Когда приходится выбирать между подсказкой чувства и велением разума?

Итоговое сочинение — Разум и чувство (примеры сочинений)

Примеры написания сочинений по литературе по направлению «Разум и чувства». Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется.

Данные работы можно применять для подготовки к итоговому сочинению. Они предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения.

Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

  • Нравственность — это разум сердца.
    Гейне Генрих
  • Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце.
    Шиллер Фридрих
  • Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой.

    Белинский Виссарион Григорьевич

  • Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность — это разум воли.
    Гегель Георг Вильгельм Фридрих
  • Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств.

    Пришвин Михаил Михайлович

  • <\p>

    (403 слова)

    Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые нуждаются друг в друге. Душа человека очень сложна. Бывают ситуации, когда чувства преобладают над разумом, а иногда разум берет вверх над чувствами.

    Не зря Люк де Клапье Вовенарг говорил: «Разуму не постичь надобностей сердца». Ведь действительно человек при всем желании не способен управлять настоящими чувствами, которые затмевают противоречащий им разум.

    Такой сюжет мы можем наблюдать в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Его внутренний принцип был против всякой романтики, чувств. Он считал это «белибердой, непростительной дурью…».

    Решающей чертой, ставшей наперекор его взглядов, была встреча с Анной Одинцовой, женщиной, которая была не такая как все. Герой искренне влюбляется в неё, но эти чувства являлись для Евгения неприемлемыми и страшными. У Анны же не было таких сердечных склонностей, какие были у Базарова.

    Обратите внимание

    Он всячески пытался это скрыть, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герой не мог контролировать всем происходящим, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. Но наконец-то признавшись в любви Одинцовой, получает отвержение.

    Это приводит Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но не бывает такого, чтобы любовь просто гасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она все-таки разгорается и встает против его разума, в итоге побеждая.

    Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца.

    Еще одним из ярких примеров противоборства разума и чувства является произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главной героиней повести является сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится.

    И вот уже чувствительная девушка полностью отдается своему возлюбленному, её сердце берет вверх над разумом.

    Но, к сожалению, чувства молодого дворянина постепенно охладевают, и вскоре он уезжает в военный поход, где проигрывает всё состояние и по принуждению женится на богатой вдове. На этом терпение Лизы не выдерживает, и она прыгает в пруд.

    Ведь для девушки поступок любимого был сильным ударом, приносившим душевную боль, избавиться от которой она хотела лишь самоубийством. Её разум противоречил такому ходу событий, но осилить пылкое чувство ему не удалось.

    Таким образом, борьба двух важнейших сил внутреннего мира человека это один из самых сложных процессов в душе каждого. Или чувство превосходит разум или разум чувства. Такие противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё же разуму никогда не постичь искренних чувств.

    <\p>

    (388 слов)

    «Разум и чувства: гармония или противоборство?» (Шамфор)

    Разум и чувства: гармония или противоборство? Думается, на этот вопрос не существует однозначного ответа. Конечно, бывает так, что разум и чувства сосуществуют в гармонии. Более того, пока есть эта гармония, мы подобными вопросами не задаемся.

    Важно

    Это все равно что воздух: пока он есть, мы его не замечаем, а вот если его не хватает… Однако бывают ситуации, когда разум и чувства вступают в противоборство. Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни ощущал, что у него «ум с сердцем не в ладу».

    Возникает внутренняя борьба, и трудно предположить, что возьмет верх: рассудок или сердце.

    Так, например, в повести А.Алексина «А тем временем где-то…» мы видим противоборство разума и чувств. Главный герой Сергей Емельянов, случайно прочитав письмо, адресованное отцу, узнает о существовании у того бывшей жены. Женщина просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать в ее доме, и разум подсказывает ему просто вернуть ей ее письмо и уйти.

    Но сочувствие горю этой женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным сыном, заставляет его пренебречь доводами рассудка. Сережа решает постоянно навещать Нину Георгиевну, помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды – одиночества. И, когда отец предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой отказывается. Да, конечно, поездка на море обещает быть увлекательной.

    Да, можно написать Нине Георгиевне и убедить ее, что она должна поехать в лагерь с ребятами, где ей будет хорошо. Да, можно пообещать приехать к ней на зимних каникулах. Все это вполне разумно. Но чувство сострадания и ответственности берут в нем верх над этими соображениями. Ведь он обещал Нине Георгиевне быть рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Сергей едет сдавать билет на море.

    Автор показывает, что чувство сострадания побеждает.

    Обратимся к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Автор рассказывает о судьбе Татьяны. В юности, полюбив Онегина, она, к несчастью, не находит взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и вот наконец Онегин у ее ног, он страстно влюблен в нее.

    Казалось бы, об этом она мечтала. Но Татьяна замужем, она сознает свой долг супруги, не может запятнать свою честь и честь мужа. Разум берет в ней верх над чувствами, и она отказывает Онегину.

    Превыше любви героиня ставит нравственный долг, супружескую верность.

    Подводя итоги сказанному, хочется добавить, что разум и чувства лежат в основе нашего бытия. Хотелось бы, чтобы они уравновешивали друг друга, позволяли нам жить в гармонии с самими собой и с окружающим миром.

    <\p>

    (403 слова)

    Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающее одно другое? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс.

    Совет

    На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и у каждого свой ответ.

    «Люди живут чувствами», – утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум.

    На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто.

    Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль.

    Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать.

    Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.

    Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену.

    Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.

    Обратите внимание

    Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».

    <\p>

    Источник: http://7oom.ru/sochinenya/sochinenie-razum-i-chuvstvo.htm

    сочинение на тему:разум и чувства.В сочинение должно присутствовать 2 аргумента. 350 слов — Школьные Знания.com

    Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувство? Этим вопросом люди задаются на протяжении многих лет, десятилетий, веков. Эта дилемма заставляла задуматься писателей, философов, ученых.

