Мир купечества в произведениях Островского
статьи
школьная программа
Среди русских классиков найдется много самобытных талантливых авторов, которые сумели своим творчеством приоткрыть завесу русской жизни, точно и реалистично обозначить основные социальные проблемы. Среди них обязательно следует назвать имя А.Н. Островского, известного драматурга XIX века.
Сам родом из купеческой среды, он удивительно точно показал в своих пьесах мир купечества, это «тёмное царство» провинциальных российских городков. Герои его произведений живут среди диких нравов и обычаев. Хозяевами жизни выступают те, у кого есть деньги, остальные не имеют даже права думать и поступать по-своему.
Ярким примером нового купечества являются герои пьесы «Бесприданница».
В этой статье мы подробно рассмотрим изображение купечества, а также сравним его с более ранним произведением, с «Грозой».
Пьеса была написана в 1874-1878 годах, в год окончания осенью состоялась премьера спектакля.
Перед зрителями предстали два мира: мир денег, или материальный, воплощённый в образах Паратова, Вожеватова, Кнурова, Огудаловой, и мир любви, или духовный, показанный образом Ларисы Дмитриевны.
Главной темой пьесы является тема «маленьких людей». Она очень точно оттеняется образами нового купечества.
Кто же они, хозяева жизни? Рассмотрим на примере основных героев
Самым ярким персонажем, конечно же, является Паратов. Это «блестящий барин из судохозяев, лет за 30», как говорит о нём сам автор. Островский наделяет своего героя расчётливым умом, который очень кстати дополняет его привлекательную внешность.
В такого мужчину, богатого и обаятельного, просто нельзя не влюбиться. И Лариса Дмитриевна полюбила его. Но для Паратова она была лишь игрушкой. Он привык, что мир покорно лежит у его ног, а все люди подчиняются ему, потому что он богат.
Но он не способен разглядеть хрупкую и нежную душу поверившей ему Ларисы.
Василий Вожеватов, молод, корыстен, по словам автора, «один из представителей богатой торговой фирмы». С Ларисой Дмитриевной он знаком ещё с детства, о её жизни знает всё. Знает он хорошо и Паратова, для которого важны лишь деньги.
Кнуров, человек в годах, женатый, хочет стать покровителем Ларисы. Состояние его громадно, он может позволить себе содержанку, тем более такую привлекательную.
Огудалова Харита Игнатьевна, мать Ларисы Дмитревны, живёт не по средствам, которые постоянно выпрашивает у женихов своей дочери.
Отличительные черты купечества
Мы можем наблюдать, что купечество в «Бесприданнице» приобрело свои отличительные черты. Это уже не дикие и невежественные люди, каких описывает Островский в «Грозе».
Стиль и образ жизни их изменился, они приобщаются к культуре, говорят правильно, красиво; читают французские газеты, носят европейские костюмы.
Но их нравственность осталась на том же уровне, что у Кабанихи или Дикого из «Грозы».
Образ Ларисы Дмитриевны
Лариса Дмитриевна – бесприданница. Поэтому они считают, что у неё нет права ни на их любовь, ни даже на уважительное отношение.
Она для них лишь вещь, хоть и прекрасная, поэтому единственную роль, которую они отводят ей — украшение их богатой компании, средство от скуки. Паратов принял её любовь, потому что ему это выгодно сегодня, а назавтра он ловко от неё отказывается.
Лариса Дмитриевна не может быть его женой, ведь у неё нет приданого. А для Паратова важнее деньги, чем любовь.
Не лучше ведут себя и Кнуров с Вожеватовым. Они цинично разыгрывают её. Девушка без приданого для них тоже одушевленный предмет, который можно купить. Кнуров богат, поэтому выигрывает её, и он не боится людского осуждения. Богатый купец считает, что его деньги сделают своё дело – «самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать».
Смерть для Ларисы Дмитриевны оказалась лучшим выходом. Только так её жених, осмеянный Паратовым и его компанией, смог сохранить остатки гордости и чувства собственного достоинства. Как и его невеста.
Обобщим
Таким образом, мы видим, как купеческий мир в пьесах А.Н. Островского немного меняется. От совсем уж «тёмного царства» с дремучими нравами и традициями в ранних произведениях до некоторой утонченности, которая способна приблизить новое купечество к высшему обществу.
Мы видим эти внешние изменения купцов в «Бесприданнице», эти люди приобрели некоторый лоск: они следят за своим внешним видом, речью, привычками, они стали образованными. Но внутреннее содержание осталось на том же уровне. Любовь, сострадание, милосердие, человечность и другие гуманистические черты для них по-прежнему не существуют.
Всё в их мире определяют деньги. И чем их больше, тем богаче на впечатления и веселее будет их жизнь.
Пьесой «Бесприданница» Островский бросает вызов обществу, которое должно задуматься о том, что важнее и ценнее человеческой жизни ничего нет. И право на достоинство «маленького человека» тоже должно уважаться.
Статья предоставлена Донес Татьяной.
Другие материалы для школьных сочинений вы найдете ЗДЕСЬ
Советую почитать другие отзывы и статьи:
Источник: https://chitatelnica.ru/stati/kupechestvo-ostrovskogo.html
Образы купцов-самодуров в пьесе Островского «Гроза»
Драма Островского «Гроза» представляет интерес даже для современных читателей. С одной стороны, домостроевские порядки от нас очень далеки. Так что мы воспринимаем драму как «преданья старины глубокой». Но с другой стороны, если повнимательнее присмотреться к купцам-самодурам в пьесе Островского «Гроза», то мы увидим много общего с некоторыми нашими современниками.
Дикой и Кабаниха — это представители старшего поколения. Согласно домо-строевским порядкам, старших нужно уважать и слушаться. Именно так и поступают по отношению к Дикому и Кабанихе все окружающие. Впрочем, если быть более точным, то все их просто опасаются и стараются держаться подальше.
Дикой и Кабаниха отвратительны, в них нет ни единого положительного качества. Они жестоки, лицемерны. Они прикрываются ханжескими словами, а на самом деле сеют вокруг себя злобу и ненависть. Дикой жесток даже по отношению к своим родным, которые живут в атмосфере страха и бесправия. Ничем не отличается от него Кабаниха.
Ей свойственно стремление даже в мелочах вмешиваться в жизнь окружающих.
Дикой и Кабаниха никого не уважают и не боятся, и никто из окружающих не осмеливается им перечить. Купцы-самодуры чувствуют себя в патриархальном об-ществе настоящими хозяевами жизни. Островский рисует купеческую среду, мягко говоря, достойной осуждения.
Мы испытываем неподдельное отвращение, узнавая все новые и новые подробности о Диком и Кабанихе, которые являются оли-цетворением старшего поколения купцов. Надо ли сомневаться, что все окружающие ведут себя точно так же. Об этом Островский ничего не говорит, но об этом легко догадаться.
Не случайно один из обитателей города Калинова, Кудряш, говорит: «Уж это у нас в купечестве такое заведение». Это подтверждает нашу догадку о том, что Дикой и Кабаниха — типичные представители патриархальной купеческой среды.
