Две морали в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» на Сёзнайке.ру
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче всего в романе выражена психологическая линия.
Преступление занимает одну часть романа, а наказание — пять частей. И наказание Раскольникова заключается в нравственных страданиях.
В своем романе Достоевский показал один из путей к достижению истины. Мы можем видеть другие пути исканий, поиска истины, например, в эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого.
Достоевский был религиозным человеком, и смысл жизни для него заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова, Достоевский отмечает прежде всего попрание нравственных законов, а не юридических.
С точки зрения христианства Раскольников грешен, но не только потому, что он совершает убийство, а потому, что он не любит людей, считает их «тварями дрожащими», а себя, возможно, избранным, «право имеющим». По Достоевскому, преступление Раскольникова в том, что он осмелился нарушить христианские заповеди в мыслях, а убийство — это преступление перед Богом.
Достоевский подробно исследует теорию Раскольникова в романе. Суть этой теории — «цель оправдывает средства».
Раскольников решает убить старуху-процентщицу, ограбить ее и получить средства для достижения своих целей.
Он считает, что «необыкновенный» человек имеет право… сам разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия и единственно в том только случае, если исполнение его идеи того требует».
Достоевский не согласен с философией Раскольникова и заставляет своего героя самого в ней разубедиться.
Для того чтобы истина восторжествовала, автор следует той же логике, с помощью которой он привел Раскольникова к убийству.
Раскольников смог понять ошибочность своей теории и возродиться к новой жизни только через страдание. Так Достоевский показывает необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни.
Совершив убийство, Раскольников испытывает чувство «разъединенности с человечеством». Раскольников принужден сам на себя донести, чтобы хотя и попасть после этого на каторгу, зато примкнуть к людям.
Убийство провело между людьми и Раскольниковым непреодолимую черту: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его».
Раскольников не смог порвать с людьми.
Отчуждение от людей — неизбежный результат преступления Раскольникова. Он страдает оттого, что мать и сестра его, убийцу, любят. И тогда Раскольников идет к Соне, такой же грешнице, как он считает. Та помогает ему обрести смысл жизни, покорив его душу своим долготерпением, смирением и любовью к ближнему.
Для Сони (и для Ф. М. Достоевского) смысл жизни — в христианской любви, в сочувствии, в сострадании человека человеку. Она никому не навязывает свои убеждения, она лишь живет по своей морали. Раскольников самостоятельно приходит к Богу, убеждается в правильности Сониной теории: «Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? »
Источник: https://www.seznaika.ru/literatura/referaty/7696-dve-morali-v-romane-fedora-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie
В чем суть теории раскольникова? (по роману ф. м. достоевского «преступление и наказание») – фёдор михайлович достоевский – сочинения
- Философские взгляды автора, выраженные в романе.
- Теория Раскольникова и ее философская основа.
- Сможет ли Раскольников вернуться к нормальной жизни.
«Преступление и наказание» — одно из лучших произведений Ф. М. Достоевского.
Это роман, в котором автор изображает, как человеческая душа через страдания приходит к постижению истины. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни, обретения счастья — краеугольный камень философии Достоевского.
Веря в искупительную силу страдания, Достоевский раз за разом в каждом произведении вместе со своими героями переживает его, достигая тем самым изумительной достоверности в раскрытии природы человеческой души.
Преступление, совершенное Родионом Раскольниковым, Достоевский рассматривает как нарушение в первую очередь нравственных человеческих законов, а не юридических. Множество споров у критиков всегда вызывает вопрос о мотивах преступления Раскольникова.
С одной стороны, мотив совершения убийства можно рассматривать, как теорию «право имеющих», которая отражала дух времени и была порождением общественной теории всеобщего нигилизма.
С другой стороны, Раскольников, совершив убийство старухи, вроде бы желал добра людям, хотел спасти от гибели сестру, а для себя получить возможность добрыми делами в последующей жизни загладить совершенное преступление. Обе эти точки зрения могут быть приняты, так как причины и мотив преступления Раскольникова имеют двойственный характер. Все, что послужило мотивом совершенного Родионом Раскольниковым преступления, построено на глубоких и запутанных размышлениях героя, разобраться в которых достаточно трудно.
