33. «Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова
Рассказ
«Дама с собачкой» был создан Чеховым в
1898 году под впечатлением жизни в Ялте.
Тема,
изложенная в произведении проста и
многим читателям знакома – курортный
роман и его последствия. Но задумкой
Чехова не было изобразить пресловутый
курортный роман. Цель произведения
лежит гораздо глубже.
Автор желает
показать читателю (и особенно читателю
того времени), как безысходность жизненной
ситуации, боязнь осуждения со стороны
и неспособность делать шаги к своей
настоящей любви породило глухое и слепое
ко всему общество. В первой части
писатель демонстрирует поведение
мужчины и женщины на курорте вдали от
семьи и привычного образа жизни.
Главный
герой Гуров Дмитрий Дмитриевич во власти
соблазнительной мысли о мимолетной
связи, о романе с неизвестной очаровательной
женщиной. Дома осталась нелюбимая
надоевшая жена и трое детей. Но душа,
уставшая без любви, буквально требует
ласки и нежности. Такая же ищущая
понимания и дама с собачкой. Главная
героиня даже никогда и не любила своего
мужа.
Знакомство несвободных и несчастных
в браке было предопределено. Гуров
желал просто развеяться и хорошо
отдохнуть. Но встреча с Анной Сергеевной
переменила его. Он искренне полюбил ее,
полюбил как впервые в жизни, испытав в
зрелом возрасте щемящие юношеские
чувства. И эта любовь озарила его вспышкой
осознания всей бестолковости незаметных
неинтересных дней.
Чехов подводит
читателей к главному постулату – любовь
может все. Именно поэтому его герой
изменился, прозрел. Он уже не прожигатель
жизни, а человек, способный сострадать,
быть искренним, верным. Сюжетная
линия прорисована автором с филигранным
литературным искусством. Вот среди
гуляющих на набережной курорта появляется
новое лицо – дама с собачкой.
Через
несколько дней Гуров с этой дамой
знакомится. После недели встреч, по
словам Анны Сергеевны, произошло ее
падение. Кажется, что «донжуан»
добился чего хотел, и что за этим должно
последовать. Пришедшее от мужа Анны
Сергеевны письмо с мольбой о возвращении
домой прерывает приятное времяпрепровождение.
Вскоре и Гуров уехал домой, искренне
полагая, что больше он никогда ее не
увидит. Но герой простился не со своим
очередным «приключением», а со всей
прошлой жизнью, привычками и мыслями,
он простился и с собой. Потому то далее
и предстает совершенно новым человеком.
И
если поначалу возвращение домой, в
Москву приятно и комфортно для Дмитрия
Дмитриевича, то потом его мысленный
взор снова обращается к Анне Сергеевне.
Чувства накрывают Гурова стремительно
и очищают от лицемерия и равнодушия.
Внутренние перемены толкают его на
поиски любимой женщины.
Писатель
умышленно изображает серость и унылость
города С., где обитает героиня. Это словно
тюрьма для чистых и светлых взаимоотношений.
Судьба ставит их перед непростым выбором,
но ведь любовь делает чудеса. Не имея
сил перебороть свои истинные и сильные
чувства, Гуров и Анна Сергеевна решают
продолжать встречи. Она приезжает к
нему в Москву для свиданий в гостинице.
Вопреки
ханжескому настрою общества, автор явно
симпатизирует главным героям. И это
расположение видно в их портретах. Гуров
порядочный москвич, обаятелен, находчив,
наблюдателен и весьма учтив в обращении
с дамами. У нее прекрасные серые глаза
и нежная шея.
Чехов
полностью отказался от принятых
стандартов и очень категорично развивает
сюжет рассказа по совершенно
противоположному пути. Ведь в историях
о курортных романах герои не должны
быть так отчаянно несчастны.
Отныне
у Гурова две жизни: явная, но полная
условной правды и обмана, а другая –
протекающая в тайне от окружающих.
Чехов
не задает вопросов о том, что ждет этих
людей. Он просто показывает, как любовь
может преобразить человека. Но в духовном
развитии показан только главный герой.
Дама с собачкой почти не меняется, разве
что понимает, что она не падшая женщина.
Но ее мысли теперь близки и понятны
Гурову, ведь теперь он любит по-настоящему.
34«Черный
монах»
был написан в Мелихове летом 1893 г. 28
июля 1893 г. Чехов сообщал А. С. Суворину:
«Написал я также повестушку в 2 листа
„Черный монах“. Вот если бы Вы приехали,
то я дал бы Вам прочесть».
.Рассказ
А.П. Чехова “Черный монах” – это
исповедание великого небесного
покровителя Антона Павловича, преподанное
“способом от противного”. Позиция
писателя прозрачна. “Разбитое корыто”
Коврина не только в крахе его карьеры
и семьи.
Спала оболочка псевдогениальности,
и под ней обнажился брюзгливый, мелочный,
несчастный в сущности человек. В минуту
трезвого прозрения он разорвет “на
мелкие клочки свою диссертацию и все
статьи, написанные во время болезни…
в каждой строчке видел он странные, ни
на чем не основанные претензии…
манию
величия, и это производило на него такое
впечатление, как будто он читал описание
своих пороков”.<\p>
В
рассказе “Черный монах” постоянно
проговаривается тема безумия Коврина.
От – “утомился и расстроил себе нервы”
до – “для него теперь было ясно, что
он сумасшедший”.
В повседневных
реалиях – это история развития болезни.
Однако “бред” Коврина – это вполне
разумное внимание ницшеанской логике
о том, что “гений сродни умопомешательству”,
что “здоровы и нормальны только
заурядные, стадные люди”. “Ты как
будто подсмотрел и подслушал мои
сокровенные мысли”, – с радостью
вторит ему собеседник.
Что же такое
“безумие” Коврина? Не в том ли оно,
что герой добровольно и с наслаждением
заложил свою душу диаволу? Ни один тезис
не вызывает в магистре возражений.
Сад
в рассказе “Черный монах” –
мистический персонаж. В имении Песоцких
он многообразен.
Андрея Коврина, главного
героя рассказа “Черный монах”, лет
пять не бывавшего у своего опекуна,
известного в России садовода
Егора Семеныча Песоцкого, встретил на
въезде в имение “старинный парк,
угрюмый и строгий”, который “тянулся
чуть ли не на целую версту от дома до
реки и здесь оканчивался обрывистым,
крутым, глинистым берегом, на котором
росли сосны с обнажившимися корнями,
похожими на мохнатые лапы; внизу нелюдимо
блестела вода, носились с жалобным
писком кулики…”
Описание
парка – мрачноватая увертюра рассказа.
Развиваясь, она станет рефреном. А пока,
вначале, сумрачное впечатление развеивает,
умиротворяет иная – контрастная ему –
картина “царства нежных красок”.<\p>
Песоцкий
– фигура, не менее значительная в
рассказе, чем главный герой, его
воспитанник Коврин. Слово “воспитанник”
в контексте рассказа обретает явный
негативный смысл.
“Он (Песоцкий)
гордится вами (Ковриным), – говорит
героиня рассказа, Таня. – Вы ученый,
необыкновенный человек, вы сделали себе
блестящую карьеру, и он уверен, что вы
вышли такой оттого, что он воспитал
вас”. Самомнение воспитателя, который
вольный куст крыжовника преобразует в
стройное, как пальма, деревцо. Вопреки
природе.
