Отцы и дети
(396 слов) Конфликт поколений – вечная проблема, волнующая человечество. К сожалению, людям, которых разделяет всемогущее время, непросто найти общий язык, и это повторяется из века в век.
Многие авторы русской и зарубежной литературы писали об этом в своих книгах и выработали методы решения этого конфликта.
Посмотрим, можно ли помирить отцов и детей, когда разрыв уже сделал трещину в семейных отношениях?
В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» герои стали жертвами вечного конфликта поколений. Евгений Базаров приехал в Марьино вместе со своим другом и сразу же вызвал неудовольствие одного из хозяев дома, Павла Петровича Кирсанова.
Автор описывает различие между ними, говоря об их руках: у одного они очень ухоженные и белые, а другой своими красными и мозолистыми руками вызывает только брезгливость. Состояние рук передает образ жизни мужчин.
Если старшее поколение привыкло к светским манерам, праздной аристократичности и ученым беседам, то новое поколение – это люди дела и труда. Базаров презирает Кирсанова-старшего за ленивое прозябание в усадьбе и чванство, а его оппонент раздражен грубостью и категоричностью гостя. Решился ли их конфликт? Да.
Столкновение привело к развязке, и герои стали более понимающими людьми. Павел Петрович разрешил мезальянс брата и уехал, решив что-то изменить в своей бессмысленной жизни, а Евгений осознал, что чувства – не порок человека, а то, без чего он не сможет жить.
В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» конфликт поколений особенно ярко выделяется в семье Болконских. Князь деспотично и грубо обращается с детьми, пытаясь навязать им свои взгляды и убеждения. Он холоден и резок с сыном, но больше всего достаётся Марье.
Она кротко и нежно заботится об отце, а взамен получает лишь упреки. Эти бытовые разногласия имеют под собой более глубокий подтекст. Старик злится, потому что его время прошло, а перемены он принять не готов.
Видя независимость сына и тихий, но упорный протест дочери, он осознает, что теряет власть над ними, что семья отныне изменится. Он пытается удержать прошлое, но на смертном одре признает свою неправоту.
Герой отлично воспитал детей, но им не хватило его любви, и он горько об этом жалел, прощаясь с Марьей. Разрешился ли их конфликт? Да. Но к примирению они пришли позже, чем стоило бы.
Таким образом, конфликт поколений неизбежен, ведь времена меняются, как и люди. Однако его можно разрешить, прийти к взаимопониманию, но это возможно лишь тогда, когда обе стороны выскажутся прямо и честно, без лести и недомолвок. Не надо бояться спора, ведь именно в нем отцы и дети отыщут истину, которая всех примирит.
- Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений
- Советы родителей очень много значат для детей
- По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах
- Не заботиться о своих родителях – значит предать их
- Не всегда родители несут добро своим детям
- Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы
- Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке
- Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал
В данном произведении ярко продемонстрирована проблема взаимоотношений двух поколений. «Отцы» – братья Николай и Павел Кирсановы, «дети» – Аркадий Кирсанов, сын Николая Петровича Кирсанова, и Евгений Базаров, друг Аркадия. Студенты увлечены нигилизмом.
Представители старшего поколения остаются верны общепринятым нравам. Конфликт взглядов завершается дуэлью между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым.
Позже Аркадий отказывается от нигилистических учений Базарова, заводит собственную семью и возвращается в имение отца.
Своих сыновей Остапа и Андрия, вернувшихся с учебы в Киеве, отец Тарас Бульба видит в будущем настоящими запорожскими казаками и везет их в сечь. Оттуда они отправляются на войну с поляками, где отличаются удалью и отважностью.
Тарас гордится сыновьями и пророчит им успешное будущее атаманов. Но, Андрий, в отличие от Остапа, не оправдывает надежд (влюбляется в полячку), и отец убивает его за предательство.
Остап самоотверженно сражается в бою с поляками и попадает в плен, где после публично казнен на глазах отца.
А пьесе отображены взаимоотношения крупного чиновника Фамусова и его дочери Софьи. Основными ценностями для помещика являются чин и деньги, поэтому для Софьи он присмотрел в мужья богатого полковника Скалозуба.