Прежде всего причины и мотивы кроются во внутреннем мире самого героя. Даже его фамилия говорит о расколе в его душе. Но этот раскол не следует понимать, как борьбу между добром и злом, между «плохими» и «хорошими» мотивами преступления. Так считает сам Раскольников, но он обманывает сам себя.
По большому счету, «хороших» мотивов преступления нет и быть не может.Родион Раскольников — человек, по христианским понятиям, глубоко грешный.
В данном случае имеется в виду не только грех убийства, а и грех нелюбви к людям, и грех гордыни, убеждение, что все вокруг — «твари дрожащие», а он «право имеющий», то есть избранный.
Автор на протяжении всего романа подробно исследует теорию Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик. Эта теория стара, как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которыми эта цель может быть достигнута, иссле-дуется во все времена. «Цель оправдывает средства» — иезуитский лозунг. В нем и заключается суть теории Раскольникова.
Не обладая необходимыми материальными возможностями, он решает убить старуху, ограбить ее и получить средства для достижения своих целей. При этом больше всего его волнует вопрос — обыкновенный ли он человек и имеет ли он право на преступление юридических законов.
Раскольников — не обычный убийца, в основе его поступков лежит стремление не только доказать правильность своих выводов, но и стремление подняться над «муравейником».
Толкая Раскольникова на убийство, Достоевский стремится осознать причины того, почему в его сознании возникает столь жестокая идея. Возможно, его «среда заела». Но в этой же среде находятся и бедная Сонечка Мармеладова и Катерина Ивановна и еще тысячи других людей.
Почему же они все не становятся убийцами? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. Им владеет теория «сверх людей», то есть людей, которым должно быть позволено больше, чем обычным людям, очень популярная в XIX веке. Соответственно, и само преступление понимается Достоевским гораздо глубже.
Смысл его не только в лишении жизни человека, но еще и в том, что он сам разрешил себе совершить это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено распоряжаться жизнью других людей, решать, кому жить, а кому нет. Уж не Богом ли возомнил себя Родион Раскольников! Только Бог, считает Достоевский, имеет право вершить человеческие судьбы.
Ставить себя на место Бога — это ли не величайшее из преступлений, ведь следствие этого — полная вседозволенность, беззаконие, потеря человеком всех моральных норм и устоев.
Достоевский, разумеется, не согласен с философией Раскольникова и заставляет его самого в ней разубедиться. Писатель следует той же логике, с помощью которой он привел Раскольникова к убийству. Сюжет имеет характер зеркального отображения.
Раскольников страдает и мучится от угрызений совести, не находя в себе силы простить самому себе содеянное. Через страдание автор дает Раскольникову возможность раскаяться и возродиться к новой жизни. Муки совести, отдаление от матери, сестры и есть самое страшное наказание для Раскольникова.
Он сам осознает себя преступником, человеком, не имеющим права на нормальную жизнь, но это порождает новое преступление — Раскольников фактически убивает свою мать. Преступление никогда не совершается лишь однажды, оно всегда влечет за собой новые преступления.
Не случайно, задумав одно убийство, Раскольников совершает сразу два, точнее даже три: он «вынужден» убить беременную Лизавету.
Может ли преступник вернуться к нормальной жизни. Да, если пройдет через долгие страдания, если сможет отказаться от тех преступных теорий, который он сам для себя создал. Таким был путь Раскольникова.
Мотивы и причины совершения Раскольниковым преступления переплетены в клубок.
«Не в том дело, как обосновать преступление, а в том, что недопустимо его обосновывать как бы то ни было» — именно это утверждение должно лежать в основе жизненных взглядов любого человека.
Источник: https://sochineniya-referati.ru/fedor_mihaylovich_dostoevskiy/v_chem_sut_teorii_raskolnikova_po_romanu_f_m_dostoevskogo_prestuplenie_i_nakazanie
Преступление и наказание
“Преступление и наказание” один из самых известных и читаемых романов Ф.М. Достоевского. Роман принес ему известность. Здесь он затрагивает все ту же тему, что и в романах “Идиот” и “Братья Карамазовы “, тема греха и искупления.
