Женские образы Тихого Дона сочинение
Женские персонажи романа основываются на основе эпического повествования. Шолохов обогащает наше понимание мира, уникальными характерами Аксиньи, Ильиничны, Натальи и Дуняши. Женщины романа, погружены в яростно кипящую жизнь своего времени, которое вносит свои изменения в интерпретации Шолохова.
Автор дает право женским персонажам выявить свои моральные и волевые стороны. И они делают это, показывая нравственные качества, в ситуации быстрых изменений. Ильинична – покорная, сдержанная женщина, послушная мужу, посвятившая всю себя мужу и детям, в час смерти становиться другим человеком, чтобы защитить стандарты морали, долг матери.
На контрасте характеров показаны женские образы романа, что особенно проявляется в сравнении Натальи и Аксиньи. Аксинья один из главных персонажей романа, которая олицетворяет народную гордость и независимость. Она со своим умом, широким кругозором незримо всегда присутствовала рядом с Григорием.
Совершенно другой человек Наталья. Это тип женщины с патриархальными устоями, матери, верной жены. Ее образ идеальной жены всегда притягивал Григория.
Дарья Мелихова совсем не похожа на других женщин романа. Ее главные черты лень, распутство. Она не любила мужа, и после его смерти как бы мстя за свою жизнь, стала нарушать все нормы морали, что и привело ее к гибели.
Дуняша, сестра Григория, совмещает в себе черты Натальи и Аксиньи. Обладая умом, независимостью и немного самонадеянностью она, тем не менее, остается хранительницей очага семьи Мелеховых, от которой почти ни чего не осталось.
Женские образы дают возможность понять новую этап в жизни казачества. Женщины в романе это душа – всего произведения. Именно на фоне их жизни и разворачиваются главные события романа.
Женские образы в романе Тихий Дон
Донские просторы, свободолюбивые характеры и вольнолюбивые казачки и казачки, которые не раз становились героями произведений М. А. Шолохова, вдохновили великого писателя на создание романа, где в глобальных исторических событиях проходили развитие и становление его герои. Так образы женщин в «Тихом Доне» включают в себе верность родному дому, земле предков, семье и верности.
Их любовь, на которой построена, вся сюжетная линия произведения, показывает, каждую из них, в сложные минуты, неистовые моменты, когда они стоят на грани между любовью и смертью. Каждая из них выбирает свой путь. Но это дороги сильных, цельных женщин. В центре семья Мелеховых и люди, которые их окружают в хуторе и, далеко за его пределами.
Аксинья Астахова, жена соседа Степана, центральный женский образ.
Она давно и сильно, всей своей необъятной душой, влюблена в сына Мелеховых – Григория. Это очень цельная и горячая натура. Перед ней и ее чувствами не может ничто устоять. Ради любви она готова на любые жертвы. Она погибает на руках у любимого, добившись, вроде бы, ответных чувств и надежды на светлую, счастливую жизнь.
Ее противовесом, в романе, является законная жена Григория –Наталья. Она подарила ему свою любовь и детей. В произведении она является воплощением порядочности, преданности и верности. Ее гордый характер не перенес предательства, и она покончила с собой, убив в себе, не рожденного, еще одного ребенка, Григория.
Дарья, жена Петра, старшего сына Мелеховых, еще один женский образ романа.
Она веселая, озорная, дерзкая, настоящая женщина. Она любит хорошо одеться и быть в центре внимания, но не хочет продолжения своего рода. Когда убивают ее мужа, она понимает, что совершенно, не может существовать без мужского внимания. Ее «женское начало», губит ее.
Подхватив, «дурную болезнь», она, зная, что она не излечима, Дарья, идет и топится в Дону. Дуня Мелехова, сестра Григория и Петра, полюбила их «классового врага» Михаила Кошевого. Он убил старшего брата, но Евдокия, ничего не желает знать и как каждая казачка живет «сердцем и душой».
Ей не важны все перипетии истории.
Для нее главное, что она любима и любит. Эта та «звезда», которая поведет ее по жизни. Она выйдет замуж за Кошевого и он, как , хозяин, войдет в их дом. Дуня, не забудет о горе, которое принес Михаил, ее семье, но любовь, для нее важнее.
Она хочет большую, дружную семью и с Кошевым, создаст ее. Глубиной и реализмом отличается образ, Ильиничны. Это мать Григория, Петра и Дуни. Казачка, которая не только хранит свой дом. Женщина- мать, стремящаяся к покою и миру не только в семье, но и везде, где живут люди.
Она старается спасти каждого, из своих детей, от греха и ошибок.
Ильинична глубоко верующий человек. Она не только ведет хозяйство. Страдает и переживает за своих «воробышков». Их счастье и благополучие-главное для нее.
Все, женщины этого романа, настоящие казачки. Они борются за свою любовь. Каждая за свою, пусть трудную и не всегда счастливую. И так как могут и понимают, только они.
Другие:
← Васюткин Васюткина Озеро↑ По литературеДетство образ бабушки →
Женские образы Тихого Дона
Сейчас читают:
- Двойники Раскольникова в романе Преступление и наказание сочинение
В произведении Достоевского, которое называется «Преступление и наказание», у главного героя (Раскольникова) есть несколько двойников. Главная фигура романа – Родион Раскольников. Фамилия персонажа говорит сама за себя. Образ этого персонажа противоречив. - Характеристика и образ Левши из рассказа Лескова 6 класс сочинение
Левша из рассказа Лескова – тульский мастер. Он был одним из троих умельцев, которым выпала честь показать свое мастерство и превосходство над иностранцами. На то был приказ императора, верившего в свой народ. После выполненной работы, Левша, - Сочинение по картине Шишкина “Парк в Павловске” 7 класс
Шишкин Иван Иванович – один из знаменитейших художников пишущих природу. Он написал немало работ, являющиеся шедеврами искусства, среди них есть картина «Парк в Павловске», написал он её в 1889 году. - Сочинение по картине Григорьева Вратарь 7 класс
Художник Григорьев основное внимание в своем творчестве уделял школьникам. Его картина « Вратарь», посвящена любви к футболу и ее с интересом смотрят все поколения. Картина получилась настолько удачной и имела успех, что в 1949 г - Сочинение по картине Кустодиева Масленица 7 класс
На известной картине Бориса Кустодиева «Масленица» запечатлен фрагмент из жизни русского провинциального города в самом начале ХХ века. События, изображенные художником, - Сочинение на тему 23 июня Международный олимпийский день
Очень большое значение в жизни каждого человека имеет спорт. Спорт делает наш организм здоровее. Спорт поднимает настроение и избавляет от болезней. Спорт не только делает нацию здоровее и активнее, спорт объединяет людей.<\p>
<\p>
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/zhenskie-obrazy-tihogo-dona
Женские образы в романе «Тихий Дон» (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Образы женщин-казачек стали художественным открытием Шолохова в русской литературе. В «Тихом Доне» женские образы представлены широко и ярко. Это Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко, Ильинична. У всех у них вековечная бабья доля: страдать, ждать мужчин с войны.
Сколько молодых, сильных, работящих и здоровых казаков забрала Первая мировая война! Шолохов пишет: «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез, – не замыть тоски! Сколько ни голосить в дни годовщины и поминок, – не донесет восточный ветер криков их до Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков братских могил!»
На женщинах держится мир. Именно они дают жизнь, создают дом, семью, заботятся, жалеют, выхаживают больных, в тяжкие военные годы выполняют всю мужскую работу. Поэтому в романе гибель пулеметчицы Анны Погудко, матери Кошевого, Натальи, Аксиньи осмысливается как обвинение жестокому, безумному веку. В их лице война уничтожает саму жизнь.
