Анализ стихотворения а.с. пушкина «брожу ли я вдоль улиц шумных…»

Анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных»

Александр Сергеевич написал стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных» на тридцатом году жизни. Для него наступил своеобразный рубеж, результатом творческого осмысления которого стало это пронзительное произведение.

Поэт и раньше задумывался мимолетности жизни, малой значимости людских страстей, но именно здесь каждая строчка буквально дышит отчаянной безысходностью, сопровождающей человечество на пути к неизбежному исходу — смерти.

 Автор повествует от своего лица, подчеркивая тот факт, что это самые искренние и настоящие переживания человека, успевшего так рано постичь жизнь.

Обратите внимание

Стихотворение носит исключительно философский характер, представлено в патетичном виде, достигнутом высоким слогом. С первых же строк, без всякой преамбулы, Пушкин показывает читателю мир таким, каким его зрит он сам.

Он говорит о «шумных улицах», «многолюдном храме», «юношах безумных» и внезапно отстраняет себя от всей этой суеты словами: «Я предаюсь моим мечтам». С этого момента тон стихотворения начинает постепенно меняться, с помощью изобразительных средств поэт уводит стихотворение в депрессивное русло.

Появляются меланхолично-мрачные эпитеты «уединенный», «забвенный», «охладелый», «бесчувственный», очень ярко настроение отражает противопоставление «Мне время тлеть, тебе цвести».

Каждая строфа служит для одного — раскрыть общую суть размышлений Пушкина. Поэт то и дело противопоставляет жизнь смерти, умело сочетая это противопоставление со смысловой градацией. Вот он «глядит на дуб уединенный» и «младенца милого ласкает», а в следующий миг отступается от этого воплощения жизни «переживет мой век забвенный», «тебе я место уступаю».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

В конце концов Пушкин приходит к выводу, что все в этом мире подвластно смерти, но он не боится ее и не ужасается этой мысли. Напротив, прожив всю жизнь в мечтах, он готов уступить место новому поколению, предоставить природе продолжать свое вечное существование, пускай без радости, но и не испытывая гнева на человеческую судьбу.

Единственное, что важно для поэта в посмертии — близость к родине. Он не раз испытывал на себе, что значит оказаться на чужбине.

Поэтому первое, что волнует Пушкина при мысли о смерти, это вовсе не наследие, которое он оставит после себя, даже не память людей, которою любили воспевать многие поэты, а упокоение на родине, которую он всегда любил всем сердцем, несмотря на горькие эпизоды своей жизни.

Источник: http://sochinyalka.ru/2015/01/analiz-stihotvoreniya-brozhu-li-ya-vdol-ulits-shumnyh.html

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…»: анализ элегии А.С. Пушкина :

Человеку свойственно задумываться над тем, для чего он пришёл в этот мир, о своём предназначении в нём, что значат жизнь и смерть, что стоит там, куда мы не можем заглянуть. У А. С. Пушкина эти вопросы в произведениях повторяются многократно. Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», анализ которого будет предложен ниже, не составляет исключения.

История создания

В 1929 году 26 декабря было создано новое произведение поэта. Оно начиналось с других строф: «Кружусь ли я в толпе мятежной…». Лирический герой в ней говорил, что везде его преследуют мысли о неизбежной смерти.

Затем автор переписал его, и в окончательной редакции оно стало звучать так, как мы знаем его теперь: «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Анализ его мы и начинаем. Оно было опубликовано в 1930 году в «Литературной газете», и в нем нет подобной прямоты.

Он только утверждает, что везде предаётся мечтам.

Литературное направление

Рассмотрим подробнее произведение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Анализ его с неизбежностью указывает на то, что жанр, в котором написаны эти строки, – элегия, поскольку это стихотворение является эмоциональным итогом философских рассуждений о неизбежности смерти и бренности бытия.

Пять строф посвящены этим раздумьям, которые в конце концов примиряют лирического героя с неотвратимостью.

Поэтическая мысль приводит его, еще молодого человека, которому ещё не исполнилось 30 лет, во время рождественских праздников (отсюда и улицы многолюдны), к предопределенности смерти, с которой надо смириться.

Композиция, основная мысль, тема и лирический герой элегии

Стихотворение состоит из восьми строф, и его можно разделить на две равные части. Лирический герой в первой части элегии нигде не может отвлечься от мыслей о смерти. Всё, что он видит: толпы людей на шумных улицах, их множество в храмах, беспечных юношей, среди которых он сидит, – всё ему говорит, что их мир закономерно подойдет к концу и чей-то час уже близок.

Только вековой дуб переживет всех, или младенец, которому жизнь пока улыбается, имеет надежды на её продолжение. Каждый вновь родившийся малыш и могучее древо являются залогом жизни на Земле. Лаская младенца, лирический герой размышляет о том, что ему самому суждено истлеть, а ребёнку – время расти и цвести.

Именно об этом печальная элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных …», анализ которой — наша цель.

Во второй части, которая начинается с пятой строфы, лирический герой рассказывает нам, что каждый год он привык провожать мыслью о смерти, которая непременно настанет. Для него остро стоит вопрос: где именно? Произойдет ли это в странствиях по суше или по морю? А может быть, в бою или даже в соседней долине? Где подстерегает его смерть? Какое место примет его прах?

В седьмой и восьмой строфах оказывается, что лирическому герою это совсем небезразлично. Он хотел бы почить только на милой Родине: пусть тленное тело к этому безучастно, как и вечно прекрасная равнодушная природа. Мы продолжаем проводить анализ по плану.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» — элегия А. Пушкина, темой которой служит рассуждение о неизбежности смерти.

Важно

Печально и безотрадно, что жизнь каждого конкретного человека имеет свой предел, но главная мысль состоит в том, что этот конец не означает торжество смерти. Жизнь никогда не закончится.

Она продолжится в новых поколеньях, которые придут на смену старым, и в красоте природы, которая продолжит равнодушно всем сиять. Размышления о смерти только подчеркивают прелесть жизни для лирического героя.