Кабанова и Дикой очень похожи. Дикой никогда не сдерживает себя, если речь идет о возможности показать власть над кем-либо. Кабанова также не упускает случая продемонстрировать, кто в доме хозяин, вернее, хозяйка.
Богатая купчиха, вдова, Марфа Игнатьевна Кабанова является полноправной хозяйкой дома, и все члены семьи вынуждены выполнять ее распоряжения. Дикой наслаждается атмосферой вседозволенности. Например, Кулигину он отвечает: «Так и знай, что ты червяк.
Захочу — помилую, захочу — раздавлю».
Кабанова благочестива и религиозна, покровительствует нищим и странникам. Но что скрывается под маской такого человеколюбия? Только ханжество и лицемерие.
Кабанова не дает жизни никому: ни своему сыну, ни дочери, ни невестке. Но если Тихон и Варвара еще могут приспособиться к ней, они научились прятаться, выкручиваться, то Катерина не способна на ложь.
Она до поры, до времени терпит. А потом начинает протестовать.
«Благочестие», о котором так печется Кабаниха и ей подобные, на самом деле не что иное, как ложь. В городе Калинове все лгут друг другу. Атмосфера ханжества и деспотизма — вот отличительная особенность общества, в котором всем заправляют Дикой и Кабанова.
Дикой открыто показывает свое отношение ко всем окружающим, он сознательно оскорбляет всех вокруг. Кабанова открыто никого не оскорбляет, она действует намного более изощренно. Она подчиняет себе всех, кто оказывается на ее пути. Кабаниха постоянно напоминает о том, что все живут и действуют неправильно, не соблюдают неведомо кем придуманные законы.
Кабанова страшна в своем деспотизме, она подавляет безвольного сына, робкую невестку. Варвара умеет изворачиваться, только поэтому не так страдает от своей властной матери. Поведение Дикого и Кабановой — это норма с точки зрения обывателей города Калинова. Ведь в провинциальном городке люди все живут в злобе, пьянстве, зависти, ненависти, разврате.
И неважно, что они прикрываются «благочестием» и соблюдением «старых традиций». На самом деле они совершают преступление за преступлением, губят все то чистое, светлое, искреннее, что может зародиться в душе кого-то из окружающих. Весь купеческий городок живет по таким законам, что они могли бы показаться изуверскими человеку непосвященному.
Впрочем, так оно и было. Но люди, далекие от патриархального купечества, старались поменьше с ними общаться. Например, мать Бориса, дворянка по происхождению, даже несколько дней не могла провести с родными своего мужа. Отец Бориса, по-видимому, значительно отличался от своего брата, Дикого, раз «женился на благородной».
Но о нем мы ничего не знаем, он умер задолго до описываемых событий. Так что, несмотря на распространенность «Кабаних» и «Диких» в обществе, очевидно, были и другие представители купеческого сословия, более прогрессивные и благородные. Однако в городе Калинове мы их не встречаем.
Они были в меньшинстве, так что властные и агрессивные купцы-самодуры все-таки оказываются в выигрышном положении.
Проходят года и столетия, меняются нравы и обычаи. Однако образы купцов-самодуров, описанных в драме Островского, актуальны и по сей день. Современный читатель легко узнает в Диком или Кабанихе агрессивных и невежественных представителей старшего поколения, стремящихся подчинить себе свою семью, являющихся агрессивной силой, делающей несчастными тех, кто не находит в себе силы для протеста.
Источник: https://www.rlspace.com/obrazy-kupcov-samodurov-v-pese-ostrovskogo-groza/
Пьесы Островского о жизни купечества – Русская историческая библиотека
К первому периоду литературной деятельности А. Н. Островского относятся пьесы, содержание которых взято из жизни купечества и мелкого чиновничества («Свои люди – сочтёмся», «Бедность не порок», «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Гроза» и др.).
Оба эти сословия сложились у нас веками, и черты старинного быта сохранили в большей неприкосновенности, чем «культурная» часть русского общества (высшее дворянство и высшее чиновничество).
Эти черты уже в XVIII веке казались настолько своеобразными, что высмеивались и в сатирических журналах, и в комедиях; особенно доставалось «приказным» – этим мелким сошкам чиновного мира, которые плодили «ябеду», – были «сутягами», брали взятки, обкрадывали казну.
Александр Николаевич Островский. Учебный видеофильм. Часть 2
Основные черты купеческого быта – патриархальный, домостроевский строй жизни, замкнутость и грубость этой жизни, приниженность женщины и самодурство домовладыки, – все это, более или менее, ярко изображалось не раз в русской бытовой комедии до Островского, но ни у кого этот быт не был освещен так широко и глубоко, никто до Островского так серьезно не смотрел в основы этого строя жизни «темного царства». У Гоголя, знавшего хорошо мир чиновный («Мертвые Души», «Ревизор»), купеческая жизнь едва лишь намечалась в самых общих чертах в его «Женитьбе», где он вывел и старозаветное купечество в лице Арины Пантелеевны, молодого купца Старикова и отца Агафьи Тихоновны, с его властной рукой, «в ведро величиной» – и новое, которое уже тянется к дворянству, – в лице Агафьи Тихоновны.
С любовью обрисовал Островский многие светлые стороны «старозаветного» купечества, – отметил патриархальную простоту и сердечность, связывающую всех, и родных, и служащих, в одну семью, отметил и близость этих купеческих домов к народу, – мировоззрение в этих домах еще чисто народное, развлечения тоже на «народную стать».
Но не закрыл глаза Островский и на темные стороны этой жизни, особенное внимание обратив на тот деспотизм, который вытекал из патриархального склада тогдашней купеческой жизни[1].Когда этот деспотизм не смягчался разумом и сердечностью, он обращался в дикое и причудливое «самодурство».
Самый термин этот введен в обращение Островским, который в комедии: «В чужом пиру похмелье», устами одного действующего лица, дает такое определение этой черты:
Самодур – это называется, коли, вот, человек никого не слушает; ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: «кто я?» – тут уже все домашние ему в ноги, а то – беда!
Чувствуя свою силу не только физическую, но и духовную над обезличенными, приниженными домашними, избалованный сознанием своей силы, «самодур», часто человек, сам по себе, не злой, издевается над всеми, требует отгадать, чего его «нога хочет». «Настасья, – говорит один из таких самодуров жене – смеет меня кто обидеть?» – «Никто, батюшка Кит Китыч, не смеет вас обидеть. Вы сами всякого обидите».
Такое «самодурство», явление в такой же мере характерное, как «обломовщина», – вырастало у нас веками и лучше всего сохранилось в грубой среде купечества, которое более дворянства сохранило свою самобытность…
В меньшей степени и в более смягченном виде такой деспотизм сохранился и в других сословиях: С.
Аксаков, в своей «Семейной Хронике», дал несколько образцов этого типа; Гончаров вывел его в «бабушке» («Обрыв»), Пушкин – в Троекурове и старике Гриневе («Дубровский», «Капитанская Дочка»).
Чрезмерное превышение власти одного члена семьи вело к подавлению воли других; на столкновении этих двух сторон построен драматизм большей части бытовых пьес Островского.