Ибо гордыня – всегда вопреки
замысленной Богом смиренной природе
человека.
35.
Пьеса
А. П. Чехова «Три сестры»
Антон Павлович Чехов — драматург, не
менее тонкий и пластичный, чем
Чехов-прозаик. Его пьесы не сходят со
сцен современных театров всего мира,
подтверждая мысль, что истинный талант
не имеет границ. «Три сестры» — первая
пьеса после провала «Чайки».
Как ни в
одной другой пьесе, сюжет здесь строится
на том, что он никак не «строится», не
складывается. Главное желание, мечта
трех сестер — уехать в Москву, — кажется,
вот-вот осуществится, но каждый раз
откладывается, пока, наконец, не становится
ясно: никуда они не уедут. Мечта останется
мечтой— жизнь «следует своим собственным
законам». Символическое «ружье» так и
не выстрелит.
Характерная особенность:
не только в жизни героев рушатся мечты,
но и в быту все время что-то не получается,
оказывается «не тем». Не случайно слово
«не то» так часто повторяется персонажами.
Ирина говорит о сестре Маше и ее муже:
«Он казался умным человеком. А теперь
не то». Сама Маша говорит Вершинину о
своем муже: «Он казался мне тогда ужасно
ученым, умным и важным.
А теперь уж не
то, к сожалению». Сам Вершинин признается
Маше: «Да, когда меня называли влюбленным
майором, я был еще молод, был влюблен.
Теперь не то».
В этом, если можно так
сказать, общем климате «не того»,
неполучившегося, несбыточного не
покажутся нейтральными и такие бытовые
подробности, как неприход ряженых или
то, что Вершинин у сестер Прозоровых
никак не может дождаться чаю. На этом
примере особенно ясно видно, как велика
роль чеховских «микросюжетов».
Это
маленькие миры много повторяют из того,
что творится «на большой земле» чеховского
сюжета. За рядом крупных несвершений,
неудач, драм, потрясений — как бы уходящие
в перспективу ряды мелких неладностей,
неутоленных ожиданий. В этом одна из
важных особенностей структуры чеховского
сюжета, причем характерная не только
для «Трех сестер».
Он все время строится
на перекличке большого и малого, бытийного
и бытового. Ирина говорит: «Душа моя как
дорогой рояль, который заперт и ключ
потерян». Андрей просит у Ольги: «Дай
мне ключ от шкапа, я затерял свой. У тебя
есть такой маленький ключик». И эти
ключи — метафорические и реальные —
странным образом соединены в чудодейственном
механизме чеховского сюжета.
Однако
«несвершения» — большие и малые — лишь
одна грань сюжета у Чехова. Группе
героев, которые все время ждут чего-то
и не могут дождаться, противостоят
другие, которые, не дожидаясь, стремятся
добиться своего. Насколько все не
осуществляется в мире Прозоровых,
Тузенбаха и Вершинина — настолько же
сбывается — жестоко и зловеще — у
Соленого.
Свои угрозы Тузенбаху он
приводит в исполнение. Есть что-то общее
в том, как «нависает» над бароном Соленый
и как все больше и больше приближается
к дому сестер, к Наташе остающийся
невидимым Протопопов. В этом же ряду —
Наташа. Протопопов осадил дом Прозоровых
извне, она овладевает им изнутри. Ольга
вздыхает: «Все делается не по-нашему».
А эти трое — Соленый, Протопопов, Наташа
— могли бы сказать: все будет по-нашему.
В пьесе две линии сюжета: томящегося,
тоскующего о будущем добра и активно
действующего зла.
Так
что вывод о нестреляющем ружье должен
быть уточнен. «Ружье» сестер Прозоровых,
Тузенбаха и Вершинина не выстрелит. Но
разряжен пистолет Соленого, грозно
нацелены «свечи» и «вилки» Наташи. И
все-таки финал пьесы не безнадежен. Три
сестры утратили многие иллюзии, но не
потеряли веры в будущее. Список литературы
Я
считаю, что вместо того, чтобы винить
судьбу, мы должны принимать себя такими,
какие мы есть, и стараться реализовать
все мечты, какие только можем, Во-вторых,
нам следует попытаться оставить мир в
лучшем состоянии, нежели он был до нашего
прихода.
Будучи сознательными людьми,
мы можем изменить мир, то ли проникая в
тайны Природы) участвуя в очищении
окружающей среды и работая на благо
мира и социальной справедливости, то
ли взращивая пытливый подвижный дух
молодежи, будучи наставниками.
Переход
к цивилизации первого типа В пьесе
Антона Чехова «Три сестры» во втором
действии полковник Вершинин провозглашает:
«Через двести-триста, наконец, тысячу
лет дело не в сроке настанет новая,
счастливая жизнь.
Участвовать в этой
жизни мы не будем, конечно, но мы для нее
живем теперь, работаем, ну, страдаем, мы
творим ее ив этом одном цель нашего
бытия и, если хотите, наше счастье».
Вместо отчаяния перед лицом необъятности
этой вселенной меня охватывает глубокое
волнение при мысли о том, что рядом с
нами существуют совершенно новые миры.
Источник: https://StudFiles.net/preview/6389478/page:24/
Чехов “Дама с собачкой” – анализ произведения
Великий русский писатель хорошо разбирается в психологии людей, состоянии их души и внутреннего мира. Им создано множество талантливых произведений.
Сочинения Чехова всегда отражают внутренние чувства и переживания человека, взаимоотношения с окружающими. Во многих из них затрагивается влияние общества на человека.
Одним из таких произведений считается «Дама с собачкой», краткий анализ произведения которого и предлагается для ознакомления.
Краткий анализ
Год написания — 1898 г.
История создания — Существует мнение, что рассказ был основан на реальных событиях, после поездки писателя в Ялту, на воспоминаниях о своей последней любви.
Тема — Автор касается важных тем в жизни человека, это тема любви, верности, тема семейных отношений, лжи и обмана.
Композиция — Композиционное построение рассказа имеет хронологическую последовательность. Происходит знакомство Гурова с Анной Сергеевной, начинается их роман, расставание, кульминационный момент — осознание того, что жизнь прошла мимо.
Жанр — Рассказ, соблюдающий все характеристики этого жанра.
Направление — Реализм, действия соответствуют реальным происходящим событиям, реальные герои.
История создания
В жизни писателя была женщина, в которую он был, когда — то влюблен, Ольга Книппер.
Писатель отдыхал в Ялте, наблюдая жизнь отдыхающих, их взаимоотношения между собой. Видел, как между некоторыми из них вспыхивают мимолетные курортные романы. Так же, произошла его встреча с Ольгой Книппер.
У Антона Павловича возникла идея о написании рассказа. Долгое время собирал он различные материалы, заметки. В то время у писателя происходил период творческого затишья.
После поездки в Ялту, писатель приступил к истории создания рассказа о людях, встретившихся на курорте, между которыми завязываются отношения.
Возможно, вам также будет интересна статья: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» — краткое содержание для читательского дневника
После некоторого литературного молчания, Антон Павлович создал рассказ, который был благосклонно принят публикой.
Тема
В «Даме с собачкой» анализ произведения невозможен без определения главной темы. Темой рассказа является любовь, посетившая двух совершенно разных людей. Он и она не свободны, у Гурова есть жена, дети, Анна Сергеевна замужем.
