Анализ эпизода встречи раскольникова и мармеладова в трактире

Анализ эпизода встречи Раскольникова и Мармеладова в трактире | Литерагуру

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — это произведение о душевных терзаниях молодого человека до и после страшного поступка — убийства старухи-процентщицы и её сестры Лизаветы. Важную роль в сюжете играет знакомство главного героя Родиона Раскольникова с чиновником Семёном Мармеладовым за стаканом пива в трактире.

О чем?

Мармеладов выглядел неподобающим образом. Он был неопрятно одет, но при этом выбрит по-чиновничьи, хотя и давно. В ходе разговора выяснилось, что Мармеладов ночевал на улице в течение нескольких дней.

Он рассказал Раскольникову о своей жизни: том, как пропил всё, что было; про жену Катерину Ивановну, заболевшую чахоткой от голода, холода и нервного напряжения; о трёх её детях от первого брака, о его родной дочери Соне, вынужденной пойти на панель, чтобы заработать хоть какие-то деньги.

Мужчина валялся пьяным, поэтому не смог защитить супругу, когда Лебезятников её избивал, и это при том, что женился скорее не по любви, а из жалости, посчитав, что без него она с ребятами пропадёт. Думаю, от этого решения им всем стало только хуже.

Обратите внимание

Мармеладов понимал, что поступал дурно, но был слаб духом и не мог избавиться от алкогольной зависимости. Он сказал Раскольникову, что боится не побоев жены (они ему даже приятны), а её осуждающего взгляда, красных от болезни щёк, чахоточного дыхания. Однажды Семён решил начать новую жизнь.

Устроился на работу, но продержался там только два дня, а после этого был уволен за пьянство. Родион внимательно слушал Семёна, а позднее отвёл его домой, чтобы тот не свалился где-нибудь по пути. Увидев мужа, жена начала бить Мармеладова, утверждая, что он пропил последние деньги. Несчастные дети находились в углу.

Мальчик плакал, девочка его успокаивала, а их младшая сестричка спала. Было ясно, что семья дошла до предела нравственного падения. В этот момент автор показал хорошую черту Раскольникова — готовность бескорыстно помочь. Уходя, молодой человек незаметно оставил нищей семье немного монет.

Позже он задумался, правильно ли сделал, ведь ему самому нужны были деньги, но пришёл к утвердительному ответу. На этом эпизод закончился.

Смысл эпизода

В контексте произведения семью Мармеладовых можно охарактеризовать, как типичную для Петербурга середины XIX века. Эти люди, сами того не зная, стали частью теории Раскольникова о тварях дрожащих и право имеющих.

При этом они были аргументом в пользу того, что от таких зажиточных людей, как старуха-процентщица, надо избавляться, а деньги поделить между теми, кто нуждается в них. По мнению Родиона, убийство «вредных людей» может облегчить жизнь обществу, но на такой поступок способен не каждый.

В связи с теорией, Раскольников хочет проверить, к какой категории относится он. Для того чтобы сделать это, молодой человек убивает старуху и случайно зашедшую Лизавету. Родион не является резко отрицательным или исключительно положительным героем.

Он, как и многие жители Петербурга, загнан в тупик, но в отличие от большинства, не мирится с этим, а пытается совершить зло во благо.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-epizoda-vstrechi-raskolnikova-i-marmeladova-v-traktire/

Анализ эпизода встречи Родиона Раскольникова с Мармеладовым в трактире (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Анализ эпизода встречи Родиона Раскольникова с Мармеладовым в трактире (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

  Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

    Чиновник Семен Захарович Мармеладов и его семья играют важную роль в развитии сюжета и проблематике романа «Преступление и наказание». Впервые с этим героем мы встречаемся в эпизоде его беседы с Раскольниковым в трактире. Именно из этого отрывка мы узнаем историю жизни Мармеладова, знакомимся с его женой и дочерью, узнаем об их жизненной трагедии.

    Итак, Раскольников после очередного визита к старухе-процентщице идет в трактир. Его привело в это место то же желание залить свое горе, то же ощущение пустоты и душевной тошноты, что и остальных посетителей. Достоевский показывает, что кабак – это обитель несчастных, обиженных жизнью людей.

Они дошли «до грани» своего нравственного падения, совершенно опустились и превратились в скотов. Люди приходят сюда, опускаются еще ниже, пропивают последнее, обижают самых близких людей и, мучаясь от осознания своей ничтожности, снова приходят в трактир. Получается замкнутый круг, разорвать который этим несчастным не под силу.

Важно

    Все это Раскольников, да и мы, понимаем из рассказа Мармеладова. Этот человек сразу привлек внимание Родиона. В его глазах «светилась как будто даже восторженность, – пожалуй, был и смысл и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие». Мармеладов тоже выделил Раскольникова из круга постоянных посетителей трактира.

Он искал человека, которому можно было рассказать о своей жизни, как бы исповедаться, облегчить душу. Такого человека, образованного, способного понять и не осудить сразу, Семен Захарович увидел в Раскольникове.
    Внешность Мармеладова выдавала в нем опустившегося, пьющего человека, живущего в нищете. Но, как выясняется дальше, когда-то это был титулярный советник.

Он овдовел и женился второй раз на Катерине Ивановне. Автор подчеркивает, что Мармеладов сделал это исключительно из жалости и сочувствия к женщине, которая осталась вдовой с тремя детьми и жила в полнейшей, беспросветной нищете.

    Выйти замуж за героя Катерине Ивановне было не так-то легко: помимо ее гордого и самолюбивого характера, в ней говорило и благородное происхождение, и возвышенное воспитание. Но нищета ломает людей, делает из них рабов, принуждает к несчастью. Так произошло и с этой женщиной. Выйдя за Мармеладова, она попала в еще большую нищету и унижение.