Кроме того, в среде купечества его времени обозначилось сильное тяготение к «новшествам», – влияние дворянства, высшей культуры, проникло в это время и в «темное царство», – и вот, появились здесь «новые люди», на первых порах уродливо и смешно воспринявшие основы новой культуры. Столкновение этого уродливого «нового» со «старым» точно также приводило к драматической коллизии (столкновению), которая и легла в основу некоторых комедий Островского.
Ссылки на другие статьи о творчестве А. Н. Островского см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»
[1] Островский особенно близко подходит к С. Аксакову в изображении этой своеобразной русской бытовой черты, оставшейся нем еще со времен старой Москвы.
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/5019-pesy-ostrovskogo-o-zhizni-kupechestva
Проблемы и состояние общества России через описание купечества в произведениях А.Н. Островского (по пьесам “Гроза” и “Бесприданница”)
Сочинения › Островский А.Н. › Гроза
Готовые Домашние Задания
А.Н. Островский известен в русской литературе как драматург, впервые выведший на сцену купечество. Выросший в Замоскворечье – традиционном месте жительства купцов, досконально знающий их образ жизни и мысли, Островский на примере жизни русского купечества раскрыл многие проблемы, актуальные для современной ему России.
Можно сказать, что Островскому выпало жить в нескольких эпохах. Он застал и время патриархального быта, и время европеизации России, установления в стране капитализма.
В пьесе «Гроза» драматург рисует патриархальное купечество, чей образ жизни был определен веками. Действие пьесы происходит в провинциальном волжском городе Калинове. В этом маленьком городке всеми делами заправляют купцы – Савел Прокофьевич Дикой и его кума Марфа Игнатьева Кабанова, за свой нрав прозванная Кабанихой.
Кулигин, самый «просвещенный» человек Калинова, называет этих людей «самодурами». И действительно, Дикой и Кабаниха творят то, что хотят. Это касается как дел в городе, где они являются «головами», так и их семей.
Сам Дикой говорит, что у него «сердце такое»: когда речь заходит о деньгах, «всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека».
Герой осознает, что поступает неправильно, но ничего, по его словам, сделать с собой не может.
Почему Дикой, нрав которого подчеркивает и его «говорящая» фамилия, не может держать себя в руках? Островский уверен, что во многом из-за своей безнаказанности, ведь никто в городе не может прекословить этому купцу, в Калинове он один из самых влиятельных горожан.
То же самое происходит и в семье Дикого – «война», по его словам. Кабаниха резко замечает, что все могущество Дикого немного стоит, потому что воюет он «всю жизнь с бабами». Савел Прокофьич признает это, но требует, чтобы «бабы» подчинялись ему. Не может же, в самом деле, все происходить наоборот!
Но мы видим, что Дикой кажется грозным только слабым людям. Вот Кабаниха нисколько не боится своего кума. Она резко обрывает его: «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!» И действительно, Дикой уважает Марфу Игнатьевну, прислушивается к ее мнению: «Ты только одна во всем городе умеешь меня разговорить».
Таким образом, самым сильным и могущественным человеком в Калинове является именно Кабаниха. В пьесе этому образу уделяется очень большое внимание, она становится главным оппонентом Катерины Кабановой, ее «противником».
С чем же связана такая сила Кабанихи? С ее личностными качествами – внутренней мощью, уверенностью, напором? Конечно, да.
Но главной силой Марфы Игнатьевны, на мой взгляд, является то, что она хранительница опыта предков, традиций Домостроя.
То, что за ее плечами находится вековая мудрость, жизненная опора многих поколений, делает героиню уверенной в своей правоте, «непробиваемой», категоричной.
Она уверена, что жить правильно – это жить в одобрении других людей. Неважно, что происходит в твоей душе и твоей семье на самом деле, неважны истинные чувства и мысли. Главное, чтобы внешне, формально, все было правильно, по «уставу». И ради своих убеждений Марфа Игнатьевна пойдет на все – она готова сломать и уничтожить даже самых дорогих и близких ей людей.
Противостояние этой героини и ее морали кардинально другой жизненной философии, представленной Катериной, приводят к трагедии – невестка Кабанихи заканчивает жизнь самоубийством. Это значит, что патриархальные взгляды Домостроя пока одерживают победу, считаясь нормой в среде русского купечества.
Пьеса «Бесприданница» рисует русских купцов в другую эпоху – установления в России капитализма. Островский показывает, что в стране очень сильными стали веяния Запада.
В русскую традиционную культуру приходят взгляды, характерные для западного человека. Прежде всего, это власть материального над духовным.
Если при патриархате была важна семья, традиции, соборность, то теперь на первое место ставится личный успех, эгоистические наслаждения, которые человек может купить за деньги.
В «Бесприданнице» мы видим купца совершенно новой формации – Василия Данилыча Вожеватова. Автор так характеризует его: «очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец».
Вожеватов получил, по моде, хорошее образование, он живет, следуя законам «нового времени». Чувства не интересуют этого героя. Он считает, что все можно купить.
Поэтому, когда Лариса Огудалова просит у «друга детства» сочувствия, он не может ничем помочь девушке –Вожеватов просто не знает, как это делается.
Больше того, прельстясь красотой Ларисы, самоуверенный и лощеный Василий Данилыч торгует ее, словно вещь, у другого купца – Кнурова.
Мокий Парменыч Кнуров – человек немного другого склада. Это уже довольно пожилойкупец, поэтому в его голове – смесь старых и новых порядков, моральных законов. С виду Кнуров несколько мягче и душевнее Вожеватова, но принцип «купли-продажи» так же вошел в его кровь, стал его сутью.
В итоге и Кнуров, и Вожеватов, олицетворяя циничный и бездушный мир денег, стали одной из причин гибели Ларисы, не пожелавшей быть вещью, отстаивающей свое право на чувства и простые человеческие эмоции.
Таким образом, героями пьес Островского «Гроза » и «Бесприданница» являются русские купцы. Купечество в «Грозе» живет по старым, патриархальным законам Домостроя. Драматург рисует купцов как очень религиозных, невежественных самодуров, имеющих большую власть и калечащих жизнь всех тех, кто не разделяет их точки зрения.
Купцы в «Бесприданнице» более «окультуренные». Они владеют французским языком, знают, как вести себя в «приличных местах», они учились в западных университетах. В период капитализма русские купцы живут по другим законам, однако остаются такими же бездушными, циничными, уничтожающими всю живое на своем пути.
С чем это связано? С тем, что в основе купеческой жизни извечно лежал закон «купли – продажи»? С тем, что эти люди были вынуждены быть безжалостными, чтобы иметь успех? С тем, что испокон веков в среде купечества ценились деловые, а не душевные качества? Ответов на этот вопрос может быть множество. Несомненно одно – пьесы Островского предоставляют нам бесценный материал из жизни русских купцов 19 века, их нравов, обычаев и традиций.
