Сочинение 15.1 по цитате сухорукова «наша речь…»

15.1 сочинение ОГЭ. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума

Задание<\p>

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания современного филолога Л. Сухорукова: «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Аргументируя свой от­вет, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. ActionTeaser.ru — тизерная реклама <\p>

Вариант 1<\p>

Речь человека характеризует его лучше всяких отзывов о нем.<\p>

В произведении Б. Екимова рассказчик согрел свою ду­шу и сердце, услышав рассказ одной из пассажирок о но­вогодних подарках, которые она приготовила родным. О том, с какой нежностью девушка их готовила, свидетельст­вуют пояснительные отношения в бессоюзном сложном предложении 35: «…пришлось облагородить [тапочки]: я обшила их голубенькой каймой, а тесьмой сделала цвето­чек». Уменьшительно-ласкательные суффиксы («мамОЧКа», «бабУШКа», «дедУШКа», «папОЧКа») передают любовное от­ношение девушки к родным. Она очень чуткая и вниматель­ная: «у мамочки ноги болят от резины» (предл. 33), «ба­бушка болеет, а ей… хочется вкусненького» (предл, 46), дед «любит читать детективы, и я ему купила» (предл. 41). Речь характеризует ее как человека большой души и сердца.<\p>

Прав был лингвист Л. Сухорукое, говоря, что «наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и личности, души, ума».<\p>

Вариант 2<\p>

По мнению филолога Л. Сухорукова, «наша речь — важ­нейшая часть не только нашего поведения, но и нашей лич­ности, нашей души, ума».<\p>

Обратите внимание

В самом деле, одной из главнейших характеристик чело­века является его речь. Она отражает его внутренний облик, нравственные устои, интеллект.<\p>

В рассказе Б. Екимова речь девушки — яркое тому под­тверждение. Восклицательные предложения передают ее счастье от того, что она подарит радость близким: «Ой, как мама обрадуется!»; «Он будет такой довольный!» — говорит о дедушке, которому куплен желанный подарок; «Она так будет рада!» — счастливо смеется девушка, проявляя заботу о бабушке. «У нас такой папа хороший, работящий», — радостно сообщает она подруге. И эти восклицательные предложения и определения, как лакмусовая бумага, высве­тили ее богатый внутренний мир, одухотворенный добротой, заботой, любовью.<\p>

Именно речь сделала образ героини запоминающимся, выделила его на фоне других персонажей рассказа.<\p>

Вариант 3<\p>

В повседневной жизни, слыша речь окружающих нас людей, мы невольно даем им характеристику. И это не слу­чайно: ведь по тому, как человек говорит, можно судить и о его характере, и об интеллекте, и о душевном состоянии.<\p>

Давайте проверим это утверждение, проанализировав речь героини рассказа Б. Екимова. Девушка эта — заботли­вая, любящая дочь: об этом свидетельствует уменьшительно- ласкательный суффикс («мамОЧКа», «папОЧКа»).<\p>

Она прекрасная внучка, внимательная и чуткая. Ее от­ношение к дедушке передано в сложном предложении 41 с сочинительной связью: союз и соединяет его части и выра­жает значение последовательности событий («Он любит чи­тать детективы, и я ему купила целых два тома»). Все ду­шевные качества и чувства девушки — это ее повседневное состояние, неотъемлемая ее часть.<\p>

Даже совершенно незнакомая женщина, став невольным слушателем монолога героини, благодарит ее за подаренные радость и тепло.<\p>

В самом деле, прав был лингвист Л. Сухоруков, утвер­ждавший, что «наша речь — это важная часть нашего пове­дения, личности, души и ума».<\p>

Текст для работы<\p>

(1)Нынешняя зима словно подарок: снегопады, метели, легкий мороз. (2)В середине ноября, когда уезжал я из Вол­гограда на поезде, было тепло, а утром в купе проснулся — за окном зима, белое Подмосковье: поля, перелески, люд­ские селенья — все в снегу. (З)Живи и радуйся.<\p>

(4)А вот радости как раз было мало: я приехал в Москву лечиться. (5)Рано утром впотьмах поднимался я и брел к электричке, ехал в битком набитом вагоне. (б)Потом — сля­котный перрон, под ногами — жижа. (7)Городские зимние угрюмые сумерки. (8)Молчаливый людской поток несет тебя ко входу в метро. (9)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах…<\p>

(Ю)Потом — больничные коридоры, очереди, долгое время ожидания… (11)К вечеру наглядишься, наслушаешь­ся, устанешь, еле бредешь.<\p>

(12)Снова — метро, его подземелья. (13)Выберешься от­туда, вздохнешь и спешишь к электричке, в ее вечернюю толкотню.<\p>

(14)Так и текла моя московская жизнь: за днем — день, за неделей — другая. (15)Затемно встанешь, затемно к дому прибьешься. (Іб)Ничему не рад, даже зиме и снегу.<\p>

(17)Однажды вечером мне повезло: вагон оказался не больно набитым. (18)Уселся, газету развернул для порядка. (19)Хотя чего там вычитывать: убили, взорвали, ограби­ли…<\p>

(20)Вечерний поезд, усталые люди. (21)3има, теснота, кто-то ворчит, а кто-то уже ругается.<\p>

(22)Но тут заговорили рядом молоденькие девушки. (23)Обычная девичья болтовня: лекции, практика, зачеты — словом, учеба. (24)Потом Новый год вспомнили.<\p>

(25)— Подарки пора покупать… — сказала одна из них. (26)— А чего дарить? (27)И все дорого.<\p>

(28)— Ты еще подарки не приготовила?! — ужаснулась другая девчушка. (29)— Когда же ты успеешь?!<\p>

(30) — А ты?..<\p>

(31) — Ой, у меня почти все готово… — восхищенно за­стрекотала девчушка. (32)— Маме я еще осенью купила до­машние тапочки на войлоке. (33)У мамочки ноги болят от резины… (34)А там — войлок. (35)Они, конечно, немножко грубоватые, пришлось облагородить: я обшила их голубень­кой каймой, а тесьмой сделала цветочек. (Зб)Получилось — картинка. (37)Ой, как мама обрадуется! — голос ее прозве­нел такой радостью, словно ей самой подарили что-то очень хорошее.<\p>

(38)Я голову поднял, взглянул: обычная молоденькая де­вушка. (39)Лицо живое, милое.<\p>

(40)— А дедушке я прямо в этой электричке подарок ку­пила, — продолжался рассказ. (41)— Он любит читать де­тективы, и я ему купила целых два тома. (42)Он будет та­кой довольный! — прозвенел в вагоне счастливый девичий голос и смех. (43)— А бабушке… (44)Мы завтра будем на практике, там рядом хороший магазин для диабетиков. (45)Я уже все разглядела. (46)Бабушка болеет, а ей тоже хочется вкусненького. (47)Я ей клюквенных конфет возьму и печенья для диабетиков. (48)Она так будет рада!<\p>

