Рецензия на «капитанскую дочку» пушкина

Отзывы читателей о книге «Капитанская дочка» отзывы и рецензии читателей на книгу автора — Александр Пушкин — MyBook

Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!

Вот вздумалось мне освежить в памяти произведение, которое мы читали еще в пятом классе школы.

Честно сказать, я вообще не помнила о «Капитанской дочке» ничего, кроме того, что я ее читала, и что, кажется, именно с этого произведения у меня возникла неприязнь к Пушкину; ибо его превозносили (да и сейчас превозносят) как величайшего русского поэта и писателя, и если в начальной школе, читая чудные сказки, я вполне с этим соглашалась, то серьезная проза меня страшно разочаровала – помню, глаза спотыкались об текст, смысл ускользал, да и вообще не возникло ни интереса, ни одной положительной эмоции.<\p>

А теперь этот неловкий момент, когда вроде бы надо сказать, о чем произведение, при том что все, кроме тебя, это произведение знают. Ну, раз так заведено…

Обратите внимание

Отец решает отдисциплинировать своего сына, Петра Гринева (по совместительству главного героя) и отправляет его на службу.

В пути молодой человек успевает немало накуролесить, как и полагается молодому человеку, и даже выказать себя в роли благодетеля, а когда приезжает по месту назначения, знакомится с дочкой капитана Миронова, Марьей Ивановной.

У него вспыхивают чувства к девушке, но у него имеется соперник – офицер Швабрин, персонаж со всех сторон отрицательный, даром, что поначалу друг главного героя.

Но основная интрига романа в том, что тут очень некстати начинаются разбойные нападения Емельяна Пугачева, именующего себя государем. Родителей Марьи Ивановны он казнит, Гринева в силу некоторых причин милует. Тот отбывает в надежде привести помощь, а Марья Ивановна остается в руках Швабрина, присягнувшего на верность Пугачеву. Гринев одержим мыслью спасти любимую.

Глаза мои спотыкались об текст «Капитанской дочки» и в этот раз, но дело не в том, что мне было сложно продираться через него, нет – просто сам стиль непривычен и мне решительно не нравится, эти старорусские слова и выражения мне поперек горла.

Что касается содержания, ныне оно для меня чересчур наивно, напомнило старую детскую сказку, сохранившую в себе жизненные реалии – ну да, кое-какие персонажи погибают от рук злодея, но принц обязательно спасет заточенную принцессу, принцесса обязательно найдет способ проявить свои благородство и силу характера, даже если до этого их вроде как и не было, родители, которые против неравного брака, непременно изменят свое мнение и благословят женитьбу сына, и повествование закончится в самых учтивых выражениях и вариацией послесловия «и жили они долго и счастливо».<\p>

Это все очень мило и трогательно, но достаточно наивно для рассказа о реальной войне. Особенно учитывая то, что опущены подробности этой самой войны. Признаюсь, рассказ по факту меня несколько разочаровал. И дело тут не в моей кровожадности, просто такие подробности оживляют повествование и избавляют его от необходимости быть похожим на байку для детей.

Тем не менее, чтение было нескучным. Просто заставляло снисходительно улыбаться.

Источник: https://MyBook.ru/author/aleksandr-sergeevich-pushkin/kapitanskaya-dochka/reviews/

Отзывы детей о спектакле по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”

Отзывы на спектакль театра Гоголя «Капитанская дочка».

Храмов Коля

 Суть истории в том, как во время пугачёвского бунта дворянин Петруша Гринёв отправился служить в армию и попал в самую гущу бунта и всей истории.

В актёрской игре мне понравилось всё. А из сцен лучше всех была та, в которой показаны оборона и захват Белогорской крепости. Она была сыграна с малым количеством людей, но создалось такое впечатление, что сражалось целое войско, и оборонялась целая крепость. В общем, актёры справились со всем. Мне очень понравилось!

Тектонов Гена

 Я в первый раз увидел, как поставили спектакль в таком стиле. И мне это даже понравилось. И актёры мне понравились все, за исключением той актрисы, которая играла Машу Миронову. Вообще по десятибалльной шкале я бы поставил за актёрскую игру 7,5 баллов. Да и то, по-моему, снизил за то, что в зале было очень душно.

Текст слушать мне было интересно, и то, что происходило на сцене, было понятно.

Ядренцев Виталий

Важно

 Недавно я ездил со своим классом в театр имени Гоголя. Мы смотрели спектакль по роману Пушкина. Это история двух влюблённых во время бунта Пугачёва. Больше всего мне понравился самый конец, когда Маша Миронова встретилась с царицей и попросила, чтобы Гринёва отпустили, ведь он не был виноват в измене. Актёры мне понравились все! С удовольствием посмотрел бы ещё.

Бордуков Серёжа

 Мне понравилась постановка. Мне понравилась игра актёров. Но больше всего мне понравился актёр, игравший отцов – Маши и Гринёва (один актёр две разные роли) – Бордуков Александр Сергеевич. Мне казалось, что это было два разных актёра.

 А из сцен лучше всего была сцена атаки. Всего несколько актёров сумели сыграть целую армию.

Оганисян Маша

 Внутренняя подоплёка этой истории – взаимоотношения беглого каторжника Пугачёва с дворянами и то, как они понимают, что такое честь.

 Мне кажется, что спектакль рассчитан на более взрослого зрителя. Скромные костюмы, фактически отсутствующие декорации… Странно смотрится и то, когда человек сам описывает свои действия. Особенно мне понравилась реплика Маши Мироновой, целующейся с Гринёвым: «И они скрепили объятия крепким поцелуем». Может, стоило добавить актёра, который читал бы слова за автора?

