Анализ романа толстого «война и мир»

Анализ романа “Война и мир” Толстого

Роман “Война и мир” – это не просто произведение, это роман-эпопея! Грандиозное произведение русской литературы, которое переводилось на многие иностранные языки и заслужило всемирное признание.

Правда, вы очень удивитесь, прочитав, что сам Лев Толстой сказал о своем творении. Но дело не в этом. Проведя анализ романа “Война и мир”, станет очевидным, какова его значимость и какое влияние он оказал на читателей и литературу в целом.

Не забудьте, что на нашем сайте вы можете прочесть краткое содержание “Война и мир” или скачать саму книгу.

История создания и жанровое своеобразие

Лев Толстой писал роман “Война и мир” шесть лет с 1863 по 1869 год. В романе запечатлены пятнадцать лет истории страны с 1805 по 1820 год в хронологическом порядке томов. В архиве до сих пор хранятся рукописные листы произведения, которых более 5200 штук.

Лев Николаевич отобразил три значимые поры в романе:

  • Начало века и время молодых декабристов-участников войны 1812 года
  • Восстание 1825 года.
  • Тяжелые 50-е годы

Жанровое своеобразие очень важно учесть при анализе романа “Война и мир”. Сам Толстой не указал определенного жанра для своего творения, но позже произведение назвали роман-эпопея.

Это произведение собрало в себе черты всех основных классических направлений. Но Толстой не хотел называть его исторической хроникой, ведь в романе много внимания отведено историческим событиям.

Обратите внимание

Произведение содержит в себе элементы психологии, характеристику личных качеств человека, тенденции исторического процесса, повествование судеб персонажей. Отличительной чертой и почерком мастерства является насыщения текста антитезами и эпизодами.

Если пару слов сказать о композиции, то следует упомянуть, что в романе четыре сюжетных линии, четыре судьбы разных семей: Курагины, Ростовы, Безуховы и Болконские.

Проблематика романа

  • Проблематика героя Болконского. Андрей пытался найти настоящую жизнь. Он пошел на войну, дабы хотел славы и признания, но был ранен и вернулся в семью. В этот момент умирает жена и он остается воспитывать своего ребенка. Он понимает, что это и есть настоящая жизнь.
  • Проблема Пьера. В отличие от Болконского, он искал счастье и думал, что в этом ему поможет участие в сражениях. Но, попав снова в ряды армии, он осознал, что тяготеет от всего происходящего. Для себя он признал, что уже не готов к сражениям и вернулся в обычную жизнь.
  • Проблема Великого человека. Толстой трактовал, что величие человека – это его связь с народом. Такой человек должен принимать и понимать их взгляды на жизнь, иметь общие ценности. Стать одним целым со своим окружением.
  • Народная война. Такой эпитет появился после анализа глав с изображением народа. Нет отдельных фамилий и имен, а использовано местоимение “все”.
  • Проблема патриотизма. Патриотами своей страны показаны русские солдаты, которые поражают своим бесстрашием и силой воли. Но среди настоящих героев были и лжепатриоты. Например, Растопчин, который расклеивал афиши для того чтобы призвать народ не отступать. А потом, избегая народной расправы, отправляет на смерть сына купца.

Поскольку мы проводим анализ романа “Война и мир”, проблематику произведения нужно хорошо понимать, отметьте себе основные моменты, указанные выше.

Тематика и основные герои

  • Тема истории. Толстой отходит от устоявшейся концепции прославления правителей и добавляет роману философскую значимость. Он не разграничивает простой народ и полководцев, для него победа – это общее достижение. Кутузов и Наполеон изображены людьми с чертами характера, в первую очередь, а не Великими полководцами с регалиями.
  • Семейная тематика. Каждая семья изображена по-своему и наделена своими особыми чертами, связью с нацией и менталитетом.

Теперь обратим внимание на основных героев.

Конечно, в общем персонажей в романе много, но выделим самые ключевые фигуры, наиболее важные для анализа романа “Война и мир”.

1. Пьер Безухов- незаконный сын графа, обладает умным и робким взглядом. В романе не раз он высказывает свои философские взгляды.

2. Болконский Андрей – человек духовно богатый, переживший смерть жены. Участник боевых сражений.

3. Наташа Ростова – эмоциональный и женский яркий образ, воодушевила всех своим ангельским пением. В конце романа становится женой Пьера.

4. Болконский Николай отец Андрея и Мэри. Князь и генерал в отставке.

5. Денисов Василий – друг Николая Болконского. Храбрый участник боевых действий.

6. Долохов Фёдор – персонаж, у которого есть реальный прототип. Кутила, с которым познакомился Толстой на Кавказе.

7. Курагин Анатоль – родственник Безухова, пренебрежительно относящийся к женщинам.

8. Шерер Анна – именно с ее дома начинается повествование в романе. Дружна с семьей Курагиных.

Важные детали анализа

Народная война, которую показал Толстой во всех подробностях, со всеми персонажами и местами боевых действий. Не зря Толстого прозвали мастером батальных сцен. Описания войны сделаны реалистичными и передают всю значимость происходящего. В каждом историческом моменте герои раскрываются читателям с разных сторон.

Массовость достигается внедрением таких качеств, как патриотизм, долг Родине и конечно эпизоды, благодаря которым Россия показана не с целью прославления, а в действительных реалиях.

Характеры героев показаны в динамике. Как и положительные, так и отрицательные персонажи, проходят свой жизненный путь вместе с историей и меняются в разных ситуациях.

Важно

Образ русской нации и менталитет показан в противоборстве с наполеоновскими войсками. Показана общность солдатов, офицеров и смелых командиров. Но были и дезертиры, которые боялись идти на поле боя или вовсе такие, кто шел воевать ради славы и мундиров.

Вам был представлен анализ романа “Война и мир”, надеемся, что он оказался полезным и интересным. Больше материалов вы можете найти в нашем литературном Блоге.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-romana-voyna-i-mir-tolstogo

Анализ романа-эпопеи Л.Н. Толстого “Война и мир”

Л.Н.Толстой утверждал, что «Война и мир» (1863— 1869) — не роман, не поэма, не историческая хроника.

Ссылаясь на весь опыт русской прозы, он хотел создать и создал литературное произведение совершенно необычно­го типа. В литературоведении укоренилось определение «Войны и мира» как романа-эпопеи.

Это новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распростра­нение в русской и мировой литературе.

Пятнадцать лет истории страны (1805-1820) запечат­лены писателем на страницах эпопеи в следующем хроно­логическом порядке:

I том – 1805 г.

IIтом – 1806-1811 гг.

IIIтом – 1812 г.

IV том- 1812-1813 гг.

Эпилог – 1820 г.

Толстым созданы сотни человеческих характеров. В романе изображена монументальная картина русской жизни, насыщенная событиями огромного исторического значения.

Читатели узнают о войне с Наполеоном, которую русская армия вела в союзе с Австрией в 1805 году, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 году и Тильзитском мире.

Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова глав­нокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы.

Совет

Писатель изображает события, свиде­тельствовавшие о несокрушимой мощи национального духа русского народа, погубившего французское нашест­вие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны.

В романе отражены крупнейшие явления политичес­кой и общественной жизни страны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Спе­ранского, зарождение в стране декабристского движения).

Картины великих исторических событий сочетаются в романе с бытовыми сценами, нарисованными с исключи­тельным мастерством. В этих сценах нашло отражение то существенное, чем характеризуется социальная действи­тельность эпохи. Толстой изображает великосветские при­емы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых.

Картины антикрепостнических преобразований Пьера Безухова в деревне, сцены бунта богучаровских крестьян, эпизоды возмущения московских ремесленников раскры­вают перед читателем характер отношений помещиков и крестьян, жизнь крепостной деревни и городских низов.

Действие эпопеи развивается то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события, о которых рассказывается в I томе, происходят за границей, в Австрии. События Отечественной войны (IIIи IV тома) происходят в России, причем место действия зависит от хода военных операций (Дрисский лагерь, Смо­ленск, Бородино, Москва, Красное и т.д.).

В «Войне и мире» отражается все многообразие рус­ской жизни начала XIXвека, ее исторические, социальные, бытовые и психологические особенности.

Главные действующие лица романа — Андрей Болкон­ский и Пьер Безухов — заметно выделяются среди героев русской литературы нравственной незаурядностью, интел­лектуальным богатством. По складу характера они резко различны, почти что полярно противоположны. Но в путях их идейных исканий есть общее.

Как и многие мыслящие люди в первые годы XIXвека, и не только в России, Пьер Безухов и Андрей Болконский заворожены комплексом «наполеонизма». Бонапарт, толь­ко что провозгласивший себя императором Франции, по инерции сохраняет ореол великого человека, расшатываю­щего устои старого феодально-монархического мира.

Обратите внимание

Для русского государства Наполеон — потенциальный агрес­сор. Для правящей верхушки царской России он дерзкий плебей, выскочка, даже «Антихрист», как именует его Анна Павловна Шерер.

А у молодого князя Болконского, как и у незаконного сына графа Безухова, полуинстинктивное тяготение к Наполеону — выражение духа оппозиции по отношению к обществу, к которому они принадлежат порождению.

Потребуется долгий путь исканий и испытаний, прежде чем оба былых почитателя Наполеона ощутят свое единство с собственным народом, найдут себе место среди сражающихся на поле Бородина. Для Пьера потребуется и еще более долгий и трудный путь, прежде чем он станет деятелем тайного общества, одним из будущих декабрис­тов. С убеждением, что и его друг, князь Андрей, будь он жив, оказался бы на той же стороне.

Образ Наполеона в «Войне и мире» — одно из гени­альных художественных открытий Толстого. В романе им­ператор французов действует в тот период, когда он пре­вратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя.

Дневниковые записи Толстого в период рабо­ты над «Войной и миром» показывают, что он следовал сознательному намерению — совлечь с Наполеона ореол ложного величия. Писатель был противником художест­венного преувеличения как в изображении добра, так и в изображении зла. И его Наполеон не Антихрист, не чудо­вище порока, в нем нет ничего демонического.

Развенча­ние мнимого сверхчеловека совершается без нарушения житейской достоверности: император просто снят с пьедес­тала, показан в свой нормальный человеческий рост.

Образ русской нации, победоносно противостоящей наполеоновскому нашествию, дан автором с беспримерной в мировой литературе реалистической трезвостью, прони­цательностью, широтой.

Причем широта эта — не в изо­бражении всех классов и слоев русского общества (Толстой сам писал, что и не стремился к этому), а в том, что картина этого общества включает множество типов, вариантов че­ловеческого поведения в условиях мира и условиях войны. В последних частях романа-эпопеи создается грандиозная картина народного сопротивления захватчику.

Важно

В нем уча­ствуют и солдаты и офицеры, героически отдающие свою жизнь во имя победы, и рядовые жители Москвы, которые, несмотря на призывы Ростопчина, покидают столицу, и мужики Карп и Влас, не продающие сено неприятелю.

Но одновременно в «жадной толпе, стоящей у трона», идет обычная игра интриг. Толстовский принцип снятия ореола направлен против всех носителей неограниченной власти. Принцип этот выражен автором в формуле, навлекшей на него гневные нападки верноподданнической крити­ки: «Царь есть раб истории».

В романе-эпопее психологические характеристики от­дельных персонажей отличаются строгой определенностью нравственных оценок.

Карьеристы, стяжатели, придвор­ные трутни, живущие призрачной, ненастоящей жизнью, в дни мира еще могут выходить на авансцену, вовлекать в орбиту своего влияния людей наивно-благородных (как князь Василий — Пьера), могут, как Анатоль Курагин, очаровывать и обманывать женщин.

Но в дни всенародного испытания люди, подобные князю Василию, или офице­ры-карьеристы, подобные Бергу, стушевываются и неза­метно выбывают из круга действия: они не нужны повест­вователю, как не нужны России. Исключение составляет лишь повеса Долохов, чья холодная жестокость и безогляд­ная отвага оказываются кстати в экстремальных условиях партизанской борьбы.

Война сама по себе для писателя как была, так и есть «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Но в определенных исторических усло­виях война в защиту родной страны становится суровой необходимостью и может содействовать проявлению луч­ших человеческих качеств.

Так, невзрачный капитан Тушин своей храбростью решает исход крупного сражения; так, женственно-обая­тельная, щедрая душою Наташа Ростова совершает под­линно патриотическое дело, уговаривая родителей пожер­твовать имуществом семьи и спасти раненых.

Толстой первым в мировой литературе показал посред­ством художественного слова важность морального факто­ра в войне.

Совет

Бородинское сражение стало победой русских потому, что на армию Наполеона впервые «была наложена рука сильнейшего духом противника».

Сила Кутузова как полководца основана на умении чувствовать дух войска, поступать в согласии с ним. Именно чувство внутренней связи с народом, с солдатской массой определяет образ его действий.

С Кутузовым прямо связаны философско-исторические размышления Толстого.

В его Кутузове раскрывается с полной ясностью и разум, и воля испытанного полковод­ца, который не поддается стихии, мудро учитывает и такие факторы, как терпение и время.

Сила воли Кутузова, трезвость его ума проявляются особенно ярко в сцене совета в Филях, где он — наперекор всему генералитету — принимает ответственное решение оставить Москву.

С высоким новаторским искусством дан в эпопее образ войны.

В разнообразных сценах военной жизни, в поступках и репликах персонажей раскрывается настро­ение солдатской массы, ее стойкость в боях, непримиримая ненависть к врагам и добродушно-снисходительное отно­шение к ним же, когда они повержены и взяты в плен. В военных эпизодах конкретизируется мысль автора: «Под­нимается новая, неведомая никому сила — народ, и наше­ствие гибнет».