Единственное, что их связывает, это то, что они одиноки. Несмотря на их семейные узы, они не испытывают счастья, и от этого беспросветного одиночества, Гуров и Анна бросаются в объятия друг друга, принимая желаемое за действительность.
Возможно, вам также будет интересна статья: Куприн «Олеся» (краткое содержание читать)
Писатель показывает острую проблематику нравственных отношений. Герои не испытывают настоящих чувств, они лицемерят не только друг перед другом, но и перед собой.
Гуров, не любивший ни жену, ни Анну, играет роль страстного любовника просто потому, что так положено.
Анна Сергеевна так же лицемерна и лжива, считая себя глубоко религиозным человеком, тем не менее, она опускается до грехопадения, лживо оправдывая свои безнравственные поступки тем, что она по — настоящему полюбила Гурова.
Рассказ Чехова о любовных отношениях наглядно доказывает нравственное разложение и моральную распущенность общества. Проблема ханжества, рассматриваемая писателем, касается не только общества, но и героев, они ведут себя так же, как и все общество, лицемерно обманывая самих себя, а не только окружающих их людей.
Основная мысль произведения в самом человеке, в его нравственности. Обманывая своих близких, обманывая себя, герои лишь все больше опошляются, низвергаясь в пучину моральной распущенности.
И Гуров, и Анна Сергеевна были несчастны в своей семейной жизни. Встретив друг друга, они познали настоящую любовь. Влюбленные узнали, что значит настоящее счастье, когда рядом с тобой любимый человек. Но этим людям невозможно пойти против общества, им нельзя соединиться, так как они будут осуждены обществом. Познав истинную любовь, они не могут найти выход из создавшейся ситуации.
Гуров, искатель приключений, любимец женщин, нашел ту единственную, которая действительно ему дорога. Он тяжело переживает тупиковую ситуацию, нет никакого выхода для ее разрешения. Вместе с Анной Сергеевной, женщиной, полюбившей впервые, они стали еще несчастнее, чем были до знакомства
Композиция
Рассказ Чехова состоит из четырех частей, в которых проходит развитие действия.
В первой части Гуров, этот пресыщенный женским вниманием человек, приехал в Ялту отдохнуть. У него дома осталась жена с детьми, к которой он никогда не испытывал любви. Гуров ищет развлечений, и знакомится с Анной Сергеевной. Они начинают встречаться.
Во второй части случается грехопадение Анны Сергеевны, она очень переживает. Гуров, как обычно, относится к ней, как к одной из многих мимолётных знакомых, с которыми ему довелось встречаться. Анна Сергеевна уезжает к мужу, и Гуров едет к себе в Москву.
В третьей части Гуров, часто вспоминавший об Анне Сергеевне, решает ехать в город, где живет дама с собачкой. Гуров понимает, насколько близка ему стала эта женщина, он полюбил по-настоящему. Гуров ищет встречи с Анной, и она обещает приехать к нему в Москву.
В четвертой части рассказа, Анна Сергеевна несколько раз приезжает в Москву, где они встречаются с Гуровым. В одну их таких встреч, происходит кульминационный момент. Неожиданно увидев себя в зеркале, Гуров вдруг понимает, как он постарел.
До него доходит осознание, что, когда к нему пришла настоящая любовь, он уже слишком стар, чтобы пытаться что-нибудь изменить. Действие приходит к развязке. Гуров понимает, что он попал в тупик, из которого нет выхода, нет смысла жизни.
Возможно, вам также будет интересна статья: М.Горький «Челкаш» — тема и идея произведения
В этом и смысл рассказа — боязнь и страх совершить настоящий поступок тогда, когда это было надо, привело к такому концу, к разочарованию и опустошению.
Жанр
Характеристики произведения Чехова «Дамы с собачкой» определяют ее как жанр рассказа, хотя некоторые из критиков пришли к мнению, что произведение можно назвать повестью. В рассказе описаны действительные, рядовые ситуации, что придает рассказу реалистическое направление.
Источник: https://factstore.ru/dama-s-sobachkoy-smyisl-proizvedeniya/
Сочинение «Анализ рассказа А. П. Чехова Дама с собачкой»
Рассказ “Дама с собачкой” был задуман в переломное время, как для России, так и для всего мира. Год написания – 1889-ый, то есть предпоследний год 19-го века.
Что собой представляла Россия того времени? Страна предреволюционных настроений, уставшая от веками претворявшихся в жизнь идей “Домостроя”, уставшая от того, насколько все неправильно, неверно, и насколько человек мало значит сам по себе, и насколько мало значат его чувства и мысли.
Всего через каких-то 19 лет Россия взорвется и неумолимо начнет меняться, но сейчас, в 1889-ом году, она, благодаря Чехову, предстает перед нами в одном из самых своих угрожающих и ужасающих обличий: Россия – государство-тиран, пожирательница человеческих жизней.
Однако в то время (кстати, заметим, что время написания рассказа и время, изображаемое автором, совпадают) еще мало кто мог видеть надвигающуюся, даже вернее, вплотную придвинувшуюся угрозу.
Жизнь продолжалась по-прежнему, ибо повседневные хлопоты есть лучшее средство от прозорливости, поскольку за ними не видишь ничего, кроме них самих. По-прежнему достаточно обеспеченные люди ездят отдыхать (можно в Париж, но если не позволяют средства, то в Ялту), мужья изменяют женам, владельцы гостиниц и постоялых дворов зарабатывают деньги.
Ко всему прочему, все больше и больше становится так называемых “просвещенных” женщин или, как говорила про себя жена Гурова, женщин “мыслящих”, к которым мужчины относились, в лучшем случае, снисходительно, усматривая в этом, во-первых, угрозу патриархату, а во-вторых, очевидную женскую глупость.
Впоследствии выяснилось, что ошибаются и те, и другие.
По-видимому, Чехов недолюбливал женщин, стремящихся искусственно стать выше мужчин.
Судя по “Даме с собачкой” и “Дому с мезонином” (где такой героиней была Лидия Волчанинова), такая нелюбовь возникла в результате понимания, что общего положения “мыслящие” женщины не спасут, а возможно и усугубят.
“Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья – вот вам мое убеждение”. (“Дом с мезонином”).
Думается, что под этой фразой, кроме героя, ее произнесшего, мог подписаться и сам автор.Надо сказать, что “Дама с собачкой” и “Дом с мезонином” очень похожи. Не по содержанию, но по ощущениям, которые эти два рассказа оставляют после их прочтения. Да и детали – мысли о просвещенных женщинах, о том, что мешает двум любящим соединиться – довершают сходство.
Таким образом, мы подходим непосредственно к тексту, к его тематике и проблематике. Тема проста, а для обывателей она еще и повод для довольно скользкой сплетни: курортный роман и его последствия. Но ведь, зная стиль повествования Чехова, нельзя даже предположить, что его целью было изобразить именно пресловутый курортный роман. Копнуть надо гораздо глубже.
На мой взгляд, главная цель произведения – показать читателю (особенно, конечно, читателю того времени) то, чего он не замечал раньше: это кажущаяся безвыходность ситуации, будто бы действительно героям лучше отказаться от своей любви, это боязнь самих героев перебороть взгляды общества, боязнь делать самим шаги к своему настоящему, не украденному счастью, их связанность химерными цепями несуществующих обязанностей.
