Как связаны трусость и слабость?

Трусость – Психологос

Трусость — душевная слабость, а в поведении – неспособность выполнить должное перед лицом страшного. Считается отрицательным качеством и прямой противоположностью смелости и мужеству. Выражение «трус», «трусливый» является производным от слова трусость. Движущей силой трусости является страх.<\p>

Трусость по Феофрасту

(1) Трусость — это некая душевная слабость, выражающаяся в неспособно­сти противостоять страху, а трус вот какой человек. (2) В море он принимает утесы за пиратские корабли. А едва начинают подыматься волны, спрашивает, нет ли среди плывущих непосвященного в мистерии.

И, подымая затем голову к кормчему, выспрашивает у того, держит ли он правильный курс в открытом море и что думает о погоде; а своему соседу говорит, что видел зловещий сон. Затем снимает свой хитон, отдает рабу и умоляет высадить его на берег.

(3) А на войне, когда отряд, в котором он находится, вступает в бой, он призывает земляков остановиться рядом с ним и прежде всего оглядеться; трудно, говорит он, распознать и отличить своих от врагов.

(4) Слыша боевые крики и видя, как па­дают люди, он говорит стоящим возле воинам, что в спешке забыл захватить свой меч, и бежит к палатке; затем посылает раба с приказанием разузнать, где неприятель. В палатке он прячет меч под подушку и потом долго мешкает, как бы разыскивая его.

(5) Если увидит, что несут раненым одного из друзей, то, под­бежав, ободряет, подхватывает и помогает нести. Затем начинает ухаживать за раненым: обмывает рану губкой и, сидя у изголовья, отгоняет мух от раны, сло­вом, делает все, лишь бы не сражаться с врагами.

А когда трубач затрубит сиг­нал к бою, то, сидя в палатке, бормочет: «Чтоб тебя черти побрали! Не даешь че­ловеку заснуть, только и знаешь трубить». И весь в крови от чужой раны, он выбегает навстречу воинам, возвращающимся с поля боя, распространяется о том, что он с опасностью для жизни спас одного из друзей. Потом приводит земля­ков и граждан своей филы поглядеть на раненого и при этом каждому расска­зывает, что сам своими руками принес его в палатку (Феофраст. Характеры. Л.: Наука, 1974. С. 33-34).<\p>

Трусость и мужество

Страшно бывает всем. При этом, когда перед лицом страшного сделать необходимое человек принуждает себя сам, это называется мужеством. А если человек не успел сделать это сам и спустя мгновения его принудили все то же самое сделать окружающие – он получает прозвище труса.

Принуждение будет все равно, и делать придется в любом случае: тогда зачем быть трусом, когда есть возможность в тех же условиях оказаться мужественным человеком? См.→<\p>

Не боритесь со своей трусостью – лучшие результаты получаются у тех, кто развивает свою смелость. ​Смелый – тот, кто умеет быть сильнее страха.

Обратите внимание

Тренируйте смелость и отвагу! Тренировка смелости похожа на тренировку мышц в спортзале. Сначала вы берете маленький вес, такой, какой вы сможете поднять. Когда берете этот вес уже легко, переходите к более тяжелому весу и старайтесь поднять его. Аналогично и со страхом.

Сначала вы тренируете себя против маленького страха, затем переходите к более сильному.

Ссылки в интернете

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/trusost

Трусость и предательство. Как связаны эти понятия?

Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному

намерению, а по слабости характера.

Франсуа Ларошфуко

Трусость и предательство: как связаны эти понятия? Мы привыкли считать, что измена — это тщательно продуманный хитрый план подлого, нечестного человека. Но всегда ли это так? Уверена, что нет.

В большинстве случаев предателем движет вовсе не коварство и стремление к собственной выгоде, а слабость характера. Именно трусость, неспособность совершить смелый поступок ради того, что тебе дорого, порождают предательство.

О причинах и истоках этого явления размышляли многие русские и зарубежные писатели, но я бы хотела остановиться на повести Владимира Железникова “Чучело”.

Главная героиня произведения —шестиклассница Лена Бессольцева, недавно сменившая школу, переехавшая в дом своего деда, странного замкнутого человека, из-за которого ее сразу же невзлюбили новые одноклассники.

Что только ни делала девочка, чтобы угодить глубоко презирающим ее сверстникам: с улыбкой встречала все колкости о себе и своем дедушке, отзывалась на обидное прозвище “чучело”.

<\p>

Но ничего не помогало: жестокие дети по-прежнему высмеивали беднягу! И если бы не Дима Сомов, самый авторитетный мальчик в классе, который стал заступаться за Лену, она бы, наверное, чувствовала себя совсем одиноко.

Между героями завязалась крепкая дружба, переросшая во влюбленность, но вскоре она дала трещину из-за трусливого предательского поступка Димы, случайно выдавшего учительнице прогулявших урок одноклассников, не решившегося рассказать им об этом. И тогда Лена, смелая и благородная девочка, взяла всю вину на себя в надежде на то, что ее другу станет стыдно, и он сам во всем признается.

Важно

Но, к сожалению, у Димы не было ни того мужества, ни той отваги, которыми обладала Лена. Он струсил… Стал предателем, потому что побоялся упреков и издевательств. Дима знал, как жестоки бывают его сверстники.

Знал и то, что намного легче будет принять их сторону: прекратить дружить с “чучелом” и стать таким же, как злопамятные и бессердечные Миронова, Валька, Шмакова, Попов, считавшие предателем Лену…

Один трусливый поступок тянет за собой другой: Дима не только не рассказал правду одноклассникам, не оценил смелый поступок Лены, но и лично поджег уродливое соломенное чучело, которое дети изготовили специально для того, чтобы показать свою ненависть к Бессольцевой.

Трусость и предательство, идущие рука об руку, порождают жестокость! И причина всего – слабость характера, неспособность проявить мужество, отвагу во имя добра и справедливости, дружбы и любви! Дима, изменник и трус, предал всех: и своих старых одноклассников, и Лену, и, главное, самого себя…

383 слов.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/trusost-i-predatelstvo-kak-svyazany-eti-ponyatiya/

Слабость души, или Что называть трусостью? – Центр Живое Слово

29 сентября 2017 Автор: Александр Харин

Рубрика: Личностное и духовное развитие, Статьи Александра Харина, Статьи наших авторов, Статьи о психологии, отношениях и личностном развитии

Слабость души или трусость. Как правильно назвать это чувство, не знаю.

