Образ затерянного города в «грозе» островского

Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали.

«Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », — восторгается местный механик самоучка Кулигин.
Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне.

Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской жизни, с одной стороны, и ограниченности быта в маленьком купеческом городке, с другой.

Великолепные картины волжского пейзажа органично вплелись в структуру пьесы. На первый взгляд, они противоречат ее драматической природе, но на самом деле — вносят в обрисовку места действия новые краски, выполняя тем самым важную художественную функцию: картиной обрывистого берега пьеса начинается, ею же она и заканчивается.

Обратите внимание

Только в первом случае она рождает ощущение чего-то величественно-прекрасного и светлого, а во втором — катарсис. Пейзаж также служит для более яркой обрисовки действующих лиц — тонко чувствующих его красоту Кулигина и Катерины, с одной стороны, и всех, кто к нему равнодушен, — с другой.

Гениальный драматург так тщательно воссоздал место действия, что мы можем, зрительно представить себе город Калинов, утопающий в зелени, каким он нарисован в пьесе. Мы видим его высокие заборы, и ворота с крепкими запорами, и деревянные дома с узорными ставенками и цветными занавесками окон, заставленных геранями и бальзаминами.

Мы видим и трактиры, где в пьяном угаре кутят такие как Дикой и Тихон. Мы видим пыльные калиновс-кие улочки, где перед домами на скамейках беседуют обыватели, купцы и странницы и где порою издалека доносится песня под аккомпанемент гитары, а за калитками домов начинается спуск к оврагу, где ночами веселится молодежь.

Нашему взору открывается галерея со сводами полуразрушенных построек; общественный сад с беседками, розовыми колоколенками и старинными золочеными церквами, где чинно прогуливаются «благородные семейства» и где развертывается общественная жизнь этого маленького купеческого городка.

Наконец, мы видим волжский омут, в пучине которого суждено найти свой последний приют Катерине.

Жители Калинова ведут сонное, размеренное существовайие: «Спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь». По праздникам чинно прогуливаются по бульвару, но «и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать».

Обыватели суеверны и покорны, у них нет стремления к культуре, наукам, их не интересуют новые идеи и мысли. Источниками новостей, слухов являются странницы, богомолки, «калики перехожие». Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все.

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! — говорит Кулигин, обращаясь к новому человеку в городе Борису. — В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры. Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба.

А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать…» Говоря о толстосумах, Кулигин зорко замечает их взаимную вражду, паучью борьбу, сутяжничество, пристрастие к кляузам, проявление жадности и зависти.

Он свидетельствует: «А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказчиков… А те им… злостные клаузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям».

Важно

Ярким образным выражением проявления грубости и вражды, царящих в Калинове, становится невежественный самодур Савел Прокофьич Дикой, «ругатель» и «пронзительный мужик», как характеризуют его жители.

Наделенный необузданным нравом, он запугал своих домашних (разогнал «по чердакам и чуланам»), терроризирует племянника Бориса, который «достался ему на жертву» и на котором он, по словам Кудряша, постоянно «ездит».

Издевается он и над другими горожанами, обсчитывает, «куражится» над ними, «как его душе угодно», справедливо полагая, что «унять-то» его все равно некому. Брань, ругань по любому поводу — это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, — содержание всей его жизни.

Другим олицетворением «жестоких нравов» города Калинова является Марфа Игнатьевна Кабанова, «ханжа», как характеризует ее все тот же Кулигин. «Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Кабаниха твердо стоит на страже устоявшихся порядков, заведенных в ее доме, ревностно охраняя эту жизнь от свежего ветра перемен. Она не может смириться с тем, что молодым пришелся не по вкусу ее образ жизни, что хочется им жить по-другому. Она не ругается, как Дикой.

У нее свои методы устрашения, она въедливо, «как ржа железо», «точит» своих близких.

Дикой и Кабанова (один — грубо и открыто, другая — «под видом благочестия») отравляют жизнь окружающим, подавляя их, подчиняя своим порядкам, уничтожая в них светлые чувства. Для них потеря власти — потеря всего, в чем они видят смысл существования. Поэтому они так ненавидят новые обычаи, честность, искренность в проявлении чувств, тяготение молодежи к «воле».

Особая роль в «темном царстве» принадлежит таким как невежественная, лживая и наглая странница-попрошайка Феклуша.

Совет

Она «странствует» по городам и весям, собирая нелепые россказни и фантастические истории — об умалении времени, о людях с песьими головами, о разбрасывании плевел, об огненном змие.

Создается впечатление, что она нарочно перевирает услышанное, что ей доставляет удовольствие распространять все эти сплетни и нелепые слухи, — благодаря этому ее охотно принимают в домах Калинова и подобных ему городков.

Феклуша выполняет свою миссию не бескорыстно: здесь накормят, тут напоят, там одарят. Образ Феклуши, олицетворяющей зло, лицемерие и грубое невежество, был очень типичен для изображаемой среды. Такие феклуши, разносчицы вздорных вестей, затуманивающих сознание обывателей, и богомольцы были необходимы хозяевам города, так как поддерживали авторитет их власти.

Наконец, еще одним колоритным выразителем жестоких нравов «темного царства» является в пьесе полусумасшедшая барыня. Она грубо и жестоко грозит гибелью чужой красоте.

Это ее страшные пророчества, звучащие» словно голос трагедийного рока, получают в финале свое горькое подтверждение. В статье «Луч света в темном царстве» Н.А.

Добролюбов писал: «В «Грозе» особенно видна необходимость так называемых «ненужных лиц»: без них Мы не можем понять лица героини и легко можем исказить смысл всей пьесы…»

Дикой, Кабанова, Феклуша и полусумасшедшая барыня — представители старшего поколения — являются выразителями худших сторон старого мира, его темноты, мистики и жестокости. К прошлому, богатому своей самобытной культурой, своими традициями, эти персонажи отношения не имеют.

Но в городе Калинове, в условиях, подавляющих, ломающих и парализующих волю, живут и представители молодого поколения.