    Противостояние разума и чувства всегда вызывало споры между людьми. Пушкин, Достоевский, Толстой пытались решить эту загадку в своих произведениях.

    Давайте на их примерах разберемся, что же сильнее: разум или чувство?

    У Александра Сергеевича Пушкина, роман в стихах «Евгений Онегин» почти целиком посвящён противостоянию двух основ человеческой сущности: разума и чувства.

    В большей части произведения Онегин предстает перед нами как человек, руководствующийся исключительно своим интеллектом, живущий «по часам» и не испытывающий никаких «высоких» чувств.

    С переездом в деревню ничего не меняется, мы видим в нем ту же холодность, ту же жизнь по расписанию и ту же расчетливость,то есть жизнь разумную..Во время разговора с Татьяной он отвергает ее не из-за того, что он не испытывал к ней никаких чувств, а из-за того, что понимал :»Привыкнув ,разлюблю тотчас» .

    Онегин живёт по законам разума .Чувствам он не даёт воли .Этому его научила светская жизнь .Так ,в отповеди Татьяне ( в саду ) он рассуждает очень разумно .Более того ,он говорит Татьяне :Учитесь властвовать собой .Не каждый вас ,как я поймёт .К беде неопытность ведёт .Он абсолютно прав .

    И окажись на его месте пустой светский щеголь-быть бы  беде ,потому что Татьяна в тот момент живёт чувствами.Ещё более «разумно » ведёт себя Онегин в ссоре с Ленским .Сам затеял  недостойную интрижку по пустяковому поводу  и на дуэль отправился ,понимая свою неправоту .

    Но не мог поступить иначе: разум напомнил ,что в дело «вмешался старый дуэлянт ( Загорецкий),а ведь «дико светская вражда боится ложного стыда .Так и погиб Ленский .Но и Онегину довелось испытать на себе силу чувств Последние встречи Онегина и Татьяны — зеркально перевернули ситуацию. Онегин безумствует :» Я  пью волшебный яд желаний…

    «А Татьяна вразумляет :»Я другому отдана и буду век ему верна».

     Иную ситуацию нам показывает Федор Михайлович Достоевский в своем романе «Игрок». Алексей Иванович, главный герой романа- обычный учитель, путешествующий при семье почти разорившегося генерала, пытается выиграть деньги для оплаты долгов девушки, которую он любит. Но игра у него «не идет».

    Важно

    Он уверен, что, играя «за себя» он обязательно «сорвет банк», и, придя в казино уже без груза ответственности, он начинает выигрывать. Выиграв огромную сумму денег, он отправляется «прожигать» их в Париж, уверенный, что, когда они закончатся, он сможет выиграть еще. Через пару месяцев, без гроша в кармане, он возвращается в то же казино, но на сей раз, удача от него отвернулась.

    Читайте также:  Краткая биография толстого: главное о писателе

    Через много месяцев, он встретит старого товарища и попросит его об услуге. Он не будет просить о билете домой или о помощи в нахождении крыши над головой, он попросит денег, чтобы отыграться. У Достоевского человек поддается чувствам вопреки разуму и теряет все, что имел: любовь, деньги, самоуважение.

    Так же, о победе чувств над разумом повествует Иван Сергеевич Тургенев в повести «Отцы и дети». Евгений Базаров, один из главных героев этого произведения- нигилист, руководствующийся исключительно своим интеллектом. Устройство его мира, как и у Онегина, рушит любовь.

    Он испытывает чувство, которое,думал, не может испытать, что уже морально тяжело. В завершение его истории, он оказывается отвергнут, что погружает его в пучину духовного кризиса. Он становится безразличен ко всем окружающим и к себе самому. Это его и убивает.

    В данном произведении мы видим поражение разума человека, вызванное душевной травмой то есть воздействием чувств, приведшее его к некоему подобию суицида.

    В заключение, отвечу на вопрос, поставленный в самом начале. Что же должно управлять человеком: его сердце или его ум? По-моему, ответ очевиден.

    Ум, интеллект, мозг, называть можно как угодно, важно лишь то, что только он должен иметь «поводья от человеческой сущности».

    Мы увидели это на примерах абсолютно разных умных людей, позволивших чувствам «править бал» ,что в корне изменило их жизнь и привело к трагедии..

    Источник: https://znanija.com/task/19537978

    Сочинение на тему Разум и чувства по литературе

    Люди руководствуются различными порывами. Иногда ими управляет симпатия, теплое отношение, и они забывают о голосе разума. Можно разделить человечество на две половинки. Одни постоянно анализируют свое поведение, они привыкли продумывать каждый шаг.

    Такие личности практически не поддаются обману. Однако им крайне сложно устроить свою личную жизнь. Потому что с момента знакомства с потенциальной второй половинкой они начинают искать выгоды и пытаться вывести формулу идеальной совместимости.

    Поэтому, заметив такой склад ума, окружающие отдаляются от них.

    Другие полностью подвержены зову чувств. Во время влюбленности сложно заметить даже самые очевидные реалии. Поэтому они часто подвергаются обманам и сильно от этого страдают.

    Совет

    Сложность отношений между представителей разного пола в том, что на разных этапах отношений мужчины и женщины слишком сильно пользуются разумным подходом или наоборот, доверяют выбор линии поведения сердцу.

    Наличие пламенных чувств, безусловно, отличает человечество от животного мира, однако без железной логики и некоторого расчета нельзя построить безоблачное будущее.

    Существует масса примеров, когда люди страдали из-за своих чувств. Они ярко описаны в русской и мировой литературе. В качестве примера можно избрать произведение Льва Толстого «Анна Каренина». Если бы главная героиня не влюбилась безоглядно, а доверилась бы голосу разума, она бы осталась жива, а детям не пришлось бы переживать смерть матери.

    И разум, и чувства должны присутствовать в сознании в приблизительно равной пропорции, тогда есть шанс на абсолютное счастье.