Слышал как-то историю, что вши на голове у людей появляются в тяжелые времена, в эпидемии и войны. Они появляются от страхов, от собственной трусости.

Я сам терпеть не могу трусость, хотя и позволяю ей существовать где-нибудь на другом континенте. Вне меня, за границами собственной личности и жизни пусть существует.

Поэтому, часто находясь рядом с другими людьми, я замечал их трусость и легко разрешал ей быть – ну и фиг с ней. Они же люди, это их дело.

Вернее, то, что я видел в них, я называл несмелостью, даже робостью. Ну что ж, человек несмелый, не прокачался еще, не преодолел свои страхи. Я признаю несмелость в других, как психолог конечно же, да и как обычный человек. Как мужчина трусость я распознал недавно, нечаянно. Нашел я её в себе.

Такая трусость не связана с серьезными вопросами, например, пойти служить в армию, или поехать зарабатывать за рубеж. Эту невидаль можно распознать, и как-то с этим в себе договориться. Можно уговорить себя не бояться, не дрейфить и пойти навстречу страху. Можно так же убедить себя, что мне это не нужно, и смело забыть о своей несмелости.

Совет

Найденная мною трусость, она другая – она слабость души, слабость моего сердца. Скользкая и неуловимая. Она как вошь, хитрая, изощренная, коварная. Сидит такая у вас на теле, тело чешется, а поймать эту заразу невозможно.

О чём я? Да о простых вещах. Сейчас конкретно говорю о желании и умении любить. Вот так, открыть махом сердце и впустить туда все чувства. Впустить туда всякие мелочи, но все сразу. Свербит тело, хочется, а страшно.

Слабость души и пустота сердца

Вот плачет мой собственный ребенок – взять, да и погрузить в себя его боль и страдание, как острый кинжал, да и провести его в самое свое естество. Чтобы почувствовать его, как себя. Хочется пережить его минуты горести вместе с ним, а в сердце, увы, мало места.

Или вот еще. Любит же дорогая и близкая сердцу женщина. Так возьми, открой все ставни, впусти и носи ее любовь всю жизнь. Себя, ребенка, женщину, работу, носи в сердце и не изгоняй их оттуда. Пусть там поселятся, освоятся и живут. Пусть всегда живут в доме моего сердца.

Ан нет. Сердце любить перестает, перестает открывать свои ставни. Так, на чуток, на полминутки, и то, когда самому хочется нежности, открылись, впустили в дом сердца, поужинали, поцеловались и разошлись. И дальше сердце снова запертое, пустое и холодное.

Большую часть времени, за исключением нескольких минут, сердце похоже на полуночный дом с привидениями. Тепло очага и свет души в сердце зажигаются только лишь на праздники, все остальное время жизнь в сердце не поддерживается. Уныло как-то.

Эта трусость меня начала беспокоить внезапно, ночью, проснулся и больше не могу спать. Знаю о ней, выжечь из сердца не могу. Бродит такая кусающая зараза по телу и никак не отделаться от неё, не отмыться.

Смотрю на людей, и вижу в них то же самое, что и в своём сердце. И живут все как-то в своей трусости и страхах, преспокойненько, кормя своих товарищей, ВШЕЙ. Неужто никому не свербит по телу, и не хочется вытравить этих маленьких и подлых «зверей»?

Люди, или такая трусость вам не присуща? Неужели вы так и живете всегда с настежь открытыми ставнями и дверьми? Неужели вы впускаете в свой дом всех, кто хочет погреться? Или все мы трусы?

Обратите внимание

Неужели мы подаем милостыню всем, кто нуждается? Неужели мы переживаем за близких, как за себя самого? Неужто нам не все равно, что грабят, разворовывают нашу родную землю? Неужто мы протестуем против фальши, обмана и двуличия? Неужееееели?

Или мы, как и все, обманываем себя, договариваемся со своей совестью и живем там в холодном доме сердца вместе с демонами и привидениями?

Сейчас я говорю о трусости сердца, о трусости любить. Меня эта зараза кусает. А вас? Я хочу ее вытравить. А вы?

Источник: https://zhivoeslovo.com/stati-nashih-avtorov/slabost-dushi-ili-chto-nazyvat-trusostyu.html

Трусость — что такое, причины и как бороться?

Трусость – невозможность к действиям в период реальной (или воспринимаемой как реальную) угрозы, преступная слабость или деятельность в период невозможности контроля своего страха.

Страх – это нормальная реакция организма на угрозу для функционирования и целостности организма. Он есть всегда и встречается у всех людей, с сохранной психикой и полноценным развитием.

Однако, все мы с ним боремся как в бытовых, так и экстремальных ситуациях.

Мы можем бояться знакомиться с родителями нашей избранницы, подниматься в прозрачном лифте, и идти просить повышение у руководителя, а можем – бояться идти в бой, понимая реальную угрозу нашей жизни. Но, мы берём себя в руки, и не отступаем. А вот некоторые отступают, убегают.

Это и называется трусостью.

Иногда не просто «сдаются», а готовы совершить всё что угодно, осознано или нет. И одно дело, когда мы поворачиваем в сторону перед кабинетом начальника. Ну что же – будем сидеть ещё на низкооплачиваемой должности.

И совсем другое дело, когда ради личного спасения трусы готовы расстреливать своих пленных товарищей, топить женщин и детей, снимая с них спасательные жилеты во время кораблекрушения.

Поэтому к трусости всегда негативное отношение и она оценивается как «преступная» деятельность или бездеятельность. Отсюда хорошо прослеживаются различия между страхом и трусостью.

Различие страха и трусости

Основных различий между страхом и трусостью можно выделить несколько.

  1. Страх – это реакция организма на угрозу, а трусость – это всегда поступок (причём пассивность – это тоже ведь поступок).
  2. Отсюда идёт следующее понятие, трусость всегда связана с волевой детерминацией деятельности, вернее её недостатком.
  3. С трусостью связывают глубинные личностные установки, которые формируются каждой личностью, и не которые влияют очень многие факторы. Таким образом, на упомянутое понятие влияют все отношения, которые закладывались ребёнку, его моральные догмы, способность принимать решения, чувство ответственности, в общем — развитость его личности с психологической стороны. Поэтому, одни люди предпочтут расстаться с жизнью, если на весы положена жизнь ребёнка; а другие впитывали установку, что дети – не великая ценность и спокойно предпочтут свою выгоду, в экстремальной ситуации.
Читайте также:  Женские образы в романе «обломов» (и. гончаров)

Поэтому, из этих различий, отлично выводятся причины трусости.