Аксинью Астахову автор выделяет особо. Он описывает героиню как женщину с сильным характером, цельную в своих чувствах, бесстрашную в любви и в жизни. Своей всепоглощающей любви она отдается без остатка, не боится людской молвы.
Честность и открытость, чувство правоты и собственного достоинства отталкивают от нее всякую грязь: «Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей».
Односельчане, со злорадством ожидавшие развязки, застывшие «в поганеньком выжиданьице», поняли, что «вязало их что-то большое, не похожее на короткую связь».
Аксинья гордится своей любовью, она, наконец, почувствовала себя счастливой. До этого видела она в жизни только горе.
Молоденькой девочкой подверглась насилию со стороны отца, которого за это забили до смерти ее мать с братом, потом замужество не по любви, садистские издевательства мужа Степана, безвыходность положения.
В ответ на упреки она с вызовом кричит Пантелею Прокофьевичу, отцу Григория: «За всю жизнь за горькую отлюблю!..
А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!» За свою любовь Аксинья готова вынести любые мучения: побои и ревность Степана, злые сплетни, домогательства Листницкого, разлуку с Григорием и тяжелую болезнь, смерть дочки, постоянные скитания, всеобщее осуждение. Она следует за любимым по дорогам войны, вместе с ним терпит лишения. Смертью на руках Григория заканчивается ее скорбный и счастливый жизненный путь.
Желая прекратить порочную связь Григория с Аксиньей, Пантелей Прокофьевич женит сына на Наталье Коршуновой. Шолохов представляет ее молодой, красивой, сдержанной девушкой, которая будет хорошей женой, хозяйкой и матерью. Григорий не любит ее, и сам говорит ей об этом. Не выдержав разлуки с Аксиньей, Григорий бросает жену. Вернувшись к отцу, в дом родителей, Наталья тоскует по мужу.
Она решает ждать, пока Григорий сам не вернется к ней, хотя бы ради детей. Родители Григория прекрасно относятся к невестке, любят внуков. Наталья пробует договориться с Аксиньей, повлиять на нее, но слышит в ответ: «В силах ты будешь – возьмешь его, а нет – не обижайся. Добром я от него тоже не откажусь.
<…> У тебя хоть дети есть, а он у меня один на всем белом свете! Первый и последний…»
Читатели проникаются сочувствием к Наталье, любящей Григория так сильно и безответно. Наталья окончательно понимает, что счастья с мужем ей не будет.
Она проклинает его, а затем неудачно избавляется от ребенка и от этого умирает. Сына она просит передать отцу, чтобы жалел детей.
Григорий, сумевший приехать только через три дня после похорон, узнает от матери, что Наталья перед смертью простила его, но его не отпускает чувство вины в ее смерти.
Третья женщина, которая беззаветно любит Григория, – это его мать Ильинична. Она показана как оплот казачьей семьи. На ней держится весь дом. Ильинична сумела стать матерью всем невесткам. Ее авторитет в семье непререкаем. Это основывается на глубоком знании жизни, мудрости и справедливости советов и решений.
Запутавшийся в круговороте войны Григорий не раз вспоминал слова матери: «Ты Бога-то… Бога, сынок, не забывай! Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил… Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя ить вон, гля, какие дети растут, и у энтих, загубленных тобой, тоже, небось, детки поостались… ну как же так можно? В измальстве ты был ласковый да желанный, а зараз так и живешь со сдвинутыми бровями. У тебя уж, глядикось, сердце как волчиное исделалось…»
Ильинична всеми силами пытается сохранить брак Григория с Натальей. Она надеется, что детская любовь примирит родителей. Так и получилось: будущее Григорию – детей – оставила Наталья.
Мудрость Ильиничны заключается еще и в том, как она смогла построить свою семью, отношения в ней.
Ее муж Пантелей Прокофьевич отличался безудержной вспыльчивостью, в гневе был страшен: «Припадки ярости повторялись у него не раз, но Ильинична, наученная горьким опытом, избрала другую тактику вмешательства: как только Пантелей Прокофьевич, изрыгая ругательства, начинал сокрушать какой-нибудь предмет хозяйственного обихода – старуха смиренно, но достаточно громко говорила: “Бей, Прокофич! Ломай! Мы ишо с тобой наживем!”» И даже пробовала ему помогать. Для прижимистого крестьянина это был весомый аргумент к прекращению погрома.
Множество смертей близких людей выпало пережить Ильиничне. Погибли старший сын, две невестки, муж. Эта мужественная женщина никогда не жаловалась, переживала горе в собственной душе. Она была потомственной казачкой, знала, что их мужчины – воины и почти в каждой семье – горе.
Когда у нее остался на войне один Григорий, она говорила: «А я не верю! Не может быть, чтобы лишилась я последнего сына! Не за что Богу меня наказывать». Старая и больная, изломанная горем и непосильной работой, она по вечерам ходит на гумно и, вглядываясь в сгущающуюся темноту, негромко зовет своего сына.
Зов материнской души обязательно найдет сердце ребенка, где бы он ни был, притянет его к дому, напомнит об осторожности. Любовь матери совершает чудеса.
Благодаря Шолохову весь мир узнал, какие сильные, красивые, яркие и мужественные женщины у казаков, откуда черпает внутреннюю силу этот талантливый народ.
Источник: https://resoch.ru/zhenskie-obrazy-v-romane-tixij-don-sochinenie/
Женские образы в романе Тихий дон | Инфошкола
Женские образы
Судьбы женщин-казачек воплощают традиционную судьбу русской женщины, с ее тяготами и невзгодами, по и с налаженным образом жизни, который ломает война.
Война безжалостно отнимает близких людей, мужей, сыновей, разрушает дом, лишает женщин надежды на личное счастье, а многих и жизни. Григорий как-то подумал: «Казачку из всех баб угадаешь».
И действительно, принимающая на свои плечи непосильный груз работ в поле, домашней работы и заботы о детях, казачка не сгибается под ним, а гордо и статно несет его. Как Дарья, которая подметает земляной пол голландскими кружевами.
Они красивы каждая своей красотой: Аксинья и Дарья — яркой, бросающейся в глаза, Наталья и Ильинична — спокойной, величественной. В романе «Тихий Дон» автор показывает по сути два типа женщины: образ матери, хранительницы очага (Ильинична и Наталья), и образ живой, порывистой. протестующей и неистово ищущей счастье «грешницы».
И все они воплощают в себе то противоречивое сочетание — внешней традиции, патриархальности и внутренней свободы, гордыни — которое присуще казакам вообще. Все они любят, жаждут счастья, но до духовных высот поднимаются только в материнстве. Материнское начало считает автор единственно одухотворяющим элементом любви.
Не случайно у Дарьи и У Аксиньи умирают дети.
Две женщины постоянно сопутствуют главному герою эпопеи: Аксинья и Наталья, возлюбленная и жена. Обе самозабвенно любят его, из-за него совершают решительные поступки, но они во многом противоположны друг другу. Поэтому, видимо, Григорию необходима любовь их обеих, он не хочет выбирать.
Образ Аксиньи.
Судьба не баловала Аксинью: страшна ее предыстория, она постоянно терпит побои от Степана. Понятно ее желание «за всю жизнь горькую отлюбить» и то, как яростно она защищает свое счастье. Неистовство Аксиньи любви к Григорию подчеркивается описанием «бесстыдно-жадных, пухлых губ», Аксинья — страстная, слишком живая для патриархального устоя семьи.
