Словотворчество владимира маяковского

Vikent — Поэтические приемы В.В. Маковского

Викентьев И.Л.

Youtube

«Перед поэтом, творцом слова, революция поставила такие задачи:

1) изъять из поэзии и сдать в музей истории старый словесный хлам (все эти Эросы, Гекаты, Алкмены, фиалы, веси, чарования, молитвы, таинства и пр.) — одним словом, разгромить словесную буржуазию дочиста и притом без всяких нэпов (в идеологии никаких нэпов быть не может),

2) все слова, запятнавшие себя более или менее длительным соглашательством с буржуазией и попахивающие её бытом, прополоскать с мылом и проветрить на революционном воздухе, иначе говоря — дать им новое революционное применение, и

3) творить новые слова параллельно творимой жизни.

И у Маяковского, начавшего творить поэтическую революцию ещё до революции политической, мы видим и то, и другое, и третье.

Обратите внимание

Сравните его лексикон с лексиконом любого из его предшественников, и, даже при самом поверхностном взгляде, от вас не укроется, что без основательной революционной чистки здесь дело не обошлось.

Уже не говоря о таком хламе, как фиалы, чары и Алкмены, но даже и такие общеупотребительные, буквально встречавшиеся через каждые 10 строк в старой поэзии слова, как очарованный, таинственный, сладостный, блаженный, пленительный и т. д., едва ли мы найдём, пересмотров страницу за страницей «Всё написанное В. Маяковским». […]

Перейдём к словотворчеству.

У Маяковского нет выдуманных слов. Слова у него размножаются почкованием. Они вырастают, как ветви на дереве языка. От этого язык Маяковского, несмотря на свою новизну и внешнюю изощренность, от первого до последнего слова социален. Индивидуалистичности в нём нет и следа. Это подлинный язык революции.

Приёмы словотворчества у Маяковского сводятся в общем: 1) к сокращениям слов; 2) изменению их окончаний; 3) употреблению новых приставок; 4) превращению глагола в существительное, существительного в глагол, наречия или прилагательного в существительное и т. д.; 5) сведения двух слов в одно;<\p>

6) употребление слова во множественном числе вместо единственного, и наоборот.

Вот ряд новых глаголов, образованных с помощью приставки вы:

Выщетинились, вымолоди, вызнакомь, выгромил, выкосилась, вымечтал, вытомлен, вымозжу, вымчи, вызарю, выжуют, выщемил, выласкать, выжиреть, выдивить, вывертелся, выфрантил, вызлить, вывострив, выкаймил, вылюбил и т. д.

Сравните эти слова с общеупотребительными: ощетнились, омолоди, ознакомь, разгромил, покосилась, мечтал, истомлён, разможжу, помчи, озарю, разжуют, прищемил, обласкать, разжиреть или ожиреть, удивить, разозлить, навострив, окаймил и т. д.- и эти последние покажутся вам худосочными и слабосильными; но помимо перевеса в энергии, который дают новообразованные слова, в большинстве случаев они ещё и меняют значение.

Приставка вы указывает на дошедший до предела, завершившийся, исчерпавший себя процесс: Выгромил, вымозжу, выкосилась, вымечтал, выжиреть, вывертелся, выласкать, вылюбил — здесь ясно звучит: до конца и без остатка.

Мало того, некоторые слова приобретают благодаря этой приставке определенную социальную окраску. Так, напр., выжуют, выщемил (зубы), выжиреть, вывертелся, выфрантил, вылюбил — это уже не что иное, как яркие ярлыки, припечатанные поэтом к вещам и явлениям враждебного ему социального порядка.

— Но мне не до розовой мякоти, которую столетия выжуют («Флейта-позвоночник»).

Ко всем, кто зубы ещё злобой выщемил, иду в сияющих глаз заре («Война и мир»).

— Вашу мысль, мечтающую на размягченном мозгу, как выжиревший лакей на засаленной кушетке («Облако в штанах»),

— И вот на эстраду, колеблемую костром оркестра, вывалился живот…
Вдруг остановил мелькающий пуп, вывертелся волчком («Война и мир»).

— Выфрантив полей лоно, вихрились нанизанные на земную ось карусели Вавилонищ, Вавилончиков, Вавилонов.

— Земле ожиревшей, как любовница, которую вылюбил Ротшильд.

Важно

Вот примеры сокращения слов: человечий, зверий, заплесневший,
стиень (вместо стиени), вехлин (вместо вехлинывания), бух пушки (вместо буханье), гуд (вместо гудение), знаменосец, бесшабашье, жданье.

Сравним эти слова опять с обычными: человеч-еск-ий, звер-ин- ый, заплес-не-вев-ший, стиен-и, бух-анье, гуд-ение, зна-мено-носец, бесшабаш-ность, ожида-ни-е, и мы увидим, что отброшено все лишнее, разжижающее слово. Сжатое до отказа, слово дает сгущённый образ, в некоторых случаях превращающийся в короткий удар (бух, стиень).

— Что ни звук — бух пушки.
— Секунда эта стала началом невероятного гуда.

Сокращая здесь слова, Маяковский даёт иллюзию удара на близком расстоянии, иллюзию внезапного оглушения звуком…

И чуткость художника не изменяет ему, когда сейчас же вслед за этим он говорит:

— Весь север гудел, Гудения мало…

Гудение на севере — это уже где-то далеко. И тут старая расплывчатая форма подходит больше, чем новая.

В противоположность сокращённым прилагательным — человечий и зверий, у Маяковского мы находим удлинённое — трамвайский («Язык трамвайский вы понимаете»). Смысл этого удлинения понятен: раз дело идёт о разговаривающем трамвае, то это — трамвайский, сближающее по своему окончанию с человеческим как нельзя более на месте.

Близорукие критики за этот трамвайский язык, пожалуй, упрекнут Маяковского в мистике. Но Маяковский и мистика это по меньшей мере то же самое, что Пуанкаре и коммунизм. Дело тут совсем не в мистике, а в постижении эстетики вещи, недоступной или почти недоступной старым поэтам и воспитавшемуся на них поколению, знавшим только одну эстетику природы (ивы и нивы, розы и грёзы).

Точно так же короткое слово «боль» Маяковский заменяет удлинённым — боление там, где ударность не нужна и, наоборот, нужно подчеркнуть длительность процесса: в любовном болении.

