Правда и ложь в пьесе горького «на дне»

Правда и ложь в пьесе М. Горького На дне 2

Наша кнопка

Скачать материал<\p>

Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне».

Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой философской пьесы М. Горького “На дне”. Автор с понятиями правды и лжи связывает два вида гуманизма, которые можно трактовать по-разному.

Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с трудностями жизни, предлагая “ложь во спасение”. Гуманизм же Сатина призывает не бояться смотреть правде в глаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека.

Кто же прав — Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь?<\p>

Действие пьесы «На дне» происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру с низким потолком, где темно, нет простора и трудно дышать.

Обратите внимание

Здесь собрались воры, нищие, калеки – все, кто был выброшен из жизни, различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные. У них нет ничего, все отнято, потеряно и затоптано в грязь. Они живут в атмосфере беспробудного пьянства, ругани и разврата. Большего “дна” и представить себе трудно.

<\p>

И вот в ночлежке появляется Лука, который несет с собой доброе, ласковое слово для каждого ее обитателя. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Актеру – о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма.

Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: «Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться – нечего!.. Смерть – она все успокаивает… Помрешь – отдохнешь…». Его правда – утешительная ложь. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, а лишь утешал и сеял ложные надежды. Он относился к ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искренне хочет помочь!

Совсем другая жизненная позиция показана в образе Сатина. Сатин – карточный шулер не боится ни жизни, ни смерти. Он потерял имя, работу, но он независим от обстоятельств, ценит свободу: “Хорошо это – чувствовать себя человеком!”. Сатин – борец за истину.

Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода – облегчения страданий – в простом утешении людей. Какова же его правда? Правда у Сатина – человек.

Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека, утверждает иную жизненную позицию: «Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека. Не жалеть…

не унижать его жалостью… уважать надо!» Сатин сам лжёт, но он имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к дальнему абстрактному человеку.

<\p>

Важно

Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. Ложь, даже “во спасение”, — чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать человека надо всегда; кем бы он ни был, он прежде всего человек. В этом я, безусловно, соглашусь с Сатиным.

Но, к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже недостаточно. Он ничего не может изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей “дна”. И, очевидно, проблема здесь не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не возродились бы. Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих. И в этом — жизненно-важная правда пьесы.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/literatura/pravda-i-lozh-v-pese-m-gorkogo-na-dne-.html

Правда и ложь в пьесе м. горького «на дне»:

Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество
задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда
стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий
является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди

819

них и социально-философская пьеса М. Горького «На дне».
Главное в ее сюжете — столкновение жизненных позиций и взглядов людей.

В пьесе
«На дне» автор поднимает характерный для русской литературы вопрос о двух видах
гуманизма. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с
трудностями жизни.

Гуманизм же Сатина призывает не бояться правды, не
примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права.

Кто же прав — Лука или Сатин? Что для каждого из них правда
и что ложь? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту произведения.
«Подвал, похожий на пещеру». Затхлый и душный воздух.

Каменные закопченные
своды, нары, грязь, и люди, живущие в атмосфере беспробудного пьянства,
грабежей, ругани и разврата. Вот, что мы видим с первых страниц пьесы.

Большего
«дна» и представить себе трудно.

Спустя некоторое время в ночлежке появляется Лука, который
несет с собой «ласковое» слово для каждого ее обитателя. Именно доброго к себе
отношения так им не хватало.

Совет

Этим несчастным людям, отверженным обществом, был
нужен человек, который пожалел и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие жить в
своем подвале по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих
отношений.

Лука им говорил слова, которые им были очень нужны: «Христос всех
жалел и нам так велел».

Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире
действительности. Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что его
понимают и поддерживают окружающие.

Возможно, он вновь приобретет уверенность в
себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться со своими проблемами.
Но все хорошо в меру. Как каждого лекарства, жалости должно быть определенное
количество.

Главное — не перейти тонкую грань между пользой и явным вредом.

Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить
человеческую душу, что можно. боль смягчить утешительной ложью. Он с са-' мого
начала выбрал ложный курс. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей
изменить что-либо в их жизни, он

лишь утешал и жалел их. Лука сразу стал относиться к
ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек,
который искренне хочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была именно
такая помощь. Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить.

Но свою «утешительную» философию Лука примерил и к здоровым
людям. Своими «сладким пилюлями» он поселил героев в мир заблуждений и иллюзий.

Пожилой странник, призывавший к терпению и примирению, убаюкивал в ночлежниках
слабость и неспособность бороться. Бедные люди и до его прихода бездействовали
в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам.

Обратите внимание

Лука же своим ложным
гуманизмом еще больше им навредил, «связав» окончательно руки и ноги. «Ты —
надейся! Ты — верь!» — внушал он им.

Человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно
придется услышать горькую правду, которая «всегда поднимается над ложью, как
масло над водою». Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на жизненные
противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям? Ведь «кто живет лишь
надеждой, рискует умереть голодной смертью».

Очевидно, и сам автор придерживается подобного мнения. Он
выстраивает сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его
позиции по этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки — ложный
гуманизм.

Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в
итоге терпит поражение.

Художественное развенчание ее сопровождается развалом
ночлежки: повесился Актер, Пепел попал в Сибирь на каторгу, загублена судьба
Наташи…

Автор больше симпатизирует теории Сатина. По его словам,
ничто так не радует глаз, как правдивость; ничто так не безобразно и
непримиримо с разумом, как ложь.

Правда, пусть даже самая горькая, всегда
должна побеждать. Не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому,
кто верит в это заблуждение.

А ложь — чистейшее проявление неуважения к
человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы

820

Важно

он ни был, он прежде всего человек. В этом, безусловно,
можно согласиться с Константином Сатиным. Но, к сожалению, одной лишь теории
бывшего телеграфиста тоже оказалось недостаточно.

Он тоже ничего не смог
изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей «дна». И, возможно,
проблема здесь не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или
без него, с Сатиным или тоже без него, так и не поднялись бы со «дна».

Большая
часть, того, чего человек добивается в жизни, зависит от него самого.

Проблема истинного и ложного гуманизма не решается раз и
навсегда. Время не стоит на месте, меняются обстоятельства, меняются люди.
Каждое последующие поколение решает для себя эту проблему в соответствии с
нравственными идеалами времени. Поэтому пьеса М. Горького актуальна во все
времена, и сейчас можно говорить о своевременности спора о гуманизме.

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/pravda_i_lozh_v_pese_m_gorkogo_na_dne/25-1-0-2385

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Правда и ложь в пьесе М. Горького “На дне”

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       У каждого человека свое восприятие и понимание правды и лжи. Относительно этих понятий много веков ведутся споры и дискуссии, которые так и не завершились. Ведь у каждого свое мнение и свои убеждения.

