Готовые школьные сочинения
Ноя
30 2016
Идейный смысл романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Не убий! Заповедь Христа Среди множества произведений Достоевского (“Бесы”, “Братья Карамазовы”, “Бедные люди”, “Подросток”, “Идиот” и другие) одним из первых является “Преступление и наказание”.
В этом произведении раскрывается творческий мир автора как особая реальность, как живой духовный организм, где имеет значение буквально все, то есть любая мелочь, незначительные подробности. Истоки романа уходят в прошлое Достоевского, когда он был на каторге.
9 октября 1859 года Достоевский пишет своему брату, что он решает писать книгу, что в эту книгу он вкладывает все “сердце с кровью” и что эта книга — его исповедание.
Он знал, что “Преступление и наказание” окончательно утвердит его имя. С необыкновенной силой удалось Достоевскому обнаружить в романе опасность для человека, который стремится быть особенным.
Огромная трагическая мощь романа, всестороннее разоблачение буржуазной идеи “сверхчеловека”, глубокое воспроизведение социальных условий жизни столичной бедноты, подлинный демократизм и гуманизм писателя, его сочувствие униженным и оскорбленным сделали “Преступление и наказание” одной из вершин реалистических романов XIX века.
Но вопросы, которые волновали и мучили Родиона Раскольникова, — это одновременно и вечные, и старые, как мир, и новые, как завтрашний день, вопросы человека о мире, о счастье и смысле жизни.
Роман “Преступление и наказание” был задуман вначале в форме исповеди Раскольникова, но на каторге Достоевский сталкивается с сильными личностями, которые повлияли на его дальнейшие рассуждения. В 1859 году роман не был начат, вынашивание замысла продолжалось еще шесть лет.
За это время Достоевский написал “Униженные и оскорбленные”, “Записки из мертвого дома”, “Записки из подполья”. Основные темы этих произведений — тема бедных людей, тема бунта и героя-индивидуалиста, которые синтезировались затем в романе “Преступление и наказание”. Темой романа стало изображение нищеты униженных и оскорбленных людей, всего бесчеловечного.
Проблемы, которые Достоевский показал в своем произведении, очень многочисленны.
Это и социальные условия, и жизненные противоречия, ведущие к гибели человека, и взаимосвязь личности и общества, и нравственная ответственность за преступления, и проблема наполеонизма, и индивидуализм, и гуманизм, и закон и человек, и бунт и смирение, и бедность и нищета, и пьянство и проституция, и многое другое. В романе заложена идея столкновения двух идеологий, двух нравственных законов (ложного и истинного) и вытекающие отсюда нормы поведения. Действие романа происходит жарким летом 1865 года. Петербург Достоевского — мрачный, сырой город, но все-таки прекрасный, который писатель любил своей мучительной любовью.
Контрасты столицы показали до Достоевского Пушкин, Гоголь, Некрасов, но у Достоевского эти контрасты особенно обнажены, что объясняется особенностью Петербурга в 60— 70-е годы, когда город в результате быстрого развития капитала расстраивался, разрастался за счет игорных.
домов, банкирских контор, заводов… Но у Достоевского нет представителей высшего общества, так же как и нет людей рабочего класса, в то время как тысячи мужиков шли в Питер. Такая выборочность у Достоевского не случайна и объясняется нравственными проблемами романа.
Именно в “средних” слоях населения особенно чувствовалась безысходность положения.
Именно здесь проходит та грань, за которой можно было стать палачом или жертвой. Именно здесь царили голод и нищета. В рассказе Мармеладова в трактире показана разница между бедным и нищим. В бедности человек сохраняет благородство чувств, то есть сохраняет собственное достоинство, а в нищете он перестает уважать в себе человека, доходит до крайней степени морального падения.
На примере семьи Мармеладовых Достоевский с клинической точностью психиатра раскрывает психологическую нищету. Нищета порождает преступления, беспробудное пьянство, которое обесчеловечивает мужчину, и проституцию, которая обесчеловечивает женщину. Все герои ищут выхода из железных тупиков. Ищет его и Раскольников. Ему двадцать три года.
Острый, глубокий ум философского склада. Он один из многих, кто без зова приходит на помощь. Он спас из пламени детей, отдает скудные гроши отцу умершего товарища, отдает последние деньги семье Мармеладовых.
