Сны в романе ф. м. достоевского «преступление и наказание»

Сны Раскольникова в романе “Преступление и наказание” по главам: описание, суть, смысл (таблица)

В своих произведениях Достоевский неоднократно использует сны как средство художественной выразительности.

Тема сна Описание сна Раскольникова Глава в романе
Сон о лошади Накануне преступления Раскольникову снится сон о лошади, которую забивают до смерти кнутом. Судя по всему, будучи маленьким мальчиком, Раскольников вживую видел убийство лошади и это воспоминание сохранилось в его голове. Этот сон как будто напоминает Раскольникову о том, что он способен чувствовать жалость и сострадание к живому существу:«…Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…»«…в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка…»«…Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…»Сон отражает двойственность натуры Раскольникова (как и любого человека). Во сне Раскольников испытывает жалось к лошадке, к животному. Но при этом в реальной жизни он замышляет убийство человека, к которому жалости не испытывает. Часть 1, Глава V
Сон об Африке Сон об Африке снится Раскольникову накануне преступления, когда герой находится в болезненном состоянии. В этом сне Раскольников видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок.«…Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…”Этот сон представляет собой полный контраст реальной жизни Раскольникова – жалкой, бесцветной и серой. Часть 1, Глава VI
Сон об Илье Петровиче и хозяйке После совершения преступления Раскольников впадает в бред и видит сон о полицейском Илье Петровиче, который бьет хозяйку квартиры, в которой живет главный герой.Во сне Раскольников чувствует страх, что за ним могут прийти, чтобы арестовать:«…Вдруг Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку…»«…Но, стало быть, и к нему сейчас придут, если так, «потому что… верно, все это из того же… из-за вчерашнего…»«…Страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его…»В этом сне воплощается страх Раскольникова за то, что его разоблачат и арестуют. В то же время во сне Раскольников не предпринимает ничего, чтобы сбежать, закрыться, не сдаться полиции. Часть 2, Глава II
Сон о смеющейся старухе Перед приходом Свидригайлова к Раскольникову главный герой видит бредовый сон о покойной старухе-процентщице. Во сне Раскольников идет в квартиру старухи вслед за каким-то человеком, который зовет его за собой. В квартире старухи в углу гостиной Раскольников видит сидящую старуху-процентщицу, которая смеется. Раскольников пытает расправиться со старухой, но ему это не удается и смех старухи только усиливается:«…старушонка сидела и смеялась, — так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал…»Не сумев совладать со старухой, Раскольников бежит прочь, но повсюду видит людей – на лестнице, в помещениях и т.д.:«…все смотрят, — но все притаились и ждут, молчат… Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли… Он хотел вскрикнуть и — проснулся…»В этом сне Раскольников испытывает страх разоблачения и позора, которые мучают его в реальности.  Часть 3,Глава VI
Сон о конце света Это – последний сон Раскольникова, который снится герою уже на каторге. Отбывая срок на каторге, Раскольников однажды заболевает и попадает в больницу. В болезненном бреду он несколько раз видит, судя по всему, повторяющийся сон о конце света:«…Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и в бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных…»Этот последний сон снится Раскольникову в Сибири на каторге. Каторга становится для героя началом его новой жизни и искупления греха. Этот сон Раскольникова – символ очищения и обновления души героя. Это очень яркий и эмоциональный сон, который говорит об активной внутренней работе героя. Эпилог

Источник: http://www.alldostoevsky.ru/2015/01/sny-raskolnikova-glavy-poslednij-son-o-loshadi.html

17. Сны Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

   Изображение снов в произведении – один из психологических способов, с помощью которого автор  раскрывает перед читателем внутреннее состояние героя.  Его использовали многие отечественные классики.

Не исключением был и Ф.М.Достоевский, который в своем романе «Преступление и наказание» изображает сновидения Родиона Раскольникова на разных стадиях подготовки преступления и после совершенного убийства.

         Так, первый сон, который увидел Раскольников, погружает героя в его прошлое. Снится Родиону, будто они с отцом в праздничный вечер проходят мимо кабака и видят, как пьяный мужик избивают маленькую лошаденку, запряженную в огромную телегу.

Обратите внимание

Столпившиеся люди молчат да посмеиваются, лишь мальчик Родя пытается заступиться… Но на глазах у толпы несчастную «клячу» добивают железным ломом. Родион плачет, хочет кричать.

Я думаю, сон несет большую смысловую нагрузку: открывает истинное состояние души Родиона, показывает, что задуманное им насилие противоречит его собственной натуре.

         Второй сон Раскольникова об Африке, он снится герою накануне преступления. Ему грезится идеальный мир, который будет создан им благодаря убийству старухи. Не случайно оазис находится в Египте: Египетский поход – начало карьеры Наполеона, с которым себя в один ряд и ставил Раскольников.

         Третий сон-галлюцинацию видит персонаж уже после убийства старухи-процентщицы. Ему покажется, что кто-то бьет хозяйку его квартиры. Раскольникову слышатся страшные крики: «вопль, слезы, ругательства».

Позже выяснится, что никто не бил ее, а Настасья-служанка скажет Родиону: «Это кровь в тебе кричит». Женщина имела в виду, что  «кровь кричит» в бывшем студенте, потому что «нет ей выхода».

Но Родион понимает это по-своему: в нем кричит кровь убитых им людей, то есть «мучает совесть. Но до сих пор Раскольников уверен в правильности своей теории.

        В четвертом сне Раскольникову видится совершенное им убийство, но только результат у того иной. Ему кажется, что он достает топор из петли и бьет им по голове старухи. Она падает, как деревянная, не проронив ни звука.

Это удивляет Раскольникова, и когда герой опускается на пол, чтобы посмотреть в ее лицо, он видит, что старуха жива и смеется над ним. Не одна она делает это! Смеются все над ним: люди и в комнатах, и на улице.

И это то, чего боится Раскольников: страх быть осмеянным и осужденным.

Важно

          Последний сон видится Раскольникову на каторге. Ему грезится, что весь мир – жертва моровой язвы, которая, заражая людей, делала их сумасшедшими. Каждый из них считал, «что в нем в одном и заключается истина».

По всему миру пошел голод, пожары, смерть… Выжить в такой обстановке могли только избранные, «предназначенные начать новый род людей и новую жизнь».

Страшный сон воздействовал на Родиона очищающее: он понял безнравственность своей теории…

         Таким образом, Достоевский описывает  сны главного персонажа с одной целью: показать психическое состояние Раскольникова в разные моменты его жизни. 

