Образ петербурга в поэме «медный всадник»

Петербург в поэме “Медный всадник” Пушкина: образ, характеристика, описание

Петербург.
Иллюстрация к “Медному всаднику”.
Художник А. Н. Бенуа

Петербург является одним из центральных образов в поэме “Медный всадник” Пушкина.

В этой статье представлен образ Петербурга в поэме “Медный всадник” Пушкина: описание и характеристика города в поэме.

Смотрите: 
Краткое содержание поэмы
Все материалы по поэме “Медный всадник”
По словам Белинского, настоящим героем поэмы “Медный всадник” Пушкина является не император Петр I и не чиновник Евгений. Настоящим героем поэмы является Петербург:

“…

Настоящий герой ее [поэмы] – Петербург. Оттого и начинается она грандиозною картиною Петра, задумывающего основание новой столицы, и ярким изображением Петербурга в его теперешнем виде…” (В. Г. Белинский)
Действительно, образ Петербурга в поэме “Медный всадник” занимает особое место.

Описанию Петербурга автор отводит значительную часть поэмы. Наиболее развернутое описание города и его истории мы видит во “Вступлении” к поэме.

Во “Вступлении” Петербург представлен в двух состояниях: “до” и “после” основания города.

Так, в начале XVIII века, территория будущего Петербурга – это малозаселенные, болотистые берега:

“…По мшистым, топким берегам 

Чернели избы здесь и там, 

Приют убогого чухонца…” 

“…Где прежде финский рыболов… 

Бросал в неведомые воды 

Свой ветхий невод…”

Обратите внимание

Проходит сто лет. Петербург начала XIX века – это крупнейший город Европы, торговый и культурный центр России. Теперь берега петербургских рек застроены красивыми каменными зданиями, а в порт Петербурга принимает корабли “со всех концов земли”:

“…ныне там 

По оживленным берегам 

Громады стройные теснятся 

Дворцов и башен; корабли 

Толпой со всех концов земли 

К богатым пристаням стремятся…”

В том же “Вступлении” к поэме Пушкин признается в любви к прекрасному Петербургу – городу, с которым поэта связывает многое:

“…Люблю тебя, Петра творенье, 

Люблю твой строгий, стройный вид…”

Говоря о Петербурге, Пушкин, конечно же, упоминает о знаменитых белых ночах:

“…Твоих задумчивых ночей 

Прозрачный сумрак, блеск безлунный, 

Когда я в комнате моей 

Пишу, читаю без лампады…”,

“…Одна заря сменить другую 

Спешит, дав ночи полчаса…”

Поэт с не меньшей любовью отзывается о петербургской зиме, несмотря не ее “жестокость” и “мороз”:

“…Люблю зимы твоей жестокой  

Недвижный воздух и мороз, 

Бег санок вдоль Невы широкой…”

Печальный вид обретает Петербург во время наводнения в ноябре 1824 года:

“…Обломки хижин, бревны, кровли, 

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты, 

Грозой снесенные мосты, 

Гроба с размытого кладбища 

Плывут по улицам!..”

Несмотря на трагические последствия наводнения, Петербург вскоре приходит в себя и жизнь идет “прежним порядком”:

“…В порядок прежний все вошло. 

Уже по улицам свободным 

С своим бесчувствием холодным 

Ходил народ. Чиновный люд, 

Покинув свой ночной приют, 

На службу шел…”

На протяжении всей поэмы Пушкин ни разу не упоминает слово Петербург, кроме подзаголовка “Петербургская повесть”. Вместо названия “Петербург” Пушкин использует такие выражения, как: “Петра творенье”“град Петров” , “Над омраченным Петроградом”, “И всплыл Петрополь”. 

Почему Пушкин не захотел упоминать оригинальное название города “Петербург”? Что именно он хотел этим сказать? Исследователи не перестают задаваться этим вопросом.

Это были материалы об образе Петербурга в поэме “Медный всадник” Пушкина: описание и характеристика города в цитатах. 

Смотрите: Все материалы по поэме “Медный всадник”

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/06/peterburg-mednyj-vsadnik-pushkin-obraz-opisanie.html

Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» А.С. Пушкина

Имя города Санкт-Петербурга запечатлено в российской истории. Но не только на жизнь русского народа он повлиял, но оставил и глубокий след в русской литературе.

Бурлящая и грозная река, которую сковали в гранит, стала прекрасной темой для многих произведений талантливых писателей: Батюшкова, Державина, Гоголя и других. Все они пытались раскрыть этот город, показать его силу и мощь. Но только А.

Пушкин смог в своей поэме «Медный всадник» раскрыть более полно образ этого города, показав его духовное и природное развитие.

Важно

Жизнь Петербурга в изображении поэта различна: то она спокойная, молчаливая и очень тихая, но потом вдруг может резко закипеть и стать некой неуправляемой стихией, которая проявляется в виде бедствий и страшных наводнений.

Петербург — это творение Петра I, которое было построено на костях, но оно оказалось не только величественным, но и ужасным. Поэтому так грозно и торжествующе возвышается город надо всем. У этого города есть и своя повседневная и мирная жизнь.

Но когда начинается стихия, то с ней никто, даже царь, не может с ней справиться.

Из истории известно, что именно Петербург — «окно в Европу». Поэтому поэма «Медный всадник» имеет и историческое значение. С самого начала своего произведения Александр Сергеевич упоминает нам о том, как этот город создавался.

Некогда на этом месте гуляли лишь только ветер, да быстрая вода несла свои шумные волны. Однако царь Петр I, увидев это место, решил заложить здесь новый город, побеждая силы стихии.

И как бы природа не сопротивлялась, но все равно гордый и пышный город величаво вырос на берегах Невы.

Местность сильно меняется: природный хаос заменяется порядком и гранитными оковами. Петербург становится неким символом торжества человека над природными силами. Но это впечатление неправильное, так как нужно смотреть глубже.

Наводнение показывает, что человек не победитель, становится не только жертвой этой стихии, но и ее сообщником. Вода — это тоже стихия, но в Петербурге она представлена покоренной рекой Невой.

Это мнение о покоренной стихии обманчиво, так как эта же вода в поэме врывается в жизнь людей и самого города, нарушая их спокойствия и принося смерть.

Совет

Пушкин сравнивает разливающуюся реку с больным, который мечется, пытаясь найти себе покой и утешение.

Но уже скоро это сравнение сменяется следующим: разбушевавшиеся река, как разбойник, несется по улицам города, уничтожая, словно зверь, все, что ей попадается по дороге.

И все, что натворила Нева, беспомощно и жестоко, можно сравнить с теми последствиями, которые обычно остаются после бунта. Автор использует для описания последствий много разных глаголов: ломит, режет, крушит, грабит и другие.

Теперь судьба людей, живущих в Петербурге, оказываются зависимы от стихии. Главный герой поэмы при наводнении теряет свою любимую девушку, которой собирался делать предложение.

