Аргументы на тему: отцы и дети в пьесе «горе от ума» (а. с. грибоедов)

Егэ 2018-2019 направление: отцы и дети. аргументы: горе от ума, отцы и дети-что писать?

Рассмотрим этот вопрос в романе «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева на примере отца и сына Базаровых.

Отношение к родителям — это показатель нравственности человека. Любые чувства Евгений Базаров считает физиологией и любовь родителей в том числе.

Перед читателями встает вопрос: это старики Базаровы не достигли уровня сына, или Евгений не дорос до умения родителей любить, их понятий о чести и долге?

Обратите внимание

Даже в общих занятиях медициной у отца и сына Базаровых полное взаимонепонимание. Евгений всячески пытается показать отцу его несостоятельность и отсталость в профессиональном плане. А между тем, именно отец был его учителем в профессии.

Только перед смертью просыпается в молодом Базарове сыновнее чувство. А родительские чувства вечны, это одна из вечных и незыблемых основ нашей сложной жизни.

В пьесе Александра Сергеевича Грибоедова молодое поколение в лице Чацкого противопоставляется закосневшему «фамусовскому» обществу.

Чацкий — представитель нового поколения, носитель прогрессивных взглядов. Общество отцов погрязло в консерватизме, устаревших догмах. В нем царствует чинопреклонение, угодничество, ложь, лицемерие, которые тормозят развитие.

Это общество уже изжило себя, но перемены пока что преждевременны. Представитель молодого просвещенного поколения детей Чацкий ничего не может добиться, но все еще впереди.

Егэ 2018-2019. итоговое сочинение направление: отцы и дети. аргументы из пьесы грибоедова «горе от ума» и романа тургенева «отцы и дети»-что писать в сочинении?

В комедии Грибоедова «Горе от ума» главный смысл заключён в противостоянии молодого поколения декабристской эпохи и старшего поколения, живущего по старым законам крепостнического общества.

Александр Чацкий является представителем молодого поколения и выражает мысли и стремления целого поколения молодых людей декабристкой эпохи.

Перед нами разворачивается драма молодого человека Александра Чацкого, который обладает передовыми взглядами, независимыми мыслями, искренними чувствами и которого изгоняют из фамусовского общества, интересующегося только материальным благополучием и выгодой для себя.

Важно

В фамусовском обществе процветает ложь, чинопочитание, лицемерие, ханжество, что решительно отвергает Чацкий. Он как просвещённый человек вносит в общество свои идеалы и новые принципы.

В этой борьбе побеждает фамусовское общество, но автор заставляет читателя почувствовать оптимизм в концовке: хотя Чацкий и проиграл, но читатель чувствует, что старое поколение обречено, а молодое поколение наращивает свои силы и будущее за ним.

В романе «Отцы и дети» Тургенев показывает нам Евгения Базарова, который имеет свои личные нерушимые принципы жизни, отличающиеся от принципов других людей.

Он убеждённый нигилист и отрицает многое и в том числе и связь между родителями и детьми.

Но Тургенев не корит его за это и не показывает нам Базарова глупым и смешным, он только показывает нам картину трогательной родительской любви к сыну. В конце мы наблюдаем, как Базаров ломает свои принципы и проявляет к своим родителям настоящую искреннюю сыновью любовь.

Источник: http://faston24.ru/ege-2018-2019-napravlenie-ottsy-i-deti-argumenty-gore-ot-uma-ottsy-i-deti-chto-pisat/

«Век нынешний» и «век минувший». Спор поколений в комедии «Горе от ума». — сочинения для 9 класса

  1. Фамусов и фамусовское общество как представители «века минувшего»
  2. Молодое поколение в обществе консервативного дворянства. Образ Молчалина.
  3. «Век нынешний» в пьесе «Горе от ума». Образ Чацкого.

  4. Выводы

Комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени.

В пьесе сталкиваются два противоборствующих лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, имеющих новые взгляды на устройство общества. Главный герой «Горя от ума» Александр Андреевич Чацкий метко назвал спорящие стороны «веком нынешним» и «веком минувшим».

Также представлен в комедии «Горе от ума» спор поколений. Что представляет собой каждая из сторон, каковы их взгляды и идеалы, позволит понять анализ «Горя от ума».

«Век минувший» в комедии гораздо многочисленнее, чем лагерь его оппонентов. Главным представителем консервативного дворянства является Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят все явления комедии. Он управляющий в казенном доме. Его дочь Софья с самого детства воспитывалась им, т.к. мать ее умерла. Их взаимоотношения отражают конфликт отцов и детей в «Горе от ума».

В первом действии Фамусов застает Софью в комнате с Молчалиным, своим секретарем, живущим в их доме. Ему не нравится поведение дочери, и Фамусов начинает читать ей мораль.

Совет

В его взглядах на воспитание отражается позиция всего дворянского сословия: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить».

К иностранным учителям предъявляют минимум требований, главное, чтобы их было «числом поболее, ценою подешевле».

Однако Фамусов полагает, что самое лучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример ее собственного отца. В связи с этим в пьесе «Горе от ума» проблема отцов и детей становится еще острее. О себе Фамусов говорит, что он «монашеским известен поведеньем».

Но такой ли он хороший пример для подражания, если за секунду до того, как он начал давать нравоучения Софье, читатель наблюдал за тем, как он откровенно заигрывает со служанкой Лизой? Для Фамусова имеет значение только то, что о нем говорят в свете.

И если дворянское общество не судачит о его любовных похождениях, значит, совесть его чиста. Даже Лиза, проникнувшись нравами, царящими в доме Фамусова, предостерегает свою молодую хозяйку не от ночных свиданий с Молчалиным, а от общественных пересудов: «Грех не беда, молва не хороша».

Эта позиция характеризует Фамусова как морально разложившегося человека. А имеет ли безнравственный человек право рассуждать о нравственности перед своей дочерью, да еще и считаться примером для нее?

В связи с этим напрашивается вывод, что для Фамусова (а в его лице и для всего старомосковского дворянского общества) важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым.

Причем желание представителей «века минувшего» производить хорошее впечатление распространяется только на богатых и знатных людей, потому что общение с ними способствует приобретению личной выгоды.

