Чехов “Толстый и тонкий”
Проза Антона Павловича Чехова стала новаторским явлением в русской литературе второй половины XIX века. Он возвел жанр короткого юмористического рассказа до вершин высокого искусства. Современники упрекали Чехова в том, что в его произведениях ничего не происходит. Фабула рассказов в самом деле очень проста.
Однако это не примитивизм газетной беллетристики. Это умение кратко повествовать о самом главном, мастерство подбирать точные детали для характеристики образов, манера художественной недосказанности, рассчитанная на домысливание читателя.
Одним из ярких примеров чеховского гения является рассказ «Толстый и тонкий» (1883), впоследствии вошедший в знаменитый сборник «Пестрые рассказы».
«Толстый и тонкий»: сюжет
Рассказ «Толстый и тонкий» был впервые опубликован в 1883 году на страницах юмористического литературно-художественного еженедельника «Осколки».
Действие разворачивается на вокзале Николаевской железной дороги. Два гимназических приятеля (один толстый, другой тонкий) встретились после многолетней разлуки. Оба несказанно рады приятной неожиданности. Особенно словоохотлив тонкий. Он вспоминает курьезные случаи из юношеской жизни.
Представляет свое семейство – жену Луизу и сына Нафанаила. Не без гордости рассказывает о личных достижениях, службе в чине коллежского асессора, наградах, ремесленной подработке, уроках музыки, которые дает его супруга.
Успевает посетовать на небольшое жалованье и поинтересоваться об успехах старого приятеля.
Однако как только тонкий узнает, что толстый дослужился до высокого чина тайного советника, он тут же меняет манеру разговора. С фамильярного «ты» коллежский асессор переходит на «вы», добавляя почтенное «превосходительство». Принимается лепетать что-то приторно-заискивающее, сбивается, запинается и повторно представляет толстому вытянувшееся в струнку семейство.
Толстому противна резкая метаморфоза, произошедшая со старым приятелем. Он, не глядя, подает руку тонкому, и тот учтиво пожимает всего лишь три пальца. Толстый уходит, а коллежский асессор с женой Луизой, урожденной Ванценбах, и сыном Нафанаилом, учеником 3-го класса гимназии, остаются стоять на перроне. Их лица выражают благоговение. Они приятно ошеломлены.
Проблематика: чинопочитание и рабская философия
Чехова-сатирика особенно занимала актуальная для русского общества XIX века тема чинопочитания. Всякое ущемление человеческой личности вызывало острое писательское негодование.
В первоначальном варианте рассказ «Толстый и тонкий» выглядел несколько по-другому. Толстый выступал в роли начальника тонкого. Он журил своего подопечного за опоздание на службу, а тот раболепствовал и заискивал перед руководством, чтобы смягчить возможное наказание.
Подобная расстановка ролей органично вписывалась в классическую литературную концепцию «маленького человека», униженного, оскорбленного, бесправного, вынужденного рабски пресмыкаться перед сильными мира.
Включая произведение в сборник «Пестрые рассказы», Чехов полностью его переписывает. Он меняет вектор привычной концепции и создает нового «маленького человека».
Теперь его никто не вынуждает заискивать и раболепствовать, он добровольно идет на унижение. Более того, подобная манера поведения доставляет ему удовольствие.
Читательская симпатия закономерно переходит на сторону господ, «маленький человек» больше не вызывает сострадания, он противен.
Так, в рассказе «Толстый и тонкий» толстый, несмотря на высокий чин тайного советника (один из высших гражданских чинов, приравнивается к генералу), с радостью окликает своего старого гимназического товарища. Его отношение к тонкому не меняется, когда он узнает, что тот служит коллежским асессором (чин соответствует капитану в пехоте).
Для тонкого значение первостепенной важности имеет положение в обществе. Он в первую очередь указывает на свой чин, Станислава (младшая государственная награда), что имеется в наличии. Дальнейшая манера разговора с приятелем зависела только от того, что он ответит на вопрос «До чего дослужился?».
Окажись толстый, скажем, титулярным советником, тонкий повел бы себя высокомерно, с коллежским асессором он бы говорил на равных, с надворным или статским советником держался более сдержанно. Но блеск и недостижимая высота тайного советника заставили тонкого тут же свалиться на колени. Он даже не пытался извлечь выгоды из знакомства с влиятельной особой, тонкий мог лишь рабски благоговеть.
Тему человеческого двуличия и приспособленчества Чехов разрабатывал и в дальнейшем. В 1884-м он напишет рассказ «Хамелеон». Его главный герой полицейский надзиратель Очумелов станет символом подобной манеры поведения.
Рассказы, в которых ничего не происходит
Начинающий прозаик Антон Чехов уловил актуальное для тогдашней литературы субъективное начало в повествовании. Он описывал частную жизнь людей, опираясь на личные наблюдения. Пестрый материал повседневной действительности проходил сквозь призму авторского восприятия и облекался в короткий рассказ.
Малую литературную форму любили Пушкин и Тургенев, однако рассказы Чехова принципиально отличаются от тех, что писали знаменитые предшественники. Большинство ранних чеховских рассказов занимают две, три, а то и одну страницу. Критики говорили, что в них нет содержания.
Однако под содержанием подразумевался не смысл, а действие, движение жизни. Оно в самом деле сведено к минимуму. К примеру, фабулу «Толстого и тонкого» можно описать одним предложением: «На вокзале встретились два старых знакомых, поговорили несколько минут и разошлись».
Подобные обыденности происходят ежесекундно. Основной акцент Чехов делал не на действии, а на характере персонажа, что ярко проявляется в данной конкретной ситуации. Автор краток в описательных характеристиках, он полностью упраздняет рассуждения и выводы. «Чем теснее, компактнее, тем выразительнее, – говорил Антон Павлович, – Частностями нужно жертвовать ради целого».
