Образ родины в лирике с. а. есенина

Образ Родины в лирике Сергея Есенина

Творчество С.А. Есенина довольно существенно отличается от творчества  его современников.

Он не следовал за  модой, его стихи нельзя отнести ни к символизму, ни к акмеизму… Даже недолгое увлечение Есенина иммажинизмом не ставит его рядом с другими поэтами. В русскую литературу Есенин вошёл как «последний поэт деревни», поэт-крестьянин.

А что самое главное для крестьянина? Его земля.  Тема Родины стала для поэта и целинной, и знакомой до боли одновременно.

Обратите внимание

Первые произведения от 1910-года навеяны детскими воспоминаниями. Лирик рисовал, прежде всего, красоту родных просторов.

И вся природа у него одушевлённая: берёзки уподобляются девушке, месяц – ягнёнку, который «гуляет в голубой траве».

Вместе с тем, образ природы строится в его стихах на ассоциациях из деревенского быта («синий плат небес», «страна берёзового ситца»), а жизнь человека раскрывается обычно через его соседство с природой:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Также стихи раннего творчества связаны, прежде всего, с традициями устного народного творчества. Вообще, свой творческий путь он и начал с подражания фольклору, особенно ярки его параллели с частушками. Отсюда особая мелодичность стихов, строфы-двустишия.

К середине 1910-х годов в творчестве Есенина намечается интересная тенденция: он начинает активно использовать цвет для передачи оттенков настроений лирического героя, к тому же активно работает над строением стиха.

Вот характерное для этого периода стихотворение:

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины,

Изба-старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш тишины…

…Сквозь синь стекла желтоволосый отрок

Лучит глаза на галочью игру.

Взрослея лирик начинает выходить за пределы интимной лирики. Теперь Есенин рисует не только личные переживания, но и судьбу всей России. Случилось это во времена великих бурь революции. Как лирик своей родины, он не мог оставаться в стороне от этих событий.

Когда Сергей Александрович  осознал то, что революция ускорит переход России с патриархального строя на лад современной машинной техники, он болезненно воспринял это. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне, даже машинизация села – всё это уничтожало кроткую и очаровательную картину патриархальной Руси.

Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но при этом лирику казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого.

Важно

Теперь Родина для него не только деревня и её природа, это и новый герой, теперь также неотъемлемо связанный с Россией, – город. Например, стихотворение «Я последний лирик деревни»:

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарёю пролитый,

Соберёт его черная горсть.

Не живые, чужие ладони,

Этим песням при вас не жить!

Данные стихотворения произведения построены на композиционном приеме – антитезе. Постоянное противопоставление деревни и города, причём деревня выступает как источник добра, благодати, а город – проклятый, «железный гость».

Свои страхи и наблюдения над новой Родиной Есенин ярко выразил в стихотворениях «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая».

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Отказаться от своих корней Есенин не мог. Поэтому именно в это время для его лирики характерна условная религиозная символика. Взять хотя бы маленькую поэму «Сорокоуст» (поминальная молитва).

Теперь религиозные образы стали источником вдохновения: «у лесного аналоя воробей псалтырь читает», «закадили дымом над росою рощи».

Лирическим героем некоторых стихов того периода стал странник, идущий на богомолье.

Образ Родины и чувство Есенина к ней были многогранны.

Для него Россия – это и природа, одухотворённая одним дыханием и памятью поэта, и деревня, как символ прошлого и благодати на земле, и город, страшный и железный, но всё же родной, так как является частью Родины, и народное творчество, как вместилище мудрости предков, и молитва, неотъемлемая от деревни. Всё это Есенин чутко переживал и воссоздавал в своём творчестве, поэтому, читая его произведения, мы можем воскресить в нашей памяти точно такие же картины.

Источник: http://shkolyaru.ru/klassicheskaya/esenin/980-obraz-rodiny-v-lirike-sergeya-esenina.html

Образ Родины в лирике С.А. Есенина

    Тема любви к родной стороне является важнейшей для всего поэтического творчества Сергея Есенина. Несомненно, в этой теме именно образ Родины занимает главенствующее положение. Этот образ у Есенина неразрывно связан с крестьянской темой.

Уроженец села Константинова Рязанской губернии, Сергей Есенин внес в поэзию свежую, до этого невиданную струю деревенской лирики. 
    Стихотворения начального периода его творчества проникнуты светлым чувством любви к своей родине и родному селу («Русь», «Гой ты, Русь моя родная»). В них образ России идеализирован.

Славянской, почти языческой предстает перед нами Россия. 

    Раннюю крестьянскую лирику Есенина характеризует пасторальность, идилличность рисуемой картинки (за это в литературных кругах Петрограда поэта сразу же стали именовать «Лелем», «пастушком»).

Его стихотворения вольно или невольно становились знаками той «святой Руси», мечту о которой лелеяли в то время многие русские люди, считавшие свою повседневную жизнь в закосневшем быте тяжким бременем («Чую радуницу Божью…»).

Совет

    Но Есенин отчетливо осознавал не только светлые, но темные стороны жизни родного народа. Показательно, что свои отрицательные высказывания о России он, как правило, не тиражировал. Стихи типа «Свищет ветер под крутым забором…

» или «О родина…» если и печатались, то лишь в периодике.

Обличения крестьянства в прозе, которые Есенин принес однажды в редакцию «Известий» в составе своего очерка об Америке «Железный Миргород» (1923), так и не попали в газетный текст последнего.

    Предвестником будущих изменений и в раскрытии образа Родины, и в отношении поэта к происходящими со страной переменами стало стихотворение «Лебедушка» (1914-1915). Написанное в стиле старинной русской песни, оно пророчески раскрывает судьбу России.

Образ лебедушки, главный в произведении, и есть символический образ России. Грозный орел, заметив на озере лебедушку с «лебежатушками», налетел «как стрела» и растерзал лебедя.

Только и успела лебедушка оттолкнуть своих детей, чтобы схоронились они под корягами. 

    Что подразумевал поэт под орлом, мы никогда не узнаем, но, очевидно, что грядущее представлялось поэту уже не столь светлым, а, скорее, беспощадным и кровавым.

    Трансформация образа России в лирике Есенина наметилась в начале 20-х годов. После революции поэт одним из первых высказался о необходимости революционного вихря как спасителя погибающего крестьянства в своих «маленьких поэмах»: «Отчарь», «Пришествие», «Преображение», «Инония».

Поэт верил тогда, что в Грядущем «люди блаженно и мудро будут хороводно отдыхать под тенистыми ветвями одного преогромнейшего древа, имя которому социализм, или рай, ибо рай в мужицком творчестве так и представлялся, где нет податей за пашни, где избы новые, кипарисовым тесом крытые, где дряхлое время, бродя по лугам, сзывает к мировому столу все племена и народы и обносит их, подавая каждому золотой ковш, сыченою брагой».