Люди же, не имеющие высоких званий, наград и богатства, удостаиваются только презрения со стороны дворянского общества: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево плели».

Обратите внимание

Этот принцип обхождения с людьми Фамусов переносит и на отношение к семейной жизни. «Кто беден, тот тебе не пара»,- говорит он дочери. Чувство любви не имеет никакой силы, оно презирается этим обществом.

Расчет и выгода господствуют в жизни Фамусова и его сторонников: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених». Такая позиция порождает отсутствие свободы этих людей.

Они заложники и рабы своего собственного комфорта: «Да и кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы?»

То, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативного дворянства норма жизни. И это уже не просто спор поколений в произведении «Горе от ума», а гораздо более глубокое расхождение во взглядах двух противоборствующих сторон.

С большим восхищением Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и был «весь в орденах».

Чем заслужил он свое высокое положение в обществе? Однажды на приеме у императрицы он оступился и упал, больно ударившись затылком. Увидев улыбку на лице самодержицы, Максим Петрович решил еще несколько раз повторить свое падение, чтобы повеселить императрицу и двор.

Такое умение «подслужиться», по мнению Фамусова, достойно уважения, и молодому поколению следовало бы брать с него пример.

Своей дочери Фамусов прочит в женихи полковника Скалозуба, который «слова умного не выговорит сроду». Он хорош лишь тем, что «знаков тьму отличья нахватал», а ведь Фамусов, «как все московские», «желал бы зятя… с звездами и чинами».

Молодое поколение в обществе консервативного дворянства. Образ Молчалина

Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» не определяется и не ограничивается в комедии «Горе от ума» темой отцов и детей. Например, Молчалин, принадлежа по возрасту к молодому поколению, придерживается взглядов «века минувшего». В первых явлениях он предстает перед читателем в качестве скромного возлюбленного Софьи.

Но он, как и Фамусов, очень опасается, как бы о нем не сложилось дурного мнения в обществе: «Злые языки страшнее пистолета». По мере развития действия пьесы раскрывается истинное лицо Молчалина. Оказывается, что с Софьей он «по должности», то есть для того, чтобы угодить ее отцу.

Важно

На самом деле он больше увлечен служанкой Лизой, с которой ведет себя куда раскованнее, чем с дочерью Фамусова. Под немногословностью Молчалина скрывается его двуличие. Он не упускает возможности на званом вечере проявить свою услужливость перед влиятельными гостями, ведь «надобно ж зависеть от других».

Этот молодой человек живет согласно правилам «века минувшего», а потому «Молчалины блаженствуют на свете».

«Век нынешний» в пьесе «Горе от ума». Образ Чацкого

Единственным защитником иных взглядов на затрагиваемые в произведении проблемы, представителем «века нынешнего», является Чацкий.

Он воспитывался вместе с Софьей, между ними была юношеская любовь, которую герой и в момент событий пьесы хранит в своем сердце. Чацкий три года не был в доме Фамусова, т.к. странствовал по свету. Теперь он вернулся с надеждами на взаимную любовь Софьи.

Но здесь все переменилось. Возлюбленная встречает его холодно, а его взгляды в корне расходятся со взглядами фамусовского общества.

На призыв Фамусова «поди-тка послужи!» Чацкий отвечает, что служить-то он готов, но только «делу, а не лицам», а вот «прислуживаться» ему вообще «тошно». В «веке минувшем» Чацкий не видит свободы для человеческой личности.

Он не желает быть шутом для общества, где «тот и славился, чья чаще гнулась шея», где человека оценивают не по личным качествам, а по тем материальным благам, которыми он обладает.

И вправду, как можно судить о человеке лишь по его чинам, если «чины людьми даются, а люди могут обмануться»? Чацкий видит в фамусовском обществе врагов свободной жизни и не находит в нем образцов для подражания.

Главный герой в своих обличительных монологах в адрес Фамусова и его сторонников выступает против крепостного права, против рабской любви русских людей ко всему иностранному, против чинопоклонничиства и карьеризма. Чацкий – сторонник просвещения, творческого и ищущего ума, способного действовать в согласии с совестью.

«Век нынешний» уступает в пьесе «веку минувшему» по численности. Только поэтому Чацкий обречен на поражение в этой битве. Просто пока не наступило время чацких.

Совет

Раскол в дворянской среде лишь наметился, но в дальнейшем прогрессивные взгляды главного героя комедии «Горе от ума» дадут пышные всходы. Сейчас же Чацкий объявлен сумасшедшим, ведь обличительные речи безумного не страшны.

Консервативное дворянство, поддержав слух о безумии Чацкого, лишь на время оградили себя от перемен, которых они так боятся, но которые неизбежны.

Выводы

Таким образом, в комедии «Горе от ума» проблема поколений не является основной и отнюдь не раскрывает всей глубины конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим».

Противоречия двух лагерей кроются в разнице их восприятии жизни и устройства общества, в разных способах взаимодействия с этим обществом. Этот конфликт нельзя решить словесными баталиями.

Только время и череда исторических событий естественным образом сменит старое на новое.

Проведенный сравнительный анализ двух поколений поможет учащимся 9 классов описать конфликт «века нынешнего» с «веком минувшим» в своём сочинении на тему ««Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума» Грибоедова»

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума» Грибоедова – материалы сочинения на тему спора поколений | источник

А.С. Грибоедов Горе от ума

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/vek-nyneshnij-i-vek-minuvshij-spor-pokolenij-v-komedii-gore-ot-uma-sochineniya-dlya-9-klassa.html

Отцы и дети

(396 слов) Конфликт поколений – вечная проблема, волнующая человечество. К сожалению, людям, которых разделяет всемогущее время, непросто найти общий язык, и это повторяется из века в век.

Многие авторы русской и зарубежной литературы писали об этом в своих книгах и выработали методы решения этого конфликта.

Посмотрим, можно ли помирить отцов и детей, когда разрыв уже сделал трещину в семейных отношениях?

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» герои стали жертвами вечного конфликта поколений. Евгений Базаров приехал в Марьино вместе со своим другом и сразу же вызвал неудовольствие одного из хозяев дома, Павла Петровича Кирсанова.

Обратите внимание

Автор описывает различие между ними, говоря об их руках: у одного они очень ухоженные и белые, а другой своими красными и мозолистыми руками вызывает только брезгливость. Состояние рук передает образ жизни мужчин.

