Анализ стихотворения «фонтан» (ф. тютчев)

Анализ стихотворения «Фонтан» Тютчева

Тютчев написал стихотворение “Фонтан” в свой самый плодотворный творческий период. В нем он много рассуждает о человеческой душе. Краткий анализ “Фонтан” по плану раскроет учащимся 10 класса все грани этого замечательного произведения. Использовав разбор на уроке литературы, можно значительно упростить объяснение материала на эту тему.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фонтан.

История создания – Федор Иванович написал это стихотворение в 1836 году, когда на его поэзию оказывало значительное влияние творчество немецких романтиков.

Тема стихотворения – предопределенность человеческой судьбы.

Композиция – произведение разделено на две равноценные части. В первой поэт описывает фонтан, во второй раскрывает свою метафору, говоря, что таким образом он описывает стремление души человека к небу.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – трехстопный ямб.

Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимы закон”, “упорный луч”.

Метафоры – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”, “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.

Стихотворение написано в тот период, когда Тютчев много путешествовал по Европе. Он увлекся немецкой литературой и особенно романтической поэзией, которая оказала заметное влияние на его творчество. Одним из произведений, написанных под этим влиянием, и является “Фонтан”.

Поэт создал его в 1836 году, так что этот стих еще достаточно “приземлен”. Однако его глубинный смысл полностью соответствует душевным устремлениям автора.

Обратите внимание

Федор Иванович посвятил стихотворение размышлениям о предопределенности в судьбе человека, невозможности ее преодолеть – это и есть основная его тема.

Он размышляет о том, как трагично несоответствие между стремлениями людей, которые хотят познать непостижимое, и их ограниченными возможностями.

Произведение делится на две части. В первом восьмистишии Тютчев создает образ фонтана, настолько яркий и выразительный, что кажется живым. Для него он использует многочисленные метафорические эпитеты, которые отождествляют фонтан с разными природными явлениями.

Вторая часть построена на контрасте между мыслью человека, который стремится постичь тайну бытия, и ограниченностью сознания, которое на это неспособно. Именно в этом восьмистишии использованные художественные образы передают эмоциональный настрой лирического героя.

Это философская элегия, посвященная вечному движению, которое олицетворяет собой фонтан. Человеческая мысль, как считает автор, подобна его струям: она всегда поднимается к нему и, достигнув определенной высоты, обречена вернуться к земному.

Тютчев неспроста использует такой стихотворный размер, как трехстопный ямб с пиррихием: с его помощью он создает эффект движущихся струй. В кольцевая рифма дополняет его метафорический образ, представляя строфы как бесконечное движение воды фонтана по кругу.

Поэт насытил стихотворение разнообразными средствами выразительности, использовав:

  • Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимы закон”, “упорный луч”.
  • Метафоры – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”, “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.

Все они помогают ему выразить в художественной форме идею о бунтарской силе человеческой души, а также мысль о том, как неразрывно человек связан с тем миром, который его окружает.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutchev/fontan.html

«Фонтан» Ф. Тютчев

«Фонтан» Федор Тютчев

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!.
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

Ранний период творчества Федора Тютчева напрямую связан с пейзажной лирикой. Однако в отличие от таких своих современников, как Аполлон Майков или же Афанасий Фет, Тютчев пытается не просто запечатлеть красоту окружающего мира, но и найти логическое объяснение тем или иным явлениям.

Важно

Поэтому неудивительно, что стихи молодого дипломата, которые он публикует под различными псевдонимами, носят философский характер. Впрочем, в них присутствует и изрядная доля романтики, ведь в первой половине 19 века Тютчев живет в Европе и знакомится со многими немецкими поэтами.

Их творчество оказывает на него определенное влияние, и очень скоро сам начинает считать себя одним из представителей русского романтизма.

Тем не менее, произведения Тютчева в этот период отличаются некой «приземленностью», ведь за красивыми эпитетами улавливается глубинный смысл. Автор постоянно проводит параллели между человеком и природой, постепенно приходя к выводу, что все в этом мире подчиняется единым законом.

Подобная мысль является ключевой и в стихотворении «Фонтан», написанном в 1836 году. Сегодня уже трудно сказать, как именно родилось это стихотворение. Однако не исключено, что автор попросту наблюдал за фонтаном, пытаясь разгадать его загадку.

Именно по этой причине первая часть стихотворения носит описательный характер и изобилует метафорами.

Так, поэт сравнивает фонтан с «облаком живым», которое «клубится», словно дым, но при этом переливается на солнце всеми цветами радуги.

Однако поэта интересует не столько красота фонтана, сколько та сила, которая заставляет водную струю подниматься вверх до какого-то предела.

Затем, по мнению поэта, с точки зрения простого обывателя и вовсе происходит нечто непонятное, так как некая невидимая сила возвращает поток воды, который «пылью огнецветной ниспасть на землю осужден».

Совет

Конечно, законы физики никто не отменял, и найти объяснение подобному явлению не составляет труда.

Однако Тютчев не собирается этого делать, так как не хочет лишать самого себя того неуловимого очарования, которое дарит ему самый обыкновенный.

Под мерное журчание воды поэт пытается постичь суть вещей и приходит к весьма неожиданным выводам, которые излагает во второй части своего стихотворения.

В ней он находит неоспоримое сходство между фонтаном, который именует «неистощимым водометом», и человеком, чья жизнь так напоминает водную струю. Действительно, начиная свой земной путь, каждый из нас поднимается вверх по невидимой лестнице.

Кто-то делает это медленно и неуверенно, а для кого-то подобное восхождение можно сравнить с мощной струей фонтана, выпущенной под напором. Обращаясь к невидимому собеседнику, поэт отмечает: «Как жадно к небу рвешься ты!». Однако рано или поздно наступает тот момент, когда силы человека иссякают, а жизнь поворачивает вспять.