Вместо слова «даль» мы видим у Маяковского — далёкость. Здесь опять с удлинением слова меняется его значение. Далёкость заполняет пробел, существовавший до сих пор в русском языке при указании расстояния. Даль — это слишком далеко, отдаление — слишком близко, далекость — среднее между ними.

— Домами оскалила скалы далекость, Ни люда, ни заставы нет.

Совет

Маяковский говорит: слезовая течь (попробуйте сопоставить течь с обычным — слезная, и у вас получится нечто вроде смеси масла с водою): лихорадюсь вместо общеупотребительного — меня лихорадит.

И здесь, как и везде, применяемый Маяковским метод словообразования вполне отвечает духу языка: новое слово образуется по аналогии с уже существующими словообразованиями: мучит — мучаюсь, лихорадит — лихорадюсь.

Далее мы видим ряд слов вульгаризованных своеобразным окончанием: гостье, дамье, дверье (по аналогии с хорошо знакомыми нам – хамьё, мужичьё), квартирошный, божище, божик, крыластые, культуришка, загробь, любовишки, любята и проч. Здесь настолько ясен революционный, даже более — классовый подход к слову, что всякие пояснения излишни.

В заключение приведу ряд примеров, которые говорят сами за себя:

Еле расстались, развиделись еле… Целый остров расцветоченного ковра… Кто дням велел июлиться… Вызарю в мою последнюю любовь… Ревность метну в ложи мрущим глазом быка… Страшное слово на голову лавь… Вороньем окаркан… Улицы рвущийся вымах… Июлю канут… Обезночел загретый…

Досыта из'издеваюсь, нахальный и едкий… Маленький смирный любеночек… Ночь по комнате тинится… Трясущимся людям в квартирное тихо… В светлое весело грязных кулачищ замах… Груд испешеходили чахотки площе… Душу новородит, имениннит тело…

Небо опять иудит пригоршню обрызганных предательством звезд… Дождь обрыдал тротуары… Массомясая, быкомордая орава… Мордой многохамой… Площадь стодомым содомом… Секунды быстрились… Выстрел огнел… Заря разнебесилась ало… Каждый шаг в цветомории тонет… Такая косноязычь…

О рае сегодняшнем раструбливая весть… Издинамитить старое».

Горлов Н., Футуризм и революция: поэзия футуристов, в Сб.: В.В. Маяковский: pro et contra, антология, Том 2 / Сост. В.Н. Дядичев, «Русская христианская гуманитарная академия», 2013 г., с. 37-42.

Источник: https://vikent.ru/enc/7745/

Русские слова, придуманные Ломоносовым, Достоевским, Маяковским…

«Язык никогда не находится в покое. Это означает, в частности, появление новых слов и, что, может быть, не менее важно, — новых значений у уже существующих слов». Максим Кронгауз

Лексика любого языка непрерывно развивается: постоянно пополняется, обогащается и обновляется новыми словами, так называемыми неологизмами. Сразу же дадим определение этому термину:

Слова и словосочетания, созданные для обозначения новых явлений действительности, новых предметов или понятий, называются неологизмами (от греч. νέος — новый и λόγος — слово).

Не исключение и русский язык. Он научился приспосабливаться и адаптироваться ко всему новому, что создается в обществе, в государстве и в его сферах деятельности.

Обратите внимание

Так, в 60-е годы в связи с развитием космонавтики появилось много новых слов, связанных с космосом: космонавт, космодром, ракетодром, луноход.

Появление радио привело к возникновению таких слов, как: радиоприёмник, радиопомеха, радировать, а развитие атомной энергии принесло с собой новые термины: атомоход, дезактивация, дозиметр.

Конечно, в настоящее время все эти слова уже нельзя отнести к неологизмам, поскольку они давно вошли в активный словарный запас русского языка.

Однако не всегда жизнь неологизмов оказывается столь длительной, поскольку многие со временем уходят из языка вместе с явлением, которое они обозначали («нэп» — новая экономическая политика, «чекист» от «ЧК» — Чрезвычайная комиссия и т.д).

Из общей массы новых слов можно выделить не только новозаимствованные или новообразованные слова, а еще и авторские неологизмы, рожденные, как правило, известными людьми. Все они очень быстро приживаются  и становятся частью лексики. Об авторских неологизмах сегодня и поговорим. Это очень интересно — знать кем были придуманы те или иные слова в русском языке.

Слова, придуманные Н.М. Карамзиным

Портрет Н.М. Карамзина, Художник: Алексей
Гаврилович Венецианов

Историк, публицист, прозаик, поэт и статский советник Николай Карамзин, ведший свою деятельность на рубеже XVIII-XIX веков, сосредоточил свои усилия на гуманитарных науках. Он исследовал возможности русского языка, его выразительность.

Великий реформатор обогатил нашу лексику замечательными словами-кальками, аналогов которым ранее в нашей стране не существовало, а теперь кажется, что они были всегда: «впечатление», «влияние», «трогательный», «занимательный», «моральный», «эстетический», «сосредоточить», «промышленность», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность».

Крайне впечатляющий набор, не правда ли.

Интересно появление слова «промышленность» — представляет собой образование от причастия промышленный (т. е. добытый, полученный каким-нибудь промыслом).

Важно

Литературная традиция связывает изобретение слова промышленность с именем Н. М. Карамзина. Это представление прочно держалось и в литературном сознании XIX в. Так, у Гончарова в «Литературном вечере» есть рассуждение: «…обогащение языка производится писателями с весом.

Например, вот Николай Михайлович Карамзин ввел слово промышленность, его все и приняли». Слово сегодня стало настолько общеупотребительным, что уже не может считаться авторским неологизмом, однако автор все же есть. Интересно другое: кто придумал слово «промысел» — основу выведенной из него «промышленности» Карамзина.

Известно только, что термин «промысел» тесно связан с термином «ремесло», но в отличие от ремесла, промысел бывает связан с добыванием чего-либо… С появлением в каком-либо ремесле всё большего количества сложных и энергоёмких машин и механизмов, и, особенно, с привлечением достижений науки, промысел перерастал в промышленность… Но как пришло слово промысел в русский язык, мне не совсем ясно. Может заимствованно.

Слова, придуманные М.В. Ломоносовым

М.В.Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов был не столько поэтом или писателем, сколько ученым-энциклопедистом, который вывел на новый уровень целый ряд наук в нашей стране. Физика, химия, геология, астрономия, инженерное дело, и отдельный вклад в русский язык и литературу.