Читайте также:  Образ бесприданницы в пьесе островского

Если старшее поколение привыкло к светским манерам, праздной аристократичности и ученым беседам, то новое поколение – это люди дела и труда. Базаров презирает Кирсанова-старшего за ленивое прозябание в усадьбе и чванство, а его оппонент раздражен грубостью и категоричностью гостя. Решился ли их конфликт? Да.

Столкновение привело к развязке, и герои стали более понимающими людьми. Павел Петрович разрешил мезальянс брата и уехал, решив что-то изменить в своей бессмысленной жизни, а Евгений осознал, что чувства – не порок человека, а то, без чего он не сможет жить.

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» конфликт поколений особенно ярко выделяется в семье Болконских. Князь деспотично и грубо обращается с детьми, пытаясь навязать им свои взгляды и убеждения. Он холоден и резок с сыном, но больше всего достаётся Марье.

Она кротко и нежно заботится об отце, а взамен получает лишь упреки. Эти бытовые разногласия имеют под собой более глубокий подтекст. Старик злится, потому что его время прошло, а перемены он принять не готов.

Видя независимость сына и тихий, но упорный протест дочери, он осознает, что теряет власть над ними, что семья отныне изменится. Он пытается удержать прошлое, но на смертном одре признает свою неправоту.

Герой отлично воспитал детей, но им не хватило его любви, и он горько об этом жалел, прощаясь с Марьей. Разрешился ли их конфликт? Да. Но к примирению они пришли позже, чем стоило бы.

Таким образом, конфликт поколений неизбежен, ведь времена меняются, как и люди. Однако его можно разрешить, прийти к взаимопониманию, но это возможно лишь тогда, когда обе стороны выскажутся прямо и честно, без лести и недомолвок. Не надо бояться спора, ведь именно в нем отцы и дети отыщут истину, которая всех примирит.

  • Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений
  • Советы родителей очень много значат для детей
  • По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах
  • Не заботиться о своих родителях – значит предать их
  • Не всегда родители несут добро своим детям
  • Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы
  • Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке
  • Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал

В данном произведении ярко продемонстрирована проблема взаимоотношений двух поколений. «Отцы» – братья Николай и Павел Кирсановы, «дети» – Аркадий Кирсанов, сын Николая Петровича Кирсанова, и Евгений Базаров, друг Аркадия. Студенты увлечены нигилизмом.

Представители старшего поколения остаются верны общепринятым нравам. Конфликт взглядов завершается дуэлью между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым.

Позже Аркадий отказывается от нигилистических учений Базарова, заводит собственную семью и возвращается в имение отца.

Важно

Своих сыновей Остапа и Андрия, вернувшихся с учебы в Киеве, отец Тарас Бульба видит в будущем настоящими запорожскими казаками и везет их в сечь. Оттуда они отправляются на войну с поляками, где отличаются удалью и отважностью.

Тарас гордится сыновьями и пророчит им успешное будущее атаманов. Но, Андрий, в отличие от Остапа, не оправдывает надежд (влюбляется в полячку), и отец убивает его за предательство.

Остап самоотверженно сражается в бою с поляками и попадает в плен, где после публично казнен на глазах отца.

А пьесе отображены взаимоотношения крупного чиновника Фамусова и его дочери Софьи. Основными ценностями для помещика являются чин и деньги, поэтому для Софьи он присмотрел в мужья богатого полковника Скалозуба.

Но его помыслы не совпадают с желаниями дочери, которая проявляет симпатию к секретарю отца Молчанину, не имеющему чинов и званий.

Конфликт возникает на почве стремления отца навязать дочери свои взгляды на жизнь, без учета ее интересов.

Отправляя в Оренбург на службу сына Петра, Андрей Петрович Гринев дает напутствие 17-летнему юноше: «Береги рубаху снову, а честь смолоду».

Молодой человек делает эти слова своим главным жизненным ориентиром и даже в грозящих ему смертью ситуациях не теряет своего достоинства.

Совет

Петру по-настоящему важно оставаться честным человеком перед отцом и Родиной. Это пример воспитания, когда детям передаются истинные ценности.

Повесть о беззаветной любви родителей к детям. Станционный смотритель Вырин души не чаял в единственной дочери-красавице Дуне, которую обманом увез молодой гусар Минский. Старик пошел за дочерью в Петербург, но встреча его сильно огорчила.

Богато разодетая дочь, увидев своего отца, упала в обморок, а зять вытолкал его за порог. Вернувшись домой, старик от тоски скоропостижно умер.

Позже рассказчику стало известно, что опосля приезжала молодая барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя.

Дочь Катерины Петровны Настя работала секретарем в Союзе художников в Ленинграде и годами не приезжала навестить мать в село Заборье.

Даже когда женщина написала, что в последнее время ослабла и не доживет до весны, Настя предпочла участвовать в организации выставки картин и не отвечать на письмо.

Только после получения телеграммы с сообщением о тяжелом состоянии матери, Настя задумалась от том, что Катерина Петровна – единственная, кто ее искренне любит, и отправилась в Заборье. Живой родного человека она не застала, о чем потом горько сожалела.

В стихотворении поэт обращается к матери и просит ее не тревожится о нем, не верить слухам и обещает по весне вернуться в родной дом.

Обратите внимание

И в то же время напоминает, что он уже не тот мальчишка, которого нужно учить, а уставший мужчина, желающий отдохнуть от тоски мятежной в обществе самого родного и близкого человека.

Не смотря на различность взглядов на жизнь, мать все же остается для поэта единственной душевной отрадой.

Мотивом убийства для Родиона Раскольникова стала любовь к семье. Чтобы избежать нежеланной свадьбы сестры Дуни с надворным советником Лужиным ради улучшения благосостояния, бедный студент решается убить старуху-процентщицу и избавить мать и сестру от мук нищеты.

Произведение демонстрирует, что во взглядах чаще всего дети наследуют своих родителей. Старшее и младшее поколение Ростовых воплощают лучшие черты дворянства: духовную щедрость, открытость, нравственность.

Честность, благородство, образованность прослеживается в трех поколениях Болконских, начиная со старого князя Николая Андреевича и до его внука Николеньки.