Стихотворный размер

Проводя анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», нельзя не остановиться на средствах художественной выразительности, которые использовал автор. Для написания элегии А. Пушкин использовал четырехстопный ямб с пиррихиями и перекрёстной рифмой. Благодаря этим средства мы видим стремление поэта обрести душевный покой и гармонию.

Художественные образы

В произведении противопоставляется жизнь смерти. Это выражено метафорами и эпитетами.

К жизни можно отнести следующие: «шумные» улицы, храм «многолюдный», «бездумные» юноши, «уединённый» дуб, предел «милый», «младая жизнь», вечная краса, «милый» младенец.

Метафорой жизни является обращение к младенцу: ему – время цвести, а лирическому герою – тлеть. Для смерти использованы другие эпитеты: «вечные» своды, «забвенный» век, «охладелый» прах, тело «бесчувственное», вход «гробовой», природа «бесчувственная».

Когда поэт называет юношей безумными, то он хочет подчеркнуть, что каждый человек должен думать не только о радостях жизни, но и мыслить о неизбежно грядущей смерти. Этим он раскрывает идею элегии: научиться сопоставлять каждый прожитый день с думой о смерти.

Для придания бо́льшей значимости эпитетам автор использует приём инверсии. Каждый эпитет он ставит после существительного, которое хочет особо выделить. Олицетворения и метафоры объединены движением быстротечной жизни к смерти, то есть к вечности. Элегия написана высоким стилем, который является традиционным для этого жанра.

На этом можно закончить разбор стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» Анализ кратко был нами произведен.

Источник: https://www.syl.ru/article/350274/broju-li-ya-vdol-ulits-shumnyih-analiz-elegii-a-s-pushkina

Анализ стихотворения Пушкина Брожу ли я вдоль улиц шумных

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных» было написано Пушкиным в честь своего тридцатилетия.

К этому времени он уже был знаменит, его произведения обсуждались в салонах – современные поэты могут лишь мечтать о таком. Но в жизни гений был далеко не такой приятной личностью, как могло бы показаться.

Дебошир, повеса, бабник – вот кем он представал перед теми, кто ещё не успел увидеть светлые стороны Пушкина как человека.

Совет

И вот ему 30. Знаковый возраст. Пушкин предчувствует свою смерть, пытается угадать, когда она будет и где. В бою? В путешествиях? В море? В соседней долине? Неизвестно, да и кто скажет. Поэт ходит меж улиц шумных, заходит в храм и видит много людей вокруг себя. Но мысли его не здесь.

Смерть занимает его. Юноши, среди которых он сидит, кажутся ему безумными, потому что их смерть не волнует. Они и пожить толком не успели. Александр Сергеевич ласкает младенца, и даже это вызывает у него грусть. Малышу пора жить, поэт пожил не так и мало. А когда умрёт –знать бы. Не знал Пушкин, что половина его жизни давно прожита. И чем дальше, тем будет хуже.

Дуб видится Пушкину как патриарх леса. Дуб этот старый, он пережил не одно поколение. Возможно, он стоит на этой земле тысячу лет. Но смерть никого не щадит в своей неотвратимости. Дуб тоже умрёт. Мы все умрём, рано или поздно.

Пушкин так и говорит в своём стихотворении: сколько бы ни видно нас, сколько бы мы ни жили – всё это закончится. У дуба, прожившего чрезвычайно долго, так и есть. У младенца, пока не умеющего даже ходить, тоже так.

У юношей, которые только познают взрослую жизнь и не думают о смерти, жизнь тоже конечна. Все люди, которых видел Александр Сергеевич, умрут.

А сам поэт, возможно, умер слишком рано, хотя по его произведениям этого не скажешь – поздняя поэзия Пушкина мощная, она само совершенство, и неизвестно, можно ли лучше.

Так какая разница, где поэту умирать? Бренному телу это не так важно, а вот бессмертной душе есть разница. Пушкин выказывает слабую надежду умереть на родной земле, ближе к милому пределу.

Всё же там его больше будут помнить – возможно, так он считал. Конечно, Лермонтова тоже помнят, хоть он и умер на Кавказе, но может быть, Пушкин не понимал границ своего величия.

Обратите внимание

И представляет он, как среди природы, которой нет дела до людей, резвится младая жизнь, новое поколение. Чего ещё желать?

Может показаться, что стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных» мрачное, но это не так. Печаль Пушкина светла, и после прочтения остаются приятные ощущения. Жизнь не только конечна, она ещё и вечна. Поколения меняются, но люди живут, и будут жить.

9, 10 класс кратко по плану

  • Анализ стихотворения Есенина Дед
    Стихотворение написано в 1915 году. Есенин переезжает с Москвы в Петроград и начинает печататься в детских изданиях. Много его произведений это воспоминания из его детства и юности о природе и его родном крае. В этом стихотворении
  • Анализ стихотворения Фета Весна на дворе
    Весна! Прекрасная пора года, когда природа вокруг просыпается от зимней спячки и оживает. Всё распускается, расцветает, вокруг зелено, свежо – радость-то какая! И если март ещё напоминает о зиме, то апрель окончательно свидетельствует:<\p>
  • Анализ стихотворения Тютчева Лебедь
    В данном произведении автор сопоставляет два мира, и два типа людей, которые в них живут. Важно заметить, то, что стихотворение состоит из трёх строф, в первой строфе идёт повествование о том мире, который, автор считает плохим,
  • Анализ стихотворения Фонтан Тютчева
    Большую часть творчества гениального русского поэта Ф. И. Тютчева занимает пейзажная лирика. Поэт посвятил русской природе прекрасные стихотворения, он описывает и утро в горах, и летний вечер, и весеннюю грозу, и уход зимы.
  • Анализ стихотворения Бунина Детство метафоры эпитеты
    Данное произведение написано поэтом в 1895г. В стихотворных строках поэт попытался передать всю гамму чувств, которые испытывал ранее, будучи ребенком, проживая в родовом поместье Орловской области. Именно те живописные места,

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/brozhu-li-ya-vdol-ulicz-shumnyix

Анализ стихотворения Пушкина “Брожу ли я вдоль улиц шумных

К 30 годам Александр Пушкин уже был достаточно известным поэтом, чье творчество являлось предметом салонных споров.

