Анализ произведения Эрнеста Хемингуэя “Старик и море”
Эрнест Хемингуэй великий писатель, прозаик. Он мастерски
соединил в этом произведении реальность, обычных людей с элементами философии.
Его героев окружает мир символов, которые он любезно предоставляет читателю для
интерпретации.
Он великий талант, так как смог легко и непринуждённо соединить
на страницах своей новеллы, две плоскости: то, что мы видим на поверхности, и
то, что находится глубже, сокрыто от простого читателя, так называемый мир
символизма.
Старик и море |
В центре сюжета старый рыбак Сантьяго, который уже 84 дня
как ничего не поймал. У него был помощник – мальчишка Манолин, но родители
заставили его перейти на другие лодки, так как удача отвернулась от старика.
Однако Сантьяго не унывает, он верит, что на 85-й день ему обязательно повезёт,
и он поймает большую рыбу.
Нужно только отойти подальше от берега. И он был
прав. Он поймал большую рыбу, но, увы. Он был один в лодке и несколько дней
борьбы с рыбой вымотали старика, да и голодные акулы, которые не упускали
возможности перекусить, не давали ему спуску. К сожалению, от самого большого
улова у Сантьяго осталась только голова и меч марлина.
В своих произведениях, автор воспевает силу духа и
человеческих возможностей, о стремлении и желании к победе. Но это лишь видимая часть. В плоскости символов – Сантьяго, это
человек, который бредет по жизни-морю.
Лодка – это его социальное окружение.
Раньше в него входили Манолин, и они вместе бороздили водные просторы, но
сегодня его лодка пуста. Он не сдаётся, он верит, что его самый большой улов
впереди.
Как это по-человечески, верить в светлое “завтра”, даже если вера, это
всё что осталось.
и что если ему выпадает удача-рыба, то не каждый в состоянии вытащить её на
берег воспользоваться плодами своего труда. А ещё хуже, когда на чужую удачу поглядывают
недруги-акулы, пытаясь себе откусить по весомому куску. Жизнь-море полно
неприятностей, подстерегающих в темных глубинах, и в тоже время оно переполнено
рыбой-удачей, возможностями, стоит только лишь приложить усилия и отойти от
берега.
Хемингуэй создал новое направление в литературе. Его новелла
имеет поучительный, наставнический характер. Притча-новелла, в которой автор
раскрывает суть человеческой жизни, внутренний мир, чувство удовлетворения,
силу духа и удачи.
Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/01/analiz-proizvedeniya-ernesta-khemingueya-starik-i-more.html
«Старик и море» Хемингуэй анализ
«Старик и море» — повесть-притча американского писателя Эрнеста Хемингуэя о кубинском рыбаке Сантьяго, ее борьбу с гигантской рыбой, которая стала самой крупной добычей в ее жизни.
Год написания: 1952 (в 1953 году за свою повесть Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию, в 1954 году — Нобелевскую премию по литературе)
Главные герои «Старик и море»
Сантьяго — старый рыбак
Манолин — соседский мальчишка
Темы и проблемы «Старик и море»: человек и природа; внутреннее наполнение жизни, обусловливает чувство человеческого достоинства, самоощущение человека; смысл жизни; преемственность поколений; человек среди людей, человеческие сообщества.
В повести речь идет о борьбе старого рыбака с огромной морской рыбой — марлином. Такая, казалось бы, простая история, но как сумел ее рассказать Хемингуэй!
С бытовой точки зрения в повести все логично, причинно обусловлено, и границы реального мира нигде не нарушаются. Размеры марлина не превышают пределов возможного, в самой рыбе нет ничего мистического или «рокового». Подчеркнуто реальный характер имеют и все действия старого, мальчика Манолино и других персонажей, все детали быта тоже реальны.
Итак, сюжет «Старик и море» достаточно «жизнеподобный». Но вспомним о «теории айсберга» Хемингуэя. Основной философский смысл произведения скрытый, «под водой». И выражается он в тех проблемах, которые мы только что определили.
Речь в повести идет не только о старом или мальчике, но и о человеке и человечестве. То, что происходит с рыбаком, оказывается важным для людей вообще, независимо от рода занятий. Сама бедность «реквизита» как бы подчеркивает общечеловеческое значение повести, раскрывает основы человеческого существования. Именно поэтому каждое слово здесь важно, насыщенное смыслом.
Писатель следит за каждым движением своего героя, за течением каждой мысли в его сознании. Старый воплощает судьбу человека среди стихии. Сантьяго окружают море, рыбы, звезды, небо. Все наполнено символами. Море для него — женщина, и звезды — сестры. И рыба — не просто реальная рыба, в ней скрыта сила, пронизывающая весь мир. В образе Сантьяго символически сливаются человек и мир.
Возможно, это первое произведение Хемингуэя, в котором человек счастлив, потому что чувствует примирение с жизнью. То, что у одинокого Сантьяго есть мальчик, которого он любит, мальчик, который будет продолжать его дело, делает финал повести оптимистичным.
Человек непобедим, он способен выстоять и преодолеть все препятствия. Поэтому символическим становится сновидения старика: молодые львы — воспоминания о молодости, путешествия в Африку. Его сон охраняет Манолино.
Юность рядом с ним — в образе мальчика и в образе львов.
Повесть-притча требовала особого художественного воплощения. Поэтому ее отрывистый, лаконичный ритм меняется медленными, развернутыми пейзажными картинами, как, например, описания ночного и утреннего моря.
Характерные для повести монологи старого полны мудрости и покоя. Благодаря необычному мастерству автора, эта история-притча стала, по словам У. Фолкнера, «поэзией, переведенной языком прозы».
