Муза Некрасов
Николай Некрасов был замечательным человеком и поэтом, труд его невозможно недооценить. Он положил начало развитию целой эпохи в русской литературе, которой до него просто не было, развил новое направление в поддержку простого народа.
Описывая без прикрас простых рабочих людей и крепостных крестьян, смог обрести огромный успех. У поэта есть произведения, которые помогают детально изучить его творчество. К таким стихотворениям можно отнести и стих Муза, который был написан в 1852 году.
<\p>
Стихотворение «Муза» — это своеобразная оценка собственного творчества.
Муза
Нет, Музы ласково поющей и прекраснойНе помню над собой я песни сладкогласной!В небесной красоте, неслышимо, как дух,Слетая с высоты, младенческий мой слухОна гармонии волшебной не учила,В пеленках у меня свирели не забыла,Среди забав моих и отроческих думМечтой неясною не волновала умИ не явилась вдруг восторженному взоруПодругой любящей в блаженную ту пору,Когда томительно волнуют нашу кровьНеразделимые и Муза и Любовь…Но рано надо мной отяготели узыДругой, неласковой и нелюбимой Музы,Печальной спутницы печальных бедняков,Рожденных для труда, страданья и оков,-Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,Всечасно жаждущей, униженно просящей,Которой золото — единственный кумир…В усладу нового пришельца в божий мир,В убогой хижине, пред дымною лучиной,Согбенная трудом, убитая кручиной,Она певала мне — и полон был тоскойИ вечной жалобой напев ее простой.Случалось, не стерпев томительного горя,Вдруг плакала она, моим рыданьям вторя,Или тревожила младенческий мой сонРазгульной песнею… Но тот же скорбный стонЕще пронзительней звучал в разгуле шумном.Все слышалося в нем в смешении безумном:Расчеты мелочной и грязной суетыИ юношеских лет прекрасные мечты,Погибшая любовь, подавленные слезы,Проклятья, жалобы, бессильные угрозы.В порыве ярости, с неправдою людскойБезумная клялась начать упорный бой.Предавшись дикому и мрачному веселью,Играла бешено моею колыбелью,Кричала: мщение! и буйным языкомНа головы врагов звала господень гром!В душе озлобленной, но любящей и нежнойНепрочен был порыв жестокости мятежной.Слабея медленно, томительный недугСмирялся, утихал… и выкупалось вдругВсе буйство дикое страстей и скорби лютойОдной божественно-прекрасною минутой,Когда страдалица, поникнув головой,«Прощай врагам своим!» шептала надо мной…Так вечно плачущей и непонятной девыЛелеяли мой слух суровые напевы,Покуда наконец обычной чередойЯ с нею не вступил в ожесточенный бой.Но с детства прочного и кровного союзаСо мною разорвать не торопилась Муза:Чрез бездны темные Насилия и Зла,Труда и Голода она меня вела —Почувствовать свои страданья научилаИ свету возвестить о них благословила…
Стихотворение «Муза»
Тема поэта и его места в поэзии, и литературе в целом, всегда наводила на раздумья лириков. В таких произведениях, как «Муза» автор размышляет о том, откуда берутся источники вдохновения для творчества. В произведении отображены два совершенно разных начала для вдохновения написания того или иного произведения.
Первое, заключается в стремлении к возвышенности, вознесении каких-либо чувств и красоты. Второе, направлено на сострадание простым людям, которые вынуждены быть с рождения рабами.В конце концов, герой, немного подумав и поразмышляв, делает верный выбор в пользу поддержки простых людей на земле.
Сама же муза в стихотворении представлена как вечно страдающая и плачущая дева, которая сама не знает, чего хочет или это попросту невозможно понять. Благодаря ей воодушевлённый поэт с головой окунается в водоворот земных и небесных страстей. Автор, проходя этот путь, достигает одной цели, которая заключается в поддержке земных людей.
Такой выбор был совершенно необычный, противоречащий всем общепринятым представлениям о поэзии. Но благодаря Некрасову он не только прижился, а был понят читателем и полюбился ценителям поэзии.
Сквозь годы
Если разобрать произведение Муза более подробно, то можно сделать вывод, что сам стих был традиционный по форме и претенциозным по содержанию. Однако делать преждевременное заключение не следует.
Некрасовская муза — это не чудная красотка, летающая в облаках, не эфемерная барышня, превозносящая себя на пьедестал. Вместе со своей музой поэту пришлось поскитаться по тем трущобам бедняков, которые закалили его и выработали стойкость в характере.
До того времени пока писатель не обрел известность и у него не появился достаток, Некрасов был на грани нищеты и столкнулся со многими проблемами.Стихи, которые адресовал поэт людям, были весьма содержательными и поучительными.
Сам писатель не выделялся ничем примечательным из толпы, и какое-то время не замечали. Все это изобразил поэт в своем стихотворении под названием Муза. Разобрав текст, можно сложить цепочку и узнать где брал источники вдохновения писатель.
Он признает только одну муза, которая была покровительницей бедняков, которые были рождены для вечного труда. Следует отметить, что в то время данный выбор был весьма смелым решением и не пользовался популярностью у других поэтов.
Некрасов сделал выбор своей музы – «Печальной спутницы печальных бедняков».
Стилистические особенности
Анализ произведения дает понять смысл нравственности и эстетики самого писателя. Здесь весьма отчетливо показаны все образы, которые использовал писатель всю свою жизнь. Такая огромная смысловая нагрузка передана в стихе в традиционной форме.
После написания стиха поэту пришлось понять, что дальнейшие его произведения нуждаются куда в более серьезных и сильных эффектах.
Николай Алексеевич, будто создал свой, особый язык, который был понятен каждому. Этот особенный, живой и цепляющий за живое слог проходит красной полосой через всё творчество поэта.
Жалко, что крепостные были неграмотны и не могли оценить творчество барина, так переживающего за них.
Некрасов ввел такие образы и стилистику в своих произведениях, которых до этого не было ни в одном известном произведении. Можно сказать, сотворил революцию в русской литературе. Поэтическая система произведений писателя в то время была сугубо индивидуальной, неповторимый стиль вдохновил многих последователей.
Защитник трудового народа
Поэт Некрасов в своем творчестве изобразил неповторимый стиль и фактуру, которую до этого времени просто невозможно было представить. Никто до него не делал главными героями крепостных крестьян. Им всегда отводилась скромная роль, в лучшем случае, героя второго плана. В большей степени народ упоминался вскользь.
