Как, по-вашему, связаны понятия чести и достоинства?

Понятие чести и достоинства

Глава 1. Понятие «честь» и «достоинство»

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек 
не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие 
оценки выносятся его поступкам 
и всей его жизни. В то же время 
он не может не думать и о своем 
месте среди других людей, не совершать 
акта самооценки.

Эта духовная связь 
человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. Категории «честь» и «достоинство» 
отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека.

Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот 
моральный статус, который и отражен 
в понятиях «достоинство» и «честь». Близкие по значению» они, между 
тем, имеют важные смысловые различия.

Обратите внимание

Честь как моральный феномен 
есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его 
заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе.

Поэтому чувство 
чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство 
же — это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся 
в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость.

И 
только потом, во-вторых, достоинство 
человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию 
этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному 
признанию.

Общественное одобрение 
приходит к человеку со стороны его 
социального окружения, поэтому 
честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или 
иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной и т.п.

чести, то есть о каких-то специализированных нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более 
универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого.

Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности.

Итак, честь — это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство — это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей.

Важно
Обратите внимание

Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.

[/su_box]

Соотношение чести и достоинства 
трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной 
социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности — «не уронить», «не 
замарать» эту полученную в наследство ценность.

Достоинство же личности в такой нравственной системе 
приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью.

В других концепциях достоинство 
трактуется как естественное право 
человека на уважение своей самости 
и присуще ему от рождения, а 
честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение социума.

Эти противоречивые интерпретации 
чести и достоинства имеют 
исторические корни. Данные понятия 
наполнялись конкретным содержанием 
в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи 
личности с общественной средой.

Заглядывая в историю 
«чести» и «достоинства», можно  сделать по крайней мере два вывода. Во-первых, понятия чести и достоинства 
развивались в единстве и параллельно 
друг другу; во-вторых, между ними определенно 
существуют различия, которые, возможно, и представляют наибольший интерес 
для этического анализа.

Действительно, честь и достоинство — категории 
комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют 
друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга.

<\p>

Так как честь — это 
внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство — объективная 
ценность личности, которая может 
быть и не связана с ее признанием или осознанием.

Совет

Иными словами, честь 
— это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему 
по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство).

Таким 
образом, понятие чести связано 
с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и 
ожиданиям, предъявляемым группе, к 
которой человек принадлежит (честь 
офицера, врача, дворянина), в то время 
как понятие достоинства безразлично 
к ним: человеческое достоинство 
бомжа ничуть не меньше, чем человеческое достоинство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и 
чувство достоинства у них 
могут быть разными.

Однако естественное право 
человека на признание его достоинства 
вовсе не означает, что оно проявится 
автоматически.

Человек должен «предъявить» миру свое достоинство, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной 
личностью, на которую можно положиться, у которой убеждения и дела находятся в органическом единстве.

Высшее проявление человеческого 
достоинства принято называть благородством. Благородство — это нравственное величие человеческой личности. Оно 
может быть присуще любому человеку, способному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высоким 
нравственным меркам, не роняя человеческого 
достоинства.

Показателем достоинства 
личности выступает и ее. Отношение 
к достоинству другого человека. Тот, кто не уважает достоинство 
другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но и свое собственное 
достоинство.

Если право на достоинство 
человек, как уже говорилось, обретает с момента появления на свет, уже 
только потому, что он человек, то честь 
приобретается им в процессе всей его жизни.

Когда говорят «Береги 
честь смолоду», имеют в виду, что доброе имя человек начинает завоевывать с первых шагов своей 
сознательной жизни, последовательно 
обнаруживая ответственность, принципиальность, искренность, честность, надежность. Однако честь — это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами.

Обратите внимание
Совет

Заслужить ее можно только доказывая собственными действиями свое соответствие эталонным представлениям о чести. Это может быть и простой физический труд, и научно-техническое творчество, и уникальное исполнительское искусство.

[/su_box]

Важно здесь то, насколько значим для людей вклад каждого из нас, насколько в своих действиях и поступках каждый из нас сумел проявить, выразить себя.

Тогда-то и возникает субъективное ожидание признания чести: я испытываю гордость, если то, что я делаю, я делаю лучше других, если результат моих дел замечен и по достоинству оценен другими, особенно если речь идет о творчестве — в инженерной деятельности, науке или искусстве. Таким образом, разные обстоятельства и разные сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. В связи с этим и встает проблема профессиональной, семейной, фамильной чести.

Наряду с рассмотренными отличиями между честью и достоинством существует определенная связь и 
очень сложная взаимная согласованность. Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство.

Однако эта зависимость не является прямо пропорциональной.<\p>

Во-первых, нельзя сказать, что 
чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито 
честолюбие.

Человек гордый, то есть обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, может быть в то же время настолько скромным, что внешнее признание его 
не только не волнует, но даже отталкивает.

Неоднозначность 
взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится 
в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка.

Во-вторых, сложность согласованности 
чести и достоинства проявляет 
себя при «неправильном» понимании 
смысла чести и достоинства. В 
этом случае можно говорить об образовании 
таких феноменов, как лжедостоинство и псевдочесть.

Чаще всего они 
связаны с особого рода корпоративной 
моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых нормы и ценности.

Важно

В результате возникают порой 
очень жесткие представления 
и требования, которые организуют жизнь и поведение в том 
или ином локальном мире.

