Сочинение: образ татьяны лариной в романе «евгений онегин»

Образ Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин”

Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» давно стал символичным для русской литературы. Именно она, как правило, открывает галерею прекрасных женских характеров, созданных отечественными писателями. По тексту романа видно, что Пушкин создавал этого персонажа очень трепетно и внимательно.

Достоевский писал, что в заглавии романа должно стоять имя не Онегина, а Татьяны – именно ее знаменитый романист считал главной героиней произведения.

Образ Татьяны не просто возникает как застывший во времени и пространстве портрет, она показана в своем развитии, в мельчайших чертах характера и поведения – от романтичной девочки до сильной женщины.

В начале «Евгения Онегина» автор показывает нам юную семнадцатилетнюю девушку (стоит отметить, что возраст Татьяны прямым текстом не указан, однако письмо Пушкина Вяземскому, в котором он пишет о героине своего романа, дает ответ на этот вопрос).

Обратите внимание

В отличие от своей веселой и легкомысленной сестры Ольги, Татьяна очень тиха и застенчива.

С детства ее не привлекали шумные игры со сверстницами, она предпочитает одиночество – именно поэтому даже с членами семьи она чувствовала себя отстраненной, будто бы чужой.

Ее находят что-то странной,
Провинциальной и жеманной,
И что-то бледной и худой,

А впрочем очень недурной…

Однако эта девушка, такая молчаливая и малопривлекательная, имеет доброе сердце и способность очень тонко чувствовать. Татьяна любит читать французские романы, и переживания главных героев всегда находят отклик в ее душе.

Влюбленность Татьяны раскрывает ее нежную натуру. Знаменитое письмо, которое она пишет Онегину, является свидетельством ее смелости и искренности. Надо сказать, что для девушки того времени признаться в любви, тем более написав первой, практически приравнивалось позору.

Но Татьяна не хочет таиться – она чувствует, что должна рассказать о своей любви. К сожалению, Онегин просто не может этого оценить, хотя, надо отдать ему должное, он и сохраняет признание в тайне. Его равнодушие ранит Татьяну, которая с трудом справляется с этим ударом.

Столкнувшись с жестокой действительностью, так не похожей на мир любимых французских романов, Татьяна замыкается в себе.

И меркнет милой Тани младость:
Так одевает бури тень

Едва рождающийся день.

Интересным эпизодом в романе является сон Татьяны, предрекший гибель Ленского от руки Онегина.

Чувствительная душа Татьяны, улавливающая любую тревогу, откликается на напряжение в отношениях двух бывших приятелей, и выливается в тревожный, странный кошмар, приснившийся девушке во время святок.

Важно

Сонники не дают Татьяне разъяснений о жутком сновидении, но героиня боится толковать его буквально. К сожалению, сон сбывается.

Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский; страшно тени
Сгустились; нестерпимый крик
Раздался… хижина шатнулась…

И Таня в ужасе проснулась…

Финальная глава «Евгения Онегина» показывает нам совершенно другую Татьяну – повзрослевшую, рассудительную, сильную женщину.

Ее романтичность и мечтательность исчезают – несчастная любовь стерла эти черты из ее характера. Поведение Татьяны при встрече с Онегиным вызывает восхищение.

При том, что любовь к нему еще не угасла в ее сердце, она остается верной своему мужу и отвергает главного героя:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Так, лучший образ романа, который прекрасно описывает цитата «Татьяны милый идеал», сочетает в себе прекрасные и достойные подражания черты: искренность, женственность, чувствительность, и при этом – удивительную силу воли, честность и порядочность.

Источник: https://PoetPushkin.ru/evgeniy-onegin/obraz-tatyany-v-romane-evgenij-onegin.html

Образ Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин”..

Сочинение:

Каждый великий художник стремиться запечатлеть в своих произведениях тот идеал героини, в котором нашли выражение лучше качества своего народа, времени. Пушкинским идеалом стал образ Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин”

Впервые читатель знакомится с Татьяной во второй главе, героиня предстает нам как девушка из провинциальной русской семьи, простая уездная барышня. Покойный отец ее, бригадный генерал,  был “добрый малый, в прошедшем веке запоздалый”, а ее патриархальная семья хранила “привычки милой старины”,  отмечая традиционные русские праздники: масленицу, день Троицы.

