Биография и творчество М.Ю. Лермонтова
М. Ю. Лермонтов (1814 – 1841)
«Жизнь моя – я сам»
Ослепительна и мгновенна была жизнь поэта, как яркий проблеск молнии на небосклоне. Однако, прожив неполные 27 лет, он уверенно прошел цельный жизненный круг со взлетами и падениями, вдохновением и горечью многочисленных разочарований. Проведенное в Тарханах детство, поместье бабушки Е. А.
Арсеньевой, трепетно заботившейся о внуке, но враждовавшей с его отцом, затем бурная учеба в Благородном пансионе в Москве, где пролился свет культуры, поэзии и где юный Мишель начал работу над поэмой «Демон», которую не уставал писать всю жизнь.
<\p>
Следом шел Московский университет, откуда Лермонтова изгнали за протест против грубого и бездарного профессора. Два страшнейших года поэта прошло в школе гвардейских подпрапорщиков, в которой Лермонтов под стук военных барабанов творит роман «Вадим» о пугачевском восстании, затем была служба в Царском селе в гусарском полку.
Именно здесь появляется среди кутежей и проказ, дерзких интриг и легких влюбленностей драма «Маскарад», обличающая искусственность жизни и многообразие масок.<\p>
Лермонтов – истинный герой безвременья
После гибели Пушкина пролился яркий свет над жестоким строем и укладом империи, истребляющей гениев, в стихотворении-элегии «Смерть поэта». Мгновенный арест за славу голоса, громко прозвучавшего на всю Россию, а после и ссылка на Кавказ, где под пулями зреет первый реалистический роман, охватывающий психологию русской души, «Герой нашего времени».
В 1838 г. было возвращение из ссылки и невероятная слава при дворе и в свете, а далее дуэль с Барантом (сыном французского посла), посягнувшим на честь русского офицера, и снова, как по заранее спланированному сценарию, ссылка на Кавказ.
Здесь была дуэль уже с русским гражданином, некогда бывшим товарищем поэта, Мартыновым, оскорбившим вульгарностью и пошлостью ранимую душу Лермонтова.
<\p>
Смерть гения в грозу, с громом пронесшуюся над кавказкой горой Машук, на которой и стрелялись дуэлянты, замкнула его жизненный круг, успели только поменяться местами две последние цифры в датах его короткой, но насыщенной свершениями жизни.
Однако сколько было испытано чувств и какое противоречие мыслей и убеждений разрывало его душу и светлый ум! Сам он в одном из стихотворений писал: «Так жизнь скучна, когда боренья нет!».<\p>
Над миром он прошел с шумом, оставив яркий след…
В гимне любви, стихотворении тонком и вызывающим дрожь по телу «Я не унижусь пред тобой…», юный поэт стыдится разрывающего сердце чувства, отнимающего вдохновение и свободу. Минута счастья в печальной лирике Лермонтова отразилась в «Молитве», где есть надежда на минуту свободного дыхания.
«Благодарность» переполнена демоническим сарказмом и взыванием к Господу без нежных благодарений. Да и всегда практически взаимоисключающие чувства.
Можно ли найти патриотическое и более страстное признание в отечественной поэзии?<\p>
Москва, Москва! Люблю тебя, как сын,<\p>
Как русский – сильно, пламенно и нежно…
И словно рукой другого человека написано: «Прощай, немытая Россия».
Как в одном человеке это могло совмещаться? Как сложился гений Лермонтова? С детства будущего поэта окружали противоречия и обнаруживались драматические разлады жизни. Жестокая семейная драма обрушилась на него сразу после рождения: распри отца и бабушки, печальные песни матери у колыбели сына.
Большим потрясением стало жестокое унижение крепостных в усадьбе бабушки, где маленький Мишель по-детски удивлялся: «Я запрещаю бить людей!». Порыв к героическому теплится в душе поэта после глубокого знакомства с лирикой Пушкина и Шиллера. Однако становится ясно, что любой порыв будет прихлопнут одним жестом влиятельного императора.
Николай I закрывает Благородный пансион.