Милана

Источник: http://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/literatura-sochineniya/ege/zadanie-17/2964-17-sny-raskolnikova-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie

Сны и грезы Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

В своих романах Достоевский раскрывает сложные процессы внутренней жизни героев, их чувства, эмоции, тайные желания и опасения. В этом аспекте особенно важными представляются сны персонажей.Попробуем проанализировать сны и грезы Раскольникова в романе «Преступление и наказание».

Первый сон герой видит на Петровском острове. В этом сновидении вновь оживает детство Родиона: вместе с отцом в праздничный день он едет за город. Здесь они видят страшную картину: молодой мужик, Миколка, выйдя из кабака, изо всех сил хлещет кнутом свою «тощую…

саврасую клячонку», которой не под силу везти непосильный воз, а потом добивает ее железным ломом.Чистая детская натура Родиона протестует против насилия: с плачем бросается он к забитой савраске и целует ее мертвую окровавленную морду. А потом вскакивает и бросается с кулачонками на Миколку.

Раскольников испытывает здесь целый спектр самых различных чувств: ужаса, страха, жалости к несчастной лошаденке, злобы и ненависти к Миколке. Сон этот настолько потрясает Родиона, что, проснувшись, он отрекается «от проклятой мечты своей».

Таково значение сна непосредственно во внешнем действии романа. Однако смысл этого сна гораздо глубже и знаменательнее.

Во-первых, сон этот предваряет будущие события: красные рубахи пьяных мужиков; красное, «как морковь», лицо Миколки; баба «в кумачах»; топор, которым можно разом покончить с несчастной клячей — все это предопределяет будущие убийства, намекая на то, что все-таки прольется кровь.

Во-вторых, сон этот отражает мучительную раздвоенность сознания героя. Если мы вспомним о том, что сновидение — это выражение подсознательных желаний и опасений человека, то получится, что Раскольников, боясь собственных желаний, все же хотел, чтобы насмерть забили несчастную лошаденку.

Получается, что в этом сне герой ощущает себя и Ми-колкой, и ребенком, чистая, добрая душа которого не приемлет жестокости и насилия.Эта раздвоенность, противоречивость натуры Раскольникова в романе тонко подмечена Разумихиным.

В разговоре с Пульхерией Александровной Разумихин замечает, что Родион «угрюм, мрачен, надменен и горд», «холоден и бесчувствен до бесчеловечия», а вместе с тем — «великодушен и добр». «Точно в нем два противоположных характера поочередно сменяются», — восклицает Разумихин.

О мучительной раздвоенности Раскольникова свидетельствуют и два противоположных образа из его сна — кабак и церковь. Кабак — это то, что людей губит, это средоточие разврата, безрассудства, зла, это то место, где человек зачастую теряет свой человеческий облик.

Совет

Кабак всегда производил на Родиона «неприятнейшее впечатление», там всегда была толпа, «так орали, хохотали, ругались… безобразно и сипло пели и дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи». Кабак — это символ порочности и зла.Церковь же в этом сне олицетворяет то лучшее, что есть в человеческой природе.

Характерно, что церковь маленький Родион любил, два раза в год ходил с отцом и матерью к обедне. Ему нравились старинные образа и старый священник, он знал, что здесь служились панихиды по его умершей бабушке.Кабак и церковь здесь, таким образом, метафорически представляют основные ориентиры человека в жизни.

Характерно, что в этом сновидении Раскольников не доходит до церкви, не попадает в нее, что также очень знаменательно. Его задерживает сцена возле кабака.Многозначителен здесь и образ тощей крестьянской савраски, которая не выдерживает непосильной ноши.

Несчастная лошаденка эта — символ невыносимых страданий всех «униженных и оскорбленных» в романе, символ безысходности и тупика Раскольникова, символ бедствий семьи Мармеладовых, символ положения Сони. С этим эпизодом из сна героя перекликается горькое восклицание Катерины Ивановны перед смертью: «Уездили клячу! Надорвала-ась!».

Значим в этом сне и образ давно умершего отца Раскольникова. Отец хочет увести Родиона от кабака, не велит ему смотреть на совершаемое насилие. Отец здесь как будто пытается предостеречь героя от его рокового поступка.

Напоминая о горе, которое постигло их семью, когда умер братик Родиона, отец Раскольникова ведет его на кладбище, на могилу умершего брата, по направлению к церкви. Именно такова, на наш взгляд, функция отца Раскольникова в этом сне.Кроме снов, в романе описаны три видения Раскольникова, три его «грезы». Перед совершением преступления он видит себя «в каком-то оазисе».

Караван отдыхает, мирно лежат верблюды, кругом — великолепные пальмы. Неподалеку журчит ручей, и «чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку…»И в этих грезах снова обозначается мучительная раздвоенность сознания героя. Как замечает Б. С.

Кондратьев, верблюд здесь — символ смирения (Раскольников смирился, отрекся от «проклятой мечты своей» после первого сна), но пальма — «главный символ триумфа и победы», Египет — то место, где Наполеон забывает армию1. Отрешившись от своих замыслов наяву, герой возвращается к ним во сне, ощущая себя победителем-Наполеоном.

Обратите внимание

Второе видение посещает Раскольникова уже после его преступления. Он как будто наяву слышит, как квартальный надзиратель Илья Петрович страшно избивает его [Раскольникова] квартирную хозяйку.Видение это обнажает скрытое желание Раскольникова навредить квартирной хозяйке, чувство ненависти, агрессии героя по отношению к ней.

Читайте также:  Аргументы на тему: доброта и жестокость в романе «отцы и дети» (и. с. тургенев)

Именно из-за квартирной хозяйки он оказался в участке, вынужден был объясняться с помощником квартального надзирателя, испытывая смертельное чувство страха и почти не владея собой.Но видение Раскольникова имеет и более глубокий, философский аспект.

Это отражение мучительного состояния героя после убийства старухи и Лизаветы, отражение его чувства отчуждения от своего прошлого, от «прежних мыслей», «прежних задач», «прежних впечатлений». Квартирная хозяйка здесь, очевидно, является символом прошлой жизни Раскольникова, символом того, что он так любил (вспомним историю взаимоотношений героя с дочкой квартирной хозяйки).