Именно поэтому первостепенное значение в прозе Чехова имеет художественная деталь. Автор мог охарактеризовать образ буквально несколькими штрихами. Так, в «Толстом и тонком» Чехов не дает портретных характеристик своих героев.
Он лишь отмечает, что толстый только что пообедал, что его губы лоснились, подобно спелым вишням, и пахло от него хересом и флердоранжем (аромат апельсиновых лепестков). Тонкий вышел из поезда, он нагружен багажом, его костюм пропах ветчиной и дешевым кофе.
Читатель тут же делает для себя пометку, что первый, вероятно, человек не бедствующий, второй, скорее всего, вынужден считать деньги. Он даже не может нанять носильщика, поэтому тащит багаж сам.
Характеры персонажей
Диалог между приятелями позволяет сделать выводы о характерах персонажей. Толстый немногословен, дружелюбен, его речь проста и спокойна. Тонкий суетлив, речист, хвастлив.
Метаморфоза, произошедшая с тонким и его семейством, описана Чеховым мастерски. На лице тонкого появляется широчайшая улыбка, а сам он сжимается и будто сужается вместе со своими многочисленными картонками и тюками.
Длинный подбородок жены вытягивается, сын Нафанаил поспешно застегивает пуговки на гимназическом мундире, шаркает ножкой и от волнения роняет фуражку.
Авторская зарисовка оказывается многословнее пространного описания в несколько страниц.
Узнайте больше о рассказах Чехова для детей, и почему автор не очень любил называть эти произведения детскими.
В нашей новой статье вы узнаете о рассказе Чехова “Тоска”. Основная тема этого произведения – трагедия одиночества человека, находящегося в обществе других людей.
Чтобы подчеркнуть различные характеры персонажей, Чехов прибегает к излюбленному художественному средству – антитезе. Именно поэтому один из его героев толстый, другой тонкий. Их имена не столь важны, хотя и упоминаются в рассказе: толстого зовут Мишей (просто, без вычурностей), тонкого – Порфирий, а жена у него ни в коем случае не Маша, а Луиза Ванценбах.
Автор абстрагируется от происходящего в рассказе, он сторонний наблюдатель. А потому никакой четко прописанной морали в «Толстом и тонком» нет. Он оставляет своих героев на перроне в приятном ошеломлении и удаляется вместе с тайным советником. «В маленьких рассказах, – писал Чехов, – лучше недосказать, чем пересказать».
Источник: https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/chekhov-tolstyjj-i-tonkijj.html
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Рассказ «Толстый и тонкий» (1883) относится к раннему периоду творчества А. П. Чехова. Рассказ очень мал по объему, так как написан необыкновенно емко и концентрированно. Признанный мастер, Чехов умел «коротко говорить о длинных вещах».
При этом авторская позиция в рассказе намеренно не акцентирована – читатель сам может сделать выводы на основании прочитанного.Жанр произведения – рассказ, написанный в лучших традициях критического реализма.
В рассказе ярко проявлены черты индивидуального писательского стиля Чехова: быстрое развитие сюжета, лаконичность, внимание к выразительным деталям, точность языка.
Проблематика рассказа
В рассказе Чехов показывает зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления.Автор с присущим ему тонким юмором высмеивает людей, пресмыкающихся перед должностью.
Главный объект осмеяния – маленький чиновник, раболепствующий, когда никто его к этому не вынуждает. Чехов правдиво и беспощадно рисует картину мира «тонких», мира рабской психологии. Трагизм заключается в потере такими людьми своего «я», утрате чувства личности.
Особенности сюжетной композиции рассказа
Произведение отличает предельно краткая экспозиция, выраженная одним предложением. Даже из него можно сделать два вывода. Во-первых, писатель использует антитезу, говоря о том, что один приятель – толстый, другой – тонкий, уже этим противопоставляя их друг другу. Во-вторых.
Николаевская железная дорога соединяла Москву и Петербург; основными ее пассажирами были чиновники. Можно предположить, что в рассказе пойдет речь именно о них. Завязкой служит неожиданная встреча двух друзей детства – Михаила и Порфирия.
Развитие действия включает и первую искреннюю радость узнавания, и общие воспоминания о детстве, и расспросы о жизни. Кульминацией произведения является момент, когда «тонкий» узнает, что «толстый» имеет чин тайного советника. В остросоциальной развязке резко меняется поведение «тонкого» и его семьи.
«Тонкий» начинает подобострастничать перед «толстым»: обращение на «ты» сменяется «вашим превосходительством», в речи Порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание»). Особый прием писателя – незаконченные предложения – словно позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности.
«Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого».
Система персонажей
Отличительная особенность рассказа – отточенность психологических характеристик героев. Отношения между главными персонажами – «толстым» и «тонким» – основаны на противопоставлении двух героев.В повествовании отсутствует описание внешности героев, однако с помощью выразительных штрихов Чехов создал яркие образы, показав место каждого персонажа в жизни.
Автор подчеркивает социальное различие приятелей детства с помощью запахов: от «толстого», пообедавшего в ресторане вокзала, пахло «хересом и флер-д'оранжем», от «тонкого» — «ветчиной и кофейной гущей».Во второй части рассказа внутренний конфликт усиливается.
Писатель раскрывает его через противопоставление мимики героев – «толстый» «поморщился», в то время как «тонкий побледнел, окаменел», «съежился, сгорбился, сузился». У «толстого» остается прежнее обращение к Порфирию на «ты», а у «тонкого» появляется «вы» – «Что вы-с…».