Обратите внимание

Кто-то, как Катерина, тесно связанная укладом города и зависимая от него, живет и мучается, стремится вырваться из него, а кто-то, как Варвара, Кудряш, Борис и Тихон, смиряется, принимает его законы или находит способы примириться с ними.

Тихон — сын Марфы Кабановой и муж Катерины — наделен от природы незлобивым, тихим нравом. Есть в нем и доброта, и отзывчивость, и способность к здравому суждению, и стремление вырваться на волю из тисков, в которых он оказался, но безвольность и робость перевешивают его положительные качества. Он привык.

беспрекословно подчиняться матери, выполнять все, что она требует, и не способен проявить неповиновение. Он не в силах по-настоящему оценить меру страданий Катерины, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир.

Только в финале этот слабохарактерный, но внутренне противоречивый человек, поднимается до открытого осуждения тирании матери.

Борис, « молодой человек, порядочного образования », единственный, кто не принадлежит к калиновскому миру по рождению.

Это душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек, к тому же своей образованностью, манерами, речью заметно отличается от большинства калиновцев.

Он не понимает местных обычаев, но не способен ни защитить себя от оскорблений Дикого, ни «противиться пакостям, которые делают другие». Катерина сочувствует его зависимому, униженному положению.

Но и нам остается только посочувствовать Катерине — ей довелось встретить на своем пути человека безвольного, подчиненного капризам и прихотям своего дяди и ничего не предпринимающего для изменения такого положения. Прав был Н.А. Добролюбов, утверждавший, что «Борис — не герой, он далеко стоит от Катерины, она и полюбила-то его на безлюдье».

Важно

Веселая и жизнерадостная Варвара — дочь Кабанихи и сестра Тихона — жизненно полнокровный образ, но от нее веет какой-то духовной примитивностью, начиная с поступков и повседневного поведения и кончая ее рассуждениями о жизни и грубовато-развязной речью. Онаприспособилась, научилась хитрить, чтобы не подчиняться матери. Она во всем слишком земная.

Таков и ее протест — побег с Кудряшом, который хорошо знаком с нравами купеческой среды, но живет легко» не задумываясь. Варвара, научившаяся жить, руководствуясь принципом: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было», на бытовом уровне выразила свой протест, но в целом живет по законам «темного царства» и по-своему обретает согласие с ним.

Кулигин, местный механик-самоучка, который в пьесе выступает «обличителем пороков», сочувствует бедным, озабочен тем, чтобы улучшить жизнь людей, цолучив награду за открытие вечного двигателя.

Он противник суеверий, поборник знаний, науки, творчества, просвещения, однако своих собственных знаний у него недостаточно.
Активного способа противостоять самодурам он не видит, а потому предпочитает покориться.

Понятно, что это не тот человек, который способен привнести новизну и свежую струю в жизнь города Калинова.

Среди действующих лиц драмы нет никого, кроме Бориса, кто не принадлежал бы к калиновскому миру по рождению или воспитанию. Все они вращаются в сфере понятий и представлений замкнутой патриархальной среды. Но жизнь не стоит на месте, и самодуры ощущают, что их власть ограничивается. «Помимо их, не спросясь их, — говорит Н.А. Добролюбов, — выросла другая жизнь, с другими началами…»

Из всех действующих лиц только Катерина — натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма — устремлена в будущее. Потому что, как отмечал академик Н.Н.

Скатов, «Катерина воспитана не только в узком мире купеческой семьи, она рождена не только патриархальным миром, а всем миром национальной, народной жизни, уже выплескивающимся за границы патриархальности». Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв.

Совет

Только она одна оказалась способной выразить свой протест, доказав, пусть и ценой собственной жизни, что близится конец «темного царства». Созданием такого выразительного образа А.Н.

Островский показал, что и в окостеневшем мире провинциального городка может возникнуть «народный характер поразительной красоты и силы», пера которого основана на любви, на свободном мечтании о справедливости, красоте, какой то высшей правде.

Поэтическое и прозаическое, возвышенное и приземленное, человеческое и звериное — эти начала парадоксально соединились в жизни провинциального русского городка, но преобладает в этой жизни, к сожалению, мрак и гнетущая тоска, которую как нельзя лучше охарактеризовал Н.А.

Добролюбов, назвав этот мир «темным царством». Этот фразеологизм — сказочного происхождения, но купеческий мир «Грозы», мы убедились в этом, лишен того поэтического, загадочно-таинственного и пленительного, что обычно свойственно сказке.

«Жестокие нравы» царят в этом городе, жестокие…

Характеристика героев в пьесе «Гроза»

Источник: http://resoch.ru/gorod-kalinov-i-ego-obitateli-v-pese-groza/

2 сочинения по теме «Город Калинов в пьесе Островского «Гроза»

статьи

школьная программа

Предлагаю вашему вниманию два школьных сочинения по теме города Калинова из пьесы Островского «Гроза». Первое под названием «Город Калинов и его обитатели», а второе – описание этого провинциального города в необычной форме, в формате письма другу от лица Бориса.

1-е сочинение, «Город Калинов и его обитатели»

Перед созданием пьесы Островский совершил путешествие по городам Поволжья в составе экспедиции, изучавшей быт и нравы этой провинции.

Поэтому образ города Калинова получился собирательный, основанный на наблюдениях писателя, и во многом напоминающий реальные города на Волге тех времен.

Не случайно за звание прообраза Калинова спорили почти все города Поволжья (Торжок, Кострома, Нижний Новгород, Кинешма и другие).

Калинов стал обобщённым образом русского провинциального города. Важна именно идея похожести на типичный русский городок, действие пьесы могло происходить в любом из таких мест.

Об это свидетельствует и тот факт, что в пьесе нет подробного описания города, судить о нём мы можем лишь из нескольких ремарок и косвенных описаний.

Читайте также:  Анализ романа «бесы» (ф. м. достоевский)

Так, ремаркой с описанием открывается сама пьеса: «Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой — сельский вид».

Калинов – это город с вымышленным названием, и для читателей очень полезно понять, почему город называется именно так.

