Ремарк, три товарища: анализ

Эрих Мария Ремарк “Три товарища” (1936)

Безусловно, Эрих Ремарк – крупная звезда на литературном небосводе. Из писателей XX века мало кому удавалось так забраться высоко. Однако, его жизнь не была вымазана мёдом. Богатое событиями время внесло много важного в самого Ремарка, наложив заметный отпечаток на его творчество.

Он пережил первую мировую войну, сталкивался со смертью. работал журналистом, узнал всю подноготную восточных стран, он любил и был любим, но самыми важными для Ремарка становятся темы лёгкой жизни, алкоголя, туберкулёза и любви. Все эти четыре темы по разному отражены в каждой книге, чаще всего встречаясь друг с другом.

Так произошло и в самой знаковой книге Ремарка “Три товарища”.

Если начинать знакомство с творчеством Ремарка, то, пожалуй, с “Трёх товарищей”. Тогда вам обеспечено полное погружение и частое шоковое состояние от поворотов сюжета. Если же вы уже читали другие книги Ремарка, то сюжет “Трёх товарищей” не произведёт на вас должного впечатления.

Обратите внимание

Всё это вы уже проходили до этого, вы даже знаете о чём будет говорить автор на следующей странице, отчего будут страдать герои и чем в итоге всё закончится. Ремарк будет крайне предсказуем.

“Три товарища” стали, как говорят умные люди, квинтэссенцией, повлияв на всё дальнейшее творчество.

Ремарк пишет о “потерянном поколении”. Почему он считает потерянным поколение именно после первой мировой войны? Возможно, немецкая политическая машина ещё не получала такой оплеухи от других держав и ещё не подвергалась тем изменениям в обществе, что бродили по всему миру, когда люди хотели лучшей жизни и готовы были за это на отчаянные действия.

Главные герои “Трёх товарищей” когда-то воевали вместе, делили все радости и невзгоды, фронт закрепил в их душах чувство крепкой дружбы.

Им приятно вспомнить былое, памятуя скорее с улыбкой, нежели с грустью о тех днях, когда гиперинфляция делала резкие скачки, обесценивая деньги каждый день ровно на половину, когда чей-то порванный противогаз от удушливого газа убивал на глазах солдат в твоём окопе. Сложно после всего этого, сохранить разум в ясности. Чаще всего, война ломает людей.

Побывавший в бою, человек навсегда становится потерянным для общества и обузой для семьи. Да, он страдал за тех, кто был в тылу, но теперь он разрушает себя изнутри и уничтожает окружающих людей вне своей воли, совершая асоциальные поступки.

Любые проблемы принято заливать алкоголем. Частенько герои книг Ремарка прикладываются к бутылке. Если высший свет пьёт престижный Дом Периньон и снимает комнаты в дорогих гостиницах, то простые люди ограничиваются кабацкими развлечениями.

Три товарища любят выпить, но один из них пьёт больше других. Сложно себе представить такого человека идеальным героем для книги с положительным характером, но он внутри очень раним, что старается скрыть от других и, прежде всего, от себя.

Весь сюжет проходит стороной. Не так важно, откуда черпают три товарища свой интерес к жизни, почему стараются зарабатывать деньги и имеют самое мирное хобби, связанное с автомобилями; ещё одной важной темой в творчестве Ремарка. Их автомастерская вызывает зависть округи.

Важно

Главное, таким людям есть куда девать свою энергию, и где отрицательную разрушительную энергию преобразовывать в положительный заряд. Важно другое – Ремарк даёт им любовь. Пускай не всем, а только одному.

Но любовь такая сильная, что два других товарища стараются всеми силами поддержать этот горячий огонь, раздувая мехи и совершая любые действия, позволяющие хотя бы одному из них почувствовать новый стимул для жизни.

Ах, какая же красивая любовь представляется нам Ремарком. Такой любовью можно только восхищаться. Она воздушная, её нельзя выразить словами. Тем более удивляешься, наблюдая с каждой страницей последующий её рост. Пускай, всё крайне наивно, и, может быть, даже слишком наиграно.

Девушка, кто-то скажет, глупая, не желает замечать ничего вокруг. Читатель скоро поймёт причину такого отношения. Она его повергнет в шок. Проблема рождает новую проблему, а потом как снежный ком покатится с самой высокой горы, набирая массу и разрушая одну судьбу за другой.

Ремарк будет наращивать обороты, его уже никто не остановит.

Вторая часть книги просто выворачивает читателя наизнанку, выдавливая из него все переживания и все слёзы, что он смел копить до этого, так тщательно маскируя своё недоумение и проклиная злого автора, посмевшего внести столько черноты в самое светлое чувство на свете.

Наблюдая за жизнью людей в “Трёх товарищах”, отмечаешь нарастающий декаданс, что скоро поглотит и без того разорённую страну. Нет подъёма культуры, только повсеместный её упадок, стремящийся к вырождению.

Где черпать силы для надежды на благополучие, когда нельзя спокойно пройти по улице, где нельзя спокойно высказать свою точку зрения. Ремарк выдаёт подноготную жизни проституток и таксистов. Он даёт обзор жизни низов общества, не стремясь заглянуть выше.

Моральные устои падают, каждый становится фаталистом, а жизнь прожигается. Голова слетает с плеч, мозг отключается. Такой мир можно назвать одним словом – анархия.

Совет

Ремарк делится весьма замечательной мыслью: женщины порождают в мужчинах агрессию; мужчины могут спокойно обходиться без женщин в окопах, сохраняя разум в неприкосновенности; по этой же причине священникам не позволяется иметь жён, чтобы ничто их не отвлекало и не сбивало с пути истинного.

В сложном пути противоречий – нужно не терять разум.

Дополнительные метки: ремарк три товарища критика, ремарк три товарища анализ, ремарк три товарища отзывы, ремарк три товарища рецензия, ремарк три товарища книга, Erich Maria Remarque, Drei Kameraden, Three Comrades

Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Лабиринт | ЛитРес | Ozon | My-shop

Это тоже может вас заинтересовать:
– Станция на горизонте
– На Западном фронте без перемен
– Возлюби ближнего своего
– Триумфальная арка
– Искра жизни
– Время жить и время умирать
– Чёрный обелиск
– Жизнь взаймы
– Ночь в Лиссабоне
– Тени в раю
– Гэм
– “Мартин Иден” Джека Лондона
– “Солярис” Станислава Лема

Источник: http://trounin.ru/remarque36/

Три товарища, сюжет, проблематика, герои, постановки и экранизации

Три товарища (значения)

Название Три товарища
Оригинал названия Drei Kameraden
Автор Эрих Мария Ремарк
Жанр роман
Язык немецкий
Оригинал выпуска декабрь 1936

«Три товарища» (Drei Kameraden) — роман Эриха Мария Ремарка, работу над которым он начал в 1932 году. Роман был закончен и опубликован в датском издательстве Gyldendal под названием «Kammerater» в 1936 году. На русский язык был переведён в 1958 году.

