Почему творчество требует смелости? | Литерагуру
(360 слов) Практически никто не задумывается о том, что автор вкладывает в свое творение? Как поэт, имея всего тридцать три буквы, смог такое создать? Да, многие скажут – дар, талант.
Но если капнуть немного глубже, то можно задать себе только один вопрос: «Сколько же смелости должно быть у творческого человека, чтобы о его работе узнал мир?».
Почему смелости? Да потому что искусство требует жертв, как и любая красота.
Поэт или писатель создает свое творение по велению душевного порыва. Люди пишут о злободневном, наболевшем. Пишут иногда настолько открыто и вызывающе, что дело доходит до крайностей. Например, многие литераторы были сосланы или расстреляны в первой половине двадцатого века.
Среди них такие известные личности, как Осип Мандельштам, который был арестован и заключен в трудовой лагерь за антисталинскую эпиграмму «Мы живём, под собою не чуя страны…».
Человек, сознательно идущий практически на самоубийство ради идеи, не мог сочинить такое произведение без достаточной внутренней храбрости. Он не боялся наказания за свои хлесткие речи против Сталина, так как правда была для него дороже жизни.
Почему же ему понадобилась такая исключительная смелость? Увы, авторитарное государство душило свободу слова, и жертвой травли стал отважный творец.
Что касается литературных героев, то ярким примером можно назвать Мастера из знаменитого романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Герой просто живет своей книгой, но понимает, что она расходится с господствующими представлениями о литературе.
Все дело в том, что автор со своей «религиозной пропагандой» не пришелся ко двору, он был чужд советской идеологии. Однако писатель не теряет надежды найти своего читателя и все же публикует свой роман. Конечно, его труд, как по команде, был раскритикован рецензентами.
Тогда он поддается страху и сжигает свое творение, пропадая вместе с ним. Но Воланд воссоздает рукопись из пепла и дарит душевный покой Мастеру, прощая его за трусость.
Он понимал, что именно бесчеловечная власть вынуждает творческих людей отказываться от своей музы, и далеко не всем хватает смелости бороться с ней.
Итак, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что любое творчество требует смелости, потому что оно служит правде, которую не все готовы принять.
Зачастую творчество оборачивается нарушением административных запретов или открытым выступлением против действующей власти. Любой творческий человек рискует быть непонятым, осмеянным, непризнанным.
Рискует! А риск – это всегда смелость, иногда безрассудная, но все же – смелость.
Источник: https://LiteraGuru.ru/pochemu-tvorchestvo-trebuet-smelosti/
Творчество — это естественное состояние человека
Павел Рябов Идеолог проектов, идеалист, идеальный копирайтер, идейный маркетер. Победитель конкурса рекламных идей Олега Тинькова воплощает свои идеи в жизнь в штате рекламного департамента «Корпоратив» и занимаясь собственными проектами.
Уверен, что любая задача, стоящая перед бизнесом, имеет решение.
В прошлом номере «Жить интересно!» нашим собеседником стал неординарный рекламист Макс Бурцев.
Нынешний гость журнала, Мария Жиган, коуч по развитию креативного мышления, так же, как и Макс, живет и работает в Украине.
Впрочем, в современном мире, в котором границы являются достаточно условным понятием, это последнее, на что хотелось бы обращать внимание.
Лучше вспомнить о том, что далеко не каждый блестящий оратор может выступать в роли тренера по ораторскому искусству. Это касается обладателей абсолютно любых умений и навыков.
Поэтому наш сегодняшний собеседник ценен вдвойне — Мария, являясь человеком творческим, помогает другим развивать креативное мышление и творческий потенциал. Она часто говорит о том, что реализация творческого потенциала — едва ли не первостепенная задача в жизни каждого.
По мнению Марии, это может изменить нашу жизнь, сделать ее интереснее, ярче и богаче. Как и многие герои нашего журнала, Мария сравнивает развитие креативности с физическими тренировками.
Сайт Марии традиционно нравится мне широтой освещаемых тем, многие из которых вызывают живой отклик. Что мешает нам творить?
Почему порой важно находиться вне зоны комфорта? Чем креативные люди отличаются от других? На сайте Марии Жиган вы найдете ответы на все эти вопросы. Сегодня же мы поговорили с ней о том, что творчество — это естественное состояние человека, а некреативных людей не существует вовсе.
Творчество — это естественное состояние человека
Мария ЖиганКоуч по развитию креативного мышления. Помогаю пройти путь от проблемы до решения, от идеи до результата.
Be Creative<\p>
ВК, FB
Чаще всего креативность воспринимают как оригинальность и необычность.
Для меня креативность — это способность создавать что-либо новое. Это особая гибкость нашего мышления, которая позволяет видеть больше, думать шире, не привязываться к догмам и правилам, быть смелыми в идеях.
Креативность — важное качество для любого человека, а не только для дизайнера или рекламиста.
Если у человека закостеневшее мышление, то все свои жизненные решения он также будет принимать шаблонно и стереотипно. Там, где одни люди видят возможности, другие будут видеть только препятствия.
Креативность пробуждает внутренний азарт найти как можно больше решений, а не останавливаться на первом, которое пришло в голову.
В повседневной жизни нам приходится принимать много решений, искать возможности по созданию бизнеса, организации своего досуга, решению рабочих задач, самореализации.
Всего этого будет легче достичь, если у человека развита эта самая креативная гибкость мышления. Это жизненно важное качество, которое помогает нам проживать жизнь интереснее, многообразнее, насыщеннее, смелее.
Предрасположенность человека к какой-либо творческой деятельности далеко не гарантия того, что у него хорошо развита креативность.
Если человек является хорошим писателем, художником или музыкантом, это не значит, что у него развита креативность, что его мышление по-настоящему гибкое. Его творчество — это реализация природных способностей.
Но часто бывает, что такие люди создают намного меньше оригинальных идей, чем матерые бизнесмены, которые в силу необходимости выкручиваться в бизнесе, развили в себе способность генерировать нестандартные идеи.
И это я часто наблюдаю на занятиях. Когда творческие люди — дизайнеры, писатели, актеры, художники, — демонстрируют шаблонное мышление и полную неспособность создать новую идею, в отличие от тех, кто вообще не занимается никакой творческой деятельностью.