(49)И снова — счастливый смех. (50)Лицо девушки све­тилось радостью, глаза сияли.<\p>

(51)— А папочке… (52)У нас такой папа хороший, рабо­тящий. (53)И я ему подарю…<\p>

(54)Не только я и соседи, но, кажется, уже весь вагон слушал радостную повесть девушки о новогодних подарках. (55)Опустились на колени раскрытые книги, развернутые листы газет. (56)Наверное, у всех, как и у меня, отступило, забылось дневное, несладкое, а просыпалось иное, доброе, чистое: ведь и вправду Новый год близок…<\p>

(57)А тем временем электричка уже спешила к моей станции. (58)3десь выходит много народу. (59)Собирались, прятали так и не прочитанные книги, газеты, торопились к выходу, проходя с улыбкой мимо девушек, глядели, угады­вая, какая из них? (60)А молодая женщина, что сидела на­против, на прощанье сказала:<\p>

(61)  — Спасибо тебе, милая.<\p>

(62) Девушка         не поняла, о чем речь, улыбнулась недо­уменно: за что, мол…<\p>

;(63)И в самом деле — за что?<\p>

(64)Я вышел из вагона. (65)Дорога славная: березы да сосны сторожат тропинку; не больно холодно, а на душе, на сердце и вовсе тепло. (бб)Спасибо той девочке, которая по­дарила надежду и заставила задуматься о добром.<\p>

(По Б. Екимову)<\p>

Источник: https://referat5top.ru/sochineniya-po-russkomu-yazyku/sochinenie-oge/7433-15-1-sochinenie-oge-nasha-rech-vazhnejshaya-chast-ne-tolko-nashego-povedeniya-no-i-nashej-lichnosti-nashej-dushi-uma

Сочинение-рассуждение на тему: «Смысл высказывания писателя Л. С. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума»

Контрольный текст:

(1) Меня ждали шестнадцать лет… (2) Ужасно быть поздним ребёнком! (3) Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. (4) Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.

(5) Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (6) А гордятся все в доме мной. (7) Это несправедливо.

(8) Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (9) Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.

<\p>

– (10) Вот ведь способный какой, а! (11) Совсем вчера не учил уроков, у телевизора сидел, а на тройку ответил!

(12) Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.

– (13) Какая диковинная память, а! – радостно говорит он. – (14) Всё помнит, будто вчера читал… (15) А я вот всё позабыл, всё перепутал!

(16) Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает и путает.

(17) На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:

– (18) Драться, конечно, нехорошо. (19) А всё-таки смелый какой, а! (20) Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился! (21) Такой в огне не сгорит и в воде не утонет!

(22) Вот до чего доводит любовь!

(23) А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют. (24) Трудно разве ответить на тройку? (25) Или запомнить содержание книги?

(26) Кретин я, что ли, какой? (27) И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (28) Хотя на самом деле всего на полголовы.

(29) Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30) Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался.

(31) Но я не хочу!

(32) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33) Я сказал об этом родителям.

– (34) Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35) Какой добрый, а! – воскликнул отец.

– (36) 3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – (37) Мы очень рады.

(38) Вот вам и всё! (39) Они очень рады. (40) А я?..

(По А. Алексину)

«Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» — так когда-то сказал известный писатель Л. С. Сухоруков. Я с ним полностью согласен и считаю, что по разговору человека довольно легко определить его характер и степень его воспитанности.

Сегодня грубость речи – такое же распространенное явление, как неряшливость в одежде и грубость в манерах поведения. Подобная грубость свидетельствует не столько о силе человека, сколько о его слабости и недостатке воспитания, частью которого является образование.

Примером такой невоспитанности может служить грубая и порой некультурная речь главного героя представленного нам текста. Такая грубость хорошо видна из употребляемых им в разговоре словах.

Это и просторечное слово «физиономия» в предложении (17), и грубое слово «кретин» в предложении (26), которое никогда не услышишь из уст воспитанного школьника.

Важно

В то же время уравновешенный и сильный человек, каким является в рассказе отец главного персонажа, никогда не позволит себе грубых выражений.

Даже высказывая свое мнение по поводу плохой успеваемости сына, отец старается по возможности сгладить свои комментарии и сделать их нейтральными. Это видно в предложениях (10) и (11) контрольного текста.

Такую же сдержанность можно увидеть и в оценке неблаговидного поступка сына – драки, которая выражается в предложениях (18-21).

Таким образом, можно сделать вывод, что для того, чтобы узнать уровень образованности человека, состояние его души, его характер и его поведение в обществе, достаточно пообщаться с ним всего несколько минут. То, как человек разговаривает, позволит слушателю составить объективное представление об основных чертах его характера, уме и воспитанности.

Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-rassuzhdenie-na-temu-smyisl-vyiskazyivaniya-pisatelya-l-s-suhorukova-nasha-rech-vazhneyshaya-chast-ne-tolko-nashego-povedeniya-no-i-nashey-lichnosti-nashey-dushi-uma/

Подготовка к ОГЭ (ГИА)

«Наша речь – важнейшая часть не только нашего…» По Остромиру<\p>

Сочинение-рассуждение по высказыванию Сухорукова

«Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума»

Я согласен с высказыванием филолога Сухорукова. Ведь именно по тому, как и что мы говорим, можно судить и о «нашем поведении, и о нашей личности, нашей душе, уме».

Например, в своем тексте Остромир использует слова «татуха», «девятка», «подрезала», которые характеризуют героя как человека определенной социальной группы.

В то же время словосочетания «шарик глаза» (предложение 20), «аккуратно зашил», «медвежонка» заставляют читающего обратить внимание на душевную мягкость, доброту и детскость героя.

Таким образом, Сухоруков прав, считая нашу речь отражением нашего поведения, души, ума.

По тексту Остромира:

1)В детстве у меня была любимая мягкая игрушка размером примерно с небольшую диванную подушку. (2)Это был медведь. (3)Я таскал его повсюду и даже в кроватке не расставался с ним. (4)Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним. (5)В общем, я вырос, стал дядькой с большой бородой и татухами и вместо плюшевых медвежат полюбил мотоциклы.

(6)И вот однажды мне приснился медвежонок из детства. (7)Сон был неприятный: медвежонок стоял в центре пустой комнаты, в мерцающем свете лампочки, а за окном как будто бы собирался ураган. (8)Медведь в упор смотрел на меня и тянул ко мне лапу, как будто показывал на что-то у меня за спиной, как будто предупреждал о чём-то.