Квартальный надзиратель же — фигура из его «новой» жизни, отсчет которой положило его преступление. В этой «новой» жизни он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех», а заодно и от своего прошлого. Раскольникову невыносимо тягостно в своем новом положении, что в подсознании его запечатлевается как ущерб, вред, нанесенный прошлому героя его настоящим.

Третье видение посещает Раскольникова после его встречи с мещанином, обвиняющим его в убийстве. Герою чудятся лица людей из его детства, колокольня В-й церкви; «биллиард в одном трактире и какой-то офицер у биллиарда, запах сигар в какой-то подвальной табачной лавочке, распивочная, черная лестница… откуда-то доносится воскресный звон колоколов…»Офицер в этом видении — отражение реальных жизненных впечатлений героя. Перед своим преступлением Раскольников слышит в трактире разговор студента с офицером. Сами же образы данного видения перекликаются с образами из первого сна Родиона. Там он видел кабак и церковь, здесь — колокольня В-й церкви, звон колоколов и трактир, запах сигар, распивочная. Символический смысл этих образов здесь сохраняется.Второй сон Раскольников видит уже после своего преступления. Ему снится, что он вновь идет на квартиру Алены Ивановны и пытается убить ее, однако старушонка, как будто издеваясь, заливается тихим, неслышным смехом. Смех и шепот слышатся ему в соседней комнате. Раскольникова окружает вдруг множество людей — в прихожей, на площадке, на лестнице, — молча и выжидая, они смотрят на него. Объятый ужасом, он не может пошевелиться и вскоре пробуждается.

Сон этот отражает подсознательные желания героя. Раскольников тяготится своим положением, желая кому-нибудь открыть свою «тайну», ему тяжело носить ее в себе.

Он буквально задыхается в своем индивидуализме, стремясь преодолеть состояние мучительного отчуждения от окружающих и самого себя. Именно поэтому в сновидении Раскольникова рядом с ним множество людей.

Душа его рвется к людям, ему хочется общности, единения с ними.

В этом сне вновь появляется мотив смеха, сопровождающий Раскольникова на протяжении всего романа. Смех этот, по точному замечанию М. Бахтина, развенчивает теорию героя. «Перед нами образ развенчивающего всенародного осмеяния на площади карнавального короля-самозванца», — пишет исследователь.

После совершения преступления Раскольников чувствует, что «себя убил, а не старушонку». Эта истина будто бы открыта людям, окружающим героя во сне.Интересную интерпретацию сна героя предлагает Б. С. Кондратьев. Исследователь замечает, что смех во сне Раскольникова — зто «атрибут незримого присутствия сатаны», смеются и дразнят героя бесы.

Свой третий сон Раскольников видит уже на каторге. В этом сне он как бы заново переосмысливает происшедшие события, свою теорию. Раскольникову представляется, будто весь мир осужден в жертву «страшной… моровой язве». Появились какие-то новые микроскопические существа, трихины, заражающие людей и делающие их бесноватыми.

Зараженные не слышат и не понимают других, считая лишь свое мнение абсолютно верным и единственно правильным. Оставив свои занятия, ремесла и земледелие, люди убивают друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Начинаются пожары, голод, гибнет все вокруг. Во всем мире спастись могут лишь несколько человек, «чистых и избранных», но их никто и никогда не видел.

Важно

Сон этот являет собой крайнее воплощение индивидуалистической теории Раскольникова, показывая угрожающие результаты пагубного влияния ее на мир и человечество.

Характерно, что индивидуализм теперь отождествляется в сознании Родиона с бесноватостью и сумасшествием.

Фактически идея героя о сильных личностях, Наполеонах, которым «все дозволено», представляется теперь ему болезнью, сумасшествием, помутнением разума.

Более того, распространение этой теории во всем мире — это то, что вызывает наибольшие опасения Раскольникова. Теперь герой сознает, что идея его противна самой человеческой природе, разуму, Божественному мироустройству.

Поняв и приняв все это своей душой, Раскольников испытывает нравственное просветление. Недаром именно после этого сна он начинает осознавать свою любовь к Соне, открывающую ему веру в жизнь.

Таким образом, сны и видения Раскольникова в романе передают его внутренние состояния, чувства, сокровенные желания и тайные опасения. Композиционно сны нередко предваряют будущие события. Кроме того, сны героя перекликаются с идейным замыслом произведения, с авторской оценкой идей Раскольникова.

Источник: http://lit-helper.com/p_sni_i_grezi_raskol-nikova_v_romane_f_m__dostoevskogo_prestuplenie_i_nakazanie

Роль снов романе “Преступление и наказание”

jolly_kiki

В своих романах Ф. М. Достоевский раскрывает сложные процессы внутренней жизни своих героев, их чувства, эмоции, тайные желания, переживания и опасения.

В этом контексте особую значимость приобретают сны персонажей. Сон, как композиционный элемент, может выполнять различные функции и нести свою особенную смысловую нагрузку.

Давайте попробуем разобраться, какова роль и значение снов в романе “Преступление и наказание”.

Первый раз Достоевский вводит сон в первой части произведения, еще до убийства старухи-процентщицы. Заснув на улице по причине болезненного своего состояния и выпитой накануне рюмки, Раскольников видит свое детство: маленький Родя вместе с отцом гуляет за городом в светлый праздничный день, однако вскоре идиллию нарушает один страшный эпизод.

Молодой мужик Миколка, выйдя из кабака, начинает хлестать свою “тощую саврасую клячонку”, которой не под силу везти груз в виде без малого десяти человек, а потом добивает ее железным ломом. Первое, что лежит на поверхности, это то, что чистая детская натура Раскольникова протестует против насилия.

Совет

Маленький Родион подбегает к клячонке и целует ее в окровавленную морду, а потом с кулачками бросается на убившего “лошадку” Миколку. То, что нам дан именно детский взгляд на ситуацию, – неслучайно. Детское сознание – чистое и незашоренное никакими теориями, ребенок живет – сердцем. И в душе Раскольникова этот ребенок борется с его разумом, рождающим столь губительные казуистические теории.

Здесь проявляется двойственность натуры главного героя. О мучительной раздвоенности Раскольникова свидетельствуют и два противоположных образа из его сна – церковь и кабак.

Кабак – является символом того, что губит людей, это средоточие зла, разврата, безрассудства, это то место, где человек теряет свои человеческий облик (неслучайно нравственно опустившийся Свидригайлов – завсегдатай кабаков и прочих “клоак”, поскольку один из признаков развратности – отсутствие некого эстетического чувства).