Течение жизни молодой героини проходит неспешно, она читает романтические произведения Ричардсона и Руссо, гадает о суженом, верит в приметы, крещенские страхи, толкует вещие сны по старинной книге Мартына Задеки и любит разговаривать с крестьянкой-няней.

Совет

Однако с самого начала автор выделяет Татьяну из обычной провинциальной семьи:  Она в семье своей родной
    Казалась девочкой чужой
Девушка не занимается традиционными девичьими занятиями — не вышивает, не играет в куклы, 
ее не привлекает игра со сверстницами в горелки и подвижные игры, это скучно для нее, зато она любит слушать страшные рассказы няни Филипьевны.

 Часто Татьяна проводит целый день сидя молча у окна, она задумчива и предпочитает одиночество:  Она любила на балконе

              Предупреждать зари восход

Для того чтобы усилить впечатление, автор дает контрастный образ младшей сестры Татьяны, Ольги:
    Глаза, как небо, голубые,
    Улыбка, локоны льняные,
    Движенья, голос, легкий стан,
    Все в Ольге…
Ольга, безусловно пресестна: скромна, послушна, всегда весела, “как поцелуй любви мила”.

Татьяна же наоборот, не отличалась ни красотой своей сестры, ни румяной свежестью, и не могла привлечь внимание.
Однако младшая сестра внутренне бесцветна, что отмечает сам Евгений Онегин: 
    Я выбрал бы другую,
    Когда б я был, как ты, поэт.

    В чертах у Ольги жизни нет
Внутренней пустоте противопоставлено богатство внутреннего мира Татьяны, ее духовная красота,

доброта, нравственная сила и вера. 

Главное занятие Татьяны — чтение: 
    Ей рано нравились романы;
    Они ей заменяли всё
Книги оказывают сильное влияние на ее поведение, Татьяна сама представляет себя героиней романтической повести, а большинство ее поступков – это копия тех отношений, которые предстали перед ней на страницах французской литературы.

Однако в милой героине романа нет ничего наносного, неискреннего, нет кокетливой позы и набора банальных фраз светской девицы на выданье. Пушкин постоянно подчеркивает, что Татьяна “любит без искусства”, “любит не шутя”.

С какой удивительной откровенностью и смелостью пишет эта скромная уездная барышня своему возлюбленному, герою ее мечтаний, Евгению Онегину! В 19 веке барышням не принято было первыми признаваться в своих 
чувствах. Татьяна понимает, что переступает нравственные запреты, все, чему ее учили : 
     Теперь, я знаю, в вашей воле 
     Меня презреньем наказать…

 
Страдает ее гордость, ее понятия о том, что правильно, а что нет. В письме, написанном на французском,
проявляются столь свойственная ей романтичность и решительность. Она не желает молча страдать, а готова действовать и менять  не устраивавшую ее ситуацию. В то же время она верит в благородство Онегина: ” Вы не оставите меня.

” 
Известный критик Белинский в своей статье писал: “Татьяна вдруг решается писать к Онегину: порыв наивный и благородный; но его источник не в сознании, а в бессознательности: бедная девушка не знала, что делала.”
“Всё в письме Татьяны истинно, но всё просто. Сочетание простоты с истиною составляет высшую красоту и чувства, и дела,  и выражения…

“, однако критик уверен, что она не сумела бы ни понять, ни выразить собственных своих ощущений,  если бы не прибегла к помощи впечатлений, оставленных на ее памяти романами, без толку и без разбора читанными ею.
Как бы то ни было, стихи в конце письма прекрасны: они проникнуты чистым чувством, и являют собой соединение искренности и простоты:
    …

Читайте также:  Краткое содержание произведения «леди макбет мценского уезда» по главам (н. с. лесков)

Судьбу мою
   Отныне я тебе вручаю.
   Перед тобою слезы лью,
   Твоей защиты умоляю…
Несмотря на всю честность и смелость послания, Онегин отказывает Татьяне:
    Напрасны ваши совершенства:
    Их вовсе не достоин я.

Все надежды бедной девушки рушаться, но назидательная, нравоучительная отповедь Евгения не смогла убить в Татьяне любовь к нему, разрушенная надежда не погасила в ней пожирающего ее пламени: 
он начал гореть тем упорнее и напряженнее, чем глуше и безвыходнее. Несчастие дало новую энергию страсти. 
И даже после посещения Татьяной деревенского дома Онегина и чтения его любимых книг, где “Онегина душа себя невольно выражала”, 

когда девушка поняла, кого судьба ей послала, героиня продолжает любить этого человека. 

