Герои – романтики в рассказе М.Горького «Макар Чудра» Герои – романтики в рассказе М.Горького «Макар Чудра» – презентация
1 Герои – романтики в рассказе М.Горького «Макар Чудра» Герои – романтики в рассказе М.Горького «Макар Чудра» <\p>
2 Всматривайтесь в привычное- и вы увидите неожиданное. Всматривайтесь в простое- и вы увидите сложное. Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое. <\p>
3 Вспомните романтических героев прочитанных ранее произведений Вспомните романтических героев прочитанных ранее произведений автор произведение герой М.Лермонтов«Выстрел»Конрад Д.Байрон«Тарас Бульба»Савелий А.Пушкин«Матео Фальконе»Два брата П.Мериме«Братья-разбойники»Грузинский юноша Н.Гоголь«Корсар»Сильвио АБестужев- Марлинский «Мцыри» «Мореход Никитин» Матео Тарас Установите соответствия: <\p>
4 Проверьте свои знания автор произведение герой М.Лермонтов«Мцыри»Грузинский юноша Д.Байрон«Корсар»Конрад А.Пушкин«Выстрел»Сильвио А.Пушкин«Братья-разбойники»Два брата П.Мериме«Матео Фальконе»Матео Н.Гоголь«Тарас Бульба»Тарас А.Бестужев- Марлинский « Мореход Никитин» Савелий <\p>
5 Романтизм Романтизм – ведущее направление в литературе 19 века. Основные особенности направления: выступление против строгих канонов классицизма стремление изобразить идеальный национальный характер двоемирие: противопоставление реальному миру мира идеального, вымышленного особый романтический язык (эмоциональные и оценочные эпитеты, необычные метафоры и сравнения, фантастика, гротеск, символы, др.) Герой-борец, сильная личность, одинок, он не может быть счастлив в этом мире и зачастую гибнет. <\p>
6 Максим Горький – … Что вы знаете о М.Горьком? Какие произведения он написал? Что читали вы? Помните ли его героев? О чём и о ком писал ранний М.Горький- романтик? Гордый Сокол, гибнущий в глубоком ущелье, смельчак Данко, осветивший факелом своего сердца дорогу людям, Буревестник, реющий над седой равниной моря всех этих героев Горького объединяет стремление к свободе, перед которой отступает даже страх смерти. <\p>
7 На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому создал ряд ярких литературных образов. Горького привлекло в романтизме умение возбудить… мятеж против всякого гнета. Горький создал идеальный образ мятежника, борца за свободу людей и смог передать романтический дух времени перемен. Романтическое бунтарство писателя питалось неприятием действительности. Горький мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах, но не находил их в реальности. Серому существованию он противопоставил яркий, экзотический мир своих рассказов. <\p>
8 Уроки жизни молодого Горького Уроки жизни молодого Горького «Человека создаёт его сопротивление окружающей среде…» <\p>
9 <\p>
10 <\p>
11 <\p>
12 <\p>
13 Сюжет Старый цыган Макар Чудра утверждает, что человек, обрекший себя на рабскую участь, не видит главного: ему неведома воля, непонятна степная ширь. Только свобода является для человека настоящей ценностью. Для примера он рассказывает легенду о любви двух молодых цыган, сильнее которой стала любовь к свободе. <\p>
14 Композиция – Рассказ в рассказе 1 часть- романтический пейзаж 2 часть – романтический портрет Макара Чудры 3 часть – диалог рассказчика и Макара Чудры 4 часть-легенда-быль о Лойко и Радде, рассказанная главным героем М.Чудрой 5 часть- романтический пейзаж <\p>
15 Романтический пейзаж Какова роль первой пейзажной зарисовки в композиции рассказа? Какие чувства вызывает этот осенний пейзаж у читателя? В чьём восприятии дан этот пейзаж? Какие образы пейзажа воплощают романтическую идею рассказа – идею свободы? Какие художественные средства языка (эпитеты, олицетворения, метафоры) показывают зрелое мастерство начинающего писателя-романтика? <\p>
16 <\p>
17 Какова роль романтического пейзажа в финале рассказа? В чьём восприятии дан пейзаж в финале рассказа? Почему рассказчик не может уснуть? На фоне каких образов природы видятся рассказчику фигуры Лойко и Радды? Почему? Какие художественные средства языка усиливают выразительность этой картины? Как вы понимаете финал рассказа? <\p>
18 Портрет как средство характеристики героя Есть ли в портрете Макара Чудры детали, которые подчёркивают его вольнолюбие и независимость, гордость, силу, стойкость характера? Какими языковыми средствами они переданы? <\p>
19 Портрет как средство характеристики героя Какие качества характера Лойко Забара подчёркивают детали его портрета? С помощью каких художественных средств автор подчёркивает романтический характер героя? <\p>
20 Речь как средство характеристики романтического героя. Прочитайте монолог Макара Чудры. 1)Что называет Макар славной долей? 2)Что думает он о других людях? 3)Какое понятие он вкладывает в слова «учиться» и «учить»? 4)Почему он не видит смысла в том, чтобы работать как все? 5)Чего, по его мнению, лишены обычные люди, не видящие в жизни ничего, кроме работы? 6)Как нужно жить, чтобы не разлюбить жизнь? 7)Как он относится к любви? <\p>
21 <\p>
22 Герои Зачем Макар Чудра рассказывает эту легенду собеседнику? Как проявляются характеры героев в поступках? Какими качествами обладают герои? Любят ли Лойко и Радда друг друга? Подтвердите это цитатами из текста. Что вкладывают в понятие «любовь» романтические герои? Почему их любовь привела к трагедии? <\p>
23 Гордые герои рассказа “Макар Чудра утверждают как высшее начало в жизни и человеке любовь к свободе. Лойко и Радда не хотят жертвовать волей даже ради друг друга. Не желая становиться на колени перед возлюбленной, Зобар убивает ее, а затем погибает сам. Оба героя выбирают свободу ценой своей жизни! <\p>
24 <\p>
25 Итоговый тест Итоговый тест 1)Кто назван в рассказе местоимением «я»? А) автор-рассказчик Б) главный герой В) Макар Чудра 2)Основные художественные средства в осеннем пейзаже: А)сравнения Б)олицетворения, метафора В)эпитеты 3)Как отвечает на вопрос «Зачем живёт на свете человек» главный герой рассказа? А)любить Б)жить и всё тут В)искать смысл жизни <\p>
