«К морю» А. Пушкин
«К морю» Александр Пушкин
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,-
И стая тонет кораблей.
Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег.
Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.
О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.
Одна скала, гробница славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.
Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.
Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
В 1820 году Александр Пушкин из-за вольнодумства и открытого призыва к свержению самодержавия был отправлен в южную ссылку.
Поэту предписывалось поступить в распоряжение председателя попечительного Комитета об иностранных колонистах Южной России генерала Ивана Инзова, ставка которого располагалась в Кишиневе.
Пыльная и провинциальная столица Бессарабии произвела на Пушкина настолько удручающее впечатление, что через два года, вопреки желанию генерал-губернатора Санкт-Петербурга, поэт добился перевода по службе в солнечную Одессу. Там Пушкин впервые увидел море и был поражен его мощью, красотой и великолепием.
В 1824 году поэту было разрешено вернуться в Москву, однако накануне отъезда он набросал черновик стихотворения «К морю», работа над которым была завершена спустя несколько месяцев в Михайловском. Это произведение стало последним в цикле романтических стихов поэта, удивительно образных, волнующих и наполненных особым очарованием.
Стихотворение «К морю» по своей форме напоминает элегию, однако содержание произведение носит личностно-философский характер. В первых его строчках автор прощается с морем, выражая восхищение «свободной стихией» и «гордыми волнами».
Именно этих качестве так недоставало во время южной ссылки самому Пушкину, который вынужден был выполнять рутинную работу в канцелярии, находясь под постоянным контролем вышестоящих чиновников.
При этом поэт понимал, что высказывать свои прогрессивные взгляды в провинциальном обществе не только бессмысленно, но и достаточно опасно – граф Воронцов, невзлюбивший поэта, периодически отправлял в Санкт-Петербург депеши с доносами на вольнодумца, в которых характеризовал Пушкина как весьма посредственного специалиста, который то и дело пренебрегает своими служебными обязанностями.
Прощаясь с морем, поэт подчеркивает, что на протяжении многих месяцев в этом чужом и враждебном мире оно оставалось для него единственным другом. Автор восхищается морской стихией, которая никому неподвластна.
И именно это вызывает у поэта чувство духовного родства с морскими просторами. В шуме волн Александр Пушкин слышит призыв к побегу с чужбины, однако признается, что пойти на такой шаг ему было не под силу.
«Ты ждал, ты звал … я был окован», — пишет поэт, намекая на то, что попытка вернуться в Москву или же Санкт-Петербург без соответствующего разрешения властей окончилась бы для него уже не южной, а сибирской ссылкой.
Тем не менее, такой вариант Пушкин все же рассматривает. Однако, задумываясь о побеге, считает, что гораздо проще было бы покинуть Россию морским путем.
Почему поэт не отважился на такой поступок? Ответ можно найти в стихотворении «К морю», где автор признается в безграничной любви к своей родине. Даже волнующие мысли о свободе не могут заставить его навсегда покинуть Россию.
К тому же, Пушкин отдает себе отчет, что на чужбине его ждет незавидная участь, намекая на то, что, вероятнее всего, разделит судьбу Наполеона, закончив свою жизнь не в цивилизованной Европе, откуда он может быть выслан по первому же требованию русских властей, а на отдаленном острове, среди моря и скал.
Обращаясь к истории, Пушкин отмечает, что французский император также был свободолюбив и призывает море воздать ему посмертные почести — «шуми, взволнуйся непогодой: он был, о море, твой певец». После его смерти поэт понимает, что побег теряет всякий смысл.
Поэтому автору лишь остается смириться с собственной участью и дождаться того момента, когда он сможет вернуться домой, сохранив в воспоминаниях красоту морской стихии – «твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн».
Источник: https://pishi-stihi.ru/k-moryu-pushkin.html
Стихотворение “К морю” – анализ стихов А.С. Пушкина
Море всегда очаровывало всех, кто имел счастье его увидеть. Бескрайний простор, шум волн, красота заката – все это манило романтические души. И в плену необузданной стихии оказался и великий поэт Александр Сергеевич Пушкин.
Впервые поэт столкнулся с морской красотой в Одессе, где он находился в изгнании. В 1824 году Пушкин сумел вернуться в Москву. И накануне отъезда поэт сделал наброски будущего стиха, который он окончил спустя несколько месяцев.
Год написания стихотворения «К морю» ознаменовался для поэта, как переходной период от романтизма к реализму. Можно смело заявить, что эта работа стала заключительной для романтического периода А. С. Пушкина.
Создания стиха стала для поэта прощанием не только с морской стихией, но и с романтическими идеалами. Он словно прозревает, и последующее его творчество становится ближе к реализму.
Жанр стихотворения «К морю»
Данное произведение носит личностный характер для самого Пушкина. Это разговор с морем, в котором великий поэт восхищается непокорной стихией и проводит некую аналогию с собой. Он такой же непокорный, за что и расплачивается своей южной ссылкой.
Краткий анализ стихотворения А.С. Пушкина «К морю» сможет позволить нам понять, что жанр данного творения – это философическая элегия.
Прощальный монолог с морем открывает для нас душу великого поэта, его намерения и грусть. Пушкин не раз в своем творчестве пользовался данным приемом. В изгнании только в море он видит своего единственного друга.
Анализ содержания стиха
Анализируя стихотворение, мы наблюдаем за прощанием А. С. Пушкина с морем. Грустью пропитана каждая строка элегии.
Расставание с морской стихией для поэта – это нелегкое дело. Он предается собственным переживаниям и воспоминаниям. Для нас открываются мысли, желания и чувства поэта: «по брегам твоим бродил я тихий и туманный».
Пушкин восхищается силой и непокорностью волн и находит в них сравнение с человеческой душой и ее порывами. Море может быть тихим, но в тоже время оно неподвластно человеку. Оно действует по желанию своих порывов и часто это губительно.
Пушкин находит общее с морем и в судьбе каждого человека. Вот так, как море играет кораблями на волнах, так и люди барахтаются в судьбе, пытаясь уловить направления ветра и настроение стихии:
«Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.»
Создание стиха «К морю» было для поэта отдушиной, в которую он вложил все то, чего ему недоставало. Очевидно, что Пушкин не раз задумывался о побеге, который совершит водным путем: «Ты ждал, ты звал… я был окован».
Поэт поднимает вопросы о свободе. Данную проблему Пушкин рассматривает, как с философской, так и с политической стороны. И это не удивительно, если вспомнить какова история создания этого творения. Свобода – это основная тема стихотворения. Само море выступает символом свободы: «ничем неукротим».
Анализ стиха «К морю» помогает нам увидеть, что герои, образы и темы появляются для читателя совсем неожиданно.
К середине стиха поэт вспоминает двух выдающихся личностей Байрона и Наполеона. Смерть Байрона сильно опечалила великого поэта, и он придался большой тоске.