В большинстве своих произведений Достоевский повествует о деградации российского общества и семьи.
Этот роман не стал исключением, поскольку речь идет о бедном студенте Раскольникове, который убивает старуху процентщицу Алену Ивановну и ее сестру Лизавету Ивановну, убивает ради наивысшей цели, освободить людей от ее гнета.
Поскольку в романе присутствует планирование убийства, расследование и решение судьи, можно назвать его криминальным. Но роман также содержит в себе элементы и других жанров. Он считается психологическим, поскольку внутренний мир Раскольникова до и после преступления, путь в Сибирь, где он отбывает наказание, полностью раскрыт.
Также через жизнь Раскольникова мы можем проследить за жизнью алкоголика Мармеладова и его семьи: больной жены Катерины Ивановны и дочери Сони, которая пожертвует своей жизнью ради семьи.
Кроме того, есть семья Марфы Петровны, которая вместе с другими персонажами символизирует нищету, открывая через них царство бедных.
Роман можно назвать социальным, поскольку четко присутствует разделение общества на богатых и бедных.
Кроме того, роман имеет философские тенденции, поскольку повествует об убийстве, совершенном из этических соображений, в которые страстно верит Раскольников.
Он сформировал представление о необыкновенных людях, которые имеют большее право нарушать законы, для достижения наивысшей цели, которая поможет человечеству. Роман состоит из 6 частей и эпилога. Убийство и убийца представлены в первой части, следствие и внутренние сражения Раскольникова в последующих частях.
Раскольников борется сам с собой все это время: он пытается обмануть следователя Порфирия Петровича, но в тоже время хочет сдать себя, поскольку чувство вины и ощущение того, что он был просто еще одним паразитом в мире, разрывают его на части.
Достоевский оставляет у нас этические сомнения: могут ли наши добрые дела исправить наши плохие поступки, может причина и оправдывает средства, человек имеет право взять дело в свои руки, для создания другой судьбы и мира, и наконец, человек имеет право пересечь линию и отнять жизнь другого человека.
Жанр: роман
Тема: Раскольников мучается идеей справедливости, и это он поймет, как только убьет Алену Ивановну старуху процентщицу, сделав бедных счастливее с их деньгами. После убийства, его совесть не позволяет ему жить в мире.
Место: Россия
Время: 19 ый век
Преступление и наказание пересказ
Промежуток времени сюжета составляет всего 9 с половиной дней, действие разворачивается в Санкт-Петербурге, России. Все происходит в 19 ом веке. История разворачивается вокруг молодого, бедного студента юридического факультета Родиона Раскольникова. Он пропускает все больше и больше лекций, и впитывает в себя все больше и больше идей Западной Европы.
Раскольников считает, что человечество делится на две части. Обычные смертные, которые должны жить в ладу с законами и исключения, такие как Наполеон, которые могут совершить любое преступление, если взамен они смогут предложить что-то более ценное для человечества.
Раскольников решает реализовать свои идеи в жизни, убивая Алену Ивановну. Она была старая, жадная процентщица, убив ее, по крайней мере более тысячи людей спасутся.
С ее исчезновением, многие были бы просто счастливы, например, ее сестра Лизавета Ивановна, которая страдает от домогательств старшей сестры.
Сначала, Раскольников отталкивает от себя эти мысли, хотя уже и решил для себя разработать план убийства, но не был до конца уверен что сможет провернуть этот план.
Он зависит от многих мелких деталей, которые подстрекают его на совершение преступлений, например письма его матери. Беседы с Мармеладовым, встреча с Соней. Его мать написала, что единственный способ спасти сестру от Свидригайлова, отдать ее замуж за Лужина.
Деньги и положение, которые она сможет получить поможет Раскольникову окончить юридическую школу. Он не был способен принять такую жертву сестры, и печальная Соня также ввергает его в еще большую депрессию.
В конце концов, он узнает что старуха процентщица остается одна примерно в 7 часов.