Источник: https://ktoikak.com/starik-i-more-heminguey-analiz/
Проблематика и жанровые особенности повести Э. Хемингуэя «Старик и море»
Эрнеста Хемингуэя (1899–1961) можно назвать одним из наиболее популярных и влиятельных американских писателей 20 в., снискавший известность в первую очередь своими романами и рассказами.
Мир был взбудоражен великолепной повестью «Старик и море», замысел которой вынашивался писателем еще с тридцатых годов.
«Старик и море» — это последний творческий взлет писателя. Повести присуждена престижная премия. Повесть «Старик и море», оказалась крупным событием литературной жизни и по уровню художественного мастерства, и по своей проблематике.
Эта небольшая по объему, но чрезвычайно емкая повесть стоит особняком в творчестве Хемингуэя. Ее можно определить как философскую притчу, но при этом образы ее, поднимающиеся до символических обобщений, имеют, подчеркнуто конкретный, почти осязаемый характер.
Можно утверждать, что здесь впервые в творчестве Хемингуэя героем стал человек-труженик, видящий в своем труде жизненное призвание.
В старике Сантьяго есть подлинное величие — он ощущает себя равным могучим силам природы.
Старик Сантьяго говорит о себе, что он рожден на свет для того, чтобы ловить рыбу. Такое отношение к своей профессии было свойственно и самому Хемингуэю, который не раз говорил, что он живет на земле для того, чтобы писать.
Сантьяго все знает о рыбной ловле, как знал о ней все Хемингуэй, многие годы проживший на Кубе и ставший признанным чемпионом в охоте на крупную рыбу.
Вся история того, как старику удается поймать огромную рыбу, как он ведет с пей долгую, изнурительную борьбу, как он побеждает ее, но, в свою очередь, терпит поражение в борьбе с акулами, которые съедают его добычу, написана с величайшим, до тонкостей, знанием опасной и тяжкой профессии рыбака.
Море выступает в повести почти как живое существо. «Другие рыбаки, помоложе, говорили о море, как о пространстве, как о сопернике, порою даже как о враге. Старик же постоянно думал о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные пли недобрые поступки,— что поделаешь, такова уж ее природа».
Его борьба с рыбой приобретает символический смысл, становится символом человеческого труда, человеческих усилий вообще. Старик разговаривает с ней, как с равным существом.
Сюжетная ситуация в повести «Старик и море» складывается трагически— Старик, по существу, терпит поражение в неравной схватке с акулами и теряет свою добычу, доставшуюся ему столь дорогой ценой.
Повесть «Старик и море» отмечена высокой и человечной мудростью писателя. В ней нашел свое воплощение тот подлинный гуманистический идеал, который Хемингуэй искал на протяжении всего своего литературного пути. Этот путь был отмечен исканиями, заблуждениями, через которые прошли многие представители творческой интеллигенции Запада.
Они, старик и мальчик, — старый и малый. В старости люди приближаются к детству, они так же беспомощны, как дети, они смиряются и становятся детьми Бога, то есть они и раньше были ими, но забывали каждый день надеяться только на Его милость. Мальчик в тексте — ученик старика.
Сказки нужны старикам и детям. Старики рассказывают сказки, дети узнают законы мира в обобщенной сказочной форме. Старики уже знают эти законы, они их прожили, поэтому понимают сказки.
Им уже не нужно знать что-то конкретное, а какое-то конкретное мастерство, — им нужно уже жить не для общества, а для Бога.
Имя старика — Сантьяго. Его имя тоже символично, хотя, с другой стороны, оно и делает его реальным, менее обобщенным «стариком».
Он постоянно думал о море как о женщине, которая дарит великие милостыни или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, – что поделаешь, такова уж её природа.
Старик уже не может сам бороться с морем, как те, которые считают море мужчиной и врагом. У него уже нет сил. Поэтому он считает море матерью (богиня-мать, рождающая и убивающая), женщиной, и просит у нее. Гордость старика не позволяет просить у мальчика, а только у нее, у матери, у женщины. И тот факт, что он просит, означает, что к нему уже начало приходить смирение.
Источник: https://www.testsoch.info/problematika-i-zhanrovye-osobennosti-povesti-e-xemingueya-starik-i-more/
Хемингуэй «Старик и море»: значение в творческой эволюции писателя
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 14Следующая ⇒
Повесть «Старик и море» — одно из последних завершенных произведений легенды американской литературы Эрнеста Хемингуэя, своеобразный итог творческих поисков автора.
Литературоведы определяют жанр этого произведения как повесть-притча, то есть произведение, которое рассказывает о судьбе и определенных событиях жизни героя, но этот рассказ имеет аллегорический характер, глубокое моральное и философское содержание. Повесть тесно связана со всеми предыдущими произведениями писателя и является вершиной его размышления о смысле жизни.
Сюжет ее можно пересказать в нескольких предложениях. Живет одинокий старый рыбак. В последнее время рыбацкая удача, как и люди, покинула его, но старик не сдается.
Он снова и снова выходит в море, и вот наконец ему везет: на наживку поймалась огромная рыба, несколько суток длится борьба старика и рыбы, и человек побеждает, а прожорливые акулы нападают на добычу рыбака и уничтожают ее. Когда лодка старика пристает к берегу, от красавицы-рыбы почти ничего не осталось. Обессиленный старик возвращается в свою бедную хату.
Однако содержание повести значительно шире и более богато. Хемингуэй уподоблял свои произведения айсбергу, который лишь на небольшую часть виднеется из воды, а остальные спрятаны в океанском пространстве.
Художественный текст — часть айсберга, который видно на поверхности, и читатель может лишь догадываться, что писатель оставил невысказанным, отдал на толкование читателя.
Поэтому повесть имеет глубокое символическое содержание.