Сочинения по теме:
- Роль и место персонажа Кулигина в пьесе “Гроза” А.Н. Островского сочинение
- “Темное царство” в произведениях А.Н. Островского (по пьесам “Гроза” и “Бесприданница”) сочинение
- Обреченность существования “темного царства” в пьесе А.Н.Островского “Гроза” сочинение
- Своеобразие протеста героев пьесы “Гроза” А.Н. Островского против существующего порядка сочинение
Источник: https://1soch.ru/ostrovskiy-an/groza/problemy-i-sostoyanie-obshhestva-rossii-cherez-opisanie
Русское купечество в пьесе А. Н. Островского “Гроза”
Русское купечество в пьесе А. Н. Островского “Гроза”
“Гроза” представляет особый интерес для читателей, так как в ней описывается не только межличностный конфликт, но и дается достаточно полная характеристика русского купечества середины XIX века.
Для того, чтобы понять жизнь общества, описанного в произведении, надо, конечно, проанализировать характеры некоторых действующих лиц.
— богатая купчиха, вдова, после смерти мужа взявшая всю власть в доме в свои руки. Да и не только в доме, но и в городе никто не смеет вступать с ней в пререкания.
Со стороны она кажется “кулак-бабой”, бесчувственной и властной женщиной, знающей цену всему и всем. Не дает она воли ни Тихону, своему сыну, ни, тем более, своей невестке Катерине. Не трусит и перед Диким — одним из самых суровых купцов в городе.
“Грозный воин” Калинова становится буквально шелковым рядом с Кабанихой, единственным человеком, правильно расценивающим его: “Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей Дорогой, куда шел…
воюешь-то ты всю жизнь с бабами”.
Однако так ли проста Кабанова, какой кажется на первый взгляд? На самом деле, образ ее намного глубже.
В строгости к Тихону видна любовь к сыну, желание помочь ему встать на ноги в этой тяжелой жизни; в постоянных придирках к Катерине проявляется ревность к невестке, досада на то, что отняла сына; в постоянно дурном настроении нет также ничего противоестественного — вокруг Марфы Игнатьевны рушатся устои ее мира, ей кажется, что не за горами и конец света. “Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж я и не знаю”.
— лицемерия (в том числе и показной набожности) и невежества, то они не являются ее личными чертами характера, они, на самом деле, всего лишь часть общей атмосферы “темного царства”. Кулигин так характеризует устои этого общества: “Враждуют друг на друга; злостные кляузы строчат на ближних… Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти”.
Савел Прокофьевич — совершенно пустой человек, от нечего делать постоянно ищущий ссоры с первым встречным, чтобы разнести его в пух и прах. Дикой — это самодур, который действует, не руководствуясь разумом. Достаточно нескольких фраз, чтобы понять сущность его характера: “Хочу так думать о тебе, так и думаю.
Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все… Так ты знай, что ты червяк Захочу — помилую, захочу — раздавлю”. И этот человек является “значительным лицом в городе”. Такие Дикие и Кабанихи представляют собой основу русского купечества.
Что же можно сказать о городе Калинове, где влиянием и уважением пользуются Марфы Игнатьевны и Дикие?
Молодое поколение, представленное в “Грозе”, также является очень важной частью жизни общества. Удивляет пассивность молодых людей, их слабохарактерность и неспособность сделать ничего смелого и нового.
Тихон и Варвара — персонажи с переходным типом характера.
Они, с одной стороны, не согласны со сложившимся порядком вещей и не хотят следовать правилам, установленным еще в давние времена, но, с другой стороны, они не решаются сколько-нибудь ощутимо протестовать против них, и все их несогласие выливается в приспособление к жизни в “темном царстве”. Сюда же можно отнести и Бориса. Прекрасно образованный, он мог бы поддержать протест Катерины, завоевать себе независимость от Дикого, но Борис был абсолютно оторван от реальной жизни и с трудом отдавал себе отчет в своих действиях, погубив в результате и себя, и Катерину. Борис Григорьевич просто жалок. Он сам говорит про себя: “Уж ведь совсем убитый хожу… Загнан, забит…”. У него нет уважения к себе, нет чувства собственного достоинства.
Катерины — это выход, который для главной героини показался наиболее правильным. Это вовсе не протест и не вызов. Да и о каком протесте можно говорить, когда человек не в состоянии разобраться в собственных чувствах?
Перед нами предстал весь купеческий мир Калинова. Что же происходит в нем? Каковы общие законы его поведения?
Дикие и Кабановы невежественны, но отнюдь не глупы. Практический ум их крепок, и они сознают, что находятся на краю пропасти, а край этот все быстрее осыпается под ними.
В глубине души им ясно, что это конец, но они надеются (а предчувствие гибели удесятеряет их силы), что, расправившись с несколькими враждебными, опасными для них людьми, они остановят уходящую из-под ног землю.
Забыто прежнее занятие купцов — торговля (о ней в пьесе упоминается лишь вскользь), все силы уходят на борьбу внутри этого замкнутого мирка, другими словами, началась паника. А это уже не просто тревожный знак, это — предвестник гибели всего “темного царства”.
Но “паника” — слово, подходящее для описания состояния только старшего поколения. Молодежь даже и не подозревает, насколько ее образ жизни шокирует родителей. Наоборот — старшие представляются им нерушимой, вечной основой их жизни. Им не нужны новые идеи, они боятся всего неизведанного.
Таким образом, мы видим, что на основе произведения А. Н. Островского “Гроза” мы можем провести глубокий анализ купеческого общества того времени, увидеть противоречия, раздиравшие его, понять трагедию отдельных людей и целого поколения, благодаря чему глубже понять жизнь всего российского общества того времени.
Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/55/54244.htm
Сатира на купечество в драме А. Островского “Гроза”
Сатира на купечество в драме А. Островского “Гроза”
“Сатира – способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными”.
Советский энциклопедический словарь.
Драма островского “Гроза”. Страшное произведение. Ни разу за всю пьесу Островский не улыбнулся улыбкой сатира. Улыбкой Берендея – может быть, когда вкладывал в уста Кулигина трепетные слова о красоте природы, но которую людям и оглянуться-то некогда. Но красота волжских просторов еще больше оттеняется Страшным Городом, который стоит на берегу великой русской реки.
Город словно пропитан ядом зла. “Жестокие нравы… в нашем городе, жестокие”, – говорит Кулигин. – “В мещанстве… вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам не выбиться из этой коры”.
<\p>
И люди здесь не живут – страдают, унижаются, раболепствуют, влачат свое жуткое существование во мраке и слезах, не осознавая ни самих себя, ни своего унижения, ни грубости и низости других.
“А между собой-то… как живут!” – продолжает Кулигин. – “Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга…”
Савел Прокофьевич Дикой, одно из главных действующих лиц, купец, а по определению остальных персонажей – воин.
Только за что же он воюет? А за жадность свою непомерную, за алчность к деньгам, к богатству, обманом да хитростью нажитым.
И за свое “купленное” право распоряжаться судьбами других людей, унижать их, оскорблять, обманывать. ” Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! ” – говорит он городничему.
Дикой и сам понимает всю бездну своего ничтожества, и от этого он самодурствует еще больше, чтобы никто об этом его ничтожестве не узнал.
“Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!” – говорит он о себе.
И Кабанова точно подмечает: “Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не подойдет”.
А Дикой, как всякое ничтожество, хоть на самую малость возвысившееся над другими, стремится свое возвышение, свою власть утверждать всегда и всюду, сгибая в дугу всех прочих. И – носом, носом их в землю, чтобы хозяину по грязи мягче шагалось.
И что ведь характерно, Кудряш-то точно подметил, найдись кто посильнее, да рявкни, как следует, – Савел Прокофьевич сам лебезить и выслуживаться начинает. Но зато потом уж отыграется на домашних.
Вот что говорит об этом Борис: “А вот беда-то, когда обидит его такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!”
Хам, деспот, тиран, дрянь человечишко… Жлоб, как сказали бы в нашем Воронеже. Но ведь никто из персонажей пьесы за все пять действий так и не назвал Савела Дикого его истинным именем.
Дикого боятся – да, ненавидят – да, но – уважают, как привыкли уважать любое проявление власти, пускай мерзкой, пускай отвратительной, пускай невыносимой, но – власти. Вот это – самое страшное. Страшно и то, что люди-то, по сути своей, не виноваты. Их души и мысли необразованны, потому что никто не занимался их образованием.
Все их познания – от странниц убогих. Здесь и люди с песьими головами, и Литва, которая невем где находится.<\p>
Обряды, зачастую давно изжившие себя, нередко просто дикие,заменили людям знание.
И не могли они над своим незнанием воспарить подобно птицам, чтобы увидеть всю мерзость своего существования, чтобы увидеть, что мир намного ярче, богаче, живей, в конце концов, чем тот затхлый мирок, в котором они прозябают, страдают, мучаются.<\p>
Каюсь, я не нашел в “Грозе” сатиры на купечество.
Да и не мог Александр Николаевич подобного сотворить. Он ведь прекрасно знал, что богатство России прирастало не только Сибирью, но и купцами, эту Сибирь осваивавшими вплоть до самой Аляски и Калифорнии. Действительно, в штате Калифорния немало городов с русскими названиями – они возникли на месте купеческих факторий.
Павел Третьяков, основавший картинную галерею – купец. Савва Мамонтов, основавший Московскую частную русскую оперу, сподвижник виднейших деятелей русской культуры – из купцов! А они ведь были современниками Александра Николаевича. Да и Афанасий Никитин за три моря по купеческим делам ходил!
Нет, не купечество обличал Островский, а торгашество и непреодолимую, засасывающую силу болота мещанства, убивающую человеческое в человеке. А где нет человеческого, там всевластвуют звериные инстинкты, там начинается Власть Зверя.
Торгаш и мещанин – для Островского это понятия неразделимые. И в описании этих явлений и характеров персонажей с позиций этих явлений, Александр Николаевич безукоризненно, психологически точен.
Вообще это произведение можно использовать как прекрасное учебное пособие по психоанализу.
И недаром пьесу “Грозу” Островский определил как драму. Мог ведь и комедию написать, они у него блестяще выходили. Да, сатира бывает горькой.
Но в “Грозе” не сатира, в ней – приговор мещанскому Царству тьмы и мракобесия, приговор той Власти тьмы, которая обрекает людей прозябать в душевном невежестве, которая уродует и корежит самое светлое, что есть в человеке.
Уродует настолько, что выход из этого царства человек видит только через собственную смерть.
Недаром говорится:
“В России две напасти:
Власть Тьмы и тьма Власти”.<\p>
Но понятие “тьма власти” глубже, чем кажется на первый взгляд. Это не только ничем не ограниченное право казнить, миловать, унижать, распоряжаться чужими судьбами по собственной прихоти, это не только переизбыток, но и еще необразованность, невежество, темнота самой власти, то есть людей, являющимися ее носителями.
И последнее. Рискну не согласиться с Николаем Добролюбовым, назвавшим Катерину “лучом света в темном царстве”. Луч света всегда указует путь. Но путь не может обрываться в омуте под волжским обрывом. И самоубийство – не выход, но страшный грех для верующего.
Человек – это истинный Храм Божий и никто не вправе его разрушать. Так что не луч, а скорей уж, если вдуматься в название пьесы, – вспышка молнии в грозу, которая лишь на мгновение высветит ярко всю грязь и мерзость жизни, и снова все погружается во тьму.
Возможно, я ошибаюсь. Но мне представляется так.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта https://www.studentu.ru<\p>
Источник: https://diplomba.ru/work/98972
Сочинение по литературе. Русское купечество в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
На мой взгляд, пьеса А. Н. Островского “Гроза” представляет особый интерес для читателей, так как в ней описывается не только межличностный конфликт, но и дается достаточно полная характеристика русского купечества середины XIX века.
Для того, чтобы понять жизнь общества, описанного в произведении, надо, конечно, проанализировать характеры некоторых действующих лиц.
Марфа Игнатьевна Кабанова является представительницей старшего поколения, более патриархального и почитающего традиции. Марфа Игнатьевна – богатая купчиха, вдова, после смерти мужа взявшая всю власть в доме в свои руки. Да и не только в доме, но и в городе никто не смеет вступать с ней в пререкания.
Со стороны она кажется “кулак-бабой”, бесчувственной и властной женщиной, знающей цену всему и всем. Не дает она воли ни Тихону, своему сыну, ни, тем более, своей невестке Катерине. Не трусит и перед Диким – одним из самых суровых купцов в городе.
“Грозный воин” Ка-линова становится буквально шелковым рядом с Кабанихой, единственным человеком, правильно расценивающим его: “Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей Дорогой, куда шел…
воюешь-то ты всю жизнь с бабами”.
Однако так ли проста Кабанова, какой кажется на первый взгляд? На самом деле, образ ее намного глубже.
В строгости к Тихону видна любовь к сыну, желание помочь ему встать на ноги в этой тяжелой жизни; в постоянных придирках к Катерине проявляется ревность к невестке, досада на то, что отняла сына; в постоянно дурном настроении нет также ничего противоестественного – вокруг Марфы Игнатьевны рушатся устои ее мира, ей кажется, что не за горами и конец света. “Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж я и не знаю”.
Что касается действительно отрицательных качеств Марфы Игнатьевны – лицемерия (в том числе и показной набожности) и невежества, то они не являются ее личными чертами характера, они, на самом деле, всего лишь часть общей атмосферы “темного царства”. Кулигин так характеризует устои этого общества: “Враждуют друг на друга; злостные кляузы строчат на ближних… Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти”.
Вместе с Кабанихой к старшему поколению калиновского купечества относится и Дикой, но он не является центральным персонажем: не участвуя в конфликте, Дикой расширяет представление о патриархальном мире.
Савел Прокофьевич – совершенно пустой человек, от нечего делать постоянно ищущий ссоры с первым встречным, чтобы разнести его в пух и прах. Дикой – это самодур, который действует, не руководствуясь разумом.
Достаточно нескольких фраз, чтобы понять сущность его характера: “Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все… Так ты знай, что ты червяк Захочу – помилую, захочу – раздавлю”.