Церковь же олицетворяет все лучшее, что есть в человеческой природе. Характерно, что в церковь маленький Родя ходить любил, а кабак всегда производил на него “неприятнейшее впечатление”. Таким образом, кабак и церковь в метафорическом плане представляют собой нравственные ориентиры человека в реальной жизни.

Символично то, что Родион задерживается у кабака по пути в церковь и так в нее и не попадает. На мой взгляд, это можно трактовать двояко. Например, это может означать с одной стороны то, что Раскольников свернул с истинного пути, а с другой, что он сделал это все же не по своей воле, а во имя лошади Миколки, символизирующей всех “униженных и оскорбленных”. Примечательно, что с этим эпизодом сна Раскольникова перекликается горькое восклицание Катерины Ивановны: “Уездили клячу! Надорвала-ась!”.

Однако стоит поподробнее остановится на лошади и ее символике. Помимо того, что она представляет тех, за чье благо борется Раскольников , она в то же время символизирует ту самую “бесполезную вошь”, старушонку, ставшую его жертвой. То есть этот сон предрекает те самые кровавые события в будущем.

Поэтому, проснувшись, Раскольников отрекается от своей “проклятой мечты” и задается вопросами: “Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой тёплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором. Господи, неужели?”.

И если лошадь – это старуха-процентщица, то логично будет предположить, что Миколка – это Раскольников. И тут рассуждение опять же затрагивает тему двойственности Раскольникова, что в нем могут уживаться безгрешный наивный ребенок и страшный убийца. Примечательно, на мой взгляд, и то, что имя Миколки фигурирует в тексте не один раз.

Действительно, между Миколкой из сна и Миколкой, сознавшемся в преступлении, можно провести параллель. С первым Миколкой Раскольникова роднит совершенное злодеяние, что касается второго Миколки, интересно, что Порфирий Петрович упоминает о том, что Миколка из “раскольников”.

Обратите внимание

Наверняка, это не простое совпадение, а сознательная авторская отсылка к гланому герою. Таким образом, второй Миколка как бы подает пример Раскольникову, показывает то, как ему нужно поступить в сложившейся ситуации. Миколка хоть и появляется лишь в нескольких эпизодах романа, его образ очень важен.

Он является символом добровольного страдания, только через него по Достоевскому можно искупить свои грехи, очиститься и нравственно возродиться.

Второй сон Раскольников видит уже после своего преступления. Ему снится , что он вновь идет на квартиру Алены Ивановны и пытается убить ее , однако старушонка, как будто издеваясь, заливается тихим , неслышным смехом. Смех и шепот слышатся ему в соседней комнате.

Раскольникова окружает вдруг множество людей – в прихожей, на площадке, на лестнице , – молча и выжидая , они смотрят на него . Объятый ужасом, он не может пошевелиться и вскоре пробуждается.

Этот сон показывает болезненное состояние Раскольникова, его нервную напряженность, его желание поделиться с кем-нибудь, разделить свою тяжкую ношу. Раскольников борется с собой и своим индивидуализмом, его душа рвется к людям, поэтому, возможно, в его сне фигурирует множество людей.

Помимо этого, во сне появляется мотив смеха, развенчивающего теорию Раскольникова. М. Бахтин пишет: “Перед нами образ развенчивающего всенародного осмеяния на площади карнавального короля-самозванца”. И на иррациональном уровне Раскольников это чувствует, но еще не осознает.

Смех процентщицы также может олицетворять насмешку дьявола над Раскольниковым. Однозначно, бесовское начало присутствует в романе, посмотреть хотя бы на то, в каких условиях создавалась раскольниковская теория – там не было ни Бога, ни человека.

Свой третий сон Раскольников видит уже на каторге. В этом сне он как бы заново переосмысливает происшедшие события , свою теорию. Раскольникову представляется, будто весь мир осужден в жертву «страшной… моровой язве ». Появились какие- то новые микроскопические существа , трихины , заражающие людей и делающие их бесноватыми .

Зараженные не слышат и не понимают других , считая лишь свое мнение абсолютно вер-ным и единственно правильным. Оставив свои занятия, ремесла и земледелие , люди убивают друг друга в какой- то бессмысленной злобе. Начинаются пожары, голод , гибнет все вокруг . Во всем мире спастись могут лишь несколько человек, «чистых и избранных »,но их никто и никогда не видел.

Сон этот являет собой крайнее воплощение индивидуалистической теории Раскольникова , показывая угрожающие результаты пагубного влияния ее на мир и человечество .Характерно, что индивидуализм теперь отождествляется в сознании Родиона с бес-новатостью и сумасшествием .

Фактически идея героя о сильных личностях, Наполеонах, которым « все дозволено», представляется теперь ему болезнью, сумасшествием , помутнением разума . Более того , распространение этой теории во всем мире — это то , что вызывает наибольшие опасения Раскольникова. Теперь герой сознает, что идея его противна самой человеческой природе, разуму , Божественному мироустройству .

Важно

Поняв и приняв все это своей душой , Раскольников испытывает нравственное просветление . Недаром именно после этого сна он начинает осознавать свою любовь к Соне, открывающую ему веру в жизнь.

Еще один человек помимо Раскольникова, кто видит сны, – Свиригайлов. И примечательно, что этот факт в какой-то мере обуславливает их двойничество. Совесть до конца не оставляет в покое ни одного, ни другого. Накануне самоубийства Свидригайлов видит несколько сновидений, одно переходит в другое.

Существенно, что переходы Свидригайлова из одного сна в другой имеют свою внутреннюю логику: «…в снах есть тема разврата, нарастающая от первого к третьему»; в первом сне, где появляется мышь, тема разврата «дана лишь намеком, лишь ощущением скользкого, противного», во втором сне возникает девочка-утопленница, «жертва разврата», в третьем сне – пятилетняя «девочка», «разврат полностью овладел ею». Образ пятилетней, возникший во сне Свидригайлова, глубоко символичен, поскольку воплощает в себе возможный предел человеческого падения, который ужасает даже Свидригайлова. Этот сон может также характеризовать Свидригайлова как человека, не способного возродиться. Поскольку возраст его “жертв” варьируется от двенадцати до шестнадцати, то представляется вполне возможным, что однажды он может “понизить планку”. Дети для Достоевского – святое, поэтому нетрудно догадаться, что поступки Свидригайлова расцениваются автором как едва ли не самый тяжелый грех. И возможно, самоубийство – был еднственный выход из этого ада, в которых сам герой себя и загнал.