Креативность — это качество, которое можно в себе развивать. От природы у всех нас заложены способности придумывать, изобретать. У детей всегда много вопросов, любопытства, идей и фантазий. Но под воздействием воспитания, социализации и других факторов эти качества подавляются.
Развитие креативности можно сравнить с физическими тренировками. Нам всем от природы дано тело. Но только от наших усилий зависит, будет ли оно гибким и сильным или станет дряблым и изношенным. Само по себе тело не улучшится, если специально его не тренировать. Так и с креативностью — задатки есть у всех, но только от нас зависит, как они будут развиваться.
Тренировать креативность можно целенаправленно, а можно опосредованно. Можно делать определенные упражнения и техники, а можно просто по роду работы что-то все время придумывать. Главное — поддерживать свой мозг и свои мысли в тонусе, давать им постоянную нагрузку.
Люди считают себя некреативными потому, что не знают себя по-настоящему. Существует ряд причин, по которым люди начинают считать себя некреативными, но все они формируются в детстве.
1. Первая причина заключается в том, что мы пытаемся развивать творческие способности исходя не из наших природных данных
Например, у человека талант к литературе, но родители отправляют его в музыкальную школу. В этом случае как писатель он развиваться не будет, и музыкант из него выйдет посредственный. Он будет ненавидеть музыку и считать себя бездарностью, потому что так и не сумел начать играть.
Чтобы это пояснить, можно прибегнуть к следующей теории. Выделяют несколько типов интеллекта человека: например, логико-математический, лингвистический, пространственно-визуальный. Это наши природные предрасположенности к восприятию и обработке информации. У каждого человека есть один ведущий тип интеллекта и несколько дополнительных.
Именно благодаря ведущему типу интеллекта люди становятся великими учеными, музыкантами и спортсменами. То есть у каждого из нас есть своя определенная природная склонность к определенному виду творчества. И если это не учитывать, можно легко навесить на себя ярлык нетворческого человека. Эйнштейн говорил: «Все мы гении.
Но если вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой».
2. В процессе воспитания ребенок может столкнуться со взрослыми — учителями, авторитетными людьми, которые будут критиковать его творческие проявления
Дети не могут анализировать и сопоставлять, правда ли то, что ему говорят. Они воспринимают все буквально. И если ребенку говорят, что он бездарность, он и будет себя таким считать. Со временем голоса этих авторитетов переносятся в голову ребенка и превращаются в его Внутреннего Критика, который в будущем будет сразу открывать рот и не давать творить.
3. Отдельным пунктом идут родители, которые требуют от своих детей ранних успехов
Такие родители не могут позволить ребенку развиваться в нужном для него режиме, криво рисовать и выходить за поля раскраски.
Они хотят, чтобы он сразу приносил идеальные рисунки, показывал лучшие результаты. Если такого не получается, то ребенка ругают, наказывают.
Не все дети справляются с таким прессингом и поэтому им проще отказаться от творчества совсем, чем пытаться угодить родителям.
4. Творчество требует смелости
Но если это творчество потом оказывается для нас опасным, то желание творить отбивается напрочь. В детстве на уроках или в саду, когда дети занимаются самодеятельностью, их работы могут быть высмеяны учителем перед всем классом. И чем чаще творчество ребенка осуждали, тем быстрее он принимает для себя решение, что он полный неумеха.
5. Не все родители готовы уделять ребенку столько времени, сколько ему нужно
А детское творчество требует внимания и энергии. Иногда родителям проще посадить ребенка перед телевизором, чем заниматься с ним каким-нибудь развивающим делом. Или если ребенок очень активный, то родителям проще его постоянно останавливать, чем поощрять. А если ребенок не будет творить в детстве, то он может никогда и не узнать, на что он способен.
Это основные причины, которые формируют у людей представление о себе, как о некреативном человеке. И чтобы продраться через дебри этих губительных убеждений требуется много работы, в том числе и психологической. К этому труду оказываются готовы не все. Поэтому некоторым людям проще настаивать на собственной некреативности, чем начать что-то делать для развития этого качества.
Креативность — это способность создавать новые идеи. У каждого
из нас всегда очень много идей. Они живут в нашем подсознании. Проблема состоит в том, что мы не выпускаем их наружу. Внутри нас стоит большое количество фильтров, которые подобно ситу, задерживают эти идеи и не дают нам возможности высказать их.
Все эти фильтры представляют собой некие убеждения, ограничения, мысли, которые настолько быстро проносятся в голове, что мы их даже не слышим:
Слепое доверие мнению экспертов. Если мы знаем, что авторитетный человек думает иначе, то мы можем сдерживать свои идеи, чтобы не быть осужденным этим человеком.
Излишняя приверженность правилам. Правила создаются другими людьми. Если внутри себя мы боимся нарушать правила, то идеи, противоречащие им, будут нами подавляться.
Часто мы сами ограничиваем себя рамками. На практике оказывается, что этих ограничений никто не накладывал, мы сами их себе придумали. Но идеи уже не смогли пробиться через них.
Следование логике. Многие люди, в ответ на предложенную идею говорят: «Это нелогично». А креативность как раз и заключается в нелинейном переходе. Если бы все идеи были логичными, тогда разные люди придумывали бы совершенно одинаковые идеи. На этапе создания идей логику надо отключать. Она хороша на этапе отбора решений, но не раньше.
Страхи. Этим все сказано. Страх успеха, неудачи, оценки, осуждения удерживают нас от того, чтобы создавать новые идеи.
Привычки и рутина. Это опасный и незаметный враг. Привычные действия провоцируют внутри нас привычные мысли. Необходимо как можно больше разнообразия в жизни, тогда творческая энергия будет течь свободно.
Самодовольство. Многие люди, придумав одну идею, сразу же прекращают искать новые. Зачем? Ведь в школе мы привыкли, что одного решения достаточно. Одно решение дают нам иллюзию правильности. Проблема приходит тогда, когда это
одно решение отклоняют. Тогда начинаются переживания и депрессии. Чтобы этого не было, надо приучать себя придумывать много идей, разрабатывать множество решений.
Давление важности. Важность часто вгоняет людей в ступор. Потому что
им необходимо одно хорошее решение, и они не могут выдать никакого. Необходимо снижать важность на этапе создания идей, и включать ее на этапе отбора решений.
