Сочинение: смысл стихотворения пушкина «поэт»

Стихотворение А. С. Пушкина «Поэт» (восприятие, истолкование, оценка)

В чём сущность творчества? Какими духовными чертами должен обладать поэт? В чём состоит истинная заслуга поэта перед родиной и народом? Вопросы такого порядка волновали А. С. Пушкина на протяжении всей его жизни. Своим творчеством он стремился ответить на эти и многие другие вопросы.

Для Пушкина поэзия — это высочайшее проявление духа.

Именно поэтому для него важным условием творческой деятельности была свобода слова, независимость личности поэта. Путь подчинения искусства какой-то возвышенной дели — тупиковый. Именно поэтому Пушкин в письме В. А. Жуковскому высказывает дерзкий девиз: «Цель поэзии — поэзия!» В стихотворении «Поэт» автор даёт характеристику творческого акта поэта.

Пушкин воплощает здесь мысль об особом положении творца в мире обыкновенных людей.

Стихотворение состоит из двух смысловых частей. Автор разбил произведение на две строфы не случайно. В первой части Пушкин описывает жизнь поэта в то время, когда «молчит его святая лира». Душа поэта «вкушает хладный сон». В это время не проявляются особые свойства поэта, вдохновение ещё не пришло к нему:

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

Обратите внимание

Призвание поэта — творить; не делая этого, человек ощущает собственную ничтожность. Бездействие томит его.

Вторая часть стихотворения — это преображение поэта. К нему приходит вдохновение, он вновь полон творческих сил. Как раз в это время проявляются высокие поэтические и человеческие качества — мудрость, проницательность, глубина чувств, благородство:

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснётся,

Душа поэта встрепенётся,

Как пробудившийся орёл.

Душа поэта тоскует «в забавах мира»; стремясь к уединению, она «людской чуждается молвы». Пушкин говорит о том, что для поэта не существует кумира на бренной земле.

Гордый и полный вдохновения, поэт пытается вырваться из цивилизации, он стремится к свободе и тишине. Душа, наполненная божественным звучанием и смятеньем, ищет одиночества на лоне природы.

Там поэт сможет воплотить свои мысли и чувства в поэзии, привнести в произведение силу и высокое содержание:

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы…

Суета окружающего мира мешает поэту полностью окунуться в мир поэзии. Только природа может дать человеку тихий приют и спокойствие. Последние строки стихотворения рисуют читателю место, куда «бежит» поэт.

Пустынные волны и широкошумные дубравы мыслятся Пушкину идеальной землей, дающей возможность уединиться и побыть самим собой. Автор использует интересный эпитет к слову «дубровы». Сложное прилагательное «широкошумные» создаёт впечатление пространственного размаха и величия.

Первый корень слова обозначает протяжённость дубрав, второй корень — звуковой признак. Их сочетание придаёт концовке стихотворения некую торжественность и одновременно мягкость.

Важно

Творческую деятельность поэта Пушкин называет «священной жертвой». Его высокое предназначение передано автором ярким поэтическим языком стихотворения. Произведение содержит в себе многообразие абстрактной лексики: «священная жертва», «хладный сон», «божественный глагол» и другие. Почти к каждому слову поэт добавляет искусно подобранные эпитеты: «святая лира», «пробудившийся орел».

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, который делает ритм стихотворения чётким. В сочетании с высокой лексикой размер придаёт стихотворению величественную размеренность и торжественность.

Из первых строк стихотворения мы узнаем, что судьба истинного поэта находится под властью бога Аполлона. Сначала мы наблюдаем жизнь поэта в её заземленных проявлениях:

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружён…

Божественный глагол погружает поэта в иной, идеальный мир, мир свободы и вдохновения. Поэта не пугает одиночество. «Дикий и суровый», он сознательно выбирает свой жизненный путь. Пустая толпа, окружающая его, не может заменить ему поэзии, в которой он соприкасается с истинной красотой и гармонией мира.

Интересно, как Пушкин описывает реальную жизнь поэта. В первой строфе стихотворения поэт и толпа не противопоставлены друг другу. Поэт погружён в дела и заботы, но Пушкин подчёркивает, что это жизнь тела, а не души. С целью подтвердить это автор употребляет слово «малодушно», которое в данном контексте означает незаинтересованность человека в своей деятельности.

Первая часть стихотворения содержит в себе скрытую антитезу: «святая лира» поэта противопоставляется «суетному миру». Пусть она ещё молчит. Но мы уже здесь понимаем, что скоро настанет час, когда она запоёт.