(9)Я не придал значения сну. (10)Однако на следующий день я ехал в мотоклуб, и «девятка» подрезала меня так, что я перелетел через руль и приземлился на живую изгородь, посаженную вдоль дороги. (11)Именно она меня и спасла. (12)Я получил ушибы, небольшой вывих плеча, а мотоцикл серьёзно пострадал и требовал дорогого ремонта.

(13)Через неделю всё повторилось. (14)Всё в той же комнате при мерцающем свете и надвигающемся урагане. (15)Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной, а в некоторых местах была порезана, и оттуда торчала вата. (16)Медвежонок по-прежнему настойчиво указывал на меня лапой.

(17)Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. (18)Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке 
из-под картошки нашёл игрушку.

(19)Сначала я достал голову медвежонка, оторванную «с мясом», 
затем – тело с наполовину вылезшей через рваные дыры ватой. (20)Ещё час я потратил, чтобы найти в мелком мусоре на дне мешка пропавший шарик глаза, но так и не нашёл.

(21)Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не было. (22)Я постирал, набил новую вату, аккуратно зашил и даже слегка прошёлся утюгом, на место потерянного глаза я приделал чёрную повязку, как у пирата. (23)А позже с помощью знакомой из ателье медведь оделся в кожаную косуху с маленькими заклёпками.

(24)Отныне медведь сидит у меня в гараже на самом видном месте, а иногда я устанавливаю его на вилку мотоцикла, и мы катаемся по городу или в мотоколоннах.

(25)Соратники из клуба сначала смеялись, а потом привыкли, и игрушка даже в некотором роде стала нашим талисманом. (26)У меня давно была мечта – свой клуб для байкеров, и я его открою.

(27)Я даже придумал ему название – «Одноглазый медведь».

Источник: https://owlearn.ru/news/nasha_rech_vazhnejshaja_chast_ne_tolko_nashego_po_ostromiru/2016-11-20-406

Огэ 3 сочинения по тексту остромира о байкере и медвежонке (обз 2016)

3 сочинения по одному из текстов ОБЗ ФИПИ.
15.1 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния со­вре­мен­но­го фи­ло­ло­га Л. С. Су­хо­ру­ко­ва: «Наша речь — важ­ней­шая часть не толь­ко на­ше­го по­ве­де­ния, но и нашей лич­но­сти, нашей души».

Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле.

На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми Л. С. Су­хо­ру­ко­ва.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

ЕЩЁ СОЧИНЕНИЯ ПО ТЕКСТАМ ИЗ ОБЗ ФИПИ


СОЧИНЕНИЕ

           По мнению филолога Л.С.Сухорукова, речь человека является отражением его умственного развития, морального облика, характера и внутреннего мира. Давайте обратимся к тексту Остромира, чтобы убедиться в сказанном.

           Повествование в данном тексте ведётся от первого лица. Это даёт нам возможность проанализировать речь рассказчика, то, что и как он говорит, и сделать вывод о том, что представляет собой герой на самом деле. 

          Темой монолога повествователя является трогательная история о детской игрушке.

Герой не только искренне делится с читателями своими воспоминаниями о любимом медвежонке, но и  рассказывает о том, как он долго искал игрушку на даче, как старательно приводил ее в порядок и как впоследствии медвежонок становится его спутником и талисманом (предложения 17-27).

Читая всё это, мы понимаем, что перед нами, несмотря на суровость своего внешнего вида,  сентиментальный человек, который бережно относится к тому, что связано с его прошлым.

          А теперь давайте обратим внимание на то, как говорит герой.

Совет

В предложении 5 он рассказывает о себе: «В общем, я вырос, стал дядь­кой с боль­шой бо­ро­дой и та­ту­ха­ми и вме­сто плю­ше­вых мед­ве­жат по­лю­бил мо­то­цик­лы».

Употребление таких просторечных слов, как «дядька» и «татухи», свидетельствует о том, что наш герой не лишён чувства юмора, иначе он не иронизировал бы над собственной внешностью и увлечениями.

Таким образом, если мы будем обращать внимание на речь человека, то сможем многое о нём узнать, что и утверждал Л.С.Сухоруков. (217 слов)

15.2 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние.

Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фи­на­ла тек­ста: «От­ны­не мед­ведь сидит у меня в га­ра­же на самом вид­ном месте, а ино­гда я уста­нав­ли­ваю его на вилку мо­то­цик­ла, и мы ка­та­ем­ся по го­ро­ду или в мо­то­ко­лон­нах. Со­рат­ни­ки из клуба сна­ча­ла сме­я­лись, а потом при­вык­ли, и иг­руш­ка даже в не­ко­то­ром роде стала нашим та­лис­ма­ном».

При­ве­ди­те в со­чи­не­нии 2 ар­гу­мен­та из про­чи­тан­но­го тек­ста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния.

При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Обратите внимание

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

СОЧИНЕНИЕ

В финальных строках этой удивительной истории герой признаётся в том, что забытая им детская игрушка не только вернулась из далёкого прошлого, но и заняла определённое место в настоящем. Это несложно подтвердить примерами из текста.

 В предложениях 1-5 говорится о том, что в детстве плюшевый медвежонок был самой любимой игрушкой рассказчика, но с годами круг его интересов и пристрастий изменился, и медвежонок был забыт.

Причиной возвращения игрушки стали сны героя, в которых, как он считает, медвежонок предупреждал его об опасности. Впечатление от происходящих событий было настолько сильным, что рассказчик отыскал свою игрушку, починил её и с тех пор больше  с ней не расставался (предложения 17-24). 

Таким образом, эта трогательная история свидетельствует о том, что на вид грозный и бесстрашный перед лицом опасности байкер в душе может оказаться сентиментальным человеком. (128 слов)

15.3 Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние вы­ра­же­ния ВНУТ­РЕН­НИЙ МИР ЧЕ­ЛО­ВЕ­КА?

Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние.

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Что такое внут­рен­ний мир че­ло­ве­ка», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние.

Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Обратите внимание

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

СОЧИНЕНИЕ

    Внутренний мир человека — это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, переживаний, представлений об окружающей среде. Всегда ли внутреннему миру соответствует внешний облик человека? Нет, не всегда. Порой под грозной внешностью скрывается ранимая натура. И наоборот. Докажу свою точку зрения примерами из художественной литературы.


     Герой текста Остромира — суровый и бесстрашный байкер, «дядька с большой бородой и татухами». В восприятии многих людей байкеры — это сумасшедшие парни, склонные к риску, ярости и агрессии. Но история об игрушке, рассказанная самим героем, убеждает нас в том, что под маской бунтаря может скрываться сентиментальная натура.

Об этом свидетельствует отношение героя к любимой игрушке детства — медвежонку. Неприятные сны заставили рассказчика не только отыскать медвежонка на заброшенной даче, но и привести его в порядок и дать новую жизнь. Более того, игрушка детства с того момента стала для байкера ещё и талисманом.