Курагины же (князь Василий, его сын Анатоль и дочь Элен) показываются как подлые, низкие и алчные люди.

Властная вдова Кабаниха держит свою семью очень строго, вмешивается в супружескую жизнь сына Тихона и невестки Катерины, пытается контролировать дочь Варвару. Сын безропотно подчиняется матери, унижая себя и жену.

Ситуация накаляется до предела, когда утомленная нравоучениями и упреками Катерина изменяет Тихону с приезжим молодым человеком Борисом. Девушка не видит иного выхода, как покончить с собой.

После чего Тихон наконец решается «восстать» против деспотичной матери.

Важно

В повести описывается неблагодарное и потребительское отношение детей к родителям. Анисия Ивановна, отказавшись от любимого дела, вызвалась помогать невестке и сыну ухаживать за их дочерью Верой, перенесшей тяжелую родовую травму, и входила девочку.

Внучка сильно привязалась к бабушке и даже стала называть ее мамой, что вызвало недовольство у родной матери. Это послужило причиной конфликта – семья обратилась в суд по разделу имущества.

В результате Анисия Ивановка уезжает в деревню, а с Верочкой случается серьезный приступ.

Митрофан Простаков такой же злонравный и невежественный, как его деспотичная мать, госпожа Простакова. Абсолютной противоположностью выступает сирота Софья, которую из корыстных побуждений приютили Простаковы.

Девушка образованная, вежливая, имеет высокие моральные принципы, как и ее родной дядя Стародум. В пьесе четко прослеживается влияние родительского воспитания на поведение детей.

Чрезмерная опека Простаковой над сыном выливается в то, что Митрофан с легкостью соглашается покинуть дом и уйти служить.

Юный Мцыри бунтует против предстоящего ему пострига в монахи, поскольку не выбирал для себя этот путь и видит свою жизнь совсем иначе в родных краях на Кавказе.

Он решается на побег, но тот длится всего 3 дня, после чего юношу находят монахи и забирают обратно в монастырь. Мцыри, так и не увидев родные земли, умирает от болезни, которая стала следствием сражения с барсом в лесу.

Совет

В поэме прослеживается бунт молодого поколения против привычных устоев общества, созданных их отцами.

Стихотворение, посвященное бабушке, которую Цветаева видела только на портрете. В своем произведении поэтесса ищет схожесть с умершей бабушкой как внешнюю, так и духовную, пытается уловить «бунтарские» черты характера, угадать радости и переживания женщины. В стихотворении не рассматривается конфликт поколений, наоборот поэтесса хочет восстановить утраченную связь времен.

Пагубное влияние порочных родителей на детей прослеживается в характере Чичикова, который с рождения был приучен его отцом ко лжи, лицемерию и продажности. Даже товарищ называл его «христопродавец», потому что тот за определенную цену мог продать любого.

В романе четко наблюдается влияние отцов на судьбы их детей. Илья Ильич Обломов жил в точности, как его родители: неспешно, однообразно. Он был ленив и боялся перемен, из-за чего даже потерял свою возлюбленную.

Абсолютная противоположность Обломова – его лучший друг Андрей Иванович Штольц.

  Он был воспитан в трудолюбивой, образованной семье предпринимателей, поэтому и вырос целеустремленным и успешным молодым человеком, достигшим известности в высших кругах общества.

Проблема взаимоотношений поколений в пьесе показана в ином ракурсе, когда дети берут на себя роль родителей.

Родной и приемной дочерям Раневской Любови Андреевны самим приходится разбираться с обанкротившимся семейным имением и думать о своем будущем после продажи дома и сада за долги.

В то время как наивная Раневская до последнего не верит в то, что поместье отберут, а в итоге лишается всего.

Обратите внимание

Пантелей Мелехов, отец Григория, Петра и Дуняши Мелеховых, держит детей в строгости. Узнав о связи старшего сына с замужней женщиной, насильно женил его на Наталье Коршуновой.

Но семейная жизнь не сложилась, и Григорий ушел на войну вместе с Петром, который оставил в отцовском доме жену Дарью. Девушка вскоре осквернила имя семьи, за что была выпорота свекром Пантелеем.

Но после революции власть отца ослабевает, и дети перестают подчинятся его казачьим законам.

В центре произведения повзрослевшие школьники-комсомольцы. Искра Полякова – активистка класса, воспитывается в строгости властной матерью-комиссаром. Она резка со всеми, даже с матерью.

Вика Люберецкая – девочка из интеллигентной, зажиточной семьи инженера, живет с отцом, который относится к ней с нежностью и делает всякие послабления. Искра недолюбливает одноклассницу, но, когда с Викой случается беда, – первая оказывает ей поддержку.

Сама же Люберецкая не может выдержать обвинений в адрес ее отца и совершает суицид.

Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-ottsyi-i-deti/argumentyi-po-napravleniyu-ottsyi-i-deti.html

Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-ottsyi-i-deti/argumentyi-po-napravleniyu-ottsyi-i-deti.html

Источник: https://zelena114.blogspot.com/2018/09/blog-post_97.html

Готовые школьные сочинения

Авг
01 2016

Проблема отцов и детей в русской литературе (по произведениям А. С. Грибоедова и И. С. Тургенева)

Людей во все времена волновали вечные проблемы бытия: проблемы жизни и смерти, любви и брака, выбора верного пути… Все меняется в этом мире, и только общечеловеческие нравственные потребности остаются неизменными независимо от того, какое время «на дворе».

Проблема отцов и детей (конфликт и преемственность поколений) существовала всегда и в настоящее время она остается актуальной.

Естественно, что эта тема нашла свое отражение во многих произведениях русской классической литературы: в комедии «Недоросль» Фонвизина, в «Горе от ума» Грибоедова, в повести «Станционный смотритель», в «Скупом рыцаре», в трагедии «Борис Годунов» Пушкина, в романе «Отцы и дети» Тургенева. «Яблочко от яблоньки далеко не падает» — гласит старинная русская пословица.

Важно

Действительно, каждое последующее поколение наследует от предыдущего не только материальные ценности, но и основные мировоззренческие и жизненные принципы. Когда принципы, выработанные «веком минувшим», не принимаются «веком нынешним», возникает конфликт поколений. Этот конфликт не всегда имеет возрастной характер.

