Анализ романа олдоса хаксли «о дивный новый мир»

Разбор романа Олдоса Хаксли — «О Дивный Новый мир»

Представьте себе мир, в котором жизнь появляется в пробирке. На протяжении нескольких месяцев будущие общественные единицы (врядли их можно назвать детьми) развиваются в инкубаторе. Никакого равенства между ними нет. Судьба каждой единицы определена еще до ее рождения и формируется лишь из государственных нужд.

К примеру, государству нужны космонавты. Что в таком случае оно делает? Правильно, дает команду выращивать людей, которые уже адаптированы для будущих полетов в космос.

Такое осуществимо благодаря химическому вмешательству в развитие зародыша, из-за которого каждая особь рождается с определенными качествами. Те или иные качества зависят от касты, в которую определяют зародыша (о них поговорим чуть позже).

Наука и технологии

Наука Нового мира продвинулась настолько, что старость и другие естественные человеческие недуги больше не тревожат людей. Достигнув возраста в 30 лет, человек просто перестает стареть. Он остается молодым и полным сил на всю жизнь, вплоть до своей смерти.

В мире больше нет места голоду, ведь появились синтетические продукты. Они богаты витаминами и прекрасно замещают прежнюю, натуральную пищу. Что касается натуральной пищи, то сельское хозяйство по-прежнему существует, но оно больше не выполняет свою главную задачу — кормить население. Это пережиток прошлого, который остался лишь для занятости населения и уменьшения процента безработицы.

Если же людям надоест тактильный кинотеатр, в котором зритель может почувствовать себя на месте героев, или же просмотр телевизора, то есть средство покруче — сома. Это наркотик в виде таблетки, который не наносит никакого вреда организму человека, но дает уйму незабываемых ощущений.

Обратите внимание

Он не вызывает привыкания, с него нет ломки и других печальных последствий. Выдается сома каждому человеку в течение дня в количестве 4 таблеток по половине грамма. Хоть печальных последствий и нет, больше этой нормы употреблять не рекомендуется. У населения есть даже свои девизы по поводу наркотика (естественно навязанные государством).

Сомы грамм — и нету драм. Лучше полграмма, чем ругань и драма.

Население в Дивном Новом мире делится на 5 каст: альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны. Начнем с самой развитой и малочисленной, то есть с альф.

Альфы в романе Дивный Новый мир занимают самые высококвалифицированные должности: управленцы, директора, врачи, преподаватели и т. д. Наиболее интеллектуально развиты из всех каст и всегда ходят в одежде серого цвета. Чуть выше единиц из других каст.

Беты в этой пирамиде находятся на следующей ступеньке после альф. Интеллектуальный уровень чуть ниже, соответственно и занимают должности: заместителей, старших помощников, медсестер и т. д. Ходят в одежде яркого красного цвета.

Гаммы и дельты в романе О Дивный Новый мир– это две касты, которые не сильно-то и отличаются друг от друга своим умственным развитием. Ходят в зеленом и хаки соответственно (даже одежда похожих оттенков). Как правило, занимаются незамысловатой, но тяжелой работой (короче обычные работяги).

Ну, тут-то мы и подобрались к самой последней касте, на которой держится вся эта система. Эпсилонов сам Хаксли описывает как «обезьяноподобных полукретинов». Это быдланы, которые не умеют читать, писать и тем более считать. Встретить эпсилонов можно разве что в шахтах или на каких-то жестких конвейерах.

Но у всех 5 каст есть парочка общих деталей:

  • Каждый член касты прославляет и восхваляет свою касту
  • Каждый человек восхищается вышестоящими и презирает нижестоящих
  • Склонности к роду деятельности прививаются во время развития зародыша
  • Каждому человеку с детства прививается культ потребления
  • Лучше новое купить, чем старое носить.
  • Прорехи зашивать — беднеть и горевать.

Основные герои

В романе есть 3 действующих лица, вокруг которых и крутится сюжет. Начнем с самого первого. Бернард Маркс — альфа-плюсовик, непохожий на своих товарищей по касте. Ростом он почти с дельту, очень замкнутый, проводит большую часть свободного времени в одиночестве, размышляя о бытие, из-за чего обладает не самой хорошей репутацией в коллективе.

Ходят слухи, что его внешние особенности связаны с инцидентом, который произошел во время его развития в бутыли. Кто-то ошибся, подумав, что он гамма, и влил ему спирта в кровезаменитель. По должности — специалист по гипнопедии (методика обучения во время сна). Бернарду симпатизирует лишь одна девушка по имени Ленайна.

Ленайна Краун — бета, которая работает медсестрой на конвейере по производству людей. Краун представляет из себя типичную и наивную бета-девушку за исключением одной детали: она состоит в связи лишь с одним мужчиной. Эта деталь вызывает вопросы как у ее подруг, так и у высших органов, ибо так не принято.

Важно

Ну, и последний герой о котором я скажу пару слов — парень по имени Джон, или как его называют в большей части романа «Дикарь».

Почему же он получил такое прозвище? А дело в том, что Джон — это человек, который с момента своего естественного рождения проживает в так называемой резервации.

Это зона, которую государству просто невыгодно окучивать, ведь ее население ничтожно мало, а затраты потребуются колоссальные. Потому Дикарь — это обычный молодой человек, чем-то похожий на тебя и меня.

Это было мое небольшое введение в Дивный Новый мир. Надеюсь у тебя сложилась определенная картина этого мира и ты понял основные моменты.

Теперь скажу пару слов о сюжете, с которым у Хаксли довольно большие проблемы. Дело в том, что Хаксли сосредоточил все свои силы на описании самого Нового мира, нежели каких-то действиях.

Из-за этого сюжет в романе довольно банальный, а временами и скучный.

Введение в сюжет

После описания мира и знакомства с персонажами, а именно с Бернардом и Линайной, наконец начинается какой-то движ. Бернард Маркс едет на уик-энд в индейскую резервацию и, конечно, берет с собой Линайну.

Там они встречают Джона и из разговора выясняют одну важную деталь: Джон — это сын директора воспитательного центра, в котором наши два путешественника как раз и работают.

Зная это, Бернард решил забрать Джона в Лондон вместе с собой.

Приехав в Лондон, Джон очень сильно удивился. Он представлял этот Дивный мир другим, нежели есть на самом деле. Вот на этом-то и строится основная задумка автора: показать этот Дивный Новый мир настоящему человеку, а затем на этом контрасте рисовать читателю «прекрасные» образы антиутопии.