Эта же тема косвенно касается темы добра и зла, проводя между понятиями своеобразную, практически незримую параллель. Правда не может существовать безо лжи, как и зло без добра. На мой взгляд, самым лучшим произведением, которое отображает всю суть данной проблематики, является « На дне», написанное М. Горьким.

Яркие образы героев, простота изложения и драматизм сюжета завораживают, притягивают и надолго погружают в размышления относительно затронутого вопроса.

       «На дне» – это уникальное своего рода произведение, в котором изображен контраст столкновения людей имеющих разное мировоззрение, взгляды и жизненные позиции.

Автор наглядно демонстрирует ценности людей, тем самым привлекая внимание к социальным проблемам общества. Как по мне это довольно гениально.

Герои с разными судьбами, идеями и стремлениями являются полной противоположностью, но при этом, имеют какое – то сходство, которое если, не читая произведение довольно сложно проследить.

       Впечатляет и идея автора с местожительством героев и то, как он тонко преподнес атмосферу, как будто бы лично прочувствовав каждый камушек подвала и его душный, затхлый воздух.

Здесь отображено «дно» причем в прямом смысле этого слова. Жителям этого подвала чужда доброта, мораль и сочувствие.

Совет

Все отношения выстраиваются на жестокости и ругательствах, которые для многих стали смыслом жизни.

       Особого внимания в произведении заслуживает не только душащий подвал, но и главные герои – Лука и Сатин, которые, на мой взгляд, являются прямым отождествление правды и лжи. Лука, по моему мнению, это неисправимый оптимист, который верит в хорошее и следует своим убеждениям вопреки всему.

Ему проще верить в грядущие перемены, внушая обществу эту идею, чем принимать жестокую реалию действительности. Сатин же реалист. Он не живет иллюзиями, и верит исключительно в правду.

Идеи Луки вносят в общество еще больше зла и отчаянья, так как никакие перемены не происходят, и лучшей жизни им явно не светит.

       Лично я становлюсь на сторону Сатина, так как я тоже думаю, что лучше говорить правду, какой – бы злой она не являлась, чем жить в мире лжи, где правит иллюзия и мнимая надежда.

Да и правда дает больше перспектив, раскрывает новые двери и не вводит в заблуждение.

Мне кажется что произведение  « На дне»  – это глубочайшая идеология, и тонкая грань между хорошим и плохим, ложью и правдой, иллюзией и реальностью.

       Я думаю, что в каждом обществе достаточно людей выступающих за правду, и людей не принимающих ее. Также важно то, как эту правду преподнести, чтобы ложь не казалась такой прекрасной и перспективной.

Обратите внимание

На мой взгляд, правда – это самое чистое и светлое, что могли  и могут получить люди.

Еще следует отметить, что данное произведение, превосходно раскрывает всю тонкость восприятия людей чужого мнения и следования ему.

Источник: https://getsoch.ru/po-literature/silver-age/67-m-gorkij-na-dne/333-sochinenie-na-temu-pravda-i-lozh-v-pese-m-gorkogo-na-dne.html

Сочинение на тему Правда и ложь в пьесе На дне, Горький читать бесплатно

Правда и ложь

Пьеса «На дне» появилась в начале XX века в канун революционных событий в России. В ней изображена вся неприглядная правда жизни людей того времени, опустившихся на самое «дно». Постояльцы ночлежки, в которой разворачиваются события, потеряли всяческую надежду на нормальное существование.

Когда среди них появляется странник Лука, встает вопрос о жестокой правде и утешительной лжи. Он дает надежду многим обитателям, пытаясь успокоить их потерянные души. При этом он часто использует «утешительную ложь». Антагонистом Луки считается Сатин – в прошлом образованный и умный человек. Он предпочитает говорить людям неприглядную правду, чтобы не ущемлять их свободу.

Если присмотреться, то каждый персонаж пьесы несет свою жизненную философию. Несмотря на то, что они опустившиеся люди, они любят разговаривать о добре и зле, правде и лжи. В этих беседах раскрывается сущность каждого из них.

Так, например, Васька Пепел, несмотря на то, родился в воровской семье, пытается изменить свою жизнь к лучшему и начать честно зарабатывать. Однако судьба неумолима и его ждет та же участь, что и его отца.

Клещ был талантливым слесарем. Потеряв работу, потерял всяческий интерес к жизни и вымещает зло на жене. Трагична судьба и супруги Клеща. Она всю жизнь живет в нищете и сносит побои от мужа.

Постепенно у нее развивается чахотка.

Молодая Настя, хоть и девушка легкого поведения, а все верит в существование настоящей любви, и дни напролет читает любовные романы. Актер, без имени и фамилии пропил свой талант.

Сначала кажется, что он гордится этим. На самом деле, он с горечью вспоминает о сцене.

Важно

Барон, бывший некогда богатым аристократом, вынужден теперь жить в неопрятной ночлежке, из-за того, что промотал родительское состояние.

Всем этим людям Лука врет, но делает это, ни со зла, а чтобы зажечь в них надежду на лучшую жизнь. Как отмечают многие персонажи, у него просто добрая душа, не очерствевшая. Однако, нельзя не заметить, что такого рода «утешительная ложь» принижает человека и ущемляет его свободу.

Читайте также:  Какова роль женских образов в романе шолохова «тихий дон»?

Так, например, Актеру он говорит, что в каком-то городе есть бесплатная лечебница для алкоголиков, где полностью восстановят его организм, и он заживет новой жизнью. Главное денег на дорогу скопить. Тот начинает экономить на выпивке, откладывая деньги на дорогу. Когда Лука неожиданно исчезает, его надежды рушатся. В конечно итоге, Актер кончает жизнь самоубийством.

Умирающей Анне он говорит, что на том свете её ждет лучшая жизнь и она, наконец, отдохнет от всех тягот мирской жизни. В результате, в ней просыпается желание жить. Ведь если там хорошо, то ради этого можно здесь ещё немного потерпеть. С этим желанием в душе она и умирает.

В конце пьесы оставшиеся постояльцы рассуждают о правах каждого человека. Сатин открыто осуждает позицию «утешительной лжи», говоря, что она придумана для рабов. А бог настоящего человека – Правда. И даже если старик врал из жалости, эта позиция была неверной. Однако сам автор­ не дает однозначного ответа на вопрос о правде и лжи, оставляя выбор за читателями.

см. также:
Другие сочинения по произведению На дне, Горький

Характеристики главных героев произведения На дне, Горький

Краткое содержание На дне, Горький

Краткая биография Максима Горького

Источник: https://www.sdamna5.ru/pravda_i_lozh_na_dne

Правда и ложь в пьесе «На дне» Горького

Действие пьесы А.М. Горького «На дне» происходит в убогой ночлежке, которая больше похожа на тюрьму, чем на дом человека: темный подвал, нары, маленькое грязное окошко. У всех жителей подвала было разное социальное положение, прошлое, но у них одно на всех настоящее, которое, по их мнению, уже не изменить.