Уже само название произведения «Старик и море» вызывает у читателя определенные ассоциации, намекает на главные проблемы: человек и природа, тленное и вечное, уродливое и прекрасное и тому подобное. Герои и события повести конкретизируют эти ассоциации, углубляют и заостряют заявленные в названии проблемы.
Старик символизирует человеческий опыт и вместе с тем его ограниченность. Рядом со старым рыбаком автор изображает маленького мальчика, который учится, перенимает опыт у старика.
Но когда рыбацкая удача покидает героя, родители запрещают мальчику выходить с ним в море. В поединке с рыбой старику очень нужна помощь, и он жалеет, что рядом нет мальчика, и понимает, что это закономерно.
Старость, думает он, не должна быть одинока, и это неминуемо.
Тема одиночества человека раскрывается автором в символических картинах челнока на фоне безграничного океана. Океан символизирует и вечность, и непреодолимую естественную силу. Старик победил прекрасную рыбу, но океан не отдал ему добычу, акулы съели ее.
Хемингуэй уверен, что человека можно уничтожить, но невозможно победить.
Старик доказал свою способность противостоять природе, он выдержал самое тяжелое в своей жизни испытание, потому что, невзирая на одиночество, он думал о людях (воспоминания о маленьком мальчике, их разговоры о выдающемся бейсболисте, о спортивных новостях поддерживают его в момент, когда силы его почти покинули).
В финале повести Хемингуэй касается также темы недоразумения между людьми. Он изображает группу туристов, которые поражены только размерами скелета рыбы и вовсе не понимают трагедию старика, о которой пытается рассказать им официант, а ей интересно только что у акулы такой красивый изогнутый хвост. Не интересна трагедия.
Символика повести сложна, и каждый читатель в соответствии со своим опытом воспринимает это произведение.
“Старик и море” – повесть, за которую писатель получил в 1953 году Нобелевскую премию. Она произвела в литературе переворот мирового масштаба. История, на первый взгляд, очень простая – притча о рыбаке Сантьяго. Но под пером Хемингуэя она превратилась в настоящий шедевр, которому предначертана долгая жизнь.
Главный герой повести – старый рыбак Сантьяго – бедный, одинокий человек. Он жил в хижине, построенной из пальмовых листьев, в ней стояли стол, стул и был земляной очаг. Однако жизнь старика была не так уж и убога. Ему ниспосланы сны, в которых он видит свою родину, ее “золотые берега, высокие белые горы”.
Судьба Сантьяго тесно связана с морем, которое обеспечивает ему скромное существование. Но море ничего не отдает даром. Чтобы выжить, нужно тяжело и много работать. Между морем и берегом год за годом протекает жизнь старика. Много испытаний выпало на его долю, но сердце Сантьяго всегда открыто обитателям моря – живые существа, которые, как и он, являются частичкой огромного мира.
Понятно, что если бы не жестокая борьба за существование, не было бы необходимости уничтожать рыбу, добывая ее для пропитания. Мысленно он всегда звал море la mar, как зовут его по-испански люди, которые его любят. Рыбаки помоложе называют море el mar, то есть в мужском роде. Они говорят о нем как о пространстве, как о сопернике, а порою даже как о враге.
Старик же постоянно думал о море как о женщине,
Но старик всегда думал о море, как о живом существе, способном как успокоиться, так и разволноваться. Очередное испытание уже приготовила рыбаку родная морская стихия. Сантьяго приходится в течение длительного времени бороться с огромной рыбой, которая попала к нему на крючок.
Именно борьба старого рыбака с огромной рыбой и является, на мой взгляд, главной идеей повести. Именно тогда мы увидели Сантьяго во всем величии его простой души: Хватит, -возразил себе он. – тебя, старик, хватит навеки». “Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения.
Человека можно уничтожить, но не победить его”.
В действительности такое мужество не приносит человеку счастья: акулы съели рыбу, а одинокий подвиг оставил старому Сантьяго только чувство усталости, покалеченные руки и глубокий сон до следующего дня, когда снова нужно выходить в море на очередную рыбалку.
Сантьяго нельзя считать индивидуалистом, который уединился в своей мудрости и мужестве. Во время рыбалки старик часто вспоминает своего маленького друга – Манолино, мальчика, которого он обучил рыбацкому делу, да и вообще имел с ним много общего. Старику хотелось, чтобы рядом с ним всегда был Манолино, и когда уставший рыбак спал после битвы с морем, мальчик был рядом.
Присутствие Манолино в жизни старика как-то скрашивало одиночество.
Одной из главных проблем, которую решает Эрнест Хемингуэй, была проблема счастья в контексте поиска смысла жизни. Сантьяго – пессимист, не имеющий иллюзий, и если бы счастье продавали, может, он бы его и купил, но за какие деньги, какой суммой оно измеряется, в какой валюте? Можно понять, что такая же точка зрения присутствует и у Хемингуэя.
Обращается к рыбе, разговаривает с ней. Одновременно и враг и друг будто, восхищается ей. Но когда акулы отщипывают от нее куски, любование проходит, он старается на нее не смотреть. Извиняется перед рыбой
своеобразный итог творчества и вершина его раздумий о смысле жизни. То, что раньше возникало в виде вопроса, звучит здесь уже как ответ, но форма настолько аллегорическая, что каждый читатель воспринимает ее содержание согласно своему собственному опыту. вопрос о смысле бытия человека. Море – доказательство могущества человека над всем, но только не над природой.
Рыба – плодородие, очищение от скверны, символ вечности, бессмертия, поэтому Сантьяго так и не сумел сохранить рыбу в сохранности, человеку не подвластно одержать победу над вечным. Образ рыбы, огромной, самой большой в жизни старого рыбака, – символ успеха и обладания миром, и победы. Но рыбы нет, есть только скелет, остов, обглоданный акулами.