Имена и отсылки

Героев своего романа Хаксли наделил именами, которые отсылают читателя к личностям, так или иначе повлиявшим на науку, экономику и технологии мира времен автора.

Так, главная героиня романа получила имя Линайна Краун (в оригинале Lenina Crowne), которое отсылает нас к Владимиру Ульяновичу. Имя же ее возлюбленного, Бернард Маркс, отсылает нас к философу Карлу Марксу (есть еще версия по поводу ирландского драматурга Бернарда Шоу).

У подруг Линайны имена — Фанни Краун и Полли Троцкая. Первая известна своим покушением на Ленина (Фанни Каплан). Второе же имя отсылает нас к революционеру Льву Троцкому.

В романе много и других имен-отсылок: Дарвин Бонапарт, Мустафа Монд, Джоанна Дизель, Генри Фостер, Примо Меллон (указал я не все, их много больше).

Проблема стандартизация общества

В романе все общество подгоняется под определенный стандарт человека. Этот человек ничего не создает, но зато активно потребляет. Ему чужды какие-то искренние чувства и эмоции.

Он не волнуется о завтрашнем дне, ведь завтра не принесет ничего нового. Все будет также стабильно и спокойно, как сегодня.

Жизнь человека из Нового мира как бы крутится по кругу: работа, сома, развлечения, сома, работа, сома и т. д.

Совет

И люди не хотят ничего менять. Правильнее сказать, они даже не знают о том, что есть какие-то альтернативные варианты к существованию. Хотя даже при осознании всей действительности, их дальнейшие действия остаются под большим вопросом.

В романе говорится, что в данных условиях можно сократить и так небольшой рабочий день с 6-7 часов до 3. Но в этом нет необходимости потому, что был уже такой опыт. Люди провели эксперимент, в котором реализовали 3-х часовой рабочий день.

И что ты думаешь? Члены всех каст просто не знали, чем занять себя в дополнительное свободное время (да-да). Более того, люди проводили демонстрации и различные митинги из-за своего безделья.

Так смысл государству создавать себе новые проблемы, если они уже вырастили население, которое все устраивает.

Конечно, общую идею хоть какую-то дать надо — для того, чтобы делали дело с пониманием, — но дать лишь в минимальной дозе, иначе из них не выйдет хороших и счастливых членов общества

Олдос Хаксли и Джордж Оруэлл

В своем письме (21.10.1949) Джорджу Оруэллу, Хаксли признает роман Джорджа «1984» серьезным культурным явлением, но все-таки вступит с ним в спор именно по проблеме реальных перспек­тив общества.

Если Дж. Оруэлл основную опасность для цивили­зации видел в формировании организованных систем подавления, то Хаксли считал, что достижения на­уки XX века делают возможной значительно менее гру­бую по своим внешним формам, но не менее эффективную массовую «стандартизацию человека». В этой связи Хаксли пишет:

«В реальности неограниченное осуществление политики «сапога на лице» представляется сомнительным. Я убежден в том, что правящая олигархия найдет менее трудный и требу­ющих меньших расходов путь управления и удовлетво­рения жажды власти и что это будет напоминать то, что описано мной в романе «О дивный новый мир».

Далее в этом письме Хаксли описывает достиже­ния науки, делающие возможным такой ход событий (от­крытия Фрейда, внедрение гипноза в психотерапевти­ческую практику, открытия барбитуратов и др). Почти в самом конце своего письма Хаксли говорит:

Обратите внимание

Уже при жизни следующего поколения правители мира поймут, что «адаптация в мла­денчестве» и гипноз, сопряженный с использованием наркотических средств, более эффективны как инстру­менты управления, чем клубы и тюрьмы, и что жажда власти может быть удовлетворена через внушение лю­дям любви к своему рабству в столь же полной мере, как и через бичевание и «вбивание» покорности.

Источник: https://mel.fm/blog/daniil-boyko/3567-razbor-romana-oldosa-khaksli–o-divny-novy-mir

Олдос Хаксли “О дивный новый мир”: обзор книги

Олдос Хаксли “О дивный новый мир”: обзор книгиshvetsovmn27 января, 2014Пост навеян прочтением романа Олдоса Хаксли “О дивный новый мир” (Aldous HuxleyBrave New World”) о новом обществе потребления.

Краткое содержание романа “О дивный новый мир” Хаксли
Действие романа “О дивный новый мир” Олдоса Хаксли разворачивается в далеком будущем, в мире потребления. Все люди живут в одном государстве, вся их жизнь стандартизирована до мельчайших деталей, каждый знает свое место и обязан подчиняться всему тому, чему каждого члена общества учат почти с рождения.

Люди уже не рождаются естественным образом – их “производят” в специальных фабриках-инкубаторах. Производство людей осуществляется, исходя из имеющихся заказов с производств, еще до рождения определяется, каким будет человек: какого роста, пола, уровня развития, привычек и т.п.. Все программируется и задается без учета желания самих людей.

Каждую касту людей учат профессии на всю жизнь, а также тому, как вести себя, методом гипнопедии, когда во сне человеку многократно проигрываются правила его жизни, которые человек усваивает настолько сильно, что действительно подчиняется им всю свою жизнь. При этом членам низших каст внушается уважение к членам высших каст, в то время как высшие касты должны недолюбливать низшие.

В обществе нет понятий семьи, брака, слова “мать” и “отец” считаются неприличными, а все некогда естественное – грязным и противным. Люди живут в режиме “взаимопользования”, половые партнеры меняются, постоянные связи не приветствуются, одиночество же считается ненормальным. Хорошее настроение вызывается постоянным употреблением легкого и относительно безвредного наркотика сомы.

Не приветствуется наличие мнения, отличного от мнений остальных, критика сложившейся системы, отказ от принятых образцов поведения, куда входят “фордослужения”, встречи, единения, “неправильная” половая жизнь и т.п.

В этом обществе большинство людей чувствует себя совершенно комфортно, они живут без всяких мыслей о том, что все может быть иначе, что индивидуальность людей – это большая ценность и явление, которое устои общества не имеют права занижать и низводить до чего-то неправильного и неприличного.

В таком обществе всегда есть люди, которые чувствуют себя одиноко и не комфортно, люди чаще всего неординарные и “излишне” способные (в человеческих инкубаторах при выращивании людей принято удалять “ненужные” способности). Одним из таких людей является Бернард Маркс, член высшей касты.

