нашей,
Пока мы не увязли в борьбе,
Она умрет, если будет ничьей.
Пора вернуть эту землю себе.
А кругом горят факелы,
Это сбор всех погибших частей.
И люди, стрелявшие в наших отцов,
Строят планы на наших детей.
Нас рожали под звуки маршей
Нас пугали тюрьмой.
Но хватит ползать на брюхе –<\p>
Мы уже возвратились домой.
Этот поезд в огне,
И нам не на что больше жать.
Этот поезд в огне,
И нам некуда больше бежать.
Эта земля была нашей,
Пока мы не увязли в борьбе,
Она умрет, если будет ничьей.
Пора вернуть эту землю себе.
Рок-текст Б.
Гребенщикова «Поезд в огне» был создан
в период расцвета русской рок-культуры,
который совпал с эпохой начала
демократических реформ –Перестройки.
В определенном смысле «Поезд в огне»
стал знаковым явлением для этого времени.
Это подтверждает необычайная популярность
данной композиции (верхние строчки в
хит-парадах, демонстрации клипа в самое
престижное время телеэфира и т.п.
),
объясняемая, вероятно, тем, что в тексте
Гребенщикова поразительно точно
отразилась атмосфера «великого перелома»,
когда прошлое страны, еще вчера казавшееся
незыблемым, вдруг начало разительно
изменяться, изменяя тем самым и будущее.
Поезд, который, казалось бы, не в состоянии
свернуть с проложенных рельсов, внезапно
круто меняет свой маршрут.
Центральным образом
рассматриваемого текста является образ
поезда, недвусмысленно ассоциирующийся
с образом России. Но, несмотря на подобную
смысловую прямолинейность, образ поезда
не выглядит плакатным – одномерно-штампованным.
Вероятно, «объем», некую стереоскопичность
этому образу придает возникающая в
связи с ним разветвленная система
аллюзий и реминисценций.
<\p>
Центральным топосом
русской классической литературы, как
известно, является топос дороги, несущий
в себе идею пути, следуя по которому
можно обрести себя. В свете этого,
закономерным представляется тот факт,
что универсальная символика России
должна воплощать идею движения.
Поэтому
не удивительно, что в начале золотого
века русской литературы эта символика
воплотилась в образе «птицы-тройки»
(Н. Гоголь «Мертвые души»), а на излете
серебряного – в образе летящей по
бескрайним просторам «степной кобылицы»
(А. Блок «На поле Куликовом»).
Но уже у
того же Блока бескрайные просторы
окажутся безжалостно прорезанными
прямыми, беспощадными в своей стальной
заданности рельсами, по которым согласно
расписанию двинутся поезда, совершенно
безразличные к «жадным взорам» тех, кто
с надеждой вглядывается в «пустынные
глаза вагонов». А еще несколько лет
спустя «красногривый жеребенок» С.
Есенина будет отчаянно скакать за
чудовищем «на чугунных лапах», не
понимая, «что степных коней победила
стальная конница» («Сорокоуст»).<\p>
В пролетарской
литературе революционной поры, затем
в литературе социалистического реализма
происходит «обратная» эстетизация
образа поезда.
Здесь, в противоположность
сложившейся в русском искусстве XIX
века традиции, в русле которой этот
образ трактуется исключительно как
негативный (вспомнить, к примеру,
построенную на костях «железную дорогу»
Н.
Некрасова), он приобретает исключительно
позитивную семантику, становится
воплощением несокрушимой мощи молодого
государства, символом той силы, которая
способна смести на своем пути все
преграды и обеспечить прямой путь в
лучезарное будущее: «Наш паровоз, вперед
лети! В коммуне остановка.
Другого нет
у нас пути, в руках у нас винтовка» или
«Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит
на запасном пути».
Те жертвы, которые
по прежнему будут приноситься поезду
(Павка Корчагин в жару и бреду будет
строить свою узкоколейку, коммунист
Леонида Губанова, теряя сознание, будет
рубить вековые деревья, для того, чтобы
запылала паровозная топка), приобретут
героико-романтическую окраску.
<\p>
Как можно заметить,
образ поезда в советском искусстве
приобретает специфическую милитари-окраску
– «будни великих строек» весьма смахивают
на будни фронтовые. Это объясняет явление
«полковника Васина» в тексте Гребенщикова.
Образ его «молодой жены» также символичен.
Во-первых, с точки зрения мифологического
мышления (и религиозной традиции)
символика брака связана с идеей умирания
в одной ипостаси для рождения в новой.
Так как рассматриваемый текст организован
целой системой оппозиций (война – мир,
жизнь – смерть, свое – чужое, свобода
– несвобода, прошлое – будущее), символика
перехода, начала новой жизни оказывается
весьма актуальной. Во-вторых, образ
«молодой жены», помещенный во «фронтовой»
контекст, вызывает ассоциации с различными
вариантами образа свободы, или «вольности
святой» – от «Свободы на баррикадах»
Эжена Делакруа до образов пушкинских
вольнолюбивых стихотворений.
Символика огня
(«этот поезд в огне») амбивалентна: с
одной стороны, это беспощадная разрушающая
стихия, в христианской традиции связанная
с мифологемой ада – «адское пламя».
С
другой, огонь – стихия, дарующая тепло,
свет, жизнь, в той же христианской
традиции принимающая на себя значение
божественного огня (например, Бог
является Моисею в виде неопалимой
купины; в Евангелие утверждается, что
«Бог есть огонь» и т.д.).
Вероятно, в
тексте Гребенщикова актуализированы
оба смысловых полюса образа огня, причем
негативная семантика направлена на
образ прошлого, позитивная связана с
образом будущего. Семантический же
центр образа огня, который связан с
настоящим, здесь определяет еще одно
его значение, связанное с символикой
очищения.
<\p>
Таким образом, в
данном тексте выстраивается достаточно
четкая логика движения: от прошлого
(зона войны, смерти, несвободы) – через
очищение – к будущему (зона мира, жизни,
свободы).
<\p>
Однако «полковник
Васин» и его «полк» возвращаются «домой»
на том самом поезде, который некогда
привез их на фронт, где по «новым данным
разведки» целых семьдесят лет они
«воевали сами с собой». Этот «поезд в
огне» вызывает аллюзии иного ряда. Например, с «бронепоездом» из книги С.
Довлатова, на котором уголовники,
охваченные «романтическим революционным
порывом» после просмотра театрализованного
действа, приуроченного к очередной
годовщине великого Октября, несутся
прочь от решеток, колючей проволоки,
сторожевых вышек прямо под пули охранников
(«Наш бронепоезд»). Или с тем поездом,
на котором так никогда и не доедет до
своего рая – станции с названием
«Петушки», где на перроне ожидает его
мадонна с младенцем, несчастный Венечка
(Вен. Ерофеев «Москва – Петушки»).
А, может быть, любой
поезд подобен поезду с красивым и
печальным названием «Желтая стрела»,
поезду, который много дней и ночей везет
своих пассажиров к разрушенному мосту,
и символизирует то ли человеческую
жизнь, то ли систему, в рамках которой
человек существует, то ли еще что-нибудь.
С поезда, вообще-то, можно сойти, можно
перестать быть «пассажиром» – безвольным
пленником поезда, заложником, жизнь
которого подчинена никогда не затихающему
ритмичному перестуку колес. Но неумолкающий
стрекот цикад за пределами покинутого
вагона, по большому счету, ничем не
отличается от этого перестука (В.
Пелевин
«Желтая стрела»).
«Нам некуда больше
бежать?»<\p>
Источник: https://StudFiles.net/preview/2491455/