Но вот, по прошествии нескольких лет, мы можем видеть Татьяну в высшем свете. Рисуя образ петербургской Татьяны автор пишет: 
    Она была нетороплива,
    Не холодна, не говорлива,
    Без взора наглого для всех,
    Без притязаний на успех..

Обратите внимание

    Все тихо, просто было в ней
Замужняя дама Татьяна взрослеет и кардинально меняется: 
   Никто б не мог её прекрасной
   Назвать; но с головы до ног
   Никто бы в ней найти не мог
   Того, что модой самовластной
   В высоком лондонском кругу
   Зовется vulgar
Теперь это равнодушная княгиня, неприступная богиня роскошной царственной Невы, однако Татьяна равнодушна к светской жизни, 

она видит фальшь, царящую в высшем петербургском обществе.

В знаменитой сцене решительного объяснения Татьяны с Онегиным мы видим, как много перечувствовала, передумала, перестрадала эта доверчивая девочка “из глуши степных селений”, в итоге став мудрой разумом и сердцем женщиной.

Она сохранила в себе лучшее  от несмелой и простой Тани, помнит о прошлом, о своем сельском домике, старушке няне, встрече с Онегиным, своих 
“любви безумных страданиях”, о столь возможном и близком счастье.
В этом объяснении все существо Татьяны выразилось вполне.

Речь Татьяны начинается упреком, в котором высказывается желание 
мести за оскорбленное самолюбие:
   Онегин, помните ль тот час,
   Когда в саду, в аллее нас
   Судьба свела, и так смиренно
   Урок ваш выслушала я!
   Сегодня очередь моя.

Основная мысль упреков Татьяны состоит в убеждении, что Онегин потому только не полюбил ее тогда, 
что в этом не было для него очарования соблазна; а теперь приводит к ее ногам жажда славы.
Во всем этом выражается страх за свою добродетель, и пожалуй самое главное в характере и поведении Татьяны — это понимание долга,  ответственности перед людьми.

Эти чувства берут верх над любовью. Она не может быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему мужу, который “в сраженьях изувечен”, гордится ею, доверяет ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью. 
Татьяна находит в себе силы спокойно и достойно сказать любимому и любящему ее человеку знаменитые слова признания и прощания:
    Я вас люблю, (к чему лукавить?), 
     Но я другому отдана; 

    Я буду век ему верна.

Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась,  но не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер. Главные качества Татьяны – душевное  благородство, искренность и чувство долга.

Татьяна является для поэта идеалом женщины, и он этого не скрывает: “Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою…

“Гармония духа” составляет сущность ее характера и делает пушкинскую героиню “милым идеалом”, одним из привлекательных и ярких образов русской и мировой литературы.

Источник: https://vopvet.ru/news/obraz_tatjany_larinoj_v_romane_evgenij_onegin/2016-05-10-4676

Образ Татьяны Лариной в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»

Татьяна Ларина – главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Иногда читателям кажется, что автор неправильно дал название своему произведению. Симпатия всех, кто берется читать роман, всегда на стороне его волшебной героини – Татьяны.

Но, если прочитать роман внимательнее, мы увидим, что образ главного героя Пушкин изображает как летописец или биограф – разворачивает события во времени, некоторые отдельно, рассматривая их более детально.

Татьяна же, поскольку не является главной героиней, появляется в романе дважды – в своем родительном имении и на бале в Петербурге.

Важно

Впервые читатель видит Татьяну тогда, когда Онегин появляется на праздновании ее именин. Она – старшая из двух сестер Лариных. Сестры являются противоположностью во всем.

Одна – красивая, неразумная белянка, другая – чернявая и романтическая девушка. Даже ее имя простонародное. Она «…та, которая грустна И молчалива, как Светлана».

В то время как ее сестра Ольга весела, играет с подружками. Евгений отмечает:

«В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне»<\p>

Татьяна одинокая, любит сидеть самая возле окна, ее увлекает – не вышивание, как других девушек, а романтичные истории о любви Ричардсона и Руссо, сонник Мартына Задеки.

Пушкин подчеркивал близость Татьяны к народу не только ее простонародным именем, но и ее вкусами.

Татьяна вместе с дворовыми девушками гадает, прислушивается к рассказам суеверной няни, тайно вычитывает из сонника смысл своих снов… Простая и красивая девушка, с чистым сердцем и любознательным умом, она ищет своего романтического героя и находит его в Онегине.