Мать и сестра души не чают в своем Роде, признают его превосходство, значит, Раскольников — не какой-то заурядный, тривиальный убийца, безотчетно совершающий убийства, а способный анализировать свои мысли, чувства, поступки, но одна ложная идея овладела и его сознанием.
Нашла выход и старуха-процентщица. Титулярная советница, дающая деньги под залог, живет на “жидовские” проценты. Она глуха, глупа, больна, жадна, держит в работницах свою сестру и никуда не годна. Для чего она живет? Полезна ли она хоть кому-нибудь?.
Именно эти вопросы сбивают молодого человека, он решает убить ее, обобрать, с тем чтобы сделать счастливее свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы поместья.
Он хочет получить власть, чтобы полностью посвятить себя служению людям.
Только Достоевский глубже проникает в душу преступника и за идеей заблуждений доброго сердца — “убийства ради любви к людям”, “власти ради добрых дел” — открывает самую страшную и чудовищную идею — “идею Наполеона”, идею власти ради власти, разделяющей человечество на две неравные части: большинство — “тварь дрожащая” и меньшинство — “властелины”, призванные от рождения управлять большинством, стоящие вне закона и имеющие право, как Наполеон, во имя нужных ему целей переступить через закон и нарушить божественный мир и порядок.
Достоевский много думает над “Преступлением и наказанием”, и наконец в окончательной редакции идея Наполеона полностью созревает.
Итак, в творческом процессе, в вынашивании замысла “Преступления и наказания”; в образе Раскольникова столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним.
Достоевский решает сохранить обе идеи, показать человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове, два противоположных характера поочередно сменяются. Так же мучительно искал Достоевский и финал романа. В одной из черновых записей значится: “финал романа.
Раскольников застрелиться идет”, но это был финал только для “идеи Наполеона”. Писатель намечает финал и для любви. Когда сам Христос спасает раскаявшегося грешника: “Ведение Христа. Прощение просит у народа”.
Но каков конец человека, соединившего в себе оба противоположных начала? Достоевский прекрасно понимает, что Раскольников не примет ни авторского суда, ни юридического, ни суда собственной совести.
Лишь один суд примет Раскольников — “высший суд”, суд Сонечки Мармеладовой.
Таким образом, идейный смысл романа подчинен главной и единственной задаче — воскрешению Раскольникова, избавлению сверхчеловека от преступной теории, приобщению его к миру остальных людей.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Идейный смысл романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» . Литературные сочинения!
Источник: https://www.testsoch.net/idejnyj-smysl-romana-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/
Психологический смысл романа Ф.М.Достоевского Преступление и наказание
Психологический смысл романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”
Автор: Достоевский Ф.М.
Почему Достоевский взялся писать роман с таким названием “Преступление и наказание”? Что же важно для него? Этот частный случай: преступник, жертва и возмездие? Но сколько таких случаев! Нет, очевидно, смысл не в этом. Писателя волнует не процесс преступления, даже не само наказание, каково оно по сути: тюрьма, каторга, ссылка… Другое…
“Почему?” — вот вопрос, который он, очевидно, задавал себе, когда работал над созданием романа. Почему, что толкает человека на совершение этого жестокого поступка? Неужели только нужда? Но сколько других людей, нуждающихся, бесправных, не имеющих положения в обществе.
Эти люди теряют смысл жизни, для них нет больше жизни вообще, они не живут, а существуют. И таких людей в романе Достоевского много. “За общей серой картиной действительности, читатель может не заметить их. Однако один такой герой наиболее ярко выделяется на этом темном фоне. Мармеладов.
Пьяница и “забавник” (так называют его в трактире). Отставной чиновник, отчаявшийся человек, что ему осталось в жизни? Наверное, этот вопрос долго мучил его. Он решился, наконец, на последний шаг — стать человеком. И что же? Не вышло. Спился. “Финита ля комедия”. Жизнь кончена. Что остается? Итог — понятен…
Но почему, почему Мармеладов не становится убийцей? Что удерживает его? Воли не хватает? А может, он человек не такой жестокий, как Раскольников? Но ведь и Раскольников не был жестоким. Достоевский приводит тому множество примеров.
Достаточно вспомнить поведение Раскольникова на пожаре, его отношение к заболевшему товарищу — студенту, наконец, к дочери хозяйки квартиры, где он “живет” (если это только можно назвать жизнью).