Разве жёсткий внутри человек поступил бы так?


     А теперь давайте вспомним героиню повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Машу Миронову. Кто бы мог подумать, что эта внешне хрупкая и слабая девушка обладает внутренней силой и решимостью? Ведь не каждый отважился бы пойти к самой царице, чтобы спасти своего возлюбленного!


Таким образом, далеко не всегда внешность человека является отражением его внутреннего мира. (199 слов)


ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)В дет­стве у меня была лю­би­мая мяг­кая иг­руш­ка раз­ме­ром при­мер­но с не­боль­шую ди­ван­ную по­душ­ку. (2)Это был мед­ведь. (3)Я тас­кал его по­всю­ду и даже в кро­ват­ке не рас­ста­вал­ся с ним. (4)Из всех иг­ру­шек ясель­но­го воз­рас­та мед­ведь был забыт самым по­след­ним. (5)В общем, я вырос, стал дядь­кой с боль­шой бо­ро­дой и та­ту­ха­ми и вме­сто плю­ше­вых мед­ве­жат по­лю­бил мо­то­цик­лы.

(6)И вот од­на­ж­ды мне при­снил­ся мед­ве­жо­нок из дет­ства. (7)Сон был не­при­ят­ный: мед­ве­жо­нок стоял в цен­тре пу­стой ком­на­ты, в мер­ца­ю­щем свете лам­поч­ки, а за окном как будто бы со­би­рал­ся ура­ган. (8)Мед­ведь в упор смот­рел на меня и тянул ко мне лапу, как будто по­ка­зы­вал на что-то у меня за спи­ной, как будто пре­ду­пре­ждал о чём-то.

(9)Я не при­дал зна­че­ния сну. (10)Од­на­ко на сле­ду­ю­щий день я ехал в мо­то­клуб, и «де­вят­ка» под­ре­за­ла меня так, что я пе­ре­ле­тел через руль и при­зем­лил­ся на живую из­го­родь, по­са­жен­ную вдоль до­ро­ги. (11)Имен­но она меня и спас­ла. (12)Я по­лу­чил ушибы, не­боль­шой вывих плеча, а мо­то­цикл серьёзно по­стра­дал и тре­бо­вал до­ро­го­го ре­мон­та.

(13)Через не­де­лю всё по­вто­ри­лось. (14)Всё в той же ком­на­те при мер­ца­ю­щем свете и на­дви­га­ю­щем­ся ура­га­не. (15)Толь­ко сама иг­руш­ка вы­гля­де­ла гряз­ной и потрёпан­ной, а в не­ко­то­рых ме­стах была по­ре­за­на, и от­ту­да тор­ча­ла вата. (16)Мед­ве­жо­нок по-преж­не­му на­стой­чи­во ука­зы­вал на меня лапой.

(17)Я решил съез­дить на дачу, ко­то­рая была прак­ти­че­ски за­бро­ше­на, и отыс­кать на чер­да­ках-под­ва­лах мед­ве­жон­ка среди ба­рах­ла. (18)Пе­ре­рыв там всё вверх дном, я в самом даль­нем углу в пыль­ном мешке из-под кар­тош­ки нашёл иг­руш­ку.

(19)Сна­ча­ла я до­стал го­ло­ву мед­ве­жон­ка, ото­рван­ную «с мясом», затем — тело с на­по­ло­ви­ну вы­лез­шей через рва­ные дыры ватой. (20)Ещё час я по­тра­тил, чтобы найти в мел­ком му­со­ре на дне мешка про­пав­ший шарик глаза, но так и не нашёл.

(21)Я отвёз мед­ве­дя домой и са­мо­лич­но его по­чи­нил, хотя на­вы­ка та­ко­го у меня, ко­неч­но, не было. (22)Я по­сти­рал, набил его новой ватой, ак­ку­рат­но зашил и даже слег­ка прошёлся утю­гом, на место по­те­рян­но­го глаза я при­де­лал чёрную по­вяз­ку, как у пи­ра­та. (23)А позже с по­мо­щью зна­ко­мой из ате­лье мед­ведь одел­ся в ко­жа­ную ко­су­ху с ма­лень­ки­ми заклёпками.

(24)От­ны­не мед­ведь сидит у меня в га­ра­же на самом вид­ном месте, а ино­гда я уста­нав­ли­ваю его на вилку мо­то­цик­ла, и мы ка­та­ем­ся по го­ро­ду или в мо­то­ко­лон­нах.

(25)Со­рат­ни­ки из клуба сна­ча­ла сме­я­лись, а потом при­вык­ли, и иг­руш­ка даже в не­ко­то­ром роде стала нашим та­лис­ма­ном. (26)У меня давно была мечта — свой клуб для бай­ке­ров, и я его от­крою.

(27)Я даже при­ду­мал ему на­зва­ние — «Од­но­гла­зый мед­ведь».

(По Остро­ми­ру) *

Остро­мир — со­вре­мен­ный мо­ло­дой блоггер.

Источник: http://21098675146869350_f3842aed35bc1e00af27dd58622d546ddc2407b6.blogspot.com/2015/11/3-2016_30.html

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме

Передо мной  высказывание  известного английского писателя Дж. Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Верно ли его суждение? Попробуем разобраться.

Итак, что такое общество?  Общество — это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Общество — это совокупность людей. Однако это не простая сумма входящих в нeгo индивидов, которых иногда называют «социальными атомами», а форма, скрепленная мнoгoчисленными связями и отношениями.

Первоосновой этих связей является человеческая деятельность. В процессе совместной деятельности возникает взаимодействие между ее участниками. Следовательно, если я выражаюсь на русском языке, то меня можно отнести к русскому обществу, потому что я вхожу в большую социальную группу с общей географической территорией.

<\p>

Если характеризовать общество с признаков культуры, то можем увидеть, как язык подчеркивает принадлежность человека к тому или иному слою. Язык подсказывает, где живет индивидуум, в какой среде вращается. Попробуем понять, как в данном тексте автор использует язык героини для того, чтобы читатель понял и характер Оксаны, и круг ее общения.

В 11 предложении мы видим, как нейтральное словосочетание « в длинной новой кофте в стиле «ретро» превращается  в одно слово разговорной лексики: «ретруха», и понимаем, что это молодежный сленг, который использован для того, чтобы подчеркнуть пропасть между двумя поколениями.

Диалог, который следует далее, показывает, насколько  шестнадцатилетняя девочка неуважительно относится к своей маме.<\p>

– (12)Пап, ну скажи ей, – громко пожаловалась Оксана. – (13)Чего она мне нервы мотает?

– (14)Как ты разговариваешь с матерью? – одёрнул Корольков.

– (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…

– (19)Что значит «ляпнет»?