Читайте также:  Патриотизм в «войне и мире» толстого

Иногда даже случается так, что представители двух разных поколений одинаково смотрят на жизнь. Вспомним Фамусова. Как восхищается он своим дядей Максимом Петровичем! Он полностью разделяет его взгляды, стремится подражать ему и постоянно ставит в пример молодежи, в частности Чацкому: А дядя! Что твой князь?

что граф? Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб… Разделяет взгляды старшего поколения и Софья.

Ее отношение к Чацкому разве не показатель? Вспомним, как реагирует Фамусов на его речи, обличающие никчемность, пошлость и невежество светского общества: «Ах! боже мой! он карбона-ри!… Опасный человек!» Похожая реакция и у Софьи: «Не человек, змея».

Вполне понятно, почему она предпочла Молчалина, «бессловесного» и тихого, Чацкому, который «славно пересмеять умеет всех».

«Муж — мальчик, муж — слуга» — вот идеальный спутник жизни для светских дам: и для Натальи Дмитриевны Горич, и для княгини Туго-уховской, и для графини-внучки, и для Татьяны Юрьевны, и для Марьи Алексевны…

И Молчалин прекрасно подходит на эту роль, роль безупречного мужа: Молчалин для других себя забыть готов, Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело Ночь целую с кем можно так провесть!.. Возьмет он руку, к сердцу жмет. Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночь проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не сводит…

Надо сказать, что Молчалин тоже разделяет взгляды старшего поколения, что очень помогло ему в жизни.

Придерживаясь завета отца, Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику для избежанья зла.

Совет

Собаке дворника, чтоб ласкова была… Он добился и чина асессора, и стал секретарем у московского «туза» Фамусова, его любит светская барышня.

В итоге он стал незаменимым посетителем всевозможных балов и приемов: Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет.

Добился «степеней известных», последовав отцовскому совету, и другой, не менее популярный герой — Чичиков из гоголевских «Мертвых душ». «Угождай учителям и начальникам», — наказывал ему отец.

И что мы видим: Чичиков закончил училище с хорошими отметками, так как постоянно льстил и пресмыкался перед своим учителем, добился повышения по службе, ухаживая за дочкой начальника.

А наставление отца «береги и копи копейку» стало для Павла Ивановича основным жизненным правилом. Люди от своих родителей, надо сказать, наследуют не только плохое, но и хорошее. Вспомним Петра Гринева. В его семье были высокие представления о чести и долге, поэтому его отец такое большое значение придавал словам: «Береги честь смолоду» .

И как мы видим, для Гринева честь и долг — превыше всего.

Он не соглашается присягнуть Пугачеву, не идет с ним на какие-нибудь компромиссы (отказывается дать обещание, что не будет воевать против восставших), предпочитая смерть малейшему отступлению от велений совести и долга.

Конфликт между поколениями имеет две стороны: нравственную и социальную. Социальные конфликты своего времени показали Грибоедов в «Горе от ума» и Тургенев в «Отцах и детях».

«Век минувший» не хочет признавать «век нынешний», не хочет сдавать свои позиции, вставая на пути всего нового, на пути социальных преобразований. Конфликты Чацкого и Фамусова, Базарова и Павла Петровича имеют не только нравственный, но и социальный характер.

И надо отметить одну особенность этих столкновений: молодое поколение отличается от старого патриотичностью взглядов.

Обратите внимание

Это ярко выражено в обличительных монологах Чацкого, который полон презренья к «чужевластью мод»: Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух, Чтоб истребил copyright

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Проблема отцов и детей в русской литературе (по произведениям А. С. Грибоедова и И. С. Тургенева) . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/problema-otcov-i-detej-v-russkoj-literature-po-proizvedeniyam-a-s-griboedova-i-i-s-turgeneva/

Конфликт двух эпох в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” на Сёзнайке.ру

Читая комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”, мы становимся свидетелями столкновения двух эпох – “века нынешнего” и “века минувшего”. “Горе от ума” — единственное ставшее известным произведения Александра Сергеевича Грибоедова снискал всенародную известность. Это произведение стоит особняком в русской литературе первой четверти XIX века.

Конфликт поколений показан Грибоедовым с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам. Но не сразу было понято художественное совершенство пьесы А. С. Грибоедова. Пушкин назвал ее “бурей в стакане воды”, а к Чацкому отнесся критически.

Но особых споров комедия не вызывала и была воспринята всеми правильно. Те, кто разделял взгляды Грибоедова, поняли его точку зрения и поддержали ее, те, против кого комедия была направлена, тоже поняли это и, конечно, заняли оборонительную позицию.

Все было ясно: в комедии столкнулись две противоположные группы общества, взаимопонимание между которыми невозможно.

Создание этой пьесы ознаменовало переход от классицизма к реализму в русской литературе. Персонажи в пьесе не делятся на положительных и отрицательных. Даже если Чацкий — положительный, остальные-то уж точно — нет.

Но разве не смешно: послушать, как бранятся люди? Надо знать, что такое русский ум, а если этот ум начнет смеяться, рассыпая направо и налево острый и едкий сарказм, то пощады не будет никому. Да, это комедия! Тонкая, изящная, умная и страстная.

А разве не смешон Чацкий? Пусть это здравомыслящий человек, но уж никак не здраво действующий.

Важно

Скажите на милость, зачем он своими беспрестанными любовными объяснениями надоедает Софье, хотя она сразу отказала ему? Почему он не желает замечать ее холодности, а требует, чтобы она открыла свои сердечные тайны? Какая же девушка будет исповедоваться перед человеком, с которым три года не виделась, да который, к тому же, смеется над ее избранником?

Насмешливое отношение к барской Москве приведет Чацкого к конфликту с обществом. Чацкому ненавистны “прошедшего житья подлейшие черты”, люди, которые, “сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”. Речь Чацкого, действительно, отличается остроумием.

Но вначале Чацкому и дела не было до Фамусова, он не желал ни с кем спорить или ссориться. Единственная, ради кого он приехал в Москву, — это Софья. Но она холодна, и ее холодность очень мучает Чацкого. С Фамусовым говорить ему скучно, и он готов прекратить с ним спор.