Сюжет

Действие происходит в Германии приблизительно в 1928-м году. Три товарища — Роберт Локамп (Робби), Отто Кёстер и Готтфрид Ленц содержат небольшую авторемонтную мастерскую. Главный герой, автомеханик Робби познакомился с очаровательной девушкой Патрицией Хольман (Пат). Робби и Пат — люди разных судеб и из разных слоёв общества — полюбили друг друга.

В романе показывается развитие их любви на фоне кризиса тех лет.

Проблематика

Роман продолжает тематику «потерянного поколения».

Люди, прошедшие через горнило войны, не могут уйти от призраков прошлого. Военные воспоминания постоянно мучают главного героя. Голодное детство стало причиной болезни его любимой. Но именно военное братство сплотило трёх товарищей: Роберта Локампа, Отто Кёстера и Готтфрида Ленца. И они готовы на всё ради дружбы. Несмотря на пропитавшую его смерть, роман говорит о жажде жизни.

Герои

  • Роберт Локамп (Робби) — главный герой романа. Возлюбленный Патриции Хольман (Пат). Друг Готтфрида Ленца и Отто Кёстера. Участник Первой мировой войны.
  • Отто Кестер — один из главных героев. Во время войны — лётчик, в романе являлся владельцем автомастерской, в которой работали главные герои. Отто — автогонщик-любитель, участвовал в гонках на машине «Карл», на которой несколько раз одерживал победу. Увлекается боксом.
  • Готтфрид Ленц — один из главных героев романа. Служил в армии, много путешествовал по миру, свидетельством чему является его чемодан, обклеенный всевозможными открытками, марками и прочим. Работал в автомастерской вместе с Кестером и Локампом. Очень легкий, позитивный человек, «душа» компании. Внешне выделялся в толпе соломенной копной волос. Друзья называли его последним, «бумажным» романтиком.
  • Патриция Хольман (Пат) — возлюбленная главного героя. История этой любви и составляет основу сюжета произведения.

Постановки и экранизации

  • 1938 — фильм «Three Comrades» («Три товарища») — фильм режиссёра Френка Борзейги (США)
  • 1998 — фильм Цветы от победителей — действие перенесено в 1990-е годы в Россию. Режиссёр Александр Сурин.
  • 1999 — спектакль, постановка Галины Волчек. Театр «Современник».

Источник: http://www.cultin.ru/books-tri-tovarishha

Эрих Мария Ремарк “Три товарища”: обзор книги

Пост навеян прочтением прекрасного романа Эриха Марии Ремарка “Три товарища” (Erich Maria Remarque “Drei Kameraden”).

Справка
Автор: Эрих Мария Ремарк
Полное название: “Три товарища”
Язык оригинала: немецкий
Год публикации: 1936
Количество страниц (А4): 265

Краткое содержание романа Ремарка “Три товарища”

Действие романа Ремарка “Три товарища” происходит в Германии конца двадцатых годов. Главные герои – неразлучные друзья Отто Кестер, Готтфрид Ленц и Роберт Локамп (от его лица идет повествование). Друзья неразлучны с Первой Мировой войны, в которой принимали участие. Все трое работают в автомастерской, принадлежащей Отто. Всем около 30.

Ситуация в послевоенной Германии непростая: работы нет, население живет скромно, многие познали безработицу и даже голод. Надежды на более светлое будущее ни у кого нет. Друзья много работают, а в свободное время веселятся с другими такими же молодыми людьми. Далеко вперед никто из них не загадывает.

“- Ты ведь знаешь, что я имею в виду: простую душу, еще не изъеденную скепсисом и сверхинтеллигентностью. Парцифаль был глуп. Будь он умен, он никогда бы не завоевал кубок святого Грааля. Только глупец побеждает в жизни, умник видит слишком много препятствий и теряет уверенность, не успев еще ничего начать.

В трудные времена наивность – это самое драгоценное сокровище, это волшебный плащ, скрывающий те опасности, на которые умник прямо наскакивает, кк загипнотизированный”.

Однажды они знакомятся с красивой девушкой по имени Патриция Хольман (Пат). Она понравилась им всем, но Роберту она показалась особенно милой и у них завязываются отношения.

Поначалу они оба относятся к этим отношениям легко, но со временем оба все сильнее влюбляются друг в друга. Друзья принимают Пат в свой круг.

“Я говорил и слышал свой голос, но казалось, что это не я, что говорит кто-то другой, и такой, каким я бы хотел быть.

Слова, которые я произносил, уже не были правдой, они смешались, они теснились, уводя в иные края, более пестрые и яркие, чем те, в которых происходили мелкие события моей жизни; я знал, что говорю неправду, что сочиняю и лгу, но мне было безразлично, – ведь правда была безнадежной и тусклой. И настоящая жизнь была только в ощущении мечты, в ее отблесках”.

Роберт выясняет, что Пат одна, у нее нет родственников. Она живет на оставшиеся деньги, но вскоре ей придется устраиваться на работу. Причиной ее желания просто пожить без работы является ее болезнь – она больна туберкулезом, развитие которого она смогла остановить несколько лет назад.

Обратите внимание

Тем не менее, на море, куда Роберт и Пат отправились, у Пат случается приступ, и доктор предупреждает Роберта о том, что Пат должна поехать в швейцврский санаторий для лечения. Все время до отъезда Пат они уже живет вместе и стараются проводить как можно больше времени вместе. Они уже не могут друг без друга, хоть и понимают оба, что это скоро закончится.

“- Послушай, Готтфрид, ведь ты, кажется, знаток в вопросах любви?- Знаток? Да я гроссмейстер в любовных делах, – скромно ответил Ленц. – Отлично. Так вот я хотел бы узнать: всегда ли при этом ведут себя по-дурацки?- То есть как по-дурацки?- Ну так, словно ты полупьян.

Болтают, несут всякую чушь и к тому же обманывают?Ленц расхохотался:- Но, деточка! Так ведь это же все обман. Чудесный обман, придуманный мамашей природой. Погляди на эту сливу. Ведь она тоже обманывает. Притворяется куда более красивой, чем потом окажется. Ведь было бы отвратительно, если бы любовь имела хоть какое-то отношение к правде.

Слава богу, не все ведь могут подчинить себе эти проклятые моралисты. Я поднялся:- Значит, ты думаешь, что без некоторого обмана вообще не бывает любви? – Вообще не бывает, детка.- Да, но при этом можно показаться чрезмерно смешным. Ленц ухмыльнулся:

Читайте также:  Отзыв о фильме «книга джунглей» джона фавро

– Заметь себе, мальчик: никогда, никогда и никогда не покажется женщине смешным тот, кто что-нибудь делает ради нее.