Но его помыслы не совпадают с желаниями дочери, которая проявляет симпатию к секретарю отца Молчанину, не имеющему чинов и званий.
Конфликт возникает на почве стремления отца навязать дочери свои взгляды на жизнь, без учета ее интересов.
Отправляя в Оренбург на службу сына Петра, Андрей Петрович Гринев дает напутствие 17-летнему юноше: «Береги рубаху снову, а честь смолоду».
Молодой человек делает эти слова своим главным жизненным ориентиром и даже в грозящих ему смертью ситуациях не теряет своего достоинства.
Петру по-настоящему важно оставаться честным человеком перед отцом и Родиной. Это пример воспитания, когда детям передаются истинные ценности.
Повесть о беззаветной любви родителей к детям. Станционный смотритель Вырин души не чаял в единственной дочери-красавице Дуне, которую обманом увез молодой гусар Минский. Старик пошел за дочерью в Петербург, но встреча его сильно огорчила.
Богато разодетая дочь, увидев своего отца, упала в обморок, а зять вытолкал его за порог. Вернувшись домой, старик от тоски скоропостижно умер.
Позже рассказчику стало известно, что опосля приезжала молодая барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя.
Дочь Катерины Петровны Настя работала секретарем в Союзе художников в Ленинграде и годами не приезжала навестить мать в село Заборье.
Даже когда женщина написала, что в последнее время ослабла и не доживет до весны, Настя предпочла участвовать в организации выставки картин и не отвечать на письмо.
Только после получения телеграммы с сообщением о тяжелом состоянии матери, Настя задумалась от том, что Катерина Петровна – единственная, кто ее искренне любит, и отправилась в Заборье. Живой родного человека она не застала, о чем потом горько сожалела.
В стихотворении поэт обращается к матери и просит ее не тревожится о нем, не верить слухам и обещает по весне вернуться в родной дом.
И в то же время напоминает, что он уже не тот мальчишка, которого нужно учить, а уставший мужчина, желающий отдохнуть от тоски мятежной в обществе самого родного и близкого человека.
Не смотря на различность взглядов на жизнь, мать все же остается для поэта единственной душевной отрадой.
Мотивом убийства для Родиона Раскольникова стала любовь к семье. Чтобы избежать нежеланной свадьбы сестры Дуни с надворным советником Лужиным ради улучшения благосостояния, бедный студент решается убить старуху-процентщицу и избавить мать и сестру от мук нищеты.
Произведение демонстрирует, что во взглядах чаще всего дети наследуют своих родителей. Старшее и младшее поколение Ростовых воплощают лучшие черты дворянства: духовную щедрость, открытость, нравственность.
Честность, благородство, образованность прослеживается в трех поколениях Болконских, начиная со старого князя Николая Андреевича и до его внука Николеньки.
Курагины же (князь Василий, его сын Анатоль и дочь Элен) показываются как подлые, низкие и алчные люди.
Властная вдова Кабаниха держит свою семью очень строго, вмешивается в супружескую жизнь сына Тихона и невестки Катерины, пытается контролировать дочь Варвару. Сын безропотно подчиняется матери, унижая себя и жену.
Ситуация накаляется до предела, когда утомленная нравоучениями и упреками Катерина изменяет Тихону с приезжим молодым человеком Борисом. Девушка не видит иного выхода, как покончить с собой.
После чего Тихон наконец решается «восстать» против деспотичной матери.
В повести описывается неблагодарное и потребительское отношение детей к родителям. Анисия Ивановна, отказавшись от любимого дела, вызвалась помогать невестке и сыну ухаживать за их дочерью Верой, перенесшей тяжелую родовую травму, и входила девочку.
Внучка сильно привязалась к бабушке и даже стала называть ее мамой, что вызвало недовольство у родной матери. Это послужило причиной конфликта – семья обратилась в суд по разделу имущества.
В результате Анисия Ивановка уезжает в деревню, а с Верочкой случается серьезный приступ.