Обратите внимание

С одной стороны, интересна сама семантика слова «калина» (т.к. суффикс «ов» типичен для названия русских городов, например, Псков, Тамбов, Ростов и т.д.) — это яркая, внешне очень красивая ягода (как и сам город, бульвар на высоком берегу Волги), но внутри она горькая и невкусная.

Это сходно с внутренней жизнью города, той самой, что скрыта за высокими заборами – это тяжёлая, и в чем-то даже страшная жизнь.

Характеристику Калинову даёт механик-самоучка Кулигин, восхищающийся красотами местной природы: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется», и одновременно признающий: «Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие».

При всей внешней благоустроенности города там скучно, тоскливо, стоит душная и неприятная атмосфера. Одна из важнейших деталей города – бульвар, где никто не гуляет.

Обеспеченные же горожане предпочитают совсем иное развлечение – судиться и браниться с соседями, строить козни, да «пожирать» своих домашних.

Еще одним «развлечением» становится посещение храма, куда люди приходят не для искренних молитв и общения с Богом, а для обмена сплетнями и зрелищ.

Неудивительно, что город, в котором царит ханжество и лицемерие, хвалит такая же лицемерная Феклуша («Благолепный город»).

Днём Калинов полностью принадлежит чопорным людям, а по ночам гулять на бульвар выходят парочки, «ворующие» часок другой так, чтобы всё было «шито да крыто», чтобы ничто не нарушало внешнего благополучия города, жители которого живут в патриархальном укладе и читают «Домострой».

Важно

Калинов, по сути, не имеет постоянных связей с миром, он закрыт и замкнут в себе. В нём не читают газет, не узнают новостей о мире, тут с легкостью принимаются за чистую монету рассказы Феклуши о её странствиях.

Город выступает в чём-то символической силой, подпитывающей власть самодура Дикого (покидая город, он словно лишается своей силы). Бежать из города стремится Тихон, в Калинове он всегда забит и подавлен, но за его пределами пытается освободиться из оков. Даже чужак Борис ощущает давление провинциальных устоев.

Другая ассоциация, которую вызывает вымышленный город из пьесы Островского – это Калинов мост из русской сказки об Иване-крестьянском сыне и Чудо-Юде. Этот мост являлся местом, где сходились в борьбе добро и зло. Также и Калинов является сценой, где разворачивается трагедия личности Катерины, непримиримости её чистой и светлой души с порядками города, а также история её греховной любви.

Город вступает в сюжетное взаимодействие с персонажами, оттеняет их чувства и мысли. Так, в праздничный день посреди города Катерина кается в своих грехах перед всем миром, при этом фоном на стенах видны фрески страшного суда.

Ещё один элемент города – это сад, где Катерина встречается с Борисом. Он напоминает райский сад, здесь же, как и в известном библейском сюжете, совершается грехопадение Катерины.

Важную символическую роль играет и Волга, омывающая Калинов. В драме река олицетворяет собой силу, свободу, энергию, чистые чувства. Не случайно так стремится к воде Катерина (её убивает не вода, а якорь).

Город Калинов, очевидно, был нужен Островскому, чтобы показать уклад русской жизни в небольшом, провинциальном городе, которых так много в России, и любой из них, отчасти, напоминает Калинов.

Калинов выступает не просто фоном, на котором разворачиваются события, он также передаёт настроение своих жителей, помогает раскрыть их характеры, в чем-то берёт на себя символическую функцию, обогащающую пьесу.

Автор сочинения – Измайлова Е. А.

Сочинение «Характеристика города Калинова в форме дружеского письма»

Любезный мой друг!

Давно я не писал писем, но сейчас душа просит. Пишу к тебе, чтобы рассказать о своей жизни в городе Калинове, где нахожусь с недавнего времени.

Если ты вдруг задашься вопросом о том, как же я попал сюда, то могу уверить тебя, что это было не самым благополучным стечением обстоятельств. Не вызывает сомнений красота этого места, но люди тут — сброд. Приехал я сюда к своему дядюшке, Савелу Прокофьевичу.

Дядюшка по завещанию батюшки моего должен нам с сестрой некую сумму, которую мы получим только в том случаи, если будем к нему почтительны.

Совет

Милый друг, это кажется почти невозможным! Настолько он самодур, что только дай ему малейший повод для гнева — страдать будет все семейство и каждый, кого встретит он на своём пути. Рад, что сестра осталась дома и не поехала со мной, ей бы совсем худо было тут.

Калинов — заурядный провинциальный город, единственное, что, возможно, заставляет здесь душу шириться, так это вид на Волгу, но не более того. В остальном очень серо, скучно. Множество купеческих домов, бульвар, да церквушка — ничего кроме, здесь, пожалуй, ты не найдёшь.

Весь город как будто никого кроме двух купцов не видит: только дядька мой, да ещё одна купчиха — Кабаниха. Они здесь словно во главе всего, все подчинено им, а они, в свою очередь, никого ни во что не ставят: каждый должен их слушать и выполнять, что велено.

Время здесь будто совсем мертвое, люди узколобые, никто и представить себе не может, что за пределами их городка есть ещё мир, живой мир, который не стоит на месте. Они даже не осознают масштаба собственной катастрофы.

Стоит отдать им должное в том, что работают в большинстве своём не покладая рук, но ведь совсем замерли они в этом, увязли. Они невежды, верят во все, что сказано им, потому то так скучна и однообразна жизнь их.

Единственный, с кем я могу маломальски говорить о чем-либо — Кулигин, но он здесь пропадёт, растеряет все, что есть в его голове, чужой он тут.

Так вот и проживаю дни свои в этой трущобе. Силы выносить все это уже на исходе, да и бросил бы давно, не будь сестры со мной, а так терпеть приходиться, не могу я ее подвести.

У тебя как дела, милый друг? Все ещё пишешь свои романы, или совсем со службой забросил писательство? Расскажи мне обо всем, что у тебя на душе, хочу знать все до мельчайших подробностей!

До следующего письма, крепко обнимаю тебя.

С наилучшими пожеланиями,

Ваш преданный друг Борис Григорьевич.

Октября 14, 1859 года

Сочинение предоставлено Греховой Юлией.