В-третьих, корреляция осложняется 
и возможностью относительной независимости 
чести и достоинства друг от друга, проявляющейся, например, в том, что 
утрата чести не ведет автоматически 
к потере достоинства.

Иными словами, в тех или иных обстоятельствах 
обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести 
себя по-разному.

Один в этом положении 
и вправду может чувствовать 
себя «униженным и оскорбленным».

Другой, несмотря на унижения и оскорбления, способен принимать 
бесчестье с достоинством, то есть теряя честь, сохранять достоинство. При этом возможна активная защита чести на основе сохранения собственного достоинства.

Например, в дореволюционной 
армии сорвать эполеты с офицера, то есть обесчестить его, еще не значило 
лишить его достоинства. Именно сохранение собственного достоинства помогало и заставляло человека заботиться о 
возвращении утраченной чести: доказательством 
своей невиновности или дуэлью.

Еще более благородным 
является умение с глубоким внутренним достоинством принять бесчестье. Таких 
Людей обычно называют великомучениками, страстотерпцами: это, например, многие христианские святые.

Рассмотренные нами теоретические 
проблемы, раскрывающие сущность и 
взаимосвязь чести и достоинства 
личности, дают нам возможность использовать знания об этих моральных ценностях 
в решении конкретных жизненных 
вопросов.

Одним из них является вопрос о женском и мужском 
достоинстве.

Совет

Ведь многие наши житейские 
беды, в конечном счете, проистекают 
от того, что мы иногда забываем: кроме 
разделения человеческих особей на мужчин и женщин по принципу биологическому и физиологическому есть еще и 
социальный, нравственный, наконец, эстетический принцип определения человека. И 
по этим принципам, выработанным веками, понятие «мужчина» предполагает обязательное следование естественному 
кодексу мужского достоинства, который 
определяет не только поведение мужчины 
в среде товарищей и друзей, но и его отношение к женщине.

Не менее противоречивой является сегодня и проблема женской 
и девичьей чести. Издавна она 
была связана с такими понятиями, как девичья гордость, скромность, нравственная чистота, целомудрие, — всем тем, что воплотилось в образе «тургеневской девушки».

В XX веке объяснено многое, прежде казавшееся необъяснимым, решены многие проблемы ядерной физики, генной инженерии, астрофизики.

Но как быть с моральными проблемами, с нравственными 
принципами, с нормами человеческого 
поведения, которые объяснить не всегда возможно? Наверное, их нужно 
просто выполнять, их нельзя не выполнять, потому что все мы, люди, связаны 
между собой гораздо теснее, чем 
это нам представляется.

Глава 2.Счастье и любовь как 
этические категории

2.1 Счастье как этическая категория

Счастье можно рассматривать 
и как своеобразный мотив деятельности, в этой своей “ипостаси” оно 
первично по отношению к ней, программирует 
ее.

В качестве мотива счастье существует как нечто, само собой разумеющееся, как не всегда осознаваемый фон деятельности, в той или иной степени (в зависимости 
от личности и обстоятельств ее бытия) определяющий жизненную стратегию, сложным образом (иногда чрезвычайно 
конфликтно) пронизывающий всю систему 
индивидуальных ценностей.

Что касается императивной характеристики счастья, то она весьма условна. Стремление к счастью – естественное желание, определяемое природой человека; внешнее повеление 
здесь, по существу, отсутствует, детерминация (если о ней можно вести речь) представлена как самодетерминация.

Выделяя эти три “образа” счастья, мы должны отдавать себе отчет, что в своем реальном, конкретном бытии счастье существует как 
сложный “сплав” оценки, повеления, мотивации, который специфически выражается на языке эмоционально-психологического аппарата человека.

Обратите внимание

Счастье можно рассматривать 
как сложное взаимоотношение 
объективного и субъективного, которое 
имеет различные формы проявления.

Любое индивидуальное представление 
о счастливой жизни, насколько бы своеобразным оно не было, не свободно от социальных влияний, накладывающих 
существенный отпечаток на всю систему 
ценностных ориентаций личности. Наличие 
социальной, т.е.

объективной по отношению 
к индивиду, детерминации личностных представлений о счастье и 
их практической реализации не означает, конечно, фатальной предопределенности человеческой судьбы.

Разные люди, как 
известно, по-разному ведут себя даже в сходных социальных условиях, проявляя способность (либо неспособность) к поддержанию своей личностной автономии, независимости. (Активный, волевой 
человек способен преодолеть даже неблагоприятное 
для него стечение обстоятельств, слабый же даже в относительно приличных 
условиях находит основания для сетований на судьбу).

Источник: http://referat911.ru/Etika/ponyatie-chesti-i-dostoinstva/51806-1454215-place1.html

Примерные варианты вступления и заключения по направлению “Честь и бесчестие”

Некоторые примеры для сочинения направления «Честь и бесчестие»

 О честиТакие понятия, как «честь» и «совесть» как-то растеряли свою актуальность в современном мире равнодушия и циничного отношения к жизни.Если раньше было стыдно слыть бессовестным человеком, то сегодня к такому «комплименту» относятся легко и, даже, с бравадой.

Муки совести – сегодня это что-то из области мелодрам и воспринимается, как киношный сюжет, то есть зрители возмущаются, а в конце фильма идут и, например, воруют яблоки в чужом саду.В наше время стало стыдно проявлять милосердие, сострадание, сочувствие.

