Сочинение: образ бедной лизы карамзина

Образ Лизы в произведении «Бедная Лиза» – Сочинения

Николай Михайлович Карамзин выдающийся русский писатель-сентименталист. В своих произведениях он чётко описывал все свои чувства и эмоции, доходящие до нас с такой отдачей и искренностью. Его образ бедной девушки Лизы стал вдохновением для всех писателей того времени и последующих поколений.

Ведь никто и никогда до него, не смог описать, столь тонко и ярко чувства. Его описание бедной крестьянской девушки, которая искренне, чисто и непорочно влюблена, поражало всю литературу того времени и трогает до сих пор при прочтении этого произведения.

Повесть «Бедная Лиза» затрагивает глубины наших душ и оставляет сильное впечатление после прочтения.

Образ крестьянской девушки Лизы

В этом произведении повествуется о неземной любви обычной крестьянской девушки Лизы и дворянина Эраста. Девушка была влюблена в него. Искренне, чисто. Он был любовью всей её жизни. Она боготворила его. И её любовь не была безответной. Молодой человек Эраст, не мог скрывать свои чувства к обычной крестьянке.

Когда дворянин предложил сам приходить к любимой, в глазах девушки зажглась искорка радости и невероятного счастья. Её щёчки горели огнём. Она до конца не верила в своё наступившее счастье. Любовь вскружила голову девушке и она с головой окунулась в этот омут.

Каждый вечер влюблённые втайне от всех, а особенно от матушки Лизы, встречались и проводили время. Эраст был обожаем и любим Лизой.

Их любовь Карамзин показал поистине сильной, которая разрушает все преграды. В реальной жизни далеко не всегда встретишь такую любовь. Поэтому главная героиня этой повести не может оставить равнодушной читателя. Их любовь с виду такая робкая, но в то же время страстная и безумная.

Лиза отдаёт всю себя, до последнего этому чувству, Эрасту. И вот в один тихий, когда не было ни одной звёздочки не было на небе, Лиза потеряла непорочность. Она чувствовала вину, страх. Ощущала себя преступницей и грешницей. Но Лиза не переставала любить Эраста. Она просто не могла по-другому. Он был для неё всем.

Но в один миг ее мир рухнул. Эраст предает её. Предаёт корыстно и вынужденно. Он женится на старой обеспеченной даме и отвергает все чувства Лизы, отворачиваясь от неё.

Обратите внимание

Лиза не может с этим смириться. Она сильно любит Эраста. Ей трудно пережить потерю любимого и смысл её жизни тоже с ним потерян.
Она решается покончить жизнь самоубийством. Она камнем бросается в воду и навсегда покидает этот мир.

Этот трагизм повести Карамзина не может оставить равнодушным ни одного читателя. Ведь кажется, что совсем иначе должна была закончиться эта прекрасная история любви. И после прочтения надолго запоминается образ Лизы, которая пожертвовала собой во имя любви.

Источник: https://sochinenienatemu.com/bednaya-liza-karamzin/obraz-lizy-v-proizvedenii-bednaya-liza/

Сочинения на Getsoch.ru

Образ Лизы в произведении «Бедная Лиза»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

      Образ Лизы из повести русского писателя-сентименталиста Н. Карамзина «Бедная Лиза» являлся источником вдохновения для многих писателей последующих поколений. В Лизе впервые в литературе Н. Карамзин изобразил чистую, непорочную и искренне любящую крестьянскую девушку, что было немыслимо для литературы второй половины XVIII века.

       «Бедная Лиза» – это повесть, поражающая нас глубиной своих чувств. Это небольшое произведение описывает нам историю любви между бедной крестьянской девушкой Лизой и дворянином Эрастом. Лиза мгновенно полюбила этого доброго, молодого человека. И ее чувство не осталось безответным.

Когда Эраст сказал, что сам будет приходить к Лизе, «в глазах ее блеснула радость, которую она тщетно сокрыть хотела; щеки ее пытали, как заря в летний ясный вечер; она смотрела на левый рука свой и щипала его правою рукой».

Любовь мгновенно вскружила голову Лизе, и она окунулась полностью в этот омут.

       Каждый вечер встречались молодые люди, тайно от Лизиной матушки. Эраст «был любим, любим страстно новым, чистым, откровенным чувством». Их любовь Карамзиным изображается идеальной. Сегодня, как кажется, редко можно встретить такую робкую, и в то же время страстную любовь всем сердцем. Но именно поэтому сама повесть и главная ее героиня не могут оставить нас равнодушными.

       Лиза отдается полностью своему любимому. И в эту роковую минуту, когда «ни одной звездочки не сияло на небе, никакой луч не мог осветить заблуждения», и когда «мрак питал желания», Лиза теряет свою непорочность.

       Но бедная Лиза чувствует себя преступницей. «Блеснула молния и грянул гром» – «казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности». Но Лиза продолжала любить Эраста. Она, невзирая на страхи и опасения, не могла не любить.

       Но какое же страдание принес ей ее любимый! Эраст предает Лизу. Он вынужденно женится на старой, но богатой женщине и отворачивается от своей любимой. И Лиза, потеряв любовь, потеряв смысл своей жизни, кончает с собой. «На берегу глубокого пруда, под тенью древних дубов, которые когда-то были безмолвными свидетелями ее восторгов», она бросается в воду.

       Трагически заканчивается бессмертная повесть Н. Карамзина. Но именно эта трагичность не может не оставить равнодушным ни одного читателя.

Кажется даже, что история о чистой, непорочной, искренней любви не могла и закончиться по-другому.

Важно

Неужели же в жизни нет места подобным чувствам? Хочется верить, что есть – есть еще люди, способные на самопожертвование во имя любви, – совсем как бедная Лиза.

       Лиза останется еще надолго бесконечным источником вдохновения для писателей. В ней воплотился образ девушки, образ человека, способного любить.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/xviii-vek/186-obraz-lizy-v-proizvedenii-bednaya-liza.html

Образ главной героини в повести карамзина (лизы) реферат на 1 страничку

Быть может, в наши дни, когда жизненные ценности смещены, агрессией, предательством и убийством уже никого не увидишь, «Бедная Лиза» кому-то покажется произведением наивным, далеким от правды жизни, чувства героев –неправдоподобными, а вся повесть отдающей сладким, приторным вкусом излишней сентиментальности.

Но «Бедная Лиза», написанная Карамзиным в 1792 году, навсегда останется важнейшей ступенью, вехой в истории русской литературы. Эта повесть – неисчерпаемый источник тем, идей и образов для всех последующих русских авторов. В этом сочинении мне хочется остановиться на образе Лизы и на той роли, которую этот образ сыграл для всей русской литературы.

В повести несколько действующих лиц: крестьянка Лиза, ее мать, дворянин Эраст и рассказчик. Стержнем сюжета является история любви между Эрастом и Лизой. Историй, в которых мужчина соблазняет, а потом бросает девушку, в литературе много.