    Поэтому не следует отказываться в некоторых ситуациях от мудрых советов старших и более умных наставников и родственников. Существует народная мудрость: «Умный учится на чужих ошибках, а дурак — на своих».

    Если извлечь правильный вывод из этого выражения, можно смирить порывы своих чувств в некоторых случаях, которые могут пагубно отразиться на судьбе.

    Хотя иногда сделать усилие над собой очень сложно. Особенно, если симпатия к человеку переполняет. Некоторые подвиги и самопожертвования совершены от большой любви к вере, стране, собственному долгу.

    Обратите внимание

    Если бы армии пользовались только холодным расчетом, они вряд ли бы поднимали свои знамена над покоренными высотами.

    Неизвестно, как бы закончилась Великая Отечественная война, если бы не любовь русского народа к своей земле, родным и близким.

    Сочинение 2 вариант

    Разум или чувства? А может и то другое? Может ли разум сочетаться с чувствами? Такой вопрос задает себе каждый человек. Когда ты сталкиваешься с двумя противоположностями, одна сторона кричит, выбирай разум, другая кричит, что без чувств никуда. И ты не знаешь куда тебе идти и что выбрать.

    Разум нужная вещь в жизни, благодаря ему мы можем размышлять о будущем, строить свои планы и добиваться поставленных целей. Благодаря нашему разуму мы становимся успешнее, но именно чувства делают из нас людей. Чувства присуще не каждому и они бывают разными, как положительными, так и отрицательными, но именно они заставляют нас совершать невообразимые поступки.

    Порой благодаря чувствам люди совершают такие нереальные действия, что с помощью разума пришлось добиваться этого годами. Так что же выбрать? Каждый выбирает сам, выбрав разум человек, пойдет по одной тропинке и, возможно, будет счастлив, выбрав чувства, человеку сулит уже совершенно другая дорога.

    Никто не может предсказать заранее хорошо ли ему будет от выбранного пути или нет, мы можем делать выводы только в конце. Что касается вопроса, могут ли разум и чувства сотрудничать друг с другом, то думаю, что могут. Люди могут любить друг друга, но понимать, чтобы создать семью, им нужны деньги, а для этого необходимо работать или учиться.

    Вот в данном случае разум и чувства действуют сообща.

    Мне кажется, эти два понятия начинают работать вместе только тогда, когда ты вырастешь. Пока человек мал, ему приходится выбирать между двумя дорогами, маленькому человеку очень сложно найти точки соприкосновения разума и чувства.

    Таким образом, человек всегда стоит перед выбором, каждый день ему приходится бороться с ним, ведь порой разум способен помочь в сложной ситуации, а порой и чувства вытаскивают из такого положения, где разум был бы бессилен.

    <\p>

    Краткое сочинение

    Многие считают, что разум и чувства две вещи совсем не совместимые друг с другом. Но как по мне это две части одного целого. Не бывает чувств без разума и наоборот. Все что чувствуем, мы обдумываем, и порой когда мы размышляем, появляются чувства. Это две части создающие идиллию. Если хотя бы один из составляющих отсутствует, то все действия будут тщетны.

    Например, когда люди влюбляются, они обязательно должны включать свой разум, так как именно он может оценить всю ситуации и подсказать человеку правильный ли он сделал выбор.

    Разум помогает не ошибиться в серьезных ситуациях, а чувства порой способны интуитивно подсказать нужную дорогу, даже если она кажется нереальной.

    Важно

    Овладеть двумя составляющими одного целого не так то и просто как звучит. На жизненном пути придется столкнуться с немалыми трудностями, пока сам научишься контролировать и находить нужную грань этих составляющих.

    Конечно же, жизнь не идеально и порой необходимо выключать что – то одно.

    Нельзя постоянно держать баланс. Порой необходимо доверится своим чувствам и сделать рывок вперед, это будет возможностью почувствовать жизнь во всех ее красках, несмотря на то, верный ли будет выбор или нет.

    Сочинение на тему Разум и чувства с аргументами.

    Итоговое сочинение по литературе 11 класс.

    Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/razum-i-chuvstva

    Проблема разума и чувства. Аргументы к сочинению

    _____________________________________________________________________________________________

    Итоговые сочинения по теме «Разум и чувства» на нашем сайте:

    — Согласны ли вы с высказыванием М. Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств»?

    — Согласны ли вы с высказыванием Фирдоуси «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла»?

    _____________________________________________________________________________________________

       Проблеме разума и чувства посвящено огромное количество литературных произведений.
    главные герои принадлежат к двум враждующим кланам – Монтекки и Капулетти. Всё против чувств молодых людей, и голос разума советует каждому не поддаваться вспыхнувшей любви. Но эмоции оказываются сильнее, и даже в смерти Ромео и Джульетта не захотели расставаться.

    чувства главной героини берут верх над её разумом. Влюбившись в молодого дворянина Эраста и доверившись ему, Лиза забывает о девичей чести. Карамзин пишет об этом факте с горечью и упрекает героиню, хотя ему всем сердцем жаль добрую, искреннюю девушку. Но и Эраста Карамзин обвиняет в безрассудстве, он прямо говорит, что разум (тем более у мужчины!) должен руководить эмоциями.

    Так, в ответ на мысли молодого человека о том, что он не употребит во зло доверие девушки и всегда останется ей только братом, автор восклицает:<\p>

    И действительно, чувства девушки, были обмануты: Эраст, проигравшись в карты, чтобы как-то поправить своё материальное положение, женится на богатой вдове, а Лиза кончает жизнь самоубийством, утопившись в озере.

       В трагическом разладе разум и чувства главного героя<\p>

    Сердце его пылает любовью к Софье Фамусовой, именно ради неё он возвращается в Москву, но не находит в девушке ответных чувств. Когда же герой узнает, что избранник Софьи – Молчалин, секретарь её отца, он не в силах в это поверить.<\p>

    восклицает Чацкий.