Сейчас «прикольно», под одобряющие улюлюканья толпы, ударить слабого, пнуть собаку, оскорбить пожилого человека, нахамить прохожему и так далее. Любая гадость, сотворенная одним подонком, воспринимается чуть ли не подвигом неокрепшими умами подростков.Мы перестали чувствовать, отгородившись от реалий жизни собственным равнодушием. Делаем вид, что не видим и не слышим.

Сегодня проходим мимо хулигана, глотаем оскорбления, а завтра сами незаметно превращаемся в бессовестных и бесчестных людей.Давайте вспомним прошлые века. Дуэли на шпагах и пистолетах за оскорбление честного имени. Совесть и долг, руководившие помыслами защитников Отечества. Массовый героизм народа в Великой Отечественной Войне за попрание врагом чести любимой Родины.

Никто не перекладывал непосильную ношу ответственности и долга на плечи другого, чтобы было комфортнее самому.Честь и совесть – это важнейшие и ценнейшие качества человеческой души.Человек бесчестный может пройти по жизни, не испытывая муки совести за свои деяния. Вокруг всегда будут суетиться подхалимы и лицемеры, превозносящие его мнимые заслуги.

Но никто из них не протянет ему руку помощи в трудную минуту.Человек бессовестный для достижения целей не пощадит никого на своем амбициозном пути. Ни преданная дружба, ни любовь к Родине, ни сострадание, ни милосердие, ни человеческая доброта не присущи такому человеку.Каждому из нас хочется уважительного отношения и внимания со стороны окружающих.

Но только тогда, когда мы сами станем толерантнее, сдержаннее, терпимее и добрее, мы будем иметь моральное право на ответное проявление перечисленных качеств.Если сегодня ты предал друга, изменил любимому человеку, «подсидел» сослуживца, оскорбил подчиненного или обманул чье-то доверие, то не удивляйся, если завтра то же самое произойдет с тобой.

Важно

Оказавшись брошенным и никому не нужным, у тебя будет прекрасный шанс пересмотреть свое отношение к жизни, к людям, к своим поступкам.Сделка с совестью, прикрывающая до определенного момента темные делишки, в дальнейшем может закончиться очень плачевно.

Всегда найдется кто-то более хитрый, наглый, бесчестный и бессовестный, который под личиной ложной лести столкнет тебя в бездну краха, чтобы занять то место, которое ты так же отнял у другого.

Честный человек всегда чувствует себя свободным и уверенным в себе. Поступая по совести, он не отягощает свою душу пороками. Ему не присущи алчность, зависть и неуемные амбиции. Он просто живет и наслаждается каждым днем, подаренным ему свыше.

          Сочинение на тему: Честь и бесчестиеВ понятиях чести и достоинства выражается духовная связь человека с обществом. «Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни».

Собственная позиция: Что на сегодняшний день означает понятие «честь»? Каждый это понятие будет трактовать по-своему. Для одних – это совокупность высших моральных принципов, уважение, почет, признание других побед. Для других – это «земля, скот, овцы, хлеб, коммерция, барыш – эта жизнь!» Для меня честь и достоинство не пустой звук.

Еще рано говорить, что я живу по чести. Но надеюсь что эти понятия будут всегда служить жизненным ориентиром для меня.В наше время кажется уже, что понятия “честь и достоинства” устарели, утратив свои первоначальные, истинные значения.

Читайте также:  Как характеризуют человека средства, которые он выбирает для достижения своих целей?

А ведь раньше, во времена доблестных рыцарей и прекрасных дам, предпочитали расстаться с жизнью, нежели потерять честь. А своё достоинство, достоинство своих близких и просто дорогих сердцу людей принято было защищать на поединках. Вспомним хотя бы, как защищая честь своей семьи, погиб на дуэли А.С. Пушкин.

” Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России”, – говорил он. Любимые герои русской литературы были людьми чести. Вспомним, какое наставление получает от отца герой повести “Капитанская дочка”: “Береги честь смолоду”.

Отец не хотел, чтобы его сын стал светским кутилой и поэтому отправил его служить в дальний гарнизон. Встреча с людьми, преданными долгу, Родине, любви, для которых честь мундира была превыше всего, сыграла в жизни Гринёва решающую положительную роль.

Он с честью прошёл все испытания, выпавшие на его долю, и ни разу не уронил достоинства, не поступился своей совестью, хотя возможностей было предостаточно, в его душе мир.

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает ее блеска и отнимает у нее всю ее цену», – как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придется решать, как жить – по чести или без нее.

Совет

          Сочинение на тему: Что такое честь?Что такое честь и почему она так ценилась во все времена? О ней говорит народная мудрость – «Береги честь смолоду», ее воспевают поэты и размышляют философы. За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, считали жизнь конченой. В любом случае, в понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу.

Этот идеал может создать человек сам для себя, а может и принять от общества.В первом случае, на мой взгляд, это некая внутренняя честь, куда входят такие индивидуальные качества человека как смелость, благородство, справедливость, честность. Это убеждения и принципы, которые составляют основу самоуважения человека. Это то, что он сам воспитывает и ценит в себе.

Честь человека очерчивает рамки того, что человек может позволить самому себе, и какое отношение может допустить со стороны других. Человек становится судьей себе самому. Это то, что составляет человеческое достоинство, поэтому человеку самому важно не предать никакой из своих принципов.