Особое место в кругу действующих лиц эпопеи зани­мает Платон Каратаев. В наивно-восторженном воспри­ятии Пьера Безухова он — воплощение всего «русского, доброго и круглого»; деля с ним несчастья плена, Пьер по-новому приобщается к народной мудрости и народной доле.

Читайте также:  Будущее в пьесе «вишневый сад» (а. п. чехов)

В Каратаеве как бы сконцентрированы свойства, выработанные в русском крестьянине веками крепостной зависимости, — выносливость, кротость, пассивная покор­ность судьбе, любовь ко всем людям — и ни к кому в особенности. Однако армия, состоящая из таких Платонов, не могла бы победить Наполеона.

Образ Каратаева в из­вестной мере условен, отчасти соткан из мотивов пословиц и былин.

«Война и мир», итог долголетней исследовательской работы Толстого над историческими источниками, пред­ставляла собой в то же время и отклик художника-мысли­теля на те наболевшие проблемы, которые ставила перед ним современность.

Обратите внимание

Социальные противоречия России того времени затрагиваются автором лишь мимоходом и косвенно. Но эпизод крестьянского бунта в Богучарово, картины народных волнений в Москве накануне прихода туда французов говорят о классовых антагонизмах.

И впол­не естественно, что действие завершается (не «развязыва­ется») вместе с развязкой главного сюжетного конфлик­та — поражением Наполеона.

Развертывающиеся в эпилоге резкий политический спор Пьера Безухова с его шурином Николаем Ростовым, сновидение-пророчество юного Николеньки Болконского, желающего быть достойным памяти отца, — все это напоминает о новых потрясениях, которые суждено пережить русскому обществу.

Философский смысл эпопеи не замыкается рамками России. Противоположность войны и мира — это одна из центральных проблем всей истории человечества. «Мир» для Толстого понятие многозначное: не только отсутствие войны, но и отсутствие вражды между людьми и народами, согласие, содружество — та норма бытия, к которой надо стремиться.

В системе образов «Войны и мира» преломляется мысль, гораздо позже сформулированная Толстым в днев­нике: «Жизнь — тем более жизнь, чем теснее ее связь с жизнью других, с общей жизнью.

Вот эта-то связь и уста­навливается искусством в самом широком его смысле».

В этом — та особая, глубоко гуманистическая природа толс­товского искусства, которая отозвалась в душах основных героев «Войны и мира» и обусловила притягательную силу романа для читателей многих стран и поколений.

Главной в сегодняшнем чтении Толстого остается его волшебная сила, о которой он писал в письме в 1865 году: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчис­ленных, никогда не истощимых ее проявлениях.

Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, которым я неос­поримо установлю кажущее мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы».

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/378-roman-epopeya-ln-tolstogo-voyna-i-mir.html

Анализ романа-эпопеи “Война и мир” Л. Н. Толстого

Роман-эпопея “Война и мир” (1863-1869) сначала замышлялся Л. Н. Толстым как роман о декабристе, вернувшемся из ссылки в обновленную реформами Москву. Изменение первоначального замысла: Толстой от эпохи настоящего невольно перешел к 1825 году – “эпохе заблуждений и несчастий… героя… . (…) Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком.

Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с славной для России эпохой 1812 года”. Далее Толстой объясняет, что ему не хотелось писать о торжестве России, не упомянув о ее поражениях. Цель его – показать сущность русского национального характера, который проявлялся как в эпоху неудач, так и в эпоху торжеств нации.

Так, герои и героини романа прошли через события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов.
Основа романа – исторические события в художественном преломлении. Огромное число действующих лиц, в том числе исторических. Особое понимание Толстым истории. Споры вокруг жанровой принадлежности романа “Война и мир”. Жанровая особенность – роман-эпопея.

Важно

Основные черты романа-эпопеи: изображение событий большого исторического масштаба; основа содержания – общая жизнь; показ русского национального быта. Композиция: отсутствие единой сюжетной линии, новое качество эпизода.

Эпизод по-прежнему является звеном в цепи событий, он, как и раньше, связан причинно-следственными отношениями (логически вытекая из предыдущего эпизода, он является предпосылкой последующего).

Но в романе “Война и мир” эпизоды вступают еще и в особую связь, которую сам Толстой назвал “сцеплением”: друг с другом связаны эпизоды, разделенные большими массивами текста – например, из разных частей и томов (эпизод из первого тома. в котором рассказывается о встрече генерала Мака в штабе армии Кутузова, и эпизод из третьего тома – встреча парламентера Александра Первого генерала Балашова с маршалом Мюратом), История – способ постижения современности.

ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”

Изображение великосветского общества в романе (вечер в салоне А. П. Шерер). Разоблачение фальши и неестественности общества. Конфликт Андрея Болконского и Пьера Безухова с обществом. Сцены из жизни московского высшего общества (сцены борьбы за наследство графа Безухова).

Развлечения “золотой” молодежи (история с квартальным). Портрет героя как средство характеристики его внутреннего мира. Анализ фрагментов: т.1, ч.1, гл. 1-6, 12-13, 18-25. Семья Ростовых и Болконских.

Интересы молодежи семьи Ростовых. Домашняя обстановка.

Развлечения и обычаи Ростовых. Обстановка за обедом на именинах, ее отличие от вечера в салоне А. П. Шерер. Отношение к войне. (т.1, ч. 1, гл. 7-11, 14-17). Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах. Нравственные ценности семьи. (т.1, ч. 1, гл. 22-25).

Сходство и различие семьи Болконских и Ростовых.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1805-1807 Г. В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОИНА И МИР”. ШЕНГРАБЕН

Историческая конкретность, многогранность изображения, Показ ненужности и неподготовленности войны. Значение Шенграбенского сражения. Эпизоды: Подготовка и смотр русских войск в Браунау. Отступление русской армии. Задача. поставленная Кутузовым перед генералом Багратионом.

Сражение под Шенграбеном и его подлинные герои. Мечты князя Андрея о “Тулоне”. Князь Андрей заступается за Тушина. (т1, ч.2., гл. 2. 14, 3, 12, 15, 20. 21 – анализ эпизодов), Утверждение Толстым бессмысленности и бесчеловечности войны.
Аустерлиц. Изображение Аустерлицкого сражения.

Влияние природы на ход сражения. Бегство. Подвиг князя Андрея и его разочарование в “наполеоновских” мечтах. Причины поражения русских войск в сражении русских (отсутствие нравственного стимула для ведения войны, вмешательство Александра 1 в командование армией). Николай Ростов в Аустерлицком сражении.

Анализ эпизодов (т.1., ч.3, гл. 11-19).

НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”

Эволюция взглядов на жизнь: мечта о славе и ее крушение (война 1805 г.), разочарование в жизни (после Аустерлица), стремление к общественной жизни, деятельности и разочарование в ней (работа со Сперанским); решение жить для любви и новое разочарование в жизни (измена Наташи); служение Отечеству (1812 г.