И этот человек является “значительным лицом в городе”. Такие Дикие и Кабанихи представляют собой основу русского купечества. Что же можно сказать о городе Калинове, где влиянием и уважением пользуются Марфы Игнатьевны и Дикие?
Молодое поколение, представленное в “Грозе”, также является очень важной частью жизни общества. Удивляет пассивность молодых людей, их слабохарактерность и неспособность сделать ничего смелого и нового.
Тихон и Варвара – персонажи с переходным типом характера.
Они, с одной стороны, не согласны со сложившимся порядком вещей и не хотят следовать правилам, установленным еще в давние времена, но, с другой стороны, они не решаются сколько-нибудь ощутимо протестовать против них, и все их несогласие выливается в приспособление к жизни в “темном царстве”. Сюда же можно отнести и Бориса. Прекрасно образованный, он мог бы поддержать протест Катерины, завоевать себе независимость от Дикого, но Борис был абсолютно оторван от реальной жизни и с трудом отдавал себе отчет в своих действиях, погубив в результате и себя, и Катерину. Борис Григорьевич просто жалок. Он сам говорит про себя: “Уж ведь совсем убитый хожу… Загнан, забит…”. У него нет уважения к себе, нет чувства собственного достоинства.
О характере Катерины существует несколько мнений. Я считаю, что ее нельзя назвать сильной личностью. Но она отличается от остальных калиновцев тем, что не хочет подстраиваться и приспосабливаться.
Смерть Катерины – это выход, который для главной героини показался наиболее правильным. Это вовсе не протест и не вызов.
Да и о каком протесте можно говорить, когда человек не в состоянии разобраться в собственных чувствах?
Перед нами предстал весь купеческий мир Калинова. Что же происходит в нем? Каковы общие законы его поведения?
Дикие и Кабановы невежественны, но отнюдь не глупы. Практический ум их крепок, и они сознают, что находятся на краю пропасти, а край этот все быстрее осыпается под ними.
В глубине души им ясно, что это конец, но они надеются (а предчувствие гибели удесятеряет их силы), что, расправившись с несколькими враждебными, опасными для них людьми, они остановят уходящую из-под ног землю. Забыто прежнее занятие купцов – торговля (о ней в пьесе упоминается лишь вскользь), все силы .
уходят на борьбу внутри этого замкнутого мирка, другими словами, началась паника. А это уже не просто тревожный знак, это – предвестник гибели всего “темного царства”.
Но “паника” — слово, подходящее для описания состояния только старшего поколения. Молодежь даже и не подозревает, насколько ее образ жизни шокирует родителей. Наоборот – старшие представляются им нерушимой, вечной основой их жизни. Им не нужны новые идеи, они боятся всего неизведанного.
Таким образом, мы видим, что на основе произведения А. Н. Островского “Гроза” мы можем провести глубокий анализ купеческого общества того времени, увидеть противоречия, раздиравшие его, понять трагедию отдельных людей и целого поколения, благодаря чему глубже понять жизнь всего российского общества того времени.
Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/2977.html
Русское купечество в пьесе А. Н. Островского “Гроза”
На мой взгляд, пьеса А. Н. Островского “Гроза” представляет особый интерес для читателей, так как в ней описывается не только межличностный конфликт, но и дается достаточно полная характеристика русского купечества середины XIX века.
Для того, чтобы понять жизнь общества, описанного в произведении, надо, конечно, проанализировать характеры некоторых действующих лиц. Марфа Игнатьевна Кабанова является представительницей старшего поколения, более патриархального и почитающего традиции.
Марфа Игнатьевна – богатая купчиха, вдова, после смерти мужа взявшая всю власть в доме в свои руки. Да и не только в доме, но и в городе никто не смеет вступать с ней в пререкания.
Со стороны она кажется “кулак-бабой”, бесчувственной и властной женщиной, знающей цену всему и всем. Не дает она воли ни Тихону, своему сыну, ни, тем более, своей невестке Катерине. Не трусит и перед Диким – одним из самых суровых купцов в городе.
“Грозный воин” Калинова становится буквально шелковым рядом с Кабанихой, единственным человеком, правильно расценивающим его: “Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей Дорогой, куда шел… воюешь-то ты всю жизнь с бабами”.
Однако так ли проста Кабанова, какой кажется на первый взгляд? На самом деле, образ ее намного глубже. В строгости к Тихону видна любовь к сыну, желание помочь ему встать на ноги в этой тяжелой жизни; в постоянных придирках к Катерине проявляется ревность к невестке, досада на то, что отняла сына; в постоянно дурном настроении нет также ничего противоестественного – вокруг Марфы Игнатьевны рушатся устои ее мира, ей кажется, что не за горами и конец света. “Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж я и не знаю”. Что касается действительно отрицательных качеств Марфы Игнатьевны – лицемерия (в том числе и показной набожности) и невежества, то они не являются ее личными чертами характера, они, на самом деле, всего лишь часть общей атмосферы “темного царства”. Кулигин так характеризует устои этого общества: “Враждуют друг на друга; злостные кляузы строчат на ближних… Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти”. Вместе с Кабанихой к старшему поколению калиновского купечества относится и Дикой, но он не является центральным персонажем: не участвуя в конфликте, Дикой расширяет представление о патриархальном мире. Савел Прокофьевич – совершенно пустой человек, от нечего делать постоянно ищущий ссоры с первым встречным, чтобы разнести его в пух и прах. Дикой – это самодур, который действует, не руководствуясь разумом. Достаточно нескольких фраз, чтобы понять сущность его характера: “Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все… Так ты знай, что ты червяк Захочу – помилую, захочу – раздавлю”. И этот человек является “значительным лицом в городе”. Такие Дикие и Кабанихи представляют собой основу русского купечества. Что же можно сказать о городе Калинове, где влиянием и уважением пользуются Марфы Игнатьевны и Дикие? Молодое поколение, представленное в “Грозе”, также является очень важной частью жизни общества. Удивляет пассивность молодых людей, их слабохарактерность и неспособность сделать ничего смелого и нового. Тихон и Варвара – персонажи с переходным типом характера. Они, с одной стороны, не согласны со сложившимся порядком вещей и не хотят следовать правилам, установленным еще в давние времена, но, с другой стороны, они не решаются сколько-нибудь ощутимо протестовать против них, и все их несогласие выливается в приспособление к жизни в “темном царстве”. Сюда же можно отнести и Бориса. Прекрасно образованный, он мог бы поддержать протест Катерины, завоевать себе независимость от Дикого, но Борис был абсолютно оторван от реальной жизни и с трудом отдавал себе отчет в своих действиях, погубив в результате и себя, и Катерину. Борис Григорьевич просто жалок. Он сам говорит про себя: “Уж ведь совсем убитый хожу… Загнан, забит… “. У него нет уважения к себе, нет чувства собственного достоинства. О характере Катерины существует несколько мнений. Я считаю, что ее нельзя назвать сильной личностью. Но она отличается от остальных калиновцев тем, что не хочет подстраиваться и приспосабливаться. Смерть Катерины – это выход, который для главной героини показался наиболее правильным. Это вовсе не протест и не вызов. Да и о каком протесте можно говорить, когда человек не в состоянии разобраться в собственных чувствах? Перед нами предстал весь купеческий мир Калинова. Что же происходит в нем? Каковы общие законы его поведения? Дикие и Кабановы невежественны, но отнюдь не глупы. Практический ум их крепок, и они сознают, что находятся на краю пропасти, а край этот все быстрее осыпается под ними. В глубине души им ясно, что это конец, но они надеются (а предчувствие гибели удесятеряет их силы), что, расправившись с несколькими враждебными, опасными для них людьми, они остановят уходящую из-под ног землю. Забыто прежнее занятие купцов – торговля (о ней в пьесе упоминается лишь вскользь), все силы уходят на борьбу внутри этого замкнутого мирка, другими словами, началась паника. А это уже не просто тревожный знак, это – предвестник гибели всего “темного царства”. Но “паника” – слово, подходящее для описания состояния только старшего поколения. Молодежь даже и не подозревает, насколько ее образ жизни шокирует родителей. Наоборот – старшие представляются им нерушимой, вечной основой их жизни. Им не нужны новые идеи, они боятся всего неизведанного.