 Мне понравился актёр, игравший Швабрина, он играл выразительно, возможно, единственный из всех актёров.

 Мне не очень понравился спектакль, особенно начало. Было душно и скучно. Но вот второе действие было интересней.

Айрапетян Артур

 Мне понравилась постановка пьесы. Сначала актёр проговаривал то, что происходило, а уже потом произносил свою реплику. Иначе ничего бы не получилось. Ведь роман Пушкина играть, наверное, тяжело. Может, даже почти нереально. Режиссёр хорошо сделал свою работу, ну, а об актёрах даже слов нет.

 Эффектов почти никаких не было, но в них и нужды не было.

Совет

 Особенно мне понравился актёр, который играл Савельича. У него и по роману роль хорошая, и сыграл он всё это дело отлично. То же самое и с Пугачёвым.

 Несмотря на всё это, по-моему, это произведение не для театра.

Корнеев Рома

 Это история про молодого офицера, который влюбляется в капитанскую дочку и во время пугачёвского восстания пытается её спасти, от чего и страдает.

 Пьеса поставлена по роману, поэтому все свои действия актёры проговаривают. Все разговорные сцены получились отлично. Было такое ощущение, что читаешь саму книгу.

 А вот сцены, которые должны были вызывать грусть, по-моему, не получились и были самым слабым местом спектакля. И иногда было нелегко понять, где именно происходит действие.

Аверченко Митя

 Основной упор в спектакле, как и в книге, сделан на двух сценах: спасении Пугачёвым Петруши и разговоре в крепости. Постановка была не всегда хороша. К примеру, мне не понравилось, как была показана дуэль Швабрина и Гринёва. Они вспрыгнули на какое-то бревно и начали исполнять что-то вроде танца, держа шпаги на отлёте и в стороны!

 Мне спектакль не понравился. Мало диалогов, зато актёры произносят такие реплики: «Петруша сел». И это говорит сам актёр, играющий Петрушу! Вывод: книга очень хорошая, но ставить её трудно.

Боровецкая Вика

 Постановка интересная, но вот то, что герои говорили о себе, но не от себя, мне не понравилось. Актёр, игравший Гринёва, по-моему, сумел выразить своего героя, а вот Маша нет. Костюмы мне понравились.

Ощепков Тима

 Перед актёрами стояла трудная задача: «сыграть» роман. В романе ведь описываются больше действия персонажей, и если актёры только их и будут совершать (молча), то мало что будет понятно. А режиссёр сделал по-другому: актёры просто комментировали то, что они делали. И получилось очень красиво.

Алимов Никита

Обратите внимание

 Мне понравился спектакль тем, что действие неслось очень быстро. Много событий было показано за такое короткое время.

 Мне очень понравились актёры, игравшие Савельича и Пугачёва. Они играли так, как будто это жизнь. Они жили игрой и играли жизнью! Они полностью вжились в свои роли!

Анна Константиновна

 И мне понравился спектакль. Конечно, он для людей постарше, очень уж необычная трактовка, как вы, наверное, поняли из отзывов ребят. Мнения у них разные, но, как правило, это свидетельствует именно о неординарности режиссёра.

 Чудесной идеей было поручить актёрам, игравшим «второстепенных» персонажей, по две роли. Обидно выйти на сцену пару раз за весь вечер, от этого и желание играть рано или поздно пропадёт.

А так актёрам пришлось в буквальном смысле слова перевоплощаться, и не за счёт париков, грима и костюмов, а за счёт игры.

То, что ребята даже не поняли, что один и тот же актёр играет отцов Маши и Петруши или одна и та же актриса исполняет роли матери Маши и императрицы, свидетельствует о прекрасной игре и настоящем профессионализме. (Понял только Серёжа Бордуков, но ведь на сцене был его дядя!)

 И отдельный комплимент нашим детям: в который раз радуюсь тому, как они ведут себя в театре. Причём все. Ребята умеют и слушать, и смотреть. Просто сидишь и гордишься весь спектакль.

Сергей Леонидович

Прибавить к тому, что уже сказано детьми и Анной Константиновной, почти нечего. Повторяться, наверное, ни к чему. Поэтому скажу вот о чём.

<\p>

Важно

Меня поразило музыкальное сопровождение к спектаклю – музыка к пушкинской повести «Метель», написанная Георгием Свиридовым.

Она как нельзя кстати звучала и в спектакле по повести «Капитанская дочка», в которой тоже, как известно, есть своя метель. И ещё какая! Целый буран!

Я по идее должен был следить во время (а также до и после спектакля) за тем, как ребята себя ведут. В случае чего призвать их к порядку. Но, честно признаться, в какой-то момент я просто забыл об этой своей миссии. Смотрел на сцену, радовался тому, что попал на хороший спектакль с замечательной игрой актёров; радовался тому, как внимательно и заинтересованно ребята смотрят спектакль.

Не зря, знать, мы сеем разумное, доброе, вечное. Прорастает же!

Источник: http://www.liveedu.ru/794-otzyvy-detejj-o-spektakle-po-povesti-a.s..html

Готовимся к ЕГЭ. Занятие 8: Рецензия на авторский текст

Здравствуйте! Напомню, мы учимся писать рецензию-эссе, опираясь на книгу М. Карнауховой “Русский язык: понимаю – пишу – проверяю”. Тренировочный текст представлен в первом занятии. 