Митрофан Простаков такой же злонравный и невежественный, как его деспотичная мать, госпожа Простакова. Абсолютной противоположностью выступает сирота Софья, которую из корыстных побуждений приютили Простаковы.
Девушка образованная, вежливая, имеет высокие моральные принципы, как и ее родной дядя Стародум. В пьесе четко прослеживается влияние родительского воспитания на поведение детей.
Чрезмерная опека Простаковой над сыном выливается в то, что Митрофан с легкостью соглашается покинуть дом и уйти служить.
Юный Мцыри бунтует против предстоящего ему пострига в монахи, поскольку не выбирал для себя этот путь и видит свою жизнь совсем иначе в родных краях на Кавказе.
Он решается на побег, но тот длится всего 3 дня, после чего юношу находят монахи и забирают обратно в монастырь. Мцыри, так и не увидев родные земли, умирает от болезни, которая стала следствием сражения с барсом в лесу.
В поэме прослеживается бунт молодого поколения против привычных устоев общества, созданных их отцами.
Стихотворение, посвященное бабушке, которую Цветаева видела только на портрете. В своем произведении поэтесса ищет схожесть с умершей бабушкой как внешнюю, так и духовную, пытается уловить «бунтарские» черты характера, угадать радости и переживания женщины. В стихотворении не рассматривается конфликт поколений, наоборот поэтесса хочет восстановить утраченную связь времен.
Пагубное влияние порочных родителей на детей прослеживается в характере Чичикова, который с рождения был приучен его отцом ко лжи, лицемерию и продажности. Даже товарищ называл его «христопродавец», потому что тот за определенную цену мог продать любого.
В романе четко наблюдается влияние отцов на судьбы их детей. Илья Ильич Обломов жил в точности, как его родители: неспешно, однообразно. Он был ленив и боялся перемен, из-за чего даже потерял свою возлюбленную.
Абсолютная противоположность Обломова – его лучший друг Андрей Иванович Штольц.
Он был воспитан в трудолюбивой, образованной семье предпринимателей, поэтому и вырос целеустремленным и успешным молодым человеком, достигшим известности в высших кругах общества.
Проблема взаимоотношений поколений в пьесе показана в ином ракурсе, когда дети берут на себя роль родителей.
Родной и приемной дочерям Раневской Любови Андреевны самим приходится разбираться с обанкротившимся семейным имением и думать о своем будущем после продажи дома и сада за долги.
В то время как наивная Раневская до последнего не верит в то, что поместье отберут, а в итоге лишается всего.
Пантелей Мелехов, отец Григория, Петра и Дуняши Мелеховых, держит детей в строгости. Узнав о связи старшего сына с замужней женщиной, насильно женил его на Наталье Коршуновой.
Но семейная жизнь не сложилась, и Григорий ушел на войну вместе с Петром, который оставил в отцовском доме жену Дарью. Девушка вскоре осквернила имя семьи, за что была выпорота свекром Пантелеем.
Но после революции власть отца ослабевает, и дети перестают подчинятся его казачьим законам.
В центре произведения повзрослевшие школьники-комсомольцы. Искра Полякова – активистка класса, воспитывается в строгости властной матерью-комиссаром. Она резка со всеми, даже с матерью.
Вика Люберецкая – девочка из интеллигентной, зажиточной семьи инженера, живет с отцом, который относится к ней с нежностью и делает всякие послабления. Искра недолюбливает одноклассницу, но, когда с Викой случается беда, – первая оказывает ей поддержку.
Сама же Люберецкая не может выдержать обвинений в адрес ее отца и совершает суицид.
Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-ottsyi-i-deti/argumentyi-po-napravleniyu-ottsyi-i-deti.html
Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-ottsyi-i-deti/argumentyi-po-napravleniyu-ottsyi-i-deti.html
Источник: https://zelena114.blogspot.com/2018/09/blog-post_97.html
Аргументы ЕГЭ. Проблема «отцов» и «детей»
По тексту Тендрякова. Щемит сердце, хоть кричи… Сева – наш сын, единственный сын в благополучной семье.
