Сочинение на тему: двойники раскольникова

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Родион Раскольников является главным героем бессмертного философского и социального романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

Все основные проблемы произведения построены вокруг главного героя и его судьбы.

 На протяжении всего романа мы узнаем характер Раскольникова, но без его «двойников», а именно Петра Петровича Лужина и Аркадия Ивановича Свидригайлова, картина внутреннего мира героя не была бы полной.

      Лужин и Свидригайлов являются «двойниками» Раскольникова прежде всего потому, что так же, как и главный герой, считают, что им «все дозволено», а точнее, они думают или хотят испробовать на себе теорию вседозволенности.

Обратите внимание

       В самом начале романа мы знакомимся с теорией Родиона. Он считает, что люди делятся на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Последние властны над первыми и способны проливать кровь ради осуществления своих целей, причем безнаказанно.

Эту теорию Раскольников решил проверить на самом себе. Он убивает старуху-процентщицу, чтобы украсть у нее деньги, которые принесли бы благо и самому Родиону и его сестре, Дуне. Родион считает, что ради благого дела можно пожертвовать жизнью ничтожных людей.

       Однако, в лице «двойников» Раскольникова эта теория претерпевает некоторые метаморфозы.

       Лужин – это человек, главной ценностью в жизни считающий деньги. Тот, у кого они есть, волен делать все, что захочет. Главная черта Петра Петровича – огромное себялюбие. Он тшеславен и корыстолюбив. Даже жену он хочет себе «честную, но без приданого», так как «жена должна считать своего мужа благодетелем».

На тех, кто ниже его, Лужин смотрит с презрением и отвращением. Он считает себя выше других людей, и что «всё на свете на личном интересе основано».  Однако, если Раскольников больше размышляет о гуманистических принципах и старается делать добро, пусть даже и посредством плохих поступков, то Лужин делает все только ради себя.

Собственное себялюбие полностью поглотило его.

       Еще один двойник Раскольникова – это Свидригайлов, развратник и шулер. Он сразу представлен как отрицательный персонаж. Для него не существует нравственных законов.

Его не задевают муки совести, и он никогда не задумывается о тех грехах, которые совершил, считая, что ему «все дозволено». В то же время, он и Раскольникову говорит: «мы одного поля ягоды».

Однако, в отличие от Свидригайлова, Родион Романович является человеком с глубокой душой. Раскольников, совершив свое преступление, переживает глубокие муки, в отличие от Аркадия Ивановича, на счету которого не одна смерть.

Важно

Тем не менее, в конце произведение в Свидригайлове просыпаются человеческие качества. Он заботится о сиротах Катерины Ивановны и о Соне. В конце, поняв, что его жизнь бессмысленна, Свидригайлов застреливается.

       Таким образом, теория Раскольникова, используемая его двойниками, показывает свою несостоятельность. Ни один человек не может жить так, чтобы все было дозволено.

К концу произведения Раскольников перестает бороться с этим. Он признает свою неправоту. И только к концу произведение мы видим полный портрет героя, который формировался на протяжении всего романа.

Во многом этому способствовали его двойники – Лужин и Свидригайлов.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/169-sochinenie-na-temu-dvojniki-raskolnikova-luzhin-i-svidrigajlov.html

Сочинение на тему РАСКОЛЬНИКОВ И ЕГО «ДВОЙНИКИ» В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ», – Сочинения по литературе

Читайте также:
НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ И ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВЫ

Сочинение на тему Раскольников и его «двойники» в романе Ф. М. Достоевского «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

На страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание « перед нами раскрывается широкая панорама Петербурга середины прошлого века: мелькают картины городской жизни, люди, встречи, слышатся крики, ругань, споры.

Среди персонажей великой книги много лиц, лишь на несколько минут привлекающих наше внимание, а есть люди с резко очер- ченными характерами, с собственными взглядами и убеждениями, которые по-разному влияют на главного героя и без которых роман просто не состоялся бы. Это семья Мармеладовых, Дуня, Порфирий Петрович, Лебезятников и некоторые другие.

<\p>

Особое место в романе принадлежит «сильным мира сего» — Лужину и Свидригайлову, которых можно считать «двойниками» Раскольникова.<\p>

Сталкивая «идейного» убийцу с этими людьми, писатель глубже опровергает, обличает его теорию властелина и толпы, обнажает антигуманную, бесчеловечную суть этой теории.

Картины социального зла, гениально нарисованные Достоевским, убедительно доказывают, что «основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления» (В. Шкловский).

Вся окружающая жизнь укрепляет убеждение Раскольникова в том, что задуманное им убийство не противоречит человеческим законам. Он укрепляется в своем намерении не как уголовник, а как сторонник нравственной вседозволенности, индивидуалисти- ческого бунта против общества (кстати, показателен и смысл его фамилии: раскол в нем самом, раскол сознания, морали, поведения).

Об этом говорят его суждения о «разрядах» людей, о праве «необыкновенной» личности на преступление, о том, как отличить «необыкновенную личность от «твари дрожащей». Но, совершив преступление, Раскольников, терзаемый муками совести, понимает, что он не из «разряда» «право имеющих»; он презирает себя за эти муки, за то, что оказался «тварью дрожащей «, однако «теория» в его сознании не развенчана. В эти страшные для Раскольникова дни писатель сталкивает его с Лужиным и Свидригайловым — людьми, которые, не испытывая угрызений совести, постоянно преступают законы нравственности в своей повседневной жизни и считают себя вправе распоряжаться чужими судьбами.<\p>

Совет

Петр Петрович Лужин живет по принципу «возлюби прежде всего самого себя». Этот принцип позволяет ему, не задумываясь, унизить, погубить человека, растоптать чужую жизнь. Добиваясь власти над Дуней (он называет это любовью), Лужин хочет опоро- чить ее брата, убедив всех, что Соня Мармеладова, которой помогает Родион, не только проститутка, но и воровка. Незабываема душераздирающая сцена во время поминок у Мармеладовых, когда только случайность спасает Соню. У Лужина полностью отсутствует нравственное чувство, он не знает, что такое совесть, порядочность. Его бездушие ведет к неприкрытой подлости.<\p>