И конечно, вполне ясно, что не только герои виноваты в своем бездействии. Это бездействие породило нечто, подобное “темному царству” в “Грозе” Островского.
Но это новое “темное царство” лежит не на самодурстве одних и безгласности других, а на всеобщем равнодушии друг к другу и слепоте по отношению а настоящему положению вещей.
Яркий пример тому – следующая сцена:Однажды ночью, выходя из докторского клуба со своим партнером, чиновником, он (Гуров) не удержался и сказал:- Если бы вы знали, с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте!
Чиновник сел в сани и поехал, но вдруг обернулся и окликнул:-Дмитрий Дмитрич!!-Что?-А давеча вы были правы: осетрина-то с душком!Как мы видим, этот чиновник, партнер Гурова по игре в карты, равнодушен, слеп и глух.
Источник: https://shdo.net/sochinenie-analiz-rasskaza-a-p-chexova-dama-s-sobachkoj/
А. П. Чехов, “Дама с собачкой”: анализ. “Дама с собачкой” – рассказ о любви
Любовь – извечная тема в литературе. Работая над рассказом «Дама с собачкой», Чехов не стремился быть оригинальным. Но произведение классика, созданное в последний год девятнадцатого века, приобрело чрезвычайно глубокий смысл. Раскрыть его позволит художественный анализ. «Дама с собачкой» – история о заурядном курортном романе, поведанная незаурядным автором.
Вдали от Москвы
Чехов приступает к повествованию без лишних вступлений. Уже в первом абзаце появляется молодая женщина, прогуливающаяся по ялтинской набережной с белым шпицем. Следом за ней – главный герой, которого дама весьма волнует.
Его образ вырисовывается на протяжении всего рассказа и только в конце приобретает четкие очертания. А начинается все с изображения жены Гурова (такова фамилия персонажа, то есть человека, которого заинтересовала дама с собачкой).
Анализ героев рассказа лучше начинать с описания нелюбимой супруги. То, какой она предстает в глазах своего мужа, является ключом в раскрытии главных образов в произведении. А видит он ее узкой, недалекой и суровой. Сама жена Гурова, разумеется, о собственной персоне иного мнения.
Страдая феминистическими идеями, которые вошли в моду среди скучающих, но деятельных дам на рубеже веков, она называет себя «мыслящей». Это крайне раздражает Гурова, равно как и ее манера называть его Димитрием. А потому он и изменяет ей довольно часто.
И оттого ему так хорошо вдали от нее, от дома, от Москвы.
Главная героиня: анализ
Дама с собачкой имела тот облик и манеру вести себя, которые человеку опытному сразу же давали понять, что она замужем, пребывает в одиночестве впервые, и ей неимоверно скучно. Гуров был человеком знающим.
Хотя он и отзывался о женщинах зачастую нелестно в светских мужских беседах, но прожить без них все же не мог.
А потому ему хватило одного взгляда, чтобы дать молодой женщине верную характеристику, с которой можно и начинать анализ.
Дама с собачкой чрезвычайно молода, имеет тонкую слабую шею и прекрасные серые глаза, в ее поведении присутствует угловатость. Дальнейших ход событий в рассказе говорит о том, что молодая женщина замужем за человеком, который ей неинтересен и неприятен.
Она ждет, что в ее жизни произойдет знаковое событие. И она верит в то, что это случится. О мыслях молодой женщины Гуров пока не знает, но нутром чувствует, что их знакомство должно состояться. А потому, как только дама приближается, ласково подзывает к себе белого шпица.
Тем самым знакомится с хозяйкой собаки.
Вокруг – прекрасный курортный пейзаж. Мастерство Чехова заключается в умении изображать обстановку в мельчайших и, на первый взгляд, незначительных деталях. Это достойно того, чтобы посвятить характерной особенности писателя несколько слов и даже сделать краткий анализ.
Дама с собачкой в ялтинский вечер
В день знакомства героев морская вода имела сиреневый оттенок, была мягкой и теплой, и по ней шла лунная золотая дорога. Подобная картина характерная для летнего вечера в Ялте. Ее, возможно, автор воссоздал под впечатлением от посещения курортного города, которое состоялось незадолго до написания рассказа.
Мелкие детали присутствуют и в описании образа главной героини. Движения ее неуверенны, угловаты, и в толпе она теряет лорнетку. Все это как будто подтверждает мысли Гурова, которые пришли ему на ум в день знакомства: «И все-таки в ней есть что-то жалкое».
Нравственное падение
Они становятся любовниками. Для него в этом событии нет ничего неожиданного. Для нее – счастье. Но после она сидит с распущенными волосами в позе грешницы и говорит ему о своем нравственному падении, которому оправдания нет. Гуров же тем временем думает о том, как все эти слова нелепы, и не спеша ест арбуз. Этой реалистической деталью, несомненно, следует дополнить анализ.
«Дама с собачкой» – рассказ, который начинается с обычной любовной связи. Он тяготится ее наивностью и смущением. Она же, всего этого не понимая, продолжает раскрывать ему душу.
В этом основная проблема столкновения двух миров – женского и мужского. Представительницы слабого пола видят в своем возлюбленном лишь то, что желают видеть.
Проблематика рассказа «Дама с собачкой», анализ которого является темой этой статьи, значительно сложнее и глубже.
Ялта и туман раннего утра
Последующие дни проходят в блаженстве и неге. Они сидят на скамье, смотрят на море и молчат.
Чехов изображает пейзаж с присущей ему манерой дополнять описание природы философскими размышлениями героя. Гуров все больше начинает задумываться о высоких целях бытия и о человеческом достоинстве.
Он уже не ест арбуз и не тяготится душевными излияниями молодой женщины. Теперь они настроены на одну волну.
Пора на север
Этими словами закончил одну из глав Антон Чехов. Дама с собачкой, анализ образа которой был представлен выше, и чья фамилия (Гуров успел это узнать) была Дидериц, отправилась в далекий волжский город.
А по возвращении в Москву Гуров начинает постепенно все острее ощущать контраст между солнечной Ялтой и холодной столицей, между беззаботным времяпрепровождением и скучной работой в банке.
И, наконец, между чистым, возвышенным чувством и жизнью обывателей, которые ничем не интересуются, кроме карт, вина и еды.
А осетрина-то с душком!
Ощущения человека, который после пребывания в состоянии эйфории вынужден вернуться в серую действительность, изобразил мастерски Чехов. «Дама с собачкой» анализ которой уже дал представление о некоторых реалистических штрихах, дополняющих картину столкновения романтики и суровой реальности, имеет еще один довольно интересный в этом отношении фрагмент.
Гуров все больше начинает тосковать. И все отчетливее он понимает, что причина его грусти не в приятных ялтинских прогулках под луной, которые ушли в прошлое. Все дело в спутнице, чей образ навязчиво присутствует и в настоящем. Но дома говорить об этом он не может. Вне дома – не с кем.
Однажды, после очередного званого обеда, он выходит из ресторана на улицу в сопровождении одного из приятелей-чиновников, и желание поделиться своим романтичным настроением побеждает. Гуров неуверенно начинает свой рассказ о милой женщине, с которой ему довелось свести знакомство в Ялте. Но чиновник не слушает.
Он садится в сани и, проезжая несколько метров, выкрикивает романтическому герою об осетрине, которую давеча подавали во время трапезы, и чья свежеть подвергается сомнению.