Любовь — необходимая потребность ее существования и сначала в ней преобладает животное начало: Аксинья, как и Дарья, нуждается в постоянном присутствии мужчины рядом, отсюда их измены. Любя Григория, Аксинья живет со Степаном, изменяет Мелехову с листницким И не один раз.
Она вынуждена в своем одиночестве Вымаливать любви Листницкого, когда Григорий ушел к Наталье.
Однако именно эта самозабвенная любовь к Гришке, ради которой Аксинья готова на любые испытания, Составляет Смысл ее существования и во многом оправдывает и ее эгоизм, и жестокость в борьбе за любимого, и Измены. Постепенно образ Аксиньи проясняется, становится чище, человечнее, как и ее любовь. Когда она Рожает дочь от Григория, то хорошеет совсем по-другому. Нет уже в ее описании эпитетов .жадная. и<\p>
Источник: https://info-shkola.ru/zhenskie-obrazy-v-romane-tixij-don/
Сочинение: «Женские образы в романе Тихий Дон»
«Женские образы в романе Тихий Дон» — сочинение на данную тему пишут школьники в ходе изучения произведения Шолохова. В нем они анализируют характеры, внешность и судьбы главных героинь романа, пытаются определить их роль в раскрытии идейного содержания. Предлагаем вашему вниманию сочинение не тему «Женские образы Тихого Дона».
В своем романе-эпопее «Тихий Дон» Михаил Шолохов подарил читателю знакомство с очень колоритными женскими образами, без которых сложно представить не только данное произведение, но и жизнь кубанских казаков. Особенно сильное впечатление на меня произвели три героини: Аксинья, Наталья и Ильинична. Каждая из них – личность с большой буквы.
И у каждой – неординарная судьба.
Эти три женщины неразрывно связаны с главным героем романа Григорием Мелиховым, которого все они по-настоящему любят. Аксинья – страстно и пылко; Наталья – робко, преданно и безответно; Ильинична – нежно и беззаветно, по-матерински.
Тяжелую жизнь прожила яркая красавица-казачка Аксинья. В ранней юности изнасилованная собственным отцом, выданная замуж за нелюбимого, потерявшая двоих детей, она могла бы сломаться под такими ударами судьбы, но не сломалась.
Любовь к Григорию, ворвавшаяся в жизнь Аксиньи внезапно и озарившая ее ярким пламенем, стала тем спасением, которое вознесло женщину над всеми ее бедами. И сделало бессмертной. И хоть даже это чувство испытало на своем пути множество проблем, но Аксинья успела испытать настоящее счастье.
Ведь любимый, пусть и не долго, был рядом с ней. И отвечал взаимностью.
А вот жизнь Натальи вызывает больше сочувствия. Красивая, робкая, добрая девушка, выбранная в супруги Григорию его отцом, превратилась в женщину, съедаемую ревностью. В женщину, решившуюся на большой грех – убийство своего еще не рожденного ребенка, и погибшую от этого.
Григорий никогда не любил Наталью и изменял ей с Аксиньей, о чем знали все вокруг. Конечно, женщина чувствовала себя униженной и растоптанной. Но продолжала испытывать к мужу нежные чувства… Никого, кроме Григория, у нее не было.
И ничего, кроме неразделенной любви, в жизни Наталья не испытала.
Ильинична – мать главного героя – вызывает неподдельное уважение. Она мудра и умна, умеет построить отношения с каждым. Даже мужа своего, отличающегося чересчур горячим, склочным и хулиганистым нравом, умеет упокоить. Ильинична любит и его, и сыновей своих, и невесток, и внуков. Ей удается разумно вести хозяйство, создавать уют, заботиться о домочадцах. Она – идеальная жена и мать.
У каждой из этих трех героинь судьба оказывается трагичной. Аксинья и Наталья погибают молодыми. А Ильинична теряет мужа, сына Петра и двух невесток.
Почему же автор оказался столь безжалостен к казачкам? Я думаю, жестоким был не Шолохов, а время, описанное им в романе. Кровавый период революций и войн, бед и лишений.
У этого времени было не женское «лицо». И поэтому автор не оставил шансов своим героиням. Они, словно прекрасные цветы, пали под тяжелым солдатским сапогом.
Их любовь, преданность и вера оказались не у дел в «сошедший с ума» век.
На этой странице искали :
- женские образы в романе тихий дон сочинение
- сочинение на тему женские образы в романе тихий дон
- сочинение на тему женские образы в романе тихий дон шолохова
- сочинение женские образы в романе тихий дон
- женские образы в романе тихий дон сочинение краткое
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/zhenskie-obrazy-v-romane-tixij-don.html
Сочинение на тему «Женские образы «Тихого Дона»
1. Образ Натальи 2. Образ Аксиньи 3. Образ Ильиничны 4. Образ Дарьи
В романе «Тихий Дон» есть два центральных женских образа. Это образы Аксиньи и Натальи – любимых женщин Григория Мелехова.<\p>
Аксинья – яркая и красивая женщина. Ее броская внешность привлекает мужчин, ей постоянно приходится отбиваться от не в меру бойких ухажеров.
Аксинья замужем за нелюбимым человеком, который немало поиздевался над ней. Своего мужа Степана Аксинья терпит, ненавидит, но жалеет. Она хорошая помощница и подруга, берется за самую тяжелую работу, может сама управляться с любым хозяйством.<\p>
Аксинья полюбит Григория на всю жизнь любовью страстной, пылкой, горячей. Что говорят о ней люди – Аксинье будет все равно.
Со временем она научится ждать, а Григорий смирится с тем, что любимая не всегда хранила ему верность. Много лет Аксинья будет терпеть унижение «незаконной» связи, ревнуя и ненавидя законную жену Наталью. В финале романа Аксинья помирится и с семьей Мелеховых, которые терпеть ее не могли, будет проведывать своего самого ярого в юности врага – Ильиничну, мать Григория.
Она возьмет на себя опеку над детьми Мелехова после смерти Натальи. Аксинья ценит каждый миг, проведенный с любимым человеком: «Так неожиданно и странно сбылась ее мечта – уехать с Григорием подальше от хутора. Она уже не думала о том, какой ценой досталось ей это счастье. Она улыбалась, всем телом ощущая присутствие Григория»
.
<\p>
Наталья – жена Григория, которую для него выбрал отец. Всю жизнь она, страдая и плача, делит его с Аксиньей. В начале романа Наталья – очень чистая, пугливая девушка. Душевная холодность жениха стала большим ударом и разочарованием в жизни.
На всю жизнь Наталья сохранит страх перед мужем и недоверие к нему: «До чего же она у тебя ревнивая…» – говорит «языкатая» сноха Дарья.<\p>
Однако Наталья упорно ждет и любит неверного мужа, в конце-концов, дожидается его, становится матерью двоих его детей: «Наталья не сводила с мужа влюбленных, горячих и затуманенных глаз.
Она зарделась, преодолевая смущение перед своими, подошла к Григорию, села около, бескрайне счастливыми глазами долго обводила всего его, гладила горячей черствой рукой его сухую коричневую руку».<\p>
Интересны и другие женские образы «Тихого Дона». Это мать Григория и Петра Ильинична. Добрая, мудрая, хозяйственная женщина, она все делает в интересах своей семьи.
Ильинична нашла подход к своему мужу, известному своим вспыльчивым и «бешеным» характером.<\p>
Еще один женский образ «Тихого Дона» – сноха Дарья, жена Петра. Это женщина веселая, с легким характером, очень любит жизнь, любит отдохнуть и нарядиться. За словом Дарья в карман не лезет, остро отвечает даже свекру.