Свидригайлов — натура гораздо более сложная. Это не полный эгоист, как Лужин, не просто злодей и преступник. Потенциально он человек большой совести и большой силы. Но его поведение непредсказуемо, в нем часто проявляются зверские инстинкты. Достоевский показывает, что причина нравственной, а затем и физической гибели этого человека социальная. Он приходит к выводу, что справедливость в этом мире невозможна. Отсюда его отчаяние, презрение и недоверие к людям. В нем погибают добрые начала. Он делает добро и причиняет зло (вспомним его роль в судьбе Дуни) с одинаковым равнодушием — «от скуки». Но жить без веры в истину и добро невозможно — и он погибает, сам казнит себя. Сталкиваясь с этими людьми, Раскольников не может согласиться с их «моралью» и в то же время не может не признать, что они живут по его «теории», оправдывая свое презрение к «толпе», к «низшим». Ему нечем опровергнуть утверждение Свидригайлова, что они (он и Раскольников) «одного поля ягоды» и что между ними «есть точка общая».<\p>

Более того, Раскольников сам говорит Лужину: «А доведите до последствий то, что вы давеча проповедовали, так и выйдет, что людей можно резать», — тем самым обличая теорию, по которой хотел, но не смог («натура» победила!) жить. Отношение героя к «сильным мира сего» показывает, что он, видя в них своих «двойников» (хотя он ни за что не признается даже себе в этом), испытывает к ним глубочайшее отвращение и примкнуть к ним не может, не может принять мир людей, живущих по его «теории». В этом сила «натуры» Раскольникова, его превосходства над «сильными мира сего», над всеми лужиными и свидригайловыми. В этом — надежда на его нравственное возрождение и возвращение к людям.<\p>

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-raskolnikov-i-ego-dvojniki-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Сочинение «Двойники Раскольникова»

В ходе изучения романа Достоевского «Преступление и наказание» школьникам предлагается проанализировать такой аспект, как двойники Раскольникова. Это очень важный момент, без которого сложно понять замысел автора произведения. Сочинение на тему «Двойники Раскольникова» (10 класс), представленное ниже, поможет разобраться в вопросе.

Роман «Преступление и наказание» — одна из самых грандиозных вещей, написанных Достоевским. Это классика, актуальность которой не будет утрачена, наверное, никогда. Ведь жизнь, увы, показывает, что время от времени человечество порождает личностей, готовых ради какой-то идеи губить людские жизни миллионами.

Раскольников из «Преступления и наказания» тоже был одержим. Он делил всех людей на «пресмыкающихся» и «сильных». Себя, естественно, относил ко вторым и восхищался Наполеоном. Именно идея о величии одних и ничтожности других толкнула героя романа на убийство. Старуха-процентщица была в его глазах не более, чем вредным насекомым.

<\p>

Как относится автор к идее своего главного персонажа? Поддерживает ли он ее или осуждает? Понять это читателю помогают двойники Раскольникова в романе. На первый взгляд, наличие таковых в произведении сомнительно. Кажется, что людей, похожих на студента Родиона, среди героев вовсе нет.

Но это не так! Они есть, и роль их, с точки зрения смыслового содержания, сложно переоценить.<\p>

Итак, кто является двойником Раскольникова в «Преступлении и наказании»? Таких героев в романе несколько. И один из них Лужин.

Да, да, тот самый Лужин — жених сестры Раскольникова Дуни, который, стоя из себя благородного, на самом деле является лживым человеком, готовым идти по трупам к своей цели. Этого персонажа заботит лишь он сам и его благополучие, а на других ему наплевать.<\p>

«Тогда почему Лужин двойник Раскольникова?», — спросите вы.

Ведь главный герой хотел изменить мир, сделать его совершеннее… Он не думал только о себе. На самом деле, именно личными амбициями как раз и руководствовался Родион в своих поступках. Ему казалось, что ростовщица – паразит в обществе, и он убил ее.

Обратите внимание

Но какое право имеет один человек судить и убивать другого? Это ли не – «идти по трупам», что делает регулярно жених Дуни? Вот почему гнусный Лужин – двойник Раскольникова.<\p>

Еще один персонаж, отражающий главного героя, — Свидригайлов. Это один из самых противоречивых образов романа.

На совести у Свидригайлова – несколько человеческих жизней, но под «занавес» он пытается исправиться: помогает Соне и другим детям погибшего Мармеладова… Любовь к Дуне пробуждает в нем настоящего человека. Но тот период, когда Свидригайлов, подобно Раскольникову, отвергал нравственные законы, не прошел для него напрасно. Психика персонажа не выдерживает противоречий и мук совести. Он заканчивает жизнь самоубийством.

Итак, почему Лужин и Свидригайлов — двойники Раскольникова, понятно.

Но что хотел донести читателю автор, используя эти образы? На мой взгляд, Достоевский пытался осудить идею Раскольникова о сверхчеловеке, показав ее результат: один персонаж выглядит настоящим подонком, а второй – погибает.

То есть, идея не имеет права на жизнь. А вот Раскольников, усомнившись в своих ценностях, его получает. Автор оставляет ему шанс. А воспользуется ли им герой? На это четкого ответа Достоевский не дает.<\p>

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/dvojniki-raskolnikova.html

Сочинение на тему: “Двойники Раскольникова”

Наша кнопка

Скачать материал<\p>

Двойники Раскольникова

Роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” был написан в очень тяжелый период для самого писателя – на каторге. Там он и столкнулся с “сильными личностями”, характеры которых воплотил в главных героях своего произведения.

<\p>

В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории “наполеонизма” – возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников.

Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах “двойниках” – Свидригайлова и Лужина.

Важно

Раскольников, бедный студент из обедневшей дворянской семьи, подавленный нищетой и несправедливостью жизни пытается найти выход из этого положения. Он полон желания решительно изменить свою жизнь, пусть даже через преступление. Иногда он сомневается в правильности своих мыслей, боясь загубить свою душу, но его манит результат.

Его идея заключалась в том, что можно совершить преступление ради общего блага. И он решился на убийство этой старухи – процентщицы, которую считал глупой, ничтожной, вредной старушонкой. Раскольников совершил это преступление, думая, что он нашёл объяснение своей идее.

Он разделил человечество на две категории: “на тварей дрожащих” и на “сверхлюдей”, решив испытать себя. Поняв, что он не “существо высшего порядка”, совершив убийство, он убил в себе все то человеческое, что связывало его с окружающим миром, оставаясь наедине с душевными страданиями и муками совести.