    Однако «развороченный бурей быт», поднятая на дыбу Русь, красный и белый террор, бунты анархистов («махновщина»), восстания крестьян («антоновщина») положили конец иллюзиям поэта. Он не без оснований посчитал, что его «отчарю» – «соломой пропахшему мужику» – только и осталось, что «захлебнуться лихой самогонкой…» 

Обратите внимание

    Слова, взятые здесь в кавычки, — это заключительные строки одной из самых известных поэм Есенина «Сорокоуст» (1920). Сорокоуст – православная традиция чтения молитв по покойнику в течение сорока дней после смерти. Именно в этом произведении впервые ярко зазвучал мотив трагедии, смерти русской деревни: «Трубит, трубит погибельный рог!»

    Поэт говорит о борьбе города и деревни, о наступлении «врага..с железным брюхом», что «тянет к глоткам равнин пятерню». Стержневой символ стихотворения – «скверный гость» с «железным брюхом», «страшный вестник» грядущих изменений. Он принесет с собой в деревню «электрический восход», а вместе с ним и «стальную лихорадку». 

    В третьей части возникает знаменитый образ красногривого жеребенка, тщетно пытающегося обогнать поезд. Разгадать этот символ несложно. Сам поэт пишет об этом так: «Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни … она в революции нашей страшно походит на этого жеребенка тягательством живой силы с железной… » 

    В 1924 году Есенин пишет стихотворение «Возвращение на родину», в котором на первый план выходят страшные изменения, произошедшие в русском быту, и, в частности, в деревне. Разрыв поколений выразился, прежде всего, в отказе от православных традиций.

Над родимыми местами лирического героя «взметнулась колокольня без креста», «иконы выбросили с полки», вместо Библии молодые девушки читают пузатый «Капитал». Это, по мнению поэта, не может не сломать и погубить русскую деревню.

Молодое поколение, которое в стихотворении представлено сестрами героя, перестало уважать стариков, оно забывает о своих корнях и становится «Иванами непомнящими». 

    В этом же, 1924 году, поэт создает стихотворение «Русь советская». В нем он развивает тему трагедии Руси. Новой, измененной, коммунистической деревне поэт противопоставляет себя.

Он не готов изменить своим убеждениям и петь под гармонику «агитки Бедного Демьяна». «Гражданин села» не готов собираться, как его односельчане, около волости вместо церкви.

Поэт не готов отдать свою лиру «октябрю и маю», потому что она навеки принадлежит шестой части земли «с названьем кратким «Русь»». 

Важно

    В драматической поэме «Страна негодяев», написанной в период с 1921 по 1923 годы, устами одного из ее героев, комиссара Чарина, Есенин, бесспорно, высказал многое из того, над чем раздумывал сам: 

    Их озлобили наши поборы,

    И, считая весь мир за бедлам,
    Они думают, что мы воры
    Иль поблажку даем ворам.
    Потому им и любы бандиты,
    Что всосали в себя их гнев.
    Нужно прямо сказать, открыто,
    Что республика наша – bluff … 

    Трепетно относясь к своей Родине, прекрасно понимая все ее проблемы, Есенин не мог не отмечать страшных изменений, происходящих в стране. Не мог он закрывать глаза на возможные последствия этих изменений. В своей лирике поэт пытался предупредить своих современников о том, что в отрыве от родной земли, от своих корней, человек не может жить.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/esenin-s-a/raznoe/3786-obraz-rodiny-v-lirike-s-a-esenina

Родина в лирике Сергея Есенина

Разработка урока.

Тема: Образ Родины в творчестве С.Есенина.

Цель: Проследить за эволюцией образа Родины в лирике Есенина в разные этапы его творчества.

Задачи: <\p>

1) Проанализировать произведения Есенина.

2) Определить литературные приёмы, с помощью которых автор создаёт образ Родины.

3) Установить взаимосвязь между этапами жизненного и творческого пути Есенина и эволюцией темы Родины в его произведениях.

Ход урока:

Учитель: Сегодня нам предстоит прикоснуться к творчеству замечательного русского поэта С.А. Есенина. Хочется, чтобы этот урок стал для вас и праздником, и откровением, и осмыслением своего отношения к Родине, к поэзии, к Есенину.

(Презентация)

Тема урока: Образ Родины в творчестве С.Есенина.

Начать наш разговор хотелось бы с вопроса, который, думаю, никого не оставит равнодушным: « С чего начинается Родина?» (Что такое Родина для каждого из нас?) …………

В основном, все мнения сходятся к одному: Родина начинается с родного дома, с семьи, с места, где родился и вырос.

Сергей Есенин в этом очень похож на вас. Для него также Родина начиналась с его родного села Константиново, с его мамы, с домика «с голубыми ставнями», с клёна, который рос под окнами, с родных берез.

Тема Родины является главной в творчестве Есенина.

« О чём бы я ни говорил, ни писал, о чём бы ни думал, образ Родины всегда перед моими глазами…<\p>

Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве», – говорил о себе Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в полной мере.

<\p>

Но образ Родины у Есенина не застывший, статичный, а изменяющийся, развивающийся. Неизменной остаётся только любовь к Родине. Многие поэты писали о Родине. Сегодня мы узнаем, какой была Родина у Есенина, как её изображает поэт в разные этапы своего творчества. В чем особенности раскрытия этой темы у Есенина.

<\p>

Условно эволюцию темы Родины у Есенина можно разделить на 3 этапа

1-й. 1914 – 1917 г. – (ранние стихи)

2-й. 1918 – 1923 г. – (после революции)<\p>

3-й. 1924 – 1925 г. – (последние годы)

1-й этап, относящийся к 1914 – 1917 г., характеризуется для Есенина гармонией земли и неба, человека и природы. Родившийся и выросший в деревне, поэт с раннего детства впитал в себя дух и красоту родной природы « Родился я с песнями в травном одеяле

Зори меня вешние в радугу свивали»

Совет

На его раннюю лирику большое влияние оказали русский фольклор, языческая мифология и православные образы. « Схимник – ветер шагом осторожным мнёт листву по выступам дорожным…», « Хаты – в ризах образа …»<\p>

Одухотворяя природу, автор пытается слиться с ней, растворится в её красоте и благоухании: « Я хотел бы затеряться в зеленях твоих сто – звонных».

С огромной теплотой поэт создаёт образы родной природы, т.к. это для Есенина часть Родины. Русская природа предстаёт перед нами в самых разных красках; она трогательная, всегда меняющаяся и ослепительно красива.

Поэтизация деревни также становится отличительной чертой раннего Есенина. Радость, восторг и упоение красотой наполняют его стихи этого периода.<\p>

Чтецы: Стихотворения «С добрым утром», «Весенний вечер».

(выразительное чтение)<\p>

Чтение и анализ стихотворения «Гой ты, Русь моя родная».

– Какой мы видим родину в дореволюционном этапе его творчества? В чём особенности этого образа? <\p>

(обращаем внимание на образы стихотворения, его настроение, композицию, языковые средства)

Читайте также:  Цели и средства в романе «преступление и наказание»

Вопросы:

• каким настроением проникнуто стихотворение?(оно искрится счастьем, радостью, пронизано любовью к родному краю) • почему лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем? Кто они такие? (Странники—богомольцы ходили по святым местам, монастырям, молились чудотворным иконам.