Борьба всегда была нужна Лермонтову – на протяжении всей жизни: это давало силы утвердиться в своих возможностях, став вровень со стихией. Но это не приносит ему долгожданной гармонии. Читая стихи последних лет, пред нами возникает другой Лермонтов – напрочь отказавшийся от свободы. «Тучи» свидетельствуют о смирении и недоступности обретения свободы.<\p>
В одном из писем он писал: «Образчики здешнего общества я видел, среди них встречались воспитанные молодые люди и любезные дамы, однако все они производят впечатление ухоженного сада, просторного и тесного, в котором легко заблудиться, поскольку хозяйские ножницы изничтожили хоть малое различие между деревьями!». Так поэт отзывается об окружающем обществе. Поиски новых впечатлений натолкнули его на мысль о том, что это глупейшее занятие – жить, будучи своим собственным шутом, вынужденным занимать себя.<\p>
Лермонтов: зачем я жил?<\p>
А. И. Герцев называл поэзию Лермонтова «печалью с безнадежным скепсисом надломленной души», а И.С. Тургенев отмечал, что «вероятно, Лермонтов внутренно глубоко скучал и задыхался в тесной атмосфере безвременья, куда его жестоко втолкнула судьба. На лице его я уловил прелестное выражение поэтического искусства».<\p>
Теперь можно понять, отчего глубокомысленный поэт не сумел согласиться со скучным и рабским веком, что позволяло отвечать бунтом на удары судьбы, и почему он даже в последние минуты жизни сумел остаться верен желаниям юности.<\p>
Источник: https://strofa.su/biografii/lermontov/
Биография М.Ю.Лермонтова
Лермонтов Михаил Юрьевич (3(15) октября 1814 года – 15(27) июля 1841 года) – выдающийся русский поэт.
Родился Лермонтов в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817)(по матери Арсеньевой), единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е.А. Арсеньевой (1773-1845).
Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был крайне несчастливым. Маленький Миша рос в обстановке постоянных семейных ссор и несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова его воспитанием занялась бабушка, полностью исключив участие отца.
Детство Лермонтова прошло в бабушкином имении “Тарханы” Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 года бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ.
Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве (“Кавказ”, 1830; “Синие горы Кавказа, приветствую вас!..”, 1832). В 1827 семья переехала в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование.
Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Уже в пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на А.С. Пушкина, байроническую поэму. Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В 1828-1829 гг.
он пишет поэмы “Корсар”, “Преступник”, “Олег”, “Два брата”, “Последний сын вольности”, “Измаил-Бей”, “Демон”. В центре байронической поэмы – герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы.
В марте 1830 года Московский пансион по указу Сената был преобразован в гимназию. В 1830 году Лермонтов увольняется “по прошению” и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково. В том же году Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета.
К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е.А. Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей приятельницы А.М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический “цикл” 1830 [“К Сушковой”, “Нищий”, “Стансы” (“Взгляни, как мой спокоен взор…”), “Ночь”, “Подражание Байрону” (“У ног твоих не забывал…
“), “Я не люблю тебя: страстей …”]. По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к Н.Ф. Ивановой (1813-1875), дочери драматурга Ф. Ф. Иванова.
В эти годы (1830-1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр “отрывка” – лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления.
Стихотворения 1830-1831 содержат и социальные мотивы и темы. Московский университет жил философскими и политическими интересами, в нем функционировали студенческие кружки и общества (И. В. Станкевича, А. И. Герцена, В. Г. Белинского).
О связи с ними Лермонтова нет сведений, однако он, возможно, разделял свойственный им дух политической оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории профессора М.Я. Малова).
Эти идеи нашли у него выражение еще в “Жалобах турка” (1829) и серии стихов, посвященных европейским революциям 1830-1831 [“30 июля. (Париж) 1830 года”, “10 июля. (1830)”], событиям Великой французской революции (“Из Андрея Шенье”, 1830-1831) и эпохе пугачёвщины (“Предсказание”, 1830). Так подготавливается проблематика первого прозаического опыта Лермонтова – романа “Вадим” (1832-1834) с широкой панорамой крестьянского восстания 1774-1775 годов.
Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В.А. Лопухина (1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища Лермонтова по университету. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухиной были адресованы как ранние стихи [“К Лермонтов” (“У ног других не забывал…
“, 1831), “Она не гордой красотою…”, 1832, и другие], так и поздние произведения: “Валерик”, посвящение к VI редакции “Демона”. Её образ проходит в стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю”, в “Княгине Литовской” (Вера). В 1830-1831 раннее лирическое творчество поэта достигает вершины.