); признание бесполезности прожитой жизни в предчувствии неминуемой смерти (перед сражением на Бородинском поле); предсмертные мысли “всех любить” (после ранения, перед смертью). Значение образа Андрея Болконского в произведении: поиск преодоления личного и общественного распада, стремление к гармонии.

Переломный момент в жизни Андрея Болконского – Аустерлицкое поле (столкновение мечтаний с реальностью войны; Болконский видит героя в скромном капитане Тушине, который совсем не обладает “героическим” обликом и амбициями). Неорганичность, искусственность бюрократической деятельности А. Болконского открывается ему благодаря встрече с Наташей Ростовой на балу.

Но и “земное” счастье не суждено Андрею. 1812 год – Болконский понимает причины побед и поражений (не количество пушек, а человеческий фактор). Страстный порыв любви к жизни в момент смертельного ранения.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1812 Г. В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”

Неподготовленность России к войне (недостаточное количество войск, отсутствие плана ведения войны); отступление, сдача Смоленска, бунт Богучаровских мужиков: назначение Кутузова; Бородинское сражение; военный совет в Филях; сдача Москвы и отступление к Калуге: размах партизанского движения; изгнание Наполеона и гибель его армии (анализ эпизодов т. 3). Философия истории в романе “Война и мир”: Убеждение в невозможности объяснить происходящие исторические события поступками отдельно взятых людей, так как большую роль в историческом процессе играют массы. Народ – творец истории. Фатализм Толстого. Образ Наполеона и Кутузова в романе. Отражение в образе Кутузова исторического фатализма Толстого: пассивность и созерцательность Кутузова, признание Кутузовым бессилия человека изменить ход событий. Полководческое искусство и патриотизм Кутузова: мудрость и воля, спокойствие, неторопливость, храбрость; близость к народу. Роль Наполеона в истории – гениальный полководец, замечательный государственный деятель, человек исключительного ума и воли, но самолюбивый диктатор. Наполеон в войне 1805 года, его полководческое искусство. Наполеон в Тильзите. Наполеон в войне 1812 г.: начало войны – пресыщение славой, равнодушие к людям, самовлюбленность, раздражительность; на Бородинском поле – актерство, недоумение, подавленность: Наполеон при отступлении из России – трусость, озлобленность, бездарность. Причина враждебного отношения Толстого к Наполеону.

Суть противопоставления Кутузова Наполеону: Кутузов как символ обьединяющего (народного) и “мирного” начала, Наполеон как символ культа личности, философии разъединения – “человек войны”.

НРАВСТВЕННЬІЕ ИСКАНИЯ ПЬЕРА БЕЗУХОВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОИНА И МИР”

Эволюция взглядов на жизнь: внешнее бездумное отношение к жизни, стремление отмахнуться от серьезных вопросов (дружба с Анатолем, кутежи, женитьба на Элен); стремление к самосовершенствованию и исправлению “рода человеческого” (увлечение масонством).

бессознательный вывод о том, что жить стоит для “красоты и любви” (разочарование в масонстве и увлечение Наташей): стремление к героическому подвигу (мысль об убийстве Наполеона); разрушение веры “в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога” (потрясение.

вызванное видом смертной казни). 1812 год – переломный момент в жизни Пьера. Стремление к объединению с людьми, каратаевское примирение с жизнью (влияние каратаевского миропонимания: понимание смысла жизни, любовь к Богу, который и есть жизнь). Солдаты принимают Пьера, он становится “своим”.

Пьер во главе тайного общества. Обретенное счастье, семья.

“МЫСЛЬ НАРОДНАЯ” В РОМАНЕ Л. Т. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”

Говоря об Отечественной войне 1812 года, Толстой подчеркивал: “Причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска”, а также: “Я люблю мысль народную вследствие войны 12 года”. Отношение к “мысли народной” – важный критерий для Толстого.

Путь нравственных исканий любимых его героев (Пьера, Наташи, Болконского) так или иначе, подводил этих героев к сближению с народом. Русский человек всегда сможет понять душу другого русского человека, даже если он принадлежит к другому сословию.

Пьер сближается с Платоном Каратаевым – источником народной мудрости и жизненной философии, носителем идей патриархального крестьянства. Наташа “…умела понять все, что было…во всяком русском человеке…”
Изображение партизанской войны. Тихон Щербатый – тип человека из народа.

В нем живет любовь к родной земле, дух бунтарства, все самое привлекательное и смелое, что наблюдал Толстой в крепостных крестьянах. Тихон – в каком-то смысле антипод Платону Каратаеву. Каратаев – краткий, добрый, проповедует идею всепрощения, которое Тихону неведомо.

Тихон и Платон – две стороны русской души. Народ – носитель лучших человеческих качеств. Ведущая роль народа в истории. Анализ эпизодов т.4, ч.3,4.

ЭПИЛОГ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”

Спор с историками по поводу царствования Александра. Разорение семьи Ростовых. Смерть графа. Жизнь Николая с матерью и Соней. Женитьба Николая на княжне Марье. Его хозяйственная деятельность в Лысых Горах. Наташа замужем за Пьером. Деятельность Пьера. Рассуждения об историческом процессе и исторической науке.

Эпилог – гимн семье, которая является высшей формой единения людей.

Семья Николая Ростова и графини Марьи Болконской: Николай преклоняется перед “ее душевностью, перед тем почти недоступным для него, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена”, Марья испытывает любовь “к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его”. Прекрасна и гармонична также семья Пьера и Наташи. В общем же семейство, поселившееся в лысогорском доме, символизирует единение всех лучших сил нации в эпоху Отечественной войны. Именно 1812 год снял многие сословные преграды и ограничения, позволил людям общаться на новом уровне, привел к возникновению новых и более сложных семейных миров.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/analiz-romana-epopei-vojna-i-mir-l-n-tolstogo/

Помогите пожалуйста краткий анализ романа “Война и Мир” – Школьные Знания.com

Роман «Война и мир» заслуженно считается одним из самых впечатляющих и грандиозных произведений мировой литературы. Роман создавался Л. Н. Толстым, на протяжении долгих семи лет. Произведение имело большой успех в литературном мире.

Само название романа носит весьма двойственный характер.

Сочетание слов «война» и «мир» можно воспринимать в значении войны и мирного времени. Автор показывает жизнь русского народа до начала Отечественной войны, ее размеренность и спокойствие.

Далее идет сравнение с военным временем: отсутствие мира выбило с колеи привычный ход жизни, заставило людей изменить приоритеты.

Также слово «мир» можно рассматривать как синоним слова «народ». Такая интерпретация названия романа гласит о жизни, подвигах, мечтах и надеждах русской нации в условиях военных действий.

Совет

Роман имеет множество сюжетных линий, что дает нам возможность вникнуть не только в психологию одного конкретного героя, но и увидеть его в различных жизненных ситуациях, оценить его поступки в самых разноплановых условиях, начиная от искренней дружбы, заканчивая его жизненной психологией.