Читайте также:  Можно ли простить измену?

Ответы на задания предыдущего занятия: 

1 – 4, 2 – 3, 3 – 2, 4 – 3, 5 – 2, 6 – 3. 

Занятие 8. Сочинение – рецензия на авторский текст. Что такое рецензия; тема, идея и основная мысль сочинения; алгоритм продумывания и составления плана сочинения на черновике 

Сейчас мы обобщим почерпнутую ранее информацию для создания алгоритма написания сочинения – рецензии на текст, представленный в тренировочном варианте ЕГЭ. 

Чтобы написать рецензию на авторский текст, необходимо: 

1) следовать алгоритму коммуникативной ситуации: сначала вы воспринимаете авторский текст как читатель и исследователь, а затем сами становитесь автором, продумываете и создаёте текст, предназначенный другому читателю и исследователю; 

2) взять черновик, ибо без составления развёрнутого плана, набросков на черновике, оттачивания своих мыслей, написания и исправления написанного вам не обойтись. 

Итак, тема вашего будущего сочинения – рецензия. Толковый словарь определяет это понятие в отношении литературы как вид критики, статью, дающую анализ, оценку литературному произведению.

Следовательно, в названии темы вашего сочинения утверждается, что вы пишете рецензию на авторский текст, а исходя из понятия слова “рецензия” раскрыть тему – значит провести анализ этого текста и вынести ему личный приговор. Поэтому: 

1) тема любой рецензии – выяснение обозначенных автором проблем и объяснение своеобразия авторской позиции; 

Совет

2) идея любой рецензии – обоснование своей авторской позиции – согласия или несогласия со взглядом автора на поставленные им проблемы; 

3) ведущий речевой тип любой рецензии – рассуждение, которое внутри может иметь описательные фрагменты; 

4) структура рецензии в основном (но не всегда) такова: 

а) в завязке тезис: рецензент обозначает тему (предмет) своего рассуждения (тип речи рассуждение); 

б) в основной части анализ: происходит раскрытие темы (рассуждение и описание); 

в) в заключении вывод: позиция рецензента (рассуждение). 

Предложенный в ЕГЭ текст – эссе Ф. Искандера о “Капитанской дочке” А. Пушкина и, в частности, о Савельиче и его взаимоотношениях с Гриневым. Следовательно, у вас двойная задача: а) вспомнить “Капитанскую дочку” и составить собственное мнение о героях повести Гриневе и Савельиче; б) сопоставить своё и авторское отношение к этим героям.

Алгоритм составления плана рецензии и написание сочинения в черновике

План в черновике (чёрный курсив – вопросы рецензента самому себе).  Сочинение в черновике (светлый курсив – цитаты, подтверждающие мысли рецензента).
 I. Вступление Как моё вступление может перекликаться с темой авторского текста? Как мне сразу указать стиль и тип авторского текста? Автор текста (публицистического, эссе, рассуждения) уже во вступлении объявил, что в дальнейшем речь пойдёт о “Капитанской дочке”. Я в своём вступлении сразу скажу, что эта тема мне знакома и интересна. II.    Анализ текста и позиции автора (по абзацному членению) 1) Тема исходного текста и задача автора. Что интересует автора текста? Какова задача автора? Автора интересует Савельич и его взаимоотношения с Гриневым. Он захотел высказать собственное мнение по этому поводу. 1)    2) Идея и основная мысль. В чём своеобразие авторского восприятия? Как автор оценивает Савельича? Автор считает Савельича одним из главных героев повести, на самом деле не рабом Гринева, а хозяином положения.Почему он так считает? Такое положение даёт Савельичу любовь к Петруше. Какой вывод делает автор? Какова основная мысль текста? “Любовь – главнее всех”. Как автор объясняет своё восприятие Савельича, какие аргументы приводит в обоснование своей позиции? Он высказал предположение, что, видимо, Пушкин сам тосковал по такой любви и “переодел” свою няню в одежды Савельича. 3) Лексическое и иное своеобразие текста, помогающее автору раскрыть тему и идею и воздействовать на читателя. Есть ли композиционное своеобразие? Текст начинается с экспозиции. Экспозиция и заключение логически связаны.Какая мысль проводится автором в экспозиции и развязке? Убеждает ли нас автор? И там и там автор проводит мысль, что существуют произведения, которые оставляют след на всю жизнь и к которым всё время хочется вернуться. С помощью каких лексических средств автор воздействует на читателя? Убедительна ли его позиция? 1)    Повтор слова “наслаждение”; 2)    синтаксический параллелизм (“Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше!”);риторический вопрос, восклицание, антонимические сочетания (“Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения!”). III. Заключение Моё отношение к проблемам, затронутым автором, согласие или несогласие с его выводом. Что для этого необходимо? 1. Определить своё отношение к Савельичу и Петруше.2. Сопоставить своё отношение к героям повести Пушкина и отношение к ним автора исходного текста. Здесь я выражу свою основную мысль и свяжу заключение и вступление своего текста. Какая основная мысль моей рецензии? Я не во всём согласен с автором эссе, что только подчёркивает значение “Капитанской дочки”. Сразу, только начав читать эссе Ф. Искандера, вспомнил я собственные ощущения от “Капитанской дочки” А. Пушкина. И дальше было интересно наблюдать рассуждения публициста и его восприятие героев этой повести. Автор-публицист решил выбрать темой своей статьи размышления над образом Савельича и его взаимоотношениями с Гриневым. Савельич, по мнению Ф. Искандера, один из главных героев повести, появление которого он ждал “с величайшим наслаждением”.<\p> Савельич, утверждает автор, был вовсе не рабом Гринева, а хозяином положения, и это положение давала ему любовь к Петруше. Искандер вспоминает, что ещё в детстве, слушая “Капитанскую дочку”, “чувствовал комическую перевёрнутость психологических отношений хозяина и слуги“, и уже тогда у него возникла мысль, что только любовь может быть причиной таких отношений. “Любовь – главнее всех“, – делает вывод автор, и этот вывод есть основная мысль текста. Искандер, очевидно, искал объяснение своему восприятию отношений персонажей, в связи с чем он высказывает предположение, что, “видимо, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича“. Экспозиция и заключение авторского текста логически связаны: и там и там автор проводит мысль, что главным и неизменным признанием удачи литературного произведения является желание “вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение“. И мы уверены, что “Капитанская дочка” для Искандера – как раз такое произведение. Автор-публицист использует лексические средства, свойственные художественной литературе и способствующие интересу читателя к занимаемой автором позиции. Главное слово его статьи – “наслаждение“, которое он повторяет каждый раз, когда речь идёт о любимой повести или любимом герое. Савельич предстаёт перед нами выпукло благодаря синтаксическому параллелизму (“Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше!“), риторическому вопросу, воклицанию, антонимическим сочетаниям (“Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения!“). Такое эмоциональное восприятие персонажа передаётся и читателю.   Прочитав статью Искандера, я подумал, что моё восприятие Савельича не совсем совпадает с авторским. Да, Савельич любил Гринева, но это так естественно показано Пушкиным, что моё внимание было всё-таки сосредоточено на образах Гринева и Пугачева (наверное, соглашусь здесь с Цветаевой – я тоже всё время ждал появления Пугачева). Однако точка зрения автора интересна и является подтверждением, что “Капитанская дочка” – великое произведение, раз может иметь множество прочтений.