Герой начал пить и пропивать все, отнимая последнее не только у своей дочери Сонечки, но и у трех маленьких детей своей жены. От постоянного недоедания и волнений Катерина Ивановна заболела чахоткой, и состояние ее постоянно ухудшалось – она «начала харкать кровью».
    Мы видим, что Мармеладов признает свою вину, а вина его велика.

Пока он заливал свое горе и беспомощность вином, с его родными происходили страшные вещи. Лебезятников избил Катерину Ивановну за то, что она вступилась за бедную Сонечку. От такого унижения женщина слегла, оставив детей практически без присмотра. Ведь Соня теперь приходила домой только в сумерки, что бы никто не увидел ее.

Ей нельзя было зайти в родной дом, потому что жила она по желтому билету, так как стала уличной женщиной.
    Трагедия Сонечки обыденна и от того еще более страшна. Девушка зарабатывала на жизнь шитьем, но однажды ей не заплатили денег за работу, а «затопав ногами и обозвав неприлично, под видом будто бы рубашечный ворот сшит не по мерке и косяком», выгнали.

А дома мачеха, измотанная страшной жизнью, вгорячах послала девушку на панель. И Сонечка решилась, переступила через свою душу ради спасения жизней близких.
    Страшно описание ее первого возвращения с «работы». Девушка молча положила на стол заработанные деньги, накрылась большим зленным платком с головой и легла на кровать.

Совет

И только плечики ее и все тело подрагивали под этим «укрытием». Тогда Катерина Ивановна осознала, на что она толкнула падчерицу: «подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела, а потом так обе и заснули вместе, обнявшись».
    И, рассказывая обо всех несчастьях своей семьи, Мармеладов добавлял: «а я…

лежал пьяненькой-с». Мы видим, что этот герой ругает себя за свое скотское состояние, но от слабости характера, ничего поделать с этим не может. Раскольников встречает его в тот момент, когда Семен Захарович пьет уже пятый день. И это при том, что в их семье только недавно блеснула надежда на улучшение, – Мармеладов нашел себе место и даже ходил на службу два дня. И эти два дня были самыми счастливыми за многие годы жизни его семьи. Но счастье продолжалось недолго – герой пропил все, что было у него. Он просит Раскольникова довести его до дома.

    Этот момент является финалом данного эпизода, вводящего в роман Мармеладова и его семью.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Анализ эпизода встречи Родиона Раскольникова с Мармеладовым в трактире (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00124651212573566564

Встреча Раскольникова и Мармеладова | Инфошкола

Раскольников зашел в Трактир. Среди посетителей обращал на себя внимание человек, похожий на отставного чиновника, который тоже был в не котором волнении. Раскольников почувствовал к этому человеку невольный интерес. Чиновник смотрел на всех со скукой и высокомерным пренебрежением.

Лицо его было отекшим от постоянного пьянства, а во взгляде светилась восторженность, были смысл и ум, но в то же время и безумие. Одет он был в старый оборванный черный фрак с единственной оставшейся пуговицей, жилет и запачканную мятую манишку. Он тоже обратил внимание на Раскольникова и подсел к нему.

Представившись титулярным советником Семеном Захаровичем Мармеладовым, он вдруг начал рассказывать о себе.

Мол, снимает угол у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель и живет там с женой Катериной Ивановной и ее тремя малолетними детьми. Жена его воспитывалась в губернском дворянском институте, получила золотую медаль и похвальный лист. Ей предсказывали блестящее будущее, но она сбежала с молодым офицером.

Мужа она любила чрезмерно, но тот начал играть в карты, попал под суд, а потом умер. Женщина осталась одна  с тремя детьми без средств к существованию, родители от  нее отказались, а она была чересчур горда.

Вот тогда он,  вдовец с четырнадцатилетней дочерью Сонечкой, из сострадания попросил ее руки. Через год он лишился должности и запил. долго они ездили с места на место и вот уже полтора года живут в Петербурге.

Здесь Мармеладов нашел место, а потом опять запил и место потерял. Жить стало совсем не на что. Сонечка ради семьи решила пойти на панель, хотя очень от этого страдала. Хозяйка сказала, что не желает жить под одной крышей с проституткой. и девушке пришлось получить желтый билет и снять себе комнату.

Обратите внимание

К ним она заходит только поздно вечером, дает деньги.
Катерина Ивановна, несмотря на свое благородное воспитание, сама стирает и штопает, только рука у нее тяжелая — достается и ему, когда пьяный, и детям, если вздумают заплакать. А теперь она заболела, кашляет, на щеках появились красные пятна.

Пять недель назад Мармеладову посчастливилось найти место. Жена и дочь справили ему приличный костюм, на цыпочках ходили, когда он спал. Он отработал месяц, получил жалованье и все деньги до копеечки принес жене.

 Та поверила, что все у них теперь будет хорошо, и даже приласкала его. А на другой день он украл у жены ключ от сундука, где лежали деньги, вынул все, что осталось от жалованья, и пропил. А после пропил и всю новую одежду. Было это пять дней назад.

А сегодня он ходил к дочери, просил денег на похмелье, и она дала ему тридцать копеек.

Мармеладов допил водку и попросил Раскольникова помочь ему добраться до дому. Он сказал, что боится домашних, но не побоев, а красных пятен на щеках жены и детского плача. Идти было недалеко.

Комната была очень бедная, душная, к тому же проходная; дверь в следующие помещения была приоткрыта и оттуда доносились шум и волны табачного дыма.
Кашляя, Катерина Ивановна ходила взад и вперед, глаза ее блестели, но взгляд был неподвижен.

Видно было, что у нее чахотка. Самая маленькая девочка, скорчившись, спала на полу, мальчик годом старше плакал в углу, его утешала старшая девочка в платьице, из которого давно выросла. Мармеладов, войдя в комнату, сразу встал на колени.

Жена начала кричать на него, а потом досталось и Раскольникову. Тот поспешил уйти, но оставил на окне немного медных денег.