Так Евгений теряет свою цель в жизни и поэтому его жизнь становится пустой, и он начинает опускаться на самое дно жизни. Молодой человек перестает воспринимать действительность, он просто сходит с ума.

Судьба Евгения — это судьба в России «маленьких людей», жизнь которых бесценна и она сильно зависит от властей и от того, каковы цели самодержавной власти.

Когда возводился Петербург, то царь думал лишь о том, что будет основан новый город, и что его появление буде полезно для всего народа, но вот конкретно о каждом человеке, его судьбе Петр Великий думать не мог. Поэтому тема Петербурга тесно связана с темой «маленького человека», которого в этом городе унижает и уничтожает даже сама природа.

Образ города на Неве связан и с темой Петра Великого. О нем автор начинает говорить уже во вступлении к поэме. Поэтому, возведя этот город, царь — самодержавец соединил навеки свою судьбу с ним. Когда происходит наводнение, то царь Петр тоже здесь присутствует. Он — медный всадник, который возвышается над городом и внимательно смотрит на то, что происходит.

Обратите внимание

Пушкин описывает этот памятник, называя Петра кумиром, который восседает над городом на коне из бронзы. Но автор поэмы старательно обходит имя своего кумира, понимая, что его поэтический образ мрачен и зловещ. Так, во вступлении, когда идет прославление дел Петра, автор использует местоимение «он».

При описании наводнения, то это уже и кумир на коне, сильный властелин судеб, всадник из меди. Вспомнил автор и те легенды, которые связаны с этим великолепным городом на Неве: миф о появлении призрака Павла Первого в одном из городских замков.

И этот миф автор использует для того, чтобы показать помутнение сознания главного героя, у которого в голове тоже появляется призрак Петра, который его и преследует.

Памятник Медному кумиру — это воплощение власти, которая не только не имеет границ, но и беспощадна. Следовательно, Петербург — это город, который подавляет волю человека, губит их жизнь, подавляет человека.

Но с другой стороны город на Неве – это место, где таится много тайн и загадок, где бушуют стихии и неожиданно оживают памятники.

Образ Петра в поэме — это грозное божество, которое окутано святым покрывалом и его высота недосягаема.

Петербург в изображении поэта имеет двойственную характеристику: положительную и зловещую. Положительная характеристика: прекрасный город, величественный град с изящными формами. Зловещее описание: бушует стихия как тиран, которую невозможно успокоить. Читатель видит не только очарование и великолепие этого города, но и его нищету.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Важно

Пушкин описывает, что заборы некрашеные, а домики «ветхие». Но ведь в этом городе построены огромные башни и дворцы, корабли со всего мира сюда съезжаются, а река обрамлена гранитом, прекрасные мосты были возведены над нею. Описывает с восхищением автор и северные ночи, используя эпитеты: задумчивые, прозрачные, безлунные. Чтобы описать всю красоту белых ночей поэт использует сравнения.

Поэма Пушкина — это гимн городу Петербургу, который, как признается сам автор, вошел и в его жизнь, и не любить его невозможно. Город у автора показывается не только в разные времена года, но и все его потаенные местечки.

Источник: https://sochinyalka.ru/2016/11/obraz-peterburga-v-pojeme-mednyj-vsadnik-pushkin.html

Образ Петербурга в поэме Медный всадник Пушкина сочинение

А. С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» смог в полной мере раскрыть величественный город Санкт-Петербург, бурлящую и грозную реку которого заковали в гранит. Наряду с Державиным и Гоголем, Александру Сергеевичу удалось более полно представить перед читателем образ города со всем его духовным и природным величием.

В начале произведения Пушкин демонстрирует различие жизни местных жителей, в которой отображается нрав вечно бушующей Невы – в один момент она спокойна, нерасторопна и тиха, в другой же она словно закипает, становится неуловимой стихией, приносящей бедствия. Читатель понимает, что город, построенный на костях Петром I, может быть не только великим, но и в ту же минуту ужасным.

В каждом этапе возведения стен города, имеющего историческое значение, представляя собой «окно в Европу» А. Пушкин упоминает, что именно здесь ранее дули сильные ветра, которые поднимали волны реки, но даже природа не может вечно противостоять царю и покоряется. Гордый пышный город вырастал все больше и больше.

Ныне побежденная стихия воды постепенно набирает свою силу и предстает перед читателем в образе непокорного зверя, который уничтожает все на своем пути.

Наводнения заставляют человеческие судьбы быть в зависимости от стихии.

Беспощадный и губительный образ Невы заставляет главного героя Евгения понять роковую обреченность людей ему подобных «маленьких людей», жизнь которых исключительно зависит лишь от нрава природы и воли царя.

Но вместе с этим Пушкин наглядно демонстрирует двойственность образа. Построенный город действительно манит своей мощью, его стройные дворцы и башни, пристани и входящие корабли просто завораживают на протяжении всей поэмы.

Читатель может наблюдать за Петербургом в различное время – днем и ночью, в разное время года и в разную погоду. Особое внимание писатель уделяет белым ночам, которые манят Евгения своей невиданной прежде красотой.

Совет

Город предстает неоднозначным: одна его часть богата и роскошна, его предместья удивляют и манят; другая же безмолвна, бедна и прекрасно демонстрирует всю тяготу и бремя рождения города на костях, который подчиняется деспотичному характеру своего правителя.

Александру Сергеевичу безупречно удалось представить в своей поэме «Медный всадник» не только город, а целый мир.

Сочинение 2

Прекрасное название Санкт-петербург несет в себе столько воспоминаний и смысла. Это культурная столица России. Не зря этот город так называют, его прекрасные улицы даже в самое темное время суток необыкновенно красивы, архитектурные здания просто не описать словами. Каждый человек в своей жизни хоть раз должен побывать в это прекрасном месте.

Этот город основал Петр Первый. Санкт-Петербург является родиной великого поэта А.С.Пушкина. В истории этого города есть не только положительные, а и отрицательные моменты, такие как: гибель крестьян, возводивших города на берегах реки Невы. Санкт-Петербург стал прекрасной темой для многих произведение великих писателей и поэтов.

Каждый по разному раскрывает особенности этого города.

Именно Санкт-Петербург является центральным образом произведения “Медный всадник”. Жизнь, это время, которое постоянно бежит и течет. И жизнь Санкт-петербурга не застывает ни на мгновение.

Ее перемены так же не предсказуемы как и у человека, то она тихая, размеренная и спокойная, то бушует и странствует над городом и может обрушиться в виде бедственного наводнения. Как уже было сказано, Великий город основан Петром Первым, он построил этот город, но построил на костях людей.

От этого он становится страшен и загадочен. Жизнь города как монета, имеет две стороны, одна мирная и спокойная, другая буйная и никто не может совладать с ней.

Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на егэ по русскому на тему: искусство

Расположение города на берегу Невы символизирует высоту человека над природой. Но это только на первый взгляд. Река не дает себя во власть народу и время от времени люди закованы в подчинении стихии. Под влиянием этого явления любимая героя Евгения погибает, утонув в наводнении. Его это сводит с ума.