Причины трусости

Итак, на основании вышеперечисленного, давайте подробно остановимся на причинах формирования трусости и приведём соответствующие примеры.

  1. Особенность формирования эмоционально-волевой сферы. Многие родители сами не замечают, как формируют в ребёнке такую особенность. Когда малыш чего-то боится и просит, чтобы ему разрешили это не делать, мы соглашаемся, таким образом закладывая дефект развития его упомянутой сферы. Например, ребёнок боится идти знакомится со старшими ребятами, участвовать в соревнованиях, выступать перед публикой. Позволяя избавляться от таких ситуаций без волевых усилий, мы формируем такой тип реагировании и в дальнейших «взрослых» ситуациях. Человек будет стараться избежать проблемы. Потому что, воля у него не развита, и его страх не контролируется ей.
  2. Но, бывает, что мы не просто позволяем избегать проблемную ситуацию, а делаем что-то вместо ребёнка. Посыл, с которым мы «вмешиваемся» в чужое дело, станет основой для посыла формирования трусости. А это может быть:
    • «ты ещё маленький», «всё у тебя не слава богу» и т.д. Этот посыл понижающий самооценку, ставящий маленького человечка на уровень «ничто». Таким образом, в критической ситуации, человек будет склонен спускаться на уровень базовых потребностей и вести себя, как биологическое существо. А у животного ведь совсем немного потребностей. И главная – выжить любой ценой. Значит, в ситуации опасности, такой трус просто будет выживать любой ценой.;
    • «ты супер, а остальные – хуже». Ситуация. Когда у малыша формируется сверхценность себя любимого. Поэтому трусость будет идти от привычки «не напрягаться» ради других.
  3. И, наконец, моральные установки и примеры значимого окружения влияют на формирования способов реагирования в критической ситуации. Ты уже говорили о личностном эгоцентризме. Но, этим не ограничивается ситуация. Патриотическое воспитание, общественные нормы, принципы благородства – это всё не пустые слова. Это постулаты, которые формируют всё наше сознание. И, если кто-то готов умереть за идею, другие будут бежать со всех ног, спасая свою жизнь.

Как бороться с трусостью?

Давайте разделим этот пункт на две большие части: глубинная проработка себя и ситуативные принципы борьбы с «приступами трусости».

Если мы готовы на глубинную проработку проблемы, мы просматриваем все возможные моменты, которые могли привести к формированию такого способа реагирования на ситуацию:

  1. Повышаем уверенность в себе, для этого придётся поработать, найти причины. Поэтому, в этой ситуации лучше поработать с психологом;
  2. Прибегаем к «перемотивации». Побудительные мотивы заставляют нас совершать какой-либо поступок. Или не совершать его. Но, если мы находим другой, значимый для нас мотив, поступать мы будем совсем по-другому. Так, видя, что половина офиса улетела на отдых за границу, а ты не можешь себе это позволить, находится иной мотив, чем «достоин большего, наверно…». Он звучит: «хочу на отдых, не могу уже без него!». В ситуациях более глобальных, например, во время Великой Отечественной войны, люди находили более важные ценности, чем личная жизнь: Родина, будущее близких людей;
  3. Формируем понятие личностной ответственности: никто за вас не будет виноват, если вы взрослый человек. Это в детстве можно было сказать: «а бабушка не положила мне пенал» или «а это мама одела мне это платье». Вы и только вы должны отвечать за свои действия или своё бездействие. Но, если человек взрослого возраста не привык отвечать за всё это, то с такой проблемой обязательно стоит обратится к психологу. И, скорее всего, ему будут вменяться не только трусость, но и безответственность, непунктуальность и проблемы межличностного взаимоотношения;
  4. Учимся контролировать инстинктивные проявления. Убежать, спрятаться от проблемы, «напиться и забыться» — всё это инстинктивные проявления самосохрания путём наименьшей затраты энергии. И снова – развитие нашей драгоценной воли. Контроль себя в ситуации острого страха, постоянных волнений, готовность к экстренным действиям начинается с малого: публичных выступлений, обычных знакомств на улице или в новом коллективе. Чем больше вы будете взаимодействовать с миром и понимать, что мир вам не враг, чем больше вы будете преодолевать и немного заставлять себя в мелочах, тем легче будет принимать волевые решения в важных и судьбоносных ситуациях. Значит, в последний момент, вы не струсите.

Ситуативные принципы борьбы также направлены на выработку контроля над собой. Это и дыхательные упражнения, уменьшающие чувства напряжённости и готовности к импульсивным действиям; и экспесс-методы, позволяющие сконцентрироваться на важном мотиве; и, наконец, методы, позволяющие «создавать» себе «помощников» или находить внутренние резервы, чтобы не струсить.

<\p>

Источник: https://psihter.ru/strahi-i-fobii/trusost/

Наш образец Сочинение по направлению Смелость и трусость

Смелость и трусость – одни из важнейших характеристик личности. В зависимости от поведения человека в ситуации нравственного выбора можно судить о его душевных качествах.

Проявление смелости обычно говорит о силе духа, нравственной стойкости человека, а проявление трусости – о слабости, неумении давать отпор чувству страха в сложных жизненных ситуациях. Смелые люди чаще добиваются своей цели, не зря говорят: «Смелость города берет».

Трусливый же человек упускает множество шансов и возможностей, предоставляемых ему жизнью. К тому же, человек, не обладающий смелостью, способен совершить поступки более страшные, чем простая нерешительность, например, он может предать близких людей или даже самого себя.

Важно

Трусость также страшна тем, что зачастую вынуждает человека действовать не так, как он сам считает нужным, а так, чтобы не подвергать себя риску, поэтому за проявлением трусости часто следует раскаяние и муки совести. Рассмотрим эту тему на примерах из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

В эпизоде суда над Иешуа Га-Ноцри трусость проявляет Понтий Пилат. Он не желает смерти Иешуа, снисходительно относится к проповедям философа о том, что все люди добрые, пытается намеками помочь Иешуа отказаться от его слов. Однако бродячий философ совершает самое страшное преступление, оскорбляя высшую власть. Против этого обвинения Пилат оказывается бессилен.