А лирический герой поклоняется полям, тополям, хатам). благодаря чему в первой строфе рождается характерный образ избыСловарная работа—образа—иконы, риза—золоченное обрамление, оклад иконы. • с каким цветовым образом соседствует метафора « хаты—образа»? ( «только синь сосет глаза»)Вслушаемся в строчку.

Какой прием использует автор? ( звукопись. Конкретно—аллитерацию на свистящие гласные). • для чего? Какая картина рождается?(слепящий разъедающей глаза синее) • вам знакомо чувство—ощущение слепящей синевы, света. Что хочется сделать? (зажмуриться) • Но цветопись у С. Есенина символична.

Что означает синий, голубой в ранней лирике? ( небесный—возвышенный. «Синее что—то слышалось Есенину даже в слове «Россия»)Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое. Дом—это воплощение любви. • пронаблюдайте, какими звуками наполнено стихотворение?(девичий смех, пляска на лугу—мажорные звуки.

В стихотворении нет людей, они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один—он часть народа). • какие запахи передает поэт? С какими православными праздниками они связаны? Что это за праздники?  ( замечательная традиция—нести в храм первый урожай яблок, первый сбор меда.

Обратите внимание

Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой, не хозяевами, не покорителями, а детьми природы ощущали они себя и «кротко», благодарили Творца за щедрость—может быть поэтому Есенин назвал спас «кротким».

)

Итак, все образы стихотворения, цветопись и даже древнерусское слово «Русь» вместо «Россия» утверждает нерасторжимую связь времен, человека и природы. Образ крестьянской избы в ранней лирике Есенина—это олицетворение Родины, природы, родного очага, преемственности поколений, исторических традиций народа.

Выводы:

– Изображение деревенской России.

– Идиллические картины.

– Наличие пейзажных зарисовок.

– Православные образы.<\p>

– Близость к фольклору.

– Метафоричность и образность языка.<\p>

На смену радужному и светлому этапу раннего творчества приходит другой. (1918 – 1923 г).<\p>

Революция. Разгул общественной стихии повлёк за собой разгул, разброд в жизни, в мыслях и чувствах Есенина. Изменяется тональность его стихов.

В некоторых исчезает чистота и восторженность, появляется грубая маска. Есенин, с восторгом принявший революцию, надеясь, что наступит новая, светлая жизнь, особенно для деревни, начинает разочаровываться. Печаль и сомнения поселяются в его душе. Раскол в стране беспокоит молодого поэта.

Себя он всё чаще видит там, «в Руси уходящей».

Анализ стихотворения «Я последний поэт деревни».

“Я последний поэт деревни…” – это стихотворение-реквием, стихотворение-прощание. Поэт чувствует, что вековая гармония природы, природного космоса и человека уходит. Приближается чуждый древнему “деревянному” миру “железный гость” и, наверное, новые певцы нового времени.

Они не будут больше воспевать дощатые мостики, зеленые березки и все то, что дорого сердцу поэта в его родном краю, в храме природы. Именно в этом природном храме, где можно совершать богослужение в любой час, и заказывает панихиду по всему, что ему дорого, лирический герой.

Ключевые слова в этом стихотворении – “дощатый мост”, “луны часы деревянные”. В уходящем мире все было от природы, от древа (а не от железа): весь уклад жизни, вся уходящая крестьянская соприродная культура. Но “скромен в песнях дощатый мост”, не по нему пойдут в будущее современные поэту люди.

Они, как это ни горько сознавать автору стихотворения, пойдут иной дорогой, иным “мостом”.

Поэт знает, что в новом мире ему не жить и не петь. Для него наступает последний час. Да и для “часов” тоже наступают последние сроки, они именно “прохрипят” двенадцатый час, для них это мучительно тяжело.

“Луны часы” здесь также не случайны. Луна появляется ночью. Ночь разделяет день уходящий и день наступаю- щий. И как только истекут отмеренные сроки – наступит тьма для поэта. Ничего светлого, хорошего в его жизни уже не будет.

Важно

Поэт стоит за прощальной обедней “кадящих листвой берез”. Что случилось с тонкой березкой, некогда заглядевшейся в пруд? То же, что и с человеком. Береза – излюбленный образ народной поэзии и поэзии Есенина. Березы теперь “кадят”, то есть разбрасывают свою листву. Это происходит осенью. А осень – это конец года, это символ осиротевшей, умирающей природы.

Второе четверостишие открывается глаголом “догорит”: “Догорит золотистым пламенем // Из телесного воска свеча…” “Догорит” находится в начале строки и поэтому звучит особенно весомо, особенно безысходно. Свеча догорит обязательно, а сама она из “телесного воска”, то есть из судеб миллионов людей, сломленных, отвергнутых новым миром. Среди этих людей и сам поэт.

В третьем четверостишии говорится о причине гибели древнего (“деревянного”) мира – о “железном госте”, который выйдет “на тропу голубого поля” России с ее необъятными просторами.

“Железный гость” несет тройной смысл. Это, очевидно, и трактор, комбайн, любая другая техника. Это и противостоящий деревне город, где производится эта техника.

Это, конечно, и новый уклад жизни, новый мир, и новый, механический, а не природный, человек.

Но, по Есенину, на голубом поле России он не хозяин и не работник, а всего лишь “гость”, чуждый природе, рожденный не природным миром. Его не могут поэтому принять как родного.

И, конечно, у этого “железного гостя” “черная горсть”, “не живые, чужие ладони”. При нем природа осиротеет. И только будет разгуливать буйный разбойник, бродяга-ветер, “панихидный справляя пляс”. Это кощунственная пляска на дорогих автору могилах.

Не только поэт скорбит о прошлом. Природа тоже находится в таком же смятении, ощущая одиночество, отчаяние. Выражение чувств человека через природу – одна из самых характерных особенностей поэзии Есенина.

И как приговор звучат последние строки стихотворения: “Скоро, скоро часы деревянные // Прохрипят мой двенадцатый час!”

Что остаётся и что изменяется в образе Родины этого периода творчества Есенина?<\p>

Выводы:

– Остаётся деревенская Россия, образы родной природы.

– Меняется настроение, тональность, цвета, звуки, исчезает идиллия.<\p>

1924 – 1925 г. <\p>

Совет

Разочарование ещё больше охватывает поэта. Он с болью и тревогой переживает ломку привычного уклада жизни: «Ах, милый край, не тот ты стал, не тот».

Пытаясь уйти от горькой действительности, Есенин уезжает за границу. А, вернувшись, чувствует себя чужим: «Язык сограждан стал мне как чужой, В своей стране я словно иностранец».

Как изображает Есенин Родину в этом периоде своего творчества?

Анализ стихотворения «Русь советская»

По жанру это небольшая поэма. Такое заключение можно сделать из того, что в произведении можно выделить эпическую основу и лирическую канву, а также систему образов, в центре которой представлен лирический герой, и 4 смысловые части. Сюжет произведения, его эпическая составляющая, следующий: возвратившись в родную деревню, известный поэт понимает, что он дома чужой.