Достоевский более чем странно описывает нам своего героя: то он пытается убедить читателя в человечности Раскольникова, в том, что он способен любить и сострадать; то вдруг со всей остротой описывает его хладнокровие. Этим, мне кажется, писатель хотел сказать, что Раскольников настолько же жесток, насколько человечен.
Значит, все же не это главное, не жестокость. Нечто другое, несравнимо большее стоит за убийством. Ведь человек, совершив преступление, каким бы жестоким оно ни было, в душе все же обязательно оправдывает себя. Но разве можно оправдать убийство? Где же Раскольников ищет оправдание своему поступку? “Он его не ищет, — говорит Достоевский, — оно уже есть”.
Действительно, Раскольников долго не мог решиться на такой шаг. Ему необходимы были силы не физические, а моральные. И точно как Соня жива только тем, что верит в чудо, в доброту людскую (уж ей ли верить!), так точно и Раскольников верит в свою теорию. Теорию по сути антигуманную.
Раскольников считает, что люди подразделяются на “тех, кто право имеет” и “тварей дрожащих”. По его убеждению, существуют “гении”, которые и правят миром. Что “гениев” этих порождает “серая масса” — люди. Все, все люди ничего не стоят как личности.
Жизнь десяти, сотни, а тем более одного человека — ничто, по сравнению с жизнью Наполеона, например. А значит, пробиваться к цели своей такой вот гений может (и даже должен!) через трупы людские. И это все оправдывает теория Раскольникова, в которой он уверен не меньше чем в себе. Именно поэтому он и решается на убийство.
Оставалось проверить, действительно ли он принадлежит к числу тех, кто “имеет дар и талант сказать в среде своей новое слово”, или он такой, как все. И он проверил…
“Я не человека убил. Я принцип убил! Принцип-то я и убил! А переступить-то не переступил, на этой стороне остался…”
Убийство оказалось страшнее теории. Оказалось, что Раскольников-то вовсе и не “гений”, а “вошь” обыкновенная, такая же, как и “старушонка”.
“Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старуху! Тут-таки разом и ухлопал себя навеки…”
Тут бы, как говорится, и сказке конец, но весь ужас состоит в том, что Раскольников не отказывается от своей теории; более того, он еще сильнее ненавидит свою жертву. Он не раскаивается, а видит свое преступление в том, что не вынес его…
Так в чем же наказание Раскольникова? Достоевский считает, что это не раскаяние. Это страшнее, мучительнее. Ведь Раскольников пытался доказать своей теорией, что нравственности вообще нет и человечество живет законами “естественного отбора”, где право на жизнь имеет лишь “гений”.
Но эта теория убийственная и не может быть верной. Поэтому Раскольникову предстоит тяжелый путь к истине, когда он ценой великих сомнений поймет, наконец, что все эти годы он заблуждался.
Тогда-то вот Раскольников окажется в той душевной пустыне, где нет места старому миру, а надо искать новый…
На мой взгляд, смысл романа не в том, чтобы показать и рассказать читателю о преступлении какого бы то ни было частного лица, а чтобы таким вот примером объяснить, в чем состоит преступность подобной теории перед человечеством вообще; и какое раскаяние ждет людей, если они пойдут наперекор нравственности.
Источник: https://MirZnanii.com/a/357760/psikhologicheskiy-smysl-romana-fmdostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie
Сочинение «Преступление и наказание» — социально-психологический роман
В своём романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский поднимает проблему психологии человека, его времени, в решении его житейских проблем.
Роман не утратил своей актуальности, так как вопросы затронутые в романе, не утратили смысла и в наше время.
Автор не раскрывает полностью ответы на затронутые вопросы, а заставляет читателей задуматься и самому сделать соответствующие для него самого выводы.
Главный герой романа нищий студент Раскольников. Он совершает тяжкое убийство.
Для того, что бы понять, что привело Раскольникова к убийству, Достоевский тщательно анализирует психологию героя романа, условия, в которых он живёт, окружающих его людей, ход его мыслей, в чём он прав, а в чём заблуждался.
Убийство стало реакцией Раскольникова на те условия и реалии того времени в котором он живёт. В те времена в Петербурге властвуют нищета и разврат, а сам Раскольников живёт в конуре, с низкими потолками и узкими стенами, и как он сам говорит, что они и его ум теснят.
Он хочет изменить свою никчёмную жизнь, такую же как и у множества других людей, хочет вырваться из этого болота и нищеты, доказать самому себе, что он не такой, он способен на большее, способен на то, что бы совершать в своей жизни перемены к лучшему.