С одной стороны, город построенный на реке Нева это достоинство человека. Прекрасные архитектурные постройки такие как: музеи, дворцы, здания являются торжественными памятниками архитектурного строения человека. Так же автор не забывает про прекрасные длинные белые ночи, как можно не упомянуть ту красоту, которая твориться и заставляет радоваться глаз.

Обратите внимание

Но не все так хорошо как казалось. Санкт-петербург опасен для своих подопечных, жителей города. А.С.Пушкин посвящает все произведение судьбе “маленького” человека, ведь нельзя обойти столь важную тему стороной. Среди красивых архитектурных зданий есть трухлявые постройки, в которых живут люди. Природа берет власть над городом.

Много тайн хранит в себе город Санкт-Петербург, Эту мысль пытается донести нам автор.

← Образ и характеристика Сильвио в повести Выстрел
← Образ и характеристика Шабашкина в романе Дубровский↑ ПушкинОбраз Петербурга в романе Евгений Онегин →
Характеристика и образ Кирилла Троекурова в романе Дубровский →

  • Сочинение Анализ стихотворения Властителям и судиям Державина
    Своё открытое стихотворение «Властителям и судиям», Державин написал в 1870 году. Для создания этой оды, поэт использовал библейскую тематику. Содержание из ветхозаветных псалмов как нельзя точно
  • Образ и характеристика Эвелины в повести Слепой музыкант Короленко
    Эвелина – это единственная дочь семьи Яскульских. Внешне она была очень милой девочкой с русыми волосами и голубыми глазами. Как говорит сам автор, смотрела она<\p>
  • История создания драмы Борис Пушкина Годунов
    Написанию любого литературного произведения предшествует какая-либо история его создания. Драма Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» является исторической. Для написания таких произведений, как известно, требуется тщательное изучение каких-либо
  • Сочинение на тему Я выпускник
    Огромной частью жизни каждого человека является школа. Здесь мы проводим 9-11 лет своей жизни. Здесь находим первых друзей, верных помощников в лице учителей, познаём первые влюбленности и испытываем первые трудности с учёбой
  • Анализ и мораль басни Мартышка и очки Крылова
    Одной из основных целей всех басней Крылова было высмеивание человеческой глупости. На самом деле, если рассмотреть детально, то именно глупость является причиной вообще практически всех людских бед.<\p>

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/obraz-peterburga-v-poehme-mednyj-vsadnik

Образ Петербурга в поэме Пушкина Медный всадник

Имя Санкт-Петербурга запечатлено в истории России. Появление и зарождение города, ставшего окном в Европу, несет в себе не только положительные стороны человеческой жизни.

Погибли несколько поколений крестьян, сроивших город на берегах бурной и неукротимой реки. Образ Санкт-Петербурга стал прекрасной темой для многих произведений писателей и поэтов.

Каждый по-разному описывает этот великолепный и печальный город.

Санкт-Петербург является центральным образом поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».

Жизнь города в произведении писателя не стоит на одном месте, она изображена в действии: то она спокойна и молчалива, а то резко меняется и превращается в неукротимую стихию, которая обрушивается на Петербург в виде бедственного страшного наводнения.

Санкт-Петербург – это творение Петра I, но построено оно на костях людей. От этого так торжественно молчалив и страшен становится город, возвышающийся над всем остальным. В Петербурге без сомнения есть место для мирной жизни. Но когда начинает свой разгул стихия, никто не может совладать и справится с ней.

Город на берегах Невы становится символом торжества человека над природой. Но это виденье очень обманчиво. Закованная в гранит река не хочет подчинится людям, и люди время от времени оказываются во власти стихии.

На жизнь Евгения внезапное наводнение оказывает сильное роковое влияние: его любимая погибает, и он, не в силах справится с утратой, начинает сходить с ума.

Вода в поэме врывается в жизнь города, нарушая всеобщее спокойствие, разрушая судьбы людей.

Важно

Пушкинский Петербур – это город, представленный в двух совершенно разных образах. С одной стороны, город на Неве – это торжественный памятник архитектурного таланта человека. Пышные и величественные здания, дворцы и башни, прекрасные мостовые – все это заставляет восхищаться красотой города. С любовью описывает автор и красоту белых ночей северной столицы: задумчивые, безлунные, прозрачные.

С другой стороны, Петербург становится городом опасным и судьбоносным для своих жителей. Пушкин не может обойти судьбу «маленького» человека, ведь именно ему поэт и посвящает свое произведение. На ряду, с пышными постройками, можно увидеть и ветхие дома. Люди, живущие в городе на Неве, находятся во власти природы.

Санкт-Петербург становится городом, где судьба человека находится в тесной связи с силами стихии. Красота города на Неве торжественна и печальна. Петербург, показанный А.С.Пушкиным, противоречивый и таинственный город, полный загадок и тайн. За необыкновенным великолепием, созданным руками человека, скрывается печаль и боль людей.

2 вариант

Многие российские писатели и литераторы очень часто в своих произведениях старались описать тот или иной город, как бы показывая его важность и значимость в отечественной истории и фольклоре, показывая  всю мощь и красоту нашей большой страны, тем самым прославляя её. Также очень многие описывали, как и столицу, так и культурную столицу нашей страны – Петербург. Получалось это далеко не у всех, так как передать все те образы, которые царят в таком большом городе – довольно трудная задача, с которой идеально справился Пушкин.

В своём произведении “Медный всадник” автор рассказывает нам удивительную историю, которая берёт своё начало во время самого основания города Петербург.

Он показывает его как оплот человеческой мысли, традиций, а главное как превосходство человеческой мысли над силами природы, что также характеризует город как прекрасное место, способное произвести на приезжего в него человека немалое впечатление.

Потому автор и составляет из образа города некий идеал, к  которому необходимо стремиться, и который необходимо придерживаться.

Однако наряду с выявлением явных преимуществ города, он также показывает, что как бы не старался человек противостоять неумолимой силе природы, он всё же, в конце концов, сдаться под её натиском, оставив ей право выбора, что же делать дальше. Пушкин говорит об этом в своём произведении, о неминуемости подчинения природе, её могуществу, которое особенно ярко проявляет себя в России.

Город он называет городом оживших статуй, так как Петербург в то время, впрочем, как и сейчас, был городом, довольно наполненным историческими мемориалами, памятниками, различной культурной структурой, которая рассказывала его посетителю о богатом прошлом, как и самого города, так и о богатой истории России. Так или иначе, в произведении он прославляет Петербург, называя его самым красивым городом, как наружной оболочкой, так и внутренним содержанием. И действительно, в городе все люди довольно миловидные личности, привыкшие общаться на различные темы культурного порядка, о музыке, искусстве, и прочих вещах, так присущих аристократии тех лет. Пушкин достаточно ярко и подробно описал образ данного города в своём произведении “Медный всадник”, из чего следует, что он является легкоузнаваемым и легко прочитывается среди всего произведения.<\p>

Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/obraz-peterburga-v-mednyj-vsadnik

Образ Петербурга в поэме Пушкина “Медный всадник”

Поэма “Медный всадник” – живой образный организм, не терпящий однозначных толкований. Все образы здесь многозначны, символичны. Образы Петербурга, Медного всадника, Невы, Евгения имеют самостоятельное значение, но в рамках поэмы тесно взаимодействуют друг с другом.