Будь это даже самая пошлая комедия. Делай что хочешь, – стой на голове, болтай самую дурацкую чепуху, хвастай, как павлин, распевай под ее окном, но избегай только одного – не будь деловит! Не будь рассудочен!”

В попытках свести концы с концами друзья ремонтируют автомобили после аварии, перепродают автомобили, а также занимаются извозом. Это помогает слабо и однажды, когда дело становится совсем плохо, они продают один из автомобилей, который им принадлежал.

В это же время в Германии вспыхивают выступления рабочих, требующих работы. Во время одного из таких выступлений убивают Готтфрида прямо на глазах у Отто и Роберта. Безутешные друзья хоронят Ленца, продают мастерскую и ищут обидчика, чтобы отомстить. Мстит ему, тем не менее, их друг Альфонс, товарищ Ленца.

В это же время друзья получают телеграмму от Пат, которая просит их как можно скорее приехать к ней. Друзья немедленно приезжают в санаторий Пат и узнают, что ей осталось жить совсем недолго. Несмотря на отсутствие денег, Роберт остается с Пат до конца, поддерживая ее и стараясь прожить оставшееся время вместе.

“Три товарища” Ремарка заканчиваются сценой смерти Пат.

Смысл

Ремарк описывает представителей поколения немцев, прошедших войну и живущих ее призраками: они видели смерть друзей и врагов, не понимали, зачем воевали, не знали, к чему страмиться и что хотеть от жизни, кроме выживания. Тяжелые военые будни сплотили друзей, которые готовы сделать все ради друг друга.

Важно

Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, друзья стараются поддерживать друг друга до самого конца.

“Так я просидел довольно долго, размышля о всякой всячине. Вспомнил, какими мы были тогда, вернувшись с войны, – молодые и лишенные веры, как шахтеры из обвалившейся шахты.

Мы хотели было воевать против всего, что определило наше прошлое, – против лжи и себялюбия, корысти и бессердечия; мы ожесточились и не доверяли никому, кроме ближайшего товарища, не верили ни во что, кроме таких никогда не обманывающих нас сил, как небо, табак, деревья, хлеб и земля; но что же из этого получилось? Все рушилось, фальсифицировалось и забывалось.

А тому, кто не умел забывать, оставались только бессилие, отчаяние, безразличие и водка. Прошло время великих человеческих мужественных мечтаний. Торжествовали дельцы. Продажность. Нищета”.

Вывод

Книга “Три товарища” Ремарка очень понравилась. Переживал так, как будто это не художественное произведение, а самая что ни на есть правда жизни. Не могу не отметить также пересечения с романом “Жизнь взаймы” того же автора. Читать роман “Три товарища” Ремарка обязательно!

Обзоры книг Ремарка:

1. Рассказ “Враг”
2. Роман “Жизнь взайны”
3. Роман “На западном фронте без перемен”
4. Роман “Три товарища”

Самые популярные обзоры моего блога:

1. Аркадий Гайдар “Тимур и его команда”
2. Чарльз Диккенс “Рождественская песнь в прозе”
3. Джек Лондон “Зов предков”
4. Эрих Мария Ремарк “Жизнь взаймы”
5. Айн Рэнд “Атлант расправил плечи”

Источник: https://shvetsovmn.livejournal.com/82200.html

О романе «три товарища» эриха марии ремарка (erich maria remarque)

О романе немецкого писателя Эриха Марии Ремарка (Erich Maria Remarque) «Три товарища» можно написать просто три слова.

Они действеннее любой длинной рецензии или восторженного отзыва, побуждающего раскрыть книгу. Эти три слова, именно о «Трёх товарищах», я услышала в студенчестве от своего преподавателя истории Михаила Порфирьевича Стельных: «Не читала — прочитай!»

С тех пор я перечитала хотя бы по разу и «Чёрный обелиск», и «На Западном фронте без перемен», и «Триумфальную арку», и даже роман «Возвращение» (на мой взгляд, он слишком короток, чтобы рассчитывать на длительный процесс наслаждения от перечитывания), а «Ночь в Лиссабоне» — вообще несколько раз, но почему-то ни разу — «Трёх товарищей».

И вот сейчас перечитала. Оказалось, что я начисто забыла сюжет. Отлично помнила, что трое друзей «прикалывались», поставив на старый автомобиль хороший гоночный двигатель и устраивая соревнования с лопоухими владельцами дорогих автомобилей. А также помнила, что молодые люди зарабатывали деньги, создав свою автомастерскую. Любовная же ветка романа ушла из памяти.

Поэтому слово «перечитала», пожалуй, неверно. Прочитала, и с великим удовольствием.

Когда говорят, что какое-либо произведение, написанное десятки лет назад, — современно, это попахивает риторикой. Но о романе «Три товарища», опубликованном в 1938 году, я без претензии на красное словцо, совершенно искренне скажу, что именно таких художественных произведений у нас не хватает сейчас.

Трое молодых людей — неприкаянных, полупьяниц, полубезработных. Они прошли Первую мировую войну, вернулись в гражданскую жизнь, но охваченную мировым кризисом. Недоучившиеся, недолюбившие. «Потерянное поколение». Такими они себя и чувствовали.

И что? Они нашли выход в наркотиках? Сколотили «бригаду»? Полезли в магазины, в банки — грабить?

Нет и нет!

Совет

Плюс к тому, что «Три товарища» Э.-М. Ремарка — роман о сильных духом парнях, это ещё и такое живое, такое лиричное (на границе с меланхолией, правда) произведение. Его читаешь и с сочувствием, и с восхищением, и с печалью. Короче, это же Эрих Мария Ремарк!

Почему же из моей памяти стёрлась героиня романа — Патриция? Наверно, потому, что тема мужской дружбы — действительно главная в романе, как и заявлено писателем в заглавии. Иметь таких друзей, которые не предадут, отомстят, отдадут последнее, чтобы помочь в беде; всегда знать: ты — не одинок… Читаешь об этом, и просто завидуешь.

И, кстати, завидуешь Патриции, обычной девчонке, которой, хотя она и смертельно больна, всё же в её короткой жизни посчастливилось — быть любимой и опекаемой такими ребятами.

Кто не читал «Трёх товарищей» Э.-М. Ремарка — прочитайте!

Источник: http://www.litsite.ru/2008/12/08/erih-remark-tri-tovarischa/

Роман Эриха Марии Ремарка «Три товарища»: краткое содержание

Роман «Три товарища» Эриха Марии Ремарка является одним из наиболее читаемых произведений знаменитого прозаика, которое продолжает успешно переиздаваться и привлекать в читательские ряды все новых и новых поклонников.