Почему возникают конфликты между детьми и родителями? Отчего мы так часто друг друга не понимаем? Зачем обижаем самых дорогих и близких людей? Можно ли этого избежать? Как много вопросов возникает у меня после прочтения текста писателя В.Тендрякова.
В тексте автор рассматривает проблему «отцов» и «детей». Чтобы привлечь наше внимание к проблеме, он рассказывает историю взаимоотношений отца с сыном-подростком. «Милый, ласковый, домашний мальчик, послушный, почти отличник» в подростковом возрасте изменился.
«…Стал повышенно раздражительным. Теперь любая мелочь выводила его из себя… Сева стал чаще пропадать из дома». У отца «щемит сердце, хоть кричи…», но он понимает причины конфликта, объясняя их нам. Подростку становится тесно в семье, хочется свободы и независимости.
Так было и будет всегда. Для доказательства писатель приводит слова Гесиода, который жил ещё в седьмом веке до нашей эры: «…Молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна».
Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься об отношениях между родителями и детьми.
Позиция автора мне понятна и ясна: конфликт между «отцами» и «детьми» неизбежен. Писатель сочувствует родителям, оказавшимся в такой ситуации, но понимает и Севу.
Я полностью разделяю точку зрения автора. Как часто нам кажется, что родители нас не понимают, что мешают нам жить, дают не те советы. Как много нужно набить шишек, чтобы понять, что родители плохому не научат.
Как пишет автор, у одних он (конфликт) проходит незаметно, у других перерастает в трагедию. Но таков закон жизни: конфликта между отцами и детьми избежать нельзя.
Попробую это доказать, обратившись к произведениям художественной литературы, где писатели часто поднимают эту проблему.
В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» Николай Ростов, жизнерадостный, весёлый и добрый юноша, попадает в очень затруднительную ситуацию. Он проигрывает Долохову сорок три тысячи рублей, целое состояние.
И это несмотря на то, что накануне отец просил его ограничить свои расходы, объяснив, что в семье материальные трудности и жить на широкую ногу они не могут себе позволить. Николай согласился с отцом, а на следующий день… проиграл огромную сумму. Что делать? Пуля в лоб, или пойти к отцу и всё рассказать, просить о помощи.
К счастью, Николай выбирает второе. Граф Ростов и вся их удивительно добрая, любящая семья помогут ему. Они переедут в Отрадное, чтобы ограничить свои расходы и выплатить долг Николая. Для героя это огромный жизненный урок. Пройдёт несколько лет, и Николай все дела возьмёт на себя.
Он будет рачительным хозяином поместья и вернёт материальное благополучие семье. Конфликта, который мог привести к трагедии, удалось избежать только благодаря отцу, для которого любовь к сыну победила всё остальное.
Удивительные отношения между родителями и дочерью складываются в повести современной писательницы Людмилы Улицкой «Сонечка». Татьяна, дочь Сони и Роберта Викторовича, в шестнадцать лет перестала учиться, из школы её исключили.
Броские наряды, яркая вызывающая косметика, желание нравиться… Она стала встречаться с мальчиками, приводя их в родительский дом по ночам. Странные отношения с Асей. Сонечка в недоумении, а Роберт Викторович успокоил жену: «В меня пошла. Кровь играет.
Подожди чуть-чуть, всё будет хорошо». И действительно, повзрослев, Таня изменится, поймёт, что ей нужно в жизни. Выйдет замуж, станет матерью, талантливой переводчицей, займётся музыкой. Такой дочерью можно будет только гордиться.
Конфликта в семье удалось избежать благодаря мудрости родителей, их терпению и любви.
Таким образом, конфликт «отцов» и «детей» неизбежен. Чаще всего в подростковом, юношеском возрасте появляется трещина во взаимоотношениях. Разборки, выяснения отношений, поучительные нотации могут усугубить конфликт.
Родители должны проявить максимум терпения, любви, житейской мудрости, чтобы конфликт постепенно угас. Сделать это необходимо, чтобы помочь своим детям пережить сложный и конфликтный возраст.<\p>
Проблема «отцов» и «детей». По тексту Тендрякова.
Щемит сердце, хоть кричи… Сева – наш сын, единственный сын в благополучной семье.