Наполеон же был сильной личностью, которой восхищались многие. Но, как и Байрон, он не смог завершить свой жизненный путь так, как хотел.
Пушкин видит свое бессилие перед судьбой и полностью заключает эту мысль между строк сего превосходного стихотворения.
Оканчивается прощание с морем обещанием поэта хранить воспоминания о нем «в вечерние часы».
Художественные средства
Анализ лирического произведения Пушкина «К морю» позволяет нам заметить богатое использование выразительных средств. Они занимают читателя с первых строк и не отпускают до конца.
Он использует огромное количество эпитетов, метафор, сравнений, анафоры. Поэт в своем разговоре с морем применяет обращения и риторические вопросы. Это создает эффект реального разговора.
Пушкин легко играет со словами. В какой-то момент даже кажется, что мы слышим реальный шум волн. Это получается благодаря определенному сочетанию шипящих звуков.
Размер стиха «К морю» можно определить, как четырехстопный ямб.
В произведении есть женская, мужская и перекрестная рифма.
Пушкин, как всегда, продемонстрировал себя великим поэтом, который с легкостью управляется словами.
Источник: https://PoetPushkin.ru/stihi/pejzazhnaya-lirika/analiz-stihotvoreniya-k-moryu.html
А. С. Пушкин, “К морю”: анализ стихотворения, история создания :
Пушкин пытался говорить со своим народом на одном с ним языке. Поэтому его творчество вот уже которое десятилетие не забывается. Но были у него и такие произведения, которые не каждый поймет.
Стихотворение «К морю» Пушкина необходимо прочитать как минимум трижды, чтобы понять суть, и шесть раз – чтобы ощутить его настроение. За россыпью слов скрывается глубокая и проникновения философия. Хотя кто-то вполне может сказать, что эти строки – зов сумасшедшего.
В любом случае анализ стихотворения «К морю» поможет раскрыть истину.
Одиночество поэта
Как все-таки сложно быть в этом мире поэтом. Непризнанным, изгнанным и всеми забытым. История знает множество примеров того, как литературного гения признавали только после его смерти, да и то не сразу. Просто его современники не были готовы принять нечто новое, посмотреть правде в глаза, сразиться со своими страхами.
Судьба поэта – быть одиноким. Об этом и повествует лирика Пушкина. К морю обратившись, поэт отождествляет свое желание творить с неукротимой стихией, бушующей внутри него. Вот только напрасно рвутся с пальцев недописанные строчки, ведь именно за них отправляют поэта в изгнание. Но он – как морская стихия: бушует, рычит и бьется о скалы, рассказывая миру о чем-то важном.
История создания
А теперь можно переходить к анализу стихотворения «К морю». Оно неразрывно связано со смертью Байрона, что приключилась в апреле. Пушкин узнал о трагическом событии в июне и уже в июле набросал черновой вариант произведения. Выходит, что год написания Пушкиным «К морю» – тот, в который умер Байрон – 1824-й.
За период создания чернового варианта с поэтом много чего приключилось. П. А. Вяземский несколько раз обращался к Пушкину с просьбой написать стихи в память о Байроне. Он хотел одновременно печатать свою прозу и стихи поэта. Вот только в тот момент Пушкин стоял на рубеже своего творчества.
Осенью того же года (1824) поэта вынуждают покинуть Одессу и переехать в Михайловское. На этом закончилась его южная ссылка и началась новая. И уже здесь, в Михайловском, он закончил писать стихотворение «К морю», где не забыл упомянуть о смерти Байрона, своем одиночестве и море, которого ему будет так не хватать.
Вот такая история создания «К морю» Пушкина А. С. Это произведение еще считают последним «южным» стихом поэта.
Мотив прощания
Как и большинство произведений «южного» цикла, стихотворение Пушкина «К морю» преисполнено романтики. Она чувствуется и в теме, и в идее, и в стиле. Но в то же время только здесь присутствует мотив прощания, что придает романтике немного житейской грусти.
Это прощание не только с морем, что так поразило воображение поэта, но и расставание с югом и всем, что связывало поэта с этим периодом его жизни.
Стихотворение написано в жанре элегии, и в этом своем последнем «южном» произведении Пушкин прощается с романтизмом как жанром повествования.
Уже в Михайловском его стихотворения приобретают жизненный, реалистичный оттенок, а флер легкой и чарующей романтики остается в далеком прошлом.
Недостающие качества
При анализе стихотворения «К морю» стоит отметить, что оно носит личностно-философский характер. Произведение начинается строками прощания с морем. Поэт выражает свое восхищение бурлящей стихией, свободой морских волн и их гордостью. Складывается впечатление, что именно этих качеств так недоставало самому поэту, пока он находился в ссылке на юге.
Здесь Пушкин должен был выполнять обычную рутинную работу, он пребывал под постоянным контролем и не мог свободно выражать свои прогрессивные, как на то время, мысли. Высказывать их было бессмысленно и опасно.
Граф Воронцов, который невзлюбил поэта, время от времени отправлял в Петербург докладные записки о том, что Пушкин не только не отказался от своих вольных размышлений, но и выполняет работу из рук вон плохо.
И только море, бесконечное и свободное, в этом чужом краю было Пушкину единственным другом. Оно бережно хранило все те желаемые поэтом качества, которых его лишили изгнанием.
Зов
Шум волн призывал поэта к побегу из чужой страны, но у него не хватало сил, чтобы пойти на такой шаг. О чем он, собственно, и написал: «Ты ждал, ты звал… я был окован». Пушкин пишет об этом, как бы намекая, что любая попытка вернуться в Москву или хотя бы в Санкт-Петербург без соответствующего разрешения может закончиться очередной ссылкой, но уже в Сибирь.
Хотя у поэта все же возникает мысль сбежать по воде. И только при анализе стихотворения «К морю» можно понять, почему он так не поступил. Все дело в любви к Родине. Даже мысли о такой долгожданной свободе не смогли заставить его покинуть Россию.
Судьба Наполеона
Первая половина стихотворения рассказывает о желании обрести свободу, но не где-то там, за далеким морским горизонтом, а здесь, в родном краю. В стране, где родился и вырос, обрести возможность свободно высказывать свои мысли и творить, несмотря ни на что.
Пушкин прекрасно понимает, что в чужой стране его ждет нелегкая судьба, возможно, он разделит судьбу Наполеона и закончит свою жизнь не в Европе, а на острове среди бушующего моря. Пушкин также обращается к истории, отмечает, что Наполеон был таким же свободолюбивым, как и море, и просит стихию воздать полководцу посмертные почести.
Пушкин понимает, что в побеге нет смысла, ему необходимо только смириться со своей участью и ждать, пока он не сможет вернуться домой, оставив при себе воспоминания о море. Одиночество и желание обрести свободу вылились в одну из лучших композиций Пушкина – «К морю».