Читайте также:  Интересные факты о л.н. толстом

С непревзойденным мастерством автор не только описывает трагические дни Отечественной войны, но и смелость, патриотизм и непреодолимое чувство долга русского народа.

Роман насыщен множеством сюжетных линий, разнообразием героев, каждый из которых, благодаря тонкому психологическому чутью автора, воспринимается как абсолютно реальная личность вместе со своими духовными поисками, переживаниями, восприятием мира и любви, что так свойственно всем нам.

Герои переживают сложный процесс поиска добра и правды, и, пройдя его, постигают все тайны общечеловеческих проблем бытия. Герои обладают богатым, но довольно противоречивым внутренним миром. 

В романе изображается жизнь русского народа в период Отечественной войны.

Писатель восхищается несокрушимой величественной мощью русского духа, который смог противостоять нашествию наполеоновской армии.

В романе – эпопее мастерски совмещены картины грандиозных исторических событий и жизни русского дворянства, которое так же самоотверженно боролось с противниками, пытавшимися захватить Москву. 

В эпопее также неподражаемо описаны элементы военной теории и стратегии. Благодаря этому, читатель не только расширяет свой кругозор в области истории, но и в искусстве военного дела. В описании войны, Лев Толстой не допускает ни одной исторической неточности, что является очень важным в создании исторического романа. 

Роман «Война и мир» в первую очередь учит находить разницу между настоящим и ложным патриотизмом. Герои Наташи Ростовой, князя Андрея, Тушина – истинные патриоты, которые, не задумываясь, жертвуют многим ради своей Родины, при этом не требуют за это признания. 

Обратите внимание

Каждый герой романа путем долгих исканий, находит свой смысл жизни. Так, к примеру, Пьер Безухов, обретает свое истинное призвание только во время участия в войне. Боевые действия открыли ему систему настоящих ценностей и жизненных идеалов – то, что он так долго и бесполезно искал в масонских ложах.

Роман, благодаря своему глубокому смыслу и широкому сюжетному охвату,  завоевал своих поклонников во многих странах мира. Для русского человека, это произведение является своеобразным библейским историческим повествованием, которое не позволяет забывать о минувших подвигах народа.

Источник: https://znanija.com/task/9350354

Анализ романа “Война и мир”

Четырехтомный роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» известен каждому человеку еще со школьной скамьи. Кому-то это произведение понравилось, и он прочитал его от первого тома до последнего; кто-то был в ужасе от объема романа, который нужно освоить; а кто-то просто проигнорировал просьбу учителя прочесть роман.

Тем не менее, «Война и мир» – действительно стоящее и великое произведение русской литературы, которое до сих пор изучают в школе. Эта статья призвана помочь школьникам разобраться в романе, понять его смысл и основные идеи. Итак, представляем вам сжатый анализ романа «Война и мир». Обратим внимание на наиболее важные моменты.

При анализе романа «Война и мир» можно выделить три основные мысли, которые раскрывает Л. Н. Толстой. Это мысль семейная, мысль народная и мысль духовная.<\p>

Мысль семейная в романе «Война и мир»

Ее удобно проследить в том, как Толстой изображает три семейства в романе — семьи Болконских, Ростовых и Курагиных.

Семья Болконских

Начнем анализ произведения «Война и мир» с семьи Болконских. Семья Болконских — это старый князь Болконский и его дети — Андрей и Марья. Основные черты этого семейства — следование разуму, строгость, гордость, приличие, сильное чувство патриотизма.

Они очень сдержанны в проявлении своих чувств, только Марья иногда открыто показывает их.<\p>

Старый князь — представитель древней аристократии, очень строг, имеет власть как среди слуг, так и в своей семье. Он очень гордится своей родословной и умом, желает, чтобы его дети были такими же.

Поэтому князь берется за обучение дочери геометрии и алгебре в то время, когда от дам подобные знания не требовались.<\p>

Князь Андрей — представитель передовой дворянской молодежи. Это очень волевой, стойкий человек высоких моральных принципов, он не приемлет человеческую слабость.

В жизни его ждет множество испытаний, но он всегда найдет верный выход благодаря своей нравственности. Многое изменит в его жизни любовь к Наташе Ростовой, которая будет для него, как глоток свежего воздуха, символ настоящей жизни. Но измена Наташи убьет в нем надежду на лучшее.

Важно

Однако на этом жизнь Андрея Болконского не закончится, он все-таки обретет свой смысл жизни. 

Для княжны Марьи главным в жизни является самопожертвование, она всегда готова помочь другому, даже в ущерб себе. Это очень кроткая, добрая, милая душой и покорная девушка. Она религиозна, мечтает о простом человеческом счастье. Однако она не настолько мягка, может быть твердой и стоять на своем, когда унижают ее чувство собственного достоинства.<\p>

Семья Ростовых

Мастерски семью Ростовых изобразил в романе Лев Толстой. «Война и мир», анализ данного произведения продолжим рассказом об этом семействе.<\p>

Семья Ростовых по смыслу противопоставлена семье Болконских в том, что главное для Болконских — это разум, а для Ростовых — это чувства.

Основные черты семейства Ростовых — доброта, щедрость, благородство, нравственная чистота, близость к народу, великодушие, открытость, гостеприимство, приветливость. Помимо своих детей, с ними живет еще Соня, племянница графа, Борис Друбецкой, сын дальней родственницы, и Вера. В трудное время семья Ростовых жертвует своим имуществом и помогает своей стране выдержать войну.

Старый граф, например, жертвует свои повозки для того, чтобы на них возили раненых. Эта семья — символ освобождения от роскоши материального мира.<\p>

Старый граф, отец Илья Андреевич — простодушный и добрый барин, доверчивый и расточительный человек, любит свою семью и домашние праздники, у него близкие отношения с детьми, он их во всем поддерживает.

<\p>

Графиня Ростова — воспитательница и наставница своих детей, у нее с ними также доверительные отношения.

Теплые отношения, основанные на родственной любви, есть и в отношениях детей. Наташа и Соня словно лучшие подружки, кроме того, Наташа очень любит своего брата Николая, радуется, когда он возвращается домой.

<\p>

Совет

Николай Ростов, старший брат Наташи – простой, благородный, честный, отзывчивый, великодушный человек. Он добр, романтичен, как и Наташа. Прощает старым друзьям Друбецким их долг. Однако интересы Николая ограничены его семьей и хозяйством.

В конце романа он создает семью с Марьей Болконской, и у них выходит гармоничный союз.

Наташа Ростова, младшая из детей, – веселая, живая, непосредственная девушка, душа семьи Ростовых, в детстве пренебрегает правилами приличия, принятыми в обществе. Она некрасива внешне, но у нее красивая чистая душа, в ней много черт от наивного ребенка.

Произведение построено так, что чем ближе человек Наташе, тем он чище духовно. Наташе не свойствен глубокий самоанализ и раздумия о смысле жизни. Она эгоистична, но ее эгоизм естественен, в отличие от, например, эгоизма Элен Курагиной.