Далее можно заметить спад.
После 1832 года Лермонтов обращается к балладе (“Тростник”, 1832; “Желанье” – “Отворите мне темницу”, 1832; “Русалка”, 1832) и прозе.
В поэмах Лермонтова в это время определяются две основные тематические группы: одна тяготеет к средневековой русской истории (“Последний сын вольности”, 1831; “Литвинка”, 1832), другая – к экзотическим кавказским темам (“Измаил-Бей”,1832; “Аул Бастуиджя”. 1833-1834; “Хаджи-Абрек”, 1833).
В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, где надеется продолжить образование в Петербургском университете. Однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще.
В ноябре 1832 года он сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы отразился в так называемых юнкерских поэмах – “Петергофский праздник”, “Уланша”, “Гошпиталь” – все 1834).
В сентябре 1834 года Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк. В этом же году выходит поэма “Хаджи Абрек” – первое выступление Лермонтов в печати (по преданию, рукопись была отнесена в журнал без ведома автора). Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы “Маскарад”, работает над поэмами “Сашка”, “Боярин Орша”, начинает роман “Княгиня Лиговская”.
Известно о знакомстве Лермонтова с А.Н. Муравьёвым, И.И. Козловым и близкими к формирующимся славянофильским кружкам С.А. Раевским и А.А. Краевским. В романе “Княгиня Литовская” Лермонтов впервые обращается к социальному бытописанию, предвосхищающему “физиологии” 1840-х гг.
Одновременно Лермонтов работает над “Маскарадом” (1835-1836), первым произведением, которое он считал достойным обнародования. Он трижды подавал её в драматическую цензуру и дважды переделывал, но драма, несмотря на все старания автора, была запрещена к публикации.
В период 1836-1837 годов. Лермонтов создает “Боярина Оршу” (1835-1836), первую оригинальную и зрелую поэму. Орша – первая попытка Лермонтова создать исторический характер – феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской чести.
Эта тема была продолжена в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” (1838). Своего рода аналогом “Песни…
” в лирике Лермонтова было “Бородино”, отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) – “микро-эпос” о народной войне 1812 года.
В 1835-1836 Лермонтов ещё не был знаком с Пушкиным. Тем более принципиальный характер получает его стихотворение “Смерть Поэта” (1837), написанное сразу же по получении известия о гибели Пушкина.
18 февраля 1837 Лермонтов был арестован, началось политическое дело о “непозволительных стихах”.
Под арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: “Сосед” (“Кто б ни был ты, печальный мой сосед”), “Узник”, положивших начало блестящему “циклу” его “тюремной лирики”: “Соседка”, “Пленный рыцарь” (оба – 1840) и другие.
В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. В марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске.
По пути следования в полк он “изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов…”, в ноябре побывал в Тифлисе.
В 1837 году Лермонтов записывает народную сказку об Ашик-Керибе (“Ашик-Кериб”), стремясь передать колорит восточной речи и психологию “турецкого” сказителя. Народный характер поэт раскрыл в “Дарах Терека”, “Казачьей колыбельной песне”, “Беглеце”. В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н.М. Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н.
В. Майером (прототип доктора Вернера в “Княжне Мери”); знакомится со ссыльными декабристами (С.И. Кривцовым, В.М. Голицыным, В.Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А.И. Одоевским (“Памяти А.И. Одоевского”, 1830).
Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки, пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры. Лучшие из них связаны с Кавказом. Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А.X.
Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во 2-й половине января 1838 года Лермонтов возвращается в Петербург. 1838-1841 – годы его литературной славы.
Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетнёвым, В.А. Соллогубом, его принимают в семействе Карамзиных. У Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал “Тучи”.
В 1840 в Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники “Стихотворения” и “Герой нашего времени”.
Наследие Лермонтова к 1840 году включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.
В 1838-1840 поэт входит в “Кружок шестнадцати” – аристократическое общество молодежи, объединенное законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников. В этот период в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала.