Основные темы
В стихотворении «К морю» поэт рассуждает о многом: судьбе, жизни и смерти, свободе и неволе. Естественно, центральный образ – это море, тема прощания с ним звучит особенно пронзительно и отчетливо. Море превращается в единственного друга, именно ему адресуются строки стихотворения.
Вся картина морской стихии построена на образах свободы и заточения. Противопоставляя свободную природу несвободному человеку, поэт рассказывает морю о своих мыслях. О том, как думал о бегстве, о неспособности выжить в чужих странах, о том, как мир покидают великие люди, и о своем ожидании. Тему стихотворения Пушкина «К морю» можно обозначить как разговор человека и природы.
Мотивы
В произведении звучат и мотивы просвещения. Однако поэт отрицает его рациональную суть, разрушающую повседневную жизнь. В его глазах просвещение объединено с тиранией: «Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран».
Далее поэт стремится к тем местам, где все еще живет истинная свобода, к «гробнице славы» Наполеона и «властителю дум» Байрону. Их уже нет в этом мире, но в представлениях романтика их образы идеальны, и навсегда останутся в памяти.
Наполеон и Байрон
О Наполеоне Пушкин говорит как о человеке, сумевшем оставить свой след в истории и в судьбах людей. Поэт считает полководца романтическим героем с трагической судьбой, ведь его последним приютом стала скала, затерянная среди бескрайних морских просторов. Скала, ставшая символом крушения надежды.
Не менее трагичной представляется Пушкину и участь гения Байрона. Он воспевал море, воспевал свободу. Яркими и выразительными словами он навсегда вписал свое имя в историю мировой литературы. О нем горюют не только люди, но сама «свободная стихия», к которой обращается Пушкин.
Дружеская беседа
Вот такие незамысловатые и бесхитростные беседы ведет поэт-изгнанник со своим единственным другом – морем. Но так и не понятна основная мысль Пушкина. «К морю» – это своего рода письмо-прощание. В конце стихотворения поэт возвращает читателя к основной теме – прощанию со всем, что так долго окружало поэта и было для него дорогим.
Еще долго автор будет слышать шум волн, находясь в заточении. Но пути назад уже не будет, в прошлом остался морской прибой и главные идеи романтизма.
Пройдет еще немало времени, прежде чем поэт вновь проникнется любовью к родным просторам.
А потом пройдет еще несколько недель, прежде чем он познает красоту стихотворного реализма и навсегда распрощается с романтизмом и морем, его самым ярким символом.
Стихотворение Пушкина «К морю»: художественные средства
Описывая море, поэт использует метафоры и метафорические эпитеты, которые всенепременно связаны с темами свободы и заточения. Яркими тому примерами могут послужить встречающиеся в стихотворении словосочетания: «свободная стихия», «блещешь гордою красой», «мой поэтический побег», «я был окован» и другие.
Помимо этого, Пушкин пользуется таким приемом, как перифраз – любимое средство поэтов-романтиков. Море он описывает как «свободную стихию» и «моей души предел желаний». Об острове Святой Елены говорит, что это «одна скала, гробница славы». Байрона описывает словами «другой властитель наших дум».
Само произведение создано при помощи излюбленного поэтом размера – четырехстопного ямба. Также в стихотворении прослеживается присутствие ассонанса, литературного приема, основанного на чередовании открытых и закрытых звуков, что имитируют шум морского прибоя. К тому же присутствуют аллитерация и анафора.
Значимость
Это произведение стало переломным не только в творчестве поэта. Оно олицетворяет собой развитие русской литературы, ее переход от романтизма к реализму.
Стихотворение «К морю», с одной стороны, продолжает лучшие традиции романтической лирики Жуковского, передавая эстафету творчеству Лермонтова.
С другой, произведение является ярким контрастом пушкинского поэтического реализма, который стал ведущей тенденцией его творчества.
Картину моря, которую нарисовал Пушкин, невозможно забыть. И в то же время сложно понять. Лишь тот, кто знает все ужасы заточения, поймет Пушкина и согласится с каждым его словом. В окружении мрачных стен, под постоянным надзором и с запретом на выражение собственных мыслей, человек превращается в безвольную куклу. Но не так-то просто сломить того, кто тверд в своих убеждениях.
Лишившись таких важных вещей, человек начинает искать утешения в природе. И для Пушкина этим утешением стало море. Бескрайняя лазурная гладь и шепот свободных волн, что хранят в себе секреты жизни и смерти… Море было Пушкину верным другом и единственной поддержкой. Иногда кажется, что в качестве признания поэт оставил морю свой романтический стиль произведений.
Возможно, именно это дало ему силы двигаться дальше. Преодолевая одиночество, Пушкин заново учился любить природу родного края, заново искал свой стиль в творчестве, снова и снова создавал шедевры. Стихотворение «К морю» – это разговор друзей, которым не суждено больше встретиться, но они навсегда связаны узами, что не дают остаться в прошлом, а позволяют идти дальше.
Источник: https://syl.ru/article/356201/a-s-pushkin-k-moryu-analiz-stihotvoreniya-istoriya-sozdaniya
Анализ стихотворения Пушкина К морю 9, 10 класс
Поэты – творческие души, черпающие вдохновение из своих эмоциональных потрясений, случающихся с ними событий и, конечно же, людей.
Александр Сергеевич Пушкин в своём стихотворении «К морю» вовсе не стал исключением из «поэтических правил», ведь в 1820 году он за вольнодумство был сослан в южную ссылку в Кишинёв, впоследствии переведён на Юг Украины, а потом возвращён из солнечной Одессы в поместье «Михайловское» под строгий надзор своего отца.
Безусловно, эти события, особенно встреча с морской стихией покорили чувственное сердце поэта и вылились в прекрасное романтическое, с таким глубоким лиричным настроением стихотворение «К морю».
Среди литераторов бытует несколько мнений, как же лучше классифицировать Творение А.С.Пушкина. Большинство относит его к философской элегии, ведь за её основу поэт взял свои собственные переживания. Есть же исследователи, которые полагают, что этот лирический монолог поэта с морем скорее можно назвать посланием, поскольку содержание стихотворения философско-личностного характера.
Говоря о теме произведения, можно увидеть аллегоричное воспроизводство общества и личности в «шкурах» поэта и моря, трудности их взаимодействия, стремление к независимости.
Поэт – личность, грезившая о сладких минутах свободы, но вынужденная с ней попрощаться, переживает крах своих надежд и взывает к морю, которое представляется то верным другом, то суровыми и непоколебимыми оковами, его заточающими.
Многочисленные обращения в форме олицетворений «Прощай же, море!», «Прощай, свободная стихия», всё это в очередной раз подчёркивает романтический характер стихотворения. Восклицания усиливают этот эффект и придают образам реалистичности.
Эпитеты «грустный шум», «своенравные порывы», «скучный неподвижный брег» рисуют серую картину безысходности, вместе с поэтом читатели могут прочувствовать угасание его внутреннего настроя.