Конфликт поколений… Всегда ли он существовал? Почему дети перестают слушать своих родителей, а родители не понимают своих повзрослевших отпрысков? Можно ли избежать конфликта? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста В.Тендрякова.
В своём тексте автор поднимает проблему «отцов» и «детей». Он рассказывает о непростых взаимоотношениях отца с сыном-подростком. «Домашний, послушный» мальчик Сева изменился в подростковом возрасте.
Сначала внешне: «отпустил волосы, наотрез отказался стричься, в какой-то женской кофте с бубенчиками…». Стал «повышенно раздражительным», «любая мелочь выводила его из себя». А потом «Сева стал чаще пропадать из дома». Отец переживает, но он понимает, что происходит с сыном.
В рамках семьи «становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери и отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности». Автор замечает, что конфликт этот существовал всегда.
В доказательство он приводит слова Гесиода, произнесённые в 7 веке до нашей эры: «…Молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». Проблема, которую поднимает писатель, заставила меня глубоко задуматься о своих взаимоотношениях с родителями.
Позиция автора мне понятна: «становление человека неизбежно создаёт этот неисключительный кризис, у одних он проходит незаметно, у других перерастает в трагедию». Мы разделяем переживания отца и понимаем подростка-Севу.
Я разделяю позицию автора. Во многих семьях происходит этот конфликт. Часто его разрешение заканчивается ссорами, обвинениями в адрес друг друга, уходом подростка из дома. Это неправильный выход. Нужно набраться терпения, прежде всего родителям, у них есть житейский опыт.
Постараться не потерять доверие детей, ненавязчиво быть в курсе, чем увлекаются, с кем дружат. Иного выхода нет. Художественная литература показывает нам много примеров, когда в юношеском возрасте дети часто не слушают родителей и порой совершают непоправимые ошибки.
Попробую это доказать.
В сентиментальном рассказе Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» мы встречаем девушку-крестьянку Лизу, которую нам безумно жаль. Она влюбилась в молодого дворянина Эраста, она поверила его словам любви, и совершила ошибку. Эраст обманул её. Он даёт ей сто рублей и презрительно выставляет. Девушка раздавлена предательством.
Она не может рассказать старенькой матери о своём позоре. Лиза бросается с моста. Мы знаем, что Лиза очень любила мать, но, может быть, матери нужно было подготовить девушку к тому, что предательства часто встречаются, но жизнь на этом не заканчивается. Скрытность девушки, нежелание расстроить мать приводят к трагедии.
Родителям нужно стараться поддерживать доверительные отношения с детьми.
В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» Наташа Ростова, послушная дочка, доверяла матери графине Ростовой все свои девичьи секреты. Они разговаривали обо всём, как подружки. Но, когда ей кажется, что она полюбила Анатоля Курагина, она становится скрытной.
О планируемом побеге знает только Соня, которая, к счастью, обратится за помощью к Пьеру. Почему открытая, жизнерадостная дочь скрывает от матери свою любовь? Она понимает, что сбежать с Анатолем ей никто не позволит. А ей не терпится быть с ним.
Когда родители всё узнают, они не упрекают дочь, хотя понятно, что здесь была запятнана честь семьи, помогают ей справиться с отчаянием, с болезнью. Они очень сильно любят дочь.
Таким образом, даже самые благополучные дети могут отдалиться от своих родителей, которые, как им кажется, их не поймут и не поддержат.
Родителя на какое-то время становятся врагами, которые мешают им быть счастливыми. И здесь мудрость родителей, их терпение и понимание способны либо разрешить конфликт, либо сделать его менее болезненным.
Агрессивное, враждебное поведение только усугубит конфликт. Будьте мудрыми!
Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/arghumienty_iege_probliema_ottsov_i_dietiei
Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ
Отношения между поколениями фигурируют во многих произведениях мировой литературы, ведь проблема отцов и детей не даром является “вечной”. При чем не стоит забывать, что отношения между старшими и младшими не всегда являются конфликтными. Это может быть и ярое противостояние друг другу, и полное взаимопонимание.