Ремарк начал работу над произведением в 1932-м. Этот год стал переломным в писательской биографии: травля на родине достигла апогея, Ремарка перестали издавать, во время премьер экранизаций его произведений устраивались облавы.

Угроза нависла не только над творческой деятельностью, но и над жизнью Эриха Марии. Ремарк вынужденно покидает Германию.

Власти вдогонку лишают его немецкого гражданства и публично отправляют уцелевшие издания книг в так называемый «сатанинский огонь».

«Три товарища» были завершены в Швейцарии и вышли в печать спустя четыре года, в 1936 году. Уже при жизни Ремарка обожали экранизировать. В 1938 году США выпускает одноименный фильм от режиссера Френка Борзейги. Многим позже, в 1999-м, отечественный режиссер Александр Сурин сделал необычный ремейк «Трех товарищей», перенеся действие романа в Россию 90-х.
<\p>

Призраки прошлого Роберта Локампа

Германия. 20-е годы ХХ века. Три товарища – Роберт Локамп, он же Робби (рассказчик), Готтфрид Ленц и Отто Кестер – содержат мастерскую по ремонту автомобилей. Они вместе всю сознательную жизнь: вначале была школа, затем война, после адаптация к изменившемуся до неузнаваемости мирному городу.

После возвращения с фронта предприимчивый Отто берется за любое дело – он учится, работает летчиком и автогонщиком. Скопив немного денег, Отто покупает автомастерскую и приглашает в дело своих добрых друзей – Робби и Готтфрида.

В день нашего знакомства с товарищами Роберту Локампу исполняется тридцать лет. С каждым годом день рождения несет больше грусти, чем радости. В исполнение желаний верится с трудом и задувание свечей на праздничном торте кажется абсолютно бессмысленной затеей.

Обратите внимание

Этим утром Робби приходит в мастерскую раньше обыкновенного и застает фрау Штосс за уборкой помещения. Она с грацией бегемота снует между автомобильными радиаторами и глухим голосом напевает песню о верном гусаре.

На столе стоит практически пустая бутылка коньяка, которая накануне, помнит Робби, былая полной. За уборщицей уже не раз замечался подобный грешок, вот и на этот раз бедная женщина не смогла устоять перед соблазном.

Робби наливает Штосс еще рюмку ямайского рома. Опешившая женщина залпом выпивает блаженный эликсир, а, узнав, что у хозяина день рождение, осыпает его поздравлениями. Ненавязчиво выпросив еще одну рюмочку рома, Штосс, покачиваясь, удаляется из мастерской.

Оставшись один, Роберт начинает мысленно прокручивать свою жизнь. Детство, школа – этого не вспомнить, все было так давно, будто никогда не существовало. Настоящая жизнь началась только в 1916-м, когда его, восемнадцатилетнего парнишку, призвали на фронт.

1917-й – каждый день умирает кто-то из товарищей. Тот, с кем еще утром ты шутишь и дурачишься, к вечеру уже лежит в земле.

1918-й – госпиталь и снова смерти. Роберту вспомнился Йозеф Штоль, который лежал возле него и стонал от боли в ногах. Он даже не подозревал, что его ноги ампутировали этой ночью, а Робби не решался открыть соседу жуткую истину.

1919-й – возвращение домой. Революция. Голод. Теперь свои убивают своих. Мир сошел с ума, и никто не понимает, что происходит.

1920-й – путч, аресты. Кестер и Ленц в тюрьме. Мать умирает от рака, последняя стадия.

Важно

1921-й, 22-й, 23-й – выживание в поствоенном мире. Работа на строительстве дороги, в рекламном агентстве и еще черте где. Период инфляции. Тогда зарплату выдавали дважды в день, чтобы работники успели сбегать в магазин, пока полученные деньги не обесценились.

Теперь все немного утряслось. Есть мастерская, есть верные друзья и стабильный заработок. Только прошлое неустанно таращит свои мертвые глаза. Но для таких случаев существует водка.

Гонка на автостраде. Пат Хольман

Пока Робби ностальгирует на пороге мастерской появляются Ленц и Кестер. Они приносят другу два подарка. Первый представляет из себя фигурку на цепочке.

Ленц с ходу придумывает историю о том, что этот амулет подарила ему правнучка инков, у которой была голубая кровь, плоскостопие, вши и дар предвидения. «Дай серебряный доллар на водку и можешь носить его», – заключила правнучка инков. Теперь он будет защищать Робби от злого рока.

Второй оберег, по словам Ленца, призван спасать от повседневных бед – это шесть бутылок отменного рома – редкость в настоящее время.

Весь день друзья трудятся над починкой авто, а вечером отправляются на любимом кадиллаке за город. Эта машина настоящий член дружественного кружка Локампа, Ленца и Кестера. Внешне она неприглядна, но стареньким капотом скрывается мотор гоночного автомобиля. Товарищи называют авто Карлом – призраком шоссе.

На автостраде друзья придаются любимой забаве – обгоняют дорогие машины и покатываются со смеху, глядя на ошарашенные лица водителей, которые не понимают, как такая развалина может развивать такую скорость.

Один из одураченных владельцев модного авто нагнал компанию в придорожном трактире. Он представился Биндингом. К удивлению друзей с ним была прекрасная спутница – Патриция Хольман. Стройная, таинственная, молчаливая и прекрасная, она тут же понравилась всей троице. О былом споре и думать забыли.

Совет

До позднего вечера Ленц, Кестер, Локамп, Биндинг и Патриция (Пат) просидели в трактире, выпивая за здоровье именинника, за Карла и еще за что-то – сейчас уж не припомнить.

Слегка охмелев и набравшись смелости, Робби просит у Пат номер телефона, чтобы справиться о том, как она доехала домой.

Пансион фрау Залевски. Первое и второе свидания

Утро после бурного веселья (расставшись с Биндингом и Пат, приятели заехали еще в несколько любимых мест) Робби встретил в своей неуютной меблированной комнате, которую снимал в пансионе фрау Залевски. Этот пансион стал своеобразным рифом, к которому прилепились люди, выброшенные волной войны и революции на немецкую землю.

Соседями Роберта были супруги Хассе, бездетные, вечно скандалящие, живущие в постоянном страхе перед нищетой; русский эмигрант граф Орлов, ностальгирующий по родине, молодящийся и бесконечно одинокий; пятидесятилетняя вдова фрау Бендер, потерявшая мужа и двоих сыновей, у нее осталась только пестрая кошка; бедный студент Георг Блок, вечно голодный, безработный, измученный.

Роберт выпил несколько воскресных рюмок в кафе «Интернациональ», перекинулся парой слов с кельнером Алоисом и проституткой Розой, которая направлялась с гостинцами к дочке в приют, и снова вернулся домой. Его постоянно мучили мысли о вчерашней знакомой Патриции Хольман. Долго не решаясь позвонить, Робби все-таки набирает номер телефона и совершенно неожиданно для себя приглашает Пат на свидание.