Материнство ее не интересует, зато сбегать «налево» – пожалуйста. Эти гулянки и сгубят Дарью ближе к финалу романа – она заразится сифилисом, тогда неизлечимым. При этом нельзя сказать, что Дарья не любила мужа. Нет, это был самый дорогой ей человек.<\p>
Цитатная характеристика Григория Мелехова из романа «Тихий Дон»
Сочинение на тему «Гражданская война – трагедия народа» в романе «Тихий Дон»
Сочинение на тему «Судьба Григория Мелехова – истоки трагедии»
Сочинение на тему «Образ Натальи из романа «Тихий Дон»
Источник: https://ycilka.com/article.php?id=130
Сочинение на тему Женские образы в романе
Автор повествует о сложнейшем времени в истории России на переломе эпох. Множество страданий пришло на Донскую землю. Рушился привычный уклад жизни, ломались судьбы, гибли целые семьи в горниле гражданской войны. В романе нет ни одной семьи, в которую война и революция не принесла бы горя.
Свою долю тягот гражданской войны стойко несли женщины, жены и матери, сестры и любимые казаков. Тяжелый, переломный момент в жизни донских казаков показан автором сквозь призму жизни членов семьи Мелеховых, жителей хутора Татарского. Оплотом этой семьи является мать Григория, Петра и Дуняшки Мелеховых — Ильинична.
Читатель знакомится уже с пожилой казачкой, когда выросли сыновья, а младшая, Дуняшка, уже подросток. Спокойная мудрость — одна из главных черт характера этой женщины. Да иначе она просто не смогла бы жить со своим импульсивным и эмоциональным мужем. Без лишнего шума и суеты она ведет свой дом, заботится о детях и внуках, не забывая и об их душевных переживаниях.
В ее доме чистота и порядок. Ильинична экономная и расчетливая хозяйка. Не только внешний порядок поддерживает она в доме, но и следит за моральной атмосферой в семье. Узнав о связи Григория и Аксиньи, она резко высказывается против этого и прилагает все усилия, чтобы женить сына и прервать порочные отношения.
Понимая, как непросто Наталье жить с Григорием, она относится к ней словно к родной дочери, старается облегчить ее труд, жалеет ее, даже дает иной раз лишний час поспать. Такие отношения не были нормой: автор приводит пример свекрови Аксиньи, которая заставила молодую невестку выполнять тяжелую работу уже на следующий день после свадьбы.
То, что Наталья живет в доме у Мелеховых, после попытки самоубийства, многое говорит о характере Ильиничны. Значит, в этом доме было душевное тепло, в котором так нуждалась молодая женщина. Многое пришлось перенести Ильиничне. Одним из самых трудных испытаний стала гибель Петра. Плач Ильиничны над телом сына — яркая и величественная картина.
Каково матери похоронить сына, увидеть его убитым! Недаром Григорий думает о том, что лучше бы Петра убили где-нибудь в Галиции, а не здесь, чуть ли не на глазах матери. В любой жизненной ситуации Ильинична глубоко порядочна и, главное, душевна. Она понимает Наталью, которую измучили измены Григория, дает ей выплакаться, а потом пытается отговорить от необдуманных поступков.
Нежно ухаживает за больной Натальей, за своими внуками, кровинушками. На все хватает сил и внимания старой казачке. Частенько ей приходится защищать, порой буквально своим телом, домочадцев от необузданного гнева Пантелея Прокофье-вича.
Осуждая за слишком вольное поведение Дарью, она тем не менее скрывает ее болезнь от мужа, чтобы тот не выгнал ее из дома, поддерживает легкомысленную невестку. Есть в ней какое-то величие, способность не обращать внимание на мелочи, а видеть главное в жизни семьи. Не задумываясь, она выбегает на баз, чтобы завести Мишатку в дом, когда двор уже обстреливался повстанцами.
То, что нужно в данный момент, она спокойно делает. Нужно было остаться в доме с больной Натальей и детьми, и она остается, и старается оберегать домочадцев в это непростое время. В любой ситуации Ильинична полна достоинства. После страшного поступка Дарьи — убийства коммуниста, она отказывается ночевать с ней в одном доме, уходит к соседям.
После тяжелейших потерь: гибели Петра, смерти Натальи, самоубийства Дарьи, смерти на чужой ставропольской земле мужа — на долю Ильиничны приходит еще одно труднейшее испытание. Дочь, Дуняшка, отдает свое сердце убийце Петра. Как матери пережить такое? Видеть убийцу сына в своем доме, за столом — чье сердце выдержит это? И она всей силой характера противостоит браку.
Но поистине нет границ великодушию этой простой женщины: в ее сердце просыпается жалость к Мишке, когда она видит его немощь, как истрепала его болезнь. Она ставит перед ним тарелку с молоком, как бы разрешая жить в доме. И с болью в сердце она благословляет этот брак. Неудивительно, что Ильинична как бы отходит от жизни после всех перенесенных потерь.
Она вспоминает свою молодость, грудного Григория, ласковый взгляд мужа. Только о Григории все ее мысли, он остался единственной ниточкой, связывающей ее с миром. Поэтому она так сближается в последние месяцы жизни с Аксиньей. Их объединяет тревога за его судьбу, страстное желание получить весточку. Ильинична уходит из жизни просто и благородно, так как она и прожила ее.
«Мудрость и спокойствие, верность семье» — эти слова как бы отражают жизненные принципы простой и такой проницательной женщины. Так же предана своему мужу и другая героиня романа — Наталья. Что бы ни происходило, всегда всем сердцем она любила Григория. О силе чувства Натальи говорит ее попытка самоубийства после ухода мужа. Для чего жить без любимого? Все ее мысли о нем.
Красавица, дочь зажиточного казака, которая могла выбирать себе жениха, она отдала сердце Григорию. Сделав свой выбор, она больше не отступала, пыталась отвоевать мужа у разлучницы Аксиньи. И почти добилась своего. Григорий начал понимать и ценить свою жену, прекрасную мать его детей.
Но слишком многое пришлось испытать этой молодой женщине, измучено было ее сердце постоянной борьбой. Она не выдержала новой измены Григория. После страшного, мучительного душевного напряжения, когда она призывала смерть на голову столь любимого ею человека, Наталья прощает его. Но решается избавиться от беременности. Гордость толкает ее на этот поступок.
И Наталья умирает, оставив детей и Григория. Только после смерти жены Григорий понимает, как много она для него значила, каким сильным и красивым человеком была. В романе Наталье противостоит Аксинья. Статная красавица, на которую всегда обращали внимание мужчины, она была глубоко несчастна. В юности ее изнасиловал пьяный отец, и это наложило отпечаток на всю ее дальнейшую жизнь.
Муж, Степан, любил ее, но так и не смог ей простить того, что она не осталась целомудренной до замужества. Избивал ее, оставлял на жену тяжелую работу, себя не очень утруждая. «Железные» руки мужа постоянно вспоминает Аксинья. Страшно и тяжело он ее бил. Аксинья полюбила Григория, отдалась ему со всем пылом своего неистраченного сердца.
Это чувство красной нитью проходит через всю жизнь Аксиньи. Она готова идти за Григорием на край света, куда бы он ее ни позвал. Но нет счастья для Аксиньи. Начало ее жизни с Григорием отравлено неясностью с отцовством ребенка, которого Аксинья носит под сердцем. Но когда появилось убеждение, что дочь от любимого человека, она теряет ребенка, девочка умирает.
От отчаяния Аксинья кидается в объятия «утешителя», Евгения Листницкого, и от нее уходит Григорий. Оскорбленный изменой, Григорий возвращается к жене. Аксинья остается одна. От безысходности она возвращается к нелюбимому и постылому Степану. Но живет Аксинья с затаенной надеждой вернуть Григория и дожидается своего часа.