     Герой прекрасно видит, каков Молчалин на самом деле, видит, каковы его истинные цели. А это — продвижение по карьерной лестнице и материальное благополучие. Ради этого Молчалин не гнушается ни лицемерием, ни выслуживанием перед вышестоящими, ни подлостью. Именно такой подлостью с его стороны становятся ухаживания за дочерью начальника.

    Совет

    Разум Чацкого отказывается верить в любовь Софьи к Молчалину, ведь он помнит её еще подростком, когда между ними вспыхнула влюблённость, ему думается, что за эти годы Софья не могла измениться. Но реальность оказалась суровее мечты.

    И вот Чацкий, при всём своём уме, хорошо разбираясь в людях, понимая, что Фамусов и его гости не поймут и не разделят ни его идей, ни мнений, ни поступков, не сдерживается и высказывается перед ними, так сказать, «мечет бисер перед свиньями». Разум героя не может сдержать переполняющие его эмоции.

    Всё поведение Чацкого так странно «фамусовскому обществу», что оно с облегчением принимает весть о сумасшествии героя.
    мы так же наблюдаем столкновение между разумом и чувством. Пётр Гринев, узнав о том, что его возлюбленная Маша Миронова насильно удерживается Швабриным, который хочет заставить девушку выйти за него замуж, вопреки голосу разума обращается за помощью к Пугачёву.

    Герой знает, что это может грозить ему смертью, ведь связь с государственным преступником сурово каралась, но он не отступается от задуманного и в итоге сохраняет собственную жизнь и честь и получает Машу в законные жёны.
       В другом произведении<\p>

    теме разума и чувства так же отведено немаловажное место. После семи лет разлуки Евгений, увидев преображённую Татьяну, влюбляется в неё.

    И хотя герой знает, что она замужем, он ничего не в силах поделать с собой. Онегин осознаёт, что много лет назад не смог до конца разглядеть в юной Тане всю силу её характера и внутреннюю красоту. Теперь же чувства любви к героине заслоняют в Евгении все разумные доказательства, он жаждет взаимных признаний. Но в Татьяне голос разума, говорящий о долге и чести замужней женщины, берёт верх над эмоциями. В отличие от Онегина она находит в себе силы противостоять нахлынувшим и чувствам и признается:

    так же неоднократно подвергается испытанию на разум и чувства. Но у него разум всегда оказывается выше эмоций. Так, мы видим, как герой боролся с сочувствием к княжне Мэри и сам себе признавался, что ещё минута и он был готов упасть к её ногам и просить стать его женой.

    Но… Печорин не поддаётся порыву, он знает, что не предназначен для семейной жизни и не хочет делать девушку несчастной. Ту же борьбу мы видим и тогда, когда Печорин, прочитав прощальное письмо Веры, кидается в погоню за ней. Но и здесь холодный разум остужает пыл героя, и, как больно ему ни было, он оставляет мысль о воссоединении с Верой.

    младший сын Тараса, Андрий, влюбившись в польскую панночку, предаёт козаков и идёт воевать против них. Он говорит возлюбленной:<\p>

    Обратите внимание

    Разум Андрия не долго сопротивлялся чувствам: все его мысли о чести, о долге, о родных – были сожжены пожаром любви, даже умирает он с именем возлюбленной.
       У другого героя<\p>

    Читайте также:  Аргументы: цели и средства в романе «война и мир»

    разум всегда берёт верх над эмоциями.

    Даже встретив на станции таинственную молодую незнакомку (и здесь Гоголь упоминает о двадцатилетнем юноше, который бы забыл всё на свете при виде такого юного и прелестного создания), Чичиков не поддаётся романтическим мыслям.

    Напротив, рассуждения его вполне практического характера (как говорит о нём Гоголь, он человек осмотрительно-охлаждённого характера): герой размышляет о том, кто может быть отец девушки и каковы его доходы, и что если дать за девушкой тысяч двести приданого, то из неё выйдет очень «лакомый кусочек».
    чувства нередко берут верх над разумом.

    Она естественна, искренна, ничего не делает нарочно, пытаясь найти собственную выгоду в том или ином деле. Да, она «героиня сердца», но именно такой, по мнению Толстого, и должна быть настоящая женщина, именно за это он её любит, а вслед за ним и мы. В этом она противоположна и своей матери, и Соне, и маленькой княгине, и Элен Курагиной.

    Мы прощаем ей то, что она предаёт Андрея Болконского, вскружённая ухаживаниями Анатоля Курагина. Ведь мы видим, как искренне она потом раскаивается, осознавая, что это был порыв, минутное увлечение. Но именно этот случай меняет Наташу, заставляет её задуматься о вечных ценностях.

    В другой раз героиня без раздумий заставляет мать отдать раненым солдатам телеги, на которых должны были вывозиться вещи из их дома в Москве, ожидающей вторжения Наполеона. В этой «неразумности» героини и кроется, по Толстому, главный смысл её существа – доброго, сострадательного, любящего.

    Дмитрий Гуров, мужчина средних лет, женатый, отдыхая в Ялте знакомится с молодой женщиной Анной Сергеевной, в которую неожиданно для себя влюбляется. Влюбляется впервые в жизни! Он обескуражен этим, но это чувство меняет героя. Он вдруг начинает замечать, как пошла и мелка жизнь вокруг него, как мелочны и эгоистичны люди.

    Внешняя жизнь Гурова (семья, работа в банке, обеды с друзьями в ресторанах, игра в карты в клубе) оказывается ненастоящей, а настоящая жизнь – это тайные встречи с Анной Сергеевной в гостинице, их любовь. Эти две жизни очень сложно примирить, но герои пока не в силах найти разумного решения проблемы, хотя им кажется, что оно вот-вот придёт и начнётся новое, прекрасное время.
       Сердце главного героя<\p>

    так же в разладе с его умом. Он любит двух женщин – свою законную жену Тоню и Ларису Антипову. Любит по-разному, но в равной степени сильно. Своё состояние он переживает как огромную трагедию: разрываясь между двумя семьями, герой никак не может найти решения, пока сама судьба не разводит его с женой Тоней.
     