Профессиональное выгорание. Со временем работа накладывает сильный отпечаток на восприятие реальности. Чтобы этого избежать, полезно смотреть на свою проблему глазами других людей, переключаться. Тогда могут появиться новые идеи.
Идеи рождаются из топлива. Топливом в этом случае являются новые эмоции, ощущения, образы, знания, информация. Чтобы вы были полны идеями, очень важно наполнять себя качественной информацией и пищей. Хорошим способом является Творческое свидание. Эту идею я почерпнула из книги Джулии Кэмерон «Путь художника».
Один раз в неделю обязательно выбирайтесь в то место, где не были до этого. Старайтесь получать новый опыт, которого не было раньше. Не ограничивайте себя привычными местами, кафе, ресторанами, магазинами. Пробуйте новую еду, меняйте гардероб, делайте время от времени небольшие перестановки дома и на работе, ходите новыми маршрутами.
Очень важно, чтобы в мозг поступала новая информация, чтобы он всегда был включен в процесс.
Ваша жизнь должна быть максимально разнообразна, чтобы внутри вас происходили перекрестные опыления разных сфер и ваши идеи были максимально оригинальны. Ведь оригинальность зачастую и приходит от соединения несоединяемых вещей.
Наш мозг — это большой ребенок, он очень любит, когда его развлекают. В качестве такого развлечения можно использовать цвет, звук, эстетически приятные вещи. Настоятельно рекомендую купить себе упаковку фломастеров или цветных ручек, разноцветную бумагу, и пользоваться только ими. Цвет очень стимулирует.
Полезным будет создание определенного «креативного якоря». Это может быть определенная одежда, которая будет настраивать вас на нужный лад, это могут быть талисманы, особая креативная ручка, особое креативное пространство. Иногда это помогает вспомнить состояние вдохновения и начать творить.
Самое простое, что вы можете сделать уже сегодня — заведите себе привычку генерировать идеи. У меня есть свой блокнот идей. В него я записываю идеи по разным направлениям. Идеи — они как молнии, только что была, и уже нет.
Если ее сразу не зафиксировать, вы потеряете ее навсегда. Поэтому привыкайте фиксировать все, что приходит вам в голову. Со временем мозг начинает входить в азарт, ему понравится, что вы не отбрасываете его идеи, а запоминаете, и он начинает выдавать их все больше и больше.
Хорошим способом разобрать внутренние барьеры является техника фрирайтинга. Суть метода заключается в выписывании своего внутреннего монолога на бумагу.
Если представить метафорично, то наше подсознание — это озеро, идеи — рыбы в нем, а наш внутренний монолог это ряска и тина на поверхности этого озера. Пока мы не разгоним тину и ряску, мы не сможем добраться до идей.
Выписывать свои мысли полезно для того, чтобы понять, какие фильтры находятся у нас в голове и что мешает нам творить. Поэтому когда вы пишете, то не редактируйте, не оценивайте, то, что пишете. Просто пишите.
Есть много разных вариаций фрирайтинга. Одной из них являются Утренние страницы. Эту технику я тоже позаимствовала из книги «Путь художника».
Идея состоит в том, чтобы каждое утро, после пробуждения, писать три страницы мыслей, которые находятся у вас в голове. Причем не важно, каких именно. Страницы не надо перечитывать, их не надо оценивать, их надо просто писать.
Есть вариант писать их на сайте 750 words. Некоторые люди любят набирать их. Но я являюсь приверженцем письма от руки.
Хорошим методом для оформления наших мыслей, а также для генерации идей являются интеллект-карты. О них уже много написано, но от этого они не перестают быть менее полезным и удобным инструментом.
Для многих начало творческой работы вызывает ступор, а белый лист вгоняет в ужас. Если у меня нет идей, то я использую метод, который называю бредогенератором. Он чем-то похож на фрирайтинг. Состоит он в том, чтобы специально записывать все самые бредовые идеи, которые можно придумать. Это помогает, во-первых, просто начать что-то делать.
Во-вторых, глупые идеи снимают излишнюю важность. А в-третьих, мозг со временем разгружается и начинает выдавать хорошие идеи. Еще одним способом для разгрузки мозга является запись идей по таймеру. Удобной программой для этого является Punishpad.
Она хороша тем, что можно поставить временной интервал, по истечении которого программа начнет удалять ваши слова с конца.
То есть у вас не будет времени долго сидеть и думать над тем, что сейчас лучше написать. Вы просто пишете. А когда нет времени для редактирования, хороших идей появляется все больше.
Архив номеров #Интервью #Креативность #Творчество
Источник: https://interesno.co/mag/3cbc80eb44b4
«Для творчества нужна смелость»
В интервью CINEMOTION кандидат психологических наук, заслуженный преподаватель факультета психологии МГУ Елена Насиновская рассказала о многообразии научных взглядов на природу творчества, о том, как творческий потенциал зависит от возраста человека и его личных качеств, и как человек может стимулировать развитие своих способностей.
– Креативность ‑ это врожденное свойство или приобретаемое? Можно ли развить в себе творческие способности путем тренингов и саморазвития?
Для начала хочу сказать, что в науке нет единого определения термина «креативность». Ее определяют и как общую способность к творчеству, и как относительно независимый фактор одаренности, и как способность создавать новый продукт, соответствующий контексту, в котором он находится.
Что касается роли наследственных и средовых факторов, то, например, английский ученый Френсис Гальтон, двоюродный брат Чарльза Дарвина, говорил о врожденной природе человеческого таланта.
В своей работе «Наследственный гений» он проанализировал биографии многих людей, талант которых был признан обществом, а также их потомков и родственников.
Выяснилось, что многие выдающиеся способности действительно передаются по наследству.
Российский психолог Борис Теплов предлагал своеобразную «лестницу» проявления творческого потенциала личности – способности, одаренность (как своеобразное сочетание способностей), талант и гениальность. При этом, по его мнению, талант можно и нужно развивать, а проявление гениальности непредсказуемо и не гарантировано даже при наличии специальных трудовых усилий.
Так что существует много версий, но проблема соотношения генетических и средовых факторов здесь остается открытой.
– Справедливо ли утверждение «талантливый человек талантлив во всем»? Креативность является универсальным качеством, или разные ее виды (образная, вербальная) могут существовать независимо друг от друга?