<\p>

В плену этой же ложной теории находится и Свидригайлов – один из наиболее сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и растратил свою жизнь на развлечения. Свидригайлов, виновный в смерти нескольких людей, заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то чувства.

Но раскаяние, в отличие от Раскольникова, пришло к нему слишком поздно. Он даже помог Соне, своей невесте, детям Катерины Ивановны, чтобы заглушить угрызения совести. Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы справиться с собой и он пускает себе пулю в лоб.

<\p>

Казалось бы, очень много общего в поступках этих героев, но на сколько, на самом деле, были различны их жизненные ориентиры. Раскольников учится, пробивается в жизни сам и заботится о матери, сестре. Свидригайлов – зажиточный помещик, ведет праздный образ жизни. Оба героя, подчинившись одной идее, остались по разные стороны “баррикады”.

Стало ясно самому Раскольникову, – “не переступил он, на этой стороне остался”, потому что “гражданин и человек”. А вот Свидригайлов переступил, человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него цинизм, с которым он формулирует суть раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись пребывать в безграничном сладострастии.

Но, наткнувшись на препятствие, кончает жизнь самоубийством. Смерть для него – освобождение от всех преград, от “вопросов человека и гражданина”. Это и есть результат идеи, в котором хотел убедиться Раскольников.

Совет

Поэтому Достоевский оставляет Родиону право на жизнь на каторге, на каторге где происходит мучительное освобождение от этой идеи, возвращение к людям, обретая истинные ценности.<\p>

В своем произведении “Преступление и наказание”, Достоевский убеждает нас в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой добродетели. Через страдания люди идут к преображению и очищению.<\p> Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/literatura/sochinenie-na-temu-dvoyniki-raskolnikova.html

Двойники Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») – Примеры сочинений – Выпускное сочинение. Пишем на отлично. С примерами и образцами

Роман Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1966 году. Выход произведения в печать совпал с зарегистрированным полицией случаем убийства студентом старухи-процентщицы.

Это преступление произошло независимо от сроков написания романа.

Совпадение было случайным, но именно оно и произвело очень большое впечатление на читателей того времени, сделало произведение популярным, так как свидетельствовало о способности автора объективно отражать действительность.

Главный герой романа, Родион Раскольников, совершает преступление для проверки правильности своей теории о дозволенности для сильной личности управлять миром и людьми, праве проливать кровь «по совести».

К таким людям он хочет отнести и себя, задаваясь вопросом: «Тварь я дрожащая или право имею?» Правда, стремления героя гуманистичны: он пытается совершить зло во имя добра, то есть убить старуху-процентщицу, которую все так ненавидели, чтобы обеспечить судьбу близких людей на ее деньги.

Раскольников совершает это преступление, но мысли о нем, преследующие героя, а затем и помутнение рассудка становятся неизбежным наказанием за содеянное. Лишь любовь к Соне Мармеладовой спасает его от безумства (речевая ошибка – нужно слово «безумие», так как слово «безумство» означает не сумасшествие, а безрассудство).

Он является с повинной к следователю, отбывает срок на каторге, но в правильности своей теории не разуверяется. Раскольников лишь признает себя неспособным на роль сильного человека.

Тема преступления глубоко разработана в романе.

Преступниками «по идее» предстают не только Раскольников, но и Петр Петрович Лужин, юрист, деловой человек, претендент на руку Дуни, сестры Родиона, и Свидригайлов, помещик, шулер, соблазнитель и удачливый авантюрист.

Обратите внимание

Именно поэтому их называют своеобразными двойниками Раскольникова. Каждый из героев имеет свою теорию, по правилам которой живет: Лужин – экономическую, Свидригайлов – «кодекс» безнравственности, лжи, фальши, безверия.

Самая демоническая фигура в романе, конечно, Свидригайлов. Раскольников узнает его сразу как отрицательного героя. Образ Свидригайлова предстает в письме его матери как страшное явление жизни: дворянин, чья жизнь – образец разложения.

Личная встреча героев лишь подтверждает это впечатление. Заметим, что этот человек не чуждается Раскольникова и прямо заявляет, что «они с ним одного поля ягоды».

Да и Родион стремится к Свидригайлову, пытается его понять, ищет встречи: «И он не мог не сознаться внутри, что, действительно, тот на что-то ему давно был уже как бы нужен… Но что же может быть между ними общего? Даже и злорадство не могло бы быть у них одинаково».

После первой встречи у Раскольникова сложилось определенное мнение о Свидригайлове: «очевидно, чрезвычайно развратен, непременно хитер и обманчив, может быть, очень зол».

Образцом безнравственности является биография героя. Порок – основная черта его характера. Свидригайлов, живя в Петербурге, проводил время за карточным столом в обществе «подходящих» людей с «самыми хорошими манерами». В конце концов он попадает в тюрьму, из которой его вытащила Марфа Петровна, будущая жена, уплатив залог.

Она же сумела спасти его от справедливого суда за изнасилование и убийство несовершеннолетней девушки, при этом держала у себя обличительный документ на случай, если Свидригайлов захочет взбунтоваться. Документ этот нисколько не смущал героя, он считал эту бумагу «делом неплохим».

Мало того, Свидригайлов заключил с Марфой Петровной другой «контракт», по которому имел право на вольности с дворовыми девками. И только единственный раз нарушил он условия договора: влюбился в Дунечку. Свидригайлов лишен каких-либо моральных принципов, чем и руководствуется в жизни.

Важно

Он никогда не испытывал никаких благородных чувств и не стремился ни к каким высоким целям, кроме удовлетворения мелких страстей и прихотей. В Петербург этот человек приезжает, чтобы добиться благосклонности Дунечки. Во имя достижения цели этот развратник готов на все: на подкуп, на шантаж.

Он предлагает Дуне десять тысяч, а потом шантажирует ее тем, что ему становится известно о Раскольникове.

Отсутствие понятия о благе и грехе делает Свидригайлова чудовищем, неспособным не только жить по-человечески, но и верить в добро вообще: загробная жизнь для него – не светлый, добрый, свободный мир, а маленькая комнатка, вроде деревенской бани, закоптелая, по углам – пауки. Раскольникова в этом человеке больше всего поражает циничный подход ко всему окружающему. И одновременно он замечает то, что роднит его со Свидригайловым – принцип вседозволенности.