– (20)Ну, не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…

– (24)Довольно-таки противно тебя слушать, – объявил Корольков. – (25)Ты говоришь, как законченная эгоистка.

Благодаря этому диалогу отец понимает, что  «в шестнадцать лет  … закладывается фундамент всей дальнейшей жизни», потому что « осложнения, как он понимал, грядут».

Важно

Итак, язык, на котором общается главная героиня, полностью рассказывает о ее характере, о круге ее общения.

Писатель Л.С. Сухоруков  сказал: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Попытаемся понять правильность этого суждения. Что такое речь? Почему она так тесно связана с поведением? Почему она показывает душу и ум? 

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Являясь средством выражения мыслей, речь  становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности.  Только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).

Следовательно, если я умею формировать и правильно формулировать свои мысли, то, являясь человеком воспитанным, я  знаю, какую лексику когда использовать в общении с другими людьми. Если я дурно воспитанный человек, то я не всегда понимаю, что можно говорить, а чего говорить не следует.

Совет

Если я позволяю себе в речи употребление слов ненормативной лексики, то зачастую я и веду себя не всегда подобающим образом. Человека острого ума характеризует умение прекрасно говорить, человек недалекий зачастую не умеет выразить самые примитивные мысли, то есть не может двух слов связать.

Человек с чистой душой и чистыми помыслами не позволит себе нецензурных выражений, ибо знает, что таковые не делают ему чести. С помощью речи я, как человек разумный, должен (должна) познавать окружающий мир, передавать свои знания  и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

<\p>

Что можно сказать о тексте, который дан для анализа? Во-первых, это речь письменная, так как это отрывок из художественного произведения. Во-вторых, здесь есть диалогическая речь, грамматически верно оформленная, которую можно отнести к речи устной. Вот этот отрывок.

«(32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.

– (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! – воскликнул отец.

– (36)3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – (37)Мы очень рады».

Мы видим, как с помощью правильно подобранной лексики автор рисует замечательное отношение родителей к сыну, который считает, что « (2)ужасно быть поздним ребёнком».

Следующие предложения раскрывают содержание предыдущего: «(3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай.

(4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света».

Итак, мы видим, как герои этого произведения общаются между собой, как они любят друг друга, как стремятся воспитать человека прекрасного, который будет правильно себя вести, потому что уже сейчас видно, как умен мальчик, как он щедр душой. Все это показала нам речь, с помощью которой писатель нарисовал эту замечательную картину жизни.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/05/26/podgotovka-k-gia-sochinenie-nasha-rech-vazhneyshaya-chast-ne

Задание Напишите сочинение- рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Л.С. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, — презентация

1 <\p>

2 Задание Напишите сочинение- рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Л.С. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания. <\p>

3 Материалы к сочинению Как человека можно распознать по обществу, в котором он общается, так о нём можно судить по языку, которым он выражается. Писатель Д. Свифт. Речь — это зеркало души; как человек говорит, таким он и является. Римский поэт Публий Сир. Выражение лица в зеркале видится, души же в беседах проявляются. Древнегреческий философ Демокрит Каков человек, такова его речь. Древнегреческий философ Сократ Заговори, чтобы я тебя увидел. Древнегреческий философ Сократ Каков общий смысл данных выражений? <\p>

4 «Заговори, чтобы я тебя увидел!» Характер человека проявляется в содержании, форме социального поведения, особенностях языка. Нравственные убеждения всегда отражаются на семантической и на некоторых других сторонах речи. Тесную связь характера и языка демонстрируют известные литературные герои, например герои Н.В. Гоголя (речь Хлестакова, Чичикова, Ноздрева, Собакевича, Манилова и т.д.) По отличительным особенностям речи судят о различных свойствах характера, что вполне правомерно и справедливо. <\p>

Обратите внимание

5 Речь как показатель особенностей человека По речи судят о степени владения языком, об интеллектуальном развитии человека, об уровне образования. <\p>

6 Функции речевой характеристики персонажа Эмоциональная функция передаёт психологическое состояние героя, его оценку окружающего, отношение к предмету речи. Характеризующая подчеркивает индивидуальные или типичные черты характера говорящего. <\p>

7 Способы создания речевой характеристики персонажа Речевая характеристика персонажа создается манерой речи, ее стилистической окрашенностью, характером лексики, интонацией, построением синтаксических конструкций и т.п. <\p>

8 <\p>

9 (1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, и у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками… (3)Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал… (4) — Ну что ты волнуешься? (5)У мальчика это возрастная болезнь вроде кори. (6)Переломный этап в психике. (7)Это пройдет!- убеждала меня жена. (8)Пройдет… (9)Святое материнское заблуждение! (10)Если бы она знала, что из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно… (11)Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь. (12)И во всем были виноваты марки! (13)В конце концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (14)Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя… (15)- Ну-с, брат, — обратился я как-то к сыну после вечернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. (16) — Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы. (17)Доставай-ка свой альбомчик… (18)- Понимаешь, папа… — сын посмотрел на меня распахнутыми до дна глазами. (19)- Я давно хотел тебе сказать….(20)У меня нет альбома… (21)- Потерял?! — всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван. <\p>

10 (22) — Ну что ты, папочка! — снисходительно пожал плечами сын, видимо, несколько шокированный такой вопиющей глупостью родителя. (23)- Просто у меня сейчас его нет. (24)- Ага… — радостная догадка осенила меня. (25)- Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? (26)Молодец! (27)А далеко он живет, этот твой товарищ?! (28)- Папа… (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (30)Он не может ходить, понимаешь, — совсем не может! (31)Никуда не может ездить. (32)Разве в его коляске далеко уедешь? (33)Я подарил ему свой альбом…(34)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35)Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны… (36)- А ты не жалеешь о своем альбоме? — безжалостно спросил я. (37)- Только честно? (38)- Да, папа, жалею… (39)Сначала – очень жалел, а теперь — чуть-чуть… (40)Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42)Неужели от радости тоже можно плакать?(43) А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо… (45)Так ты не сердишься? (46)Ну что я мог сказать? (47)У него в руках был целый мир — он щедро подарил его другому. (48)Это был мой сын, и он стал взрослым. (49)Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку. (50)И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием… (По Л.Куклину) <\p>

11 Работаем с текстом Проанализируйте лексику, интонацию, построение синтаксических конструкций речи сына рассказчика: «(28)- Папа… (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (30)Он не может ходить, понимаешь, — совсем не может! (31)Никуда не может ездить. (32)Разве в его коляске далеко уедешь? (33)Я подарил ему свой альбом…(34)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35)Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны… …(38)- Да, папа, жалею… (39)Сначала – очень жалел, а теперь — чуть-чуть… (40)Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42)Неужели от радости тоже можно плакать?(43) А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо… (45)Так ты не сердишься? О каких чертах характера говорящего они свидетельствуют? Каким видится Вам сын рассказчика? <\p>