26 Итоговый тест 4) Что сделала Радда с кошелём денег старого магната? А) отдала их назад Б) взяла себе В) пнула ногой в грязь 5) Чей это портрет? «Он был похож на старый дуб, обожжённый молнией,но всё ещё мощный и крепкий и гордый силой своей»? А) Лойко Б) Данило В) Макар Чудра 6) Кому принадлежат слова: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько» А) автор Б) Лойко В) Макар Чудра <\p>
27 Итоговый тест 7) Как погиб Лойко Зобар? А) сам покончил с собой Б) его убил Данило В) его убили цыгане 8) Какое средство выразительности использовано: «Открывалось бесконечное море, безграничная степь» А) сравнение Б) эпитеты В) метафора 9) Кто поёт так, что «сердце то вздрогнет, то замрёт. И плакать хотелось, и смеяться, слушая. Само солнце затанцует под эту песню» А) Радда Б) Нонка В) Лойко Зобар <\p>
28 Итоговый тест 10) Определите художественный приём: «Плачет скрипка, хоронит Зобарову волю»: А)сравнение Б)олицетворение В)эпитет 11) Что такое повествование о Лойко и Радде, по словам Макара Чудры? А) сказка Б) легенда В) быль 12) М.Чудра рассказывает историю о Лойко и Ларре в подтверждение мысли и том, что А) любовь – страсть всегда обернётся трагедией Б) самое дорогое в человеке – чувство свободы В) правда жизни заключается в любви <\p>
29 Итоговый тест 13) Основная мысль (идея) произведения: А) красота – страшная сила, причиняющая боль и несчастья, влекущая к гибели; Б) свобода и счастье совместимы, если один человек покорится другому; В) свобода – высшая беспрекословная ценность, противостоящая другим ценностям, в том числе – любви. 14) Для каких героев характерны данные качества личности: исключительная красота, гордость, лидерство, главенствующее чувство свободы: А) Лойко Зобар и Радда Б) Макар Чудра и Лойко В) Макар Чудра и Радда <\p>
30 Ответы на вопросы теста 1-а 2-б 3-б 4-в 5-в 6-в 7-б 8-б 9-в 10-б 11-в 12-б 13-в 14-а <\p>
Источник: https://myshared.ru/slide/899121/
Идейно-художественное своеобразие рассказа М. Горького «Макар Чудра»
Рассказ Максима Горького «Макар Чудра» — одно из ранних романтических произведений писателя.
Романтизм утверждение исключительной личности. Герой-романтик на голову выше людей, которые оказываются рядом с ним, он находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы. Поэтому большое значение получает в романтических произведениях пейзаж, лишенный полутонов, насыщенный яркими красками.
Он помогает подчеркнуть красоту и исключительность героя.<\p>
Старый цыган Макар Чудра, именем которого назван рассказ, предстает перед нами именно на фоне такого романтического пейзажа. Читатель видит море, чувствует дуновение «влажного холодного ветра», слышит шелест листвы и треск костра.
Природа в обрамлении рассказа одушевлена: «Окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева безграничную степь, справа — бескрайнее море…» Бесконечность моря и бескрайность степи подчеркивают исключительное стремление главного героя к свободе. Этот человек так же прекрасен, как и все вокруг него.
Автор обращает внимание на «красивую, сильную позу» Макара, когда тот сидит у костра и загадочность его взгляда, устремленного в «мертво молчавшую темноту степи». Не случайно рассказчиком красивой легенды становится этот великолепный старый цыган.
Во-первых, он умудренный годами человек, много повидавший на своем веку; во-вторых, и это главное, легенда, им рассказанная, является средством создания образа главного героя. Повествую о Радде и Зобаре, Чудра рассказывает и о себе, выражает свои взгляды на жизнь, В его словах слышится мудрость поколений, накопленная веками.
Потому речь Чудры так афористична: «Много хорошего было бы на свете, так его и за хорошее бы не считали». Сидя у костра, Макар рассуждает о жизни и говорит: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг на друга, а места на земле вон сколько».
В этой фразе — основная мысль рассказа: человек — существо вольное, стремление к свободе для него естественно, и нет ничего выше этого желания полета души. Лишь тот, кто поймет это, по мнению Макара, будет свободной птицей. Для Чудры понятие «свобода» связано не только с человеком, но и со всей Вселенной. Мир Чудры — единое, неделимое целое.
Только этим можно, пожалуй, объяснить аллегорическую речь героя: «Степь говорит небу сказки. Гремит вольная, живая песня, и само солнце, того глядя, затанцует по небу под ту песню». Рассказывая о Лойко и Радде, Чудра подчеркивает их свободолюбие, гордость, красоту как лучшие качества мира, где живут эти герои.
Вот перед нами красавец Лойко. Для него нет правил и запретов. Он живет по велению своего сердца, открыто и щедро. Для героя высшая ценность на земле — свобода. Не случайно Горький, описывал Зобара, использует символику стихии. Герой ассоциируется у автора с огнем: «очи, как ясные звезды, горят», «стоит в огне костра», «кровь загоралась от его музыки».
Молодая цыганка Радда так же вольна и горда, как и ее суженый. Она мыслит высокими категориями. Вот ее ответ на предложение красивого магната: «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле пошла, чем бы она стала?» Радда — высшее, исключительное проявление красоты, которую «можно бы на скрипке сыграть», и гордости.
Цыганское вольнолюбие героев во многом сродни песне. Игра Зобара на скрипке, его песни покоряют всех, даже гордую Радду: «Хорошая музыка! Кровь загоралась от нее в жилах, и звала она куда-то».
Песни Зобара и звуки его скрипки придают образам героев еще большую выразительностъ. Музыкальность интонаций горьковского рассказа помогает пониманию подтекста.
В словах Чудры слышатся мелодии народных песен: «Усы легли на плечи, смешались с кудрями, очи, как ясное солнце, горят». Фольклорные интонации чувствуются в столь любимых старым цыганом сравнениях:
«сабля, как молния», «бархат, точно кусок неба». Былинным речитативом звучат и слова рассказчика: «Усиливался дождь, и море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев-цыган». По стилю музыкальные интонации рассказа близки к плачу. Их трагичность вполне объяснима.
Героев сблизило родство душ, оно же послужило причиной трагической развязки. Неразрешимо противоречие между любовью и гордостью. Но для истинно романтического героя смерть — это не трагедия, а лишь переход в иной, лучший мир.