Он был бы рад избавить Иешуа от казни, однако не может пожертвовать ради этого своим статусом. Трусость, проявленная Понтием Пилатом – крайнее выражение несвободы духа в эпизоде суда над Иешуа. Понтию Пилату противопоставим Га-Ноцри. Он не готов отказаться от своих убеждений под угрозой смертельной казни. Иешуа убежден, что «правду говорить легко и приятно».

Иешуа проявляет невероятное мужество и верность своим принципам. В отличие от слабого духом Пилата, он проявляет смелость, что характеризует его как нравственно стойкого человека.<\p>

Тема трусости в романе получает развитие в эпизоде сна Понтия Пилата. Прокуратору снится, что казни Иешуа не было, философ жив и идет с ним под лунной дорожкой. Они спорят на различные темы.

Иешуа говорит, что «трусость один из самых страшных пороков». Пилат не соглашается с ним: прокуратор считает, что трусость – самый страшный порок. Во сне Пилату кажется, что теперь он был бы готов пожертвовать своей карьерой ради спасения философа. Этот сон говорит о раскаянии и нравственных муках, испытываемых Пилатом.

Он сожалеет, что проявил трусость и отправил на смерть безвинного Иешуа, хотя мог бы спасти его от казни. Нравственные страдания Пилата свидетельствуют о том, что трусость наказуема.<\p>

Тема смелости в романе связана с образом Маргариты. Героиня вступает в сделку с дьяволом ради любви.

Совет

Она не боялась воспользоваться кремом Азазелло, стать ведьмой и побывать на балу у Сатаны, где ей пришлось на протяжении долгого времени встречать гостей-мертвецов. Ради воссоединения с Мастером женщина была готова на самые решительные и отважные поступки. Еще раз Маргарита проявила смелость, спасая роман Мастера из огня голыми руками.

Поступки Маргариты характеризуют ее как сильного духом человека, готового пойти на риск ради любимого человека. Смелость Маргариты была щедро вознаграждена, возлюбленный был ей возвращен. Если бы женщина не решилась на сделку со злом, она могла остаться несчастной. Это говорит об огромном значении смелости в жизни человека.

Итак: трудность – страшный порок, ведь она может разрушить жизнь не только человека, проявляющего ее, но и жизни других людей. Трусость говорит о слабости и несвободе духа, которая может привести к самым тяжелым последствиям. 

Источник: https://5uglov.ru/post/12832_nash_obrazec_sochinenie_po_napravleniu_smelost_i_trusost

«Трусость и слабость»: эксперты оценили отказ Грудинина от дебатов

Эксперты расценивают скандальный уход кандидата в президенты РФ и главы «Совхоза имени Ленина» Павла Грудинина с дебатов на Первом канале как очередное предвыборное поражение бизнесмена.

<\p>

Напомним, что Грудинин со скандалом вышел из студии, назвав дебаты «базаром» и «шоу»: «То, что происходит, — это не дебаты, это базар, крики с места… ЦИК и центральные каналы не хотят, чтобы мы спорили один на один, — сделали из дебатов шоу и портите отношение к президентским выборам. Эти дебаты не имеют права на жизнь, я покидаю эту студию».

Политолог Павел Данилин считает такое поведение кандидата «не только неумением держать удар, но и откровенной политической слабостью»: «Ситуация с Грудининым показала крайне низкую психологическую устойчивость этого человека. Неготовность его к серьезной политической конкуренции.

Причем он же сам раньше договаривался о формате дебатов с Владимиром Жириновским и Ксенией Собчак, а теперь ему почему-то формат не нравится. Это всё выглядит странно. Грудинин совсем не может держать удар, а еще он сильно потерял в глазах электората.

Зачем он вообще шел на эти дебаты, зная, какой объем скелетов в его шкафу?»

Директор Института новейших государств Алексей Мартынов отметил в беседе с корреспондентом «Ридуса», что Павел Грудинин мог бы стать новым лицом российской политики, но вместо этого кандидат показал себя «хамоватым жлобом из сельской местности».

Грудинин действует в хамской манере. Причем не только по отношению к коллегам-кандидатам, но и к самим выборам президента. Всё это из разряда историй о его сомнительных заграничных счетах, насчет которых он так и не дал внятных объяснений широкой общественности. Конечно, подобное поведение не может быть оценено избирателями, да и ЦИК, я думаю, выскажет недоумение по поводу такого поведения кандидата. К сожалению, то новое лицо нашей политики, которым мог стать товарищ Грудинин, оказалось на поверку хамоватым жлобом из сельской местности,пояснил эксперт.

«Отказ Грудинина от дебатов — это проявление трусости, которое разочарует его избирателей», — высказался в свою очередь руководитель консалтингового агентства Bakster Group Дмитрий Гусев.

<\p>

«Павел Грудинин внутренне не готов быть президентом, поэтому ему не стоило этим заниматься. Политика — это не бизнес. Здесь все-таки нужно стать каким-то другим человеком. Он, видимо, к этому еще не готов», — добавил эксперт.

<\p>

Выборы президента России пройдут 18 марта текущего года.

За главный политический пост страны поборются восемь человек: Сергей Бабурин (партия «Российский общенародный союз»), Павел Грудинин (КПРФ), Владимир Жириновский (ЛДПР), Владимир Путин (самовыдвижение), Ксения Собчак («Гражданская инициатива»), Максим Сурайкин («Коммунисты России»), Борис Титов (Партия роста), Григорий Явлинский («Яблоко»).

Источник: https://www.ridus.ru/news/271792

О борьбе с малодушием

«Если у человека нет силы воли, то он не может сделать ничего… Человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной. Одно крыло — Свою волю — Бог навсегда приклеил к одному из наших плеч.

Но для того, чтобы лететь духовно, нам тоже нужно приклеить к другому плечу свое собственное крыло — волю человеческую. Если человек имеет сильную волю, то у него есть человеческое крыло, равнодействующее с крылом божественным, и он летит».