«Но длань незримо-роковая твой луч упорный, преломляя, свергает в брызгах с высоты», — подчеркивает автор. При этом он отдает себе отчет, что через этот жизненный рубеж проходят практически все люди. Поэтому их сходство с фонтанами кажется Тютчеву неоспоримым.

И подобные выводы лишь убеждают поэта в том, что и живая, и неживая природа подчиняются единой силе, которая на высшем уровне управляет миром. Нам же остается только подчиниться, ведь все давно уже предопределено.

Можно пытаться достигнуть незримых высот или же считать себя непобедимым, но рано или поздно все равно наступит тот момент, когда период восхождения сменится падением. И чем стремительнее человек поднимался вверх, тем быстрее он будет падать, подобно брызгам фонтана.

Источник: https://pishi-stihi.ru/fontan-tyutchev.html

Анализ стихотворения Фонтан Тютчева

Большую часть творчества гениального русского поэта Ф. И. Тютчева занимает пейзажная лирика.

Поэт посвятил русской природе прекрасные стихотворения, он описывает и утро в горах, и летний вечер, и весеннюю грозу, и уход зимы.

Особенность лирики Тютчева заключается в том, что он не просто восхищается красотами окружающего нас мира, удивляется мощью или нежностью природных явлений, но и находит в них источник для философских размышлений.

Именно таким и является стихотворение «Фонтан». На первый взгляд, это просто описание чудесной картиной бьющей ввысь воды, игрой света в водяных каплях, неизбежным падением струи с высоты.

Обратите внимание

Первая строфа произведения описывает чувства прохожего, остановившегося полюбоваться прекрасным зрелищем потоков воды, с силой поднимающейся на «высоту заветную», замирающей там на мгновение «облаком живым», и падающей вниз под воздействием непонятной силы.

Но, наблюдая за движением воды, человек начинает сравнивать фонтан с  человеческой мыслью.

Так же, как и вода в фонтане, мысль живет по «закону непостижимому», она рвется вверх, неустанно стремится познать все тайны мира, проникнуть в глубины создания Вселенной, но ей суждено натолкнуться на некие пределы и «ниспасть на землю».

Вторая строфа стихотворения представляет собой философское размышление о непостижимости Вселенной, о тщетности человеческих стремлений постичь законы природы.

Стихотворение эмоционально окрашено возвышенными метафорами, романтическими эпитетами. Использование восклицательных знаков во второй части стихотворения показывает, что автор согласен принять законы природы, управляющие движением воды, но ограниченность человеческой мысли, даже гениальной, удручает его.

Основная идея удивительного по своей глубине произведения Ф. Тютчева «Фонтан» проста: наш мир прекрасен и удивителен, но, к сожалению, он неисчерпаем и не может быть познан до конца. Можно пытаться достигнуть небывалых высот, но рано или поздно восхождение сменится падением. Осознание этой идеи ждет каждого человека.

Анализ стихотворения Тютчева Фонтан

Тютчев написал свое произведение «Фонтан» в 1839 году. В тот момент это было его самое насыщенное время в плане творчества. Это стихотворение способно погрузить и дать ощутить романтическую энергию. Тютчев ведет рассуждение о судьбе и неизбежности ее между человеком в сравнении с природой.

Смысл стихотворения состоит из раздумий поэта на тему определенности судьбы уготованной для человека. Поэт уверен, что есть особая предначертанность судьбы для каждого человека, которой он не сможет противостоять.

Лирик думает, что существует множество различий между желанием человека постичь все законы вселенной и рамки ее возможностей. Человек стремится наверх к новым познаниям, словно фонтан, который летит будто к небу, но и тут и там существует особая грань, которою пересечь нельзя. По уставу судьбы человек способен лишь вознестись на одну высоту, выталкивая ее на землю, словно струйки фонтана.

Важно

Основа произведения заключается в том,  что в нем содержится любимый прием поэта-сравнение. Лирик сравнивает мысли человека и струи фонтана. Параллель представляет собой композицию из двух частей, где  в первых восьми строфах говорится об экспрессивном и выразительном образе фонтана, а во втором восьмистишие повествуется  о загадках мыслей человека.

Яркий колоритный образ прекрасного фонтана поэт создает с помощью различных эпитетов и метафор, а также строф, содержащих сравнения. Тютчев немного неожиданно сопоставляет фонтан и стихию огня,  сравнивает его и оживленные облака.

Во второй части стихотворение существует баланс между смертностью людской мысли, которая лучом стремиться попасть в небо, для того чтобы познать таинство Бытия, загадку жизни и смысла существования человека на земле. Восемь строф показывающих внутреннее переживание главного героя, поэтически напитано благодаря применению обращений, восклицаний и вопросов.

Произведение перенасыщено многочисленными эпитетами такими как: «живое облако», «заветная высота», «сияющий фонтан». Также стихотворение содержит немаловажные метафоры в виде: «водомет смертной мысли», «фонтан клубится».

Обычное, присущее для Тютчева чувство общности великого человеческого духа и всего живого, создает высокие лирические образы произведения.

Для фонтана не существует чего-либо замершего во времени, вода в фонтане постоянно течет, двигается, выталкивается ввысь  с огромной силой.

Словно струи фонтана — это мысли людей, которые подвержены непрерывному двигательному процессу, и которые находятся в неустанном  поиске правды.

В произведении «Фонтан» художнику удается точно передать ощущение непокорной людской души.