После внутренней борьбы он приходит на квартиру Алены. Убивает старую, жадную женщину. Но все усложняется, поскольку неожиданно появляется Лизавета. Раскольникову пришлось убить еще и ее.
У него начинается паника, поскольку он не знает, что взять с собой в этот момент. Он хватает несколько вещей и убегает. После убийства он заболевает, и проводит несколько дней в полусознательном состоянии. Разумихин его друг заботится о нем. Пока Раскольников болен, и лежит в постели, Лужин, богатый жених сестры навещает его.
На самом деле, Лужин ищет бедную и полезную женщину, которая будет благодарна ему всю оставшуюся жизнь. Он хочет найти такую, которая будет прислуживать ему и останется верной всегда. Раскольников просит его уйти, поскольку он против превосходства, которое тот демонстрирует по отношению к сестре.
Когда Раскольникову становится лучше, он встает с кровати, и решает выйти почитать газеты. Он хочет узнать описание преступления из газет. Он близок к тому, чтобы рассказать все полицейскому, и сам же делает из себя подозреваемого номер один, поскольку возвращается на место преступления.
Раскольникова окружают ужасные вещи. Он стал свидетелем смерти Мармеладова. Его сбивает повозка, когда тот пытается пересечь дорогу пьяным. Раскольников хочет помочь, дав деньги вдове.
Он находит Дуню сестру и мать в своей комнате. Они готовятся к свадьбе, но Раскольников против этого брака. Он не хочет, чтобы его сестра выходила замуж за такого жалкого и ужасного человека. Также Свидригайлов, экс-работодатель Дуни, чья жена умерла подозрительной смертью, приезжает в город.
Дуня нанялась на работу к нему в качестве няни, и Свидригайлов хотел соблазнить ее. Он просит Раскольникова устроить ему встречу с Дуней, и даже предлагает много денег, но Дуня и Раскольников приходят к выводу, что связь с таким подозрительным человеком, был бы из ряда вон выходящий.
В то время как, сюжет поворачивается в сторону влюбленных Разумихина и Дуни, Раскольников просит полицию прийти и забрать часы, которые он закладывал Алене. Его ставят в неловкое положение, поскольку Порфирий Петрович задает каверзный вопрос. Сюжет внезапно принимает неожиданный поворот, когда художник Никой сознается в преступлении.
Теперь он может быть счастливым и свободным от обвинений, но совесть Раскольникова не дает ему покоя. Он хочет признаться в убийстве.
Он приходит к дочери Мармеладова Сони. Так как ее семья теперь еще в большем бедственном положении, у нее нет другого выбора, как заняться проституцией, чтобы прокормить семью.
Несмотря на ее работу, она женщина с высокой нравственностью, и очень религиозна. Она посоветовала Раскольникову признаться, и покаяться за свои преступления. Вскоре он узнает, что Николай признался только потому, что был религиозным фанатиком, полагающим, что он мог бы загладить свои грехи, взяв на себя чужие.
История закручивается, когда Свидригайлов слышит разговор между Раскольниковым и Соней, в котором он признается в убийстве Алены. Поскольку он получает ценную информацию, решает использовать ее, для шантажа Дуни. Дуня отвергает, и стреляет в него. Пуля только царапает его, но затем он берет пистолет, и убивает себя.
Все деньги Свидригайлов оставляет Дуне, Соне и детям Мармеладова. Таким образом, он решил сделать одну хорошую вещь, перечеркнув свою плохую жизнь.
В конце концов, Раскольников признается в содеянном. Его приговаривают к восьми годам в Сибири. Соня решает присоединится к нему и рядом с ней он проходит через духовное обновление.
Персонажи: Родион Раскольников, Мармеладов, Катерина Ивановна, Алена Ивановна, Лизавета, Соня, Дуня, Порфирий, Свидригайлов, Пульхерия Александровна Раскольникова, Разумихин, Лужин…
Анализ персонажей
Родион Раскольников – главный герой романа. Он высокий, имеет темные глаза. Вынужден жить в маленькой комнате, в Петербурге, что напоминает ему гроб, где улицы грязные от отходов. Он описан как студент юридического факультета с чувствительным характером, представляющий собой и преступника и праведника.
