Чацкий и молчалин: сравнительная характеристика

Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев

Категория: Горе от ума <\p> Actionteaser.ru – тизерная реклама

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от > дает правдивую галерею узнаваемых характеров. Проходят сто. летия, но она по-прежнему интересна читателям, так как созда. на гением, прекрасно умеющим отобразить «вечные» человечес-кие пороки и добродетели.

В «Горе от ума» противопоставлены два героя: Молчалин а Чацкий — напрямую они не сталкиваются, но читатель постоянно слышит высказывания о них других персонажей, судит о героях сам по их поступкам. Чацкий буквально «врывается» в сюжет комедии. Он молод, влюблен, безумно счастлив видеть Софью.

Он только ею занят, ему интересно мнение девушки о нем, готов на многое закрыть глаза, не замечает очевидную холодность любимой. Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног, Ну, поцелуйте же, не ждали? говорите! Что ж, рады? Нет? В лицо мне посмотрите, Удивлены? и только? вот прием! Как будто не прошло недели; Как будто бы вчера вдвоем Мы мочи нет друг другу надоели.

Обратите внимание

Чацкий забывает законы приличия, хочет все знать о Софье: как она жила, чем интересовалась, кого любила. Ему и невдомек, что у него нет никакого права на это. Любовь к Софье он считает основанием для такого бесцеремонного поведения. В семнадцать лет вы расцвели прелестно, Неподражаемо, и это вам известно, И потому скромны, не смотрите на свет. Не влюблены ли вы? прошу мне дать ответ.

Без думы, полноте смущаться. Напористость Чацкого выглядит довольно неуместной. В глазах Софьи он бывший знакомый, друг ее детских забав. Молчалин занял ее сердце. Мы ее глазами часто будем видеть обоих героев. «Не человек, змея»,— зло бросает она в сторону Чацкого.

О Молчалине с восторгом же говорит сначала Лизе, потом и Чацкому: Кого люблю я, не таков: Молчалин за других себя забыть готов, дерзости, — всегда застенчиво, несмело целую с кем можно так провестъ! ЛиМ а на дворе давно уж побелело… Возьмет он руку, к сердцу жмет, из глубины, души вздохнет, .г слова вольного, и так вся ночь проходит, с рукой, и глаз с меня не сводит…

Диза и Фамусов называют Чацкого умным человеком. Но будь военный, будь он статский, Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий! Павел Афанасьевич представляет его Скалозубу (о Чацком): Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти: так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой, И славно пишет, переводит.

Сначала только Софья настроена против Чацкого, да и то за его нелицеприятный отзыв о Молчалине. Она смотрит на Алексея Степановича глазами влюбленной, не желая замечать его недостатки, «превращая» их в достоинства. Но 'даже из ее похвал вырастает достаточно жалкий образ «героя ее романа». Чацкий не может поверить, что такого лицемера можно любить.

Он уверен, что Софья высмеивает Молчалина. Молчалин вам наскучил бы едва ли, Когда б сошлись короче с ним. Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел, При батюшке три года служит, Тот часто без толку сердит, А он безмолвием его обезоружит, От доброты души простит. И между прочим Веселостей искать бы мог; Ничуть: от старичков не ступит за порог.

Алексей Степанович «маленький человек», потому что сам себя считает таковым. Его никто не унижает, он сам делает это Добровольно, видя в подобострастии путь к поставленной Цели — стать своим в этом обществе.

Без малейшего стеснения °а Рассказывает: завещал отец: Во-первых угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, • Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Важно

Софья — часть его плана, с ее помощью он надеется «пр0 браться» в высшее общество, но рабская душонка Молчалиня не может противостоять соблазну, ему надоела роль смирении, ка, поэтому Алексей Степанович ищет благосклонности Лизы и сожалеет: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека… В Комедия А. С.

Грибоедова «Горе от ума» учит читателя бес-га помиссно отстаивать свои взгляды, бесстрашно «бороться» К° пом глупцов и лицемеров, которых предостаточно, к сожа-» в любое время. Зачем она не ты! Чацкий честен, ему претит любая ложь, поэтому он открывает душу этим ничтожным людям. Александр Андреевич никогда не унизится до обмана, и ему трудно понять Софью с ее любовью к Молчалину.

А ведь он сам толкнул ее на этот шаг своим отъездом. В разговоре с Лизой барышня невольно высказывает свою обиду на Чацкого: …ко где же изменила? Кому? чтоб укорять неверностью могли. Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой; но потом… Охота странствовать напала на него, Ах! если любит кто кого.

Зачем ума искать, и ездить так далеко? В комедии «Горе от ума» Чацкий «терпит поражение» от фа-мусовского общества, он с горечью замечает: Молчалины блаженствуют на свете! А мы можем сказать, что и в жизни так, к сожалению, происходит.

Ловкие, изворотливые, бесцеремонные лгуны добиваются своих целей, но автор своей комедией «Горе от ума» протестует против этих несправедливых законов общества. OH разоблачает лжецов и лицемеров, злобных посредственностей и мягкотелых соглашателей. Его Чацкий — пример вечного борца, способного «кинуться» в бой с целым светом, лишь бы отстоять свои идеи, справедливость и право на счастье.



Как я провёл летоУра! Наступило лето, и начались каникулы, это отличное время отдыха. Мы с бабушкой и дедушкой уехали на дачу. Она находится на Кумысной поляне. Там я помогал выращивать овощи, фрукты, цветы, которых у нас на даче очень много. Я очень много гулял с друзьями, купался в бассейне, читал любимые книги. Не раз мы ходили в поле, где запускали воздушного змея, у нас это здорово получалось.Всей семьёй мы ходили в берёзовую рощу. Там мы собирали лекарственные травы, слушали пение птиц, в<\p>

Чтобы понять и оценить истинные масштабы таланта художника, его вклад в литературу, нужно исходить из того, что нового сказал он о жизни и человеке, как его видение мира соотносится с нравственными и эстетическими идеалами, представлениями и вкусами народа. Твардовский никогда не стремился быть оригинальным. Ему чужды всякая поза, всякая искусственность:     Вот стихи, а все понятно.     Все на русском языке.     Блестящее мастерство, народность творчества Александра Трифоновича видны и в принци

Наблюдая за жизнью и людей,и животных, действительно погоджуюєшся с тезисом, что на все надо иметь счастье.Один, задумав что-то сделать, пошел и сделал без чрезмерных усилий.

Другому,чтобы достичь такого же самого, приходится затрачивать неимоверные силы и средства, а результат будет плачевный. Я думаю, дело в том, что мы часто делаем или не то, что нам нужно, или не так.