Риторические вопросы «Меня б ты вынес, океан?», «О чём жалеть?» позволяют уловить горькие надрывные нотки в словах героя.
«Прощай, свободная стихия!», «Ты катишь волны голубые», «И блещешь гордою красой» – в этих строках чувствуется плеск и движение волн, создаётся это за счёт аллитерации: чередуются «ш», «х», «щ» и создают звуки моря.
Стихотворный размер колеблется от трёхстопного ямба с пиррихием до простого четырёхстопного ямба, что подчёркивает изысканность и динамичность стихотворного звучания.
Два настроения: романтическое – личное и героическое – торжественное перекликаются на протяжении всего действа и создают неповторимую атмосферу таинства. Одно сменяет и поглощает другое. Романтический настрой героя сходит на нет, не выдержав суровости жизни.
Анализ стихотворения К морю Пушкина
Таинственные, тёмные, бушующие тонны воды, бесконечные морские просторы нередко становятся темами для произведений многих великих поэтов.
Каждый писатель описывает и представляет море по-своему: для кого-то море является символом любви и романтики, для кого-то это знак свободы и бескрайности, кто-то описывает море, как что-то неизведанное, мистическое, со страшными живущими в нём существами.
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин сочинил свой стих «К морю» в 1824 году. Эти годы были сложными для поэта, он пребывал на юге России в ссылке из-за проблем с властями. Там он много размышлял, думал о жизни. Данное стихотворение является элегией, в который мы от третьего лица наблюдаем за разговором автора с морем. В основе произведения лежат собственные переживания поэта.
По первым строчкам мы можем понять, что автор прощается с морскими просторами. Он благодарен морю, ведь оно было единственным другом для поэта в те времена.
Главной темой стихотворения «К морю» является духовная свобода человека. Свобода – это образ моря, бесконечного и просторного. Оно ни от кого не зависит, ничему не подчиняется, оно величественно и могуче.
Мысль о неограниченной свободе заставляет поэта вспомнить о двух необычных исторических личностях – о Байроне и Наполеоне. Байрон – великий английский писатель.
Пушкин ценил и уважал его, а весть о смерти англичанина заставила Александра Сергеевича посвятить ему пару строк в своём творении. Он называет Байрона гением, «властителем наших дум».
Пушкин также вспомнил Наполеоновскую смерть: «Одна скала, гробница славы. Там погружались в хладный сон воспоминанья величавы: там угасал Наполеон…»
Чтобы передать все эмоции, чувства и переживания лирического героя, чтобы украсить текст, сделать его более насыщенным, ярким и выразительным, автор использует художественные средства, такие как: эпитеты («путь беспечный», «гордою красой», «прощальный час»), олицетворения («пустыни молчаливы) и некоторые другие.
Стихотворение «К морю» завершает романтический период в творчестве и жизни Пушкина.
Вариант №3
Произведение «К морю» А.С. Пушкин написал в 1824 году. В этом стихотворении собрано все самое лучшее, это предел мастерства. Данное произведение строится на общении поэта с морем – лирический монолог. Эта манера написания стихотворений довольно часто наблюдается у автора и благодаря такому стилю становится возможным максимально реализовать всю идею произведения.
Анализирую данное произведение, становится ясно, что А.С. Пушкин хотел передать всю суть отношений общества и личности, взаимоотношение власти и человека. Хотел показать грань между свободой и ненавистью к человеку. Лирика в стихотворении берёт начало постепенно и вообще лирическая тема строится в произведении вопреки всем шаблонам.
Много посвящено в стихотворении понятию духовной свободы, которая в данных строках реализована в образе моря. Поэт показал, что свобода может быть разной.
Непосредственно море это и есть свобода, которая создана природой, но никак не людьми.
Вся мощь и непокорность моря побуждает поэта прийти к сравнению Наполеона и Байрона, которые также как водная стихия сильны духом и не подчиняются никому.
Что касается Наполеона, то многие поэты за своё творчество включали данного человека в свои строки. У Пушкина образ Бонопарта имел тесную связь с морем и показывал его свободу. На протяжении всех строк данного произведения автор конкретизирует и заостряет внимание на свободе водной стихии.
Если образно разделить произведение на части, то будет видно, что первая часть рассказывает о природе и величие моря, остальная часть произведения посвящена поэту и сильным людям как Байрон и Наполеон. Красивый приём плавного начала с раздумьями и потом нарастающее напряжение, и высокая декламация придает стихотворению неповторимого шарма.
Это произведение смело можно отнести к прощанию поэта с лирическими темами. Далее автор заметно изменит свой подчерк в написании стихов и не только. Много времени начнет уделять родной природе.
В данном творении А.С. Пушкин показал весь свой творческий арсенал, что делает стихотворение одним из лучших среди его великих произведений и доказывает, что поэт как Пушкин является уникальным русским творцом.
9, 10 класс
- Анализ стихотворения Жуковского Певец
Стихотворение «Певец» увенчано грустью. Герой умер во цвете лет, так и не вкусив прелестей жизни, не успел он и набраться опыта. А все оттого, что слишком рано разочаровался в бытии. Его лира играла печальные мотивы, - Анализ стихотворения Северянина Увертюра
Интересна история создания этого стихотворения. Оно было написано в 1915 году. Оно полностью отражает дух того времени. Смутное, непонятное, оно так и подталкивало уйти в другие миры, другие измерения. Или отправиться на фронты - Анализ стихотворения Пастернака Быть знаменитым некрасиво
Борис Леонидович Пастернак считается одним из ярких русских поэтов 20 века. Вдумчивый художник с тонкой душой, не мог остаться не замеченным. Все вокруг привлекало его внимание, он пытался понять и проникнуть в самую суть вещей. - Анализ стихотворения Жуковского Вечер
На ранних этапах своего творчества В.А. Жуковский, считающийся одним из родоначальников русского романтизма, занимался переводом произведений английских и немецких поэтов. Стихотворение «Вечер», увидевшее свет в 1806 г, было<\p> - Анализ стихотворения Гиппиус Пауки
Паук – идеальный хищник. Он не выходит на охоту, но жертва сама приходит в его паутину. Паук ненасытен, но может долго голодать. Его почти никто не ест, но он может съесть любое насекомое, а если паук достаточно крупный, то и птицу.
Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/k-moryu-9-10-klass
“К морю” (Пушкин): подробный анализ стихотворения
Стихотворение Пушкина «К морю» начинается с мотива прощания с морем, который имеет автобиографическую основу: поэт уезжает из Одессы в Михайловское. Кроме этого, расставание с дорогим краем обращает к образам поэмы Байрона, так как лирический герой, как и Чайльд-Гарольд, после него ощущает, что «сердцем опустел».
Для лирического героя элегии «Мир опустел» не только из-за разлуки с красотой прибрежных скал, заливов, бликов на воде (строфы 14—15), но в связи с тем, что для него не осталось в мире друга, собеседника. Как и лирический герой Жуковского («Море»), он обращается к морю как к живому существу (у Жуковского оно «живо», «дышит», лирический герой Пушкина слышит его зов, «как друга ропот» — строфа 2).