Одна из отправных точек криминального романа мотив преступления
(месть, страсть, психическая неуравновешенность…) Герой наслаждается моментами, когда чувствует контроль над ситуацией. Раскольников является более сложным персонажем, чем обычный преступник.
Он хочет доказать свою точку зрения, совершив убийство, и для него преступление ничто иное, как моральное решение, поскольку убивает он страху процентщицу, которая изматывает других людей.
Таким образом, он испытал свою моральную и психическую силу.
Главный герой думает, что если он в состоянии убить гадину, которая была причиной боли в обществе, то он явно принадлежит к избранным, движущей силе, которая будет восприниматься как творение истории.
Человек может взять чью-то жизнь только для высшей цели. Главный герой хочет помочь семье Мармеладова. Он не думает о прибыли от убийства.
Он заболел в Сибири, и эго его было также больно.
Он не мучился, принимая жизнь широко, но не будучи в состоянии достичь высшей цели. И только любовь смогла вылечить его, Соня заставляет его читать Евангелие.
Христианский образ мышления побеждает его ум, и он становится другим человеком
Алена Ивановна – старая, жадная процентщица, которую убивает Раскольников. Он хотел ее убить в благих намереньях для человечества.
Мармеладов – алкоголик, чья семья живет в нищете. Он является истинным примером жизни, становится несчастным из-за печальных событий, и становится жертвой своего порока
Соня – дочь Мармеладова становится проституткой, чтобы прокормить семью. Она помогает Раскольникову измениться.
Дуня – сестра Раскольникова, описывается как человек, способный сделать что-то для своей семьи. Она была даже готова выйти замуж из-за денег.
Федор Достоевский биография
Федор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) русский романист, бок о бок с Толстым, один из лучших писателей русского реализма. Он прожил трудную жизнь в нищете, был болен эпилепсией. Его постиг смертный приговор, сибирская тюрьма и смерть близких людей.
Чтобы угодить отцу поступил в военную академию в январе 1838 года, когда ему было 16 лет. Ему никогда не нравилось там учиться. Начал писать в 20 лет, в мае 1845 года написал свой первый роман Бедные Люди.
Большой поворот в жизни участие – в утопической идеи социалистического общества, из-за чего был приговорен к смерти в 1849 году. Но был спасен каторгой в Сибири, где провел 10 лет.
В начале своей карьеры он следовал по стопам Гоголя, и представлял некоторые идеи социальной политики. После отбывания наказания, описанное в работе “Записки из подполья” в 1861 год, он не только оставил путь революции, но и осудил эту идею (роман “Бесы” от 1871 – 1872) и глубоко погрузился в мир мистики и православной церкви.
Достоевский работал журналистом. Начал путешествовать по Западной Европе, где стал азартным игроком, что привело к финансовым трудностям. Какое-то время занимал деньги, но в конце концов, стал одним из самых читаемых российских писателей.
Его книги были переведены на более чем 170 языков. Его основные романы: “Преступление и наказание”, “Бедные люди”, “Записки из подполья”, “Идиот” и “Братья Карамазовы”.
Умер в январе 1881 года от легочного кровотечения.
Источник: https://www.referaty.com/prestupleniye-i-nakazaniye/
Цель оправдывает средства преступление и наказание
Преступление и наказание» Достоевского как философско-психологический роман
Философско-психологический роман ставит наиболее общие проблемы (добра и зла, совести, смысла жизни и т.п.
), а формой постановки и решения этих проблем является подробное и глубокое изображение внутреннего мира персонажей. (Подробнее см. Словарик, ст. Психологизм.
) Философская проблематика романа «Преступление и наказание» в первую очередь связана с Раскольниковым, его «теорией» и осуществлением ее на практике.
Истинное и ложное сострадание в романе «Ф
Многие русские писатели, создавая свои произведения, рассматривали в них насущные проблемы современности, обличая пороки своего времени.
Каждая эпоха знаменовалась новой плеядой вопросов осмыслению которых посвящало свое творчество не одно поколение поэтов и писателей.