Он не обладает сильным характером, несгибаемой волей, но отчетливо понимает, что общество функционирует по сомнительным правилам. Другой – друг Бернарда Гельмгольц Уотсон, который, в отличие от Бернарда, как раз обладает и силой воли, и характером, чтобы выступить против сложившихся устоев.

Важно

Бернард Маркс симпатизирует Ленайне (Ленине) Краун, молодой красивой девушке, работающей в инкубаторе. Бернарда раздражает, что она и ее окружение относятся друг к другу как к куску мяса, договариваясь о совместном времяпрепровождении прилюдно, ничего не стесняясь. На него же она первоначально не обращает внимания, так как его внешность ничем не примечательна.

Тем не менее они договариваются поехать в сохранившуюся индейскую резервацию, где жизнь все еще происходит “по-старому”, где люди живут в семьях, где женщины естественным образом рожают детей, где есть религия, традиции и обряды. Ленайну это посещение приводит в совершенный ужас, а Бернарда – нет.

Читайте также:  Истинное и ложное в романе «война и мир»

Они находят в этой резервации женщину, которая некогда была рождена в “новом” мире, но много лет назад попала в резервацию, родила там ребенка и прожила много лет. Она все это время страдала из-за того, что ее ценностные установки противоположны ценностям индейцев. Из-за этого, ее сын Джон (Дикарь) не был принят индейцами, но не был своим и в “новом” мире.

Бернард добивается разрешения забрать из резервации Джона и его мать. Джон сразу становится популярным в обществе, а вместе с ним и Бернард. Мать Джона становится наркоманкой и не выходит из наркотического опьянения никогда. Джон влюбляется в Ленайну, но не может ей об этом сказать. Ленайна же не понимает Джона и пытается вступить с ним в обычные половые отношения, принятые в их обществе.

Джон же препятствует этому, так как не может принять существующие правила. После очередной попытки соблазнить Джона происходит конфликт, который чуть не закончился скверно для Ленайны. Джона остановила только весь о том, что его мать при смерти. Он едет в “умиральницу” и застает последние минуты матери.

Ее смерть очень плохо на него действует и он решает изменить мир вокруг: он произносит речь о свободе представителям низших каст и выбрасывает их наркотики. Они его тем не менее не понимают, не внемлют его словам и даже пытаются его побить. На помощь ему кидаются Бернард и Гельмгольц.

Прибывшая полиция пресекает беспорядки, арестовывает Джона, Бернарда и Гельмгольца и доставляет их к Главноуправителю Западной Европы. В его кабинете происходит интересная беседа об устройстве “нового” общества. Бернард, узнав, что его ссылают в Исландию, теряет присутствие духа.

Главноупровитель продолжает общение сначала с Гельмгольцем, которого ссылают на Фолклендские острова, а потом с Джоном. В этих беседах Главноуправитель соглашается с тем, что современное устройство жизни не идеально и совершенно не учитывает запросы выдающегося меньшинства. Более того, когда-то сам Главноуправитель был подающим надежды ученым, которого едва самого не сослали на отдаленные острова, предоставив выбор между ссылкой и защитой существующих основ. Он выбрал второе, хотя, по его словам, он “почти завидует” Бернарду и Гельмгольцу, так как они окажутся в обществе таких же думающих, неординарных людей, как они сами, а он будет и дальше вынужден защищать незамысловатое счастье других. Дикарю же отказывают в просьбе отправить его на острова и оставляют в Лондоне.Дикарь Джон уходит из Лондона и поселяется в заброшенном маяке, но очень быстро снова становится знаменитостью, так как случайные свидетели видели, как он бьет себя бичом. К нему начинают приходить репортеры и просто зеваки. Увидев среди зевак Ленайну, он бьет ее бичом и, ужаснувшись всего пережитого накануне, он заканчивает жизнь самоубийством на следующий день.

Смысл

Совет

Роман Олдоса Хаксли “О дивный новый мир” показывает, каким могло быть общество, если бы в нем был провозглашен принцип отказа от индивидуальности и неумеренного потребления: жизнь без забот, проблем, религии, семьи. Все были бы одинаковыми, однородными, жили бы без страстей, накала.

Тем не менее, этот “новый мир” не стал бы менее жестоким, чем “старый” – в нем не комфортно достаточно большому количеству людей: ученым, религиозным деятелям и просто умным незашоренным людям.

Трудно в этом мире и тем, кто верит в индивидуальность человека, в его право на одиночество и на распоряжение своей собственной жизнью.

Вывод

В своем антиутопическом романе “О дивный новый мир” Олдос Хаксли рисует картину утопии. Данное утопическое общество настолько близко к идеалу, что в общем-то даже не выглядит безумным, скорее привлекательным для воплощения: в нем нет войн, терактов, проблем между людьми, голода и т.п.. Но на мой взгляд, “правильная” утопия обязательно бы в себя включала большое количество злоупотреблений власть имущих по отношению к обычным людям, применение силы вместо закона, грызню за ограниченные ресурсы, пороки перепотребления общих ресурсов, полнейшее отсутствие эффективности труда, деградацию общества без конкуренции и т.п. Олдос Хаксли в своем романе “О дивный новый мир” это описывать почему-то не стал. Несмотря на это, книга понравилась. Рекомендую читать роман “О дивный новый мир” Олдоса Хаксли!

Рекомендую почитать также обзоры книг (и сами книги тоже, разумеется):

1. Джек Лондон “Зов предков” – самый популярный пост моего блога;
2. Эрих Мария Ремарк “Жизнь взаймы” – некогда самый популярный пост моего блога;
3. Аркадий Гайдар “Тимур и его команда”;
4. Айн Рэнд “Атлант расправил плечи”;
5. Артур Хейли “Отель”;
6. Чарльз Диккенс “Рождественская песнь в прозе”Партнер моего блога – компания TargetSMS.ru

Когда есть необходимость в быстрой коммуникации с действующими или потенциальными клиентами, воспользуйтесь сервисом СМС-рассылок компании TargetSMS.ru.

СМС-рассылка – эффективный инструмент привлечения новых покупателей и удержания старых. С помощью СМС Ваши потребители смогут получать оперативную информациию о статусе заказа, необходимости пополнить счет или Ваших актуальных акциях и скидках.

СМС-рассылка – отличный способ повышения прибыли. Используйте СМС-рассылки для Вашего бизнеса на полную мощность!