Введение второстепенных персонажей жены и сына «тонкого» помогает автору в полной мере раскрыть особенности характера Порфирия.
Анализ стилистических особенностей
Рассказ написан в художественном стиле с использованием элементов разговорного стиля.Раскрывая характер героев при помощи контрастного изображения, Чехов широко использует разнообразные стилистические приемы: антонимы, сравнения, метафоры, аллитерацию, синтаксическую антитезу, многократное повторение союза «а».
На протяжении рассказа меняется речь героев: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику («голубчик», «батюшки»), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение.
Как врач, как писатель, как человек, Чехов вскрывает в своем произведении духовные болезни общества, призывая «по капле выдавливать из себя раба».
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/analiz-proizvedeniya/analiz-rasskazov-a-p-chekhova/5967-tolstyj-i-tonkij-analiz-rasskaza-a-p-chekhova
План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Анализ рассказа А. П. Чехова “Толстый и тонкий”
Урок литературы в 6-м классе
Тема: “Анализ рассказа А.П. Чехова “Толстый и тонкий”<\p>
Цель урока: развитие у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста
Планируемые результаты:
Познавательные -анализ эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),
-смысловое чтение текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)
Коммуникативные -изложение своего мнения в учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами
-осознанное использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей<\p>
Личностные -аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев
Задачи: познакомить с личностью А.П. Чехова по воспоминаниям современников; отработать навыки выразительного чтения литературного произведения по ролям (инсценировка); раскрыть понятие «юмор» в рассказах А. П. Чехова.
Технологии: технология развития критического мышления<\p>
Ход урока
1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.
А.П.Чехов – великий мастер художественного слова .Именно мастер, потому что словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться и грустить одновременно.
Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.
Чехов, выявим способы создания комической ситуации, исследуем художественное слово писателя, составим психологический портрет наших героев.
Рассказ «Толстый и тонкий» — юмористический, но он вызывает у меня не смех, а грусть. Почему? Может быть потому, что когда я пытаюсь мысленно представить себе встречу с кем-нибудь из одноклассников лет через двадцать, то очень боюсь, как бы она не была похожа на встречу чеховских героев.
Два бывших одноклассника встретились на вокзале Николаевской железной дороги. Я уверена, что А. П. Чехов подсмотрел эту сценку в жизни.Встреча одноклассников-обычное явление..
И оттого, что подобное часто происходит в реальной жизни, становится очень грустно.Рассказ А.П.Чехова написан в 19 веке, но содержание его вечно.
Почему? К этому м ы должны с вами придти, познакомившись с содержанием рассказа.
III. Работа с учебником
(Чтение рассказа «Толстый и тонкий» по ролям.) Какое настроение возникло после прочтения? (грусти, печали, жалости, сожаления)
Прежде чем приступить к чтению по ролям, обратите внимание на следующие моменты. В начале рассказа, как в театральной афише, Чехов представляет героев.
– Какими средствами художественного чтения актер проявляет отношение автора к персонажам произведения? (Это интонация, тембр голоса, ритм речи, сила и эмоциональная окраска звучания.)
В эпизоде встречи бывших одноклассников звучит фраза: «Оба были приятно ошеломлены», а в конце (финале) рассказа: «Все трое были приятно ошеломлены».
– В каком случае фраза передает реальное состояние героев, а в каком – иронию автора? Почему? (Примерный ответ. «Оба были приятно ошеломлены» передает реальное состояние двух героев, действительно обрадовавшихся встрече, фраза в финале – ирония автора по отношению к тонкому, пресмыкающемуся перед приятелем, достигшим высокого положения.)
Стадия «Вызов»
Работа в парах.
Составление «толстых и тонких» вопросов, обсуждение их.
Какие вопросы вызвали восхищение, затруднение?
Примеры «толстых и тонких» вопросов:
«Толстые» вопросы, придуманные детьми | «Тонкие» вопросы, придуманные детьми |
Предположите, почему тонкий навьючен чемоданами?Почему изменилось поведение тонкого?Как вы считаете, над чем смеется А.П.Чехов? | Где встретились два приятеля?Как звали жену и сына тонкого?До какого звания дослужился толстый? |
Стадия «Осмысление»
Работа над содержанием произведения и составление таблицы.
– Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и Богатый)
Можно ли было рассказ назвать «Бедный и богатый»? Почему название, подобранное А.П.Чеховым,-лучшее?
Физминутка 1). Представьте себя героями рассказа, 1 вар. –это «тонкие», а 2 вар – это «толстые». Мимикой и жестами попробуйте изобразить радость вашей встречи. 1 вар произносит восклицание толстого: «Порфирий, ты ли это?» 2 вар. смеется, как тонкий в первой части: «Хо-хо-хо»- Допустим, вы ставите спектакль или кинофильм по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев. Какие вы поставите перед собой задачи в поиске актеров,какие будете давать им установки? Чтобы стать режиссёром,вы должны представить актёрам своё видение героем, уметь составить психологический портрет.- Как вы понимаете выражение «психологический портрет»?- Что еще, кроме описания внешности лит. героя, он может включать в себя? Психологический портрет литературного герояВнешность манера голос, речь(черты лица, поведения (интонация, сила голоса, лексика) взгляд, фигура, поза, мимика, жесты, одежда) А теперь мы должны выявить, как, какими средствами создается психологический портрет в рассказе Чехова «Толстый и тонкий». Для этого побываем в мастерской художника слова, попытаемся постичь стилевые особенности рассказа.