Талантливый человек действительно может проявлять свою креативность в разных областях деятельности. Лермонтов был поэтом, прозаиком и художником; Бородин — композитором, химиком, медиком; Высоцкий — актером, поэтом, бардом.
Вместе с тем, быть одинаково талантливым во всем трудно и для большинства людей невозможно, а я бы добавила ‑ и необязательно. Обычно всё-таки основное занятие, призвание является для человека главным.
А другие, в которых он тоже может достичь высот, являются либо развитием, либо дополнением основного.
Владимир Высоцкий в фильме “Место встречи изменить нельзя”
– Различные этапы творческого процесса порой требуют от человека противоположных качеств. Именно отсюда появляется рекомендация работать в команде. Может ли один человек совмещать в себе все необходимые для творчества черты, или коллектив – действительно самый эффективный способ организации творческого процесса?
Британский ученый Грэм Уоллес выделял 4 стадии мыслительного процесса, и они действительно требуют развития разных качеств. Сами этапы он назвал «подготовкой», «созреванием», «озарением» и «проверкой».
Самым необходимым навыком, помимо способности к выдвижению оригинальных идей, он считал критическое мышление, включаемое на этапе реализации найденной идеи.
На первой и заключительной стадиях важны такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, дисциплинированность мышления.
Если человек пуст изнутри о каком творчестве может идти речь?
Из этого опыта следует разделение функций в творческих коллективах, в которых нужны креативы, критики, управленцы, контролёры и т. д.
Если удается создать такую творческую команду, с особой атмосферой принятия, свободы творчества, открытости опыту, дружеских контактов, то это большая удача. Но это не означает, что креативная личность всегда легко вписывается в коллектив.
Многие креативы являются интровертами, склонными к обособлению, особенно в периоды вынашивания творческих идей.
– Существует мнение, что основным мотивом творчества является некий «инстинкт», из-за которого творческий человек «не может не творить». Оправдано ли такое мнение с точки зрения психологии? Что в таком случае делать в случаях, когда этот инстинкт пропадает?
У некоторых людей действительно существует некая врождённая тяга к творчеству. Многочисленные данные говорят о существовании фундаментальной, универсальной потребности к познанию, которая проявляется уже в младенческом возрасте и сопутствует человеку всю жизнь.
Российский физиолог Иван Павлов называл эту врожденную тенденцию ориентировочным рефлексом, или рефлексом «Что такое?» Он сродни любопытству, переходящему в любознательность, внимательности к миру и познавательному интересу к нему.
Причем эта познавательная потребность не является стремлением к равновесию, к снятию напряжения. Она в каком-то смысле бескорыстна и самоценна, хотя, с другой стороны, обеспечивает адаптацию организма, индивида и личности к окружающей среде.
В этой потребности сосуществуют и адаптивность, и неадаптивность.
– Выделяются внешние и внутренние факторы, препятствующие развитию творческого потенциала. Понятно, что делать с внешними – их так или иначе можно устранить. А как быть с внутренними, типа отсутствия волевых качеств или невнимательности – есть ли здесь какие-то универсальные способы решения проблемы?
Важной характеристикой, способствующей творчеству, является внимание к проблеме. Способность сосредоточиться на главном, не отвлекаться на посторонние раздражители — одно из главных условий творчества. Многие выдающиеся умы человечества отмечали, что гений — это внимание.
Интересно, что классики психологии, такие, например, как Уильям Джеймс, фактически отождествляли внимание и волю. Объект нашего внимания может притягивать нас непроизвольно, а порой нужно именно удерживать внимание путем волевого усилия.
В то же время в ситуациях творческого подъема, вдохновения, то есть в ситуациях включенности в «поток» активности, творческий процесс сопровождается ощущением счастья и протекает как бы сам собой, без волевых усилий.
– Какими внешними факторами можно воздействовать на собственную творческую продуктивность? Действительно ли вдохновение можно стимулировать, а с творческим кризисом – бороться?
Общий ответ состоит в том, что хотя творческий процесс свободен, индивидуален и разрушается при попытках его контроля, психология может внести вклад в изучение механизмов и условий творчества.
Талантливый человек проявляет креативность в разных областях деятельности
Мотивация творческой деятельности – это главный активизирующий фактор творчества. Еще Ницше говорил, что если человек знает, «зачем» он действует, он может вынести любое «как».
Он может «свернуть горы», «преодолеть преграды», если его действия имеют для него глубокий личностный смысл. Смыслообразующий мотив творчества представляет собой внутреннюю необходимость совершения креативного действия.
Если человек пуст изнутри, если у него нет смыслообразующих мотивов, если ему попросту неинтересно жить, о каком творчестве может идти речь?
Организация внешних условий, способствующих творчеству или дополнительных деятельностей, стимулирующих творчество, безусловно, возможна. Здесь основная направленность должна быть на сочетание разных видов креативности. Опора на искусство, подпитка творческих идей из других областей очень важна. Велика роль литературы, поэзии, мифопоэтического мышления.
Все условия, способствующие творческому процессу, лишь повышают вероятность достижения творческого результата, не гарантируя его достижение. Но повышать вероятность надо.
– Существует распространенное мнение, что творческие способности обязательно связаны с каким-либо психическим расстройством. Подтверждают ли это психологические исследования?
Действительно, некоторые ученые смотрят на творческую личность, как на отклоняющуюся от нормы. Начало такому подходу в исследовании творческих личностей положил итальянский судебный психиатр и антрополог Чезаре Ломброзо.
В своей книге “Гениальность и помешательство” он проанализировал биографии известных личностей и выявил случаи встречавшихся у них психических заболеваний, а также провел параллели между особенностями мышления “помешанных” и гениев: в частности, через сравнение продуктов их творчества.
По его мнению, вследствие того, что в психической деятельности гениев сильно выражена активность бессознательного, им свойственна повышенная возбудимость, болезненная эмоциональная чувствительность, частые смены настроения.
Ломброзо приводит многочисленные примеры талантливых людей, страдавших разнообразными психическими расстройствами. Эпилепсией болели Петрарка, Достоевский и, вероятно, Александр Македонский и Наполеон. Депрессии посещали Руссо, Мендельсона, Ван Гога и многих других.
