Анализ пьесы лермонтова «маскарад»

Анализ произведения «Маскарад» Лермонтова

Драма Лермонтова была написана в 1835 году.

Как бы сильно ни желал автор увидеть свое творение на сцене, но при жизни Лермонтова этому не суждено было случиться: ни первоначальная, ни переделанные позже варианты не удовлетворили сурового Бенкендорфа: слишком уж сильна была критическая направленность драмы. Впервые пьеса увидела сцену в 1852 году, и то в урезанном виде. И только спустя двенадцать лет в 1864 году в Александринском театре «Маскарад» был поставлен полностью.

В произведении нашло отражение жизнь столичного светского общества со всеми присущими ей пороками, а именно: сплетнями, лестью, жаждой наживы, злобными интригами.

Неслучайно главный герой драмы Евгений Арбенин повсюду замечает только золото и обман, которые противны для него. Он презирает общество, состоящее главным образом из мелочных карьеристов, ничтожных льстецов и лицемеров. Но и сам Арбенин для этого общества чужд.

Обратите внимание

Типичным представителем аристократического общества является Казарин, для которого жизнь ассоциируется с банком, а мир — с карточной колодой. Этот азартный картежник не стесняется признавать, что правила карточной игры он с удовольствием применяет к людям.

Подлинное утешение и счастье для Арбенина – это не имеющая границ любовь к своей жене Нине. Он не мыслит свое существование без любимой жены. Отчасти Евгений Арбенин напоминает героя другого не менее значительного произведения — Чацкого.

Умственное и нравственное убожество аристократов и у Арбенина вызывают неудержимый злой смех. Но в моральном плане Чацкий вышел победителем, тогда как гордый ум Арбенина, наоборот, не смог противостоять светским интригам и пал их жертвой.

Его жену оклеветали.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Опустошенный Арбенин не смог возвыситься над воспитавшим его обществом и пошел на поводу у индивидуализма. Трагический результат ревности не заставил себя долго ждать. И вот невинная жена отравлена, а сам Арбенин, потрясенный случившимся, лишается рассудка.

Исследователи творчества великого классика считают, что произведение Лермонтова основано на реальных событиях.

По их мнению, ярким доказательством тому служит тот факт, что жену Арбенина только один раз на протяжении всей пьесы называют полным именем – Настасьей Павловной. Один раз, но во всех переделанных вариантах.

Но вне зависимости от того, основывался ли автор при создании своего произведения на реальных событиях или нет, неоспоримым фактом остается то, что драма «Маскарад» — это социальная трагедия.

Источник: http://sochinyalka.ru/2015/01/analiz-proizvedeni-maskarad-lermontova.html

Анализ пьесы М.Ю. Лермонтова «Маскарад»

Впьесе «Маскарад» (1835-1836) проявилось прекрас­ное знание законов сценического действия и во всем блеске открылся талант М.Ю.Лермонтова как драматурга. Одновременно здесь выразился его критический подход к изображению «двойной» жизни верхов России. Пьеса по праву вошла в историю русской драмы и театрального искусства.

Исследователь Д.Е.Максимов заметил: «Эта драма — романтическое произведение с мятежным романтическим героем, с бушеванием трагических страстей, с лирической партией чистосердечной и прелестной героини, с Мефис­тофелем, скрывающимся под маской бытового персонажа (Казарин), с таинственным незнакомцем, одержимым «долгом мести», и с отравлением».

Все признаки романтического мировосприятия свой­ственны «Маскараду» Лермонтова. В характерах персона­жей он выделяет обычно одну ведущую черту и максималь­но укрепляет ее. Испытываемые ими чувства доводятся до крайнего накала и превращаются в кипящие страсти. Мстительный незнакомец живет одним стремлением — отомстить Арбенину.

Важно

Арбенин швырнул Звездичу карты в лицо, Звездич скомпрометирован и поэтому готов участво­вать а любой интриге, лишь бы отомстить обидчику. В этой среде Арбенин выделяется действительно незаурядными способностями, но и он живет одной страстью. И когда ему показалось, что его жена неверна ему, он присвоил себе право судить и казнить единолично.

Как ни презирает он светскую толпу, но и он живет по ее законам и отравляет Нину.

При всем том этой романтической драме присущи некоторые особенности, отличающие ее от безусловно ро­мантических произведений.

Антидворянская направленность пьесы была замечена театральной цензурой, упорно воспрещавшей ее постанов­ку на сцене.

Лермонтов соглашался смягчить некоторые из резких характеристик, но отказался превратить свою драму в произведение с благополучной развязкой. Не могло быть благополучного разрешения конфликта для Арбенина.

По мнению литературоведов, герой драмы — «плоть от плоти этой среды: порвав с ней, он не смог освободиться от ее представлений и психологии».

Заподозрив Нину в измене, он уже не в силах изба­виться от ошибочного предположения, «не может поверить в невинность «ангела», любовь к которому стала его пос­ледним прибежищем».

Поступки и раздумья Арбенина, а также суждения других персонажей свидетельствуют о том, что Лермонтов не намеревался ограничить свою творческую задачу лишь критикой светского общества.

В процессе сценического действия постепенно выдвигается на первый план большая философская проблема. Поэт обнаруживает, что в мире безраздельно царствует зло. Оно кажется изначальным и вечным элементом мироздания.

Совет

Но ведь эта власть зла противоречит понятию о справедливости! Зло должно быть так или иначе «отменено».

Лермонтову не удалось увидеть свою драму на сцене. Не была она и опубликована при его жизни. Лишь много десятилетий спустя она прочно вошла в репертуар театров России.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/407-pesa-myu-lermontova-maskarad.html

Анализ пьесы Лермонтова «Маскарад» Помощь по литературе

«Маскарад» — драматическая пьеса М. Ю. Лермонтова в стихах — произведение, которое поэт создал непосредственно для постановки на сцене, чего при жизни увидеть ему так и не удалось.

Пьеса была написана в 1835 году, изначально в трех действиях, и заканчивалась смертью главной героини. Однако, драматическая цензура во главе с шефом жандармерии Бенкендорфом, пьесу к постановке не допустила.

Причиной сему было посягательство поэта на костюмированные балы в доме влиятельных в ту пору Энгельгардтов, расцененное как вызов всему петербургскому великосветскому сообществу. История повторялась еще дважды, и так же дважды Лермонтов переделывал сюжет.

В итоге свет поэма увидела уже после смерти поэта, в 1842 году, в весьма сокращенном варианте, и только через 30 лет была напечатана полностью.

«Маскарад» не зря вызвал такую реакцию у чиновников от цензуры. Лермонтов хорошо знал сущность жизни русской аристократии и тематику театральных безлико-патриотичных постановок. Он создал произведение-вызов, обнажающее все те пороки, которые были присущи великосветскому обществу Петербурга начала 19 века.