Вывод: Черты тонкого: По отношению к толстому: приниженность, почтительность, угодничество, готовность унижаться, самоуничижение, чинопочитание, пресмыкание, заискивание, страх перед силой. Раболепство. По отношению к себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства. Вопросы и задания для исследования текста:
Способы юмористического повествования:1) неожиданность; 2) несоответствие; 3) гипербола. — Попробуем найти в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие. (Неожиданно само развитие ситуации: встреча двух школьных приятелей, противопоставленных друг другу по размерам, один из которых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается)Несоответствия: речь тонкого никак не соответствует ситуации. Он зачем-то несколько раз повторяет, что его жена — лютеранка, начинает рассказывать, почем продает портсигары. Восторг друзей от встречи не соответствует воспоминаниям детства, о которых рассказывает Порфирий.Великолепный пример несоответствия мы видим, возвращаясь к абзацу, описывающему превращение тонкого: «…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры». Лицо кривится от чего-то кислого (позже читаем о «почтительной кислоте»), когда мы говорим о широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «…лицо его расплылось в улыбке». Искры обычно сыплются от удара лбом обо что-то, и это бывает больно.
», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».В ремарках автора, посвященных поведению Нафанаила, мы видим гиперболическое несоответствие. 3.Подведение итогов. Этап рефлексии. Составление синквейна. 1 вариант – Толстый2 вариант – Тонкий 1 строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного)2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов. 5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.Домашнее задание.1) Написать рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный толстым.2) Изобразить героев рассказа в виде фруктов, овощей или каких – либо предметов, или животных, отражая не только внешность, но и внутреннее состояние. Выставление отметок. |
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/12/25/analiz-rasskaza-a-p-chehova-tolstyy-i-tonkiy
Лингвистический анализ рассказа А.П. Чехова “Толстый и тонкий”
Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» написан в 1883 году, году начала правления Александра III после либеральных реформ Александра II.
Этот период считается эпохой великих реформ, а также временем демократического движения, машин и промышленности, поэтому неудивительны отсылки к другому, столь же богатому на изменение общественной жизни, периоду – правлению Петра I с его нововведенным табелем о рангах и показателями технического прогресса.
Красной линией через все произведения Чехова проходит идея распада культуры, поэтому текст оказывается насыщен культурными элементами, которые могут разрушить его понимание.
Так, при прочтении рассказа надо знать, где находится Николаевская железная дорога (между Петербургом и Москвой, то есть в самом ключевом месте Российской империи), что такое флер-д’оранж (цветок померанцевого дерева, заимствование из французского) и лютеранство (протестантское вероисповедование, пришедшее из Саксонии). Полезно понимать систему табеля о рангах и бытия статским.
В большей частности еще может понадобиться знание о значениях имен, традициях, стоящих за ними. Например, Порфирий (тонкий) – болезненный и уступчивый, мученик, а Михаил (толстый) – равный, подобный Богу.
Семья тонкого характеризуется так: Луиза по разным версиям от имени Людовик (славный воитель, знаменитое сражение), сияющая и светлая или та, которой помог бог. Нафанаил же – дар божий.
То есть на уровне религиозных «переводов» имен семья тонкого представляется зависимой от воли толстого.
Жанр текста определяется как юмористический рассказ, соответственно строится произведение на неожиданных связях, написано коротко и ёмко, одним событием характеризует, по меньшей мере, эпоху и ее ключевые тенденции. Стилистически он подобен эскизу: черты изображения поверхностны, в основах изображения образов героев – метонимия, то есть дана одна характеристика как воплощение всего персонажа: «толстый» и «тонкий».
Характеристики героев хочется назвать двумя основными концептами текста, в основном понятия в произведении как раз и делятся на условно высокий стиль, важный, толстый и на низкий, тонкий.
Так в первую категорию входят, например, слова херес, лосниться, масло, полно, а во вторую – навьючен, узлы, картонки, гуща, худоба, прищур, лобызания, щеголь, душонок, ябеда, искривление, побледнеть, окаменеть, съежится, сгорбиться и другие.
Интересно, что гораздо больше слов собирается вокруг концепта тонкого, реплики этого персонажа значительно длиннее, семья больше и даже имя (Порфирий) имеет за собой более высокую традицию, чем имя толстого (Миша). Так же при встрече с связи с тонким появляется понятие широкой улыбки, а широта – характеристика толстого.
То есть тонкий, незначительный раздувается, пытается внешне походить на более значительного, охватить самим собой как можно большее пространство, встать в центре мира.
Попытка придать себе значение проявляется и на уровне речи, в частности, тонкий начинает использовать книжные выражения (живительная влага), вводные слова для усиления формальности, а с ней и весомости произносимого.
Другой примечательный факт в том, что к двум концептам можно отнести словосочетание «друг детства», то есть им должны бы стираться границы, сводиться на нет различия, но на деле – чем подчеркивается ненормальность ситуации – это так не работает. Также героев рассказа изначально объединяет ошеломление встречей, но под конец его полностью перетягивает на себя тонкий, также лишая то, чему должно бы быть общим, функции единения.
Сопоставить героев и представляемые ими концепты позволяет их различное имение об одном и том же.
Тонкий называет толстого вельможей, превосходительством (тема высокого в противопоставлении низкому), толстый говорит об этом, как о чинопочитании, то есть противопоставления по уровню чина в его сознании нет.
Возможно также, что эта черта указывает на целостность толстого в противовес расколу сознания тонкого на оппозиции.
В тексте рассказывается о случайной встрече двух в прошлом одноклассников, теперь же – коллежского асессора и тайного советника. За прошедшие годы дистанция между ними значительно выросла в глазах тонкого, но не для толстого. Комический эффект в том, что один пытается установить равенство, выслужиться, но, на самом деле, равновесие подразумевается изначально.