Симптомы фобий, паранойи и ипохондрии отмечали у Моцарта, Байрона, Ньютона, Россини и Жорж Санд. Поэт Максимилиан Волошин отмечал, что «нечто общее есть между безумием Ницше и безумием Врубеля». Список можно продолжать.
Одержимость творчеством доводит творца до безумия или безумие толкает к творчеству? Это вопрос дальнейших исследований. Мое мнение заключается в том, что творчество может быть здоровым и продуктивным процессом, не уничтожающим, а возвышающим и развивающим личность.
Источник: https://www.cinemotionlab.com/intervyu/dlya_tvorchestva_nuzhna_smelost_vera_v_svoe_prednaznachenie_i_sposobnost_k_preodoleniyu_prepyatstviy00046/
«Смелость и трусость» – аргументы для итогового сочинения – PDF
1 «Смелость и трусость» – аргументы для итогового сочинения Сочинение в разрезе данного аспекта можно основывать на сопоставлении противоположных проявлений личности от решительности и смелости, проявления силы воли и силы духа одних героев до стремления уйти от ответственности, спрятаться от опасности, проявить слабость, которая может привести даже к предательству. Примеры проявления этих качеств человека можно найти практически в любом произведении классической литературы. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» В качестве примера можно взять сопоставление Гринева и Швабрина: первый готов умереть в битве за крепость, прямо высказывает свою позицию Пугачеву, рискуя жизнью, под страхом смерти остался верен присяге, второй испугался за свою жизнь и перешел на сторону врага. По-настоящему мужественной оказывается дочь капитана Миронова. «Трусиха» Маша, которая вздрагивала от выстрелов на учении в крепости, проявляет недюжинную смелость и твердость, противостоит притязаниям Швабрина, находясь в полной его власти в крепости, занятой пугачевцами. Заглавный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по сути оказался трусом он полностью подчинил свою жизнь мнению общества, которое сам презирал. Понимая, что виноват в назревшей дуэли и может предотвратить её, он не делает этого, так как боится мнения света и сплетен о себе. Чтобы избежать обвинений в трусости, он убивает своего друга. Яркий пример истиной смелости главный герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов. Первая мировая война подхватила Григория и закрутила в вихре бурных исторических событий. Григорий, как истинный казак, весь отдается бою. Он решителен и смел. Легко берет в плен трех немцев, ловко отбивает у врага батарею, спасает офицера. Свидетельство его мужества Георгиевские кресты и медали, офицерское звание. Смелость Григорий проявляет не только в бою. Он не боится кардинально изменить свою жизнь, пойти против воли отца ради любимой женщины. Не терпит Григорий и несправедливости и всегда открыто говорит об этом. Он готов круто изменить свою судьбу, но не изменить себе. Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она не просто идея, некий идеализированный символ лучшего человеческого бытия.
2 Он ищет её воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством маленьких частиц правды и готовый принять каждую, он зачастую обнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью, но герой не останавливается в поисках правды и справедливости и идет до конца, в финале романа сделав свой выбор. Не боится полностью поменять свою жизнь и юный монах, герой поэмы М.Ю.
Лермонтова «Мцыри». Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре. Он, ни дня не живший на свободе, самостоятельно решается на отважный поступок побег из монастыря в надежде вернуться на родину.
Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи. Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом.
В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности: Но юность вольная сильна, И смерть казалась не страшна. Мцыри не удалось достигнуть своей цели найти родину, свой народ. «На мне печать свою тюрьма оставила», так он объясняет причину своей неудачи.
Мцыри пал жертвой обстоятельств, оказавшихся сильнее его (устойчивый мотив судьбы в произведениях Лермонтова). Но он умирает непреклонным, дух его не сломлен. Большое мужество требуется, чтобы сохранить себя, свою личность в условиях тоталитарного режима, не отказаться от своих идеалов и представлений, в том числе, и в творчестве, не подчиниться конъюнктуре.
Вопрос о смелости и трусости один из центральных в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Словами героя романа Га-Ноцри утверждается мысль о том, что одним из главных человеческих пороков является трусость. Эта мысль прослеживается на протяжении всего романа.
Всевидящий Воланд, приоткрывая нам «занавес» времени, показывает, что ход истории не меняет человеческую природу: иуды, алоизии (предатели, доносчики) существуют во все времена. А ведь в основе предательства тоже, скорее всего, лежит трусость порок, который существовал всегда, порок, который лежит в основе многих тяжких грехов.
3 Разве предатели не трусы? Разве льстецы не трусы? А если человек врет, он ведь тоже чего-то боится. Еще в XVIII веке французский философ К. Гельвеций утверждал, что «после храбрости нет ничего более прекрасного, чем признание в трусости».
В своем романе Булгаков утверждает, что человек в ответе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия не приемлется. Можно ли назвать Мастера героем? Скорее всего, нет. Мастеру не удалось остаться бойцом до конца. Мастер не герой, он лишь служитель истины.
Не может быть Мастер героем, так как он струсил отказался от своей книги. Он сломлен обрушившимися на него невзгодами, но сломал он себя сам. Тогда, когда сбежал от действительности в клинику Стравинского, когда уверил себя, что «не нужно задаваться большими планами», он обрек себя на бездействие духа.
Он не творец, он лишь Мастер, поэтому ему и дарован только «покой». Иешуа странствующий молодой философ, который пришел в Ершалаим проповедовать свое учение. Он физически слабый человек, но вместе с тем он духовно сильная личность, он человек мысли. Герой ни при каких обстоятельствах не отказывается от своих взглядов.
Иешуа верит, что человека можно изменить к лучшему добром. Быть добрым весьма трудно, поэтому добро легко подменить всяческими суррогатами, что нередко и происходит. Но если человек не струсит, не откажется от своих взглядов, то такое добро всесильно.
Сумел же «бродяга», «слабый человек» перевернуть жизнь Понтия Пилата, «всемогущего правителя». Понтий Пилат представитель власти императорского Рима в Иудее. Богатый жизненный опыт этого человека помогает ему понять Га-Ноцри.
Понтий Пилат не хочет губить жизнь Иешуа, пытается склонить его к компромиссу, а когда это не удается, хочет уговорить первосвященника Кайфу помиловать Га-Ноцри по случаю наступления праздника Пасхи. Понтий Пилат испытывает и жалость к Иешуа, и сострадание, и страх. Именно страх определяет в конечном счете его выбор.