Совет

А часто нам нужно пройти тяжелые испытания, чтобы в результате достичь чего-то большего, чем мы себе запланировали или стали

Пушкин — самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; нам трудно говорить о нем спокойно, объективно, без восторга. Творчество этого богопоэта необыкновенно разнообразно, как сама жизнь.

Любовь, ненависть, смысл бытия, стремление к свободе, посмертная слава, муки творчества — все это становится объектом поэтического исследования.     А.С. Пушкин подарил нам реалистический роман в стихах “Евгений Онегин”.

Это произведение, в котором “отразился век” и современны

С появлением в ночлежке Луки ещё у нескольких ночлежников появилась вера в лучшую жизнь. Лука дал им точку отсчёта, идею, а они вокруг этой идеи создали свой образ идеального мира. Лука следует принципу “ложь во спасение”. Не можешь жить в общем мире – создай свой. Анна и Актёр его создали.

Анна умирала, и ей нужна была смерть как успокоение, она хотела, чтобы кончились её страдания на земле, а что будет дальше, ей было неважно. Лука смог убедить Анну в том, что жизнь после смерти будет гораздо<\p>

Родился в Джамшедпуре (Индия). Детство провел на греческом острове Корфу, где и увлекся изучением природы.

Когда семейство Дарреллов вернулось в Англию, Джералд устроился помощником смотрителя в зоопарк Уипснейд в графстве Бедфорд. По совету старшего брата Лоуренса Даррелла Джералд попробовал написать о своей любви к природе. Так появилась книга “Перегруженный ковчег” (1953), мгновенно ставшая бестселлером.

За ней последовали не менее популярные “Три билета до Эдвенчер” (1954), “Моя семья и друг

Обратите внимание

К лучшим произведениям А. Фадеева двадцатых годов относится роман «Разгром». «Я могу их определить так, — говорил Фадеев.

— Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все не способное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая пере

Одним из лучших произведений Паустовского, без сомнения, можно считать «Телеграмму». Это рассказ о настоящей любви и памяти.     Прочитав это произведение, на мой взгляд, невольно задумываешься над истинным смыслом жизни.

Как часто люди из-за бытовых сложностей и проблем забывают о самых близких и родных.     Так, героиней рассказа является Катерина Петровна. Эта женщина «доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником».

Жизнь уже не представляла для нее большой це

В русском народе говорят: «Жизнь прожить — не поле перейти», тем самым подчеркивая, насколько непростой является человеческая жизнь, насколько сложными мо­гут оказаться ее крутые повороты.

И на каждом из таких поворотов человек может попадать в ситуации, когда потребуются волевые качества характера — смелость, решительность, отвага и мужество.Да, всегда легче говорить, чем делать.

И нельзя не согласиться с утверждением «сколько есть людей, столько есть характеров». А значит, и разных жизней, и р

Мой царь! мой раб! родной язык! Мои стихи — как дым алтарный! Как вызов яростный — мой крик! В. Брюсов Валерий Яковлевич Брюсов — поэт, организатор и “идеолог” символистского движения.

Он обосновал и развил в своем творчестве особенности поэтики символистов, когда художник отказывается от социальной направленности, а на первый план выдвигает личное, субъективное начало. Познание мира происходит через внутренний, духовный опыт.

Действительность отражается в двух планах: реальном и мистическо

Сейчас смотрят:{module Грибоедов:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/griboedov-a-s/sochineniya-po-proizvedeniyu-gore-ot-uma/4573-chatskij-i-molchalin-sravnitelnaya-kharakteristika-geroev.html

Сочинение по литературе. Чацкий и молчалин. Сравнительная характеристика героев

А. С. Грибоедов родился в Москве в семье отставного военного. Поступает на философский факультет в Московский университет. Оканчивает его, затем поступает в Коллегию иностранных дел.

В 1820 году приступает к осуществлению замысла комедии “Горе от ума”. В связи с работой комедию заканчивает только через несколько лет.

“Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и является образцовым произведением. В нем нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука. Все детали не сочинены, а взяты из московских гостиных и перенесены в книгу.

Комедия “Горе от ума” — одно из самых ярких произведений не только писателя, но и всей литературы.

Основной конфликт комедии — столкновение консервативного дворянского общества с миром новых людей. К обществу принадлежит Молчалин, к “новым людям” с уверенностью можно отнести Чацкого. Бесспорно, Чацкий главный герой, он не только умнее всех прочих, но и положительно умен.

Важно

Ему принадлежат 300—400 душ, и он возвращается после отдыха на кислых водах в Москву. До его приезда Москва была носительницей старых взглядов (город тирании общественного мнения и преклонения перед мундиром и чинами). Защищал этот город Фамусов, а прислуживался у него Молчалин.

По мнению автора, в отличие от Чацкого, это главный отрицательный персонаж комедии, глупый любовник и сердечный друг Софьи. Но мне знакомы в нем эти черты, ведь все иногда бегают в поисках впечатлений за противоположным полом. То есть одной он говорит одно, а другой — другое.

Этот подлый человек, у которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца: “угождать всем людям без изъятья”, даже “собаке дворника, чтоб ласкова была”.

Чацкий — человек честный, искренний, способный трезво и независимо мыслить, видеть пороки и противоречия своего общества. Особенно ярко показывает Грибоедов эти качества, противопоставляя Чацкому низкого подхалима и лицемера Молчалива.

Чацкий, приехав, сразу отправляется к Софье в надежде найти ответ на прежние чувства — и не находит. Но его поразили две перемены: она необыкновенно похорошела и охладела к нему — тоже необыкновенно. У него возникает сомнение, что она влюблена. Он пытается узнать, кто это, и по возможности вернуть чувства и расположение Софьи.

Чацкий —сторонник новых рассуждений о жизни, он не старается кого-то переубедить. Он выступает за введение новых порядков и поэтому с самого начала неодобрительно относится к членам фамусовского общества и Молчалину в том числе.

Поначалу Чацкий всем приходится по душе. За него даже хотят выдать дочь одной графини, но та, узнав о том, что он не очень богат, опровергает это. Молчалин же пробивается по жизни сам. Он служит секретарем у Фамусова.

В сцене бала он услужливо восхваляет шпица Хлестовой, чем заслуживает ее расположение.

Совет

На протяжении всей комедии продолжается сюжетный мотив “падения”: Чацкий, едва появившись в доме, рассказывает, что по дороге падал много раз.

Но падение Молчалива с лошади, при вести о котором Софья лишается чувств, “рифмуется” с образцовым падением фамусовского дяди Максима Петровича: “Упал он больно — встал здорово”.

Это вписывает его в ту неизменную московскую традицию, против которой выступал Чацкий.