Рассказ строится на диалоге. Пространство представлено одной точкой, герои описаны одной чертой, движения нет – здороваясь и прощаясь, герои не сходятся и не расходятся. Существует только речь и культура ведения диалога.
В самом начале много крылатых выражений (сколько лет, сколько зим), речь предстает довольно приличной. Градация, снижение качества диалога отмечается тремя повторами, в которых тонкий заново представляет свою семью.
В этих репликах увеличивается количество многоточий (2, 3, 6), а, соответственно, и пауз, точек разрыва в речи. Она буквально начинает распадаться на невнятные звуки – хихиканье и тошнота толстого как последние реплики.
Более того, диалог замыкается в круг повтором фразы о друзьях детства, что указывает на потерю темы разговора и отсутствие разнообразия в том, что может быть сказано.
Время не разворачивается – повествование идет в прошедшем и сосредоточено на воспоминании о прошедшем, а с другой стороны фиксируется конкретными моментами в назывных предложениях.
Будущего в изображаемой ситуации нет, неизбежна деградация, то есть возвращение к тем этапам, от которых пошло развитие.
Закрепление во времени может отражать некую точку невозврата, после которой движение вперед невозможно.
Причастные и деепричастные обороты относятся только к характеристикам толстого, подчеркивая его статус, снижая рядом с его действиями какие-то побочные элементы.
В единственный раз то же самое относится к тонкому в конце (захихикал тонкий, еще более съеживаясь), чтобы усилить передаваемое уменьшение значимости.
Также в отношении тонкого возникает пассивность (переведен), которой нет в отношении толстого.
На уровне эмотивного пространства оценить текст сложно. При первом прочтении он условно делится на две части – обычная беседа и подхалимная беседа, но обе определяются ошеломлением, которое изначально охватывает половину, а потом три четвертых участников сцены.
Первая часть текста характеризуется эмоциональным равновесием, ведь тогда же и противопоставленные стороны в равной степени испытывают одно и то же. Во второй стопроцентный перевес в сторону тонкого, вероятность восстановления баланса отсутствует в принципе.
Но это то, что прямо называется, другие состояния прочитываются в репликах, которым, как уже было сказано, уделяется большее значение.
Сначала оба центральных героя удивлены и радостны, они в восторге от встречи, примерно одинаково воспринимают ситуацию. Первым «не выдерживает» тонкий – он пугается, закрывается, но пытается изобразить прежнее удовольствие.
Это вызывает у толстого омерзение, чего тот не скрывает. Так обнаруживаем еще одну особенность – тонкому приходится маскировать свои состояния, он не позволяет себе быть честным с кем бы то ни было.
К тому же он проводит в своем понимании мира условные границы, пересечение которых настоятельно требует смены состояний.
Через весь текст проходит линия восклицаний, подчеркивающих некую истеричность и напряженность описываемой ситуации. Может быть, близость к фальши, постановочности сцены или громкому звуку, переходящему в нечленораздельное подобие речи, но не речь. Меньше, но тоже немалая концентрация вопросов как зацепок для ответов, что позволяет формировать целостный диалог.
С завершением вопросов завершается и встреча, они работают как движущая сила, маятник беседы и знакомства. Если в одном из героев (в данном случае – в тонком, потому что толстый спрашивает, к чему такой тон) не хватает силы духа качнуть маятник обратно, то взаимодействие прекращается.
Неверие в свою собственную значимость и создание ложной взамен нее подавляет дух тонкого.
Функционально-смысловой тип речи рассказа – повествование с микроэлементами описания, которое провоцирует читателя на рассуждение над ситуацией, ведь никакого прямого вывода из ситуации в нем не озвучено.
Повествование это нейтрально, автор как бы отстраняется от событий, передает главенство героям, а они, в свою очередь, берут дело в свои руки, выводя на ключевое место в тексте свой диалог (поэтому в данном тексте сложно говорить о передаче чужой речи).
Главных синтаксических актуализаторов смысла два, они дополняют друг друга. В первой половине это связность всех реплик через повторение конца предыдущей (не всегда полное) в начале следующей, то есть плавная их связь, создание целостного и единого речевого рисунка. В конце это обилие многоточий с, соответственно, противоположным смыслом.
Лексическим же актуализатором становится использование суффиксов, свойственных просторечию (батюшки, душонок, хорошенько), что работает на упрощение образа тонкого, и книжной лексики, сводящей тот же образ к закостенелости и банальности.
Это позволяет подчеркнуть то, что восприятие жизни тонкого очень близко многим и застыло в сознании русского человека, это приводит к стагнации или деградации.
Так рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» обращает внимание читателя на проблему русского общества. Оно даже после отмены крепостного права, в период прогресса внешнего не может скинуть с себя внутренних рабских оков и развивать личность параллельно с машинизацией.
В противном случае личность начинает проигрывать технике и формальным структурам (табелю о рангах, по которому один выше другого, и это считается объективным), в частности, терять свои особенности и преимущества над машиной – анализировать ситуацию на уровне чувств, уважать личность, связно говорить и вести свободный диалог по своим правилам, а не по закону вопроса-ответа-вопроса. Важно, чтобы читатель сам задумался над ситуацией и пришел к пониманию проблемы.
Источник: https://owllit.tk/thinandfat/
Анализ рассказа Чехова «Толстый и тонкий»
Анализ
рассказа Чехова «Толстый и тонкий».
Свой
творческий путь Антон Павлович Чехов начинал с веселой и язвительной насмешки, с юморесок, в которых очень скоро обнаружился сильнейший сатирический заряд. В коротких и смешных рассказах А. П. Чехова, как в зеркале, отражаются многие человеческие пороки и недостатки.