Читайте также:  Образ и характеристика костылина в рассказе «кавказский пленник» (л. н. толстой)

Фактически именно им была заложена основа того языка, на котором сейчас говорим мы с вами. Поэтому неудивительно, что благодаря Ломоносову мы используем самые разнообразные околонаучные термины.

«Градусник», «преломление», «равновесие», «диаметр», «горизонт», «кислота», «вещество» и даже «квадрат» и «минус» были введены в русский язык Михаилом Васильевичем. Кто бы мог подумать.

При переводе на русский язык курса экспериментальной физики Христиана Вольфа (первого учебника на русском), Ломоносов вводит в русский язык новые слова. В предисловии к учебнику Ломоносов написал:

Ломоносов с большим тактом и тонким ощущением русского языка умело находил среди самых простых и обыденных слов такие, которые оказались вполне пригодными для выражения научных понятий. Такие слова, как опыт, предмет, кислота, движение, наблюдение, явление, частицы, легко и свободно вошли с помощью Ломоносова в научный язык.

Он старался заменить иноязычные термины наиболее точными русскими аналогами (лат. tubus opticus — рус. зрительная груба), вплоть до терминализации диалектных форм (луда — подводный камень). Но обязательный перевод специальных терминов на русский язык не был для Ломоносова самоцелью.

Без перевода оставались слова и сочетания, к которым невозможно было подыскать равнозначное русское слово, а также термины, уже получившие к тому времени широкое распространение во многих языках мира.

Некоторые предложенные им обозначения хотя и не привились или были вытеснены другими, все же свидетельствуют о напряженности его поисков, большом творческом процессе.

«Отличавший», «отонченный», «оредевший воздух» — ищет Ломоносов русское слово для того понятия, которое мы сейчас называем — «разреженный воздух», «окружное течение крови» (циркуляция), «безвоздушное место» (вакуум), «густой свет» (интенсивный), «управительная сила магнита», «зыблющееся движение» (волновое), «коловратное движение» (вращательное), «завостроватая фигура» (конусообразная) и многое другое. В тех же случаях, когда иностранные слова прочно вошли в научный обиход или ввести их представлялось почему-либо необходимым, Ломоносов старался придать им наиболее простую и свойственную русскому языку форму.

Слова, придуманные Ф.М.Достоевским

Говорят, что Федор Михайлович Достоевский, тоже бывший не прочь поиграть со словообразованием и неологизмами, очень гордился словом «стушеваться», которое придумал сам. Слово получило серьезное распространение еще при жизни писателя, как и глагол «лимонничать». А слова «шлепохвостница», «окраинец», «слепондас» и «всечеловеки» не прижились.

«В литературе нашей есть одно слово — «стушеваться». Ввел и употребил это слово в первый раз — я. Появилось оно 1-го января 1846 года» — писал Ф. М. Достоевский.

Слово это — из повести «Двойник». Образовано оно от слова «тушевать» — накладывать тени на чертеже, делая незаметным переход от линии к линии, от плоскости к плоскости.

Достоевский это хорошо умел — он ведь учился черчению в Петербургском Главном инженерном училище. А глагол «стушеваться», придуманный им и вошедший в широкое употребление, стал означать «незаметно исчезнуть, удалиться».

Потом прибавилось еще одно значение: «оробеть, смутиться». О возможности такого употребления слова автор даже не подозревал.

Слова, придуманные В. Хлебниковым

Один из основоположников русского футуризма Велимир Хлебников очень любил заниматься словотворчеством. Не все из того, что он придумывал, прижилось (и очень хорошо — слова «крылышкуя» и «лебедиво» своеобразны, мягко говоря), но то, что вошло в лексикон каждого русскоговорящего человека, тоже в его словотворчестве встречалось. Например, слова «летчик» и «изнеможденный».

Писатель Иван Панаев придумал…

Слово «Хлыщ», обозначающее франтоватого и легкомысленного молодого человека, ввел в широкое обращение писатель Иван Панаев, опубликовавший целую серию очерков о хлыщах. Но придумал его не он, оно пришло из народной среды, но употреблялось очень узко. Как, впрочем, и сейчас. А жаль, хорошее слово, к некоторым людям подходящее.

Что же придумал Михаил Салтыков-Щедрин?

Салтыков-Щедрин был не только великолепным сатириком, но и вице-губернатором.

Как получалось у него сочетать остро-социальные выступления с политической деятельностью на территории Российской Империи — вопрос отдельный.

Главное для нас сейчас то, что в рамках своих сатирических текстов Михаил Евграфович придумал несколько слов, которые уже 150 лет отражают российскую действительность — «головотяпство» и «благоглупость», например.

«Бездари» Северянина

Поэт Серебряного века Игорь Северянин предпочитал в своей лирике эстетику и романтику, был весь утончен и лиричен, однако же в процессе «игры» в эгофутуризм и романтический идеализм он ввел в обиход два слова, которые никак не вяжутся ни с тем, ни с другим. Аэропланы с его легкой руки стали называть «самолетами», а бесталанных людей — «бездарями».

10 самых экстравагантных плодов словотворчества В. Маяковского

В. Маяковский

Мастер-выдумщик, словотворец и сочинитель Маяковский! Для него — придумать новое словцо было, кажется пустяковым делом, и в этом «ремесле» он был ослепителен, и, кажется, что ему просто не было равных.

«Голоштанный» — такую характеристику наряду с «голодным» получил в поэме «Владимир Ильич Ленин» народ, которому предстояло сделать выбор между Советами и буржуем. За «Дрыгоножество» получает дом фаворитка Николая II балерина Кшесинская — в той же поэме о вожде мирового пролетариата.

«Сердцелюдый» — так называет поэт подобие человека, говоря о возможных жителях Красной планеты в другой поэме «Про это» («Если Марс, и на нём хоть один сердцелюдый, то и он сейчас скрипит про то ж»). «Испавлиниться» в каждом окошке должны были цветы в строках трагедии «Владимир Маяковский».

«Молоткастым» и «серпастым» паспортом, извлечённым из широких штанин, гордился на зависть миру поэт в знаменитых стихах об этом документе. Эпитет «задолицая» применил Маяковский в «Ленине»: «Вокруг, с лицом, что равно годится быть и лицом и ягодицей, задолицая полиция».