Но особенность истории Лизы и Эраста в том, что именно такая расстановка сил в России восемнадцатого века была наиболее обычной: барин, помещик, дворянин, пользуясь своим положением, без зазрения совести, без наказания, а, главное, без осуждения общества, совращает девушку, которая находится ниже его по социальному статусу.

  В первый раз имя Лизы появляется в названии повести. Уже на этом этапе мы можем понять, что именно женский образ станет в произведении главным. Кроме того, из названия мы можем уловить отношение автора к Лизе: он называет ее «бедной».Во второй раз мы встречаемся с Лизой в воспоминаниях рассказчика: «всего чаще привлекает меня к стенам Си…

нова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Судя по эпитетам, которые употребляет рассказчик, говоря про Лизу, («прекрасная», «любезная») – читателю может показаться, что рассказчик был человеком, влюбленным в Лизу, и только дочитав историю до конца, мы понимаем, что он просто жалеет бедную девушку.

Вообще, рассказчик в повести является выразителем авторского отношения, а Карамзин любит свою героиню. За что же? Лиза – крестьянка, она живет в хижине «со старушкою, матерью своею». Лизин отец, «зажиточный поселянин» умер, поэтому «его жена и дочь обедняли» и «принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги».

Мать ее не могла работать, и «Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, – одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды – и продавала их в Москве». Мы еще не знакомы с героиней, но уже понимаем, что она трудолюбива, готова на жертвы ради своих близких.

Совет

Постепенно, шаг за шагом, Карамзин открывает нам глубокую и удивительно чистую душу главной героини.

У нее очень мягкое и чувствительное сердце: «часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих – ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою». Она очень застенчива и робка.

При первой встрече с Эрастом Лиза постоянно заливается краской смущения: «Она показала ему цветы – и закраснелась». Главная героиня повести предельно честна. Ее честность по отношению к другим людям проявляется в эпизоде с покупкой цветов: когда Эраст предлагает Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего».

Кроме того, героиня до смешного наивна: она запросто сообщает, где находится ее дом первому встречному понравившемуся ей человеку. При описании главной героини внимание привлекает ее речевая характеристика. Именно по этому признаку можно сказать, что образ Лизы как представительницы своего сословия не проработан достаточно четко.

Ее речь выдает в ней не крестьянку, живущую своим тяжелым трудом, а, скорее, воздушную барышню из высшего общества. «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои рожден был простым крестьянином, пастухом, – и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое; ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастушок!

Куда гонишь ты стадо свое?» И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей».

Но, несмотря на это, именно образ Лизы стал первым в русской литературе образом женщины из народа.

В этой, прогрессивной для XVIII века, попытке вывести на сцену не обычную для любовного романа героиню – молодую барышню, а именно крестьянку, заложен глубокий смысл.

Обратите внимание

Сочинения » Сочинение » Образ главной героини в повести карамзина (лизы) реферат на 1 страничку

(нет оценок)
Loading…

Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/obraz-glavnoj-geroini-v-povesti-karamzina-lizyi-referat-na-1-stranichku/

Сочинение-рассуждение: Н. Карамзин «Бедная Лиза»

Готовимся к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Повесть Карамзина по праву считается вершиной русской прозы сентиментализма. На первый план автор ставит человеческие чувство, его интересуют душевные качества героев, не зависимо от социальных положений в обществе. 

В данном сочинении, мне бы хотелось уделить внимание внутреннему состоянию и переживаниям главной героине повести – Лизе. Она, являясь обыкновенной крестьянской девушкой, с чистой душой и добрым сердцем. Но ее судьба складывается достаточно трагично, не смотря на ее жизнелюбие.

Первым ударом становится для нее смерть отца, после которого Лиза проявляется нам в образе сильной, не смотря на свои юные годы, и трудолюбивой девушкой. Не каждый человек может обладать таким сильным характером и не даваться себе слабину в таких ситуациях.

Если рассматривать в целом человеческий дух того времени и нынешнего, на мой взгляд, сейчас, когда жизненные ценности смещены, душа стала более уязвима к незначительным эмоциональным воздействиям со стороны общества, возможно проявляем мы эту слабость в закрытой форме, не так как сделало бы поколение до нас.

Тем самым мы видим, то духовное различие в разные временные отрезки.

Второй точкой эмоционального сдвига является встреча с Эрастом. То трепетание и одновременно боязнь первой встречи с героем у Лизы дома, все это, оживляет героиню и дает ей глоток свежего воздуха и прилива новых, еще не открытых ею эмоций. Ее накрывает чувство влюбленности, счастья.

Эраст, являясь человеком из высшего общества, имеет другие духовные ценности, не совпадающими с крестьянским образом жизни. Он губительно влияет на чистое сердце героини, ранит его пустыми обещаниями и рассуждениями о совместной будущей жизни.

Поначалу кружит Лизу в любовном и сладостном плену чувств, а после поиграв с ней, забравши непорочные первоначальные образы, которые являлись для Эраста главным интересом, обрекает героиню сначала на томные ожидания встречи, далее разбивает не только ее сердце, но и подрывает эмоциональное равновесие души.

Важно

Если опять же рассуждать на тему любви сейчас и рассуждать о поступке героя, можно проследить, что в наше время такое случается чаще, и это не обуславливается только социальным статусом, это происходит не зависимо от этого. В то время такая история любви заканчивалась намного плачевнее и оставляла большой отпечаток в репутации среди общества.

В наше же, таких строгих нравов уже не существует, так как произошло иное ответвление поколения, и такая ситуация являлась бы более лояльна по отношению в обществе, обобщая, можно кратко заявить, что это является нормой. Но было бы куда лучше, если бы оно таковым не считалось.

В заключении размышления на тему чувственного и духовного мира главной героини, хочу сказать, что Лиза показана нам сильной, но в то же время ранимой девушкой. Мне было интересно порассуждать и провести параллели разных эпох именно в перемене духовных качеств человека. Показать их различия и проанализировать данную ситуацию, которую пришлось пережить Лизе.

Источник: https://vopvet.ru/news/sochinenie_rassuzhdenie_n_karamzin_bednaja_liza/2017-04-21-6462

Сочинение образ лизы в повести карамзина

  • Краткие содержания
  • Полные произведения
  • Характеристики
  • Биографии
  • Критика
  • ГДЗ
  • Лиза – бедная крестьянская девушка. Она живет с матерью («чувствительной, доброй старушкой») в деревне. Чтобы заработать себе на хлеб, Лиза берется за любую работу. В Москве, продавая цветы, героиня знакомится с молодым дворянином Эрастом и влюбляется в него: «совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала».