Пушкин создаёт необычную перифразу, характеризующую человечество в целом— «дети ничтожные мира». Ёмкость этого выражения заставляет нас ещё раз убедиться в необыкновенном таланте автора.

Сочетание говорит о безликости и пустоте людей. Прозябание жизни, растрачивание её без цели делает человека ничтожным и незаметным в истории.

Поэт, талантливый, но живущий пустой суетой, по мнению автора, «всех ничтожней».

Совет

Во второй строфе появляется явная антитеза поэта и толпы. Пушкин сравнивает встрепенувшуюся душу поэта с «пробудившимся орлом». Это сравнение не случайно. Полет гордой птицы напоминает ощущение полёта души. Вдохновлённый поэт «парит» над реальным миром, он стремится подняться к высшим ценностям Бытия и понять законы вселенной. Образ орла до конца стихотворения видится в поэте. Гордый, дикий, суровый, тоскующий — таким предстает перед нами поэт. Он покидает мир людей для того, чтобы его «святая лира» запела.
Похожие сочинения:<\p>

Источник: http://sochinenie5ballov.ru/essay_19.htm

Анализ стихотворения “Поэт”

Как широко и многогранно мог А.С. Пушкин излагать в стихотворениях свои мысли, так же широко и безгранично долго можно проводить анализ стихотворения “Поэт”.

Неиссякаемый источник движения, саморазвития и попыток вникнуть в суть духовного потенциала личности представлены автором в изумительно подвижной лирике. Стихотворение «Поэт» (15 августа 1827 года) – яркое тому подтверждение. Мысль Пушкина не увязает в тематике, она подвижна, неординарна и стремительна.

В этом произведении, как и во многих других, автор безжалостно избавился от «тянущих на дно» строк, чтобы лирическое движение ласкало не только слух, но и душу.

Толкование и основная мысль

Делая анализ стихотворения “Поэт”, можно без труда определить, насколько важно было автору передать обществу внутреннее состояние поэта, описать его положение в материальном мире и поведать людям о природе,  сути и силе поэтического вдохновения.

Стихотворение «Поэт» сложено из контрастов, в которых четко определены противоположные состояния души поэта, окутанного “хладным сном”, заботами “суетного света” и пробуждением тонкого восприятия, когда в душу проникает “божественный глагол”, призывающий “к священной жертве”. Здесь автору четко и тонко удалось подметить момент вдохновения, который, кстати сказать, является весьма реальным психологическим процессом, с которым сталкивался практически каждый человек.

В своем стихотворении Пушкин рассуждает на тему незаслуженности и внезапности вдохновения. Эти мысли становятся главными.

Вокруг них поэт строит весь лирический поток стихосложения об изменчивости состояний, которые переживают творцы.

В стихотворении «Поэт» Пушкин очень сильно заостряет внимание на вопросе о предназначении поэта, о его миссии на Земле и пытается таким образом заставить каждого читателя задуматься над тем, зачем приходят на Землю поэты.

Позиционирование героя с автором

В данном стихотворении автор откровенно позиционирует поэта с личностью, обладающей неземными знаниями, которую никогда  не смогут понять обычные люди, способные только чинить препятствия на его творческом пути.

Все стихотворение «Поэт» построено на душевных переживаниях, основанных на реальных событиях жизни автора, которому не раз приходилось сталкиваться с «темнотой» людей.

Пушкин всегда стремился изменить серую обыденность, подарить людям что-то светлое, удивительно легкое, доброе, вечное. Автор знал, что подобный талант и стремления, в конце концов, станут погибелью для истинного поэта.

Обратите внимание

Возможно, именно это понимание вещей и наложило оттенок пессимизма на первую часть стихотворения «Поэт».

Однако, продолжая свои рассуждения о мучительном быте, мешающем творить, автор изменяет настроение лирического героя, который находит в себе силы совершить чудо и начать творить.

Герой полностью погружается в сладостную негу творчества, в которой не существует ничего кроме поэзии и его творения.

Будучи наедине со своим произведением, герой словно возносится над людьми, обретает высшую духовность.

По мнению Пушкина, именно это состояние и является единственным и главным счастьем поэта, испытывающего страдания мира материального, который словно тянет в пропасть, мешая душе взмыть ввысь и лицезреть доброту, хрупкость и красоту окружающего мира.

Источник: https://elhow.ru/ucheba/literatura/analiz-proizvedenij/analiz-stihotvorenija-poet

Глубокий смысл поэзии А. С. Пушкина

Сочинения › Пушкин А.С.<\p> Готовые Домашние Задания

Поэзия Пушкина — неисчерпаемая сокровищница для всех, кто умеет наслаждаться не только, выразительностью художественных образов и красотой родной речи, но и мудростью мысли, жизненным опытом — плодом долгих раздумий и глубоких чувств — “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.