Другое понимание чести я бы соотнес с более современным понятием репутации – это то, каким человек показывает себя другим людям в общении и делах. В данном случае важно «не уронить достоинства» именно в глазах других людей, ведь мало кто захочет общаться с грубияном, вести дела с ненадежным человеком или помочь в нужде бессердечному скряге.

Однако человек может при этом обладать плохими чертами характера и просто пытаться скрывать их от других.В любом случае, потеря чести ведет к негативным последствиям – либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе. Честь, которую я определил как репутацию, всегда считалась визиткой человека – и мужчины, и женщины. И иногда это вредило людям.

Например, когда их считали недостойными, хоть были виноваты не они, а сплетни и интриги. Или жесткие социальные рамки. Мне всегда было удивительно принятое в викторианскую эпоху осуждение молодой женщины, которая снимала траур по мужу и хотела начать новую жизнь.Главное, что я понял, это что слово «честь» родственно слову «честность».

Нужно быть честным с собой и людьми, быть, а не казаться достойным человеком, и тогда тебе не грозит ни осуждение, ни самоедство.Честь, долг, совесть – эти понятия сейчас уже редко встретишь у людей.Что это такое?Честь – это ассоциация у меня с армией, с офицерами, которые защищают нашу Родину, а еще люди, которые с честью держат “удары судьбы”.

Долг – это опять таки наши доблестные защитники отечества, у которых долг защищать нас и нашу Родину, а еще долг может быть у любого человека, например, помочь пожилым людям или более младшим, если те попали в беду.Совесть – это то что живет внутри каждого человека.

Есть люди без совести, это когда можно пройти мимо горя, и не помочь, и внутри ничего не будет мучать, а можно и помочь, и потом спать спокойно.Часто между с собой эти понятия связаны. Как правило эти качества нам даются при воспитании.

Пример из литературы: Война и Мир, Л Толстого. К сожалению, сейчас эти понятия устарели, мир изменился. Редко встретишь такого человека, у которого все эти качества присутствуют.

          Сочинение на тему: Что такое честь? ( По Д. Гранину)В своей статье Д. Гранин говорит о существовании в современном мире нескольких точек зрения о том, что такое честь, и устаревшее это понятие или нет. Но, несмотря на это, автор считает, что чувство чести устареть не может, так как дается человеку с рождения.

Обратите внимание

В подтверждение своей позиции Гранин приводит случай, связанный с Максимом Горьким. Когда царское правительство аннулировало избрание писателя в почетные академики, Чехов и Короленко отказались от званий академиков. Таким поступком литераторы высказали неприятие решения правительства. Чехов защищал честь Горького, в этот момент он не думал о себе.

Именно звание «человека с большой буквы» позволило писателю защитить доброе имя товарища.По-моему, с мнением автора нельзя не согласиться. Ведь не могут исчезнуть люди, которые пойдут на отчаянные поступки ради сохранения чести близких.А значит, и не устареет понятие чести. Мы можем защищать нашу честь и, конечно, любимых и родных.Так А.С.

Пушкин шел на дуэль с Дантесом, чтобы защитить честь супруги Натальи. В произведении Куприна «Поединок» главный герой так же, как и Пушкин, защищает честь возлюбленной в дуэли с ее мужем. Этого героя ожидала смерть, но она не бессмысленна.

Я считаю, тема данной статья весьма актуальна, так как в современном мире многие люди потеряли грань между честью и бесчестием.

Но, пока жив человек, жива и честь.

          Сочинение на тему: Тема чести и бесчестия в творчестве ПушкинаПрочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя : Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне.

ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь.

И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина.Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту.

Для героев испытаниями стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь. Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова.

Важно

Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».По-разному они относятся и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь.

Швабрин, наоборот, смешивает имя любимой девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных. Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной..

» Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу. Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.

Если сравнить главных героев, безусловно большее уважение вызовет Гринев, потому что несмотря на молодость он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.

Наверное, все это и позволяет назвать его человеком чести.

Чувство собственного достоинства помогает нашему герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага. Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос, отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановится, становится предателем. И потому Пушкин прав, говоря «береги честь смолоду» и делая их эпиграфом ко всему произведении.

Источник: https://infourok.ru/primernie-varianti-vstupleniya-i-zaklyucheniya-po-napravleniyu-chest-i-beschestie-1206735.html

Эволюция понятий чести и достоинства

Понятия чести и достоинства имеют свои исторические корни. Они наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.

Человечество начало свою историю с признания ценности не отдельной личности, а социальной общности (рода, общины, семьи), благоденствие и нравственный статус которой должны охранять и поддерживать ее члены.

<\p>

Закрепленное в мифологических и ритуальных представлениях деление на «своих» и «чужих» являлось первичным для оценки человека- В архаической культуре «чужой» оценивался заведомо отрицательно, за ним не предполагалось никаких достоинств. Принадлежность же к «своим» давала человеку право добиваться высокого статуса в среде соплеменников.

Не равенство, а иерархия считалась основным принципом организации человеческого сообщества, потому в древнем мире доминирующим оказывается понятие чести как возвышение в «своей» среде.

В античную эпоху, сопровождавшуюся образованием государств, зарождается понятие гражданского достоинства, которое однако, также не связывается с индивидуальной самобытность» человека.<\p>

Ценность человека определяется исключительно ею принадлежностью к государству. Причем понятие чести относи лось только к свободным гражданам.