(Старец Паисий Святогорец)

Отец Алексий, что такое малодушие?

— Со значением понятия «малодушие» очень важно разобраться в самом начале нашего разговора, так как оно не имеет столь ясного и однозначного выражения, как, к примеру, уныние, сребролюбие, ложь, тщеславие.

«Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова определяет малодушие как «отсутствие твердости духа, решительности, мужества». Такого рода малодушие сводится к нерешительности, трусости и затрагивает, главным образом, душевные чувства и способности человека.<\p>

В.И.

Даль в своем толковом словаре пытается отразить более глубокую духовную природу малодушия, определяя его как «отчаяние, упадок духа». В этом случае малодушие оказывается следствием действия в человеке таких страстей, как печаль и уныние, и находится с ними в синонимической связи.

Читайте также:  Могут ли добрые люди быть одинокими?

<\p>

Если мы попробуем заглянуть в другие словари, то найдем новые оттенки смысла данного слова, и все они будут иметь право на существование.<\p>

Обратите внимание

Вот почему мне кажется оправданным дать в пределах нашей беседы понятию «малодушие» следующую расширенную трактовку.

<\p>

Малодушие — это немощь души человека, которому свойственно отсутствие твердости, решимости и последовательности в действиях, вплоть до трусости и предательства.

Различные проявления малодушия чаще всего замечаются нами в сфере земной деятельности человека, однако они всегда являются следствием тех духовных слабостей и недостатков, которые сокрыты в глубине человеческого сердца. Развитие малодушия неизбежно приводит к упадку духа и отчаянию.<\p>

В аспекте духовной жизни под малодушием мы понимаем отсутствие решимости, должного настроя христианина следовать заповедям Божиим.

Чем сила духа отличается от силы воли? Кого, с православной точки зрения, можно назвать человеком с сильным духом?

— Тот конкретный смысл, который вкладывается в слова «сила духа» и «сила воли» разными людьми, может оказаться весьма неоднозначным. Давайте определимся с данными понятиями следующим образом.<\p>

Сила духа — сила высшей сферы человеческой души, которая в православной аскетике и именуется духом.

Дух по своей природе всегда обращен к Богу, и он не может считаться сильным, если человеческое сердце не исполнено светом Божественной благодати, если в глубине его еще не изжиты грубые страстные влечения. Действие духа всегда руководится Промыслом Божиим и направлено только на добрые деяния, угодные Богу.

Чем ближе человек к познанию истинного Бога, чем более его сердце освящено действием Божественной благодати, чем более свободно оно от страстей — тем сильнее дух человека. Согласно православному пониманию, быть сильным духом вне истинной веры и Церкви невозможно.<\p>

Сила воли — одна из врожденных, естественных сил человеческой души.

Она не связана напрямую с духовно-нравственным совершенством человека и может быть направлена как на добро, так и на зло. Человек с сильной волей может быть и вне Церкви, вне благодатной жизни. В период социализма в СССР миллионы людей проявляли сильную волю ради служения коммунистическим идеалам.

Важно

Однако вне действия Божественной благодати человек далеко не всегда способен употребить свою сильную волю на служение добру и во благо окружающим. Отсутствие духовной рассудительности может постепенно довести человека с сильной волей до таких извращенных форм, как тирания и жестокость.

Нечто похожее на силу воли демонстрируют даже злоумышленники, когда оказываются готовыми пожертвовать своей жизнью в момент совершения преступления. Кроме того, если сильная воля не укрепляется действием Божественной благодати, она может быть легко утрачена человеком.

Мне известно очень много примеров людей, которые в юности обладали сильной волей, были пламенными приверженцами высоких ценностей и идеалов, но уже в зрелом возрасте оказались слабовольными и разочаровавшимися в жизни.<\p>

Таким образом, человек, сильный духом, будет обладать и силой воли, так как дух, подкрепляемый Божественной благодатью, подчиняет себе все силы души, направляя их на служение Богу и ближним. Человек же, сильный волей, далеко не всегда обладает силой духа и не всегда оказывается способным проявлять сильную волю как положительное качество своей души.

Святитель Николай Сербский говорил: «Преступление — всегда слабость. Преступник — это трус, а не герой. Потому всегда считай, что творящий тебе зло слабее тебя… Ибо он злодей не по причине силы, а по причине слабости». Как правильно понимать эти слова? О какой слабости в них говорится?

— Мы отметили выше, что вся воля человека как естественная сила души может быть направлена как на совершение добра, так и на совершение зла. Крайним проявлением злой воли является преступление.

<\p>

В наше время, во многом благодаря кинематографу, преступники нередко воспринимаются в качестве примера для подражания — мужественными, последовательными, волевыми. Однако если внимательно приглядеться к обстоятельствам совершаемых ими преступлений, то на деле все окажется совершенно иным.

Если посмотреть на насильника, который избирает жертвой слабую женщину, посмотреть на грабителя, который внезапно нападает с оружием на беззащитного человека, посмотреть на вора, который ночью пробирается в квартиру, пока никто его не видит и хозяев нет дома, посмотреть на убийцу (киллера), который из укрытия производит свой зловещий выстрел, — мы увидим, что здесь нет никакого мужества. Для кого-то кажется героем прелюбодей, готовый идти на все ради «любви» к порочной женщине. Но если вспомнить о том, сколько страдания и боли этот человек причинил своей законной жене и детям ради низкой страсти, мы поймем, что этот человек не герой любовных похождений, а просто предатель.<\p>

Поэтому в преступниках и грешниках только подобие мужества и силы воли. Более им свойственны трусость и слабость. Та слабость, жертвою которой они неоднократно становились в своей жизни: и тогда, когда позволили порочным мыслям пленить свою душу, и тогда, когда позорно поддавшись этому пленению, встали на преступный путь, и тогда, когда избирали способы совершения своих преступлений, свойственные только трусам и предателям.<\p>

На эту слабость преступников и указывает святитель Николай Сербский в приведенном вами высказывании — для того, чтобы люди не обольщались их ложным мужеством и героизмом.

Известный ответ Господа апостолу Павлу гласит: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9). О какой немощи здесь идет речь? Не о наших же лени, унынии, малодушии.