Наташа живет чувствами и в конце романа находит свое счастье, создавая семью с Пьером Безуховым.

Семья Курагиных

Анализ романа «Война и мир» продолжим рассказом о семействе Курагиных. Курагины — это старый князь Василий и три его ребенка: Элен, Ипполит и Анатоль. Для этой семьи самое важное — это хорошее материальное положение и статус в обществе, друг с другом они связаны только кровным родством.

Князь Василий — честолюбивый интриган, стремящийся к богатству. Ему нужно наследство Кириллы Безухова, поэтому он вовсю пытается свести свою дочь Элен с Пьером.<\p>

Дочь Элен — светская львица, «холодная» красавица с безупречными манерами поведения в обществе, однако лишенная красоты души и чувств. Ей интересны только светские приемы и салоны.

<\p>

Обратите внимание

Князь Василий считает дураками обоих своих сыновей. Ипполита он смог пристроить на службу, чего с него и достаточно. Больше Ипполит ни к чему не стремится. Анатоль — светский красавец, повеса, с ним много хлопот.

Чтобы он успокоился, старый князь хочет женить его на кроткой и богатой Марье Болконской, однако этот брак не состоялся из-за того, что Марья не пожелала расстаться с отцом и создать семью с Анатолем.<\p>

Мысль семейная — одна из самых важных в романе «Война и мир».

Толстой тщательно изучает семейства Болконских, Ростовых и Курагиных, ставит их в ситуацию переломного времени для страны и наблюдает, как они будут себя вести. Легко сделать вывод, что будущее страны автор видит за семьями Ростовых и Болконских, высокодуховных, добрых и связанных с народом.

Мысль народная в романе «Война и мир»

Нельзя представить полный анализ произведения «Война и мир» без рассмотрения народной мысли. Эта мысль — вторая важная тема в романе «Война и мир». В ней отражается глубина и величие русского народа.

Толстой показал в своем романе народ так, что он не кажется безликой массой, люди у него разумны, именно они меняют и двигают вперед историю.<\p>

Много в народе таких людей, как Платон Каратаев.

Это смиренный человек, который всех одинаково любит, он принимает все невзгоды, которые происходят в его жизни, однако не является мягким и безвольным. Платон Каратаев в романе — символ народной мудрости, воспитанной в русских людях с давних времен.

Этот персонаж значительно повлиял на Пьера Безухова, на его мировоззрение. На основе мыслей Каратаева Пьер потом будет решать для себя, что в жизни хорошо, а что является плохим.

Мощь и духовную красоту русского народа показывают также многие эпизодические персонажи. Например, артиллеристы Раевского боятся смерти в бою, однако по ним этого не видно. Они не привыкли много говорить, они привыкли доказывать свою преданность Родине своими делами, поэтому молча защищают ее.

<\p>

Тихон Щербатый — еще один яркий представитель русского народа, он выражает его гнев, излишнюю, но все же оправданную жестокость.<\p>

Кутузов естественен, близок к солдатам, к народу, поэтому и любим своими подчиненными и обычными людьми.

Важно

Это мудрый полководец, который понимает, что ничего изменить не может, поэтому он лишь немного старается изменить ход событий.<\p>

Практически каждый герой в романе проверяется народной мыслью. Чем отдаленней от народа человек, тем меньше у него шансов на истинное счастье.

Наполеон самовлюблен, что не может быть одобрено солдатами, Кутузов же — словно отец для своих воинов, кроме того, ему не нужна громкая слава, как Наполеону, поэтому его ценят и любят.<\p>

Русский народ неидеален, да и Толстой не стремится представить его таковым.

Однако все недостатки русских людей перекрываются их поведением в военное время, ведь каждый готов пожертвовать тем, чем может, во благо своей страны, чтобы спасти ее. Рассмотрение мысли народной — один из ключевых вопросов в анализе романа «Война и мир».<\p>

Мысль духовная в романе «Война и мир»

Теперь перейдем к третьему важному вопросу в анализе произведения «Война и мир». Это мысль духовная. Заключается она в духовном развитии основных персонажей. Гармонии достигают те герои, которые развиваются, не стоят на месте. Они совершают ошибки, заблуждаются, меняют свои представления о жизни, но в результате приходят к гармонии.

<\p>

Так, например, это Андрей Болконский. В начале романа — это образованный умный молодой человек, который видит всю пошлость дворянского окружения. Ему хочется вырваться из этой атмосферы, он стремится совершить подвиг и обрести славу, поэтому отправляется в армию.

На поле боя он видит, насколько ужасна война, солдаты ожесточенно пытаются убить друг друга, чтобы их самих не убили, патриотизм здесь фальшив. Андрея ранят, он падает на спину и видит чистое небо над головой. Создается контраст между убивающими друг друга солдатами и чистым мягким небом.

В этот момент князь Андрей понимает, что в жизни есть вещи поважнее славы и войны, Наполеон перестает быть его кумиром. Это переломный момент в душе Андрея Болконского. Позже он решает, что будет жить для своих близких и себя в семейном мире, однако он слишком деятелен, чтобы замкнуться только на этом.

Андрей возрождается к жизни, он хочет помогать людям и жить для них, он наконец-то понимает смысл христианской любви, однако светлые порывы его души обрываются смертью героя на поле сражения.<\p>

Пьер Безухов также ищет смысл своей жизни. В начале романа, не находя, чем ему заняться, Пьер ведет разгульную жизнь.

При этом он понимает, что такая жизнь не для него, но сил бросить ее у него пока нет. Он слабоволен и чересчур доверчив, поэтому легко попадает в сети Элен Курагиной. Однако их брак продлился недолго, Пьер понял, что его обманули, и расторгнул брак. Пережив свое горе, Пьер вступил в масонскую ложу, где и нашел себе применение.

Совет

Однако увидев корысть и бесчестие в масонской ложе, Пьер ее покидает. Сражение на Бородинском поле сильно меняет мировоззрение Пьера, он видит доселе незнакомый ему мир простых солдат и сам хочет стать солдатом. Позже Пьер попадает в плен, где видит военный суд и казнь русских солдат.

В плену он знакомится с Платоном Каратаевым, который сильно влияет на представления Пьера о добре и зле. В конце романа Пьер женится на Наташе, вместе они обретают семейное счастье. Пьер недоволен положением в стране, ему не нравится политический гнет, и он считает, что все можно изменить, объединившись с честными людьми и начав действовать с ними заодно. Вот таким образом происходит духовное развитие Пьера Безухова на протяжении всего романа, он наконец-то понимает, что лучшее для него — это бороться за счастье и благополучие русского народа.<\p>

«Война и мир»: анализ эпизода

В школе на уроках литературы при изучении романа «Война и мир» очень часто анализируют отдельные эпизоды. Их много, для примера мы сделаем анализ эпизода встречи Андрея Болконского со старым дубом.