Уставший от сомнений Григорий снова начинает встречаться с Аксиньей: столь велико их чувство. После смерти Натальи Аксинья тактично как бы отходит от Григория, понимая, как ему тяжело. Но сердце ее тянется к нему, поэтому она так ласкова с сыном Григория, Мишаткой, играет с ним, кормит, рассказывает сказки.
Напрасно Ильинична упрекает ее в корыстных целях, дескать, хочет через сына привязать к себе Григория. Просто любовь Аксиньи столь велика, что даже малейшее напоминание о любимом — такой же взгляд, блеск глаз, улыбка — радует ее сердце. Когда бы Григорий ни позвал Аксинью за собой, она беззаветно готова идти за ним. Аксинья умирает на руках любимого, и это становится следующим страшным ударом для него. Может быть, самым страшным. «Черное солнце» теперь светит одинокому Григорию, он остался без теплого, нежного солнечного света — любви Аксиньи. В этой беззаветной любви был смысл ее жизни, ее сила и красота. Разных женщин встречает читатель на страницах романа. Они живо встают перед глазами, каждая со своим характером, неповторимая. Вместе с ними читатель смеется и грустит, живет их яркой, полнокровной жизнью вольных, сильных дочерей донских степей.<\p>
Сочинение на тему Женские образы в романе “Тихий Дон”
Шолохов М.А.
Стр. 1
Сочинение на тему Женские образы в романе “Тихий Дон”
Шолохов М.А.
Стр. 2
Сочинение на тему Женские образы в романе “Тихий Дон”
Шолохов М.А.
Стр. 3
Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/171zhenskie-obrazy-v-romane-tixij-don187
Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон» (Первый вариант)
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг…
Н. Заболоцкий
Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон» рассказывает нам о сложном, переломном времени в истории России, когда рушился многовековой уклад жизни, жизнь человека обесценивалась. Война и революция по-своему отразились на судьбах всех героев романа, но особая тяжесть этого времени легла на плечи женщин.
С большой любовью и теплотой нарисован в романе образ матери — Ильиничны. Возвышенная нравственная красота и мудрость чувствуются и в ее словах, и в поступках. Заботливые и нежные руки Ильиничны никогда не устают, все умеют.
Эта сильная и решительная пожилая женщина умеет беззаветно любить и мужественно преодолевает испытания, выпавшие на ее долю. Она готова жертвовать собой, лишь бы облегчить жизнь детям и домочадцам, оградить их от неприятностей и необдуманных поступков.
Так, убедившись в том, что ее дочь Дуняша любит Михаила Кошевого, убившего ее старшего сына Петра, Ильинична сумела побороть неприязнь и принять еще недавно бывшего ей ненавистным чужака.
Чтущая традиции и глубоко привязанная к корням донского казачества, Ильинична обладает способностью трезво мыслить и критически оценивать происходящее. Образ этой мудрой и заботливой женщины выступает в романе символом материнства.
Во многом похожа на Ильиничну Наталья. Она верная жена и очень заботливая мать, работящая, терпеливая, отзывчивая, доброжелательная, умеющая прощать. Беззаветно любя мужа, Наталья понимает, что его сердце привязано к другой женщине, но она молча страдает, не жалуясь никому.
Самоотверженно несет она свой крест, дожидаясь возвращения непутевого мужа. Наталья — натура прямая, она не умеет ни обманывать, ни лицемерить.
В отчаянии она пыталась покончить жизнь самоубийством, но, оставшись после этого калекой, не сломалась, не сдалась, сумела вернуть самообладание и решительность.
Трагично заканчивается жизнь Натальи, которая, не выдержав метаний мужа, решается уйти от него и избавиться от его ребенка. Сделав неудачный аборт, она погибает от потери крови в расцвете лет, но и умирая, ни на кого не держит зла, прощает Григорию и его измены, и упреки.
Поражает своей внешней и внутренней красотой и Аксинья. У нее «точеная шея», «пушистые завитки волос», «зовущие губы». Это натура страстная, пылкая. Любовь к Григорию озарила ее безрадостную жизнь.
Зная, что и Григорий ее любит, Аксинья готова нарушить все правила, установленные жизнью, ее не пугает ни общественное мнение, ни побои нелюбимого, пьющего и гулящего мужа.
Независимая и свободолюбивая, Аксинья всюду готова следовать за Мелеховым, не раздумывая, разделить с ним и радости, и печали. Ни позор, ни осуждение не останавливают ее.
Любовь стала для этой женщины путеводной звездой, способной провести через боль, страдания и трудности жизненного пути. Все, что касается Григория, дорого ей, и поэтому она после смерти Натальи оказывается рядом с ее детьми, заменяет им мать. Материал с сайта //iEssay.ru
Совсем другой предстает перед нами жена Петра Мелехова Дарья. Эту вызывающе красивую, стройную женщину на хуторе вполне оправданно считали гулякой. Веселая и жизнелюбивая, Дарья любила нравиться мужчинам, в работе же была ленива, предпочитая ей застолья, посиделки.
Дарью, конечно, нельзя назвать черствой и бездушной, но в те моменты, когда натура ее раскрывается в полной мере, понимаешь, что в Дарьином сердце нет места ни жалости, ни состраданию. Лишь перед смертью Дарья осознала, что шла по неверному пути: «Жизню прожила и была вроде слепой, а жизнь…
господи, красота-то какая!»<\p>
Строптивойи гордой казачкой выросла и самая младшая из Мелеховых — Дуняша. Ей тоже приходится пережить душевную драму. Она любит Михаила Кошевого, который, став большевиком, безжалостно убил сдавшегося в плен красным Петра Мелехова — брата Дуняши.
Но, несмотря на угрозы со стороны своей семьи, девушка остается верной чувству и выходит замуж за Кошевого.
Внимательно наблюдая за женскими судьбами в романе, понимаешь, что нет здесь ни одной абсолютно счастливой — суровое время отразилось на жизни женщин болью, страданиями, лишениями. И все же образы казачек заражают нас своим оптимизмом, жизнелюбием, терпением и великой способностью мужественного преодоления трудностей.
На этой странице материал по темам:
- ведущие женские образы романа тихий дон
- женские образы в романе м.а шолохова “тихий дон”
- эпиграф на тему женские образы в романе тихий дон
- женские образы в тихом доне
- критика женских образов в романе тихий дон
<\p>
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/sh/sholohov/sochineniya/tihij-don/zhenskie-obrazy-v-romane-m.-sholohova-tihij-don
Сочинение на тему Женские образы в романе Тихий Дон, Шолохов читать бесплатно
Женские образы
Роман-эпопея «Тихий Дон» был написан М. А. Шолоховым в сложнейшее время в истории России, на переломе эпох. Перед читателями встают судьбы донских казаков, захваченных водоворотом гражданской войны. В романе нет ни одной семьи, которую бы пощадила революция.
Большое внимание автор уделяет женщине-казачке, хранительнице домашнего очага и верной помощнице мужа. Незабываем образ Ильиничны – матери Григория и Петра. Эта женщина всю жизнь посвятила семье и детям.
Немало она натерпелась от буйного и своенравного мужа, в жилах которого текла турецкая кровь, но все сносила ради семейного очага. Годы войны принесли ей много горя и потерь, но человечность и доброта в ней жили до последнего дня.
Эта мудрая женщина сразу осознала всю бессмысленность гражданской войны, в которой люди убивали не врагов, а родных им людей, с которыми еще недавно жили бок о бок.