Автор как бы приглашает нас остановиться и внимательнее присмотреться не только к окружающим, но и к самим себе.
Художественный талант писателя формировался в эпоху глухого безвременья 80-х годов, когда в миросозерцании русской интеллигенции совершался болезненный перелом, именно в эти года казенные отношения между людьми пропитали все слои общества, “маленький человек” превратился в мелкого человека, утратил свойственные ему гуманные качества.
Чехов великолепно проиллюстрировал эти изменения в своем рассказе “Толстый и тонкий”.<\p>
Рассказ Чехова «Толстый и тонкий» написан
в жанре сценки. Произведение очень мало по объему, написано очень емко и концентрированно. В нем идет речь о встрече на железнодорожном вокзале двух приятелей — бывших одноклассников: толстого и тонкого.
Мы не знаем, как они выглядели, во что были одеты, красивы они были или уродливы, — об этом автор не сообщает. Но все же с помощью нескольких штрихов Чехову удается создать полнокровный образ. Мелкие, на первый взгляд ничего не значащие детали, чудесным образом создают облик персонажей.
<\p>
Какие же функции возлагаются Чеховым на эту художественную деталь? Во-первых, с ее помощью Чехову удается достигнуть максимальной сжатости своих произведений, к которой он стремился ил протяжении всего своего творчества, справедливо полагая, что “краткость — сестра таланта”.
В рассказе и повести, по словам самого писателя, “не должно быть ничего лишнего, вот как на военном корабле на палубе”. И Чехов опускает все длинные описания, вменяя их одним коротким, но многозначительным штрихом.<\p>
Так, например, тонкого автор рисует человеком, пахнущим «ветчиной и кофейной гущей», толстого же – человеком, пахнущим «хересом и флёр-д'оранжем». Уже эти
штрихи показывают, что второй герой более благополучен и состоятелен, чем первый. Такие мелкие детали прослеживается на протяжении всего рассказ, именно с помощью них Чехов «лепит», компонует, выстраивает образы персонажей, показывает нам место каждого героя в жизни.
Во-вторых, художественная деталь сообщает повествованию писателя выпуклость, яркость и реалистическую достоверность. Дело в том, что зрелый Чехов никогда не изображал необыкновенных характеров и ситуаций, как, к примеру, Достоевский.
Для Чехова это казалось слишком простым, примитивным и далеким от реальной жизни, где исключительные типы и происшествия крайне редки.
Верный принципам критического реализма, писатель изображал обычных людей и события обыденной жизни, причем старался выбирать короткие, но самые характерные эпизоды из повседневного существования героев, такие, через которые высвечивалась бы картина их жизни в целом.
Чехов изображал своих персонажей сквозь призму частностей, деталей. Большое
проглядывает через малое, “через ерунду”. Обобщая, можно сказать, что поздний Чехов изображал не “трагедию в жизни”, но “трагедию жизни”.
В-третьих, художественная деталь необходима писателю для передачи своей авторской позиции, которая обязательно присутствует в каждом художественном произведении в качестве личной оценки автором своих героев и их поступков. Только такая оценка может быть выражена явно или скрыто, если автор желает, чтобы читатели сами пришли к определенным выводам на основании прочитанного.
Авторская позицияв этом рассказе Чехова не акцентирована. Создается иллюзия «объективности», видимого «нейтралитета» автора-повествователя. Чехов не допускает прямых оценочных характеристик персонажей, но это не значит, что он полностью уклоняется от выражения своей точки зрения.
Писатель понял неэффективность старого, «оценочного» метода, грешившего прямолинейностью, навязыванием читателю авторских мнений об изображаемом. Он пришел к парадоксальным, на первый взгляд, выводам: «чем объективнее, тем сильнее выходит впечатление», «надо быть равнодушным, когда пишешь жалостные рассказы».
Завуалированность авторской точки зрения создает особый художественный эффект: многовариантное
толкованиерассказа кажется не только допустимым, но и совершенно правильным для верного понимания смысла произведения. Текст чеховского рассказа порождает у читателя собственный ассоциационный ряд.<\p>
Теперь
перейдем к анализу структуры
произведения.
Название рассказа Чехова уникально, так как полностью отражает содержание рассказа. Оно построено на противопоставлении, это слова-антонимы. Уже по названию рассказа понятно, что в тексте будут сравниваться два героя, и не просто сравниваться, а противопоставляться. Такой прием в художественном произведении называется антитезой.
Сущность персонажей, подчеркнутая в заголовке, юмористически сводится к черте их внешнего облика, мотивированной социальными условиями жизни, а еще более – штампами «низкого» комического жанра: «толстый» для читателей XIX и первой половины XX в., как правило, благополучен и богат, «тонкий» же если не беден, то испытывает несомненные материальные затруднения.
<\p>
В произведении отсутствует предисловие, что вполне естественно для жанра
художественного рассказа, где рассказчик чаще всего скрыт и как бы отчуждён от описываемых событий.<\p>
В произведении есть экспозиция1.
Она играет здесь очень важную роль, потому что уже в описании героев содержится громадная разница потенциалов, которая настраивает читателя на ожидание неизбежного конфликта. Один – толстый, другой – тонкий, один доволен, другой – измучен, один – налегке, без спутников, второй обременён и скарбом и семейством.
Причем то, что жена и сын тонкого упомянуты после «чемоданов, узлов и картонок», усиливает печально-комический эффект. Это не просто контраст, это – антитеза. Антитеза строится на сопоставлении контрастных или противоположных образов, понятий, ситуаций и других элементов в художественном произведении.