Именно поэтому Горький, описывая, по сути, убийство одного человека другим, использует удивительно красивую, поэтическую метафору: «И сквозь ее (Радды) смуглые, тонкие пальцы сочилась кровь, падая на землю огненно-красными звездочками.
А за нею по пятам плыл удалой молодец Лойко Зобар, и лицо его завесили пряди густых черных кудрей».
Для Чудрьи такое завершение легенды естественно. Ощущение страшной развязки чувствовалось еще в начале рассказа.
Когда мы в первый раз встречаемся с Лойко, обращает на себя внимание цветопись — еще одно средство создания подтекста. Пугают и «кровавые отблески костра», и «кровяное пламя заката».
Трагедия в финале закономерна, ибо компромисс вообще немыслим для романтического сознания юных героев и старого цыгана. Но жизнь и смерть для них не взаимоисключающие понятия, а две ипостаси бытия.
А согласен ли автор с героями? Какова его позиция в рассказе? Кому доверено передать мысль писателя?
Важной композиционной особенностью ранних романтических произведений Горького является полифоничность. Мы слышим голос и Макара Чудры, и повествователя. Повествователь — это странствующий человек, встречающий на своем пути разных людей, но не проявляющий себя в рассказе прямо. Именно его восприятие жизни — критерий авторской оценки действительности.
Именно он, видя, как кружатся «во тьме ночи плавно и безмолвно» тени Радды и Лойко, восхищается их красотой и бескомпромиссностью, силой чувств, но ему дано понять и бесплодность такой романтической позиции. Взгляд рассказчика, Макара Чудры, романтически возвышен, взгляд повествователя, напротив, реалистичен.
Для того чтобы подчеркнуть ограниченность сугубо романтического мировосприятия, обрекающего старого цыгана на одиночество, Горький использует такой композиционный прием, как рассказ в рассказе. Автору важно оценить происходящее с различных точек зрения.
Будучи людьми разных поколений, отличаясь миропониманием и мироощущением, Макар Чудра и повествователь помогают автору более объективно взглянуть на сложный мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Осознание противоречивости романтического взгляда на мир, желание более полно и объективно запечатлеть о, что видишь и чувствуешь, — вот одна из
главных особенностей горьковского рассказа.
«Макар Чудра» – это не просто красивая сказка о мире мечты, не просто попытка описать действительность более привлекательной, чем она есть на самом деле, — это и серьезное размышление о вечном: о жизни, свободе, любви. И как знать, может быть, в этой, на первый взгляд незамысловатой легенде и кроется ответ на многие вопросы о смысле бытия и о приоритетах жизненных ценностей.
Источник: https://bolshoy-beysug.ru/sochineniya/gorkiy/1024-makar-chudra.html
Книга «Макар Чудра и другие рассказы»
Горечь от первых двух прочитанных мною произведений Горького постепенно сходит на нет. Если “Мать” и “На дне” мне показались искусственными, ненатуральными, то собранные в этом сборнике рассказы раннего творчества писателя правдоподобны и как будто списаны с самой жизни.
За исключением, разве что, первого по очерёдности рассказа “Макар Чудра” (3,5), где рассказывается цыганская легенда о Лойко и Радде, о любви и гордости. Описанный в нём случай сложно представить въявь, он фольклорен и воспевает непокорность сердца.
Да и второй рассказ, “Старуха Ихергиль” (4), казалось бы, тоже повествует о несбыточных романтических легендах (об изгнаннике Ларре и спасителе Данко, вырвавшем сердце из груди, чтобы осветить людям путь во тьме и обогреть их в холоде).
Однако, не случайно прослойкой между ними ложится история Изергиль о своей тяжёлой, а местами даже распутной, жизни, о её любовях и страданиях. О 6 или 7 своих “любовниках” поведала она, о том как теряла их, бросала, влюблялась и разлюбляла, и т.д., и её судьба – свидетельство: не перевелись ещё на земле люди гордые, свободные, с огнем в груди.
Сказания Изергиль и её “биография” сплетены в один узел.
В следующих трёх рассказах мифология уступает место реализму. Но и в нём находится место мини-подвигу. Люди измельчали, и их поступки пропорционально потеряли тот размах, который вошёл в легенды и песни.
Оценивать волевые решения, благородные и здравомысленные деяния сегодня стоит с соответствующей меркой: чем ниже положение, в котором находишься, чем сложнее обстоятельства и “грязнее” среда, тем выше и достойнее поступок. В “Челкаше” (4), вору и корнтрабандисту, наверняка, очень тяжело отказаться от денег, добытых усердным трудом и изворотливостью.
А он таки отказывается, пожалев ещё более ничтожного и “низкого”, способного убить ради наживы человека, чем он сам. В “Мальве” (5) Василий, глубоко погрязнув в грехе и едва не дойдя до сыноубийства, наступает на горло собственной песне и возвращается домой, раскаивается в содеянном, что вызывает неподдельное уважение.
А молодой, ещё не познавший превратностей судьбы (и женской логики) сынуля остаётся ни с чем. Этот рассказ не столько о решимости, сколько как раз именно о женщинах, о их порой необъяснимых желаниях.<\p>— Мне всегда хочется чего-то, – задумчиво заговорила Мальва. — А чего?.. не знаю.
Иной раз села бы в лодку – и в море! Далеко-о! И чтобы никогда больше людей не видать. А иной раз так бы каждого человека завертела да и пустила волчком вокруг себя. Смотрела бы на него и смеялась. То жалко всех мне, а пуще всех – себя самое, то избила бы весь народ. И потом бы себя… страшной смертью… И тоскливо мне и весело бывает…
А люди все какие-то дубовые.
Она не хотела их стравить, не хотела их любить – она просто хотела, чтобы что-то вертелось и кружилось, будь то танец, будь то ураган, а она бы находилась в центре этого.
В рассказе “Коновалов” (4,5) нет ни намёка на геройство, там есть печальная история “пропажи” хорошего человека.
Коновалов – отличный работник (пекарь), добрая душа. Но настолько наивный и мало смыслящий в жизни, что все его попытки постичь мир натыкаются на непреодолимую стену собственной ограниченности, а попытки полюбить женщину – на трусость. Как следствие, пьянство.