Кратко самое главное, по плану 10 класс, 7 класс

  • Анализ стихотворения Не позволяй душе лениться Заболоцкого
    Это стихотворение было написано в 1958 году. Послевоенное поколение, наши бабушки и прабабушки толком не умели отдыхать и вести праздный образ жизни. Именно они поднимали страну из послевоенных руин
  • Анализ стихотворения Есенина Топи да болота 7 класс
    Стихотворение «Топи да болота» написал в 1914 году Сергей Александрович Есенин — русский поэт, лирик, имажинист и ярчайший представитель новокрестьянской поэзии XX вв. Поэт родился и жил вплоть до 1912 года в селе Константиново
  • Анализ стихотворения Бальмонта Лунный свет
    Константин Дмитриевич Бальмонт – один из представителей поэтов Серебряного века, символист, критик и переводчик талантливая и разносторонняя личность. Его называли поэтом весны. Он мог передать всю красоту, нежность,
  • Анализ стихотворения Есенина Еду тихо слышны звоны
    В данном стихотворении описана замечательная пора года – зима. Зимой очень красиво, снег покрывает все и как будто окутывает какой- то сказкой. Писатель обращается к своим воспоминаниям, возможно даже из детства.
  • Анализ стихотворения Полонского Дорога 9 класс
    Поражает своим многообразием поэзия Якова Полонского: в его творчестве встречается любовная, пейзажная и философская лирика. Глубокий анализ поведения человека, который потерял смысл жизни, показан в стихотворении «Дорога». Творчество
Читайте также:  Антиробинзонада «повелитель мух» у. голдинга

Источник: https://analiz-stihov.ru/tyutchev/fontan

«Фонтан», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Фонтан», написанное Ф. Тютчевым в 1839 году, относится к самому плодотворному периоду творчества поэта. Оно углубляет и по-новому интерпретирует романтические мотивы «Фауста» Гете. В «Фонтане» Тютчев рассуждает над темой судьбы, рока в жизни человека, стремясь постичь мир человека путем его сопоставления с миром природы.

Философский смысл стихотворения заключается в размышлениях поэта о предопределенности судьбы человека. Тютчев полагает, что существует некая заданность в судьбе человека, которую он никогда не сможет преодолеть.

Художник раздумывает над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли познать все законы мироздания и ограниченностью ее возможностей.

Человеческая мысль стремится ввысь, к познанию, подобно фонтану, устремленному к небу, однако в обоих случаях есть определенная граница, за которую нельзя перейти.

Совет

Незримый закон судьбы – «длань незримо-роковая»- позволяет человеческой мысли подняться только на определенную высоту, ниспровергая ее затем на землю, подобно струям фонтана.

В основу стихотворения положен излюбленный тютчевский прием – поэтическое сравнение. Поэт параллельно развивает две темы: струй фонтана как явления внешнего мира и «водомета» человеческой мысли.

Параллелизм определяет двухчастную композицию произведения: стихотворение разделено на две логических части с четким разделением содержания по строфам.

Первое восьмистишие создает яркий, выразительный образ фонтана, второе восьмистишие посвящено внутренней природе человеческой мысли.

Прекрасную многоцветную картину «сияющего» фонтана Тютчев изображает при помощи эпитетов, выполняющих роль метафор («высоты заветной», «влажный дым», «пылью огнецветной»), сравнений, содержащих метафоры («облаком живым фонтан сияющий клубился»). Художник очень неожиданно сравнивает фонтан с огненной стихией («пламенеет», «клубится», «влажный дым»), отождествляет фонтан с «живым облаком».

Вторая часть «Фонтана» посвящена по контрасту «смертной мысли» человека, мысли, которая «лучом упорным» «к небу рвется», чтобы постичь тайну Бытия, тайну существования и предназначения самого человека.

Восьмистишие, передающее внутреннее состояние лирического героя, эмоционально насыщено за счет обращений («О смертной мысли водомет// О водомет неистощимый!»), риторических вопросов ((«Какой закон непостижимый// Тебя стремит, тебя мятет?»), риторическими восклицаниями («как жадно к небу рвешься ты!»).

Философская элегия написана трехстопным ямбом с пиррихием, создающим эффект движения струй воды вверх. Тютчев использует в «Фонтане» кольцевую рифмовку, которая словно повторяет бесконечное движение водяных струй фонтана вверх-вниз.

Обратите внимание

Стихотворение богато разнообразными эпитетами («облаком живым», «высоты заветной», «фонтан сияющий») и метафорами («фонтан клубится», «смертной мысли водомет»).

Органически присущее Тютчеву ощущение тождества природы и человеческого духа возвышает поэтические образы стихотворения. В фонтане нет ничего застывшего, вода в нем всегда движется, выбрасывается с необыкновенным напором. Подобно струе фонтана человеческая мысль находится в постоянном движении, в постоянном поиске истины.

В стихотворении «Фонтан» Тютчев, передав с потрясающей силой бунтарскую стихию человеческой души, сжато, остро и выразительно утверждает идею неразрывности жизни человека с жизнью Веселенной.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»

  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева

  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева

  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева

  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева

  • «Умом Россию не понять», анализ стихотворения Тютчева

  • «Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева

  • «Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева

  • «Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева

  • «Листья», анализ стихотворения Тютчева

  • «День и ночь», анализ стихотворения Тютчева

  • «Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева

  • «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева

  • «Полдень», анализ стихотворения Тютчева

  • «Безумие», анализ стихотворения Тютчева

По произведению: «Фонтан»

По писателю: Тютчев Федор Иванович

Источник: https://goldlit.ru/tutchev/375-fontan-analiz

Анализ стихотворения «Фонтан»

Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Стихотворения / Анализ стихотворения «Фонтан»

  Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

    В произведении перед читателем возникает образ прекрасного, резво бьющего вверх фонтана. Но тут же мы видим, как он, долетев до самой высокой точки, стремительно падает вниз.