Назвав пьесу «Маскарад», Лермонтов имел в виду не только момент костюмированного бала в доме у Энгельгардтов. Все происходящее в жизни общества он считал клубком завуалированных интриг, скрытых преступлений и замаскированных пороков, неприемля такой образ существования.

Свое отношение к происходящему в кругах петербургской знати, он вложил в образ главного героя, Евгения Арбенина.

Арбенин, будучи частью этого общества, — один из участников «маскерада» жизни с его лицемерием и эгоизмом, интригами и фальшью, карточными играми и костюмированными балами. Арбенина нельзя назвать положительным героем. Он — карточный шулер, разбогатевший на этом. Но сила его духа и ума позволяют вырваться из порочного круга, чтобы начать новую жизнь.

…я все видел, Все перечувствовал, все понял, все узнал, Любил я часто, чаще ненавидел, И более всего страдал! Сначала все хотел, потом все презирал я, То сам себя не понимал я, То мир меня не понимал.

Тем не менее, он реально ощущает невозможность достижения спокойствия и свободы души в мире, где смещены понятия черного и белого, и в этом его трагизм. Опыт предыдущей жизни навсегда поселяет в его душе неверие людям и недоверие ко всем, его окружающим, и жизни в целом. Он не любит общество «масок» . и оно пытается ответить ему тем же.

Под маской все чины равны, У маски ни души, ни званья нет, — есть… тело. И если маскою черты утаены, То маску с чувств снимают смело.

Евгений хочет уйти от реальности, забыв о карточных играх и пристав к тихой семейной гавани. После долгого соприкосновения с обществом порока и разгула, он боготворит свою юную жену, чистую и целомудренную Нину, он «воскрес для жизни и добра». Ныне он живет только одним — любовью к своей жене.

Обратите внимание

Ты молода летами и душою, В огромной книге жизни ты прочла Один заглавный лист, и пред тобою Открыто море счастия и зла.

Нина ангельски непосредственна, она по-детски обожает праздники, «и блеск, и шум, и говор балов» . и часто проводит время на них допоздна. Неудивительно, что именно бесхитростная Нина становится жертвой интриг и маскарадных сплетений судьбы.

Общество мстит Арбенину в лице окружающих его «масок», выискав его самое больное место и ударив по нему расчетливо и хладнокровно. Лицемерная баронесса Штраль, закрутившая трагическую интригу, пытаясь спасти свое положение в обществе, подставляет под удар Нину. Шприх, сущность которого Арбенин понял сразу

Улыбка злобная, глаза… стеклярус точно, Взглянуть — не человек, — а с чертом не похож.

мстит за помощь Евгения князю Звездичу. Бывший сокартежник Казарин, пытаясь вернуть Арбенина в карточные игры, как хорошего партнера, подливает масла в огонь, после чего Евгений окончательно разочаровывается в Нине:

Прочь, добродетель: я тебя не знаю, Я был обманут и тобой…

Черным демоном вьется вокруг Арбенина Незнакомец. Когда-то Евгений лишил его всех средств, выиграв по-крупному в карты и не простив долга. Много лет тот вынашивает план мести, который наконец-то претворен в жизнь. Именно он открывает Евгению глаза на то, что Нина невиновна.

Арбенин пытается освободиться от нравственных устоев окружающего его общества, но все же идет на поводу у него, поверив в измену Нины. Отравив ее, он не просто расплачивается с ней за якобы неверность, он мстит за крушение того единственного светлого в его жизни, что у него оставалось…

Мысли и действия Арбенина и других персонажей говорят о том, что автор своей пьесой не только пытался раскритиковать существующее светское общество, он предостерегал от нарастающего безраздельного царствования зла и самых низменных качеств и поступков.

«Маскарад» — самая зрелая драматическая пьеса Лермонтова, в ней прослеживается отточенное мастерство автора: богатый язык, меткие фразы, фактурные диалоги, глубина образов, конкретность проблематики, что заслуженно ставит пьесу в ряд лучших произведений русской драматургии.

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/3427_analiz_pesy_lermontova_171_maskarad_187.htm

Сочинение: Анализ пьесы М.Ю. Лермонтова Маскарад, мои размышления после прочтения

Пьеса “Маскарад”, написанная М.Ю. Лермонтовым в стихотворной форме в 19 веке, актуальна даже в наш 21 век. Поскольку в произведении остро подмечены злободневные проблемы знатной касты общества. Все части драмы пропитаны романтическим духом, но его на самом деле автор явно пересекает с трагедией скверных поступков дворянских людей.

В начале пьесы подробно показана азартная карточная игра. Просто противен обман, которым пользуются игроки , чтобы им достались все ставки.

Наигранность общения друг с другом и попытки показать свое воспитание, на самом же деле это только верхний слой, под которым видна одна только театральность общения и выгода. Поэт тщательно старается передать всю муку союза людей, которых только и скрепляет энтузиазм выиграть деньги.

Важно

В этих событиях читатель впервые видит пришедшего просто понаблюдать за игрой  — главного героя Евгения Арбенина.  Его изобразил Лермонтов спокойным, стойким, самоуверенным и богатым человеком.

Но, когда в далее прочитанном говорится, что в прошлом он был пройдохой, который мошенническими уловками в азартных играх сколотил себе приличное состояние, тут то уже и понятно, что здесь описывается маскарад, только без костюмов, но с живыми масками людей, как говорят , из самого цвета общества.

Далее, самое отвратительное, что разбирает поэтапно автор, это главный бал – маскарад. Все высокое общество вырядилось  в неузнаваемые костюмы, и все это для удобства плести интриги и сплетни, а так же поступать мерзко и низко, играя друг с другом в плутовские игры.

Так, баронесса Штраль, из за которой произошли все главные козни, в следствие ее поступков под неузнаваемой маской на балу, у Арбенина появляется подозрение измены жены. Князь Звездич, которому помог Евгений, как профессионал карточного обмана  в азартных играх, решает поразвлечься на маскараде с женщиной.

Из за злополучного браслета, потерянного на балу женой Арбенина Ниной, все путается, и получается настоящая интрига.  Из которой просто невозможно выпутаться жене Арбенина.

  Былой сокартежник Евгения Казарин и князь Звездич только ухудшают ситуацию, ни в чем не разобравшись, а баронесса Штраль, проявив трусость, не помогает Нине опровергнуть обвинение в измене.

Главное и страшное описание – это диалог выяснения измены между Евгением и Ниной. Арбенин до этого случая видел в своей жене свое спасение от лживых игр общества. Она для него была отдушиной, ангельской защитой от его ужасного прошлого. Евгений жил обманом, был гулякой и повесой, и другой жизни вообще не знал.

Читайте также:  Образ обломова в романе гончарова

Однако Нина стала для него лучиком божественного света. Значимость ее присутствия в его жизни Арбенин сильно ценил. Хотя какое шаткое оказалось счастье… Настоящая сплетня сгубила их семейные узы.

Совет

Евгений, до конца не разобравшись в происходящем, полностью обвиняет свою супругу в подлости измены, и агрессивно отворачивается от ее доводов, которым не верит. Арбенин сам не видит, как превращается в такого же безжалостного игрока по жизни, находясь  в тумане мщения.