Однако первая встреча с Патрицией проходит неудачно. Роберт никак не может наладить диалог, пытается набраться смелости привычным образом и вконце-концов напивается.

Вернувшись домой, он понимает, что слишком сильно пьян для романтического свидания, он явно предстал перед девушкой не в лучшем свете.

Читайте также:  Аргументы для сочинения по направлению «добро и зло»

По совету Ленца, Робби отправляет Пат букет роз, а затем приглашает ее на второе, теперь уже дневное свидание.

Робби преподает Пат первый в ее жизни урок вождения авто. На этот раз все по-другому – молодые люди чувствуют такое единство душ и взаимное влечение, будто знакомы не пару дней, а несколько лет. Вечер они проводят в луна-парке вместе с Ленцем, где выигрывают все мыслимые призы (от будильника до детской коляски) в аттракционе по набрасыванию колец на бутылки.

Безграничное счастье

Роберт Локамп счастлив. Он влюблен! Друзья радушно принимают Пат в компанию и строго-настрого запрещают Робби пороть чушь, потому что «все остальное дерьмо», кроме любви.

Оптимизм друзей

Мастерская переживает не лучшие времена, заказов практически нет, но товарищи не унывают и всегда находят способы раздобыть средства на проживание – участвуют в гонках на Карле, арендуют такси и работают по очереди.

А однажды Роберт заключает выгодную сделку на продажу кадиллака. Это успех! Теперь можно немного передохнуть. Он берет Пат и отправляется вместе с ней на юг, к морю.

Обратите внимание

Первые дни совместного отдыха проходят, как в сказке, но однажды Пат становится плохо – у нее открывается кровотечение. Каникулы приходится незамедлительно прервать. Пат тут же доставляют в больницу.

В это время Отто и Ленц находят доктора Жаффе. Это лечащий врач Патриции. Он открывает товарищам страшную истину – у Пат туберкулез. Жаффе заверяет, что при должном лечении многие выздоравливают.

Когда Пат в очередной раз становится плохо, Робби отвозит любимую в санаторий в горах.

Две смерти

Кажется, все пошло не так в один миг. Из-за отсутствия клиентов и нескольких неудачных сделок мастерскую пришлось продать.

В городе назревают волнения, кругом ходят фашиствующие молодчики, выкрикивают нацистские лозунги, не задумываясь об их истинном смысле.

Робби не волнует политика, он целиком погружен в мысли о Пат, а вот Ленц неоднократно посещает митинги. На одном из подобных собраний его убивают в уличной перестрелке.

Друзья отправляются на поиски нацистского подонка, который пустил пулю в Ленца – их «бумажного» романтика, душу компании, шутника, выдумщика, озорника! Убийцу находят, его ждет возмездие.

Денег на содержание Пат в госпитале нет. Робби изломал голову, но не нашел способа, где их найти. Неожиданно Отто присылает крупную сумму. Робби понимает – друг продал Карла. Это огромная жертва, но он не имеет права отказаться.

Пат, увы, не идет на поправку. С каждым днем жизни в ней становится все меньше и меньше. «Она умерла в последний час ночи, еще до того, как начался рассвет. Она умирала трудно и мучительно, и никто не мог ей помочь. Она крепко сжимала мою руку, но уже не узнавала меня».

Дальше мы рассмотрим роман «Возвращение» Эриха Марии Ремарка, в котором автор описал кризис в Германии после Первой мировой войны и моральную подавленность солдат, вернувшихся в войны домой.

Важно

Еще один известный роман Эриха Марии Ремарка “На западном фронте без перемен”, рассказывающий о событиях Первой мировой войны с точки зрения немецких солдат.

Осознав, что ее больше нет, Роберт смыл с нее кровь, причесал, перенес в постель и накрыл одеялами, потому что она становилась очень холодной. Долгие часы он сидел на стуле и смотрел, как меняется ее лицо. А потом наступило утро, и ее уже не было.

Грустный оптимизм Эриха Марии Ремарка

Главные герои романа – фронтовые друзья Роберт Локамп, Отто Кестер и Готфрид Ленц – представители так называемого «потерянного поколения». Это люди, ушедшие на фронт с ученических скамей, выжившие и вернувшиеся к мирной жизни. Им не дали установки, как существовать дальше, лишь выбросили в суровую действительность, оставив наедине с призраками прошлого.

Ремарк сам принадлежал к этому поколению. Он прошел Первую мировую войну, остро возненавидел ее, став с тех пор убежденным пацифистом.

Эриху Марии удалось реализоваться в жизни, он стал богат и знаменит, однако жуткие воспоминания прошлого не покидали его никогда. Роман он посвятил всем тем, кто сумел выжить после войны.

Это возможно, убежден автор, при наличии двух спутниц – Дружбе и Любви.

Начиная роман мажорно, шуточно, игриво, оптимистично, Ремарк постепенно вымывает светлые краски С каждой страницей произведение сковывает горечь безысходности, злой рок неотступно преследует героев. Погиб весельчак Ленц, продана мастерская, Карл ушел с молотка, мучительно умирает Пат. Несмотря на все горести, автор оставляет слабый лучик надежды. Роман заканчивается словами: «Потом наступило утро…». Это значит, что после самой темной ночи непременно рассветает. Роберт Локамп еще сможет подняться – у него есть жизнь, у него есть мир, а главное – у него есть Друг.
<\p>

Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/ehrikh-mariya-remark/tri-tovarishcha.html

Композиция произведения «Три товарища»

Ерих Мария Ремарк – немецкий писатель-реалист, ветеран первой мировой войны, представитель литературы «утраченной генерации».

Руководящая тема его творчества – тема бессмысленной жестокости войны и истерзанной судьбы молодого поколения – раскрывается в романах «На Западном фронте без перемен» (1929), «Возвращение» (1931), «Три товарища» (1937). Политэмигрант, антифашист, гуманист, Е. Г.

Ремарк посвятил свои произведения борьбе с любыми формами насилия, социальной и духовной несвободы. Это такие популярные романы, как «Любы ближнего твоего» (1940), «Время жить и время умирать» (1945), «Триумфальная арка» (1946), «Черный обелиск» (1959) и ин.

Совет

Ерих Мария Ремарк родился в немецком городе Оснабрюк, в семье переплетчика. Восемнадцатилетним юношей пошел на войну, записавшись добровольцем, и до конца войны был в окопах Западного фронта. Пять раз был раненный, страшный и жестокий мир войны увидел глазами простого солдата и таким отобразил его в свойхтворах.