Молчалин видит смысл жизни в своем благополучии: “И награжденья брать, и весело пожить”. А Чацкий мечтает о бескорыстном служении отчизне, о том, чтобы принести пользу народу, который он уважает и считает “умным и бодрым”. В то же время он презирает слепое чинопочитание, угодничество, карьеризм. Он “служить бы рад”, но ему “прислуживаться тошно”.

Единственное, для чего он приехал в Москву, — это увидеть Софью. А когда он узнает, что она влюблена в Молчалина, начинает всячески ругать его.

В итоге Софья застает Молчалива в объятиях своей служанки Лизы. Чацкого, находившегося наедине с Софьей, после этого увидел Фамусов и посчитал, что это свидание. Чацкий должен покинуть дом и уехать.

По существу, никто из них не выиграл. Чацкий уехал, разочаровавшись, Молчалин покинул дом в стыдливом положении.

Мораль комедии такова: во всем, что получим мы от жизни плохого, подчас виноват наш ум. (Самый лучший пример — Чацкий.)

“Горе от ума” появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо гоголевский период и проживет еще много эпох.

Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/1424.html

Сочинение на тему: “Сравнение Чацкого и Молчалина в произведении “Горе от ума””

Автор: Грибоедов А.С.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит к лучшим произведениям русской литературы. В ней писатель отразил свое время, проблемы эпохи, а также показал свое отношение к ним.<\p>

В этом произведении в лице главного героя Александра Андреевича Чацкого изображен «новый человек», который наполнен возвышенными идеями.

Чацкий протестует против всех старых порядков, которые существовали тогда в Москве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм. Это человек с другим складом ума и души, другим взглядом на мир и людей.<\p>

Обратите внимание

Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина — Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его.

Но в доме старого друга его отца героя ожидают одни разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.<\p>

Чацкий уверен, что в его время все изменилось:<\p>

Нет, нынче свет уж не таков.

<\p>

Вольнее всякий дышит<\p>

И не торопится вписаться в полк шутов.<\p>

Чацкий считает, что образование необходимо каждому человеку. Сам герой долгое время провел за границей, получил хорошее образование. Старое же общество во главе с Фамусовым считает, что ученость – причина всех бед. От образования человек может даже сойти с ума.

Поэтому так легко фамусовское общество верит слуху о сумасшествии героя в конце комедии.<\p>

Александр Андреевич Чацкий – патриот России. На балу в доме Фамусова он увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо» только лишь за то, что тот иностранец. У героя это вызвало волну возмущения. Он борется за все русское в русской стране.

Чацкий мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, говорили на русском языке.<\p>

Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства. Чацкий борется за отмену крепостного права.<\p>

Одним словом, Александр Андреевич Чацкий хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее.

<\p>

Для того, чтобы более ярко показать характер Чацкого, в комедии рисуется и его антипод – Молчалин. Этот человек очень изворотлив, способен найти подход к любому влиятельному лицу.<\p>

Важно

Мировосприятие Молчалина, его жизненная позиция ни в коей мере не укладывается в моральный, нравственный кодекс жизни. Он один из тех, кто служит чину, а не делу.

Молчалин уверен, что такая форма общественных отношений единственно верная. Он всегда оказывается в нужном месте в нужное время и незаменим в фамусовском доме:<\p>

Там моську вовремя погладит,<\p>

Тут в пору карточку вотрет…<\p>

Кроме того, это человек, который готов терпеть любые унижения, лишь бы достичь власти и богатства.

Именно такие перспективы вынуждают героя обратить свое внимание на Софью. Молчалин пытается вызвать в себе чувства к девушке, но симпатия его фальшива. Если бы отцом Софьи был не Фамусов – она была бы ему безразлична. И если вместо Софьи была более посредственная девушка, но дочь влиятельного человека – Молчалин все равно изображал бы любовь.

<\p>

Удивителен и другой факт: реплики Молчалина кратки, лаконичны, что свидетельствует о его стремлении казаться кротким и уступчивым:<\p>

В мои лета не должно сметь<\p>

Свое суждение иметь.<\p>

Единственный человек, видящий истинную натуру Молчалина, – Чацкий. Он всем своим существом отрицает таких людей, как Алексей Степаныч.

Чацкий язвительно говорит Софье об истинном положении дел:<\p>

Вы помиритесь с ним, по размышленье зрелом.<\p>

Себя крушить, и для чего!<\p>

Подумайте, всегда вы можете его<\p>

Беречь и пеленать, и спосылать за делом.<\p>

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей –<\p>

Высокий идеал московских всех мужей.

<\p>

Чацкий дает точное определение Молчалину и ему подобных: «… не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея». Главный герой видит основную проблему Молчалина – его неспособность быть искренним из-за чрезмерного эгоизма и стремления из всего извлечь выгоду.

<\p>

Таким образом, Чацкий и Молчалин – совершенно разные люди, которые, казалось бы, принадлежат к одному поколению. Оба они молоды, живут в одно и то же время. Но насколько различаются их натуры! Если Чацкий – человек прогрессивный, наполненный идеями «нового времени», то Молчалин – порожденье «фамусовской Москвы», продолжатель их идей.<\p>

Совет

В своем произведении Грибоедов показывает, что, хотя внешне победа осталась за философией жизни Молчалина, но будущее несомненно за Чацким и его сторонниками, количество которых увеличивается с каждым днем.

Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-sravnenie-chatskogo-i-molchalina-v-proizvedenii-gore-ot-uma

Чацкий и Молчалин (Сравнительная характеристика героев)

Коллекция сочинений: Чацкий и Молчалин (Сравнительная характеристика героев)

А. С. Грибоедов родился в Москве в семье отставного воен­ного. Поступает на философский факультет в Московский университет. Оканчивает его, затем поступает в Коллегию иностранных дел.

В 1820 году приступает к осуществлению замысла коме­дии “Горе от ума». В связи с работой комедию заканчивает только через несколько лет.

“Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и является образцо­вым произведением. В нем нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука. Все детали не сочинены, а взяты из московских гостиных и перенесены в книгу.

Комедия “Горе от ума» — одно из самых ярких произве­дений не только писателя, но и всей литературы.

Основной конфликт комедии — столкновение консерва­тивного дворянского общества с миром новых людей. К обще­ству принадлежит Молчалин, к “новым людям» с увереннос­тью можно отнести Чацкого. Бесспорно, Чацкий главный герой, он не только умнее всех прочих, но и положительно умен.

Ему принадлежат 300—400 душ, и он возвращается после отдыха на кислых водах в Москву. До его приезда Мос­ква была носительницей старых взглядов (город тирании об­щественного мнения и преклонения перед мундиром и чина­ми). Защищал этот город Фамусов, а прислуживался у него Молчалин.