Историю и современностью поэт объясняет через емкий и символический образ Петербурга.

Поэма открывается “Вступлением”, в котором образ города занимает господствующее место. Петербург здесь – глубоко символический памятник плодотворности единства миллионов людей.

Эта плодотворность в том, что был создан город, нужный для России, город для людей, город, отдающий добро, заложенное в нем его строителями.

Совет

Поэтому в описание Петербурга нередко вторгается автор с выражением своей любви к нему:

Люблю тебя, Петра творенье…

Петру принадлежит сама идея создания этого города, идея в масштабе целой России, а построил его народ для людей. Все в нем прекрасно, гармонично, преисполнено величия, красоты и добра. “Человечность” города раскрывается в утверждении благоприятствования Петербурга творчеству:

…Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады…

В дальнейшем описание читателю открываются все новые и новые стороны города. Перед нами предстает славный города, новая столица могучей России, которую любит поэт. И он увлекает читателя своей приверженностью к дорогим ему местам Петербурга.

Но чем больше поэт говорит о пышной красоте города, тем больше создается впечатление, что он какой-то неподвижный, даже отчасти неестественный. Поэт видит “спящие громады пустынных улиц”, слышит “шипенье пенистых бокалов”, но людей на улицах нет, как нет и их лиц на фоне бокалов.

Во “Вступлении” намечен главный принцип изображения города, реализованный в двух частях “петербургской повести”, – контраст. В первой части облик Петербурга меняется, это уже не пышный “юный град”, а “омраченный Петроград”.

Город превращается в крепость, осажденную Невой. Нева – тоже часть города, и это стоит отметить.

Беда приходит как бы изнутри, сам город берет себя приступом; наружу выходит все то, что было недостойно изображения, скрыто за описанием парадности:

Лотки под мокрой пеленой,

Обломки хижин, бревны, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гробы с размытого кладбища

Плывут по улицам!

И только теперь появляется на улицах народ, “теснится кучами” на берегах Невы. Бушующая Нева сложно соотнесена со стихией народного возмущения: она то мечется, “как больной в своей постеле беспокойной”, то рвется “к морю против бури” и, встретив преграду, бунтует, то ропщет “пени…как челобитчик у дверей”.

Обратите внимание

Вся первая часть – картина народного бедствия, и именно в этот момент впервые появляется фигура “кумира на бронзовом коне”, который невозмутим, в отличие от живого царя, бессильного противостоять стихии.

После наводнения городские противоречия не только не исчезли, но еще более усилились.

Петербургская окраина, куда устремился Евгений, напоминает “поле боевое”, смытый бурной стихией домик возлюбленной Евгения Параши является олицетворением всеобщей трагедии; но уже на следующее утро все возвращается к прежнему порядку – город вновь равнодушен к человеку. Вновь он становится городом торговцев, чиновников и “злых детей”, бросающих камни в безумного Евгения.

Петербург предстает как твердыня русского самовластья, как центр самодержавия, и он враждебен человеку. Столица России, созданная народом, обернулась враждебной силой для него самого и для отдельного человека.

Пушкин как бы подчеркивает, что город, не возникший постепенно, не выросший из деревни, как подавляющее большинство других городов, а насильно построенный на этом месте вопреки плавному течению истории, если и будет стоять, то жителям его придется расплачиваться за то, что основатель практически пошел против законов природы.

В центре города – памятник его основателю, а сам Петербург является огромным памятником личности Петра; и противоречия города отражают противоречия его основателя.

(8 votes, average: 4.13

Источник: https://school-essay.ru/obraz-peterburga-v-poeme-pushkina-mednyj-vsadnik.html

Образ Петербурга в поэме Медный всадник Помощь по литературе

Петербург — удивительный город, оставивший значительный след в русской истории. Как сильно и многообразно повлиял он на наше общество, на нашу жизнь! И как тема, и как образ Петербург оставил глубокий след в русской литературе. Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей.

Такие гении, как Ломоносов, Державин, Батюшков, Гоголь, Лермонтов и многие другие, раскрывали образ Петербурга, но именно Пушкин создал целостный и завершенный образ города, описал духовное начало Петербурга, придал городу силу самостоятельного бытия, живущего своей жизнью, то тихой и спокойной, то полной наводнений и бедствий.

Величественное, ужасающее творение, построенное на болоте и на костях, раскинулось грозно и прекрасно. Город живет своей жизнью. И никто не может бороться со стихией — даже самодержцы: «с Божией стихией царям не совладеть».

Важно

Важность темы Петербурга в русской литературе определяется центральной ролью города в отечественной истории: именно этот город стал для России «окном в Европу». Поэма «Медный всадник» начинается с истории создания города.

На месте, где он был построен, царствовали стихии: ветер и вода, но именно здесь царь Петр решает заложить новую столицу. Назло природе город возносится «пышно, горделиво». Казалось бы, ничто уже не напомнит о царившем здесь когда-то хаосе: «в гранит оделася Нева», «мосты повисли над водами».

Все вокруг говорит о торжестве человека над силами природы, но это впечатление обманчиво: во время наводнений Петербург предстает не победителем, а своеобразным сообщником стихий. Одна из них, вода, персонифицированная в образе Невы, врывается и нарушает спокойствие, явившись одной из сил «побеждаемой стихии».

Сначала автор сравнивает ее с больным: «Нева металась, как больной». Но потом она предстает в образе разбойника, даже зверя: река крушит, сметает все подряд на своем пути. Последствия разрушений похожи на последствия бунта, «бессмысленного и беспощадного»:

…Так злодей, С свирепой шайкою своей В село ворвавшись, ломит, режет, Крушит и грабит; вопли, скрежет, Насилье, брань, тревога, вой.

Судьбы людей оказываются зависимы от сил и буйства стихии. Наводнение с его слепой неразборчивостью отнимает у Евгения самого близкого человека, и жизнь героя лишается смысла. Разум Евгения теряет свою силу, молодой человек не выдерживает несчастья и сходит с ума.

Судьба Евгения отразила закономерность и роковую обреченность судеб «маленьких людей»: их жизнь зависит от власти и геополитических устремлений царей. В момент основания города Петр думал о государстве и о народе вообще, но не о конкретном человеке.

Таким образом, в теме Петербурга появляется одна из ее составляющих — «маленький человек», возможная униженность и зависимость его положения. (Впоследствии в гоголевской «Шинели» история Акакия Акакиевича тоже разворачивается на фоне города.) Образ Петербурга тесно связан с образом Петра I.

Во вступлении автор не называет царя по имени, пользуясь местоимением он: «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн…» Именно по единоличной воле Петра трудом огромного количества безымянных работников, «на костях» был построен город.