— В православной аскетике слово «немощь» может пониматься двояко. Следует различать, во-первых, внутреннюю немощь человека, которая проявляется в пленении его души различными страстями, в том числе и унынием, и леностью, и малодушием. А во-вторых, немощь внешнюю, которая проявляется в болезнях тела, скорбях и искушениях, приходящих извне, независимо от воли и желания самого человека.

<\p>

Совет

Однако эти внешние немощи, с одной стороны, для простых грешных людей, а с другой — для праведников, отмеченных Богом благодатными дарами, имеют принципиально различный характер.

Для обычного человека телесные недуги, внешние напасти и скорби являются следствием поражения его души греховными недугами, действие которых разрушительно сказывается как на его физическом здоровье, так и на всех обстоятельствах жизни. Избавиться от этих немощей можно через исцеление души от заразы греха.

<\p>

Для праведников же, отмеченных благодатными дарами, такие немощи посылаются Богом с той целью, чтобы Его угодники не возгордились, но всегда помнили, Чьею силою совершаются ими чудные дела; чтобы они всегда осознавали естественную немощь человеческой природы, которая может легко подвергнуться падению и утратить великие дары, лишившись Божественной благодати.

Опыт духовной жизни показывает, что праведник, которому многое дано от Бога, не может сохранить ни свой дар, ни высоту жизни, если все в его судьбе будет складываться легко и безоблачно и если различные внешние немощи по Промыслу Господа не будут закалять его сердце. В этих-то немощах праведников и совершается сила Божия.

Взаимосвязано ли малодушие с лжесмирением? Если да, то каким образом?

— О лжесмирении мы говорим в том случае, если внешне человек ведет себя смиренно, но внутреннее его состояние не соответствует внешнему, а зачастую оказывается прямо противоположным.

Например, когда человек внешне показывает уважение к другому, а внутренне испытывает к нему ненависть и презрение; проявляет покорность и солидарность, а сам строит коварные планы; в глаза говорит комплименты, а за спиной источает ругательства.<\p>

Лжесмирение имеет различные проявления, и все они так или иначе связаны с малодушием.

<\p>

Лжесмирение может выражаться в лицемерии по отношению к вышестоящим. В этом случае человек может легко поступиться своим мнением, пренебречь правдой и справедливостью; он готов терпеть любые унижения, пойти на любые компромиссы с совестью, чтобы не испортить отношения с более сильными и влиятельными людьми, не остаться без их покровительства.

Однако по отношению к слабым и беззащитным такой человек нередко ведет себя тиранично и жестоко. Например, не редкость, когда муж после унижений и неприятностей на работе, придя домой, вымещает свои негативные эмоции на жене и детях.

Обратите внимание

Святые отцы совершенно справедливо настаивали на том, что истинное смирение человека проявляется по отношению к тем, кто слабее его, а истинное мужество — по отношению к более сильным. Так, по отношению к начальнику на работе было бы мужественно высказать свое мнение, чтобы отстоять правду, а по отношению к жене и детям — смириться и потерпеть их недостатки.

<\p>

Лжесмирение может проявляться в лицемерии по отношению к равным себе, когда человек хочет казаться в глазах окружающих добрым и учтивым. Если он и делает зло другим людям, то тайно и исподтишка. В настоящее время многие считают, что выгодно казаться забитым, слабым и серым — так можно лучше устроиться в жизни, а также избежать многих неприятностей и конфликтов.

Однако люди, рассуждающие таким образом, забывают, что для подобной комфортной жизни придется поступиться своею честью и принципами, придется трусливо молчать в тех обстоятельствах, когда попирается правда и справедливость. Такое состояние разрушительно сказывается на духовно-нравственной жизни человека, окончательно лишая его и силы воли, и силы духа.

<\p>

Лжесмирение может проявляться и по отношению к нижестоящим, когда, например, начальник потакает грехам своих подчиненных, не спешит наказывать их за различные недостатки и промахи с той целью, чтобы снискать почет и похвалы вверенных его попечению людей, заручиться их благожелательностью и поддержкой, а также избежать заговоров и злоумышлений тех, кто может быть недоволен его требовательностью и твердостью.<\p>

Как видим, малодушие, связанное со лжесмирением, может выражаться различно — от явной трусости до более тонких проявлений, связанных со страстью тщеславия.

— Преподобный Серафим Саровский говорил: «Если б решимость имели, то и жили бы так, как отцы, в древности просиявшие». Иначе говоря, между человеком погибающим и человеком спасающимся одна только разница — решимость. На чем должна быть основана эта решимость?

— Вокруг нас очень много искушений и соблазнов, которые являются помехой в нашем духовно-нравственном развитии, постоянно отбрасывают нас назад на пути ко спасению и жизни вечной.

Мы часто склонны считать эти искушения и соблазны неопасными и невинными, а потому не проявляем должной решимости избегать их ради непорочного служения Богу. Нередко и силы духа для этого не хватает.

Древние же отцы, в отличие от нас, имели такую решимость, а потому и достигли высот духовной жизни. Думаю, так можно кратко выразить смысл приведенного изречения преподобного Серафима.

Отец Геннадий Нефедов сказал: «Первый вопрос, который священник должен задать прихожанину на исповеди: „Чадо, како веруешь?“ А второй: „Что тебе мешает правильно верить и жить по вере?“ Тогда исповедь не превратится в перечисление неблаговидных дел и поступков, о которых сообщает на исповеди священнику верующий, причем не всегда при этом глубоко раскаиваясь в них». Как вы считаете, если бы батюшки всегда так проводили исповедь, у нас было бы больше крепких в вере мирян?

— Подобную форму исповеди могут взять на заметку многие священники, но ее ни в коем случае нельзя считать универсальной.

Необходимо учитывать то обстоятельство, что у священнослужителей, совершающих таинство исповеди, существенно различен и опыт духовной жизни, и уровень познаний в вопросах веры, и склад личного характера. Весьма различны и исповедники, приносящие свое покаяние.

Важно

Поэтому у каждого опытного священника в арсенале свои формы проведения исповеди, свои подходы — в зависимости от состояния кающегося и обстоятельств, при которых совершается таинство.

<\p>

Главное — чтобы исповедь не сводилась к формальному перечислению грехов, а побуждала кающегося к непрестанной работе над собой, к реальному исправлению своих пороков и недостатков, к возрастанию в добре.