«Мясомясой» и «быкомордой» оравой называл поэт толпу в ранних стихотворениях. Венец всего — «верблюдокорабледраконьи» эскадры в «Пятом Интернационале».

«Инопланетянин» Александр Казанцев

Александр Петрович Казанцев

Слово «инопланетянин» было придумано советским писателем-фантастом Александром Казанцевым, автором знаменитого научно-фантастического романа «Планета бурь». До него гипотетических жителей других планет называли инопланетчиками.

По книге «Планета бурь» в 1961 году в СССР был снят художественный фильм. Использованные в нем спецэффекты поражали зрителей того времени не меньше, чем сегодняшних поражают спецэффекты «Аватара». Фильм был закуплен 28 странами, среди которых, конечно же, были и США.

И что же сделали американцы? Они беззастенчиво перемонтировали «Планету бурь», изменили сюжет, досняли эпизоды с участием американских звезд и выпустили в прокат под названием «Путешествие на доисторическую планету».

Совет

При этом в титрах нигде не было указано, что это советская картина, и играют в ней советские актеры, такие, в частности, как Георгий Жжёнов.

Как говорится в одном известном анекдоте: «И эти люди запрещают мне пальцем в носу ковыряться…»

Василий Тредиаковский и «искусство»

Василий Тредиаковский ~~ Из романа «Езда в остров Любви» (1730)

Если бы не Тредиаковский, мы бы и сегодня вместо прекраснейшего, уходящего в Древнюю Русь слова «искусство» (на старо-славянском слово «искоусъ» означало опыт) говорили бы тупо-дробильное европейско-американское слово «арт». Впрочем, уже и так говорим.

Но вернемся к нашему словарю. С именем Василия Кирилловича Тредиаковского ученого и поэта XVIII века, связано большое количество новых слов русского языка.

Благодаря ему стали общеупотребительными такие слова как: общество, достоверный, вероятный, беспристрастность, благодарность, злобность, почтительность, неосмотрительность, дальновидность и даже гласность.

А в поэзию он ввел понятия ямба и хорея. Помните у Пушкина об Онегине: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить».

«Интеллигент» Петра Боборыкина

Боборыкин Петр Дмитриевич

Слово происходит от латинского Intelligens – «понимающий». В русский язык его ввел писатель и журналист Петр Боборыкин в начале 1860-х годов.

Боборыкин определял интеллигенцию как «совокупность представителей высокой умственной и этической культуры, а не просто работников умственного труда».

Из русского языка слово «интеллигенция» перешло во множество европейских, и считается на Западе чисто русским явлением.

В современном русском языке это, пожалуй, единственное слово, по правильному написанию которого можно определить культурный статус пишущего.

А какие русские слова, придуманные известными писателями, поэтами… знаете вы? Оставляйте комментарии под постом.

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Источник: https://moiarussia.ru/russkie-slova-pridumannye-lomonosovym-dostoevskim-i-drugimi-izvestnymi-lyudmi/

«Владимир Маяковский. Новаторство и словотворчество» Урок-мастерская. 9 класс

Тема урока

«Владимир Маяковский. Новаторство и словотворчество»

Урок-мастерская

Цель урока:дать представление о раннем творчестве В.Маяковского, его новаторском характере, умении работать со словесным материалом, осмысление услышанного через создание развернутого высказывания на заданную тему.

Задачи:

  • Образовательные:
  • 1.Показать влияние футуризма на раннее творчество В. Маяков-ского;
  • 2.Рассмотреть образ лирического героя раннего творчества В. Мая-ковского.
  • 3.Увидеть особенности работы поэта со словесным материалом.
  • Развивающие:

1.Развивать умение анализировать лирическое стихотворение с точки зрения содержания и формы;

2.Развивать навык связной речи.

  • Воспитательные:
  • воспитывать интерес к поэзии;

Ты посмотри какая в мире тишь Ночь обложила небо звездной данью в такие вот часы встаёшь и говоришь

векам истории и мирозданию<\p>

Огромное количество людей что-то хотели сказать такое, особенное, на века, чтобы не остаться безмолвной песчинкой мироздания, но не каждому это в действительности удалось.

Молодой Маяковский вошел в литературу под знаменем футуристов, ворвавшись в поэзию шумно, с рассчитанной скандальностью. Они эпатировали читателя и слушателя максимализмом своих литературных манифестов, необычностью названий своих программных сборников и нарочитой скандальностью публичных выступлений.<\p>

Ю.П. Анненков: «Он был огромного роста, мускулист и широкоплеч.

Обратите внимание

Волосы он то состригал наголо, то отращивал до такой степени, что они не слушались уже ни гребёнки, ни щётки и упрямо таращились в беспорядке — сегодня в одном направлении, завтра — в другом. Тонкие брови лежали над самыми глазами, придавая им злобный оттенок. Нижняя челюсть плотоядно выдавалась вперёд. Гордый своей внешностью, он писал: “Иду — красивый, двадцатидвухлетний”…

— Что вы помните о футуризме, его эстетической программе?

  Итак, футуристы провозгласили себя творцами нового искусства, сформировали концепцию нового языка, отражающую динамику новой жизни, выступали против мещан, пугали жирного буржуа народным бунтом. Главным в творчестве считали форму, стремились освободить искусство от идейности.

Вынесли искусство в народ, на улицу, сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы. Искусство должно будить и будоражить! В нашу поэзию ворвался вихрь. Появление футуристов на поэтической арене сопровождал скандал.

Их безудержное своеволие претило вкусам одних и вызывало сочувствие других. Пресса была единодушна: их называли только ругательно: табор дикарей, шайка хулиганов. Лишь самые проницательные смогли увидеть среди них истинно талантливых. Так был выделен Маяковский.

Горький тогда сказал о нем: «Зря разоряется по пустякам. Такой талантливый! Грубый? Это от застенчивости. Знаю по себе».

  Страдающим и одиноким пришел В.Маяковский в русскую поэзию. А ему с первого же появления в печати и на эстраде навязали амплуа литературного хулигана. И он, чтобы не кануть в безвестность, поддерживал эту репутацию дерзкими выходками на вечерах. Он, например, всегда ходил в желтой кофте. Это, конечно, вызов благонамеренной публике, но она появилась от бедности.