Важно

Идя по улице, он думал, что подлец человек ко всему привыкает, а если не подлец, то все остальное — предрассудки, а человеку нет никаких преград — все дозволено.

Источник: https://info-shkola.ru/vstrecha-raskolnikova-i-marmeladova/

Р р°сѓрєрѕр»сњрѕрёрєрѕрі рё рњр°сђрјрµр»р°рґрѕрі

Раскольников начинает сразу интересоваться Мармеладовым, во-первых, по особому “предчувствию”. Роль Мармеладова по отношению к Раскольникову судьбоносна, и это сразу же чувствуется.

Мармеладов посылается Раскольникову еще до совершения преступления. Это первая его встреча.

“Бывают иные встречи…” Встреча – то, в чем герой больше всего нуждается, то, ради чего вообще происходит выход в мир. Это встреча другого сознания. Это способ подачи знаков человеку.

После настоящей встречи, когда лицом к лицу сталкиваются два бытия, оставаться таким, каким был до встречи, – невозможно.

Мармеладов выражает еще одну, чрезвычайно важную для автора мысль: “Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти”.

�дет речь о необходимости для человека общества, “света”, поддержания связи с миром других людей. Без этого человек консервируется, впадает в иллюзию отъединенности.

Раскольников, выходящий из дома, больше всего боится встречи, боится вторжения в свой внутренний мир. Он давно утратил живую связь с людьми и не хочет ее восстанавливать.

Совет

Но некая сила, вопреки его воле, влечет его к людям – хоть каким-нибудь.

Лишиться общения – наказание, Достоевский доказывает это. Человека, замкнувшегося на себе, он называет “подпольным человеком”, т.е.

человеком, живущим ниже пола, ниже человеческого уровня, в темноте и тесноте, в удушье. Такой становится внутренняя жизнь, если не выходить наружу.

Человеку нужно бывать в себе, это бесспорно, но жизненно необходимо также выбираться из себя, из подполья – на свет.

Вот что значат слова Достоевского и желание Раскольникова вздохнуть в другом мире. � точно так же, как воздух, необходимо инобытие, мир иной для здешней жизни.

� то инобытие, что раскрывается в любом другом человеке, и то инобытие, которое после смерти.

Без этого человек задыхается здесь, уходит в глухое подполье, искажает свой божественный лик. Вот почему Свидригайлов, Порфирий в один голос говорят, что Раскольникову нужно “воздуху-с”. � таким воздухом для Раскольникова становится Соня, а затем – каторга.

Первый же вздох в другом мире оборачивается для Раскольникова опровержением его теории. Он, правда, не придает значения словам Мармеладова.

Обратите внимание

Обычное для него чувство отвращения к людям лишает его внимательности. Прислушайся Раскольников – он мог бы не совершить преступления.

Для этого и посылался ему Мармеладов. Вообще всё это “святое семейство” послано Раскольникову во спасение.

� Мармеладов, и Катерина �вановна, и, конечно, Соня, и даже Поленька – все так или иначе помогают Раскольникову спастись.

Что же раскрывает Мармеладов Раскольникову в первом их разговоре? Да главную идею романа, евангельскую истину: всё тайное становится явным.

В речи Мармеладова вообще постоянные, прямые и косвенные, отсылки к Священному Писанию.

Заканчивает свою речь Мармеладов молитвой: Господи, да приидет Царствие Твое! Восклицание выражает всего Мармеладова. Этот человек отверг надежду на земную справедливость.

Он больше не верит ни в себя, ни в людей, ни в целый мир, но это дает ему силу верить в мир иной, в справедливость Царствия Небесного.

Как и Соня, его дочь, Мармеладов берет на себя страдание: пью, ибо сугубо страдать хочу.

Важно

Он пьет потому, что излишне чувствителен: он страдает от несовершенства этого мира и ничего не хочет от мира взять. Это человек, которому ничего не остается, кроме веры. Мармеладов – нищий духом. Как и у Раскольникова, у него практически нет жизни, нет исхода. На Раскольникова, потеряв! шего веру, религиозное утешение Мармеладова не действует.

Примечательно, однако, что после смерти Мармеладова, которая становится событием для Раскольникова, он разговаривает с его младшей дочерью Полинькой как с полноценным другом, оставляет ей свое имя и адрес. Т.е. открывается. Впервые в романе.

Дата добавления: 2015-09-01; просмотров: 409 | Нарушение авторских прав

Пространство внутреннее и внешнее | Предопределение | Вопрос судьбы | Встреча с Соней | Вторая встреча | Слово о кресте | Предложение | �споведь | Причины преступления | Крест Раскольникова |

mybiblioteka.su – 2015-2019 РіРѕРґ. (0.004 сек.)

Источник: https://mybiblioteka.su/tom2/7-23281.html

1-е свидание Раскольникова и Сони

Этот эпизод играет очень важную роль в произведении. Он непосредственно связан с основной идеей романа и еще раз показывает нам всю сущность Раскольникова, продолжая раскрывать его противоречивый характер. В этом эпизоде у нас появляется удивительная возможность сравнить двух совершенно разных людей, связанных тонкой нитью, сущность которой нам еще предстоит узнать.

До того как прийти к Соне, Раскольников отрывает себя от общества, бросая двугривенный в воду. Но тут его подстерегает непредвиденное обстоятельство – приезд матери и Дуни.

Эти люди очень дороги ему, герой не может никуда деться от своих родных, разорвать отношения с ними и оставаться равнодушным. Ненавидит он их только потому, что любит, и эта любовь мешает ему завершить задуманное и воплотить теорию в жизнь.

Последнее, что Раскольников делает –  избавляет их от Лужина. Это его долг как сына и брата. После он уходит от них и чувствует себя чужим среди окружающих его людей.