[1]  [2] 

Источник: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=1499

Трусость Трус Трусливый

          Трусость – реакция человека на страх, выраженная в неспособности или нежелании выполнить какие-либо должные действия (поступки); душевная слабость.

Александр Македонский заметил среди своих воинов человека по имени Александр, который во время сражений постоянно обращался в бегство. И он сказал ему: «Прошу тебя, либо преодолей трусость, либо измени своё имя, дабы сходство наших имён никого не вводило в заблуждение».

        Неумение или нежелание справиться со страхом или какой-либо фобией становится движущей силой трусости. Храбрость – это дрессированная трусость. Когда человек в минуту опасности «думает» только ногами, игнорируя голос совести и разума, значит, перед нами трусость. Она всегда делает выбор в пользу удобного, неопасного настоящего в сравнении с непредсказуемым и неопределенным будущим.

        Вместо решения проблемы трус прячется от нее. С подачи Плиния Старшего пришла к нам из Древнего Рима легенда о страусах, якобы прячущих от страха голову в песок: «Страусы представляют, что когда они засовывают голову и шею в землю, всё их тело кажется сокрытым».  Любопытно, что это заблуждение и по сей день бытует в головах граждан.

Страус – птица, которая активно защищается при опасности. У страуса длинные очень крепкие двупалые ноги, отлично приспособленные для бега и защиты от врагов. К земле страус наклоняется, чтобы поесть и проглотить песок и мелкие камешки.

 Это делают многие птицы – ведь зубов у них нет, их заменяет мускулистый желудок с твердыми стенками, вот и приходится страусу глотать камни, чтобы легче было переваривать свой обед.

        Прятаться от страха решения жизненных проблем трусости помогают различные увеселительные мероприятия.

За ширмой пирушек, половой распущенности или просто увлечений кино и спортом трусость избегает разрешения неприятных ситуаций, все больше и больше накапливая их.

Совет

Трусость тянется к смешливым друзьям, жизнерадостным, бодрым людям, стараясь найти в них хотя бы психологическую поддержку. Она невольно осознала истину – смешное не опасно, и, защищаясь от страха, приобрела склонность к подсмеиванию и подхихикиванию.

         Трусость не следует отождествлять с осторожностью, умеренностью, постепенностью или осмотрительностью. Трус, столкнувшись с неопределенностью, не желает рисковать, он раб страха. При этом он вполне осознает необоснованность своих страхов.

Но когда человек, завидев агрессивно настроенную пьяную компанию, избегает с ней общения и зрительного контакта, конечно, это разумная предосторожность.

Если он, впервые занимается подводной охотой, то разумно ознакомиться с правилами поведения под водой.

         Когда трусость становится проявленным качеством личности, естественно, что она отвергает свои противоположности – храбрость, смелость, мужество и самоотверженность. В то же время легко трансформируется в пугливость, боязливость, робость и опасливость.

         Необъяснимое явление, неопределенность и связанные с нею риски, всегда вызывают определенную боязнь у любого человека. Не боятся разве что умалишенные. Страх испытывают все. Трусы умирают много раз.

Однако мужественный человек усилием воли преодолевает страх, принуждая себя на исполнение своих обязанностей и долга. У трусости атрофированы мускулы разума, подавлена страхом сила воли и молчит совесть. Когда минуты роковые настают, она только под сторонним принуждением, «из под палки»  делает должное. Ф.

М. Достоевский писал: «Трус тот, кто боится и бежит; а кто боится и не бежит, тот ещё не трус».

Обратите внимание

         Все на свете относительно. Кто лучше недисциплинированный храбрец или дисциплинированный трус? В. Тарасов в «Принципах жизни» пишет: «Храбрый не наступает один, трус не отступает один. Один воин, не выдержав напряжения предстоящего боя, подбежал к вражеским позициям, отрубил две головы, и с ними вернулся.

Но полководец распорядился к этим двум добавить и голову героя. Поскольку приказа о наступлении не было. Эти три головы в ряд — символ запрета на наступление без приказа. Храбрый не наступает один. Нельзя поддерживать дисциплину, если храбрый будет наступать без приказа. Вот сидят в окопе солдаты. С нетерпением ждут начала сражения.

Храбрый поднялся и, не дожидаясь приказа, отправился в наступление. За ним другой, третий, и вся рота. Остался в окопе только трус. Он один дисциплинирован и ждет приказа. Но приказа нет, поскольку все уже и так ушли.

Как оценить поведение труса? Как дисциплинированность, и наградить! Или как трусость, и наказать? Если год прошел, а он все сидит и ждет приказа? Если каждая вещь на своем месте, каждый человек там, где должен быть, и делает то, что должен делать — это порядок. Если порядок нарушается, то можно сказать, кто нарушитель и что нарушил — это беспорядок.

Если порядок нарушен, но нельзя сказать, кто именно виноват и что именно он нарушил — это дезорганизация. Дезорганизация страшнее беспорядка. При ней страх и бесстрашие меняются местами. Страшно соблюдать порядок. И не страшно его нарушать. Вот что такое дезорганизация. Когда трус отступает один, он производит беспорядок.

Когда храбрый наступает один, он производит дезорганизацию. Путь от дезорганизации к порядку лежит через беспорядок. Сперва превратить дезорганизацию в беспорядок. Затем наказать виновного в этом новом беспорядке. Вернуть картину мира, когда страшно нарушать порядок, и не страшно не нарушать».

      Вот почему в условиях мирного времени работодатель предпочтет взять в крупную хозяйственную структуру исполнительного, дисциплинированного трусливого чиновника. Излишне самостоятельный инициативный смелый человек в чрезвычайных обстоятельствах может повести себя неординарно и рискованно для системы. Трус десять тысяч раз перестрахуется и поступит так, как выгодно системе.

      «Трусу кажется, что и горы трясутся», — гласит монгольская пословица. Исповедуя принцип «Как бы чего не вышло», трусость закупоривается в скорлупе собственного эгоизма, ограждаясь от угроз и вызовов внешнего мира. Она замкнута в своем одиночестве, как Робинзон Крузо на необитаемом острове.

Перепуганное Эго, опасаясь за свою сохранность, готово идти на предательство и подлость. Во все времена трусость была и будет кузницей предателей. Трусость, измена и предательство – неизменная троица порочности.