После войны Ремарк вынужденный был искать свое место в обществе, которое быстро меняло высокие идеалы на чествование чистогана.

Он учительствовал в селе, играл на органе в церкви, тесал каменные глыбы на кладбище, работал в автомайстерни, был гонщиком, со временем стал журналистом.

Сквозь несмелые попытки начинающего Ремарк шел к «своей» темы в литературе – безжалостно утерянной юности целого поколения на бессмысленной войне

Он одним из первых рассказал «окопную» правду о первой мировой своим романом «На Западном фронте без перемен», открыл тему «утраченной генерации» в мировой литературе (точное выражение американской писательницы Гертруды Стайн стал эпиграфом к роману Хемингуея «Фиеста» и со временем приобрел обобщающий философский значение). Драматическое наблюдение за судьбой «утраченной генерации» писатель ведет на протяжении многих лет на разных исторических этапах, образовывая своеобразную трилогию. Это романы «На Западном фронте без перемен» (1929), «Возвращение» (1931) и «Три товарища» (1937).

Действие романа «Три товарища» происходит в 1928 году, во времена Веймарськой республики, «десять лет потому», как закончилась первая мировая война.

Автор реалистически изображает кризисный залог в республике: экономический упадок, безработицу, стремление любой ценой найти деньги, неуверенность в завтрашнем дне, которые ведет кое-кого к самоубийству.

Самая обстановка якобы навевает хищническую мораль и оправдывает определенные поступки. Кто сможет выстоять при таких обстоятельствах? Три фронту товарища, которые прошли сквозь огонь мировой войны

Обратите внимание

Однако вместе с героями читатель подмечает профашистские настроения и конкретные политические изменения, характерные для Германии 30-х лет, которой правит Гитлер. Исторические параллели, которые наблюдаются в произведении, автор вводит с определенной целью.

Роман, который был написан накануне второй мировой войны, стремился предостеречь от нового военного бедствия.

Произведение напоминало о разбитых судьбах молодых солдат прошлой войны, которым теперь уже за 30 лет, заставлял задуматься над одвичними человеческими ценностями, среди которых – искренняя дружба и верная любовь

Роман тяготеет к лирической исповеди, которая ее ведет один из главных героев Роберт Локамп. Его друзья – главные герои романа – бывшие однокашники, а потом однополчане – Отто Кестер и Готфрид Ленц. Они удерживают небольшую автомайстерню и таким образом выживают в затруднительные времена.

Молодые люди резни за характером, способностями, вкусами. Робби ловкий в коммерции, деятельный и через то кажется довольно взрослым мужчиной, который уже потерял свои иллюзии, хотя и до сих пор – кое-что наивный. Отто немногословный, педантический, целиком надежный, восхищенный механик и автогонщик.

Готфрид немного идеалистический, он сам себя называет «последним романтиком». Вопреки разным характерам, они люди одной судьбы. Их соединяет солдатская дружба, законы фронтового братства, честность и преданность товарищу. После длинных мыканий они снова вместе.

Жесткие слова, скепсис, цинизм, хладнокровие, черный юмор в разговорах – это только броня, которая защищает их чувствительность, нежность, боль

Композиция произведения перемежовывает реальные события с воспоминаниями о войне. В день своего тридцатилетия Роберт Локамп год за годом перебирает прожитые времена.

Важно

С него прошлого возникает война, потеря друзей, фронтовой лазарет, редчайшие моменты затишья, солдатский отдых возле воды.

В романе речь идет о мирной жизни, однако война 1914-1918 лет постоянно присутствующая мучительному отголоском в душе героев, ежечасным напоминанием об их фронтовом прошлом, о преданном «времени больших мечтаний и мужественных мужчин».

Сквозь отрывистые воспоминания своего героя автор воссоздает широкое эпическое полотно социальных потрясений в послевоенной Германии, из которых вырастал Третий рейх: многолюдные демонстрации под разными флагами, бурное политическое собрание, инфляция, расстрелы, аресты… Время вмешивается в фабулу романа, в целом довольно «камерного»: одного из трех главных героев, человека левых убеждений, застрелено нацистами. Однако «Три товарища» – роман не столько о времени исторической ломки, сколько о человеке, который вышел из войны и силится устаивать на ногах в неустойчивом послевоенном миру

Сюжет, на первый взгляд, отбивает ход будничных событий: работу в мастерские, отдых на природе, поиск заработка… Но в мирной жизни бывшие фронтовики снова ведут «бои местного значения» и, как когда-то, держат свою «линию фронта».

Теперь их блиндаж – это их автомайстерня. Они воюют с хищнической моралью, человеческой подлостью, душевной ницистю. Фронтовые друзья оказывают сопротивление тем, кто хочет нажиться на чужой беде, кто с легкостью отрекается своей совести ради наживы.

Они противостоят тем, кто наконец предал уроки войны

Среди убедительных свидетельств душевной искренности трех друзей – эпизод в луна-парке, где они, выигравши много призов, раздавали их на улице незнакомым людям, тем, кто нуждается в немедленной материальной помощи и моральной поддержке

Эпизод на аукционе свидетельствует о незыблемости законов солдатского братства: они помогают в затруднении и наказывают за подлость. Хозяин таксе был вынужден продавать свою машину, лишь бы отдать долги, он держался на границе отчаяния, и это не смогли не заметить за наименьшими деталями бывшие фронтовики. Они покупают его автомобиль, спасая таксиста от коварного аукционного афериста

Полноту их душ выказывает отношение к Пат, любимой Робби. Друзья окружают ее – беззащитную, больную, волшебную – вниманием, которое напоминает рыцарское служение. Она больная туберкулезом (следствие голода и холода во время войны), но скрывает это от друзей, лишь бы не волновать их.

Однако война снова напомнила о себе обострением неизлечимой болезни.

Совет

Трагедия, которая произошла с Пат, до конца выявляет человечность фронтовых друзей: Кестер на неистовой скорости доставляет профессора, чтобы спасти девушку от нападения болезни; продает своего любимого «Карла» (автомобиль, собранный собственными руками), лишь бы хоть немного продолжить счастье Робби и обреченной насмерть Пат…

Чему они такие? Из-за чего так ценят жизнь, дружбу, человечность? Потому что побывали на фронте, потому что смерть неоднократно заглядывала в их лица.

Об этом говорит, обращаясь к Робби, художник Фердинанд Грау: «Ты принадлежишь к тайному братству, члены которого скорее погибнут, чем сделают карьеру, скорее проиграют, растранжирят, потеряют свою жизнь, чем корыстно исказят или забудут недосягаемый образ – тот неисправимый образ, брат, который они носят в своем сердце еще от тех времен, от тех дней и ночей, когда не было ничего, кроме голого жизни и голой смерти». В него словах – идеалы героев романа «Три товарища» и его автора

Из теории литературы

«Утраченная генерация» – название, которое обозначило неформальное литературное единство (фраза достигает эпиграфа к роману Е. Хемингуея «Фиеста» и принадлежит Г. Стайн). Истоки мировоззрения, которое создало это единство, коринилися в чувстве разочарования событиями и наслидкамив первой мировой войны, которое охватило писателей Западной Европы и США.