Но, не смотря на внутренние вспышки и переживания, на отдаленность от общества, он находит близкого ему по внутренним качествам человека – Свидригайлова. Автор не спроста соединяет их вместе, ведь они так похожи: каждый ведет двойную внутреннюю жизнь и оба способны убить.

Однако  Раскольников не пропащая душа, у него есть совесть, которая не дает ему жить спокойно после убийства. Видя в Свидригайлове свою проекцию и то, к чему он стремится, Раскольников ужасается, но все же не отвергает свою теорию.<\p>

Борьба двух сторон души Раскольникова приводит его к выбору. Герой должен решить, по какой дороге он будет идти, и кто будет вести его.

Совет

Первый путь – это путь очищения души, и провести по нему может только Соня Мармеладова. Второй путь – падение в бездну разврата и горечи, там проводником станет Свидригайлов. Оказавшись перед трудным выбором на этом перепутье, Раскольников идет к Соне.

Нельзя отрицать и то, что девушка его привлекала, а, следовательно, главный герой надеялся именно от нее получить поддержку и понимание. По мнению Раскольникова, Соня Мармеладова тоже нарушила нравственные законы, но ему было еще неизвестно и непонятно, почему она так поступила.

Конечно, где же ему, строящему свою жизнь по какой-то глупой теории, понять любовь ко всему живому миру и оценить жертву, на которую пошла бедная девушка, испытывающая эту любовь. Он ни разу не сомневался в своей теории, и с чем пришел, с тем и ушел от Сони. Лишь какое-то невидимое, едва зародившееся чувство дрогнуло в нем.

Раскольников приходит к Соне уверенным, решительным, он просит не жалости и сострадания, а поддержки и понимания. Еще не зная об убийстве, верующая девушка чувствует этот напор чувств, исходящих от  него, и поневоле она начинает бояться.

Перед ними возникает стена непонимания, которую впоследствии они должны будут разрушить.<\p>

  Раскольников приходит к Соне как к равной, способной (по его мнению) вершить судьбы и властвовать так же, как и он.

Но что он видит? Место, где живет Соня, не показывает на умение этой девушки управлять даже своей судьбой.

…большая комната, но чрезвычайно низкая;<\p>

…походила как будто на сарай,…и это предавало ей что-то уродливое;

…почти совсем не было мебели;

…желтоватые, обшмыганные и истасканные обои,

…бедность была видимая.

Однако, именно это серое место так похоже на темную сторону его души. Возможно, поселившись именно здесь, Соня, не зная ни о чем, проникла в душу и связала себя с идейным убийцей, до их знакомства и встречи.

 <\p>

Обратите внимание

Раскольников видит, что перед ним чистое и невинное существо, но как она может выживать в такой грязи и разврате? Все попытки объяснить себе это сводятся к вечному напоминанию Соне о ее грязной работе.

<\p>

–…Я по улице шла, там подле, на углу, в десятом часу…

– Вы гуляли?

Раскольников удивляется, как можно так жить, ему чужд внутренний мир Сони. Все ответы, полученные от  молодой героини, шокируют его. Не предполагающий такого поворота событий, Раскольников просто не знает, что ему делать дальше.

Соня считает себя жестокой и признается даже в самых мелких, незначительных грехах, которые даже грехи считать нельзя. Чувствующий скрытую силу и мощь ее Раскольников видит в ней себе ровню, поэтому он задумывается о том другом пути, который выбрала Соня.

Ему жалко девушку, но мужчина считает, что она сама виновата. Но сколько же веры и мужества надо, чтобы так жить с надеждой на лучшее и верить, всегда верить… Всем своим страданием Соня тревожит светлую сторону Раскольникова, и он, в порыве высоких чувств, кланяется и целует ее в ногу.

Но, чтобы еще раз поставить девушку на свое место и скрыть свою слабость, он говорит:

– Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился.

Возможно, Раскольников начинает верить в чистоту Сониного духа, в то, что она не пойдет до конца по дороге «забрызганной  грязью», но ее веру в Бога он считает безумием.

Он пугает ее Божьим отсутствием и настойчиво пытается заставить ее взять решение всех вопросов на себя, потому что знает: «уж как Божий Промысел замешается, так тут уж ничего не поделаешь». Только отсутствие Бога дозволяет человеку карать чужой грех, а не сочувствовать ему.

И в неуверенной, робкой Соне просыпается негодование, внутри себя она осуждает его за насмешки и неверие в Бога.

Важно

Именно во время чтения Евангелия они находят взаимопонимание. Оно еще неярко выражено, но его присутствие неоспоримо. Соня давно желает открыть Раскольникову свою душу, и эта возможность ей представляется. Они оба находятся в каком-то восторженном волнении.

Девушка мучительно хочет начать чтение, но боится, и тогда Раскольников вынуждает ее сделать это. Но если бы Соня не хотела, он не стал бы настаивать, хотя это было необходимо для главного героя. Рассказать об убийстве значит открыть ей свою душу, но перед этим и Соня должна открыться перед ним.

В начале чтения голос девушки дрожит, но постепенно он крепнет и в конце звучит торжественно, огненно, с захватывающей силой. Раскольников наоборот теряет свою уверенность и самообладание. Это можно объяснить тем, что Соня попадает в свою стихию, свой мир, где она чувствует себя уверенно.

Этот мир – источник ее жизненной силы и энергии. А для Раскольникова этот мир чужд, его законы не соответствуют ни теории, ни жизненным ценностям героя.

Молодые люди воспринимают друг друга как помешанных, потому что говорят изнутри различных мироотношений, более того – изнутри различных реальностей. То, что для Сони единственная реальность, определяющая все остальное, – Бог, то не существует для Раскольникова.

«Юродивая! Юродивая!» – твердил он про себя.

«Как полоумный!» – подумала в свою очередь Соня.

Уже перед уходом Раскольников произносит некое напутствие:

–…Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель!