Старик в сражении выходит победителем – получая главное – торжество жизни, слёзы радости мальчика, встречающего старика. Но скелет приобретает другой смысл – стержень, на котором фактически строится всё творчество писателя: фольклорно-мифологическое представление о жизни, основы человеческой культуры, которые будут всегда торжествовать над смертью.
«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»- говорит старик в конце повести. Образ старика – человека труда, человек, чья душа, испытавшая многое, но она чиста, как вода в море. Судьба неблаговолит старику, а он противится этому, и выигрывает, но не побеждает судьбу, судьбу обыграть не возможно, равно, как и природу.
Старик понимает, что главное – это не неудача, а фатальный выбор, который оттачивает силу воли и характер. Поэтому старик надеется в дальнейшем на мальчика. Он сам не отступает, и учит мальчика также не отступать. Он верит и твёрдо знает, что когда его ученик вырастет, он поймает эту рыбу, так как он сильнее, моложе, и будет иметь опыт поколения за плечами.
Описание акул, пожирающих пойманную рыбу, трактуется как неумолимость и верховная мощь природы. Поймав рыбу, старик отрывает по кусочку от рыбы, чтобы очиститься, обрести форму, переродиться. Рыба – не пища, скорее она для него символ. По мере того, как от рыбы акулы отрывают по кусочку, силы старика убавляется, иногда кажется, что акулы поедают старика, а не рыбу.
То есть рыба и старик – одно целое и неделимое. Тема «старик и мальчик»: выражена живая связь поколений, преемственность борьбы, цепкая сила жизни.
Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается.
Я стараюсь не брать в долг. Сначала просишь в долг, потом просишь милостыню.
Хватит, -возразил себе он. – тебя, старик, хватит навеки».
Мы плывем рядом (обратно), накрепко связанные друг с другом. Ну и пожалуйста, пусть она везет меня, если ей так нравится. Я ведь взял над нею верх только хитростью, она не замышляла против меня никакого зла.
Ты убил рыбу не только для того, чтобы продать ее другим и поддержать свою жизнь. Ты убил ее из гордости и потому, что ты рыбак. Ты любил эту рыбу, пока она жила, и сейчас любишь. Если кого-нибудь любишь, его не грешно убить. А может быть, наоборот, еще более грешно?
Как легко становится, когда ты побежден! Я и не знал, что это так легко..кто же тебя победил, старик? Никто, просто я слишком далеко ушел в море.
⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://lektsia.com/3x452d.html
Повесть «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя: краткое содержание
«Старик и море» – самая знаменитая повесть американского писателя Эрнеста Хемингуэя. Замысел произведения вынашивался автором долгие годы, но в окончательном варианте повесть была опубликована только в 1952 году, когда Хемингуэй переехал на Кубу и возобновил литературную деятельность после участия во Второй мировой войне.
На тот момент Эрнест Хемингуэй уже был признанным писателем. Его романы «Прощай, оружие», «По кому звонит колокол», сборники короткой прозы «Мужчины без женщин», «Снега Килиманджаро» пользовались неугасаемым спросом у читателей и успешно издавались.
«Старик и море» принес Хемингуэю две самые престижные награды в области литературы – Пулитцеровскую и Нобелевскую премии. Первая была вручена писателю в 1953 году, вторая – годом позже, в 1954-м.
Формулировка нобелевского комитета звучала следующим образом: «За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море».
Повесть в самом деле является шедевральной. Она вдохновила многих деятелей культуры на создание новых произведений, в частности художественных экранизаций.
Первый фильм был снят в 1958 году. Выпускающая страна – США. Режиссерское кресло занял Джон Стерджесс, роль старика Сантьяго исполнил Спенсер Трэйси.
Экранизация произведения
В 1990 году Джад Тейлор срежиссировал очередную ТВ-версию культового произведения. А в 1999-м Россия пошла на смелый эксперимент, выпустив мультипликационную версию «Старика и море». Короткометражная анимация была удостоена премий BAFTA и Оскар.
Самый свежий проект, снятый по мотивам повести, вышел в 2012 году. Это фильм «Старик» от казахского режиссера Ермека Турсунова. Он был тепло встречен критикой и номинирован на отечественную премию «Ника».
Давайте вспомним сюжет этого реалистичного и волшебного, жестокого и трогательного, простого и бесконечно глубокого произведения.
Старик и мальчик
Куба. Гавана. Старый рыбак по имени Сантьяго готовится к очередному выходу в море. Этот сезон для Сантьяго неудачный. Вот уже восемьдесят четвертый раз он возвращается без улова. Старик давно не тот, каким был прежде.
Его руки утратили былую силу и ловкость, глубокие морщины испещрили лицо, шею, затылок, от постоянного физического труда и бедности он исхудал и высох.
Неизменными остались только по-прежнему могучие плечи и глаза цвета моря, «веселые глаза человека, который никогда не сдается».
Сантьяго в самом деле не имел привычки впадать в отчаяния. Несмотря на жизненные невзгоды, он «никогда не терял ни надежды, ни веры в будущее». Вот и сейчас накануне восемьдесят пятого выхода в море Сантьяго не намерен отступаться.
Вечер перед рыбалкой с ним проводит его верный товарищ – соседский мальчик Манолин.
Раньше мальчик был напарником Сантьяго, но из-за неудач, постигнувших старого рыбака, родители Манолина запретили ему выходить в море со стариком и отправили на более успешную лодку.
Несмотря на то что у юного Маноло теперь есть стабильный заработок, он скучает по рыбалке со стариком Сантьяго. Тот был его первым учителем. Кажется, тогда Манолину исполнилось лет пять, когда он впервые отправился со стариком в море. Маноло едва не погиб от могучего удара рыбы, что поймал Сантьяго. Да, тогда старику еще сопутствовала удача.