Не совсем по-настоящему выглядят его патетические возгласы о смыслах, о добре и зле, тут проявляется авторский взгляд, а вот вся целиком взятая ситуация как под копирку снята с тех слоняющихся мужиков и баб, которых так часто можно встретить на улицах любой русской деревни, с тех “несчастливцев”, что ещё вчера ходили как все на работу, а сегодня уже колят дрова за пол-тыщи, чтобы хоть где-то раздобыть на хлеб и опохмел. Кто-то из них несчатливец по своей вине, а кто-то, как Коновалов, по какому-то недогляду, по недоразумению.
Завершающие эту книгу “Легенда о Марко”, “Песня о Соколе” и “Песня о буревестнике” это лозунговые гимны свободе и устремлённости, так хорошо легшие в канву зарождающихся в тот момент перемен. Пропитанные революционным настроем, они, тем не менее, и по сей день увлекают своим жизнеутверждающим пафосом, призывают отложить книгу, подойти к краю и, не боясь, прыгнуть в ущелье, а потом расправить крылья и парить свободной птицей, а не то
…Ни сказок о вас не расскажут,
Ни песен про вас не споют!
Мы сейчас в этой рецензии рассказываем о Горьком и поём ему дифирамбы, а значит он не прожил, “как черви слепые живут”. Возьмём это как положительный пример, и глядишь, о нас тоже кто-нибудь однажды сложит песню или легенду.
Источник: https://livelib.ru/book/1000783291-makar-chudra-i-drugie-rasskazy-maksim-gorkij
Художественные особенности рассказа М. Горького «Макар Чудра»
«Макар Чудра» относится к ранним романтическим рассказам Горького. Все произведение носит печать этого «романтического».
Во-первых, этот рассказ является переложением старинной легенды.
Писатель обращается к народному творчеству, берет из него необходимый материал и вводит в свое произведение.
Во-вторых, герои Горького – сильные, гордые, благородные, смелые, самоотверженные, жаждущие подвига, вольнолюбивые цыгане.
Мне кажется, неслучайно именно цыган писатель сделал главными героями своего произведения. Ведь это одни из самых романтических персонажей. Они всегда в дороге, преодолевают бескрайние просторы.
Цыгане всегда готовы защищать свою свободу, эти люди никому не подвластны, кроме самих себя. У цыган свой мир, свои традиции.
Можно сказать в полной уверенности, что это исключительные люди и исключительные герои.
Очень необычен у цыган и внешний вид: яркие костюмы, множество блестящих украшений. А как красив этот народ! Макар Чудра так говорит о Радде: «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».
Еще одна особенность рассказа – это картины яркой, южной, просто сказочной природы. Эта природа вводит нас, как мне кажется, в необычный мир цыган: «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задушевную мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов».
Степь и море символизируют в рассказе безграничную свободу, простор, где нет ни границ, ни преград. Здесь человек сам себе хозяин. Но и степь, и море сулят много трудностей, они обманчивы в своем спокойствии. С ними может справиться только необыкновенный и сильный человек.
Именно такие люди и «населяют» рассказ Горького.
Надо сказать, что композиция этого произведения также необычна. Она представляет собой рассказ в рассказе. Старый цыган Макар Чудра выступает здесь в роли «второго» рассказчика. Сначала он просто говорит о жизни, размышляет, делится своими впечатлениями с «первым» рассказчиком – автором. Затем Чудра рассказывает ему легенду о Радде и Лойко.
Повествование в рассказе ведется в форме диалога. Чудра постоянно обращается к своему спутнику, но мы не слышим ответов собеседника цыгана. Рассказчик здесь – просто слушатель: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся – лег и умирай – вот и все!»
Но именно благодаря “слушателю” мы «видим» природу в рассказе, его глазами смотрим на цыгана и через его сознание воспринимаем все сказанное и рассказанное Чудрой.
Интересен и конфликт рассказа. Это не противопоставление героя и общества или противопоставление «хорошего» героя и «плохого». В то же время, это и не внутренний конфликт героев. И Чудра, и Лойко, и Радда гармонично вписались в свой цыганский мир.
Они полностью принимают его философию и мировоззрение. Эти герои не желают мести, они не тщеславны, им не нужны деньги и они не завистливы. Лойко «любит коней и ничего больше, и то недолго – поездит да и продает, а деньги, кто хочет, тот и возьми».
И Радда кошель с деньгами бросает в грязь.
В этом рассказе конфликт возникает между двумя романтическими, сильными героями. В этом его особенность. Каждый из этих героев больше всего на свете ценит свободу. Лойко так говорит об этом: «Я свободный человек и буду жить так, как хочу!» И Радда вторит ему: «А еще я люблю волю».
И хотя герои полюбили друг друга, но они не могут уступить друг другу, им кажется, что при этом они потеряют свою свободу. Радда говорит Лойко: «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня».
Эти герои не могут жить друг без друга, но не могут и жить без свободы. Отсюда, из этой ситуации, есть только один выход – смерть одного или двух героев. Так и происходит – Лойко убивает Радду и сам гибнет от руки ее отца.
Еще одной особенностью рассказа «Макар Чудра» является его афористичный язык. Лаконично и емко говорит Макар Чудра: «Ходи и смотри, насмотрелся, лег и умирай – вот и все», «…разве ты сам не жизнь?», «…всякий сам учится», «так нужно жить: иди, иди – и все тут», «Долго не стой на одном месте. Ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее…»
Макар Чудра много прожил, много всего видел. Вся жизнь его теперь выражается в таких вот «жизненных» афоризмах, в которых виден опыт, мудрость прожитой жизни.
Таким образом, рассказ Горького «Макар Чудра» – яркий романтический рассказ. Он повествует об исключительных героях в исключительных обстоятельствах. Это произведение призывает к яркой, смелой, насыщенной жизни, полной страстей и отваги сердца.
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/gorkij-maksim/makar-chudra/2584-khudozhestvennye-osobennosti-rasskaza-m-gorkogo-makar-chudra
Тема свободы в рассказе М. Горького «Макар Чудра»
Тема свободы в рассказе М. Горького «Макар Чудра». Ранние рассказы М. Горького называют произведениями романтизма «нового этапа». В одном ряду стоят его революционно-романтические «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Их яркие герои наделены основной чертой — страстью к свободе.
Это и определяет их поступки. Исходя из традиций русской классической литературы, писатель вкладывает в свои произведения особый пафос: романтика призывает действовать, бороться, идти на подвиг. Они были актуальны как пропаганда в преддверии революции и остаются актуальными сейчас, потому что содержат в себе мудрость,
Годы странствий автора по России дали ему огромный жизненный опыт. Он записывал свои впечатления в дорожную тетрадь, и многие сюжеты вошли позже в его произведения. «Макар Чудра» был первым опубликованным рассказом М. Горького.