В лирике великого поэта раскрывается вся его личность, его характер, его душа, отношение к окружающему миру; его думы и переживания.

Перелистывая страницы стихов Пушкина, мы становимся как бы свидетелями его духовного возмужания и художественного развития, становления его мастерства, где нерасторжимы реальная действительность, поэтическое содержание и художественная форма.

Важно

Трудно найти в наследии поэта стихи, в которых не высказывался бы взгляд на окружающий мир, на место человека в нем, на “проклятые вопросы” жизни и смерти, счастья и долга, то есть на основные вопросы философии.

Уже с лицейских лет А. С.

Читайте также:  Анализ произведения «станционный смотритель» (а. пушкин)

Пушкин размышлял о человеке и его месте в мире и выдвинул свое представление о цели и форме человеческой жизни, пытаясь осмыслить ее как явление временное, признать закономерности вечного движения, смены поколений, бессмысленность попыток идти наперекор естественным законам бытия, умирание старого и нарождение нового и одновременно утверждение вечной жизни природы, прославление человеческой жизни, освещенной разумом и глубокими чувствами.

Размышляя о скоротечности жизни, Пушкин постоянно думал о ее неизбежном исходе:

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды —

И чей-нибудь уж близок час.

Однако мысли о смерти внушает ему не уныние, а покорность воле божией и примирение со своим жребием.

В стихотворении “Вновь я посетил” поэт подводит итоги своих раздумий о смысле жизни, о своей судьбе и в то же время говорит о будущем, выражает свое утверждение жизни, ее неизменного круговорота.

Минувшее встает перед поэтом как признак перемены, как свидетельство об “общем законе” развития жизни.

Основным для понимания философских взглядов поэта является стихотворение “Два чувства дивно близки нам”, в котором утверждается мысль о том, что человек лишь тогда человек, когда он любит родные места и чтит могилы отцов.

Величие человека — в его “самостоянье”, то есть в уникальности, в единичности. В равенстве только самому себе. Но такое самосостояние — не извне, животворящая сила — сам человек, творящий себя.

Во многих своих стихах поэт размышлял о степени зависимости человека от той среды, в которой он формировался. Среда могущественна, она влияет на людей, но, по мнению поэта, человеком имеет право называться тот, кто способен восставать против враждебных ему условий.

“Ты понял жизни цель: счастливый человек”, — писал он в стихотворении “К вельможам” в 1830 году, восхищаясь способностью адресата этого стихотворения воспринимать жизнь в ее многообразии, принимать в ней честное и чистое, отвергать и презирать в ней грязное и пустое.

Совет

Есть одно малоизвестное стихотворение, в котором Пушкин описывает те два царящие в жизни начала, греховные начала, что служили причиной его первоначального отступления от детской чистоты и веры. Это — демон гордыни и демон разврата.

Ту небесную чистоту, которую проповедует “величавая жена” в стихотворении “В начале жизни школу помню я”, Пушкин сознательно отвергает. Но в нем сильны настроения раскаяния и переживания. Пушкин почувствовал, что душа его оказалась на перепутье.

По какому пути идти?

Человек состоит из двух миров: внешнего — телесного и внутреннего, скрытого — духовного. Вначале, когда человек только начинает свое земное существование, душа его чиста и светла, но ему предстоит трудный выбор: прожить жизнь, полную лишений, но со светлой совестью или поддаться желанию тела — замарать свою душу.

Сила души Пушкина заключается в том, что он жаждет света, преклоняется перед чистотой:

И жар невольный умиленья

Впервые смутно познавал.

Это победа над демоническим насмешливым взглядом на жизнь.

А куда стремится душа Пушкина? Ввысь, освободиться от гордыни, свершить христианский подвиг человеческой души:

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство Бога скрыться мне!

Долгие годы духовной борьбы с собою доказали возможность падения чистоты и для падения — путь возрождения:

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь,

И горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

Эти сомнения, страсти, охватывающие отчаяние, и развивают чувства, мысли, делают человека человеком.

Проникновенно звучит молитва Пушкина:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей,

Не дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья.

С верой и надеждой в свои силы отвечает Пушкин Филарету:

И ныне с высоты духовной

Мне руки простираешь ты

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.

Сосредоточение своего чувства на своем покаянии не закрывает сердце поэта к людям, к России. Поэт понимал жизнь как труд, как выполнение долга перед людьми, как гармоническое единство темного и светлого, не отчаивался в горькие минуты, не обольщался в светлые.