Истинной донской казачкой была и Наталья Коршунова, жена Григория. Она всем сердцем любила мужа, хоть и знала, что он любил другую. До замужества Наталья была дочерью зажиточных родителей, красавицей и завидной невестой. Она могла сама выбирать себе жениха и выбрала Григория Мелехова. Наталью отличали скромность и целомудрие.
Тем временем ее муж предпочитал проводить время со страстной Аксиньей – женой Степана Астахова. Натерпевшись от Григория нелюбви и обид, она даже пыталась покончить жизнь самоубийством. Сильные изменения произошли в ней после рождения близнецов Мишатки и Полюшки. Материнство пошло ей на пользу. Казалось, именно в этом и было ее главное предназначение.
Она похорошела, расцвела, даже Григорий почувствовал к ней неожиданный прилив нежности.
Однако самоотверженная и преданная любовь Наталья не помогла ей понять тяжелые думы и терзания Григория. Одна только Аксинья понимала его и принимала таким, какой он есть. Через всю свою нелегкую жизнь Аксинья пронесла любовь к Григорию.
Когда Наталья упрекнула ее за то, что та отнимает отца у детей, Аксинья ей ответила: « У тебя хоть дети есть, а он у меня… один на всем белом свете!». От Григория у нее родилась одна дочь Танюшка, которая умерла от скарлатины в раннем возрасте. Мужа своего Аксинья презирала.
Степан много пил, гулял, ходил на игрища и жестоко избивал ее. Мелеховы часто за нее заступались. Муж никак не мог простить ей того, что в юности она была изнасилована собственным отцом. За это он считал Аксинью порочной.
Она прожила тяжелую жизнь, так и не познав спокойного человеческого счастья, но свое женское предназначение она исполнила сполна, благодаря любви к Григорию.
Не менее несчастны и другие героини романа: Дарья и Дуняша. Дарья Мелехова, жена Петра, хоть и была легкомысленна, но не лишена нравственности. Несмотря на то, что она всегда изменяла мужу, она тяжело пережила его потерю и даже впоследствии убила человека, виновного в смерти Петра.
Узнав, что она неизлечимо больна сифилисом, Дарья предпочла утопиться. Дуняша, младшая сестра Григория, с малых лет была влюблена в Мишку Кошевого, чье «кровавое» прошлое не изменило ее отношения к нему. В начале романа автор рисует угловатого подростка с большими глазами и тонкими косичками.
Со временем она превращается в красивую, гордую казачку с непреклонным характером. В конце романа именно Дуняша остается за хозяйку в доме Мелеховых, потеряв отца, мать, брата, невестку, племянницу.
Она тяжело переживает смерть каждого близкого человека, но жизнь на этом не заканчивалась, и надо было продолжать жить дальше.
см. также:
Другие сочинения по произведению Тихий Дон, Шолохов
Характеристики главных героев произведения Тихий Дон, Шолохов
Краткое содержание Тихий Дон, Шолохов
Краткая биография Михаила Шолохова
Источник: https://sdamna5.ru/zhenskie_obrazy_tihiy_don
Сочинение на тему: «Женские образы «Тихого Дона»
Содержимое:
Свой эпический роман «Тихий Дон» Михаилу Шолохову выпало писать в крайне важные моменты истории нашей страны. В те годы произошла революция и разгорелась гражданская война.
Для описанных в романе времен характерна серьезная и ответственная участь в общественной жизни женщин.
Именно по этой причине в своем произведении автор уделил настолько много пристального внимания представительницам этого пола, в особенности это касается образа женщины-казачки.
Врезается в память образ матери одного из главных героев произведения Григория — стареющей женщины, которую все называли просто Ильиничной. На ее долю выпал очень тяжелый труд на протяжении всей жизни, также ей пришлось выносить побои со стороны мужа и все беды и тревоги войны.
Но все это не испортило женщину. Она осталась очень трудолюбивой, но также и умной, она очень умело общается и даже руководит Пантелеем Прокофьевичем, благодаря чему тому удается отвести от дома беду и не пустить жить Кошевого.
Сильнее всего на свете Ильинична любила своего сына Григория, в последние минуты жизни она думала именно о нем.
Не меньше матери любила Григория и Наталья. Она была очень предана, но их отношениям чего-то…
недоставало, между ними не было полного и беспрекословного понимания. Наталья так и не смогла понять настоящую душу Григория, которая была тяготима очень тяжелыми думами. Зато в полной мере понимание присутствовало между Григорием и Аксиньей.
Будучи обычной казачкой, не обладая малейшей грамотой и большим умом, Аксинья имели широкую и очень богатую душу. Как и Наталья, она была невероятно преданной Григорию. Ради него и их общего счастья она была готова совершить многое. Образ Аксиньи наверняка надолго запомнится многим читателям благодаря многим ее высказываниям.
В частности, по-настоящему впечатляющими кажутся ее слова о том, что она не просто готова ехать по призыву любимого, а даже ползти за ним, если это будет действительно необходимо. Все это и многое другое показывает откровенность, самоотверженность и порывистость девушки.
Становится понятно, почему именно в ней Григорий увидел ту, настолько желанную им родственную душу.
Благодаря описанию великих исторических событий и изображению интересных характеров героев роман «Тихий Дон» получился действительно заслуживающим самого пристального внимания. Существенная роль в нем отведена образам женщин — автору удалось прекрасно передать их чувства, переживания, жизненные ориентиры и воззрения.
Прислал: Сорокина Лидия . 2017-10-18 21:41:17 <\p>
Источник: https://pomosh-shkolniky.iusite.ru/14519_sochinenie_na_temu_171_zhenskie_obrazy_171_tihogo_dona_187.htm
Сочинение на тему: “Женские образы “Тихого Дона”
Свой эпический роман “Тихий Дон” Михаилу Шолохову выпало писать в крайне важные моменты истории нашей страны. В те годы произошла революция и разгорелась гражданская война.
Для описанных в романе времен характерна серьезная и ответственная участь в общественной жизни женщин.
Именно по этой причине в своем произведении автор уделил настолько много пристального внимания представительницам этого пола, в особенности это касается образа женщины-казачки.
Врезается в память образ матери одного из главных героев произведения Григория – стареющей женщины, которую все называли просто Ильиничной. На ее долю выпал очень тяжелый труд на протяжении всей жизни, также ей пришлось выносить побои со стороны мужа и все беды и тревоги войны.
Но все это не испортило женщину. Она осталась очень трудолюбивой, но также и умной, она очень умело общается и даже руководит Пантелеем Прокофьевичем, благодаря чему тому удается отвести от дома беду и не пустить жить Кошевого.
Сильнее всего на свете Ильинична любила своего сына Григория, в последние минуты жизни она думала именно о нем.
Не меньше матери любила Григория и Наталья. Она была очень предана, но их отношениям чего-то недоставало, между ними не было полного и беспрекословного понимания. Наталья так и не смогла понять настоящую душу Григория, которая была тяготима очень тяжелыми думами. Зато в полной мере понимание присутствовало между Григорием и Аксиньей.
Будучи обычной казачкой, не обладая малейшей грамотой и большим умом, Аксинья имели широкую и очень богатую душу. Как и Наталья, она была невероятно преданной Григорию. Ради него и их общего счастья она была готова совершить многое. Образ Аксиньи наверняка надолго запомнится многим читателям благодаря многим ее высказываниям.
В частности, по-настоящему впечатляющими кажутся ее слова о том, что она не просто готова ехать по призыву любимого, а даже ползти за ним, если это будет действительно необходимо. Все это и многое другое показывает откровенность, самоотверженность и порывистость девушки.
Становится понятно, почему именно в ней Григорий увидел ту, настолько желанную им родственную душу.