Почему она не влюбилась в Ленского? Он как и Татьяна – романтический герой, путешественник, студент Гетингенского университета. Человеческие пересуды сразу «повенчали» Татьяну и Евгения, тем не менее, этого могло не произойти. Пушкин определяет этот миг так:

И в сердце дума заронилась; Пора пришла, она влюбилась<\p>

Рекомендуем почитать ►

Перевод Набоковым «Евгения Онегина»

Итак, почему именно Евгений становится ее избранником? Здесь Пушкин говорит просто:

Давно сердечное томленье Теснило ей младую грудь; Душа ждала… кого-нибудь<\p>

Итак, Евгений – пока что «кто-то» для Татьяны. Она влюбляется лишь в образ, в свою мечту, которая, в конце концов, приобрела какие-то определенные черты. Онегин для нее – воплощение одухотворенных героев «любовника Юлии Вольмара», Малека-Аделя, Линара, Вертера и Грандисона:

«Все для мечтательницы нежной В единый образ облеклись, В одном Онегине слились…»<\p>

Совет

Сама Татьяна, «подобно Юлии, Дельфине», влюбленная, не умевшая высказать своей мысли русской, просто переписывает текст любовного письма с французского романа и отсылает его Онегину как свой.

Для Онегина, светского льва, внезапная влюбленность сельской девочки – лишь неприятный случай, он отвечает ей, как и должен ответить взрослый мужчина девушке-подростку (даже довольно вежливо!): «Я не созданный для брака». Он старается не обидеть ее душу, и одинаково первое девичье чувство она отброшена.

Проходит несколько лет – и Онегин снова встречает Татьяну – теперь волшебную светскую даму, жену боевого генерала. Онегин очарован: впервые он серьезно влюблен… Как и когда дикая романтическая девочка превратилась в блистающую хозяйку столичных балов? Самая неожиданная несчастная любовь открывает для Татьяны-девочки мир взрослых чувств.

Читайте также:  Анализ стихотворения пушкина «я помню чудное мгновение»

Она читает много книжек из библиотеки усадьбы Онегиных, благодаря которым девушке приоткрывается внутренний мир влюбленного:

«И начинает понемногу Моя Татьяна понимать Теперь яснее – слава богу – Того, по ком она вздыхать Осуждена судьбою властной: Чудак печальный и опасный»<\p>

Позднее, приехав в Москву, она научится выезжать в мир, вести себя в обществе… Окрепнет и вырастет ее душа, она станет украшением и хозяйкой гостиных, на равные будет разговаривать со светскими львицами (например, с Ниной Вронской, «Клеопатрой Невы»). Но приобретя светского опыта, Татьяны все равно останется той дикой и романтической девочкой, умеющей любить, дворянское общество научило ее изысканным манерам, вкусу в одежде. Но самое главное – способность к чистому человеческому чувству. Ответ Татьяны Онегину ну на его чувство звучит, будто месть – горький укор за то, что он не увидел и не оценил силы ее чувств:

Урок ваш выслушала я? Сегодня очередь моя. «Онегин, я тогда моложе, Я лучше, кажется, была, И я любила вас; и что же? Что в сердце вашем я нашла?»<\p>

«Тогда – не правда ли? – в пустыне, Вдали от суетной молвы, Я вам не нравилась…» – говорит Татьяна.

«Меня преследуете вы? Зачем у вас я на примете? Не потому ль, что в высшем свете Теперь являться я должна; Что я богата и знатна…».

Татьяна упрекает его любовь: «Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом?» Но и сейчас она его уважает, и даже любит: «А счастье вылилось так близко…» Пушкин уже почти толкает Татьяну навстречу своему герою-ловеласу, и понимает: нет, Татьяна не для Онегиных! ее чистая и красивая душа не создана для однодневной любви, она сильная и цельная, ей нужно или все – или ничего. Ее простонародное христианское воспитание не разрешает Татьяне совершить грех даже для любимого человека. Поэтому ее выбор такой: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна»

Пушкинская Татьяна – замечательный пример высокой любви, такой, которая приносит себя в жертву — ради того, чтобы не предать, не принизить это прекрасное чувство. Если бы Татьяна не отказала Онегину, их любовь превратилась бы в похожее на многие истории.