Раб не считался человеком и потому не имел ни человеческого, ни гражданского достоинства.<\p>

Совет

Немалую роль в оформлении категорий чести и достоинства этот период сыграл воинский этос. Воины издревле образовывали обособленную социальную группу, статус которой был обусловлен опасностью занятий и важностью защиты социально целого.

<\p>

Воин естественно претендовал на особую честь среди всех прочих людей и особую личную честь среди воинов. Замкнутость, иерархичность и высокий социальный статус этой группы сделали ее питательной средой для формирования чувства чести.

<\p>

Поэтому впоследствии везде, где военное сословие занимало в обществе доминирующее положение, представления о чести были господствующими в нравственном кодексе эпохи.

Историческим периодом, в котором воинский этос, а вместе с ним и понятие чести вышли на передний план в нравственной системе, стало Средневековье. Феодалы-рыцари являлись господствующим классом, для которого естественным было представление об особой сословной чести, обладать которой могут только «благородные» люди.

<\p>

Предполагалось, что только они способны исполнять сложные, возвышенные, недоступные простолюдину обязанности, проявлять щедрость, верность господину и данному слову, соблюдать правила поединка и т.п. Следование сословному кодексу чести способствовало возвышению индивида в глазах рыцарского сообщества.

Одобрение общественного мнения выражалось в шумной славе и почестях. Таким образом, честь носила в Средние века ярко выраженный сословно-статусный характер.

Личная честь добывалась путем тщательного следования нравственному образцу в соперничестве с другими членами «своего» аристократического круга, внимание и одобрение которого следовало заслужить.

Новое время, сохраняя социальный смысл чести и достоинства, наполняет их, в отличие от Средневековья, личностным содержанием: все больше в основу их кладется не социальный статус, а индивидуальное самосознание личности, приводящее к появлению и развитию чувства собственного достоинства и чести.

<\p>

Обратите внимание

Идея равенства людей от природы — идея «естественного равенства» — стала основой представлений о том, что любой человек, в силу принадлежности к человеческому роду, обладает неким абстрактным достоинством человека как такового.

Не социальная группа, а автономная личность становится субъектом моральной регуляции.

Читайте также:  Сочинение: чацкий — передовой человек своего времени (по пьесе «горе от ума»)

Нравственный статус этой личности зависит уже не только от ее оценки общественным мнением, а формируется по относительно независимым критериям.

От этики «избранных» человечество перешло к этике равноправных, главной характеристикой которых является достоинство, понимаемое как неотъемлемый атрибут человеческого индивида, не требующий дополнительного признания социума.

<\p>

Подобное представление о достоинстве закрепляется в концепции прав человека, принадлежащих каждому независимо от его расы, национальности, пола, возраста, социального положения. Механизмы демократии выступают как социальный институт по защите прав и свобод, обеспечивающих личности достойное существование.

Новое и Новейшее время все больше связывает понятия Чести и Достоинства с успехом: материальным достатком, финансовыми возможностями, престижем, положением в обществе, властью. Одним из сильнейших стимулов стремления к власти, продвижения по социальной лестнице, достижения успеха становится честолюбие.

Другой формой достижения признания собственного достоинства может стать не стремление добиться личного успеха и чести, а борьба с теми, у кого они уже есть: классовая борьба, классовая ненависть. Марксистская этика не только оправдывала, но и обосновывала правомерность подобного способа утверждения собственного достоинства.

После победы Октябрьской революции на долгие годы становится нормой двойная мораль по отношению к чести и достоинству человека.

Важно

С одной стороны, провозглашается всеобщее равенство, снимающее зависимость достоинства граждан от их происхождения, материального или служебного положения.

С другой стороны, все явственнее проявляется то, о чем писатель Дж. Оруэлл с сарказмом говорил: «Все равны, но некоторые равнее».

Формально понимаемое отношение к труду как «делу чести, славы, доблести и геройства» возвело на первую ступень пьедестала почета не только действительно заслуженных шахтеров, ткачих, доярок, но и людей, все достоинство которых заключалось лишь в принадлежности к Компартии.

Появляется так называемая «номенклатура» — особый класс должностных лиц, которые требуют (и получают) для себя все возможные почести и привилегий не по реальным заслугам или личным качествам, а «по списку», по занимаемым должностям.

<\p>

Понятие чести тесно связывается со служением партии, и любой поступок (предательство, донос, клевета) оправдывается интересами партии.

Личные же честь и достоинство во внимание не принимались: человека можно было унизить, можно было вторгаться в его личную жизнь, публично обвинять его во всех смертных грехах.

Источник: https://vuzlit.ru/467317/evolyutsiya_ponyatiy_chesti_dostoinstva

Честь и достоинство (стр. 1 из 2)

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни.

В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства.

«Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни».

Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь». Близкие по значению» они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Совет

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе.

Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство же — это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость.

И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной и т.п.

чести, то есть о каких-то специализированных нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого.

Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности.

Итак, честь — это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство — это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей.

Важно
Обратите внимание

Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.

[/su_box]

Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности — «не уронить», «не замарать» эту полученную в наследство ценность.

Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью.

В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение социума.

Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.

Заглядывая в историю «чести» и «достоинства», можно сделать по крайней мере два вывода. Во-первых, понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу; во-вторых, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и представляют наибольший интерес для этического анализа.