В первой части (1 – 9 строфы) “гражданин села» чувствует себя потерянным, ненужным, чужим на родине. Ураган революции разметал всех его былых друзей, оставив его одного. Возвратившись в родное село, он задается вопросом: Что родина? Ужели это сны?

Но “голос мысли» берет верх над сердцем, и лирический герой отвечает себе, что для него, ненужного, неприкаянного, эта земля все равно остается родиной, хотя он “никому здесь незнаком».

Вторая часть (10 – 14 строфы) воспринимается как констатация фактов новой жизни.

И рассказ красноармейца, и собрание у волости, и агитки Демьяна Бедного – признаки наступившего времени, к которым, несомненно, можно отнести и жителей села: красноармеец, комсомол, воскресные крестьяне.

Лирический герой видит это, деревня показана его глазами, но он часть другого мира, поэтому не принимает участия в действии.

В третьей части (15 – 19 строфы) выражается авторское отношение к революции через чувства и мысли лирического героя:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Отдам всю душу октябрю и маю…

Обратите внимание

Поэт здесь показан истинным гражданином – цели родины он ставит выше собственных чувств, проявляет смирение перед закономерным явлением – приходом нового времени, сменой поколений: “Чем сослужил… – и тем уже доволен…»

В четвертой части (19 – 21 строфы) подводится итог размышлений героя. Последние восемь строчек стихотворения – квинтэссенция смысла всего произведения.

Поэт решает воспевать как старую, былую Русь, так и новую, советскую Россию.

Он не следует общественному мнению: написанию злободневных стихотворений-агиток он предпочитает более высокую цель – служение Родине, воспевая ее в поэзии, тем самым проявляет себя как настоящий патриот.

Система образов “Руси советской» построена вокруг центрального – образа лирического героя. Его переживание, чувства, мироощущение близки к авторским. Единят их, однако, не только взгляды на жизнь, но и поэзия, которая “жива одной большой любовью, любовью к родине».

Лирический герой предстает перед нами сильной личностью, способным противостоять обстоятельствам, патриотом.

Внутренний мир лирического героя – основа лирической канвы произведения, которое очень эмоционально: вереницей проходят одиночество, тоска, сомнения, возмущение, самоирония, спокойствие, гнев, смирение, воодушевление, пафос.

“Русь советская» написана ямбом, богата изобразительно-выразительными средствами. “Неведомый предел», “жидкая позолота», “немая полутьма», “корявые, немытые речи» – это все яркие эпитеты, используемые автором в стихотворении. Не менее образны метафоры: “бревенчатая птица», “уши длинных веток», “пилигрим угрюмый» и др.

Также С. А. Есенин обращается и к оксюморону (“грустная радость»), и к олицетворению (“край мой болен»), и к антитезе (одиночество лирического героя противопоставляется шумного, веселого деревенского вечера).

Эмоциональность и душевное напряжение создается посредством риторических вопросов (“Что родина?», “Кого позвать мне?»)

И риторических восклицаний (“И это я!», “Вот так страна!»).

Важно

Отдельные фразы в начале “Руси советской», передающие состояние героя, в третьей и четвертой частях трансформируются во внутренний монолог, который заканчивается пафосным, патриотическим восьмистишием, содержащим основную мысль стихотворения. Таким образом, С. А.

Есенин вводит в ткань произведения размышления поэта не только для раскрытия образа героя, но и для выражения через его мысли собственной, авторской позиции, принятии изменений, произошедших в нашей стране после революции.

С. А. Есенин с “грустной радостью» встречает советскую Россию. С радостью, потому что новый мир открывает перед человеком совершенно иные возможности, ранее недоступные, неизведанные.

С грустью, потому что это означает прощание со старой жизнью, привычной, знакомой, имеющей свои недостатки и преимущества, светлые стороны, которой дороги автору.

Но он не стремится ее удержать и смело делает шаг в будущее.

Выводы:

– В центре внимания по – прежнему родная деревня – символ России.

– Стихотворение пронизано «грустной радостью».

– Появляются автобиографичность и исповедальность.<\p>

Итог урока:

Итак, на примере нескольких стихотворений мы смогли наблюдать, как изменялся образ Родины на разных этапах жизни и творчества С.А. Есенина.

Что «ушло» и что «осталось»? (ответы учеников, их выводы).<\p>

Как мы видим, изменилось многое: изменилась Родина, сам поэт, его восприятие жизни. Незыблемой осталась одна огромная любовь к Родине!

Есенинское небо над РоссиейРаскинулось, как голубой шатёр.А в поле василёк хрустально-синий

Ведёт с ромашкой звонкий разговор.

Звенит листвою изумрудной лето,Звучат незримые колокола,Берёзы- сёстры русского рассвета-

Сбежались у околицы села.

Совет

В них жажда жить до трепета , до дрожи.Им повезло- он здесь бродил в тиши.На их коре, на их шершавой коже-

Тепло его ладоней и души.

Он чувствовал в родном многоголосьеИ многоцветье, близко и вдали,Как во поле колышутся колосья

России всей и всей большой земли.

Он видел, как ложится синий вечерПушистой шалью на плечи села.И в ельнике горели свечи,

И в городе земля его звала.

Он так любил, что мы забыть не в силахТоску поэта, радость и печаль,Ведь главная его любовь-Россия-

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резнымиПо-прежнему мы входим не дыша.Сергей Есенин- то не просто имя,-

России стихотворная душа…

(слайд – шоу «Колокола России»)

Источник: https://multiurok.ru/files/rodina-v-lirikie-sierghieia-iesienina.html

Тема родины в лирике сергея есенина

Сочинения по литературе: Тема родины в лирике сергея есенина Любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла. С. Есенин “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”, — говорил о себе Сергей Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в полной мере.

В лирике великого поэта главным мотивом является любовь к родному краю. Сергей Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константинове. С самого детства поэт впитал в себя дух и красоту родной природы.

Искренняя любовь к ней, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское звучание, которое можно всегда различить в русской лирике.

Пожалуй, у Есенина нет ни одного стихотворения, в котором он не воспевал бы Россию. Ее образ появляется у него уже в первых ранних стихах: “Вот уж вечер. Роса…”, “Поет зима — аукает”, “Тебе одной плету венок”.

Обратите внимание

Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает нас, когда мы читаем есенинские строки.

Мы видим, как “роса блестит на крапиве”, как “сыплет черемуха снегом”, как “курит облаком болото”.

Просторы полей, синь родного неба, гладь озер и рек, “плакучие ивы”, “топи да болота” — во всем этом Есенин видел неповторимость родного края. Но во всей этой красоте поэт не уходит от действительности, которая представляется ему.

С точностью, всеми доступными средствами, описывает он крестьянскую Русь накануне Октябрьской революции. Тяжелая жизнь простого народа отразилась в его стихах: Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь.

Или: Многих ты, родина, ликом своим Жгла и томила по шахтам сырым.