В сочетании невероятного взлета и неизменного падения заключен главный вопрос произведения: какие силы вновь и вновь заставляют двигаться неукротимый поток, который автор отождествляет с человеческим разумом, хотя, казалось бы, роковой конец этого пути уже предрешен?
    Композицию стихотворения можно поделить на две части: первые строки рождают ощущение счастья, восхищение неукротимой силой вечно рвущегося к небу источника. Мы улавливаем это настроение с помощью красочных метафор, которые использует Тютчев и благодаря которым фонтан кажется бушующим огнём: «пламенеет», «влажный дым», «лучом поднявшись к небу», «пылью огнецветной ниспасть». Яркие эпитеты, такие как: «облаком живым», «фонтан сияющий», создают образ мощной и непобедимой стихии.
    Настроение меняется с последней строчкой первой строфы – поток «осужден» упасть на землю. С помощью аллегории поэт сопоставляет водную стихию со стихией человеческого разума: фонтан – иносказательный образ «смертной мысли», чей «луч упорный», снова и снова стремится за пределы обычного человеческого разума, к высотам вечных истин, но неизбежно встречает на своем пути «длань незримо-роковую».     Лирический герой этого стихотворения представляется мне молодым, разочарованным в жизни человеком, но сохранившим в глубине души тайную надежду на то, что сила человеческой мысли способна преодолеть границы земного существования, и даже победить смерть — «длань незримо-роковую». Недаром автор прибегает к сравнению «смертной мысли» с мощью и красотой природных стихий.

    Читая стихотворение, я восхищалась поэтическими приемами, которые использовал Ф.И. Тютчев при создании образа человеческой мысли как бурного и неукротимого потока. И хотя я не разделяю пессимистическое настроение автора, мне было интересно следить за развитием его мысли и стараться понять его взгляд на мир.

Добавил: Elistratova

40099 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00191331370254135307

Анализ стихотворения Тютчева Фонтан

Поэт создал это стихотворение в 1836 году. Федор Тютчев, после учебы в университете в Москве. После он получил можно сказать профессию дипломату и был отправлен в Мюнхен, в Германию где плотно изучал европейскую поэзию. Именно тогда пребывая в окружении романтиков и поэтов в Тютчева было самое плодотворное в плане творчества время.

Стих Фонтан размером невелик, но зато глубок по смыслу. Мы видим что поэт задевает мотивы великого «Фауста» Гете. Это размышление на тему предопределенности судьбы человека.

Тютчев выражает мысль, что всегда обязательно есть некий порог, ограничитель, и человек не может полностью раскрыться. Но тут уже мы видим не просто романтичные мыли, а философское размышление.

Если человек не может в переносном смысле прыгнуть выше себя, то что такое там за гранью, существует ли оно или это иллюзия. Поэт очень красиво сравнивает фонтан с идеей человека, чистой идеей стремления вверх, к развитию, к прекрасному, к небу.

Фонтан всегда ярко бьет, по другому просто не может быть, ибо тогда фонтан не будет самим собой по определению. Это символизирует стремление человеку к высшему. И это всегда у всех, но у каждого в своей мере.

Однако поэт пишет о трагедии, о разочаровании. Ведь как бы сильно фонтан не стремился к небу, как бы не горел человек идеей очень скоро он упадет бессильно к земле и возможно больше не попробует подняться. Мы видим что поэт верил в судьбу.

Но это тяжело назвать просто судьбой, это какой-то неумолимый рок. Стремление человек познать все, всю природу, основы мироздания воистину неограниченное и даже бесконечное. И мы видим горькое несоответствие реальности.

Важно

Каждая попытка подняться вверх будет быстро провалена. И это может продолжаться бесконечно. А как известно вечность для человека ужасней просто смерти. Почему так происходит трудно сказать.

Можно предположить, что все попытки фонтаны подняться вверх проваливаются через законы природы, которые неумолимы и человек не может их изменить.

Однако остается вопрос, временно ли это? Сумеет ли человек развиться так, чтобы менять законы природы на самом фундаментальном уровне. Тут уже вопрос веры.

Можно гадать, можно верить в неизбежную эволюцию, однако точно знать мы ничего не можем. Будет ли эволюция продолжаться вечно ? Я считаю что нет и нас ждет деградация.

И поменять законы природы мы не сможет, потому что их создал Высший Разум, а если будем пытаться мы только уничтожим все.

Федор Тютчев в своем стихотворении часто и к тому же искусно употребляет эпитеты, метафоры. Поэт использует кольцевую рифмовку, которая как будто повторяет бесконечное движение водяных струй фонтана. Темы затронуты поэтом будут волновать человека до самого конца его существования.

Анализ стихотворения Фонтан по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutchev/fontan

Анализ стихотворения Тютчева «Фонтан»

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 году. Его я могла бы отнести к философской лирике Тютчева.

<\p>

Творчески усвоивший философско-истетические идеи немецкий романтиков, учение Шеллинга о единой «мировой душе», поэт был убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека.

Природа и человек образуют в лирике Тютчева глубинное единство, граница между ними подвижна, проницаема. С этой точки постижение стихий природы есть созерцание самого себя в природе. Вот почему полна глубокого смысла двухчастная композиция стихотворения Тютчева «Фонтан».

<\p>

Первая часть – это игра фонтана, который «облаком живым», клубится». Он прекрасен, велик и легок, он стремится коснуться «высоты заветной», но «ниспасть на землю осужден», как только коснулся неба. Стихия воды в образе фонтана – это всего лишь часть природы, а части не под силу постигнуть целое.

Вторая часть – это сопоставление водной стихии фонтана с водометом «смертной мысли», который также рвется к небу, но «длань незримо-роковая» преломляет «луч неистощимого водомета»
.
Так рождается тютчевское неприятие самоутверждения и своеволия личности, столь свойственное многим течениям

Совет

романтичной литературы. Мнимое величье человеческой мысли – это всего лишь забава, созданная Высшим Началом. «Водомет» мысли подобен фонтану, созданному человеком для своей забавы.

Ирония поэта очевидна:<\p>

О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет!<\p>

С обощенноцелостным взглядом на мир природы и человека связано отсутствие в стихотворении буднично-прозаических подробностей. Здесь присутствуют элементы оди-ческой традиции XVIII века, торжественной величавой речи.

Однако эта традиция выступает у Тютчева в романтически преображенном виде, своеобразно скрещивается с характерной для немецкой романтической лирики формой фрагмента. Острота столкновения столь разнородных жанровых традиций в стихотворении «Фонтан» подчеркивает противоречивое сознание современного человека, многомерность и сложность бытия.