У Раскольникова была своя теория о людях, согласно которой, все люди делились на два вида: «Обычные люди» и «необычные люди».
Необыкновенные люди согласно его теории вершат великие дела и имеют право и могут для достижения своих поставленных высоких целей перешагнуть через любые препятствия, стоящие у них на пути. В данном случае убийство он оправдывал своей же теорией сверхчеловека.
Тогда он решает проверить свою теорию на себе, и решается на убийство. Он убивает старушку и считает, что это преступление он как сверхчеловек загладит сотнями других хороших дел.
Совершив убийство, Раскольников не раскаялся, он пытается оправдать себя. Его теория изначально была неправильной. Но, поняв, что выхода у него нет, тяжкий грех за плечами не давший ему спокойно жить, показал ему, что он не сверхчеловек.
Устав от своих мыслей и от своего страха Раскольников решился в признании и сам сдался полиции.
Автор осуждает героя и его теорию о людях, а также те условия в которых они живут, благодаря которым, в их головах рождаются такие страшные преступления.
Данное сочинение, а также курсовые, отчеты по практике и даже диплом на заказ, вы можете получить, обратившись к специалистам на сайте https://diplombest.com.
Источник: https://iumka.ru/literatura/referaty-sochineniya/item/23665/
Смысл заглавия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд с различными популярными в то время социальными теориями.
В «Неточке Незвановой» сказано: «Преступление всегда останется преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия ни возносилось порочное чувство». В романе «Идиот» Ф. М. Достоевский утверждает: «Сказано «не убий!», так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя». Но один из романов Ф. М.
Достоевского практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман «Преступление и наказание». В письме М. Н. Каткову Ф. М. Достоевский сообщал: «Пишу роман о современном преступлении». Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением.
Причину этого писатель видит в падении общественной нравственности, которое было в конце XIX века очевидным. Рушатся старые идеалы, на которых было воспитано не одно поколение русских людей, жизнь порождает разнообразные социальные теории, пропагандирующие идею революционной борьбы за прекрасное светлое будущее (вспомним хотя бы роман Н. Чернышевского «Что делать?»).
В сложившийся уклад русской жизни активно проникают элементы буржуазной европейской цивилизации. И — что самое главное — русское общество начинает отходить от многовековой традиции православного взгляда на мир, популярным становится атеизм.
Толкая своего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его «среда заела». Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других.
Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже.
На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования «сверхлюдей», то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, той «дрожащей твари», о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже.
Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет. По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог.
Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему. Что же это влечет за собой? Ф. М. Достоевский не сомневался, что только Бог, Христос должен быть нравственным идеалом человека. Заповеди христианства незыблемы, и путь приближения к идеалу заключается в выполнении этих заповедей.
Когда Родион Раскольников ставит на место Бога себя, он сам начинает создавать для себя и определенную систему ценностей. А это значит, что он разрешает себе все и постепенно начинает терять все лучшие качества, попирая общепринятые моральные нормы. Ф. М.
Достоевский не сомневается: это преступление не только его героя, но и многих людей этой эпохи. «Деизм дал нам Христа, то есть до того высокое представление человека, что его понять нельзя без благоговения, и нельзя не верить, что это идеал человечества вековечный. А что дали нам атеисты?» — спрашивает Россию Ф. М. Достоевский и сам отвечает: теории, которые порождают преступление, потому что атеизм неизбежно приводит к потере нравственного идеала, Бога в человеке.
К атеизму может прийти лишь человек, живущий разумом. Раскольников — студент, сознательно оградивший себя от нормальной жизни, от людей, и в его комнате-могиле все способствует приглушению чувств и лихорадочной работе мысли. Следовательно, по мнению Достоевского, разумная жизнь человека должна быть подчинена чувству, иначе обществу не избежать преступлений.
Ф. М. Достоевский не сомневается, что современные преступления есть следствие неправильной жизни людей. В мире царствует зло, ненависть, люди унижены, их чувства втаптываются в грязь. Как же бороться с преступлениями? Ни в коем случае не насилием! Зло всегда будет порождать зло, а потому необходимо искать нравственные пути изменения человека.
Что же тогда для Достоевского наказание? По мнению писателя, юридическое наказание, такое, как оно осуществляется в обществе, не имеет смысла. Само по себе оно может лишь вызвать чувство еще большей озлобленности. Наказанием для героев Ф. М.