Однако светское общество относилось к стихам будущего классика русской литературой с определенной долей скептицизма, так как Пушкин слыл в этих кругах повесой и дебоширом, ловеласом и человеком, который никогда не лезет за словом в карман. Тем не менее, по меркам того времени его можно было считать вполне состоявшимся и успешным человеком.

Сам Пушкин, впрочем, придерживался иного мнения, так как разгульная жизнь требовала достаточно огромных средств, которыми поэт не располагал. Этот факт доставлял ему массу неудобств и вынуждал каждый день ходить на службу, которая вызывала у Пушкина отвращение.

Задумываясь над тем, что успех в литературе не является залогом благосостояния, поэт искал пути укрепления своего финансового положения и нередко задумывался над тем, что его жизнь сложилась совсем не так, как ему этого бы хотелось.

Накануне своего 30-летия поэт написал стихотворение “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” , в котором попытался в очередной раз найти ответ на вопрос, зачем же он живет.

Впрочем, поэт не стал вдаваться в философские размышления и решил принять то, что получил в дар от судьбы, как должное. При этом Пушкин отмечает, что, чем бы они ни занимался, мысли его витают очень далеко. “Я предаюсь моим мечтам”, – написал поэт.

В своем воображении он видел себя богатым, успешным, избалованным вниманием женщин. Однако реальность постоянно возвращала его не грешную землю, где он был самым обычным человеком.

Понимая это, Александр Сергеевич Пушкин отмечает, что “мы все сойдем под вечны своды”, подразумевая, что смерть уравняет и бедных, и богатых. При этом поэт не боится смерти. Более того, он осознает ее неизбежность и очень надеется, что “у гробового входа младая жизнь будет сиять”.

Тем самым Пушкин словно бы уступает свое место новому поколению, без зависти и грусти наблюдая за тем, как оно приходит ему на смену.

Важно

Поэт не знает, какая смерть ему уготована, и не хочет гадать, как и когда он умрет. Однако его мечта заключается в том, чтобы быть похороненным “ближе к милому пределу”, то есть на родине, а не на чужбине.

Именно это поэт считает наиболее важным после смерти, совсем не беспокоясь о своем литературном наследии, деньгах и долгах.

Тем самым автор подчеркивает бренность собственного существования, отмечая, что жизнь коротка, и лишь “равнодушная природа” будет “красою вечною сиять”, встречая и провожая каждое новое поколение.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-pushkina-brozhu-li-ya-vdol-ulic-shumnyx/

Печальные раздумья о смерти в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

Сочинения › Пушкин А.С.<\p> Готовые Домашние Задания

Творческое наследие А.С. Пушкина велико и многообразно. Оно включает в себя поэтические произведения, посвященные различной тематике: мотивам свободолюбия, назначения поэта и поэзии, любви и дружбы. Огромное место в творчестве Пушкина занимает философская проблематика.

В лирике поэта 20 – 30-ых годов наблюдается борьба двух настроений: грусти и печали с глубокой верой в жизнь, в ее светлые начала, в ее будущее. У Пушкина оптимистические ноты неизбежно побеждают. Именно на этот период приходится расцвет реалистической лирической поэзии А.С. Пушкина.

В элегии «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1929) героем овладевают печальные раздумья о смерти как неумолимом законе и неизбежном конце жизни. Но размышления поэта заканчиваются мотивом победы жизни, успокаивающим душу поэта.

С этой элегией переплетаются и более поздние стихотворения Пушкина о «младой жизни», побеждающей смерть. Поэт хорошо понимает, что жизнь полна горя, забот и страданий, но он полон оптимистической веры в будущее. Сам поэт называет свою печаль «светлой».

Жанр стихотворения «Брожу ли вдоль улиц шумных…» — элегия, то есть грустные размышления о жизни, судьбе, своем месте в мире. Основная тема этого произведения – тема бренности жизни:

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь не видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды –

И чей-нибудь уж близок час.

Стихотворение построено как монолог лирического героя. На это указывает форма глагола в 1 лице единственного числа («гляжу», «говорю», «мыслю»).

В этом произведении есть противопоставление: «улиц шумных» — «дубу уединенному». Образ «уединенного дуба» — один из главных в стихотворении и соотносится с внутренним миром лирического героя и самого поэта.

«Дуб уединенный» — это метафора божественной сути природы и человека.

Совет

Кроме эпитета «уединенный», поэт использует метафору «патриарх лесов», который «…переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов…»

Стихотворение построено на связи внутреннего мира героя с его ощущением внутренней отрешенности. Главный вопрос, который занимает главного героя:

И где мне смерть пошлет судьбина?

В бою ли, в странствиях, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

Герой пытается угадать знаки судьбы во время прогулок «вдоль улиц шумных», при посещении «многолюдных храмов», во время мечтаний и размышлений.

Все произведение проникнуто глубоким пониманием жизни, хотя авторская позиция не всегда бывает ясна:

Младенца ль милого ласкаю

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю.

Мне время тлеть, тебе цвести.

Лирического героя не радует вид младенца, его это настраивает на грустные мысли о смерти. Но в этих строках поэт передает и ощущение вечности жизни, он придает жизни движение, в которой и заключен смысл бытия.

Хочется отметить, что Пушкин почти всегда в своем творчестве писал про себя, про свою жизнь. Это ярко проявилось и в данном стихотворении, которое можно назвать духовным завещанием поэта:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Хотя поэт и называет природу «равнодушной», в этих строках он утверждает ценность красоты, поэтому стихотворение, окрашенное в грустные тона, все же в финале оказывается светлым.