Добрые приятели – старик и мальчик – немного поговорили о бейсболе, спортивных знаменитостях, рыбном промысле и тех далеких временах, когда Сантьяго еще был также юн, как Манолин, и плавал на рыбацком судне к берегам Африки. Заснув на стуле в своей бедной хижине, Сантьяго видит африканское побережье и красавцев-львов, вышедших поглядеть на рыбаков.
Старик и el mar
Попрощавшись с мальчиком, Сантьяго отправляется в море. Это его стихия, здесь он чувствует себя вольно и спокойно, как будто в хорошо знакомом доме. Молодежь называет море el mar (мужской род), относится к нему, как к сопернику и даже врагу.
Старик же всегда величал его la mar (женский род) и никогда не испытывает неприязни перед этой порой капризной, но всегда желанной и податливой стихией.
Сантьяго «постоянно думает о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, – что поделаешь, такова уж ее природа».
Старик разговаривает с морскими обитателями – летучими рыбами, морскими ласточками, огромными черепахами, разноцветными физалиями. Летучих рыб он любит и считает своими лучшими друзьями, верными спутниками во время продолжительных заплывов.
Морских ласточек жалеет за их хрупкость и беззащитность. Физалий ненавидит за то, что их яд погубил множество моряков. Он с наслаждением смотрит, как их пожирают могучие черепахи.
Старик ел черепашьи яйца и пил акулий жир все лето, чтобы набраться сил перед осенним сезоном, когда пойдет по-настоящему крупная рыба.
Сантьяго уверен, что сегодня ему обязательно улыбнется удача. Он специально заплывает далеко в море на большую глубину. Здесь его, наверняка, ждет рыба.
Вскоре леска в самом деле начинает шевелиться – кто-то клюнул на его угощение. «Ешь, рыба. Ешь. Ну, ешь же, пожалуйста, – приговаривает старик, – Сардины такие свеженькие, а тебе так холодно в воде, на глубине в шестьсот футов… Не стесняйся, рыба. Ешь, прошу тебя».
Рыба насытилась тунцом, теперь пришло время дернуть леску. Тогда крючок вонзится в самое сердце добычи, она всплывет на поверхность и будет добита гарпуном. Такая глубина – рыба, наверняка, огромная!
Но, к удивлению старика, рыба не появилась над морской гладью. Мощным рывком она потянула за собой лодку и принялась утаскивать ее в открытое море. Старик с силой вцепился в леску. Эту рыбу он не отпустит. Не так просто.
Старик и рыба
Уже четыре часа рыба тянула лодку со стариком, подобно огромному буксиру. Сантьяго истомился не меньше своей добычи.
Он хотел пить и есть, соломенная шляпа врезалась в голову, а рука, сжимающая леску, предательски ныла. Но главное – рыба так и не показалась на поверхности.
«Хотелось бы мне поглядеть на нее хоть одним глазком, – рассуждает вслух старик, – Тогда бы я знал, с кем имею дело».
Огни Гаваны давно пропали из виду, морское пространство окутала ночная тьма, а поединок рыбы и человека продолжался. Сантьяго восхищался своим противником. Ему еще никогда не попадалась такая сильная рыба, «она схватила наживку, как самец, и борется со мной, как самец, без всякого страха».
Если бы только эта чудо-рыба осознавала свое преимущество, если бы она только видела, что ее противник – один человек, да и тот старик. Она могла бы рвануть со всей силой или камнем помчаться на дно, и погубить старика. К счастью, рыбы не такие умные, как люди, хотя более ловкие и благородные.
Теперь старик счастлив, что ему выпала честь сражаться с таким достойным противником. Жаль только, что рядом нет мальчика, он бы непременно захотел увидеть этот поединок своими глазами. С мальчиком было бы не так трудно и одиноко. Человек не должен оставаться в старости один – вслух рассуждает Сантьяго – но это, увы, неизбежно.
На рассвете старик съедает тунца, которого ему дал мальчик. Ему нужно набраться сил для продолжения поединка. «Следовало бы покормить большую рыбу, – думает Сантьяго, – ведь она моя родня».
Но делать этого нельзя, он ее поймает, чтобы показать мальчику, и доказать, на что способен человек и что он может вытерпеть.
«Рыба, я тебя очень люблю и уважаю, но я тебя убью прежде, чем настанет вечер».
Наконец, могучий противник Сантьяго сдается. Рыба выпрыгивает на поверхность и предстает перед стариком во всем своем ослепительном великолепии. Ее гладкое тело переливалось на солнце, по бокам проходили темно-фиолетовые полосы, а вместо носа у нее был меч, огромный, словно клюшка для бейсбола, и острый, словно рапира.
Собрав остатки сил, старик вступает в финальную схватку. Рыба кружит вокруг лодки, в предсмертной агонии норовя перевернуть хлипкое суденышко. Изловчившись, Сантьяго вонзает гарпун в тело рыбы. Это победа!
Привязывая рыбу к лодке, старику кажется, что он прицепился к борту огромного корабля. За такую рыбу можно получить кучу денег. Теперь пора спешить домой, к огням Гаваны.
Рыба моей мечты: после боя
Беда явилась совсем скоро в обличье акулы. Ее привлекла кровь, что текла из раны на боку рыбы. Вооружившись гарпуном, старик заколол хищницу. Та уволокла на дно кусок рыбы, что успела отхватить, гарпун и всю веревку. Этот бой был выигран, но старик прекрасно знал, что за акулой последуют другие. Сперва они съедят рыбу, а потом примутся и за него.
Еще один шедевр от Эрнеста Хемингуэя – роман “По ком звонит колокол”, рассказывающий об американце, приехавшим в Испанию во время гражданской войны в 1937 году.
Далее вы сможете прочитать биографию Эрнеста Хемингуэя, известного американского писателя, который за свои литературные труды был удостоен Нобелевской премии.