Источник: https://shvetsovmn.livejournal.com/40713.html

Английская антиутопия ХХ века. Творчество О. Хаксли. Анализ романа «Дивный новый мир»

В основе антиутопии – пародия на жанр утопии либо на утопическую идею, доведение до абсурда ее постулатов, полемика с нею.

И наиболее продуктивный подход к изучению особенностей этого жанра – его сопоставление с жанром утопии, то есть диалога утопии и антиутопии.

Антиутопии носят характер романов-предостирежений, предупреждений об опасностях, грозящих отдельно взятой личности, а отсюда и всему человечеству.

Авторы антиутопий же берут обычного человека из утопического общества и предлагают читателю разобраться: чем же расплачиваются за это всеобщее счастье конкретные обычные люди, те, кого принято называть простыми обывателями. Антиутописты хотят создать, прежде всего, художественное произведение. Цель антиутопии – заставить отказаться от мифов, указать тупики, облегчив поиск преодоления.

Основные черты жанра антиутопии:

Антиутопия непременно включает в себя описание будущего утопического государства, причем для жителей этого государства его социальное устройство является совершенным, тогда как читатель воспринимает его как антигосударство.

Структурный стержень антиутопии – псевдокарнавал, порожденный тоталитарной эпохой.Во время карнавала высвобождается время.

Обратите внимание

Страх в антиутопии перерастает свои исконный признаки, связанные с причиняемым объекту беспокойством, и превращается отчасти в элемент наслаждения.

Ритуализация жизни

Для жанра романа-антиутопии всегда характерен конфликт человека и государства.

Олдос Леонард Хаксли: В его романах речь идёт о потере человечности обществом в процессе технологического прогресса (антиутопия «О дивный новый мир», есть ещё книга «Возвращение в прекрасный новый мир» (1958 Brave New World Revisited) написанная через 20 лет после первой (в ней Хаксли описывает противоположное первой книге состояние и развивает мысль о том, что на самом деле все будет значительно хуже и страшнее, чем в первой). Также он затрагивал пацифистские темы. О. Хаксли при создании модели будущего «дивного нового мира» синтезировал наиболее обесчеловечивающие черты «казарменного социализма» и современного Хаксли общества массового потребления. Однако Хаксли считал «усечение» личности до размеров, подвластных познанию и программированию, не просто принадлежностью какой-то отдельной социальной системы – но закономерным итогом всякой попытки научно детерминировать мир. «Дивный новый мир» – вот то единственное, до чего может дойти человечество на пути «научного» переустройства собственного бытия. Это мир, в котором все человеческие желания предопределены заранее: те, которые общество может удовлетворить, — удовлетворяются, а невыполнимые «снимаются» еще до рождения благодаря соответствующей «генетической политике» в пробирках, из которых выводится «население». «Не существует цивилизации без стабильности. Не существует социальной стабильности без индивидуальной. Отсюда и главная цель: все формы индивидуальной жизни… должны быть строго регламентированы. Мысли, поступки и чувства людей должны быть идентичны, даже самые сокровенные желания одного должны совпадать с желаниями миллионов других. Всякое нарушение идентичности ведет к нарушению стабильности, угрожает всему обществу – такова правда «дивного нового мира». Эта правда обретает зримые очертания в устах Верховного Контролера: «Все счастливы. Все получают то, чего хотят, и никто никогда не хочет того, чего он не может получить. Они обеспечены, они в безопасности; они никогда не болеют; они не боятся смерти; им не досаждают отцы и матери; у них нет жен, детей и возлюбленных, могущих доставить сильные переживания. Одна из незыблемых основ антиутопического «дивного нового мира» Хаксли – это полная подчиненность Истины конкретным утилитарным нуждам общества. Мир в романе представляет одно большое государство. Все люди равны, но отделяет их друг от друга принадлежность к какой-либо касте. Людей еще не родившихся сразу делят на высших и низших путем химического воздействия на их зародыши. В антиутопическом мире Хаксли в рабстве своем далеко не равны и «счастливые младенцы». Если «дивный новый мир» не может предоставить всем работу равной квалификации — то «гармония» между человеком и обществом достигается за счет преднамеренного уничтожения в человеке всех тех интеллектуальных или эмоциональных потенций, которые не будут нужны для, в прямом смысле этого слова, написанной на роду деятельности: это и высушивание мозга будущих рабочих, это и внушение им ненависти к цветам и книгам посредством электрошока и т.д . Хаксли говорит о лишенном самосознания будущем как о чем-то само собой разумеющемся – и в романе «О дивный новый мир» перед нами предстает общество, которое возникло по воле большинства. В романе Хаксли «О дивный новый мир» представлена борьба сил, утверждающих антиутопический мир, и сил, его отрицающих. Даже элемент стихийного бунта присутствует – Дикарь с криком «Я пришел дать вам свободу!» пытается сорвать раздачу государственного наркотика – сомы. Однако этот бунт основ антиутопического общества не потрясает. Стремление к самосознанию и к свободному нравственному выбору в этом мире не может стать «эпидемией» на это способны лишь избранные, и эти единицы в срочном порядке от «счастливых младенцев» изолируются. Одним словом, Бернарду Марксу и Гельмгольцу Ватсону предстоит отправка «на острова» специально предназначенные для прозревших интеллектуалов, а свободолюбивые речи Дикаря стали всеобщим посмешищем – осознав это, Дикарь повесился – так заканчивается роман. При этом происходит это на фоне радостных восклицаний обитателей «дивного нового мира», жаждущих необычного зрелища. Таким образом, получается, что к уходу из жизни Дикаря подталкивают не те, кто управляет антиутопическим миром, – а его рядовые обитатели, которые в этом мире счастливы, – и потому мир этот, однажды построенный, обречен в рамках созданной Хаксли модели на устойчивость и процветание.

Источник: https://students-library.com/library/read/43908-anglijskaa-antiutopia-hh-veka-tvorcestvo-o-haksli-analiz-romana-divnyj-novyj-mir

“О дивный новый мир”. Мнение о книге Олдоса Хаксли

“О дивный новый мир” – сатирическое, антиутопическое произведение Олдоса Хаксли, написанное в 1932 году.

Действие романа разворачивается в городе далёкого будущего – в 26 веке 2541 года. Общество мира живёт в едином государстве и представляет собой общество потребления.

Причём потребление возведено в культ и, в принципе, его можно назвать самим смыслом существования человека.

В мире Олдоса Хаксли людей выращивают в специальных инкубаториях методом биологической унификации (метод бокановскизации). В процессе развития эмбрионов делят на пять основных каст, из которых и состоит общество. Каждая каста обладает разными умственными и физическими способностями.