И все же Свидригайлов – фигура трагическая. Он не умер бы, если бы сохранил себя «целым». Но случилось противоестественное: добрые дела, которые противоречили его натуре, разрушили его личность. Свидригайлов отпустил Дуню, оставил деньги детям-сиротам Мармеладова и, наконец, попытался проявить нормальные чувства, когда приютил маленькую девочку. Это и стало началом конца.

Ужасный сон, который приснился Свидригайлову, приводит героя в трепет, потому что раскрывает перед ним бездну безнравственности, в которой он жил до сих пор. Самоубийство – закономерный итог, к которому должен прийти человек, не признающий в жизни добро и справедливость. Свидригайлов – самый сильный и последовательный в своих действиях преступник в романе.

Возможно, именно поэтому он и вершит суд над собой.

Но есть в романе герой, которому чувство раскаяния не свойственно вообще. Это Петр Петрович Лужин. Еще не зная Лужина, Раскольников понимает, что тот не заслуживает уважения. Петр Петрович – человек, который дорожит только собственным мнением.

Надворный советник, человек деловой, благонадежный и хорошо устроенный, Лужин работает в двух местах и имеет свой капитал. Он высокомерен, тщеславен и корыстен. Давно положил себе целью Петр Петрович взять девушку бедную, но красивую и образованную.

Не привыкшая к достатку, она будет благодарна и нетребовательна, а ее красота и образованность помогут ему пробиться в высшее общество, сделать карьеру. Брак для Лужина – выгодная сделка, и он не скрывает этого.

Совет

Мать Родиона пытается в письме к нему показать Петра Петровича с лучшей стороны, но Раскольников сразу замечает неискренность.

У Лужина все поставлено на линию коммерции. Он удивительно скуп, даже для невесты: снял для Дуни с матерью комнату в доме, известном сомнительной репутацией. Цель жизни Петра Петровича – накопление капитала любой ценой. Внешне довольно привлекательный, Лужин внутренне уродлив. Достоевский подчеркивает обманчивость его приятного вида.

При встрече с будущим родственником Петр Петрович раскрывает свои принципы: откажись от помощи человеку, возлюби одного себя, «ибо все на свете на личном интересе основано». В основе теории Лужина, так же как и теории Раскольникова, лежит утверждение, что основу общества оставляют лишь избранные. Именно они призваны управлять миром.

Для Петра Петровича это прежде всего предприниматели, дельцы. Экономическая правда Лужина – фактически приглашение к убийству. И он реализует ее так же, как Раскольников свою теорию. Мошенническая сущность этого героя и его теории раскрывается в эпизоде с мнимым воровством Сони.

Он подбрасывает ей сто рублей, чтобы оклеветать в глазах окружающих, а вместе с ней опозорить и Раскольникова. Тогда Лужин еще имел бы шанс претворить свой разрушенный план женитьбы в жизнь. Он готов предать без оснований, несправедливо обвинить человека, и эти действия не считает безнравственными. Это абсолютно аморальный, бессовестный человек.

И тем более страшной кажется Раскольникову связь его собственных мыслей с теорией Лужина.

И все-таки в романе Достоевского в противоборстве сил добра и зла побеждает добро.

Наказаны за преступления все: Раскольников, отбывающий срок на каторге, Свидригайлов, покончивший жизнь самоубийством, Лужин, так и не сумевший осуществить главную аферу своей жизни.

Только невольной преступнице Соне дана возможность стать счастливой и силой своей любви спасти Раскольникова. Достоевский верит в человека… И в этой вере заключена художественная сила произведений писателя.

Обратите внимание

Размер сочинения несколько превышает норму, но не настолько, чтобы сочинение такого объема нельзя было написать за 4 часа. Работу предваряет удачное историческое введение, историко-литературное заключение логично подытоживает рассуждения абитуриента.

Автор не отклоняется от темы, подробно анализируя образы двух двойников главного героя – Лужина и Свидригайлова. В работе видно хорошее знание текста, умение автора размышлять по поводу прочитанного. Положения автора подтверждаются уместными цитатами.

Сочинение написано хорошим языком, в нем почти нет речевых, стилистических и грамматических ошибок. Некоторым недостатком является то, что автор словно бы избегает повторения слова, которое должно бы быть ключевым, – слова двойник .

 Несколько короче мог бы быть второй абзац, следующий сразу за введением и посвященный характеристике самого Раскольникова. Тем не менееэти мелкие недостатки не портят общего впечатления. Сочинение, несомненно, заслуживает оценки 5 .



Источник: https://scribble.su/work/vipusk-sochinenie-primerami/13.html

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» — сочинения для 10 класса

  1. Зеркальное отражение героя
  2. Двойники Родиона Раскольникова
  3. Единственный друг
  4. Почтенный жених
  5. Мрачный Свидригайлов
  6. Лебезятников Андрей Семёнович
  7. Мудрый следователь
  8. Женские двойники героя
  9. Роль двойников в романе

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» двойниками Раскольникова является целый ряд героев. Читая произведение впервые, мы не можем понять всех нюансов и тонкостей содержания. Детективный сюжет полностью захватывает наше воображение. При более внимательном рассмотрении замысла писателя возникает ряд вопросов. Кажется непонятным появление на страницах книги некоторых личностей, история и судьба которых далека от жизни главного героя. На самом деле у Достоевского нет ни одного лишнего действующего лица. Каждый из персонажей несёт свою смысловую нагрузку и служит более полному раскрытию личности главного героя. Тема двойничества в романе «Преступление и наказание» имеет очень важное значение.

Безусловно, в центре романа стоит мрачная фигура Родиона Раскольникова. Автор неслучайно наделил своего героя говорящей фамилией. Личность молодого человека противоречива и, как мозаика, состоит из разрозненных, будто несвязанных между собой частей.
У каждой из них в романе появляется своё зеркальное отражение в виде отдельно взятого героя. Познакомимся с ними подробнее.

Двойники Родиона Раскольникова

Единственный друг

По сюжету повествования первым из двойников героя появляется Дмитрий Разумихин. Молодой человек – противоположность главного героя. Он активен, общителен и жизнерадостен. Студент стойко переносит удары судьбы, строит планы и не впадает в отчаяние.