Источник: https://chitatelnica.ru/stati/gorod-kalinov-ostrovskiy-groza.html

Город Калинов в «Грозе» Островского – Русская историческая библиотека

В 1860 году А. Н. Островский опубликовал свою драму: «Гроза» (см. её краткое содержание и анализ). Здесь он опять изобразил «темное царство», но уже в тот период его существования, когда и в этой тине начинает мерцать свет.

Действие пьесы происходит в городе Калинове, на берегу реки Волги; жителей этого города не коснулись еще веяния «нового времени». Вот почему трудно дышится здесь людям, которые пробиваются к свету.

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

Город Калинов является как бы всею глухой русской провинцией в миниатюре. Он живет темной, грубой и косной жизнью, в нем властвуют начала того темного купеческого мира, который представлен в прежних пьесах Островского.

Обратите внимание

Деспотизм, грубая сила, невежество, власть диких суеверий, самодурство старших и угнетение младших, пьянство, слезы, побои – вот что царит за тихими стенами купеческих домов.

«И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» – говорит в своём монологе тихий мечтатель Кулигин, одна из светлых фигур в этом темном царстве, и прибавляет: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие».

В темной и невежественной жизни обитателей городка не имеют влияния никакие высшие интересы; религиозность и благочестие здесь внешние: на первом месте все то, что делается «для людей», напоказ.

Соблюдая посты, посещая усердно церкви и монастыри, калиновцы не связывают лучшую жизнь с заветами религии и продолжают все ту же грубую и дикую жизнь, тираня домашних, напиваясь, а в будние дни обсчитывая покупателей. Все свежее, молодое, талантливое гибнет в этой атмосфере, чахнет от насилия, злобы, от мертвой пустоты этой жизни.

Слабые спиваются, порочные и мелкие натуры побеждают деспотизм хитростью и изворотливостью; для натур же прямых, светлых, наделенных неутомимым стремлением к иной жизни, неизбежен трагический конец при столкновении с грубыми силами этого мира.

«Бульвар сделали, а не гуляют… – говорит Кулигин в другом монологе. – Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены… Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь.

И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто…

Ты, говорит, смотри, в людях меня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, ему только одному весело, а остальные волком воют.

Да и что за секрет? Кто его не знает! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет».

В этой яркой характеристике жизни обывателей города вскрывается оборотная сторона домостроевского строя жизни, с его патриархальным деспотизмом, боязнью общественного «суда», с наружным благочинием, прикрывающим часто бессердечие я жестокость…

Важно

Когда домостроевский уклад жизни смягчается разумностью и сердечностью «владыки» дома – он не только терпим, но даже подкупает сердечной простотой жизни (бабушка Татьяна Марковна в «Обрыве», старик Багров в «Семейной Хронике», Хорь в «Записках Охотника»).

Но когда нет смягчающей любви в отношениях, тогда этот строй жизни несет только слезы, «невидимые» и «неслышимые».

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/4999-gorod-kalinov-v-groze-ostrovskogo

Город Калинов. Духовный кризис патриархального мира и его отражение в «Грозе»

Действие «Грозы» происходит в уездном городе Калинове. Картины быта и нравов этого города, воссозданные Островским, отражают традиционный, патриархальный, «домостроевский» уклад жизни купечества и мещанства – но в переломный, кризисный момент.

Поэтому не случайно Калинов изображен в «Грозе» по принципу контраста. С одной стороны, зрителя восхищает красота природы, увлекают задушевные народные песни, яркие самобытные характеры. С другой стороны, его поражает жестокость нравов, царящих в городе.

В авторской ремарке описывается декорация первого действия: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид». Калинов расположен в живописном месте.

Мещанин Кулигин, один из героев пьесы, любуется величественным течением Волги. Он поет песню «Среди долины ровныя…», в которой также прославляются красота и величие русской природы.

В третьем действии пьесы дается картина гулянья молодежи, снова звучат песни.

С гармонией в природе, с красотой народных песен контрастирует мрачная картина нравов города, атмосфера жестокости, что запечатлено в монологах Кулигина в первом и в третьем действиях.

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – говорит Кулигин.

Он рассказывает о «грубости да бедности нагольной», царящих в среде мещан, о богачах, закабаляющих простой народ, о семейном деспотизме, о «разврате темном да пьянстве», скрывающихся за запорами купеческих домов.

Жители города оторваны от остального мира. Главным источником информации в Калинове являются слухи и рассказы странников, которым обитатели города безоговорочно верят. Например, Феклуша рассказывает о странах, где живут люди с песьими головами, об огненном змии – железной дороге.

На примере города Калинова Островский показал кризис всего патриархального мира, особенно остро проявившийся в России накануне крестьянской реформы 1861 года. Интересно, что Островский еще совсем недавно, в москвитянинский период своего творчества, идеализировал этот мир; теперь же он подвергает его беспощадной критике.

Совет

Драматург вскрывает глубинные причины этого кризиса. Как известно, патриархальные устои России – Святой Руси – формировались на основе духовных ценностей Православия. Главная из них – новозаветная заповедь о любви. Между тем эта заповедь беспощадно попиралась теми, кто имел силу и власть. Островский показывает это в «Грозе» на примере таких персонажей, как Дикой и Кабаниха.

Читайте также:  Образ бэлы в романе «герой нашего времени»

Оскудение любви в патриархальном мире и привело в результате к его глубинному кризису, а в известной читателю исторической перспективе – и крушению. Островский гениально это предвидел.

Персонажи

Кратко охарактеризуем основных персонажей пьесы.

Савел Прокофьевич Дикой – богатый купец, значительное лицо в городе.

С образом Дикого связана тема грубого произвола, основанного на власти денег. Яркую характеристику героя дает в начале пьесы мещанин Шапкин. Он говорит: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет».

Дикой – враг просвещения, противник каких-либо нововведений. Это становится ясно из его разговора с Кулигиным (четвертое действие), которого Дикой называет «разбойником».

Искренне возмущаясь безбожными, по его мнению, речами и проектами Кулигина, Дикой оказывается одержим страстью стяжательства, держит в нищете рабочих, недоплачивая им и без того скудное жалование.