    Источник: http://literarus.ru/russkiy-yazyk/podgotovka-k-ege/problema-razuma-i-chuvstva/

    Итоговое сочинение 2016-2017 по теме Разум и чувство

    Итоговое сочинение – это формат экзамена, который позволяет оценить сразу несколько аспектов знаний ученика. Среди них: словарный запас, знание литературы, умение излагать свою точку зрения на письме. Словом, такой формат дает возможность оценить общее владение ученика как языком, так и предметными знаниями.

    1. На итоговое сочинение отведено 3 часа 55 минут, рекомендуемый объем – 350 слов. 2. Дата итогового сочинения 2016-2017. В 2015-2016 учебном году оно проводилось 2 декабря 2015 года, 3 февраля 2016 года, 4 мая 2016 года. В 2016-2017 — 7 декабря, 1 февраля, 17 мая.

    3. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.

    Целью сочинения является рассуждение, грамотно и четко выстроенная точка зрения ученика с использованием примеров из литературы в рамках заданной темы. Важно отметить, что в темах не указано конкретное произведение для анализа, оно носит надпредметный характер.

    Темы итогового сочинения по литературе 2016-2017

    Темы формируются из двух перечней: открытого и закрытого. Первый известен заранее, отражает примерные общие темы, они сформулированы как понятия, противоречащие друг другу. Закрытый перечень тем оглашается за 15 минут до начала сочинения — это более конкретные темы. Открытый перечень тем итогового сочинения 2016-2017: 1. «Разум и чувство»,

    2. «Честь и бесчестие»,

    3. «Победа и поражение»,
    4.  «Опыт и ошибки»,
    5. «Дружба и вражда».
    Темы изложены в проблемном ключе, названия тем — антонимы.

    Рекомендованная литература

    Литература, рекомендованная для успешного написания сочинения, публикуется в сети вместе с открытым перечнем тем. Туда входят не только произведения из школьной программы, но и другие шедевры мировой классики.

    Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение (2016-2017): 1. А.М. Горький «Старуха Изергиль», 2. А.П. Чехов «Ионыч», 3. А.С.

    Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель» 4. Б.Л. Васильев «В списках не значился», 5. В.А. Каверин «Два капитана», 6. В.В. Быков «Сотников», 7. В.П. Астафьев «Царь-рыба» 8.

    Генри Марш «Не навреди»,

    9. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,

    10. Джек Лондон «Белый клык», 11. Джек Лондон «Мартин Иден», 12. И.А. Бунин «Чистый понедельник», 13. И.С. Тургенев «Отцы и дети», 14. Л.Н. Толстой «Война и мир», 15. М.А. Шолохов «Тихий Дон», 16. М.Ю.

    Важно

    Лермонтов «Герой нашего времени», 17. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот» 18. Э. Хемингуэй «Старик и море», 19. Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен», 20. Э.М. Ремарк «Три товарища».

    Аргументы к теме «Разум и чувство»

    Точка зрения должна быть аргументирована, для того, чтобы грамотно ее оформить, следует привлекать литературный материал, соответствующий теме. Аргумент является главной составляющей сочинения, входит в число критериев оценки. К нему предъявляются следующие требования: 1. Соответствовать теме 2.

    Включать в себя литературный материал 3. Быть вписан в текст логично, в соответствии с общей композицией 4. Быть изложен с помощью качественной письменной речи 5. Быть грамотно оформлен.

    К теме «Разум и чувство» можно взять аргументы из произведений И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.С. Грибоедова «Горе от ума», Н.М.

    Карамзина «Бедная Лиза», Джейн Остин «Разум и чувства».

    Примеры итоговых сочинений

    Существует ряд шаблонов итоговых сочинений.

    Они оцениваются по пяти критериям, вот пример сочинения, набравшего высший балл: Пример сочинения на тему: «Должен ли разум брать верх над чувствами?» 

    К чему прислушиваться, к разуму или чувствам – таким вопросом задается каждый человек.

    Особенно остро он стоит, когда разум диктует одно, а чувства ему противоречат. Что такое голос разума, когда следует больше прислушаться именно к его советам человек решает сам для себя, так же и с чувствами. Без сомнения, выбор в ту или иную пользу зависит от конкретной ситуации.

    Например, даже ребенок знает, что в стрессовой ситуации нельзя поддаваться панике, лучше слушать рассудок. Важно не только прислушиваться и к разуму, и к чувствам, но и по-настоящему научиться различать ситуации, когда необходимо прислушаться к первому или ко второму в большей степени.

    Так как вопрос был актуален всегда, он нашел широкое распространение как в русской, так и в зарубежной литературе. Джейн Остин в романе «Разум и чувства» на примере двух сестер отразила это вечное противоречние.

    Элинор, старшая из сестер, отличается рассудительностью, но не лишена и чувств, просто умеет ими управлять. Мариана же ни в чем не уступает старшей сестре, но рассудительность ей не присуща ни в чем. Автор показала, как сказались их характеры в испытании любовью.

    В случае старшей сестры ее рассудительность чуть не сыграла с ней злую шутку, благодаря своей сдержанной натуре, она не сразу дала понять своему взлюбленному, что чувствует.

    Мариана же стала жертвой чувств, поэтому была обманула молодым человеком, который воспользовался ее доверчивостью и женился на состоятельной даме.