Задание. Перепишите сочинение в тетрадь – это будет полигоном для оттачивания умения создавать высказывания и иллюстрацией уровней языковой системы. Рассмотрите варианты вступлений и заключений.

Варианты вступления: 1) если авторский текст на тему, вам знакомую, то сразу можно указать на этот факт (как в нашем случае); 2) если авторский текст на тему, вам не знакомую (вы не читали непрограммного произведения, не видели картины, не слышали исполнителя, не бывали в описываемом месте и т. п.

), то можно сразу это обозначить, указав, что текст автора вызвал ваш интерес;

3) если авторский текст на абстрактную для вас тему (рассуждения о смысле жизни, описание какого-то человека, явления природы), то можно сказать, что такие тексты, как этот, всегда заставляют задуматься (вызывают отклик в душе).

В соответствии с этим возможны следующие варианты заключения:

1) на п. 1 – обоснованная ваша позиция согласия или не согласия (как в нашем случае) с позицией автора текста; 2) на п. 2 – обоснованная позиция, почему авторский текст и авторский взгляд вызвал ваш интерес.

Желательно приведение 1-2 примеров из вашей жизни, аналогичных представленному автором; 3) на п. 3 – обоснованная позиция, почему авторский текст и авторский взгляд вызвал ваш интерес. Желательно приведение 1-2 примеров из вашей жизни, аналогичных представленному автором.

При написании заключения в тексте ЕГЭ ориентируйтесь на рекомендации в задании.

Источник: https://rg.ru/2010/10/14/rissky8.html

“Капитанская дочка”, А. С. Пушкин :: KakProsto: отзывы о товарах и услугах

Отзывы о «”Капитанская дочка”, А. С. Пушкин»

Произведение посвящено восстанию Емельяна Пугачева, но захватывает гораздо большее количество тем. Тут переплетается все: любовь и ненависть, дружба и предательство, родительская любовь и юношеская независимость. Отдельно стоит отметить способность автора раскрывать образ настоящей, красивой, русской женщины. Маша Миронова сумела из обычной скромницы превратиться в отважную защитницу собственной любви. Именно этот образ дал название произведению – «Капитанская дочка». Что касается главного героя произведения – Гринёва, то он продуман и изображен довольно слабо, но все-таки это ключевая фигура в тексте.

Читать полностью

«Капитанская дочка» – известное произведение Александра Сергеевича Пушкина Как и многие другие произведения светила нашей российской литературы, «Капитанская дочка» Пушкина для меня произведение в чем-то даже загадочное. Вроде бы простейший сюжет, небольшая событийная насыщенность, но какой язык и какое «второе дно»! На мой взгляд, книги, которые посвящены литературоведческому разбору «Капитанской дочки», уже насчитывают несколько десятков, а в будущем это количество будет только увеличиваться. А значит для простых читателей с каждым годом будут открываться новые горизонты этого великого произведения.