12 <\p>

13 «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума», — утверждает писатель Л.С. Сухоруков. В самом деле, речь может отразить настроение говорящего, его характер, эмоции, интеллект, душевное состояние. Обратимся к тексту Л.Куклина. Так, о сыне рассказчика можно сказать, что он, безусловно, добрый, сострадательный человек, который чувствует чужую боль и готов облегчить её. Лексический повтор в его речи «не может» (ходить, ездить) и риторические вопросы (предложения 32, 42) подчеркнули то, что поразило подростка и повлияло на его решение подарить чужому мальчику альбом с марками – ценную коллекцию, которая собиралась годами. В самом деле, речь – зеркало нашего внутреннего мира, потому что наше мышление неразрывно связано с языком. <\p>

14 Егораева Г.Т., ведущий методист издательства «Экзамен», Москва <\p>

15 Литература Белянин В.П. Психолингвистика. М.: изд-во Флинта, Белянин В.П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя. М.:Генезис, 2006 Глухов В., Ковшиков В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: АСТ: Астрель, 2007 Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: Высшая школа,1989. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: «Айрис Пресс», 2001. <\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/904343/

Пример сочинения 15.1 по высказыванию Л.С.Сухорукова [ОГЭ по русскому языку]. — PDF

Как написать сочинение по лингвистической цитате? Требования к сочинению, которое нужно написать по предлагаемой цитате, неоднократно менялись. В 2013-2014 году девятиклассники должны были написать сочинениерассуждение<\p> Подробнее

Вариант 318610 1. Задание 1 4836. Текст, начинающийся словами «Мы часто говорим о сложностях…» Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.<\p> Подробнее

Методика подготовки учащихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку (задания 15.1, 15.2, 15.3) Нарушевич Андрей Георгиевич кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского и иностранных<\p> Подробнее

Важно

Пример сочинения 15.1 по высказыванию Г.Г.Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят» по тексту В.А.Каверина В чём смысл высказывания Г.Г.Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят»? С помощью<\p>

Подробнее

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 15.1 в формате ГИА-2016) Как сформулировано задание? Напишите сочинение-рассуждение, раскрыв смысл высказывания известного лингвиста Л.А. Введенской:<\p> Подробнее

Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка (подготовка к заданию С2.2 ГИА 2012) 1. Что такое «сочинение по заданному тексту»? Сочинение по заданному тексту — это сочинение-рассуждение<\p> Подробнее

1. Что такое «сочинение по заданному тексту»? Сочинение по заданному тексту — это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения будет анализ (а не пересказ!)<\p> Подробнее

Сочинение рассуждение по цитате у каждой части речи свои достоинства Как писать сочинение — рассуждение на лингвистическую тему? Комментарий к цитате 1 (от Беспаловой Т.В.): Существуют два организующих<\p>

Подробнее

ГИА-9 (27.09.2012) По тексту 2,4 варианта 2 вариант 4 вариант А1 2 А1 1 А2 1 А2 2 А3 4 А3 3 А4 3 А4 1 А5 1 А5 2 А6 2 А6 3 А7 4 А7 4 В1 Позорить, бесчестить,бесславить В1 Удивленно,изумленно,испуганно В2<\p> Подробнее

Консультация 2 (обновленная) Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2014 Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова<\p> Подробнее

Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку для учащихся 9 класса «Ступени к ОГЭ 2016. Русский язык» Сроки реализации — 2015 2016 уч. год Учитель русского языка и литературы — Егорова В.В<\p> Подробнее

Совет

ОГЭ-2015: НОВЫЙ ФОРМАТ ЗАДАНИЙ 15.2 И 15.3: КАК ПОДГОТОВИТЬ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ? Бабанова Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «Гимназия 75» 1 Сдать ОГЭ и ЕГЭ<\p>

Подробнее

LOGO ГИА 2013 Пишем сочинение на лингвистическую тему ГРАММАТИКА Проект методического объединения учителей русского языка и литературы города Ноябрьска, ЯНАО и ЦДТО «Дистант+» ОмГУ им. Ф.М. Достоевского,<\p> Подробнее

ОГЭ LOGO 2015 Пишем сочинение на ОГЭ-2015. Задание 15.3 Проект методического объединения учителей русского языка и литературы города Губкинского, ЯНАО и проекта «32 ступени к успеху» ОмГУ им. Ф.М. Достоевского,<\p> Подробнее

LOGO ГИА 2013 Пишем сочинение на лингвистическую тему МОРФОЛОГИЯ Проект методического объединения учителей русского языка и литературы города Ноябрьска, ЯНАО и ЦДТО «Дистант+» ОмГУ им. Ф.М. Достоевского,<\p> Подробнее

Русский язык. ОГЭ. Опыт и ошибки. Апряткина Изабелла Анатольевна учитель русского языка и литературы гимназия 2 г.владивостока 2016г. Мифы Миф 1. Мне это не нужно! Мифы Миф 2. Знать все правила просто<\p>

Подробнее

ГИА LOGO 2013 ПУНКТУАЦИЯ Проект методического объединения учителей русского языка и литературы города Ноябрьска, ЯНАО и ЦДТО «Дистант+» ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2012 Источник примеров: Русский<\p> Подробнее

LOGO ГИА 2013 Пишем сочинение на лингвистическую тему СИНТАКСИС Проект методического объединения учителей русского языка и литературы города Ноябрьска, ЯНАО и ЦДТО «Дистант+» ОмГУ им. Ф.М. Достоевского,<\p> Подробнее

В помощь пишущему сочинение на ЕГЭ Опорная схема сочинения Несколько полезных советов 1. Главное условие успеха в этой части ЕГЭ чёткое знание требований к написанию сочинения. 2. Необходимо скрупулезная<\p> Подробнее

Сочинение рассуждение почему люди используют вводные слова в своей речи Люди города: Николай Баталов — директор спортивного комбината Урал, отличник физкультуры и спорта11 апреля 14:03 История: 280 лет<\p> Подробнее

Обратите внимание

Организация проектной деятельности при работе над созданием сочинений-рассуждений З.В.Береснева, учитель русского языка и литературы МОАУ СОШ 70 г.кирова В статье представлен материал по организации проектной<\p>

Подробнее

Подготовка к сочинению рассуждению на лингвистическую тему ГИА по русскому языку Часть С (15.1.) Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».<\p> Подробнее

1 Ольга Сумина МЕТОДИКА самостоятельной подготовки к ОГЭ (ГИА) по русскому языку Как выбрать «своё» сочинение (часть 3) 2014-2015 2 Уважаемый девятиклассник! Книга поможет тебе понять, какое сочинение-рассуждение<\p> Подробнее