Но не все так считают. Рабочий-слесарь Клещ не смирился, он хочет вырваться из этой нищеты. Он, противопоставляет себя другим, ненавидит своих товарищей по несчастью, надеясь поправить свое социальное положение трудом.

«Я — рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых дней работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…»

— говорит он.

После смерти Анны, продав все инструменты, веру в лучшее будущее утрачивает и он.И тут появляется Лука со своей утешительной ложью.

Совет

Он искренне верит в свою жалость к людям, хочет помочь им, но на деле его проповеди приносят героям только вред.

Ложь, вводимая им в мир обителей ночлежки, сталкивается с их внутренним миром: в одном случае она терпит поражение — если в человеке сохранилось что-то живое и жизнеспособное; в другом — ускоряет гибель побежденных и уверовавших в нее.

Лука говорит Анне:

«Ты — с радостью помирай, без тревоги»

. А в ней, напротив, усиливается желание жить:

«Еще немножко… пожить бы… немножко! Колли там муки не будет… здесь можно потерпеть можно!»

Беседует Лука и с Наташей. Услышав от него притчу о «Праведной земле», Наташа делает не тот вывод, на который наводил ее рассказчик. Наташа начинает осознавать, что герой притчи, покончивший с собой, «не вытерпел обмана». И эти слова бросают свет на трагедию Актера, поверившего в уверения Луки и не сумевшего вынести горького разочарования.

Лука говорит:

«Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц, чтобы значит даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница — тоже человек… и даже рады, когда он лечиться желает!»

Искра, зарожденная словами Луки, жестоко истребляется Сатиным и Актер умирает..

Лука советует Ваське Пеплу уехать в Сибирь, чтобы разбогатеть собственным трудом. Но он не прибегает к его совету.

Никто не верит Насте, что у нее была настоящая, чистая любовь, все над ней смеются. Один Лука говорит:

«Я верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь, значит — была она!»

Лука не спорит с Бубновым, заявившим, что это ложь, но не обличает Настю в обмане. Он верит, что Настя способна любить так, как она говорила, и в этом его правда.

Лука необразован, но каждое его слово наполнено величайшей мудростью. А Сатин хоть и образован, но глуп, потому что не понимает, что если Лука и лжет, то делает это во имя спасения.

Лука давал шанс сделать его слова правдой, так было с Актером, Настей, да и вообще со всеми, кому он давал советы.

Обратите внимание

Видя, что будущее обитателей ночлежки тревожно и темно, что они боятся завтрашнего дня, он пытается этот страх побороть, показывая, что надо верить в лучшее.

Он пытался, но не смог, и в этом в основном вина самих ночлежников. Они сами подбивали себя на то, что все слова Луки — ложь. Зато они прислушиваются к словам Сатина:

«Человек — вот правда! Все — в человеке, все для человека!»

Он понимает, что все слова Луки в душах этих людей были как «луч света в темной царстве», говорит, что он (Лука) «для многих был… как мякишь для беззубых». Но в то же время сам не воспринимает этой лжи.

«Ложь —  религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»

— говорит Сатин.

В конце Сатин говорит:

«Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!» Но в этой ночлежке нет гордых, свободных людей. Все они униженные, побитые жизнью и им Лука был дан во имя их спасения, как «пластырь для нарывов».

Кто прав в этом споре? Что лучше — ложь или правда? По-моему, побеждает автор, который путем столкновения, сопоставления Луки и Сатина показывает нам, что человека ложь спасти не может, но в тоже время нельзя смотреть на жизнь так жестоко, как Сатин. Надо, имея надежду на лучшее, жить

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

настоящим, добиваясь своей заветной цели.

«Существует только человек, все же остальное – дело рук его и мозга!»

Источник: https://sochinyalka.ru/2018/01/pravda-i-lozh-v-pese-a-m-gorkogo-na-dne.html

Правда и ложь в пьесе м. горького “на дне”

Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”.

Главное в ее сюжете – столкновение жизненных позиций и взглядов людей. В пьесе “На дне” автор поднимает характерный для русской литературы вопрос о двух видах гуманизма. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с трудностями жизни. Гуманизм же Сатина призывает не бояться правды, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права.

Кто же прав – Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту произведения. “Подвал, похожий на пещеру”. Затхлый и душный воздух.

Важно

Каменные закопченные своды, нары, грязь, и люди, живущие в атмосфере беспробудного пьянства, грабежей, ругани и разврата. Вот, что мы видим с первых страниц пьесы.

Большего “дна” и представить себе трудно.

Спустя некоторое время в ночлежке появляется Лука, который несет с собой “ласковое” слово для каждого ее обитателя. Именно доброго к себе отношения так им не хватало.

Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек, который пожалел и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений.

Лука им говорил слова, которые им были очень нужны: “Христос всех жалел и нам так велел”.

Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире действительности. Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что его понимают и поддерживают окружающие.

Возможно, он вновь приобретет уверенность в себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться со своими проблемами. Но все хорошо в меру. Как каждого лекарства, жалости должно быть определенное количество.

Главное – не перейти тонкую грань между пользой и явным вредом.

Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, что можно боль смягчить утешительной ложью. Он с самого начала выбрал ложный курс. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, он

Лишь утешал и жалел их. Лука сразу стал относиться к ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искренне хочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была именно такая помощь. Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить.

Совет

Но свою “утешительную” философию Лука примерил и к здоровым людям. Своими “сладким пилюлями” он поселил героев в мир заблуждений и иллюзий.

Пожилой странник, призывавший к терпению и примирению, убаюкивал в ночлежниках слабость и неспособность бороться. Бедные люди и до его прихода бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам.

Лука же своим ложным гуманизмом еще больше им навредил, “связав” окончательно руки и ноги. “Ты – надейся! Ты – верь!” – внушал он им.

Человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придется услышать горькую правду, которая “всегда поднимается над ложью, как масло над водою”. Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на жизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям? Ведь “кто живет лишь надеждой, рискует умереть голодной смертью”.

Очевидно, и сам автор придерживается подобного мнения. Он выстраивает сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его позиции по этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки – ложный гуманизм.

Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в итоге терпит поражение.

Художественное развенчание ее сопровождается развалом ночлежки: повесился Актер, Пепел попал в Сибирь на каторгу, загублена судьба Наташи…

Автор больше симпатизирует теории Сатина. По его словам, ничто так не радует глаз, как правдивость; ничто так не безобразно и непримиримо с разумом, как ложь. Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать.

Обратите внимание

Не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. А ложь – чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы он ни был, он прежде всего человек. В этом, безусловно, можно согласиться с Константином Сатиным.

Но, к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже оказалось недостаточно. Он тоже ничего не смог изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей “дна”.