Обратите внимание

Вместе с тем ее отказ поднял эту историю на уровень мировой литературы. Пушкин любит свою Татьяну, он восхищен ее живостью, понятливостью – и девичьим, и женским. Татьяна – воплощение пушкинского идеала женщины.

А достижим этот идеал, или нет, – каждая женщина должна ответить на этот вопрос хотя бы раз в жизни.

 

Источник: http://www.getsoch.net/obraz-tatyany-larinoj-v-romane-a-pushkina-evgenij-onegin-2/

“МИЛЫЙ ИДЕАЛ” (образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)

В образе Татьяны Лариной поэт воплотил лучшие женские качества, подмеченные им ранее в жизни. И наиболее важно для поэта то, что героиня – “русская душою”. Что же делает ее такой и какие черты ее характера близки Пушкину?

В первую очередь А. С. Пушкин подчеркивает близость героини к природе.

“Милому идеалу” поэта нравится встречать восход солнца, бродить по лесам, наслаждаться тишиной и гармонией природы, отдыхать на ее лоне.

Не случайно Татьяна не хочет уезжать из поместья и противопоставляет “постылую жизнь” высшего света в Петербурге жизни в родных, близких ее сердцу деревенских местах, на обширных просторах.

Недаром Пушкин наделяет свою героиню нетрадиционным для дворянских героинь, чисто русским именем, с которым “неразлучно воспоминанье старины”. Ведь его героиня – воплощение национального характера.

Она тесно связана с народной жизнью духовными узами. Лучшие черты личности Татьяны уходят корнями в народную почву.

Воспитанная простой крестьянкой, так же как и сам Пушкин – Ариной Родионовной, Татьяна восприняла от няни всю народную мудрость, постигла понятия добра, зла и долга.

Знание фольклора, сказок, обрядов, народных традиций, “преданий простонародной старины” служит тому доказательством.

Чувства героини полны искренности и чистоты. Пушкин всегда рад подчеркнуть индивидуальность Татьяны, ее отличие от девушек-пустышек. Она не знает ни манерной жеманности, ни лукавого кокетства, ни сентиментальной чувствительности – всего того, что было свойственно большинству ее сверстниц.

Важно

И, пожалуй, главное для Пушкина то, что его Татьяна любит Онегина “не шутя”, серьезно, на всю жизнь. Может быть, именно это сделало образ Татьяны бессмертным. Ее наивно-чистое, трогательное и искреннее письмо дышит глубоким чувством, оно полно возвышенной простоты. Трепетные слова ее признания в любви к Евгению так схожи с признаниями самого Пушкина!

Интеллектуальное развитие Татьяны помогает ей в Петербурге понять и внутренне отвергнуть “постылой жизни мишуру”, сохранить свой высокий нравственный облик. И свет видит в ней волевую натуру, осознает ее превосходство.

Нам понятно, что Татьяна прячет свои чувства под маской светской дамы. И мы видим ее страдания. Она хочет бежать в деревню, к тому миру, что был так близок ей.

Но героиня не способна порвать узы брака с человеком, за которого она вышла. Кем бы он ни был, она никогда не причинит ему боль.

Это в очередной раз доказывает ее духовное превосходство над окружающими, ее верность, преданность своим обязательствам и идеалам.

Надо признать, что А. С Пушкин создал новый литературный тип, которому нет аналогов в русской литературе. По словам Белинского, “он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину”.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/milyj-ideal-obraz-tatyany-larinoj-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

Сочинения на Getsoch.ru

Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Недаром персонаж Татьяны Лариной оставил такое мощное впечатление в русской литературе, ведь еще Ф. М. Достоевский утверждал, что роман следовало назвать именем главной героини, а не «Евгений Онегин». Загадочная и сложная натура, Татьяна стала для Пушкина «милым идеалом».

 <\p>

       Это простодушная, поэтичная, задумчивая и неторопливая девушка, дикарка, из бедной дворянской семьи. Татьяна серьезно верит в мистику, «преданья простонародной старины». Девушке нравится бывать в одиночестве, гулять одной по лесу.

Сны, гадания, таинственные истории — все пытается охватить ее пытливый ум, воспитанный во многом под влиянием няни-крестьянки. У Лариной «русская душа», а также пламенное и доброе сердце.  <\p>

Совет

       Пушкин намного больше внимания при описании Татьяны уделяет ее внутреннему миру, чем внешнему облику (поэт описывает лишь бледное лицо без румяной свежести).