Встреча с дубом символизирует переход Андрея Болконского от старой скучной и унылой жизни к новой и радостной.<\p>

Дуб своим внешним видом соотносится с внутренним состоянием героя. При первой встрече дуб выглядит старым угрюмым деревом, которое не гармонирует с остальным лесом. Такой же контраст легко заметить в поведении Андрея Болконского в обществе А. П. Шерер.

Ему неинтересны светские беседы, надоевшие, давно знакомые ему люди.<\p>

Когда Андрей встречает дуб во второй раз, он уже выглядит иначе: дуб словно полон жизненных сил и любви к окружающему миру, на нем не осталось никаких болячек, засохших и корявых веток, он весь покрыт сочной молодой зеленью.

Дерево было еще достаточно сильным и крепким, в нем был заложен высокий потенциал, как и в Андрее Болконском.

Потенциал Андрея проявился в бою при Аустерлице, когда он увидел небо; в его встрече с Пьером, когда тот рассказывал ему о масонстве, о Боге и вечной жизни; в моменте, когда Андрей случайно подслушал слова Наташи, которая восхищалась красотой ночи. Все эти моменты возродили Андрея к жизни, он вновь почувствовал вкус жизни, радость и счастье, как дуб, «зацвел» душевно. К этим переменам героя также привели его разочарования — в личности Наполеона, в смерти Лизы и т. д.

Все это сильно повлияло на Андрея Болконского, привело его к новой жизни с другими идеалами и принципами. Он осознал, в чем был не прав раньше и к чему теперь ему нужно стремиться. Таким образом, внешнее преображение дуба в романе символизирует духовное перерождение Андрея Болконского.<\p>

«Война и мир»: анализ эпилога

Чтобы представить полноценный анализ романа «Война и мир», нужно обратить внимание на его эпилог. Эпилог — важная часть романа. Он несет в себе большую смысловую нагрузку, в нем подводятся итоги, которые затрагивают вопросы о семье, о роли личности в истории.<\p>

Первая мысль, выраженная в эпилоге, – это мысль о духовности семьи.

Автор показывает, что в семье главное – это доброта и любовь, духовность, стремление к взаимопониманию и гармонии, которая достигается путем взаимодополнения супругов. Это новая семья Николая Ростова и Марьи Болконской, объединившая противоположные по духу семейства Ростовых и Болконских.<\p>

Другая новая семья — это союз Наташи Ростовой и Пьера Безухова.

Каждый из них остается особенной личностью, но идет на уступки друг другу, в итоге они образуют гармоничную семью. В эпилоге на примере этой семьи прослеживается связь хода истории с отношениями между отдельными людьми.

Обратите внимание

После Отечественной войны 1812 года в России возник иной уровень общения между людьми, стерлись многие сословные границы, что привело к созданию новых, более сложных семейств.

Эпилог также показывает, как изменились главные герои романа, к чему они в итоге пришли. Например, в Наташе трудно узнать прежнюю эмоциональную бойкую девчонку.<\p>

Источник: https://elhow.ru/ucheba/literatura/analiz-proizvedenij/analiz-romana-vojna-i-mir

“Война и мир”: анализ романа

Читая и перечитывая в наши дни роман Толстого, мы не можем не признать того, что Толстой создал гимн России, ее народу и сословию дворян, к которому принадлежал по рождению, по воспитанию, вкусам, привычкам, особенно в молодые годы.

Толстой, рисуя страшные, кровавые картины войны, столкновения политических интересов, события, захватывающие в свой водоворот судьбы людские, постоянно подчеркивает, что каждый человек держит в самом себе свою «вселенную», и в конце концов эта «вселенная» превыше всего остального.

«Жизнь… настоящая жизнь … шла, как всегда, независимо и вне политической близости или вражды… и всех возможных преобразований».

Взявшись за создание национальной эпопеи, создавая ее, наполняя ее гулом войны, громом пушек, разрывом снарядов, вовлекая в события сотни лиц, писатель иногда бросает как бы луч прожектора на отдельных людей, их частную жизнь, давая нам понять, что в жизни, волнениях, заботах и чувствах этих частных лиц и есть главный интерес и главная суть повествования. На первом плане, конечно, дворянская среда, к которой по рождению и образу жизни принадлежал он сам, которую он знал и, пожалуй, тогда любил.

Его братья по классу, дворяне, особенно верхушка, придворные круги, посчитали его отступником от сословных интересов, предателем. Среди них был и старый друг Пушкина, когда-то грешивший либерализмом П. А. Вяземский.

Они увидели в романе недостойную критику высшей знати, однако не могли не ценить родные их сердцу картины дворянских гостиных, светских салонов, блеск балов, светские разговоры, описание привычного и гак дорогого им быта.

Противоположный лагерь осуждал роман за отсутствие в нем разоблачения крепостничества и всех социальных язв.

Что касается специалистов-военных, то они были в восторге от батальных сцен. Толстой заполняет роман обширными многостраничными рассуждениями о военных действиях Кутузова и Наполеона.

Важно

Здесь он выступает уже как ученый-историк, спорит с военными стратегами, так или иначе размышлявшими о войне 1812 г.

Он развенчивает окончательно Наполеона, находя в его распоряжениях по армии самую примитивную некомпетентность, смеясь над титулом гения, который ему присвоили льстецы и французские историки. Он возмущается, что не только французы, но и русские поддаются обаянию его личности.

Как историк он осмеивает и русских генералов, окружавших Кутузова и подталкивающих его на ненужные сражения с «раненым зверем». Они хвастались тем, что в боях под Красным захватили у Наполеона столько-то пушек и «какую-то палку, которую называли маршальским жезлом».

Только один Кутузов понимал ненужность этих сражений, приносивших большие потери русским войскам, когда всем было ясно, что враг повержен, бежит и нужно было только одно — не мешать ему бежать из России.

Толстой всегда ценил превыше всех качеств человека естественность, непредвзятость. Этими качествами обладал его Кутузов, в чем был полной противоположностью Наполеона, который, по мнению Толстого, постоянно театрально рисовался.

Кутузов Толстого — это мудрец, не любующийся своей мудростью, не сознающий в себе этого качества, понимающий какой-то внутренней интуицией, что и как надо делать в той или иной ситуации. В этом отношении он был похож на простых солдат, на народ, который в массе своей интуитивно постигает истину.

Когда после победы под Красным Кутузов обратился с краткой речью к солдатам, простой, по-стариковски просторечной, как бы житейски «домашней» речью, с нецензурными словечками, он был понят и сердечно принят прежде всего солдатами: «…это самое чувство лежало в душе каждого солдата и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком».

Непосредственность чувств идет от самой природы, и чем естественнее человек, тем непосредственнее выражаются его чувства, тем благороднее его поступки. В таком взгляде на человека сказались и давние увлечения Толстого руссоизмом. Фальшь, лицемерие, тщеславие воспитаны цивилизацией. Дикарь, близко стоящий к природе («естественный человек», по теории Руссо), не знал этих качеств.