Читать полностью

Одно из любимых произведений Александр Сергеевич Пушкин – один из моих любимых авторов. Мне нравятся и его стихотворения, и проза. «Капитанскую дочку» я читала несколько раз. Первый – в школе. Честно говоря, прочла «взахлеб», не могла оторваться от сюжета. Второй раз перечитывала уже в зрелом возрасте, но воспринималось все, как в первый раз. Мне понравился сюжет повести. Здесь есть все: и любовь, и дружба, и предательство, и какая-то доброта (стоит вспомнить, как Пугачев помиловал Гринева и Машу). Для меня это произведение одно из любимых,…

Читать полностью

Кодекс чести Петра Гринева Если признаться, то я не очень люблю прозаические произведения А.С.Пушкина, хотя и прочитала почти все из них. Но вот повесть «Капитанская дочка» мне нравится своим интересным и увлекательным сюжетом, а также тем, что автор затронул такие важные проблемы, как честь, совесть, мужское и женское достоинство. Это произведение, которое Пушкин создал еще в первой половине XIX века, актуально также и сейчас. Современен главный герой – Петруша Гринев, который стремится в Петербург, чтобы пожить там на широкую ногу. Но его мудрый отец,…

Читать полностью

Классическая повесть о любви «Капитанская дочка» Честно говоря, перечитывать школьную программу мне никогда не хотелось. В свое время набили оскомину книги и Толстого, и Пушкина, и Гоголя, то есть всех русских классиков. Но дело было на даче, все дела кончились, зарядка планшета села, и пришлось искать хоть какую-нибудь литературу для отдыха. Нашла только «Капитанскую дочку». Классическая история, надоевшая еще в школе, вдруг понравилась. Появилось что-то человеческое в образе Пугачева, вызвали искреннюю симпатию возлюбленные Маша и Гринев. Прекрасный язык Пушкина совсем по другому проявился в прозе. Не…

Читать полностью

Источник: https://www.kakprosto.ru/otzyvy/reviews-26631-quotkapitanskaya-dochkaquot-a-s-pushkin

Капитанская дочка – Александр Пушкин

Вы здесь

“Капитанская дочка” общепризнана историческим романом, хотя некоторые считают ее повестью.

События, описываемые Александром Пушкиным в “Капитанской дочке”, происходят во времена Пугачевского восстания.

Первая публикация “Капитанской дочки” была сделана в 1836 году, когда журнал “Современник” напечатал роман и начались его продажи, однако в тот момент имя Пушкина, как автора, не было указано.

Известно, что Александр Пушкин решил создать произведение в духе исторического романа еще в 20-е годы XIX века. Роман “Капитанская дочка”, который вы можете купить через наш сайт или читать онлайн, относится к ряду произведений, которые вышли из под пера русских писателей в ответ на успешные премьеры романов, чьим автором стал известный Вальтер Скотт.

Александр Пушкин замыслил сюжет книги “Капитанской дочки”, работая над историчискими хрониками “История Пугачевского бунта”.

Для того чтобы найти подходящие и, самое главное, достоверные исторические материалы для будущего романа, Пушкин отправился на Южный Урал – там писатель отыскал очевидцев тех событий XVIII века.

  • Часть сюжетных линий из романа “Капитанская дочка” имеют аналогию с произведениями Вальтера Скотта. На этот факт указал, например, Чернышевский.
  • Книга “Капитанская дочка” получила первую публикацию не под именем Пушкина, как автора, а как записки покойного Петра Гринёва. Журнал “Современник” напечатал роман за месяц до гибели Пушкина.
  • Этот роман великого русского писателя имел огромный успех как в России, так и зарубежом. “Капитанскую дочку” экранизировали, ставили оперы по ее мотивам и даже балет.

1928 — Гвардии сержант («Капитанская дочка»), реж. Юрий Тарич (СССР).

1934 — Волга в огне (фр.)русск., реж. Вячеслав Туржанский (Франция).

1947 — Капитанская дочка, реж. Марио Камерини (Италия).

Петр Андреевич Гринёв – 17-летний молодой человек, прапорщик

Алексей Иванович Швабрин – является антагонистом Гринёва, юный офицер

Марья Ивановна Миронова – юная девица, которая приходится коменданту крепости дочерью

Архип Савельич – назначен следить за Петром и помогать “дитяте”, является “холопом”

Иван Кузьмич Миронов – комендант крепости, старик

Василиса Егоровна Миронова – супруга Ивана Миронова

Вы можете оставить свой отзыв на книгу «Капитанская дочка». На нашем сайте мы предоставляем возможность купить почти все размещенные книги. Покупку можно совершить как электронной книги, так и бумажной, а некоторые книги есть в аудиоформате. Также для большинства книг доступен для чтения online ознакомительный отрывок, и есть возможность скачать часть книги в форматах: epub, rtf, txt и fb2.

09/28/2017 – 23:19 Катерина

Пушкин – самый знаменитый русский поэт. На его счету огромное количество стихотворений, поэмы, прозы, сказки, не знать Пушкина – невозможно. Перечитав еще в детстве большинство его сказок, стихотворений, я ожидала захватывающего прозаического произведения с глубоким смыслом.

Капитанская дочка – исторический роман, действие которого происходит во время востания Пугачева.

Обратите внимание

Главный герой, Петр Андреевич Гринев – дворянин, получивший довольно… Читать весь отзыв

Другие книги писателя

Похожие книги

<\p>

Источник: https://reedcafe.ru/book/kapitanskaya-dochka

Капитанская дочка

 

Книга вышла с свет в 1836 году. Действия происходят во времена восстания Емельяна Пугачёва. Александр Пушкин осветил в этом произведении проблему нравственного выбора молодёжи в критически трудные моменты своей жизни.

Вопросы о сбережении морального достоинства, долга и чести чтились во все времена, поэтому даже по прошествии более 180 лет после публикации этой книги, она будет интересна современным читателям.

Кто написал

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) — русский поэт, писатель, драматург, историк, публицист. Стал признанным русским классиком при жизни. Основоположник современного русского литературного языка.