Изображение столкновения романтика и обывателя в этом месте мастерски завершено. Рассказ «Дама с собачкой», краткий анализ которого позволяет утверждать, что именно упоминание об «осетрине с душком» является кульминацией, далее раскрывает полностью образ Гурова.
Высокий забор
Под видом деловой поездки в Петербург, Гуров отправляется на поиски ялтинской дамы. В этой части истинным художником проявляется себя Чехов. «Дама с собачкой», анализ которой прежде всего касается художественных средств, использованных писателем, не имеет прямого описания состояния угнетенности. В рассказе отсутствует изображение душевных терзаний Гурова.
И ничего не говорится о его тоске. Внутренний мир героя передан автором посредством упоминания всяческих деталей. Гуров приезжает в незнакомый город и снимает номер в гостинице. Там видит он серый суконный ковер, запыленную чернильницу, статуэтку однорукого всадника. А когда найден дом Дидерица, взору открывается высокий забор, утыканный гвоздями.
Все эти элементы рисуют картину серости, однообразия, уныния.
Встреча
Особое место занимает образ провинциального театра в произведении «Дама с собачкой». Анализ рассказа не призван раскрывать негативное отношение писателя к недостаткам социального общества.
В былые времена критиков возмущало невнимание автора рассказа к проблемам буржуазного брака. Одного Чехов был прежде всего художником. А потому его интересовала человеческая душа.
И неизменным средством для него был скрытый, еле уловимый подтекст.
Анализ произведения «Дама с собачкой» – это изучений таких мелких деталей, как схожесть Дидерица с лакеем, образ местного губернатора, упоминание вульгарной лорнетки, которая была в руках у молодой дамы.
Свидания в Москве
Анализ рассказа Чехова «Дама с собачкой» должен также затрагивать тему истинной и ложной сторон жизни.
Гуров начинает встречаться со своей возлюбленной в одной из московских гостиниц. Она регулярно приезжает и сразу же отправляет к нему с посланием человека в красной шапке.
Достаточно подробно изображено то, как Гуров провожает свою дочь в гимназию, беседует с ней, рассказывая о природных явлениях, а между тем думает о своей тайной жизни, которая является истинной.
И парадокс заключается в том, что ложь открыта для окружающих и одобряется ими.
Произведение прерывается на полуслове. В этом характерная черта малой прозы Чехова. Герои долгими вечерами обсуждают, как избавиться от необходимости врать и прятаться. Но оба они понимают, что все только начинается…
Таков анализ рассказа «Дама с собачкой». Чехов смог в этом произведении, используя множество неприметных деталей, изобразить столкновение мира романтика и обывателя, поэзии и прозы, высокого и земного. В этом и заключается уникальный дар писателя, который воспринимал и любил мир в любом качестве – как в прекрасном и возвышенном, так и в сером и убогом.
Источник: https://4u-pro.ru/obrazovanie/a-p-chehov-dama-s-sobachkoj-analiz-dama-s-sobachkoj
Сочинение «Анализ рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»»
Рассказ «Дама с собачкой» был задуман в переломное время, как для России, так и для всего мира. Год написания — 1889-ый, то есть предпоследний год 19-го века.
Что собой представляла Россия того времени? Страна предреволюционных настроений, уставшая от веками претворявшихся в жизнь идей «Домостроя», уставшая от того, насколько все неправильно, неверно, и насколько человек мало значит сам по себе, и насколько мало значат его чувства и мысли.
Всего через каких-то 19 лет Россия взорвется и неумолимо начнет меняться, но сейчас, в 1889-ом году, она, благодаря Чехову, предстает перед нами в одном из самых своих угрожающих и ужасающих обличий: Россия — государство-тиран, пожирательница человеческих жизней.
<\p>
Однако в то время (кстати, заметим, что время написания рассказа и время, изображаемое автором, совпадают) еще мало кто мог видеть надвигающуюся, даже вернее, вплотную придвинувшуюся угрозу. Жизнь продолжалась по-прежнему, ибо повседневные хлопоты есть лучшее средство от прозорливости, поскольку за ними не видишь ничего, кроме них самих.
По-прежнему достаточно обеспеченные люди ездят отдыхать (можно в Париж, но если не позволяют средства, то в Ялту), мужья изменяют женам, владельцы гостиниц и постоялых дворов зарабатывают деньги.
Ко всему прочему, все больше и больше становится так называемых «просвещенных» женщин или, как говорила про себя жена Гурова, женщин «мыслящих», к которым мужчины относились, в лучшем случае, снисходительно, усматривая в этом, во-первых, угрозу патриархату, а во-вторых, очевидную женскую глупость. Впоследствии выяснилось, что ошибаются и те, и другие.
<\p>
По-видимому, Чехов недолюбливал женщин, стремящихся искусственно стать выше мужчин. Судя по «Даме с собачкой» и «Дому с мезонином» (где такой героиней была Лидия Волчанинова), такая нелюбовь возникла в результате понимания, что общего положения «мыслящие» женщины не спасут, а возможно и усугубят.
<\p>
«Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам мое убеждение». («Дом с мезонином»). Думается, что под этой фразой, кроме героя, ее произнесшего, мог подписаться и сам автор.<\p>
Надо сказать, что «Дама с собачкой» и «Дом с мезонином» очень похожи. Не по содержанию, но по ощущениям, которые эти два рассказа оставляют после их прочтения.
Да и детали — мысли о просвещенных женщинах, о том, что мешает двум любящим соединиться — довершают сходство.<\p>
Таким образом, мы подходим непосредственно к тексту, к его тематике и проблематике. Тема проста, а для обывателей она еще и повод для довольно скользкой сплетни: курортный роман и его последствия.
Но ведь, зная стиль повествования Чехова, нельзя даже предположить, что его целью было изобразить именно пресловутый курортный роман. Копнуть надо гораздо глубже.
На мой взгляд, главная цель произведения — показать читателю (особенно, конечно, читателю того времени) то, чего он не замечал раньше: это кажущаяся безвыходность ситуации, будто бы действительно героям лучше отказаться от своей любви, это боязнь самих героев перебороть взгляды общества, боязнь делать самим шаги к своему настоящему, не украденному счастью, их связанность химерными цепями несуществующих обязанностей. И конечно, вполне ясно, что не только герои виноваты в своем бездействии. Это бездействие породило нечто, подобное «темному царству» в «Грозе» Островского. Но это новое «темное царство» лежит не на самодурстве одних и безгласности других, а на всеобщем равнодушии друг к другу и слепоте по отношению а настоящему положению вещей. Яркий пример тому — следующая сцена:<\p>
Однажды ночью, выходя из докторского клуба со своим партнером, чиновником, он (Гуров) не удержался и сказал:<\p>
— Если бы вы знали, с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте!<\p>
Чиновник сел в сани и поехал, но вдруг обернулся и окликнул:<\p>
-Дмитрий Дмитрич!!<\p>
-Что?<\p>
-А давеча вы были правы: осетрина-то с душком!<\p>
Как мы видим, этот чиновник, партнер Гурова по игре в карты, равнодушен, слеп и глух. Его интересует лишь состояние собственного желудка, а понятие такта, при наличии которого не будешь вот так отвечать на реплику об очаровательной женщине, ему вовсе незнакомо.<\p>
Возвращаясь к теме рассказа – курортному роману, — нельзя не заметить, что тема разбивается на две отдельных подтемы, так или иначе связанные между собой и образующие главную.<\p>
Первая, с которой мы знакомимся в начале, – поведение мужчин и женщин на курортах вдали от семьи и привычного образа жизни. Мы видим, как Гуровым овладевает «соблазнительная мысль о скорой, мимолетной связи, о романе с неизвестною женщиной». Позже мы узнаем, что это ему удается осуществить. Теперь мы можем озадачиться: с какой же целью Чехов открывает эту тему? Мне кажется, данная тема предназначена не только для завязки действия, но и служит определенным целям. В самом деле, не просто же так, от скуки, Гуров завязывает это знакомство! Не будь такой предпосылки, как нелюбимая жена, вряд ли бы Гуров изменял ей. Да и Анна Сергеевна не любила своего мужа. Итак, они сошлись от одиночества, инстинктивно ощущая нехватку любви, нуждаясь в ней.