Однако основы прозы и поэзии Лермонтова, во многом противоположны пушкинским: ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и “гармоническая точность” в поэзии. Близких отношений с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не всё принимают в его творчестве.
Столь же “выборочно” принимают его и формирующиеся московские славянофильские кружки. Со своей стороны, Лермонтов присматривался к деятельности будущих славянофилов (А.С. Хомякова, Ю.Ф.
Самарина), поддерживал с ними личные связи, напечатал в “Москвитянине” (1841) балладу “Спор”, но остался холоден к социально-философским основам их учения (“Родина”, 1841). Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом “Отечественные записки”. Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций лермонтовских стихов, а также “Бэла”, “Фаталист” и “Тамань”.
В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошел конфликт с сыном французского посланника Э. Барантом. Непосредственным поводом стало светское соперничество – предпочтение, отданное Лермонтову княжной М.А. Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839-1840 увлечен Лермонтов.
Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов тем не менее был арестован и предан военному суду. Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтов с Барантом, усугубившее ссору.
В апреле 1840 года был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П.X. Граббе, а в июле уже участвовал в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р.
Валерик.
В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием.
Он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и погрузиться с головой в литературную деятельность. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе. В нескольких своих произведениях он касается проблем “восточного миросозерцания” (“Тамара”, “Спор”).
14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: “Сон”, “Утес”, “Они любили друг друга…”, “Тамара”, “Свиданье”, “Листок”, “Выхожу один я на дорогу…
“, “Морская царевна”, “Пророк”. В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов.
Не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен Лермонтов в фамильном склепе в Тарханах.
Источник: https://MikhailLermontov.ru/biography.htm
Презентация на тему: Жизнь и творчество Лермонтова
Описание слайда:
Жизнь и творчество Лермонтова Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841), поэт, прозаик, драматург.
Описание слайда:
Лермонтов Михаил Юрьевич В селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта Е.Арсеньевой. Здесь прошли детские годы поэта. Он рано потерял мать (умерла в 1817, в возрасте 21 года) и вырос в разлуке с отцом.
Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров.
Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).
В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением.
В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия – его призвание.
В эти годы испытывает влияние поэзии Байрона и пишет несколько “байронических поэм” (“Черкесы”, “Кавказский пленник”, “Корсар”, “Преступник”, “Олег”, “Два брата”); в 1829 задумывает поэму “Демон”, над которой будет работать почти до конца жизни.
Описание слайда:
Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение.
Неудовлетворенность Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными ответами и пререканиями студента, что считалось непозволительной дерзостью, привели к тому, что он подал заявление об увольнении и покинул университет в 1832.
В 1830 – 31 – вершинный этап юношеского творчества Лермонтова. Он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д.
Поэт напряженно всматривается в свою внутреннюю жизнь, пытаясь выразить словом невыразимые душевные движения. Он касается и общих вопросов бытия, и нравственной жизни личности. Драма “Странный человек” – своего рода фокус автобиографических мотивов его лирики этого периода.
Описание слайда:
По окончании Школы в 1834 произведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Однако большую часть жизни Лермонтов проводит в Петербурге, впервые почувствовав себя свободным.
Его наблюдения за жизнью светского общества легли в основу драмы “Маскарад” (1835), которую он задумывал так: “Комедия, вроде “Горя от ума”, резкая критика на современные нравы”. Убедившись, что “Маскарад” не протащить сквозь театральную цензуру, возвращается к прозе: начинает роман – “Княгиня Лиговская”, в котором впервые появляется имя Печорина.
Автобиографические моменты романа связаны с Варенькой Лопухиной, глубокое чувство к которой всю жизнь не оставляло поэта. Известие о гибели А.
Пушкина потрясло Лермонтова и на следующий же день он пишет стихотворение “На смерть поэта”, а через неделю – заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть. 3 марта 1837 поэт был арестован по делу “о непозволительных стихах”.
Сидя под арестом, пишет несколько стихотворений: “Узник”, “Сосед”, “Молитва”, “Желанье”. Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и 1 апреля отправился из Петербурга на Кавказ. Направляясь в свою первую ссылку, он на месяц задержался в Москве, которая готовилась к большому торжеству – 25-летию Бородинского сражения. Поэт перерабатывает свое юношеское стихотворение “Поле Бородино”, и появляется “Бородино”, опубликованное в “Современнике” в 1837.