Сочинения по теме:

  • Художественные образы в стихотворении А. С. Пушкина «Поэт» сочинение
  • Художественные образы стихотворения «Анчар» А. С. Пушкина сочинение
  • Любовная лирика Пушкина на примере стихотворения «К* * *» сочинение
  • Описание природы как способ выразить чувства в лирике Пушкина сочинение

Источник: http://1soch.ru/pushkin-as/raznoe-600/pechalnye-razdumya-o-smerti-v-stihotvorenii-broju

Брожу ли я вдоль улиц шумных: анализ стихотворения А. С. Пушкина

Тема жизни и смерти затрагивается многими философами, писателями и поэтами. Она проходит красной нитью и в творчестве А. С. Пушкина. В качестве примера выступает лирическое произведение «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Анализ этой элегии раскроет нам ее сюжет, смысл и расскажет о взгляде поэта на жизнь и неминуемую смерть.

Основные темы в творчестве А. С. Пушкина

Поэт и писатель отличился от других авторов разносторонностью в сочинительстве. Он затронул многие темы в своих произведениях. Пушкин воспевал свободу, пытался бороться с самодержавием, не обходил стороной актуальные политические вопросы, ратовал и болел за счастье народа. Важное место в его творчестве занимали темы дружбы, любви. Он воспевал родную природу, пейзажи.

Как и многие другие поэты, А. С. Пушкин делился своими личными переживаниями, размышлениями о собственном назначении, судьбе, жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных» – стихотворение в жанре элегии, которое показывает читателям одну их тем, волновавших лирика. Мы видим, как великий поэт относится к смерти, которой, увы, никому не удастся избежать.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных», Пушкин А. С.: содержание

В рассматриваемом нами стихотворении поэт рассказывает, что где бы он ни находился, его посещают думы. Они о том, что годы летят, всем предначертана кончина, и чей-то час уже близок.

Лирический герой смотрит на дуб и задумывается о том, что тот переживет и его так же, как пережил его предков. Когда он ласкает младенца, думает, что тот будет цвести, а он сам – тлеть. Каждый день поэта посещает мысль о грядущей смерти, о ее возможных причинах.

Обратите внимание

Он отмечает, что, несмотря на то, что мертвому телу все равно где находиться, сам он желает почивать недалеко от родных мест.

Заканчивает свою элегию поэт тем, что после него останутся младая жизнь и вечная природа. В этом состоит содержание произведения «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Анализ, который мы рассмотрим далее, покажет нам, какие приемы, использованы в этой лирике. Также мы отметим и другие моменты, связанные с данным произведением.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных»: анализ лирики

Это творение было создано в декабре 1829 года и издано в 1830-м. Оно написано четырехстопным ямбом и катренами с перекрестной рифмовкой. Жанр произведения – элегия. Это философская лирика, которая посвящена вечной теме. В ней поэт передает свою мысль о неизбежности смерти для людей.

Для этого он обращается к различным художественным приемам, помогающим читателю погрузиться в произведение и понять автора. Основной из них – антитеза: противопоставление жизни и смерти («тлеть», «цвести»).

Поэт показывает, что человеку в этом мире отведен лишь определенный период времени, в то время как природа вокруг него вечна.

Он использует риторические вопросы, в которых задумывается, где и как произойдет его кончина.

В элегии мы встречаем эпитеты («юношей безумных»), олицетворения («равнодушная природа»), метафоры («патриарх лесов»).

В лирике активно используются глаголы («брожу», «вхожу», «сижу», «гляжу», «думаю» и пр.) Таким образом, поэт показывает, как проносится его жизнь и приближается неизбежная смерть.

Заключение

Мы рассмотрели одну из элегий великого русского поэта «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Анализ произведения показал нам отношение лирика к теме неминуемой смерти.

Мы узнали, что Пушкин принимает эту неизбежность. Он словно говорит, что такова жизнь и от этого никуда не деться: жизнь не вечна, и одно поколение сменяется другим.

В то же время Пушкин показывает читателям, что не все в этом мире тленно, через природу.

Важно

Для передачи читателям своего видения поэт применил некоторые художественные приемы, которые сделали язык лирического произведения ярче и сумели раскрыть размышления автора.

Источник: https://autogear.ru/article/218/367/broju-li-ya-vdol-ulits-shumnyih-analiz-stihotvoreniya-a-s-pushkina/

Мой век забвенный Сопоставительный анализ стихотворений АС Пушкина Брожу ли я вдоль улиц шумных и (стр. 1 из 2)

«Мой век забвенный…» (Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и «Дорожные жалобы»)

Красильщикова С. 11 класс, 405 гимназия

С.-Петербург 2002 г.

Явление стиля едва ли не самое сложное для изучения в науке о литературе. Что же такое стиль? Критик А.В. Чичерин писал: «Стиль — осуществление единства содержания и формы, идейность формы. Стиль — категория эстетическая, одинаково присущая всем видам искусства, свойственная и жизни, и разговорной речи, когда они рассматриваются в эстетическом плане» [Чичерин А.В. Идеи и стиль. М., 1968].

А вот Словарь литературоведческих терминов вообще не даёт чёткого определения стиля, объясняя это наличием разных областей общественной жизни и искусства, к которым значение слова стиль и прилагается. При анализе литературного произведения, а особенно поэтического, невозможен только лингвистический подход к проблеме стиля.

Если бы изучение языковых явлений было только лингвистическим, то это снизило бы их эстетическое значение. Изучение языка писателя или поэта — прежде всего дело литературоведов. «Самый термин «язык писателя»… получает двойственное, колеблющееся применение и понимание.

С одной стороны, в этом языке отыскивается и распределяется по тем или иным грамматическим и лексико-семантическим категориям материал, характеризующий литературно-языковую систему данной, соответствующей эпохи, а с другой стороны — этот язык рассматривается как язык словесного искусства» [Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.

, 1959]. Язык каждого писателя индивидуален. И вот что интересно: стилевые различия обнаруживаются и в различных произведениях одного автора. Это может быть связано с ростом дарования, накоплением опыта, совершенствованием писателя в области художественной речи, ведь художественная речь, по мнению критика В.

Кожинова, — «это искусство, она творится художником» [Кожинов В.В. Слово как форма образа. В кн.: Слово и образ. М., 1964].