 Сначала унижает при всех князя Звездича, и подлый персонаж Шприх только этому и содействует. После этого Арбенин решается убить свою возлюбленную ядом. Особое место в пьесе отведено этому ужасному событию. Цинично отравляет Евгений Нину, подмешав яд в мороженое. Все доброе, нежное и чистое в своей жизни он перечеркивает этим поступком.

Себя же он оправдывает в своих размышлениях об этом, и считает здесь подходящей только месть. Здесь так же присутствует и таинственный герой пьесы, который через многие года принес в жизнь Арбенина свое мщение. В бурной прошлой азартной жизни Евгений до последней нитки обыграл этого несчастного.

Отмщение его заключалось в несвоевременно рассказанной правде о непричастности и невинности Нины и о враждебных обманах, привлекших ее в это болото лжи. Увы, когда вскрылась истина случившейся истории, было уже поздно – возлюбленная Нина умерла.

Яд, отравивший ее, убил ни в чем не повинные душу и тело, зато откровенный Лермонтов демонстрирует всех других персонажей с гадкими душонками, пропитанными ядом жизни,  разъеденными изнутри, а снаружи прикрытыми лишь масками, которые уже въелись в человеческую суть, и они сами не видят их разрушающего эффекта.  Арбенин  же стал страдающей стороной, потерпевшей несправедливость общества, ну и а так же злодеем с бесчеловечным воздаянием отмщения.

Лермонтовская  проповедь в поэме маскарад заключается в безграничности цепочки злых поступков у бесстыжего и эгоистичного рода человеческого.

Источник: https://sochinenienatemu.com/sochinenie-ege-gia/analiz-pesy-m-yu-lermontova-maskarad/

Анализ содержания поэмы Лермонтова «Маскарад»

  • А от игры он спас… так ты ступай на бал,
  • Но обольсти ее, чтоб с мужем расплатиться.
  • «Ты права! что такое жизнь? жизнь – вещь пустая…»

    Герой возвышен не только над светской толпой, но и над всем миром. Презрение к злу оборачивается презрением к жизни вообще, ко всем положительным ценностям. В глазах героя, как только он попадает в свет, все ценности меркнут. Перед ним реальное добро превращается в зло, и Арбенин знает этот жестокий и неумолимый закон. Логика жизни изучена им вдоль и поперек.

    Иной в этом обществе нет; Арбенин даже не подозревает о существовании какой-то иной морали, кроме господствующей. И он действует согласно светским приличиям.

    Так отгороженность от толпы, презрение к миру, возвышение над толпой и замкнутость внутри собственных представлений мстят герою, ибо в том же мире трудно и мучительно рождается иная логика людских отношений: Штраль оказалась способной на правду, на самопожертвование, на преодоление светских приличий.

    Обратите внимание

    Поднимаясь над ничтожной и жалкой моралью света, осуждая толпу, Арбенин внутренне зависим от нее. Самый тип его мышления подозрительно напоминает отношение к жизни Звездича, Казарина, Шприха, отчасти (до ее нравственного возрождения) баронессы Штраль, Неизвестно-то. Всюду в Арбенине выдвигается эгоистическое начало.

    Единственным законом Арбенина стало удовлетворение индивидуалистического хотения. Личность, осознавшая себя избранной, перестала считаться с общечеловеческими нормами и признала за собой право па безудержный произвол.

    Арбенин отрицает и закон светских приличий («В каком указе есть Закон иль правило на ненависть и месть?»), отказывая Звездичу в поединке, и закон общечеловеческий (Нине: «Закона я на месть не призову, Но сам, без слез и сожаленья, Две наши жизни разорву!»). Он сам себе закон и сам исполнитель своей воли. Критерии добра и зла устанавливает герой. Чувство превосходства над толпой породило у Арбенина недоверие к жизни. В отличие от Нины, страстной поклонницы живой жизни, Арбенин презирает жизнь, но его вывод горек:

    Каждый из героев занят своими мыслями. Слова другого являются лишь стимулом для развития собственных суждений. Общение изначально невозможно.

    Диалог выступает не средством общения, а несет иную художественную функцию – он свидетельствует о ненормальности мира, о разобщенности героя с миром, поскольку один персонаж не может понять другого и в свою очередь не может быть понят им.

    Постоянное пересечение личного и социального миров препятствует общению, но в сфере социальных отношений люди понимают друг друга с полуслова.

    Шприх отлично угадывает смысл недомолвок баронессы Штраль, а баронесса хорошо понимает, что интрига со Звездичем, направленная в желательное ей русло, дойдет до света и что тем самым она «спасена». Арбенин совершенно точно понимает слова Казарина, рассказывающего о ситуации между Арбениным и Звездичем:

    Рекомендуем почитать ►

    Композиция «Пересмешника» М. Д. Чулкова

    Пока мир Нины не сталкивается со светским миром, Арбенин может быть счастлив, ибо на одном полюсе сосредоточилось для пего добро, на другом – зло. Арбенин испытывает бесконечную любовь к Нине и великое презрение к свету.

    Но стоит пересечься двум мирам – Нины и света, как рушится в сознании героя преграда между добром и злом. Герой теряет объективные критерии и начинает распространять свое абсолютное презрение к свету и на мир Нины.

    Независимость от света утрачивается, вступают в свои права прежние нормы игры, всеобщего маскарада. Герой независим только в узкой сфере семейно-бытовых отношений, но он подчинен власти приличий в более широкой сфере социального бытия. Е.

    Важно

    Пульхритудова верно заметила, что Арбенин чувствует себя нравственно независимым от общества, но эту независимость считает результатом своей личной исключительности.

    Там, где царят законы света, там все предельно ясно. Каждая ситуация либо проигрывается вначале, а затем обобщается, либо сначала словесно обрисовывается, а затем проигрывается. Арбенин за картами рассказывает анекдот, а потом уж его воспроизводит в натуре. Казарин, напротив, после мнимой измены Нины произносит свою сентенцию об «уроке».

    Однако малейшее отступление от приличий немедленно разрушает взаимопонимание, выбивает человека из привычной колеи, ставит вне мира и вне общения. Звездич вполне согласен с анекдотом Арбенина до того момента, когда муж отказывается стреляться с обидчиком («Я бы сделал то же»).

    Но далее рассказанное Арбениным оказывается вне его понимания, поскольку выходит за пределы светских приличий и несовместимо с установленными моральными нормами, налагающими узду на души людей («Да это вовсе против правил»). Игра с правилами света означает игру с жизнью человека. Арбенин мстит нарушением правил.

    И это сразу же ставит Звездича вне общества, подрывая самую основу его существования.

    Сознательное нарушение приличий – признание в естественном и горячем чувстве к князю – выбрасывает из светской жизни и баронессу Штраль. Правила игры жестоки и неумолимы.