Поэтому при появлении произведений Николая Алексеевича у многих было ошеломляющее удивление, теперь в стихах рассказывалась о простых людях, которые пашут землю, ухаживают за скотиной, платят оброк. Теперь аристократическая публика, которая обсуждала только светские мероприятия начала узнавать про простой быт и судьбу простого народа.
Многие сразу отметили, что это является большим открытием в литературе. Писатель буквально проложил магистраль между двумя мирами. Он сделал это так умело, что был понят многими современниками, совершенно неготовыми к такому восприятию.
Некрасовские стихотворения направляли мысли общества и во многом формировали силы, которые были недовольны разделением людей на крепостных и господ. Все это привело к широкой резонансности общественности. Движение начало разрастаться с большой силой, а это привело к изменениям в российском обществе, которое веками не менялось.
<\p>
Можно сказать, что Некрасов внёс свою лепту на пути к отмене крепостного права, явления, которое существовало в России со средних веков и уже давно мучало простой народ, не давая развития обществу. Люди попросту рожались рабами.
Это все стало грандиозным переворотом в России, однако, отмена крепостного права не привела все-таки к процветанию народа, он все так же страдал и умирал от непосильного труда и голода. Но начало было положено и произведения поэта вдохновили многих новых авторов, которые стали уделять огромное внимание простому народу. Многие революционеры и общественные деятели пошли именно за нашим поэтом.
Образы музы
Ещё в ранней лирике Некрасов начал говорить о себе как о поэте нового типа. Как он сам говорил он никогда не был лентяем и не любил вести разгульный образ жизни.
Сам же писатель и в стихотворении Муза был к себе довольно строг:
Но не льщусь, чтоб в памяти народнойУцелело что-нибудь из них…Нет в тебе поэзии свободной,Мой суровый, неуклюжий стих!Та любовь, что добрых прославляет,Что клеймит злодея и глупцаИ венком терновым наделяетБеззащитного певца.
У писателя нет возвышенных эмоциональных интонаций таких как у Пушкина. Он скорее пишет о тяжелом труде. Ведь ему пришлось также нелегко, после того как он остался без помощи семьи. Писатель как бы был литературным чернорабочим, он мало зарабатывал на жизнь, поэтому чтобы выжить писал различные рецензии, куплеты и тому подобное.
В стихах писателя отображено глубокое уважение к крепостным, сочувствие к ним и понимание.Поэт в своих новых стихах писал о том, что поэт-пророк приносит жертву ради людей, ради их счастливой жизни в будущем. Идеи Некрасова заключалась в служении добру. Он верил что можно принести себя в жертву ради народа как это сделал Христос.
Также сам писатель отмечал, что он всегда был честен сам с собой.
Клянусь, я честно ненавидел! Клянусь, я искренно любил!
В заключительной части произведения, писатель рассказал о своем призвании и невозможности молчать. Поэт признал, что нет смысла перечить музе. И этому своему призванию он был верен всегда.<\p>
Источник: https://gfom.ru/muza_nekrasov.php
Профессор Знаев
Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи.
В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда не был «баловнем свободы» и «другом лени». В своих стихах воплощал накипевшие «сердечные муки». Некрасов был строг к себе и своей Музе. О своих стихах он говорит:
Но не льщусь, чтоб в памяти народной
Уцелело что-нибудь из них…
Нет в тебе поэзии свободной,
Мой суровый, неуклюжий стих!
Поэт утверждает, что его стихотворения состоят из «живой крови», «мстительного чувства» и любви.
Та любовь, что добрых прославляет,
Что клеймит злодея и глупца
И венком терновым наделяет
Беззащитного певца.
О сложении стихов Некрасов пишет как о тяжелом труде. У него нет возвышенных, поэтических интонаций, как, например, у Пушкина. В жизни Некрасову приходилось ради заработка напряженно, мучительно трудиться, а собственные стихи помогали хоть на какое-то время вырваться из обязательной повинности.
Оставшись без помощи семьи, Некрасов с юности был «литературным чернорабочим». Чтобы выжить в Петербурге, ему приходилось писать рецензии, куплеты, фельетоны и многое другое. Такая работа выматывала поэта, отбирала у него силы и здоровье.
Стихи Некрасова – это «суровые стихи», в них сила любви и ненависти к богачам, угнетающим народ.
На смерть Гоголя Некрасов написал стихотворение «Блажен незлобивый поэт…». В нем герой-поэт – это «обличитель толпы», который идет «тернистым путем», его не понимают и проклинают.
На новом витке истории, во второй половине XIX века, Некрасов пишет стихотворение «Пророк». Его поэт-пророк жертвует собой ради людей, их счастливой и справедливой жизни в будущем. Стихотворение написано в форме диалога пророка с человеком из толпы. Пророк Некрасова готов на жертву:
Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других.
Пророк уверен, что служить добру можно, если принести себя в жертву, как Христос. Поэт и послан, чтобы напомнить людям о Боге. Сам Бог у Некрасова назван «Богом гнева и печали».
В стихотворении «Поэт и гражданин» возникает чисто некрасовский образ «любовь-ненависть», которого не было ни у Пушкина, ни у Лермонтова:
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!
В отличие от великих предшественников, у Некрасова отсутствует мотив обиды, противостояния всему миру. Его поэт – не титан и не потустороннее существо, избранное Богом. «Враждебные слова отрицанья» поэт Некрасова произносит во имя любви к людям. Некрасов отстаивал право гражданской поэзии обличать беспорядки общественной жизни:
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей…
Новаторство Некрасова в том, что он по-новому осмыслил роль поэта и поэзии. Если у Пушкина в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» речь идет о творческой свободе, то у Некрасова – о долге поэта перед обществом и его гражданами.
В стихотворении «Поэт и гражданин» говорится об упадке поэзии, о времени, когда поэты в растерянности не знают, о чем писать. Пришедший к унылому поэту гражданин требует от него стихов для «дела и пользы»:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Можно выбрать путь «безвредного» поэта, а можно приносить пользу стране. Гражданин говорит, что вокруг «стяжатели и воры» или «бездействующие мудрецы», различные безответственные болтуны.
Именно сейчас обличительные стихи могут принести много пользы, стать настоящим «делом». Поэт оправдывается и приводит строки Пушкина: «Мы рождены для вдохновенья, / Для звуков сладких и молитв».