Кроме того, постоянно находясь в состоянии раздражения, гнева, он беспощадно тиранит собственных домочадцев.

При этом Дикой прекрасно понимает, что такое его поведение противоречит главным устоям православной веры. Не случайно, говея Великим Постом, Дикой на коленях просит прощения у обиженного им мужика.

Впрочем, моменты покаяния случаются у Дикого очень редко.

Обратите внимание

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха)– богатая купеческая вдова, женщина властная и жестокая.

В системе персонажей пьесы место Кабанихи очень значительно. Она является антагонистом главной героини – Катерины. Образы Кабанихи и Катерины постоянно соотносятся. А.И.Журавлева, современный исследователь творчества Островского, справедливо утверждает, что обе героини писателя максималистки. Они представляют собой два полюса патриархального мира.

Произвол Кабанихи имеет несколько иную природу, чем самодурство Дикого. Героиню отличает прежде всего семейный деспотизм, сочетающийся с внешним благочестием.Главным основанием её произвола становятся не деньги, а религия.

Кабаниха соблюдает все внешние формы благочестия: ходит к церковным службам, принимает в своем доме странниц. Не случайно Феклуша неустанно благодарит Марфу Игнатьевну за щедрость.

Следует признать, что в деспотизме Кабанихи подчас видна и ревностная любовь к родным, попечение о них.

Например, в её строгости к Тихону можно увидеть своего рода заботу о сыне; в постоянных придирках к Катерине проявляется стремление прилежной в делах веры свекрови привить и невестке строгие представления о благочестии.

Кабаниха заботится о сохранении старинных обычаев в собственной семье. Однако деспотизм оказывается в ее душе сильнее любви к ближнему. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», – говорит о ней Кулигин.

В пьесе постоянно ощущается ненависть Кабанихи к невестке, смеющей перечить свекрови. Особенно явно эта ненависть проявляется в последнем действии пьесы, в заключительных сценах. Жестокость Кабанихи немало способствовала трагической гибели Катерины.

Важно

На всем протяжении пьесы зрителю передается душевное нестроение Кабанихи, и это не случайно.

Героиня видит, что вокруг нее рушатся устои патриархального мира; ей кажется, что не за горами и конец света. Ожидание, что с ее смертью наступит хаос, придает трагизм ее фигуре.

В результате финал “Грозы” являет собой, по точному замечанию А.И.Журавлевой, не только гибель Катерины, но и крушение Кабанихи.

Странница Феклуша олицетворяет собой мир слухов и небылиц, которыми насквозь пропитан калиновский мир.

Символичен образ полусумасшедшей барыни с двумя лакеями. С одной стороны, она олицетворяет собой жестокость города Калинова. С другой стороны, ее пророчества носят апокалиптический характер: барыня обещает близкую кару не только Катерине, но и всем жителям города. Она говорит: «Все в огне гореть будете в неугасимом!»

Тихон Иванович Кабанов – один из центральных персонажей пьесы, сын Кабанихи, муж Катерины. По причине слабохарактерности Тихон не соответствует роли мужа в патриархальной семье. Он не готов быть властелином, но одновременно защитой и опорой жены.

В сердце Тихона есть сострадание к жене, но он не может не подчиняться суровым требованиям матери. Он не в состоянии помочь Катерине ни тогда, когда она борется с греховной страстью, ни после ее публичного покаяния. Пьянство Тихона – реакция этого слабого человека на деспотизм Кабанихи.

Только над телом мертвой жены Тихон решается на бунт против матери, публично обвиняя ее в гибели Катерины.

Борис Григорьевич – племянник Дикого. По своему характеру Борис слаб и жалок, как и Тихон. Единственное его отличие от мужа Катерины – образованность.

Борис не принадлежит к миру города Калинова по рождению и по воспитанию, он не похож на других жителей города обликом и манерами. Между тем Борис, по замечанию А.И.Журавлевой, «взят в плен Калиновом», признал над собой его законы. Он прекрасно понимает, что Дикой не отдаст ему бабушкиного наследства, но ведет себя так, как будто обязан подчиняться дяде.

Совет

Роль Бориса в композиции произведения необычайно важна. Это один из сюжетообразующих персонажей. Борис – предмет страсти Катерины.

Герой не испытывает такого глубокого, сильного чувства к Катерине, как она к нему. Борис решается на встречу с Катериной, хотя понимает, что этим он губит молодую женщину.

Кстати, об этой опасности предупреждает Бориса Кудряш перед самым первым свиданием Катерины с Борисом.

Когда Дикой отправляет Бориса в Сибирь, он оставляет Катерину без особых угрызений совести. Он сильно расстроен, не более того.

Варвара, дочь Кабанихи, стоит на позиции житейских компромиссов. Обман становится для нее основным способом существования в условиях деспотической власти Кабанихи.

«И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало», – объясняет свою позицию Варвара. «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», – учит она Катерину.

В отношении Катерины Варвара выступает в роли соблазнительницы, она всячески способствует ее первой встрече с Борисом.

В финале пьесы Варвара убегает из дома с Кудряшом, не выдержав деспотизма Кабанихи.

В системе персонажей хитрая Варвара противопоставлена простодушной Катерине с ее честностью и бескомпромиссностью.

Кудряш – конторщик Дикого. Это яркий народный характер. Героя отличают внешняя привлекательность, молодецкая удаль. Кудряш – человек смелый и независимый. Работая у Дикого, он не готов мириться с грубостью и произволом хозяина, решительно противостоит ему в словесных перепалках.

Интересно, что в отношении Катерины и Бориса Кудряш проявляет благоразумие. При встрече с Борисом ночью у калитки сада Кабановых Кудряш предупреждает его о возможных печальных последствиях ухаживания за замужней женщиной.

Обратите внимание

Важное средство выявления черт народного характера Кудряша – песни, которые он поет под гитару.

Кулигин – мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.

Островский подчеркивает некоторое сходство в миросозерцании Кулигина и Катерины: оба персонажа умеют видеть красоту природы, восхищаться ею, их отличает поэтический взгляд на мир. Кулигин вдохновенно поет народные песни («Среди долины ровныя…»).