Он надеется, что Соня завершит его путь, пойдет по нему и достигнет успеха. Хотя Родион Романович начинает догадываться, что его надеждам не суждено будет сбыться, «просветления» Сони не будет.

<\p>

Для раскрытия внутреннего состояния героев Достоевский использует диалоги, описание помещения и некоторые другие важные детали. Все действующие лица постоянно осмысливают действия и поступки друг друга.

Эпитеты подчеркивают бедную обстановку квартиры, и в то же время отражают глубину тех ужасных, мрачных и тяжелых чувств, которые испытывают герои(желтоватые, обшмыганные обои; взгляд сухой, воспаленный, острый; кривой подсвечник).

Сам Автор открыто не выражает своего отношения к главным героям, но видно, что верующая Соня ближе его душе, чем Раскольников. Но в романе отражается темная сторона и самого Достоевского, поэтому мы можем утверждать, что Родион Раскольников – это частица души и отражение позиции автора.

Совет

Уходя от Сони, герой невольно ступает на путь, ведущий из тьмы к свету. Девушка, не поддержавшая его теории, показала наличие другой силы, и это чистая преданная вера в Бога. Видя страдания Сони, Раскольников понимает то, что она, такая слабая, имеет больше силы и воли, чем он.

Так же наш герой видит мир, в котором можно жить не только для себя, а для других, отдавая всю себя только им. Эти два человека еще не до конца поняли друг друга, но эта встреча изменила их.

Раскольников не разуверился в своей теории, однако благодаря Соне перед ним открылся незнакомый и чуждый ему мир безграничной доброты и жертвенности.

Эта нежная, верная самой себе, чистая и трепетная девушка задела душу Родиона, причем именно ту часть души, в которой хранилось все хорошее, что было и есть в Раскольникове. Он научился любить, а любовь уже меняет человека.

Источник: https://lit-ra-for-you.livejournal.com/1887.html

Потрясённый, выбитый из колеи герой | Открытый класс

Данные об авторе Шинкоренко Галина Валентиновна

МОБУ “ООШ №1” г.

Ясный Оренбургской области
учитель русского языка и литературы

Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) среднее (полное) общее образование

Учитель (преподаватель)

  • Учить пониманию идейно-художественного замысла писателя через анализ эпизодов: раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова.
  •  Развивать навыки размышления, сопоставления, сравнения, синтеза в постижении идеи произведения;
  • Воспитывать чувство сострадания к ближнему, уважение к гуманным заповедям, стремление к сохранению нравственных законов в себе, неприятию насилия во всех его идейных проявлениях.

Используемое оборудование:  1 компьютер на столе учителя для ведения урока,экран, видеопроектор, колонки.

Урок по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

  • Урок сопровождается презентацией «Потрясённый, выбитый из колеи герой»
  • Видеоряд «Герои Достоевского», подготовленный учителем
  • Видеоряд «ХХ век под знаком Достоевского»
  • Роман в шести частях с эпилогом Ф.М.Достоевского
  • Страница с таблицей для заполнения ответов на вопросы.

Слово учителя.

– Здравствуйте, ребята.

Родион Раскольников.  «Родя» – так ласково называла сына Пульхерия Александровна. Папенька писал романтические стихи. Мальчик рос чутким, впечатлительным, отзывчивым, верил в Бога, знал заповедь «Не убий!»
И что-то случилось с человеком, когда он берет топор и идет на дело.

Роман  имеет двучастную композицию: преступление и наказание. Совсем немного глав  посвящено преступлению. Основная часть романа отведена  подготовке преступления и  наказанию героя после преступления. Ф.М.

Достоевский как глубокий психолог показывает борьбу, происходящую в сознании героя

   В. Шкловский писал: ” Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления “.  Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а вопрос о том,  почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.

    -Может быть, Раскольников был преступником по сути? Для этого изучаем поступки Раскольникова до преступления (помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство.

II /Зачитать стр. 5  стр. 11/ Эпизод « Встреча с Мармеладовым»

 – Зачем Раскольников вышел из каморки?

/ Ему свойственны колебания… Весы на доске. Ему нужно решить: убивать или не убивать старуху – процентщицу. Решения Раскольникова будем оформлять наглядно.  –Да ( убивать) – Нет ( Не убивать)/

 -Первая встреча – встреча с Мармеладовым.

Слайд 3Мармеладов.

 -У вас на партах лежит путеводитель по тексту. Зачитайте цитаты, чтобы услышать голос Мармеладова.

   -Что вы услышали в речи Мармеладова?

/В речи Мармеладова звучит мысль о том, что в нищете никто не подозревает благородства чувств. А в нём это благородство есть! Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за родных детей, оправдывать грубое отношение к себе , ценить самоотверженность жены и детей/

Слайд 4Вопросы для обсуждения.

Вопросы для осмысления и связного рассказа.

 -Как относятся к Мармеладову люди из трактира? Чем Мармеладов отличается от посетителей распивочной?

 – Почему Мармеладов рассказывает свою историю Раскольникову?

 -Расскажите о семье чиновника.

 – Почему дочь Мармеладова вынуждена жить по жёлтому билету?

 -Заканчивает Мармеладов свою исповедь обращением к Богу. Почему?

Встреча с Мармеладовым заканчивается мыслями Раскольникова о Соне. Почему?

« Сонечка, вечная Сонечка, пока стоит мир»

Этот образ приобретает философское звучание. Сонечки – вечные жертвы в руках бездушных людей. Но  их жертвы напрасны.

Учитель

Мармеладов стал как бы символом, обобщённым выражением опустошения личности в обществе денежных отношений…Сонечки – вечные жертвы.

Мотив тупика в романе (Слайд, сделанный руками ребят)

 -Какой вывод делает Раскольников после встречи с Мармеладовым?

 -Ко всему – то подлец – человек привыкает!