Здесь мы наблюдаем ораторские, дидактические интонации, витийственно-пророческий пафос.<\p>

Неожиданны, непредсказуемы тютчевские эпитеты и метафоры, передающие игру природных сил воды и силы разума.
Стихия фонтана уподобляется пламени: «пламенеет», «влажный дым», «лучом поднявшись к небу», «пылью огнецветной ниспасть», «осужден».

Это очень напоминает и ис-торию об Икаре, и историю о Прометее. В стихотворении два раза повторяется слово «луч». «Луч фонтана» и «лучсмертной мысли». Это сопоставление подчеркивает тщетность стремлений гордыни человека постигнуть Неба как Высшее Начало.

<\p>

Заметим, что Истина предстает в образе длани, причем определение «незримо-роковое» подчеркивает неизбежность падения на землю, несмотря на упорство и жадность к постижению неба смертным лучом.
Поэт объединят изображение природной стихии и трагическое раздумье о жизни человека.

Это придает стихотворению символически-философский смысл, а мысль Тютчева обретает выразительность, живую образную плоть. Водная стихия в стихотворении очеловечена, одухотворена. Она внутренне понятна и близка человеку. Словно живое, мыслящее существо она именно «живым» облаком клубится. Стихотворение обращено к читателю: «Смотри,…».

Обратите внимание

Автор выступает в роли учителя-провидца, который дает наглядный урок своим ученикам.
Первая часть – это созерцание примера из жизни природы. Вторая часть – это вывод и сопоставление о жизни человека. Мне очень понравилось стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан». Особенно хотелось бы отметить невиданную свободу мышления поэта, импровизационность, непосредственность и естественность выражения чувств и мыслей.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления.

В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются — это закономерно.

<\p>

Наш сборник работает на голом энтузиазме его создателей. Мы благодарны любой помощи.

Помочь проекту

Хотите опубликоваться в нашем сборнике? Добро пожаловать! Мы всегда рады новым авторам и интересным материалам.

Добавить стихотворение

Марья Гавриловна из «Метели» Пушкина А. С. была уже немолода: «Ей шел 20-й год». Из творчества Пушкина А. С. Ивану Сусанину на момент совершения подвига было 32 года (у него была 16-летняя дочь на выданье). Наталья Гончарова — жена великого русского писателя А. С. Пушкина была на 10 см выше мужа. По этой причине, бывая на балах, Пушкин старался держаться от супруги поодаль, чтобы лишний раз не акцентировать внимание окружающих на этом контрасте.Из биографии А. С. Пушкина <\p>

Источник: http://liricon.ru/analiz-stihotvoreniya-tyutcheva-fontan.html

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Фонтан»

Передо мной стихотворение Ф.И. Тютчева, под
названием «Фонтан». Я считаю, что это произведение на философскую тему, тему
жизни и смерти, о том, чего человек изменить не в силах.

Настроение стихотворения торжественное, приподнятое.
Автор с первых строк предлагает читателю посмотреть на сияющий фонтан, фонтан
жизни, неистощимый фонтан. И ведь, действительно, эпитет «неистощимый» помогает
понять читателю, что жизнь была, есть и будет всегда.

Произведение написано двусложным размером-ямбом с
пиррихием. Безударная стопа как будто даёт нам время для размышления о таком
великом и прекрасном даре, как жизнь. Возможно, двусложный размер говорит о
двух таких понятиях, как жизнь и смерть. Ямб придаёт стихотворению простоту и
гармоничность, делает язык обыденным и понятным. Вторая строфа — это идейный
центр произведения:

                               Лучом поднявшись к небу, он

                               Коснулся
высоты заветной (переломный момент)

Важно

                               И снова (процесс повторяется неоднократно) пылью
одноцветной

                               Ниспасть на
землю осужден.(таков вечный закон
жизни)

То есть не бывает ничего вечного, и всё когда-то
проходит. В данном случае луч фонтана олицетворяет жизнь.

Получается, когда
человек прожил со осмысленно отведённое ему время, оставил что-то после себя,
он «осужден» «ниспасть на землю пылью одноцветной».

Таков закон жизни, которая
проходит, но потом воплощается в чем-то новом на свете. Так происходит из года
в год, из века в век. Это может подтвердить даже кольцевая рифма, использованная
автором.

Тютчев в своем стихотворении противопоставляет
жизнь смерти.

Жизнь Смерть
Облако живое Смертная мысль
Сияющий, Неистощимый Пыль одноцветная
Влажный
Пламенеет

Но эти понятия разделяет судьба, которая
распоряжается всем (роковая, непостижимый, незрима, преломляя, сверкает).
Аллитерация звуков [г], [р] показывает загадку рока.

Третья и четвертая строфы повествуют читателю о
том, что никто не в силах что-то изменить в своей судьбе:

                                   Но длань незрима роковая,<\p>

                                   Твой луч упорный преломляя,

                                   Свергает в
брызгах с высоты…

Эпитет роковая — судьбоносная, её нельзя увидеть,
ее просто понимаешь позже. Преломляя, свергает — останавливает существование
чего-либо. «С высоты» — решение свыше.

Кто же может разгадать эту загадку? Автор задается
этим вопросом:

                                    Какой закон
непостижимый<\p>

                  
                 Тебя стремит,
тебя метет?

Совет

Анафора в этих строках указывает на то, что люди
так или иначе, но задумываются над этой вечной темой. Может быть когда-нибудь в
будущем люди смогут понять всё происходящее, смогут познать истину жизни.

Произведение состоит из четырех строф и шести
предложений, которые несут в себе такой глубокий смысл! Преимущественно
использованы глаголы настоящего времени, говорящие нам о сегодняшней жизни, сегодня
мы должны думать о завтрашнем дне.

Композиционно это стихотворение, по-моему мнению,
разделить нельзя, так как жизнь-это единое понятие, которое неразрывно.