Особенности жанра

Определить жанр этого произведения довольно трудно, так как ему присущи особенности и повести, и романа. Произведение небольшое по объёму, как повесть и внушительное по содержанию, как роман. Правильно будет называть его и так , и эдак.

В «Капитанской дочке» описывается жизнь дворянских семей Гринёвых и Мироновых, и история любви Петра Гринёва к Маше Мироновой.

На другом плане — история бунта Пугачёва, тесно переплетённая с историей Петра Гринёва., поэтому это произведение ещё называют социально-историческим романом. Написана книга в форме мемуаров, которые Петр Гринёв записал в преклонном возрасте для своих внуков.

История создания

Александр Пушкин начал писать эту книгу в 1833 году. Кропотливая работа, которую он провёл по исследованию архивных материалов о восстании Емельяна Пугачёва, говорит о том, что он подошёл к написанию этой книги с большой ответственностью.

Пушкин выпросил о разрешении изучить следственное дело бунтаря Пугачёва. Затем он поехал в те места, где проходили бунты и осматривал местность происходивших событий. В те времена были ещё живы очевидцы тех событий, с которыми Пушкин беседовал и записывал воспоминания.

«Пугачёвщина» — социально острая тема во времена жизни Пушкина. Она затронула огромные массы крестьянства, казачества и малых народов Поволжья и Урала. Потрясла самые основы правления Екатерины Второй, при которой всё это происходило.

Роль Емельяна Пугачёва Пушкин не преуменьшил, а отобразил то значение, которое он имел на самом деле — глава крестьянского восстания, фигура исторического масштаба.

На протяжении трёх лет, когда писалась повесть, автор менял имена главных героев, самих действующих лиц, план построения сюжетной линии, то есть видно, что ему далось нелегко описание противостояния двух классов — дворян и крестьян. Тема, как мы уже отметили, очень животрепещущая в те дни.

Годы, проведённые А. Пушкиным в изучении архивных материалов, не прошли даром. Скоро он написал «Историю Пугачёва» — исторический труд и «Капитанскую дочку» — художественное произведение, реалистично описывающий те события.

Образ Екатерины второй

Образ Екатерины II, как благодетельницы, прежде всего понадобился из цензурных соображений. В романе «Капитанская дочка» предводитель крестьянских бунтов Емельян Пугачёв предстаёт в положительном ключе, что не позволило бы опубликовать это произведение.

Пушкин постарался произвести впечатление на императрицу, дав ей исключительно прекрасную характеристику. Этому способствовало описание встречи Екатерины с Машей, которая пришла заступиться за жениха.

Встреча проходила в прекрасное солнечное утро в Царском селе, где был парк с липами и озеро, на котором плавали лебеди. Екатерина выступила в светлом образе защитницы — «обласкав бедную сироту», отпустила её.

К тому же сюжет «закручен» так, что очень тяжело было бы закончить рассказ о двух влюблённых без трагической развязки. Вовремя заступившаяся императрица, разрубила глубоко завязанный узел. Счастливый конец этой запутанной истории всех устраивал.

Краткое содержание

Пётр Андреевич Гринёв, от имени которого ведётся рассказ, вспоминает о времени, когда жизнь его свела с атаманом крестьянских бунтов Емельяном Пугачёвым. Гринёв вырос в дворянской семье. Родители были не очень богатыми, поэтому не могли дать своему ребёнку достойное воспитание.

Пётр только к 12 годам при помощи своего дяди выучился грамоте. Бегая с деревенскими мальчишками наравне, мечтал о Петербурге. Он представлял себе весёлую столичную жизнь и Семёновский полк, в который был записан ещё до рождения.

Отец распорядился иначе. Вместо раздольной жизни в Петербурге он отправил его в Оренбургскую крепость, чтобы тот «понюхав пороху» стал настоящим мужчиной. На дорогу дал наставление «беречь честь смолоду».

Важно

По дороге в крепость 17 летний Петруша и его дядя Савельич заблудились. На улице страшный буран и если бы не не помощь незнакомого человека, то неизвестно чем бы их путешествие закончилось. Петруша решил отблагодарить спасителя и на прощание подарил тому заячий тулуп.

Приехав в крепость, увидел то, что совсем не ожидал увидеть. Вместо многочисленного войска несколько «инвалидов», а на вооружении единственная пушка.

Заправлял всем этим «хозяйством» комендант Иван Кузьмич Миронов — не образованный, зато очень честный и порядочный человек. Иван Кузьмич всецело доверяет вести дела крепости своей жене Василисе Егоровне. Гринёв быстро сошёлся с семейством Миронова. Дочка Мироновых — Мария Ивановна очень ему понравилась.

Близким другом стал сослуживец офицер Швабрин. Но дружба закончилась, когда тот нелестно отозвался о Машеньке Мироновой. Гринёву, чтобы защитить честь любимой им девушки, пришлось вызвать обидчика на дуэль. Во время дуэли Швабрин ранит Петра в плечо.

Мария ухаживает за раненым. По её рассказам оказалось, что Швабрин когда-то сватался к ней, но получил отказ. Пётр пишет письмо к родителям, прося в нём дать разрешение на брак с Машенькой. Но из-за того, что она бесприданница не получает родительского благословения.

Идёт 1773 год. На Руси созрел и вылился в кровавое побоище крестьянский бунт под предводительством Емельки Пугачёва. Крепость захватили, комендант вместе с женой погибает, не успев отправить дочь подальше. Гринёва отпустили, ведь по странному стечению обстоятельств Емельян Пугачёв — это тот человек, которому они подарили заячий тулуп!