Но гражданин отвечает ему:
Нет, ты не Пушкин. Но покуда
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать…
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной…
В заключительной части стихотворения Некрасов говорит о своем даровании, о Музе. Эти строки звучат как исповедь. Драма поэта, который «стоит у двери гроба», не в приближающейся смерти, а в том, что Муза покинула его, он лишился вдохновения.
Некрасов представляет свою жизнь как трагический «роман» с Музой. Муза оставила поэта, потому что он не стал героем борьбы с тиранией, он «сын больного века», недостоин ее. Поэт оказался слабым человеком, не оправдал данного ему таланта.
Образ страдающей Музы показан в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…»:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!..»
Муза Некрасова – это не античное существо, а простая девушка, которую подвергают позорному публичному наказанию. Она гордо переносит его, призывая к мщению.
Самокритика Некрасова по отношению к себе не всегда обоснованна. Его гражданская лирика действительно была оружием, призывала к борьбе, вносила смятение в ряды врагов свободы.
Источник: https://znaew.ru/index.php/doklad-po-literature/7552-doklad-po-literature-svoeobrazie-resheniya-temy-poeta-i-poezii-obraz-muzy-v-lirike-n-a-nekrasova
43. Лирика н.А. Некрасова. Проблематика и поэтика
Лирика
Н. А. Некрасова — явление в русской
поэзии необычное. Вся она проникнута
глубочайшим гражданским пафосом.
Современник Белинского, Чернышевского
и Добролюбова, Некрасов стал поэтом
революционной демократии, голосом
защитников народа.
А потому Некрасов,
по сравнению даже с такими “гражданами”,
как Пушкин и Лермонтов, полностью
переосмысливает роль поэта и назначение
поэзии в жизни.
Основной его поэтической формулой
становятся слова: «Поэтом
можешь ты не быть, Но гражданином быть
обязан».
(«Поэт и гражданин»)
Поэт
Некрасова – это пророк, которого к людям
«послал бог гнева и печали»,
его и жизненный путь сложен т. к. поэт
проходит его с «карающей
лирой в руках, негодуя и обличая».
В стих-ии «Блажен
незлобивый поэт» (написанном на смерть
Гоголя).
Некрасов показал 2
типа поэтов:
1) Незлобивый
поэт
– в его произведениях много чувства,
нет желчи, его лира миролюбивая, он
сочувствует толпе, любит покой и
беспечность. Народ его любит при жизни.
Это поэт романтик.
2) Обличитель
толпы
– его предназначение вскрывать
общественные пороки, критиковать их,
высмеивать. Лира
такого поэта карающая. Толпа его не
любит и критикует его творчество.
Это поэт реалист (критический реализм).
Этот тип близок Некрасову:
«
Со всех сторон его клянут/ И только труп
его увидя/ Как много сделал он поймут/
И как любил он – ненавидя!.
Любя
народ Некрасов тем не менее говорит о
его недостатках.
Программным стих-ем «Поэт
и гражданин».
Он пишет его находясь в петропавловской
крепости.
В стихотворении поэт предстает со своим
мироощущением и характером.
Стих-е построено в форме диалога между
Поэтом и Гражданином.
Разговор этот
происходит в трудное для страны время.
Гражданской
позиции придерживается не поэт, а
гражданин (занимает активную позицию).
Гражданин напоминает поэту об
ответственности момента и призывает
его к активному
общественному действию:
«Иди
в огонь за честь отчизны/ За убежденье,
за любовь/ Иди и гибни безупречно/ Умрешь
не даром: дело прочно/ Когда под ним
струится кровь».
Поэт ощущает глубокое недовольство
собой, обвиняет себя в трусости.
Гражданин же полон решимости побороть
хандру поэта. Он уверен, что следует
подчинить свой
поэтический дар интересам общественного
служения: «Поэтом можешь ты не быть, но
гражданином быть обязан».
Вывод:
По мнению Некрасова поэзия призвана
правдиво отражать жизнь Поэт это патриот,
гражданин. Он должен служить истине не
жалея жизни.
Н.А.
Некрасова называли крестьянским поэтом,
поэтом Петербурга, певцом революционной
демократии.
Основная
тематика поэзии Некрасова — жизнь
русского крестьянства и городской
бедноты (здесь поэт выступает
предшественником Достоевского).
В этих стихах зачастую звучат тоскливые,
унылые, скорбные интонации. Другая
тема — тема современника, передового
общественного деятеля или же трусливого
обывателя.
Этим стихотворениям свойствен
революционный, обличительный пафос.
Кроме того, важное место в творчестве
Некрасова занимает тема
поэта и поэзии и тема любви.
Вся
лирика Некрасова проникнута гражданским
пафосом.
Одной
из ведущих тем творчества явл. тема
народа.
Тема народа – это сквозная тема
лирики Некрасова (проходит через все
творчество)!!!
От
сочувственного изображения угнетенного
народа и веры в его светлое будущее к
изображению народа как решающей силы
исторического развития.
«В
дороге»
– в нем Некрасов обличает античеловеческую
природу крепостничества.
Сочувственное отношение к крестьянину.
Народ
в стихах Некрасова не только жертва, но
и бунтарь.
В поэзии Некрасова зазвучал голос самого
народа. Стихи его не только о народе, но
и для народа. Поэтому
иногда в его стихах возникает критический
элемент. Он
критикует пассивность крестьянства,
жестокость народную, неумение бороться,
народное пьянство.
Пассивность
критикуется в ст-ии «У
парадного подъезда»,
а пьянство в ст-ии «Вино».
В
стихах Некрасова показывается народ
труженик, подчеркивается привычка
народа к труду.
Во-первых показывается тяжелый
подневольный труд ст-е «Тройка».-
От
работы и черной и трудной/ Отцветешь не
успевши расцвесть». Во-вторых
вольный
труд, как радость.
Этот труд поэтизируется.
Показывается
сила и мощь русского народа. Стихотворение
“Тройка” написано в излюбленном
для Некрасова жанре песни.
Ритмико-стилистический строй стихотворения
характеризуется особой напевностью,
повторами, присущими Народной песне. В
центре стихотворения образ крестьянской
девушки, на которую “заглядеться не
диво”.
Стихотворение имеет два
временных пласта: настоящее и будущее.
В настоящем девушка живет в ожидании
любви: “знать, забило сердечко тревогу”.
Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная
для женщины-крестьянки: “будет бить
тебя муж-привередник и свекровь в три
погибели гнуть”.
Конец
стихотворения полон грусти (“и
схоронят в сырую могилу, как пройдешь
ты тяжелый свой путь”). Тройка
– образ-символ, часто появляющийся в
народных песнях
(“Вот мчится тройка почтовая”), это
всегда образ свободы,
воли, символ движения, мечты о счастье.