    Совет

    В итоге старшая сестра была готова смириться с одиночеством, но мужчина ее сердца, Эдвард Феррас, делает выбор в ее пользу, отказавшись не только от наследства, но и от своего слова: помолвки с нелюбимой женщиной. Марианна же после тяжелой болезни и перенесенного обмана взрослеет и соглашается на помолвку с 37-ми летним капитаном, к которому не испытывает романтических чувств, но глубоко уважает.

    Аналогичный выбор совершают герои в рассказе А.П. Чехова «О любви». Однако Алёхин и Анна Луганович, поддавшись зову рассудка, отказываются от своего счастья, что делает их поступок правильным в глазах общества, но в глубине своей души оба героя несчастны.

    Так что же есть разум: логика, здравый смысл или попросту скучный рассудок? Могут ли чувства помешать человеку в жизни или, наоборот, оказать неоценимую услугу? Однозначного ответа в этом споре нет, кого слушать: разум или чувство. И то и другое равно важны для человека, поэтому необходимо лишь научиться их грамотно применять.

    Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк: Вопросы Абитуриента

    Источник: https://www.abitura.pro/news/entries/itogovoe-sochinenie-2016-2017-po-teme-razum-i-chuvstvo

    Разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума

    Примерные темы итогового сочиненияв 2016-2017 году

    Примерные темы итогового сочинения

    Направление 1. Разум и чувствоНаправление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

    Примерные темы сочинений

    1. Как связаны между собой разум и чувство?
    2. Как природа помогает понять мир человеческих чувств?
    3. «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г. Белинский.)
    4. Как Вы понимаете утверждение В.П. Ключевского: «Мысль бывает светла, только когда озаряется изнутри добрым чувством…»?
    5. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет, – сердце, добрые чувства…»?
    6. Что, по-вашему, должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?
    7. «На что же ум и чувства нам даны?» (И.А. Крылов.)
    8. Как Вы понимаете слова М.М. Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств»?
    9. Дерзость разума или человечность спасительны для мира?
    10. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге…»?
    11. «Ум – способность только материальная, душа же живёт тем, что нашёптывает ей сердце…» (Ф.М. Достоевский.)
    12. Как Вы понимаете утверждение Генриха Гейне: «Нравственность – это разум сердца»?
    13. Что сильнее в человеке: разум или чувства?
    14. Согласны ли Вы с утверждением Ф. Шиллера: «Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце»?
    15. Возможен ли конфликт между разумом и чувствами?

    Направление 2. Честь и бесчестие

    В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

    Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

    Примерные темы сочинений

    1. Нравственный выбор человека: честь и бесчестие.
    2. Тема чести и бесчестия в русской литературе.
    3. Что такое честь и бесчестие?
    4. Как Вы понимаете утверждение А.П. Чехова: «Честь нельзя отнять, её можно потерять…»?
    5. Что значит идти дорогой чести?
    6. Идея личной чести и судьба Родины в русской литературе.
    7. Может ли честь противостоять бесчестию?
    8. «Береги честь смолоду…» (Пословица.)
    9. Что помогает в сложную минуту сделать выбор между честью и бесчестием?
    10. Что такое честь истинная и честь ложная?
    11. Честь и долг: как связаны эти понятия?
    12. Согласны ли Вы с утверждением Б. Паскаля: «Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретет бесчестье»?
    Читайте также:  Рецензия на пьесу «горе от ума»

    Направление 3. Победа и поражение

    Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом.

    Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

    В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

    Примерные темы сочинений

    1. Горечь поражений и величие побед.
    2. Какое влияние оказывают на человека победы и поражения его страны?
    3. К чему могут привести человека поражения?
    4. В чём важность победы над собой?
    5. Путь к самому себе: победы и поражения.
    6. Может ли поражение стать победой?
    7. Может ли победа быть поражением?
    8. Победы или поражения помогают человеку найти себя?
    9. Победы и поражения героев русской литературы.
    10. Что даёт человеку чтение книг о прошедших войнах?
    11. Согласны ли Вы с утверждением Э. Хемингуэя: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»?
    12. «Никакая победа не принесёт столько, сколько может отнять одно поражение». (Ю. Цезарь.)

    Направление 4. Опыт и ошибки

    В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

    Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

    Примерные темы сочинений

    1. Какой опыт даёт человеку война?
    2. Какой жизненный опыт способствует взрослению человека?
    3. Чем для детей может быть ценен опыт отцов?
    4. Что более ценно для становления личности: приобретение опыта или преодоление ошибок?
    5. Чем для отцов может быть ценен опыт детей?
    6. «Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал». (Н.А. Добролюбов.)
    7. Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…»?
    8. Какие ошибки могут изменить жизненный путь человека?
    9. Как Вы понимаете утверждение А.И. Солженицына: «Единственный заменитель не прожитого нами опыта – литература»?
    10. Как нужно относиться к своим ошибкам?
    11. Какова роль дома и семьи в передаче жизненного опыта?
    12. Возможна ли жизнь без ошибок?
    13. Всегда ли «к беде неопытность ведёт»?
    14. Нужно ли признавать собственные ошибки?
    15. Имеет ли человек право на ошибку?

    Направление 5. Дружба и вражда

    Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

    Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

    Примерные темы сочинений

    1. Родители и дети: дружба или вражда.
    2. Какова роль дружбы в жизни человека?
    3. «Птица сильна крыльями, а человек – дружбой». (Пословица.)
    4. Дружба и вражда в жизни человека.
    5. Какую роль в становлении личности может играть дружба?
    6. Книга о дружбе, которая меня взволновала.
    7. Какие качества открывает в человеке дружба?
    8. Помогает ли дружба понять себя?
    9. Может ли дружба перерасти во вражду?
    10. Могут ли враги стать друзьями?
    11. Когда вражда может перерасти в дружбу?
    12. Согласны ли Вы с утверждением Печорина: «Из двух друзей всегда один раб другого»?
    13. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». (А. Сент-Экзюпери.)
    14. Трудно (легко) ли быть настоящим другом?
    15. В чём ценность дружбы между народами?