И, возможно, проблема здесь не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или тоже без него, так и не поднялись бы со “дна”. Большая часть, того, чего человек добивается в жизни, зависит от него самого.

Проблема истинного и ложного гуманизма не решается раз и навсегда. Время не стоит на месте, меняются обстоятельства, меняются люди. Каждое последующие поколение решает для себя эту проблему в соответствии с нравственными идеалами времени. Поэтому пьеса М. Горького актуальна во все времена, и сейчас можно говорить о своевременности спора о гуманизме.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/pravda-i-lozh-v-pese-m-gorkogo-na-dne/

Свердлов Михаил | | Журнал «Литература» № 23/2005

В пьесе Горького «На дне» действие происходит в ночлежке. Ночлежка описана по наблюдениям самого Горького, называли даже конкретное заведение в Нижнем Новгороде, с которого он списал свои “картины”.

Но при этом по ходу пьесы ночлежка всё более вырастает в глобальный символ: это “тупик”, “дно бытия”, и потому каждое слово, сказанное обитателем ночлежки, так или иначе пророчествует о судьбах европейской цивилизации.

Самая важная, мучительная проблема для обитателей ночлежки — это проблема правды и лжи. В чём заключается “правда” ночлежки? В том, что у людей отняты будущее, надежда, смысл. Почти все ночлежники как могут спасаются от этой “правды”, выдумывают себе суррогаты будущего, надежды, смысла. Так, живущая в ночлежке девушка Настя грезит “роковой любовью”.

Торговка Квашня гордится своей мнимой женской свободой, Васька Пепел — ещё более мнимой свободой воровской, а сапожник Алёшка — совсем уже отчаянной свободой загула. Актёр надеется на свой талант и на то, что его трудности, вызванные алкоголизмом, временные.

Клещ цепляется за своё классовое самосознание, гордится своей принадлежностью к рабочему классу и всеми силами рвётся из ночлежки. Татарин пытается держаться за Коран, а умирающая Анна с надеждой ждёт воздаяния в загробной жизни.

Даже самые отчаявшиеся из ночлежников на что-то ещё опираются, за что-то держатся: Барон живёт своим прошлым, а у Наташи остаётся ещё последняя надежда на спасительную любовь. Только два персонажа из обитателей “дна” лишены иллюзий — это Бубнов и Сатин.

Удивительное дело: чем больше ночлежники хотят скрыть от самих себя реальное положение дел, тем с большим наслаждением уличают других во лжи.

Важно

Им доставляет особое удовольствие мучить своих товарищей по несчастью, пытаясь отнять у них последнее, что у тех есть, — иллюзию.

Перед нами как будто не просто “дно”, а ад человеческой цивилизации, в котором жертвы этой цивилизации помимо лишений должны ещё испытывать адские мучения, — и вот они сами устраивают эти мучения друг другу.

Обратим внимание: “дно” зеркально повторяет структуру человеческой цивилизации. Здесь представлены почти все сословия, все основные профессии и типы личности. Здесь каждой “твари по паре”, но только с уничижительным эпитетом “бывший” (“бывшая”).

Барон — бывший дворянин, Бубнов — бывший мещанин, мелкий буржуа, Актёр — бывший человек искусства, Сатин — бывший интеллигент. Даже те, кто в начале пьесы ещё не стали “бывшими”, непременно ими станут: Клещ и Татарин — бывшими рабочими, Медведев — бывшим полицейским. Обитатели “дна” обречены.

У входа в ночлежку можно было бы написать: “Оставь надежду всяк сюда входящий”.

Но не только бывшие люди страдают в ночлежке, сюда попадают осколки основных идей, верований, идеалов — вокруг них постоянно ведутся споры среди обитателей “дна”. Не случайно Сатин задумчиво произносит умные слова, значения которых он уже и сам забыл: “органон”, “макробиотика” и “трансцендентальный”, а Актёр цитирует Шекспира и Беранже.

Мы слышим в ночлежке отзвуки культуры, ставшей бессмысленной, только слабым воспоминанием. Неужели слова “бывшее”, “прошлое”, “безнадёжное” и есть вся правда ночлежки? Как будто затем, чтобы сразиться с этой “правдой”, в ночлежке появляется Лука. Лука — странник, мудрец и утешитель.

Он утешает каждого сообразно его тайной мечте: Анну — загробным покоем, Актёра — возможностью излечения, Пепла и Наташу — надеждой на честную жизнь в Сибири, Настю — тем, что сочувственно слушает её истории про роковую любовь. В этом “ложном” утешении как будто скрывается намёк: “Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман”.

Читайте также:  Авторский стиль платонова на примере повести «котлован»

<\p>

“Ложь” Луки направлена против “правды” дна; более того, своими утешениями странник разоблачает эту “правду”, показывает, что в ней скрывается большая ложь.

Лука внушает: “Коли веришь, — есть; не веришь, — нет… Во что веришь, то и есть…” Сам он верит в то, что природа человеческая не ограничивается мерзостью дна, что почти в каждом есть лучшее, что в человеке скрывается та сила, о которой он и не знает. Вот настоящая правда, скрытая в страшных буднях ночлежки.

Совет

Лука не просто утешает, он взывает к жизни лучшие силы человеческой души и тем самым возвращает людей к их собственной забытой, задавленной правде.<\p>

Тупик ночлежки — это ещё не весь мир, настаивает Лука. Надо искать лучшего, стремиться к свету. В природе человека это стремление, и его ничем не задушить: “Но — я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…”

Что же мы видим? Оказывается, нет одной правды. А есть по крайней мере две — правда “дна” и правда лучшего в человеке. Какая правда побеждает в пьесе Горького? На первый взгляд — правда “дна”. Никому из ночлежников нет выхода из этого “тупика бытия”. Никому из персонажей пьесы не становится лучше — только хуже.

Анна умирает, Клещ окончательно “опускается” и оставляет надежду вырваться из ночлежки, Татарин теряет руку, а значит, тоже становится безработным, Наташа погибает морально, а может быть, и физически, Васька Пепел попадает в тюрьму, даже пристав Медведев становится одним из ночлежников.

Ночлежка принимает всех и не выпускает никого, кроме одного человека — странника Луки, который натешил несчастных сказками да и исчез. Кульминация всеобщего разочарования — это смерть Актёра, которому именно Лука внушил тщетную надежду на выздоровление и нормальную жизнь.<\p>

Но является ли победа “дна” полной? Нет.

Ложь Луки прояснила важнейшую, главную правду: старый мир обречён на гибель и человечество обязательно придёт к новому миру. Из ночлежки нет спасения потому, что вообще нет спасения в условиях старого мира — мира богатых и бедных, сытых и голодных, хозяев и рабов.