К примеру, для эмбрионов самой примитивной касты “эпсилоны” в определённый момент развития сокращают подачу кислорода, в итоге, их умственные способности и физическое развитие качественно ниже представителей остальных каст. Это создано с целью формирования страт (толпо-элитаризма) в обществе.

Людей физиологически и психологически “программируют” заранее на выполнение определённого вида работ. Чтобы кастовая система не развалилась, с помощью гипнопедии (методика обучения во время сна) у людей формируют презрение по отношению к низшей касте, любовь – к высшей и гордость – по отношению к своей.

Читайте также:  Тема любви в романе «тихий дон» (м. шолохов)

Подавляющее большинство возникающих психологических проблем общества решается с помощью наркотического средства, который в романе называется сома.

Семьи и брака в таком обществе нет. Более того, терминология и поведение, присущие данным институтам, считаются неприличными и осуждаемыми. К примеру, слова “мать” и “отец” – интерпретируются как одни из самых грязных ругательств. В обществе потребления преобладает культ секса, нет никаких возвышенных чувств, а наличие постоянного партнёра считается крайне неприличным…

Важно

Не будем затрагивать художественную составляющую произведения. У здравомыслящего человека возникнет негативное отношение к обществу, описанному Олдосом Хаксли. Почему? В данной системе игнорируется природная составляющая человека. По сути, описано стадо ультрасовременных рабов, движущихся по программе и желанию пастуха, причём, вмешавшегося в генетику.

С точки зрения долгосрочной перспективы такое общество не имеет будущего, не говоря уж о перспективах эволюционного развития. Более вероятно накопление генетических ошибок и, как следствие – полное вырождение уже через несколько поколений. Ведь человеческая жизнь, по крайней мере, имеет одну цель – освоение генетически обусловленного потенциала.

А какой потенциал у заранее запрограммированного на генетическом уровне раба?

Можно ли проводить параллели деструктивного общества из книги “О дивный новый мир” с реально существующим обществом? Безусловно! Если вы внимательно изучите современные манипулятивные технологии и примените к реально существующим системам (кино, телевидение, СМИ и т.д.

), то придёте к не очень радужным выводам. Общество, имеет вектор направленности. А из чего он проистекает? Та же “фабрика развлечений” не является нейтральной. Кино, музыка, телевидение, информация в интернете и т.д.

показывают, как должно работать общество, предлагая зрителю (в первую очередь подрастающему поколению) модель поведения в нём…

Незадолго до смерти, 20 марта 1962 года, Олдос Хаксли выступил в Беркли и признался, что его бестселлер “О дивный новый мир” базировался не на вымысле, а на том, что “элита” планировала осуществить на самом деле:

…И здесь я хотел бы сделать краткое сравнение притчи “Прекрасный новый мир” с другой притчей, изданной гораздо позже – книгой Джорджа Оруэлла с названием “1984”.

Я склонен думать, что научные диктатуры будущего будут иметь место во многих частях мира и будут, вероятнее всего, близки к модели моей книги, чем к модели Оруэлла “1984” и будут ближе не из-за гуманных соображений научных диктаторов, а просто потому что модель “Прекрасного нового мира” на много более рациональна, чем другая.

Но если вы сможете заставить людей согласиться на положение дел, на обстоятельства своей жизни, на состояние рабства… В общем, мне кажется, что первопричина коренных изменений, с которой мы сегодня сталкиваемся, это именно то, что мы находимся в процессе развития целого ряда методов, которые позволят управляющей олигархии, которая всегда существовала и, предположительно, будет существовать, заставить людей, фактически, полюбить своё рабство. Людей можно заставить наслаждаться состоянием дел, которыми по самому скромному стандарту, они по идее не должны наслаждаться. И эти методы, по моему разумению – просто детальная отточка более старых методов террора, потому что они уже объединяют методы террора с методами одобрения. В общем существует большое количество различных метод. Есть, например, фармакологический метод и это то, о чём я говорил в своей книге. И как результат, вы можете вообразить эйфорию, которая делает людей полностью счастливыми, даже при самых отвратительных обстоятельствах, что их окружают. И я уверен, что такие вещи возможны…

“О дивный новый мир”. Мнение о книге Олдоса Хаксли

Олдос Хаксли

<\p>

Источник: https://mnenie.me/o-divnyj-novyj-mir-mnenie-o-knige-oldosa-xaksli.html

Своеобразие романа «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли

   

Содержание 
    

 

     Олдос Хаксли – знаковая фигура в мировой 
литературе ХХ века.

     Его творчество в течение ряда десятилетий 
воспринималось в мировой критике как своего рода индикатор базовых тенденций развития западной литературы, более того – общественной мысли вообще.<\p>

     О.

Хаксли посвящены сотни работ, во многих из которых его творчество становится объектом жесткой критики, даже отрицается как культурное явление, либо же рассматривается как явление негативное: так, например, Е. Б.

Бургум рассматривает все творчество Хаксли как свидетельство мизантропии автора, скрываемой с разной степенью искусности в разных произведениях, его цинизма презрения к реальным людям, но и здесь творчество Хаксли предстает как явление значительное и потому опасное.

     Книга Хаксли «О дивный новый мир» явившаяся прямым продолжением эксперимента Е. И. Замятина, предпринятого в романе «Мы», предстает как произведение, давшее начало жанровой традиции, которая получила большое развитие в антиутопиях Дж. Оруэлла и других прозаиков 1940-50-х годов.

Совет

Под пером Хаксли возникла гнетущая картина общества восторжествовавшей технократии, для которой прогресс синонимичен полному отказу от духовного многообразия и подавлению всего индивидуального во имя социальной стабильности, материального благополучия и стандарта, несовместимого с мыслью о свободе.

     Целью данной работы является рассмотрение романа-антиутопии в творчестве О. Хаксли.

     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

     – рассмотреть факты биографии 
Олдоса Хаксли;

     – выявить своеобразие романа «О дивный новый мир»;

     – рассмотреть систему персонажей 
романа.

1. Факты биографии 
Олдоса Хаксли.

 

         Английский поэт, прозаик и эссеист, классик литературы ХХ столетия родился в семье, принадлежавшей к интеллектуальной элите Великобритании.

В четырнадцать лет потерял мать, в шестнадцать, во время учебы в Итоне, едва не ослеп в результате несчастного случая; впрочем, зрение все же восстановилось – настолько, что Хаксли сумел поступить в Оксфорд, но в армию его не взяли, хотя он, подобно многим своим современникам, и рвался на фронт.