Именно он, напечатанный в 1892 году в тифлисской газете «Кавказ», был впервые подписан этим псевдонимом. Рассказ сразу же обратил на себя внимание яркими образами и актуальной проблематикой.
Горький рассказал услышанную им в путешествии легенду о людях, больше всего на свете ценящих независимость и свободу. Рассказ построен необычно — автор использует рамочную композицию, это так называемый «рассказ в рассказе».
Начинается рассказ с диалога старого цыгана Макары Чудры и повествователя. Образ повествователя здесь особенный. Это диалог, где слов повествователя мы не слышим, и его самого не видим, есть только ответные реплики Макары Чудры.
Герои Горького — это воплощение гордости и дерзости, цельные характеры, не зависимые от своих страстей, красивые и уверенные в себе люди. Старый Макар говорит о том, что для него правда жизни — в свободе.
Он родился не для того, чтобы быть рабом, для него понятны воля и ширь степная, «говор морской волны веселит ему сердце». Макар считает, что жить нужно, не останавливаясь на одном месте и не задумываясь о жизни, чтобы не разлюбить ее.
Не надо задавать себе вопросы, зачем живешь, иначе одолеет тоска.
Он не понимает русского, который советует ему жить по божьему слову и говорит, что тогда бог даст все: почему же сам он не попросит у него новую одежду взамен порванной? Цыган рассказывает быль, которую «как запомнишь, — век свой будешь свободной птицей». Свобода для него — самая большая ценность на свете.
Эта романтическая легенда помогает нам понять внутренний мир героя и то, что он ценит. Удалой малый Лойко Зобар любил только коней, и то недолго — у него не было ничего заветного и он ничего не боялся.
Вот как характеризует его Макар Чудра: «Будь я проклят, коли я его не любил уже, как себя, раньше, чем он мне слово сказал или просто заметил, что и я тоже живу на белом свете! Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя.
С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей!.. И мудр, как старик, и сведущ во всем, и грамоту русскую и мадьярскую понимал.
Бывало, “‘Ойдет говорить — век бы не спал, слушал его! А играет — убей меня гром, коли на свете еще кто-нибудь так играл! Проведет, бывало, по струнам смычком и вздрогнет у тебя сердце, проведет еще раз — и замрет оно, слушая, а он играет и улыбается. И плакать и смеяться хотелось в одно время, слушая его».
Красавица Радда ни за какие деньги не продала бы свою свободу и гордость. Когда Зобар говорит ей о своей любви, она сшибает его с ног ременным кнутовищем. А потом приходит к нему мириться. Вот что говорит Радда Лойко: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя.
А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня. Так вот я хочу, чтоб ты был моим и душой и телом». Радда требует от влюбленного цыгана, чтобы он покорился ей как старшему, на виду у всего табора. Цыгане — настолько гордые люди, что встать на колени для них подобно смерти.
Однако жестокосердечная Радда требует этого от Лойко, обещая ему свою любовь. Почему так ведет себя «дьявольская девка» Радда? Почему нелегко дается Лойко его признание в любви? Герои свободолюбивы и не хотят быть подчинены ничему, даже любовной страсти.
Они не признают зависимости даже от любимого человека, и поэтому говорят о любви и тут же ведут борьбу за независимость, за главенство.
Как относятся к происходящему цыгане? Им «даже уйти куда-то хотелось, лишь бы не видеть, как Лойко Зобар упадет в ноги девке — пусть эта девка и ( Радда. Стыдно было чего-то, и жалко, и грустно». Как же разрешается конфликт? Что выбирают герои? Финал рассказа трагичен.
Лойко отказывается поклониться ей в ноги и вонзает в Радду нож, а потом становится перед мертвой девушкой на колени. Перед смертью Радда говорит, что знала, что Лойко так и сделает, оценив то, что он не отказался от своего идеала ради любви, не унизил себя.
Отец Радды, Данило, вонзает тот же нож в спину Лойко.
Пейзаж в рассказе передает чувства героев — «море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган». Морской пейзаж с сильным холодным ветром, молчащая темнота степи, осенний дождь, пламя костра — эти зарисовки выглядят как обрамление легенды.
Автор говорит о том, что человек только тогда станет борцом, если он достиг внутренней свободы. Горький придает Лойко черты и задатки народного героя, готового пожертвовать собой ради другого человека или ради идеи.
История Зобара и Радды показывает, что свободу они ценят больше жизни и любви. Каждый ставит свои невыполнимые условия для любимого человека.
По мнению Макара Чудры, гордость и любовь несовместимы, и больше всего на свете цыган должен оберегать свою независимость, даже если она может быть сохранена только ценой собственной жизни.
Рассказчик же приводит нас к мысли о том, что гордость обрекает человека на одиночество. А поэтому герои становятся заложниками своей свободы.
Источник: https://prepodka.net/tema-svobody-v-rasskaze-m-gorkogo-makar-chudra/
Презентация на тему: Макар Чудра
Презентация на тему: Макар Чудра
Скачать эту презентацию<\p> Получить код Наши баннеры
Скачать эту презентацию<\p> № слайда 1
Описание слайда:
«Макар Чудра»
№ слайда 2
№ слайда 3
Описание слайда:
Первый период творчества Максима Горького представлен, в основном, романтическими рассказами. Странствуя по стране, наблюдая жизнь людей, Горький пытался найти необычное, героическое в каждом. Он искал героя – бунтаря, восставшего против несправедливостей жизни, не поступающегося своей свободой.
№ слайда 4
Описание слайда:
В первом рассказе “Макар Чудра” мы отчетливо видим позицию старого цыгана, главного действующего лица рассказа.
Он отрицает нищенское, жалкое существование, он не может принять его: “Что ж, – он родился затем что ли, чтоб ковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять?” Эти слова как бы подтверждают позицию автора о свободе каждого человека, о его независимости, непримиримости к условиям жизни.
Эта мысль также находит свое подтверждение во второй части рассказа Макара Чудры о любви Лойко и Радды. Старик говорит, что для двух молодых людей свобода гораздо важнее и ценнее, чем чувство любви и даже жизнь.
№ слайда 5
№ слайда 6
Описание слайда:
Рассказ Макара Чудры построен так, что он сначала описывает своих героев, затем рассказывает о столкновении между ними, а уже потом будто передает им самим слово. Так, нарастающее напряжение между Лойко и Раддой передается репликами, сценкой спора между ними и рассказами о схватках между молодыми людьми.