По мнению автора, в отличие от Чацкого, это глав­ный отрицательный персонаж комедии, глупый любовник и сердечный друг Софьи. Но мне знакомы в нем эти черты, ведь все иногда бегают в поисках впечатлений за противополож­ным полом. То есть одной он говорит одно, а другой — другое.

Этот подлый человек, у которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца: “угождать всем людям без изъятья», даже “собаке дворника, чтоб ласкова была».

Обратите внимание

Чацкий — человек честный, искренний, способный трез­во и независимо мыслить, видеть пороки и противоречия свое­го общества. Особенно ярко показывает Грибоедов эти каче­ства, противопоставляя Чацкому низкого подхалима и лице­мера Молчалива.

Чацкий, приехав, сразу отправляется к Софье в надежде найти ответ на прежние чувства — и не находит. Но его по­разили две перемены: она необыкновенно похорошела и ох­ладела к нему — тоже необыкновенно. У него возникает со­мнение, что она влюблена. Он пытается узнать, кто это, и по возможности вернуть чувства и расположение Софьи.

Чацкий —сторонник новых рассуждений о жизни, он не старается кого-то переубедить. Он выступает за введение новых порядков и поэтому с самого начала неодобрительно относится к членам фамусовского общества и Молчалину в том числе.

Поначалу Чацкий всем приходится по душе. За него даже хотят выдать дочь одной графини, но та, узнав о том, что он не очень богат, опровергает это. Молчалин же пробивается по жизни сам. Он служит секретарем у Фамусова.

В сцене бала он услужливо восхваляет шпица Хлестовой, чем заслуживает ее расположение.

На протяжении всей комедии продолжается сюжетный мотив “падения»: Чацкий, едва появившись в доме, расска­зывает, что по дороге падал много раз.

Но падение Молчалива с лошади, при вести о котором Софья лишается чувств, “риф­муется» с образцовым падением фамусовского дяди Максима Петровича: “Упал он больно — встал здорово».

Это вписывает его в ту неизменную московскую традицию, против которой выступал Чацкий.

Важно

Молчалин видит смысл жизни в своем благополучии: “И награжденья брать, и весело пожить». А Чацкий мечтает о бескорыстном служении отчизне, о том, чтобы принести поль­зу народу, который он уважает и считает “умным и бодрым». В то же время он презирает слепое чинопочитание, угодниче­ство, карьеризм. Он “служить бы рад», но ему “прислужи­ваться тошно».

Единственное, для чего он приехал в Москву, — это уви­деть Софью. А когда он узнает, что она влюблена в Молчалина, начинает всячески ругать его.

В итоге Софья застает Молчалива в объятиях своей слу­жанки Лизы. Чацкого, находившегося наедине с Софьей, после этого увидел Фамусов и посчитал, что это свидание. Чацкий должен покинуть дом и уехать.

По существу, никто из них не выиграл. Чацкий уехал, разо­чаровавшись, Молчалин покинул дом в стыдливом положении.

Мораль комедии такова: во всем, что получим мы от жизни плохого, подчас виноват наш ум. (Самый лучший при­мер — Чацкий.)

“Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пере­жило их, прошло невредимо гоголевский период и проживет еще много эпох.

Источник: http://www.rlspace.com/chackij-i-molchalin-sravnitelnaya-xarakteristika-geroev/

краткая сравнительная характеристика молчалина и чацкого плизз

краткая сравнительная характеристика молчалина и чацкого плизз

  1. Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова Горе от ума. Они разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий противоположен Молчалину. Чацкий истинный и страстный патриот. Молчалин по натуре тихий и безликий. Главной задачей в жизни ставит сделать себе карьеру и получить высокий чин: и это у него получается.Чацкий презирает и осуждает век минувший. Он уверен, что век нынешний оправдает его надежды и изменит общество. Чацкого можно рассматривать как человека декабристского склада.Характер героев произведения определяет их отношение к окружающим. Молчалин паразит, старающийся всегда извлечь для себя как можно больше материальной выгоды из окружающих. Он обманывает Софью, уверяя в любви Лизу.

    Чацкий одинок, у него нет друзей. Человек, которого он любит, относится к нему равнодушно. Общение Чацкого с людьми построено на спорах, конфликтах, беседах или монологах, обращенных не столько к собеседнику, сколько ко всему обществу.

    В комедии Горе от ума автор противопоставляет друг другу Чацкого и Молчалина, чтобы наиболее ярко раскрыть их характеры. Грибоедов, преподносит нам на обсуждение две науки жизни: века нынешнего и века минувшего, хотя сам поддерживает взгляды Чацкого.

  2. кратко забей в инете ихнее досье
  3. Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен Молчалину. Многие стороны души Грибоедова отразились в образе Чацкого. Он истинный и страстный патриот. Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захотел бы, был бы деловой, Жаль, очень жаль, он малый с головой.

    И славно пишет, переводит.

    Молчалин по натуре тихий и безликий. Главной задачей в жизни ставит сделать себе карьеру и получить высокий чин: А впрочем, он дойдт до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных Для Молчалина отсутствуют понятия чести и гордости: В мои лета не должно сметь, Сво суждение иметь.

    Единственным талантом, которым наделил его Грибоедов, является умеренность и аккуратность. Молчалин двуличен. Чацкий презирает и осуждает век минувший. Он уверен, что век нынешний оправдает его надежды и изменит, раскачает, расшевелит заснувшее общество.

    Чацкого можно рассматривать как человека декабристского склада:<\p>

    Кто делу служит, а не лицам ,Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Характер героев произведения определяет их отношение к окружающим. Молчалин паразит, старающийся всегда извлечь для себя как можно больше материальной выгоды из окружающих. Все его переживания сводятся к собственной карьере. Он обманывает Софью, уверяя в любви Лизу.

Совет

Основное его чувство, пробужднное к другим людям, это чувство зависти, которое выходит наружу под личиной лжи и лести.
Чацкий одинок, у него нет друзей. Человек, которого он любит, относится к нему равнодушно.

Общение Чацкого с людьми построено на спорах, конфликтах, беседах или монологах, обращенных не столько к собеседнику, сколько ко всему обществу.

В комедии Горе от ума автор противопоставляет друг другу Чацкого и Молчалина, чтобы наиболее ярко раскрыть их характеры. Грибоедов, преподносит нам на обсуждение две науки жизни: века нынешнего и века минувшего, хотя сам поддерживает взгляды Чацкого.

Основной конфликт комедии — столкновение консервативного дворянского общества с миром новых людей. К обществу принадлежит Молчалин, к “новым людям” с уверенностью можно отнести Чацкого. Бесспорно, Чацкий главный герой, он не только умнее всех прочих, но и положительно умен.