    Но Эраст предает девушку и ради денег женится на другой. Узнав об этом, Лиза топится в пруду. Главная черта в характере героини – чувствительность, умение преданно любить. Девушка живет не разумом, а чувствами («нежными страстями»). Лиза добра, очень наивна и неопытна. Она видит в людях только самое хорошее.

    Мать предупреждает ее: «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку». Злых людей мать Лизы связывает с городом: «У меня всегда сердце не на месте, когда ты ходишь в город…» Карамзин показывает дурные изменения в мыслях и поступках Лизы под влиянием развращенного («городского») Эраста.

    Читайте также:  Любовь в жизни печорина в романе лермонтова «герой нашего времени»

    Девушка скрывает от матери, которой раньше рассказывала все, свою любовь к молодому дворянину. Позже Лиза, вместе с вестью о своей гибели, посылает старушке деньги, которые ей дал Эраст. «Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и…- глаза навек закрылись». После смерти героини на ее могилу началось хождение паломников.

    К месту Лизиной гибели приходили плакать и горевать такие же несчастные влюбленные девушки, какой была и она сама.

    / Характеристики героев / Карамзин Н.М. / Бедная Лиза / Лиза

    Смотрите также по произведению “Бедная Лиза”:

    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

    Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII века в России, ярчайшим представителем которого стал Н.М. Карамзин.

    Русские повести, главным содержанием которых являлся рассказ о любви, а величайшей ценностью – чувствительность, появлялись и до Карамзина. Но именно его «Бедная Лиза» стала лучшим произведением сентиментализма, а герои и идея этого произведения прочно вошли не только в литературу, но и в саму культуру, быт людей.

    Рассказчик повествует нам историю печальной любви, несбывшегося счастья «бедной Лизы». Простое, казалось бы, название повести очень содержательно и имеет двойной смысл.

    Во-первых, эпитет «бедная» намекает на низкое социальное положение героини. Лиза, хотя и дочь «богатого поселянина», крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь и заботиться о матери.

    Совет

    Во-вторых, уже здесь заложено трепетное, участливое отношение рассказчика к девушке.

    Важно, что истории Лизы повествователь предпосылает вступление, в котором рассказывается о Симоновом монастыре. В центре внимания рассказчика здесь – «стон времён», то есть историческое прошлое монастыря, «история нашего отечества».

    Затем следует повествование о жизни Лизы. Таким образом, в своей повести автор соединил судьбу человека – простого, маленького, «неисторического» – с судьбой великого государства, показывая их нерушимую взаимосвязь и равнозначную ценность.

    Лиза, как идеал сентиментализма, дитя природы. Она не знает городской жизни, в Москве чувствует себя чужой – ее вынуждает появляться в этом большом городе лишь необходимость заработка. Только среди полей и лесов, или у реки, или в маленькой хижине девушка чувствует себя свободно.

    Уже в день первой встречи Лизы и Эраста раскрываются многие черты характера Лизы.

    Мы можем судить о застенчивости и неискушённости девушки в общении с юношами («показала ему цветы и закраснелась», «удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, – ещё более закраснелась»), о её духовной чистоте, бесхитростности («мне не надобно лишнего»), наивности и открытости всему миру (Лиза рассказала совсем незнакомому человеку, где живёт).

    Во время свидания, когда Эраст впервые говорит Лизе о своей любви, они сидят на траве, на берегу реки. После этой встречи у девушки впервые появляется тайна от матери.

    Эраст просит Лизу не рассказывать об их любви, и девушка даёт обещание. Взамен этого счастливая Лиза лишь просит мать полюбоваться прекрасным утром.

    И старушка любуется, потому что «любезная дочь весельем своим развеселяла для неё всю натуру».

    Обратите внимание

    Только этим ранним утром на берегу реки Лиза поняла, что любит и любима. Отныне земной мир воплотился для героини в «милом друге». Для нее красота любви подменяет собой Бога и становится выше всего на свете.

    Молодому, ветреному повесе Эрасту Лиза показалась похожей на героиню романов, которыми он зачитывался, как всякий дворянин того времени: «Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего сердце давно искало».

    Конечно, речи, облик, поступки Лизы сильно отличали её от светских дам, с которыми Эраст общался ранее. Эта девушка стала для юноши глотком свежего воздуха, ангелом, подарившим новые крылья.

    Потому счастье с этой «милой, любезной» Лизой казалось ему бесконечным.

    Но однажды ночью чувства влюблённых накалились до самого предела, и Лиза потеряла невинность. С этого момента краски чистой вечной любви стали стремительно блекнуть в глазах Эраста. Для него в их связи всё стало привычным и обыденным. Чувства Лизы же, напротив, упрочились, стали ещё более сильными. Когда она узнала, что Эраст отправляется на войну, то от горя лишилась чувств.

    Лишь забота о матери, долг перед ней останавливают Лизу от того, чтобы последовать за Эрастом на войну: «Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль: «У меня есть мать!» – остановила её. Лиза вздохнула и, преклонив голову, тихими шагами пошла к своей хижине».

    Но, пережив разрыв с Эрастом, такой неожиданный и унизительный для неё («Он выгнал меня! Он любит другую? Я погибла!»), Лиза настолько потрясена, что забывает о своем нравственном долге по отношению к матери. Она повторяет поступок Эраста, вручившего ей взамен своей любви сто рублей. Лиза также, откупаясь от матери, передаёт ей «десять империалов».

    Автор показывает, что со временем Эраст вспомнил о социальном неравенстве между ним и Лизой. Чтобы поправить своё материальное положение, он с лёгкостью отрекается от девушки и женится на пожилой богатой даме.

    Важно, что рассказчик не осуждает поступков своих героев. Он говорит, что услышал эту печальную историю всего год назад от самого Эраста и не имел возможности предостеречь молодых людей от ошибок.

    Важно

    Но в момент наиболее драматических событий он сочувствует, сопереживает Лизе и Эрасту: «Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где – твоя невинность?» Или: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты своё сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

    Таким образом, повесть Карамзина «Бедная Лиза» и сам образ главной героини – яркий образец сентименталистской прозы, ставший классическим образцом этого направления в русской литературе.

    человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Карамзин Н.М. / Бедная Лиза / Образ Лизы в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

    Смотрите также по произведению “Бедная Лиза”:

    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Источник: http://miyakirb.ru/4042/

    Темы, идеи, образы повести Карамзина Н. М. “Бедная Лиза” – сочинение по “Бедная Лиза” Карамзин Н. М

    Карамзин стал главой нового направления в русской литературе — сентиментализма. Основная тема сентиментальной литературы — трогательные чувства, душевные переживания человека, «жизнь сердца».

    Карамзин одним из первых стал писать о радостях и страданиях современных, обыкновенных людей. Огромный успех принесла Карамзину повесть «Бедная Лиза», которая произвела переворот в общественном сознании.

    Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героини, наделенной обыденными чертами. Его слова «и крестьянки любить умеют» стали крылатыми.

    В своей повести Карамзин проявляет интерес к простому человеку, к миру его чувств, переживаний. Карамзин скорбит, плачет над участью бедной Лизы, негодует, рассказывая о поступке слабого и ветренного Эраста, погубившего Лизу.

    Кто же такая Лиза, изза которой чувствительные читатели и особенно читательницы проливали потоки слез? Лиза — бедная крестьянская девушка, которая рано остается сиротой.

    Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью — «чувствительной бедной старушкой», от которой Лиза наследует главный талант — умению преданно любить.

    Чтобы содержать себя и мать, Лиза, «не щадя своей нежной молодости», берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы.

    Совет

    Там, в Москве, Лиза встречает молодого дворянина Эраста «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветренным» Жизнь свои он проводил в светских удовольствиях, но скоро они ему наскучили.

    Красота Лизы произвела на него сильное впечатление, и «ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце его давно искало». Он влюбляется в непосредственную, невтнную девушку «любовью брата», восхищается своей «пастушкой».

    Однако вскоре платоническая любовь между молодыми людьми переходить в чувственную, и вот тутто он понимает, что любовь его стала угосать. Лиза уже не была в его глазах «ангелом непорочным», который восхищал его душу. Но постепенно она начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. Свое охлаждение он объясняет озабоченностью: ему надо отправляться на войну.

    Однако в армии он не столько сражается с непреятелем, сколько проигрывается в карты. Чтобы поправить свои дела, ему приходится жениться на богатой пожилой вдове. Чувствительность — так определяли главное достоинство повестей Карамзина. Чувствительность является центральной чертой характера Лизы.

    Она доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете, именно пылкость и горчность и приводят Лизу к гибели.

    Мотив совращения чистой и непорочной девушки, который встречается во многих произведениях Карамзина, обретает в «Бедной Лизе» социальное звучание. Карамзин одним из первыз ввел в русскую литературу противопоставление города и деревни.

    В повести «Бедная Лиза» деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в городское пространство, где действуют законы, отличные от законов естественных.

    Отличные от законов естественных. Не даром мать Лизы говорит ей, что она всегда переживает за нее, беспокоится, молится Гоподу Богу, чтобы он сохранил ее от всяких бед.

    Обратите внимание

    Этим самым она как бы предсказала все, что случилось потом. Не случайно первым шагом на пути к катастрофе становится неискренность Лизы, которая впервые «отступая от себя», скрывает, по совету Эраста, их любовь от матери.

    А ведь раньше, она всегда делилась с матерью своими тайнами.

    Позже именно по отношению к нежно любимой матери Лиза повторит самый дурной поступок Эраста. Он попытается «откупиться» от Лизы, прогоняя ее, дает ей сто рублей.

    Но ведь и Лиза сделает то же самое, послав матери вмсете с вестью о своей гибели те деньги. Естественно, эти деньги не нужны были матери Лизы, как и ей самой.

    Лизина мать, услышав о страшной смерти дочери, не перенесла этого,«кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись».

    Но нельзя винить в этой трагедии только Эраста. Да, он предал Лизу, предал изза своей безалаберности и любви к картам. Да, он оказался подлецом и трусом.

    Но ведь в том, что случилось, есть и вина Лизы. Она сама бросилась в объятия Эраста, любовь затмила все, ради него она готова была на все. «Я скоро забуду душу свою, нежели милого моего друга!», — так говорила она самой себе. Предательство Эраста сильно потрясло Лизу.

    Она понимала, что по нравственным понятиям того времени у нее нет другого выхода, как покончить жизнь самоубийством. Она бросается в пруд. Эраст до конца своей жизни был несчастлив. Он сознавал, что в смерте Лизы есть его вина, он считал себя убийцей.

    Он погубил не только Лизу и ее мать, но и свою жизнь. До самых последний дней своей жизни он приходил на место гибели Лизы. Вот такая трагедий произошла с простой крестьянской девушкой. И только могилка у пруда, к которой приходили плакать и горевать несчастные влюбленные девушки, да опустевшаю хижина напоминали о плачевной судьбе Лизы

    Источник: http://www.uznaem-kak.ru/temy-idei-obrazy-povesti-karamzina-n-m-bednaya-liza-sochinenie-po-bednaya-liza-karamzin-n-m/

    Образ Эраста в повести «Бедная Лиза» Карамзина

    Эраст – один из главных героев повести Карамзина «Бедная Лиза». Это приятный молодой человек, способный расположить к себе. Он красив, богат и искушен в светской жизни.

    Сам автор описывает его так: «сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным.

    Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою».

    Важно

    Встретив Лизу, он почти сразу влюбляется в нее. Его очаровала её красота, простота и естественность. Он называет её «своей пастушкой» и «дочерью природы». Эрасту кажется, что он нашел свое счастье. Он по натуре мечтателен и имел живое воображение.

    Начитавшись романов, в которых «люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали», он решил, что «нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало». Он искренне верит в то, что сможет жить «с Лизою, как брат с сестрою» и не употребит её любовь во зло.

    В этом свете его чувства к Лизе выступают всего лишь необходимым дополнением к созданной его воображением идиллической картине. После того как Лиза отдается ему, он постепенно охладевает к молодой крестьянке. Тогда он решает отправиться в военный поход.
    <\p>

    Однако Эраст не исключительно отрицательный персонаж.

    Он не хотел вероломно обмануть наивную девушку и на самом деле вначале верил в свою любовь к ней. Уходя, он мучается совестью, и решает откупиться. Образ Эраста вообще почти всегда связан с деньгами.

    При первой встрече с Лизой он хочет купить все её цветы, хочет платить за Лизину работу «в десять раз дороже назначаемой ею цены», проигрывает во время похода всё своё состояние и вынужден жениться на богатой вдове. Эраст все свои поступки измеряет деньгами, считает, что с помощью денег можно сделать все. Деньги выступают в произведении как символ неискренних отношений.

    Разбив сердце девушки, молодой барин хочет откупиться от нее: «Вот сто рублей — возьми их». Он не понимает, что для Лизы его предательство подобно смерти. Для этого он слишком самовлюблённый и ветреный.<\p>

    Автор не осуждает Эраста за его поступок. Он сам наказал себя, терзаясь всю жизнь и так и не найдя счастья.<\p>

    Описание героев повести «Бедная Лиза» Карамзина

    Чувства и поступки героев в повести «Бедная Лиза» Карамзина

    Проблематика повести «Бедная Лиза» Карамзина

    Тема любви Лизы и Эраста в повести Карамзина «Бедная Лиза»

    Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=402

    Характеристика Лизы (по повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина)

    Лиза — молодая невинная девушка, живущая под Москвой одна с матерью, которая постоянно проливала слёзы по рано умершему мужу, а Лизе приходилось выполнять всю работу по дому и ухаживать за нею.