Здесь мы легко угадываем антагонистов (противостоящих друг другу героев).<\p>
Хотелось бы также отметить, что Николаевская железная дорога соединяла Москву и Петербург, и большинство ее пассажиров относилось к служащему, «казенному» люду. Так уже первой крохотной деталью, конкретным наименованием железнодорожного пути, автор настраивает ожидание читателя, окрашивает предстоящий конфликт в «служебные тона».
Завязкой произведения (началом конфликта) является встреча двух приятелей. Этот блаженный момент возвращения к детскому, забытому состоянию, моментальный бросок на много лет назад. Перед нами вдруг появляются не два солидных мужа, а два мальчугана – Порфирий и Миша.
Дальше завязка, завершающаяся знаменательной фразой «Оба были приятно ошеломлены», развивается в основное действие рассказа.<\p>
Развитие
действия (нарастание конфликта, интенсивности применяемых средств противостояния.)
начинаетсяпосле первой искренней радости узнавания друга. Тонкий убеждается, что толстый как был, так и остался прежним “душонком” и “щёголем”.
Несомненно, Тонкий всегда завидовал своему другу. И в этот первый момент встречи Порфирий догадывается, что и теперь, спустя много лет, перед ним человек, более преуспевший в жизни, чем он сам.
Первое инстинктивное намерение – узнать, так это или нет (“Ну, что же ты? Богат? Женат?”), он сам же подавляет (а вдруг это именно так?!!) и, не давая открыть рта собеседнику, идёт в атаку, хвастаясь своими приобретениями (жена-лютеранка, сын-гимназист).
Скрытая и, скорее всего, самим тонким неосознаваемая до конца, агрессия есть и в дальнейших воспоминаниях – о том, что толстого дразнили Геростратом. Почему он тут же вспоминает и свою кличку – Эфиальт (“за то, что ябедничать любил”)? – Может, по инерции, но, скорее, потому что перед нами действительно два старых друга, которым скрывать друг от друга нечего – (“детьми были!”).
А что соперничество было и есть – ничего страшного, между друзьями бывает. Поэтому в искренность радости героев читатель верит. <\p>
Далее напор Тонкого нарастает.
В ответ
на вопрос о своих достижениях
он перечисляет: служит коллежским асессором (в табели о рангах это чин, по достижении которого давалось личное дворянство – вот причина торжествующего тона Порфирия!), имеет орден (Станислава третьей степени, то есть низшая награда за выслугу лет), жена подрабатывает уроками музыки, а сам, чтобы прокормиться, делает дома портсигары на продажу чуть ли не оптовыми партиями – (“перебиваемся кое-как”).Если присмотреться, то тут идёт обратная градация (деградация) – от предметов высоких к предметам низким (от асессора – к портсигарам). Но, судя по всему, интонация, с которой это всё говорится, пышная (что особенно комично) идёт, по нарастающей, стремится к кульминации.
И, наконец, кульминация (наивысшая точка борьбы, вершина конфликта, когда становится ясен его исход) – Тонкий (имеющий после многих лет службы чин коллежского асессора) узнает, что друг детства не просто превзошел его (“небось, уже статский?”), а превзошел очень и очень сильно и оказался в чине тайного советника.
Поэтому реакция тонкого, воспитанного в традициях русского чинопочитания, совершенно естественная. Как говорится, на его месте так поступил бы каждый нормальный человек в нормальном иерархическом обществе.<\p>
Развязка (новое состояние среды и героев после разрешения конфликта), наступающая после «переломной точки» резко меняет ход разговора.
Сразу перечеркнута умилительная картина встречи двух приятелей, друзей детства. Не два человека перед нами — толстый и тонкий, а два чина — большой и маленький, тайный советник и коллежский асессор. Один стоит на верхней ступени служебной лестницы, другой — где-то там внизу. Это люди, между которыми разверзлась непреодолимая пропасть.
Толстый пытается навести мосты, но тонкий уже не может не держать дистанцию. Дальнейшие его действия продиктованы инстинктом самосохранения: с начальством дружба к добру не приводит. Друг не может быть начальником, а начальник – другом.
Отсюда прямой путь к важнейшей авторской идее об уродующей, калечащей силе социальной иерархии, искажающей человеческую сущность, о необходимости внутреннего сопротивления этой силе, о постоянном воспитании и поддержании в себе чувства собственного достоинства.
Последняя фраза «Все трое были приятно ошеломлены» перекликается с аналогичной фразы завязки, что заставляет читателя переосмыслить выражение «приятного ошеломления» и почувствовать его второй, иронический, смысл.<\p>
Так разговор о композиции, начавшись, казалось бы, с формальных вещей, выводит нас
на более глубокий содержательный уровень
произведения.
<\p>
Это произведение Чехова, повествует о встречу двух давних друзей детства, которые от неожиданного счастья не только “облобызались и устремили друг на друга глаза”, но и “были приятно ошеломлены”. Недолго длится искренняя радость старых приятелей, с восторгом вспоминающих шалости и проказы своего детства.
Приятная беседа двух бывших соучеников прервана в момент, когда они узнают друг в друге чиновников несовместимого статуса. Поразительна перемена, произошедшая в тонком, когда он слышит, что его друг “уже до тайного дослужился” и имеет “две звезды”.
Мощь впечатления, произведенного этой информацией на тонкого передается рядом динамических глаголов («побледнел, окаменел», лицо искривилось улыбкой, от глаз «посыпались искры»; при этом три глагола имеют одинаковую приставку «с»: «съежился, сгорбился, сузился,») Потрясен не только герой, но и съежился его багаж («чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…”), который опять же предшествует семейству, стал еще длиннее подбородок жены, «вытянулся во фунт» сын-гимназист.