В стихотворении «К морю» (Пушкин), анализ которого нас интересует, пятнадцать строф, четырехстопный ямб, перекрестная рифма в четверостишиях, строфы 5, 6, 13 — пятистрочные со сложной рифмовкой.<\p>
Две начальные и две заключительные являются обращением к морю со словами прощания.
В этих четверостишиях возникает пейзажная зарисовка: голубые волны запомнились постоянным шумом, гулом и гордой, торжественной красотой.
Последнее четверостишие обрисовывает природу тех мест, куда направляется лирический герой,— это равнина, молчаливая «пустыня», в которой он не надеется найти гармонии (в морском пейзаже перед ним были «И блеск, и тень, и говор волн»).
Природа на морском побережье встречала его «шумом призывным», в ней он находил соответствие своему идеалу («Моей души предел желанный!»). Идеал — это не только красота и гармония, как у Жуковского,— море воплощает абсолютную свободу.
Его порывы своенравны, неодолимы, в них не только стремление разогнать темные тучи, но и прихоть, игра стихии (как и у Жуковского, море — бездна, но лирический герой Пушкина не «очарован» ее таинственной «тревожною думой», а вслушивается в «отзывы», «глухие звуки», воспринимающиеся как сопереживание «заветному умыслу» о «побеге»).
Как в «Море» Жуковского, в анализируемой элегии Пушкина картина природы становится аналогией (от греч. «сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями») состоянию души лирического героя. В отличие от предшественника, Александр Сергеевич вносит в разработку философской проблематики психологическую конкретность.
Обращение к морю мотивировано (от франц. «обосновано») ощущением одиночества, заставляющего искать дружеского участия в гуле прибоя, который один отзывается на потребность в дружеском понимании для «тихого и туманного» невольника, которому «не удался» побег от «скучного, неподвижного брега». Скрытый мотив узничества, оков усиливает значение свободы.
Воля — и умозрительный идеал, и заветная мечта, настоятельное требование. Они сливаются в ощутимом переживании, выраженном, благодаря признаниям в том, что лирический герой любил («Как я любил твои отзывы…»), к чему стремился («…рвалась душа моя…»), о чем мечтал («Не удалось навек оставить…
»), и в то же время слитом с этими чувствами размышлении об идеале свободы.
Море предстает воплощением идеи абсолютной свободы: это стихия, хаос, бездна. Им правит «прихоть», непонятная и враждебная для людей, но вызывающая восторг, так как в ней проявляется первозданная мощь природы.
Человек беспомощен перед силой природы, как и в борьбе с роком, но, отважно вмешиваясь в игру стихий, он демонстрирует значительность личности, становится героем, вступающим в схватку с предрешенным концом, не изменяя своей натуре, следуя «заветному умыслу».
В 3—7 четверостишиях стихотворения картина моря приобретает обобщенность, становясь развернутой метафорой вселенной, где можно увидеть и гармонию («тишина в вечерний час» и «глухие звуки», грусть и восторг, смиренность и своенравие, движение и неподвижность), и противоречивость.
Нельзя преодолеть антитезу между идеалом и действительностью, стремление к абсолюту неодолимо, но оно вызывает падение, гибель. Только в воображении можно «навек оставить» землю; душа рвется из ее плена «вотще» (тщетно, напрасно, безуспешно).
Мысль о безысходной участи человека подчеркнута строфическим изменением: в 5—6-й строфах, содержащих не четыре, а пять строчек, речь идет о тонущих по воле моря кораблях и о неудаче лирического героя, который не смог осуществить «поэтический побег» (автобиографическая деталь, скрытая в этом образе,— это мечты Пушкина об отъезде из России, который стал бы побегом из ссылки; именно так, несмотря на видимость перевода по службе на юг, расценивалось современниками его вынужденное путешествие). К этому его призывал друг, океан, идеал: важное значение имеет употребление прилагательного («неодолимый» — строфа 5) и глагольных форм прошедшего времени (строфа 7), позволяющих зафиксировать мужской род того, к кому обращено признание в неосуществившейся мечте:
Но ты взыграл, неодолимый…
Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя;
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я…
В английском языке возможно было только назвать адресата обращений, как это происходит у Байрона, потому что там отсутствует категория рода, в русском же намек соединяется с расширительной трактовкой, все значимые для автора понятия просвечивают за местоимением «ты». Сближение моря с живым существом приводит к олицетворению (персонификации), что позволяет найти в явлении природы одушевленность, способность чувствовать, звать, ждать.
В строфах 8—12 взгляд лирического героя обращается к примерам личностных ориентиров в реальности. Он не жалеет о том, что не мог освободиться от «могучей страсти», приковавшей его к берегам, «скучным, неподвижным», но ставшим пристанищем пред- мету его земных желаний.
Ему некуда устремить путь, потому что тех, чья судьба навевала думы о славе, величии, гениальности, уже нет. В отличие от оды «Вольность», где лирический герой «ненавидел» Наполеона («Самовластительный злодей!/Тебя, твой трон я ненавижу…»), читая на его челе «печать проклятия», обвиняя в узурпации (от лат.
«присвоение чужих прав»), насильственном захвате власти над «народами», в элегии «К морю» он вызывает «Воспоминанья величавы».
В контексте стихотворения Наполеон воплощает славную, поражающую воображение страницу в истории, что связано со стремлением утвердить правду «своенравных порывов» личности, пытающейся освободиться от любых общественных пут.
Другим образцом необыкновенной личности становится певец моря, «оплаканный свободой», борец за нее, заслуживший, благодаря этим двум особенностям, благодарную память, «венец» славы. В этом портрете легко узнается Байрон, покинувший в 1816 г. Англию, чтобы стать участником национально-освободительного движения в Италии и Греции.
После смерти Наполеона (1821) и Байрона (1824) опустошенность и одиночество лирического героя стали абсолютными, на земле не осталось примет идеала личности, которые могли поразить, взволновать, заставить размышлять.
Одним из предметов дум является судьба гения: «почил среди мучений» Наполеон, умчался, «как бури шум», великий поэт. Их земное бытие — пример безысходности, бессмысленности попыток преодолеть земную природу.
«Благо» неограниченной свободы, в представлении лирического героя, превосходит значение просветительских установлений, стесняющих могущественную, неукротимую личность, неподвластную законам общества:
Судьба людей повсюду та же:
Где благо, там уже на страже<\p>
Иль просвещенье, иль тиран.
Стихотворение Пушкина «К морю» наполнено романтической жаждой величавых, торжественных, «глубоких и мрачных», страстных, неповторимых впечатлений. Личность в нем обрисована так же, как романтический образ, в чем важную роль играет пейзаж.