Но Фамусова уже не унять; он начинает поучать Чацкого, для него образец поведения — раболепство: “Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя!” — говорит Фамусов.

Зрителю и читателю уже ясно, между Фамусовым и Чацким не просто спор – столкнулись два мировоззрения, два лагеря. Чацкий все еще не хочет продолжать спор, он готов уйти в себя.

Но Фамусов сыплет соль на рану — неожиданно намекает на распространенный слух о сватовстве Скалозуба. И это будит Чацкого. Раздражение нарастает все больше и больше и в конце концов разрешается резким монологом.

И вот слово за словом, монолог за монологом, глядишь, и уже кипит борьба не на жизнь, а на смерть.

Драматургическое мастерство Грибоедова проявляется в умелом слиянии истории несчастной любви Чацкого к Софье и конфликта Чацкого с московским дворянством. В Чацком воплотились черты передового человека того времени.

Совет

Пусть он не заботится о том, много ли людей поверят ему и поддержат, зато он убежден в искренности своих слов, и поэтому сломить его ничто не в силах.

Пусть он похож на лишнего человека, одинокого протестанта, мечтателя, зато его убеждения сильны.

Как истинный просветитель, Чацкий отстаивает права разума и страстно верит в его силу. Он защищает право служить просвещению и науке:

Теперь пускай из нас один

Из молодых людей, найдется враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науке он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным, —

Они тотчас: разбой! Пожар!

И прослывет у них мечтателем! Опасным !!!

Высказываясь горячо и страстно, Чацкий наносит страшный удар фамусовскому обществу. Он знает, за что воюет. Он требует свободы не только для себя, но и для своего века. Его идеал — это свобода.

И не просто свобода, а свобода от всех цепей рабства, шутовства и низкопоклонства. Он — обличитель лжи. Чацкий не понят и одинок. В этом трагедия самого Чацкого — благородного, умного, честного человека с чувством собственного достоинства. В этом трагедия всей пьесы.

Он сломлен количеством старой силы. Более того — он вытолкнут из фамусовского общества.

В борьбе с миром фамусовых Чацкий — победитель, а не побежденный, ибо остался самим собой. Из всех героев пьесы он наиболее живая личность; натура его сильнее и глубже прочих. Горячий, благородный сумасброд: обличил, осудил и восстал. Такой навсегда изгнан фамусовским обществом.

Говорят, один в поле не воин. Да нет же, воин, если этот воин — Чацкий. Первым, застрельщикам всегда достается. И поэтому Чацкий — жертва. Это еще одно подтверждение того, что пьеса “Горе от ума” — трагедия.

Обратите внимание

Так же как в пьесе переплетается личная драма с общественной, переплетается комедия с трагедией. Но как бы ни смеялся зритель в театре, после спектакля обязательно найдется то, над чем захочется подумать, поразмышлять без иронии. Ведь конфликт между старым и новым вечен, как мир.

А тема страданий умного, образованного человека в России злободневна и сегодня.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/7814-konflikt-dvuh-epoh-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma

аргументы сочинения ЕГЭ – Стр 5

Чинопочитание

Аргументы
к сочинению

Чехов
А.П. «Толстый и тонкий»

Рассказ
Чехова «Толстый и тонкий», повествует
нам о встрече двух старых приятелей,
бывших соучеников, толстого и тонкого.

Пока они ничего не знают друг о друге,
проявляют себя как люди: «Приятели
троекратно облобызались и устремили
друг на друга глаза, полные слез».

Но
стоило им обменяться «анкетными данными»,
как тут же между ними возникает
непроходимая социальная граница. Так
дружеская встреча оборачивается встречей
двух неравных чинов.

Нравственная
деградация, низость

Аргументы
к сочинению

А.П.
Чехов «Крыжовник»

Ещё
одним примером духовной деградации
может послужить Николай Иваныч из
рассказа Чехова «Крыжовник». В погоне
за мечтой о покупке собственного имения,
он забывает о внутреннем развитии.

Все
его поступки, все мысли были подчинены
этой материальной цели. В результате,
добрый и кроткий человек опустился,
превратившись в наглого и самоуверенного
«барина». Л.
Н. Толстой «Война и мир»

Великий
русский писатель Л.Н.

Толстой в своём
романе «Война и Мир» не раз писал о
нравственных качествах человека. Так,
например, для Анны Михайловны Друбецкой
и ее сына главная цель в жизни – устройство
своего материального благополучия.

И
ради этого Анна Михайловна не гнушается
ни унизительного попрошайничества, ни
применением грубой силы (сцена с
мозайковым портфелем).

Нравственная
стойкость

Аргументы
к сочинению

А.
Солженицын «Один день Ивана
Денисовича»

Алешка
– герой рассказа А. Солженицына «Один
день Ивана Денисовича», как раз является
примером духовного человека.

Он попал
в тюрьму из-за своей веры, но не отказался
от неё, напротив, этот молодой человек
отстаивал свою правду и пытался донести
её до других заключенных.

Ни один его
день не проходил без чтения Евангелия,
переписанного в обычный блокнот.

Какую
жизнь можно назвать духовной?

Аргументы
к сочинению

Е.
Замятин, «Мы»

Хочу
упомянуть героев романа Е. Замятина
«Мы». «Нумера», как их называет автор,
жили в математически идеальном
государстве, их жизненный ритм был
отточен до совершенства.

Важно

Каждый «нумер»,
по сути своей, является математиком. Но
умом все ограничивалось: герои не имели
души. Они не ощущали потребности в
стремлении к высокому, не интересовались
красотой мира, отгороженного городскими
стенами, она из пугала.

Разве такую жизнь
можно назвать духовной?

Неистребимость
тяги к развитию, науке

Аргументы
к сочинению

А.С.
Грибоедов «Горе от ума»

Русский
драматург, поэт и дипломат А.С. Грибоедов
в своем произведении “Горе от ума”
ставит проблему ума и обучения.

В монологе
“А судьи кто?” Чацкий утверждает
право молодых людей заниматься наукой,
искусством: “В науки вперит ум, алчущий
познаний; Или в душе его сам Бог возбудит
жар к искусствам творческим, высоким и
прекрасным…” Даже такие безобидные
занятия в мире Фамусова вызывают страх.