Описание слайда:
Во время кавказской ссылки познакомился с декабристами, тоже отбывавшими здесь ссылку, а с поэтом А.Одоевским даже подружился.
Почти все, что создал Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе “Герой нашего времени” (1838).
Они запечатлены и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова,-одаренного живописца.
Описание слайда:
В январе 1838 приезжает в Петербург, так как хлопоты бабушки и ходатайство В.Жуковского увенчались успехом, и поэт был переведен в Гродненский полк, расположенный недалеко от Новгорода.
Около месяца прожил в Петербурге, каждый день бывая в театре, был у Жуковского, которому отдал поэму “Тамбовская казначейша”, вскоре опубликованную в “Современнике”. В результате дальнейших ходатайств Лермонтов был переведен в свой прежний гусарский полк, стоявший в Царском Селе.
Тогда же появилась без имени автора, не пропущенного цензурой, “Песня про царя Ивана Васильевича…”
Описание слайда:
4 ноября 1832 он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были, по его словам, “страшными”. Но и в этих условиях Лермонтов тайком продолжает писать, хотя его творчество переживает период спада.
Описание слайда:
Картины Лермонтова
Описание слайда:
Стихотворения Весна Когда весной разбитый лед Рекой взволнованной идет, Когда среди лугов местами Чернеет голая земля, И мгла ложится облаками На полуюные поля, Мечтанье злое грусть лелеет В душе неопытной моей; Гляжу, природа молодеет, Не молодеть лишь только ей; Ланит спокойных пламень алый С собою время уведет, И тот, кто так страдал, бывало, Любви к ней в сердце не найдет Поток Источник страсти есть во мне Великий и чудесный; Песок серебряный на дне, Поверхность лик небесный; Но беспрестанно быстрый ток Воротит и крутит песок, И небо над водами Одето облаками. Родится с жизнью этот ключ И с жизнью исчезает; В ином он слаб, в другом могуч, Но всех он увлекает; И первый счастлив, но такой Я праздный отдал бы покой За несколько мгновений Блаженства иль мучений.
Источник: https://ppt4web.ru/literatura/zhizn-i-tvorchestvo-lermontova.html
Жизнь и творчество Лермонтова
Жизнь и творчество Лермонтова
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841), поэт, прозаик, драматург.
Родился в ночь со 2 на 3 октября (14 – 15 н.с.) в Москве в доме у Красных ворот. Отец, Юрий Петрович, отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи; мать, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева (из рода Столыпиных).
В 1815 молодая семья живет в селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта Е.Арсеньевой. Здесь прошли детские годы поэта. Он рано потерял мать (умерла в 1817, в возрасте 21 года) и вырос в разлуке с отцом.
Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров.
Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).
Опасаясь за здоровье болезненного внука, бабушка предпринимала утомительные путешествия на Кавказ (1818, 1820, 1825) для лечения минеральными водами. Впечатления от этих поездок остались у Лермонтова в памяти на всю жизнь, нашли отражение в раннем творчестве. “Кавказ”, (1830); “Синие горы Кавказа, приветствую вас!”, (1832).
В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением.
В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия – его призвание.
В эти годы испытывает влияние поэзии Байрона и пишет несколько “байронических поэм” (“Черкесы”, “Кавказский пленник”, “Корсар”, “Преступник”, “Олег”, “Два брата”); в 1829 задумывает поэму “Демон”, над которой будет работать почти до конца жизни.
Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Неудовлетворенность Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными ответами и пререканиями студента, что считалось непозволительной дерзостью, привели к тому, что он подал заявление об увольнении и покинул университет в 1832.
В 1830 – 31 – вершинный этап юношеского творчества Лермонтова. Он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д.
Поэт напряженно всматривается в свою внутреннюю жизнь, пытаясь выразить словом невыразимые душевные движения. Он касается и общих вопросов бытия, и нравственной жизни личности.
Драма “Странный человек” – своего рода фокус автобиографических мотивов его лирики этого периода.
Однако надо было продолжать образование, и Лермонтов рассчитывал сделать это в Петербургском университете, но ему пришлось бы начать с первого курса, поскольку время учебы в московском университете ему как уволенному не засчитывалось.