 -НУ, а коли не соврал, – воскликнул он вдруг невольно, – коли действительно  не подлец человек, весь вообще, весь род человеческий, то значит, что остальное всё предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, итак тому и следует быть!…/

 -Начнём заполнение таблицы на доске.

Слайд 4 Эпизод « Письмо  от матери»/ ч. 1., гл 3, стр. 29/

 -К какому выводу приходит  Раскольников?

/ « Не хочу я вашей жертвы! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать! Не принимаю!

А что ты сделаешь? Чтоб этому не бывать

Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что – то, или… Или отказаться от жизни совсем…»/

Слайд 5 Эпизод « Встреча с пьяной девочкой на бульваре » (ч. 1, гл 4, стр.45)

 – Чем вызваны противорения в поведении Раскольникова?

 -Как характеризует Раскольникова история с пьяной девочкой?

IIIЭпизод  Сон Раскольникова(ч1, гл.5) – Защита проектов.

 Группа  1

Найдите  и  охарактеризуйте  цветообразы  в    эпизоде    «Сон  Раскольникова».

  • Перечитывая  эпизод,  отметьте  слова,  которые  несут  в  себе  цветовое  значение(  это  могут  и  слова,  напрямую  называющие  цвет,  и  слова,  ассоциирующиеся  с  определённым  цветом)
  • Пронаблюдайте,  в  какой  момент  появляется  каждый  цветообраз, с  каким  героем  связан.  Попытайтесь  выйти  на   уровень понимания  символики  цвета.
  • Попробуйте  систематизировать  свои  выводы,  представить  их  в  виде  цвета.

Подготовьте  мультимедийную  презентацию  и  устное  выступление  по  данной  теме.

Группа 2

Охарактеризуйте  образ  лошадёнки  в    эпизоде    «Сон  Раскольникова».

  • Какие  эпитеты  автор  использует  для  создания  этого  образа?  На  какие  ещё   детали    можно  обратить  особое  внимание?
  • Какое  место  этот  образ  занимает  этот  образ  среди  других  образов  в  этом  сне( Маленький  Раскольников, отец,  толпа, Миколка  и  др.)
  • Попытайтесь  выйти  на  уровень  понимания  символического  значения  этого  образа,  провести  параллели  между  этим  образом  и  другими  образами  романа.

Подготовьте  мультимедийную  презентацию  и  устное  выступление  по  данной  теме.

Группа3

Охарактеризуйте  образы  людей  в    эпизоде    «Сон  Раскольникова».

  • Каким  символическим  содержанием  наполнен  образ  Миколки? Какие  детали  помогают  нам  охарактеризовать  этот  образ?
  • Каким  вырисовывается  образ  толпы?  Однородная  это  масса  или  нет?
  • Каким  вы  видите  Раскольникова  в  этом  эпизоде?    Какие  детали  свидетельствуют  о  его  состоянии?  Почему,  как  вы  думаете,  автор  возвращает  его  именно в  детство?

Подготовьте  мультимедийную  презентацию  и  устное  выступление  по  данной  теме.

 – Определите значение сна Раскольникова.

 Нравственное значение<\p>

Протест против убийства

Он не такой, как Миколка. В Раскольникове живёт чувство сострадания. Это тонкая натура. Значит убить он не может.

 – Предложен вариант отступления. Ужасная картина могла бы оттолкнуть Раскольникова от решения убить старуху.

Социальное значение

Сон – символ существующего порядка

В образе клячи заключены образы замученных, униженных и оскорблённых людей.

Миколка – маленький наполеон, им можно издеваться над несчастными безнаказанно.

Философское значение.<\p>

Раскольников должен бороться за  счастье людей. Старуха – процентщица для него  -олицетворение злого начала в человеке.

 – Так появляется образ Наполеона в романе.

IIчасть урока « Преступление и наказание – роман – предупреждение»

   – А потом обольется у него сердце кровью от мысли, что ни за что погубил и себя, и свою живую душу!
Как не допустить катастрофы? О чем человек должен помнить всегда, чтобы душа его была жива? Об этом мы сегодня должны задуматься. Об этом предупреждает нас автор романа «Преступление и наказание».

Просмотр видеоряда «Герои Достоевского».

Беседа:

  1. Кто в ряду героев Ф.М.Достоевского показался вам неожиданным персонажем?(Наполеон)
  2. Оправданно ли его появление среди героев романа?
  3. Знаете ли вы, кому принадлежат слова: «Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы – для нас орудие одно»? (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
  4. Как вы понимаете эту фразу?

  -Какой эпизод в романе убеждает Родиона Раскольникова в том, что  наполеонов, оказывается, много и он (Раскольников) тоже « имеет право встать над всем людским муравейником»?

 – Верно, это эпизод, когда Родион Раскольников  подслушивает в трактире разговор студента и офицера.  ( ч. 1, гл. 6, стр. 62 -65)

  Каково же идейно-художественное содержание этого эпизода? Что скрывается за фразами героев? Что должен был услышать Раскольников? Ответить на эти вопросы непросто. Давайте вспомним текст и постараемся сначала ответить на простые вопросы.

2.Индивидуальные выступления

3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.  Слайд с вопросами  Активизация имеющихся знаний.

Обсуждение ответов. Как вы думаете, какие  мысли вызывают ответы на вопросы теста?

1.Почему именно студента, а не офицера  автор заставляет излагать идеи о праве на кровь? Казалось бы, офицер по роду профессии больше связан с проявлениями насилия, смерти… (В ходе диалога приходим к мысли, что студенты – это еще не доучившиеся специалисты, они поверхностно знакомы с идеями, бродящими в обществе. А брожение  идей бывает во все времена и в каждом обществе).

2. Почему старуха, по замыслу автора, деньги завещает не сестре, а монастырю? (Оказывается,  злая и вредная,  она все-таки печется о своей душе. Помнит о душе!)
3. Почему Лизавета во всем противопоставлена Алене  Ивановне? (Эта героиня из мира обездоленных, бесправных.