В наше время многим непонятно, как соединяли свои судьбы люди, не испытывающие никаких положительных чувств друг к другу, однако еще в конце 19-го века это было так же реально, как реален сегодняшний день. Вот, я думаю, в чем цель первой подтемы: показать людям, как неправилен семейный союз без любви и уважения, к каким последствиям он может привести.<\p>
Вторая же подтема – тема любви и перемен, которые она несет с собой. Встреча с Анной Сергеевной переменила Гурова. Он полюбил ее, полюбил женщину впервые в жизни, испытал в зрелом возрасте все то, что чувствуют юноши: «И только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил, как следует, по-настоящему – первый раз в жизни». И еще вместе с любовью к нему пришло понимание:<\p>
Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни! Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном. Ненужные дела и разговоры все об одном охватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и, в конце концов, остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах!<\p>
Сама любовь изменила Гурова, будто говорит Чехов, любовь может все. И теперь его герой уже не прожигатель жизни, а настоящий человек, умеющий сострадать, быть искренним, нежным.<\p>
Разобравшись с целью рассказа, ради чего он был написан, рассмотрим подробно сюжет произведения, его композицию. Среди гуляющих на набережной Ялты появляется новое лицо – дама с собачкой. Это событие – завязка действия. Кстати, экспозиция в данном случае следует за завязкой, а не наоборот. Через несколько дней в саду главный герой – Гуров – с этой дамой знакомится. Так начинается развитие действия. Вместе они гуляют, проводят много времени. Постепенно наши герои – а их двое – привязываются друг к другу, но, как мы помним, у Гурова по отношению к Анне Сергеевне были свои планы. Он мечтал о курортном романе.<\p>
После недели знакомства действие внезапно приблизилось к первой наивысшей точке своего развития – первой кульминации. Гуров и Анна Сергеевна пошли в ее номер, и там, по словам Анны Сергеевны, произошло ее падение.<\p>
Кажется, что Гуров добился того, чего хотел, и за этим что-то должно последовать. По логике вещей, герои должны либо расстаться и при случайных встречах отводить друг от друга глаза, либо продолжить встречаться.<\p>
«Потом каждый полдень они встречались на набережной, завтракали вместе, обедали, гуляли, восхищались морем».<\p>
Развязкой явилось пришедшее от мужа Анны Сергеевны письмо, в котором он умолял жену вернуться домой. Вскоре и Гуров уехал домой, думая, что больше они никогда не увидятся.<\p>
Однако действие все еще развивается. По приезде домой Гуров не может забыть даму с собачкой, и воспоминание, очень реальное, как тень следует за ним. Он внутренне меняется и, наконец, созревает для того, чтобы снова увидеть Анну Сергеевну. В декабре, на праздниках, он приезжает в С. и наводит справки о том, где живет Анна фон Дидериц. Не имея возможности повидаться с ней днем, Гуров вечером едет в театр в надежде, что она будет там.<\p>
Второй кульминацией явилась их встреча. Опять герои стоят перед выбором – быть или не быть вместе и после короткого свидания они вновь расстаются, но теперь в твердой уверенности, что Анна Сергеевна приедет к Гурову в Москву. Такова развязка.<\p>
Заключает рассказ повествование о дальнейших встречах героев, однако в полном смысле заключением это назвать нельзя: последний абзац допускает дальнейшее развитие действия и дальнейшие переживания Анны Сергеевны и Гурова.<\p>
До сих пор мы не говорили практически больше ни о ком, кроме Анны Сергеевны и Гурова, будто бы остальных героев не существует. Отчасти так оно и есть. Дело в том, что Чехов выделяет только двоих героев – тех, кто способен развиваться. Таким образом, он подчеркивает разобщенность людей, будто они говорят на разных языках. Все вокруг обезличены; даже если их много – присутствия человека не увидишь. Нам даны только два портрета второстепенных персонажей: жены Гурова и мужа Анны Сергеевны, причем даже внешне эти люди непривлекательны, не говоря об остальных их чертах. И роль, которую эти герои играют, всегда отрицательная: они – сила, разлучающая влюбленных.<\p>
Портреты главных героев располагают к себе. Она: невысокого роста блондинка с угловатостью в смехе; тонкая, слабая шея, красивые серые глаза. В ней есть что-то «жалкое» (по выражению Гурова), вернее, при взгляде на нее хочется быть сильным и пожалеть ее. Он: «В его наружности, в характере, во всей его натуре было что-то привлекательное, неуловимое, что располагало к нему женщин».<\p>
Как ни странно, но показан в развитии только один персонаж. Только Гуров коренным образом меняет свою жизненную позицию, а Анна Сергеевна остается практически неизменна, разве что понимает, что она не падшая женщина, и находит в себе силы для борьбы.<\p>
Рассказ охватывает временной промежуток приблизительно от полугода до года, точно установить невозможно. За это время действие переносилось из Ялты в Москву, из Москвы в город С. и обратно. По словам автора, герои точно «две перелетные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках». Однако даже на расстоянии друг от друга они продолжают мысленно быть вместе.<\p>
Итак, на основании вышеизложенного, мы видим, что перед нами по жанру типичный рассказ – небольшое по объему изображенных явлений и событий, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение, в котором действуют герои, представляющие собой определенные индивидуальности. Нам они показаны в известном законченном (то есть, имеющем начало и конец) моменте своей жизни, наиболее полно раскрывающем нам их характеры. Количество персонажей в рассказе невелико и они все, кроме главных, очерчены бегло.<\p>
Чехов пользуется литературным языком на протяжении всего рассказа, чтобы показать, что герои принадлежат к так называемому «порядочному обществу», однако из всего многообразия художественных средств использует только портреты героев и пейзажи, точно отражающие душевное состояние героев, подчеркивающие их.<\p>
Мы рассмотрели лишь одно небольшое произведение А.П.Чехова, однако видим, как мастерски автор показывает вроде бы незначительные, но влекущие за собой столь многое жизненные ситуации, обрисовывает цельные, исключительно реалистические характеры со всеми их недостатками и умеет донести до читателя не только содержание, но и идеи рассказа, а также дает нам почувствовать себя уверенными в том, что истинная любовь, верность могут совершить очень многое.<\p>
Источник: https://litsochinenie.ru/analiz-rasskaza-a-p-chehova-dama-s-sobachkoy.html
Роль повествователя в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой»
Пробежав глазами по первой главе рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой», нельзя сказать, что это произведение отличается оригинальностью: обычный курортный роман. Но, приглядевшись к героям и продолжив свое чтение, человек не пожалеет, что прочел столь маленький по объему текст, вызвавший в душе противоречивые чувства и размышления.