Ему принадлежат 300–400 душ, и он возвращается после отдыха на кислых водах в Москву. До его приезда Москва была носительницей старых взглядов (город тирании общественного мнения и преклонения перед мундиром и чинами) . Защищал этот город Фамусов, а прислуживался у него Молчалин.

По мнению автора, в отличие от Чацкого, это главный отрицательный персонаж комедии, глупый любовник и сердечный друг Софьи. Но мне знакомы в нем эти черты, ведь все иногда бегают в поисках впечатлений за противоположным полом. То есть одной он говорит одно, а другой — другое.

Этот подлый человек, у которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца: “угождать всем людям без изъятья”, даже “собаке дворника, чтоб ласкова была”. Чацкий — человек честный, искренний, способный трезво и независимо мыслить, видеть пороки и противоречия своего общества.

Особенно ярко показывает Грибоедов эти качества, противопоставляя Чацкому низкого подхалима и лицемера Молчалива. Чацкий, приехав, сразу отправляется к Софье в надежде найти ответ на прежние чувства — и не находит. Но его поразили две перемены: она необыкновенно похорошела и охладела к нему — тоже необыкновенно.

Обратите внимание

У него возникает сомнение, что она влюблена. Он пытается узнать, кто это, и по возможности вернуть чувства и расположение Софьи.<\p>

Чацкий –сторонник новых рассуждений о жизни, он не старается кого-то переубедить. Он выступает за введение новых порядков и поэтому с самого начала неодобрительно относится к членам фамусовского общества и Молчалину в том числе. Поначалу Чацкий

  • Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен Молчалину. Многие стороны души Грибоедова отразились в образе Чацкого. Он истинный и страстный патриот. Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захотел бы, был бы деловой, Жаль, очень жаль, он малый с головой.

    И славно пишет, переводит.

    Молчалин по натуре тихий и безликий. Главной задачей в жизни ставит сделать себе карьеру и получить высокий чин: А впрочем, он дойдт до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных Для Молчалина отсутствуют понятия чести и гордости: В мои лета не должно сметь, Сво суждение иметь.

    Единственным талантом, которым наделил его Грибоедов, является умеренность и аккуратность. Молчалин двуличен. Чацкий презирает и осуждает век минувший. Он уверен, что век нынешний оправдает его надежды и изменит, раскачает, расшевелит заснувшее общество.

    Чацкого можно рассматривать как человека декабристского склада:<\p>

    Кто делу служит, а не лицам ,Служить бы рад, прислуживаться тошно.

    Характер героев произведения определяет их отношение к окружающим. Молчалин паразит, старающийся всегда извлечь для себя как можно больше материальной выгоды из окружающих. Все его переживания сводятся к собственной карьере. Он обманывает Софью, уверяя в любви Лизу.

    Совет

    Основное его чувство, пробужднное к другим людям, это чувство зависти, которое выходит наружу под личиной лжи и лести.
    Чацкий одинок, у него нет друзей. Человек, которого он любит, относится к нему равнодушно.

    Общение Чацкого с людьми построено на спорах, конфликтах, беседах или монологах, обращенных не столько к собеседнику, сколько ко всему обществу.

    В комедии Горе от ума автор противопоставляет друг другу Чацкого и Молчалина, чтобы наиболее ярко раскрыть их характеры. Грибоедов, преподносит нам на обсуждение две науки жизни: века нынешнего и века минувшего, хотя сам поддерживает взгляды Чацкого.

  • Источник: https://4u-pro.ru/obrazovanie/domashnie-zadaniya/kratkaya-sravnitelnaya-harakteristika-molchalina-i-chackogo-plizz

    Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» сочинение, статья, краткое содержание, анализ, биография, тест, пересказ, литература

    Комедия Грибоедова “Горе от ума” является уникальным слепком зарождающейся, но уже непримиримой борьбы в обществе начала XIX века между передовой, прогрессивно мыслящей молодежью и консервативно настроенными представителями крепостной старины. Эти два разных общественных лагеря в комедии живописно представляют Чацкий и Молчалин – люди противоположных жизненных позиций, моральных норм, мировоззрения.

    Несмотря на глубинную несхожесть, в Молчалине и Чацком можно найти и общие черты, которые и привлекли к каждому из них (в разное время) Софью Фамусову. Два этих молодых и неглупых человека связаны с домом Фамусова.

    Чацкий – сын друга Фамусова, воспитанный в этом доме. В молодом возрасте он покинул Москву, “ума искал”, учился, многое увидел и узнал.

    Важно

    Молчалин работает секретарем в доме Фамусова, пользуется всеобщей любовью и уважением:

    По мере я трудов и сил,С тех пор, как числюсь по Архивам,Три награжденья получил.

    Но вот автор сводит их в комедии, и мы видим, насколько отличаются друг от друга Чацкий и Молчалин, и эту непохожесть не утаить под внешней оболочкой. Само появление этих героев в комедии может поведать о многих чертах их характеров.

    Чацкий буквально врывается в сюжет, он горячо влюблен и счастлив после долгой разлуки видеть Софью. Радость и энергия так наполняют его, что он не сразу замечает холодность девушки. Молчалин же в комедию входит сперва безмолвным, а после – оправдывающимся и растерявшимся. А вскоре мы кое-что узнаем об этих героях посредством их оценки другими действующими лицами, в их речах и поступках.

    Как же отзываются о Чацком домочадцы дома Фамусова и сам хозяин?

    Кто так чувствителен, и весел, и остер,Как Александр Андреич Чацкий! Остер, умен, красноречив,В друзьях особенно счастлив… …он малый с головой,И славно пишет, переводит.

    Чацкий – дворянин и гордится этим. От окружающих его отличает свободолюбие и независимость взглядов, откровенность и прямота высказываний. Целью своей жизни Чацкий видит в служении отечеству, он истинный патриот своей родины, однако низкопоклонство, борьба за чины, звания, награды угнетают его и возмущают:

    Служить бы рад, прислуживаться тошно.

    Он готов служить “делу, а не лицам”, но в фамусовском обществе это невозможно. Именно независимость суждений, стремление судить о человеке по делам, а не по положению, занимаемому им в обществе, открытость и прямота вызывает по отношению к Чацкому полное непонимание окружающих, агрессию и отторжение с их стороны:

    Ах! боже мой! он карбонари!Опасный человек!И знать вас не хочу, разврата не терплю.

    А что же Молчалин? Чем он вошел в доверие и завоевал искреннее уважение тех самых людей, которые так безжалостны к Чацкому?

    Совет

    Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел,При батюшке три года служит,Тот часто без толку сердит,А он безмолвием его обезоружит,От доброты души простит.И между прочимВеселостей искать бы мог;Ничуть: от старичков не ступит за порог.