Однако в противоположность Катерине Кулигину не свойствен бунтарский дух. Героя отличает смирение, покорность сильным мира сего.

Кулигин видит окружающий мир явно не так, как представители «темного царства». Это человек, старающийся проникнуть в сущность явлений. Кулигина возмущает невежество, в которое погружен город Калинов. Герой восклицает: «А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет!»

В то же время Кулигина трудно назвать выразителем идей прогресса. Солнечные часы, которые он предлагает установить на бульваре, известны были еще в глубокой древности. «Перпетуум мобиле» (вечный двигатель) – идея средневековья. Громоотвод – изобретение XVIII века. Кулигин наделен даром стихотворства; он пишет стихи, но опятьже по-старинному, подражая Ломоносову и Державину.

В композиции произведения роль Кулигина весьма значительна. Это обличитель «темного царства», его «жестоких нравов» и невежества. Отметим монологи героя в первом и в третьем действиях произведения, обращенные к Борису, где Кулигин бичует нравы города.

Показателен также диалог Кулигина с Диким в четвертом действии, где механик безуспешно пытается предложить купцу установить на бульваре солнечные часы, построить громоотводы. Впрочем, слова героя не способны что-либо изменить в жизни города Калинова.

Открытый протест против самодуров Кулигин выражает только в конце пьесы, обличая тех, кто довел Катерину до самоубийства.

Катерина – главная героиня «Грозы». Её отличают такие черты характера, как искренность, глубокая, нелицемерная вера в Бога, любовь к природе, поэтичность натуры и одновременно вольнолюбие, а в критические моменты жизни – бунтарский дух.

Важно

Детство и юность Катерины прошли в родительском доме, в том же патриархальном мире, но не искаженном, в отличие от мира калиновского, жестокостью и лицемерием. Уже в раннем детстве Катерину отличала любовь к природе, а особенно – к церковным службам.

В детских снах, о которых героиня рассказывает Варваре, передано ощущение рая: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся».

В детстве же проявилась и другая сторона натуры Катерины, а именно ее вольнолюбивый дух. За что-то обидевшись на родных, она покинула родительский дом и уплыла в лодке по Волге, так что ее с трудом удалось найти лишь на следующее утро.

Миру свободы, окружавшему героиню в детстве, противопоставлена атмосфера деспотизма, в которой она оказалась в замужестве.

Катерина – единственная жертва «темного царства», открыто выразившая протест против царящего в нем деспотизма.

Однако, не желая находиться в повиновении у деспотичной свекрови, в плену у «темного царства», героиня оказывается в плену у собственной греховной страсти – внезапно вспыхнувшего чувства к Борису.

Молодая женщина, человек глубоко верующий и боящийся греха, всеми силами пытается сопротивляться этой страсти, но не находит опоры в этой борьбе: ни муж, ни свекровь, ни золовка не могут ей помочь.

«Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться не за что», – говорит Катерина.

Сцена признания Катерины в измене мужу подтверждает тот факт, что героиня не способна притворяться, лицемерить. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась.

Совет

Найти выход из критического положения, преодолеть отчаяние она не смогла по двум причинам: в своих близких она не нашла столь нужной в тот момент истинной, сострадательной любви и прощения, а в своем сердце – должной глубины смирения перед волей Божией.

Таким образом, в душе Катерины уже с детства проявлялись два непримиримых начала. Это безграничная любовь к свободе и искренняя, глубокая вера в Бога, неизбежно подразумевающая смирение собственной воли перед Его волей.

Художественные средства создания образа Катерины непосредственно связаны с этими двумя началами. Островский черпает их из двух источников – из народно-поэтического творчества и из церковно-житийной литературы.

Стремление Катерины к свободе, выразившееся в страстной любви героини к Борису, воссоздано Островским с помощью народно-поэтических образов и мотивов, имеющих в своей основе древние языческие корни.

Христианская вера Катерины, мотив греха, мотив покаяния воссозданы автором «Грозы» с опорой на церковно-житийные образы.

Среди народно-поэтических образов и мотивов назовем в первую очередь мотив полета и образ вольной птицы. Обращаясь к Варваре, Катерина спрашивает: «Отчего люди не летают так, как птицы?»

Еще один мотив народной поэзии – невозможность жизни без милого друга. Тоскуя о Борисе, Катерина восклицает: «Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет Божий не мил!»

Древнейший мотив народного творчества – обращение к буйным ветрам. Так, этот мотив звучит в «Слове о полку Игореве», в плаче Ярославны. Думая о Борисе, Катерина произносит такие слова: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

Отметим, наконец, народно-поэтический образ могилушки. В заключительном монологе Катерина размышляет: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо… Солнышко ее греет, дождиком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие…»

Другой важнейший источник художественных средств создания образа Катерины – церковно-житийные тексты.

Повседневная церковная жизнь Катерины, а также жития святых, воспринятые героиней главным образом из устных рассказов странниц, наполнили ее речь словами и оборотами церковного характера (ангелы, храмы золотые, райские деревья). Особенно ярки эти образы в уже упомянутых словах Катерины оснахее детства.

Источник: https://cyberpedia.su/3x856c.html

Город Калинов и его обитатели в «Грозе» — сочинения для 10 класса

Александр Николаевич Островский был мастером точных описаний. Драматург в своих произведениях сумел показать все тёмные стороны человеческой души. Возможно, неприглядные и отрицательные, но без которых невозможно создать полную картину.

Читайте также:  Творческий метод эрнеста хемингуэя на примере повести «старик и море»

Критикуя Островского, Добролюбов указывал на его «народное» мироощущение, видя главную заслугу писателя в том, что Островский сумел подметить те качества в русском человеке и обществе, которые способны тормозить естественный прогресс. Тема «тёмного царства» поднимается во многих драмах Островского.

В пьесе «Гроза» город Калинов и его обитатели показаны ограниченными, «тёмными» людьми.

Обратите внимание

Город Калинов в «Грозе» – вымышленное пространство. Автор хотел подчеркнуть, что те пороки, которые есть в этом городе, характерны для всех городов России конца XIX века. И все проблемы, которые поднимаются в произведении, существовали в то время повсюду. Добролюбов называет Калинов «тёмным царством».