И образ Петра все время присутствует на страницах поэмы, переплетаясь с образом города. Во время наводнения Медный всадник как будто стоит и смотрит на вытворяемые Невой бесчинства, словно одобряя их:

Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне.

Совет

Не случайно Пушкин и в названии памятника опускает имя царя. Автор называет его «мощным властелином судьбы», «кумиром на бронзовом коне», «медным всадником», поэтому образ основателя Петербурга становится мрачным, зловещим и даже ужасающим.

При создании поэмы Пушкин использовал различные легенды, связанные с Петербургом: например, существовал миф о появлении в Михайловском замке привидения Павла I. И в помрачневшем мозгу Евгения тоже является призрак царя,… Петра I. Герой бросает вызов грозному владыке: «Ужо тебе!», и грозный царь начинает его преследовать.

(Вообще, мотив ожившей статуи характерен для творчества Пушкина и встречается еще в «Маленьких трагедиях».) Памятник оказывается воплощением беспредельной власти, беспощадной и неумолимой воли. Таким образом, в поэме «Медный всадник» Санкт-Петербург предстает городом, который губит людей и подавляет их волю, загадочным и таинственным, городом оживших статуй и проснувшихся стихий.

Совет

А царь Петр — это непостижимое и недосягаемое божество, грозное и могучее, окутанное «священным покровом „основателя города»». Петербург двойствен, он предстает в поэме и в положительном, и в зловещем ореоле. Это величественный, красивый град, полный изящных форм и очертаний, и в то же время бушующий тиран, неугомонная стихия, закованная в цепи «владыки полумира».

Город поражает нищетой и великолепием одновременно. С одной стороны, это город бедный: «забор некрашеный, да ива и ветхий домик…». С другой стороны, Петербург величественно прекрасен своими холодными грациозными очертаниями:

По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся; В гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами…

Среди многочисленных характеристик неповторимых особенностей Петербурга как северного города можно отметить удивительные по совершенству отточенного слова описания белых ночей:

Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный…

Этот образ неразрывно связан с Северной столицей. Для того чтобы описать белую северную ночь, Пушкин нашел слова, неповторимые по отчетливости сравнений. Надо признать, что во времена Пушкина архитектурный облик Петербурга был куда более совершенен.

Обратите внимание

И повезло же пушкинским современникам, которые не только видели своими глазами таинственный и прекрасный облик нашего города, но и узнавали его воссозданным, претворенным в совершенных стихах, только что вышедших из-под пера Пушкина.

Для нас же прежний образ утонул в «преданьях старины», и только пушкинские творения служат путеводителем по тому городу, каким он был при поэте и каким мы захотели бы его увидеть снова.

Конечно же, современникам Пушкина было легче утверждать, что поэту удалось воссоздать облик любимого ими города на Неве ярче, чем это могли сделать за него многие другие поэты. Но, вглядываясь в наследие поэта, мы сможем понять его величие на тех страницах, которые посвящены Петербургу.

Обратите внимание

Все, что описано в «Медном всаднике», является истинным бытием Северной столицы. Гений Пушкина отразил всю духовную и материальную жизнь города в непревзойденных стихах, которые и по сей день являются лучшим гимном нашему городу. Многогранный Петербург предстает разнообразно прекрасным:

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит…

Все олицетворяет близкие образы нашего города: прекрасные «громады дворцов и башен», «чугунная ограда» Невы, «Адмиралтейская игла», чугунные узоры дивных решеток Летнего сада, Казанского собора. И всегда присутствует Нева как неразделимое целое, как сердце Северной Пальмиры. Поэма «Медный всадник» тесно связана с самим Петербургом.

Без нее не было бы духовного завершения образа города, который показан в различное время года, дня, в разнообразных своих частях: в центре и предместьях. Здесь можно найти различные черты города: бедного и богатого, безмолвного и бушующего, прекрасного и угрожающего.

Вообще, весь образ Петербурга говорит о трудности его рождения, о деспотическом характере Петра, создавшего его, о рабстве народа. Поистине Петербург — город на костях человеческих. Все эти особенности, характерные черты города нашего отразил Пушкин в своей гениальной поэме «Медный всадник». И закончить свое сочинение я бы хотел словами Н. П.

Анциферова: «Пушкин создал из Петербурга целый мир. С наследием Пушкина должны были считаться все, пытавшиеся сказать свое слово о Петербурге».

Источник: https://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/4761_obraz_peterburga_v_poeme_mednyy_vsadnik.htm

Образ Петербурга в поэме Л. С. Пушкина «Медный всадник» – 8 Декабря 2013 – Литература

Образ
Петербурга в поэме Л. С. Пушкина «Медный всадник»

Образ Петербурга, созданный Пушкиным в по­эме
«Медный всадник», является не просто фо­ном, на котором происходит действие, а
прямым участником
конфликта человеческой личности и истории.

Именно в образе Петербурга проявляет­ся
неоднозначность решения этого конфликта.

Оценка этого города в конечном счете восходит к двум противоположным точкам зрения на лич­ность и преобразовательную деятельность Петра
Великого.

С точки зрения классицистов, Петербург по­могли создать
божественные силы, вдохновляв­шие Петра и руководившие им. Своими деяния­ми
он возвысил Россию.

Важно

Другая версия заключа­ется в том, что Петр — это деспот,
закабаливший свой
народ и покушавшийся на свободу других народов,
а Петербург — это город, созданный дьявольскими
силами, так как на его строитель­стве погибло много людей.

Как и в
трактовке образа Петра, Пушкин не отдает
предпочтения ни одной из этих версий о Петербурге, Его отноше­ние к городу
и Петру I, построившему
его, неод­нозначно.

Во вступлении поэмы Пушкин с любовью от­зывается о Петре
и его творении, Петербурге, ко­торый воспринимается им как воплощение твор­ческих
замыслов великого человека:

Люблю
тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий,
стройный вид…

Строительство Петербурга оценивается поэтом как
торжество исторической необходимости, как возможность для России «прорубить окно в Ев­ропу
и стать полноправным участником общения европейских стран.

Также, по замыслу Петра, Петербург
становится оплотом России, ее торго­вым, морским и военным центром. Пушкин, верный
литературной традиции первой трети XIX века, показывает парадный Петербург: Не­ву,
гранит, дворцы, Адмиралтейство.

Автор по­эмы любуется архитектурной красотой юного го­рода,
выросшего из тьмы лесов, из топи блат, его дворцами и башнями, построенными на месте
убогих лачуг, богатыми пристанями, гранитной набережной
Невы, мостами, «нависшими над во­дой», садами и парками северной столицы.

Он восхищается
воинственной живостью Марсовых полей, красотой пехотных и конных полков, вы­шедших
на военный парад, грозным видом про­славленных
боевых знамен.

Пушкин также описывает атмосферу жизни северной
столицы: официальную жизнь города, представлявшую государство, светский Петер­бург,
который славился своими блестящими ба­лами, и Петербург дружеских встреч и
холостых пирушек.