Еще в Оксфорде Хаксли познакомился с Литтоном Стрейчи и Бертраном Расселом и подружился с Дэвидом Г. Лоуренсом. Эти знакомства и эта дружба во многом определили становление Хаксли-писателя.

      
В литературе Хаксли дебютировал 
сборником стихотворений «Карусель», опубликованном в 1919 году. Год спустя он перебрался из Англии в Италию, затем отправился в кругосветное путешествие, побывал в Индии и первый раз посетил Соединенные Штаты.

В 1931 году вышли два романа, благодаря которым Хаксли обрел популярность одновременно у широкой публики и у интеллектуалов – “Контрапункт” и “Дивный новый мир”.

<\p>

     Через шесть лет Хаксли с женой и сыном уехал в Америку и в 1938 году начал работать сценаристом в Голливуде (ему принадлежит сценарий фильма “Гордость и предубеждение” по роману Джейн Остен).

      
В пятидесятые годы О.Хаксли заговорили как о психоделическом гуру: он пропагандировал наркотики и сам регулярно употреблял мескалин и ЛСД в надежде, по словам автора одной из биографий писателя, “уйти от себя и не пострадать при этом физически”. Свои наркотические опыты Хаксли описал в книгах “Врата восприятия” (1954) и “Небеса и преисподняя” (1956), а также в романе “Остров” (1962).

Обратите внимание

      
В 1959 Американская академия искусств 
присудила Хаксли премию за 
заслуги, отдав ему предпочтение 
перед столь маститыми авторами, как Томас Манн, Эрнест Хемингуэй 
и Теодор Драйзер.

      
Скончался Олдос Хаксли в тот самый день, когда в Техасе погиб президент Джон Кеннеди. Его прах захоронен в фамильном склепе в Великобритании.  
      
      
      
   

2. Своеобразие романа «О дивный новый мир»

 

     Действие 
этого романа-антиутопии происходит в вымышленном Мировом Государстве. Идет 632-й год эры стабильности, Эры Форда. Форд, создавший в начале двадцатого века крупнейшую в мире автомобильную компанию, почитается в Мировом Государстве за Господа Бога. Его так и называют — «Господь наш Форд».

     О. Хаксли при создании модели будущего «дивного нового мира» синтезировал наиболее обесчеловечивающие черты «казарменного социализма» и современного Хаксли общества массового потребления.

     Однако 
Хаксли считал «усечение» личности до размеров, подвластных познанию и 
программированию, не просто принадлежностью какой-то отдельной социальной системы — но закономерным итогом всякой попытки научно детерминировать мир.

«Дивный новый мир» — вот то единственное, до чего может дойти человечество на пути «научного» переустройства собственного бытия.

Это мир, в котором все человеческие желания предопределены заранее: те, которые общество может удовлетворить, — удовлетворяются, а невыполнимые «снимаются» еще до рождения благодаря соответствующей «генетической политике» в пробирках, из которых выводится «население».

Не существует цивилизации без стабильности. Не существует социальной стабильности без индивидуальной… Отсюда и главная цель: все формы индивидуальной жизни должны быть строго регламентированы.

     Мысли, поступки и чувства людей должны быть идентичны, даже самые сокровенные желания одного должны совпадать с желаниями миллионов других.

Всякое нарушение идентичности ведет к нарушению стабильности, угрожает всему обществу — такова правда «дивного нового мира». Эта правда обретает зримые очертания в устах Верховного Контролера: «Все счастливы.

Важно

Все получают то, чего хотят, и никто никогда не хочет того, чего он не может получить.

     Они обеспечены, они в безопасности; они никогда не болеют; они не боятся смерти; им не досаждают отцы и матери; у них нет жен, детей и возлюбленных, которые могут доставить сильные переживания. Мы адаптируем их, и после этого они не могут вести себя иначе, чем так, как им следует».

     Одна 
из незыблемых основ антиутопического «дивного нового мира» Хаксли — 
это полная подчиненность Истины конкретным утилитарным нуждам общества. «Наука, подобно искусству, несовместима со счастьем.

Наука опасна; ее нужно держать на цепи и в наморднике»,— рассуждает Верховный Контролер, вспоминая о том времени, когда его справедливо, по его теперешним представлениям, хотели покарать за то, что он слишком далеко зашел в своих исследованиях в области физики.

     Мир в романе представляет одно большое 
государство. Все люди равны, но отделяет их друг от друга принадлежность к 
какой-либо касте. Людей еще не родившихся сразу делят на высших и низших путем химического воздействия на их зародыши.

     Количество 
таких каст в «дивном новом мире» очень большое — «альфа», «бета», «гамма», «дельта» и «эпсилоны». Эпсилоны специально создаются умственно неполноценными для самой грязной и рутинной работы.

И, следовательно, высшие касты осознано отказываются от всяких контактов с низшими. Хотя, что эпсилоны, что альфа-плюсовики, — все проходят своеобразный процесс «адаптации» сквозь 2040 – метровую конвейерную ленту.

А вот Верховные Контролеры уже никак не могут войти в разряд «счастливых младенцев», их пониманию доступно все, что доступно обычному «неадаптированному» человеку, в том числе и осознание той самой «лжи во спасение», на которой построен «дивный новый мир».

<\p>

Совет

     Их 
пониманию доступен даже запрещенный Шекспир: «Видите ли, это запрещено. Но поскольку законы издаю здесь я, я могу и нарушить их»,- говорит Верховный Контролер.

     В антиутопическом мире Хаксли гармония между человеком и обществом достигается за счет преднамеренного уничтожения в человеке всех тех интеллектуальных или эмоциональных потенций, которые не будут нужны предписанной деятельности: это и высушивание мозга будущих рабочих с помощью раздачи государственного наркотика сомы, это и внушение им ненависти к цветам и книгам посредством электрошока и т.д. В той или иной степени несвободны от «адаптации» все обитатели «дивного нового мира» — от «альфы» до «эпсилона», и смысл этой иерархии заключен в словах Верховного Контролера: «Тех жертв, на которые должен идти эпсилон, можно требовать только от эпсилона но той простой причине, что для него они не жертвы, а линия наименьшего сопротивления. Его адаптируют так, что он не может жить иначе. По существу, все мы живем в бутылях. Но если мы альфы, наши бутыли относительно очень велики».