Читайте также:  Всегда ли ценны заветы отцов?

Таким образом, сны и видения героев романа передают их внутренние состояния, чувства, сокровенные желания и тайные опасения . Композиционно сны нередко предваряют будущие события . Кроме того , сны перекликаются с идейным замыслом произведения и с авторской оценкой тех или иных событий.

Источник: https://jolly-kiki.livejournal.com/8411.html

Тема снов в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”

МБОУ средняя общеобразовательная  школа с углубленным изучением  иностранного языка №27

Тема снов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Выполнила ученица 10Б класса: Абрашина Мария

г.Ангарск, 2013

Содержание

Введение 3

Первый сон 4

Второй сон 6

Третий сон 7

Четвертый сон 8

Пятый сон 9

Заключение 10

Список литературы 13

Введение

Мир снов и сновидений издревле интересовал человека как что-то столь же близкое нашему пониманию  сколь далекое от него. Бодрствуя, мы видим и понимаем, что происходит вокруг, оцениваем происходящее – наше сознание работает так, как мы этого  хотим. Но что происходит с сознанием  человека во сне? Тайна, покрытая мраком ночи…

Совершенно особую роль, сновидения играют в литературных произведениях. Сны героев зачастую определяют их жизнь. Часто то, что персонажи произведений видят, закрыв глаза, важнее того, что он делает, открыв их. Они могут показать внутренний мир героя, его переживания или то, что может ждать его в будущем.

Самыми яркими примерами сновидений героев в литературе являются сон Татьяны из романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина, сон Ильи Ильича из романа “Обломов” И.А. Гончарова, сны Раскольникова и Свидригайлова из “Преступления и наказания” Ф.М. Достоевского и многие другие. Во всех этих книгах авторы отводят снам серьёзную идейно-художественную роль.

Сны предрекают будущее героев, разъясняют их прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок.

Сон для Достоевского  не какой-то эффективный прием предсказания события, заранее известного писателю, или условное изображение уже  происшедшего события.

Сон у этого  писателя  незаменимый способ художественного  познания, основанный на законах самой  человеческой натуры. Через сон он ищет «в человеке человека». Во снах у  него и «невысказанное, будущее слово».

Таким образом, сон для писателя это не уход от действительности, а напротив, стремление постигнуть ее в ее собственных своеобразных формах, осмыслить ее художественно.

«Преступление и наказание»  самый насыщенный сновидениями роман Ф.М. Достоевского. Можно говорить не только о снах-новеллах, но и о цикле снов в контексте романа.

Первый сон

Первый сон Раскольников видит незадолго до убийства, заснув в кустах в парке после “пробы”  и встречи с Мармеладовым. Перед  тем, как заснуть, он долго блуждает по Петербургу и думает о полезности убийства старухи-процентщицы, которая  отжила свой век и «заедает» чужой.

Он видит себя ребенком, ему семь лет. Он гуляет с отцом  за городом. Душно, серо. На краю города «большой кабак». Странно, что рядом  «церковь с зеленым куполом» и  кладбище. Хохот, крики, драка.

Пьяная толпа  усаживается в телегу, и Миколка  бьет лошадь.

Наконец, кто-то кричит: «Топором ее, чего! Покончить с ней разом…»  Мальчик бросается ее защищать, плачет, «обхватывает ее мертвую, окровавленную  морду и целует ее, целует ее в  глаза, в губы».

Раскольников просыпается  «весь в поту» и решает отказаться от убийства: «Неужели ж я в самом  деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… Я ведь не вытерплю, не вытерплю!»

“Страшный сон”, отрывок  из детства, казалось бы, самого  светлого, доброго и замечательного  периода человеческой жизни. Но  далеко не это мы ощущаем,  читая строки об избиении лошади “Но уж бедной лошаденке  плохо. Она задыхается, останавливается,  опять дергает, чуть не падает”. Все это мы видим глазами  семилетнего мальчика, навечно запомнившего  воплощение жестокости.

Совет

Сон тяжелый, мучительный, изматывающий и необыкновенно богатый символами: Раскольников-мальчик любит ходить в церковь, олицетворяющую небесное начало на земле, то есть духовность, нравственную чистоту и совершенство; однако дорога в церковь проходит мимо кабака, который мальчик не любит; кабак  — это-то жуткое, мирское, земное, что  губит в человеке человека. Избиение животного лишний раз напоминает ему о насилии в мире, укрепляет его убеждение в правильности его теории, которую он вынашивал, находясь в болезненном состоянии и мечтая о “роли властелина”, “Наполеона”. В образе лошади он вновь видит униженных и оскорбленных людей. В этом сне несколько раз упоминается слово “топор”, и это не случайно. Ведь тут топор является орудием убийства, но не только лошади, но и старухи уже в реальном мире. Обилие насилия в этом сне стало очередным толчком, заставившим Раскольникова пойти на убийство.

В сцене у кабака мы видим, что по своей природе Раскольников вовсе не жесток: беспощадность и презрение к чужой жизни, даже лошадиной, ему чужды и возможное насилие над живым существом для него омерзительно, противоестественно.

Главная мысль этого эпизода  заключается в неприятии убийства натурой человека, и в частности натурой Раскольникова. Мысли и заботы о матери и сестре, желание доказать свою теорию об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях на практике побуждают его думать об убийстве, заглушать муки натуры и в конечном счете приведут в квартиру старухи-процентщицы.

Второй сон

Удивительно, что после первого  сна Родион долго не видит снов, не считая сна накануне убийства: сон-греза.

Он видит себя в пустыне, в оазисе, пальмы, голубая и холодная вода, «чистый, с золотыми блестками песок», он пьет воду прямо из ручья, но туту бьют часы, он просыпается и идет убивать.

Пейзаж этого сновидения явно противопоставлен душному Петербургу, а холодная вода, голубой и золотой цвета сна позволяют представить, чего жаждет душа Раскольникова.

Место действия сна – Египет, страна, в которой на долю ветхозаветных  персонажей выпадали всевозможные испытания. Испытания ожидают и героя  романа. Красота образов этого  сновидения на мгновение успокаивает  Раскольникова.

Этот сон – обман, который посылает судьба душе преступника накануне испытаний. Не только мотив жажды, но и мотив недопитой воды свяжет этот сон – грезу с последующими событиями романа.