Читайте также:  Сочинение: печорин – герой своего времени

Фамусов выступает, охраняя общество, и
как любящий отец, и как крупный чиновник.
В любом случае его пугает такое направление
ума молодого человека. Он пытается
“вразумить” и “наставить на пусть
истинный”. Но, получив удар, Чацкий
страдая, переживая личную драму, отстоял
свое право быть собой.

Тяга к науке, к
развитию у человека неистребима. И.С.
Тургенев «Отцы и дети»

Центральный
образ романа замечательного писателя
И.С. Тургенева “Отцы и дети” – Базаров.

Герой занимается наукой, медициной,
стремится к полезной деятельности, но
бросает вызов вечным законам жизни,
бытия, отвергает любовь, искусство,
составляющие существенную потребность
человека. “Нигилизм”, по мнению
Тургенева, бросает вызов непреходящим
ценностям духа и естественным потребностям
жизни. В этом усматривается вина героя,
причина его неизбежной гибели.

Любовь
к природе

Аргументы
к сочинению

С.Есенин
«Гой ты, Русь, моя родная»

Одной
из центральных тем лирики ярчайшего
поэта XX века С.Есенина является природа
родного края.

В стихотворении «Гой ты,
Русь, моя родная» поэт отказывается от
рая ради родины, стая её выше вечного
блаженства, которое он, судя по другой
лирике, обретает лишь на русской земле.
Таким образом, чувства патриотизма и
любви к природе тесно переплетаются.

Само осознание постепенного их ослабления
является первым шагом к естественному,
настоящему миру, обогащающему душу и
тело.

Неразрывная
связь человека и природы

Аргументы
к сочинению

М.Ю.
Лермонтов «Герой Нашего времени»

Тесная
эмоциональная связь человека и природы
прослеживается повести Лермонтова
«Герой нашего времени». События жизни
главного персонажа, Григория Печорина,
сопровождаются измнением состояния
природы сообразно переменам его
настроения.

Так, рассматривая сцену
дуэли, очевидна градация состояний
окружающего мира и чувств Печорина.
Если перед дуэлью небо кажется ему
«свежим и голубым», а солнце «ярко
сияющим» то после дуэли, смотря на труп
Грушницкого, небесное светило казалось
Григорию «тусклым», а лучи его «не
грели».

Совет

Природа не только переживания
героев, но и является одним из действующих
лиц. Гроза становится причиной длительного
свидания Печорина и Веры, а в одной из
записей дневника, предшествующих встречи
с княжной Мери, Григорий отмечает, что
«воздух Кисловодска так и располагает
к любви».

Подобной аллегорией Лермонтов
не только более глубоко и полно отражает
внутреннее состояние героев, но и
обозначает свое, авторское присутствие
путем ввода природы как персонажа. Е.
Замятин «Мы»

Обращаясь
к классической литературе, хотелось бы
привести в примере роман-антиутопию
Е.Замятина «Мы».

Отказываясь от
естественного начала, жители Единого
государства становятся нумерами, чья
жизнь определена рамками Часовой
Скрижали. Красоты родной природы заменены
идеально пропорциональными стеклянными
сооружениями, а любовь возможна лишь
пи наличии розовой карточки.

Главный
герой, Д-503, обречен на математически
выверенное счастье, которое обретается,
однако, после удаления фантазии. Как
мне кажется, подобной аллегорией Замятин
пытался выразить неразрывность связи
природы и человека.

Природа
не храм, а мастерская, и человек в ней
работник

Аргументы
к сочинению

И.
С. Тургенев, «Отцы и дети»
 
Люди
забывают о том, что природа – их родной
и единственный дом, требующий бережного
отношения к себе, что находит подтверждение
в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

Главный герой, Евгений Базаров, известен
своей категоричной позицией: “Природа
не храм, а мастерская, и человек в ней
работник”.

Именно таким Автор видит
в нем “нового” человека: он равнодушен
к накопленным предыдущими поколениями
ценностям, живет настоящим и пользуется
всем, что ему нужно, не задумываясь о
том, к каким последствиям это может
привести.  В романе И.Тургенева
«Отцы и дети» поднимается актуальная
тема отношений природы и человека.

Базаров, отвергая всякое эстетическое
наслаждение природой, воспринимает её
как мастерскую, а человека – как работника.
Аркадий, друг Базарова, напротив,
относится к ней со всем присущем молодой
душе восхищением. В романе каждый герой
проходит проверку природой.

Аркадию
общение с окружающим миром помогает
залечить душевные раны, для него это
единение естественно и приятно. Базаров
же, напротив, не стремится к контакту с
ней – когда Базарову было плохо, он «шел
в лес и ломал ветки». Она не дарит ему
ни желанного успокоения, ни душевного
равновесия. Таким образом, Тургенев
подчеркивает необходимость плодотворного
и двухстороннего диалога с природой.

Черствое
и бездушное отношение к человеку

Аргументы
к сочинению

“Матрёнин
двор” Солженицына.
Замкнутая
модель мира в романе Е.И. Замятина «Мы».


Облик и принципы Единого Государства.

Рассказчик, нумер Д – 503, и его духовная
болезнь.
– «Сопротивление человеческой
природы».

Обратите внимание

В антиутопиях,основанный
на тех же предпосылках мир дан глазами
его обитателя, рядового гражданина,
изнутри, дабы проследить и показать
чувства человека,претерпевающего на
себе законы идеального государства.
Конфликт личности и тоталитарной системы
становятся движущей силой любой
антиутопии, позволяя опознать
антиутопические черты в самых различных
на первый взгляд произведениях…

Общество, изображённое в романе, достигло
материального совершенства и остановилось
в своём развитии, погрузившись в состояние
духовной и социальной энтропии.

Человек
и природа

Аргументы
к сочинению

Шолохов
«Тихий Дон».
Тургенев
«Бежин луг».
 Природа
совпадает с чувствами героев. М.
Булгаков. «Роковые яйца».

Профессор
Персиков случайно вместо больших кур
выводит гигантских гадов, которые грозят
цивилизации. М.
Булгаков.

«Собачье сердце».
Профессор
Преображенский пересаживает собаке
Шарику часть мозга человека, превращая
вполне симпатичного пса в отвратительного
Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
Нельзя бездумно вмешиваться в природу! М.
Пришвин.