В последней строфе отчетливо звучит
мотив:
счастье – это только мечта: “не догнать
тебе бешеной тройки”.
Некрасовская
муза поражала непривычностью облика и
поведения.
Уже Пушкин в романе «Евгений Онегин»
решился показать богиню поэзии в
повседневном обличии «барышни уездной».
Некрасов же упорно говорит о Музе не
ласковой «угрюмой», «плачущей»,
«скорбящей» и «болящей» – «Музе мести
и печали».
«Вчерашний
день часу в шестом…»
Начиная с этого стих-я в лирике Некрасова
2
образа:
1)
Образ
Музы
и<\p>
2)
Образ
истязаемой крестьянки сливаются в один,
который становится для Некрасова
постоянным. «Муза»
– Муза определяется Некрасовым как
«печальная
спутница, печальный бедняков»
о нелегкой жизни. « Замолкни, Муза мести
и печали»
– Месть обозначает то, что муза
и автор сочувствуют народу + показ
недостатков.
«Безвестен
я»
– говорится о трагической жизни поэта
и его Музы. По мнению Некрасова поэт
не должен стремиться к славе, к почестям.
Автор говорит о том чем гордится в этой
жизни: «….
я не восхвалял глупцов/ но с
подлостью не заключал союза» 1874г «Элегия»
– Некрасов говорит в
чем же предназначение поэта:
«Я
лиру посвятил народу своему/
Быть может я умру неведомый ему/ Но я
ему служил – и сердцем я спокоен…» То
о чем писал Некрасов в своей лирике, это
он притворял в жизни.
Н.А.
Некрасова называли крестьянским поэтом,
поэтом Петербурга, певцом революционной
демократии.
Основная
тематика поэзии Некрасова — жизнь
русского крестьянства и городской
бедноты (здесь поэт выступает
предшественником Достоевского).
В этих стихах зачастую звучат тоскливые,
унылые, скорбные интонации. Другая
тема — тема современника, передового
общественного деятеля или же трусливого
обывателя.
Этим стихотворениям свойствен
революционный, обличительный пафос.
Кроме того, важное место в творчестве
Некрасова занимает тема поэта и поэзии
и тема любви.
Тема
родины приобрела в творчестве Некрасова
деревенский, крестьянский характер.
В его произведениях перед читателем
предстает судьба русской деревни,
русского крестьянина, русской женщины:
«Несжатая
полоса», «Забытая деревня», «На Волге»,
«В полном разгаре страда деревенская»,
«Орина, мать солдатская», «В дороге».
Творчество поэта неразрывно связано с
русским фольклором, песнями,
пословицами, загадками. Многие произведения
его проникнуты глубокими размышлениями
о судьбе русского народа, путях развития
России: «Размышлениях
у парадного подъезда».
В
стихотворении “Размышления у парадного
подъезда” преобладает
эпическое начало: обобщенная характеристика
“парадного подъезда” и обрисовка
мужиков-просителей.
Поэт не наделяет каждого из крестьян
какими-либо конкретными, индивидуальными
чертами.
Детали портрета сливают эту
группу людей в единый поэтический образ:
“деревенские люди”, “армячишко
худой на плечах”, “крест на шее и
кровь на ногах”. Во
второй части появляется лирическая
нота.
Это авторское обращение к “владельцу
роскошных палат”, которое звучит то
взволнованно-патетически (“Пробудись!..
Вороти их! в тебе их спасенье!”), то
скорбно и гневно (“Что тебе эта скорбь
вопиющая, что тебе этот бедный народ?”),
то зло и иронично (“и сойдешь ты в
могилу… герой”).
В
заключительной, третьей части эпическое
и лирическое сливаются воедино.
История мужиков получает конкретное
завершение (“За заставой, в харчевне
убогой все пропьют мужики до рубля и
пойдут, побираясь дорогой…”).
Завершается стихотворение вопросом,
на который у поэта не находится
определенного ответа:Ты
проснешься ль, исполненный сил?
По-новому
Некрасов писал о любви.
Поэтизируя взлеты любви, он не обошел
вниманием ту “прозу”, которая “в
любви неизбежна”.
В
его стихах появился образ независимой
героини, подчас своенравной и неприступной
(“Я
не люблю иронии твоей…”).
Отношения
между любящими стали в лирике Некрасова
более сложными: духовная близость
сменяется размолвкой и ссорой, герои
часто не понимают друг друга, и это
непонимание омрачает их любовь.
Поэт
расширяет тематику лирических
произведений, вводя новые, непривычные
для поэзии темы и образы (например,
образы мелкого чиновника, ограбленного
крестьянина, падшей женщины).
Некрасов по-новому интерпретирует
традиционные «поэтические темы»,
например тему
смерти.
Поэт никогда не изображает
смерть естественную, смерть у него
всегда безвременна, это результат
социальных условий.
Так, в стихотворении «Еду
ли ночью по улице темной…»
он
изображает смерть ребенка в условиях
нищенской, невыносимой жизни.
Матери младенца приходится стать
продажной женщиной, чтобы хоть как- то
поддержать существование своей семьи.
Зачастую
мы встречаем в произведениях Некрасова
пародийные интонации. Таковы
стихотворения «Современная ода»,
«Нравственный человек».
Как отмечает исследователь, «это
пародии на всякую оду:
казенно-патриотическую, гражданскую.
Используется куплетная, прибауточная
манера, прием бурлеска: славословие
«от обратного», когда за похвалами
кроется едкая сатира».
Сам герой при этом наделен сомнительными
добродетелями:
Художественный
метод поэта — реализм.
Однако элементы
фантастики порой встречаются в его
произведениях (сказочные элементы и
мотивы в поэме «Кому на Руси жить
хорошо»).
Стиль Некрасова вобрал в себя художественные
традиции
«натуральной школы»: лирика тяготеет
к эпичности, в лирических стихотворениях
зачастую присутствуют портреты героев,
описания обстановки.
Многие стихотворения Некрасова сюжетны,
у него присутствует «ролевая лирика
(автор выступает от лица какого- либо
героя). В то же время в лирике его
присутствует аналитическое начало,
рассуждения и размышления героя.
Стиль
Некрасова демократичен, он использует
простую лексику, просторечия. Любимые
стихотворные размеры поэта — дактиль,
амфибрахий и анапест.
Критики
часто упрекали поэта в недостатке
таланта, используя замечание В.Г.