В ожидании хищниц мысли старика путались. Он вслух размышлял о грехе, определения которого не понимал и в который не верил, думал о силе духа, границах человеческой выдержки, спасительном эликсире надежды и о рыбе, которую он убил сегодня днем.
Может, зря он убил эту сильную благородную рыбу? Он взял над ней верх благодаря хитрости, она же вела поединок честно, не готовя ему никакого зла. Нет! Он убил рыбу не из-за мелочного желания наживы, он убил ее из гордости, потому что он – рыбак, а она – рыба. Но он любит ее и теперь они плывут рядом, как братья.
Следующая стая акул начала атаковать лодку еще более стремительно. Хищницы набрасывались на рыбу, отхватывая куски ее плоти своими мощными челюстями. Старик привязал к веслу нож и пытался таким образом отбиться от акул. Нескольких из них он убил, других покалечил, но справиться с целой стаей было выше его сил. Сейчас он слишком слаб для такого поединка.
Когда старик Сантьяго причалил к берегу Гаваны, у борта его лодки был огромный скелет – акулы обглодали его целиком. Никто не решался заговорить с Сантьяго. Какая рыба! Наверняка, она была настоящей красавицей! Только мальчик пришел навестить своего товарища.
Теперь он снова будет ходить в море со стариком. У Сантьяго больше нет удачи? Ерунда! Мальчик снова принесет ее! Не сметь отчаиваться, ведь ты, старик, никогда не падаешь духом. Ты еще принесешь пользу.
И пусть твои руки уже не такие сильные, как прежде, ты можешь учить мальчика, ведь ты знаешь все на свете.
Солнце безмятежно светило над побережьем Гаваны. Группа туристов с любопытством рассматривала чей-то огромный скелет. Большая рыба, наверное, это акула. Никогда не думали, что у них такие изящные хвосты. А в это время мальчик охранял спящего старика. Старику снились львы.
Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/ehrnest-kheminguehjj/starik-i-more.html
Изучение повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» | Современный урок | Педагогическое мастерство / конкурсы для педагогов и воспитателей
Автор: Артамонова Ирина Михайловна
Организация: МБОУ «СОШ №38»
Населенный пункт: Свердловская область, г. Каменск-Уральский
Представленные конспекты уроков изучения повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» – элемент авторской программы «Зарубежная литература ХХ века». Программа рассчитана на 34 часа, апробирована в общеобразовательной школе.
Одним из принципов преподавания зарубежной литературы в школе должно быть изучение её в связи с русской литературой, которая не изолирована от мирового литературного процесса, а является его частью. Русская литература включается в европейский литературный процесс с середины XVIII века, а в XIX веке русскую литературу невозможно представить вне европейской.
Авторская программа включает изучение американской литературы (О.
Генри, Марк Твен, Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй, Джон Стейнбек, Джером Дейвид Сэлинджер), французской литературы (Ромен Роллан, Поль Валери, Жак Превер), литературы Германии (Томас Манн, Эрих Мария Ремарк, Генрих Гессе), итальянской литературы (Альберто Моравиа), английской литературы (Джеймс Олдридж, Бернард Шоу), литературы Швейцарии (Фридрих Дюрренматт), испанской поэзии, японской литературы, зарубежной фантастики, детектива, публицистики.
Материалы уроков можно использовать при подготовке к итоговому сочинению, к ЕГЭ.
Урок 1.
Тема: Эрнест Хемингуэй – выдающийся американский писатель
Цель урока: ознакомление обучающихся с биографией и творческой деятельностью Хемингуэя
Оформление: мультимедийный материал, книжная выставка «Эрнест Хемингуэй. Рекомендации к чтению»
Тип урока: урок-портрет писателя
- Сообщение учащегося: Страницы жизни Хемингуэя.
- Лекция учителя: Творчество писателя.
Следует остановиться на наиболее важных этапах творчества Хемингуэя.
- Участие Хемингуэя в качестве журналиста в боевых событиях первой мировой войны: работа корреспондентом в Европе; защита республиканской Испании пером и личными активными действиями.
- Понимание Хемингуэем экономических и социальных причин, порождающих трагедию мировых войн с их печальными последствиями.
- Формирование Хемингуэя как писателя-реалиста больших и малых художественных форм («Мой старик», «Индейский посёлок», «Кошка под дождём», «И восходит солнце», « Прощай, оружие!»). Главная тема произведений Хемингуэя – война, основные образы – молодой человек, физически и духовно искалеченный антигуманным обществом, внутренне опустошённый и отчужд1нный от людей. «Все вы – потерянное поколение»,- говорит о подобных людях Хемингуэй словами американской писательницы Гертруды Стайн.
- Создание романа «Прощай, оружие!». Произведение о потерянном поколении. Роман, написанный в 1929 г., утвердил репутацию Хемингуэя как одного из ведущих писателей мира.
Главный персонаж – лейтенант Фред Генри. Он ненавидит войну, поскольку она заставляет убивать себе подобных, умирать без цели и идеалов. Потерянность Генри. Он не знает, для чего живёт.
Главная мысль романа – антигуманная сущность войны. Писатель часто делает большие отступления, чтобы показать суть войны.
К одному из изданий романа Хемингуэй писал: «… автор этой книги пришёл к сознательному убеждению, что те, кто сражается на войне, самые замечательные люди, и чем ближе к передовой, тем более замечательных людей там встречаешь; зато те, кто затевает, разжигает и ведёт войну, – свиньи, думающие только об экономической конкуренции и о том, что на этом можно нажиться. Я считаю, что все, кто наживается на войне и кто способствует её разжиганию, должны быть расстреляны в первый же день военных действий доверенными представителями честных граждан своей страны, которых они посылают сражаться». «Прощай, оружие!» – одно из лучших произведений среди антивоенных романов мировой литературы.