Таким образом, мы видим, что на основе произведения А. Н. Островского “Гроза” мы можем провести глубокий анализ купеческого общества того времени, увидеть противоречия, раздиравшие его, понять трагедию отдельных людей и целого поколения, благодаря чему глубже понять жизнь всего российского общества того времени.
(No Ratings Yet)
Loading…
Твір мої роздуми про майбутнє людства.
Ви зараз читаєте: Русское купечество в пьесе А. Н. Островского “Гроза”« Сочинение на тему: Воробьи (деловое описание)Краткое содержание Мост короля Людовика Святого – Уайлдер Торнтон »
Источник: https://ukr-lit.com/russkoe-kupechestvo-v-pese-a-n-ostrovskogo-groza/
Быт и нравы купечества в произведении островского
Гроза — явление в природе очищающее и необходимое. Она приносит с собой свежесть и прохладу после изнурительной жары, живительную влагу после суши. Она несет очищающее, обновляющее действие.
Таким “глотком свежего воздуха”, новым взглядом на жизнь стала в литературе середины XIX века пьеса А. Н. Островского “Гроза9quot;. Великая русская река, самобытный народ, живущий на ней, дали автору богатый творческий материал.
Драма прозвучала как трагический голос времени, как крик народной души, не желающей больше терпеть гнет и неволю. В “Грозе9quot; Островский возвратился к своей излюбленной тематике, к изображению семейно-бытового конфликта в купеческой среде.
Но осознал он этот конфликт в его внутреннем драматическом развитии, довел до решительной развязки и тем самым впервые вышел за пределы комедийного жанра.
Жизнь Калинова и подобных ему городов России того времени Добролюбов назвал “темным царством”. Сонное, спокойное, размеренное существование.
Большую часть времени калиновцы проводят дома, где за высокими стенами и крепкими замками неторопливо едят, занимаются какими-нибудь домашними делами, спят. “Спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь”.
По праздникам жители неторопливо, чинно прогуливаются по бульвару, но “и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать”. У обывателей Калинова нет стремления к познанию культуры, науки, их не интересуют новые идеи и мысли.
Люди суеверны, покорны, по их мнению, “и Литва с неба,упала”. Источниками новостей, слухов являются странницы, богомолки, “калики перехожие”. “По немощи своей” они далеко не ходили, но “слыхать — много слыхали”.
Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все.
Автор подчеркивает, что из-за наживы купцы портят друг другу торговлю, постоянно ссорятся между собой, вредят своим вчерашним друзьям: “Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку”.
Борис не осмеливается защитить себя от оскорблений Дикого, так как по завещанию он может получить наследство только при условии, если будет почтителен к своему дяде.
Характер Дикого — это новое и значительное проявление внутренней инертности и косности русской буржуазии. Дикой — сила.
Власть его денег в условиях маленького города достигает уже таких пределов, что он позволяет себе “потрепать по плечу самого городничего”. В списке действующих лиц “Грозы9quot; Савел Прокофьевич Дикой назван “значительным лицом в городе”.
Такова же и Марфа Игнатьевна Кабанова. Хозяева жизни, властители и владельцы. На их примере показана власть денег, достигшая невиданных размеров.
Однако Дикой — один из самых богатых людей Калинова — сам опускается до прямого жульничества: “Недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!” Брань, ругань по любому поводу — это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, даже больше того — содержание жизни.
Самодурство Дикого не знает границ. Он не дает спокойно жить своим домашним. Когда хозяин был не в духе, “все прятались по чердакам и чуланам”. Однако в типично самодурской логике его есть один интересный момент: ярый ругатель бывает сам не рад своему характеру: “Друг ты мне, а приди ты у меня просить — обругаю”.
Не правда ли, мы ощущаем, что самодурство Дикого дает трещину?
Твердо стоит на страже патриархальных, домостроевских порядков старины, ревностно охраняет жизнь своего дома от свежего ветра перемен Кабанова. В отличие от Дикого, она никогда не ругается, у нее свои методы устрашения: она, “как ржа железо”, точит своих близких, прикрываясь религиозными догмами и сожалениями о попранной старине.
Она никогда не примирится с человеческими слабостями, никогда не пойдет на компромисс. Кабанова вся прикована к земле, все ее силы направлены на удержание, собирание, отстаивание уклада, она — блюститель окостеневшей формы патриархального мира. Кабановой надо, чтобы все казались, все выглядели соответственно ее правилам.
Жизнь она воспринимает как церемониал, и ей страшно подумать, что ее правила давно изжили себя.
Любовь, сыновнее и материнское чувства не существуют в этом доме, они вытравлены, втоптаны в грязь произволом, ханжеством, злобой. Кабанихе покоя не дает то, что молодым пришелся не по вкусу ее образ жизни, что хочется им жить по-другому.
Дикой и Кабанова губительно действуют на окружающих, отравляя им жизнь, уничтожая в них светлые чувства, делая их своими рабами. И в этом — главная их вина. Поэтому среди действующих лиц нет никого, кто не принадлежал бы к калиновскому миру.
Молодое поколение “Грозы9quot; представляют Кудряш, Варвара, Борис, Тихон. В отличие от Катерины, все они стоят на позиции житейских компромиссов и никакой драмы в этом не видят. Конечно, им тяжел гнет старших, но они научились обходить его, каждый в меру своих характеров.
Варвара мелка в своих чувствах и запросах. Она — наиболее приспособившаяся из всех. При всей своей неразвитости нашла для себя удобный образ жизни; она обладает необходимым запасом энергии и силы воли, чтобы в своей любви к Кудряшу обходить прямолинейные запреты домостроевского мира.
Тихон — незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Он по-своему любит Катерину, но совсем не так, как требуют нормы идеальной патриархальной морали.
Варвара с Кудряшом ведут разгульную жизнь, Тихон добывает отдохновение лишним стаканом водки, но внешнее почтение перед старшими они соблюдают.