    Всякое пренебрежение ими ведет к разрушению преграды между добром и злом, как скажет об этом Арбенин.

    Однако если баронесса Штраль решилась на жертву и тем спасла свое человеческое достоинство, то главный герой все больше проникается светской моралью и действует в согласии с нею.

    Совет

    Арбенин, без сомнения, самая значительная личность в «Маскараде». Его история типична для дворянского интеллигента, тесно связанного со светским окружением и впитавшего его мораль и приличия. Арбенин презрительно относится к свету, ненавидит его пустоту и никчемность, обращает па него всю силу своего презрения и ненависти.

    Вместе с тем он живет по тем же законам. Арбенин, как и Демон, лицо страдающее. Искреннее стремление к добру, к любви, к естественной прямоте отношений сообщает его образу необыкновенную привлекательность. Способность к самоанализу, к сознательному противопоставлению себя светскому окружению обнаруживает в Арбенине могучую силу духа и гордого, мятежного ума.

    Однако презрение к миру, питающее душу Арбенина, чревато не только благородством («Везде я видел зло и, чуждый, перед ним Нигде не преклонился»), но отгороженностью от добра, замкнутостью его в узком мире семейных отношений, в отъединении от людей, в разобщенности с ними.

    Тот островок личного счастья, который нашел Арбенин, слишком тесен для романтического героя, для воплощения его абсолютных идеалов.

  • Влюбись в его жену… иль можешь не влюбиться,
  • «Маскарад» начинается сценой карточной игры. Но ставка здесь не только деньги, но и честь, достоинство, человеческая жизнь. Звездич в один и тот же день, за одним и тем же столом проигрывает все и восстанавливает свою репутацию.

    В другой сцене он навеки теряет честь и спокойствие, превращаясь в отверженного обществом офицера, вынужденного бежать на Кавказ. Герои заранее обречены на разобщенность и трагедию. Арбенин и Нина говорят на разных языках. Звездич не понимает Нину, а Нина – Звездича.

    Арбенин не внимает голосу баронессы Штраль: весь диалог Арбенина и баронессы в комнате князя демонстрирует, и это замечено в литературе о «Маскараде», невозможность общения. Прямой смысл слов толкуется превратно.

    Рекомендуем почитать ►

    Проза Д. Гранина на примере повести «Зубр»

    Источник: http://www.getsoch.net/analiz-soderzhaniya-poemy-lermontova-maskarad/

    План-конспект урока по литературе (10 класс) по теме: Конспект урока литературы по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»

    Конспект урока  по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» (Технология развития критического мышления)

    Тема: «Бес мистификаций или Игра против маскарада»

    Гуляют феи, визири,

    Полишинели, дикари,

    Их мучит бес мистификаций…

    (Е.Баратынский)

    Цель урока: познакомить учащихся со сценической историей пьесы; через анализ содержания выявить реализацию идеи  двуплановости драмы; научить работать литературно-критическими  источниками; показать своеобразие драматургического конфликта в романтической пьесе; выразительное чтение по ролям

    Оборудование: музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»; оформление сцены (класса) в стиле 19 века; костюмы для участников инсценировок; выставка книг по творчеству М. Ю. Лермонтова, карты деятельности учеников

    Ход урока

     Слово учителя.

    — Известный литературовед Константин Николаевич Ломунов, изучая творчество  Лермонтова в статье «Маскарад» как социальная трагедия», заметил, что «в лермонтоведческой литературе Лермонтову-драматургу уделено совершенно недостаточное внимание».

    Известно, что автор предназначал свое произведение специально для театра и упорно добивался ее постановки на сцене, но судьба распорядилась по-своему.

    Путь «Маскарада» к сцене был тернистым.

    Несмотря на долгие цензурные мытарства (автор в угоду цензорам переделывал ее пять раз), драма Лермонтова так и не увидела свет при жизни её автора. Только в 1842 году, через год после смерти поэта, «Маскарад» был напечатан … в Петербурге в сборнике в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Лишь в 1852 впервые пьеса была показана на сцене Александринского театра.

    Обратите внимание на тему нашего урока и эпиграф.

    Какой, по-вашему, может быть сегодня цель нашего урока? Что вы ждете от сегодняшнего урока? Обговорите это в паре и запишите в карту деятельности.

    Драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад» занимает особое место как в творчестве поэта, так и во всей русской драматургии. Эта социально-психологическая романтическая драма, основной сюжетной линией которой является конфликт лирического героя с обществом, условностями окружающей обстановки, а также с самим собой.

    Перед вами находится книга под названием «Динамика Русского романтизма», которую написал известный российский   литературовед  Юрий Владимирович Манн. На прошлом уроке мы с вами коснулись вопросов, освещенных автором в данном пособии, и поговорили об особенностях развития романтизма в России. Дома вы должны были составить тезисный план  одиннадцатой главы книги.

    Сегодня нам предстоит погрузиться в атмосферу Петербурга девятнадцатого века и постараться ответить на ряд непростых вопросов, которые,  возникнут у нас в процессе анализа пьесы Лермонтова..

    2.Фаза осмысления

    — Прежде всего, давайте вспомним, какие произведения драматически близки «Маскараду» М. Ю. Лермонтова? («Горе от ума» А. С. Грибоедова, где изображение героя, противостоящего обществу, особенности стиха и стиля напоминают о встрече ранее; «улавливаются следы чтения Шекспира»; «Цыганы» и «Борис Годунов» А. С. Пушкина.)

    — Лермонтов, используя опыт Пушкина и Грибоедова, «пытался создать театр высокой романтики». Михаил Юрьевич, как автор пьесы «Маскарад», продолжил традицию обращения к теме маскарада и карточной игры, характерной для современной ему русской литературы (повесть А. А. Бестужева — Марлинского «Испытание» (1830), из которой заимствованы фамилии баронессы Штраль и князя Звездича.

    -В чем, на ваш взгляд,  заключается смысл названия  пьесы?<\p>

    ( Название пьесы заключает в себе не только прямой, но и второй, иносказательный смысл.

    По мысли Лермонтова, маскарад — это весь блестящий Петербург, где под маской внешней благоприятности скрываются порок и преступление.

    Обратите внимание

    И только на маскараде, скрыв под маской свои черты, это общество обнажает свои низменные пороки и страсти).<\p>

    — А что говорит по этому поводу Ю. Манн?

    (Как к подсказывает нам Ю. Манн, в пьесе реализуется «особый вид двуплановости — когда последняя реализуется с помощью образов, включающих игровые моменты. Таковы образы карточной игры, маскарада, бала и т. д.

    Читайте также:  Отзыв о поэме «крестьянские дети» для читательского дневника (н.а. некрасов)

    Яркий пример такой двуплановости в пределах романтизма представляет собою лермонтовский «Маскарад». Здесь образы с игровыми моментами способствуют оформлению и развитию романтической коллизии»).<\p>

    — Посмотрим же, как это происходит.

    Что же такое маскарад? (Бал, на который являются в масках, в характерных костюмах.)