Но вечный инстинкт, побуждающий человека стремиться к лучшему, непременно переменит старые порядки, непременно устроит всё по-новому. Провозгласить эту истину автор доверяет своему любимому герою — пьянице и шулеру Сатину. Вроде бы это парадокс: слова о величии человека произносит человек опустившийся, жулик, пьяница.

Но в этом-то и заключается “программа” Горького. Сатин не просто ленится работать, и дело не в том, что он не способен работать, — он отказывается работать для сытости, отказывается играть по правилам старого мира.

Обратите внимание

Сатин — это инициатор малого “саботажа”, который непременно обернётся большим: по мысли Горького, люди должны отказаться работать на хозяев и мириться со своим рабским положением. Только сломав инерцию лжи, человек сможет вспомнить, что его имя звучит гордо, что он живёт для лучшего.

Лука — один из последних “святых” утешителей старого мира. Его роль в том, чтобы разбудить мысль Сатина и подобных ему. Сатин провозглашает правду борьбы: чтобы реализовать себя, человек должен расстаться со старым миром и устремиться к новому.

Так сцена ночлежки приобретает символический характер: это дно цивилизации, откуда исходит предупреждение, что вскоре вся цивилизация рабов и хозяев пойдёт ко дну.

И в то же время с этого “дна” звучит голос свободного человека, пророчествующий о лучшем, о том, что о “праведной земле” не надо мечтать, а надо строить её своими руками.

Источник: https://lit.1september.ru/article.php?ID=200502307

Правда или ложь в пьесе “На дне” – Сочинение

Что нужно героям пьесы А.М. Горького «На дне» — правда или ложь? 

Нужна ли правда героям пьесы М. Горького «На дне»? По­пробуем разобраться в этом вопросе.

Правду и ложь защищают в пьесе два «идейных противни­ка» — Сатин и Лука. Образ Луки в пьесе неоднозначен. Он тонкий психолог, имеет большой жизненный опыт.

Что же привносит в жизнь странников Лука? Он способствует за­рождению в жизни персонажей надежды (Анне обещает обре­тение желанного покоя после смерти, Актеру говорит о бес­платной лечебнице для алкоголиков, Ваське Пеплу — о воз­можности начать новую жизнь в Сибири, поддерживает ро­мантическую историю Наташи о любви). Сочувствие, сострадание слышится в его речи, для которой характерны простые предложения, осложненные обращениями — слова­ми, содержащими в себе оценку, уменьшительно-ласкательные суффиксы, неполные предложения с экспрессивной окраской, эллиптические и парцеллятивные конструкции. Речь Луки необыкновенно афористична: «Где тепло — там и родина», «Порядка в жизни нет, чистоты»,«.. .ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают».

Важно

Стоит отметить, что сами герои в финале пьесы меняются. Критики отмечали ту атмосферу человечности, всеобщего воодушевления, которая воцаряется в ночлежке. Впервые щедр и добр к людям Клещ, Барон впервые задумывается над жизнью, Бубнов угощает всех, и звучащая песня объединяет людей.

Но все портит смерть Актера. И это уже трагическое столкно­вение мечты и реальности. Остальным также не удается воп­лотить мечту в реальность. Васька Пепел следует в Сибирь на каторгу, Наташа, верящая в романтическую любовь, уличает во лжи Барона, Анна умирает.

Получается, что ложь Луки ничего не дала окружающим.

Однако только л и на Луку автор возлагает ответственность за происходящее? Какова авторская позиции в пьесе? Главный

идейный противник Луки — это Сатин. Он искренне верит в человека, в его внутреннюю силу. Характерно, что Сатин не является в пьесе идеальным положительным героем. Но он умен, пользуется уважением окружающих, во многом вы­ражает авторские взгляды. Он утверждает, что человеку нужна правда, призывает уважать личность.

Важно

И в пьесе именно диалоги придают действию атмосферу напряжен­ности и конфликтности. Автор вкладывает в уста героя яр­кие, емкие слова для выражения главной идеи — о назначении Человека: «Существует только человек, все же остальное— дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит гор­до!».

В речи Сатина содержатся элементы публицистического стиля, для которого характерен облегченный синтаксис, простые обобщенно-личные предложения и безличные предложения.

Автор не разделяет ни позицию Луки, ни позицию Сатина. Он ставит в пьесе один из вечных вопросов, призывая зрителя к размышлению. Безусловно, Горький-реалист выступает за человеческое мужество и веру в собственные силы. Однако Горький-романтик высоко ценит способность человека к меч­те.

Именно поэтому критики отмечали, что образ Луки более удался писателю, нежели образ Сатина (В. Ходасевич). Также критики отмечали определенное «родство» этих персонажей. В финале пьесы именно Сатин защищает Луку. Таким обра­зом, герои А.М.

Совет

Горького отражают двойственность, проти­воречивость натуры самого писателя.

И думается, героям все-таки нужна правда. Возможно, она могла бы пробудить их к жизни, личностной реализации.

Здесь искали:

  • правда и ложь в драме на дне
  • нужна ли героям пьесы на дне правда
  • правда и ложь в пьесе на дне

Источник: https://Sochineniye.ru/pravda-ili-lozh-v-pese-na-dne/

Сочиненине на тему “Правда и ложь в пьесе «На дне»”

Скорее всего, когда Максим Горький трудился над пьесой «На дне», вопрос правды и лжи был принят им за основу произведения. То, что в пьесе описывается быт низших слов населения – это просто фон и экспозиция. А вопрос правды и лжи – кульминация.

Люди, которые живут на дне жизни, по замыслу писателя сталкиваются с правдой и ложью. Но главное то, что они не могут разобраться, чему верить, а чему нет. Скорее всего, Максим Горький и сам не смог бы ответить на этот вопрос.

Да и нужно ли? Ведь пьеса о выборе между Правдой и Ложью. Между Добром и Злом.

Что представляют собой персонажи пьесы? Обычные обитатели дешевой ночлежки, которые, волею судеб, вынуждены кое-как сводить концы с концами. За спиной каждого из них – личная трагедия. Актеру сломал жизнь алкоголь. Барон – бывший дворянин, но судьба лишила его всех привилегий и наследства.

Совет

Сатин – бывший арестант, а Васька Пепел – человек, у которого по законам описанного времени нет будущего: он сын вора. На каждом персонаже – печать суровой жизни. Им свойственен цинизм, отсутствие приятного морального облика и мрачные мысли. Персонаж по имени Андрей Митрич, например, ждет смерти своей жены.

И подобные размышления в той или иной степени присутствуют практически у каждого. Это – правда. Суровая правда жизни начала двадцатого века.<\p>

Где же в произведении ложь? Она появляется вместе с появлением старого странника Луки. И здесь возникает самый главный вопрос произведения, в котором нужно разобраться.