Что произошло дальше и остались ли вместе Мария Миронова и Пётр Гринёв читайте в книге Александра Пушкина «Капитанская дочка». Читать в booksonline просто и увлекательно.

Источник: http://booksonline.com.ua/review.php?book=11394

Александр Пушкин «Капитанская дочка»

Петруша Гринев, по настоянию сурового отца, отправлен служить под начало генерала Р., в крепость Белогорскую. Там он встречает Алексея Швабрина, который станет его смертельным врагом, и Машу Миронову, которая будет крепко любить его всю жизнь

Написано в 1833-1836 гг.

Первое издание: «Современник», т. IV, СПб., 1836, стр. 42—215.

«Пропущенная глава» (под загл. «Новая глава из „Капитанской дочки“ Пушкина»): «Русский Архив», 1880, № 3, стр. 218—228.

В произведение входит:

9.00 (2)

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.

Входит в:

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 111

Активный словарный запас: низкий (2556 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 7% — на редкость ниже среднего (37%)!<\p>

подробные результаты анализа >><\p>

Экранизации:

— «Капитанская дочка» 1928, СССР, реж: Юрий Тарич<\p>

— «Капитанская дочка» 1958, СССР, реж: Владимир Каплуновский<\p> 

1838 г.
1887 г.
1891 г.
1899 г.
1904 г.
1904 г.
1935 г.
1936 г.
1936 г.
1937 г.
1938 г.
1953 г.
1953 г.
1955 г.
1957 г.
1961 г.

1964 г.
1964 г.
1964 г.
1967 г.
1968 г.
1968 г.
1969 г.
1974 г.
1975 г.
1975 г.
1976 г.
1977 г.
1978 г.
1978 г.
1979 г.
1979 г.
1980 г.
1981 г.
1982 г.
1983 г.
1983 г.
1983 г.
1983 г.
1984 г.

1984 г.
1985 г.
1986 г.
1986 г.
1986 г.
1988 г.
1992 г.
1997 г.
1998 г.
1998 г.
1999 г.
1999 г.
2001 г.
2001 г.
2001 г.
2002 г.
2002 г.
2004 г.
2004 г.
2006 г.
2006 г.
2007 г.
2007 г.
2008 г.

2008 г.
2008 г.
2008 г.
2008 г.
2008 г.
2009 г.
2009 г.
2010 г.
2010 г.
2010 г.
2010 г.
2011 г.
2011 г.
2012 г.
2012 г.
2012 г.
2013 г.
2013 г.
2013 г.
2014 г.
2014 г.
2014 г.
2014 г.
2014 г.

2015 г.
2015 г.
2015 г.
2017 г.
2017 г.
2017 г.
2018 г.
2018 г.
2018 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2014 г.
2014 г.
2015 г.
Издания на иностранных языках:
2004 г.

Доступность в электронном виде:

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

nikalexey, 13 января 2011 г.

Капитанская дочь является ярким примером многогранности таланта Пушкина. Здесь он предстает перед читателями не только как талантливейший поэт, прославившийся своими стихотворениями и поэмами: лирическими, веселыми, иногда грустными.

Но в Капитанской дочери он является в первую очередь прозаиком, причем создателем серьезного исторического драматического произведения, раскрывающего всю глубину трагедии гражданской войны, которой по сути и являлся крестьянский бунт, возглавляемый Пугачевым.

Совет

Сам Пугачев в романе прописан довольно живо и подробно, хотя и не является главным героем. Вместе с тем его образ довольно сильно идеализирован. Перед читателями он предстает эдаким добрым правителем, благодетелем, мудрым и справедливым.

Хотя, положа руку на сердце, можно с уверенностью сказать, что едва ли этот образ соответствует действительности — слишком уж тяжелые и страшные времена тогда были, не располагающие к таким проявлениям милосердия.

Зато в остальных подробностях: описаниях быта того времени, места действия (крепость), персонажей — Пушкин постарался на славу. Все действия предстают перед читателем настолько реально, что создается впечатление, будто Пушкин сам был там, записывая каждые подробности того небольшого эпизода в рамках восстания, охватившего значительную часть Российской Империи.

Поэтому и можно читать данное произведение и как исторический, и как трагический роман.

Советовать или не советовать читать Капитанскую дочь — довольно наивно и глупо. Едва ли найдется слишком много любителей литературы, незнакомых с этим великим и гениальным произведением.

vfvfhm, 25 сентября 2015 г.

Перечитал (к сожалению!) впервые за много лет, больше таких перерывов делать не буду! Потому что убедился, что это, возможно, лучший роман, написанный на русском языке. По сию пору! Идеальное соотношение содержания и формы, как будто эталон для учебников по литературоведению.

Но помимо прочих равных, насколько же это смешная книга! Всю первую главу читая, я ржал и бился, что твой Боратынский! Собственную фразу «мы все учились понемногу…» Пушкин развернул во всей своей неприглядной красе.

<\p>

А лапидарность его языка, которой и спартанцы бы позавидовали! Двумя-тремя словами он и бурю может во всей красе описать и сражение, и осаду города и любовь. Иногда хочется, чтобы Пушкин своими короткими, острыми, словно грани бриллианта фразами, страниц 500 написал.

Обратите внимание

Но понимаешь, что есть предел и совершенству, и имя его — соразмерность. Иначе читатель помрет от эстетического шока, слишком круто!