Белинского о «таланте-топоре». Рефлексия
по этому поводу, а также по поводу
доминирования социальных мотивов в
творчестве была свойственна и самому
Некрасову.
Однако в глазах современных
читателей он по-прежнему остается
великим поэтом. Очень точно заметил о
стихе Некрасова В.
Крестовский: «Но
мы любим эту неуклюжесть и тяжесть —
это тяжесть железа, тяжесть железного
молота, в ней его сила, его меткость».
–
тема народа с Музой, печальной спутницей
бедняков (крестьяне, их труд, бедность…)
-тема
родины, России, судьбы русского человека
и всего народа
-тема
современника, передового общественного
деятеля
-тема
поэта и позии
-тема
любви
-тема
города (Петербург)
-ТЕМА
СМЕРТИ (КАК
СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ)
Особенность
– связь с рус фольклором
Источник: https://StudFiles.net/preview/5842023/page:3/
Образ музы в лирике Некрасова
Сочинение на тему Образ музы в лирике Некрасова |
На данной странице представлено сочинение на тему , которое было добавлено 27.02.2016. Сочинение Образ музы в лирике Некрасова уже просмотрело человек, оценило 1 человек. Надеемся что сочинение на тему Образ музы в лирике Некрасова поможет вам. Если данное сочинение вам понравилось то вы можете поделиться им с друзьями. Рекомендуем вам ознакомиться с данным сочинением, прочитать комментарии и на основании полученной информации написать свое изумительное сочинение. Продолжая традиции А. С. Пушкина, Н. А. Некрасов посвятил свое творчество народу. Он сам написал о себе: «Я лиру посвятил народу своему». Но в отличие от Пушкина и других поэтов этого периода Муза у Некрасова своя, особенная. Она не похожа на утонченных светских дам, которые вдохновляли поэтов той поры. Она предстает перед нами в образе простой крестьянской девушки, женщины. В 1848 году, еще в самом начале своего творческого пути Некрасов написал за-мечательное стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…», которое посвятил крестьянской девушке, публично подвергнутой жестокому и постыдному наказанию. Это Муза бедняков, униженная, но гордая и прекрасная. Конечно, это стихотворение о молодой крестьянке, подвергшейся наказанию на Сенатской площади в Петербурге, но стоически выдержавшей беспощадную расправу и названной поэтом Музой, Некрасов напечатать не мог. Написанное простым карандашом на обрывке бумаги, оно пролежало в течение 25 лет в столе, прежде чем Некрасов вписал его в альбом своей знакомой. А напечатано оно было еще 10 лет спустя, уже после смерти поэта. Но именно образ этой девушки сопровождал Некрасова на протяжении всего его творчества и стал его настоящей музой. Весь строй стихотворения лишен какой-либо патетики. Первая строка «вчерашний день часу в шестом» подчеркивает современность действия. Событие произошло только что, и поэт находится под его впечатлением. Вторая строка «Зашел я на Сенную» указывает на место действия, а глагол «зашел» подчеркивает, что лири-• ческий герой не шел туда специально, а оказался там случайно. Однако самой казни на Сенатской площади в 1848 году произойти не могло, так как подобные вещи обычно проводились на Троицкой или Конной площадях, где для них был построен специальный эшафот. Но экзекуции, в том числе и женщин, в Петербурге действительно проводились, правда не кнутом. А плетью. Почему же Некрасов выбрал именно это орудие пытки? |
Действие стихотворения разворачивается не столько в конкретно-бытовом, сколько в символичном плане. Сенная площадь выбрана не случайно — это было самое демократичное место в столице. А кнут стал символом позорного и унизительного наказания. Крестьянка-Муза становится символом униженной и порабощенной России.
Поэт выбрал образ крестьянки для своей Музы также не случайно. Некрасов — народный поэт, он всей душой любил Россию, а Россия всегда ассоциировалась с женщиной, с матерью. Кроме того, положение женщин в России, тем более крес-тьянок, всегда было бесправным.
Некрасов высоко ценил в женщине ее терпение и гордость. Униженная и поруганная, крестьянка-Муза не рыдает, не просит о пощаде. Она стоически переживает боль и позор.
Но именно это стоическое терпение звучит грозным обвинением обществу, в котором жестокое и постыдное обращение с женщинами было нормой.
Образ униженной, но не сломленной страданиями крестьянской женщины вол-новал поэта на протяжении всего его творчества. Образ крестьянской женщины представлен в таких поэмах, как «Коробейники», «Мороз, Красный нос». В каждой из этих поэм перед читателем предстает сильный женский характер, способный пережить любые жизненные невзгоды, с поднятой головой выйти из самой унизительной ситуации.
Наиболее ярко размышления о русской женщине нашли отражение в образе Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» Некрасов видел в женщине не только забитое и бесправное существо.
Не сломиться под гнетом мужа, свекрови, всей нелегкой судьбы крестьянки было, по мнению Некрасова, настоящим подвигом. Не случайно о Матрене он написал такие строки: «Есть женщины в русских селеньях». Матрена воплощает в себе все лучшие качества характера русской женщины.
Он создает образ «величавой славянки», крестьянки среднерусской полосы, наделенный сдержанной и строгой красотой, исполненный чувством собственного достоинства. Рассказ о судьбе Матрены Тимофеевны — это повесть не только о ее доле. Голос Матрены — это голос всего народа, всех крестьянок России.
Поэтому в поэме она чаще поет, чем рассказывает, причем поет песни, не придуманные специально для нее Некрасовым, а взятые им из фольклора.
Но не только простые крестьянки могли стать Музами Некрасова. В поэмах «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская» поэт продолжает свои раздумья о характере русской женщины. Но теперь здесь воспеваются женщины дворянского круга, и становится ясно, что не только крестьянки способны на высокие поступки.
Любая русская женщина готова на все ради того, кого она любит, способна от собственного счастья и благополучия. Героини обеих поэм едут на каторгу за своими мужьями-декабристами. Их характеры мужают и крепнут в ходе встреч и столк-новений с разными людьми во время их долгой дороги.
Полон напряженного дра-матизма психологический поединок княгини Трубецкой с иркутским губернатором. В дороге растет самосознание княгини Волконской.
Размышляя над судьбой русских женщин, Некрасов сделал своей Музой жен-щину, сильную духом, способную перенести многие невзгоды своей судьбы, которая никогда не сломится и не преклонит колени перед своими угнетателями.