«Кладовая солнца»

Человек
и познание.

Аргументы
к сочинению

Шукшин
«Чудик»
 —
человек рассеянный, может показаться
невоспитанным. А то, что побуждает его
совершать странные поступки, — мотивы
положительные, некорыстные. Чудик
размышляет над проблемами, волнующими
человечество во все времена: в чем смысл
жизни? Что есть добро и зло? Кто в этой
жизни “прав, кто умнее”? И всеми
поступками доказывает, что прав он, а
не те, кто считает…

Гончаров.
Образ Обломова.

Это
образ человека, который только хотел.
Он хотел изменить свою жизнь, хотел
перестроить жизнь поместья, хотел
вырастить детей … Но у него не нашлось
сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь,
поэтому его мечты так и остались
мечтами. М.
Горький в пьесе «На дне».

Показал
драму «бывших людей», которые утратили
силы для борьбы ради самих себя.

Они
надеются на что-то хорошее, понимают,
что жить надо лучше, но ничего не делают
для того, чтобы изменить свою участь.
Неслучайно действие пьесы начинается
в ночлежке и заканчивается там же. И.
Бунин в рассказе «Господин из
Сан-Франциско».

Показал
судьбу человека, который служил ложным
ценностям. Богатство было его богом, и
этому богу он поклонялся.

Но когда
американский миллионер умер, то оказалось,
что подлинное счастье прошло мимо
человека: он умер, так и не узнав, что
такое жизнь.  Есенин.
«Черный человек».

Поэма
«Чёрный человек» – крик погибающей души
Есенина, это реквием по оставленной
позади жизни. Есенин, как никто другой
смог рассказать, что с человеком делает
жизнь. Маяковский.
«Послушайте».


Внутренняя
убежденность в правоте своих нравственных
идеалов отделяли Маяковского от других
поэтов, от привычного течения жизни.
Эта обособленность рождала душевный
протест против обывательской среды,
где не было высоких духовных идеалов.
Стихотворение-крик души поэта. Замятин
«Пещера».

(Мартина
Мартиныча). Герой вступает в конфликт
с самим собой, в душе его происходит
раскол.

Погибают Его духовные ценности.
Он нарушает заповедь “Не укради”.

Сострадание,
чуткость и милосердие

Аргументы
к сочинению

Астафьев
«Людочка»

В
эпизоде с умирающим человеком, когда
все от него отошли, лишь Людочка его
пожалела. А после его смерти все только
делали вид, что им его жалко, все кроме
Людочки. Приговор обществу, в котором
люди лишены человеческого тепла. М.
Шолохов «Судьба человека».


В
рассказе повествуется о трагической
судьбе солдата, который во время войны
потерял всех родных. Однажды он встретил
мальчика-сироту и решил назваться его
отцом. Этот поступок говорит о том, что
любовь и желание делать добро дают
человеку силы для жизни, силы для того,
чтобы противостоять судьбе.  В.
Гюго «Отверженные».


Писатель
в романе рассказывает историю вора.
Переночевав в доме епископа, утром этот
вор украл у него серебряную посуду. Но
через час полиция задержала преступника
и доставила его в дом, где ему дали
ночлег. Священник сказал, что этот
человек ничего не воровал, что все вещи
он взял с разрешения хозяина.

Вор,
пораженный услышанным, в одну минут
пережил подлинное перерождение, и после
этого он стал честным человеком.

Научный
прогресс и нравственные качества
человека

Аргументы
к сочинению

А.
С. Грибоедов. «Горе от ума»
М.
Булгаков. «Собачье сердце»

Доктор
Преображенский превращает пса в человека.
Ученым движет жажда познания, стремление
изменить природу. Но порой прогресс
оборачивается страшными последствиями:
двуногое существо с «собачьим сердцем»
– это еще не человек, потому что нет в
нем души, нет любви, чести, благородства.

43

Источник: https://StudFiles.net/preview/1845108/page:5/

отцы и дети

Конфликт поколений

Неблагодарность детей, родительская любовь

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

А. С. Пушкин «Станционный смотритель»

Ф.М. Достоевский

«Униженные и оскорбленные»

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

А. С. Грибоедов

«Горе от ума»

Роман русского писателя И. С. Тургенева «Отцы и дети». Конфликт поколений мы видим во взаимоотношениях Базарова с его родителями.

У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой – презирает «глупую жизнь отцов». От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения.

Если у Аркадия Кирсанова мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.

Важно

При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает.

У Самсона Вырина, главного героя повести, есть дочь Дуня, в которой он души не чает. Но проезжий гусар, положивший на девушку глаз, обманом увозит ее из отцовского дома.

Когда Самсон находит свою дочь, она уже замужем, хорошо одета, живет многим лучше его и не хочет возвращаться. Самсон возвращается на свою станцию, где впоследствии спивается и умирает.

Спустя три года рассказчик проезжает по тем местам, и видит могилу смотрителя, а местный мальчик рассказывает ему, что летом приезжала барыня с тремя барчатами и долго плакала на его могиле.

Наташа, героиня романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», предает свою семью, убежав из дому с любовником. Отец девушки, Николай Ихменев, болезненно воспринимает её уход к сыну своего врага, считая это позором, и проклинает дочь.

Отвергнутая отцом и потерявшая любимого, Наташа глубоко переживает – она потеряла все, что было у нее ценного в жизни: доброе имя, честь, любовь и семью. Однако Николай Ихменев все еще безумно любит дочь, несмотря ни на что, и после долгих душевных терзаний, в финале повести, находит в себе силы простить ее.

На этом примере мы видим, что родительская любовь является самой сильной, бескорыстной и всепрощающей.

Несмотря на то, что госпожа Простакова – грубая, алчная помещица, она любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на все. Но сын отворачивается от неё в самую трагическую минуту. Этот пример показывает нам, что родители стараются все делать на благо детям. Но дети, к сожалению, не всегда это могут оценить и понять.

Совет

Не обошел стороной проблему отцов и детей и русский писатель А. С. Грибоедов в своем произведении«Горе от ума». В комедии прослеживаются взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него – деньги.

Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно.

Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительным.

Источник: http://arguments-ege.blogspot.com/2013/04/blog-post_8763.html?_escaped_fragment_

Ссылка на основную публикацию