№ слайда 7
№ слайда 8
Описание слайда:
Красоту Радды нельзя описать словами. «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает». У Лойко Зобара «очи как ясные звезды горят, а улыбка — целое солнце… Стоит, весь как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!».
№ слайда 9
Описание слайда:
Герои горячо любили друг друга, но еще больше каждый из них любил свою волю, боялся потерять ее. «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, кем бы она стала?» — говорит Радда.
Лойко отказывается поклониться своей возлюбленной в ноги и убивает ее, а она, умирая, благодарит за то, что он не подчинился ей и остался на высоте своего идеала, который достоин ее любви.
Автор подводит читателя к мысли о том, что свобода и счастье несовместимы, если один человек должен покоряться другому.
№ слайда 10
№ слайда 11
Описание слайда:
Ни Лойко, ни тем более Радда не показаны как борцы за свободу других людей; в основе рассказа лежит иная идея: человек не может быть борцом, если сам не добился внутренней свободы. У Лойко Зобара были задатки народного героя, готового к самопожертвованию во имя другого человека: «…Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было».
№ слайда 12
№ слайда 13
№ слайда 14
№ слайда 15
№ слайда 16
№ слайда 17
№ слайда 18
Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования “Профессионал-Р” (Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).<\p> Получить доступ
<\p>
Источник: https://ppt4web.ru/literatura/makar-chudra.html
Урок 76. М. Горький. Анализ рассказа «Макар Чудра»
Цель урока: совершенствовать навыки анализа текста, сравнительной характеристики текстов; расширить понятие о романтизме, о композиции, о конфликте.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания
Сообщение ученика о театре, музыке, живописи, архитектуре рубежа веков. (Можно подобрать материал, согласующийся с ранним романтическим творчеством М. Горького. Например, сделать сообщение по живописи Врубеля, дать комментарий к его романтическим образам.)
II. Беседа по рассказу «Макар Чудра»
— Вспомните, что такое композиция и какова ее роль в художественном произведении. Как раскрываются в композиции рассказа Горького «Макар Чудра» образы героев?
Комментарий учителя
Композиция (от лат. compositio— расстановка, составление) — это построение художественного произведения.
Она касается и сюжетной стороны, и системы образов произведения, проявляется через описания природы, через детали. Композицию обеспечивает непрерывность движения художественной мысли и чувства.
Композиция подчинена одной цели — наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.
Композиция и «Макара Чудры», и «Старухи Изергиль» сходны — рассказ в рассказе. Этот прием часто встречается в литературе (приведем примеры). Легенды, рассказанные героями Горького, выражают авторские представления о людях, о том, что считать ценным и важным в жизни.
В композиции важную роль играют портретные характеристики. Портрет Радды дается опосредованно.
О ее необычайной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала: «Может быть, ее красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает»; «один магнат… красивый, как черт в праздник… увидал ее и остолбенел».
Гордая Радда отвергла и деньги, и предложение идти в жены к тому магнату: «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» Гордость и красота равновелики в этой героине.
Зато портрет Лойко нарисован подробно: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце, ей-богу! Словно ею ковали из одного куска железа вместе с конем». Образ не просто романтический — фольклорный, сказочный.
— Вспомните, что называется конфликтом в произведении? Каков конфликт в рассказе «Макар Чудра»?
Комментарий учителя
Конфликт в произведении (от лат. conflictus — столкновение) — противоборство разнонаправленных сил, противопоставленbе характеров, обстоятельств, позиций, идей.
Основной конфликт в ранних произведениях Горького — романтический: противопоставление идеала и действительности.
Рассказывал о любви Радды и Лойко Зобара, Макар Чудра полагает что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно было сохранить собственную свободу.
Конфликт между любовью и гордостью, стремлением к свободе разрешается смертью обоих — покориться любимому человеку ни один не захотел.
— Найдите в рассказе описание пейзажа, назовите его особенности.
Соотнесите пейзажи в различных рассказах Горького.
Комментарий учителя
Действие романтических произведений происходит в необычной, порой экзотической, обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией, с миром природы (море, горы, прибрежные скалы). Часто действие переносится в легендарные времена. Вспомним, что экзотический антураж был характерен и для ранних романтических произведений Пушкина и Лермонтова.
Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем в романтическом пейзаже.
Героя окружают холодные волны ветра», «мгла осенней ночи», которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море».
Обратим внимание на одушевленность пейзажа, на его широту, которая символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.
Отметим развернутую метафоричность стиля Горького, яркую звукопись.
В рассказе «Челкаш» (1894) морской пейзаж описывается несколько раз. При свете жаркого солнца: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом».
И темной ночью: «По небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным, соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша.
На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мачты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном.
Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».
Именно в таком пейзаже — приморском, ночном, таинственном и пре красном — могут реализовать себя герои Горького. Пейзаж рождает в душе человека «могучие мечты», делает его сильнее, красивее, свободнее.
Действие легенд происходит в глубокой древности — это как будто время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Поэтому в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, — это образы Радды и Лойко Зобара, сотканные перед взором рассказчика в темноте ночи; голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую видит Изергиль.
— Какие качества человека являются важными для героев Горького и для самого писателя?
Комментарий учителя
В характере Макара Чудры единственное начало, которое он полагает наиболее ценным, — максималистское стремление к свободе. То же начало и в характере Челкаша с «его кипучей, нервной натурой, жадной до впечатлений».
Челкаша автор представляет читателю так: «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор».
Отличительной чертой Изергиль является ее уверенность, что вся ее жизнь была подчинена любви к людям, однако свобода была для нее превыше всего.
Герои легенд, рассказанных Макаром Чудрой и старухой Изергиль, тоже воплощают стремление к свободе. Свобода, воля для них дороже всего на свете. Неразрешимое противоречие между двумя началами в романтическом характере — любовью и гордостью — мыслится Макаром Чудрой как совершенно естественное, и разрешиться оно может только смертью.
Владислав Ходасевич вспоминал о Горьком: ему «…нравилось только все то, что украшает действительность, от нее уводит, или с ней не считается, или просто к ней прибавляет то, чего в ней нет… Он любил всех людей творческого склада, всех, кто вносит или только мечтает внести в мир нечто новое…
Сюда же примыкала его живая, как-то очень задорно и весело окрашенная любовь к людям, нарушающим или стремящимся нарушить заведенный в мире порядок… Ему нравились все, решительно все люди, вносящие в мир элемент бунта или хоть озорства…» (В. Ф. Ходасевич. Некрополь. СПб.: Азбука-классика, 2001).