Какие мысли приходят лирическому герою, когда он
любуется фонтаном? Мысли о вечном, о неизбежности судьбы.

Автор сумел четко, ярко и красочно обрисовать
такие серьезные понятия. Стихотворение после прочтения привело меня в восторг,
так как я была поражена глубиной чувств, разнообразием красок и точности
передачи мыслей.

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/tjutchev/analiz_stikhotvorenija_f_i_tjutcheva_quot_fontan_quot/38-1-0-1494

Презентация по литературе 7 класс на тему: » Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Фонтан»»

Инфоурок › Литература ›Презентации›Презентация по литературе 7 класс на тему: » Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Фонтан»»

Бесплатно

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Фонтан»<\p>
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд Описание слайда:

Стихотворение «Фонтан», написанное  Ф.И. Тютчевым в 1836 году, относится к самому плодотворному периоду творчества поэта.

<\p>
6 слайд Описание слайда:

Петергоф — «двор Петра» . Расположен на южном берегу Финского залива.

<\p>
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
13 слайд
14 слайд
15 слайд Описание слайда:

Длань рука, ладонь «длань незримо-роковая»-Незримый закон судьбы<\p>
16 слайд
17 слайд
18 слайд Описание слайда:

В «Фонтане» Тютчев рассуждает над темой судьбы, рока в жизни человека, стремясь постичь мир человека путем его сопоставления с миром природы.<\p>
19 слайд Описание слайда:

Обратите внимание

Философский смысл стихотворения Это размышления поэта о предопределенности судьбы человека. Тютчев полагает, что существует некая заданность в судьбе человека, которую он никогда не сможет преодолеть.<\p>

20 слайд Описание слайда:

Вывод Почему Тютчева называют поэтом –философом, его лирику – философской?<\p>
21 слайд
Бесплатно

Общая информация

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс<\p><\p> Бесплатно Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.<\p>

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-klass-na-temu-analiz-stihotvoreniya-f-i-tyutcheva-fontan-2950920.html

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Фонтан» (школьное сочинение)

Точная дата написания «Фонтана» неизвестна. Стихотворение датируется предположительно. В конце апреля 1836 года Тютчев из Германии переслал его в числе еще двадцати трех своему другу И.С. Гагарину. Значит, «Фонтан» был создан не позднее даты посылки.

<\p>

Все присланные Тютчевым двадцать четыре стихотворения были опубликованы в двух номерах журнала «Современник», издаваемого Пушкиным. Эта редкая удача для неизвестного автора, каковым в то время являлся Тютчев, служит показателем высокого качества присланных им стихотворений, к анализу одного из которых я и приступаю.

«Фонтан» невольно вызывает аллюзии с одой Державина «Водопад». Тютчеву было свойственно соревнование с братьями по перу. Так, вослед Баратынскому он пишет стихи, посвященные Гете. В поэтическом споре с Баратынским, по дружному мнению всех исследователей этого вопроса, Тютчев не выиграл.

Но куда более любопытным представляется его соревнование с Державиным. Вот анализируемое стихотворение Тютчева  –

Смотри, как облаком живымФонтан сияющий клубится;Как пламенеет, как дробитсяЕго на солнце влажный дым.Лучом поднявшись к небу, онКоснулся высоты заветной – И снова пылью огнецветнойНиспасть на землю осужден.О смертной мысли водомет,О водомет неистощимый!Какой закон непостижимыйТебя стремит, тебя мятет?Как жадно к небу рвешься ты!..

Но длань незримо-роковая,Твой луч упорный преломляя,Сверкает в брызгах с высоты.К сожалению, я не могу здесь привести для наглядности четыреста сорок четыре стиха «Водопада» Державина, у которого содержится та же мысль, что и у Тютчева.

Однако в живописности Державин столь превосходит Тютчева, что достаточно привести отдельные детали, чтобы ощутить разительную разницу между ними. Взять хотя бы краски.  Если у Тютчева  фонтан под лучами солнца одноцветен («пламенеет», «огнецветный»), то у Державина уже один штрих в первом же стихе оды «Алмазна сыплется гора» дробится на солнце на множество цветовых оттенков.

Но Державин и на этом не останавливается. Он воссоздает живую цветовую гамму, которая не может не обворожить каждого, кто способен упиваться красотой природы, ее красками. Здесь и «жемчужная бездна и сребра», и «брызгов синий холм», и «седая, млечная пена»… Здесь пиршество красок.

Важно

Если у Державина все конкретно (не какое-то дерево, а именно кедр; не какая-то птица, а именно сова…), то у Тютчева все отвлеченно («длань незримо-роковая»). Если героем оды Державина является человек с его переменчивой судьбой (даже известен прототип героя этой оды – выдающийся государственный деятель, полководец и фаворит Екатерины II светлейший князь Г.А.

Потемкин), то героем, а точнее, предметом стихотворения Тютчева является человеческая мысль.

В этом отношении «Фонтан» очень характерен для поэтики Федора Ивановича Тютчева, которую весьма удачно определил Тургенев: «Если мы не ошибаемся, каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления».

Не только содержательная сторона «Фонтана», но его и исполнение подчинено задаче, как можно выпуклее передать мысль.«Фонтан» написан  самым распространенном в ту эпоху стихотворным размером, четырехстопным ямбом. На этом общем фоне очень хорошо просматривается оригинальная композиция стихотворения, где главным принципом Тютчев выдвинул параллелизм.

«Фонтан» четко распадается на две части. Первые восемь стихов посвящены внешней картине, описанию фонтана. Последующие восемь стихов передают только и только мысль.Если подходить формально, то каждая из этих частей фактически состоит их двух четверостиший, что подчеркивается одинаковой для всех них опоясывающей рифмовкой.

Однако единство темы каждой из частей стихотворения стягивает эти четверостишия в восьмистишия. Итак, одно восьмистишие отдается внешней картине, а параллельное ему выражает отношение лирического героя к человеческой мысли.Параллелизм Тютчев проводит и в синтаксисе. Первое восьмистишие, повествовательное, отстраненное, холодное.