Определение критика в полной мере характеризуют атмосферу, описанную в Калинове.
Жителей Калинова стоит рассматривать в неразрывной связи с городом. Все обитатели города Калинова обманывают друг друга, обворовывают, терроризируют других членов семьи. Власть в городе принадлежит тем, у кого есть деньги, а власть городничего только номинальная.

Это становится понятно из разговора Кулигина. Городничий приходит к Дикому с претензией: мужики жаловались на Савла Прокофьевича, ведь он обсчитывал их. Дикой совершенно не старается себя оправдать, напротив, он подтверждает слова городничего, говоря, что если купцы воруют друг у друга, то нет ничего плохого в том, что купец крадёт у простых жителей.

Сам Дикой жадный и грубый. Он постоянно ругается и ворчит. Можно сказать, что из-за алчности у Савла Прокофьевича испортился характер. В нём не осталось ничего человеческого. Даже Гобсеку из одноимённой повести О. Бальзака читатель сочувствует больше, чем Дикому. К этому персонажу не возникает никаких чувств, кроме отвращения.

Но ведь в городе Калинове его обитатели сами потакают Дикому: они просят у него денег, унижаются, знают, что их оскорбят и, скорее всего, нужную сумму не дадут, но всё равно просят. Больше всего купца раздражает его племянник Борис, ведь ему тоже нужны деньги. Дикой открыто грубит ему, проклинает и требует, чтобы тот уехал. Савлу Прокофьевичу чужда культура.

Он не знает ни Державина, ни Ломоносова. Его интересует только накопление и приумножение материальных благ.

Кабаниха отличается от Дикого. «Под видом благочестия» она старается всё подчинить своей воли. Она воспитала неблагодарную и лживую дочь, бесхарактерного слабого сына.

Сквозь призму слепой материнской любви Кабаниха, кажется, не замечает лицемерия Варвары, но Марфа Игнатьевна прекрасно понимает, каким сделала сына. К своей невестке Кабаниха относится хуже, чем к остальным.

В отношениях с Катериной проявляется желание Кабанихи всех контролировать, воспитать в людях страх. Ведь правителя либо любят, либо бояться, а любить Кабаниху не за что.

Важно

Нужно отметить говорящую фамилии Дикого и прозвище Кабанихи, которые отсылают читателей и зрителей к дикой, животной жизни.

Глаша и Феклуша – низшее звено в иерархии. Они обычные жители, которые рады прислуживать таким господам. Есть мнение, то каждый народ заслуживает своего правителя. В городе Калинове это подтверждается многократно.

Глаша и Феклуша ведут диалоги о том, что в Москве сейчас «содом», ведь там люди начинают жить по-другому. Жителям Калинова чужда культура и образование. Они хвалят Кабаниху за то, что та ратует за сохранение патриархального строя.

Глаша согласна с Феклушей в том, что только в семье Кабановых сохранились старые порядки. Дом Кабанихи – рай на земле, ведь в других местах всё погрязло в разврате и невоспитанности.

Реакция на грозу в Калинове больше схожа с реакцией на масштабное стихийное бедствие. Люди бегут, спасая себя, стараясь спрятаться. Всё потому что гроза становится непросто природным явлением, а символом божьей кары. Так воспринимают её Савл Прокофьевич и Катерина.

Впрочем, Кулигин совсем не боится грозы. Он призывает людей не паниковать, рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот глух к просьбам изобретателя. Кулигин не может активно противостоять устоявшимся порядкам, он приспособился к жизни в такой обстановке.

Борис понимает, что в Калинове мечты Кулигина так и останутся мечтами. При этом Кулигин отличается от остальных жителей города. Он честный, скромный, планирует зарабатывать своим трудом, не прося богатых о помощи.

Изобретатель детально изучил все порядки, которыми живёт город; знает, что происходит за закрытыми дверями, знает об обманах Дикого, но ничего не может с этим сделать.

Совет

Островский в «Грозе» город Калинов и его обитателей изображает с негативной точки зрения. Драматург хотел показать как плачевна ситуация в провинциальных городах России, сделал акцент на том, что общественные проблемы требует немедленного решения.

Приведенная характеристика города Калинова и его жителей пригодится ученикам 10 класса при подготовке сочинения на тему «Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза»».

«Гроза» город Калинов и его обитатели в пьече – сочинение на тему | источник

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/gorod-kalinov-i-ego-obitateli-v-groze-sochineniya-dlya-10-klassa.html

Калинов и его обитатели (по драме а.н. островского «гроза»)

10 класс

Сочинения по русской литературе

Калинов и его обитатели (по драме а.н. островского «гроза»)

В классической драматургии, несомненным представителем которой является А. Н. Островский, принципы построения любого произведения определяются единством трех условий: времени, места и действия.

Время пьесы занимает двенадцать дней драматургической жизни героев. Место, где происходят основные события драмы «Гроза», Островский определил достаточно точно — город Калинов.

Из пяти действий только одно — второе — происходит в интерьере комнаты дома Кабановых, остальные же имеют публичный, городской характер.

Как всегда у Островского, пьеса начинается с пространной, неторопливой экспозиции. Драматург не просто знакомит нас с героями и местом действия, он создает образ мира, в котором живут герои и где разворачиваются события.

Российская провинция. Волга. Лето. Город, где все носят русские одежды и живут по странным обычаям. В общественном саду на берегу реки сидит местный изобретатель-самоучка Кулигин и от полноты чувств поет, любуясь заречными сельскими видами, райскими красотами, от вида которых радуется душа.

Так начинается драма. Здесь, по высокому берегу Волги, проходит граница между чудом заволжской природы и городом — местом, где сосредоточено зло и несчастье.

Не зря тонкая и трагичная Катерина хочет стать птицей и улететь в дивные дали, в которые рвется ее измученная бытом и злонравием родных душа.

Обратите внимание

Вот что говорит про городскую жизнь и обычаи наблюдательный Кулигин: «Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие». Слово «жестокие» он употребляет дважды: видно, и сам он немало натерпелся и уже почти смирился.