5. Творчество в 30-е годы. Вопрос о честном отражении писателем реальных событий окружающей жизни (сборник рассказов «Снега Килиманджаро» 1936); защита республиканской Испании от фашистского диктата (пьеса «Пятая колонна», киносценарий «Испанская земля» 1938, роман по ком звонит колокол» 1040).
1937-1940 г.г. – писатель часто бывал в Испании в качестве военного корреспондента, поэтому его произведения – это непосредственные наблюдения.
6. Хемингуэй в период второй мировой войны, обличение им фашизма, милитаристской политики Америки (роман «За рекой, в тени деревьев» 1950).
7. 1952 год. Лебединая песнь Хемингуэя – повесть «Старик и море», удостоенная Нобелевской премии.
Домашнее задание. Прочитать повесть Хемингуэя «Старик и море».
Урок 2.
Тема: Эрнест Хемингуэй. «Старик и море», главный герой повести
Цель урока: понимание основной мысли повести-притчи: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»
Оформление: мультимедийный материал
Тип урока: урок-беседа
- Сообщение учащегося: История создания повести, прототип её героя, оценка произведения критикой.
- Работа над композицией повести. Выделение кульминации – победа старика над морским хищником.
- Почему Хемингуэй основное внимание уделяет описанию поведения старика в море? Комментированное чтение эпизода.
– Старик разговаривает с маленькой птичкой, сочувствует ей, даёт советы, как сильный слабому. Он ведёт долгие диалоги с самим собой: Сантьяго против Сантьяго. В этих беседах ослабевший физически старик пытается признать свой проигрыш, но он же сильный духом рыбак, верит в свою победу. Всеми его действиями управляет разум.
Он упрашивает сведенную судорогой руку стать вновь верной ему помощницей, уговаривает спину не ломить, голову не мутиться, желудок принять куски сырой рыбы, чтобы дать силу мышцам.
Сантьяго одиноко в море, но он постоянно вспоминает мальчика Манолино, с тёплым чувством говорит о жителях посёлка, как о хороших людях, которые, наверное, ищут его.
2. Особенности портретной характеристики старика Сантьяго. Работа с текстом.
3. Романтические детали жилища старика, предметов быта. Текст.
4. Отношение жителей посёлка к старику.
Домашнее задание. 1 группа: Рассказать о понимании Сантьяго мира природы, общества и Вселенной; его рассуждения о счастье. 2 группа: Отношение старика к религии. 3 группа: Второстепенные персонажи повести, их роль.
Урок 3.
Тема: Система образов повести «Старик и море», её стилистическая реализация.
Цель урока: раскрытие идеи произведения.
Тип урока: урок-беседа.
- Урок проводится в форме беседы по плану:
- О чём повествует автор повести «Старик и море»?
а) о силе или бессилии человека?
б) о гармонии или дисгармонии в природе?
в) об одиночестве человека в мире природы и обществе или невидимых узах связи между людьми?
2. В чём философский смысл повести?
3. Зачем введён в повесть образ мальчика, имя которого очень редко упоминается? Означает ли этот образ преемственность поколений?
4. Что символизируют собой львы?
5. Почему писатель строит повесть не по принципу показа действий старика, а по принципу, о чём думал, что говорил, какие решения принимал рыбак?
II. Итог урока учитель подводит с помощью учеников.
«Старик и море» – реалистическая повесть большого философского содержания. В ней нет фантастического или сверхъестественного поворота событий. В повести всё логично, причинно обусловлено, гениально из-за своей простоты и глубины содержания.
В обстановке ежедневной борьбы за существование Хемингуэй раскрыл мужество простого человека, его гордую натуру.
Наедине с собой, окруженный морем, рыбами и акулами, он умеет сохранить чувство человеческого достоинства, не дать себе ни минуты расслабиться или поддаться физической слабости.
Старик уважает силу и гордость умирающей рыбы, ненавидит хищничество акул; радуется светилам, которых не нужно убивать. Он понимает силу человека: она в разуме, в передаче опыта, в преемственности поколений.
Сантьяго – настоящий человек с собственным трудовым этическим кодексом. В его победах и поражениях вся его жизнь и жизнь человечества. В трудной схватке с акулами на один миг чувство отчаяния поднялось в душе старика, но разум Сантьяго подавляет предательское чувство: «..
человек создан не для того, чтобы терпеть поражения, – сказал он. – Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». В этой обобщенной формуле – главная идея повести: «Драться, – сказал он, – пока не умру»; «Кто же тебя победил, старик? – спросил он себя… – Никто, – ответил он.
– Просто я слишком далеко ушёл в море».
Трудная борьба старика – один из эпизодов суровой жизни людей. А завтра всё сначала…
Американский писатель Уильям Фолкнер писал о повести «Старик и море»: «Время, возможно, покажет, что это лучшее произведение любого из нас. Я имею в виду его и моих современников».
Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем:
- «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения».
- «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».