Его друг, напротив, мрачен и неразговорчив, не умеет справляться с жизненными проблемами. На фоне оптимизма Разумихина апатичность Раскольникова становится ярче и понятнее читателю. «Подлец человек! И подлец тот, кто его подлецом считает!» – убеждён молодой человек. Ф. М.

Достоевский указывает и на сходство героев. Они молоды и умны, порядочны и благородны. Оба мечтают о великом будущем, только пути достижения цели выбирают различные.

Разумихин трудится, не покладая рук, пытаясь справиться с нищетой, а нетерпеливый Раскольников ради идеи идёт на преступление.

Почтенный жених

В зеркальном отражении главного героя, мы заметим ещё одного двойника. Это счастливый избранник Сестры Раскольникова, Пётр Петрович Лужин. Лицемерный человек, пытающийся казаться честным и благородным, на самом деле имеет подлую и лживую натуру.

Какая же черта характера нашего героя выпукло изображается в этом образе? Лужин, идя к своей цели, руководствуется принципом: «Все средства хороши». Он пользуется бедственным положением Дуни, оговаривает Соню, заботясь лишь о своём благополучии. Раскольников, проверяя свою теорию, действует так же.

Образ Петра Петровича Лужина помогает понять эгоистическую сущность идеи главного героя.

Мрачный Свидригайлов

Загадочная фигура Свидригайлова вызывает неприязненное отношение читателя. Это порочный человек, для которого не существует законов нравственности и морали.
Он способен на убийство, растление малолетних детей, измену жене и другие гадкие поступки.

Но его фраза: «Мы одного поля ягоды», – обращённая к Раскольникову, даёт нам понять, что у героев есть схожие черты. Родион Раскольников так же, как и загадочный господин Свидригайлов, совершает преступление. По его вине гибнут люди, а он не чувствует раскаяния.

Важно

Подобное поведение роднит его с этим отрицательным персонажем. Фигура Свидригайлова полна противоречий так же, как образ главного героя. Он способен на благородные поступки: помогает осиротевшим детям Мармеладова, даёт деньги Соне Мармеладовой. Но его отвратительная сущность от этого не меняется.

Знакомство с ним показывает, к каким страшным последствиям может привести отрицание заповедей христианства и безнаказанность.

Лебезятников Андрей Семёнович

Этот герой, по замыслу автора, в гротескной форме отображает увлечение молодёжи новыми теориями. Он пародия на одержимость Раскольникова своей теорией. Лебезятников глуп, но добр и безобиден. Ему неприятна подлость Лужина так же, как Родиону Раскольникову.

Мудрый следователь

Порфирия Петровича в какой-то степени тоже можно отнести к двойникам главного героя. Умудрённый опытом человек понимает запутавшегося студента, искренне сочувствует ему. Он сам сумел вовремя остановиться и разобраться в модных современных теориях и теперь пытается спасти Раскольникова: «Станьте солнцем, вас все и увидят! Солнцу, прежде всего, надо быть солнцем!»

Женские двойники героя

Отдельные черты характера молодого человека отображаются в героинях рассказа.

Описывая Авдотью Романовну Раскольникову, писатель указывает на её внешнее сходство с братом, обращает внимание на их родственные души. Девушка умна, горда и независима так же, как и её брат.

Но в отличие от него эти черты характера помогают ей выбирать правильный путь в жизни, разбираться в людях и не совершать роковых ошибок.

Самый важный в жизни героя человек – Софья Семёновна Мармеладова. Верующая в бога, добрая Соня отличается от Раскольникова. Но есть в них и нечто общее: оба совершили преступление, нарушили закон, стали отверженными.

Только Соня считает себя грешницей и жаждет принять страдание, чтобы искупить свою вину, а Родион Раскольников уверен в своей правоте. Образом Сони Ф.М.

Достоевский пытался донести до читателя основную мысль произведения и окончательно развенчать бесчеловечную теорию Раскольникова.

Роль двойников в романе

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского помогают разобраться в сложном характере главного героя, рассмотреть отдельно взятые черты характера, будто через увеличительное стекло. Благодаря этому приёму, мы понимаем мотивы поступков и осознаём неотвратимость наказания за совершённое преступление.

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» – сочинение на тему двойничества | источник

Преступление и наказание Ф.М. Достоевский

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/dvojniki-raskolnikova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-sochineniya-dlya-10-klassa.html

Двойники Раскольникова в романе “Преступление и наказание” (тема “двойничества”)

Разумихин, Настасья и Раскольников.
Иллюстрация Е. П. Самокиш-Судковской 

Тема “двойничества” является одной из важных тем для анализа романа “Преступление и наказание”.  
По мнению исследователей, в романе “Преступление и наказание” есть три главных двойника Раскольникова – Свидригайлов, Лужин и Лебезятников.

Вот что об этом пишет культуролог М. М. Бахтин:

“…

у Достоевского, – почти каждый из ведущих героев его романов имеет по нескольку двойников, по-разному его пародирующих: для Раскольникова – Свидригайлов, Лужин, Лебезятников   

В каждом из них (то есть из двойников) герой умирает (то есть отрицается), чтобы обновиться (то есть очиститься и подняться над сами собою)…”  

(М. М.

Бахтин, книга “Проблемы поэтики Достоевского”)

Если присмотреться, у Раскольникова оказывается больше чем три двойника. Многие второстепенные герои романа также могут в каком-то смысле считаться двойниками Раскольникова.

Ниже представлены материалы о двойниках Раскольникова в романе “Преступление и наказание”.


Свидригайлов

Господин Свидригайлов является одним из ярких двойников Раскольникова. Свидригайлова подозревают в совершении нескольких страшных преступлений. Развратный самодур Свидригайлов считает, что ради цели можно переступать через многое. Раскольников в свою очередь изобретает теорию, которая по-своему оправдывает преступления. В этом заключается основное сходство Свидригайлова и Раскольникова.

      Смотрите: Свидригайлов как двойник Раскольникова

Лужин

Господин Лужин является двойником Раскольникова, потому что он, как и Раскольников, изобретает свои теории, которых придерживается в жизни. Так, Лужин является автором теории о бедных женах, а также сторонником теории “целого кафтана”. Согласно теории “целого кафтана”, Лужин верит, что все в мире строится на личном интересе. Эта теория является по сути версией теории Раскольникова, которая оправдывает преступления из личных интересов.