С развитием общества происходило и развитие литературы, менялись злободневные темы, перед творческими людьми вставали новые задачи, но неизменной, пожалуй во все века и времена оставалась одна тема — обличение социальной несправедливости, защита достоинства «маленького человека».
Сочинение Достоевский Ф
Великий русский писатель Ф. М. Достоевский был человеком очень религиозным.
Он рос « в семействе русском и благочестивом », где знакомились с Евангелием « чуть не с первого детства ».
Поэтому его, как никого другого, очень интересовала тема греха. Но сам грех по своей сути бывает разным. Оскорбил человека – нагрешил, убил – тоже нагрешил.
Достоевский в своём романе « Преступление и наказание » рассматривает грех идеологический.
Cочинение — Всегда ли цель оправдывает средства
Катерина Львовна Измайлова — сильная натура, неординарная личность, мещанка, пытающаяся бороться против поработившего ее мира собственности.
Любовь превращает ее в страстную, пылкую натуру. В замужестве Катерина не видела счастья.
Дни она проводила в тоске и одиночестве, «от которых весело, говорят, даже удавиться»; ни друзей, ни близких знакомых у нее не было. Прожив с мужем целых, пять лет, судьба так и не подарила им детей, тогда как Катерина видела в младенце средство от постоянной тоски и скуки.
Критика индивидуалистического бунта в романе Ф
Создание романа “Преступление и наказание” пришлось на переломный для России рубеж пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века.
Это было время Второй империи во Франции, время Наполеона III, время Бисмарка, начавшего объединение Германии “железом и кровью”, время краха старых феодальных порядков в России и роста новых, буржуазных.
На смену дворянским революционерам пришли революционеры-разночинцы, которых попытался изобразить И.
Книга: Двойники Раскольникова в романе Преступление и наказание
Кульминацией романа «Преступление и наказание», мыслью, которая вызывает в читателе больше всего размышлений, является теория Раскольникова о вседозволенности, теория деления людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих».
Суть этой теории, в двух словах, можно выразить так: цель оправдывает средства.
То есть, чем большую ценность представляет собой идея, тем меньше должны волновать способы ее достижения.
Даю 40 баллов! срочно!
напишите сочинение по теме цель оправдывает средства?
Создание романа “Преступление и наказание” пришлось на переломный для России рубеж пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века.
Это было время Второй империи во Франции, время Наполеона III, время Бисмарка, начавшего объединение Германии “железом и кровью”, время краха старых феодальных порядков в России и роста новых, буржуазных.
На смену дворянским революционерам пришли революционеры-разночинцы, которых попытался изобразить И.
Преступление и наказание как философский роман
Философское содержание романа касается нравственной проблемы о «праве на кровь», которая относится к «вечным» вопросам.
Начиная с античных времён людей волновал вопрос о средствах для достижения или личных, или высоких общественных целей. Крайняя, аморальная, точка зрения на эту проблему сформулирована в виде циничного афоризма: цель оправдывает средства.
То есть ради благородных целей человек может совершить любое преступление, а последующими достойными поступками искупить его.
Почему Достоевский против утверждения «цель оправдывает средства» на пути к всеобщему счастью?
Ф.М. Достоевский был мыслителем своего времени, которого так и не поняли при жизни.
Его проницательный ум разгадал много тайн человеческой души, предугадал развитие общественных веяний.
Писатель не считал мелкие детали незначительными, напротив, он понимал, насколько важно учитывать в человеке все: издержки его воспитания, наклонности характера, влияние окружения.
<\p>
Можно утверждать, что его семь 7 семь романов являются основными произведениями, которые бы увенчались последним, итоговым романом о жизни революционера.
Источник: https://ruslanhasanov.ru/cel-opravdyvaet-sredstva-prestuplenie-i-nakazanie-31592/
Сочинение на тему «Достижение целей – все ли средства хороши? Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»»
Сочинение на тему «Достижение целей – все ли средства хороши? Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»» 3.00/5 (60.00%) 2 votes
Тема: Самореализация, стремления, цели, смысл жизни, ценности и идеалы
человека
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Проблема: Достижение целей – все ли средства хороши?