    — Прежде всего,  мы видим, что центральные образы лермонтовской драмы — «игра», «бал» и «маскарад» — имеют не один, а два смысловых слоя. Рождается, своего рода, параллелизм образа: игра — жизнь.

    Инсценировки пьесы<\p>

    (звучит музыка из фильма «Маскарад»)

    Инсценировка «Звездич и маска»

    (Действие I, сцена II, выходы 5 и 6.)

    — Почему баронесса не призналась Звездичу в любви без маски?

    (Потому что в высшем свете  существуют «правила игры», по которым  самое главное – соблюдение «видимости» приличия. Маска же освобождает от ответственности.)<\p>

    — Ю.  Манна, «маскарад — образ не просто жизненной борьбы, но борьбы под чужой личиной, образ скрытого соперничества».<\p>

     Вот, какие слова по этому поводу Лермонтов вложил в уста Арбенину:

    Под маской все чины равны,У маски ни души, ни званья нет, — есть тело. И если маскою черты ужасны,

    То маску с чувств снимают смело.

    — Опираясь на ваши конспекты, скажите, в чем же суть маскарада?

     ( Суть маскарада не в искренности (или, наоборот, лживости), но в особой установке на представление, то есть на выход из повседневной колеи. И участник его может быть и искренним и неискренним или одновременно тем и другим, смотря по обстоятельствам).

    — В  основе драмы – любовная интрига, тоже своего рода “игра”, схожая с карточной. В ней существуют свои “правила”, свое шулерство, свои испытанные приемы. Она осложнена мотивом мнимой измены.

    Однако если со стороны Звездича встреча на маскараде – всего лишь очередное любовное приключение, бытовая интрижка, то со стороны Арбенина – это вызов высшим силам, освятившим брак романтического героя.

    И потому ставка в такой «игре» – участь человека, жизнь или смерть.

    Сейчас нам с вами предстоит просмотреть  финальную сцену

    Инсценировка «развязка»

    (Действие IV, сцена I, выход 8.)

     Обратясь к статье Ю. Манна, мы, бесспорно, согласимся с мнением критика: «Финал напоминает о том, что на уровне центрального персонажа конфликт остался полностью неразрешим: новая попытка найти смысл «существованья», определить свои отношения с людьми и высшей правдой разбилась так же, как и предыдущая.

    В финале реализована некая замкнутость судьбы персонажа, который переступил через принятые нормы и законы, переступил дважды (и в прежней и в новой своей жизни, то есть до и после «возвращения»; иначе говоря, и на первой и на второй стадии своей «игры») и за это должен расплачиваться; но, с другой стороны, не переступить он не мог в силу и особого стечения обстоятельств, и своего особого душевного строя».<\p>

    3.Фаза релаксации

    — Настало время подвести итог нашему сегодняшнему занятию. Как мы выяснили, Лермонтовский герой связан со светским обществом рождением и воспитанием, и напрасны его стремления к независимости и свободе.

    «Евгений живёт по законам общества , которое считает порочным, принимая, тем самым «правилама игры», и, пытаясь защитить свою честь, сам становится злодеем.

    Арбенин — это и «жертва», и «палач»: он не только страдает, но и несёт страдания другим»[14, с. 274].

    — Сейчас вам предстоит завершить работу в паре, заполнив карту деятельности.

    — А закончить наш урок хочется словами М. Ю. Лермонтова: «Справедливо ли описано у меня общество? Не знаю! По крайней мере, оно всегда останется для меня собранием людей — бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хотя малейшая искра небесного огня!» Согласны вы с этим?<\p>

     Домашнее задание

    — Подготовить сообщения по темам: «Маскарад» М.Ю. Лермонтова в русской критике», «Образ  светского общества».

    Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/11/02/konspekt-uroka-literatury-po-drame-myu-lermontova-maskarad

    «Маскарад»: краткое содержание. «Маскарад» Лермонтова :

    Рассмотрим произведение, созданное Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1835 году. Опишем его краткое содержание. «Маскарад» Лермонтова (фото автора представлено ниже) ‒ это стихотворная пьеса в 4-х действиях.

    В начале произведения мы знакомимся с Арбениным Евгением Александровичем. Это не первой молодости человек, по роду деятельности и натуре игрок. Он решает, разбогатев на картах, изменить свою судьбу. Арбенин, герой, которого создал М.Ю.

    Лермонтов («Маскарад»), хочет жениться и стать барином. Это в конце концов он и осуществляет.

    Евгений влюбляется в свою жену

    Однако жизнь вносит существенную поправку в прекрасный план героя, как отмечает М. Лермонтов («Маскарад»). Анализ его мотивов автор проводит, говоря что Евгений посватался «по размышленьи зрелом», хотя и не по прямому расчету.

    Однако через некоторое время он влюбляется неожиданно для себя в свою юную супругу. А это с его кипучим как лава темпераментом и угрюмством не обещает душевного комфорта.

    Евгений вроде бы причалил к тихой семейной пристани, однако ощущает себя брошенным вновь в бурное открытое море «изломанным челноком».

    Настасья Павловна возвращается с бала

    Безусловно, жена его ‒ ангел, однако она и годами, и душой дитя. Михаил Лермонтов отмечает, что она обожает по-детски все то, что блестит, а больше всего ‒ балы с их шумом.

    Вот и сегодня развлекается Петербург, танцует где-то и Арбенина Настасья Павловна (Нина по-домашнему). Она обещала вернуться до полуночи, однако уже второй час. Наконец девушка является.

    Она подкрадывается на цыпочках и, словно доброго дядюшку, целует своего мужа в лоб. Супруг устраивает Нине сцену, после которой они мирятся.

    Евгений выручает Звездича

    Евгений Александрович к тому же сегодня сам не без греха. Он нарушил данный им зарок: не садиться больше за карты. Он сел и выиграл много денег. Правда, предлог для этого был благовидный: надо было выручить из беды Звездича, проигравшегося князя.

    Он едет с ним из игорного дома к Энгельгардту в маскарадный дом. Это необходимо ему для того, чтобы развеяться. Однако расслабиться не удается: Арбенин в праздной толпе чужой, зато очень красивый молодой гвардеец Звездич в своей стихии.

    Он, конечно, мечтает о любовном приключении.

    Любовное приключение

    Сбывается мечта. Интригуя Звездича, таинственная дама с маской на лице признается ему в страсти. Гвардеец просит какой-нибудь символический предмет в память об этой встрече.

    Не рискуя отдать Звездичу кольцо, девушка в маске дарит ему браслет, потерянный кем-то. Князь показывает Арбенину маскарадный «трофей». Тот видел где-то похожий, но не помнит, где именно.

    Ему сейчас не до Звездича: наговорив дерзостей, кто-то неизвестный предсказал только что несчастье Евгению, которое должно произойти именно в эту зимнюю ночь.