    Немного времени нужно, чтобы понять, что Молчалин полностью принимает законы фамусовского общества и становится незаменимым для него. Он труслив и всегда подчиняет свой образ мыслей тому, что принято в обществе:

    В мои лета не должно сметьСвое суждение иметь. Ведь надобно ж зависеть от других.

    Самыми главными своими достоинствами Молчалин считает услужливость, умеренность и аккуратность. Льстец, лицемер, подхалим и чинопоклонник, больше всего в жизни он мечтает “дойти до степеней известных”, что, скорее всего, сбудется, “ведь нынче любят бессловесных” Расчетливый до мелочей, Молчалин всегда может рассчитывать на поддержку и покровительство “сильных мира сего”.

    Отношения с Софьей сводят Чацкого и Молчалина, болезненно сталкиваются две противоположные позиции. Чацкий безупречно честен и искренен с Софьей и ожидает от нее такой же откровенности. Он не скрывает не только своей радости и счастья, но и недоумения и даже возмущения. Очень скоро он понимает, что нелюбим девушкой, но ему хочется узнать: кто же соперник?

    Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей!А чем не муж? Ума в нем только мало;Но чтоб иметь детей,Кому ума недоставало?Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.Вот он, на цыпочках, и не богат словами;Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!

    Однако несколько минут общения с этим подленьким и льстивым человеком рассеивают его подозрения:

    С такими чувствами, с такой душоюЛюбим!.. Обманщица смеялась надо мною!

    Софья же под влиянием французских романов придерживается иного мнения. Влюбившись в хитрого и бесчестного человека, она не умеет разглядеть истинного лица под маской:

    Молчалин за других себя забыть готов,Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмелоНочь целую с кем можно так провесть!

    А что же Молчалин? Молчалин продвигается по жизни, выполняя заветы отца:

    Обратите внимание

    Мне завещал отец:Во первых, угождать всем людям без изъятья -Хозяину, где доведется жить.Начальнику, с кем буду я служить,Слуге его, который чистит платья,Швейцару, дворнику, для избежанья зла.Собаке дворника, чтоб ласкова была.

    Поэтому Софья для Молчалина – лишь еще одна ступенька при покорении служебной лестницы. Без стеснения он признается:

    И вот любовника я принимаю видВ угодность дочери такого человека.

    Однако это не мешает Молчалину бессовестно заигрывать с Лизой, с которой он даже не считает нужным скрывать своей подлой душонки:

    Я в Софье Павловне не вижу ничегоЗавидного…

    Узнав об избраннике Софьи, Чацкий не может сдержать негодования:

    Вот я пожертвован кому!Не знаю, как в себе я бешенство умерил!Глядел, и видел, и не верил!

    Но и Софья поражена “кривизной души” бывшего любимого, она в гневе прогоняет его.

    В своей комедии Грибоедов создал галерею типичных характеров, которые выходят за исторические рамки эпохи и самой пьесы.

    Чацкий – тип борца, который готов отстаивать свои убеждения в любой ситуации, и даже в случае поражения не изменяет им. Молчалиными же сегодня называют лицемеров и лжецов, подлых карьеристов и низкопоклонников.

    И в наше время “Молчалины блаженствуют на свете”, но Чацкий – двигатель прогресса, представитель молодой прогрессивной молодежи.

    Я думаю, что Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, научиться ценить людей по их человеческим достоинствам, а не по маскам, которые они надевают.

    Источник: http://www.sochuroki.com/chackij-i-molchalin-sravnitelnaya-xarakteristika-geroev-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma-sochinenie-statya-kratkoe-soderzhanie-analiz-biografiya-test-pereskaz-literatura/

    Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

    Чацкий 
    и Молчалин. Сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

    Комедия Грибоедова “Горе от ума” является уникальным слепком 
    зарождающейся, но уже непримиримой борьбы в обществе начала XIX века между 
    передовой, прогрессивно мыслящей молодежью и консервативно настроенными представителями крепостной старины.

    Эти два разных общественных лагеря в комедии живописно представляют Чацкий и Молчалин — люди противоположных жизненных позиций, моральных норм, мировоззрения.  
    Несмотря на глубинную несхожесть, в Молчалине и Чацком можно найти и общие черты, которые и привлекли к каждому из них (в разное время) Софью Фамусову. Два этих молодых и неглупых человека связаны с домом Фамусова.

    Важно

    Чацкий — сын друга Фамусова, воспитанный в этом доме. В молодом возрасте он покинул Москву, “ума искал”, учился, многое увидел и узнал. Молчалин работает  
    секретарем в доме Фамусова, пользуется всеобщей любовью и уважением:  
    По мере я трудов и сил,  
    С тех пор, как числюсь по Архивам,  
    Три награжденъя получил.

     
    Но вот автор сводит их в комедии, и мы видим, насколько отличаются друг от друга Чацкий и Молчалин, и эту непохожесть не утаить под внешней оболочкой. Само появление этих героев в комедии может поведать о многих чертах их характеров.  
    Чацкий буквально врывается в сюжет, он горячо влюблен и счастлив после долгой разлуки видеть Софью.

    Радость и энергия так наполняют его, что он не сразу замечает холодность девушки. Молчалин же в комедию входит сперва безмолвным, а после — оправдывающимся и растерявшимся. А вскоре мы кое-что узнаем об этих героях посредством их оценки другими действующими лицами, в их речах и поступках.

     
    Как же отзываются о Чацком домочадцы дома Фамусова и сам хозяин?  
    Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!  
    Остер, умен, красноречив,  
    В друзьях особенно счастлив…  
    …он малый с головой,  
    И славно пишет, переводит.  
    Чацкий — дворянин и гордится этим.

    От окружающих его отличает свободолюбие и независимость взглядов, откровенность и прямота высказываний. Цель своей жизни Чацкий видит в служении отечеству, он истинный патриот своей родины, однако низкопоклонство, борьба за чины, звания, награды угнетают его и возмущают:  
    Служить бы рад, прислуживаться тошно.

     
    Он готов служить “делу, а не лицам”, но в фамусовском обществе это невозможно.

    Именно независимость суждений, стремление судить о человеке по делам, а не по положению, занимаемому им в обществе, открытость и прямота вызывает по отношению к Чацкому полное непонимание окружающих, агрессию и отторжение с их стороны:  
    Ах! боже мой! он карбонары!  
    Опасный человек!  
    И знать вас не хочу, разврата не терплю.

     
    А что же Молчалин? Чем он вошел в доверие и завоевал искреннее уважение тех самых людей, которые так безжалостны к Чацкому?  
    Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел,  
    При батюшке три года служит,  
    Тот часто все права защищены 2001-2005 без толку сердит,  
    А он безмолвием его обезоружит,  
    От доброты души простит.