Этот страх рожден зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам. Понтий Пилат для М. Булгакова не просто трус, отступник, но он еще и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, и свою душу. Даже после физической смерти он обречен на душевные страдания, от которых избавить его может только Иешуа. Маргарита во имя своей любви и веры в талант своего возлюбленного преодолевает страх и собственную слабость, побеждает даже обстоятельства.
4 Да, Маргарита не является идеальным человеком: став ведьмой, она громит дом литераторов, участвует в бале сатаны с величайшими грешниками всех времен и народов. Но она не струсила. Маргарита до конца борется за свою любовь. Не зря же Булгаков в основу человеческих отношений призывает положить именно любовь и милосердие.
В романе «Мастер и Маргарита», по словам А.З. Вулиса, присутствует философия возмездия: что заслужил, то и получил. Самый большой порок трусость обязательно повлечет за собой возмездие: муки души и совести. Еще в «Белой гвардии» М. Булгаков предостерегал: «Никогда не убегайте крысьей побежкой в неизвестность от опасности».
Взять на себя ответственность за судьбы других людей, возможно, более слабых, – тоже большое мужество. Таков Данко герой легенды из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Гордый, «лучший из всех» человек, Данко умер ради людей.
В основе рассказанной старухой Изергиль легенды древнее сказание о человеке, спасшем людей, указавшем им путь из непроходимого леса. Данко обладал волевым характером: герой не хотел рабской жизни для своего племени и в то же время понимал, что люди не смогут долгое время жить в глубине леса без привычного для них простора, света.
Душевная стойкость, внутреннее богатство, истинное совершенство в библейских сказаниях воплощались во внешне красивых людях. Именно так выражалось старинное представление человека о духовной и физической красоте: «Данко один из тех людей, молодой красавец. Красивые всегда смелы».
Данко верит в собственные силы, поэтому не хочет их тратить «на думу да тоску». Герой стремится вывести людей из тьмы леса на свободу, где много тепла и света. Имея волевой характер, он берёт на себя роль лидера, и люди «дружно все пошли за ним верили в него».
Герой не боялся трудностей во время нелёгкого пути, но он не учёл слабоволие людей, которые вскоре «стали роптать», так как не обладали стойкостью Данко и не имели твердой воли.
Кульминационным эпизодом повествования стала сцена суда над Данко, когда люди, утомлённые тяжестью пути, голодные и злые, стали во всем обвинять своего лидера: «Ты ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!» Не вынеся трудностей, люди начали перекладывать ответственность с себя на Данко, желая найти виновного в их несчастьях. Герой же, бескорыстно любя людей, понимая, что без него все погибнут, «разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой». Освещая тёмный путь из непроходимого леса своим
5 сердцем, Данко вывел людей из тьмы туда, где «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». Данко взглянул на открывшуюся перед ним картину и умер. Автор называет своего героя гордым смельчаком, погибшим ради людей.
Финальный эпизод заставляет читателя задуматься над нравственной стороной поступка героя: напрасна ли была гибель Данко, достойны ли люди такой жертвы. Важен образ «осторожного» человека, появившегося в эпилоге повествования, испугавшегося чего-то и наступившего «на гордое сердце ногой». Писатель характеризует Данко как лучшего из людей.
Действительно, основные черты характера героя душевная стойкость, сила воли, бескорыстие, стремление беззаветно служить людям, смелость. Он пожертвовал своей жизнью не только ради тех, кого вывел из леса, но и ради себя: он не мог поступить по-другому, герою необходимо было помочь людям.
Чувство любви наполняло сердце Данко, было неотъемлемой частью его натуры, поэтому М. Горький называет героя «лучшим из всех». Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий».
Важнейшие слова гордого, смелого человека в легенде: «Что сделаю я для людей?!» Многие произведения классической русской литературы поднимают вопрос страха перед жизнью в разных её проявлениях. В частности, теме страха, трусости посвящены многие произведения А.П.
Чехова: “Страхи”, “Казак”, “Шампанское”, “Красавицы”, “Огни”, “Степь”, «Человек в футляре», «Смерть чиновника», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Хамелеон», “Палата 6”, “Страх”, “Черный монах” и др. Герой рассказа “Страх” Дмитрий Петрович Силин боится всего. По мнению автора рассказа, он “болен боязнью жизни”.
Героя, по мнению Чехова, пугает непонятное и непостижимое. Например, Силин боится ужасных событий, катастроф и самых обыкновенных событий. Он боится самой жизни. Все, что непонятно в окружающем мире, для него угроза. Он размышляет и пытается найти ответы на волнующие его вопросы о смысле жизни и человеческого существования.
Он убежден в том, что люди понимают то, что видят и слышат, а он ежедневно отравляет себя своим собственным страхом. Герой рассказа все время пытается скрыться и уединиться. Он как будто убегает от жизни: оставляет службу в Петербурге из-за того, что испытывает чувства страха и боязни, и решает жить в одиночестве в своей усадьбе. И тут он
6 получает второй сильный удар, когда его супруга и друг предают его. Когда он узнает об измене, страх гонит его из дома: “Руки у него дрожали, он торопился и оглядывался на дом, вероятно, ему было страшно”. Неудивительно, что герой рассказа сравнивает себя с новорожденной мошкой, чья жизнь состоит из одних ужасов.
В рассказе «Палата 6» тема страха также выходит на первый план. Герой рассказа Андрей Ефимович боится всего и всех. Больше всего он остерегается действительности. Сама природа для него выглядит страшной. Пугающими кажутся самые обыкновенные вещи и предметы: “Вот она действительность! – подумал Андрей Ефимович.
Были страшны и луна, и тюрьма, и гвозди на заборе, и далекий пламень в костопальном заводе”. Боязнь непостижимости жизни представлена в рассказе “Человек в футляре”. Этот страх заставляет героя отойти от реальности. Герой рассказа Беликов все время пытается «спрятаться от жизни» в футляр.
Его футляр сделан из циркуляров и предписаний, за выполнением которых он постоянно следит. Его страх неопределенный. Он боится всего и вместе с тем ничего конкретного. Самое ненавистное для него невыполнение правил и отступление от регламента. Даже ничтожные мелочи повергают Беликова в мистический ужас.
“Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни”.