Только перед развязкой Раскольников подумает: «Если уж надо выпить эту чашу… Пить, так пить все разом …». А в момент признания он, как бы отвергая материальную сущность воды, отводит рукой воду: «Принесли воды. – Это я… – начал было Раскольников.

– Выпейте воды. – Раскольников отвел рукой воду…» и внятно произносит роковые слова.

Третий сон

Бредовый сон, сон-кошмар, который снится Раскольникову на следующий день после убийства. Он находится во второй главе второй части романа. Это сон во сне – он спал и проснулся. Ему мерещится, что на лестнице квартальный надзиратель  страшно избивает его квартирную хозяйку. Много свидетелей, разговоры, стоны, жалобы. Потом все затихает.

Раскольников испытывает «безграничный  ужас», его мучает страх разоблачения. Это самый жизнеподобный из всех снов, принадлежащий к виду необъявленных  снов.

Страх, испытываемый Раскольниковым в комнате («Он хотел было запереться на крючок, но рука не поднялась…»), заставляет вспомнить пережитый ужас после  убийства, когда он обнаружил, что  дверь была не заперта на крючок, а потом притаился за дверью и  слушает, как снаружи стучат, зовут  старуху, разговаривают о том, что  дверь «не на замке, а на запоре, на крючке то есть» – «значит, кто-нибудь из них дома». Когда он стоял тогда  за дверью, ему казалось, что «он  точно окостенел, что это точно  во сне, когда снится что догоняют, близко, убить хотят, а сам точно  прирос к месту и руками пошевелить нельзя».

Обратите внимание

Кроваво-красный месяц  этого сна ритмически перекликается  и с «ярким закатом яркого красного солнца», которое Раскольников увидел накануне убийства, проходя через  мост.

 «Не старуху убил, а себя убил» – вот что предвещает третий сон. Эпизод сна дает ответ главному герою и читателю, что эксперимент был затеян зря, предчувствие того, что напрасное убийство повлечет за собой наказание.

Четвертый сон

Сон о повторном убийстве старухи. Действие как бы возвращается вспять, но теперь трагедия убийства оборачивается  комедией.

Сон становится как бы ответом  судьбы на реплику Раскольникова: «О, как я ненавижу теперь старушонку! Кажется, бы другой раз убил, если б  очнулась!».

Композиционно сон расположен прямо в центре романа. Он помещен  в конце третьей части и  делит роман на две триады.

Раскольников видит этот сон непосредственно перед приходом Свидригайлова, человека демонического и своеобразно олицетворяющего зло.

Это сон-катастрофа, который  ставит героя перед выбором: покаяние или безумие и самоубийство. Он удивителен по своей психологической точности и художественной силе.

Достоевский нагнетает, сгущает краски (смех у старухи “зловещий”, гомон толпы за дверью явно недоброжелательный, злобный, насмешливый), чтобы как можно более четко и достоверно отразить состояние отчаявшейся души героя, особенно усилившееся после провала «эксперимента над собой».

Раскольников оказывается  не Наполеоном, не властелином, имеющим  право с легкостью переступать  через чужие жизни ради достижения своей цели; муки совести и страх  разоблачения делают его жалким, и  смех старухи — это смех и торжество  зла над не сумевшим убить в  себе совесть Раскольниковым.

Пятый сон

Сон-бред. Это не один сон, а сжатый пересказ тех снов, которые снились Раскольникову во время болезни в острожной больнице. Одновременно – это и сон-предупреждение, после которого Раскольников окончательно разочаровывается в своей теории о праве сильного на убийство пусть даже ради благородной цели.

Его Раскольников видит на каторге, уже на пути к нравственному возрождению, глядя на свою теорию другими глазами. Раскольников болен, лежит в бреду. Под подушкой – Евангелие, принесенное Соней по его просьбе.

Ему снятся картины апокалипсиса: «Целые  селения,  целые города и народы заражались и  сумасшествовали.

Важно

  Все  были  в  тревоге  и  не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и  ломал  себе  руки.

  Не знали, кого и как судить,  не  могли  согласиться,  что  считать  злом,  что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе…»

Мир гибнет, но спасаются  несколько, которые должны «начать  новый род людей и новую  жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей». Это сон о мировой катастрофе, конце света, сон-апокалипсис  и пророческий сон, в котором, как утверждают исследователи, представлено пророчество Достоевского о мировой войне и революции.

Здесь происходит переосмысление героем назначенных целей, изменение его мировоззрения, постепенное приближение к духовному совершенству — то есть начинается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное и светлое, купленное ценой страдания, а ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек может прийти к настоящему счастью.

Художественная роль этого  сновидения весьма значительна: оно  не только психологическим мотивирует состояние взрослого Раскольникова, но и раскрывает антиномическую природу  хронотопа души героя.

Заключение

Достоевский как художник интересен прежде всего тем, что  он принес с собой новые формы  художественного видения, и сумел  открыть и увидеть новые стороны  человека и его жизни.  Пожалуй, ни у кого из прежних писателей сны не были столь мощным орудием художественного познания человека и мира, как у Достоевского.

Сон у него – сложный художественный прием, позволяющий проникнуть в  самые глубины человеческого  сознания, расширить горизонт художественного  видения и взглянуть на человека под другим углом художественного  зрения.

В романе реальная действительность и сновиденческая тесно взаимосвязаны, и через сны происходит болезненный, мучительный, сложный процесс познания героем мира, осознания его непреходящих ценностей. Через сны писатель раскрывает путь героя от постепенного «умирания  » в себе семилетнего мальчика, олицетворяющего милосердие, к покаянию и началу нравственного  возрождения.

Совет

Достоевский – писатель глубокой мысли. Главная художественная задача его –  философское осмысление жизни, судьбы человеческой.

Совмещая прошлое, настоящее  и будущее в сновидениях героя, что дает ощущение безмерности любого мгновения, Достоевский переносит  нас в особый пространственно-временной мир, соответствующий «всечеловеческому» смыслу романа.

Я считаю, что именно с  помощью снов Раскольникова, мы можем  сопереживать герою, почувствовать  атмосферу того времени, наиболее полно  понять цели и мысли людей девятнадцатого столетия. Ведь только во сне человеческое подсознание высвобождается и способно о многом поведать читателю.