     Хаксли 
говорит о лишенном самосознания будущем как о чем-то само собой 
разумеющемся — и в романе «О дивный новый мир» перед нами предстает 
общество, которое возникло по воле большинства.    
      
   

3. Система персонажей в романе «О дивный новый мир»

 

Читайте также:  Как характеризуют человека средства, которые он выбирает для достижения своих целей?

     В романе Хаксли «О дивный новый мир» представлена борьба сил, утверждающих антиутопический мир, и сил, его 
отрицающих.

     Писатель 
показывает жизнь людей в новом мире. В мире, где люди живут словно крысы, помещённые пытливым экспериментатором в необычные с позиций нашего мира условия. И что примечательно,  большинство из них не испытывает никакого неудобства или неприятия этого мира.

<\p>

     Правда, возникают на фоне большинства отдельные 
личности, которые пытаются противопоставить свой свободный выбор всеобщему запрограммированному счастью — это, например, два «альфа плюса» Бернард Маркс и Гельмгольц Уотсон, которые к тому же не могут полностью вписаться в структуру «дивного нового мира» из-за своих физических недостатков; «что они оба разделяли, так это знание о том, что они были личностями». А Бернард Маркс приходит в своем внутреннем протесте к  такой мысли: «Я хочу быть собой… Отвратительным собой. Но не кем-то другим, пусть и замечательным».

     Автор концентрирует своё внимание на этом персонаже, так как он испытывает столь нехарактерные для его современников избирательность и нерешительность в любовных отношениях. Ещё до рождения Бернарда в кровь ему была влита по ошибке избыточная доля спирта, которым обычно глушат развитие будущих дельт и эпсилонов.

Поэтому Маркс родился хоть и интеллектуалом-альфой, но внешне не достаточно хорошо развитым. Красотки на него не вешаются, на сходках единения, где все остальные испытывают экстатические чувства, он чувствует себя чужим, а после того, как слишком быстро получает женщину, которая ему нравилась, он подавлен и угнетен.

Одним словом, он представляет  угрозу для общества.

     Его  друг, вторая кризисная фигура, Гельмгольц Уотсон, превосходно сложенный интеллектуал-альфа. У Гельмгольца есть всё — спортивные успехи, повышенное внимание женщин и поэтический талант.

Впрочем, это последнее становится ему обузой, тем, что мешает ему чувствовать себя комфортно в этом обществе – обычные гипнопедические стишки не приносят ему удовлетворения, он ищет чего-то более глубокого и сочиняет стихотворение о ночной уединённости, быть может, не настолько совершенное, насколько революционное, идущее вразрез с общественной установкой.

<\p>

Обратите внимание

     И, наконец, главный персонаж книги, Джон, которого в цивилизованном обществе называют Дикарь. Он воспитан в резервации индейцев, которые живут по заветам предков.

Живорождение, родительское воспитание, болезни и старость — что может быть хуже для цивилизованного человека? И ещё книги — здесь они тоже никому не нужны, но хотя бы не считаются угрозой для общества. На них и взрос Дикарь, точнее, на одной из них — на однотомном собрании сочинений Уильяма Шекспира.<\p>

     Он 
всю жизнь мечтал попасть в 
прекрасный мир, где все счастливы.

      
А волею случая Дикарь, открывший 
для себя «Время, и Смерть, и Бога», попав в «новый» мир становится даже идеологическим оппонентом Верховного Контролера: «Я лучше буду несчастным, нежели буду обладать тем фальшивым, лживым счастьем, которым вы здесь обладаете».<\p>

     В характере Дикаря присутствует элемент стихийного бунта.

Он с криком: «Я пришел дать вам свободу!», пытается сорвать раздачу государственного наркотика – сомы. Однако этот бунт основ антиутопического общества не потрясает — чтобы ликвидировать его последствия, достаточно было распылить государственный наркотик сому в воздухе с вертолета и пустить при этом в эфир «Синтетическую речь «Антибунт-2».

     Стремление 
к самосознанию и к свободному нравственному выбору в этом мире не может стать «эпидемией» — 
на это способны лишь избранные, и 
эти единицы в срочном порядке от «счастливых младенцев» изолируются. Одним словом, Бернарду Марксу и Гельмгольцу Ватсону предстоит отправка «на острова» специально предназначенные для прозревших интеллектуалов.

     А свободолюбивый Дикарь сам уходит от цивилизованного мира. Он решает поселиться на старом заброшенном авиамаяке. На последние деньги он покупает самое необходимое — одеяла, спички, гвозди, семена и намеревается жить вдали от мира, выращивая свой хлеб и молясь своему ли заветному хранителю орлу.

Но как-то раз кто-то, случайно проезжавший мимо, видит на склоне холма страстно бичующего себя полуголого Дикаря. И снова набегает толпа любопытных, для которых Дикарь — лишь забавное и непонятное существо.

<\p>

     На 
следующий день пара молодых лондонцев 
приезжает к маяку, но, войдя внутрь, они видят, что Дикарь повесился.

Важно

     Так заканчивается роман. При этом происходит это на фоне радостных восклицаний обитателей «дивного нового мира», жаждущих необычного зрелища.<\p>

Источник: http://stud24.ru/literature/svoeobrazie-romana-o-divnyj-novyj/29348-91537-page1.html

Книга «О дивный новый мир»

Тема, идея, проблематика
О. Хаксли при создании модели будущего «дивного нового мира» синтезировал наиболее обесчеловечивающие черты «казарменного социализма» и современного Хаксли общества массового потребления.

Однако Хаксли считал «усечение» личности до размеров, подвластных познанию и программированию, не просто принадлежностью какой-то отдельной социальной системы — но закономерным итогом всякой попытки научно детерминировать мир. «Дивный новый мир» — вот то единственное, до чего может дойти человечество на пути «научного» переустройства собственного бытия.

Это мир, в котором все человеческие желания предопределены заранее: те, которые общество может удовлетворить, — удовлетворяются, а невыполнимые «снимаются» еще до рождения благодаря соответствующей «генетической политике» в пробирках, из которых выводится «население». «Не существует цивилизации без стабильности. Не существует социальной стабильности без индивидуальной…

Отсюда и главная цель: все формы индивидуальной жизни… должны быть строго регламентированы. Мысли, поступки и чувства людей должны быть идентичны, даже самые сокровенные желания одного должны совпадать с желаниями миллионов других. Всякое нарушение идентичности ведет к нарушению стабильности, угрожает всему обществу» — такова правда «дивного нового мира».