      Смотрите: Лужин как двойник Раскольникова

Лебезятников 

Господин Лебезятников – еще один двойник Раскольникова. По словам самого Достоевского, Лебезятников слепо верит и “лебезит” перед своими идеями (о социализме и т.д.). В этом Лебезятников похож на Раскольникова. Руководствуясь своими теориями и Раскольников, и Лебезятников совершают аморальные поступки: Раскольников совершает убийство, а Лебезятников, например, избивает Катерину Ивановну и т.д..

Соня Мармеладова

Соня Мармеладова является двойником Раскольникова, потому что она, как и главный герой, “переступает” через себя.  Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру, а Соня убивает себя, занявшись “непристойной работой”. Соня губит себя ради спасения семьи. Раскольников губит свою и чужую жизнь, чтобы проверить свою безумную теорию.

Старуха-процентщица

Старуха-процентщица – это еще один двойник Раскольникова. Почему? По словам Раскольникова, старуха-процентщица – это “вошь”. В конце романа Раскольников сам себя также называет “вошью”. 

Мармеладов

Чиновник Мармеладов является двойником Раскольникова, потому что этих героев объединяет общее качество – слабость духа. Слабость Мармеладова доводит его семью до нищеты. Слабость Раскольникова доводит его до преступления.

Порфирий Петрович

Следователь Порфирий Петрович является двойником Раскольникова, потому что у этих героев есть много общего. Оба героя образованны, умны, проницательны. Кроме того Порфирий сам признает, что в молодости был похож на Раскольникова и поэтому ему понятны его переживания. 
Катерина Ивановна 

Катерину Ивановну Мармеладову можно также считать двойником. Она, как и Раскольников, образованна, умна, горяча и горда. Катерина Ивановна, как и Раскольников, понимает, что с ее умом и образованием она достойна лучшей жизни. 


Дуня 

Дуня Раскольникова, сестра главного героя, отчасти является его двойником. Дуня готова “переступить” черту, переступить через себя и выйти замуж за нелюбимого господина Лужина, чтобы помочь семье выбраться из-нищеты. Дуня не собирается никого убивать, но это замужество по сути является преступлением против самой себя. В этом Дуня похожа на своего брата. Кроме того, Дуня, как и Раскольников, горда, умна и красива. Это были материалы о двойниках Раскольникова в романе “Преступление и наказание” Достоевского: тема “двойничества” в произведении.

Смотрите: 

Все материалы по “Преступлению и наказанию”

Источник: http://www.alldostoevsky.ru/2015/04/dvojniki-raskolnikova-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskij.html

Сочинения по литературе: Двойники раскольникова

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – это психологический, философский и криминальный роман, в основе которого лежит преступление.

Но в этом произведении автор также затрагивает такие темы, как милосердие, самопожертвование, пьянство и его причины, говорит о влиянии условий жизни на человека. Перед нами возникает Петербург, недавно вступивший в эпоху капиталистических отношений.

Мы видим жизнь и быт разночинцев, мелких чиновников, разорившихся дворян и бывших студентов.

Совет

В основе романа “Преступление и наказание” лежит теория главного героя Родиона Раскольникова и ее постепенное развенчание. Бывший студент юридического факультета создал свою собственную теорию, согласно которой все люди от природы делятся на два разряда: “на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных” и “собственно на людей”.

Ради великой цели “настоящий человек” имеет право разрешить себе переступить через закон и совершить преступление. Раскольников решается проверить эту теорию на практике. Он убивает “вредную старушонку”, чтобы, воспользовавшись ее деньгами, облегчить жизнь “униженных и оскорбленных”.

Нужно отметить, что он совершает преступление не только потому, что голоден, но и потому, что хотел проверить, “тварь ли он дрожащая” или “право имеющий”.

Для развенчания теории Раскольникова Достоевский сталкивает своего героя с различными персонажами, общение с которыми постепенно разрушает бесчеловечную теорию.

Для этой цели он вводит двойников. Таковым является Петр Петрович Лужин, “надворный советник”, служащий в двух местах и составивший свой капитал. Он живет, руководствуясь принципом: “возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано”.

Конечно, он никого не убьет, ему и в голову это не может прийти, но тем не менее он с легкостью переступает через моральные и нравственные законы.

Он решил взять себе в жены бедную девушку, чтобы она полностью зависела от него, а он мог бы ее унижать и наслаждаться своей силой. Он никогда не помогает людям, не видя в этом личной выгоды.

Он обвиняет Сонечку Мармеладову в воровстве, чтобы очернить Раскольникова в глазах своей невесты. Лужин и ему подобные – это люди, не имеющие совести, главной целью в жизни которых является нажива.

Обратите внимание

Таким образом, на примере Лужина Достоевский показывает, что теория Раскольникова, изначально появившаяся как протест против общества, унижающего и уничтожающего слабых и бедных, оборачивается пренебрежением жизнями именно этих “униженных и оскорбленных”.

Свидригайлов – другой идейный двойник Раскольникова. Его теория состоит в том, что “единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша”. Но это чрезвычайно безнравственный человек, поэтому для него хороша любая цель, которую бы он перед собой ни поставил.

Он изнасиловал глухонемую сироту, убил слугу, был карточным шулером, сидел в тюрьме, повинен в смерти собственной жены. Но в то же время он не считает себя злодеем и способен совершать добрые поступки. И действительно, благодаря письму Дунечки, которое он отдал жене, девушка смогла восстановить свою репутацию.

Свидригайлов готов обеспечить Авдотью Романовну, не требуя от нее, чтобы она вышла за него замуж, желает спасти ее от брака с Лужиным, потому что видит, что последний из себя представляет. Свидригайлов быстро разгадывает Раскольникова, суть его теории и его мучения.

“Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? Затем, что еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое браться”, – говорит Свидригайлов.

Да, в том-то и состоит различие между Раскольниковым и Свидригайловым, что преступление Раскольников совершил, но “черту” не переступил, “на этой стороне остался”, а Свидригайлов переступил и никакими угрызениями совести не мучается.