    Арбенин обнаруживает пропажу браслета

    У Арбенина, согласитесь, после столь бурного дня есть все основания для того, чтобы нервничать, ожидая свою супругу. Но умчалась гроза, не превратившись в бурю. Что с того, что супруга любит его иначе, чем он, ‒ играя чувствами, безотчетно? Главное, что она все-таки любит. В порыве нежности растроганный Евгений целует пальцы жены.

    Михаил Лермонтов далее рассказывает о том, что герой обращает внимание на браслет на ее руке. Именно таким несколько часов назад хвастал Звездич. Браслеты парные, а на правом запястье его нет. Нина говорит, что потеряла браслет.

    Всем домом по распоряжению Арбенина ищут потерю. Конечно же, ее не находят. Оказывается, что Нина задержалась не на домашнем балу у одного почтенного семейства, а у Энгельгардта на маскараде.

    А туда зазорно ездить порядочной женщине без спутников.

    Пораженный необъяснимым поступком супруги (неужели это только детское любопытство?), Арбенин подозревает, что у нее роман с князем. Правда, подозрение это пока не превратилось в уверенность.

    Важно

    Как возможно, что Нина предпочла Арбенину, зрелому мужу, смазливого пустого мальчишку?! Князь возмущает супруга Нины пока куда больше, чем жена. Тому, вероятно, было бы вовсе не до амурных шалостей, если бы Арбенин великодушно не отыграл его карточный проигрыш.

    Супруги, до полусмерти устав от выяснения отношений, расходятся по комнатам в дурном расположении духа.

    Нина рассказывает обо всем Звездичу

    Нина на следующий день идет в ювелирный магазин. Она полагает, что муж перестанет злиться, если она подберет вместо утраченной безделушки такую же. Не купив ничего (браслеты эти штучной работы), девушка заезжает к своей светской приятельнице баронессе Штраль, молодой вдове. Она, встретив Звездича в гостиной, рассказывает ему простодушно о своей неприятности.

    Гвардеец, решив, что Нина Арбенина и дама в маске ‒ одно и то же лицо, а сочиненная ей «сказочка» про потерянный браслет ‒ это намек, преображается тут же в пламенного любовника. Нина, остудив «крещенским холодом» его пыл, поспешно удаляется. Князь в досаде выкладывает баронессе всю историю. Вдова ужасается, так как это она подарила Звездичу на маскараде Нинин браслет.

    Письмо Звездича

    Однако, спасая собственную репутацию, вдова оставляет в заблуждении Звездича. Тот надеется запутать Нину и добиться тем самым своего. Он отправляет девушке предерзкое письмо, в котором говорится, что он скорее умрет, чем откажется от нее.

    О содержании письма князь оповещает предварительно половину светского Петербурга. Скандальное послание в результате интриги оказывается в руках Арбенина. Евгений теперь убежден, что его жестоко обманули. Он видит кроме того и вещий знак в случившемся.

    Тот, кто испытал в своей жизни все сладости злодейства и порока, не может мечтать о беспечности и покое.

    Какой, в самом деле, из игрока муж, отец семейства? Однако Арбенин не может отомстить «соблазнителю» так, как следовало бы сделать «гению злодейства»: задушить его спящим. Союз с добродетелью изменил что-то в нем.

    Госпожа Штраль пытается рассказать правду Арбенину. Наказание Звездича

    Баронесса Штраль тем временем испугавшись того, что жизнь князя, которого она любит, находится в опасности, решает открыть истину Арбенину и предотвратить тем самым неизбежную, как считает она, дуэль. Не будем в подробностях описывать ее рассказ, составляя краткое содержание.

    «Маскарад» Лермонтова можно кратко изложить, не вдаваясь детально в различные сцены. Отметим, что Арбенин, прокручивая варианты отмщения в своей голове, не слышит ее. В отчаянии госпожа Штраль. Но она напрасно волнуется: в планы Евгения не входит поединок.

    Он намерен отнять у баловня судьбы вовсе не жизнь, а нечто большее: уважение общества и честь. Арбенину вполне удается хитроумное предприятие. Втянув в карточное сражение бесхарактерного князька, он придирается к пустякам и обвиняет его публично в мошенничестве.

    Сказав, что Звездич подлец и шулер, он дает ему пощечину.

    Дальнейшая интрига

    Таким образом, провинившийся наказан. Однако продолжается интрига, в которую оказались вовлечены герои «Маскарада» Лермонтова. Теперь очередь за Ниной. Однако девушка ‒ это не безбожный и безнравственный князек. Суеверный, подобно всем игрокам, Арбенин медлит, ожидая, что подскажет своему верному и старинному рабу судьба.

    Однако судьба крайне коварно обходится с ним. Она запутывает интригу, распутывая ее. После неудавшейся попытки объясниться с мужем подруги, госпожа Штраль, понимая, что ее светская карьера при любом повороте событий погублена безнадежно, решает отправиться в деревенское имение.

    Женщина разъясняет Звездичу перед отъездом «разгадку» этой «шарады».

    Уже переведенный на Кавказ по собственной его просьбе, князь задерживается в Петербурге для того, чтобы вернуть настоящей владелице ее злополучную безделушку и предостеречь Нину ‒ девушку, которая ему симпатична, о том, что ее муж злодей.

    Совет

    Однако он не находит лучшего способа поговорить с ней наедине, чем весьма неосторожно подойти к девушке на великосветском балу. Князь не решается говорить начистоту, и Нина его намеков не понимает.

    Она не догадывается также о том, какое решение в это время созрело в голове Арбенина, наблюдавшего издалека эту сцену: он решает убить свою жену.

    Убийство Нины

    Страшным событием продолжается краткое содержание. «Маскарад» Лермонтова ‒ пьеса, в которой убийство Нины происходит в третьем действии.

    Настасья Павловна, разгоряченная танцами и забывшая уже давно о смешном офицере, просит супруга принести ей мороженое. Тот послушно отправляется в буфетную и подсыпает в него яд, а затем подносит блюдечко жене.

    Яд этот был проверенным и быстродействующим, поэтому в ту же ночь Нина умирает в страшных мучениях.

    Евгений сходит с ума

    Опишем четвертое действие, его краткое содержание. «Маскарад» Лермонтова завершается весьма эффектно. Друзья и знакомые приходят проститься с Ниной. Арбенин, предоставив слугам визитеров, бродит в мрачном одиночестве по опустевшему дому.

    Звездич, а также неизвестный господин, предсказавший на маскараде несколько дней назад Арбенину несчастье, находят его в одной из комнат. Предсказавший ‒ его давний знакомый. Евгений Александрович его когда-то обыграл, разорив и пустив по миру.

    Изведав на личном опыте, на что способен этот персонаж «Маскарада» Лермонтова, неизвестный при Звездиче открыто заявляет, что Арбенина умерла вовсе не своей смертью. Евгений в ужасе, потрясение на некоторое время отнимает у него дар речи. Звездич, воспользовавшись паузой, излагает в подробностях настоящую историю рокового браслета.