    Лиза была очень честная и наивная, она привыкла верить людям, у неё был цельный характер, то есть если она отдавалась какому-либо чувству или делу, то со­вершала это действие полностью, до конца.

    Вместе с этим она совершенно не знала жизни, потому что всё время прожила с богобоязненной матерью в стороне от всяческих шумных дере­венских развлечений.

    Читайте также:  Интересные факты о л.н. толстом

    Мать называет Лизу «любезной», «милой»: Карамзин вкла­дывает в уста крестьянки эти эпитеты, доказывая, что и крестьян­ки имеют чувствительную душу.

    Совет

    Лиза поверила молодому красивому Эрасту, потому что он ей очень понравился, а она к тому же никогда не встречалась с та­ким изящным обхождением. Она полюбила Эраста, но её любовь была любовью платонической, она совершенно не воспринимала себя как женщину.

    Эраста это поначалу устраивало, так как после развратной столичной жизни ему хотелось отдохнуть от постоян­ных сексуальных интриг, но после он неизбежно увлёкся Лизой как женщиной, потому что она была очень красива.

    Лиза этого ничего не понимала, она только чувствовала, как что-то измени­лось в их отношениях, и её это тревожило. Материал с сайта //iEssay.ru

    Уход Эраста на войну был для неё подлинным несчастьем, но она и подумать не могла, что у Эраста есть какие-то свои планы. Когда она увидела Эраста в Москве и поговорила с ним, то испы­тала сильнейший шок. Вся её доверчивость и наивность оказались обмануты и повергнуты и прах.

    Как натура крайне впечатлитель­ная, она не выдержала такого удара. Вся её жизнь, которая до этого представлялась ей ясной и прямой, превратилась в чудовищное на­громождение непонятных событий. Лиза не смогла пережить из­мены Эраста и покончила жизнь самоубийством.

    Конечно, такое решение было отчаянным средством уйти от решения жизненной проблемы, которая перед ней встала, и Лиза не смогла справиться с ней.

    Испугавшись реальной жизни и необходимости выйти из ил­люзорного мира, она предпочла безвольно погибнуть, нежели бо­роться и пытаться понять жизнь такую, какая она есть в действи­тельности.

    Можно воспользоваться современной аналогией, которая очень хорошо описывает такие ситуации: она была настолько по­гружена в «Матрицу», что реальный мир оказался для неё враж­дебным и равносильным полному исчезновению личности.

    На этой странице материал по темам:

    • психологический портрет лизы из повести бедная лиза
    • описание лизы и эраста из повести бедная лиза
    • характер лизы в бедной лизе цитаты из текст
    • характеристика бедной лизы с цитатами из текста
    • образ лизы из повести карамзина

    <\p>

    Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/k/karamzin/sochineniya/bednaya-liza/harakteristika-lizy-po-povesti-bednaya-liza-n.-m.-karamzina

    Сочинение по теме: психология героини повести н. Карамзина бедная лиза

    Лиза — главная героиня повести Карамзина. Писатель впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «…и крестьянки любить умеют» стали крылатыми. Чувствительность является центральной чертой характера Лизы.

    Она доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете, именно пылкость и горячность приводят Лизу к гибели, но нравственно она оправдана. Лиза на крестьянку не похожа. «Прекрасная телом и душой поселенка», «нежная и чувствительная Лиза», горячо любя своих родителей, не может забыть об отце, но скрывает свою печаль и слезы, чтобы не тревожить мать.

    Нежно заботится она о своей матери, достает ей лекарства, трудится день и ночь («ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве»). Автор уверен, что такие занятия вполне обеспечивают жизнь старушки и ее дочери.

    Обратите внимание

    По его замыслу, Лиза совершенно незнакома с книгой, однако после встречи с Эрастом она мечтает о том, как хорошо было бы, если бы возлюбленный «рожден был простым крестьянином пастухом…» — эти слова совсем в духе Лизы. По-книжному Лиза не только говорит, но и думает.

    Тем не менее, психология Лизы, впервые полюбившей девушки, раскрыта подробно и в естественной последовательности.

    Прежде чем кинуться в пруд, Лиза помнит о матери, она позаботилась о старушке, как могла, оставила ей деньги, но на этот раз мысль о ней была уже не в силах удержать Лизу от решительного шага.

    В итоге характер героини — идеализированный, но внутренне цельный. Характер Эраста намного отличается от характера Лизы. Эраст обрисован в большем соответствии с воспитавшей его социальной средой, чем Лиза.

    Это «довольно богатый дворянин», офицер, который вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил, скучал и жаловался на судьбу свою.

    Наделенный «изрядным умом и добрым сердцем», будучи «добрым от природы, но слабым и ветреным», Эраст представлял новый тип героя в русской литературе.

    В нем впервые намечен тип разочарованного русского аристократа. Эраст безрассудно влюбляется в Лизу, не думая о том, что она девушка не его круга.

    Однако герой не выдерживает испытания любовью. До Карамзина сюжет автоматически определял тип героя. В «Бедной Лизе» образ Эраста значительно сложнее того литературного типа, к которому принадлежит герой.

    Важно

    Эраст — не «коварный соблазнитель», он искренен в своих клятвах, искренен в своем обмане. Эраст столько же виновник трагедии, сколько и жертва своего «пылкого воображения». Поэтому автор не считает себя вправе вершить суд над Эрастом.

    Он стоит наравне со своим героем — ибо сходится с ним в «точке» чувствительности. Ведь именно автор выступает в повести в роли «пересказчика» того сюжета, который поведал ему Эраст: «…Я познакомился с ним за год до его смерти.

    Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке…».

    Эраст начинает в русской литературе длинную череду героев, главной чертой которых является слабость и неприспособленность к жизни и за которыми в литературоведении надолго закрепился ярлык «лишнего человека».

    Источник: https://www.school-essays.info/sochinenie-po-teme-psixologiya-geroini-povesti-n-karamzina-bednaya-liza/

    Сочинение по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

    Литература этого направления действительно повлияла на читающих людей и в Европе, и в России.

    Герои произведений стали предметом поклонения, им сочувствовали, как реальным людям, им подражали и в поведении, и в одежде, стремились попасть в те места, где они жили.

    Читателей привлекали внутренний мир героев, движения их души, смелость и откровенность автора, не стесняющегося своих слез – признака чувствительности.

    В русской литературе наиболее популярной сентиментальной повестью стала “Бедная Лиза” Н. М. Карамзина (1792). Она имела большой успех у читателей. Так как автор точно назвал место действия, то Симонов монастырь и пруд, находившийся неподалеку, где погибла Лиза, стали местом прогулок москвичей и многих приезжих. Читатели проливали о Лизе, как и автор, “слезы нежной скорби”.

    Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность. Она открывает читателям их собственные души, будит сострадание и другие благородные чувства. Один из современников Карамзина свидетельствовал: “Мы чувствовали всю сладость участия, и, несмотря на текущие слезы, сердце наше тайно восхищалось, видя себя к тому способным” .

    Описанная трагическая история воспринималась как реальная, потому что ее рассказчик лично знал героя, который и привел его к Лизиной могиле. Авторское вступление и заключение настраивали читателя на определенный эмоциональный лад, вызывающий сопереживание и сочувствие читателей.

    Повесть пользовалась популярностью еще и потому, что Карамзин создал жизненные образы героев. Каждый из них, как и живые люди, заключает в себе и хорошие, и плохие качества. Они любят, страдают, совершают ошибки, раскаиваются.

    Совет

    Вспомним, герои в произведениях классицистов наделялись либо положительными, либо отрицательными чертами характера. У них зачастую были говорящие имена и фамилии.

    Читателю открывается великолепный пейзаж, красоту которого тонко чувству-. ст и передает рассказчик, что свидетельствует о глубине и богатстве его души. Вместе с тем, противопоставляя город и деревню, автор готовит читателя к восприятию образов героев. Переход от летней панорамы Москвы к осенней настраивает на тревожное ожидание, создает грустное настроение.

    Рассмотрим, как складывались отношения Лизы и Эраста. Что рассказал об Эрасте автор? Это “довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою”.

    Что привлекло Эраста в Лизе? “Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце.

    Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение, переселялся мысленно в те времена (бывшие и небывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. “Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям”, – думал он и решился – по крайней мере на время оставить большой свет”.

    Что говорят об Эрасте Лиза и ее матушка? “У него такое доброе лицо, такой голос…” – восхищается девушка. Так же воспринимает его и матушка Лизы: “Да как же нам называть тебя, добрый барин?” Автор говорит о своем герое, как о добром, но легкомысленном человеке.

    А какая черта характера скрывается за словами, сказанными о нем: “…думал только о своем удовольствии”? Конечно, это эгоизм. В то же время Эраст понимает, что мужчина должен нести ответственность за судьбу любимой женщины.

    Он думает; “Не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив”.

    Карамзин отмечает, что на Эраста оказала влияние буколистическая поэзия , распространенная в литературе классицизма и сентиментализма.

    Причем нельзя не отметить иронического отношения автора к буколистической, или пасторальной, поэзии. Жизнь добродетельных поселян Карамзина проходит в трудах: “Отец Лизин…

    Обратите внимание

    любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь”. Лиза продавала в городе свое рукоделие и цветы, ухаживала за больной матерью.

    Встреча с красивой девушкой-поселянкой, продающей ландыши, отвечала настроению Эраста. Эти цветы явились олицетворением ее чистоты, скромности, неяркой красоты и беззащитности. Эраст стремится купить ландыши за большую цену. Так возникает тема денег, герой хочет купить вместе с цветами и расположение к себе девушки. Читатель убеждается, что в характере героя сочетаются противоречивые черты.

    Внутренний мир героев раскрывается в их речи, жестах, поступках, в авторских описаниях их переживаний, а также с помощью пейзажа.

    Так, не встретив на следующий день после знакомства Эраста, обещавшего покупать у нее цветы всегда, Лиза бросает ландыши в реку со словами: “Никто не владей вами!” В этом поступке героини, имеющем символическое значение, раскрываются и сила чувства, и состояние ее души. Представляя Эраста матушке, Лиза “раз пять повторила сие имя, как будто бы старалась затвердить его”.

    Жесты Лизы передают и волнение, и радость, и смущение. Например, слушая, что Эраст будет приходить к ним каждый день, “она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою”.<\p>

    Природа всегда находится в соответствии с состоянием души Лизы.

    Но осознание свершившейся трагедии заставляет ее ощутить разлад с природой: “Ах, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива и общая радость природы чужда твоему сердцу”.

    Свидания их продолжались; но как все переменилось! Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы – одними ее любви исполненными взорами – одним прикосновением руки, одним поцелуем, одними чистыми объятиями.

    Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог, – а кто знает сердце свое, кто размышлял о свойстве нежнейших его удовольствии, тот, конечно, согласится со мною, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви. Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу.

    Важно

    Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы”.

    Покинувший “большой свет”, увлекшийся красивой поселянкой, Эраст предусмотрительно ничего не обещает Лизе, забывает о своей ответственности за ее судьбу. Он советует ей ничего не рассказывать матушке об их отношениях.

    Лиза слушает Эраста “с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем”. Она “не могла отнять у него руки, не могла отворотиться, когда он приближался к ней с розовыми губами своими…

    ах! Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!.. Но я бросаю кисть…”.

    Как отмечают исследователи творчества Карамзина, этот эпизод будто нарисован красками на основе метафор “огонь любви”, “любовь сжигает сердца”.

    Охлаждение Эраста наступило потому, что девушка утратила для него прелесть новизны. Привычка к городской жизни взяла свое. Его пылкие речи сменяются холодной расчетливостью, он предлагает Лизе сто рублей за ее искреннюю любовь.

    Так тема денег возникает и при первом, и при последнем свидании Эраста с Лизой.

    Эраст не смог жить среди простых, искренних людей. Городская цивилизация развратила его, убила его природную доброту, сделала расчетливым (женится на богатой вдове). Он не сдержал своего намерения “не употребить” любовь Лизы во зло.

    Источник: http://www.testsoch.com/sochinenie-po-povesti-n-m-karamzina-bednaya-liza/

    Сочинение по произведению на тему: Чем интересна повесть Карамзина «Бедная Лиза»?

    Карамзин является одним из наиболее ярких представителей русского сентиментализма. Все его произведения проникнуты глубокой человечностью и гуманизмом. Предметом изображения в них являются душевные переживания героев, их внутренний мир, борьба страстей и развитие отношений.

    Самым лучшим произведением Карамзина справедливо считается повесть «Бедная Лиза». В ней затронуты две основные проблемы, раскрытие которых требует глубокого анализа и понимания русской действительности XVIII в.

    и сущности человеческой природы в целом.

    Большинство современников были в восторге от «Бедной Лизы», они совершенно правильно поняли идею автора, который одновременно анализировал сущность человеческих страстей, взаимоотношений и суровую русскую действительность.

    Совет

    Наиболее интересной является любовная линия этого произведения. Никогда раньше в русской литературе любовь не описывалась так ярко и так красиво, анализ чувств и переживаний героев поглощает автора.

    Лиза и Эраст являются представителями разных социальных классов: она из бедной семьи, он – богатый дворянин. Образ Лизы прекрасен и романтичен, она покоряет своей душевной чистотой и благородством.

    Девушка родилась в семье честных и трудолюбивых людей, она сама работает не покладая рук. Лиза с глубоким почтением и любовью отзывается о своей матери, испытывает благодарность за то, что она дала ей жизнь.