О чем может быть ваше сочинение об отцах и детях? Можно рассматривать разные поколения в самом широком смысле, а можно обратиться лишь к семейным взаимоотношениям. Это могут быть размышления в духе Базарова о разности взглядов, а может быть проникновенный монолог о любви к матери и отцу.
Все будет зависеть от конкретной формулировки темы (ее вы узнаете лишь за 15 минут до начала сочинения).<\p>
Не будет лишним приготовить заранее несколько универсальных цитат для эффектного введения или эпиграфа.
Например:
Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. (Фалес)
Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили. (Ф. Шиллер)
Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим. (И.
Гете)
Каждому возрасту присущи свои особенности. (М. Цицерон)
Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит. (Менандр)
Предлагаем возможный круг тем по данному направлению. Обращаем внимание, что это лишь предположение, реальные темы сочинений находятся в закрытом доступе и станут известны в день написания итогового сочинения.
- В чем заключается конфликт между поколениями?
- Почему разные поколения не понимают друг друга?
- Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
- Почему конфликт отцов и детей вечен?
- Почему отцы всегда поучают детей?
- Почему нужно уважать старших?
- К чему ведет конфликт отцов и детей?
- Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
- Что такое преемственность поколений?
- Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
- Как помирить отцов и детей?
Примерный список литературных произведений по направлению “Отцы и дети”
- А.Н. Островский, «Гроза»;
- Л.Н. Толстой «Война и мир»;
- Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
- М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
- А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
- И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
- И.А. Гончаров, «Обломов»;
- В.Г. Распутин, «Уроки французского”;
- И.С. Тургенев “Отцы и дети”;
- А.С. Грибоедов “Горе от ума”;
- Н.В. Гоголь “Мертвые души”;
- А.П. Чехов “Вишневый сад”;
- Б. Васильев “Завтра была война”.
Произведения и аргументы по направлению «Отцы и дети»
Произведение | На что обратить внимание |
И.С. Тургенев «Отцы и дети» | Спор Евгения Базарова И Павла Кирсанова отражает разницу взглядов на уровне поколений. Базаров для Кирсанова – выскочка разночинец, а Кирсанов для Базарова – никчемный и пустой праздный барин. Павел Петрович мог бы научить Базарова такту и сдержанности, а Евгений мог бы открыть для стариков мир преобразований. Но обе стороны слишком категоричны и бескомпромиссны, чтобы понять друг друга. |
И. Гончаров «Обломов» | Воспитание во многом определяет судьбу подрастающего поколения. Главный герой стал ленивым и праздным человеком без перспектив, потому что семья с детства баловала Обломова. Противоположным примером является Штольц. Его отец решил, что дорогу в жизнь Андрей должен пробивать себе сам. Он стал успешным предпринимателем, который добился всего самостоятельно. |
А.С. Грибоедов «Горе от ума» | Консерватизм Фамусова портит и молодежь, которая подстраивается под стариков ради получения высокого чина. Фамусов не признает необходимости образования и выступает за сохранение крепостного права. Кроме того, это общество погрязло в пороках и не пытается прислушаться к Молчалину, представителю младшего прогрессивного поколения. |
А.Н. Островский «Гроза» | Старшее поколение своим деспотизмом и консерватизмом обрекло город на застой. Поэтому мы наблюдаем в Калинове господство невежества, социальное расслоение и ханжеские нравы времён средневековья. Очевидно, что «отцы» правы далеко не всегда, ведь со временем их система ценностей устаревает и нуждается в обновлениях, которые может принести только новое поколение. |
Л.Н. Толстой «Война и мир» | Семья Ростовых – идеал семейного бытия для Толстого. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Они чтут русские традиции, всем членам семьи Ростовых свойственны живость и непосредственность. После отъезда из Москвы семья осталась фактически разорена. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга. |