Обратите внимание

Простая жизнь дарит человека дружбой, любовью, сознанием родства с родной природой.

Сколько прекрасных стихотворений посвятил поэт друзьям, всю жизнь оставаясь верным святому братству. Стихотворения, посвященные лицейским годам, останутся навсегда непревзойденными шедеврами лирики поэта.

Радость, доставляемая любовью, дар человеку от матери-природы — любовь порождает вдохновенье, помогает поэту воссоздать красоту женщины и физическую, и духовную: “Няне”, “Я помню чудное мгновенье…”, “Мадонна” и другие.

Волшебное перо поэта превращает любовь в возвышенное, чистое и прекрасное чувство, лишенное эгоизма.

Итак, жизнь таит в себе и горе, и радость, и человек, рожденный поэтом, не должен страдать от сознания неизбежности смерти:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Поэт призван совершить великий подвиг — помочь людям осознать себя, окружающий их мир, постигнуть мудрость мироздания.

Пушкин восстает пророком, долг которого “глаголом жечь сердца людей”. Пророк у Пушкина выступает как провозвестник истины, несет людям мудрость, знание природы и законов, управляющих вселенной и человеческими судьбами. Рассказ пророка о нисшедшем на него вдохновении выдержан в том библейском стиле, которым написана книга пророка Исайи.

Для Пушкина важно само представление о пророке, понимание его миссии. В библейском представлении пророчество было силой, которая могущественно влияла на судьбу людей, а носители ее явились избранниками, наделенными даром провидения. Показывая творческое прозрение поэта, Пушкин изображает его томимым духовной жаждою.

Важно

Явление Серафима знаменует рождение того вдохновения, которое отличает пророков и поэтов.

Русский поэт философски осмыслил свою жизнь, свое служение отчизне, сказав:

И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа.

(“Н. Я. Плюсковой”)

Еще более выразительно он определил свою заслугу перед родиной и народом в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”.

Не “зарастет” народная тропа к Пушкину.

Его поэзия глубоко проникает в душу внимательного читателя, и этому способствует широкое философское осмысление мира и места человека в нем, придающее стихам поэта общечеловеческое, высоконравственное значение.

На всю жизнь мы запоминаем строки:

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво.

(“19 октября”)

Сочинения по теме:

  • Любовь в произведении А. С. Пушкина “Метель” сочинение
  • Своеобразие лирики произведений А. С. Пушкина сочинение
  • Анализ произведений А. С. Пушкина сочинение
  • Смысл жизни в произведениях А. С. Пушкина сочинение

Источник: http://1soch.ru/pushkin-as/raznoe-600/glubokiy-smysl-poezii-a-s-pushkina

Анализ «Поэт» Пушкин

«Поэт» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.<\p>

Александр Сергеевич Пушкин дал огромный импульс развитию русской поэзии. Его самобытность, новаторство, искрометный талант помогли очистить искусство стихосложения от устаревших форм, избавиться от тяжеловесного слога. Поэт находился в постоянном поиске, создавал свой неповторимый стиль. Он много размышлял о значении литературы в формировании общественного сознания и о собственном предназначении. Поэтому Пушкин неоднократно возвращался к теме взаимоотношений поэта и окружающего мира, каждый раз ее переосмысливал.<\p>

Может ли обычный человек, обладающий стихотворным даром, быть настоящим поэтом или нужно что-то еще? Вправе ли художник слова творить для собственного удовольствия или его миссия – нести людям свет и добро? Может ли общество принять и понять истинного поэта, и обязан ли он служить народу? В чем суть поэтического дара? Пушкин всю жизнь искал ответы на эти и другие вопросы, выражая свои размышления в стихах.<\p>

Произведение «Поэт» было создано в 1827 году и тогда же опубликовано в журнале «Московский вестник». В этом стихотворении Александр Сергеевич вновь размышляет об историческом предназначении поэта.<\p>

Композиционно произведение состоит из двух частей. В первой мы видим жизнь поэта без вдохновения. Пока «молчит его святая лира», он ничем не отличается от обычных людей, погруженных в повседневную суету. Поэт «ничтожен», а его душа «вкушает хладный сон».<\p>

Во второй части стихотворения лирический герой слышит «божественный глагол» вдохновения, отчего его душа пробуждается к творчеству. «Забавы мира» и «людская молва» становятся ему чужды. «Дикий и суровый» поэт стремится на время покинуть общество, чтобы найти уединение среди дикой природы.<\p>