Интересно проследить стилевые отличия, а иногда и контрасты, в произведениях одного писателя, написанных на сходную тему почти одновременно. Таковыми, на мой взгляд, являются стихотворения А.С. Пушкина, написанные в 1829 и 1830 годах. Это элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и «Дорожные жалобы».

Стихотворение «Дорожные жалобы» имеет одну любопытную особенность. Дело в том, что Пушкин датировал стихотворение 1829 годом. Между тем в черновике есть строки:

Иль как Анреп в вешней луже,

Захлебнуся я в грязи.

Совет

Знакомый Пушкина по поездке на Кавказ генерал-майор Р.Р. Анреп погиб весной 1830 года, зайдя в состоянии безумия в топь болота.

Скорее всего, стихотворение было начато в 1829 году, а дописано в 1830 в Болдине 4 октября (так датирована черновая рукопись), уже после письма к невесте от 30 сентября, в котором намечены те же темы, что и в «Дорожных жалобах»: «Если что и может меня утешить, то это мудрость, с которою устроены дороги отсюда до Москвы: представьте себе, окоп с каждой стороны, без канав, без стока для воды; таким образом, дорога является ящиком, наполненным грязью; зато пешеходы идут весьма удобно по совершенно сухим тропам вдоль окопов и смеются над увязшими экипажами… Мой ангел, только одна ваша любовь препятствует мне повеситься на воротах моего печального замка (на этих воротах, скажу в скобках, мой дядя некогда повесил француза, un outchitil, аббата Николь, которым он был недоволен)… Мне объявили, что устроено пять карантинов отсюда до Москвы, и в каждом мне придётся провести 14 дней; сосчитайте хорошенько и потом представьте себе, в каком я должен быть сквернейшем настроении!»[Пушкин А.С. Письма. М.- Л., 1928. Т.2]. Таким образом, «Дорожные жалобы» можно назвать своеобразным лирическим обобщением различных и даже отстоящих во времени впечатлений поэта.

Самовольная поездка поэта в 1829 году на Кавказ в действующую армию длилась около пяти месяцев. В это время Пушкин действительно испытывает душевный кризис, вызванный отказом матери Н.Н. Гончаровой выдать за него дочь, выговором Бенкендорфа за самовольную поездку, и, наконец, отказом «высочайшего соизволения» посетить Францию или Италию.

Круг душевных переживаний замыкается. Но на момент пребывания в Болдино согласие от матери Н.Н. Гончаровой на брак с ее дочерью им уже получено. Поэтому сводить содержание стихотворения только к отражению жизненных перипетий поэта было бы, на мой взгляд, ошибочным. Некоторые исследователи считают, что лирический подтекст стихотворения до наивности прост.

Так критик Н. Сумцов писал: «Дорожные жалобы», как и все стихотворения Пушкина, богаты фактическим содержанием. В этом стихотворении ясно обнаруживаются две части — отрицание путешествий и восхваление домашней жизни» [Сумцов Н.Ф. Пушкин. Исследования. Харьков, 1980]. Но, думается, что это слишком наивное и поверхностное объяснение.

Жизненные обстоятельства не надломили воли Пушкина:

О, нет, мне жизнь не надоела

Я жить люблю, я жить хочу…

( «О, нет мне жизнь не надоела»,1936)

или

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…

(Элегия, 1830)

Но вернемся к нашей теме и попробуем глубже разобраться во внутреннем смысловом подтексте каждого стихотворения. Сразу можно заметить, какое глубокое философское обобщение скрывается под той внешней иронией, которую некоторые исследователи принимают за чистую монету. «Дорожные жалобы» и элегию «Брожу ли я…» сближает прежде всего мысль о неизбежности и предначертанности смерти.

Интересно, что оба стихотворения композиционно схожи: каждое состоит из восьми строф. И некоторые из них тематически совпадают, например:

И где мне смерть пошлёт судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

(«Брожу ли я…»)

и

…Иль в лесу под нож злодею

Попадуся в стороне,

Иль со скуки околею

Где-нибудь в карантине…

(«Дорожные жалобы»)

Но тематическая близость стихотворений совсем не означает совпадение идейно-эмоционального содержания и уж тем более стиля.

Обратите внимание

В «Брожу ли я…» основная идея стихотворения требует «парадного», торжественного стиля. Мы привыкли называть его высоким. Здесь жизнь представляется переходом к чему-то вечному, абсолютному и, вместе с тем, неизбежному. Больше того, в первой редакции элегия имела такое начало:

Кружусь ли я в толпе мятежной,

Вкушаю ль сладостный покой,

Но мысль о смерти неизбежной

Всегда близка, всегда со мной…

Ассонанс, который легко обнаружить в элегии, также помогает подтвердить и выразить эту философскую идею. Критик А. Слонимский отметил, что первая строфа «Брожу ли я…» звучит заунывно:

БрожУ ли я вдоль Улиц шУмных,

ВхожУ ль во многолЮдный храм,

СижУ ль меж Юношей безУмных,

Я предаЮсь моим мечтам…

Такая «заунывность» помогает погрузиться в атмосферу безысходности, неотвратимости смерти. Мысли поэта устремлены лишь к одному: «Мы все сойдём под вечны своды…» Возникают ассоциации из мира природы:

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживёт мой век забвенный,

Как пережил он век отцов…

Всё стихотворение написано в элегическом тоне, в нём нет и намека на иронию, которой проникнуты «Дорожные жалобы». В соответствии с идейно-эмоциональным содержанием находятся ритм, интонация и стиль произведения.

Как уже говорилось ранее, стиль — явление чрезвычайно сложное. Так, критик Б.В. Томашевский писал о том, что стиль — это отбор синонимов, средств языка, и он находится в прямой связи с ритмико-интонационными и идейно-эмоциональными особенностями произведения.

Характерны ли для элегии «Брожу ли я…» просторечные слова, нет ли «смешения стилей»? Можно с уверенностью сказать, что нет.

Поэт удивительно точно отобрал лексику, так, что каждое слово соответствует духу стихотворения. Вряд ли в обычной речи кто-то из нас скажет: «Я предаюсь моим мечтам».