Эта правда обретает зримые очертания в устах Верховного Контролера:<\p>

Все счастливы. Все получают то, чего хотят, и никто никогда не хочет того, чего он не может получить. Они обеспечены, они в безопасности; они никогда не болеют; они не боятся смерти; им не досаждают отцы и матери; у них нет жен, детей и возлюбленных, могущих доставить сильные переживания.

Мы адаптируем их, и после этого они не могут вести себя иначе, чем так, как им следует.

Одна из незыблемых основ антиутопического «дивного нового мира» Хаксли — это полная подчиненность Истины конкретным утилитарным нуждам общества. «Наука, подобно искусству, несовместима со счастьем.

Наука опасна; ее нужно держать на цепи и в наморднике»,— рассуждает Верховный Контролер, вспоминая о том времени, когда его справедливо, по его теперешним представлениям, хотели покарать за то, что он слишком далеко зашел в своих исследованиях в области физики.

Мир в романе представляет одно большое государство. Все люди равны, но отделяет их друг от друга принадлежность к какой-либо касте. Людей еще не родившихся сразу делят на высших и низших путем химического воздействия на их зародыши. «Идеал распределения населения — это айсберг, 8/9 ниже ватерлинии, 1/9 — выше» (слова Верховного Контролера).

Совет

Количество таких категорий в «дивном новом мире» очень большое — «альфа», «бета», «гамма», «дельта» и далее по алфавиту — вплоть до «эпсилона». Примечательно здесь, что эпсилоны в «дивном новом мире» специально создаются умственно неполноценными для самой грязной и рутинной работы. И следовательно высшие касты осознано отказываются от всяких контактов с низшими.

Хотя, что эпсилоны, что альфа-плюсовики, — все проходят своеобразный процесс «адаптации» сквозь 2040 – метровую конвейерную ленту.

А вот Верховные Контролеры уже никак не могут войти в разряд «счастливых младенцев», их пониманию доступно все, что доступно обычному «неадаптированному» человеку, в том числе и осознание той самой «лжи во спасение», на которой построен «дивный новый мир». Их пониманию доступен даже запрещенный Шекспир:<\p>

Видите ли, это запрещено.

Но поскольку законы издаю здесь я, я могу и нарушить их.

В антиутопическом мире Хаксли в рабстве своем далеко не равны и «счастливые младенцы».

Если «дивный новый мир» не может предоставить всем работу равной квалификации — то «гармония» между человеком и обществом достигается за счет преднамеренного уничтожения в человеке всех тех интеллектуальных или эмоциональных потенций, которые не будут нужны для, в прямом смысле этого слова, написанной на роду деятельности: это и высушивание мозга будущих рабочих, это и внушение им ненависти к цветам и книгам посредством электрошока и т.д. . В той или иной степени несвободны от «адаптации» все обитатели «дивного нового мира» — от «альфы» до «эпсилона», и смысл этой иерархии заключен в словах Верховного Контролера: «Представьте себе фабрику, весь штат которой состоит из альф, то есть из индивидуализированных особей… адаптированных так, что они обладают полной свободой воли и умеют принимать на себя полную ответственность. Человек, раскупоренный и адаптированный как альфа, сойдет с ума, если ему придется выполнять работу умственно дефективного эпсилона. Сойдет с ума или примется все разрушать… Тех жертв, на которые должен идти эпсилон, можно требовать только от эпсилона но той простой причине, что для него они не жертвы, а линия наименьшего сопротивления. Его адаптируют так, что он не может жить иначе. По существу… все мы живем в бутылях. Но если мы альфы, наши бутыли относительно очень велики».

Хаксли говорит о лишенном самосознания будущем как о чем-то само собой разумеющемся — и в романе «О дивный новый мир» перед нами предстает общество, которое возникло по воле большинства. Правда, возникают на фоне большинства отдельные личности, которые пытаются противопоставить свой свободный выбор всеобщему запрограммированному счастью — это, например, два «альфа плюса».

Бернард Маркс и Гельмгольц Ватсон, которые к тому же не могут полностью вписаться в структуру «дивного нового мира» из-за своих физических недостатков; «что они оба разделяли, так это знание о том, что они были личностями». А Бернард Маркс доходит в своем внутреннем протесте и до такой сентенции: «Я хочу быть собой… Отвратительным собой. Но не кем-то другим, пусть и замечательным».

А волею случая вывезенный из резервации Дикарь, открывший для себя «Время, и Смерть, и Бога», становится даже идеологическим оппонентом Верховного Контролера: «Я лучше буду несчастным, нежели буду обладать тем фальшивым, лживым счастьем, которым вы здесь обладаете».

Одним словом, в романе Хаксли «О дивный новый мир» представлена борьба сил, утверждающих антиутопический мир, и сил, его отрицающих. Даже элемент стихийного бунта присутствует — Дикарь с криком «Я пришел дать вам свободу!» пытается сорвать раздачу государственного наркотика — сомы.

Обратите внимание

Однако этот бунт основ антиутопического общества не потрясает — чтобы ликвидировать его последствия, достаточно было распылить государственный наркотик сому в воздухе с вертолета и пустить при этом в эфир «Синтетическую речь «Антибунт-2».

Стремление к самосознанию и к свободному нравственному выбору в этом мире не может стать «эпидемией» — на это способны лишь избранные, и эти единицы в срочном порядке от «счастливых младенцев» изолируются.

Одним словом, Бернарду Марксу и Гельмгольцу Ватсону предстоит отправка «на острова» специально предназначенные для прозревших интеллектуалов, а свободолюбивые речи Дикаря стали всеобщим посмешищем — осознав это, Дикарь повесился.

«Медленно, очень медленно, как две медленно движущиеся стрелки компаса, ноги двигались слева направо; север, северо-восток, восток, юго-восток, юг, юго-запад, запад; потом приостановились и через несколько секунд медленно стали поворачиваться обратно, справа налево. Юг, юго-запад, юг, юго-восток, восток…» — так заканчивается роман. При этом происходит это на фоне радостных восклицаний обитателей «дивного нового мира», жаждущих необычного зрелища. Таким образом, получается, что к уходу из жизни Дикаря подталкивают не те, кто управляет антиутопическим миром, — а его рядовые обитатели, которые в этом мире счастливы, — и потому мир этот, однажды построенный, обречен в рамках созданной Хаксли модели на устойчивость и процветание.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1000113867-o-divnyj-novyj-mir-oldos-haksli

Ссылка на основную публикацию