Но принцип вседозволенности привел его к повседневной скуке, ради избавления от которой он готов и полететь на воздушном шаре, и поехать в Америку. К тому же его терзают видения из других миров: привидения и пауки. Свидригайлов утверждает, что он и Раскольников – “одного поля ягоды”. По дороге в полицию, куда он шел с намерением сделать признание в убийстве старухи-процентщицы, Раскольников узнает о самоубийстве Свидригайлова. Тем самым автор показывает окончательный крах бесчеловечной теории главного героя, лишает ее права на существование.

Итак, при помощи образов Лужина и Свидригайлова Ф. М. Достоевский показал, к чему может привести бесчеловечная теория. Писатель утверждает, что счастье невозможно построить на несчастье других, тем более на преступлении; что человек – это личность, а не “тварь дрожащая”.

Источник: http://russkii-yazik.abc-english-grammar.com/sochinenie_po_literature1343.htm

Достоевский Ф. М. Преступление и наказание, Двойники Раскольникова

Достоевский Ф. М.

Сочинение по произведению на тему: Двойники Раскольникова

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – это психологический, философский и криминальный роман, в основе которого лежит преступление.

Но в этом произведении автор также затрагивает такие темы, как милосердие, самопожертвование, пьянство и его причины, говорит о влиянии условий жизни на человека. Перед нами возникает Петербург, недавно вступивший в эпоху капиталистических отношений.

Мы видим жизнь и быт разночинцев, мелких чиновников, разорившихся дворян и бывших студентов.

В основе романа “Преступление и наказание” лежит теория главного героя Родиона Раскольникова и ее постепенное развенчание. Бывший студент юридического факультета создал свою собственную теорию, согласно которой все люди от природы делятся на два разряда: “на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных” и “собственно на людей”. Ради великой цели “настоящий человек” имеет право разрешить себе переступить через закон и совершить преступление. Раскольников решается проверить эту теорию на практике. Он убивает “вредную старушонку”, чтобы, воспользовавшись ее деньгами, облегчить жизнь “униженных и оскорбленных”. Нужно отметить, что он совершает преступление не только потому, что голоден, но и потому, что хотел проверить, “тварь ли он дрожащая” или “право имеющий”.

Для развенчания теории Раскольникова Достоевский сталкивает своего героя с различными персонажами, общение с которыми постепенно разрушает бесчеловечную теорию.

Важно

Для этой цели он вводит двойников. Таковым является Петр Петрович Лужин, “надворный советник”, служащий в двух местах и составивший свой капитал. Он живет, руководствуясь принципом: “возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано”.

Конечно, он никого не убьет, ему и в голову это не может прийти, но тем не менее он с легкостью переступает через моральные и нравственные законы.

Он решил взять себе в жены бедную девушку, чтобы она полностью зависела от него, а он мог бы ее унижать и наслаждаться своей силой. Он никогда не помогает людям, не видя в этом личной выгоды.

Он обвиняет Сонечку Мармеладову в воровстве, чтобы очернить Раскольникова в глазах своей невесты. Лужин и ему подобные – это люди, не имеющие совести, главной целью в жизни которых является нажива.

Таким образом, на примере Лужина Достоевский показывает, что теория Раскольникова, изначально появившаяся как протест против общества, унижающего и уничтожающего слабых и бедных, оборачивается пренебрежением жизнями именно этих “униженных и оскорбленных”.
Свидригайлов – другой идейный двойник Раскольникова. Его теория состоит в том, что “единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша”. Но это чрезвычайно безнравственный человек, поэтому для него хороша любая цель, которую бы он перед собой ни поставил. Он изнасиловал глухонемую сироту, убил слугу, был карточным шулером, сидел в тюрьме, повинен в смерти собственной жены. Но в то же время он не считает себя злодеем и способен совершать добрые поступки. И действительно, благодаря письму Дунечки, которое он отдал жене, девушка смогла восстановить свою репутацию. Свидригайлов готов обеспечить Авдотью Романовну, не требуя от нее, чтобы она вышла за него замуж, желает спасти ее от брака с Лужиным, потому что видит, что последний из себя представляет. Свидригайлов быстро разгадывает Раскольникова, суть его теории и его мучения. “Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? Затем, что еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое браться”, – говорит Свидригайлов. Да, в том-то и состоит различие между Раскольниковым и Свидригайловым, что преступление Раскольников совершил, но “черту” не переступил, “на этой стороне остался”, а Свидригайлов переступил и никакими угрызениями совести не мучается. Но принцип вседозволенности привел его к повседневной скуке, ради избавления от которой он готов и полететь на воздушном шаре, и поехать в Америку. К тому же его терзают видения из других миров: привидения и пауки. Свидригайлов утверждает, что он и Раскольников – “одного поля ягоды”. По дороге в полицию, куда он шел с намерением сделать признание в убийстве старухи-процентщицы, Раскольников узнает о самоубийстве Свидригайлова. Тем самым автор показывает окончательный крах бесчеловечной теории главного героя, лишает ее права на существование.
Итак, при помощи образов Лужина и Свидригайлова Ф. М. Достоевский показал, к чему может привести бесчеловечная теория. Писатель утверждает, что счастье невозможно построить на несчастье других, тем более на преступлении; что человек – это личность, а не “тварь дрожащая”.

http://vsekratko.ru/dostoevskiy/prestuplenieinakazanie142

Источник: http://www.school-essays.info/dostoevskij-f-m-prestuplenie-i-nakazanie-dvojniki-raskolnikova/

Двойники Раскольникова и их роль в романе «Преступление и наказание» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича.

Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль эта на первый взгляд непонятная, оказывается впоследствии довольно простой.

Достоевский хочет показать нам теорию Раскольникова не только на его примере, ибо Раскольников, увы, не оригинален в своих идеях наполеонизма.

В романе есть и другие персонажи, которые по-своему воплотили теория «права имеющих» в жизнь. Это и есть так называемые психологические двойники Раскольникова.

Но в начале необходимо определить круг лиц, подпадающих по категорию двойников, ибо на первый взгляд люди не имеющие никакого к ней отношения, оказываются при ближайшем рассмотрении заядлыми ее приверженцами и теологами.

Во-первых, двойник Раскольникова, несомненно, Свидригайлов, личность загадочная и противоречивая, но он сам сообщает нам о своей похожести на Раскольникова, говоря ему: «мы с вами одного поля ягоды». Во-вторых, двойником Раскольникова можно также считать и подлого Лужина, его «родство» с Раскольниковым тоже очевидно, мы рассмотрим это впоследствии. Казалось бы и все.