Читайте также:  Сочинение: жизнь и творчество а.п. чехова

Хотя герои «утраченной генерации» – убежденные индивидуалисты, им не равнодушное фронтовое общество, взаимная помощь, сочувствие. Наивысшие ценности, которые их исповедуют герои, – это искренняя любовь и отдана дружба. К теме «утраченной генерации» обращались в своем творчестве Е. Хемингуей (романы «Фиеста», «Прощай, оружие!»), Р. Олдингтон («Смерть героя»), Е. Г.

Ремарк («Три товарища»).

Рассказчик – разновидность литературного субъекта, лицо, выдуманное автором, от лица которой в художественном произведении автор повествует о событиях и людях. От рассказчика отличается грамматической формой проявления – рассказчик ведет сказ от первого лица

Композиция произведения «Три товарища»

Источник: https://forege2015.blogspot.com/2015/04/blog-post_2.html

«ТРИ ТОВАРИЩА»

75 ЛЕТ ИСПОЛНЯЕТСЯ РОМАНУ «ТРИ ТОВАРИЩА» Г. 1938
АВТОР: РЕМАРК ЭРИХ МАРИЯ

Эрих Мария Ремарк – для многих поколений читателей, выросших на его произведениях, для критиков, единодушно признавших его работы, он стал своеобразным символом времени.

Трагедии Первой и Второй мировой, боль «потерянного поколения», попытка создать для себя во «времени, вывихнувшим сустав» забавный, в чем-то циничный, а в чем-то – щемяще-чистый маленький мир верной дружбы и отчаянной любви – таков Ремарк, автор, чья проза не принадлежит старению…
Три товарища — книга о настоящей дружбе, о мужских развлечениях, о любви и о простой жизни обыкновенных людей в обыкновенном небольшом городке в послевоенной Германии. Друзья, выжившие во время войны, и в мирное время стоят друг за друга горой. А когда один из них влюбляется — любимая девушка становится не камнем преткновения, а еще одним товарищем.

История написания:Ремарк работал над романом «Три товарища» в течение почти четырех лет. В 1933 году вышла книга «Пат» — первая ступенька к грандиозному роману о настоящей мужской дружбе в нелегкие времена. В то время в Германии книги Ремарка уже были внесены в черные списки, их показательно сжигали на площадях.

Писатель был подавлен всем, происходящим в Германии в частности и в мире вообще. Он жил на своей вилле в Швейцарии, болел, встречался с немецкими эмигрантами. Когда работа над романом уже близилась к завершению, Ремарк получает от германского правительства предложение вернуться на родину.

Обратите внимание

Эрих Мария отказывается мириться с нацистами и отправляется в Париж — на конгресс писателей в изгнании. Роман вышел в 1936 году в Дании, на датском языке, затем публикуется в США на английском языке — в журнальном варианте. И только в 1938 году в Амстердаме выходит книга «Три товарища», изданная на немецком языке.

А вскоре писателя и его жену лишают германского гражданства.

Краткое содержание:

Роберт Локамп — один из трех солдат войны 1914—1918 гг., однополчан, оставшихся в живых и пронесших свое фронтовое товарищество сквозь послевоенное безвременье, автор особенно ярко высвечивает его фигуру. От его лица ведется повествование.

Это словно бы alter ego Пауля Боймлера и Эрнста Биркхольца из предшествовавших романов Ремарка («На Западном фронте без перемен», «Возвращение»), но повзрослевший, уже тридцатилетний мужчина.

И снова он представительствует от целого поколения, которое называли «потерянным», от тех, кого, по слову автора, «погубила война», кто «стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов». Вехи биографии героя типичны. В 1916 г. прямо из школы он попадает новобранцем в казарму и далее на фронт, во Фландрию.

Ураганный огонь на передовой, удушливые газы, госпитали с безногими калеками, мертвецкие. Безрадостен и пейзаж наступившего времени: братоубийство революции 1918 г., путч, аресты друзей. Безработица. Инфляция. Торгашество. Продажность. Нищета.
Не пройдя другого университета, кроме окопов, Р. Л.

не имеет профессии, вынужден метаться в поисках места, служить то рекламным агентом по сбыту резиновых товаров, то тапером в дешевом кафе. Спасает снова фронтовая дружба. Отто Кестер, бывший командир роты, пристраивает Р. Л. и Готфрида Ленца, такого же бродягу, в принадлежащую ему авторемонтную мастерскую.

Это — оазис верности и взаимной поддержки в смутном и враждебном мире большого города. «Четвертый товарищ» и символ союза фронтовых друзей — почти одухотворенный, живой, собранный ими автомобиль по имени «Карл», старомодная колымага, прячущая внутри «сердце» — уникальный гоночный мотор. Р. Л. обитает в дешевом пансионе среди бедноты.

В контактах героя с его окружением раскрывается натура человека умного, проницательного и доброго. Вопреки пессимизму и резиньяции, ставшей второй его натурой, Р. Л. сохраняет живую душу, всегда готовую на отклик, сочувствие и помощь чужому горю.

Важно

Но действительность подернута для него черной дымкой, и любые ассоциации неотвратимо возвращают его к пережитым ужасам войны. Собственно сюжетом романа является история любви Р. Л. к «девушке из другого круга», загадочной незнакомке, повстречавшейся ему в одном из дорожных происшествий.

Патриция Хольман, Пат, как зовут ее друзья, — идеал женственности, благородства, вкуса, изящества. Вписавшись в быт трех товарищей, предпочитая обжитые ими трактиры и бары дорогим ресторанам своей бывшей компании, Пат таит в себе нечто невысказанное, тревожащее Р. Л.

: ведь она ему не пара! Романтизированный образ Пат в ее серебряно-парчовом вечернем платье, в мягком уюте ее комнат, сохранившихся от былых апартаментов и обставленных уцелевшей фамильной мебелью, — контраст убожеству и грязи жизни городских низов, где вращаются три товарища. Возникшая было необходимость выбора — либо три товарища, либо девушка — снимается благородством, тактом и полным пониманием со стороны друзей Р. Л. Но любовь трагически обречена. Тайной, которая постоянно стимулировала интерес читателя к разгадке, оказывается болезнь Пат, тщательно ею скрываемая. И эта красавица — прелестная, свежая, цветущая — тоже жертва войны. У нее туберкулез, следствие детского недоедания. Финальный блок романа — обострение болезни Пат, санаторий, умирание, агония — это еще и лирический апофеоз любви и самоотвержения героя.