Действительно, честь и достоинство — категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга.

Так, если честь, как уже отмечалось, — это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство — объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием.

Важно

Иными словами, честь — это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство).

Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина), в то время как понятие достоинства безразлично к ним: человеческое достоинство бомжа ничуть не меньше, чем человеческое достоинство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и чувство достоинства у них могут быть разными.

Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически.

Человек должен «предъявить» миру свое достоинстве, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться, у которой убеждения и дела находятся в органическом единстве.

Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство — это нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, способному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высоким нравственным меркам, не роняя человеческого достоинства.

Показателем достоинства личности выступает и ее. Отношение к достоинству другого человека. Тот, кто не уважает достоинство другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но и свое собственное достоинство.

Если право на достоинство человек, как уже говорилось, обретает с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни.

Когда говорят «Береги честь смолоду», имеют в виду, что доброе имя человек начинает завоевывать с первых шагов своей сознательной жизни, последовательно обнаруживая ответственность, принципиальность, искренность, честность, надежность. Однако честь — это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами.

Обратите внимание
Совет

Заслужить ее можно только доказывая собственными действиями свое соответствие эталонным представлениям о чести. Это может быть и простой физический труд, и научно-техническое творчество, и уникальное исполнительское искусство.

[/su_box]

Важно здесь то, насколько значим для людей вклад каждого из нас, насколько в своих действиях и поступках каждый из нас сумел проявить, выразить себя.

Тогда-то и возникает субъективное ожидание признания чести: я испытываю гордость, если то, что я делаю, я делаю лучше других, если результат моих дел замечен и по достоинству оценен другими, особенно если речь идет о творчестве — в инженерной деятельности, науке или искусстве. Таким образом, разные обстоятельства и разные сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. В связи с этим и встает проблема профессиональной, семейной, фамильной чести.

Наряду с рассмотренными отличиями между честью и достоинством существует определенная связь и очень сложная корреляция (взаимная согласованность). Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Однако эта зависимость не является прямо пропорциональной.

Во-первых, нельзя сказать, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие.

Человек гордый, то есть обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, может быть в то же время настолько скромным, что внешнее признание (почет) его не только не волнует, но даже отталкивает своей суетностью.

Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка.

Во-вторых, сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства. В этом случае можно говорить об образовании таких феноменов, как лжедостоинство и псевдочесть.

Обратите внимание

Чаще всего они связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых нормы и ценности.

В результате возникают порой очень жесткие представления и требования, которые организуют жизнь и поведение в том или ином локальном мире.

В-третьих, корреляция осложняется и возможностью относительной независимости чести и достоинства друг от друга, проявляющейся, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства.

Иными словами, в тех или иных обстоятельствах обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному.

Один в этом положении и вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным».

Другой, несмотря на унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, то есть теряя честь, сохранять достоинство. При этом возможна активная защита чести на основе сохранения собственного достоинства.

Источник: http://MirZnanii.com/a/196719/chest-i-dostoinstvo

Размышления о совести, чести, достоинстве и внутреннем благородстве человека

Они были навеяны фильмом. Буду честна, этот вопрос был актуален всегда, но только просмотрев до конца, подчеркиваю, до конца фильм “Кому выгоден мировой конфликт? Или МОД «АЛЛАТРА» о чести, свободе и правах человека”, пазлики наконец-то стали на свои места.

Древние люди имели представление о внутренней свободе, они были внутренне свободными. Однако со временем утратилось понятие о свободе внутренней и люди стали искать свободу во внешнем, чего априори быть не может. Тело постоянно от чего-то зависит: то ему холодно, то жарко, то есть хочется, то пить, то сосед не устраивает, то мухи кусаются, то хочется чего-то, а чего не знает.

Свободным можно себя ощущать только в духе. Быть свободным от привязок, от шаблонов — это другое дело, это разумеется, имеет место быть. И ещё кое-что, без чего не может быть внутренней свободы. Честь, совесть, внутреннее благородство, достоинство, самоуважение, умение видеть в других только позитив — этими качествами обладает настоящий Человек, Человек с большой буквы.

Важно

За несколько последних десятилетей в постоянной гонке за материальными благами и в неустанной борьбе за выживание мы растеряли эти качества, посему нет даже толковых статей на эту тематику. Всё как-то выборочно, а разобраться всё-таки хочется глубоко, ну есть такой душевный порыв.

Читайте также:  Почему человек не должен быть рабом своих чувств

Эти понятия должны быть базовыми в воспитании детей, но прежде всего, ими должны руководствоваться в своей жизни родители. Раньше, попадая в сложные ситуации, остро стоял вопрос “как поступить?”. Фильм мне дал даже больше, чем я ожидала.

Он научил не бояться говорить правду, отстаивать свои честь и достоинство, но также с уважением относиться к чести и достоинству других людей.

Он дал мне ту внутреннюю опору, на которой строятся все основы и принципы воспитания детей. Всё гениальное как всегда оказалось просто. Детям нужно дать кодекс чести, как основу их морально-нравственного воспитания.

Опираясь на который они будут интуитивно находить внутри себя ответы на вопросы, как поступить в той или иной ситуации. А для этого нужно его сформировать у себя.

Для себя ответить на вопрос “а что я буду делать, если увижу несправедливость?”.

Жизнь — это великая школа воспитания наших душ. Сказано — сделано.