    Произведения отечественной и мировой литературы <\p>

    как материал для итогового сочинения в выпускном классе

    Направление 1. Разум и чувство
    Отечественная литература

    1. Бунин И.А. «Господин из Сан-Франциско»
    2. Гончаров И.А. «Обломов»
    3. Горький М. «На дне»
    4. Горький М. «Старуха Изергиль»
    5. Грибоедов А.С. «Горе от ума»
    6. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
    7. Замятин Е.И. «Мы»
    8. Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»
    9. Куприн А.И. «Гранатовый браслет»
    10. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»
    11. Лермонтов М.Ю. «Мцыри»
    12. Островский А.Н. «Гроза»
    13. Паустовский К.Г. «Снег»
    14. Паустовский К.Г. «Телеграмма»
    15. Пушкин А.С. «Евгений Онегин»
    16. Салтыков-Щедрин М.Е. «Премудрый пескарь»
    17. Солженицын А.И. «Один день Ивана Денисовича»
    18. Толстой Л.Н. «Анна Каренина»
    19. Толстой Л.Н. «Война и мир»
    20. Толстой Л.Н. «После бала»
    21. Тургенев И.С. «Вешние воды»
    22. Тургенев И.С. «Отцы и дети»
    23. Тургенев И.С. «Первая любовь»
    24. Фонвизин Д.И. «Недоросль»
    25. Чехов А.П. «Дама с собачкой»
    26. Чехов А.П. «Ионыч»
    27. Чехов А.П. «Человек в футляре»
    28. Шолохов М.А. «Судьба человека»

    Мировая литература <\p>

    1. Бронте Ш. «Джейн Эйр»
    2. Диккенс Ч. «Тяжёлые времена»
    3. Корнель П. «Сид»
    4. Оруэлл Дж. «1984»
    5. Остен Дж. «Разум и чувство», другие романы
    6. Стендаль Ф. «Красное и чёрное»
    7. Шекспир У. «Гамлет»

    Направление 2. Честь и бесчестие

    Отечественная литература

    1. Булгаков М.А. «Белая гвардия»
    2. Быков В.В. «Сотников»
    3. Васильев Б.Л. «Завтра была война»
    4. Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»
    5. Грибоедов А.С. «Горе от ума»
    6. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
    7. Достоевский Ф.М. «Идиот»
    8. Куприн А.И. «Поединок»
    9. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»
    10. Лермонтов М.Ю. «Маскарад»
    11. Лермонтов М.Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
    12. Пушкин А.С. «Выстрел»
    13. Пушкин А.С. «Дубровский»
    14. Пушкин А.С. «Евгений Онегин»
    15. Пушкин А.С. «Капитанская дочка»
    16. Распутин В.Г. «Живи и помни»
    17. «Слово о полку Игореве…»
    18. Толстой Л.Н. «Война и мир»

    Мировая литература

    1. Гюго В. «Девяносто третий год»
    2. «Песнь о Роланде»
    3. Скотт В. «Айвенго»
    4. Стендаль Ф. «Красное и чёрное»
    5. Стивенсон Р.Л. «Вересковый мёд»

    Направление 3. Победа и поражение

    Отечественная литература

    1. Бондарев Ю.В. «Берег»
    2. Бондарев Ю.В. «Горячий снег»
    3. Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
    4. Быков В.В. «Обелиск»
    5. Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие»
    6. Васильев Б.Л. «В списках не значился»
    7. Гончаров И.А. «Обломов»
    8. Горький М. «Старуха Изергиль»
    9. Грибоедов А.С. «Горе от ума»
    10. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
    11. Лермонтов М.Ю. «Бородино»
    12. Островский А.Н. «Гроза»
    13. Платонов А.П. «Одухотворённые люди»
    14. Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке»
    15. «Слово о полку Игореве…»
    16. Твардовский А.Т. «Василий Тёркин»
    17. Толстой А.Н. «Пётр Первый»
    18. Толстой Л.Н. «Война и мир»
    19. Трифонов Ю.В. «Обмен»
    20. Тургенев И.С. «Отцы и дети»
    21. Шолохов М.А. «Донские рассказы»
    22. Шолохов М.А. «Судьба человека»
    23. Шолохов М.А. «Тихий Дон»

    Мировая литература

    1. Льюис К.С. «Хроники Нарнии»
    2. Пратчетт Т. «Только ты можешь спасти человечество»
    3. Фицджеральд Ф.С. «Великий Гэтсби»
    4. Хаксли О. «О дивный новый мир»
    5. Хемингуэй Э. «Победитель не получает ничего». Сборник рассказов.
    6. Хемингуэй Э. «Старик и море»

    Направление 4. Опыт и ошибки

    Отечественная литература

    1. Алексин А.Г. «Безумная Евдокия»
    2. Астафьев В.П. «Васюткино озеро»
    3. Астафьев В.П. «Последний поклон»
    4. Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
    5. Булгаков М.А. «Роковые яйца»
    6. Булгаков М.А. «Собачье сердце»
    7. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
    8. Куприн А.И. «Олеся»
    9. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»
    10. Лермонтов М.Ю. «Мцыри»
    11. Паустовский К.Г. «Телеграмма»
    12. Пушкин А.С. «Евгений Онегин»
    13. Пушкин А.С. «Капитанская дочка»
    14. Распутин В.Г. «Живи и помни»
    15. Распутин В.Г. «Прощание с Матёрой»
    16. «Слово о полку Игореве…»
    17. Толстой Л.Н. «Война и мир»
    18. Толстой Л.Н. «Воскресение»
    19. Тургенев И.С. «Ася»
    20. Тургенев И.С. «Вешние воды»
    21. Тургенев И.С. «Отцы и дети»
    22. Чехов А.П. «Ионыч»
    23. Шолохов М.А. «Тихий Дон»