Обаяние рассказа во многом определяется своеобразием повествования в нем.
Писатель с самой первой фразы легко и ненавязчиво создает впечатление, что повествование ведется из уст главного героя: «Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой», и далее немного рассказывает о Гурове: «… проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал интересоваться новыми лицами».
Спокойный, ненавязчивый взгляд автора на события заставляют забыть того, кто ведет рассказ, и мы теперь думаем лишь о таинственной незнакомке: «Она гуляла одна, все в том же берете, с белым шпицем; никто не знал, кто она, и называли ее просто так: дама с собачкой».
Далее о героине пока больше ничего не узнаем, но зато о Гурове достаточно подробно. Он материально обеспечен (как и всякий приехавший отдыхать в этот город) и внешне все благополучно, но в характеристику героя вплетаются какие-то частные, как бы случайные подробности: незаметно, вскользь, но именно они-то и оказываются решающими в последующем развитии событий и их многозначительный смысл раскрывается лишь позже. Эти подробности говорят о потаенном в глубине души разладе, еще не осознанной им до конца неудовлетворенности своей жизнью, своим внешним благополучием, вполне отвечающим нормам благопристойного бытия.
Например, маленькая фраза «его женили рано» свидетельствует о многом: не по своей воле, по необходимости, но для повествователя даже не важна причина, главное, что здесь не было любви, поэтому следует задуматься над вопросом: «Счастлив ли он в семейной жизни?». Читаем ответ: «и теперь жена казалась в полтора раза старше его» – в описании любимой жены такая ассоциация даже не могла и возникнуть.
Сведения о супруге даются от имени автора, но последний придает им субъективный оттенок самопризнания, исповеди героя: вначале повествует рассказчик от своего имени, но потом пишет, как воспринимал свою жену Гуров, что придает и предшествующему описанию субъективный оттенок – такой видел ее именно герой. Упоминание же о том, что это она сама называла себя мыслящей женщиной, хотя ее и считали, надо думать, и многие их знакомые, становится решающим в ее восприятии читателем, оказываясь на стороне Гурова, хотя ничего дурного о жене его, по сути дела, не сказано. Косвенная, но весьма существенная характеристика героев: поэтому у нас не возникает удивления, что герой «изменять ей … начал уже давно, изменял часто и, вероятно, поэтому о женщинах отзывался почти всегда дурно…». Повествователь снижает образ героя.
Далее в 2-х абзацах, рассказывающих об отношении Гурова к женщинам, употребляются, безличные обороты: «ему казалось», «он не мог», «у него ускользал» дают основание воспринимать не как рассказ автора, а как своеобразную форму передачи мыслей героя о самом себе. Несомненно, в целом это прямое введение в последующие события. Субъективный, исповедальный оттенок повествования подсказывает, что характер героя не исчерпывается ветреностью и забывчивостью, что все то, о чем говорится тут, – плод его размышлений о своей жизни, ее анализа и самооценки. Но все это пока на интуитивном уровне, только прочитав весь рассказ, мы сможем оценить значимость этих сведений. Узнав так много о Гурове, автор опять немного говорит о даме с собачкой, давая ее портрет через восприятие героя: «Ее выражение, походка, платье, прическа говорили ему, что она из порядочного общества, замужем, в Ялте в первый раз и одна, что ей скучно здесь…». Особую роль играют паузы, которые ослабляют концентрацию эпизодов, высокую во всякой драме. Ритм движения эпизодов замедляется, впечатление неупорядоченности усиливается. Автор описывает в разговоре героев только то, что мы можем увидеть, повествователь не дает пояснений, почему они говорили то и то, смотрели туда, краснели и улыбались. Он наблюдает за всем со стороны, и мы можем сами делать выводы.
После обеда герои идут вместе как знакомые люди «… и начался шутливый, легкий разговор людей свободных, довольных, которым все равно, куда бы ни идти, о чем ни говорить…». Автор замечает, как они любуются природой, что открывает в них поэтические черты.
Благодаря внутреннему равновесию они рассказывают друг другу все самое главное, но только герои не придают значения сказанному: каждому хочется выговориться. Так, Гуров рассказал, что он по образованию филолог, но служит в банке; готовился когда-то петь в частной опере, но бросил.
Ясно, что по тем или иным причинам жизнь его пошла не по тому руслу, сложилась в противоречии с его склонностями и влечениями. По своей жизненной практике Гуров – это человек, плывущий по течению, мягкий и покладистый, достаточно бесхарактерный.
И лишь где-то в глубине души таится что-то до конца не проявившиеся, человечное и поэтичное; что, видимо, и чувствовали к нему женщины: « во всей его наружности, в характере, во всей его натуре было что-то привлекательное, неуловимое …», но так и не могли ни разгадать, ни пробудить в нем глубинные черты его человеческой натуры.
Анна Сергеевна рассказывает о муже, но даже не помнит, где он служит: «и это ей самой было смешно». В начале это забавная подробность, свидетельствующая о неискушенности молодой женщины в делах; потом мы понимаем, что за этим кроется стена непонимания и отчуждения стоящая между супругами. Проведя с ней первый вечер, повествователь показывает весь ход размышлений героя: он думает о молодой девушке, которая только что из института, что дочь где-то немного младше и учится как она раньше, отмечает несмелость и угловатость из-за обстановки, когда за ней ходят и на нее смотрят. Гуров еще всецело во власти своей философии «низшей расы», и поэтому первый итог его впечатлений таков: «Что-то в ней есть жалкое все-таки».
Таким образом, в первой главе повествователь знакомит нас с героями, но не сообщает из-за чего они прибыли в этот город: отдохнуть, восстановить силы после болезни или по другим причинам; при этом он дает, казалось бы, неважные детали, события из их жизни, но именно они являются главным ключом и исподволь подводят нас к основному конфликту, чтобы показать – каждый из этих людей был внутренне подготовлен к тому, что произойдет. В создании характера Анны Сергеевны повествователь выступает в роли наблюдателя, через глаза главного героя.<\p>
Особым образом организуется речь повествователя: «Прошла неделя после знакомства. Был праздничный день. В комнатах было душно, а на улицах вихрем носилась пыль, срывало шляпы. Весь день хотелось пить, и Гуров часто заходил в павильон и предлагал Анне Сергеевне то воды с сиропом, то мороженого. Некуда было деваться». На объективное воспроизведение событий как бы накладывается отпечаток эмоционального состояния героев. Он заключается в прерывистости синтаксиса, в особом, «задыхающимся», ритме фраз, сообщающем авторскому повествованию настроение героев. Это более тонкий стилистический прием, чем непосредственное включение в повествование экспрессивных форм синтаксиса персонажей. «Она много говорила, и вопросы у нее были отрывисты, и она сама тотчас же забывала, о чем спрашивал; потом потеряла в толпе лорнетку”. Через речь героини мы можем понять ее состояние: она взволнована, рассеяна. Прежний прием, сохранив свою внутреннюю суть, преобразовался под влиянием новой тенденции – возросшей роли повествователя в структуре повествования.