Благодаря описанию великих исторических событий и изображению интересных характеров героев роман “Тихий Дон” получился действительно заслуживающим самого пристального внимания. Существенная роль в нем отведена образам женщин – автору удалось прекрасно передать их чувства, переживания, жизненные ориентиры и воззрения.
Сочинение на тему: “Женские образы “Тихого Дона”
Источник: https://home-task.com/sochinenie-na-temu-zhenskie-obrazy-tixogo-dona/
Женские образы в романе м. а. шолохова «тихий дон»
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА. В центре романа М. Шолохова «Тихий Дон» — история семьи Мелеховых, и ключевое место в ней отведено судьбе Григория. Его биография отразила судьбу казачества, оказавшегося между молотом и наковальней — между белыми и красными.
Герой Шолохова не принимал ни новую, ни старую власть, он стремился найти что-то среднее, что-то свое, что подходило бы казакам, «всем, которые есть». Его душа металась в поисках какого-то особого пути. Больше всего в жизни он страшился безневинно пролитой крови, но семь долгих лет проливал ее.
После всех мытарств Мелехов вернулся домой, он выбросил оружие, он готовился к мирной жизни на родной земле, к жизни, где была бы любимая женщина, дети, любовь и мирный труд. Но его ждали арест и расстрел за участие в Донском восстании.
Спасаясь от неминуемой гибели, Григорий оказывается в банде Фомина, но бежит и оттуда. В конце романа Мелехов возвращается в свой родной хутор… Сквозь призму его личной судьбы мы видим все важнейшие события жизни донского казачества накануне Первой мировой войны и позже — в гражданскую войну.
Сквозь призму его судьбы видим мы и судьбы казачек — женщин, которые любили Григория и сыграли большую роль в его судьбе.
Нелегкая судьба досталась главной и любимой героине Шолохова — Аксинье Астаховой. Первую трагедию она пережила в шестнадцать лет — ее изнасиловал отец, «пятидесятилетний старик». Потрясенные этим, мать и брат Аксиньи избили его до смерти («Людям сказали, что пьяный упал с арбы и убился»).
Через год Аксинью выдали замуж за Степана Астахова, но в семье мужа Аксинью приняли неласково, свекровь сразу же объявила девушке, что взяли они ее «не кохаться да не вылеживаться», и заставила взять на себя все заботы по хозяйству.
Степан в первый же день совместной жизни незаслуженно наказал ее за отцовскую вину: «обдуманно и страшно избил молодую жену». Нелегко складывались супружеские отношения, скупа была судьба Аксиньи на женское счастье. Редкие моменты согласия наступали между супругами, когда они «играли песню».
Аксинья «привязалась к мужу после рождения ребенка, но не было у нее к нему чувства, была горькая бабья жалость да привычка». Радость материнства также длилась недолго: «Ребенок умер, не дожив до года».
Неожиданно на Аксинью обращает внимание Григорий Мелехов. Он начинает с нею заигрывать, и Аксинья «с ужасом» чувствует, что «ее тянет к черному, ласковому» Григорию.
Жизнь Аксиньи напоминает реку, которая то спокойно течет, то будто взбунтуется и поворачивает вспять. Несмотря на то что сам автор, описывая красоту героини, не раз характеризует ее как «порочную», грязь не пристает к Аксинье.
Никакие жизненные ошибки Аксиньи не способны убить ту любовь, которая зародилась у нее к Григорию: «Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей».
И хуторяне, которые недавно еще прижухли в «поганеньком выжиданьице», поняли: «вязало их что-то большое, не похожее на короткую связь».
Описывая свою героиню, Шолохов мельком подчеркивает особенность ее характера: «Аксинья ходила, не кутая лица платком, траурно чернели глубокие ямы под глазами; припухшие, слегка вывернутые, жадные губы ее беспокойно и вызывающе смеялись».
Противоречивость во внешности, в чертах лица — особая черта характера. Соединяется в ее «душе ненависть с великой любовью». Ее желание любить и быть любимой («одно решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью, владеть им») оправдано — не видела она счастья на своем веку.
Замужняя женщина, она отнимает у Натальи Коршуновой, «ни горя, ни радости любовной не видавшей», своего милого («обвилась вокруг Григория, как хмель вокруг дуба»). Но она же и отталкивает от себя Григория в Вешках, когда просит его не ездить в Татарское: «Не ездий!..
Ну ступай! Езжай! Но ко мне больше не являйся! Не приму! Не хочу я так!.. Не хочу!»
Главная черта характера Аксиньи и главная его красота — гордость и открытость: полюбив Григория, она не лжет ни самой себе, ни другим. Со страхом, но прямо говорит Аксинья мужу: «Не таюсь — грех на мне. Бей, Степан!» Она не скрывает своей любви от Ильиничны, матери Григория, и не принимает ее упреков, когда та выговаривает ей за смерть Натальи.
Свою великую любовь Аксинья пронесла через оскорбления, непонимание, ужасы революции и гражданской войны. О муже она «вспоминала с неохотой, и почему-то ей казалось, что он не вернется». Душа ее была обращена лишь к Григорию.
Свою любовь к нему Аксинья перенесла и на его детей. После смерти Ильиничны она забрала детей Григория к себе и выплеснула на них всю нерастраченную материнскую нежность и неутоленную любовь. Но в душе Аксиньи нет покоя.
Новый приезд Григория означает для нее новые тревоги и новые сомнения, поскольку «много раз в жизни не оправдывались, не сбывались ее надежды и чаяния».
«Как-то сложится теперь ее жизнь? Что ждет ее в будущем? И не слишком ли поздно улыбается ей горькое бабье счастье?» Тем не менее, каждая встреча с Григорием становится для Аксиньи праздником, «полновесным счастьем».
Григорий чувствует в Аксинье главное — она сумеет заменить его детям мать. «Она ласковая, добрая баба. Из любви к нему она будет любить и детей ».
Да и Дуняша советует брату жениться: « Бери ее, брат, она хорошая… Покойница маманя говорила, что тебе только ее в жены и брать».
Григорий вместе с детьми перебирается к Аксинье, но их совместную жизнь отравляет тревога за судьбу Григория, ранее воевавшего с казаками против красных.
Когда к Мелеховым приходят из Вешенской красноармейцы, Григорий покидает дом, где он жил с Аксиньей. Теперь любимый является Аксинье только во сне.
Лишь через много месяцев суждено им свидеться снова, и встреча эта красноречиво говорит о том, что и Аксинью, «такую сильную, сломили страдания».
Едва Григорий оказался в доме, она обнимает его, прижимается лицом к его мокрой шинели, и рыдает: «Пеши пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нету мне без тебя жизни… Лучше убей, но не бросай опять!» Аксинья быстро собирается и пускается вместе с любимым в путь-дорогу, «охваченная радостным волнением». Любуясь ею, Григорий невольно думает: «Ничто ее не страшит, вот молодец баба!»
Упросив сестру взять детей, Григорий и Аксинья бегут ночью в надежде пробраться на Кубань и начать там новую жизнь. Восторженная радость наполняет душу женщины при мысли, что она снова рядом с любимым.
Но счастье ее недолго: в дороге их застигает конная застава, и они мчатся в ночи, преследуемые летящими им вдогонку пулями. Одна из шальных пуль оборвала жизнь Аксиньи. Она «умерла на руках Григория незадолго до рассвета».
Григорий шашкой выкопал могилу, похоронил «свою Аксинью при ярком утреннем свете», «твердо веря в то, что расстаются они ненадолго».