Цитаты из книги:• Такт — это соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением.• — Забыл — и прекрасно, что забыл, — вмешался Фердинанд Грау. — В забвении — тайна вечной молодости. Мы стареем только из-за памяти. Мы слишком мало забываем.

• Если хочется жить, это значит, что есть что-то, что любишь. Так труднее, но так и легче.• Счастье — самая неопределенная и дорогостоящая вещь на свете.• Разве хоть кто-нибудь может знать, не покажется ли ему со временем счастливым тот, кого он сегодня жалеет?• Если человек чего-то стоит, значит, он уже как бы памятник самому себе.

• Но ведь надо уметь и проигрывать. Иначе как же жить?• Именно в век деловитости надо быть романтиком, вот в чем фокус.• От принципов необходимо иногда отступать, иначе они не доставляют радости.• Питаемся иллюзиями из прошлого, а долги делаем в счет будущего.• Поверхностны только те, кто считают себя глубокомысленными.

• Порядочный человек с наступлением вечера всегда становится меланхоличным.• Но насчет лени еще далеко не все ясно. Она — начало всякого счастья и конец всяческой философии.• Человек всегда велик в намерениях. Но не в их выполнении. В этом и состоит его очарование.• «Всё проходит» — это самая верная истина на Земле.

• Жалость — самый бесполезный предмет на свете. Она — обратная сторона злорадства.

Отзывы о книге:… Роман любят читатели и критики. Наверное, потому, что реалии послевоенной Германии несколько отступают на второй план, скрытые красотой романтизированной мужской дружбы.

Такую дружбу хочется называть «настоящей», но много ли людей встречались в жизни с дружбой столь высокой пробы? … Книга “Три товарища” – произведение трепетное и уникальное. Читать ее нужно не торопясь. Она разрывает душу читателя. … “Три товарища”- это прекрасная и трогательная история о чистой, искренней любви.

О дружбе. Об искалеченных сердцах. Она заставит дрогнуть даже самое каменное сердце. Роман “Три товарища” в Украине входит в учебную программу. Я помню, что даже наши мальчики были тронуты, когда мы пересказывали содержание…. Меня тронула забота друзей друг о друге.

У Вас есть такие друзья? У меня, к сожалению, нет. Но после того как, я прочла эту книгу, я стала иначе, более трепетно, относиться к тем людям, которые у меня есть и которые меня любят и ценят. Вы скажете, что с возрастом все приходят к этому. И будете правы. Но я рада, что поняла это в 16 лет.

… Роман больше хвалили, чем ругали, и это вполне обоснованно. Мастерские диалоги, четкость образов и притягательность чистых чувств мало кого способных оставить равнодушным.

Источник: http://school56.org/frontpage/podrazdeleniya/mediatech/tri-tovarishcha

Книга «Три товарища»

Эрих Мария Ремарк, который прожил очень насыщенную и яркую жизнь, смог воплотить в себе несовместимые вещи. Реализм и романтизм, любовь и равнодушие, войну и жизнь после войны.

Какая-то внутренняя красота, как бы это сказать, джентльменская что ли, когда ты превозносишь дам легкого поведения, солдатскую простоту и пацифизм органический – это все ассоциируется только с этим писателем.

Грубость военного времени и отрешенность потерянного поколения на нем не сказались. Слова, они никак не могут в полной мере отразить то, чем является Ремарк.

Совет

На “Три товарища” я наткнулся еще в нежном возрасте школьника, много слышал об этом авторе, хотя на улице, пусть и разваливался, но был еще Советский Союз, но Ремарк печатался в полном объеме, пусть его книги доставались и с трудом.

Мне повезло, он у меня был чуть ли не весь. Ремарк и Драйзер – не было ничего лучше и понятнее (как тогда казалось).

Но какое-то время я не мог понять, как такой, настолько прозрачный текст, может нести собой огромную вселенную человеческих истин.

Почему “Три товарища”? Стандартный вопрос и не простой. Как я теперь думаю, их даже не три, а четыре. Четвертый – это женщина, но она тоже товарищ. Автор принял ее в свои ряды, обращаясь к Патриции “дружище”.

Произведение пропитано духом потерянного поколения, тех самых молодых людей, что, вернувшись с войны еще молодыми, навсегда оставили все свои ценности где-то там, на полях сражений.

Главному герою, Роберту Локампу, до сих пор по ночам мерещатся мертвецы, некоторые его друзья так и живут одним днем, просто радуясь, что остались живы. Слово ремарковское “товарищ”, как мне кажется, в советские годы было неверно истолковано.

Тема вообще, насколько я могу судить, распространенная, но только Ремарк смог придать ей такой легкий, на первый взгляд, философский, с примесью черного юмора, но, вместе с тем, где-то горький и трагический вид. “Три товарища” – кладезь премудростей.

Мне не нужно особенно напрягаться, чтобы непроизвольно воспроизвести по памяти десятки фраз, которые сами собой приходят на ум. “Родиться дураком не стыдно. Стыдно им умирать”. А вот мой любимый тост, “пусть наши дети заимеют богатых родителей” принадлежит очаровательному владельцу пивной Альфонсу.

“Принципы существуют для того, чтобы их нарушать”, а это Ленц, еще более очаровательный друг Роберта, самый позитивный из товарищей.

Обратите внимание

Помимо темы людей войны, мужской дружбы, “Три товарища” еще и о любви. Здесь труднее что-то вспомнить наизусть, потому что со временем эти крылатые фразы стали моей жизнью.

“Без любви человек только покойник в отпуске”, как-то так. “Любовь всегда портит характер”. Не буду продолжать, это бесконечно.

С любовью у меня больше ассоциируется знаменитая фраза Ленца, “ром, вишневая настойка и абсент. Пил абсент, свинья!”

Прошли годы и я перестал читать вторую часть часть “Трех товарищей”. Счет примерно “двадцать – пять” в пользу первой части (разделение условно). Почему так? Наверное это от того, что они отличаются.

В первой части всегда находишь поддержку, этот уверенный, в ежедневной неуверенности жизни, взгляд, помогает во все времена. Ремарк прекрасно показал недолговечность абсолютно всего, когда каждый час, каждый миг имеет особенною ценность, когда можно жить одним днем.

Ром, молоко солдата, бармен, три двойные порции! или взять у друга пальто, чтобы сходить на свидание. Молодость, ты здесь, ты никуда не уходила, мы все те же дети, играем в те же игры, покупаем себе те же сладости.

Почему же я так и не могу снова перечитать “Трех товарищей” до конца? Потому что что-то ушло безвозвратно и именно в этом была юность.

Источник: https://www.livelib.ru/reader/bo/book/8

Ссылка на основную публикацию