Совет

Петербургский мир предстает в поэме как не­кое
замкнутое пространство. Город живет по своим законам, начертанным его основателем Это как
бы новая цивилизация, противопоставлен­ная и дикой природе, и прежней России. «Мос­ковский
период ее истории, символом которого является ^старая Москва» — «порфироносная
вдова, ушел в прошлое.

Однако величественный образ города, создан­ный во
вступлении, внутренне противоречив, Пушкин подчеркивает двойственность Петербур­га,
который «вознесся пышно, горделиво, но «из тьмы лесов, из топи блат». Это
город-колосс, под которым болотная топь.

Чем больше Пушкин говорит
о пышной красоте города, тем больше соз­дается впечатление, что он какой-то неподвиж­ный,
призрачный. В гордом облике младшей сто­лицы скрывается что-то тревожное.
Тревога зву­чит в пожелании «граду Петра»: «Красуйся, град Петров,
и стой / Неколебимо, как Россия. / Да усмирится же с тобой / И побежденная сти­хия..

»
Красота города-т вер дыни не вечна: он стоит прочно, но может быть разрушен стихией, В
самом сравнении города со стихией — двойст­венный смысл: здесь и признание
неколебимости России, и ощущение зыбкости города. Впервые появляется
образ неукрощенной до конца водной стихии: она предстает могучим живым сущест­вом.
Стихия побеждена» но не «усмирилась».

«Волны финские, оказывается, не забыли «вражду
и плен старинный свой». Город, осно­ванный «на зло надменному соседу», сам
может быть потревожен «тщетной злобою стихии.

Если во вступлении поэмы Петербург — сим­вол
Петровской эпохи» «петербургского» периода в русской истории, то в первой части это обыч­ный
город, терпящий бедствие и занятый повсе­дневной суетой.

Контраст — главный принцип изображения города,
намеченный во вступлении, реализуется в двух частях «петербургской повести, Петербург в поэме полон резких конфликтов, неразре­шимых
противоречий, В первой части облик го­рода меняется, с него словно спадает мифологи­ческая позолота.

Исчезают «золотые небеса», их сменяет «мгла ненастной ночи и «бледный день». Это уже не пышный «юный град», «пол­нощных
стран краса и диво», а «омраченный Петроград».
Он во власти «осеннего хлада, вою­щего
ветра, «сердитого» дождя. Город превраща­ется в крепость, осажденную
Невой, которая то­же часть города.

В нем
затаилась злая энергия, которую
освобождает «буйная дурь» финских волн. Нева, прекращая свое «державное
теченье» в гранитных берегах, вырывается на волю и раз­рушает «строгий стройный вид Петербурга. Словно сам город берет себя приступом, разры­вая свое чрево.

Обнажается все, что было скрыто за
парадным фасадом «града Петра» во вступле­нии.

Народ появился на улицах, «теснился куча­ми» на берегах Невы,
на балкон Зимнего дворца вышел царь. Он
«печален» и «смутен. Живой царь
бессилен противостоять «Божьей стихии». Вся первая часть — картина народного бедствия. Осажден Петербург чиновников, лавочников, ни­щих обитателей хижин. Нет покоя мертвым. Впервые появляется фигура «кумира на бронзо­вом коне».

Обратите внимание

Во второй части показан Петербург после на­воднения. Но городские
противоречия не только сняты, а еще более
усилены. Умиротворение и покой таят в себе угрозу, возможность нового конфликта со стихией:

Но, торжеством победы полны, Еще кипели злобны волны, Как бы под ними тлел огонь…

Петербургская окраина, куда устремился Ев­гений, напоминает
«поле боевое» — «вид ужасный>,
зато на следующее утро «в порядок преж­ний все вошло». Город стал холодным и равно­душным
к человеку.

Это город чиновников, расчетливых торговцев, «злых детей, бросаю­щих
камни в безумного Евгения, кучеров, сте­гающих его плетьми.

Но это по-црежнему дер-жавный
город — над ним парит «кумир на брон­зовом коне».

Если строительство Петербурга сыграло поло­жительную
роль в исторических судьбах России, то отдельному человеку с его маленькими житей­скими
мечтами оно только приносит горе, С этим связана тема Евгения, бедного молодого чело­века,
надежда которого на тихое семейное счастье была сокрушена враждебной стихией по­топа.
В противопоставлении Петра и Евгения выразился конфликт человека и власти,
личнос­ти и государства — вечная проблема, одно­значное
решение которой Пушкин считает невоз­можным.

Источник: https://vsedli.ucoz.ru/news/obraz_peterburga_v_poehme_l_s_pushkina_mednyj_vsadnik/2013-12-08-46

Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Поэма «Медный всадник» — живой образный организм, не терпя­щий однозначных толкований. Все образы здесь многозначны, символичны. Образы Петербурга, Медного всадника, Невы, Евгения имеют самостоятельное значение, но в рамках поэмы тесно взаимодействуют друг с другом.

Историю и современностью поэт объясняет через емкий и символи­ческий образ Петербурга.

Поэма открывается «Вступлением», в котором образ города занима­ет господствующее место. Петербург здесь — глубоко символический памятник плодотворности единства миллионов людей.

Важно

Эта плодотвор­ность в том, что был создан город, нужный для России, город для лю­дей, город, отдающий добро, заложенное в нем его строителями.

Поэто­му в описание Петербурга нередко вторгается автор с выражением сво­ей любви к нему:

Люблю тебя, Петра творенье…

Петру принадлежит сама идея создания этого города, идея в масш­табе цело й России, а построил его народ для людей. Все в нем прекрас­но. гармонично, преисполнено величия, красоты И добра. «Человеч­ность» города раскрывается в утверждении благоприятствования Петер­бурга творчеству:

…Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады…

В дальнейшем описание читателю открываются все новые и новые стороны города. Перед нами предстает славный города, новая столица могучей России, которую любит поэт. И он увлекает читателя своей приверженностью к дорогим ему местам Петербурга.

Но чем больше поэт говорит о пышной красоте города, тем больше создается впечатление, что он какой-то неподвижный, даже отчасти неестественный. Поэт видит «спящие громады пустынных улиц», слы­шит «шипенье пенистых бокалов», но людей на улицах нет, как нет и их лиц на фоне бокалов.

Во «Вступлении» намечен главный принцип изображения города, реализованный в двух частях «петербургской повести», — контраст. В первой части облик Петербурга меняется, это уже не пышный «юный град», а «омраченный Петроград».

Город превращается в крепость, осаж­денную Невой. Нева — тоже часть города, и это стоит отметить.

Беда приходит как бы изнутри, сам город берет себя приступом; наружу вы­ходит все то, что было недостойно изображения, скрыто за описанием парадности:

Лотки под мокрой пеленой,

Обломки хижин, бревны, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гробы с размытого кладбища

Плывут по улицам!