    Он передает Евгению в качестве доказательства письменное свидетельство Баронессы. Евгений сходит с ума. Однако он успевает перед тем как погрузиться навеки в мрак безумия, бросить обвинение Богу в жестокости.

    Читайте также:  Водяное общество в романе м.ю. лермонтова «герой нашего времени»

    Звездич безутешен

    Торжествует неизвестный: он отомщен. Однако Звездич безутешен. При нынешнем состоянии Евгения дуэль невозможна. Это значит, что Звездич, молодой, полный надежд и сил красавец, лишен навеки и чести, и спокойствия.

    Так заканчивается драма М. Лермонтова «Маскарад» ‒ пьеса, рассказывающая о петербургском обществе 1830-х годов. Сегодня можно посмотреть балет по мотивам этого произведения. Музыка к драме Лермонтова «Маскарад» (вальс) была написана А.

    Хачатуряном.

    Источник: https://www.syl.ru/article/201211/new_maskarad-kratkoe-soderjanie-maskarad-lermontova

    46. Проблематика и поэтика драмы м.Ю. Лермонтова «Маскарад»

    Драмы в соотношении с поэмными поисками рождали мирообраз лермонтовской поэзии и определяли ее ан- тропологию, связанную с проблемой героя нашего времени/
    Драматургия была неизбежна в этой системе.

    Сам склад лер- монтовского дарования, с ярко выраженной антиномичностью, открытостью страстей, установкой на героя-деятеля, конфлик- тностью отношений с миром с судьбой, требовал сценического пространства.
    Во-первых, театр манил его своей публичностью, возмож- ностью выразить и передать наболевшее и перечувствованное своим современникам и ощутить их непосредственную реак- цию.

    А во-вторых (и это немаловажно), он здесь не пересе- кался с Пушкиным, который в своем творчестве не обращал- ся к современной драме.

    Обратите внимание

    Комедия эпохи гражданской экзальтации и драма эпохи безвременья, тема «горя от ума», стихотворная фактура двух четырехактных пьес, открытых в пространство жизни, судьба героев своего времени Чацкого и Арбенина — всё это не мог- ло не вызвать отклика и не стимулировать развития русского драматического театра.
    Лермонтов так и не увидел своей драмы ни в печати, ни на сцене.

    Две редакции пьесы — четырехактный «Маскарад» и пяти- актный «Арбенин» — имеют знаковый смысл с точки зрения своих заглавий: в них как в зеркале отразились онтологический и антропологический смысл лермонтовской драмы, а точнее — обозначилась их нерасторжимость и общественно-философский подтекст.

    Маскарад — это не только и не столько место действия («Ведь нынче праздники и, верно, маскарад // У Энгельгард- та…»). Действие и начинается и кончается не в маскараде. По существу только сцена вторая первого действия, сценическая площадка которой обозначена: «Маскарад», — прямое указа- ние на топос, заложенный в заглавии.

    Показательно, что одной из причин цензурного запрета драмы было упоминание имен- но маскарада в доме Энгельгардта, где, как известно, бывали и царственные особы.
    Маскарад у Лермонтова — мирообраз, онтологический ста- тус современной общественной жизни.
    Маскарад в «Маскараде» — это онтология обезличивания, потери лица под маской.

    В лексиконе лермонтовской драмы вы- страивается особый ряд значений: маска — личина — лицо — лич- ность — человек. «Видал я много рож…», «То я сорву коварную личину», «Да полно, брат, личину ты сними…», «Под маской все чины равны, // У маски ни души, ни званья нет, — есть тело. // И если маскою черты утаены, // То маску с чувств снимают сме- ло…

    », «К чему? мое лицо вам так же неизвестно, // Как маска — и я сам вас вижу в первый раз…», «Всегда с другим лицом, всегда в другом наряде…»- все эти словесные модификации маска- радного мирообраза воссоздают жизнь-игру, видимость жизни. Прорастание маски в лицо деформирует личность; игра в жизнь оборачивается безжизненностью и потерей своего лица.

    Такова судьба баронессы Штраль, князя Звездича, самого Арбенина.
    Но с особой осязаемостью этот процесс обезличивания про- является в жизни и судьбе Неизвестного. Сам этот образ был введен в новую четырехактную редакцию драмы. Этот герой лишен имени; он постоянно живет под маской. Превратив всю свою жизнь в месть, он становится палачом, надев маску Рока.

    Неотступно следуя за Арбениным, предсказывая его судьбу, Неизвестный утратил всякий смысл жизни, потерял свое лицо.
    Двойник Арбенина («И стал я следовать, мешаяся с толпой // Без устали, всегда повсюду за тобой…»), он жизни прожить не сумел. Показательно, что в конце драмы его сообщником оказы- вается князь Звездич, который шаг за шагом, увлекшись идеей мести, теряет себя.

    Его последняя реплика — и последние слова всей пьесы: Он без ума… счастлив… а я? навек лишен Спокойствия и чести! (3, 381) — отражение бесперспективности маскарадной жизни-игры. Драма «Маскарад» начинается не в маскараде, а в игральной зале. Тема карточной игры не просто заставка к маскарадной ин- триге, а тот её генетический код, который и превращает маскарад в мирообраз.

    Важно

    Жизнь — игра, где ставка — сама жизнь, честь, лю- бовь, — такова философия и этика неразрывного сплетения двух сюжетов: карт и маскарада.
    Своеобразным философом карточ- ной игры как оборотной стороны маскарада выступает «слав- ный моралист», циник Казарин. Именно он искушает Арбени- на, превращаясь в современного «мелкого беса» (неслучайно в его лексиконе так часто фигурирует черт.

    Три его «казус»-правила, которыми он разъясняет смысл своей философии, — концентрат теории этической относитель- ности. Всё на продажу, всё — игра и обман — таковы мировоз- зренческие основы философии Казарина.
    Верным учеником Казарина выступает Адам Петрович Шприх, который, по определению учителя, неизвестно какой нации.

    Этот образ человека-хамелеона как нельзя лучше вписывается в мир маскарадного лицедейства и лицемерия.
    Характерна в этом отношении жизнь в драме карточного тер- мина «гнуть угол».

    Возникнув в самом начале пьесы из уст 4-го понтёра как напутствие к решительному действию в карточной игре: «Надо гнуть», этот термин почти сразу же наполняется жизненной философией: Послушай, милый друг, кто нынече не гнется, Ни до чего тот не добьется (3, 259).

    И далее, на всем протяжении действия, глагол «гнется» будет вибрировать в своих значениях, с одной стороны, словно продол- жая и развивая жизненные принципы грибоедовского Молчали- на: «Ведь надобно ж зависеть от других», «В мои лета не должно сметь // Свое суждение иметь», а с другой — отстаивая право личности на независимость, сближая Чацкого и Арбенина.

    Маскарад, карты, жизнь и игра, интрига и смерть — так тесно переплетены в мире лермонтовской драмы, что рождают единое онтологическое пространство «человеческой комедии» с траги- ческим исходом. Лермонтовский «Маскарад» — глубоко современная драма. Не случайно в ней постоянно будет возникать мотив нашего по- коления, современной молодежи.