Но нет, нельзя забыть еще и саму жертву, Алену Ивановну. Она тоже «слуга» теории Раскольникова, хотя эта теория и «перемалывает» ее потом. Существует еще и Лебезятников, но он, скорее, слушатель, чем последователь, ибо ни силой характера, ни умом он не блещет. Итак, рассмотрим последовательно эти «зеркала» Раскольникова и попытаемся понять их роль в романе.

Совет

У Свидригайлова тоже есть «своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!» Свидригайлов — сильный человек с сильным характером.

И эти его слова не в коей мере не говорят о том, что он также как и Раскольников строит свою жизнь согласно теориям. Он не задумывается над тем «тварь ли он дрожащая или право имеет». Нет, он просто всю свою жизнь считает, что имеет право. Он не выводит постулаты, как поступать хорошо, а как плохо.

Он делает гадости, сознательно потом, делая добро, чтобы загладить свою вину. Жизнь Свидригайлова – это видоизмененная теория Раскольникова, ставшая реальностью.

Автор хочет нам показать, что стало бы, если бы планам Раскольникова суждено было сбыться. Свидригайлов не проверяет себя, и если он и виновен в смерти других людей, он предпочитает думать, что так и должно было быть.

Ничем не прикрытый, всепоглощающий цинизм – вот итог всех наполеоновских теорий, когда жизнь человеческая оценивается в медный грош. Однако, Свидригайлов не так порочен и глуп, как кажется на первый взгляд.

Он понимает, что в жизни все должно быть уравновешено, и поэтому вслед за злом он делает добро, чтобы сильно не отягчать свою совесть. Оттого и преследуют Свидригайлова мистические сны и приведения.

И как Раскольников преступил через жизнь, через кровь старухи-процентщицы, так и Свидригайлов преступает через кровь, только через свою собственную. Смерть, самоубийство Свидригайлова – это отказ.

Отказ от собственных наполеоновских теорий, отказ от того факта, что одна личность может распоряжаться жизнью и смертью других людей, но также смерть эта – это еще одна жертва, принесенная на алтарь теории всевластия, но жертва во имя искупления грехов.

Обратите внимание

Может быть, от этого так мучительно Раскольникову, когда он разговаривает со Свидригайловым, потому что он понимает, что смотрится в зеркало, и видит там свой собственный призрак, хотя еще недавно смеялся над видениями Свидригайлова. И так же как Раскольников отправляется на каторгу, в путешествие к свое душе, так и Свидригайлов отправляется в это самое путешествие, открывать свою «Америку» и покаяться: «- Ну, брат, это все равно. Место хорошее; коли тебя станут спрашивать, так и отвечай, что поехал, дескать, в Америку. Он приставил револьвер к своему правому виску…»

Вместе с первым упоминанием о Свидригайлове в начале романа, мы также слышим и имя некоего Лужина Петра Петровича. Это тоже двойник Раскольникова, слишком уж сильно похожи их способы достижения цели. Но цель-то у них разная.

У Раскольникова – это доказать свою причастность к сильным людям, повелевающим миром, у Лужина – воспользоваться преимуществами этих людей без каких-либо доказательств. Лужин тоже зеркало, но зеркало грязное и заплесневевшее.

Он – крайнее проявление теории Раскольникова, он – это рассказ нам автора о том, что будет, если все начнут пользоваться теорией: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете, на личном интересе основано.

Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь, как следует … » Раскольников понимает где-то глубоко в душе, что Лужин живет по таким же принципам, как и он, оттого Лужин и становится ему противен. Он как бы видит наяву воплощение своей теории и уже наперед знает, что она провальная. Встреча с Соней Мармеладовой завершает этот провал.

И если Раскольникова и Свидригайлова можно считать так называемыми жертвами теории, то Лужин — явный ее идеолог.

Действительно, иногда фразы, которые он бросает, звучат как постулаты его собственной жизни: «Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби», и я возлюблял, то, что из того выходило? — продолжал Петр Петрович, может быть с излишнею поспешностью, — выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь» или «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно ». Мы не знаем, совершил ли Лужин какие-либо преступления или нет, но мы знаем, что он боится полиции, и значит, какие-то грехи за ним водятся. Но, представим на минуту, что Лужину необходимо было бы убить кого-либо для достижения своих целей. Думается, что сделал бы он это не колеблясь и не мучаясь угрызениями совести, ибо Лужин – подлец. Лишь для того, чтобы опорочить Раскольникова в глазах семьи, он готов был погубить Соню. Да он нам прямо говорит о том, что предпочитает брать невесту «из бедных», чтобы было потом, чем попрекать. Вот она реализация Раскольниковской теории в самом худшем ее проявлении.

Не останется без внимания и жертва Раскольникова, старуха-процентщица. Она, конечно, не такая ярая последовательница теории, однако, жизнь ее в этом отношении тоже нельзя назвать правильной.

Важно

Вспомним и о том, как старуха помыкала людьми, дававшими ей вещи в залог, о том, как она попрекала Лизавету, которая жила у нее на иждивении.

Конечно, Алена Ивановна никогда в жизни не слыхала о том, что люди делятся на тех, которые могут дерзнуть и тех, кто никогда не отважится, поэтому грехи ее в этом отношении косвенные.

Как оказалась, на страницах романа «Преступление и наказание» очень много личностей, так или иначе похожих на Раскольникова. И это не случайно.

Теория Раскольникова настолько ужасна, что не достаточно просто описать нам его судьбу и крах этой теории, иначе повествование сведется просто к обычной криминальной истории полупомешанного студента.

Достоевский хочет показать нам, читателям, что оказывается теория эта не так уж и нова и не так уж и нереализуема. Мы видим ее развитие и преломление через жизни и судьбы этих героев-близнецов и понимаем, что необходимо бороться с этим злом.

Средства борьбы каждый находит свои, единственное, важно помнить, что с этим врагом нельзя бороться его же оружием, иначе мы рискуем оказаться в затхлом Петербурге того времени, в клоаке, перемалывающей людей и мысли.

Источник: http://resoch.ru/dvojniki-raskolnikova-i-ix-rol-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/

Ссылка на основную публикацию