Источник: https://xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai/blog/obraz_muzy_v_lirike_nekrasova/2016-02-27-1706
Читать
Элла Владимировна Чумакевич
Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы
Предисловие
Предлагаемое вашему вниманию пособие поможет начать подготовку задолго до экзамена. Можно без спешки осваивать одну тему за другой, внимательно вникая в текст.
Данное пособие сориентировано на действующую школьную программу по русской литературе. Темы сочинений расположены в хронологическом порядке: от древнерусской литературы и романтизма В. Жуковского до творчества современных авторов.
Тексты предлагаемых сочинений не перегружены специальной терминологией, но нет в них и упрощенного подхода к теме. Они подойдут всем желающим подготовиться к экзамену, в том числе и тем, кто учится на отлично.
В каждом сочинении даются примеры конкретных событий и фактов, знание которых должно быть продемонстрировано на экзамене. В пособии учтены требования к написанию сочинений, остающиеся неизменными по сей день.
Школьникам и абитуриентам предлагаются новое понимание общественных взглядов писателей и современные трактовки их произведений.
Рассматриваемые темы полностью лишены идеологической окраски, принятой в литературоведении прошлых веков. При написании сочинений автор делала упор на выявление общечеловеческих ценностей при анализе художественных текстов.
В книгу намеренно не включены сочинения на свободную тему. Исходя из большого опыта работы, автор уверена, что высокую оценку за сочинение на свободную тему получают лишь единицы из числа сдающих экзамен.
Пособие призвано помочь преодолеть барьер неприятия предмета, помочь понять, почему в разное историческое время писатели обращались к тем или другим актуальным вопросам своей эпохи, и то, к каким выводам приходили лучшие умы человечества.
Книга «Сочинения на отлично» пригодится абитуриентам, школьникам в течение многих лет учебы, учителям (в качестве справочного пособия) и самому широкому кругу читателей, если потребуется быстро вспомнить писателя, произведения или их героев.
Как работать над сочинением
Успешная сдача экзамена во многом зависит от информированности абитуриента и школьника об особенностях написания сочинения.
Следует помнить, что вы сдаете учебный предмет – «Русскую литературу», а не свое мнение о том или другом писателе и его романе. Предмет предполагает умение учащегося пользоваться литературоведческой терминологией.
Оценку вам будут ставить за ответ на поставленный вопрос, а не за отвлеченные рассуждения. На экзамене по литературе проверяются знание текста и умение его анализировать.
Излишне напоминать, что наличие ошибок в тексте способно свести на нет самое талантливое в литературном плане сочинение.
Черновик – основной помощник в работе. Он не проверяется, поэтому можно писать все, что удалось быстро вспомнить. Сначала нужно составить примерный план: с чего начну? что скажу дальше? чем закончу? В эти пункты кратко вписываются сведения, цитаты, соображения. Получается схема ответа, которая затем расширяется и дополняется уже в чистовике.
Сочинение – это своего рода научная работа, поэтому стиль изложения должен приближаться к научному. Излишняя эмоциональность в речи, обилие восклицаний («Разве можно так поступать!», «Ну неужели он не понимает, что ранит душу человека!» и т. п.) выглядят смешно и приведут к снижению оценки.
Текст сочинения должен быть разбит на абзацы согласно высказываемым мыслям и приводимым аргументам. Постарайтесь, чтобы написанное вами можно было без напряжения прочесть. Это в ваших интересах.
Преподаватель – не шифровальщик, чтобы разгадывать таинственные письмена или пересчитывать «забор из палочек», чтобы определить, сколько в нем букв «и», «е», «ш».
Каждая буква русского алфавита имеет четкое графическое изображение, зафиксированное в прописях. Придется вспомнить первый класс.
Что касается темы, советую отвечать прямо на поставленный вопрос. Например, если тема сочинения «Образ Татьяны Лариной», не нужно на страницу распространяться, какой замечательный поэт Александр Сергеевич Пушкин.
Главная опасность – это фактические ошибки. Если в чем-то сомневаетесь, лучше не пишите. Проверьте себя, помните ли вы, чем заканчиваются произведения. Что стало с героями? На чем автор обрывает повествование о них? А ведь финал книги – это итог, то, зачем автор создал свой труд, выводы, которые он стремился сообщить читателям.
Приступая к работе, успокойтесь, сосредоточьтесь, перестаньте наблюдать за окружающими. Сейчас решается ваша судьба! Важно правильно распределить время, чтобы потом не впадать в панику. Неизбежно возникнут проблемы со временем, если вы будете отвечать на вопросы соседей. Печально, но их интерес к вам продиктован исключительно желанием спасти себя.
И последнее. На экзамен нужно идти в полной уверенности, что у вас все получится, что вы непременно справитесь с заданием. Не тратьте энергию на страхи и неуверенность. Желаю успехов!
Древнерусская литература
Древняя Русь в «Слове о полку Игореве»
Величайший памятник древнерусской литературы, «Слово о полку Игореве», был создан талантливым анонимным автором в конце ХII века, между 1185 и 1188 годами.
«Слово…» дошло до нас в единственном позднем списке, который был обнаружен любителем древнерусской письменности Мусиным-Пушкиным в Ярославле в конце ХVIII века. Тогда же с него была сделана копия для императрицы Екатерины II.
Во время пожара в Москве в 1812 году рукопись «Слова…» сгорела вместе со всей библиотекой Мусина-Пушкина.
«Слово о полку Игореве» было создано под впечатлением неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича, предпринятого им вместе с братом Всеволодом и племянником Святославом против половцев в 1185 году. В летописях рассказ ведется в строго хронологической последовательности.
Князь Игорь не заботился о подготовке похода, не подумал о судьбе своей дружины. Когда он узнал, что половцы собрали против него большое войско, княжеская гордыня помешала ему принять разумное решение. Он заявляет: «Если мы возвратимся не бившись, то срам нам будет хуже смерти».
Поняв, что половцы заманивают его дружину в ловушку, Игорь хотел отступить, но было уже поздно. Битва продолжалась весь день и всю ночь. Большая часть дружины Игоря погибла, только немногие воины вместе с князем были взяты в плен. Около года Игорь находился в плену.
Половцы, по законам того времени, не очень притесняли его.
Автор бессмертной поэмы стремился не только последовательно изложить события похода, но и понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала русская земля, а теперь побеждают «поганые».
Поэт понимал, что причина неудач кроется в феодальной раздробленности Руси. Он стремится передать тревогу за судьбу родной земли. Для стиля поэмы характерна лирическая страстность, события описаны живым, образным языком.