Много мечтает их, сильных и злых, Выкусить ягоды персей твоих. Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к России: Холодной скорби не измерить. Ты на туманном берегу, Но не любить тебя, не верить Я научиться не могу. Есенин тяжело переживает боль и невзгоды крестьянской Руси.

Но все-таки именно деревенская Русь ближе поэту, чем новая индустриальная Россия. Поэт с болью и тревогой переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя “последним поэтом деревни”. Поэтому не удивительно, что в его поэзии появляются грустные нотки, страх перед деревней, меняющей свое лицо.

Читайте также:  Сочинение: проблема в поэме «кому на руси жить хорошо»

Пытаясь идти в ногу со временем, поэт пишет: Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно И березам и тополям. После Октябрьской революции отношение Есенина к переменам в стране было неоднозначно. Ведь он по-крестьянски понял то, что произошло в его стране.

Важно

Поэт надеялся, что Россия станет великой крестьянской республикой, страной хлеба, кормилицей всего мира. В стихотворении “Инония” поэт как раз дает свое представление об этой стране.

Он говорит, что на смену христианскому раю идет крестьянский рай: В синих отражаюсь затонах Далеких моих озер. Вижу тебя, Инония, С золотыми шапками гор. Но время шло, и надежды таяли.

Отношение Есенина к произошедшим событиям менялось. Он с горечью наблюдает за расколом страны. Его родина уже не та, она теряет свой облик. Появляются стихи, в которых слышны нотки разочарования: “Песнь о хлебе”, “Снова пьют здесь, дерутся и плачут”.

Чтобы скрыться от горькой действительности, поэт уезжает за границу. Но он всей душой рвется назад, на родину. А вернувшись в Россию, Есенин разочаровывается еще больше. Это особенно видно из стихотворения “Возвращение на родину”. В нем нет поэтизации деревни, ее природы. Неприглядной, унылой представляется она поэту.

Свои тревоги Есенин высказывает и в стихотворении “Русь советская”: Вот так страна! Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен? Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Сергей Есенин искренне переживал за свою родину, он желал ей процветания и благоденствия, но в/Советской России поэт был чужим. Вскоре его жизнь трагически оборвалась.

Так же как великий поэт не мыслил себя без родины, сегодня мы не можем себе представить родину без Есенина.

Его стихи учат нас любить Россию, открывают нам ее простую и многоликую красоту. Они затрагивают самые насущные, самые коренные, истинно глобальные проблемы нашего времени.

Источник: http://historylib.net/tema-rodiny-v-lirike-sergeya-esenina/

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Осмысливая окружающую действительность, поэт одновременно стремится выразить себя, и образный строй поэзии отражает его душу, личность и видение мира. С. А.

Есенин жил в начале XX века, в то время, когда в России происходили события, потрясающие, ломающие все основы, старое рушилось, новое было страшно и смутно. Как же выражались в лирике внутренний мир поэта, его понимание происходящего?    Лирика С. А.

Есенина богата образами, необыкновенными, завораживающими, полными пронзительности и могучей силы:      Рыжий месяц жеребенок

     Запрягался в наши сани.

   Поэту дано видеть березы, «льющиеся молоком» облака, которые «вяжут кружево над лесом», «обвитую солнцем» дорогу. Россия для него – «малиновое поле, и синь, упавшая в реку». Большое значение в лирике С. Есенина имеет цвет: синий, голубой, зеленый. Стихотворения поражают своей яркостью, волшебной красочностью.

Природа, деревья, животные наделяются душой, они чувствуют, разговаривают, дышат: шепчет о чем-то «тонкогубый ветер», «седые вербы у плетня нежнее голову наклонят», изба сравнивается со старухой, береза – с девушкой. Есть в лирике С. Есенина образы, много раз повторяющиеся, важные для него. К ним можно отнести деревья: тополь, вербу, березу, черемуху.

Совет

Особенно дорог Есенину образ клена, который словно растет и меняется вместе с душою поэта.    Есенин родился и вырос в деревне, и ее жизнь, ее сказки и песни, просторы полей и старинный русский уклад повлияли на него и органически вошли в лирику. Богомолки, странники, идущие по дорогам, пастухи, избы часто упоминаются в ранних стихотворениях поэта.

Образы старой Руси, сохранившей вековые корни, важны для С. Есенина, с их помощью он выражает свою удивительную по глубине связь с Родиной, с Россией. Есенин жил со своей страной, и изменения, происходящие в ней, повлияли на его судьбу, отразились в творчестве.

Появились новые образы; старые, наиболее важные, преображались вместе с мировосприятием поэта, пониманием происходящего в России и своей роли в нем. Революция, которая поначалу прельщала поэта, разрушила корни, старинные основы, устои, уничтожила ту «голубую Русь», поэтом которой считал себя Есенин.

Новое России было чуждо и непонятно ему, он ощущал себя «иностранцем», не мог найти себе места. Поэт, называющий себя «хулиганом», вольным, как «ветер», мучился, ощущая свою ненужность.    В стихотворении «Письмо к женщине» он объясняет случившееся с ним; единственным местом, где пытается он забыться, заглушить тоску, остается теперь кабак.

Чем сильнее чувство бессилия, угасания, смирения, тем чаще возникают образы заброшенного мира деревни, увядающих, облетающих деревьев. Есенин был вдохновенным певцом России. Все самые возвышенные представления и сокровенные чувства его были связаны с нею. «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине, – признавался поэт. – Чувство Родины – основное в моем творчестве».

   Очень часто в своих произведениях Есенин непосредственно обращается к Руси. Первое время он прославляет патриархальные начала в жизни родной деревни: рисует «хаты – в ризах образа», уподобляет Родину «черной монашке», которая «читает псалмы по сынам», идеализирует радостных и счастливых «добрых молодцев».

Таковы стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Голубень», «Русь». Правда, порой у поэта слышится «холодная скорбь», когда он встречает крестьянскую нищету, видит заброшенность родного края. Но это лишь углубляет и усиливает его беспредельную любовь к тоскующей сиротливой земле.

     О Русь – малиновое поле      И синь, упавшая в реку, –      Люблю до радости и боли      Твою озерную тоску.

   Есенин умеет почувствовать в самой тоске родимой стороны веселость, в дремлющей Руси – накопление богатырских сил. Об этом он проникновенно говорит в стихотворении «Голубень».

Обратите внимание

И в небольшой поэме «Русь» (само это слово постоянно звучит в строках поэта, им озаглавливает он шесть своих стихотворений и поэм) автор называет «радость короткую» своего края «веселой». Его сердце отзывается на девичий смех, на пляску у костров, громкую песню «весной на лугу».

Поэтому, уверен поэт, запуганность деревенской Руси лесной нечистью, «силой нечистой», волчьим воем и «черными воронами» временна; «грозовые беды» и всенародное горе, связанное с войной, преодолимы.

Можно, конечно, смотреть в «ухабины», «кочки и впадины» родной деревни, а можно увидеть, «как синеют кругом небеса». Есенин усваивает светлый, оптимистический взгляд на судьбу своего Отечества. Поэтому так часто в его стихах звучат лирические признания, обращенные к Руси:

     Но люблю тебя, родина кроткая!