Второе – напротив интонационно приподнято, изобилует вопросительной и восклицательной интонацией, что тоже хорошо подчеркивает, что Тютчева больше восхищали не картины жизни, а философские проблемы.Принцип параллелизма Тютчев соблюдает и в рифмовке.

В «Фонтане» все смежные рифмы являются морфологическими (первые две глагольные, остальные пары  – прилагательные), а описывающие рифмы более неожиданные, неморфологические. Это хорошо отвечает и общему свойству рифмы, ведь чем дальше друг от друга отстоят рифмующиеся слова, тем они должны быть более привлекательны для слуха, чтоб он их легче улавливал.

В лексическом отношении Тютчев архаичен. У него, например, и фонтан, и водомет.Его эпитеты и метафоры (высота заветная, пыль огнецветная, смертной мысли водомет) воспринимаются скорее как языковые, а не поэтические метафоры, мы ведь тоже в обыкновенном разговоре можем, например, сказать «высота заветная», «мысль заветная».

Сама мысль, выраженная в «Фонтане» не является оригинальной, тем более для Тютчева, который жил в Германии среди философской нации. Но суть даже не в этом. Если какого-то  привлекают философские идеи пусть и пишет себе философские трактаты. Меня куда больше, чем «Фонтан» Тютчева, взволновал «Водопад» Державина, исполненный поэтической мощи. Но ведь «Водопад», как и ода «Бог» Державина, принадлежат к шедеврам мировой поэзии. В соревновании с Державиным Тютчеву еще больше не повезло, чем в его соревновании с Баратынским. Но что касается владения стихотворной формой, то в этом Тютчев был очень и очень большим мастером.

Репетитор по русскому языку<\p>

Источник: http://www.pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/270—-lr—.html

Стихотворение Ф. И Тютчева «Фонтан». – Анализ стихотворения

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 году. Его я могла бы отнести к философской лирике Тютчева.

Творчески усвоивший философско-истетические идеи немецкий романтиков, учение Шеллинга о единой «мировой душе», поэт был убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека.

Природа и человек образуют в лирике Тютчева глубинное единство, граница между ними подвижна, проницаема.

Совет

С этой точки постижение стихий природы есть созерцание самого себя в природе. Вот почему полна глубокого смысла двухчастная композиция сти-хотворения Тютчева «Фонтан». Первая часть – это игра фонтана, который «облаком живым», клубится». Он прекра-сен, велик и легок, он стремится коснуться «высоты заветной», но «ниспасть на землю осужден», как только коснулся неба.

Стихия воды в образе фонтана – это всего лишь часть природы, а части не под силу постигнуть целое.

Вторая часть – это сопоставление водной стихии фонтана с водометом «смертной мысли», который также рвется к небу, но «длань незримо-роковая» преломляет «луч» «неистощимого» «водомета».

Так рождается тютчевское неприятие самоутверждения и своеволия личности, столь свойственное многим течениям романтичной литературы.

Мнимое величье человеческой мысли – это всего лишь забава, созданная Высшим Началом. «Водомет» мысли подобен фонтану, созданному человеком для своей забавы. Ирония поэта очевидна: О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет! С обощенно-целостным взглядом на мир природы и человека связано отсутствие в стихотворении буднично-прозаических подробностей.

Здесь присутствуют элементы оди-ческой традиции XVIII века, торжественной величавой речи.

Однако эта традиция высту-пает у Тютчева в романтически преображенном виде, своеобразно скрещивается с харак-терной для немецкой романтической лирики формой фрагмента.

Обратите внимание

Острота столкновения столь разнородных жанровых традиций в стихотворении «Фонтан» подчеркивает проти-воречивое сознание современного человека, многомерность и сложность бытия.

Здесь мы наблюдаем ораторские, дидактические интонации, витийственно-пророческий пафос. Неожиданны, непредсказуемы тютчевские эпитеты и метафоры, передающие игру природных сил воды и силы разума.

Стихия фонтана уподобляется пламени: «пламенеет», «влажный дым», «лучом под-нявшись к небу», «пылью огнецветной ниспасть», «осужден».

Это очень напоминает и ис-торию об Икаре, и историю о Прометее. В стихотворении два раза повторяется слово «луч». «Луч фонтана» и «луч» «смертной мысли». Это сопоставление подчеркивает тщет-ность стремлений гордыни человека постигнуть Неба как Высшее Начало.

Заметим, что Истина предстает в образе длани, причем определение «незримо-роковое» подчеркивает неизбежность падения на землю, несмотря на упорство и жадность к постижению неба смертным лучом.

Поэт объединят изображение природной стихии и трагическое раздумье о жизни че-ловека. Это придает стихотворению символически-философский смысл, а мысль Тютчева обретает выразительность, живую образную плоть.

Водная стихия в стихотворении очеловечена, одухотворена. Она внутренне понятна и близка человеку.

Словно живое, мыслящее существо она именно «живым» облаком клу-бится. Стихотворение обращено к читателю: «Смотри,…». Автор выступает в роли учителя-провидца, который дает наглядный урок своим ученикам. Первая часть – это созерцание примера из жизни природы.

Важно

Вторая часть – это вывод и сопоставление о жизни человека. Мне очень понравилось стихотворение Ф. И. Тютчева «Фонтан». Особенно хотелось бы отметить невиданную свободу мышления поэта, импровизационность, непосредствен-ность и естественность выражения чувств и мыслей.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/stixotvorenie-f-i-tyutcheva-fontan-analiz-stixotvoreniya/

Стихотворение относится к философской лирике Ф. И. Тютчева, оно написано в годы расцвета его таланта. В это же время он создал такие шедевры, как «Весенняя гроза», «Осенний вечер», «Бессонница» «Зима недаром злится…» и другие. И. С. Тургенев так писал о творчестве этого поэта: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию…».