Но
самое смешное и грустное, как
трансформируется речь тонкого: «ты» меняется на «вы», «мой милый» – «на ваше превосходительство», появляются элементы «высокого штиля» – «милостивое внимание», «живительная влага».
Не менее разительна перемена синтаксиса: практически ни одно предложение не заканчивается – так и слышно, как прерывается от почтительности дыхание. Эта прерывистость и спонтанность речи играет очень важную роль, так как она говорит об искренности и самозабвении героя.
В чеховском рассказе смешное (и страшное) впечатление производит имена эта «натуральность» поведения тонкого.
Напрасно толстый хочет остановить это жалкое заискивание бывшего приятеля: “Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!” Но как переубедить человека, у которого на лице “было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты”, что тайного советника “стошнило”.
Они имеют имена, автор даже называет их, но имена здесь совсем не важны. Характеристики «толстый» и «тонкий» гораздо полнее раскрывают внутреннюю сущность этих героев: довольный жизнью, преуспевающий тайный советник и суетливый, едва сводящий концы с концами, коллежский асессор.
Радостная встреча бывших друзей не может повториться.
Источник: https://stud24.ru/literature/analiz-rasskaza-chehova-tolstyj-i/13366-33933-page1.html
Чехов «Толстый и тонкий» – анализ рассказа
Рассказ «Толстый и тонкий», написанный в 1883 году, относится к группе ранних юмористических произведений Антона Павловича Чехова.
Несмотря на это, в нём затронута серьёзная и актуальная даже сейчас проблематика.
В этой статье мы приводим краткий анализ рассказа «Толстый и тонкий», благодаря которому мы лучше узнаем главных героев и поймем, какие цели преследовал Чехов при его написании.
Главные герои рассказа «Толстый и тонкий» – анализ образов
Ситуация, описанная в произведении, до крайности проста. На железнодорожном вокзале случайно встретились два однокашника: толстый Михаил и тонкий Порфирий.
Первоначально неожиданная встреча доставляет радость обоим, они обмениваются горячими приветствиями, расспрашивают друг друга о жизни, семье, карьере. Оба с умилением вспоминают детские годы в гимназии, шутливые прозвища и проказы. Тонкий рассказывает, что имеет чин коллежского асессора.
Толстый добродушно сообщает, что он уже тайный советник. Вот тут внезапно наступает кульминация, и анализ рассказа «Толстый и тонкий» позволяет понять ее суть.
Чехов как тонкий мастер в нескольких предложениях с иронией описывает метаморфозу, произошедшую с Тонким, его женой и даже сыном Нафанаилом. Мало того, что Тонкий «побледнел, окаменел», «съёжился, сгорбился», стал как будто меньше по сравнению с таким важным человеком, как его бывший приятель.
И тут же его лицо «искривилось» «широчайшей улыбкой». Знаменательно, что лицо именно «искривилось» улыбкой, а не «заискрилось», «заиграло» и т.п. Слово показывает нам неискренность, натянутость и вымученность этой улыбки. Подбородок жены ещё больше вытянулся, а сын застегнул мундир на все пуговицы.
Интересно, что даже коробки и чемоданы Тонкого «съёжились» и «поморщились».
Продолжим анализ рассказа «Толстый и тонкий». С этого момента полностью меняется поведение Тонкого и его семьи. В его речи появляются характерные «-с» после слов: «что вы-с», «хи-хи-хи-с». Они показывают уничижение себя перед Толстым. Обращается Порфирий к бывшему однокашнику «Ваше превосходительство». Ни о каком приятельском общении не может быть и речи.
Толстый показан тучным, добродушным человеком. Он искренне рад видеть товарища по гимназии. В его речи, как и в репликах Тонкого, поначалу встречаются обращения: «голубчик», «милый». Фразы обоих состоят из вопросительно-восклицательных предложений, демонстрирующих весёлое возбуждение.
Характерно, что после известия о высоком чине Толстого, меняется отношение к другу только у Тонкого. Сам Толстый продолжает разговор в том же духе. Даже видя, как приятель пытается лебезить, Михаил хочет вернуть прежний тон беседе, говорит, что не нужно чинопочитание. Он даже «поморщился» от поведения Тонкого.
Не упустите эту мысль, особенно, если вы проводите анализ рассказа «Толстый и тонкий».
Но автор отмечает, что благоговение, которое отчётливо просматривалось на лице чиновника более низкого ранга, «сладость» и «почтительная кислота» были так очевидны, что Толстому ничего не оставалось, как распрощаться.
Примечательно, что впервые человек, имеющий более высокую должность, не стремится подчеркнуть своё превосходство. Он уважителен и приветлив. А более низкий чином человек унижает сам себя.
В этом звучит новое раскрытие темы «маленького человека» в литературе.
Тема «маленького человека» в рассказе Чехова «Толстый и тонкий»
Образ «маленького человека» характерен для русской литературы со времён Александра Пушкина. В повести «Станционный смотритель» мы видим сочувствие автора к бесправному чиновнику низшего класса. Николай Гоголь в произведении «Шинель» подчёркивает сострадание к тяжёлой судьбе обречённого на вечное прозябание мелкого чиновника.
Чехов в самом конце XIX века показал иной ракурс проблемы. Зачастую сам человек ставит себя в унизительное положение. Холопские привычки очень трудно победить человеку. Писатель демонстрирует появления этой социальной и психологической болезни.
Надеемся, что анализ рассказа «Толстый и тонкий», который написал Антон Павлович Чехов, был полезен для вас. Больше материалов вы найдете в нашем литературном блоге, где мы размещаем статьи на самые разные темы. Также читайте по теме:
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/chehov-tolstyy-i-tonkiy-analiz-rasskaza