Описанные в стихотворении события, по мнению исследователей творчества Пушкина, отражают реальные факты его биографии. Всю зиму и весну 1827 года поэт провел в Москве, где был погружен в светскую жизнь. Многочисленные празднества и балы практически не оставляли времени для творчества. Но в начале лета Пушкин прибыл в Петербург, а затем переехал в Михайловское, где снова взялся за перо. Стихотворение «Поэт» появилось уже в первом письме, которое он написал из деревни.<\p>

В нем Пушкин утверждает, что поэт не может управлять своим вдохновением. Оно появляется и исчезает по воле Бога. Дар стихосложения – награда и наказание одновременно. А поэт – это человек, живущий по особым правилам. Как глашатай прекрасного, он выше окружающих, хотя может обладать пороками и слабостями не в меньшей степени, чем другие – «и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он».<\p>

Совет

В стихотворении Пушкин использовал образы и лексику, которые характерны для романтическойпоэзии: «народный кумир», «гордая голова», «пустынные волны», «пробудившийся орел». Идея независимости поэта от людской молвы, его бегство от общества, возвышенный стиль изложения также характерны для романтической литературы. Поэтому стихотворение «Поэт» вполне логично отнести к этому литературному направлению.<\p>

Читайте также:  Топовые книги про бизнес

Противопоставление двух начал лирического героя достигается за счет эмоционально окрашенных эпитетов. В первой части они наполнены негативом: «детей ничтожных», «хладный сон», «суетного света». Вторая часть стихотворения более оптимистична: «широкошумные дубровы», «гордой головой», «встрепенувшийся орел». Значимость поэтического творчества подчеркивают возвышенные словосочетания: «божественный глагол», «святая лира», «священной жертве». Эту же задачу выполняет и сравнение души поэта с гордым, вольнолюбивым орлом.<\p>

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Пушкин использовал в нем два вида рифмовки – перекрестную (АВАВ) и кольцевую (АВВА). Возможно, такое построение обусловлено тем, что строки с перекрестной рифмовкой посвящены теме взаимоотношений лирического героя с обществом, а четверостишия с кольцевой рифмовкой – его отношению к творчеству.<\p>

Вечная тема миссии поэта и поэзии раскрыта в стихотворении емко и лаконично. Пушкин всегда видел смысл творчества в пробуждении светлых чувств и доброты в сердцах своих читателей. По идейной нагрузке стихотворение «Поэт» сродни произведению Пушкина «Пророк», написанному годом ранее.
<\p>

Источник: https://libaid.ru/katalog/p/pushkin-aleksandr/4123-analiz-poet-pushkin

Анализ стиха пушкина

Сочинение «Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина»

Каждый поэт рано или поздно начинает размышлять о назначение своего творчества. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина занимает особое место. Его поэзия спасает от бед, в ней он обретает душевные силы, видит в ней жизненную силу: В стихотворении “Андрей Шенье” звучит идея — смысл жизни в поэзии. В начале своего творческого пути Пушкин размышляет о тяжком труде поэта.

Далее он ощущает свой долг перед декабристами, не забывая наказ Рылеева быть “гражданином и поэтом”. В стихотворениях “Пророк”, “Поэт”, “Поэт и толпа” Пушкин говорит о высоком назначения поэта.

Одним из наиболее ярких произведений является стихотворение “Я памятник себе воздвиг…” В нем он говорит о том, что его “памятник” выше памятника Александру Первому, что народ будет постоянно приходить к его памятнику, что дорога к нему не зарастет травой; что, пока будет существовать поэзия, слава Пушкина не увянет.

Он уверен в том, что все многочисленные народы, составляющие русское государство, будут считать его своим поэтом. Право на это бессмертие и любовь народа Пушкин заслужил, по его мнению, во-первых, тем, что его поэзия поднимает, мобилизует самое лучшее, что есть в их душе, самое “доброе чувство”; во-вторых, тем, что он был политически передовым для своего времени поэтом.

Он писал революционные стихи, “восславил свободу”. Даже после разгрома декабристов, он не переставал в своих произведениях оказывать “милость падшим”, желание вернуть сосланных декабристов. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

В этом стихотворении автор подводит итог творчества и считает своей заслугой то, что он боролся против крепостного права. Поэт подчеркивает народность своего творчества, поэт дает оценку своему творчеству. Все чувства, мысли поэта, его любовь к людям сливаются в один великий идеал Поэта. Перед нами поэт — это человек гонимый, одинокий, окруженный ненавистью, но остающийся непоколебимым.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой. Поэт торжествует свою победу над временем, над властью. Именно тогда творчество поэта становится вдохновенным подвигом И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус и друг степей калмык. Поэт верит в силу своих стихов, в силу своей поэзии, в свое бессмертие.