Лирическому герою близка стихийная мощь «порывов» океана, ему он готов поверить «заветный умысел», от него ждет избавления, замышляя побег. «Гробницей славы» Наполеона стала «одна скала» (этот образ является синекдохой (от греч. «частный случай», употребление названия части для обозначения целого, или наоборот), остров Св. Елены.
Оплакан шумом бурного моря его певец, видевший свою цель в том, чтобы воспеть его как символ вольнолюбия, могущества («Он духом создан был твоим…»).
Однако одушевление идеалом абсолютной свободы предстает одним из этапов в эволюции лирического героя. Вопреки неизменному давлению судьбы, мир для него не является замкнутым.
Дорога в будущее открыта, что выражается в идее движения, духовного пути.
Сквозным мотивом является расставание с прошлым: слова прощания обрамляют текст («Прощай, свободная стихия!» — «Прощай же, море!»), но жизнь продолжается:
О чем жалеть? Куда бы ныне<\p>
Я путь беспечный устремил?
…
Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?..
…
В леса, в пустыни молчаливы<\p>
Перенесу, тобою полн…
Земная природа в стихотворении Пушкина не только отражение небесной красоты и гармонии, но сама по себе «предел желанный» для лирического героя. Если у Жуковского основным эпитетом моря был «лазурное» («Безмолвное море, лазурное море…
»; обращение двукратно повторяется), основанием чего была мысль об отражении в воде «светозарной лазури» неба, его чистоты и сладостного блеска («Ты льешься его светозарной лазурью,/Вечерним и утренним светом горишь…» — «Море»), то в пушкинской элегии море имеет множество характеристик.
Оно голубое, шумное, волнующееся, водяные валы похожи на хребты гор, на побережье видны и скалы, и заводи, его гул памятен «долго-долго», как и прогулки по берегу, проходившие «часто», а «теперь» воспринимающиеся как прошлое общение с другом, то грустным, то своенравным, но всегда дорогим, внимательным к настроению необычного собеседника («Твой грустный шум.
..», «Как я любил твои отзывы…» и др.). Блеск и краса у моря тоже собственные, не отраженные (море блещет «гордою красой»), о них нельзя забыть («Не забуду/Твоей торжественной красы…»).
С богатством и многообразием окружающего мира связано и стремление к насыщенности духовной жизни. Человек вносит в природу сопереживание, осмысление; блеск и тень, молчание и говор волн претворяются в его творчестве.
В образах стихотворения «К морю» Пушкина, анализ которого мы провели, есть то, что позволяет преодолеть пессимизм, появляющийся из-за несоответствия действительности высокому идеалу.
Величава участь Наполеона, «ничем не укротим» дух певца свободы, «могучая страсть» заставляет лирического героя отказаться от «пути беспечного». Душа, исполненная света вечного идеала, открыта для любви и совершенствования.
В строфе 10 появляется местоимение «мы» («от нас», «наших дум»), свидетельствующее о возможности преодоления романтического одиночества. Мироощущение лирического героя — часть природы, его голос вливается в ее «говор» (образ шума, говора волн, встречаясь в строфах 2 и 15, обрамляет лирическое излияние).
Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. – М.: Высш. шк., 2005
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/k_morju_pushkin_podrobnyj_analiz_stikhotvorenija/53-1-0-1109
«К морю», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
Когда Александр Пушкин, молодой выпускник Царскосельского лицея, получил должность секретаря в Коллегии иностранных дел, он не слишком утруждал себя службой, зато активно принимал участие в работе литературного кружка «Арзамас», членом которого стал заочно уже в Лицее. Позднее, в 1819 году, он стал участником более серьезной организации — литературно-театрального сообщества «Зеленая лампа», работой которого руководила организация декабристов «Союз благоденствия».
Мысли о судьбе народа, споры о необходимости ограничить монархическое правление и уничтожить крепостное право послужили созданию вольнолюбивых стихотворений «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву». Под именем Пушкина по Петербургу гуляли также эпиграммы и вольные стихи.
Когда юного поэта вызывали в канцелярию графа Милорадовича и спросили об авторстве, Пушкин заявил, что сжег стихи, но готов их написать прямо сейчас снова. Подобная дерзость не могла остаться без внимания царя, и Александр I был готов отправить Пушкина в Сибирь, но вмешательство друзей помогло смягчить приговор: Пушкина отправили служить в Кишинев в канцелярию И. Н. Инзова.
Однако, встретившись с семьей генерала Раевского, он оказывается сначала в Крыму, а последний год ссылки проводит в Одессе, возле моря.
8 октября 1824 года Александр Сергеевич писал из Михайловского: «Все, что напоминает мне море, наводит на меня грусть — журчанье ручья причиняет боль в буквальном смысле слова…» Так тяжело переживал поэт разлуку с морем, возле которого провел четыре года в Южной ссылке. Но уже в ноябре 1824 года появилось стихотворение «К морю», где чувства поэта выражены не так мучительно. Что изменилось в настроении поэта? Ведь «свободная стихия» ему по-прежнему близка, да и с морем уже пришлось распрощаться.
Море привлекает героя своей одушевленностью, жизненностью. Море — символ свободы, безбрежной вольной стихии, которая родственна духу самого поэта.
Как оно блещет «гордою красою», как «катит волны», а его шум в час прощания напоминает «друга ропот заунывный». Величие моря, его «гордая краса», мощь и сила противостоят внутреннему состоянию лирического героя.
Если герой «тихий и туманный», он «окован», то море — своенравное и неодолимое.
Образ моря, созданный русским поэтом, прекрасен и величественен. Море подчиняется своим законам, оно полно какой-то скрытой силы, поэтому и катит «волны голубые», и блещет «гордою красой». Оно может быть разным: и ласковым, и губительным («и стая тонет кораблей»), неодолимым и покорным.
Морская стихия не терпит какого-либо внешнего принуждения, что сродни состоянию героя. «Свободная стихия» как нельзя лучше соотносится с качествами романтического героя.
Неслучайно в стихотворении возникают образы великих исторических личностей: императора Наполеона и английского романтика — поэта Байрона.
В элегии «К морю» Пушкин подвел своеобразный итог южному периоду творчества, названному впоследствии критиками романтическим. Тогда он искренне верил в силу исключительной личности (именно таковы герои его поэм цыган Алеко и русский пленник), верил, что такие избранные личности смогут изменить мир, чтобы уничтожить деспотизм и обрести желанную свободу.
В соответствии с поэтикой романтизма описана и личность самого героя: ему скучен «неподвижный брег», так как в этой пустыне уже не осталось ничего родственного для самого поэта.
Почему же герой стихотворения, гордый и одинокий, «у брегов остался»? «Мир опустел», и той стихийной вольности, свойственной морю, уже нет. Личная же свобода каждого зависит от внешних условий, а убежать от себя невозможно.
Так в сознании героя столкнулись романтическое желание свободы, присущее такой стихии, как море, и сознание того, что человек живет по совершенно другим законам.