Звучит он так: а ложь ли принес Лука в ночлежку? Ведь суровая правда в том, что эти люди действительно на дне. А Лука дает понять, что это не так. Он пробуждает волю к жизни в супруге Андрея Митрича, видит в безнадежном воре и преступнике хорошего человека и даже так влияет на спившегося актера, что тот приходит к мысли прекратить пить.

С появлением Луки ночлежка оживает и начинает жить, потому что в людях просыпаются чувства.<\p>

Есть ли в словах Луки ложь и в чем заключается его конфликт с жизненной правдой? Ведь согласно общепринятым правилам – эти люди на дне и глупо это отрицать. Однако, странник совершает невозможное и указывает на то, что дна… не существует.

Это просто угол, в который постояльцы загнали себя сами. И даже более того: не хотят из этого угла выходить. То есть слова Луки – это не ложь, а всего лишь вторая половинка правды, от которой, по каким-то причинам, жители ночлежки отказались.

Кульминация пьесы ясно показывает, как устроена психология человека. Люди настолько отвыкли от того, что они хорошие, что попали в зависимость от слов Луки.

Обратите внимание

Доброе слово делает их души лучше и светлее, но усилий одного странника – ничтожно мало.

Поэтому после того, как Лука уходит – возникает конфликт двух половинок правды, в одну из которых пропадает вера, и она, в понимании обитателей ночлежки, снова становится ложью. Все возвращается на «свои» места и заканчивается убийством.

Вряд ли Максим Горький имел в виду конфликт правды и лжи. Скорее всего, в своем произведении он пытался сказать о том, что правда не может быть категоричной. А человек становится плохим и опускается на дно общества тогда, когда ему не хватает добрых слов, которые тоже являются правдой и придают ему сил. Без этой правды, которую окружающие считают ложью, опускаются руки даже у самого сильного человека. Обыкновенные слова поддержки могут быть ложью только тогда, когда они фальшивы. Но если человек, под влиянием этих слов, бросает пить или находит свою любовь, желая изменить свою жизнь и стать счастливым… то какая же это ложь? Просто на примере этой пьесы ясно видно, что людям просто мешают услышать эту Правду и выдают ее за ложь. А человек, от отчаяния, верит в то, что он плохой и начинает вести себя соответственно. Вплоть до преступлений.<\p>

Источник: https://best-language.ru/sochineniya/gorkij/na-dne/pravda-i-lozh

Ложь и правда в пьесе Горького «На дне»

Пьеса М. Горького «На дне» — социально-философская драма. Одним из главных философских вопросов произведения является вопрос о правде и лжи. Что нужнее человечеству? Что нужнее героям Горького?

Правда и Ложь

Правда и ложь, как две стороны одной медали, — неразделимы. Столкновение этих понятий зачастую составляет основу многих литературных, да и жизненных конфликтов. Не исключение и пьеса «На дне», где автор противопоставляет различные взгляды на жизнь двух главных героев – старца Луки и шулера, бывшего телеграфиста Сатина.

Грязная, душная ночлежка приютила несколько человек, потерявших все в жизни – работу, семью, доброе имя. В тяжелых условиях безнадежности люди теряют еще и веру в лучшее и все глубже тонут в бездне брани, унижения и разврата.

«Ложь» Луки

Неожиданно в их жизнь входит праведный странник Лука. Он напоминает этим людям, что можно общаться иначе – ласковым, добрым словом обращается к ним. К каждому пытается он найти подход, каждого утешить и приголубить. Но все его милосердие и доброта основаны на лжи!

Он лжет Актеру о лечебницах для больных алкоголизмом, где ему укрепят организм и наставят на правильный путь. Ваське Пеплу он рассказывает о возможности хорошо заработать в Сибири. Насте, девушке легкого поведения, он обещает встречу с настоящей любовью. Анне сулит райское блаженство после смерти. Души потерянных людей словно отогреваются, они оживают, начинают мечтать, надеяться, верить…

Но оправдано ли такое отношение? Ведь Лука заранее уверен, что эти люди неспособны ничего изменить, что они никчемные, опустившиеся, слабые, недостойные уважения. Иначе Лука, будучи тонким психологом, постарался бы найти нечто такое в душе каждого, что смогло бы им помочь реально. Недаром имя старца часто соотносят с Лукавым – искусителем.

Своей ложью старик лишь на время усыпил бдительность людей. Он окунул их в бездну выдумок и иллюзий. И вот для героев настало время открывать глаза на действительность.

Когда Лука в самый ответственный момент для ночлежников исчезает в неизвестном направлении, Васька Пепел попадает в тюрьму, судьба Натальи загублена.

Актер, поверивший в сказки странника, узнав правду, кончает жизнь самоубийством.

Правда «Сатина»

Противником Луки выступает Сатин – обитатель ночлежки, знающий о бытности каждого ее жителя не понаслышке. Он не одобряет вранья Луки, хотя в какой-то момент оправдывает его мотивы.

Сам же Сатин убежден – правда – вот то единственное, что способно помочь человеку сделать рывок и изменить сложившуюся ситуацию.

Для него сам «Человек» и есть правда, он верит в безграничные возможности человечества, так как «Бог умер!», и людям больше не на что надеяться.

Какая позиция ближе М. Горькому? Сложно сказать. Он явно не принимает ложного гуманизма Луки, но и в Сатине не видит истинного революционера. Возможно, именно противопоставление таких мега-понятий как «правда» и «ложь» и выявляет противоречивость натуры самого автора.

Заключение

Я думаю, что для человечества все же важнее правда. Главная проблема в пьесе «На дне» заключается не в правильности позиций героев, а в самих людях.

Ведь с появлением Луки или с его исчезновением, с пропагандой Сатина или без нее, герои все равно ничего не изменят в своей жизни.

Все, что происходит вокруг нас – дело наших собственных рук! В этом и есть главная правда пьесы М. Горького «На дне».

Сочинения по пьесе Горького «На дне»

Источник: https://spadilo.ru/lozh-i-pravda-v-pese-m-gorkogo-na-dne/

Правда или ложь в пьесе “На дне”

Что нужно героям пьесы А.М. Горького “На дне” – правда или ложь?

Нужна ли правда героям пьесы М. Горького “На дне”? По­пробуем разобраться в этом вопросе.

Правду и ложь защищают в пьесе два “идейных противни­ка” – Сатин и Лука. Образ Луки в пьесе неоднозначен. Он тонкий психолог, имеет большой жизненный опыт.

Что же привносит в жизнь странников Лука? Он способствует за­рождению в жизни персонажей надежды (Анне обещает обре­тение желанного покоя после смерти, Актеру говорит о бес­платной лечебнице для алкоголиков, Ваське Пеплу – о воз­можности начать новую жизнь в Сибири, поддерживает ро­мантическую историю Наташи о любви). Сочувствие, сострадание слышится в его речи, для которой характерны простые предложения, осложненные обращениями – слова­ми, содержащими в себе оценку, уменьшительно-ласкательные суффиксы, неполные предложения с экспрессивной окраской, эллиптические и парцеллятивные конструкции. Речь Луки необыкновенно афористична: “Где тепло – там и родина”, “Порядка в жизни нет, чистоты”,”.. .ни одна блоха не плоха: все черненькие, <\p>

все прыгают”.