    «Вот нынешнее поколенье», «Я докажу, что в нашем поколенье // Есть хоть одна душа, в ко- торой оскорбленье.
    В драме о современном человеке Лермонтов словно предчув- ствовал свой путь к современному роману о герое нашего вре- мени.
    Неизвестный — страшное напоминание и предупреждение о мире обесцененных ценностей и сообществе циников, о мире лжи и лицемерия.

    Жизнь под маской — путь к потере лица.
    Евгений Александрович Арбенин — самое живое лицо на ма- скараде жизни. Его драма — это прежде всего драма личности, в которую проросла маска игрока, циника, демона. Весь его жиз- ненный путь — отражение судьбы умного человека, сумевшего вырваться из призрачного мира маскарада и карточной игры в мир чистой любви: «И я воскрес для жизни и добра».

    Монологи Арбенина — это исповеди горячего сердца.
    Но в этом «странном человеке» Лермонтову удалось пере- дать неистовое борение страстей, его порывы к добру и красо- те. Он пытается спасти Звездича, он любит Нину, он не спосо- бен, казалось, на вероломное убийство (сцена со Звездичем), он умен, трезв в оценке других.

    Совет

    Но на вопрос князя: «Вы человек иль демон» Арбенин уверенно отвечает: «Я? — игрок!». Имен- но психология игрока (не карточного: он смог преодолеть свою страсть), маска игрока-циника, равнодушного созерцателя чу- жой беды (как говорит Неизвестный, «адское презренье ко все- му»), психология маскарада «проросли в его душу и дремали лишь на время.

    Нина — воплощение гармонии в дисгармоничном мире ма- скарада. Её чистота и наивность, её естественность воскрешают в памяти пушкинскую Татьяну.
    Любовь к Нине открывает воскресшего, возрожденного к жизни Арбенина. Его ревность и отравление Нины выявляет его лицо — маску Игрока и Демона. Психологический феномен Арбенина — объект рефлексии почти всех героев драмы.

    Но, пожалуй, лучше всех себя и свою душу знает сам Ар- бенин.
    в свои 22 года обнаружил необыкновенное чутье драматурга. Прежде всего это проявляется в самой структуре сценического действия.

    «Динамика дискурсов персонажей» (по определению известно- го французского теоретика искусства, автора «Словаря театра» Патриса Пави) рождается из органического переплетения трех компонентов композиции драмы: действие — сцена — выход. И если два первых компонента достаточно традиционны для по- этики драмы, то система «выходов» выглядит несколько стран- но. По своей функции лермонтовские «выходы» напоминают «явления» (см., например, многочисленные явления в «Горе от ума», в драмах Шиллера, да и в других пьесах Лермонтова), но их странная особенность заключается в том, что нередко очеред- ной выход (а их количество в сценах колеблется от одного до восьми) начинается ремаркой «входит» и часто этот смысловой парадокс связан с появлением Арбенина. Сравним: Действие первое. Сцена первая. Выход второй. (Арбенин входит, кланяет- ся, подходит к столу; потом делает некоторые знаки и отходит с Казариным).
    комедия Грибоедова устремлена в жизнь, драма Лермонтова передает и физическую неподвижность героя, и его духовную опустошенность.
    Язык лермонтовской драмы продолжает традиции грибое- довской афористики и наследие стиховой культуры вольного (разностопного) ямба. Мастерство диалога отражает и стихию светской маскарадной болтовни, и деловитость, сухой лако- низм карточной игры, и ум философов-самоучек. Соединение жанровых сатирических портретов, писанных маслом, с психо- логической нюансировкой портрета главного героя и почти ак- варельным образом героини воссоздает зримый облик русской жизни 1830-х годов. Печать усталости и бездействия, призрач- ной жизни, игры с судьбой — такова картина мира в лермон- товской драме.

    Ответ: Лермонтов не создал своего театра. Его произведения редко исполнялись на сцене. Его первые трагедии – «Цыгане» и «Испанцы». Следующие драмы – «Странный человек», «Два брата» и «Menschen und Leidenschaften», отсылающая к Шиллеру. Это были пьесы для чтения (Lesestuck). Единственная драма, ставшая классической – «Маскарад».

    «Маскарад» был создан в переходный период творчества (1835 – 1836 гг.). Драма лирикоцентрична. Она вступает в диалог со стихотворением «Как часто, пёстрою толпою окружён…», отражающим образ светского маскарада, лицемерной толпы.

    У Лермонтова маскарад – философия жизни, символ бытия. Атмосфера маскарада – ложь, обман, интриги, вечная игра. Само понятие игры полисемантично. Человек постоянно примеряет маски, но за маской может потерять личность.

    В конце пути человек может утратить лицо.

    «Маскарад» глубоко связан с поэмами. Демон маскарада современный, эпохи 1830-х гг. Литературный код – «Отелло» и «Горе от ума». Трагедия и комедия определяют рождение драмы.

    Отелло, задушивший Дездемону, — обманутый человек. История Арбенина корреспондирует с Чацким. Арбенин – ум, раздавленный обществом, но Чацкий торжествует над фамусовским миром, а Арбенин погибает.

    Горделивый ум изнемогает в борьбе с веком.

    В центре лермонтовской драмы – история порывов и заблуждений человека эпохи безвременья. Арбенин прошёл путь духовного заблуждения. Нина становится возрождением Арбенина. Трагическое непонимание приводит к убийству Нины.

    Сумасшествие Арбенина – трагический вариант демонического образа. Важна рифма «век – человек». Арбенин – необыкновенно сложный человек, отравленный ядом маскарада. Философская картина игры определяет развитие демонизма.

    Обратите внимание

    Карточная игра для Лермонтова – игра в жизнь, судьбу. В конце драмы появляется фигура Неизвестного, персонифицированного Рока. В карточном зале появляется философ-циник Казарин, для которого игра и жизнь глубоко связаны.

    Рождается знаменитая формула: «Кто нынче не гнётся, тот ничего не добьётся». Шприх – образ носителя интриг. Князь Звездич синтезирует карточный и маскарадный залы.

    Возникает образ века, определяемый Казариным: «Век нынешний – блестящий, но ничтожный», отражение века.

    Баронесса Штраль определяет ситуацию. На ней лежит ответственность за гибель Нины. Ситуацию замыкает браслет. Арбенин становится один против всех. Он постоянно сравнивает себя с измученным челноком, брошенным в море. Арбенин сломлен ситуацией

    1830-х гг. «Маскарад» — многогеройная драма. В драме важна связь с философией и идеологией века. Это была последняя в русской драматургии драма в стихах. Лермонтов использует разностопный вольный ямб, размер низкой лирики, реплики – дуэли. Создаётся живая речь.

    Источник: https://StudFiles.net/preview/6809189/page:38/

    Ссылка на основную публикацию