Нет, мы скорее выразимся, как в «Дорожных жалобах». Там эта мысль поэта передана коротким «знать» («…На большой мне, знать, дороге…»).

Важно

Мысль о смерти нагнетается в элегии постепенно, и в каждом следующем выразительном образе чувствуется всё большая неизбежность кончины. Так, если проследить ряд прилагательных (эпитетов), использованных Пушкиным, сразу можно увидеть, как меняется эмоциональная окраска как самих слов, так и контекста в целом.

От шума и многолюдности поэт приводит нас к мысли о вечности: «шумных», «многолюдный», «безумных» =>»уединенный», «забвенный» =>»охладелый», «бесчувственному», «гробового» =>»равнодушная», «вечною».

Жизненный путь человека лежит через безумство (юность), уединение (зрелость), забвение (старость) — к гробу, где всё «бесчувственно», «холодно», это — лишь переход к вечности.

Ничего подобного мы не найдём в стихотворении «Дорожные жалобы». Здесь нет ни одного слова, которое было бы приподнято над уровнем «обыденной жизни», более того, Пушкин использует вульгаризмы, чтобы подчеркнуть «бесшабашно-раздольный» размах своих чувств и эмоций.

Сопоставляя стихотворения, интересно отметить, что в обоих поэт передаёт движение. Но если в элегии «Брожу ли я…» это движение поэтической мысли, путь к вечности через смерть, то в «Дорожных жалобах» мы находим подчёркнуто-обыденное движение.

Если в первом стихотворении оно «бытийное», то во втором — бытовое. Хотя нельзя отрицать, что в «Дорожных жалобах» обыденность «возвышена» обращением к теме жизни и смерти.

Именно благодаря наличию своеобразного («бытийного» или бытового) движения можно понять, какое именно идейное содержание вкладывает поэт в своё стихотворение. Представление об этом может дать сравнение отобранных Пушкиным глаголов.

В «Брожу ли я…» это глаголы «брожу», «сижу», «хожу», «предаюсь», «гляжу», «мыслю», «уступаю», «сойдём» и т. п. Все они стоят в первом лице, что подчёркивает субъективность, замкнутость, индивидуальность мысли поэта.

Совет

А в «Дорожных жалобах» мы находим совсем иное: «гулять», «разъезжать», «пошёл же», «погоняй», «помышлять». Движение здесь более динамичное, экспрессивное, яркое. Глаголы как бы открыты вовне, доступны читателю, просторечны, они стоят в неопределённой форме или во втором лице и повелительном наклонении, что само по себе обуславливает эту открытость, незамкнутость.

Источник: http://MirZnanii.com/a/51643/moy-vek-zabvennyy-sopostavitelnyy-analiz-stikhotvoreniy-as-pushkina-brozhu-li-ya-vdol-ulits-shumnykh-i

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

Категория: Пушкин А.С. <\p> Actionteaser.ru — тизерная реклама

Творческое наследие А.С. Пушкина велико и многообразно. Оно включает в себя поэтические произведения, посвященные различной тематике: мотивам свободолюбия, назначения поэта и поэзии, любви и дружбы. Огромное место в творчестве Пушкина занимает философская проблематика.

    В лирике поэта 20 – 30-ых годов наблюдается борьба двух настроений: грусти и печали с глубокой верой в жизнь, в ее светлые начала, в ее будущее. У Пушкина оптимистические ноты неизбежно побеждают. Именно на этот период приходится расцвет реалистической лирической поэзии А.С. Пушкина.

    В элегии «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1929) героем овладевают печальные раздумья о смерти как неумолимом законе и неизбежном конце жизни. Но размышления поэта заканчиваются мотивом победы жизни, успокаивающим душу поэта.     С этой элегией переплетаются и более поздние стихотворения Пушкина о «младой жизни», побеждающей смерть.

Поэт хорошо понимает, что жизнь полна горя, забот и страданий, но он полон оптимистической веры в будущее. Сам поэт называет свою печаль «светлой».     Жанр стихотворения «Брожу ли вдоль улиц шумных…» — элегия, то есть грустные размышления о жизни, судьбе, своем месте в мире.

Основная тема этого произведения – тема бренности жизни:     Я говорю: промчатся годы,     И сколько здесь не видно нас,     Мы все сойдем под вечны своды –     И чей-нибудь уж близок час.     Стихотворение построено как монолог лирического героя. На это указывает форма глагола в 1 лице единственного числа («гляжу», «говорю», «мыслю»).

    В этом произведении есть противопоставление: «улиц шумных» — «дубу уединенному». Образ «уединенного дуба» — один из главных в стихотворении и соотносится с внутренним миром лирического героя и самого поэта. «Дуб уединенный» — это метафора божественной сути природы и человека.

Кроме эпитета «уединенный», поэт использует метафору «патриарх лесов», который «…переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов…»     Стихотворение построено на связи внутреннего мира героя с его ощущением внутренней отрешенности.

Обратите внимание

Главный вопрос, который занимает главного героя:     И где мне смерть пошлет судьбина?     В бою ли, в странствиях, в волнах?     Или соседняя долина     Мой примет охладелый прах?     Герой пытается угадать знаки судьбы во время прогулок «вдоль улиц шумных», при посещении «многолюдных храмов», во время мечтаний и размышлений.

    Все произведение проникнуто глубоким пониманием жизни, хотя авторская позиция не всегда бывает ясна:     Младенца ль милого ласкаю     Уже я думаю: прости!     Тебе я место уступаю.     Мне время тлеть, тебе цвести.     Лирического героя не радует вид младенца, его это настраивает на грустные мысли о смерти.

Но в этих строках поэт передает и ощущение вечности жизни, он придает жизни движение, в которой и заключен смысл бытия.     Хочется отметить, что Пушкин почти всегда в своем творчестве писал про себя, про свою жизнь.

Это ярко проявилось и в данном стихотворении, которое можно назвать духовным завещанием поэта:     И пусть у гробового входа     Младая будет жизнь играть     И равнодушная природа     Красою вечною сиять.