Урок первый

Стою на кассе в магазине, входит ссорящаяся пара. Подходят к кассе и продолжают громко, употребляя нецензурную лексику, выяснять отношения. Подобная ситуация обычно раздражает, но почему-то мы привыкли молчать, потому что так приучили.

Не влазь, они сами разберутся, вот мы и молчим из страха, а людям может никто никогда не говорил, что в общественных местах так себя не ведут.

Спокойно, тактично, с уважением объяснила, что они в общественном месте и нам, здесь присутствующим, неприятно слушать их разговор, люди также вежливо извинились и ушли.

Любая ситуация — это всего лишь урок. Ошибок не существует. Человек не ошибается, он ищет правильный путь выхода из ситуации. Жизнь полна и гармонична, когда мы способны в другом видеть друга, учителя, Бога, даже если нам кажется, что он ошибается.

Совет

Ведь на самом деле он не ошибается, а проходит свой урок, но это видно только тогда, когда мы смотрим через призму Любви и Знаний, с полной уверенностью, что у него достаточно сил его пройти.

Жизнь приносит только радость, когда мы с чувством собственного достоинства прошли очередной этап.

Какой же он — внутренний кодекс чести, настоящего Человека, который не может быть нарушен, как бы не сложились внешние обстоятельства?

  1. Я и только я, ответственна за ту ситуацию в которой оказалась, за все свои слова, поступки и мысли. А мысли, как доказали учёные — материальны, именно они формируют наше будущее, поэтому за них ответственность особая.
  2. Уважать выбор другого человека, каким бы он ни был. Каждый за свой выбор несёт ответственность и я обязана его принимать с любовью и благодарностью, так как его принимает наш Создатель.
  3. Ценить труд другого человека, как свой собственный.
  4. Не потакать злу, смело говорить правду, даже если это противоречит мнению большинства.
  5. Есть границы дозволенности, которые нельзя нарушать, никогда, ни при каких обстоятельствах.

Это только малая часть тех принципов, которыми руководствуется зрелая Личность, идущая по духовному пути.

Зрелая, сильная духом Личность — это та, которая живёт в гармонии с собой и окружающим миром, не лжёт себе и другим, не сравнивает себя ни с кем, она духовно свободна, открыта для вечности и бесконечного познания.

Её зрелость проявляется в единстве со всеми, признанием равнозначности всех людей и полном их принятии. Она видит потенциал других людей и радуется его раскрытию. Принимает выбор других людей целиком и полностью.

Такой человек принимает ответственность за свои слова и деяния, за ситуации, в которые он попадает, с Любовью и Благодарностью к Всевышнему.

 

Совесть

Бог наделил человека дарами. Одним из таких даров является Совесть. Только не все признают её даром, для некоторых она является наказанием, а некоторые и вовсе ею не пользуются. Давайте разберемся, что же это такое.

В книге А. Новых «Сэнсэй-II» есть прекрасные слова на эту тему:

“Но не проще ли прекратить мечтать и выбрать себе в жизни роль, достойную звания Человека? И быть тем, кем ты должен быть. Чтобы, засыпая, ты был спокоен, что твоя совесть чиста. Чтобы, умирая, было не стыдно за свои мысли и поступки.

И чтоб стоя даже перед Богом, как говорят христиане, на Суде Божьем, тебе было что сказать. Чтобы твоя корзина с добрыми делами была полна, а с худыми делами была пуста. Вот что значит быть Человеком. Ибо жизнь слишком коротка.

И даётся она для того, чтобы человек доказал Богу, что он достоин звания Человека…”

Древние говорили, что Совесть — степень величия Духа.

Совесть — боль, которую испытывает личность, когда нарушается внутренний кодекс чести.

Обратите внимание

Самое парадоксальное, что животной составляющей в человеке очень хочется нарушить его и при этом очень страшно это сделать. Вот такой вот внутренний конфликт получается.

Но изначально она дарована Богом, как способность чувствовать, когда он поступает правильно, а когда нет. Так и говорят: “поступил по совести или не по совести”. Каждый так и выбирает, как ему поступать.

“А честь – это и есть один из признаков общей духовности человека, не только воина, то есть когда он живёт какими-то высокоморальными ценностями. Чело­век без чести – это ничто и никто.”

Из книги А. Новых «Сэнсэй-І»

“Ригден: Людям не нужно тратить время на поиск виновных, потешая своё Животное начало, или ждать, что кто-то за них что-то сделает. Им необходимо самим начинать действовать, становясь хорошим примером для остальных.

В обществе люди тянутся к тем, у кого есть Честь, Достоинство, кто безвозмездно помогает другим людям, кто живёт по Совести, кто действительно служит духовному миру, игнорируя материальные приоритеты.

Вот таким человеком и нужно быть, в первую очередь работая над собой.

В цивилизованном обществе, имеющем духовный вектор развития, каждый человек с детства должен уметь игнорировать мысли от Животного начала, понимать свою двойственную природу, свою энергетическую конструкцию и её возможности.

Он должен знать, что непосредственно связан с духовным миром, что Бог един и для общения с Ним вообще не должно быть каких-либо посредников, это таинство двоих: человека и Бога.

В обществе необходимо создать условия, чтобы новые Личности, пришедшие в этот мир, понимали главный смысл жизни: наращивать свою духовную силу, соблюдать естественные для человека культурно-нравственные основы, проявлять больше человечности, доброты в своих мыслях, словах и делах, совершенствоваться во внутренней работе над собой и, в конечном счёте, спасти свою Душу.”