Если Силин из-за испуга перед жизнью пытается спрятаться в своей усадьбе, то Беликова страх перед жизнью заставляет спрятаться в футляре из правил и строгих законов и в конце концов навсегда спрятаться под землей.
Герой рассказа “О любви” Алехин тоже всего боится и также предпочитает спрятаться, уединяясь в своей усадьбе, хотя у него была хорошая возможность заниматься литературой. Он боится даже своей любви и мучает себя, когда перебарывает это чувство и теряет любимую женщину. Проблеме страха перед жизнью посвящена сказка М.Е.
Салтыкова- Щедрина «Премудрый пескарь». Перед читателем проносится жизнь пескаря, несложная по своему устройству, основанная на страхе перед потенциальными опасностями мироустройства. Отец и мать героя прожили долгую жизнь и умерли своей смертью. А перед тем как отойти в мир иной, завещали сыну быть осторожным, поскольку все обитатели водного мира, да и человек, в любой
7 момент могут его погубить. Юный пескарь так хорошо усвоил науку родителей, что буквально заточил себя в подводной норе. Из неё он выходил только ночью, когда все спят, недоедал и круглые сутки «дрожал» лишь бы не схватили! В этом страхе он прожил целых 100 лет, действительно пережив своих сородичей, хоть и был маленькой рыбкой, которую всякий может проглотить.
И в этом смысле его жизнь удалась. Сбылась и другая его мечта прожить так, чтобы никто так и не узнал о существовании премудрого пескаря. Перед смертью герой задумывается о том, что было бы, если бы все рыбы жили так же, как и он. И прозревает: род пескарей прекратился бы! Мимо него прошли все возможности завести друзей, создать семью, вырастить детей и передать им свой жизненный опыт.
Ясно осознаёт он это перед смертью и, глубоко задумавшись, засыпает, а затем невольно нарушает границы своей норы: «рыло его» из норы показывается наружу. А дальше простор для читательской фантазии, потому что автор не сообщает, что случилось с героем, а констатирует лишь, что он вдруг исчез.
Свидетелей этого происшествия не было, так что не только задача минимум прожить незаметно была достигнута пескарём, но и «сверхзадача» так же незаметно исчезнуть. Автор с горечью подводит итог жизни своего героя: «Жил дрожал, и умирал дрожал». Часто смелым помогает стать тревога, забота о близких людях. Недюжинную смелость проявляет маленький мальчик из рассказа А.И.
Куприна «Белый пудель» В рассказе все самые важные события связаны с белым пуделем Арто. Пес один из артистов бродячей труппы. Дедушка Лодыжкин очень его ценит и говорит про собаку: «Он кормит, поит и одевает нас двоих». Именно с помощью образа пуделя автор раскрывает человеческие чувства и отношения. Дедушка и Сережа любят Артошку и относятся к нему, как к другу и члену семьи.
Именно поэтому они ни за какие деньги не соглашаются продать любимую собачку. А вот мать Трилли считает: «Все продается, что покупается». Когда ее избалованный сынок захотел пса, она предлагала артистам баснословные деньги и даже слушать не хотела, что собака не продается. Когда Арто не смогли купить, его решили украсть.
Вот тут, когда дедушка Лодыжкин проявил слабость, Сережа проявляет решительность и идет на храбрый, достойный взрослого человека поступок: во что бы то ни стало вернуть пса. С риском для жизни, едва не попавшись дворнику, он освобождает друга.
Источник: https://docplayer.ru/58258806-Smelost-i-trusost-argumenty-dlya-itogovogo-sochineniya.html
Еще Раз О Том, Что Такое Креативность И Почему Ее Может Не Быть
С определением, что такое креативность, всегда возникает много сложностей. Есть некие трактовки из словарей, а есть те ассоциации, которые укоренились в головах людей.
Если говорить именно про креативность, а не про творчество (что в английском языке звучит точно так же), то ее трактуют как оригинальность, необычность, выход из стереотипов и шаблонов.
Поэтому синонимом к слову креативный идет слово оригинальный, необычный.
Для себя я укоротила этот термин до такого, креативность — это способность создавать что-либо новое. И в качестве этого нового может быть практически все. Любые идеи, которых не было раньше, это уже новшество. И их созданию способствует креативность.
Однако мне не хочется рассматривать креативность исключительно как способность, которая необходима людям только лишь для создания новых идей. Потому что в этом случае большинство людей, которым по жизни нет нужды в создании и придумывании, сразу исключают себя из тех, кому будет интересно развивать свою креативность.
Для меня креативность — это особая гибкость нашего мышления, которая позволяет видеть больше, думать шире, не привязываться к догмам и правилам, быть смелым в идеях.
И в таком случае креативность является важным качеством для любого человека, а не только для дизайнера, маркетолога или рекламщика.
Если у человека закостеневшее мышление, то все свои жизненные решения он так же будет принимать шаблонно и стереотипно. Там где одни люди видят возможности, другие будут видеть только препятствия.
Еще есть такая мысль, что креативность пробуждает внутренний азарт найти как можно больше решений, а не останавливаться на первом, которое пришло в голову.
И опять же, если говорить про нашу повседневную жизнь, то нам всегда приходится принимать много решений, искать возможности по созданию бизнеса, организации своего досуга, решению рабочих задач, самореализации, и все это будет легче достигаться, если у человека развита эта сама креативная гибкость мышления.
Поэтому мне хочется доносить важность креативности. Это не только какая-то модная современная тенденция. Это жизненно-важные качества, которые помогают нам проживать жизнь интереснее, многообразнее, насыщеннее, смелее.
Иногда мне кажется, что развитие креативности — это почти панацея от всех бед. И во многом это действительно так.
Любые жизненные вопросы решаются намного проще, если у человека в достаточной мере развиты креативные способности.
Когда мы говорим о развитии креативности, то чаще всего люди считают, что это удел избранных, каких-то особенных творческих людей либо тех, кто работает на творческих работах.
Однако есть один очень тонкий нюанс, который так сразу не заметишь, но он есть. И он немного не совпадает с определением креативности.
Предрасположенность человека к какой-либо творческой деятельности далеко не гарантия того, что у него хорошо развита креативность.
Попробую пояснить, что это значит.