     А за что – разгадать не могу.    В бурные революционные годы поэт говорит уже не о «покойном уголке» и «кроткой родине», а о «воспрянувшей Руси», грозной стране. Она видится теперь Есенину огромной птицей, приготовившейся к дальнейшему полету («О Русь, взмахни крылами…»), обретающей «иную крепь», счищающей с себя старый черный деготь. Вновь появляющийся у поэта образ Христа символизирует и образ прозрения («Из прозревшей Руссии / Он несет свой крест»), и одновременно новые муки и страдания (поэма «Пришествие»). Есенин передает в стихах ощущение грандиозности свершившегося на родной земле («Небесный барабанщик»), веру в «час преображенья», в то, что «светлый гость» избавит крестьянина от бедности и тягот жизни, из «распятого терпенья» вынет «выржавленный гвоздь» (поэма «Преображение»). Но вместо «светлого гостя» лирический герой с ужасом видит наступающего «железного гостя», и оттого он вновь поворачивается к старой, «деревянной Руси», объявляя себя единственным ее певцом и глашатаем. Есенин с отчаянием записывает: «Ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал». И поэт мучительно переживает крах своих иллюзий. Тем не менее, в «Исповеди хулигана» он вновь повторяет:      Я люблю родину.      Я очень люблю родину!    Побывав за границей, Есенин ощутил значимость перемен, технического прогресса в стране и, ужаснувшись «железного Миргорода», с новой силой почувствовал красоту «отчего края». В эту пору своей жизни он мог бы повторить свои более ранние признания, придав им новый, конкретный смысл:      Если крикнет рать святая:      «Кинь ты Русь, живи в раю!»      Я скажу: «Не надо рая,      Дайте родину мою».    В стихотворении «Русь уходящая» Есенин уже определенно говорит о том старом, что умирает и с неизбежностью остается в прошлом. Поэт видит людей, уверовавших в будущее. Пусть робко и с опаской, но «они о новой жизни говорят». Есенин все чаще всматривается в Русь советскую, славит ее героев («Песнь о великом походе» и др.), стремится «в каждом миге» постигнуть отчалившую в будущее «вздыбленную Русь», признается в том, что предается «новым чувствам». Одна из «маленьких» поэм так и называется – «Русь советская». Автор всматривается в кипение изменившейся жизни, в «новый свет», который горит «другого поколения у хижин». Поэт не только удивляется («Вот так страна!»), но и хочет вобрать в сердце эту новь. Как и крестьянам, ему тоже «вся земля» становится матерью. Правда, и теперь в пафосные стихи он вносит оговорку:      Приемлю все.      Как есть все принимаю.      Готов идти по выбитым следам.      Отдам всю душу октябрю и маю,

     Но только лиры милой не отдам.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/11833-obraz-rodiny-v-lirike-s-a-esenina

Тема Родины в лирике С. Есенина

Тема Родины звучит, наверное, в творчестве всех поэтов, и у каждого по-разному. Вариации этой темы определяются историческими и социальными условиями, в которых живет поэт, его гражданской позицией, творческими идеалами.

Сергей Александрович Есенин родился под Рязанью, в старинном приокском селе Константинове. Здесь прошли его детство и юность, здесь он написал свои первые стихи. Мир народнопоэтических образов окружал его с первых дней жизни. Поэтому у Есенина с Родиной прежде всего ассоциировалась деревенская, крестьянская Россия.

«Моя лирика, говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве»<\p>

Тема Родины звучит в самых ранних стихотворениях С. Есенина. В 1912 году Есенин приезжает в Москву, а в 1916-м выходит его первый сборник «Радуница».

За эти четыре года Есенин утверждается как поэт крестьянской культуры. Молодой Есенин проповедует христианство в своей поэзии, хотя в его стихах мы можем найти элементы язычества и пантеизма. Земная Русь в лирике Есенина периода «Радуницы» мифологизируется, она становится воплощением рая на земле.

Картина рая создается при помощи библейских образов, с которыми ассоциируются детали крестьянского быта и русской природы:

Гей ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Между сосен, между елок,
Меж берез кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.
Он зовет меня в дубровы,
Как во царствие небес…
В елях — крылья херувима,
А под пеньком — голодный Спас.
Ивы — кроткие монашки.

Для ранней поэзии Есенина характерна гармония, в его стихах нет тех противоречий, душевных надрывов, раздвоения лирического героя, которые появятся позже в его лирике. В ранних стихах Есенин является выразителем народного миропонимания, которому присуща органическая связь человека с природой и с мирозданием вообще.

Важно

В новом сборнике стихов, названном «Голубень» и вышедшем в 1918 году, Есенин продолжает развивать мотивы ранней лирики. Православное восприятие Есениным Родины как духовного отечества мы видим в стихотворении «Запели писаные дроги…». В этом стихотворении вся Русь вырастает в образ храма, вся она становится воплощением Божьего мира:

О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

В стихотворении мы ощущаем полное единение лирического героя с Родиной, что было для Есенина подсознательным чувством, безотчетной потребностью, которая не поддается разуму и не управляется самим человеком:

Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.

В этот же период в лирике Есенина появляются и другие мотивы, связанные с Родиной. В стихотворениях «Край ты мой заброшенный…», «Сторона ль моя, сторонка», «О край дождей и непогоды…» Русь предстает печальная, серая, тоскливая:

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Однако Есенин любит Россию и такой. Есенин чувствует наступающие перемены, он верит в будущие события, которые разбудят дремлющую Русь. И вот произошло то, что с нетерпением ждали многие русские поэты и писатели, — свершилась революция.

Есенин с огромным воодушевлением принял революцию. Революция для Есенина стала воплощением христианской идеи преображения, очищения. Он создал целый ряд стихотворений и поэм, в которых приветствовал Октябрь как величайшее обновление мира («Пришествие», «Преображение»,

«Инония», «Иорданская голубица»). Революция, по представлениям Есенина, должна была стать в том смысле обновлением жизни, что она вернет человека вновь к природе, а поэзию — к народно-метафорическому миропониманию. Такое понимание революции выражено в стихотворении

«О Русь, взмахни крылами…»:

О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными племенами
Встает иная степь.
По золотой долине,
Меж телок и коров,
Идет в златой ряднине
Твой Алексей Кольцов…

Совет

Конкретные идеалы социалистической революции, а затем и практика социалистического строительства 20-х годов оказались, однако, весьма мало похожими на есенинские поэтические представления о революции и социализме. Социалистическая практика оказалась не возвратом к народно-крестьянскому миропониманию, а угрозой для него, разрушением дорогого Есенину «мира таинственного, мира древнего»

Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел,
Вот сдавили за шею деревню
Каменистые руки шоссе —

напишет Есенин в 1921 году.

И тогда Есенин решает собственными силами и силами небольшого кружка единомышленников-поэтов противостоять этому процессу разрушения, культивируя в своих стихах народно-крестьянское миросозерцание.