Обратите внимание

Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”подытоживает все то, что дал людям талант А. С. Пушкина. В своей лирике А.С. Пушкин обращался ко всем сторонам жизни. Искренний, правдивый, глубокий человек, он заложил основы русской литературы, определив ее своеобразие на много лет вперед, явив при этом в образе лирического героя человека, близкого к идеалу, для которого судьба его страны, народа была определяющей чертой его личности.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэту»

Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие стихотворения, как «Пророк», «Поэту», «Памятник», наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта.

Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г. в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Это заставило обратиться Александра Сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца. В первом четверостишии Пушкин призывает поэта не дорожить «любовию народной».

Испытав на себе «минутный шум восторженных похвал» и «суд глупца», он признает твердость, спокойствие и угрюмость лучшими из человеческих качеств в борьбе со смехом «холодной толпы». Личностное начало настолько сильно пронизывает стихотворение, что образ лирического героя и образ самого Пушкина сливаются в единое целое.

Цель жизни верного служителя муз Пушкин видит в добровольном следовании пути, по которому «влечет свободный ум». Поступая именно так, как писал сам, не оставляя выбранной стези, поэт не требовал «наград за подвиг благородный», а лишь усовершенствовал «плоды любимых дум».

По мысли Пушкина, все внутри поэта: высшая награда, «высший суд». Только «взыскательный художник» «строже всех» может оценить свой труд.

Нужна ли тогда поэту людская толпа, которая вместо того, чтобы внимать вдохновенным строкам, «плюет на алтарь», где горит поэтический огонь? «Ты царь: живи один» – пишет Пушкин, словно отвечая на этот скрытый в стихотворении вопрос.

Одиночество и отчужденность поэта воспринимается Пушкиным как состояние гармонии и душевного спокойствия, в котором поэт способен создать свои шедевры. Это состояние дает поэту счастливую возможность не замечать брани толпы, пытающейся «в детской резвости» поколебать «треножник», с которого он вещает истину.

Важно

Стихотворение «Поэту» написано в форме сонета, а значит, состоит из двух четверостиший с одинаковой рифмовкой и двух трехстиший, заключающих в себе основную идею.

Выбрав форму сонета, не столь частую в русской поэзии как классическое стихотворение из четырех катренов, Пушкин лишний раз подчеркнул исключительность и Божественное предназначение поэта, по воле которого мысль облекается в слово, а слово – в жизнь.

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Анализ стихотворения Пушкина «И. И. Пущину»

Среди своих лицеистских друзей Александр Пушкин особенно выделял Ивана Пущина, с которым поэта связывали очень теплые и доверительные отношения. Двух молодых людей объединяли не только общие взгляды на жизнь, но и любовь к литературе. В юности они даже соревновались между собой на предмет того, кто быстрее и лучше напишет стихотворение на заданную тему.

Судьба Ивана Пущина сложилась трагически. Он был одним из участников декабристского восстания, после провала которого получил пожизненную каторгу. Последний раз друзья встретились как раз накануне этих трагических событий, зимой 1825 года.

В это время Пушкин жил в родовом имении Михайловское, куда по распоряжению властей был сослан за вольнодумство. И Пущин стал одним из первых, кто навестил поэта в этот сложный для него период.

Встреча друзей была короткой, однако смысл ее стал Пушкину понятен гораздо позже, уже после того, как восстание декабристов было безжалостно подавлено, а его лицеистский товарищ оказался узником Читинского острога.

Иван Пущин предполагал подобное развитие событий, поэтому приехал к Пушкину для того, чтобы проститься, хотя и словом не обмолвился о том, что ему предстоит стать одним из участников тайного заговора и покушения на жизнь императора Николая I. Эта встреча друзей оказалась последней, больше им не суждено было увидеться.

Накануне годовщины восстания декабристов, зимой 1826 года, Пушкин написал стихотворение-обращение под названием «И. И. Пущину», которое было передано каторжнику спустя несколько лет через супругу декабриста Никиты Муравьева.

Совет

В нем поэт вспоминает их последнюю встречу, отмечая, что он «судьбу благословил», когда Иван Пущин приехал к нему в Михайловское, чтобы скрасить одиночество и отвлечь автора от невеселых раздумий о собственной судьбе. В этот момент лучший друг морально поддержал Пушкина, который находился на грани отчаянья, считая, что его карьера загублена, а жизнь – беспросветна.

Поэтому когда Пущин оказался в схожей ситуации, автор посчитал своим долгом направить ему ободряющее стихотворное послание, в котором признался: «Молю святое провиденье».