Обратите внимание

 Ради таких, как она, выстрадал свою теорию Раскольников, но именно Лизавета  и станет жертвой этой теории).
4.

Почему так важен вопрос о том, чем измеряется человеческая жизнь? (Автор предупреждает: жизнь бесценна!)  Раскольников  как  умный человек должен был проанализировать содержание  разговора, ответить на эти вопросы, почувствовать предупреждение. Что же поняли мы, перечитав эпизод и задумавшись над замыслом автора?

О чем человек должен помнить всегда, чтобы душа его была жива?

4.Усвоение новых знаний.

Заполнение ответов на вопросы таблицы.  Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какие ответы вы записали?
На экране высвечивается таблица, идет обсуждение вариантов ответов.

Ответы
1. В умах людей в разные эпохи  всегда будут бродить самые разные… Идеи
2. Даже самый бесчувственный человек не должен забывать … О собственной душе
3. Какова цена человеческой жизни? Жизнь бесценна
4. Любое насилие, задуманное из лучших побуждений, оборачивается преступлением прежде всего против… Бесправных, обездоленных
5. В условиях духовного тупика человек может противопоставить невыносимым обстоятельствам … Законы совести, заповеди

Как видим, содержание данного эпизода автор продумал так, чтобы заставить читателя почувствовать тревогу, услышать  предупреждение о том, что никакая теория не должна приводить к насилию.

Почему же Раскольников не услышал этого? (Ребята отвечают, что Раскольников услышал только то, что хотел, а не то, что должен был. Им овладела чудовищнаяидея.

Ради нее он отказался от законов совести, заповедей Бога).

Определим для  этой идеи формулу –« Разрешение крови по совести»

5 Просмотр презентации. Предупреждение человечеству

 Выводы

  Истоки бунта.
1.Внешние: идеи, витающие в воздухе:
– взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость

окружающего мира; – идеи Бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III ” История Юлия Цезаря ” о предназначении великой личности); – тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются, тесная комната, похожая на шкаф;

– судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница);

Источник: http://www.openclass.ru/node/277163

Как относятся к Мармеладову люди из трактира?

Вопросы к тексту романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»:
Тема 1. “Встреча 1. В трактире”.

а) Как относятся к Мармеладову люди из трактира?б) Почему Мармеладов рассказывает свою историю жизни Раскольникову?в) Расскажите о семье чиновника, подтвердите цитатами из текста.

г) Почему дочь Мармеладова вынуждена жить по желтому билету?д) Почему Мармеладов оказался на сенных барках?е) Чего боится чиновник?

Встреча 2. На квартире Мармеладова”.

Чтение фрагментов: “портреты жены, детей”, “описание комнаты”, “жильцы дома”.

Вопросы:а) Как был встречен чиновник дома после разговора с Раскольниковым?б) Квартира Мармеладовых глазами Раскольникова?в) С каким настроением Раскольников покидает квартиру Мармеладовых?Художественные приёмы, работающие в эпизоде (подтверждаем цитатами из текста): описание помещения, где находятся герои, внешнего вида героев эпизода,ключевые слова, цвет, музыка, использование фамилий и имен, детали.

^ <\p>

Драдедамовый платок, нанковый жилет, втуне, колодник, витиеватая речь, приватный разговор, бурнус, манкировать, на сенных барках, титулярный советник.

^

Для обобщения материала используется опорный конспект и сообщения учащихся “Смерть Мармеладова” (часть 2, глава 7), “Смерть Катерины Ивановны” (часть 5, глава 5).

Вопросы:

1. Удалось ли Достоевскому отобразить реальность жизни, жизненные ситуации бедняков?2. Какие проблемы перекликаются с нашим временем?3. Какие уроки дает нам Мармеладов и его семья?4. Каковы причины гибели Мармеладова и его жены?Что необходимо делать, чтобы не попасть в подобные жизненные ситуации?

Тема 2. Мотивы “тупика” в “Преступлении и наказании”

Цитаты из текста1.“А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным?”2.“За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой… Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда идти”3.

“Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, особа образованная и урождённая штаб-офицерская дочь”.4.“Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная”.5.“Воспитания, как и представить можете, Соня не получила”6.“Катерина Ивановна… весь вечер в ногах у нее простояла, ноги ей целовала…

а потом они обе и заснули вместе, обнявшись…”7. “Полечка-то ведь по Сониному пути пойдет”.8. “Знаете ли вы, что я даже чулки её пропил?”9.. “Жалеть! Зачем меня жалеть!”10. “Я не Катерины Ивановны боюсь… Я Глаз ее боюсь,.. .красных пятен на щеках тоже боюсь”. 11. “Я не тебе, я всему страданию человеческому поклонился”.12.

“Сонечка, вечная Сонечка, пока стоит мир”Анализ эпизода (Работа с текстом художественного произведения)

План

1. Место данного эпизода в сюжете.2. Предыстория: время, отраженное в книге, герои, их характеры.3. Крупным планом сам эпизод. Объяснить поведение героев, дать нравственную оценку.4. Художественные приемы, работающие в этом эпизоде.5. Последствия данного эпизода.6. Озаглавить эпизод.

Темы сочинений

1. Бунт Родиона Раскольникова.2. Трагичность образа Мармеладова в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.3. Образ Сони Мармеладовой.4. “Надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…”5. Трагедия семьи Мармеладовых.6. Почему Достоевский говорит о Сонечке – “вечная”?7. Это сладкая фамилия!8. Почему личность Раскольникова вызывает сочувствие и сострадание.9. Двойники и антиподы Раскольникова.10. “В Петербурге Достоевского”.11. Моё открытие романа “Преступление и наказание”.