Важно

Стоит отметить, что сами герои в финале пьесы меняются. Критики отмечали ту атмосферу человечности, всеобщего воодушевления, которая воцаряется в ночлежке. Впервые щедр и добр к людям Клещ, Барон впервые задумывается над жизнью, Бубнов угощает всех, и звучащая песня объединяет людей.

Но все портит смерть Актера. И это уже трагическое столкно­вение мечты и реальности. Остальным также не удается воп­лотить мечту в реальность. Васька Пепел следует в Сибирь на каторгу, Наташа, верящая в романтическую любовь, уличает во лжи Барона, Анна умирает.

Получается, что ложь Луки ничего не дала окружающим.

Однако только л и на Луку автор возлагает ответственность за происходящее? Какова авторская позиции в пьесе? Главный

идейный противник Луки – это Сатин. Он искренне верит в человека, в его внутреннюю силу. Характерно, что Сатин не является в пьесе идеальным положительным героем. Но он умен, пользуется уважением окружающих, во многом вы­ражает авторские взгляды. Он утверждает, что человеку нужна правда, призывает уважать личность.

И в пьесе именно диалоги придают действию атмосферу напряжен­ности и конфликтности. Автор вкладывает в уста героя яр­кие, емкие слова для выражения главной идеи – о назначении Человека: “Существует только человек, все же остальное- дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит гор­до!”.

В речи Сатина содержатся элементы публицистического стиля, для которого характерен облегченный синтаксис, простые обобщенно-личные предложения и безличные предложения.

Автор не разделяет ни позицию Луки, ни позицию Сатина. Он ставит в пьесе один из вечных вопросов, призывая зрителя к размышлению. Безусловно, Горький-реалист выступает за человеческое мужество и веру в собственные силы. Однако Горький-романтик высоко ценит способность человека к меч­те.

Именно поэтому критики отмечали, что образ Луки более удался писателю, нежели образ Сатина (В. Ходасевич). Также критики отмечали определенное “родство” этих персонажей. В финале пьесы именно Сатин защищает Луку. Таким обра­зом, герои А.М.

Совет

Горького отражают двойственность, проти­воречивость натуры самого писателя.

И думается, героям все-таки нужна правда. Возможно, она могла бы пробудить их к жизни, личностной реализации.

Глоссарий:

  • правда и ложь в драме на дне
  • правда и ложь в пьесе на дне
  • нужна ли героям пьесы на дне правда

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/pravda-ili-lozh-v-pese-na-dne/

Урок-диспут: «Правда» и «ложь» в пьесе А. М. Горького «На дне»

  • Ученик научится анализировать текст, у ученика сформируется компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, приобретения навыков самостоятельной работы с текстом, умений увидеть проблему и наметить пути её решения.
  • определить понимание «правды» и «лжи» Лукой и Сатином;
  • установить, как к ним относятся разные персонажи;
  • выяснить, какой результат имело появление Луки в ночлежке;
  • дать представление о различных трактовках образа Луки в литературоведении;
  • попытаться научить учащихся искусству спора.

Методическая задача:<\p>

  • Научить создавать проблемную ситуацию, побуждать учеников к высказыванию собственной точки зрения.
  • Самостоятельные исследования учащихся:

1) Сравнительная характеристика Луки и Сатина<\p>

2) Выявление авторской позиции.<\p>

публичный спор на научную или общественную тему.<\p>

Спор возникает тогда, когда существует несколько точек зрений на определенную проблему.<\p>

-истина на деле, истина в образе, в благе;<\p>

-правосудие, справедливость.<\p>

-честность, неподкупность, добросовестность.<\p>

ЛОЖЬ –<\p>

слова, противные истине.<\p>

(В. Даль)<\p>

Пьеса «На дне» в качестве центральной проблемы ставит проблему Правды и Лжи.<\p>

«Было бы невозможно жить на дне, – заявляет Горький, – без какой – нибудь утешительной выдумки о том, какова жизнь и какой она может быть…»<\p>

В списке действующих лиц Лука даётся как «странник 60 лет», Сатин- «лет под 40». Таким образом, разница в возрасте героев составляет 20 лет.<\p>

  • Лука – странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий свой путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст – слова утешения. А также слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки. (В речи почти нет слов с негативным значением – это располагает к нему собеседников; Лука очень активно использует пословицы и поговорки – умудренность, жизненный опыт.)
  • Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит в возможность решительного переустройства жизни, поскольку считает, что человек слаб изначально.
  • Исходя из подобного мировоззрения, герой стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди. Правда Луки- утешительная ложь.

Какая сцена является завязкой конфликта?<\p>

Когда Лука появляется в первый раз?<\p>

(Первое действие). Зачитайте несколько реплик.<\p>

Обратите внимание на внешний вид Луки .<\p>

Наташа входит. За нею – Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса.<\p>

Лука: Доброго здоровья, народ честной!<\p>

Пепел(приглаживая усы): А – а, Наташа!<\p>

Бубнов(Луке): Был честной, да позапрошлой весной…<\p>

Наташа: Вот – новый постоялец…<\p>

Лука: Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают… так-то. Где тут, милая, приспособиться мне?<\p>

Наташа(указывая на дверь в кухню): Туда иди, дедушка…<\p>

Лука: Спасибо, девушка! Туда так туда…Старику – где тепло, там и родина…<\p>

Что мы можем сказать об этом человеке?<\p>

Какое впечатление он производит на вас?<\p>

Можно ли сказать, что несколько прочитанных нами реплик сообщают нам что-то о его жизненной позиции?<\p>

Обратите внимание на фразы: «Мне – все равно!», «Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают…», «Старику – где тепло, там и родина…», «Где тут, милая, приспособиться мне?»<\p>

  • Характер Луки раскрывается и в диалогах с другими героями: Анна, Актёр.
  • Прочитайте их, сделайте вывод, каким предстаёт Лука? Что бы на его месте сделал Сатин?
  • Актер: Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… А теперь вот…кончено, брат! Все кончено для меня! Я всегда читал это стихотворение с большим успехом…гром аплодисментов! Ты…не знаешь, что такое аплодисменты…это, брат, как…водка!.. Бывало, выйду, встану вот так… Встану…и… Ничего не помню…ни слова…не помню! Любимое стихотворение…плохо это, старик?
  • Лука: … Ты…лечись!… пьяница – тоже человек… От пьянства нынче лечат… А это…в одном городе…название у него эдакое…