Тютчев обращается к читателю, собеседнику, привлекая внимание к картине, изображающей фонтан. С фонтаном он сравнивает человеческую мысль. Закон, по которому она живёт, поэт называет непостижимым.

Фонтан (1836)

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной —

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осуждён.

О смертной мысли водомёт,

О водомёт неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя метёт?

Как жадно к небу рвёшься ты!..

Но длань незримо-роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

Человеческая мысль, по Тютчеву, неистощима, но в то же время она не может до конца проникнуть в тайны Вселенной. Как и фонтан, она неудержимо стремится ввысь, к небу, но и для неё есть предел, некая граница, через которую она перейти не может – её остановит «длань незримо-роковая». Мысль, жадно рвущаяся ввысь, осуждена, подобно струям воды в фонтане, «ниспасть на землю».

Внутри каждой строфы ощущается линия «подъёма» и «нисхождения».

В первой строфе:

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной —

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осуждён.

Во второй строфе:

Как жадно к небу рвёшься ты!..

Но длань незримо-роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

Стихотворение композиционно делится на две части – на две строфы, каждая из которых состоит из восьми строк. В первой части изображён фонтан, во второй – поэт описывает движение человеческой мысли. Такую композицию обычно называют «зеркальной».

Образ непрерывного движения воды в фонтане, нарисованный в первой строфе, иллюстрируют прямое значение слова фонтан (струя воды, бьющая вверх). Во второй части речь идёт о человеческой мысли и задействовано переносное значение слова фонтан (неиссякаемый, обильный поток чего-либо).

Первую часть стихотворения можно назвать иллюстрацией, живописной картинкой, тогда как вторая часть – философское размышление. Связь между частями прямая и неразрывная – сопоставляя их, читатель может понять идею произведения.

Вторая строфа даже с внешней стороны выглядит гораздо эмоциональнее первой. В первой использованы «спокойные» знаки препинания: запятая, точка, тире, точка с запятой.

Совет

Во второй строфе – не только восклицательный и вопросительный знаки, но есть даже особый синтетический знак препинания (!..). Риторические восклицания и риторический вопрос вовлекают читателя в авторские раздумья.

Понятно, что философское зерно стихотворения, его идея заключены во второй части стихотворения.

Важно и то, что в самом облике главного образа произведения есть детали, на которые интересно обратить внимание. Графическое изображение буквы ф каким-то волшебным образом напоминает фонтан.

К тому же она своеобразно отражает композицию стихотворения: кроме двух кругов у неё есть стержень, соединяющий их посередине – и в композиции стихотворения Тютчева тоже есть некая вертикаль, соединяющая небесное и земное. Получается, что заглавный образ выбран автором не случайно.

Фонтан прекрасно символизирует картину вечного движения к высокой цели: воды – к небу, человеческой мысли – к истине.

Идею стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, наверное, можно изложить просто: мир, в котором мы живём, прекрасен и удивителен, он неисчерпаем и не может быть познан человеком до конца.

Возвышенная лексика, метафоры соединяют образ фонтана с образом «смертной мысли» человека.

В первой части стихотворения образная система более живописна, ярче цветовая палитра художника.

Обратите внимание

Автор использует романтические эпитеты (фонтан сияющий; пыль огнецветная; высота заветная), яркую лексику (пламенеет; солнце; луч), метафоры (облако живое; лучом поднявшись к небу).

Эпитеты являются одновременно метафорами (фонтан сияющий; влажный дым; высота заветная; пыль огнецветная). Метафоры содержатся и в сравнениях (облаком живым фонтан… клубится; пылью огнецветной ниспасть на землю осуждён).

Эмоциональная насыщенность стихотворения усиливается использованием разнообразных синтаксических конструкций.

Первые четыре строки, объединённые общей рифмой, представляют собой сложноподчинённое предложение с главным, состоящим из одного слова: «Смотри…», – которое содержит обращение и призыв. Повтор союза как привлекает внимание к объекту изображения – фонтану, связывая между собой глаголы клубится, пламенеет, дробится, что помогает сделать картину зримой.

Важную стилистическую роль играет инверсия, которая подчёркивает значимость слов (облаком живым фонтан сияющий клубится; его на солнце влажный дым; длань незримо-роковая; луч упорный).

Вторая строфа, в которой автор обращается к философским вопросам бытия, наполнена более абстрактными образами, словами с высокой стилистической окраской, в том числе и устаревшими (стремит, длань). Особенно значима замена слова фонтан синонимом водомёт.

Чтобы усилить впечатление, автор прибегает к повторам.

В стихотворении два раза повторяется слово «луч»: луч фонтана и луч «смертной мысли». Это сопоставление подчёркивает тщетность стремлений человека постигнуть все тайны Вселенной.

Заканчивается произведение словом «высоты». Оно тоже прозвучало в самом начале, в сопровождении эпитета заветная («коснулся высоты заветной»). Теперь оно звучит по-другому:

Но длань незримо-роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

Важно

Интересно рассмотреть, как меняется художественное пространство и художественное время в этом произведении.

На первый взгляд, обе части стихотворения кажутся организованными однотипно: движение (воды в фонтане и мысли) сначала идёт вверх, а затем следует неумолимый спуск вниз. В этом движении есть некая обречённость – кажется, что невозможно вырваться за пределы этого круга. Но внимательному взору читателя открывается, что эти два круга вовсе не одинаковы.

Первый круг небольшой – это движение воды в фонтане по замкнутому кругу, это материальный мир. Второй круг намного больше – это круг мысли, который можно расширять бесконечно. Чем шире круг, тем ближе к истине находится человек.

Художественное время в тексте первой строфы можно определить словом сейчас, а во второй – словом всегда (автор подсказывает это словами «закон непостижимый»).

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифма – кольцевая.

Источник: http://www.veselyy-ranets.ru/index.php/images/200/173/064.jpg

Ссылка на основную публикацию