Читайте также:  Образ и характеристика манилова в поэме «мертвые души» (н. в. гоголь)

(Зачитывается соответствующий отрывок из автобиографии «Я – сам»)

ЖЕЛТАЯ КОФТА Слайд

Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы — гнуснейшего вида. Испытанный способ — украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор.

Значит, самое заметное и красивое в человеке — галстук. Очевидно — увеличишь галстук, увеличится и фурор.

А так как размеры галстуков ограничены, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук.

Впечатление неотразимое.

Важно

Началобыло скандальным. Он вызывал на себя потоки брани и ругательств. В стихах молодого Маяковского поражало необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна – то, что отпугивало современную ему критику, неспособную ее объяснить.

Вспомним основные принципы футуризма.(Записи в тетради) Слайд

  1. Анархическое бунтарство.

  2. Свобода творчества.

  3. Отказ от литературных и языковых норм.

  4. Устремленность в будущее.

  5. Неприятие буржуазной морали.

  6. Эпатаж как средство выразительности.

Беседа с классом

— Как применяются эти принципы постараемся увидеть в творчестве поэта. Нам предстоит говорить о лирическом герое. <\p>

— Кто же  лирический герой В. Маяковского? В чем заключается своеобразие данного образа? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать стихотворения. Одним из первых было стихотворение «А вы могли бы?»  Видеоролик, слайд

Автор показывает пейзажные детали города: вывеска с жестяной рыбой, водосточные трубы. Все это скомпоновано как натюрморт: стакан с краской, карта, блюдо студня. Обычные вещи обогащаются музыкальными образами: ноктюрн, флейта.

В стихотворении поэт преобразовывает действительность. Своим мастерством художника он превращает серые будни в праздник, оживляет металлическую рыбу на вывеске, а в студне видит волны океана.

Поэт может представить, как старые водосточные трубы становятся флейтами с чудесным звучанием, на которых можно сыграть ноктюрн.

Анализ стихотворения «А вы могли бы?» (запись на доске)

А вы могли бы? Я сразу смазал карту будня, Плеснувши краску из стакана; Я показал на блюде студня Косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы Прочел я зовы новых губ. А вы Ноктюрн сыграть Могли бы На флейте водосточных труб? 1913 г. — Противопоставление себя окружающему миру; — Неприятие серенького, обывательского мирка; — Одиночество лирического героя, противопоставившего себя миру; — Романтика, свободолюбие, стремление изменить окружающий мир; — Устремленность в будущее; — Цель жизни – создать новое искусство, найти новые изобразительные средства, которые соответствовали новому времени

— Итак, какие же черты присущи лирическому герою Маяковского?

— Как вы понимаете смысл названия?

— Какие средства выразительности использует поэт?

Давайте отдохнем. Представьте себе, что вы прямо сейчас можете взять в руки любой предмет, какой захочется. Опишите его словами. Вы можете сделать с этим предметом, что угодно. Запишите, ЧТО сделали бы вы и расскажите всем. (Высказываются все)

А теперь всем предлагается одно стихотворение, а вот делать с ним (его текстом) можно все, что захочется!

Чтение стихотворения «Ночь» (1912). текст всем

Работа в парах. На протяжении 5 мин делайте, что хотите с текстом, только записывайте, что делаете.

Каждая пара рассказывает, что делали или пробовали делать.

  1. Каково содержание стихотворения? Все ли понятно?

  2. Что обозначают слова «багровый и белый отброшен и скомкан»? И почему «скомкан»?

  3. Как вы понимаете выражение « черным ладоням сбежавшихся окон раздали  горящие желтые карты»?

  4. Что такое «синие тоги»,  «громада из смеха отлитого кома» и кто такие арапы?

  5. Как вы думаете, что Маяковского интересует больше: содержание или форма выражения своих мыслей?

Талант Маяковского проявился ярко и сразу. Необычная метафоричность образа начинающегося вечера. Свет зари меркнет, а на улице в зеленой листве деревьев вспыхивают золотые «дукаты» – фонари.

Неожиданные сопоставления «окна – ладони – желтые карты», оригинальное видение мира говорили о незаурядности поэтического дарования молодого поэта. У Маяковского были способности к рисованию. Это сказалось и на его поэтическом творчестве, он воспринимал мир как художник.

Зрительные образы у него всегда в движении, метафоры создают картины происходящего:  

— Сделаем вывод.  Содержание стихотворения достаточно просто: день закончился, наступает ночь, в окнах зажигается свет, веселой толпой движется народ;  зазывалы – арапы  распахивают перед людьми двери казино, ресторанов…

      Но какая форма! Сплошные метафоры! С первого чтения ничего не поймешь. Когда Маяковского упрекали в том, что его стихи непонятны  читателям, он говорил: «Читайте пять раз!» Перед нами стоит непростая задача – раскодировать информацию, перевести ее с языка метафор на язык простых понятий. Для этого пришлось напрячь и ум, и воображение.

Поэт, используя традиционные способы образования слов, создает свои, новые формы: «изъиздеваюсь», «декабрый вечер», «любеночек», «наслезненные глаза», «дождь обрыдал» и другие.

Маяковский, как и все футуристы, прославлял научно-технический прогресс, видел будущее в развитии техники, воспевал город и противопоставлял его деревне. Ему нравились улицы с гудящими машинами, яркими фонарями, он готов был расцеловать «умную морду трамвая».

Совет

Картины природы, напротив, лишены жизни: «дряблая луна», «никому не нужная». Несмотря на приверженность идеям футуризма, Маяковский в своем творчестве не отходил от правды жизни, показывал окружающее реалистически. Так, он видел уродливость города, страшную скученность людей в нем.

Он пишет: «гроба домов», «кривая площадь», «лысый фонарь», «провалившаяся улица, как нос сифилитика». Постоянный туман Петербурга предстает как каннибал, кровожадный хищник, жующий «невкусных людей».

В стихотворении «Адище города» старика сбивает дьявол-автомобиль, старушку топчет дикая толпа, замученный городом музыкант вешается на люстре. В городе «все плачут», «мама больная», «всем страшно», «лиф души расстегнули», страдает беззащитное сердце человека.

<\p>

Маяковский прежде всего новатор, первооткрыватель в поэзии. Он с пафосом говорил о старом мире новыми словами, которые сам создавал. В поэзии у него были свои законы, свои образы, своя рифма, ритм и размер, его стихи построены на контрастах. Маяковский не боялся ломать привычные формы стиха, вводить в поэзию вульгарную и низкую лексику. С вызовом общественному мнению он предлагал молодым поэтам поступать так:  

Берутся классики, свертываются в трубку и пропускаются через мясорубку. <\p>

  Маяковский создавал новые методы рифмовки, близкие к ораторскому слову. Самое характерное слово он ставил в конец строки и подбирал к нему рифму.