Приложение

Список литературы

  1. Сочинения по русской литературе – Базлова Н.Ю.
  2. «Преступление и наказание» – Ф.М. Достоевский, 1866
  3. Статья «Сны Раскольникова» (социальный психоанализ от Сергея Выгонского, выпуск 12, 2005
  4. Общеобразовательный интернет ресурс – Litra.ru
  5. Кирпотин В.Я. – Разочарование и крушение Родиона Раскольникова.

Источник: http://stud24.ru/literature/tema-snov-v-romane-fm/487927-1893529-page1.html

Символика снов в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание

Символика снов в романе Ф.М. Достоевского ” Преступление и наказание”

Автор: Достоевский Ф.М.

Что такое сны? Откуда они берутся? На этот вопрос до сих пор никто не знает ответа. Зато изображение сна, — описание сновидения, вещего сна — весьма распространенный литературный прием.

Сны очень часто применяются писателями для передачи внутреннего состояния героя, так как во сне человек становиться самим собой. Вот почему из сна мы можем узнать о переживаниях героя, его воспоминаниях о прошлом, или о том, что может ждать героя в будущем.

Одни из примеров вещих снов в литературе является сон Татьяны в романе «Евгений Онегин», из которого мы узнаём финал романа.

Всего в романе Родиону Раскольникову снится четыре сна. По сути, некоторые его сны это игра воображения – набор неясных образов, а другие очень яркие и чёткие.

У Раскольникова в сознании стирается грань между поступками и действиями – наступает бред. Сны Раскольникова это его диалог с совестью.

Я считаю, что первый и последний сон очень хорошо показывают внутреннее состояние главного героя до и после совершения убийства.

Читайте также:  Огэ: аргументы к сочинению 15.3 «что такое преданность»

Первый сон – это отрывок из детства. Родиону всего семь лет. Он ходит с отцом в церковь (путь креста) два раза в год. Дорога проходит мимо кабака, олицетворяющего грязь, пьянство и разврат.

Обратите внимание

Проходя мимо кабака Раскольников увидел, как несколько пьяных мужиков бьют «старую клячу» («Но уж бедной лошадке плохо. Она задыхается, останавливается, опять дёргает, чуть не падает»). В итоге, лошадь убивают и все кроме Родиона и старичка, стоящего в толпе, не пытаются остановить пьяных мужиков.

В этом сне Раскольников видит несправедливость мира. Несправедливое насилие над животным укрепляет его убеждение в правильности его теории. Раскольников понимает, что мир жесток. Ставя непосильную задачу перед лошадью, её убили за невыполнение приказа.

Как Миколка убивает свою лошадь («моё добро, что хочу то и делаю…»), так и Раскольников убивает старуху безжалостно («тварь ли я дрожащая или право имею»).

Второй сон Раскольников видит после убийства старухи и её сестры. Мне кажется, что это больше не сон, а игра воображения, хотя в ней тоже можно увидеть символику произведения. Главному герою снится, что Илья Петрович бьёт хозяйку. («Он бьёт её ногами, колотит её головой о ступени…»).

Для Раскольникова это шок. Он и подумать не мог, что люди могут быть такими жестокими («Он вообразить себе не мог такого зверства, такого исступления» «Но за что же, за что же, и как это можно!»).

Наверно Раскольников подсознательно пытается оправдать свой поступок, думая, что не он один такой жестокий.

В третьем сне Раскольникова заманивают в квартиру старухи.

Он находит её, сидящей на стуле, и пытается убить заново, но она только «заливается смехом» в ответ на попытки убить её («Раскольников заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась, – так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он её не услышал.»). Получается нелепая ситуация: Раскольникова мучает совесть, а он снова пытается убить старуху, но у него ничего не получается. Потом появляются люди, которые начинают смеяться над Раскольниковым. Фактически они смеются над теорией Раскольникова. Она потерпела крах. Всё тайное когда-то становится явным, и поступок главного героя не исключение. Раскольников начинает осознавать, что убийство старухи и сестры не сделало его Наполеоном.

Четвёртый сон снится Раскольникову в эпилоге романа. Он лежит в больнице. Идёт Страстная неделя. Мне кажется, что этот сон показывает, что Раскольников понял провал своей теории. Достоевский во сне изобразил мир, в котором каждый стал «Раскольниковым».

Важно

Всех охватила уверенность в своей правоте – правильности своей теории («…умными и непоколебимыми в истине»). Наш мир стал жить по законам теории Раскольникова, все начали считать себя «Наполеонами» («Будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве»).

Раскольников, видя всё это, осознаёт провал своей теории. После этого сна, он начинает новую жизнь. Он беспокоился о Соне, которая лежала в больнице, стал замечать всё то, что его окружало («Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты.

Там была свобода, и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его»).

Многие писатели использовали описания снов в качестве художественного приёма. Достоевскому удалось очень тонко и точно описать внутреннее психологическое состояние героя с помощью его снов. Первый сон был толчком Раскольникова от обдумывания теории к действию – убийству старухи.

Второй сон является проявлением его совести, которая нашла оправдание поступку Раскольникова. А вот третий сон показывает Раскольникову, что его уже раскрыли («Всё тайное становиться явным»). Четвёртый сон это последний аргумент в «развенчивании» теории Раскольникова.

Автор блестяще использовал в романе художественный приём – сны.

Источник: http://MirZnanii.com/a/357841/simvolika-snov-v-romane-fm-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie

Смысл снов в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”

    Важное значение в романе имеют сны. Границы между сном и реальностью практически нет. Сон плавно переходит в реальность, реальность в сон.

Когда Раскольников видит мещанина, обвинившего его в смерти старухи, он воспринимает его как сон.

Это связано с тем, что сама реальность в романе фантастична, чему способствует образ Петербурга, его атмосфера духоты, имеющая символический смысл. 

Совет

    На протяжении романа Родион Раскольников пять раз видит сны. Первый сон он видит в своей комнатке после встречи с пьяной девочкой на бульваре. Он порожден болезненным воображением героя. Действие происходит в далеком детстве Раскольникова.

Жизнь в его родном городке настолько обычна и сера, что «время серенькое», даже в праздничный день. Да и весь сон изображен писателем в мрачных тонах: «чернеется лесок», «дорога всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая черная».

С темным, серым тоном контрастирует лишь зеленый купол церкви, а радостными пятнами являются лишь красные и синие рубашки пьяных мужиков. 

    Во сне присутствуют два противоположных места: кабак и церковь на кладбище. Кабак в памяти Родиона Раскольникова олицетворяет пьянство, зло, низость и грязь его обитателей. Веселье пьяных людей не внушает окружающим, в частности маленькому Роде, ничего, кроме страха.