Из всех персонажей хотел бы выделить два характера.

Савельич — фигура комическая, но насколько же глубокая! И любовь ему присуща, и верность, и беззаветная храбрость!<\p>

И конечно же, Пугачев! Читая главы о его встречах с Гриневым, не мог отделаться от воспоминаний и сравнений с любимейшим сериалом «Спартак».

Пушкин великолепно показал, а я увидел, что предводителей народных восстаний всех времен и народов объединяет общая черта. Какой-то невероятный сплав потрясающей воли и харизматичности и вместе с тем предопределенности их судьбы, их собственная обреченность.

Они и порясатели основ породившего их общества и жертвы неизбежности исторического процесса. И величие их в том, что прекрасно понимая свою роль и свою участь, они не отступают, понимая и всю важность своей миссии.<\p>

Кстатии о самой капитанской дочке. Многие, вслед за Цветаевой, критикуют ее как самый невзрачную личность.

Но ведь она и сама проявила изрядное мужество и силу воли. Оставшись одна-одинешенька в стане врагов, она тем не менее не уступила Швабрину, готова была погибнуть, но не поступиться своей честью, как и ее суженый Гринев. А в конце романа и того более. Представьте себя на ее месте.

Юная девица из самого глухого угла империи, без всяких связей или элементарной помощи едет к самой императрице просить за государственного преступника! Многие ли на такое решились бы на ее месте?

Ой не зря Пушкин назвал свю книгу именно «Капитанская дочка«!

sam0789, 3 мая 2018 г.

Важно

Не читала в школе… Не помню почему.. Почему уверена, что не читала – потому что для меня вообще новый сюжет. Ни строчки знакомой не вспомнила.

Если говорить о прочитанном сегодня – не пошло. Не вызвало интереса! Сюжет – для меня (не хочу оскорблять ничьи чувства) – ни о чем. Вырос молодой человек, отправили служить. Помог человеку. Влюбился. И, скажем так, отстоял любимую. Пошел против Пугачева.

Ну, ладно, не то чтобы пошел, но не побоялся сказать противную точку зрения в лицо. Может сыграло огромную роль, что Пугачев не из тех, кто забывает помощь… Но Гринева он не трогал, а даже пошел навстречу.

Наскоро свадьбу сыграл 🙂 Аж Гринев опешил 🙂

Удивили родители Гринева – писал он им о своей избраннице, просил благословения на брак – нет, не дали! Привез, значит, Машу, как жену – приняли без всяких споров 🙂 Интересно, как сложилось бы всё, не пойди родители изначально против?<\p>

В целом оказалось не моя история!

igor_pantyuhov, 23 мая 2015 г.

Самое мое любимое произведения у великого Пушкина. Если меня спросят, с чем у меня прежде всего ассоциируется имя автора, то безусловно я назову Капитанскую дочку. А ведь ходили слухи, что Пушкину подсказал сюжет Гоголь.

Как бы то ни было, а вещь получилась отличнейшая. Если сам автор у меня ассоциируется с данным произведением, то само оно у меня вызывает в памяти один момент. Самый яркий в повести. Это притча, которую рассказывает Пугачев.

Запомнилась на всю жизнь…

Тут Пушкин выступает в непривычном для нас ключе. В роли писателя, но не поэта, а прозаика. До этого у Пушкина я читал только стихи. Ну как читал.. Заставляли в школе)) Как и всех..))) Но это произведение мне полюбилось с первой строчки..

И дальше меня уже никто не заставлял…Невероятно подробная картина осады крепости, и достоверная.. Что в общем-то для писателя, является вовсе необязательным условием…

Совет

Очень хорошо описан быт офицерства и простых солдат, сам Пугачев описан тоже довольно хорошо..

Эта история не только о русском бунте, бессмысленном и беспощадном.. Но также и о судьбах людей.. О том, как повлияли на них, и как их изменили, происходящие события. Это история о том, что даже в условиях бунта, живут такие чувства как сострадание, милосердие, любовь. Оценка 10/10.

Error, 12 июня 2017 г.

Да, прекрасное произведение гения русской классики. Однозначно показано — правдо как — то уж вскользь — народный бунт в Российской губернии. Уж как — то слабо и, простите, мило.

У Пушкина свой литературный казус в прозе, и он же и конёк — явная психологическая и литературная проблема о том, что де в России на тот момент нет хорошего русского роман — са.

Да — с, судари мои! Во многих его произведениях, вплоть до «Евгения Онегина» прослеживается образы молодых барышен на выдане восспитанных в провинции на батюшкиных библиотеках заполненных книгами немецких и французких романистов того времени, по героям коих и первоначально страдают и млеют юные героини.

Видимо, возмущению Пушкина в этом плане небыло предела и он пытался восполнить пробел. От того и произведения кажутся не столь органичными и где — то вымучинными. В отличии от великолепного и неподражаемого, лёгкого и прекрасного гения молодого Ю. Лермонтова. Особенно с его «Героем», произведением на порядки выше Пушкиновской «Капитанской дочки». Хотя, думаю сравнивать не стоит…

Alexander The Fi, 9 июня 2016 г.

Единственная книга, кроме ГП, которую я читал ночью!!!

Написано гениально, оторваться не мог!

Но помимо того, как написано, стоит отметь и кем — юношей тридцатилетним!!! Гений, люблю тебя, русская классика!Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

<\p>

Источник: https://fantlab.ru/work149436

Ссылка на основную публикацию