    Кроме того, девушка предельно честна и считает, что деньги можно брать только за работу, и отказывается брать у Эраста рубль за цветы, потому что они не стоят так дорого.

    Лиза – образец душевной чистоты и непорочности.

    Совершенно в ином свете представлен ее избранник Эраст, автор дает ему следующую характеристику: «…

    сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, но слабым и ветреным, он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил».

    Эраст – полная противоположность Лизе, у него нет ее цельности, нет ее чистоты, он развращен светской жизнью, уже многое познал, но и разочаровался.

    Лиза покоряет Эраста своей красотой и невинностью, он восторгается ею, даже пытается бороться с желанием быть с ней в более близких отношениях. «Я буду жить с Лизою как брат с сестрою, – думал он, – не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!»

    Обратите внимание

    Но благим намерениям Эраста не суждено воплотиться в жизнь, молодые люди поддаются страсти, и с этого момента их отношения меняются.

    Лиза страшится наказания за свой поступок, она пугается раскатов грома: «Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!» Она счастлива и глубоко несчастна одновременно.

    Автор высказывает свое отношение к любви и говорит, что «исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви». Но тем не менее он все равно не осуждает свою героиню и по-прежнему восторгается ею, потому что прекрасную, чистую душу ничто не может опорочить.

    В конце концов Эраст решает покинуть Лизу, сначала он уходит на войну, там в карты проигрывает все свое состояние, возвращается и ради денег женится на богатой вдове. Эраст пытается откупиться от Лизы деньгами. Девушка переживает сильное душевное потрясение и, не выдержав, бросается в пруд. Смерть ее трагична и ужасна, автор говорит о ней с глубокой скорбью.

    Эраст на первый взгляд предстает коварным соблазнителем, но на самом деле это не совсем так. Недаром, чтобы хоть как-то оправдать героя, Карамзин говорит о том, что Эраст был несчастен всю свою жизнь и считал себя убийцею.

    В повести «Бедная Лиза» Карамзин затронул очень серьезные и важные проблемы, но не указал пути их разрешения, да он и не ставил перед собой такой цели.

    Несовершенство общественного устройства и несовершенство человеческой природы – действительный факт, и кого-либо упрекать за это бессмысленно. П.

    Берков по этому поводу пишет следующее: «Вероятнее всего идея повести состоит в том, что устройство мира (не современного, а вообще!) таково, что прекрасное и справедливое не всегда может осуществляться: одни могут быть счастливы… другие… не могут».

    Источник: http://geum.ru/opus/highly-1985299.php

    Анализ повести «Бедная Лиза» — Сочинение по произведению Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

    Словам и вкусам вопреки И вопреки желаньям На нас от выцветшей строки Вдруг веет обаяньем. Что вещь странна для наших дней, Для нас отнюдь не тайна.

    Но есть достоинство и в ней: Она сентиментальна! Строки из первого спектакля «Бедная Лиза», Либретто Юрия Ряшенцева В эпоху Байрона, Шиллера и Гете, в преддверии Французской революции, в накале чувств, характерном в те годы для Европы, но при еще сохранявшейся церемониальности и пышности барокко, ведущими направлениями в литературе были чувственные и чувствительные романтизм и сентиментализм. Если появление романтизма в России обусловлено переводами произведений указанных поэтов, а уже позже было развито собственными российскими сочинениями, то сентиментализм стал популярен благодаря произведениям русских писателей, одним из которых является «Бедная Лиза» Карамзина.

    По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» – «сказка весьма незамысловатая».

    Важно

    Повествование о судьбе героини начинается с описания Москвы и признания автора в том, что он часто приходит в «опустевший монастырь», где погребена Лиза, и «внимает глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных».

    Данным приемом автор обозначает свое присутствие в повести, показывая, что любое оценочное суждение в тексте – его личное мнение. Сосуществование автора и его героя в одном повествовательном пространстве до Карамзина не было знакомо русской литературе.

    Заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя, который при этом постоянно повторяет, что не властен изменить ход событий («Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»).

    Лиза, вынужденная тяжело работать, чтобы прокормить старушку мать, однажды приходит в Москву с ландышами и встречает на улице молодого человека, который высказывает желание всегда покупать у Лизы ландыши и узнает, где она живет.

    На следующий день Лиза ждет появления нового знакомого – Эраста, никому не продавая свои ландыши, но он приходит только на следующий день к дому Лизы.

    На следующий день Эраст говорит Лизе, что любит ее, но просит сохранить их чувства втайне от ее матери.

    Долгое время «чисты и непорочны были их объятия», и Эрасту «все блестящие забавы большого света» представляются «ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его».

    Однако вскоре за Лизу сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни. Эраст возражает против их свадьбы, и говорит, что, несмотря на разницу между ними, для него в Лизе «важнее всего душа, чувствительная и невинная душа».

    Совет

    Их свидания продолжаются, но теперь Эраст «не мог уже доволен быть одними невинными ласками». «Он желал больше, больше и наконец, ничего желать не мог… Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы.

    » Через некоторое время Эраст сообщает Лизе, что его полк отправляется в военный поход. Он прощается, дает матери Лизы денег.

    Через два месяца Лиза, придя в Москву, видит Эраста, следует за его каретой до огромного особняка, где Эраст, высвобождаясь из лизиных объятий, говорит, что по-прежнему любит ее, но обстоятельства изменились: в походе он проиграл в карты почти все свое имение, и теперь вынужден жениться на богатой вдове.

    Эраст дает Лизе сто рублей и просит слугу проводить девушку со двора.

    Лиза, дойдя до пруда, под сенью тех дубов, которые всего «за несколько недель до того были свидетелями ее восторгов», встречает дочь соседа, отдает ей деньги и просит передать матери со словами, что она любила человека, а он изменил ей.

    После этого бросается в воду. Дочь соседа зовет на помощь, Лизу вытаскивают, но слишком поздно. Лизу погребли возле пруда, мать Лизы от горя умерла. Эраст до конца жизни «не мог утешиться и почитал себя убийцею».

    Автор познакомился с ним за год до его смерти, от него и узнал всю историю. Повесть произвела полный переворот в общественном сознании XVIII века. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «и крестьянки любить умеют» стали крылатыми.

    Неудивительно, что повесть была очень популярна. В дворянских списках разом появляется множество Эрастов – имя прежде нечастое.

    Пруд, находившийся под стенами Симонова монастыря (монастырь XIV века, сохранился на территории завода «Динамо» на улице Ленинская слобода, 26), назывался Лисиным прудом, но благодаря повести Карамзина был в народе переименован в Лизин и стал местом постоянного паломничества.

    По свидетельствам очевидцев, кора деревьев вокруг пруда была изрезана надписями, как серьезными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; / Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни»), так и сатирическими, враждебными героине и автору («Погибла в сих струях Эрастова невеста.