     
    И между прочим  
    Веселостей искать бы мог;  
    Ничуть: от старичков не ступит за порог.  
    Немного времени нужно, чтобы понять, что Молчалин полностью принимает законы фамусовского общества и становится незаменимым для него. Он труслив и всегда подчиняет свой образ мыслей тому, что принято в обществе:  
    В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь.  
    Ведь надобно ж зависеть от других.

    Совет

     
    Самыми главными своими достоинствами Молчалин считает услужливость, умеренность и аккуратность. Льстец, лицемер, подхалим и чинопоклонник, больше всего в жизни он мечтает “дойти до степеней известных”, что, скорее всего, сбудется, “ведь нынче любят бессловесных” Расчетливый до мелочей, Молчалин всегда может рассчитывать на поддержку и покровительство “сильных мира сего”.

     
    Отношения с Софьей сводят Чацкого и Молчалина, болезненно сталкиваются две противоположные позиции. Чацкий безупречно честен и искренен с Софьей и ожидает от нее такой же откровенности. Он не скрывает не только своей радости и счастья, но и недоумения и даже возмущения.

    Очень скоро он понимает, что нелюбим девушкой, но ему хочется узнать: кто же соперник?  
    Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей!  
    А чем не муж? Ума в нем только мало;  
    Но чтоб иметь детей,  
    Кому ума недоставало?  
    Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.

     
    Вот он, на цыпочках, и не богат словами;  
    Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!  
    Однако несколько минут общения с этим подленьким и льстивым человеком рассеивают его подозрения:  
    С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!  
    Софья же под влиянием французских романов придерживается иного мнения.

    Влюбившись в хитрого и бесчестного человека, она не умеет разглядеть истинного лица под маской:  
    Молчалин за других себя забыть готов, Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело Ночь целую с кем можно так провесть!  
    А что же Молчалин? Молчалин продвигается по жизни, выполняя заветы отца:  
    Мне завещал отец:  
    Во-первых, угождать всем людям без изъятъя —  
    Хозяину, где доведется жить,  
    Начальнику, с кем буду я служить,  
    Слуге его, который чистит платья,  
    Швейцару, дворнику, для избежанья зла. Собаке дворника, чтоб ласкова была.  
    Поэтому Софья для Молчалина — лишь еще одна ступенька при покорении служебной лестницы. Без стеснения он признается:  
    И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека.  
    Однако это не мешает Молчалину бессовестно заигрывать с Лизой, с которой он даже не считает нужным скрывать своей подлой душонки:  
    Я в Софье Павловне не вижу ничего Завидного…  
    Узнав об избраннике Софьи, Чацкий не может сдержать негодования:  
    Вот я пожертвован кому!  
    Не знаю, как в себе я бешенство умерил!  
    Глядел, и видел, и не верил!  
    Но и Софья поражена “кривизной души” бывшего любимого, она в гневе прогоняет его.  
    В своей комедии Грибоедов создал галерею типичных характеров, которые выходят за исторические рамки эпохи и самой пьесы. Чацкий — тип борца, который готов отстаивать свои убеждения в любой ситуации, и даже в случае поражения не изменяет им. Молчалиными же сегодня называют лицемеров и лжецов, подлых карьеристов и низкопоклонников. И в наше время “Молчалины блаженствуют на свете”, но Чацкий — двигатель прогресса, представитель молодой прогрессивной молодежи.  

    Я думаю, что Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, научиться ценить людей по их человеческим достоинствам, а не по маскам, которые они надевают.<\p>  

    Чацкий 
    и Молчалин герои комедии Грибоедова “ Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской 
    эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен Молчалину. Многие стороны души Грибоедова отразились в образе Чацкого. Он истинный и страстный патриот.  
        “Не служит, то есть в том он пользы не находит,  
        Но захотел бы, был бы деловой,  
        Жаль, очень жаль, он малый с головой.  
        И славно пишет, переводит”. 
     
        Молчалин по натуре тихий и безликий. Главной задачей в жизни ставит сделать себе карьеру и получить высокий чин:  
        А впрочем, он дойдёт до степеней известных,  
        Ведь нынче любят бессловесных…  
        Для Молчалина отсутствуют понятия чести и гордости:  
        В мои лета не должно сметь,  
        Своё суждение иметь.  
        Единственным талантом, которым наделил его Грибоедов, является умеренность и аккуратность. Молчалин двуличен.  
        Чацкий презирает и осуждает “век минувший”. Он уверен, что век нынешний оправдает его надежды и изменит, раскачает, расшевелит заснувшее общество. Чацкого можно рассматривать как человека декабристского склада:  
        “Кто делу служит, а не лицам…”,“Служить бы рад, прислуживаться тошно”. 
     
        Характер героев произведения определяет их отношение к окружающим. Молчалин – паразит, старающийся всегда извлечь для себя как можно больше материальной выгоды из окружающих. Все его переживания сводятся к собственной карьере. Он обманывает Софью, уверяя в любви Лизу. Основное его чувство, пробуждённое к другим людям, это чувство зависти, которое выходит наружу под личиной лжи и лести.  
        Чацкий одинок, у него нет друзей. Человек, которого он любит, относится к нему равнодушно. Общение Чацкого с людьми построено на спорах, конфликтах, беседах или монологах, обращенных не столько к собеседнику, сколько ко всему обществу. 
     

        В комедии “Горе от ума” автор противопоставляет друг другу Чацкого и Молчалина, чтобы наиболее ярко раскрыть их характеры. Грибоедов, преподносит нам на обсуждение две науки жизни: века нынешнего и века минувшего, хотя сам поддерживает взгляды Чацкого.

    УСПЕХ «Горя от ума», появившегося накануне восстания декабристов, был 
    чрезвычайно велик. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет», – так 
    охарактеризовал сам Грибоедов 
    атмосферу дружеского внимания, любви 
    и поддержки, которой окружили комедию 
    и ее автора передовые русские люди двадцатых годов.

     
    По словам Пушкина, комедии «произвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». В мировой литературе не много можно найти произведений, которые, подобно “Горю от ума», в короткий срок снискали бы столь несомненную всенародную славу.

    Обратите внимание

    При этом современники в полной мере ощущали социально-политическую актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы, которая ставила своей главной задачей разработку «собственных богатств» (то есть материала национальной истории и современной русской жизни) – и собственными, оригинальными, не заемными средствами. Сюжетную основу «Горя от ума» составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь 6орьбы с миром самодержавия крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени – борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненные укладов, двух поколений.  

    После Отечественной войны, в годы формирования и подъема общественно-политического и общекультурного движения дворянских революционеров-декабристов, борьба нового – нарождающегося и развивающегося – со старым – отжившим и тормозящим движение вперед – острее всего выражалась в форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями “свободной жизни» и воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков, какое изображено в «Горе от ума». Сам Грибоедов в широко известном, постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года с предельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу «Горя от ума»: “…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».