Из внешнего мира в пьесе только Борис. Он не принадлежит к калиновскому миру по рождению и воспитанию, не похож на других жителей города обликом и манерами, но по тому, как он ведет себя, он вполне калиновский. По словам Добролюбова, Борис относится “более к обстановке”, не нарушая замкнутости калиновского мира.
Но жизнь не стоит на месте, самодуры ощущают, что их власть ограничивается. Добролюбов отмечает: “Все, кажется, по-прежнему, все хорошо: Дикой ругает кого хочет. Кабанова держит в страхе своих детей. невестку. А все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и уже посылает нехорошие видения темному произволу самодурства”.
11761 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:
Стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь» (восприятие, истолкование, оценка)
«Темное царство» в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского “Гроза”
/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Быт и нравы купечества в драме А. Н. Островского “Гроза”
Смотрите также по произведению “Гроза”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
А.Н. Островский – не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, свою историю. Пьесы его привлекают внимание удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью.
Персонажи этого драматурга – люди своей эпохи. С произведениями Островского на театральную сцену вышли купцы, их жены и дети, свахи, конторщики, приказчики, слуги, дворяне, учителя, актеры, разбойники, юродивые…. И каждое действующее лицо имеет свой характер, говорит своим языком, несет в себе черты своей эпохи и своего социального круга.
«Гроза» была написана в 1859 году, в период подъема общественного движения, когда всеми ощущалась необходимость политических и экономических перемен.
Драматург очень точно и живо воспроизвел атмосферу патриархального купечества, от которого так и веет замшелостью, ограниченностью, дикостью, которому неведомо стремление к знаниям, интерес к открытиям в области науки, к общественно-политическим и экономическим проблемам.
Единственный в пьесе просвещенный человек, Кулигин, выглядит в глазах горожан чудаком. Его бескорыстное желание принести пользу не встречает у горожан поддержки. Но он и не противостоит калиновскому миру, смиренно сносит не только насмешки, но и грубость, оскорбление.
Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего мира высоким забором и живет какой-то особой, замкнутой жизнью. Это типичная картина русской провинциальности. Драматург сконцентрировал внимание на самом важном, показав убогость и дикость нравов русского патриархального быта.
Почему здесь нет места новому, свежему? Потому что вся эта жизнь основана на привычных, устаревших законах, которые представляются нам совершенно нелепыми. Это стояние на месте. Застой.
Последствия его страшны и непредсказуемы. Люди либо тупеют, либо приспосабливаются. И, что редко, пытаются протестовать. Застой возможен всегда, когда он поддерживается людьми, имеющими власть.
Таковыми в Калинове являются Дикой и Кабаниха.
Не случайно в перечне действующих лиц полностью названы лишь трое: Савел Прокофьевич Дикой, купец, значительное лицо в городе; Марфа Игнатьевна Кабанова, богатая купчиха, вдова; Тихон Иванович Кабанов, ее сын. Они – почетные граждане своего города. Это три разных характера, но все они порождены «темным царством». Дикой изображен всего лишь в трех сценах, но перед нами предстает законченный образ, тип самодура.
Островский не только ввел в литературу слово «самодур», но и исследовал, почему такое явление возникает, на какой почве. А почва эта – неограниченная власть и отсутствие подлинной культуры.
Дикой куражится перед племянником, перед домашними, но отступает перед теми, кто способен дать ему отпор. Грубый и бесцеремонный, он другим уже быть не может.
От других персонажей Дикого отличает даже речь.
Уже первое появление этого героя на сцене раскрывает его натуру.
Он пользуется тем, что племянник Борис находится в материальной зависимости от него: «Баклуши, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом.
Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу появляться»; «тебе все неймется!»; «провались ты!» и т.д. Иначе ведет себя Дикой с Кабановой, хотя и ей по привычке грубит.
В Диком есть черты, присущие народу. Так, явления природы он воспринимает в чисто религиозных традициях. На просьбу Кулигина дать денег на сооружение громоотвода Дикой гордо отвечает: «Все суета».
Прижимистость и разнузданность – это, конечно, не сугубо индивидуальные качества Дикого. Это типичные черты патриархального купечества. Но ведь оно выделилось из народной среды.
Но, оторвавшись от народной культуры, эта часть купечества утратила лучшие стороны народного характера.
Марфа Игнатьевна Кабанова воспринимается как характер сильный и властный. После смерти мужа взявшая всю власть в доме в свои руки. Да и не только в доме, но и в городе никто не смеет вступать с ней в пререкания. Кабаниха серьезно относится к домостроевским порядкам.
Ее искренне огорчает падение нравственности среди молодежи, неуважительное отношение к законам, которым она сама подчинялась безоговорочно. Героиня ратует за крепкую, прочную семью, за порядок в доме, что, по ее представлениям, возможно лишь при соблюдении всех правил, предписанных домостроем.
Ее заботит бущуее детей – Тихона и Варвары.
«Гроза» – замечательный учебник для изучения купеческой жизни того времени. Эта жизнь показана в пьесе со всех сторон – и изнутри самого купеческого круга, и через отношения к нему людей, не вхожих туда.
Еще одним произведением, в котором Островский показал жизнь купечества, стал «Лес». Эта комедия была написана в 1871 году, когда старый уклад жизни в пореформенной России перестраивался на новый лад.
В своем произведении Островский отобразил состояние русского общества в то время.
Писатель сумел охватить довольно широкий круг социальных слоев, собрал вместе людей, которых раньше представить вместе было бы невозможно: представителей уездного дворянства, провинциальных актеров, купечество, бедную воспитанницу, недоучившегося гимназиста.
Комедия «Лес» тесно связана со своим временем: судьбы героев вписываются в большое историческое время. В концентрированном виде все перемены в жизни общества отражались в семье. С крушением крепостного права разрушаются патриархальные устои в жизни общества и семьи. Человек оказывается один на один с самим собой. Все это происходит на фоне совершенно новых экономических отношений.
В первом же действии мы узнаем, что судьба леса, который продает Раиса Павловна Гурмыжская, решает участь многих людей. Огромные поместья Гурмыжской тают, их скупает вчерашний «мужик», купец Восмибратов.
Помещики осознают, что под топором Восмибратова гибнут леса, окружающие их поместья и символизирующие незыблемость феодальных отношений. Они понимают, что Восмибратов не пожалеет привычных для «дворянских гнезд» форм жизни, не пожалеет красоты лесов.
В пьесе Островский показывает столкновение материальных интересов помещиков и буржуазии.
Казалось бы, эти две пьесы разделяет всего двенадцать лет, но насколько отличаются характеры и мировосприятие действующих лиц! Если в «Грозе» старое купечество всем силами старается удержать проникновение в жизнь всего нового, сохранить патриархальные традиции и предать их детям, то в пьесе «Лес» стремление к новому и переменам охватило почти всех, даже представителей старшего поколения. При этом забытыми оказываются все правила приличия и такта. Что ж, приметы времени, и Островский как нельзя более точно отразил их в своих произведениях.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Островский А.Н. / Лес / Изображение купечества в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Лес»
Смотрите также по произведению “Лес”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Источник: https://miyakirb.ru/270/