Достоевского становятся муки совести, ощущение постоянного нравственного неудовлетворения своим поступком. Человек приходит к очищению только тогда, когда он вновь обретает Бога и становится человеком, осознающим, что есть нравственный идеал.
Это возможно только в том случае, когда преступник находит в себе силы для общения с человеком, который может этот нравственный идеал явить. Для Раскольникова таким человеком становится Соня.
Но самое страшное наказание для человека состоит в том, что он утрачивает возможность быть с людьми. Совершив убийство, которое полностью должно было быть оправданным «теорией», Раскольников чувствует себя отделенным от матери, сестры, не может найти в себе силы общаться с ними на равных.
Почему? Дело в том, что сам Раскольников осознает себя преступником, человеком, который не имеет больше права на нормальную жизнь. Но это порождает еще одно преступление: Раскольников фактически убивает свою мать. Преступление никогда не совершается лишь однажды, оно всегда влечет за собой новые преступления.
Не случайно, задумав одно убийство, Раскольников сразу совершает два. Точнее, даже три: он «вынужден» убить беременную Лизавету.
Может ли преступник вернуться к нормальной жизни? И да, и нет. Может, если пройдет через долгие физические и нравственные страдания, если сможет отказаться от тех «теорий», которые сам для себя создал.
Таким был путь Раскольникова. Но Ф. М. Достоевский показывает нам и Старогина, который готов пойти на самоубийство, чтобы доказать самому себе, что сможет распоряжаться собственной жизнью.
Но что ждет этих преступников за порогом смерти?
Источник: https://velib.com/sochinenie/smysl_zaglavija_romana_f_m_dostoevskogo_prestuplenie_i_nakazanie/
Сочинение на тему Смысл названия романа Преступление и наказание, – Сочинения по литературе
Читайте также:
Смысл названия романа Толстого Война и мир
ЕСЛИ ЗАМЕНИТЬ В ЗАГЛАВИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» СОЮЗ «И» НА ТИРЕ, ИЗМЕНИТСЯ ЛИ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА?<\p>
Совершено преступление. Наскоро отмыт в ведре с водой кровавый топор. Теперь бы только быстрее уйти… Словно в бреду, спускается Раскольников по лестнице. Один пролет, другой… И вдруг кто-то поднимается ему навстречу по лестнице. Хочу ли я, чтобы Раскольников ушел незамеченным? Первая мысль: не хочу. Я хочу, чтобы убийца был изобличен. Зло должно быть наказано. Но в процессе чтения отношение к герою меняется. Хочу объяснить почему.<\p>
В романе «Преступление и наказание» Достоевский указывает на две взаимосвязанные причины преступления — социальную и теоретическую, зло жизни и зло идеи. Но избранный Раскольниковым путь для проверки теории — пролитие крови — привел не к утверждению могущества личности, а к страшным нравственным пыткам. Раскольников, стараясь перешагнуть через совесть, стал еще несчастнее.<\p>
Все пять частей романа — это рассказ о наказании героя, самоистязании, муках совести, которые для него страшнее судебного приговора, каторги, тюрьмы. Муки Родиона изображены с таким художественным мастерством, что мы вместе с ним ощущаем страдания, отчаяние, одиночество.<\p>
Одиночество — страшное чувство. Но герой сам себя на него обрек. Раскольников противопоставил себя всем окружающим — «твари дрожащей». И теперь он одинок, но не из-за своего сверхчеловеческого могущества, как ему бы хотелось. Мать и сестра приехали поддержать Родиона, но и они чужды герою. Он как будто не отрекается от теории, но его поведение говорит об обратном, он мучится от сознания своей вины и в то же время отрицает ее. Постоянно боится выдать себя словом. С той неотвратимостью, с которой он шел на убийство, теперь идет к саморазоблачению.<\p>
Таким образом, проверка теории не принесла счастья, а привела к краху. Раскольников порвал со своим окружением: сам ушел из университета (его никто не исключал), прекратил общение с родными и друзьями. Он хотел доказать себе и другим свое исключительное право повелевать людьми, но потерпел фиаско. Он не хочет мук совести (в его теории для них нет места), презирает себя за них, но его нравственная природа оказывается сильнее его холодного разума.<\p>
Союз «и» в названии членит его на два понятия, указывает на два аспекта поступка: действие и его последствие, пренебрежение общечеловеческими ценностями и расплата за него. Заменив союз на тире, мы этим подчеркнули бы нерасчлененность вынесенных в заглавие понятий, сделали бы акцент на том, что само преступление уже неизбежно является наказанием, где палач — собственная совесть преступника.<\p>
И уже нет желания, чтобы Раскольникова поймали на месте преступления, осудили и заставили искупить грех. Пусть он осудит себя сам. Приговор суда — самое легкое наказание, оно, как правило, не приносит очищения и преображения. Самое страшное, но одновременно и самое действенное наказание — это самоосуждение, это муки собственной совести. Это мучительно больно, но такие страдания исцеляют человека и приносят искупление, если вообще убийство можно чем-либо искупить.<\p>
Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.
Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-smysl-nazvaniya-romana-prestuplenie-i-nakazanie/
Анализ произведения «Преступление и наказание» (сочинение-рассуждение)
Федор Михайлович Достоевский – один из самых известных русских писателей. Когда он был на каторге в Сибири, он часто думал о Боге, о жизни, о судьбах людей; там он встретил тех, кто считал себя выше других, и именно там у него родилась идея написания романа «Преступление и наказание».
Главный герой — Родион Раскольников
Главный герой произведения – бедный студент Родион Раскольников. Он придумывает теорию о том, что люди подразделяются на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих».
Вторые в его взглядах предстают сильными личностями, вершителями истории, которые могут распоряжаться чужими жизнями ради высоких целей и достижения каких-либо идеалов. Первые же не способны ни на что и должны полностью подчиняться тем, кто «имеет право».
Однако эта теория возникла в голове молодого человека лишь по стечению обстоятельств: на это повлияли проблемы с деньгами, уже давно испытываемые им, и его гордость; отдельную роль сыграла и атмосфера той части города, где живет главный герой.
В ней все пропитано духом мрачной безысходности; серые и желтые пыльные здания давят на людей, повсюду встречаются нищие, пьяницы и падшие женщины. На самом деле в характере Родиона Раскольникова больше благородных, хороших черт: он способен на сострадание и на любовь к ближним.
Это подтверждается во многих сценах романа: например, Раскольников отдал свои деньги для похорон едва знакомого ему Мармеладова, спасал детей при пожаре. Особенно ярко способность героя к проявлению сочувствия и жалости проявляется во время описания его сна с эпизодом из детства, когда Родиону было невыносимо больно видеть забитую камнями лошадь.
Внутренний конфликт
Однако под влиянием собственных убеждений и трудного финансового положения такой человек решается на убийство старухи-процентщицы, планируя использовать ее деньги для помощи талантливым, но бедным молодым людям.
Но случается так, что во время совершения преступления молодому человеку приходится убить и свидетельницу – ни в чем не повинную сестру старухи. Из-за этого его дальнейшая жизнь превращается в кошмар: Раскольников боится разоблачения и живет в постоянном напряжении, обманывая близких ему людей.
Он не может воспользоваться деньгами и вещами старой процентщицы и старается как можно лучше их спрятать. Молодой человек испытывает муки совести, хоть и пытается скрыть это от себя самого.
Однако в конце произведения, благодаря терпению, любви и искренней вере Сони Мармеладовой, Раскольников смог по-настоящему раскаяться в содеянном и начать новую жизнь, отвергнув свою жестокую теорию. Принятие ложных и абсурдных идей неминуемо ведет к трагедии; во время признания в содеянном Соне Родион и сам понял это, сказав, что убил не старушку, а себя самого.
Идеи и смысл романа «Преступление и наказание»
В романе ярко иллюстрируется, насколько тяжело становится тем, кто переступает через нормы морали и нравственности. На примере Раскольникова видно, что путем насилия и смерти нельзя достичь ничего. Даже самые добрые и высокие намерения не могут окупить цену человеческой жизни, которую никто не вправе отнимать по своему желанию.
Человек, который все же делает это, наказывает сам себя, и это наказание в виде душевных страданий и отдаленности от близких намного страшнее и тяжелее, чем заключение или каторга.
Именно это осознал Родион Раскольников после совершения убийства: он ощутил себя полностью отрезанным от всего мира, и до момента признания вся его жизнь наполнилась переживаниями и страхом. Писатель тщательным образом описывает все страдания такого существования, что несомненно вызывает у читателя жалость к главному герою.