Для любой цели средство одно
Роман Федора Достоевского «Преступление и наказание» называется
программным произведением. Но совсем не потому, что его изучают в
школах и вузах, а потому, что в нем заложена программа. На примере героев
своего произведения автор показывает, что будет с человеком в зависимости
от того, какие цели он перед собой ставит и каким образом к ним идет.
Позиция Федора Михайловича о достижениях цели известна, он сам писал,
что ничто в этом мире не стоит слезы ребенка. То есть мечтать можно о
многом, добиваться нужно многого, но никто от предпринимаемых действий
не должен пострадать. А как охранная грамота для этого должен быть Бог в
сердце человека.
Только с Ним человек не переступит ту черту, за которой,
бывает, обратного пути нет. Без Него человек слеп, глух и немощен.<\p>
Главный герой романа Родион Раскольников начитался всяких книжек и
стал одержим идеей о неравности людей. Мол, одни умные, сильные, а
потому и право на все имеют. Именно такие сверхчеловеки для достижения
своей благородной цели могут пойти на любое преступление. А есть
еще и «твари дрожащие», то есть люди ни на что неспособные, которым
предписано сидеть и молчать.
И решил Раскольников проверить свою теорию на себе. Он был беден,
жил в какой-то каморке, но вместо того, чтобы работать да на жизнь
зарабатывать, он все с идеями носился да книжки читал. А проверка себя
у него заключалась в убийстве старухи-процентщицы.
Он все рассудил по
своей совести: мол, негоже такой вредной и бесполезной старухе жить на
земле да на бедных людях наживаться. Надо ее убить, а деньги (коли, такие
найдутся) на хорошие дела пустить, хоть на самого себя, такого умного да
славного, зря пропадающего человека.
Вот она, цель-то, какой была.
Хотя
здесь можно сразу и вопрос задать Раскольникову, а почему он не выбрал для
убийства, какого-нибудь бедного, спившегося, бьющего своих домочадцев
мужика? Может, его жизнь была еще бесполезней, чем жизнь процентщицы?
Так ведь, видимо, хотелось, чтоб убийство с пользой было, непременно
денежное.
Вот с таким вопросом: тварь я дрожащая или право имею, пошел Родион
на преступление. Хорошо подготовился, но одного не учел, что одно
преступление тянет за собой другое. И убив старуху, он совершает и
второе убийство – нечаянного свидетеля. Вот вам и вся теория, вот вам и
человек «великий», который с испуга за себя, за жизнь свою многоценную,
лишает жизни безобидную женщину, которую любила вся округа. Вот так
Раскольников стал не только тварью дрожащей, но и тварью убивающей.
А потом он мучился, страшно мучился. Сначала оттого что не смог
выдержать испытания, потом и совесть присоединилась к этим страданиям.
Но Бог ему послал спасение в виде любви Сонечки Мармеладовой, протянул
руку помощи духовной.
Раскольников признается в двойном убийстве, хотя
куда там признается, это опять ему помощь в этом оказали, ведь следователь
Порфирий давно уже не сомневался в виновности этого господина, просто
дал ему шанс чистосердечного раскаяния.
А далее каторга. Соня отправляется за ним. На его каторжной постели под
подушкой теперь лежит Библия, но это только самое начало пути с Богом, а
дальше – неизвестно. Очень даже может быть, что Раскольников придумает
еще какую теорию и в очередной раз отречется от Бога.
Цель жизни человеческой одна – оставаться человеком и научиться любить.
И достичь этой цели ни ум, ни деньги не помогут. Ради этой цели уж точно
никто никого не убьет. А все остальное – мираж.
<\p>
Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-na-temu-dostizhenie-tseley-vse-li-sredstva-horoshi-f-m-dostoevskiy-prestuplenie-i-nakazanie/
Цели и средства в романе Ф. Достоевского Преступление и наказание
Роман «Преступление и наказание» Достоевский создавал ради исследования социально-нравственного вопроса: возможно ли «разрешение крови по совести», может ли гуманный человек позволить себе убийство хотя бы одного «никчёмного» существа ради разумной идеи — избавления от страданий и мучений многих благородных людей?