Пояснение слов <\p>

Бурнус – женское пальтоВитиеватая речь – возвышенная речьВтуне – в тайнеДрадедамовый платок – полушерстяной платокКолодник – арестантМанкировать – небрежно относитьсяНанковый жилет – жилет из бумажной тканиНа сенных барках – место для нищих в ПетербургеПриватный разговор – частныйТитулярный советник – один из низших чинов по “табелю о рангах”

Дополнительный материал к уроку: http://lvmir.narod.ru/dostoevsky/Prest_nakaz_Dostoevsky.htm (Изучение романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в школе Из опыта работы учителя Мирошкина Л.В.)

Источник: http://pochit.ru/istoriya/108326/index.html

Конспект учебного занятия по теме Федор Михайлович Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Противоречия теории Раскольникова. «Петербург Достоевского»

Модуль 5 Конспект учебного занятия по дисциплине «Литература» с аспектным анализом. <\p>

Преподаватель Харитонова Е.Н.

Урок 15

Тема занятия: Федор Михайлович Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Противоречия теории Раскольникова. «Петербург Достоевского»

Группа Э-11-12. Специальность 080114.52 Экономика и бухгалтерский учет

Вид учебного занятия: интерактивная беседа.

Тип учебного занятия: комбинированное учебное занятие.

Цели учебного занятия:

Образовательная: дать представление об основных особенностях романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», охарактеризовать систему персонажей, определить суть теории Р. Раскольникова, сформировать представление учащихся о «Петербурге Достоевского», выявить его основные черты, рассмотреть социальные и философские корни преступления Раскольникова;

Развивающая: развивать культурологическую и читательскую компетентность учащихся, стремление к ее совершенствованию на основе предложенных и самостоятельно изучаемых источников информации, развивать познавательную активность, навыки работы с текстом художественного произведения,<\p>

Воспитательная: воспитывать чувство уважения к русскому литературному наследию, потребность в грамотном осознанном ознакомлении с произведениями русских классиков и верной историко-литературной их интерпретации.

Задачи урока:

  1. проанализировать эпизоды романа Ф.М. Достоевского «Преступление наказание»,<\p>

  2. выявить основные мотивы преступления главного героя: социальные и философские,

  3. определить главные черты «Петербурга Достоевского».

Формы организации работы на учебном занятии:

  1. начало занятия – беседа,<\p>

  2. проверка знаний – устный ответ, самостоятельная работа,<\p>

  3. усвоение нового материала – интерактивная беседа, анализ эпизодов художественного произведения,

  4. закрепление нового материала – составление опорных схем, письменный ответ на вопрос, интерактивная беседа,<\p>

  5. завершение занятия – обобщение изученного материала, устные ответы на вопросы.

Межпредметные связи: 1 курс – «История России», 2 курс – «Философия»

Учебно-методическое обеспечение: портреты Ф.М. Достоевского, тексты художественного произведения, иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», презентация, художественный фильм «Преступление и наказание».

Дидактический материал: опорный конспект студента, план анализа эпизода художественного произведения, тестовые задания для самостоятельной работы.

Технические средства, оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход учебного занятия.

  1. Организационный момент. Мотивационное начало занятия. Организация внимания.

  2. Актуализация знаний, мотивация и целеполагание. Ознакомление учащихся с темой урока, его целями, определение основных задач, способов и средств их решения. Раскрытие практической значимости изучаемого материала.

  3. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

  • На каком приеме основывается заглавие романа Ф.М. Достоевского?

  • Где происходит действие романа?

  • Опишите пейзаж, на фоне которого разворачивается действие романа.

  • Опишите систему персонажей романа.

  • Опишите образ жизни Родиона Раскольникова, подтвердите фактами слова автора «Он был задавлен бедностью…»

  • Какие факты способствовали совершению преступления?

Ответьте на вопросы теста

  1. В каком году выходит роман «Преступление и наказание»

  2. Как зовут главного героя романа

  3. Сколько глав романа посвящены описанию подготовки и совершения преступления

  4. Сколько глав описывают путь Раскольникова к раскаянию

  5. Каково было первоначальное название романа

  6. Кто из персонажей должен был быть главным героем изначально

  7. Какова судьба мелкого чиновника Мармеладова

  8. Откуда появились деньги на похороны Мармеладова

  9. Как называлась статья Раскольникова, опубликованная в «Периодической речи»

  10. Как звали следователя, расследовавшего преступление

  11. В ком из Мармеладовых Раскольников почувствовал и обрел родственную душу

  12. Кого в романе называют «двойниками» Раскольникова

  13. Как зовут будущего мужа Дуни Раскольниковой

  14. Кто скомпрометировал Дуню в глазах общества

  15. О чем свидетельствует первый сон Раскольникова

  16. Кто принял на себя вину за убийство старухи процентщицы и ее сестры

  17. Были ли друзья у Раскольникова

  18. Кто оказался рядом с ним и оказал ему поддержку

  19. Почему Дуня отказала в замужестве Лужину

  20. Откуда у семьи Раскольниковых появилось наследство

  1. Основная часть. Знакомство с новым материалом.

Беседа по первичному восприятию романа. Постановка проблемной ситуации.

– Вы попадаете в мир Достоевского. Что нового открыл он вам? Сравните роман с произведениями писателей, уже изученных вами.

– Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься?

– Современник ФМ. Достоевского Н.К. Михайловский назвал талант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждением?

– На чьей стороне симпатии Достоевского в романе «Преступление и наказание»?

– В чем причина преступления Раскольникова?

– Какие особенности романа затрудняли чтение? На какие вопросы вам интересно было бы получить ответ?

– Каково ваше отношение к героям романа?<\p>

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uchebnogo-zanyatiya-po-teme-fedor-mihaylovich-dostoevskiy-roman-prestuplenie-i-nakazanie-protivorechiya-teorii-raskolni-468716.html

Ссылка на основную публикацию