Анна. Дедушка!<\p>

Лука. Что, матушка?<\p>

Анна. Поговори со мной…<\p>

Лука (подходя к ней). Давай, побеседуем…<\p>

Лука (проводив его взглядом). Тяжело мужику-то твоему…<\p>

Анна. Мне уж не до него…<\p>

Лука. Бил он тебя?<\p>

Анна. Еще бы… От него, чай, и зачахла…<\p>

Анна. Дедушка! Говори со мной, милый… Тошно мне…<\p>

Лука. Это ничего! Это — перед смертью… голубка. Ничего, милая! Ты — надейся… Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего! Тишина, покой… лежи себе! Смерть — она все успокаивает… она для нас ласковая… Помрешь — отдохнешь, говорится… верно это, милая! Потому — где здесь отдохнуть человеку?<\p>

Анна. А как там — тоже мука?<\p>

Лука. Ничего не будет! Ничего! Ты — верь! Спокой и — больше ничего! Призовут тебя к господу и скажут: господи, погляди-ка, вот пришла раба твоя, Анна…<\p>

Лука. Стало быть, знаю, господин ундер…<\p>

Лука. А господь — взглянет на тебя кротко-ласково и скажет: знаю я Анну эту! Ну, скажет, отведите ее, Анну, в рай! Пусть успокоится… знаю я, жила она — очень трудно… очень устала… Дайте покой Анне…<\p>

Анна (задыхаясь). Дедушка… милый ты… кабы так! Кабы… покой бы… не чувствовать бы ничего…<\p>

Лука. Не будешь! Ничего не будет! Ты — верь! Ты — с радостью помирай, без тревоги… Смерть, я те говорю, она нам — как мать малым детям…<\p>

Анна. А… может… может, выздоровлю я?<\p>

Лука (усмехаясь). На что? На муку опять?<\p>

Анна. Ну… еще немножко… пожить бы… немножко! Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!<\p>

Лука. Ничего там не будет!.. Просто…<\p>

Пепел (вставая). Верно… а может, и — не верно!<\p>

Анна (пугливо). Господи…<\p>

  • Что можно сказать о разговоре Луки и Актера по поводу лечения алкоголизма? Случайно ли то, что Лука не называет город?
  • Каков итог этого разговора? Как вы думаете, есть ли доля вины Луки в самоубийстве Актера?
  • По-вашему, нужен человеку Лука (т.е. человек, который способен хотя бы на короткое время подарить надежду)?
  • Сатин – борец за истину
  • Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили героя.
  • Он сочувствует людям не меньше чем Лука, но не видит выхода в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что этот герой выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: «Человек – свободен, он за всё платит сам». Образ Сатина оставляет двойственное ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием персонажа. Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он выше всех по уму и по силе характера, но всё же чувствует себя уютно только в костылёвской ночлежке.
  • Сатин: Молчать! Вы – все – скоты! Дубье…молчать о старике! Ты, Барон, – всех хуже!.. Ты – ничего не понимаешь…и – врешь! Старик – не шарлатан! Что такое – правда? Человек –вот правда! Он это понимал…вы – нет! Вы – тупы, как кирпичи…Я – понимаю старика…да! Он врал…но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему…я – знаю! я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего…и обвиняет умирающих с голода… Я – знаю ложь! Кто слаб душой…и кто живет чужими соками, – тем ложь нужна…одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин…кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь ? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!
  • Барон: Браво! Прекрасно сказано! Я – согласен! Ты говоришь…как порядочный человек!
  • Знаменитый монолог Сатина о человеке: «Не жалеть…не унижать его жалостью…уважать надо!»
  • «Что такое правда? Человек – вот правда!»
  • Чью позицию выражает Сатин в монологе о человеке? Почему именно он?
  • Горький для выражения своих мыслей взял именно Сатина, т.к.:
  • Страстный бунтовщик против Бога, своего рода революционер, всё подвергает сомнению.
  • Вечно хочет зла и вечно совершает благо.
  • Стремится к истине.
  • Происходит своеобразная борьба Сатина с самим собой. Он согласен с тезисом Луки, что нужно уважать человека, однако он против жалостливого отношения к нему. Симпатии автора к Сатину возрастают по мере того, как он отделяет свою позицию от позиции Луки.
  • Лука уходит из ночлежки. Можно ли считать этот поступок бегством? Лука подарил надежду, но, может быть, он не хочет нести ответственность за то, что это лишь кратковременная иллюзия?
  • Попробуйте определить основные черты характера Луки. Что это за человек?
  • Что все-таки Лука предпочитает: горькую правду или сладкую ложь? На сколько оправдан этот выбор? Что предпочитаете вы сами?
  • Вспомним фразу: «Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают…». По сути, Лука утверждает, что он любит всех. Возможно ли любить всех?
  • Мы выяснили, что Лука – персонаж крайне противоречивый.
  • Вообще, в литературоведении существует три основные трактовки этого образа:
  • Трактовка МХАТа: Лука – вечный, неумный странник, искатель истины.
  • Трактовка И. Аннинского: Лука – беглец, он пассивен, он успокаивает человека лишь на время, подавляя активное начало. Лука – приспособленец.
  • Трактовка Мережковского: Лука – апостол.
  • Какова же его правда? Никакого позитива у Сатина нет, но, в противовес позиции Луки, герой решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя её «религией рабов и хозяев»: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!».
  • Горький выделяет две правды: «правду-истину» и «правду-мечту». Эти «правды» не совпадают. Ложь Сатина, в отличие от Луки, имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо «любви к ближнему» Сатин предлагает «любовь к дальнему», к абстрактному Человеку, человеку-мечте.
  • Сатин в финале остаётся в ночлежке, его реплика – финальная. Когда ему сообщают о смерти Актёра, он произносит следующую фразу:
  • Сатин: Эх…испортил песню…дур-рак!
  • Что вы можете сказать о финальной реплике Сатина? Каким он предстает перед нами?
  • Ночлежка – «дно жизни», его творец – Сатин, близок Сатане( от Сатанаил – наименование Сатаны). Лука – носитель учения Христа: для него все люди братья! Лука в переводе – «Родившийся при восходе солнца». Для Сатина человек – Бог.
  • С этой точки зрения Сатин – воплощение зла, Лука – Добра.
  • Так что же нужнее – истина или сострадание?
  • Кто из героев прав?
  • Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность натуры самого автора. В драме сосуществуют две правды: правда Луки, с ее безличностной добротой, христианским смирением, с ее «святой ложью», и правда Сатина, в чём-то жестокая, но гордая – правда отрицания лжи. И внутренний конфликт этих двух столь отличных друг от друга позиций разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными средствами, и что слова утешения не помогут людям стать счастливее.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/urok-disput-pravda-i-lozh-v-p-iesie-a-m-gor-kogho-na-dnie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]