Этим поэт хотел подчеркнуть, что не только беспокоится о судьбе своего друга, но и верит, что его жертва была принесена обществу не напрасно, и будущие поколения смогут оценить этот самоотверженный поступок по достоинству. В это время поэту уже известно, что Иван Пущин отказался бежать за границу после провала восстания декабристов и дожилался ареста в своем петербургском доме.

Обращаясь к другу, поэт мечтает о том, чтобы его голос, облаченный в стихи, даровал ему утешение. «Да озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней!», — отмечает Пушкин. Позже Иван Пущин напишет в своем дневнике: «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина». Имен это короткое послание впоследствии легло в основу мемуаров бывшего каторжанина, которые он посвятил своей дружбе с великим русским поэтом.

Пушкин очень тяжело переживал разлуку с другом, и впоследствии адресовал ему еще несколько стихов. Через своих высокопоставленных знакомых он даже пытался повлиять на решение властей, надеясь, что приговор о пожизненной каторге для Ивана Пущина все же будет смягчен.

Однако император Николай I, переживший весь ужас покушения в день своего восхождения на престол, отказал декабристу в помиловании. Лишь спустя почти 30 лет Иван Пущин получил право вернуться в Петербург.

Читайте также:  Смысл названия рассказа «судьба человека» (м. шолохов)

Он побывал на могиле поэта, расположенной на территории Святогорского монастыря, а также в Михайловском, отдав дань уважения своему лицеистскому другу, который не отвернулся от него в трудную минуту.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Анализ стихотворения Пушкина «Поэт и толпа»

Пушкин неоднократно задавался вопросом о том, какова же роль поэта в социуме. Он понимал, что рифмованные строки могут полностью изменить мир и заставить людей мыслить по-иному.

Обратите внимание

Примером тому являлось восстание декабристов, литературным вдохновителем которого и являлся Пушкин. Однако провал тайного заговора не только стал для поэта самым большим жизненным разочарованием, но и заставил переосмыслить свое предназначение.

В 1828 году Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа», в котором провел очень четкую грань между творческими людьми и «чернью», которая в большинстве своем относится к стихам пренебрежительно и не пытается вникать в их смысл.

Поэт в произведении автора представлен как высшее существо, которому нет никакого дела до «хладного и надменного» народа, не понимающего, для чего вообще нужны стихи.

Действительно, в первой половине 19 века литературное творчество не несло в себе какой-либо социальной значимость, его задачи сводились к тому, чтобы развлекать людей. И именно так к стихам относились все без исключения слои российского общества. Для них «песнь поэта» была свободной и, в то же время бесплодной, «как ветер», т.е.

не представляла какой-либо ценности. Между тем, сам поэт считал, что это далеко не так. Просто люди еще не готовы признавать за литераторами право быть пророками и формировать общественное мировоззрение.

Поэтому, отвечая в своем стихотворении соотечественникам на вопрос, что же несет в себе современная поэзия, Пушкин отмечает: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». Расшифровка этой фразы достаточно проста – поэт убежден, что основной проблемой общества является его приземленность и бездушие.

Люди погрязли в мирских делах и заботах настолько, что даже в стихах пытаются отыскать некое рациональное зерно. Точно так же они не могут наслаждаться другими произведениями искусства, потому что «печной горшок тебе дороже, ты пищу в нем себе варишь».

Пушкин открыто признается в том, что «мы малодушны, мы коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны», отмечая, что этими качествами обладает подавляющее большинство людей. Они настолько далеки от духовной жизни, что поэт просто отказывается достучаться до их сердец, заявляя: «Довольно с вас, рабов безумных!».

Важно

При этом автор считает рабством не физическую, а именно духовную зависимость от материальных благ, на фоне которой люди попросту теряют способность видеть прекрасное и деградируют из поколения в поколение, лишая себя будущего.

Эта тенденция характерна не только для низших слоев общества, которые вынуждены каждый день беспокоиться о хлебе насущном, чтобы выжить, но и для знати, которая погрязла в пороках и развлечениях, перестав различать, что по-настоящему является ценным, а что – временным и приходящим.

Обращаясь к своему народу, поэт отмечает: «Ты червь земли, не сын небес; тебе бы пользы все – на вес».

При этом автор не видит возможности переломить общественное сознание, поэтому утверждает: «Не оживит вас лиры глас!». Он разочарован в том, что поэту в обществе по-прежнему отводится роль шута, и никого не интересует, какие именно чувства и мысли он вкладывает в свои произведения.

Таким образом, Пушкин осознанно отрекается от того мира, в котором живет, так как понимает, что ему суждено быть услышанным лишь единицами.