    Хотя поэт и называет природу «равнодушной», в этих строках он утверждает ценность красоты, поэтому стихотворение, окрашенное в грустные тона, все же в финале оказывается светлым.<\p> 

Весна – это замечательное время года, которое просто невозможно не любить. Я, например, очень люблю весну и радуюсь ей! Мы узнаём приближение весны по множеству изменений в природе.<\p>

Вишневый сад — образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ-символ. Он символизирует не только красоту русской природы, но, главное, красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни, которая погибает вместе с гибелью сада.     Образ вишневого сада объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, что

Невероятно эмоциональное, искреннее, не стыдящееся слез и позднего раскаяния – поистине «ахматовское» стихотворение, пропитанное духом автора, который не спутаешь ни с одним другим, – «Белой ночью».

Написаны эти 12 строк 6 февраля 1911 года в Царском селе, во время одной из многочисленных, мелких и крупных, размолвок между супругами: Анной Андреевной и Николаем Степановичем (Гумилевым, её первым мужем). Венчавшись в 1910, в 1918 они расстались, имея общего сына – Льва (1912 г.р.).Интересно, что<\p>

1.

Важно

  Воспитание и окружение Данко.2.  Заветы для будущих поколений.3.  Лучи могучего огня.«Легенда о Данко» М. Горького стала примером для многих поколений и символом огромной любви и самопожертвования во имя людей. Однако лишь немногие способны на подобные подвиги. И, к сожалению, порой кажется, что таких людей просто уже не осталось.

Они словно растворились в нашем мире и хорошо, если от них остались «голубые искры степи». Но подобная любовь растет и развивается именно среди людей, которых опис

В начале трагедии сперва идет одна боярская сцена с двумя участниками (Воротынский и Шуйский); народа пока еще нет, но тема народа — народной поддержки — возникает с самого начала уже здесь.

Она особенно подчеркивается Шуйским в его призыве «волновать» народ и в ответной реплике Воротынского, объясняющего явное преимущество неродовитого Бориса в качестве кандидата на опустевший царский престол перед имеющими на него более прав «природными» князьями «Рюркковой крови» тем, что он сумел «очаровать»

Жизнь человека достаточно сложная и непредсказуемая. Каждый из нас – личность, которая имеет собственные взгляды на жизнь и принципы. Все люди наделены определенным талантом, главное – найти и развить его.

Это главная задача и для родителей ребенка, и для не самой. Ведь часто потом ребенок не может найти свое место в жизни, потому что не смогла раскрыть собственные способности.

И найти свой талант – это только первая ступенька к счастливому будущему и самореализации. Необходимо беречь его и разви

Школьная библиотека Я тихонько открываю дверь и сразу же попадаю в настоящее «книжное город» с улицами и площадями, дворцами и домами. Это наша школьная библиотека. Есть здесь и свои обитатели — обычные книги. Они живут на своих полках, каждая на определенном месте, и ждут читателей.<\p>

Н. Н. — герой-рассказчик повести.

Совет

Воплощает черты нового для Тургенева литературного типа, пришедшего на смену «лишним людям». Прежде всего в «Асе» отсутствует обычный для тургеневских «лишних людей» конфликт с окружающим миром: герой повести изображается как человек благополучный, или, говоря его же собственными словами, «процветающий». В его психологии нет ничего болезненного, он внутренне уравновешен и по-своему гармоничен. Н.

Н. легко и безраздельно отдается чувствам или мгновенным впечатлен

АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ — герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863-1869). В отличие от многих персонажей романа, у которых были легко узнаваемые прототипы среди людей 1810-1820 годов или современников Толстого, а также его близких, у А.Б.

не было явно угадываемого прототипа. Автор настаивал на вымышленное имя этого героя. Однако среди возможных прототипов называют, например, Н.А.Тучкова; в некоторых обстоятельствах судьбы флигель-адъютанта Ф.

Тизенгаузена можно обнаружить близость с описани

Стихотворение «Узник» было написано во время южной ссылки поэта, в Кишиневе, вскоре после посещения А. С. Пушкиным кишиневского острога, во дворе которого жили два ручных орла. Чтобы они не могли улететь, им подрезали крылья.

Странно было видеть этих царственных гордых птиц в неволе, ведь люди привыкли связывать с ними мысль о свободном полете, воле и просторе.

Но разве со словом «человек» не должно связываться то же представление о свободе? А люди сидят в остроге, да и сам поэт, находящийся в т

Сейчас смотрят:{module Пушкин:} Actionteaser.ru — тизерная реклама Actionteaser.ru — тизерная реклама <\p>

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-pushkina/11498-analiz-stikhotvoreniya-a-s-pushkina-brozhu-li-ya-vdol-ulits-shumnykh.html

Анализ стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных»

К 30 годам Александр Пушкин уже был достаточно известным поэтом, чье творчество являлось предметом салонных споров.

Однако светское общество относилось к стихам будущего классика русской литературой с определенной долей скептицизма, так как Пушкин слыл в этих кругах повесой и дебоширом, ловеласом и человеком, который никогда не лезет за словом в карман. Тем не менее, по меркам того времени его можно было считать вполне состоявшимся и успешным человеком.

Сам Пушкин, впрочем, придерживался иного мнения, так как разгульная жизнь требовала достаточно огромных средств, которыми поэт не располагал. Этот факт доставлял ему массу неудобств и вынуждал каждый день ходить на службу, которая вызывала у Пушкина отвращение.

Задумываясь над тем, что успех в литературе не является залогом благосостояния, поэт искал пути укрепления своего финансового положения и нередко задумывался над тем, что его жизнь сложилась совсем не так, как ему этого бы хотелось.

Накануне своего 30-летия поэт написал стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных», в котором попытался в очередной раз найти ответ на вопрос, зачем же он живет.

Обратите внимание

Впрочем, поэт не стал вдаваться в философские размышления и решил принять то, что получил в дар от судьбы, как должное. При этом Пушкин отмечает, что, чем бы они ни занимался, мысли его витают очень далеко. «Я предаюсь моим мечтам», – написал поэт.