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» | Отношение к родителям воплощает нравственную сущность человека. О главной черте в характере Раскольникова можно получить представление из слова его матери о поведении сына: «Вы думаете его бы остановили тогда мои слезы, мои просьбы, моя болезнь, моя смерть? – спрашивает Пульхерия Александровна и сама же отвечает: -Преспокойно бы перешагнул через все препятствия». Главная черта Раскольникова – вовсе не любовь к людям, а самолюбие, стремление во что бы то ни стало осуществить свое хотение.Противоположный пример – Соня Мармеладова. Она смогла преступить все законы морали ради спасения своей семьи от голодной смерти. |
К.Г. Паустовский «Телеграмма» | Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. На старости лет Катерина Петровна осталась совсем одна, хотя у нее была дочь. Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну – это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве. |
Р. Брэдбери «Вельд» | Отец детей убежден, что «дети должны получать всё самое лучшее». Но не всегда родители в полной мере может осознать последствия своей опеки. В данном рассказе показно, что родители пытались во всем угодить своему чаду, не запрещая им пользоваться детской, даже когда пребывание там приобрело пугающие масштабы. Решившись поставить точку и ограничить нахождение в комнате, отражающей мысли, родители столкнулись с жестокостью и безжалостностью собственных детей. К трагичному финалу приводит избалованность и отсутствие взаимопонимания между «отцами» и «детьми». |
Другие направления итогового сочинения:
Источник: https://examer.ru/ege/2019/itogovoe-sochinenie/otcy_i_deti
“Отцы и дети”: материалы для аргументов в сочинении
Проблема спора поколений, конфликта отцов и детей. Со времени появления романа И.С. Тургенева любой конфликт поколений в России стали называть конфликтом отцов и детей.
Роман о том времени, когда “обдумывались и решались судьбы будущих поколений, будущие судьбы всей России, становившиеся в зависимость от того или другого разрешения реформ.
Эта заманчивая работа потянула к себе всех более даровитых людей и выдвинула массу молодых публицистов, литераторов, учёных”. (Публицист Н.В. Шелгунов).
Образованная молодёжь, всегда иронически относившаяся к официальной народности и имперскому самолюбованию почувствовала себя обманутой. Он отрицала сложившиеся основы российской жизни, отрицала официальную демагогию, противопоставляя всему этому прогресс, науку, демократизм, философский материализм.
Вместе с горьким и униженным настоящим она отрицала всё то, чем восхищалась в прошлом: искусство, эстетику, религию…
“Отрицание прежнего” из моды стало лозунгом эпохи. Тургенев дал этому явлению название — нигилизм. Нигилизм вошёл в русский язык вместе с первым нигилистом, главным героем романа “Отцы и дети” Евгением Базаровым.
Базаров проповедует материалистическое мировоззрение, отрицает мораль, дворянскую культуру, идеалистическую философию. искусство, религию.
Главным оппонентом Базарова (представителя “детей”) становится дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов (представитель “отцов”).
Взгляды Базарова оказываются сильным шоком для поколения “отцов”, которые не могут победить Базарова доказательной логикой, превосходством в знаниях. Однако они берут не умением, а числом: их много, а Базаров одинок.
По сути все Кирсановы — “отцы”, их целый клан, в борьбе с которым одиночка Базаров обречён. В людях из народа Базаров тоже не видит помощников. Мужик пока ещё слишком тёмен: его не понять, да и сам он себя не понимает. А Базаров для него — ещё один барин, да ещё и с причудами: лягушек, например, режет…
Историческая обречённость Базарова, в которой был убеждён Тургенев, повлекла за собой неожиданную и нелепую гибель героя.
Проблема отцов и детей (в прямом значении этого выражения). Евгений Базаров не ценит любовь родителей. Матушка даже побаивается его, не знает, как ему угодить, а отец после разговоров с сыном испытывает свою несостоятельность, отсталость, ненужность.
Базаров не стыдится того, что его дед землю пахал. Отец гордится достижениями сына. Они с матерью любят сына, однако душевного отклика не получают.
Базаров борется со своими чувствами (таков его жизненный принцип — поступать всегда рационально), отрицает всякую привязанность, любовь, главное для него — “не рассыропиться”.