Совет

Все герои Толстого, которых он любил: Наташа, княжна Марья, Пьер Безухов, Андрей Болконский, вся семья Ростовых, Платон Каратаев, человек из народа, — обладают этой непосредственностью чувств, и не обладают ею люди фальшивые, лицемерные, эгоистичные и просто подлые. Таковы князь Василий Курагин, его сын Филипп, дочь Элен.

В нашей памяти навсегда запечатлеваются картины и образы, с жизненной убедительностью нарисованные поистине волшебным пером Толстого. Спросите каждого, кто прочитал роман «Война и мир», что он помнит и ясно видит в памяти своей.

Он ответит: Наташу в лунную ночь и Андрея Болконского, невольно подслушавшего восторженные чувства девочки. Встречу и знакомство Наташи и Болконского на балу. Русский танец Наташи, которому она научилась бог знает где, уважительно подсмотренный ею в плясках крестьян.

Умирающий Андрей Болконский. Потрясающий и священный акт смерти как что-то таинственное.

Издавна в войнах вершились грандиозные повороты истории народов. В войнах гибли или жизнеутверждались государства, нации, народы.

Безжалостно разрушались сотворенные великим трудом города, дворцы и храмы, возвеличивались славой отдельные личности, герои, уходили из жизни бесчисленные безымянные воины — самая здоровая и активная часть населения.

Безумие человечества! Толстой противопоставил всем амбициям воинственных героев то вечное, прекрасное и умиротворяющее небо, которое видел князь Андрей.

Картины боев выписаны Толстым с неотразимой достоверностью. Мы как бы сами участвуем в нем, и слух и зрение наше там, на поле сражения, мы слышим горячее дыхание разгоряченных людей, крики и стоны и отчаянную стрельбу.

Обратите внимание

Князь Болконский, раненый, теряющий сознание, ощутил странное спокойствие. Глаза устремлены в небо. Все людские страсти, честолюбивые мечты, а ими так недавно был обуреваем он, вдруг предстали во всем своем ничтожестве перед этим великим и вечным спокойствием неба. Здесь уже философия Толстого, философия жизни.

Она сказывается, как бы отпечатывается на всем, что он описывает, на его симпатиях и антипатиях. Все естественное в людях, все непосредственное в них, не отягченное лицемерием, прекрасно.

Потому так хороши характеры и Наташи Ростовой, и Андрея Болконского, и Пьера Безухова, и некрасивой Марьи Болконской с ее прекрасными в иные минуты глазами.

Толстой снова и снова возвращается к одной идее. Она его волнует, тщета человеческих страстей, давняя, со времен Экклезиаста: «Суета сует и всяческая суета!» Князь Андрей это понял, когда лежал раненый на поле боя, держа в руке полковое знамя.

«EN VOILA LA BELLE MORT», — произнес над ним его кумир Наполеон, полагая его мертвым. Наполеон возглавлял вражеское войско. но он был гений воинского искусства, великий полководец. Это признавали все, и не мог скрывать своего восхищения им и князь Андрей.

Но теперь, когда он понял ценность самой жизни и тщету всего, что вне жизни, он увидел в гениальном полководце маленького человека, и только.

Люди сражаются, убивают друг друга, не думая о том, что они — люди, что сражаются они из-за ничтожных вещей, что отдают жизни за призраки, за фантомы, и только иногда, как по наитию, приходит к ним смутное постижение истины.

Толстой постоянно напоминает читателю о значительности каких-то высших предназначений жизни, что над тщетой и суетой его каждодневных забот и хлопот возвышается не постигаемое им нечто вечное, вселенское. Понимание этого вечного и вселенского пришло к Андрею Болконскому в момент смерти.

Весь роман овеян гуманным чувством доброты к людям.

Она в Пете Ростове, она в графине, его матери, помогающей своей обедневшей подруге, она в простодушном незнании корысти графе Ростове, в доброте Наташи, настоявшей на том, чтобы освободить подводы и отдать их раненым.

Важно

Она в доброте Пьера Безухова, всегда готового кому-то помочь. Она в доброте княжны Марьи. Она в доброте Платона Каратаева, в доброте русских солдат и в этом выразительном жесте Кутузова, в его речи перед солдатами.

Жан-Жак Руссо утверждал, что человек рождается добрым, но портят его среда, общество, порочная цивилизация. Эту мысль женевского философа оспаривали многие, заявляя, наоборот, об изначальной испорченности человеческой натуры.

Толстой был согласен со своим кумиром. Он показывал чистые души детей. В «Детстве” — это Николенька Иртеньев, здесь — Петя Ростов с его детской восторженностью, страстным желанием что-то сделать в этом мире, отличиться, а в сущности отдать свою жизнь, пожертвовать собою, отдать ее щедро, как щедро он отдавал все, что имел, в отряде Денисова.

В поведении Пети Ростова, в его мировосприятии все окрашено чувством какой-то просветленной и всеобъемлющей любви ко всем и ко всему. Его детское, не знающее корысти сердце как бы откликается на всеобщую любовь к нему. Такова же любовь и нежность девочки Наташи ко всем вообще людям, ее непосредственность, чистота се помыслов.

Дружба — товарищество, — это благостное чувство так же проникновенно описано Толстым — дружеское расположение Денисова к Николаю Ростову, ответное чувство Ростова к нему. Денисов, воин, храбрец, по-солдатски грубоватый, но внутренне добрый, честный и справедливый человек, буквально предан семье Ростовых, душой постигая ее благородные нравственные основы.

Любовь родительская никогда еще в литературе не была показана в ее щемящей силе. Бальзак посвятил ей свой роман «Отец Горио», но она прозвучала как теоретический тезис, долженствующий показать неблагодарность детей к родителям и слепоту родителей в их неуемной привязанности к детям. Сама же любовь так и осталась нераскрытой за рамкой этого тезиса.

Достаточно прочитать страницы романа «Война и мир» о тех минутах, когда графиня Ростова узнала о гибели Пети, чтобы почувствовать пронзительную силу этой материнской любви и великого горя утраты любимого существа. Мы не найдем этой темы ни у Стендаля, ни у Флобера. Французские, английские, немецкие авторы не коснулись этой темы. Тогда как Толстой нашел для нее неотразимые краски.

Роман Толстого овеян светлым и благостным чувством любви человеческой. Мы проникаемся гордостью за человека, способного любить.

Совет

Как далеко это от наших дней, когда деятели искусства — писатели, поэты, художники, артисты спешат раскрыть перед нами картины кошмаров и ужаса, темные стороны души человеческой и убедить нас, что таков весь мир и таковы все мы! Невольно вспоминаются предсмертные слова больного Гоголя: «О Боже! жутко стало в твоем мире!»

Источник: Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн. 4. Литература нового времени. – М.: Просвещение, 1997

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/tolstoj_l_n/vojna_i_mir_analiz_romana/64-1-0-137

Ссылка на основную публикацию