<\p>

       Ее главное достоинство — ум. Татьяна анализирует причины своих поступков, пытается понять чувства других людей. Она немного замкнута, чтение — ее отрада. Поэтому все свои представления о любви  юная дворянка почерпнула из модных женских романов.

Даже сегодня многих молодых людей такие идеализированные любовные истории привлекают, а уж неискушенную девушку начала XIX века – тем более. <\p>

       К влюбленности в Евгения 17-летняя Татьяна была готова: она «ждала кого-нибудь».

Обстановка вокруг только способствовала — столичный приезжий один раз посетил семью с барышнями на выданье, а вокруг уже все заговорили о возможном замужестве. Именно Онегин показался Лариной достойным героем ее любовного романа — отстраненный, не похожий на других светский щеголь.

<\p>

       Девушка не привыкла ни с кем делиться, все переживания носит в себе и поэтому она не видит никакого выхода своих чувств, кроме как написать трогательное письмо Евгению. Это был просто немыслимый поступок для барышни того времени.

Читайте также:  Анализ стихотворения «падаль» шарля бодлера

 <\p>

       В письме Татьяна очередной раз показывает себя чистым и благородным человеком, желая лишь одного — правдивого ответа. Получив отказ, она пытается понять поступок Евгения, запасается «гордым терпеньем», но ее любовь никуда не девается. Онегин преподал ей первый жизненный урок, разбивший все романтические иллюзии Татьяны.

<\p>

       Следующая встреча героев происходит в Москве спустя два года. Татьяна уже светская дама, недоступная княгиня, которая удачно вышла замуж.  Женщина все так же тяготится светскими сплетнями, злословием и суетой, равнодушна к мужским ухаживаниям.

Обратите внимание

Она отличалась от остальных девушек у себя дома, а в Петербурге отторжение от общества еще больше увеличилось — Татьяна обедает лишь в обществе матери, поведение отстраненное, но при этом безупречное.<\p>

       Теперь уже Евгений влюбляется и пишет письмо Татьяне. Она отвечает, что до сих пор любит его, но делает выбор в пользу мужа и добродетели. Чувство к Евгению уже не властно над Лариной, она его «переросла». Ее сильная воля и уверенность в своих действиях обескураживают Евгения.<\p>

       Татьяна — благородная, добрая и цельная натура. Ее образ навсегда останется в галерее глубоких русских женщин с трепетной душой, женственных и жертвенных, но так и не сумевших обрести свое счастье.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/559-obraz-tatyany-larinoj-v-romane-evgenij-onegin.html

Образ Татьяны Лариной в романе Пушкина “Евгений Онегин” | Инфошкола

11 Август 2012       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   3695

Образ Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин»

  Белинский назвал роман Пушкина «Евгений Онегин» «самым задушевным произведением» Александра Сергеевича. Да и сам автор считал этот роман самым лучшим своим творением. Пушкин работал над ним с огромным увлечением, отдавая творчеству всю свою душу, всего себя.

И, несомненно, образы главных героев романа очень близки автору. В каждом из них он отразил какие-то присущие ему самому черты. Они стали для Пушкина почти родными. Наиболее близок автору образ Татьяны, которая, по’сути своей, является идеалом русской женщины для Пушкина.

Именно такой представлял он себе истинную русскую женщину: искренней, пламенной, доверчивой и, в то же время, обладающей душевным благородством, чувством долга и сильным характером.
  В портрете Татьяны Пушкин дает не внешний облик, а скорее внутренний ее портрет: «…Дика, печальна, молчалива…».

Это нетипичный образ, привлекающий не красотой своей, а внутренним миром. Пушкин подчеркивает разницу между Татьяной и Ольгой:

Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной

  Не привлекла б она очей — говорит он о Тане и далее еще не раз повторяет, что Татьяна некрасива. Но образ этой кроткой, задумчивой девушки притягивает читателя и самого автора своей прелестью и необычностью.
  Во второй главе романа мы встречаем девушку, чей любимый круг жизни составляют природа, книги, деревенский мир с рассказами сказками няни, с ее теплотой и сердечностью.

Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.

  Читая роман, можно заметить, что в тех строфах, где речь идет Татьяне, обязательно присутствует описание природы.

Важно

Недаром Пушкин много раз передает душевное состояние Тани через образы природы, он подчеркивает этим ту глубокую связь, которая существует между деревенской девушкой и природой.