Моря у Пушкина не отняли, как невозможно отнять красоту, царящую в душе человека. И его герой смотрит с берега, к которому и не пристал тогда, и не сошел теперь.
Речь идет о романтизме, к которому Пушкин так окончательно и не примкнул, ведь для романтиков свобода была высшей ценностью, ради нее герои даже погибали.
Для Пушкина высшей ценностью становится стихия чувства, которому он отдавался со всей страстью африканского потомка и которое воплотил в каждом своем лирическом шедевре.
-
«Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
-
«Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
-
«Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
-
«Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
-
«Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
-
«19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
-
«Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
-
«Мадонна», анализ стихотворения Пушкина
-
«Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
-
«Пора, мой друг, пора!», анализ стихотворения Пушкина
По произведению: «К морю»
По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Источник: https://goldlit.ru/pushkin/733-k-moryu-analiz
Пушкин: «К морю», анализ стихотворения
Пушкин — писатель на века, его творчество бессмертно, оно восхищает, заставляет задуматься и просто насладиться строками прекрасных произведений, среди которых и описание картин родной природы. Ее писатель воспринимал не только зорким глазом, но и сердцем патриота.
Сначала поэт изображал романтические картины природы, а позже его произведения стали носить реалистический характер. Так вот, одним из стихотворений, что носят романтический характер, является его работа К морю.
Чтобы познакомить читателя ближе с Пушкиным и его стихом К морю, предлагаем его краткое содержание и анализ.
К морю: краткое содержание
В стихотворении Пушкина К морю мы встречаем лирического героя, который пришел попрощаться с морем, ведь видит его он в последний раз.
Для героя это не просто стихия, это как друг, что блещет гордою красой. Он слышит грустный шум в последний раз и вспоминает, как бродил по берегу, как любит он море в любых его проявлениях, будь оно спокойным по вечерам или же бушующим. При этом все зависит от прихоти морской. От нее зависит, доплывет до берега парус рыбарей или же утонет, как сотни других.
Герой признается, насколько сильно его манит море, как он очарован его могуществом. Независимо от того, где бы он находился, куда бы лег будущий путь, душа все равно будет стремиться к морским берегам.
Вспомнил автор в стихотворении и Наполеона, где скала среди моря стала гробницей, где он умер среди мучений, а следом за ним ушел другой властитель дум. И здесь имеется ввиду смерть Байрона.
Он говорит, что этот гений был певцом, и был таким же могучим и неукротимым, как и море. Теперь мир опустел.
Герой прощается с морем и признается, что не забудет никогда вечерний морской гул и возьмет картины воспоминаний с собой и там, в лесах или пустыне будет вспоминать скалы, заливы, волны.
Анализ стихотворения
Свою работу К морю Пушкин написал перед отъездом из Одессы, куда он попал в ссылку и где впервые увидел море. В Одессе это был черновой вариант, который он завершает писать уже в Михайловском. Таким образом, было закончено стихотворение К морю в 1824 году.
Эта работа богата своим содержанием, проникновенностью, она высоко эмоциональна и представлена монологом, где поэт разговаривает с морем. Если обратиться к жанру, то романтическое стихотворение можно отнести к философской элегии, где Пушкин выражает не только любовь к стране, но и внутренние свои переживания, сомнения и мечтания.
Читая стихотворение, можно выделить основную тему. Это описание красоты природы, вместе с которой переплелись темы политики и философия. Мы видим, как среди прекрасных строк о красоте морской стихии, появляются размышления и о взаимодействии общества и личности, власти и личности.
Работа показывает, что в ссылке в чужом для писателя мире, только море было ему другом. Он восхищается никому не подвластным морем, которое было духовно близко Пушкину, такому же бунтарю, не принимающему власть. Мы видим, как герой стоит на берегу и слышит призыв моря к побегу. Он понимал, что побег с чужбины будет чреват уже не южной, а сибирской ссылкой.
Конечно, можно было бы навсегда покинуть Россию, но слишком любит поэт свою страну, будучи настоящим патриотом. В стихотворении Пушкин упоминает Байрона и французского военнокомандующего Наполеона, которые своим духом были такие же непокорные, как и море. Он пишет, что Байрон был певцом, чья смерть затронула душу Пушкина и потрясла его.
Как пишет поэт, мир опустел.
Знакомясь с произведением К морю, мы видим в каждой строчке образ моря, свободной стихии, к которой автор постоянно возвращается и несмотря на то, что в стихотворении присутствуют прощальные нотки, где герой прощается с морем и байронизмом.
Он обещает сохранить в памяти красоту морскую, перенести ее в молчаливую пустыню.
Прощаясь в стихотворении с морской стихией, в реальной жизни писатель еще и прощается с романтическим периодом в своем творчестве, ведь дальше все будет носить реалистический характер.
Источник: https://sochinyshka.ru/pushkin-k-moryu-analiz-stixotvoreniya.html
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю»
Первоначальный вариант стихотворения «К морю» был написан Пушкиным в южной ссылке, в Одессе. Возвратился к этому посланию поэт уже в «новой» ссылке — в Михайловском, в 1824 году. Это стихотворение завершало собой романтический период творчества Пушкина.
В этом произведении весьма ощутимы элегические мотивы. Причем, как отмечает В. А. Грехнев, в элегическом разочаровании у Пушкина соединяются три различные жизненные сферы — философская, историческая и конкретно-биографическая, и взаимопроникновение этих сфер сохраняется в каждой строчке стихотворения.
В начале стихотворения преобладает личностный, конкретно-биографический аспект. Элегический мотив грусти возникает у поэта при расставании с морем:
Прощай, свободная стихия!<\p>
В последний раз передо мной<\p>
Ты катишь волны голубые<\p>
И блещешь гордою красой.
Далее доминируют философские размышления Пушкина. Море здесь — «свободная стихия», как и мир человеческой души. Именно потому оно так притягивает к себе, так близко и дорого поэту:
Как друга ропот заунывный,<\p>
Как зов его в прощальный час,<\p>
Твой грустный шум, твой шум призывный<\p>
Услышал я в последний раз.
Море своенравно и прихотливо, как и человеческие порывы. Оно непредсказуемо, как и тайные душевные желания. Море может быть тихим, умиротворенным, но может быть и грозным, несущим гибель человеку:
Смиренный парус рыбарей,<\p>
Твоею прихотью хранимый,<\p>
Скользит отважно средь зыбей:<\p>
Но ты взыграл, неодолимый,<\p>
И стая тонет кораблей.
Точно так же гибнет человек, отдавшийся во власть стихии страстей, безумных желаний, импульсивных порывов. Однако образ моря символизирует здесь не только мир человеческой души, но и судьбу.
Она так же своенравно играет людьми, неся и радость, и неожиданную гибель. С непредсказуемой морской стихией Пушкин сравнивает и любовь, страсть, сильное чувство, подчиняющее себе все устремления и поступки.