Проблема испытания героя любовью. “Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…”
Его неприличное ухаживание за Фенечкой закончилось дуэлью с Павлом Петровичем. Не могла заинтересовать Базарова и эмансипированная женщина Авдотья Кукшина. Зато Базаров влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. “В разговорах с ней он ещё больше прежнего высказывал своё презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в себе”.
Одинцова позволила Базарову открыть нечто новое в самом себе, новые чувства, новое отношение к женщине. Их союзу не суждено было состояться, но самой своей влюблённостью Базаров был реабилитирован в глазах Тургенева! Его Базаров вовсе не был циничным декламатором необычных идей: у него была душа, он наполнен любви, он показан человеком, достойным самых высоких чувств.
(По материалам учебника литературы для 10 класса Б.А. Ланина).
Источник: https://qwertyui11.blogspot.com/2015/07/blog-post_82.html
Проблемы отцов и детей (Аргументы ЕГЭ)
Мы живем в динамическом мире, где все постоянно находится в процессе движения, где нет ничего абсолютно статического и неподвижного.
Это физический закон применим ко всем вещам на нашей планете, и даже к вещам не материальным, как например мысль человека, его моральные ценности и социальные нормы и т. д.
Именно эволюция человеческой мысли порождает непроизвольные изменения морали общества, и эта новая мораль накладывается на уже устоявшуюся годами мораль наших предков, что приводит к непониманию и противоречиям между “стариками” и “молодыми”.
Я взял эти два понятия в скобки, т. к. возраст в этих противостояниях не всегда имеет ключевое значение. Конечно же, молодые люди лучше приспособлены к жизни, имея жизненный тонус и будучи полными сил, они заставляют так или иначе завидовать людей постарше, которые уже во многом лишены всего этого.
Но не это первопричина проблемы. Новая принятая обществом мораль очень часто идет встык с моралью людей “прошлого века”, отрицая ее догмы и правила.
Тогда у “стариков” есть только два пути: принять новую мораль полностью, <\p>
или же отказаться от нее, всячески пытаясь насадить свою прошлую мораль своим детям, внукам, молодым знакомым и т. д.
Часто бывает так, что и достаточно молодые люди жалуются на поведение “современной молодежи” их лет, ведь у этих двух групп людей различные системы ценностей. Вот почему бабушки на лавочке негодуют на современное поколение, щелкая семечки и приговаривая: “Молодежь уже не та…”
Но зачастую, не только система ценностей является причиной конфликта. Когда в ход идут физиологические данные и сравнения этих двух групп людей, говорить об одной лишь морали глупо. Гормональная (эндокринная) система человека развивается не за один день, и даже не за один десяток лет.
Это процесс долгий и муторный, сопровождаемый всевозможными побочными эффектами на поведение индивида и его психику. Так уж сложилось, что именно на возраст юношества.
Молодых людей в этот период своего эндокринного созревания можно назвать “рабами своих гормонов”, что делает их объективные суждения о мире расплывчатыми, понижает критичность, логику и другие атрибуты здравомыслящего человека.
В споре старшее поколение вправе приводить этот факт в качестве аргумента в свою пользу, что чаще всего и происходит, но вот только этого мало, чтобы выиграть спор. Отрицаешь – предлагай, как говорится. И это предложение звучит так – “вернуть старые порядки”. Но это неконструктивно, т. к.
мы уже знаем, что мир не стоит на месте, всегда есть что менять. К тому же мозг человека в старости подвержен не менее сильным физиологическим воздействиям, поэтому смотреть на возраст при споре – не вариант. Старый – не значит мудрый, молодой – не значит глупый. И наоборот.
Споры и разногласия между разными возрастными группами были всегда, и во времена Сократа, и во времена Шекспира, и в наше время. Проблемы и вопросы оставались всегда теми же, и это из-за причин, описанных мной выше.
Единственный способ разрешить эти споры – конструктивная мысль, основанная исключительно на фактах и реальной социальной обстановке.
Прийти к правде в споре можно лишь тогда, когда “старики” отбросят свои старые взгляды на мир и обратятся к реальности, а “молодые” смогут перебороть, или хотя бы контролировать свой максимализм и смотреть далеко в будущее.
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/problemy-otcov-i-detej-argumenty-ege/