Этот вопрос ставит перед собой главный герой романа — Родион Раскольников. Он обычный русский студент, бросивший учёбу из-за отсутствия денег. Ему приходится ютится в жалкой каморке, уже сама обстановка которой может свести с ума.
Два года он кое-как перебивался дешёвыми уроками и скудной поддержкой матери, жившей в провинции. А потом «озлился», забился в свою «конуру» и бросил учёбу. Родион Раскольников ощущает в себе ясный и сильный ум, склонный к анализу, отточенный изучением юридических наук.
Он, безусловно, человек недюжинных способностей, сильного характера, особого склада ума.
Всех этих обстоятельств оказалось достаточно, чтобы в душе героя романа произошёл перелом. Этот новый взгляд он подкрепляет теорией собственного сочинения. Она росла и крепла, заслонила его думы и подчинила его волю и разум. Смысл её в том, что человечество делится на «тварей дрожащих», «людской муравейник» и на небольшое число избранных, «право имеющих».
Он открывает «закон»: «… Кто крепок и силён умом и духом, тот над ними и властелин. Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может посягнуть, тот у них и законодатель…
» Так доселе велось и так всегда будет: достигнув власти, встав над этим «муравейником», можно тогда осчастливить людей, которые, как полагает Раскольников, сами не способны понять, в чём их счастье.
Вот и начало его преступления. Всеми силами души всю жизнь боролся писатель с тем взглядом, который проповедовали очень разные и порой внутренне честные люди, что цель оправдывает средства. Что можно загладить «крохотное преступление тысячами добрых дел». Нет! Достоевский убедительно показывает, что если средство преступное, цель не может быть хорошей.
Уже потому, что переход нравственных границ, насилие над человеком, а тем более убийство, сжигает душу того, кто полагает осчастливить людей.
Достоевский даёт понять, что поставившие себя в особое, исключительное положение, сами давшие себе особые права, присвоившие право решать, что хорошо, а что плохо для масс, такие люди становятся противоположностями своим взглядам.
Раскольников чувствует противоречивость своей «разумной» теории. Одинокий и озлобившийся «теоретик» не доходит до осознания того, что очень трудно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь. Верно подмечает это К.И.
Тюнькин в статье «“Бунт Родиона Раскольникова”»: Где найти критерий добра, если освободиться от моральных критериев?» Остаётся только решать с точки зрения своего блага. Мы видим, как трудно и болезненно приходит к пониманию порочности своего убеждения Родион Романович.
Только на каторге, по словам автора романа, происходит полное сознание того, что не насилие, а любовь к людям может исправить мир. И не какие-то аргументы убедили его, а собственная натура, которая не выдержала терзаний совести и огромной душевной ноши.
Внутренним и самым страшным наказанием для человека, возомнившего себя Наполеоном, оказались душевные муки, невозможность преодолеть совесть и добрые чувства.
Хотя ум Раскольникова не может противостоять железной логике его теории, но душа восстаёт. По теории, он должен жить для себя, а отдаёт последние деньги на похороны, устраивает свадьбу сестры.
Зачем всё это? Не понимает Родион Романович, что это чувство любви и сострадания — степень человечности общества, не будь его, давно бы оно распалось.
Столько вокруг несправедливости, а если каждый начнёт пробовать, какой он, обыкновенный или нет…
Хотя и на каторге разум Раскольникова не хочет смириться, и он убеждён в правоте своей антигуманной идеи, в душе героя всё больше крепнут новые чувства. И мы ясно видим, что только любовь к людям, вера в них могут спасти человека и всё человечество.
«Возлюби ближнего, как самого себя». Это идея, которую проповедует Достоевский на протяжении всего романа. Автор даёт Раскольникову последний шанс вернуться к нормальной жизни. Этот шанс — Соня. Только её любовь может спасти Раскольникова.
Его тянет в Соне как отверженного к отверженной. Эта любовь спасёт обоих.
Источник: https://scribble.su/ege/vypusknoe-sochinenie-2018/46.html