    / Топитесь, девушки, в пруду довольно места»). «Бедная Лиза» стала одной из вершин русского сентименталима. Именно в ней зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.

    Обратите внимание

    Важное значение имело художественное открытие Карамзина – создание особой эмоциональной атмосферы, соответствующей тематике произведения. Картина чистой первой влюбленности нарисована очень трогательно: «Теперь думаю, – говорит Лиза Эрасту, – что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий…

    » Чувственность – высшая ценность сентиментализма – толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья.

    Характерно прорисованы и главные герои: целомудренная, наивная, радостно доверчивая к людям, Лиза представляется прекрасной пастушкой, меньше всего похожей на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на сентиментальных романах; Эраст, несмотря на бесчестный поступок, корит себя за него до конца своей жизни. Помимо сентиментализма, Карамзин дал Росии новое имя. Имя Елисавета переводится как «почитающая Бога». В библейских текстах это имя жены первосвященника Аарона и матери Иоанна Крестителя.

    Позже появляется литературная героиня Элоиза, подруга Абеляра. После нее имя ассоциативно связывается с любовной темой: историю «благородной девицы» Жюли д'Энтаж, полюбившей своего скромного учителя Сен-Пре, Жан-Жак Руссо называет «Юлия, или Новая Элоиза» (1761).

    До начала 80-х годов XVIII века имя «Лиза» почти не встречалось в русской литературе.

    Выбрав для своей героини это имя, Карамзин сломал строгий канон европейской литературы XVII—XVIII веков, в котором образ Лизы, Лизетты был связан прежде всего с комедией и с образом служанки-горничной, которая обычно достаточно легкомысленна и с полуслова понимает все, что связано с любовной интригой.

    Разрыв между именем и его привычным смыслом означал выход за рамки классицизма, ослаблял связи между именем и его носителем в литературном произведении. Вместо привычной для классицизма связки «имя – поведение» появляется новая: характер – поведение, что стало существенным завоеванием Карамзина на пути к «психологизму» русской прозы.

    Многих читателей поразила дерзость автора в стиле изложения. Один из критиков из круга Новикова, в который некогда входил и сам Карамзин,, писал: «Я не знаю, сделал ли господин Карамзин эпоху в истории русского языка: но ежели сделал, так это очень худо».

    Далее автор этих строк пишет, что в «Бедной Лизе» «худые нравы названы благовоспитанностью» Фабула «Бедной Лизы» максимально обобщена и сжата.

    Важно

    Возможные линии развития лишь намечены, часто текст заменен многоточиями и тире, которые становятся его «значимым минусом». Образ Лизы также лишь намечен, каждая черта ее характера — тема для рассказа, но еще не сам рассказ. Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни.

    В мировом фольклоре и мифе герои зачастую способны активно действовать только в отведенном им пространстве и совершенно бессильны за его пределами.

    В согласии с этой традицией в повести Карамзина деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества.

    Недаром мать Лизы говорит ей: «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город».

    Центральной чертой характера Лизы является чувствительность – так определяли главное достоинство повестей Карамзина, подразумевая под этим умение сострадать, обнаруживать в «изгибах сердца» «нежнейшие чувствия», а также способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Лиза доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями».

    В конечном счете именно пылкость и горячность и приводят ее к гибели, но нравственно она оправдана. Последовательно проводимая Карамзиным мысль о том, что для душевно богатого, чувствительного человека совершать добрые поступки естественно, снимает необходимость в нормативной морали.

    Многими роман воспринимается как противостояние честности и ветрености, доброты и негативности, бедности и богатства. На самом деле все сложнее: это столкновение характеров: сильного – и привыкшего плыть по течению.

    В романе подчеркивается, что Эраст – молодой человек «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным».

    Совет

    Именно Эраст, который с точки зрения лизиного социального слоя является «баловнем судьбы», постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою».

    Эраст представлен эгоистом, которому кажется, что он готов измениться ради новой жизни, но как только ему становится скучно, он, не оглядываясь, меняет жизнь вновь, не задумываясь о судьбе тех, кого бросил.

    Иными словами, он думает только о собственном удовольствии, и его стремление жить, не обремененному правилами цивилизации, на лоне природы, вызвано лишь чтением идиллических романов и пересыщенностью светской жизнью. В этом свете, влюбленность в Лизу выступает лишь необходимым дополнением к создаваемой идиллической картине – недаром Эраст называет ее своей пастушкой.

    Начитавшись романов, в которых «все люди беспечно гуляли по лучам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами», он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало».

    Поэтому же он мечтает, что будет «жить с Лизою, как брат с сестрою, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!»;, и когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах.

    При этом Эраст, будучи, как подчеркивает автор, «добрым от природы», не может просто так уйти: он пытается найти компромисс со своей совестью, и его решение сводится к откупу. Первый раз он дает денег лизиной маме, когда не хочет больше встречаться с Лизой и уходит в поход с полком; второй раз – когда Лиза находит его в городе и он сообщает ей о своей предстоящей женитьбе.

    Повестью «Богатая Лиза» в русской литературе открывается тема «маленького человека», хотя социальный аспект в отношении Лизы и Эраста несколько приглушен.

    Повесть вызвала множество откровенных подражаний: 1801г. А. Е.Измайлов «Бедная Маша», И. Свечинский «Обольщённая Генриетта», 1803г. «Несчастная Маргарита».

    Обратите внимание

    Вместе с этим, тема «Бедной Лизы» прослеживается и во многих произведениях высокой художественной ценности, причем играет в них самые разные роли.

    Так, Пушкин, переходя к реализму в прозаических произведениях и желая подчеркнуть как свой отказ от сентиментализма, так и его неактуальность для современной ему России, взял сюжет «Бедной Лизы» и превратил «печальную быль» в повесть со счастливым концом «Барышня – крестьянка».

    Тем не менее, у того же Пушкина в «Пиковой даме» просматривается линия дальнейшей жизни карамзинской Лизы: судьба, которая ожидала бы ее, если бы она не покончила жизнь самоубийством. Отголосок темы сентиментального произведения звучит и в написанном в духе реализма романе «Воскресенье» Л. Т. Толстого. Соблазненная Нехлюдовым Катюша Маслова решает броситься под поезд.

    Таким образом, сюжет, существовавший в литературе до и ставший популярным после, был перенесен на русскую почву, приобретя при этом особый национальный колорит и став основой для развития русского сентиметнализма. русской психологической, портретной прозы и способствовавший постепенному отходу русской литературы от норм классицизма к более современным литературным течениям.

    Источник: http://sochbox.com/analiz-povesti-bednaya-liza-sochinenie-po-proizvedeniyu-n-m-karamzina-bednaya-liza/

    Ссылка на основную публикацию