Что-то страшное и недоброе постоянно происходит в городе Калинове, недаром Островский дает прямое указание на то, чем город является на самом деле: в декорации четвертого действия — сводчатая галерея старинной, начинающей разрушаться постройки, кусты, арки, за которыми все еще виден берег Волги.

Непонятно, откуда взялась эта арка в захудалом городишке. Из разговоров горожан ясно, что стены постройки расписаны. Что это за роспись? «Это геенна огненная!» — восклицает один из горожан. И здесь, в этой «геенне огненной», собираются жители города, а вместе с ними и герои драмы, пытаясь укрыться от грозы.

Весь город прячется здесь, ,молится и боится. Это — царство несвободы, судьбы, о которой постоянно хлопочут и твердят герои драмы. Свобода, покой, любовь — там, за Волгой, недаром ночами уходят туда влюбленные Кудряш и Варвара.

Недаром вся настоящая, человеческая жизнь происходит под покровом ночи, когда все Кабановы и Дикие засыпают тяжелым сном.

За время действия драмы в городе происходит три грозы. Невозмутимый Кулигин доводит до нашего сведения, что здесь бывали также северные сияния, которыми следовало любоваться, и кометы, которым следовало радоваться «как обновке на небе». Но уходя из расписанных фресками руин в грозу и громы, Кулигин произносит: «Здесь страшнее!»

Катерина бросается с обрыва в Волгу. Происходит это в том самом месте, где любит сидеть и любоваться сельскими пейзажами Кулигин. Катерина словно растворяется в пейзаже Заволжья, — там, где любовь и свобода. В последний момент это понимает Тихон Кабанов: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Город Калинов обрисован подробно, конкретно и многосторонне. В нарушение, казалось бы, самой природы драмы в «Грозе» немаловажную роль играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одним горожанам видна красота пейзажа, другие пригляделись к ней и совсем равнодушны.

Важно

Высокий волжский обрывистый берег и заречные дали вводят мотив простора, полета, неразрывный с Катериной. Детски чистый и поэтический в начале пьесы, в финале он трагически трансформируется в падение.

Катерина появляется на сцене, мечтая раскинуть руки и взлететь с прибрежной кручи, а уходит из жизни, падая с этого обрыва в Волгу.

Прекрасная природа, картины ночного гулянья молодежи, песни, звучащие в третьем действии, рассказы Катерины о своем детстве и религиозных переживаниях — все это поэзия калиновского мира.

Но Островский сталкивает эту поэзию с мрачными картинами повседневной жестокости жителей города, с рассказами о неизбывной нищете и бесправии большинства жителей, с фантастической, невероятной «затерянностью» калиновской жизни.

Мотив совершенной замкнутости калиновского мира в пьесе постоянно усиливается: жители не видят нового и знать не знают других земель и стран. Но и о своем прошлом они сохранили довольно смутные, потерявшие смысл и связь предания — разговор о Литве, которая «к нам с неба упала».

Жизнь в Калинове замирает, иссякает, о прошлом забыто, «руки есть, а работать нечего», новости из большого мира приносит жителям странница Феклуша, и они с одинаковым доверием выслушивают и о странах, где люди с песьими головами «за неверность», и о железной дороге, где для скорости «огненного змия стали запрягать».

Среди действующих лиц пьесы нет никого, кто не принадлежал бы к калиновскому миру. Бойкие и кроткие, властные и подначальные, купцы и конторщики, странница и горничная, даже старая сумасшедшая барыня, пророчащая всем адские муки, — все герои вращаются в сфере понятий и представлений замкнутого патриархального мира.

Не только темные калиновские обыватели, но и Кулигин, в какой-то степени герой-резонер, — тоже житель калиновского мира. Все технические идеи Кулигина устарели для 30-х годов XIX века, к которым отнесено действие пьесы.

Совет

Солнечные часы, о которых он мечтает, пришли из древности, «перпетуум мобиле» — средневековая идея, несбыточность которой уже не вызывает сомнения, громоотвод — техническое открытие XVIII века.

Кулигин — мечтатель и поэт, добрый и деликатный, мечтающий изменить жизнь калиновских бедняков.

Один человек не похож на других жителей города обликом и манерами, не принадлежит к калиновскому миру по рождению и воспитанию — Борис, «молодой человек, порядочно образованный». Но хоть и чужой, не привыкший к обычаям, Борис уже взят в плен Калиновом и признает власть его законов над собой.

Связь Бориса с Диким — не денежная зависимость. И сам Борис понимает, и окружающие ему говорят, что Дикой никогда не отдаст ему бабушкиного наследства, оставленного на «калиновских» условиях — «если будет почтителен к дядюшке».

Борис ведет себя так, словно он материально зависит от Дикого или обязан ему подчиняться, как старшему в семье.

Хотя Борис становится предметом великой страсти Катерины, которая полюбила его именно потому, что внешне он отличался от окружающих ее людей, Добролюбов сказал, что Борис «относится более к обстановке».

Все остальные персонажи пьесы — яркие, живые и разнообразные, но тоже принадлежащие к обстановке города. Центральные образы пьесы —   Катерина и Кабаниха, представляющие собой два полюса калиновского мира. Обе они — максималистки, они никогда не примирятся с человеческими слабостями и не пойдут на компромисс.

Они одинаково верят, и их религия сурова и беспощадна, в ней нет милосердия и прощения греху. Кабаниха прикована к земле, все ее силы направлены на удержание, собирание и отстаивание привычного уклада жизни, она — блюститель окостеневшей формы патриархального мира.

Обратите внимание

Жизнь Кабаниха воспринимает как устоявшийся порядок и ей просто страшно подумать о его нарушении. Для Катерины же важна человеческая суть отношений. Катерина воплощает дух калиновского мира, его мечту и порыв.

Образом Катерины автор показывает, что и в окостенелом мире Калинова может возникнуть народный характер поразительной красоты и силы, вера которого, пусть мрачная, основана на любви, свободном мечтании о справедливости, красоте и высшей правде.



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/413.html

Ссылка на основную публикацию