Однако любовь нередко сковывает волю человека, становится своеобразным пленом души, вдохновенья:
Ты ждал, ты звал… я был окован;<\p>
Вотще рвалась душа моя:<\p>
Могучей страстью очарован,<\p>
У берегов остался я…
Здесь вновь преобладают авторские эмоции, а затем следует переход в исторический план. Романтический образ моря, вольной, свободной стихии рождает в сознании поэта воспоминания о герое с необыкновенной судьбой — Наполеоне, нашедшем свою смерть рядом с морем, на острове Святой Елены:
Один предмет в твоей пустыне<\p>
Мою бы душу поразил.<\p>
Одна скала, гробница славы…<\p>
Там погружались в хладный сон<\p>
Воспоминанья величавы:<\p>
Там угасал Наполеон.
Другой романтический герой в стихотворении — поэт Байрон. Наполеон и Байрон… Пушкин недаром связывает два этих образа воедино. Байрон много писал о Наполеоне, его очень интересовала личность полководца.
Таким образом, мотив грусти, возникающий в начале стихотворения, проходит через исторический экскурс, поэта: Пушкин вспоминает о гибели Наполеона, о смерти Байрона. Затем мотив этот через личностные переживания выходит на внесюжетный, внеличностный, философский план:
Мир опустел… Теперь куда же<\p>
Меня б ты вынес, океан?<\p>
Судьба людей повсюду та же:<\p>
Где благо, там уже на страже<\p>
Иль просвещенье, иль тиран.
Обращает на себя внимание, что поэт тиранию приравнивает к просвещенью. Однако здесь под «просвещеньем» подразумевается «культура», мир цивилизации, лишивший человека свободы и естественности душевных движений. В понимании поэта цивилизация является «тираном», насильственно вмешивающимся в свободное течение человеческой жизни.
Противопоставление цивилизованного человека миру природы всегда было характерно для пушкинского творчества (Пленник и Черкешенка, Алеко и старый цыган, Онегин и Татьяна). В данном стихотворении мотив природы лишь угадывается: он выступает альтернативой «просвещенью» и тирании, той несбыточной мечтой, о которой поэт вопрошает океан.
Заканчивается стихотворение по-пушкински жизнеутверждающе. Прощаясь с морем, поэт обещает хранить образ свободной стихии в своей душе, соответствовать идеалу естественного, природного человека:
В леса, в пустыни молчаливы<\p>
Перенесу, тобою полн,<\p>
Твои скалы, твои заливы,<\p>
И блеск, и тень, и говор волн.
Композиция стихотворения подчинена основной идее, идее свободы. Первая часть — это описание моря.
Здесь Пушкин использует выразительные эпитеты («волны голубые», «гордою красой»), сравнения и анафоры («Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, Твой шум призывный Услышал я в последний раз»), перифразы («Прощай, свободная стихия!», «Моей души предел желанный!»), метафоры («я был окован»), бессоюзие («Как я любил твои отзывы, глухие звуки, бездны глас»), инверсию («У берегов остался я…»). Здесь также используются и обращения («свободная стихия» «Моей души предел желанный»), благодаря которым создается впечатление «беседы с морем». Поэт использует и общеупотребительную лексику, и славянизмы («глас», «рыбарей», «брег», «вотще»).
Для начала первой части характерен несложный синтаксис — простые предложения, в составе которых есть сравнения, однородные члены, причастные обороты. В конце первой части уже есть сложные предложения, союзные сложносочиненные и бессоюзные. Усложнение синтаксиса здесь отражает углубление основной темы произведения.
Замечателен и фонетический строй стихотворения. Уже в первой части мы встречаем аллитерации (повтор автором согласных звуков) и ассонансы (повтор гласных):
Прощай, свободная стихия!<\p>
В последний раз передо мной<\p>
Ты катишь волны голубые<\p>
И блещешь гордою красой.
Во второй части стихотворения Пушкин развивает тему свободолюбивой личности, душа которой подобна морской стихии. Здесь возникают образы Наполеона и Байрона. Вторая часть начинается с риторических вопросов («О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил?»).
Здесь также есть точные, выразительные эпитеты («путь беспечный», «торжественная краса»), анафоры («Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем не укротим»), перифразы («гробница славы», «Он был, о море, твой певец»), обращение («о море»), сравнение («как бури шум»), инверсии («Он духом создан был твоим»).
Кроме общеупотребительной лексики, поэт использует слова высокого стиля («почил», «властитель наших дум», «венец») и славянизмы («хладный», «могущ»).
Во второй части стихотворения также встречаются аллитерации и ассонансы: здесь часто повторяются шипящие «ш», «гц», «ч», протяжные гласные «у» и «о», звонкий «р». Как замечает Н. Л. Степанов, перекличка этих звуков напоминает однотонный, заунывный ропот моря.
Исследователи неоднократно отмечали нарушение грамматических норм в обращении поэта к морю. «Ты ждал, ты звал…
» — Пушкин обращается «к морю», используя мужской род, хотя существительное «море» — среднего рода. Убедительное объяснение этому дает Е. Маймин.
Исследователь замечает, что море ассоциируется в сознании поэта с другом «и ощущается как друг», поэтому «неправильное» словоупотребление внутренне оправданно.
В этом стихотворении мы можем выделить и третью часть. Поэт погружается в философские раздумья о человеческой судьбе, а затем вновь обращается к образу моря. И чувство безнадежности здесь уравновешивается этим обращением.
В третьей части используются обращения («Теперь куда же Меня б ты вынес, океан?», «Прощай же, море!»), эпитеты («пустыни молчаливы», «торжественной красы»), многосоюзие («И блеск, и тень, и говор волн»), риторический вопрос («Теперь куда же Меня б ты вынес, океан?»).
Пушкин использует высокую лексику («тиран», «благо»).
Кроме того, здесь также есть аллитерации и ассонансы:
В леса, в пустыни молчаливы<\p>
Перенесу, тобою полн,<\p>
Твои скалы, твои заливы,<\p>
И блеск, и тень, и говор волн.
Пушкинские стихотворения, в том числе «К морю», вызывали восхищение Белинского.
Анализируя романтические «пьесы» поэта, критик писал: «Вглядитесь и вслушайтесь в этот стих, в этот оборот мысли, в эту игру чувства: во всем найдете чистую поэзию, безукоризненное искусство, полное художество, без малейшей примеси прозы, как старое крепкое вино, без малейшей примеси воды». Думается, оценка эта справедлива и по сей день.
Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. М., 1974. С. 279.
Степанов Н. Л. Указ. соч. С. 290.
Маймин Е. «К морю». Стихотворение Пушкина. — Литература в школе, 1974, 32. С. 28.
Грехнев В. А. Указ. соч. С. 143.
Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1985. С. 246.
Источник: https://5litra.ru/soch/642-analiz-stihotvoreniya-a-s-pushkina-k-moryu.html