Совет

И только теперь появляется на улицах народ, «теснится кучами» на берегах Невы. Бушующая Нева сложно соотнесена со стихией народного возмущения: она то мечется, «как больной в своей постеле беспокой­ной», то рвется «к морю против бури» и, встретив преграду, бунтует, то ропщет «пени…как челобитчик у дверей».

Вся первая часть — картина народного бедствия, и именно в этот момент впервые появляется фигура «кумира на бронзовом коне», кото­рый невозмутим, в отличие от живого царя, бессильного противостоять стихии.

После наводнения городские противоречия не только не исчезли, но еще более усилились.

Петербургская окраина, куда устремился Евгений, напоминает «поле боевое», смытый бурной стихией домик возлюблен­ной Евгения Параши является олицетворением всеобщей трагедии; но уже на следующее утро все возвращается к прежнему порядку — город вновь , равнодушен к человеку. Вновь он становится городом торговцев, чиновников и «злых детей», бросающих камни в безумного Евгения.

Петербург предстает как твердыня русского самовластья, как центр самодержавия, и он враждебен человеку. Столица России, созданная на­родом, обернулась враждебной силой для нею самого и для отдельного человека.

Пушкин как бы подчеркивает, что город, не возникший посте­пенно, не выросший из деревни, как подавляющее большинство других г ородов, а насильно построенный на этом месте вопреки плавному тече­нию истории, если и будет стоять, то жителям его придется расплачиваться за то, что основатель практически пошел против законов природы.

В центре города — памятник его основателю, а сам Петербург явля­ется огромным памятником личности Петра; и противоречия города отражают противоречия его основателя.

Источник: https://www.prepodka.net/obraz-peterburga-v-poeme-a-s-pushkina-mednyj-vsadnik/

Глава 3. Раскрытие образа Петербурга через «петербургский текст» в поэме «Медный всадник»

Образ Петербурга в «новом искусстве» 1900-х гг.

еще более осложняется, с одной стороны, влиянием декадентской апологии красоты и мощи большого города (особенно – через урбанизм Брюсова), с другой – теми элементами исторической и социальной конкретизации изображаемого, которые шли от рассмотренных выше воздействий литературы XIX в.

, с третьей – разнообразными связями с другими частными «мифами» русского символизма. Весь этот сложнейший художественный организм оказывается также благоприятной средой для создания образов «таинственного», иррационально-«непостижимого» города, части «непостижимого» мира.

<\p>

Тема Петербурга, как и сама «петербургская» идея русской истории, сильно пострадала и во многих отношениях приобрела искаженный вид из-за чрезмерной идеологизации (чаще эмоциональной, чем рациональной) проблемы и вытекающих из этого следствий.

Одним из них является непомерное развитие субъективно-оценочного подхода, полнее всего выступающего в русле плоского историзма.

«Разумный тезис о немыслимости понимания определенного периода русской истории, культуры и литературы без уяснения феномена Петербурга слишком часто искажался тем, что оценка, как правило, опережала уяснение, которое тем самым становилось все более труднодостижимой задачей» [Топоров, 1995: 5].<\p>

«Живя в Петербурге, столице и оплоте русского самодержавия, Пушкин не мог не видеть значения этого города, историю его создания для России. Когда Пушкин писал “Медного всадника” он был уже в поре зрелости, признанным основателем русской реалистической прозы, драматургом, историком. Это время, когда обострялся взгляд человека и художника на город» [Михайлова, 1991: 215].

«Никто, как Пушкин, не смог добавить романтики этому городу, образу Невы, как одушевленному, живому существу. Для того, чтобы узнать, как относился к городу сам Пушкин, надо просто читать его произведения: все, что он хотел сказать о Петербурге, сказано им самим» [Колосова, 1974: 448].

Обратите внимание

Петербургский мир предстает в поэме как некое замкнутое пространство. Город живет по своим законам, начертанным его основателем. Это как бы новая цивилизация, противопоставленная и дикой природе, и прежней России.

«Московский» период ее истории, символом которой является «старая Москва» («порфироносная вдова»), ушел в прошлое.<\p>

Петербург полон резких конфликтов, неразрешимых противоречий. Величественный, но внутренне противоречивый образ города создан во вступлении.

Пушкин подчеркивает двойственность Петербурга: он «вознесся пышно, горделиво», но «из тьмы лесов, из топи блат». Это город-колосс, под которым болотная топь. Задуманный Петром как просторное место для грядущего «пира», он тесен: по берегам Невы «громады стройные теснятся».

Петербург – «военная столица», но таким его делают парады и гром пушечных салютов. Это «твердыня», которую никто не штурмует, а Марсовы поля – поля воинской славы – «потешные».

Вступление – панегирик Петербургу государственному, парадному. Но чем больше поэт говорит о пышной красоте города, тем больше создается впечатление, что он какой-то неподвижный, призрачный. «Корабли толпой» «к богатым пристаням стремятся», но людей на улицах нет. Поэт видит «спящие громады / Пустынных улиц». Сам воздух города – «недвижный».

«Бег санок вдоль Невы широкой», «и блеск и шум и говор балов», «шипенье пенистых бокалов» – все красиво, звучно, но лиц жителей города не видно. В гордом облике «младшей» столицы скрывается что-то тревожное. Пять раз во вступлении повторяется слово «люблю». Это признание в любви к Петербургу, но произносится оно как заклинание, понуждение любить.

Кажется, что прекрасный город, вызывает в нем противоречивые, тревожные чувства.

Тревога звучит в пожелании «граду Петра»: «Красуйся, град Петров, и стой / Неколебимо, как Россия. / Да умирится же с тобой / И побежденная стихия…» Красота города-твердыни не вечна: он стоит прочно, но может быть разрушен стихией. «В самом сравнении города с Россией – двойственный смысл: здесь и признание неколебимости России, и ощущение зыбкости города». Впервые появляется образ не укрощенной до конца водной стихии: она предстает могучим живым существом. Стихия побеждена, ноне «умирилась» [Коровин,1979: 5].<\p>

«Волны финские», оказывается, не забыли «вражду и плен старинный свой». Город, основанный «назло надменному соседу», сам может быть потревожен «тщетной злобою стихии».<\p>

Источник: https://litra.bobrodobro.ru/4964

Образ Санкт-Петербурга в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» | Русская литература 1-й половины XIX века | Читать онлайн, без регистрации

Образ Санкт-Петербурга в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

Петербург – удивительный город, оставивший значительный след в русской истории. Как сильно и многообразно повлиял он на наше общество, на нашу жизнь! И как тема, и как образ Петербург оставил глубокий след в русской литературе.

Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей.

Такие гении, как Ломоносов, Державин, Батюшков, Гоголь, Лермонтов и многие другие, раскрывали образ Петербурга, но именно Пушкин создал целостный и завершенный образ города, описал духовное начало Петербурга, придал городу силу самостоятельного бытия, живущего своей жизнью, то тихой и спокойной, то полной наводнений и бедствий. Величественное, ужасающее творение, построенное на болоте и на костях, раскинулось грозно и прекрасно. Город живет своей жизнью. И никто не может бороться со стихией – даже самодержцы: «с Божией стихией царям не совладеть».