Однако он не отказывается от творчества и продолжает писать стихи «не для житейского волненья, не для корысти, не для битв», а для того, чтобы сделать мир немного прекраснее и разбудить в душах хоть некоторых людей благородные, чистые и светлые чувства.

Поэт по лире вдохновенной

Рукой рассеянной бряцал.

Он пел — а хладный и надменный

Кругом народ непосвященный

Ему бессмысленно внимал.

16 февраля 2016

Пушкин записи — krasivaya pesnya na gitare безумно — красивый+романс Эта красивая песня – романс на стихи Александра Пушкина — Зимняя дорога — Поет Марина Черкасова – знаменитая певица – гитарный аккомпанемент – цыганские гитаристы аранжировщики – Вава Поляков, Иван Ром-Лебедев, Ромуальд.

27 декабря 2015

Памяти Валентины Толкуновой. Я ехал к Вам (Б.Зайцев – А.С.Пушкин) Автор видеоролика – Алина Белка. Поёт народный артист России, народный артист Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской республик, республики Адыгея и республики Дагестан ЗАУР ТУТОВ Народный артист России, народный артист.

Совет

Видео из серии жизнь замечательных людей Живой А.С. Пушкин. Выпуск 2/5. Они разные, оставившие свой след в истории. Живой Пушкин – проект, подготовленный к 200-летию со дня рождения поэта. Это документальный рассказ о жизни поэта и той эпохе, что вошла в историю под названием пушкинской. От.

Видео из серии жизнь замечательных людей Живой А.С. Пушкин. Выпуск 3/5. Они разные, оставившие свой след в истории. Живой Пушкин – проект, подготовленный к 200-летию со дня рождения поэта. Это документальный рассказ о жизни поэта и той эпохе, что вошла в историю под названием пушкинской. От.

Видео из серии жизнь замечательных людей Живой А.С. Пушкин. Выпуск 4/5. Они разные, оставившие свой след в истории. Живой Пушкин – проект, подготовленный к 200-летию со дня рождения поэта. Это документальный рассказ о жизни поэта и той эпохе, что вошла в историю под названием пушкинской. От.

Источник: http://velikiy-pushkin.ru/874-Analiz-stiha-pushkina

Анализ стихотворения пушкина «поэт»

Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году, когда Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении. Тема поэта и поэзии прошла через все творчество Пушкина. Стихотворение «Поэт» в этом плане не является исключением.

В этом стихотворении автор говорит о поэте как о неземном существе, для которого обыденная жизнь среди обычных людей – это оковы, мешающие проснуться его душе. Проблема взаимоотношений певца чувств и общества очень важна для Пушкина, так как он сам поэт, который хочет донести людям прекрасное, сделать их серую жизнь цветной.

Но вместе с тем он понимает, что в суете его талант, его благородная цель может погибнуть как сорванный и брошенный цветок. Именно поэтому первая часть стихотворения написана в таком пессимистическом настроении. Понять все чувства автора читателю помогают эпитеты, яркие и точные, н6есущие огромную эмоционально-смысловую нагрузку.

Например, «суетный свет», «хладный сон»,»детей ничтожных». И как противоположны по настроению эпитеты второй части стихотворения: «божественный глагол», «гордая голова», «широкошумные дубровы».

Разделение стихотворения на две части как нельзя лучше показывает изменение чувств лирического героя. Первая часть – это жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода Музы.

Автор показывает, что без творчества поэт не может существовать, что он задыхается в серой массе жизненных проблем: Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может всех ничтожней он.

А вторая часть – это период сотворения поэтом чего-то нового.

И тогда уже ничто в целом мире не может сломить великую силу поэта, его голос проникающий повсюду. Он как бы становится выше всех людей, для него исчезает все вокруг, и он остается один на один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта.

Обратите внимание

В первой части стихотворения способ рифмовки – перекрестная; в первом и третьем четверостишиях второй части – кольцевая, а во втором – перекрестная.

Мне кажется, что способ рифмовки первой части и второго четверостишия второй части совпадают, потому что в них говориться об одном и том же – о взаимоотношениях поэта и общества.

Но все-таки, как бы ни различны были части стихотворения, в каждой из них Пушкин утверждает идею о том, что поэт – это необычный человек, живущей своей, ни на чью не похожей жизнью и обладающий сложной, но вместе с тем прекрасной судьбой. Недаром Пушкин сравнивает душу поэта с пробудившимся орлом – сильной, гордой и бесконечно свободной птицей…

Источник: http://www.school-essays.info/analiz-stixotvoreniya-pushkina-poet/

Ссылка на основную публикацию