Строки поэмы захватывают читателя и сегодня.
Поэт начинает свое произведение вступлением, в котором задается вопросом, как ему описать трудный поход Игоря: рассказывать ли, как в былинах, или петь подобно певцу Бояну.
Древний певец и сочинитель Боян характеризуется в «Слове…» как «вещий, проницательный и мудрый».
Раскрывая художественные приемы и восхваляя этого певца, автор, по сути, говорит об уже существовавшей в то время древней литературе, подготовившей появление «Слова…».
После вступления автор описывает ужас, охвативший воинов, которые стали свидетелями солнечного затмения. Но грозное явление природы не охладило воинственный пыл князя. Несмотря на знамение, он решает идти в поход.
Первая битва с половцами завершается победой русских, но впереди воинов ждет новый страшный бой. Природа полна зловещих предзнаменований: «синие молнии сверкают в черных тучах», «мутно текут реки», «гудит земля».
Героизм русских воинов раскрывается в поэме в образе смелого Всеволода.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=157378&p=16
Образ Музы в стихотворениях Некрасова
Например, о героине «Тройки» можно сказать многое.
Ни ее романтический портрет, ни натуралистическое описание ее судьбы сами по себе не несли еще поэзии с ярко выраженным национальным значением.
Но Некрасов окружил этот свой ранний образ такими лирическими мотивами, в которых непосредственное предметное содержание было едва ли не заслонено символикой национального бытия. Именно в таком значении входили в некрасовское стихотворение дорожные мотивы и образ тройки.
Свет этой символики придал героине «Тройки» поэтичность неизмеримо высшую, чем та, которая могла быть заключена в романсовом лиризме или в социально-бытовой драме. В женском образе поэта рождалось национальное олицетворение, которое и было впоследствии утверждено всем образным миром некрасовской поэзии.
Поднимая жизненную картину до высочайшего поэтического обобщения, Некрасов вместе с тем сохраняет интимный тон. Между «крестьянкой молодой» и Музой нет никаких преград, они одинаково дороги и близки поэту.
Их общность подчеркнута, во-первых, тем, что стихи о крестьянке и Музе замыкают четверостишия и явно соотносятся между собой, а во-вторых, одинаково инверсивным строением фразы («крестьянку молодую» – «сестра твоя родная»).
Наконец, драматизм второй части резко контрастирует с обыденностью первой, и это высекает новую поэтическую искру, рождая множество совсем не традиционных реальных и поэтических ассоциаций.
Некрасов в коротком стихотворении сумел сказать и о том, что его Муза – сестра униженной и страдающей крестьянки, что она печалится народной печалью, что она тоже подвергается истязаниям, цензурным и иным гонениям, физическому насилию, что она так же бесправна, как и крестьянка, что он, Некрасов, поэт народа, потому что крестьянка символизирует весь народ.
Рекомендуем почитать ►
Существовал ли исторический прототип образа Печорина?
Редко кто из поэтов не обращался к своей Музе, представавшей то резвой, веселой «вакханочкой», то задумчивой, то вольной и шаловливой, то суровой и гневной. Лики муз в русской поэзии бесконечно разнообразны. Совершенно новый образ создан в коротком стихотворении Некрасова.
Примечательна тут и замена слова «кнут» на «бич». Еще более неожиданно, что тут же оказывается и Муза как некое лицо, к которому поэт обращается с очень важными и тоже неожиданными словами: «Гляди! Сестра твоя родная!» Так устанавливается кровное родство Музы поэта с крестьянкой.
Но поединок поэта с музой не привел к разрыву – в драматизме борьбы родился «прочный и кровный союз». Поэт учил музу не смиряться, не стихать в гневе, изживать всепрощенческие настроения.
Этот оттенок есть и в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…».
Он выражен в том повелительном тоне, в каком поэт обратился к ней: «Гляди!» Здесь заключено предупреждение: не увлекай меня на ложный путь, не делай меня слабым, ибо того, что ты видишь, нельзя простить. Но и скорбная муза учила поэта песнопенью:
Драматическое, сложное общение поэта с музой мыслится Некрасовым постоянным противоборством двух равных сил, прочный и кровный союз которых держится на неизбывности народных страданий и необходимости сказать о них.
И отношения между музой и поэтом складывались драматично: ее напев был полон тоски и «вечной жалобы». Порою же она плакала или исторгала звуки разгульной песни, иногда побуждала мстить.
Подчас же, смиряясь, «шептала надо мной: «Прощай врагам своим!» Вот тогда-то, по откровенному слову поэта, «нелюбимая» муза – потому что такую вечно тревожащую, надрывающую сердце стоном, неласковую и не услаждающую слух гармоничными звуками музу трудно любить – все-таки овладела душой поэта, который, не поддаваясь ее «суровым напевам» и плачу, вступил с ней «в ожесточенный бой».
Рекомендуем почитать ►
Криминогенные ситуации
Прежде всего сразу же возникает необычная конкретность: поэт точно называет время (день, час), место (рыночную площадь в Петербурге), где совершилось событие, врезавшееся в его память и взволновавшее его гражданское чувство.
Стихотворение о «высоком» предмете начинается с «низкой» сцены и в тоне простого сообщения, краткой информации, не содержащей ничего поэтического, а, напротив, намеренно сниженной. Самая интонация нейтральна – нет ни гнева, ни жалобы. Все прозаично и обычно. Слова выбраны обыденные – «вчерашний день», «часу в шестом», «зашел».
Особенно удивительно слово «зашел» – с ним сопрягаются ассоциативно такие выражения, как «зашел по дороге», «зашел по пути», «зашел случайно» и т. д. Оттого и последующие стихи («Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую») тоже рисуют как бы привычную, а совсем не исключительную ситуацию.
Но второе четверостишие резко переключает всю тему в новый, «высокий» план. И это подчеркнуто лексикой и интонацией. На первое место выдвигаются слова, обладающие устойчивыми поэтическими ассоциациями («звуки», «грудь»).
Так возникает новый в русской поэзии образ Музы, столь же терпеливой, непреклонной и волевой, как и молодая крестьянка с занесенным над ней бичом.
Для полноты картины важно отметить и то, что реальный план совместился в стихотворении с метафорическим, и происшедшее с крестьянкой переносится на ее «родную сестру». Так уже в первые годы творчества (стихотворение написано в 1848 г.