    Мировая литература

    1. Бальзак О. «Шагреневая кожа»
    2. Гордер Ю. «Мир Софии»
    3. Диккенс Ч. «Большие надежды»
    4. Диккенс Ч. «Рождественская песнь в прозе»
    5. Ибсен Г. «Пер Гюнт».
    6. Мериме П. «Этрусская ваза»
    7. Уайльд О. «Портрет Дориана Грея»

    Направление 5. Дружба и вражда

    Отечественная литература

    1. Гоголь Н.В. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»»
    2. Гончаров И.А. «Обломов»
    3. Грин А.С. «Алые паруса»
    4. Железников В.К. «Чучело»
    5. Каверин В.А. «Два капитана»
    6. Куприн А.И. «Поединок»
    7. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»
    8. Пушкин А.С. «Барышня-крестьянка»
    9. Пушкин А.С. «Дубровский»
    10. Пушкин А.С. «Евгений Онегин»
    11. Тендряков В.Ф. «Ночь после выпуска»
    12. Толстой Л.Н. «Война и мир»
    13. Толстой Л.Н. «Юность»
    14. Тургенев И.С. «Отцы и дети»
    15. Шолохов М.А. «Тихий Дон»

    Мировая литература

    1. Бойн Дж. «Мальчик в полосатой пижаме»
    2. Голдинг У. «Повелитель мух»
    3. Гомер «Илиада»
    4. Робинсон Дж. «Когда здесь была Марни»
    5. Сент-Экзюпери А. де «Маленький принц»
    6. Сервантес М. «Дон Кихот»
    7. Хагерюп К. «Маркус и Сигмунд»
    8. Шекспир У. «Гамлет»
    9. Шекспир У. «Ромео и Джульетта»

    Источник: http://lit.na5bal.ru/literatura/653/index.html

    Персональный сайт — Итоговое сочинение по тематическому направлению «Разум и чувство»

    Итоговое сочинение

    по тематическому направлению «Разум и чувство»

    Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы, две

    составляющие части внутреннего мира каждого человека. Обе эти силы

    равно нуждаются друг в друге.

    Душевная организация человека очень сложная. Ситуации, которые

    происходят и случаются с нами, бывают самые разные.

    Одна из них-это когда чувства наши преобладают над разумом. Для другой

    ситуации характерно преобладание разума над чувствами. Бывает ещё и

    третья, когда у человека наступает гармония, это означает, что разум и

    чувства совершенно одинаково влияют на душевную организацию человека.

    Тема разума и чувства интересна для многих писателей. Читая

    произведения мировой художественной литературы, в том числе и

    русской, мы встречаем немало таких примеров, которые рассказывают нам о

    проявлении разных ситуаций в жизни героев художественных

    произведений, когда происходит внутренний конфликт: чувства выступают

    против разума. Литературные герои очень часто оказываются перед

    выбором между велением чувства и подсказкой разума.

    Так, в повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» мы видим,

    как в бедную крестьянскую девушку Лизу влюбляется дворянин Эраст. Лиза

    безумно любит Эраста. Автор наблюдает за сменой Лизиных чувств.

    Смущение, грусть, безумная радость, беспокойство, отчаяние, потрясение-

    вот те чувства, которые переполнили сердце девушки. Эраст, слабый и

    ветреный, охладел к Лизе, он ни о чём не думает, безрассудочный

    человек. Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей

    связи.

    Миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам даёт разум.

    Лиза надеется вернуть утраченное счастье, но всё напрасно. Обманутая в

    лучших надеждах и чувствах, она забывает душу свою и бросается в пруд

    около Симонова монастыря. Девушка доверяет движениям своего сердца, живёт

    только «нежными страстями». Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате

    жизни. Пылкость и горячность приводят её. к гибели.

    Читая повесть Н. М. Карамзина, мы убеждаемся в том, что «разум и

    чувства-это две силы, одинаково нуждающиеся друг в друге».

    В романе Льва Николаевича Толстого можно найти несколько сцен и

    эпизодов, касающихся данной темы.

    Любимая героиня Л. Н. Толстого, Наташа Ростова встретила и полюбила

    князя Андрея Болконского. После отъезда князя Андрея за границу Наташа

    долго очень грустила, не выходя из своей комнаты. Ей очень одиноко без

    любимого человека. В эти трудные дни в её жизни встречается Анатоль

    Курагин. Он смотрел на Наташу «восхищённым, ласковым

    взглядом». Девушка безоглядно увлеклась Анатолем. Любовь Наташи и

    Андрея была подвержена испытанию. Не сдержав данного обещания

    дождаться любимого, она предала его. Молода девушка слишком юна и

    неопытна в делах сердечных. Но чистая душа подсказывает ей, что она

    поступает нехорошо. Почему Ростова полюбила Курагина? Она увидела в нём

    близкого ей человека. Эта любовная история закончилась очень печально:

    Наташа пыталась отравиться, но остаётся жить.

    . Девушка горячо раскаивается за это перед Богом, просит, чтобы он дал

    ей душевное спокойствие и счастье. Сам Л. Н. Толстой считал историю

    отношений Наташи и Анатоля «самым важным местом романа». Наташа

    должна быть счастлива, так как она обладает огромной силой жизни и любви.

    Какой же итог можно сделать по данной теме? Вспоминая страницы

    произведений Н. М. Карамзина и Л. Н. Толстого, я прихожу к выводу о том,

    что в обоих произведениях мы видим внутренний человеческий конфликт :

    чувства выступают против разума. Без глубокого нравственного чувства

    «человек не может иметь ни любви, ни чести». Как же связаны между собой

    разум и чувство? Хочется привести слова русского писателя М.М.

    Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть

    разум, охлаждающий движение чувств».

    Источник: http://polplu2402.ucoz.ru/index/itogovoe_sochinenie_po_tematicheskomu_napravleniju_razum_i_chuvstvo/0-136

    Ссылка на основную публикацию