Например, после суровой проповеди Онегина «меркнет милой Тани младость: так одевает бури тень едва рождающийся день». Прощание Тани с родными местами, родными полями, лугами сопровождается трагическим описанием осени:

Природа трепетна, бледна,
Как жертва пышно убрана…

  Весь внутренний мир Тани созвучен с природой, со всеми ее изменениями. Такая близость является одним из признаков глубокой связи с народом, которую Пушкин очень ценил и уважал. Песня Девушек, утешающая Таню, привязанность к «Филлипьевне седой», гаданье, — все это снова говорит нам о живой связи Тани с народной стихией.

Татьяна (русскою душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.

  Одиночество, отчуждение от окружающих, доверчивость и Наивность позволяют «мечтательнице нежной» путать Онегина с героем романа, присваивать себе «чужой восторг», «чужую грусть».

  Но, увидев вскоре, что герой ее мечтаний вовсе не такой, каким она себе его вообразила, пытается понять Онегина. Девушка пишет Онегину пылкое, страстное письмо и получает в ответ суровую проповедь.

Но эта холодность Евгения не убивает Танину любовь, «строгий разговор» в саду лишь открыл Тане жестокосердечность Онегина, его способность безжалостно отвечать на искренние чувства.

Вероятно, уже здесь начинается рождение «той равнодушной княгини», которой поражен и ранен Онегин в восьмой главе.
  Но, между тем, даже смерть Ленского не разрушила то глубокое чувство, которое Татьяна испытывала к Онегину:

И в одиночестве жестоком
Сильнее страсть ее горит,И об Онегине далеком
Ей сердце громче говорит.

Совет

  Онегин уехал, и, кажется, безвозвратно. Но Татьяна до посещения его дома продолжает отказывать всем, кто к ней сватается. Лишь побывав в «молодой келье», увидев как и чем жил Евгений, она соглашается ехать на «рынок невест» в Москву, потому что начинает подозревать нечто страшное для себя и для своей любви:

Что ж он? Ужели подражанье?
Ничтожный призрак, иль еще —
Москвич в Гарольдовском плаще?
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных лексикон?
Уж не пародия ли он?

  Хотя внутренний мир Евгения и не исчерпывается книгами, которые он прочел> Таня этого не понимает и, делая ошибочные выводы, разочаровывается, в любви и в своем герое. Теперь ей предстоят скучная дорога в Москву и шумная суета столицы.
  В «уездной барышне» Татьяне «все наруже, все на воле». В восьмой же главе мы встречаем равнодушную княгиню», «законодательницу зал».

Прежняя Таня, в которой было «все тихо, все просто», теперь стала образцом «безупречного вкуса», «верным слитком» благородства и изысканности.
  Но нельзя сказать, что теперь она действительно «равнодушная княгиня», не способная испытывать искренние чувства, и что от прежней наивной и робкой Тани не осталось и следа. Чувства есть, просто теперь они хорошо и прочно спрятаны.

И та «беспечная прелесть» Татьяны — маска, которую она носит с искусством и естественностью. Свет внес свои коррективы, но только внешние, душа Татьяны осталась прежней. В ней все еще живет та доверчивая «девочка», любящая «русскую зиму», холмы, леса, деревню, готовая отдать «весь этот блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад…».

Теперь порывистость и безоглядность чувств сменилась в ней самообладанием, которое помогает Тане выдержать тот момент, когда смущенный, «неловкий» Евгений остается с ней один ни один.
  Но все-таки главное достоинство Татьяны — это душевное благородство ее истинно русский характер.

Татьяна обладает высоким чувством долга и собственного достоинства, именнопоэтому она нашла в себе силы подавить свои чувства и сказать Онегину:

Я вас люблю (к чему лукавить?)
Но я другому отдана;
И буду век ему верна.

  Пушкин восхищался образом, столь искусно созданным им самим. Он воплотил в Татьяне идеал настоящей русской женщины.

  Писатель видел жен многих декабристов, которые из любви своей и чувства долга отправлялись в Сибирь за мужьями. Вот таким душевным благородством наделил он свою героиню.

  Образ Татьяны является самым глубоким и серьезным в романе. Высота, одухотворенность, глубина Татьяны Лариной позволили Белинскому назвать ее «гениальной натурой».

Источник: https://info-shkola.ru/obraz-tatyany-larinoj-v-romane-pushkina-evgenij-onegin/

Ссылка на основную публикацию