Важность темы Петербурга в русской литературе определяется центральной ролью города в отечественной истории: именно этот город стал для России «окном в Европу». Поэма «Медный всадник» начинается с истории создания города. На месте, где он был построен, царствовали стихии: ветер и вода, но именно здесь царь Петр решает заложить новую столицу.

Важно

Назло природе город возносится «пышно, горделиво». Казалось бы, ничто уже не напомнит о царившем здесь когда-то хаосе: «в гранит оделася Нева», «мосты повисли над водами». Все вокруг говорит о торжестве человека над силами природы, но это впечатление обманчиво: во время наводнений Петербург предстает не победителем, а своеобразным сообщником стихий.

Одна из них, вода, персонифицированная в образе Невы, врывается и нарушает спокойствие, явившись одной из сил «побеждаемой стихии». Сначала автор сравнивает ее с больным: «Нева металась, как больной». Но потом она предстает в образе разбойника, даже зверя: река крушит, сметает все подряд на своем пути.

Последствия разрушений похожи на последствия бунта, «бессмысленного и беспощадного»:

…Так злодей,

С свирепой шайкою своей

В село ворвавшись, ломит, режет,

Крушит и грабит; вопли, скрежет,

Насилье, брань, тревога, вой!..

Судьбы людей оказываются зависимы от сил и буйства стихии. Наводнение с его слепой неразборчивостью отнимает у Евгения самого близкого человека, и жизнь героя лишается смысла. Разум Евгения теряет свою силу, молодой человек не выдерживает несчастья и сходит с ума.

Судьба Евгения отразила закономерность и роковую обреченность судеб «маленьких людей»: их жизнь зависит от власти и геополитических устремлений царей. В момент основания города Петр думал о государстве и о народе вообще, но не о конкретном человеке.

Таким образом, в теме Петербурга появляется одна из ее составляющих – «маленький человек», возможная униженность и зависимость его положения. (Впоследствии в гоголевской «Шинели» история Акакия Акакиевича тоже разворачивается на фоне города.)

Образ Петербурга тесно связан с образом Петра I.

Во вступлении автор не называет царя по имени, пользуясь местоимением он: «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн…» Именно по единоличной воле Петра трудом огромного количества безымянных работников, «на костях» был построен город.

И образ Петра все время присутствует на страницах поэмы, переплетаясь с образом города. Во время наводнения Медный всадник как будто стоит и смотрит на вытворяемые Невой бесчинства, словно одобряя их:

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне.

Совет

Не случайно Пушкин и в названии памятника опускает имя царя. Автор называет его «мощным властелином судьбы», «кумиром на бронзовом коне», «медным всадником», поэтому образ основателя Петербурга становится мрачным, зловещим и даже ужасающим.

При создании поэмы Пушкин использовал различные легенды, связанные с Петербургом: например, существовал миф о появлении в Михайловском замке привидения Павла I. И в помрачневшем мозгу Евгения тоже является призрак царя, Петра I. Герой бросает вызов грозному владыке: «Ужо тебе!», и грозный царь начинает его преследовать.

(Вообще, мотив ожившей статуи характерен для творчества Пушкина и встречается еще в «Маленьких трагедиях».) Памятник оказывается воплощением беспредельной власти, беспощадной и неумолимой воли.

Таким образом, в поэме «Медный всадник» Санкт-Петербург предстает городом, который губит людей и подавляет их волю, загадочным и таинственным, городом оживших статуй и проснувшихся стихий. А царь Петр – это непостижимое и недосягаемое божество, грозное и могучее, окутанное «священным покровом „основателя города“».

Петербург двойствен, он предстает в поэме и в положительном, и в зловещем ореоле. Это величественный, красивый град, полный изящных форм и очертаний, и в то же время бушующий тиран, неугомонная стихия, закованная в цепи «владыки полумира».

Город поражает нищетой и великолепием одновременно. С одной стороны, это город бедный: «забор некрашеный, да ива и ветхий домик…».

С другой стороны, Петербург величественно прекрасен своими холодными грациозными очертаниями:

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами…

Среди многочисленных характеристик неповторимых особенностей Петербурга как северного города можно отметить удивительные по совершенству отточенного слова описания белых ночей:

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный…

Этот образ неразрывно связан с Северной столицей. Для того чтобы описать белую северную ночь, Пушкин нашел слова, неповторимые по отчетливости сравнений. Надо признать, что во времена Пушкина архитектурный облик Петербурга был куда более совершенен.

Обратите внимание

И повезло же пушкинским современникам, которые не только видели своими глазами таинственный и прекрасный облик нашего города, но и узнавали его воссозданным, претворенным в совершенных стихах, только что вышедших из-под пера Пушкина.

Для нас же прежний образ утонул в «преданьях старины», и только пушкинские творения служат путеводителем по тому городу, каким он был при поэте и каким мы захотели бы его увидеть снова.

Конечно же, современникам Пушкина было легче утверждать, что поэту удалось воссоздать облик любимого ими города на Неве ярче, чем это могли сделать за него многие другие поэты. Но, вглядываясь в наследие поэта, мы сможем понять его величие на тех страницах, которые посвящены Петербургу.

Все, что описано в «Медном всаднике», является истинным бытием Северной столицы. Гений Пушкина отразил всю духовную и материальную жизнь города в непревзойденных стихах, которые и по сей день являются лучшим гимном нашему городу. Многогранный Петербург предстает разнообразно прекрасным:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…

Все олицетворяет близкие образы нашего города: прекрасные «громады дворцов и башен», «чугунная ограда» Невы, «Адмиралтейская игла», чугунные узоры дивных решеток Летнего сада, Казанского собора. И всегда присутствует Нева как неразделимое целое, как сердце Северной Пальмиры.

Поэма «Медный всадник» тесно связана с самим Петербургом. Без нее не было бы духовного завершения образа города, который показан в различное время года, дня, в разнообразных своих частях: в центре и предместьях.

Здесь можно найти различные черты города: бедного и богатого, безмолвного и бушующего, прекрасного и угрожающего.

Вообще, весь образ Петербурга говорит о трудности его рождения, о деспотическом характере Петра, создавшего его, о рабстве народа. Поистине Петербург – город на костях человеческих.

Важно

Все эти особенности, характерные черты города нашего отразил Пушкин в своей гениальной поэме «Медный всадник». И закончить свое сочинение я бы хотел словами Н. П. Анциферова: «Пушкин создал из Петербурга целый мир.

С наследием Пушкина должны были считаться все, пытавшиеся сказать свое слово о Петербурге».

Источник: https://velib.com/read_book/kozlovskaja_natalija_vitalevna/sochinenija_po_russkojj_literature_vse_temy_2014_g/russkaja_literatura_1_jj_poloviny_xix_veka/obraz_sankt_peterburga_v_poehme_a_s_pushkina_mednyjj_vsadnik/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]