     В комедии Грибоедова “Горе 
    от ума” мы можем наблюдать столкновение двух различных эпох, двух стилей русской жизни, что реалистически показано автором в его бессмертном произведении. Различие в мировоззрении старого московского барства и передового дворянства в 10—20-е годы XIX столетия составляет основной конфликт пьесы – столкновение “века нынешнего” и “века минувшего”.

     
        “Век минувший” представляет в комедии московское дворянское общество, которое придерживается устоявшихся правил и норм жизни. Типичный представитель этого общества – Павел Афанасьевич Фамусов. Он живет по старинке, своим идеалом считает дядю Максима Петровича, который являлся ярким примером вельможи времен императрицы Екатерины.

    Вот что говорит о нем сам Фамусов: 
     
        Он не то на серебре,  
        На золоте едал; сто человек к услугам;  
        Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;  
        Век при дворе, да при каком дворе!  
        Тогда не то, что ныне… 
     
        Однако, для того чтобы достичь такой жизни, он “сгибался вперегиб”, прислуживался, играл роль шута. Фамусов боготворит тот век, но чув- .

    ствует, что он уходит в прошлое. Недаром он сетует: “Тогда не то, что ныне…”  
        Ярким представителем “века нынешнего” является Александр Андреевич Чацкий, который воплощает в себе черты передовой дворянской молодежи того времени.

    Он — носитель новых взглядов, что и доказывает своим поведением, образом жизни, но в особенности своими страстными речами, обличающими устои “века минувшего”, к которому он относится явно пренебрежительно.

    Об этом свидетельствуют такие его слова: 
     
        И точно, начал свет глупеть,  
        Сказать вы можете вздохнувши;  
        Как посравнить да посмотреть  
        Век нынешний и век минувший:  
        Свежо предание, а верится с трудом;  
        Как тот и славился, чья чаще гнулась шея. 
     
        Чацкий считает тот век веком “покорности и страха”.

    Он убежден, что те нравы ушли в прошлое и нынче охотников поподличать “смех страшит и держит стыд в узде”.  
        Однако не так все просто. Традиции минувших дней слишком сильны. Сам Чацкий оказывается их жертвой. Он со своей прямотой, острословием, дерзостью становится возмутителем общественных правил и норм. И общество мстит ему.

    При первой же встрече с ним Фамусов называет его “карбонарием”. Однако в беседе со Скалозубом отзывается о нем неплохо, говорит, что он “малый с головой”, “славно пишет, переводит”, при этом сожалеет, что Чацкий не служит. Но у Чацкого на этот счет свое мнение: он хочет служить делу, а не лицам. Пока же, видимо, в России это невозможно.

    Важно

     
        На первый взгляд, может показаться, что конфликт между Фамусовым и Чацким – это конфликт разных поколений, конфликт “отцов” и “детей”, но это не так. Ведь Софья и Молчалин – молодые люди, почти сверстники Чацкого, но они в полной мере принадлежат “веку минувшему”. Софья не глупа. Доказательством тому может служить и любовь Чацкого к ней.

    Но она впитала философию отца и его общества. Ее избранник – Молчалин. Он тоже молод, но тоже дитя той, старой среды. Он полностью поддерживает мораль и нравы старой барской Москвы. И Софья, и Фамусов отзываются о Молчалине хорошо. Последний держит его на службе, “потому что деловой”, а Софья резко отвергает нападки Чацкого на ее возлюбленного.

    Она говорит: Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума…  
        Но для нее ум не главное. Главное же, что Молчалин тих, скромен, услужлив, обезоруживает батюшку молчанием, никого не обидит. В общем, идеальный муж. Можно сказать, качества чудесные, но они лживы. Это лишь маска, за которой скрывается его сущность.

    Ведь его девиз – умеренность и аккуратность”, и он готов “угождать всем людям без изъятья”, как учил его батюшка. Он идет настойчиво к своей цели – теплому и денежному местечку. Он играет роль влюбленного лишь потому, что это угодно самой Софье, дочери его хозяина.

    А Софья видит в нем идеал мужа и смело движется к своей цели, не боясь того, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”.  
        Чацкий, попадая в эту среду после долгого отсутствия, вначале настроен очень доброжелательно. Он стремится сюда, ведь “дым Отечества” ему “сладок и приятен”, но этот дым оказывается для него угарным газом. Он встречает стену непонимания, отторжения.

    Его трагедия заключается в том, что на сцене он один противостоит фамусовскому обществу.  
        Но в комедии упоминается двоюродный брат Скалозуба, который тоже “чудит” — “службу вдруг оставил”, заперся в деревне и книги стал читать, а ведь ему “следовал чин”. Есть и племянник княгини Тугоуховской “химик и ботаник” князь Федор.

    Но есть и Репетилов, который гордится своей причастностью с некоему тайному обществу, вся деятельность которого сводится к “шумим, братец, шумим”. Но Чацкий не может стать членом такого секретнейшего союза.  
        Чацкий, видимо, является не только носителем новых взглядов и идей, но и выступает за новые нормы жизни.

    Ведь он путешествовал по Европе, которая переживала революционные брожения. В комедии прямо не говорится о том, что Чацкий – революционер, но это можно предположить. Ведь и фамилия его “говорящая”, она созвучна фамилии Чаадаева.  
        Помимо общественной трагедии, Чацкий переживает и трагедию личную. Его отвергает любимая Софья, к которой он “летел, дрожал”.

    Совет

    Более того, с ее легкой руки его объявляют сумасшедшим.  
        Итак, Чацкий, не приемлющий идеи и нравы “века минувшего”, становится возмутителем спокойствия в фамусовском обществе. И оно его отвергает. На первый взгляд, поделом, ведь Чацкий – насмешник, острослов, возмутитель спокойствия и даже оскорбитель. Так, Софья говорит ему: Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали? Ошибкою? Добро о ком-нибудь сказали?  
        Но понять Чацкого можно. Он переживает трагедию личную, он не находит дружеского сочувствия, он не принят, он отвергнут, он изгнан, но и сам герой не мог бы существовать в таких условиях.  

        “Век нынешний” и “век минувший” сталкиваются в комедии. Время минувшее еще слишком прочно и порождает себе подобных. Но время перемен в лице Чацкого уже настает, хотя еще слишком слабо. ““Век нынешний” сменяет “век минувший”, ибо это непреложный закон жизни. Появление Чацких-карбонариев на рубеже исторических эпох естественно и закономерно.

    Источник: http://student.zoomru.ru/lit/chackij-i-molchalin-sravnitelnaya-harakteristika/177336.1483269.s1.html

    Ссылка на основную публикацию