Он не захотел терять два года и круто изменил планы.<\p>
4 ноября 1832 он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были, по его словам, “страшными”.
Но и в этих условиях Лермонтов тайком продолжает писать, хотя его творчество переживает период спада.
По окончании Школы в 1834 произведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Однако большую часть жизни Лермонтов проводит в Петербурге, впервые почувствовав себя свободным.
Его наблюдения за жизнью светского общества легли в основу драмы “Маскарад” (1835), которую он задумывал так: “Комедия, вроде “Горя от ума”, резкая критика на современные нравы”. Убедившись, что “Маскарад” не протащить сквозь театральную цензуру, возвращается к прозе: начинает роман – “Княгиня Лиговская”, в котором впервые появляется имя Печорина.
Автобиографические моменты романа связаны с Варенькой Лопухиной, глубокое чувство к которой всю жизнь не оставляло поэта. Известие о гибели А.
Пушкина потрясло Лермонтова и на следующий же день он пишет стихотворение “На смерть поэта”, а через неделю – заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть. 3 марта 1837 поэт был арестован по делу “о непозволительных стихах”.
Сидя под арестом, пишет несколько стихотворений: “Узник”, “Сосед”, “Молитва”, “Желанье”. Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и 1 апреля отправился из Петербурга на Кавказ. Направляясь в свою первую ссылку, он на месяц задержался в Москве, которая готовилась к большому торжеству – 25-летию Бородинского сражения. Поэт перерабатывает свое юношеское стихотворение “Поле Бородино”, и появляется “Бородино”, опубликованное в “Современнике” в 1837.
Во время кавказской ссылки познакомился с декабристами, тоже отбывавшими здесь ссылку, а с поэтом А.Одоевским даже подружился.
Почти все, что создал Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе “Герой нашего времени” (1838).
Они запечатлены и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова, – одаренного живописца.
В январе 1838 приезжает в Петербург, так как хлопоты бабушки и ходатайство В.Жуковского увенчались успехом, и поэт был переведен в Гродненский полк, расположенный недалеко от Новгорода.
Около месяца прожил в Петербурге, каждый день бывая в театре, был у Жуковского, которому отдал поэму “Тамбовская казначейша”, вскоре опубликованную в “Современнике”. В результате дальнейших ходатайств Лермонтов был переведен в свой прежний гусарский полк, стоявший в Царском Селе.
Тогда же появилась без имени автора, не пропущенного цензурой, “Песня про царя Ивана Васильевича…”
К началу 1839 сближается с редакцией “Отечественных записок”, издававшихся А.Краевским, и постепенно входит в среду петербургских литераторов. Посещает поэтические вечера, встречается с Куковским, Тургеневым, Белинским. В прогрессивных кругах в нем видят надежду русской литературы. “На Руси явилось новое могучее дарование – Лермонтов”, – объявляет Белинский.
В марте 1840 за дуэль с сыном французского посла Э. де Барантом Лермонтов был переведен в пехотный полк и отправлен в действующую армию на Кавказ. Участвует в военных действиях, “исполняя возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием “.
В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, приезжает в Петербург, надеясь получить отставку и остаться в столице. Но и в этом ему будет отказано, как и в награде за смелые действия в боях на Кавказе. Более того, ему будет предписано в течение 48 часов покинуть столицу и следовать в свой полк на Кавказе.
Он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения минеральными водами. В записной книжке Лермонтов запишет свои последние стихи: “Спор”, “Сон”, “Утес”, “Тамара”, “Листок”, “Свиданье”, “Пророк”, “Выхожу один я на дорогу” и др.
Встречает своих старых приятелей, в числе которых и его товарищ по Школе юнкеров, Н.Мартынов. На одном из вечеров в доме Верзилиных, где собиралась молодежь, оскорбленный очередной язвительной шуткой Лермонтова, Мартынов вызывает его на дуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841. “Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу”, – напишет Белинский. Поэт был убит.
Тело Лермонтова было погребено на Пятигорском кладбище. Позднее по просьбе бабушки гроб с прахом поэта был перевезен в Тарханы и погребен в фамильном склепе.
Источник: https://diplomba.ru/work/96001