Роман отражает взгляды самого Федора Михайловича Достоевского, считающего, что насилие не может привести к счастью и добру; только через гуманные и светлые поступки люди могут делать этот мир лучше.
Сочинения по роману Достоевского «Преступление и Наказание»
<\p>
Источник: https://spadilo.ru/analiz-proizvedeniya-prestuplenie-i-nakazanie/
Сочинения на Getsoch.ru
Сочинение на тему «Смысл названия романа «Преступление и наказание»
Подписывайтесь на нашу группу ВК
Одним из величайших авторов-новаторов, своего времени, считается Ф. М. Достоевский.
Общеизвестно, что роман «Преступление и наказание» в списке самых читаемых произведений на земле.
Актуальность романа возрастает с каждым новым поколением, ведь в нем затронуты важные философские темы, описаны судьбы обычных людей, стоящих перед выбором, поставлены вопросы, требующие ответа.
Это не единственное сочинение автора, в котором речь идет о преступлении. Достоевский считал, что жизнь его современников переполнена злодеяниями. Причина, по его мнению, заключается в падении моральности и нравственных ценностей.
Уже в самом названии сочинения заложена интрига: поставлен вопрос о цене жизни человека, на который автор предлагает читателю ответить самому. Через всё произведение просматривается взаимосвязь между понятиями «плохо» и «хорошо», сразу же возникает понимание того, что любое зло должно быть наказано. Эту истину автор раскрывает через образ Родиона Раскольникова.
Родион совсем не доволен своей жизнью, он запутался и уже не понимает, в чем смысл нравственных ценностей.
Он представляет себе смысл жизни по-своему и считает, что достоин носить звание «сверхчеловека», не только решающего свои проблемы, но и вершащего судьбы других людей.
На формирование таких взглядов оказали воздействие жизненные обстоятельства и идеологические устои того времени.
Такое мировоззрение приводит к тому, что Раскольников начинает верить в возможность убийства ради счастья других людей. Он искренне считает, что смерть старухи, постоянно мешающей и портящей жизнь людям, – это не преступление. В убийстве ради счастья других, по мнению героя, нет ничего плохого. Именно в этом Достоевский видит причину преступлений ряда своих современников.
Необходимость преступления – проверки на «сверхчеловечность» и одновременно устранения вредного человеческого существа – кажется герою очевидной. После долгих, мучительных размышлений, и попыток выработать новые правила морали, Раскольников убивает старуху и (случайно) ее сестру Лизавету.
Казалось бы, все замечательно – убийство не раскрыто, преступника не видели, но Раскольникова одолевают мрачные мысли, он не получил ничего кроме разочарования.
Убийство, совершенное Раскольниковым, не достигло своей цели. Его желание пустить богатство процентщицы во благо людям осталось нереализованным. «Наполеон» тоже не получился из студента: ему не удается убить в себе громко протестующее нравственное чувство.
В чем же тогда суть наказания? На первый взгляд все просто: совершил преступление – получи взыскание. Для этого есть много способов: тюрьма, каторга или ссылка. Но, автор хочет донести своему читателю мысль о том, что юридическое наказание преступника без изменения его взглядов на жизнь не будет результативным.
Страх в душе и муки совести – это путь к изменению. Самое главное наказание убийце – осознание совершенного зла, искренние раскаяние.
Раскольникову трудно было самостоятельно разобраться в себе, поэтому он доверился Соне Мармеладовой. Именно эта героиня способствовала изменению мировоззрения преступника.
Соня доказала, что зло способно породить лишь зло, необходимо искать способы, которые помогут через добрые поступки изменить человека.
Главный герой отбывает наказание на каторге, перед ним долгий путь душевного исцеления и понимания общей сути ценности человеческой жизни, добра во имя спасения.
Название произведения «Преступление и наказание» очень точно и лаконично раскрывает проблему преступности в обществе, побуждает к размышлениям о роли убийства и последующем за ним наказании.
Автор дает ответы на эти глобальные вопросы и доказывает, что чудеса творит вера, а не насилие. Во имя спасения души нужно следовать заповедям добра и нравственности.
Выбор есть у каждого человека, нужно просто помнить, что за все плохие поступки неминуемо придется ответить не только перед обществом, но и перед собой.
Источник: https://getsoch.ru/po-literature/379-sochinenie-na-temu-smysl-nazvaniya-romana-prestuplenie-i-nakazanie.html