Поэт бесстрашно нарушал силлабо-тонический принцип XVIII века и создал тоническое стихосложение. Маяковский использовал лестничное строение стиха, где каждое слово – «ступенька». У него каждое из слов имеет логическое ударение и смысловую нагрузку.

В произведениях Маяковского в большом количестве содержатся метафоры, различные сравнения, неологизмы, гиперболы. Употребляя на первый взгляд обычные слова, Маяковский сумел создать ошеломляющие метафоры: «грудь испешеходили», то есть истоптали, исходили вдоль и поперек.

Часто такая метафора разворачивается во всю строфу. В стихотворении «Ко всему», обращаясь к потомкам, поэт говорит:  

Вот – я, весь боль и ушиб

. Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души.

Послушайте ряд стихотворений Маяковского и выпишите слова, которые покажутся важными.( «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!»)(«Лиличку» у меня на открытом уроке спели под гитару)

Обратите внимание

Подчеркните 4-5 слов из всех записей, сделанных от начала работы. Выберите 3 слова и подберите рифмы – 1-2. Прочитайте вслух.

Мы немного смогли приблизиться к СЛОВОТВОРЧЕСТВУ, смогли понять, что без смелого, неожиданного, иногда забавного невозможно рождение стиха. А само ТВОРЧЕСТВО – процесс сложный, трудный, но захватывающий и интересный.

Да, к Маяковскому можно относиться по-разному, можно соглашаться и не соглашаться с ним, спорить, опровергать, но то, что творчество его никого не оставляет равнодушным, — это факт.

И, заканчивая наш разговор о поэте, напишите текст на тему «Я читаю Маяковского» — несколько предложений (6-10 мин). Сдаем сегодня, прочитаем на следующем уроке.

Д/з – наизусть одно из понравившихся ст-й.

Источник: https://multiurok.ru/files/vladimir-maiakovskii-novatorstvo-i-slovotvorchestv.html

Традиции и новаторство в поэзии Владимира Маяковского

Маяковский впервые вошел в литературу с появлением манифеста «Пощечина общественному вкусу», в котором была изложена программа футуристов. Он не просто входит в литературу, а врывается, вносит в нее коренные изменения.

В манифесте он называет футуристов «лицом нашего времени», излагает их предложение «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с парохода современности». Говорит о том, что они объявляют «непреодолимую ненависть к существующему до них языку».

Требует «увеличение словаря в его объеме произвольными и непроизвольными словами», создавая тем самым «словоновшество».

Футуризм оказал большое влияние на раннее творчество В. Маяковского. Как «словоновшество» поэт, используя традиционные способы образования слов, создает свои, новые формы: изъиздеваюсь, декабрый вечер, любеночек, наслезненные глаза, дождь обрыдал и другие. Коренное изменение внес Маяковский в технику русского стиха.

Он установил новые методы рифмовки, которые близки к ораторскому слову. В своей статье «Как делать стихи?» Маяковский писал, что самое характерное слово он ставит в конец строки и подбирает к нему рифму. Маяковский нарушает так называемый силлабо-тонический стих, установленный реформой В.

Тредиаковского в начале ХVШ века, и создает тоническое стихосложение, в котором длина стиха определяется количеством полноударных слов.

Маяковский использует лестничное строение стиха, где каждое слово — «ступенька» — имеет логическое ударение и несет определенную смысловую нагрузку.

Употребляя, на первый взгляд, обычные лексические единицы, иногда с новыми формами образования, Маяковский сумел создать ошеломляющие метафоры: «грудь испешеходили», то есть исходили взад и вперед, вдоль и поперек.

Часто ошеломляющая метафора разворачивается во всю строфу:

Вот — я, весь боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый

моей великой души.

Практически в каждом произведении Маяковского в большом количестве содержатся метафоры — ошеломляющие, овеществляющие, развернутые; различные сравнения — «На цепочке Папомона поведу, как мопса» и другие, неологизмы, гиперболы, реже — прием контактного повтора («Слава, Слава, Слава героям!!!») В тематике всех ранних произведений В. Маяковского есть нечто общее: человек большой любви, страсти, человек «для сердца» оказывается ненужным, неуместным, осмеянным. В них — крик боли, отчаяния, проклятия из-за лжи и подлости окружающего мира. Поэт в ожидании появления настоящего человека: «Опять, тоскою к людям ведомый, иду…». У поэта «тоска к людям», тяга к человеку; но вот, оглядываясь по сторонам, он видит, что перед ним вместо человека — какое-то странное существо, лишенное человеческого облика:

Два аршина безликого розоватого теста:

Хоть бы метка была в уголке вышита.

Важно

Нет лиц, нет людей — такова основная мысль многих стихотворений раннего Маяковского.

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…

Жирные, лоснящиеся существа составляют массу окружающих. Если Блок в «Плясках смерти» писал: «Как тяжко мертвецу среди людей…», то о традиции молодого Маяковского можно сказать: как тяжело средь мертвецов живому. Экстраверт Маяковский обращается к людям, но не находит понимания.

В этот период доля поэта — характерно обостренное чувство одиночества, близкое к лермонтовскому или есенинскому. Все чаще в ранней лирике проступают тюремные очертания, обозначается образ «жизнь — тюрьма», возникают ассоциации, несущие мысль о несвободе: бог, пойманный арканом в небе; городовые, распятые перекрестком.

Читайте также:  Сочинение ревизор город

В стихотворении «Ко всему» этот образ разрастается до огромных размеров:

… вся земля — каторжник с наполовину

выбритой солнцем головой!

Жизнь в ранних стихотворениях Маяковского — несвободная, закованная, перечеркнутая тюремной решеткой.

Полжизни прошло, теперь не вырвешься…

… я в плену. Нет мне выкупа.

Оковала земля, окаянная.

Я бы всех в любви моей выкупал,

да в дома обнесен океан ее!

Жизнь заточена, «океан любви» обнесен в дома — такой предстает действительность в ранней поэзии Маяковского. Вместе с образом тюрьмы, «загона», закованной земли развивается в творчестве Маяковского другой образ, сначала трагически окрашенный, — образ солнца.