— Какова позиция автора и как она выражена?
Образ повествователя — один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но у Горького герой-рассказчик является важнейшим критерием авторской оценки, средством выражения авторской позиции.
Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них.
В этом и есть авторская оценка — восхищение силой, красотой, неординарностью человеческой личности.
Вопросы по ранним романтическим рассказам М. Горького:
1. Как вы понимаете принцип «романтического двоемирия» в творчестве Горького? Обоснуйте ответ.
2. Каковы особенности пейзажа в ранних романтических рассказах Горького. Какова роль пейзажа?
3. Какую роль в композиции рассказа «Макар Чудра» играет портрет?
4. Как вы понимаете слова героини рассказа Горького «Старуха Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»?
5. Чего испугался «осторожный человек» из рассказа «Старуха Изергиль», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко? С какими литературными персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»?
6. Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького?
7. В чем вы видите особенности романтизма Горького?
Домашнее задание
Подготовиться к сочинению по романтическим произведениям Горького.
Источник: https://cyberpedia.su/8×4203.html
Сочинение по рассказу “Макар Чудра” | Инфошкола
4 Январь 2014 админ Главная страница » Сочинения Просмотров: 4443
Макар Чудра
В газете «Кавказ» появилось первое опубликованное произведение «Макар Чудра», подписанное псевдонимом М. Горький. Здесь писатель использовал обрамляющую композицию, Действительно, основное повествование предворяется таинственным ночным пейзажем, настраивающим читателя на лирический лад.
Пламя костра высвечивает фигуру главного героя рассказа — старого цыгана Макара Чудру. Не случайно в качестве главного героя выбран представитель цыганского племени, ведь именно этот народ является носителем вольнолюбивого духа, безграничного стремления к свободе, стремления жить по своим законам.
Этот пятидесяти восьмилетний человек, многое повидавший и испытавший в жизни, раскрывает свою жизненную позицию перед случайным прохожим, пытается донести до него свое понимание смысла жизни.
Самым главным качеством, главной ценностью, для Макара является свобода и независимость; к таким общечеловеческим ценностям, как труд, вера в Бога, он относится пренебрежительно: «Смешные они, твои Люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько. И все работают. Зачем? Кому? Никто не знает».
Он с презрением относится к людям, с его точки зрения, несвободным, называя их рабами, которым неведома морская ширь и степной простор. Только ощущение свободы, независимости дает человеку право, по мысли Макара, чувствовать себя человеком.
Чтобы подтвердить и обосновать свою точку зрения, Макар Чудра рассказывает страннику быль о любви двух красавцев-цыган — Радде и Лойко Зобаре.
(Этот рассказ является именно былью, так как Макар говорит о событиях, свидетелем которых он был сам; он помнит героев — Радду, Лойко Зобара, старого солдата Данилу; по сути автор показывает момент рождения легенды). Герои этой были, так же как и рассказчик, несут в себе единое начало {безграничное стремление к свободе), доведенное до максимальной степени. Образы Радды и Лойко созданы средствами романтической гиперболизации.
Чрезмерность, преувеличение чувствуется во всем: в портрете, в поступках, в чувствах. Вот как описан портрет Лойко Зобара: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце».
Радда же так прекрасна, что «о ней … словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть … » , В душе героев рождается любовь друг к другу.
Но именно здесь возникает основной конфликт — противоречие между любовью и свободой.
Следует отметить, что в этом произведении Горький видоизменил традиционный для романтиков конфликт «чувство — долг», противопоставив два положительных качества: любовь и свободу. Любовь требует подчинения одного любящего другому, но для героев-максималистов, каковыми являются Радда и Лойко, это невозможно.
Каждый из них свободу любит больше, но и жить дальше без любимого не может.
Поэтому развязка этого неразрешимого конфликта может быть только трагической: не желая покориться женщине (а требованием Радды было, чтобы Лойко при всем таборе покорился ей как старшему товарищу, поклонился ей в ноги, то есть признал бы ее первенство), Лойко ударом кинжала убивает свою возлюбленную, но и сам погибает от руки отца Радды, старого солдата Данилы. Исключительность конфликта — в полном равенстве гордых и свободолюбивых героев. Рассказчик Макар Чудра всецело на стороне героев, он не осуждает их, а восхищается ими. Он уверен, что свободолюбие и любовь не могут примириться, так как компромисс вообще немыслим для романтического сознания.
Какова же авторская позиция в этом рассказе, согласен ли автор со своим героем? Одной из особенностей ранних произведений Горького является наличие образа повествователя, «прохобящего» , Этот незаметный образ и является выразителем авторской позиции.
С одной стороны, автор, вслед за Макаром Чудрой, восхищается силой и красотой чувства, бескомпромиссностью героев, цельностью их характеров, с другой, он видит бесплодность такой позиции, приводящей к одиночеству и непониманию, отверженности от мира людей.
Источник: https://info-shkola.ru/makar-chudra-kratkoe-soderzhanie/
Презентация на тему “«Макар Чудра» М.Горький “
- Скачать презентацию (6.21 Мб)
- 133 загрузки
- 4.9 оценка
ВКонтакте
Одноклассники
Твиттер
Телеграм
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Презентация для школьников на тему “«Макар Чудра» М.Горький ” по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.
-
Формат<\p>
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов<\p>
30
-
Аудитория<\p> 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
-
Слова<\p> литература теория литературы чтение горький рассказы горького
-
Конспект<\p>
Отсутствует
- Слайд 2
Всматривайтесь в привычное-и вы увидите неожиданное.Всматривайтесь в простое- и вы увидите сложное.Всматривайтесь в малое –и вы увидите великое.
- Слайд 3
Установите соответствия:
- Слайд 5
Романтизм – ведущее направление в литературе 19 века.
Основные особенности направления:
выступление против строгих канонов классицизма
стремление изобразить идеальный национальный характер
двоемирие: противопоставление реальному миру мира идеального, вымышленного особый романтический язык (эмоциональные и оценочные эпитеты, необычные метафоры и сравнения, фантастика, гротеск, символы, др.)
Герой-борец, сильная личность, одинок, он не может быть счастлив в этом мире и зачастую гибнет.<\p> - Слайд 6
Что вы знаете о М.Горьком?