) Некрасов образно сказал о своих общественных симпатиях. Но этим содержание стихотворения не исчерпывается: в нем есть еще один план, скрытый, но живо представленный в более позднем стихотворении 1851 г., названном «Муза».
Оно посвящено традиционной теме отношений поэта с музой, которая либо оказывает ему покровительство, либо отказывает в нем. В первой строфе возникает привычный до Некрасова образ музы, которого он, однако, не знал:
Рекомендуем почитать ►
Сюжет романа «Люди на болоте»
Источник: https://www.getsoch.net/obraz-muzy-v-stixotvoreniyax-nekrasova/
Темы и образы некрасовской «Музы мести и печали»
/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Темы и образы некрасовской «Музы мести и печали»
Скачать сочинение |
Лирика Некрасова — новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, настроения, взгляды человека новой социальной эпохи — представителя демократических разночинных кругов, пережившего тяжелые противоречия периода распада крепостничества и зарождения буржуазных капиталистических отношений.
Лирические стихи Некрасова знаменовали собой прежде всего новый подход к действительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности, дотоле лишь намечавшейся.
По правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие.
Осмысливая свое творчество, дискутируя с апологетами “чистого искусства”, Некрасов неоднократно выступал с поэтическими декларациями, в которых подчеркивал демократический и революционный характер своей поэзии. В 1848 году он пишет стихотворение, тема которого стала лейтмотивом всего его творчества.
В этом стихотворении образ Музы вырастает в трагический символ порабощенного и измученного народа.
Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: “Гляди! Сестра твоя родная!”
Поэзии Некрасова чужды условность, отвлеченность.
Образ Музы запечатлен не в традиционной символике античной мифологии, а в образе страдающей крестьянской женщины, подвергаемой жестокой и позорной казни. Это Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению.
Взгляды Некрасова на роль поэта и назначение поэзии в обществе нашли свое отражение в другом, более позднем стихотворении “Поэт и гражданин”, ставшем поэтическим манифестом нового, демократического направления в литературе.
В этом программном произведении утверждается социально значимая направленность поэзии, ее активное участие в жизни определяет саму роль поэта — гражданина, общественного деятеля:
Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь… Иди и гибни безупречно. Умрешь недаром: дело прочно, Когда под ним струится кровь…
Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жизнью, требует от поэта гражданского подвига, но и бичует пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждениями об ином назначении поэзии:
Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан.
Некрасов не отрывает поэта от служения искусству, но требует подчинять это служение высоким и гуманным задачам. Эту программу и осуществлял Некрасов в своем творчестве.
В своей лирике Некрасов раскрыл новое восприятие мира. Он преодолел прекраснодушный абстрактный гуманизм, свойственный многим поэтам, его современникам.
То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть, —
писал Некрасов.
Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внутренний пафос его творчества.
Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично и страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.
Лирическим пафосом и сатирическим бичеванием проникнуто одно из наиболее известных его стихотворений — “Размышления у парадного подъезда”, резко разоблачающее самодержавно-крепостнический режим.
Владельцу роскошных палат, считавшему “жизнью завидною волокитство, обжорство, игру”, поэт противопоставляет жизнь крепостных крестьян; фальшивой парадной стороне бюрократически-дворянского общества с его внешним благополучием противопоставляется нищая крестьянская Россия, народ.
С большой изобразительной силой поэт показывает наглядно примеры нищеты, забитости, обездоленности мужицкой России:
…некрасивы на взгляд! Загорелые лица и руки, Армячишко худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых…
Крестьяне в стихотворении еще забиты и покорны:
И пошли они, солнцем палимы, Повторяя: “Суди его Бог!”, Разводя безнадежно руками, И покуда я видеть их мог, С непокрытыми шли головами…
Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится оттенить Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы.
Стихотворение завершается авторским раздумьем о судьбах России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущим.
Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями:
“Ты проснешься ль, исполненный сил?”
Безжалостные правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей, создаваемые поэтом, приобретают типический характер в цикле стихов “На улице”.
Простая будничная сценка, будничная “физиология” столицы, казалось бы, случайно увиденный эпизод раскрывают социальные противоречия столицы, трагизм повседневности.
Голодного бедняка, укравшего у торговца калач, ведет в участок городовой.
Старуха мать в слезах провожает своего Ванюшу, которого забрали в рекруты, — все это эскизные зарисовки уличных впечатлений, но они типичны для будней города, в каждом из этих эскизов кроется жизненная драма.
Судьба мужика была тяжела, но еще более тяжелой была судьба крестьянской женщины, описание которой занимает значительное место в лирике Некрасова.
В стихотворении “Еду ли ночью по улице темной…” поэт рисует типическую картину нужды, страданий, горя, выпавшего на долю простой русской женщины. Это рассказ о безрадостной любви бедняков, о зловещей нищете, калечащей самые светлые, чистые чувства человека.
Рисуя страшные картины страданий и бедствий народа и видя единственный путь переустройства жизни в революции, Некрасов создает образы людей, способных встать во главе восставших масс. Изображению революционеров-демократов посвящен целый цикл. В стихотворении “Памяти Добролюбова”, одном из лучших в этом цикле, Некрасов рисует портрет человека новой социальной формации, передает черты революционера. В облике Добролюбова он прежде всего выделяет подчинение личной жизни высоким общественным целям, интересам народа, готовность к самопожертвованию:
Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять. Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать.
Духовную чистоту, веру в высокий идеал, революционный патриотизм Добролюбова Некрасов раскрывает в следующих строках:
Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал, ты чистоту хранил… Как женщину, ты родину любил…
Горение революционера, высокий пафос моральной чистоты и величие подвига служения народу сочетаются в образе Добролюбова с разумом, прозорливостью и могучей мыслью революционного деятеля:
Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало!
Дабы передать духовное величие Добролюбова, поэт обращается к возвышенно-одическому стилю. Это стихотворение — поэтический памятник новому человеку, революционеру, облик которого Некрасов увидел в Добролюбове.
Таким образом, мы видим, что Некрасов широко раздвинул границы лирики. Прежде всего необычайно раздвинул круг тем: не только личные переживания поэта стали достоянием его поэзии, но и все многообразие окружающего мира.
Это лирика жизни, лирика действия. Ей чужды пассивность, созерцательность, недоговоренность. Центральное место в ней — народ в своем стремлении к счастью, красоте, справедливости. Это стремление у Некрасова приобретает конкретный, социальный характер.
11980 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p> |
/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Темы и образы некрасовской «Музы мести и печали»
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00093401184864080236