В своем воображении он видел себя богатым, успешным, избалованным вниманием женщин. Однако реальность постоянно возвращала его не грешную землю, где он был самым обычным человеком. Понимая это, Пушкин отмечает, что «мы все сойдем под

вечны своды», подразумевая, что смерть уравняет и бедных, и богатых. При этом поэт не боится смерти. Более того, он осознает ее неизбежность и очень надеется, что «у гробового входа младая жизнь будет сиять». Тем самым Пушкин словно бы уступает свое место новому поколению, без зависти и грусти наблюдая за тем, как оно приходит ему на смену.

Поэт не знает, какая смерть ему уготована, и не хочет гадать, как и когда он умрет.

Однако его мечта заключается в том, чтобы быть похороненным «ближе к милому пределу», то есть на родине, а не на чужбине. Именно это поэт считает наиболее важным после смерти, совсем не беспокоясь о своем литературном наследии, деньгах и долгах.

Тем самым автор подчеркивает бренность собственного существования, отмечая, что жизнь коротка, и лишь «равнодушная природа» будет «красою вечною сиять», встречая и провожая каждое новое поколение.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных»« Конфликт поколений сочинениеСочинение: Ася одна из тургеневских девушек по повести Тургенева »

Источник: https://schoolessay.ru/analiz-stixotvoreniya-pushkina-brozhu-li-ya-vdol-ulic-shumnyx/

Брожу ли я вдоль улиц шумных…», анализ стихотворения Пушкина

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных» написано в декабре 1829 года и напечатано в «Литературной газете» в 1830 году. В первой редакции стихотворение начиналось строфой, в которой лирический герой утверждал, что мысль о неизбежной смерти преследует его, где бы он ни находился. Пушкин избегает такой прямоты в окончательном варианте.

Литературное направление, жанр

Жанр стихотворения – элегия. Это печальные философские размышления о бренности бытия, неизбежности смерти. Человеку свойственно думать об этом. Лирический герой Пушкина представляет возможное место и время смерти, примиряется с фактом смерти и морально к ней готовится. Это образец реалистического стихотворения.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение условно можно поделить на две части по 4 строфы.

В первых четырёх лирический герой трижды совершает одну и ту же мыслительную операцию: определённое место или действие в его жизни приводит к мыслям о смерти.

Скопление людей (на улицах, в храмах, в обществе) наводит на мысль об их смертности. Дуб переживёт лирического героя, а младенец станет залогом жизни новых поколений.

Вторая половина элегии посвящена рассуждениям о времени (пятая строфа), месте (шестая строфа) смерти. Последние две строфы – раздумья о тех ценностях, которые небезразличны лирическому герою даже после смерти,- родина, природа и сама жизнь.

Важно

Рассуждения движутся от общего к частному, от мыслей о смертности любого человека до откровений лирического героя о собственной смерти. Он задаёт риторические вопросы о том, где и когда мог бы умереть, и мечтает быть похороненным на родине.

Стихотворение кажется очень мрачным, но оно оптимистично. Тема элегии – рассуждение о неизбежной смерти.

Основная мысль заключена в том, что смерть каждой конкретной личности неотвратима и печальна, но она не знаменует торжество смерти. Жизнь вечна. Она продолжается в жизни следующих поколений и вечной природы.

Поэтому жизнь прекрасна, и мысли о смерти только подчёркивают красоту жизни. Пушкин был великим жизнелюбом.

Размер и рифмовка

Элегия написана четырёхстопным ямбом с пиррихием, чаще всего в третьем слоге. Пушкин стремится к чёткой ритмической организации, даже пропуск ударения ритмичен. Ничто не должно отвлекать от гармоничных рассуждений. Данная элегия – способ самому обрести душевный покой. Рифмовка перекрёстная, женская и мужская рифмы чередуются.

Тропы и образы

Элегия построена на антитезе жизни и смерти, которая выражена метафорами в обращении к младенцу: «Мне время тлеть, тебе цвести». К полюсу жизни относятся эпитеты улицы шумные, храм многолюдный, юноши безумные, дуб уединенный, младенец милый, предел милый, жизнь младая, краса вечная. Смерть описывают эпитеты вечны своды, век забвенный, охладелый прах, бесчувственное тело.

Эпитет безумные по отношению к юношам кажется странным, но он раскрывает идею стихотворения. С точки зрения зрелости (Пушкину 30 лет) юноши безумны, потому что не думают о смерти. Долг каждого зрелого человека – соотнести себя со смертью, научиться жить с мыслью о ней.

Важность эпитетов подчёркивает и то, что почти все они стоят после определяемого слова, то есть Пушкин использует инверсию, логически подчёркивая эпитеты-определения.

Элегия написана традиционным для этого жанра высоким стилем. Пушкин использует часто встречающиеся в стихах-рассуждениях перифразы: милый предел – родина, гробовой вход – могила.

Метафоры и олицетворения объединены тематикой быстротечности бытия и смерти: промчатся годы, сойдём под вечны своды, тебе я место уступаю, смерть пошлёт судьбину, соседняя долина мой примет охладелый прах, ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать.

Метафора патриарх лесов (дуб) тоже говорит о смертности, хотя и после очень долгой жизни. Только одну фразу можно расценивать как метафору, относящуюся к жизни: «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть».

Метафорически эта фраза означает, что жизнь вечна: смерть одних сменяется жизнью других. Пока человек живёт, он радуется и не думает о смерти.

Совет

Но не следует ли читать эти две строки в прямом смысле: лирическому герою хотелось бы, чтобы следующие поколения не забыли его, приходили на его могилу?

Много споров у исследователей вызывает метафорический эпитет равнодушная природа. Возможно, он означает, что природа неподвластна смерти, равнодушна к ней. Но она равнодушна и к жизни. С точки зрения смертного человека природа вечна.

Источник: http://rus-poetry.ru/brozhu-li-ya-vdol-ulits-shumnyh-analiz/

Ссылка на основную публикацию