Если человек хороший писатель, или художник, или композитор, то это не значит, что у него развита креативность в смысле способности создавать оригинальные и необычные идеи. Его творческая реализация еще не означает, что его мышление по-настоящему гибкое.
Его личное творчество — это реализация его созидательных способностей.
Но бывает, что такие природно-творческие люди генерируют намного меньше оригинальных идей, чем матерые бизнесмены, которые в силу необходимости выкручиваться в бизнесе, развили в себе способность придумывать нестандартные идеи.
И это я часто наблюдаю на занятиях. Когда творческие люди, такие как дизайнеры, писатели, актеры, художники, оказываются более стереотипными в создании новых жизненных идей, чем те, кто вообще не занимается никакой творческой деятельностью.
Это заставило меня задуматься о том, что все-таки есть разница между творческой реализацией и креативными способностями.
Но в любом случае, даже если человек считает себя совсем нетворческим и некреативным, выход есть. Потому что креативность — это качество, которое можно в себе развивать.
От природы у всех у нас заложены способности придумывать, изобретать. Если вы вспомните детей, то у них всегда много вопросов, любопытства, идей и фантазий.
Но под воздействием воспитания, социализации и других факторов, эти качества подавляются, и человек начинает думать о себе как о некреативном.
Развитие креативности можно сравнить с физическими тренировками.
Нам всем от природы дано тело. Но только от наших усилий зависит, будет ли оно гибкое и сильное или станет дряблым и изношенным. Само по себе тело не изменится, если специально его не тренировать. Так и с креативностью — у всех есть задатки, но от нас зависит, как они будут развиваться.
Тренировать креативность можно целенаправленно, а можно опосредовано. Можно делать определенные упражнения и техники, а можно просто по роду работы что-то все время придумывать. Главное — это поддерживать свой мозг и свои мысли в тонусе. А для этого важно давать им постоянную нагрузку.
Люди считают себя некреативными, потому что не знают себя по-настоящему.
Существует ряд причин, по которым люди начинают считать себя некреативными, но все они формируются в детстве:
- Первая причина заключается в том, что мы пытаемся развивать творческие способности исходя не из наших природных данных. Например, у человека талант к писательству, но его родители отдали в музыкальную школу. В этом случае музыкант из него выйдет посредственный, а как писатель он не будет развиваться. Музыку он будет ненавидеть, и считать себя бездарностью, потому что так и не сумел начать играть.
Чтобы это пояснить, можно прибегнуть к теории множественного интеллекта Говарда Гарднера. Он предположил, что человек обладает не единым интеллектом (т.н общим интеллектом), а несколькими. Это наши природные предрасположенности и способности к восприятию и обработке информации. У каждого человека есть один ведущий и несколько добавочных.
Гарднер выделял 7 типов интеллекта:
- логико-математический,
- лингвистический,
- пространственно-визуальный,
- музыкальный,
- телесно-кинестетический,
- интерперсональный,
- интраперсональный.
В зависимости от того, какой тип интеллекта является ведущим, по-разному будет проявляться результаты креативности.
Например, человек с логико-математическим интеллектом хорошо работает с цифрами, логическими концептами, анализом. И его креативные способности могут проявляться именно в этой сфере. Сейчас много цитируют Эйнштейна, как креативного гения, но по сути своей он не был творческим человеком в обычном понимании этого слова, и создавал свои произведения в сфере физики.
- лингвистический интеллект — это возможность работать со словом;
- пространственно-визуальный — это работа с образами и картинками;
- музыкальный — это восприятие мир через музыку;
- телесно-кинестетический — это творчество выраженное в теле, как у спортсменов или танцоров;
- интерперсональный — это хорошее понимание других людей, тут творчество будет проявляться в умение простраивать общение и взаимодействие с другими людьми;
- интраперсональный — это внутренняя направленность, когда человек создает себя как шедевр, работает над собой.
То есть у каждого из нас есть своя определенная природная склонность к какому-то виду творчества. И если это не учитывать, то можно легко навесить на себя ярлык нетворческого человека.
Тот же Эйнштейн говорил: «Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой».
-
В процессе воспитания ребенок может столкнуться со взрослыми, учителями, авторитетными людьми, которые будут критиковать его творческие проявления. У детей нет силы анализировать и сопоставлять, правда ли то, что ему говорят.
Он воспринимает все буквально. И раз ему говорят, что он бездарность, он и будет себя таким считать.
Со временем голоса этих авторитетов переносятся в голову ребенка и превращаются в его Внутреннего Критика, который в будущем будет сразу открывать рот и не давать творить.
-
Отдельным пунктом идут родители, которые требуют от своих детей ранних успехов. Такие родители не могут позволить ребенку развиваться в нужном для него режиме, криво рисовать и выходить за поля раскрашки.
Они хотят, чтобы он сразу приносил идеальные рисунки, показывал лучшие результаты. Если такого не получается, то ребенка ругают, наказывают.
Не все дети справляются с таким прессингом и поэтому им проще отказаться от творчества совсем, чем пытаться угодить родителям.
-
Творчество требует смелости. Но если это творчество потом оказывается для нас опасным, то желание творить отбивается напрочь. В детстве на уроках или в саду, когда дети занимаются самодеятельностью, их работы могут быть высмеяны учителем перед всем классом. И чем чаще творчество ребенка осуждали, тем быстрее он принимает для себя решение, что он полный неумеха.
-
Не все родители готовы уделять ребенку столько времени, сколько ему нужно. А детское творчество требует внимания и энергии.
Иногда родителям проще посадить ребенка перед телевизором, чем заниматься с ним каким-нибудь развивающим делом. Или если ребенок очень активный, то родителям проще его постоянно останавливать, чем поощрять.
А если ребенок не будет творить в детстве, то он может никогда и не узнать, на что он способен.
Это основные причины, которые формируют у людей представление о себе, как о некреативном человеке. И чтобы продраться через эти губительные убеждения требуется много работы, в том числе и психологической. К этому труду оказываются готовы не все. Поэтому некоторым людям проще настаивать на собственность некреативности, чем начать что-то делать для ее развития.
P.S. Это статья — первая часть моего большого материала для журнала «Жить Интересно», который я писала в прошлом году. Но поскольку он вышел только в журнале, я решила его перепечатать для сайта. Продолжение следует.<\p>
Источник: https://www.becreative.com.ua/chto-takoe-kreativnost