Сильными, самобытными характерами наделены в романе все женщины, окружающие Григория, — и сестра Дуняша, и жена брата — Дарья, и, конечно, жена Наталья, которая пришлась по сердцу всей семье Мелеховых. Автор любуется ее молодостью, нравственной силой, гармонией внешней и внутренней красоты.
Когда мы знакомимся с Натальей, ей только что исполнилось семнадцать лет, она стройна, красива, работяща («Под черной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка.
Григорий перевел взгляд на руки: большие, раздавленные работой…»).
«Всем взяла» Наталья: «что на полях, что дома…» На хуторе ее считали завидной невестой, и «еще в прошлый мясоед наезжали сваты издалека… но женихи Наталье не нравились, и пропадала даром сватовская хлеб-соль».
Григорий же приглянулся ей сразу, на первых же смотринах, хотя отец и противился этому браку. Он прямо говорил дочери о дурной славе Григория («потаскун, бабник, по жалмеркам бегает»), но Наталья твердо стояла на своем. Она полюбила Григория сразу и на всю жизнь, доверчиво и беззаветно поверила в свое девичье счастье: рядом любимый человек, семья, дети…
Но жизнь повернулась по-другому. В семье Мелеховых Наталью полюбили, свекровь была с ней ласкова, одобрял ее и «строгий по дому» Пантелей Прокофьевич. Только Григорий и Наталья не могли наладить отношения.
С болью и ужасом осознала Наталья, что нелюбима, что Григорий не может забыть Аксинью, тянется к ней. Таясь от людей, она, «убегая в сарай, падала на кизяки, трясясь, сжимаясь в комок, оплакивала заплеванное счастье».
Да и сам Григорий с присущей ему прямотой жестоко сказал Наталье, что не любит ее.
Брошенная Григорием, Наталья возвращается к отцу, но теперь и в родном доме, где она прежде была весела и счастлива, не находит покоя. Надежда вернуть мужа не покидала ее, и потому Наталья пишет письмо Григорию в Ягодное.
Но когда пришел ответ, «Наталья прочла и посерела. В четыре приема вошло в сердце зубчато-острое… Четыре расплывшихся слова на бумажке: «Живи одна. Мелехов Григорий». И тогда робкая, нежная, молодая женщина решается на самоубийство.
Все девичьи мечты ее растоптаны, жизнь потеряла всякий смысл…
Но тогда Наталье не суждено было умереть, она выжила, поправилась и решила снова вернуться в мелеховский курень. Там и дожидается она своего мужа, постепенно возрождаясь.
Здесь, в доме Мелеховых, она «законная» жена Григория, а в душе ее по-прежне- му живет бессознательная надежда на его возвращение. «Она ничего це писала Григорию, но не было в семье человека, кто бы с такой тоской и болью ожидал от него письма».
И Григорий вернется к ней, потому что знает: она — хранительница его дома, мать его детей.
Нравственная чистота, сдержанная стыдливость чувства — главные свойства характера Натальи. Она сторонится Дарьи, которая после отъезда мужа на войну стала особенно наряжаться и ходить на «игрища».
Петро, встретив Григория на чужой стороне, с одобрением вспоминает о Наталье: «Человек своей надеждой живет. Славная бабочка. Строгая. Себя дюже блюдет.
Чтоб баловство какое аль ишо чего — нету за ней этого».
Наталья безответно любит Григория и по-прежнему пытается бороться за разрушенное счастье.
Она твердо знает, что так, как любит она, не любит никто, и потому в душе ее рождается решение «сходить в Ягодное к Аксинье — вымолить, упросить ее вернуть Григория…» Она не задумывается над тем, осуществимо ли это и как примет Аксинья ее странную просьбу, без страха идет она на разговор с Аксиньей: «Одно я знаю: не любишь ты его, а тянешься за ним по привычке. Да и любила ль ты его когда-нибудь так, как я?».Аксинья на это отвечает: «В силах ты будешь — возьмешь его, а нет — не обижайся. Добром я от него тоже не откажусь… У тебя хоть дети есть, а он у меня один на всем белом свете! Первый и последний…» Услышав такие слова, Наталья с горечью приняла чужую любовь. Вот тогда и навалилась на нее обида на мужа: «Все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыданий. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез».
Любовь к Григорию и забота о детях — смысл всей жизни Натальи. Она привыкла к постоянному труду, покорно переносила тяжести наступившего лихолетья, но понять мучительный надлом в душе Григория, его тяжелые раздумья о жизни, о будущем она не могла.
Неразделенная любовь к мужу и горькая обида на него толкают Наталью на тяжкий грех: сначала она проклинает отца своих детей, а затем избавляется от ожидаемого ребенка. Наталья умирает, страшно завершается ее жизнь.
Одному Григорию отдала Наталья свое верное сердце. Мир семейного счастья, который она создавала с таким трудом, который был единственным смыслом всей ее жизни, — разрушился, и она погибла.
С ее смертью в жизнь Григория вошло новое страдание: он «страдал не только потому, что по-своему любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виноватым в ее смерти… со слов Ильиничны он знал, что Наталья простила ему все, что она любила его и вспоминала о нем до последней минуты».
На фоне яркой, нелегкой, истинно трагической любви Аксиньи неяркая внешне любовь Натальи остается в тени, но от этого она не становится менее сильной. Чувство Натальи было освещено внутренней красотой и нравственной чистотой. В образе этой героини Шолохова воплотилась высокая народная нравственность.
Невиданной красотой и мощью материнского чувства и женской мудрости награждает Михаил Шолохов Ильиничну — мать главного героя. Она принимает в дом молодую сноху и советами помогает ей.
Она не меньше Натальи ждет появления детей, потому что знает: детская любовь способна соединить родителей, что и произошло.
Григорий после смерти Натальи понял то, что было известно матери: «Детская любовь возбудила и у Григория ответное чувство, и это чувство, как огонек, перебросилось на Наталью».
Свидетельством редкостного умения Ильиничны поддерживать мир в семье являются ее отношения с Пантелеем Прокофьевичем: «Припадки ярости повторялись у него не раз, но Ильинична, наученная горьким опытом, избрала другую тактику вмешательства: как только Пантелей Прокофьевич… начинал сокрушать какой-нибудь предмет хозяйственного обихода — старуха смиренно, но достаточно громко говорила: «Бей, Прокофич! Ломай! Мы ишо с тобой наживем!» и даже пробовала ему помогать».
Ильинична мужественно перенесла смерть старшего сына, обеих невесток, мужа. Но она никогда не роптала на Бога, потому что была казацкой дочерью, казацкой женой и матерью казаков. Свою судьбу Ильинична принимала как данность этого мира. Жила честно, по закону: «А я не верю! Не может быть, чтобы лишилась я последнего сына! Не за что Богу меня наказывать».
Писатель восхищается старой, мудрой, мужественной женщиной, которая, с трудом добравшись до гумна, всматривается в сумерки степи и негромко зовет своего «младшенького», зная, что он обязательно ее услышит…
Все женские образы, выведенные Шолоховым в романе-эпопее «Тихий Дон», заслуживают читательского внимания. Все они — яркие, колоритные личности.
Главную роль в исторических событиях играют, конечно, мужчины, но женщинам отведена роль более почетная: они — хранительницы семейного очага, народных традиций, устоев, обладающие несомненной внутренней и внешней красотой, гордые, трудолюбивые, жизнестойкие, волевые.
В образах своих героинь писатель постарался воплотить лучшие черты жен- щин-казачек, которые мужественно делили со своими мужьями тяготы и лишения буреломной эпохи.
Источник: https://prepodka.net/zhenskie-obrazy-v-romane-m-a-sholohova-tihij-don/