Из книги А. Новых «АллатРа»

“Человек изначально свободен и за ним нет греха. Ведь что такое грех? Грех – это то, что тяготит нас внутри, на уровне подсознания, это то, что отделяет нас от Бога, заставляет бояться, чувствовать за собой вину.

То есть это естественное следствие действия вашей психики после наруше­ния общечеловеческих морально-нрав­ственных законов. Это есть грех. Эти законы есть кодекс вашей чести, вашей совести.

И коль вы его сами нарушили, необходимо самому становиться лучше и чище в помыслах и деяниях.”

Из книги А. Новых «Сэнсэй-І»

 

Честь

От слова честный. Честный с собой и другими. В древности на Руси существовало такое понятие, как «Честное купеческое слово». Его давали купцы и ценилось оно превыше всего.

Оно имело вес в обществе, ему верили, больше чем нынче верят нотариально заверенным документам.

Скрепление сделки рукопожатием было крепче письменных договоров, а репутация ценилась дороже не только денег, но и жизни.

Важно

Подоплёкой честного купеческого слова служили не только экономические соображения. Это был своеобразный кодекс чести. Многие купцы прошлого были неграмотными.

Обмануть такого человека, который не мог подписать купчий крепости и другие финансовые документы, ничего не стоило. Оформить купчую юридически было крайне сложно.

Однако честное купеческое слово было столь же значимым, как в дворянской среде честь или благородное происхождение.

Честь человека понятие внутреннее и связано оно с уважением, самоуважением. Если человек уважает себя, то он будет уважать и других, ценить в них такие понятия как честь и достоинство, свободу выбора. При любых обстоятельствах, в которых бы такая личность ни оказалась, кодекс чести неприкасаемый.

Такой человек видит внутренний потенциал других людей, их ценность и ресурсы, он чувствует единство с другими людьми на внутреннем уровне.

Оберегать честь и достоинство других людей является для него внутренней потребностью, задачей номер один в общении с другими людьми. Нарушение морально-этических принципов вызывает в нём внутренний дискомфорт, душевную боль и страдания.

Так и говорят: “совесть мучает”. А разве может она мучить? Она подсказывает — не правильно идёшь, не туда

Достоинство

Обладающий собственным достоинством человек, уважает себя и других, он способен признавать внутреннюю равнозначность окружающих, ощущать потенциал и внутреннюю красоту людей.

Он находится в гармонии с самим собой и окружающим миром, не превозносясь и не унижаясь.

Такой человек крепко стоит на этой позиции, и именно чувство собственного достоинства не даёт ему впасть в одну из этих крайностей, он не стремится никому ничего доказывать, пытаться повлиять на выбор других людей. Он полон внутреннего благородства.

Совет

Это проявляется во всём и касается всех аспектов его жизни. Морально-этические нормы, привитые с детства родителями, благородный человек не может переступить ни при каких обстоятельствах. Все помыслы у благородного человека связаны с помощью ближнему.

Визуально такие люди ничем не выделяются, но от них веет внутренним теплом и светом, рядом с ними хорошо и спокойно, как будто легче дышится. И ещё одна деталь, которую я для себя отметила, после общения с таким человеком, хочется жить, творить, любить весь мир, радоваться каждому мгновению.

Если каждый человек по мере своих сил искренне, всем своим существом будет стремиться развить в себе такие качества как: честь, совесть, достоинство, внутреннее благородство, то наша жизнь станет светлее, мы сможем построить созидательное общество, жизнь в котором будет приносить только радость. Такое общество отнюдь не фантастика, а единственно правильная реальность. И я уверена, что мы сможем объединиться в духе и это в наших силах, если каждый постарается, то сказка станет былью.

Разве это не стоит того?

“Все люди простые и состоят из одного и того же материала. Но, в зависимости от личного выбора, один становится Гитлером, а другой — Буддой. Так что, если хочешь жить в лучшем обществе, начни, в первую очередь, с себя, стань Человеком. Загляни внутрь себя, подумай, ради чего ты живёшь в этом мире, кто ты на самом деле.

Посмотри чистым взором на окружающий тебя мир, без пелены Аримана. Следи за чистотой своих мыслей. Замени своё мысленное злословие — добрословием, вместо зависти искренне порадуйся за успехи другого человека, вместо пустых злых обсуждений лучше пойди и сделай добро другим людям, просто, молча и бескорыстно.

Вместо того чтобы желать зла другому и жаждать его смерти, лучше разделите с ним кусочек своего хлеба и просто сядьте вместе и поговорите о том, что на душе у каждого, о жизни, о Любви, о Боге. Пусти лучи своего добра в мир, поделись чистыми знаниями, и многие души согреются их теплом.

И глядишь, из одной пусть маленькой вашей чистой искорки возгорится две. А там где две, там и третья всполохнет. А когда таких искорок станет много, то возгорится настоящее пламя.

Так что один человек может сделать очень много полезного и доброго! И он даже не представляет себе, насколько масштабно будет его деяние и насколько ценен будет его труд перед Богом во благо своей души.”

А. Новых «Сэнсэй-IV» 

Источник: https://allatravesti.com/razmyshleniya_o_sovesti_chesti_dostoinstve_i_vnutrennem_blagorodstve_cheloveka

Ссылка на основную публикацию