Какие произведения он написал?
Что читали вы? Помните ли его героев?
О чём и о ком писал ранний М.Горький-романтик?
Гордый Сокол, гибнущий в глубоком ущелье, смельчак Данко, осветивший факелом своего сердца дорогу людям, Буревестник, реющий “над седой равниной моря” — всех этих героев Горького объединяет стремление к свободе, перед которой отступает даже страх смерти. - Слайд 7
На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому создал ряд ярких литературных образов. Горького привлекло в романтизме “умение возбудить… мятеж против всякого гнета”. Горький создал идеальный образ мятежника, борца за свободу людей и смог передать романтический дух времени перемен.
Романтическое бунтарство писателя питалось неприятием действительности. Горький мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах, но не находил их в реальности. Серому существованию он противопоставил яркий, экзотический мир своих рассказов.
<\p>
- Слайд 8
«Человека создаёт его сопротивление окружающей среде…»
- Слайд 13
Старый цыган Макар Чудра утверждает, что человек, обрекший себя на рабскую участь, не видит главного: ему неведома воля, непонятна степная ширь. Только свобода является для человека настоящей ценностью. Для примера он рассказывает легенду о любви двух молодых цыган, сильнее которой стала любовь к свободе.
- Слайд 14
1 часть- романтический пейзаж
2 часть – романтический портрет Макара Чудры
3 часть – диалог рассказчика и Макара Чудры
4 часть-легенда-быль о Лойко и Радде, рассказанная главным героем М.Чудрой
5 часть- романтический пейзаж - Слайд 15
Какова роль первой пейзажной зарисовки в композиции рассказа? Какие чувства вызывает этот осенний пейзаж у читателя? В чьём восприятии дан этот пейзаж? Какие образы пейзажа воплощают романтическую идею рассказа – идею свободы? Какие художественные средства языка (эпитеты, олицетворения, метафоры) показывают зрелое мастерство начинающего писателя-романтика?
- Слайд 17
В чьём восприятии дан пейзаж в финале рассказа?
Почему рассказчик не может уснуть?
На фоне каких образов природы видятся рассказчику фигуры Лойко и Радды? Почему?
Какие художественные средства языка усиливают выразительность этой картины?
Как вы понимаете финал рассказа?<\p> - Слайд 18
Есть ли в портрете Макара Чудры детали, которые подчёркивают его вольнолюбие и независимость, гордость, силу, стойкость характера? Какими языковыми средствами они переданы?
- Слайд 19
Какие качества характера Лойко Забара подчёркивают детали его портрета? С помощью каких художественных средств автор подчёркивает романтический характер героя?
- Слайд 20
Прочитайте монолог Макара Чудры.
1)Что называет Макар славной долей?
2)Что думает он о других людях?
3)Какое понятие он вкладывает в слова «учиться» и «учить»?
4)Почему он не видит смысла в том, чтобы работать как все?
5)Чего, по его мнению, лишены обычные люди, не видящие в жизни ничего, кроме работы?
6)Как нужно жить, чтобы не разлюбить жизнь?
7)Как он относится к любви? - Слайд 22
Зачем Макар Чудра рассказывает эту легенду собеседнику? Как проявляются характеры героев в поступках? Какими качествами обладают герои?
Любят ли Лойко и Радда друг друга? Подтвердите это цитатами из текста.Что вкладывают в понятие «любовь» романтические герои?
Почему их любовь привела к трагедии?<\p> - Слайд 23
Гордые герои рассказа “Макар Чудра” утверждают как высшее начало в жизни и человеке любовь к свободе. Лойко и Радда не хотят жертвовать волей даже ради друг друга.
Не желая становиться на колени перед возлюбленной, Зобар убивает ее, а затем погибает сам.
Оба героя выбирают свободу ценой своей жизни! - Слайд 25
1)Кто назван в рассказе местоимением «я»? А) автор-рассказчик Б) главный герой В) Макар Чудра 2)Основные художественные средства в осеннем пейзаже: А)сравнения Б)олицетворения, метафора В)эпитеты 3)Как отвечает на вопрос «Зачем живёт на свете человек» главный герой рассказа? А)любить Б)жить и всё тут В)искать смысл жизни
- Слайд 26
4) Что сделала Радда с кошелём денег старого магната? А) отдала их назад Б) взяла себе В) пнула ногой в грязь
5) Чей это портрет? «Он был похож на старый дуб, обожжённый
молнией ,но всё ещё мощный и крепкий и гордый силой своей»? А) Лойко Б) Данило В) Макар Чудра
6) Кому принадлежат слова: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько» А) автор Б) Лойко В) МакарЧудра - Слайд 27
7) Как погиб Лойко Зобар? А) сам покончил с собой Б) его убил Данило В) его убили цыгане
8) Какое средство выразительности использовано: «Открывалось бесконечное море, безграничная степь» А) сравнение Б) эпитеты В) метафора
9) Кто поёт так, что «сердце то вздрогнет, то замрёт. И плакать хотелось, и смеяться, слушая. Само солнце затанцует под эту песню» А) Радда Б) Нонка В) Лойко Зобар - Слайд 28
10) Определите художественный приём: «Плачет скрипка, хоронит Зобарову волю»: А)сравнение Б)олицетворение В)эпитет
11) Что такое повествование о Лойко и Радде, по словам Макара Чудры? А) сказка Б) легенда В) быль
12) М.Чудра рассказывает историю о Лойко и Ларре в подтверждение мысли и том, что А) любовь – страсть всегда обернётся трагедией Б) самое дорогое в человеке – чувство свободы В) правда жизни заключается в любви - Слайд 29
13) Основная мысль (идея) произведения: А) красота – страшная сила, причиняющая боль и несчастья, влекущая к гибели; Б) свобода и счастье совместимы, если один человек покорится другому; В) свобода – высшая беспрекословная ценность, противостоящая другим ценностям, в том числе – любви.
14) Для каких героев характерны данные качества личности: исключительная красота, гордость, лидерство, главенствующее чувство свободы: А) Лойко Зобар и Радда Б) Макар Чудра и Лойко В) Макар Чудра и Радда - Слайд 30
1-а 2-б
3-б
4-в
5-в
6-в
7-б
8-б
9-в
10-б
11-в
12-б
13-в
14-а
Посмотреть все слайды
Источник: https://pptcloud.ru/literatura/geroi-romantiki-v-rasskaze-m-gorkogo-makar-chudra