Источник: https://www.pedm.ru/categories/4/articles/677
Старик и море Эрнест Хемингуэй. – презентация
1 Старик и море Эрнест Хемингуэй <\p>
2 Осенью 1952 года в журнале «Лайф» была опубликована повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Сюжет повести незамысловат, как сама жизнь, и укладывается в три строчки: старый рыбак Сантьяго выходит один в море, и ему на крючок попадается гигантский марлин. Три дня борется старик с рыбиной, но одерживает победу. А потом приплывают акулы и съедают его добычу. В 1954 году за повесть-притчу «Старик и море» Хемингуэй получил Нобелевскую премию.. <\p>
3 «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить» – философия Хемингуэя <\p>
4 Узнав о присуждении новелле “Старик и море” Нобелевской премии, Хемингуэй рассмеялся и сказал, что после того как его роман “За рекой, в тени деревьев” был единодушно отвергнут критикой, он решил до конца жизни не писать ни строчки. Через несколько лет у него не оказалось ни цента, и он решил быстро написать рассказ, чтобы рассчитаться с кредиторами. Так появился “Старик и море”. С тех пор я спрашиваю себя: не является ли безденежье для писателя лучшим источником вдохновения?! <\p>
5 «За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море», а также за влияние на современную прозу».. «В этом рассказе, где речь идет о простом рыбаке, перед нами открывается человеческая судьба, прославляется дух борьбы… это гимн моральной победе, которую одерживает потерпевший поражение человек» (Андерс Эстерлинг, член Шведской академии ) <\p>
6 Простой синтаксис. Простые конструкции, через которые выражается отношение старика к морю. Посвящена авторской идее «трагическому стоицизму»: перед лицом нецеленаправленной жестокости мира человек, даже проигрывая, обязан сохранить мужество и достоинство. Аллегорическое повествование о старом рыбаке отмечено чертами, наиболее характерными для Хемингуэя как художника: неприязнь к интеллектуальной изысканности, приверженность ситуациям, в которых наглядно проступают непреходящие, неподдельные нравственные ценности, скупой психологический рисунок. <\p>
7 «Старик и море»: философский смысл повести, сила характера старика Повесть Эрнеста Хемингуэя была написана в 1952 году, и с тех пор вызывает постоянные споры по поводу толкования основного смысла произведения. Сложность толкования заключается в том, что в повести одинаковое внимание уделяется мотивам страдания и одиночества человека и победа героического начала в нем. <\p>
8 А ведь эти темы необычайно важны в жизни каждого человека. Гениальность писателя состоит в том, что он показывает эти темы, как две стороны одной медали, и ключевой смысл повести заключается в том, что Хемингуэй позволяет читателю самостоятельно выбрать то, на какую из сторон смотреть. Именно это и можно назвать творческой философией Хемингуэя – противоречивость и двойственность его произведений. А «Старик и море» называют самым яркой и потрясающей повестью писателя. «Старик и море»: философский смысл повести, сила характера старика <\p>
9 Образы повести «Старик и море» Прежде всего, стоит обратить внимание на главный образ в повести – на старика Сантьяго, который терпит постоянные неудачи на протяжении всего повествования. Парус его лодки старый и недееспособный, а сам герой – это изнеможенный жизнью старик с веселыми глазами. Глазами человека, который не сдается. В этом и заключается философский символизм повести. <\p>
10 Когда читатель наблюдает за тем, как старик борется с рыбой, в действиях и словах главного героя он видит фатализм извечной борьбы человека. Сантьяго напрягает все свои силы и несмотря ни на что продолжает поединок, в конце которого он побеждает. Именно в этом моменте раскрывается одно из основных философских задумок произведения, которая заключается в том, что «человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Образы повести «Старик и море» <\p>
11 Море выступает в повести почти как живое существо. «Другие рыбаки, помоложе, говорили о море, как о пространстве, как о сопернике, порою даже как о враге. Старик же постоянно думал о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные пли недобрые поступки, что поделаешь, такова уж ее природа». <\p>
12 Сила характера старика Поединком старого Сантьяго и большой рыбы Хемингуэй обращает наше внимание на истинную натуру человеческой души и смысл человеческой жизни. Символическая борьба личности Сантьяго продолжается тогда, когда акулы нападают на его рыбу. Герой не отчаивается, не сдается, и несмотря на усталость и изнеможенность, продолжает бороться, защищать то, что он добыл таким большим трудом. Ни раны на его руках, ни поломанный нож не мешает ему в этом. И в момент, когда становится очевидно, что Сантьяго не смог спасти рыбу, раскрывается ключевой символ философии писателя. Герой не сберег рыбу, но герой не проиграл, потому что – он боролся до последнего. <\p>
13 Сила характера старика Обессиленный и ослабевший герой все-таки возвращается в порт, где его дожидается мальчик. Хемингуэй показывает нам старика, как победителя и раскрывает силу его характера. Ведь образ Сантьяго вобрал в себя черты настоящего героя, человека, который никогда не изменяет самому себя и своим принципам. Задумкой писателя было показать философскую сторону принципов человеческого существования, и он делает это на примере единственного персонажа и его отношении к жизни. <\p>
14 Смысл человеческой жизни в повести В этой повести отсутствует трагическая концовка, финал можно назвать полностью открытым для воображения читателей. В этом и заключена сокрушительная сила философии Хемингуэя, он предоставляет нам возможность самостоятельно подвести моральный итог повести. <\p>
15 Смысл человеческой жизни в повести Личность Сантьяго – это символ силы героического начала в человеке и символ настоящей человеческой победы, которая не зависит от обстоятельств и событий. Используя этот образ, писатель раскрывает смысл человеческой жизни, которую можно назвать борьбой. Главный герой несокрушим, благодаря силе своего характера, духа и жизненных позиций, именно эти внутренние качества помогают ему побеждать, несмотря на старость, убыток физических сил и неблагоприятные обстоятельства. <\p>
16 Смысл человеческой жизни в повести Старик уже не может сам бороться с морем, как те, которые считают море мужчиной и врагом. У него уже нет сил. Поэтому он считает море матерью (богиня-мать, рождающая и убивающая), женщиной, и просит у нее. Гордость старика не позволяет просить у мальчика, а только у нее, у матери, у женщины. И тот факт, что он просит, означает, что к нему уже начало приходить смирение. <\p>
17 Спасибо за внимание! Презентацию выполнили: Прохорова Ю. Архипова А. <\p>
Источник: https://www.myshared.ru/slide/1324493/