Узнав, лучше Анну Сергеевну герой удивился и признался себе, что героиня не похожа на всех тех женщин, которых он знал до этого. Но Гурову кажется неуместным и странным покаяние-исповедь. Мы же теперь ясно видим, что молодая женщина изнемогла от привычной жизни в доме своего мужа и чувствует, что Гуров может отнестись к ней, как к «пошлой, дрянной женщине», она никогда не думала, что попадет в такую ситуацию. А ведь она любит его.
Они едут в Ореанду. Описание включается в текст, как прямое слово повествователя, ничем не мотивированное, откровенно условное.
Условность не скрывается, она обнаруживает себя и особой мелодической организацией и звуковой инструментовкой: «Ялта была едва видна сквозь утренний туман, на вершинах гор неподвижно стояли белые облака…» Поэтизация речи повествователя, естественно, еще более усиливает его роль в общей структуре повествовательного уровня.
Вырисовывается основная тема рассказа: героев, как и всякого человека, на каждом шагу подстерегает и может затянуть пошлость. И все же главное в них понимание действительности: прекрасное остается прекрасным, пошлость пошлостью, а человек должен стремиться к прекрасному. Герои рассказа -это поэтичные и добрые люди, которые попали в клетку обыденности.
Теперь Гуров чувствует страсть к Анне Сергеевне, а не простой азарт романа с незнакомкой, но как бы это ни было, он все время оглядывается и боится, что их увидят (образ снижается автором). Поэтому при расставании чувствует свою вину: он не сделал эту женщину счастливой – в нем «сквозила тенью легкая насмешка, грубоватое высокомерие счастливого мужчины». Анна Сергеевна любила его и чувствовала доброе, необыкновенное и возвышенное в нем, хотя Гуров думал, что она просто обманывается<\p>
Автор показывает, что Гуров вначале окунулся по-старому в московскую жизнь, но чем больше проходило времени, тем ярче становились воспоминания и невыносимей окружение: не с кем было поделиться своими мыслями и переживаниями, ведь никто не поймет. Речь повествователя становится эмоционально насыщенной: синтаксические конструкции становятся маленькими – создает впечатление быстрой смены событий; отражены переживания и чувства героя. Одного пустяка (осетрины с душком) оказалось достаточно для того, чтобы произошел коренной перелом во взглядах – все обыденное стало ужасно, невыносимо. Гуров едет к Анне Сергеевне, еще не понимая зачем. У дома ее видит ужасный серый забор и вспоминает, что она про него говорила и думает: «От такого забора убежишь». Несмотря на ограниченные рамки рассказа, Чехов позволяет себе повторение экспозиционных данных из первой главы, т.к. значимость их велика: необходимо, чтобы и читатель смог вспомнить вместе с главным героем и теперь так же понять, как и он, значение сказанных раньше слов Анны Сергеевны. Также серый забор является символом обыденной жизни, причем непроизвольно врастает в действительность и выглядит, как обычная деталь предметного мира. Только в театре, увидев главную героиню, Гуров, наконец, понимает, что «нет ближе, дороже и важнее человека; она затерявшаяся в провинциальной толпе, эта маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках, наполняла теперь всю его жизнь, была его горем, радостью, единственным счастьем…». Затем он замечает мужа Анны Сергеевны и опять вспоминает, как она называла его раньше. Дальше идет повествование глазами героя, где и правда отмечается сходство мужа с лакеем. И теперь ясным становится, почему молодая женщина не могла запомнить работу этого человека. Гуров подходит к любимой, и по ее реакции мы видим, что она не верит глазам: «..побледнела, потом еще раз взглянула с ужасом, не веря глазам, и крепко сжала в руках вместе веер и лорнетку, очевидно борясь с собой, чтобы не упасть в обморок.»; дальше они бегут в чужой толпе по длинным лестницам и переходам, и останавливаются не замечая, что на них смотрят гимназисты. Анна Сергеевна пытается запомнить его черты, она действительно любит его и думала о нем, и рада этой встрече. Автор все время повторяет: «Но как еще далеко было до конца!».
Таким образом, в этой главе автор показывает истинные бессознательные чувства героя, и больше раскрывает образ Анны Сергеевны: она уже не та незнакомая «дама с собачкой» и мы увидели ее мужа, ее скучную жизнь рядом с серым забором.<\p> Вся дальнейшая история героев расположена в последней главе всего на 2-х с половиной страничках текста. Писатель повествует лишь о том, что ему необходимо, т.е. о том, как созревала и как достигала своей кульминации драма героев. Внешне они примирились с окружающим миром, т.е. нет конфликта реального – все переживания в душе людей: Гуров, прежде чем ехать к Анне Сергеевне, ведет дочку в гимназию, а главная героиня мужу говорит, что едет советоваться с врачом по болезни. Далее рассказ об их очередной встрече. Тут окончательно определяется суть той драмы, которая стала уделом их жизни – прежде всего, драма двух любящих существ.
Непосредственно перед финальной сценой, когда Гуров, подойдя к молодой женщине и, взяв ее за плечи, увидел себя в зеркале с седеющей головой, постаревшего и подурневшего…- это в иных местах буквальное повторение того, что было сказано вначале: герой размышлял о своей жизни, анализировал и самооценивал.<\p> автор даже вставляет словечко «его» – свидетельствует о том, что, размышляя о своей жизни, герой как бы со стороны смотрит на самого себя. И это оправдано бытовой обстоятельственной сценой: стоит перед зеркалом и рассматривает свое отражение. – прием изложения, когда речь персонажа внешне передается в виде авторской речи, не отличаясь от нее ни синтаксическими особенностями, но, сохраняя стилистический особенности свойственные прямой речи персонажа, что и отличает ее от авторской речи: «За что она его любит так?…» Несобственно-прямая речь позволяет создать впечатление соприсутствия автора и читателя при поступках и словах героя, незаметного проникновения в его мысли. «Анна Сергеевна и он любили друг друга, как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья…». Основная тема у зеркала, как он изменился за прошедшие годы. «Корни драмы» перерастают в обличение самих основ общественного бытия, как чего-то глубоко противоестественного чуждого не только Гурову и Анне Сергеевне, но и всем людям, также вынужденным таить лучшие стороны своей души, свои человеческие чувства и стремления: женщины искали в Гурове родного человека, и как он искал в них любимую. Открытый финал чеховского рассказа – одно из средств создания «эффекта случайности»: отрезок жизни героя, взятый непреднамеренно, без выбора, независимо от того, есть ли в нем показательная законченность или нет: осторожно вынут, связи сохранены, нити не перерезаны, они тянутся дальше за грань, обозначенную последней фразой рассказа: «…самое сложное и трудное только еще начинается».
Таким образом, становится ясно, что для А.П. Чехова было важно показать отношение героев друг к другу, какими причинами вызвано их стремление быть вместе, как они замечают родство душ и становятся ближе.<\p> Если проследить, как меняется восприятие Гуровым физического и духовного облика Анны Сергеевны, то станет ясно, что оно всякий раз является симптомом, наглядно свидетельствующим о сложных процессах, происходящих в его душе, свидетельством крепнущего в нем подсознательного чувства любви. Чем более вырисовывается образ Анны Сергеевны, тем более проясняется образ Гурова. Облик главной героини не меняется, а именно: постепенно раскрывается (повествователь выступает в роли наблюдателя).
Писатель показывает эволюцию главного героя, который постепенно развивается и причиной изменения послужила любовь. Главная задача повествователя – это объективное раскрытие характера героев, их развитие.<\p>
Источник: https://temlit.narod.ru/theory/03.html