Читайте также:  Весь мир – игра, и versus – не исключение

Так возникает Есенин-имажинист, член небольшой группы, в которую, кроме него, входили поэты Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, а также художники В. Эрдман, Г. Якутов.

В поэзии Есенина появляются сложные, метафорические образы, неожиданные сравнения: «Лижет теленок горбатый / Вечера красный подол», «По пруду лебедем красным / Плавает тихий закат» и т. д.

Однако скоро Есенин разочаровывается в имажинизме. Есенин не приемлет наднациональности имажинистской поэзии. «У собратьев моих, — замечает Есенин, — нет чувства родины». Хотя Есенин противопоставляет свою поэзию идеологии имажинизма, в создании образных рядов, насыщенных яркими, неожиданными тропами, он остается имажинистом.

В 1920 году Есенин создает стихотворение «Я последний поэт деревни…», Это стихотворение — плач, панихида по уходящей Руси, погибающей крестьянской культуре. Как и в ранних стихах, посвященных Родине, здесь Россия — храм:

За прощальной стою обедней
Кадящих листвою берез.

Герой переживает близкую гибель этого храма словно свою собственную. В стихотворении крестьянской культуре противостоит пролетарская, городская. Новую, железную, бездуховную культуру символизирует образ-метонимия трактора — «железный гость». В этом стихотворении чувствуется тема неизбежной судьбы, с которой лирический герой не борется, а смиряется.

Обратите внимание

Судьба как предначертанный свыше путь, как данное стране и лирическому герою испытание — эта тема нашла свое выражение и в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…».

В 1922—1923 годах Есенин создает драматическую оперу «Страна негодяев», которая свидетельствует о том, что Есенин встал в оппозицию по отношению к советской власти. В сборнике «Москва кабацкая», встав на сторону отверженного, униженного крестьянства, Есенин выразил протест против политики советской власти.

Цикл «Персидские мотивы», написанный в 1924—1925 годах, свидетельствует о желании Есенина преодолеть духовный кризис, успокоиться, очиститься от всех негативных эмоций. Работая над «Персидскими мотивами», Есенин еще раз убеждается, что любовь к Родине для него самое главное чувство.

Тегеранская экзотика только обостряет любовь лирического героя к северной Родине. Тема Родины в цикле переплетается с темой любви. В стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», написанном в жанре послания, не тема любви, а тема Родины оказывается основной.

В стихотворении вся эмоциональная нагрузка ложится на образ девушки с севера. Шаганэ для лирического героя лишь символ счастья, надежда на успокоение. В «Персидских мотивах» мы чувствуем неразрывную связь между душой лирического героя и его Родиной.

В чужом прекрасном мире поэт не находит ничего ценнее, чем свое чувство к Родине. Есенин понимает, что он любит Россию любую, и он говорит о своей вере в будущее России.

Стихотворения последних лет жизни Есенина, посвященные Родине, наполнены трагическим пафосом. Если лирический герой первых сборников Есенина был гармонично слит с природой родной деревни, олицетворял духовную культуру крестьянина, то теперь в стихотворения о Родине вошел мотив одиночества, отверженности, ненужности.

В стихотворении «Русь советская» Есенин пишет о Родине, пострадавшей от «урагана» (то есть от революции), и о переменах, происшедших в ней.

Важно

Изменилась родная деревня в худшую сторону, изменились сами крестьяне, новое поколение крестьян поет совсем другие песни, читает и любит других поэтов, у них надкрестьянское, непатриотическое мышление («Уж не село, а вся земля им мать»). Есенинский лирический герой оказывается одиноким, никому не нужным в родном селе.

Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен, —

восклицает поэт.

Однако стихотворение заканчивается очень противоречиво:

Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов пойти по выбитым следам.
Отдам всю душу Октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.

Творчество и душа впервые в лирике Есенина противостоят друг другу. Есенин принимает все новое, что принесла с собой революция, но разумом, а не сердцем, поэтому он не хочет воспевать постреволюционную Россию. У Есенина до конца его жизни осталось восприятие Родины не как Советской России, а как Руси.

В стихотворении «Неуютная жидкая лунность…» лирический герой, словно превозмогая себя, пытается полюбить новую деревню, новую Россию:

Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Однако за искренним желанием увидеть в новой, стальной России гуманное, цивилизованное начало мы видим драму лирического героя Есенина:

Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь…

Есенин понимает, что мир социалистической деревни для него чужой.

Таким образом, стихотворения, написанные на тему Родины, отражают основные идеи творчества Есенина, его миропонимание в целом. Есенин не сомневается в законности и необходимости перемен в жизни России.

Но сам он кровно привязан к старой Руси, он остался до конца с крестьянско-деревенским миром, его эстетикой.

Совет

Ведь именно в этой эстетике находятся корни его собственной поэзии, она определяет и тему Родины в его стихах.

Для эффективной очистки удаляемого воздуха, с целью его последующего возврата в цех рекомендуется использовать электростатические, механические или механические самоочищающиеся фильтры. У каждого из фильтра для сварки есть свои преимущества в зависимости от вида сварки или иных работ.

похожие материалы

Источник: http://www.bolshoy-beysug.ru/sochineniya/esenin/282-temarodinyvlirike.html

Образ родины в лирике Сергея Есенина

Есенин Сергей Александрович – Образ родины в лирике Сергея Есенина

Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.

С. Есенин

Сергей Есенин — современник переломной эпохи в жизни России, в его творчестве отразились перемены в жизни и психологии народа в революционные годы.

В его поэзии ярко выражены черты национального русского характера — «беспокойная, дерзкая сила», искренность, свободолюбие, духовная неуспокоенность.

Совет

В стихах Есенина звучит признание поэта в любви к «тихой родине», вера в ее историческое будущее.

В ранних стихах Есенина перед нами предстает крестьянская Русь, с ее дорогами, освещенными луной в зимнюю пору, и с «солончаковой тоской» летом. Русская природа и деревенский быт определяют тематику стихов Есенина.

Все здесь мило поэту — и солнце, похожее на соху, и месяц в образе ягненка, и ветер в образе «рыжего ласкового осленка». Красота Средней полосы России, где родился поэт, скромная, неброская. Но поэт запечатлел ее с глубокой и трепетной любовью.

Заря, дороги, реки, небо, кусты, болота, поля, травы — все в стихах Есенина движется, вступает в поэтические отношения с человеком, с жизнью. Вечер, «свесившись над речкою, полощет водою белой» пальцы ног, трава «сбирает мед с обветренных ракит», ивы «вызванивают в четки», месяц «чистит рога».

Прелесть окружающего мира неразрывно связана у Есенина с горячей любовью к родине, которая была могучим источником всей его поэзии.

Обратите внимание

Куда бы ни заносила творческая судьба поэта (а он бывал во многих крупных городах России, за рубежом, подолгу жил то в Москве, то в Петербурге), он, как истинный сын родной земли, неизменно возвращался к отчему дому.