Часть 3 15.1 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2<\p> Подробнее

Методика написания выпускного сочинения по литературе Сочинение (200 слов) Что такое сочинение на литературную тему? Это рассуждение, размышление ученика по поводу того, как изображен тот или иной литературный<\p>

Подробнее

Сочинение пишется по определенному плану: 1. Введение 2. Постановка проблемы 3. Комментарий к проблеме 4. Позиция автора 5. Ваша позиция 6. Литературный аргумент 7. Любой другой аргумент 8. Заключение<\p> Подробнее

ОГЭ LOGO 2015 Пишем сочинение на ОГЭ-2015. Задание 15.3 Проект методического объединения учителей русского языка и литературы города Губкинского, ЯНАО и проекта «32 ступени к успеху» ОмГУ им. Ф.М. Достоевского,<\p> Подробнее

1 Темы лингвистических сочинений по русскому языку. ГИА 2014. 1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева: «Только в предложении получают<\p> Подробнее

Важно

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ГИА-9 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2014 ГОДА Современный этап модернизации и развития российского образования определяет форму и содержание итоговой аттестации учащихся 9-х классов. Как и в предыдущие<\p>

Подробнее

Практический курс речеведения. Пояснительная записка Актуальность программы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания<\p> Подробнее

LOGO ГИА 2013 ЛЕКСИКА Проект методического объединения учителей русского языка и литературы города Ноябрьска, ЯНАО и ЦДТО «Дистант+» ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2012 Источник примеров: Русский язык:<\p> Подробнее

Сочинение на тему можно ли быть счастливым в одиночестве И нет большего счастья, как быть живым, жить и радоваться миру на Земле. Не стоит Согласна с тем, что написал сам автор в своем сочинении. В раннем<\p> Подробнее

Задание 8 и 11: кто в доме хозяин? Конечно, мы, учителя, знаем, что для вас, учеников, очень важно хорошо сдать ОГЭ по русскому языку. Было бы просто наивно полагать, что главная мотивация каждого из вас<\p> Подробнее

Подготовка к написанию сочинения 15.3 Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Напишите сочинениерассуждение на тему «Что такое счастье» Шаг 1. Формулируем значение слова( тезис нашего сочинения) и комментируем<\p>

Подробнее

Организация самостоятельной работы при подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии 2 г. Сургут: Пудова Л.Г. Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.<\p> Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/36009767-Primer-sochineniya-15-1-po-vyskazyvaniyu-l-s-suhorukova-oge-po-russkomu-yazyku.html

Сочинение-рассуждение по русскому языку ОГЭ — 2016 15

Сочинение-рассуждение по русскому языку ОГЭ — 2016 15. 1<\p>

ЗАДАНИЕ Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания…. Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами автора высказывания. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.<\p>

Работа над заданием 1. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания. Оформляем высказывание, приведенное в задании, как цитату: „Ц “, — а. или А: „Ц “. Например. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Л. С. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» . Начало сочинения. «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» — говорил писатель Л. С. Сухоруков. или Писатель Л. С. Сухоруков говорил: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» .<\p>

Работа над заданием Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Обращаем внимание: писать работу в научном или публицистическом стиле. Выбираем стиль и соответствующие языковые средства.<\p>

Совет

Научный стиль Публицистический стиль Ориентирован на полное и точное Ориентирован на сообщение объяснение фактов, причинноинформации и воздействие на следственных связей между явлениями, читающего или слушающего. сообщение научной информации. Это стиль научных статей, докладов, монографий, учебников, лекций и т. д. , который определяется их содержанием и целями. Характерна нормированность, стандартность. Это стиль газетных и журнальных статей, интервью, репортажей, политических выступлений, радио- и телепередач. Характерно сочетание экспрессивности и стандарта. Лексика: авторское «МЫ» , нейтральная, терминология. Синтаксис: широкое использование вводных конструкций, рядов однородных членов, строгого порядка изложения. Морфологические нормы: безличные глаголы, относительные существительные, Лексика: нейтральная, оценочноэмоциональная, устаревшие и архаизмы, неологизмы и окказионализмы. Смешение стилей. Морфологические нормы: прилагательные и наречия с оценочным значением. Синтаксические нормы: вопросительные предложения, повторы, инверсия. Синтаксический строй публицистики ориентирован на книжность.<\p>

Работа над заданием Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. В любом высказывании, вынесенном на экзамен, заложена 1 проблема и 2 аргумента. Например. «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» . I часть – речь – важнейшая часть поведения (внешнее). II часть – речь – часть души, ума (внутреннее). Т. е. речь – отражение вешнего и внутреннего мира человека.<\p>

Работа над содержанием Выбираем лингвистические понятия. Например. 1) Слова филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки. Лингвистические понятия: предложение, окончание, приставка. 2) Высказывание лингвиста М. Н. Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань» . Лингвистические понятия: образ, речь. 3) Высказывание лингвиста В. В. Виноградова: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении» . Основные понятия: прилагательное, выразительная часть речи. 4) Высказывание английского писателя Дж. Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается» . Основные понятия: язык, средство выражения.<\p>

Работа над содержанием Определяем, о каком языковом явлении идет речь в высказывании. Решаем, к какой тематической группе это высказывание отнести: Морфемика Языковые средства выразительности Морфология Синтаксис Грамматика Лексика Пунктуация Язык и речь Стили речи<\p>

Разделы науки о языке Аргументы Морфемика Типы и структуры морфем, их отношения другу и к слову в целом. Языковые средства Выразительные средства языка на всех его уровнях: фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и синтаксиса, словообразования. выразительности Морфология Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Синтаксис Словосочетание, простое и сложное предложение, прямая и косвенная речь, диалог, монолог. Грамматика Слова как части речи и законы соединения слов в словосочетания и предложения<\p>

Разделы науки о языке Аргументы Лексика Словарный состав языка, его выразительные возможности, функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска слов. Пунктуация Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки конца предложения, абзац Язык и речь Понятия «язык» и «речь» как общее и частное: общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) — форма воплощения и реализации общего (языка). Речь героя как средство его характеристики Стили речи Художественный, публицистический, разговорный, научный и официально-деловой стили. Применение языкового стиля в конкретной речевой ситуации или сфере.<\p>

Раб ота над сод ерж ани ем: от клю чев ых сло в выс каз ыва ния – к его поя сне нию «Эпитеты – одежда слов» . В. А. Солоухин «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения» . Н. М. Шанский «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями» . Л. Т. Григорян Эпитеты выделяют и усиливают неповторимые личные признаки предметов или явлений окружающего мира, подают их образно. Сложноподчиненное предложение благодаря богатой союзной связи позволяет выразить в речи многообразные отношения между частями — временные, причинноследственные, условные и др. Порядок расположения частей в составе бессоюзного сложного предложения является средством выражения смысловых отношений между ними. Эти отношения выявляются из содержания, передаются на письме запятой, точкой с запятой, двоеточием и тире.<\p>

«Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании» . (А. А. Реформатский) Местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении. «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое» . (Л. А. Новиков) Понятие в слове суммирует много отдельных явлений, а лексическое значение этого же слова отражает основные отличительные черты названного явления (многозначность слова). «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения» . (Ф. И. Буслаев) Сказуемое делает выражение мысли законченной, заключает в себе высказывание. «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» . (Л. Сухоруков) Речь – зеркало нашего внутреннего мира, т. к. наше мышление неразрывно связано с языком. «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица» . (А. Н. Гвоздев) Умелое употребление деепричастий даёт возможность автору живописно передать детали действия, усилить образность художественного текста.<\p>

«Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей» . ( Л. В. Щерба) При помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные в композиции текста группы предложений или отдельные предложения. Абзац заканчивает одну мысль и начинает другую. «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, Выразительной. (А. М. Горький) Наречия изображают признаки действий или других признаков и придают речи особую выразительность и точность. «Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости слов, то есть их способность соединяться друг с другом» . (И. Б. Голуб) Грамматическая сочетаемость слова определяется его грамматическим значением, принадлежностью к тому или иному классу или разряду. Слово как единица какой-то грамматической категории имеет строгий набор синтаксических связей с другими словами. «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань» . Речевая структура текста специально направлена на то, чтобы ее восприятие вызывало работу фантазии читателя, помогало перевести слово-понятие в слово- образ. М. Н. Кожина<\p>

Работа над содержанием Вспоминаем все, что известно о выбранных лингвистических понятиях: их роль в языке и речи, функция в художественном произведении. Например. Нравственные убеждения всегда отражаются на семантической и на некоторых других сторонах речи. Тесную связь характера и языка демонстрируют известные литературные герои, например герои Н. В. Гоголя (речь Хлестакова, Чичикова, Ноздрева, Собакевича, Манилова и т. д. ), Грибоедова (речь Фамусова, Молчалина, Чацкого). По речи судят о степени владения языком, об интеллектуальном развитии человека, об уровне образования. По отличительным особенностям речи судят о различных свойствах характера, что вполне правомерно и справедливо.<\p>

Обратите внимание

Функции речевой характеристики персонажа • Эмоциональная функция передаёт психологическое состояние героя, его оценку окружающего, отношение к предмету речи. • Характеризующая подчеркивает индивидуальные или типичные черты характера говорящего.<\p>

Работа над содержанием Формулируем свою позицию о роли выбранных лингвистических понятий. Соотносим её с содержанием высказывания в задании. Например. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение» . (Л. В. Успенский) Лингвистические понятия: словарный состав, грамматика. Позиция автора: грамматика организует словарный состав, без грамматического оформления слова не могут имеют значения для человека. Своя позиция: Понимание смысла и значения слов возможно только в контексте, т. е. в законченном высказывании, а за сочетаемость слов в нем отвечает грамматика. Вывод: своя и авторская позиция совпадают.<\p>

Работа над содержанием Отбираем примеры в предложенном тексте Отмечаем предложения в доказательство вывода (своей и авторской позиции). ПОМНИМ о структуре аргумента!<\p>

Работа над содержанием АРГУМЕНТ 1) Утверждение 2)Пример из текста 3) Комментарий к примеру<\p>

Работа над содержанием Слова филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки» . Лингвистические понятия: предложение, окончание, приставка. Окончания служат для связи слов в предложении. Например: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей. » В этом предложении существительное красе согласуется с существительным ногтей при помощи окончаний -е- и -ей-, что характерно для существительных предложного и родительного падежей. Таким образом образуется словосочетание типа управление. Главное слово существительное красе управляет зависимым существительным ногтей, что для героя важен не внутренний мир, а его внешний вид.<\p>

Раб ота над сод ер жа ние м: поя сне ния к тем ати чес кой гру ппе выс каз ыв ани й «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение» . «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» . «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете» . Л. В. Успенский Лексическое значение отличается от грамматического тем, что оно привязано к отдельным словам, тогда как грамматическое значение свойственно не какому-то отдельному слову, а языку в целом: любое лексическое значение может проявляться только через общее значение — групповое лексическое и грамматическое. Грамматическое значение, следовательно, является способом представления лексического значения. В живом акте речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: грамматика организует словарь, в результате чего образуются единицы смысла – основа всякой речевой деятельности.<\p>

Ра бо та с те кс то м: гл аг ол (45)Умерла, сгорела в огне отчаяния душа спорышка, но в этом же пламени возродилась новым, пока незнакомым ему существом. (46)Антипка сжал кулаки и кинулся на Вольку как дикая птица, защищающая свой выводок, свое будущее, сбил, и тот выпал в коридор к ногам дружков. • С помощью глаголов какого вида передается последовательность действий в рассказе? (Совершенного вида) • Выпишите (подчеркните, выделите) глаголы, которые образуют сюжетную цепочку. (Умерла, сгорела, возродилась, сжал, кинулся, сбил, выпал) • Определите тип речи. (Повествование) • Какова функция глаголов совершенного вида в тексте? (Они организуют сюжетную цепочку развития действия в тексте – повествовании).<\p>

Работа с текстом: глагол (6)Волькины родители брали мясо птицы у деревенских, сдавали его знакомому директору магазина в ближайшем городе, а выручкой, истинный размер которой никогда никому не был известен, делились нехотя, словно давали в долг. (7)Гореловы кур на продажу выбирали важно, осознавая, в какой зависимости от их выбора находятся многие сельчане. • • • – О каких действиях – единичных или повторяющихся – говорится в тексте? (Повторяющихся) – Подчеркните глаголы, которые обозначают повторяющиеся действия. Определите их вид. (Брали, сдавали, делились, давали, выбирали – несовершенный вид) – Есть ли в тексте глаголы, которые обозначают постоянные признаки, свойства? Подчеркните в тексте эти глаголы и определите вид. Определите тип речи. (Описание) Какова функция глаголов несовершенного вида в тексте? (Они обозначают повторяющиеся действия, постоянные свойства и используются в описании).<\p>

Важно

Что проверяет эксперт? С 2 К 1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне 2 1 0<\p>

С 2 К 2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте. Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, или привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте 3 Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте. 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста 0 2<\p>

С 2 К 3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста 1 0<\p>

С 2 К 4 Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной 2 Работа характеризуется композиционной 1 стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста 0<\p>

Источник: https://present5.com/sochinenie-rassuzhdenie-po-russkomu-yazyku-oge-2016-15/

Ссылка на основную публикацию