Чуть дальше вдоль дороги находится городское кладбище, а на нем – церковь. Совпадение их местонахождения означает, что какой бы ни был человек, он все равно начнет свою жизнь в церкви и закончит ее там же. Церковь не случайно находится в трехстах шагах от кабака.

Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить свою пошлую жизнь и, обратившись к Богу, который все простит, начать новую, праведную жизнь. Этот сон является важной частью романа.

В нем читатель впервые видит убийство, не только задуманное, но и осуществленное. 

    И после сна в голове у Раскольникова возникает мысль: «Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью…

Обратите внимание

с топором? Господи, неужели?» Родиону будет тяжело совершить это убийство, потому что его отношение к насилию мало изменилось с детства. Несмотря на прошедшие годы, он до сих пор питает отвращение к насилию, тем более к убийству. Этот сон является самым ярким и запоминающимся и несет самую большую смысловую нагрузку.

Он наглядно вскрывает источник чувства потрясенной несправедливости, порожденное исканиями и стремлениями героя.

Это один из самых важных моментов романа, в котором в сжатой форме сосредоточился тысячелетний опыт порабощения и угнетения одних людей другими, вековую жестокость, на которой издавна держится мир, и страстную тоску по справедливости и гуманности, выраженную с большим мастерством. 

    Еще один сон – это сон-крик, сон безобразный. Он заполнен не яркими, резкими, не приятными и радостными звуками, а страшными, ужасающими, жуткими: «она ныла, визжала и причитала», голос бившего хрипел, «таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слез, побой и ругательств он еще никогда не слыхивал и не видывал».

Под действием этих звуков у Родиона Раскольникова начали появляться первые и еще робкие сомнения в своей теории. Настасья так охарактеризовала ему его состояние: «Это кровь в тебе кричит. Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться». Но в нем кричит не его кровь, а кровь убитых им людей.

Все существо Раскольникова воспротивилось совершенному им убийству, лишь воспаленный мозг уверяет сам себя в том, что теория верна и что для Родиона убийство должно быть обычно, как смена дня и ночи. Да, он убил, но когда Илья Петрович бьет хозяйку, в голове у Раскольникова то и дело возникают вопросы: «Но за что же, за что же…

и как это можно!», «Но, боже, разве все это возможно!» 

    Даже после совершенного убийства Раскольников питает отвращение к убийству и к насилию вообще.

Этот сон показал герою, что он такой же гений, как и Илья Петрович, который без особой на то причины бьет хозяйку, в то время как у Раскольникова «рука не поднялась запереться на крючок», «страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его…».

В этом сне местом действия является лестница. Она символизирует борьбу внутри Раскольникова, борьбу добра и зла, вот только в данном случае непонятно, где добро, а где зло.

Важно

Лестница – это препятствие, которое предстоит пройти герою, чтобы подняться на самый верх человеческого развития, заменить Бога, который создал этот несовершенный мир, оказаться способным изменить людей для их же благополучия. Этот сон автор ввел в повествование, чтобы подчеркнуть отрицательные стороны теории Раскольникова: ее ужас и несостоятельность. 

    Для Родиона Раскольникова сны были очень важны, они были его второй жизнью. В одном из снов он повторяет уже совершенное им убийство старухи-процентщицы. По сравнению с настоящей жизнью пространство не изменилось, «все тут по-прежнему: стулья, зеркало, желтый диван и картинки в рамках».

Но во времени произошли значительные перемены. Была ночь. «Огромный, круглый, медно-красный месяц глядел прямо в окна», «это от месяца такая тишина». Обстановка напоминала царство мертвых, а не обычный петербургский дом. Именно эта деталь свидетельствовала о совер- шенном убийстве.

Уходя из квартиры старухи, Раскольников оставил после себя два трупа. И вот сейчас он вернулся в это царство мертвых. Все было мертво, но только для Раскольникова, все умерло в душе у него. Только для Родиона вокруг тишина и ни души, для остальных людей мир не изменился.

Люди стояли внизу, Раскольников был выше всей этой толпы, всех этих «тварей дрожащих». Он – Наполеон, он – гений, а гении не могут стоять на одной ступени с на- родом. Но люди осуждают Раскольникова, смеются над его жалкими попытками изменить мир через убийство какой-то старушонки.

И действительно, он не изменил ровным счетом ничего: старуха по-прежнему жива и смеется над Родионом вместе с толпой людей. Старуха смеется над ним, потому что, убивая ее, Раскольников вместе с тем убивает и себя. 

    Сны в романе “Преступление и наказание” наряду с символическим смыслом, помогающим понять психологию героя и самого автора, играют еще одну немаловажную роль: показывают изменения в теории Раскольникова. В тексте есть два сна, показывающих мир по теории героя.

В первом сне Раскольникову грезился тот идеальный мир, который будет создан им, гением, Наполеоном, спасителем человечества, богом. Родион мечтал о создании на земле Нового Иерусалима, и описание этого мира очень напоминает Эдем.

Совет

Сначала это будет небольшой оазис счастья среди бескрайней пустыни горя, неравноправия и печали.

В этом мире все будет прекрасно: «чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку, он же все пьет воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течет и журчит». 

    Не случайно оазис находится в Египте. Египетский поход, как известно, был началом прекрасной карьеры Наполеона, и Раскольников, как человек, претендующий на место Бонапарта, строить свой мир должен, начиная именно с Египта.

Но второй сон показал Родиону плоды его теории, которые он мог пожать уже в ближайшем будущем. Мир преобразился по сравнению с первым сном: он был «осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве».

Раскольников, наверное, даже и не подозревал, насколько страшна, насколько соблазнительна его теория. 

    Этот сон составляет полную противоположность первому сну.

Первый сон наполнен нежными, красивыми эпитетами, а во втором сне образ мира создают действия населяющих его людей: «мучился», «бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки», «кололись и резались», «кусали и ели друг друга», «начинали обвинять друг друга, дрались и снова резались».

Вот такова истинная картина будущего мира. Эти два сна показывают разницу между задуманным Раскольниковым миром и миром, который мог реально появиться. Именно после этого сна Родион Раскольников понял, наконец, сущность своей теории и отказался от нее.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/dostoevskij-f-m/prestuplenie-i-nakazanie/3520-smysl-snov-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie

Ссылка на основную публикацию