Солнце у раннего Маяковского часто предстает в мрачном свете. Солнце — мучитель, проливающий кровь людей; солнце, едва просочившись в крохотную щелку, «как маленькая гноящаяся ранка», тут же прячется, тускнеет, побежденное мраком, теснотой.

Солнце — «неб самодержец», жирный и рыжий, выезжающий «по тропам крыш». Раннему Маяковскому мерещились «косые скулы океана», он мечтал о необъятных просторах жизни. Образ океана, как и образ солнца в ранние годы творчества, внутренне скован, несвободен.

Как солнце заслонено решеткой, так и океан зажат в тиски.

Любовь громадины, «сфинкса» Маяковского — грандиозная, великая:

Любовь мою,

Как апостол во время оно,

По тысячи тысяч разнесу дорог.

Поэт «прекрасно болен», у него «пожар сердца». В поэме «Облако в штанах» любовь необходима, она прекрасна, даже если приносит боль:

…сквозь жизнь я тащу

Миллионы огромных чистых Любовей

И миллион маленьких грязных любят.

Совет

Во «Флейте-позвоночнике» звучат ноты отчаяния; разрушение направлено на самого себя: «Все равно я знаю, я скоро сдохну». В стихотворении «Ко всему» Маяковский, называя себя «величайшим Дон-Кихотом» говорит:

Любовь!

Только в моем воспаленном мозгу была ты!

Была… Любовь уходит.

И в поэме «Война и мир» поэт боится оступиться, потерять оставшееся:

Оступлюсь — и последней любовишки кроха

навеки канет в дымный омут

В поэме «Человек» Маяковский — в пламени любви.

… только боль моя острей — стою огнем обвеет,

На несгорающем костре немыслимой любви.

Костер несгорающий, но любовь немыслима, а боль — все острей… И Маяковского бросает в другую стихию. Он переходит к теме искусства поэта, его творчества. Здесь поэт превозносит необузданность, свободу творческой фантазии. Во весь голос заявляет, что он не такой, как все, а фантазия его способна перевернуть весь мир:

Ноктюрн сыграть могли бы

На флейте водосточных труб?

Он — «бесценных слов мот и транжир». Поэт не защищен от грязи окружающего мира, которая взгромоздилась «на бабочку поэтиного сердца». В стихотворении «Эй» ясно видно, что фантазия поэта действительно не знает границ:

Эй! Человек, землю саму

зови на вальс!

Маяковский, в стихотворении «Поэт-рабочий», доказывает, что работа поэта такая же, как и работа токаря, нет разницы между техником и поэтом. Они равны.

Сердца — такие ж моторы.

Душа — такой же хитрый двигатель.

Главная, ведущая тема для молодого Маяковского — поэзия.

Я хочу одной отравы —

пить и пить стихи.

Поэзия поэта неразрывно связана с его жизнью.

Видите — гвоздями слов

прибит к бумаге я.

Оценивая свое творчество как что-то высшее, нечеловеческое, поэт пишет:

Забуду год, день, число.

Запрусь одинокий с листом бумаги я,

Творись, просветленных страданием

слов нечеловечья магия.

Поэзия Маяковского — «нечеловечья магия».

Источник: https://school-essay.ru/tradicii-i-novatorstvo-v-poezii-vladimira-mayakovskogo.html

Конкурсная работа на тему : «Окказионализмы в поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах»

ОГБОУ “Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов” Центр дистанционного образованияКонкурсная работа на тему :

«Окказионализмы в поэме В.В.Маяковского «Облако в штанах».

Автор: Матвеева Анастасия Викторовна,учитель русского языка и литературы Словарный состав языка постепенно развивается,обогащается новыми словами.Естественно,что для этого используются главным образом тот строительный материал,который есть в самом языке:во-первых,уже готовые слова и ,во-вторых,различные служебные средства-чаще всего приставки и суффиксы.

Новые слова широко используются от уже существующих по их образцу.Итак,создание новых слов с помощью словообразовательных средств,заложенных в языке,-мощный источник обогащения словарного состава.

Новые слова,закрепляющиеся в языке,называются неологизмами.

Но огромное множество новых слов не входит в общее употребление,так и остается словами,лишь однажды созданными в каком-нибудь контексте.

Известно,например,как много новых слов создал В.В.Маяковский.Они «сделаны»по законам русского языка,по существующим в нем словообразовательным моделям, образцам, и в этом смысле не отличаются от языковых неологизмов.

В современной лингвистике различаются понятия язык и речь.

В отличие от языкаречь- это сама деятельность говорящего и результат этой деятельности.Речь создается в процессе общения людей, в процессе говорения.

В ней применяются прежде всего те или иные средства языка(например,определенные слова,формы слов,синтаксические конструкции)в зависимости от данной речевой ситуации,от задания говорящего,который стремится в каждом конкретном случае передать с помощью этих языковых средств определенное содержание,определенную мысль.Но встречаются в речи и индивидуальные средства,присущие только данному отрезку речи,данному контексту.

К числу таких средств-собственно речевых,а не языковых- и относятся слова,подобные упомянутым выше новообразованиям Маяковского.Они,как уже и говорилось,созданы и живут лишь в определенном контексте и вне контекста не воспроизводятся.

В этом их коренное отличие от новых слов,вошедших в язык,ставших общеупотребительными(неологизмов).К таким словам нецелесообразно применять термин «неологизм».Многие языковеды предлагают называть их иначе.

Наиболее распространенное название таких слов — окказиональные слова,или окказионализмы (от латинского occasio — случай).Сам термин показывает,что подобные слова созданы однажды, «по случаю».

В данной работе я попытаюсь охаракреризовать окказионализмы Маяковского в поэме «Облако в штанах».

Обратите внимание

Решая актуальные,важные политические и эстетические задачи(желание сделать поэтическим «корявый говор миллионов,жаргон окраин»,стремление создать стихи,достойные его эпохи),поэт все время борется за расширение своей лексики6обогащение поэтического словаря.

Отсюда столь характерное для Маяковского словотворчество.Маяковский в своем словосозидании исходил из действительных законов исторической грамматики русского языка.Он искал в реальных существующих корнях,суффиксах и флексиях новых словообразований для достижения большей выразительности поэтической речи.