Важно

В паре с трусостью многие отрицательные качества личности приобретают гипертрофированный вид: глупый становится невменяемым тупым «тормозом» с параличом ума, лживый превращается в обманщика и клеветника.

Крылатой стала фраза последнего российского императора Николая II, записанная им в своем дневнике 2 марта 1917 года, в день отречения от престола: «Кругом измена, трусость и обман».

          Трусость рождает жестокость. Посредством жестокости к более слабым или близким людям она умело маскируется и скрывает свою истинную сущность. Всю свою злобу и обиду трус выплескивает на жертву.

Изуверские убийства, холодящие сердце своей жестокостью, зачастую, совершаются под влиянием страха. Страх перерастает в ужас, а последний в необузданную жестокость. Трусость лишает человека разума, и он становится воплощением бессердечности, жестокосердия и безразличия.

Гельвеций точно подметил: «Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости».

         Человек может прожить жизнь и так и не узнать из-за своей трусости, на что он был способен. Стремление к безопасности, боязнь рисков, желание иметь «крышу», отказ от принятия жизненно важных решений – все это в совокупности делает потенциально смелого человека жалким трусливым львом. «Почему же ты трус? — спросила Элли, с удивлением глядя на громадного Льва.

— Таким уродился. Конечно, все считают меня храбрым: ведь лев — царь зверей! Когда я реву — а я реву очень громко, вы слышали — звери и люди убегают с моей дороги. Но если бы слон или тигр напал на меня, я бы испугался, честное слово! Хорошо еще, что никто не знает, какой я трус, — сказал Лев, утирая слезы пушистым кончиком хвоста.

— Мне очень стыдно, но я не могу переделать себя…»

Петр Ковалев 2013
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/trusost/

Что такое Трусость?

Что такое Трусость? Узнай трус ты или нет!!!

Как думаете, каждый ли человек, который чего-то боится является трусом? Ведь, по существу, у каждого человека, есть хоть какой-то страх… даже у самого смелого…

Почему одних людей называет трусами, их презирают и не уважают, а других нет?

Когда человек становиться трусом? И когда трус может стать нормальным человеком?:)

Что такое Трусость? Узнай трус ты или нет…

Один из читателей задал мне интересный вопрос: «Скажите пожалуйста, как можно определить труса и трусость, ведь чего-то бояться все люди, нет людей, у которых бы не было того или иного страха? И тем не менее, одних однозначно считают трусами, а других, даже если они чего-то и бояться такая участь обходит. Почему так происходит? «

Просто шикарный вопрос, спасибо! Я этому посвящу даже не одну статью:) Но для начала мы конечно дадим все определения и попробуем различить, где трус, а где нормальный человек который пока чего-то боится:) Надеюсь данные ответы помогут сделать многим нашим читателям правильные выводы, адекватно оценить себя и послужат руководством к действию.

Совет

А начать необходимо с понимания, что такое Страх, ведь именно страх и реакция на него будут центром нашего внимания и объектом анализа.

Что такое Трусость и кто такой Трус? Определения

Трусость — преступная слабость на основе страха. Почему именно преступная слабость? Потому что трус способен совершить практически любые преступления из-за своего страха.

Трусость, так же можно определить, как не способность к необходимым и ответственным действиям в момент определённой опасности по мотивам страха.Рассмотрим подробнее:

Трус — раб своего страха, слабый духом и волей человек. Если человек раб страха, это означает, что он полностью ему сдался, не контролирует себя (не способен думать головой и принимать решения), а подчиняется своему страху на 100%.

Говорят «Трус и предатель – всегда презираем!» Почему? Потому что если человек трус, то он, по сути, потенциальный предатель и преступник, из-за страха он может обмануть, подставить, оклеветать, предать, бросить даже своего ребёнка или женщину в опасности и мн. др.

Чем отличается Трус от нормального человека, который боится, в котором есть страх?

Достойный или просто нормальный человек, который боится — не способен из-за страха на жуткие преступления (обман, клевету, предательство, убийство), то есть он способен перебарывать или хотя бы контролировать свой страх. У него в Душе есть моральные и нравственные ограничители (принципы), которые не позволят ему совершить преступное действие из-за страха.

Трус — как животное гонимое страхом, во власти которого он ничего не соображает и делает всё, чтобы спасти свою шкуру, часто за счёт зла совершённого по отношению к другим. Поэтому трус — всегда презираем, а трусость — это позорное качество, вызывающее только презрение и отвращение.

Но так как страх живёт практически в каждом человеке, то эта грань между трусостью и обычной боязнью часто очень тонкая, и пока не попадёшь в экстремальную ситуацию сложно понять трус ты или нет.

Обратите внимание

Если даже не смотря на страх, вы способны делать то, что обязаны, выполнять свой долг, поступать достойно, то есть идти на страх и преодолевать его ради благой цели — вы не трус, вы достойный человек!

Надеюсь я вас обрадую если скажу, что всё лечится, и страх можно устранить и трус может себя перевоспитать, став достойным человеком и даже бесстрашным воином. В следующей статье мы рассмотрим что нужно, чтобы избавиться от трусости и обойти в своей жизни участь труса. Вернее сделать так, чтобы Страх обходил вас стороной. А сейчас ещё пару слов о том, на что страх и трусость заменяются.

На что нужно заменять Трусость и Страх?

Трусость — заменяется на управление собой и подчинение себе своего страха! С помощью своего разума и воли, правильных решений и настроя, страх — нужно научиться держать в клетке как бешеную собаку, всегда под каблуком, жёстко контролируя его. Чтобы он был вашим рабом, а не вы его безвольным слугой.

Сам же Страх — заменяется на такое доблестное качество, как Бесстрашие и Смелость. Оно присуще лучшим людям истории и современности: Воинам, Рыцарям, Офицерам, Самураям, Спартанцам, Легионерам, Правителям и просто сильным и достойным мужчинам и женщинам.

Есть красивое высказывание: «Воин – умирает всего один раз и всегда достойно, трус – умирает тысячи раз, каждый раз, когда боится, и всегда он подыхает как трусливый шакал».

Так что не будьте трусливыми шакалами, а будьте достойными людьми и доблестными воинами!

Смотрите на сайте автора…

Источник: https://subscribe.ru/group/zvyozdnyij-put/7505143

Ссылка на основную публикацию