Ведь настоящим патриотом может быть лишь тот, кто остается с родиной В дни трудов и бедствий, а не только в дни побед и торжеств. Охваченная социальными переменами Россия в эти годы переживала необычную судьбу, и вместе с ней, вместе со своими «рязанями» прошел трудный путь лирический герой Есенина.

Его чувство к родине с годами становилось острее и отзывчивее, утрачивало оттенок безмятежности и покоя.

Уже в ранней поэзии, наряду с созерцательным описанием природы и народной жизни, появляется тревожное ожидание иной судьбы. Деревенский паренек Есенин, как и миллионы его соотечественников, покинул свою многовековую крестьянскую колыбель, русскую деревянную избу, и с немалым трудом обживал новую городскую квартиру. Однако духовным «домом» поэта всегда оставалась деревня.

Обратите внимание

Грандиозные социальные потрясения в России Есенин встретил с восторгом, но революцию принял, по его словам, «с крестьянским уклоном». В поэме «Ино-ния» (1918) воплотились его утопические мечтания о новой, вольной деревне, живущей вне исторического времени.

Здесь «избы новые, кипарисовым тесом крытые», нет податей за пашню, здесь люди будут водить хороводы и блаженно отдыхать «под тенистыми ветвями одного преогромного дерева, имя которому социализм».

Однако таким мечтам не суждено было сбыться: в стране бушевала гражданская война, жесткие нормы военного коммунизма подчиняли себе судьбы людей, деревня узнала, что такое «продразверстка»…

Нелегко дается поэту прощание со старой патриархальной романтикой. Он понимает, что жить так, как жили отцы и деды, деревня уже не будет.

Важно

Он понимает, что в состязании между жеребенком и поездом победа достанется механической машине («Сорокоуст», 1920). Технический прогресс неизбежно возьмет верх над отсталостью дореволюционной деревни.

Поэт сожалеет о Руси уходящей, к которой он прикипел сердцем. Вместе с тем он пишет о себе («Издатель славный!..», 1924):

Учусь постигнуть в каждом мигеКоммуной вздыбленную Русь.

В современной деревне Есенин видит уже не «край заброшенный», а поле для активной деятельности новых людей — тех, кто прошел горнило революции, и молодежи, охваченной новыми идеями.

Судьба Есенина была неразрывно связана с судьбой России, а потому была полна исканий, противоречий, побед и поражений. Любовь к родине проходит красной нитью через все творчество поэта.

Именно она была для него источником творчества, точкой опоры и точкой отсчета.

Важно

Оставаясь глубоко национальной по сути, поэзия Есенина проникнута глубоким патриотизмом, верой в жизнь и в этом ее общечеловеческое значение.

obraz-rodiny-v-lirike-sergeya-eseninaобраз родины в лирике сергея есенина” name=”title” />Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.

С. Есенин

Сергей Есенин — современник переломной эпохи в жизни России, в его творчестве отразились перемены в жизни и психологии народа в революционные годы.

В его поэзии ярко выражены черты национального русского характера — «беспокойная, дерзкая сила», искренность, свободолюбие, духовная неуспокоенность.

Совет

В стихах Есенина звучит признание поэта в любви к «тихой родине», вера в ее историческое будущее.

В ранних стихах Есенина перед нами предстает крестьянская Русь, с ее дорогами, освещенными луной в зимнюю пору, и с «солончаковой тоской» летом. Русская природа и деревенский быт определяют тематику стихов Есенина.

Все здесь мило поэту — и солнце, похожее на соху, и месяц в образе ягненка, и ветер в образе «рыжего ласкового осленка». Красота Средней полосы России, где родился поэт, скромная, неброская. Но поэт запечатлел ее с глубокой и трепетной любовью.

Заря, дороги, реки, небо, кусты, болота, поля, травы — все в стихах Есенина движется, вступает в поэтические отношения с человеком, с жизнью. Вечер, «свесившись над речкою, полощет водою белой» пальцы ног, трава «сбирает мед с обветренных ракит», ивы «вызванивают в четки», месяц «чистит рога».

Прелесть окружающего мира неразрывно связана у Есенина с горячей любовью к родине, которая была могучим источником всей его поэзии.

Обратите внимание

Куда бы ни заносила творческая судьба поэта (а он бывал во многих крупных городах России, за рубежом, подолгу жил то в Москве, то в Петербурге), он, как истинный сын родной земли, неизменно возвращался к отчему дому.

Ведь настоящим патриотом может быть лишь тот, кто остается с родиной В дни трудов и бедствий, а не только в дни побед и торжеств. Охваченная социальными переменами Россия в эти годы переживала необычную судьбу, и вместе с ней, вместе со своими «рязанями» прошел трудный путь лирический герой Есенина.

Его чувство к родине с годами становилось острее и отзывчивее, утрачивало оттенок безмятежности и покоя.

Уже в ранней поэзии, наряду с созерцательным описанием природы и народной жизни, появляется тревожное ожидание иной судьбы. Деревенский паренек Есенин, как и миллионы его соотечественников, покинул свою многовековую крестьянскую колыбель, русскую деревянную избу, и с немалым трудом обживал новую городскую квартиру. Однако духовным «домом» поэта всегда оставалась деревня.

Обратите внимание

Грандиозные социальные потрясения в России Есенин встретил с восторгом, но революцию принял, по его словам, «с крестьянским уклоном». В поэме «Ино-ния» (1918) воплотились его утопические мечтания о новой, вольной деревне, живущей вне исторического времени.

Здесь «избы новые, кипарисовым тесом крытые», нет податей за пашню, здесь люди будут водить хороводы и блаженно отдыхать «под тенистыми ветвями одного преогромного дерева, имя которому социализм».

Однако таким мечтам не суждено было сбыться: в стране бушевала гражданская война, жесткие нормы военного коммунизма подчиняли себе судьбы людей, деревня узнала, что такое «продразверстка»…

Нелегко дается поэту прощание со старой патриархальной романтикой. Он понимает, что жить так, как жили отцы и деды, деревня уже не будет.

Важно

Он понимает, что в состязании между жеребенком и поездом победа достанется механической машине («Сорокоуст», 1920). Технический прогресс неизбежно возьмет верх над отсталостью дореволюционной деревни.

Поэт сожалеет о Руси уходящей, к которой он прикипел сердцем. Вместе с тем он пишет о себе («Издатель славный!..», 1924):

Учусь постигнуть в каждом мигеКоммуной вздыбленную Русь.

В современной деревне Есенин видит уже не «край заброшенный», а поле для активной деятельности новых людей — тех, кто прошел горнило революции, и молодежи, охваченной новыми идеями.

Судьба Есенина была неразрывно связана с судьбой России, а потому была полна исканий, противоречий, побед и поражений. Любовь к родине проходит красной нитью через все творчество поэта.

Именно она была для него источником творчества, точкой опоры и точкой отсчета.

Важно

Оставаясь глубоко национальной по сути, поэзия Есенина проникнута глубоким патриотизмом, верой в жизнь и в этом ее общечеловеческое значение.

Источник: https://www.school-essays.info/obraz-rodiny-v-lirike-sergeya-esenina/

Ссылка на основную публикацию