Осуществлялось это новаторство самыми разнообразными способами.Рассмотрим эти способы на примере,как уже было сказано выше,поэмы «Облако в штанах».Данная поэма очень богата на окказиональные слова.Приведем список всех найденных в поэме окказионализмов,а после их анализ.

Выжиревшийизъездеваюсьогромивдекабрыйокошечноелюбёночекконочкисвытьсягромадитьтинитьсянаслезённыепоцелуишкоразмозолитьсаженийкрикогубыйисслёзенныепотненькиепокорненькиеголодненькиеобжиревшийизругиватьсяиудитьголгофниксорокгодовыйобрыдитьпотноживотныйкрыластый

Разберем сначала окказионализмы — глаголы.

В поэме находим слова огромив, громадили,тинится, наслёзенные, исслёзенные. Поставим их в форму инфинитива.Деепричастия и причастия далее будем рассматривать как особую форму глагола, а не как самостоятельную часть речи.Таким образом,и их будем ставить в форму инфинитива.Получаем — огромить, громадить, тиниться, исслёзить, исслезить.

Данные глаголы образованы от имен существительных гром, громада, тина, слеза соответственно.

Все они образованы при помощи глагольного суффикса -и-,но глагол огромить еще и с помощью приставки о-,тиниться — с помощью постфикса —ся, исслезить — приставки ис-, наслезить — приставки на-.

В произведениях Маяковского немало глаголов с суффиксами — и(ть) и -е(ть),мотивированных собственными именами.Чаще всего фамилиями политических деятелей — например, чемберлениться, муссолиниться.В«Облаке в штанах» есть очень интересный окказионализм, образованный по даному типу — иудить.Он образован от имени собственного Иуда.

Очень большое количество окказионализных глаголов образовано приставочным или приставочно-суффиксальным способом.Среди них следующие слова: выжиреть ( в тексте-выжиревший), изъездеваться, размозолить, обжиреть(в тексте-обжиревший), изругиваться, обрыдать.

Важно

Нужно отметить,что причастия от этих и указанных выше глаголов образуются по правилам русского литературного языка.

Далее рассмотрим прилагательные.

В поэме находим окказиональные прилагательные крыластый с суффиксом -аст-,который в данном случае заменяет суффикс -ат-(крылатый).

Но в новообразованном прилагательном присутствует и новый семантический оттенок,которого нет в прилагательном крылатый-оттенок интенсивности признака,вообще присущий словам с суффиксом -аст-:глазастый, головастый-значит, «наделенный большими глазами,большой головой»,а не просто имеющий «глаза,голову».Поэтому крыластый — не только имеющий крылья (как крылатый),но и имеющий очень большие,заметные крылья.

В литературном языке очень продуктивны прилагательные типа длинноногий, относящиеся к смешанному способу словообразования-сложению в сочетании с нулевым суффиксом.Общее значение их — «обладающий тем,что обозначено опорной основой и уточнено в первой основе».

Словообразовательное ограничение,присущее этому типу прилагательных,состоит в следующем: в качестве второй (опорной) основы в них выступают только основы существительных со значением части тела человека или животного и слов голос,пол,язык(речь):широкоплечий,высоколобый. У Маяковского мы находим слова потноживотый, крикогубый.

Как видим ,они образованы по описанному выше способу с соблюдением необходимого ограничения:

Потноживотый- потный,животКрикогубый- кричать,губа

Многие окказиональные прилагательные у Маяковского заменяют уже существующие прилагательные.Так,декабрьский заменено декабрый.Здесьнаблюдается явное упрощение.Данный окказионализм образован от слова декабрь, но способом нулевой суффиксации.

Декабрый — декабрьВероятно,это сделано для передачи слову большей жесткости и даже грубости.

Находим слово окошечный.Оно заменяет прилагательное оконный.Здесь способ образования совпадает — суффиксальный — и в первом и во втором слове.Замена происходит,вероятно,по той же причине.

Есть еще один окказионализм рассматриваемого типа — сорокгодовый. Употреблен вместо прилагательного сорокалетний.Способ образования тоже совпадает в обоих словах — сложение и суффиксация,но вместо основы — лет-взята —год-.

Как уже говорилось ранее,Маяковский образует окказионализмы по уже существующим образцам. Приведем еще один пример.Прилагательное сажений образовано по типу прилагательного километровый, но только с помощью нулевой суффиксации от существительного сажень.

Совет

Особое место занимают прилагательные,выражающие авторское отношение к чему-либо,т.е. Субъективную оценку.Например,голодненькие, потненькие, покорненькие.Они образованы при помощи суффикса -еньк-.Обычно он является уменьшительно-ласкательным суффиксом, но в данном контексте названные слова приобретают характер пренебрежения к чему-либо.

Теперь рассмотрим-существительные.

Довольно часто в русском языке образуются имена существительные с суффиксом -ник- по типу слов картежник, начальник, т.е.

они называют лицо,имеющее отношение к тому или иному предмету и занимающееся той или иной деятельностью.Так, у Маяковского находим существительное голгофник,т.е.

Человек,который имеет отношение к голгофе, а точнее сказать — это слово употреблено в значении «палач».

У Маяковского есть примеры,где от неодушевленных существительных образуются существительные в значении одушевленных. Таким образом,мы наблюдаем использование в качестве средства выразительности олицетворения,образующегося в пределах одного слова — с помощью суффиксов.Самые известные примеры подобного образования — слова любёночек, любята.Образованы от слова любовь.

С помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов образованы существительные коночки, поцелуишко.

Окказионализмы поэта образуются в пределах 3 важнейших частей речи: существительного, прилагательного, глагола. Характерно преобладание окказионализмов глаголов, способствующих передачи динамики, энергии.

Выявлены и описаны способы образования окказиональных слов в поэме В.В.Маяковского «Облако в штанах».

Они образованы стандартными способами словообразования, частично нестандартными, а также по собственно окказиональным способам словообразования. Образование новых слов по окказиональным способам характерно для всех частей речи. В ходе исследования мы увидели,что В.В.

Обратите внимание

Маяковский использовал самые разнообразные способы образования окказионализмов, его творческий потенциал широк.

В результате пришли к выводу: активное словотворчество поэта направлено на создание динамичного, гиперболичного образа мира, подчеркивание недостаточности старого языка (словаря) и широты, богатства нового.

Источник: http://odtdocs.ru/literatura/7840/index.html

Ссылка на основную публикацию