Аргументы: цели и средства в романе «герой нашего времени»

Аргументы «Равнодушие и отзывчивость», «Цель и средства» по роману «Герой нашего времени» для Итогового Сочинения ЕГЭ и ОГЭ 2017-2018 / LibAid.Ru — cайт-энциклопедия литературных произведений

Равнодушие и отзывчивость.<\p>

Чем опасно равнодушие?<\p>

Равнодушие – это чувство, которое может проявляться не только по отношению к другим людям, но и к жизни в целом. Печорин, центральный персонаж «Героя нашего времени», показан М.Ю. Лермонтовым как человек, который не видит радостей жизни. Ему все время скучно, он быстро теряет интерес к людям и местам, поэтому главная цель его жизни – поиск «приключений». Его жизнь – это бесконечные попытки почувствовать хоть что-нибудь. По словам известного литературного критика Белинского, Печорин «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Его равнодушие доходит до абсурда, превращаясь в равнодушие к самому себе. По признанию самого Печорина, жизнь его «становится пустее день ото дня». Он жертвует своей жизнью напрасно, пускается в авантюры, которые не приносят никому пользы. На примере этого героя можно увидеть, что равнодушие распространяется в душе человека, как опасная болезнь. Оно приводит к печальным последствиям и поломанным судьбам как окружающих, так и самого равнодушного человека. Равнодушный человек не может быть счастливым, потому что его сердце не способно на любовь к людям.<\p>

Цель и средства.<\p>

Какие средства нельзя использовать для достижения цели?<\p>

Иногда для достижения своих целей люди забывают про средства, которые они выбирают на пути к желаемому. Так, один из персонажей романа «Герой нашего времени» Азамат хотел получить коня, принадлежавшего Казбичу. Он готов был предложить все, что у него было и чем он не владел. Желание получить Карагеза победило все чувства, которые в нем были. Азамат ради достижения своей цели предал свою семью: он продал сестру, чтобы получить желаемое, бежал из дома, боясь наказания. Его предательство повлекло за собой смерть отца и сестры. Азамат, несмотря на последствия, уничтожил все, что было ему дорого, чтобы получить то, чего так страстно желал. На его примере можно увидеть, что не все средства хороши для достижения цели.<\p>

Соотношение цели и средств.<\p>

Соотношение цели и средств можно найти на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Пытаясь достигнуть цели, люди подчас не понимают, что не все средства помогут им в этом. Один из персонажей романа «Герой нашего времени» Грушницкий страстно желал, чтобы его признали. Он искренне верил, что должность и деньги помогут ему в этом. На службе он искал повышения, веря, что это решит его проблемы, привлечет девушку, в которую он был влюблен. Мечтам его не суждено было исполниться, ведь истинное уважение и признание не связаны с деньгами. Девушка, которой он добивался предпочла другого, потому что любовь не имеет ничего общего с общественным признанием и статусом.<\p>

К чему приводят ложные цели?<\p>

Обратите внимание

Когда человек ставит перед собой ложные цели, их достижение не приносит удовлетворения. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» Печорин всю свою жизнь ставил перед собой разные цели, надеясь, что их достижение принесет ему радость. Он влюбляет в себя женщин, которые ему нравятся. Используя все средства, он завоевывает их сердца, но позже теряет интерес. Так, заинтересовавшись Бэлой, он решает украсть ее, а затем добиться расположения дикой черкешенки. Однако, достигнув цели, Печорин начинает скучать, ее любовь не приносит ему счастья.  В главе «Тамань» он знакомится со странной девушкой и слепым мальчиком, занимающимися контрабандой. Стремясь узнать их секрет, не спит сутками и следит за ними. Его азарт подогревается чувством опасности, но на пути к достижению цели он меняет жизни людей.  Будучи раскрытой, девушка вынуждена бежать и оставить слепого мальчика и пожилую женщину на произвол судьбы. Печорин не ставит перед собой истинных целей, он лишь стремиться развеять скуку, что не только приводит его к разочарованиям, но и ломает судьбы людей, оказавшийся у него на пути.
<\p>

Источник: https://libaid.ru/itogovoe-sochinenie/ravnodushie-i-otzyvchivost/4379-argumenty-ravnodushie-i-otzyvchivost-tsel-i-sredstva-po-romanu-geroj-nashego-vremeni-dlya-itogovogo-sochineniya-ege-i-oge-2017-2018

аргументы сочинения ЕГЭ – Стр 5

Чинопочитание

Аргументы
к сочинению

Чехов
А.П. «Толстый и тонкий»

Рассказ
Чехова «Толстый и тонкий», повествует
нам о встрече двух старых приятелей,
бывших соучеников, толстого и тонкого.

Пока они ничего не знают друг о друге,
проявляют себя как люди: «Приятели
троекратно облобызались и устремили
друг на друга глаза, полные слез».

Но
стоило им обменяться «анкетными данными»,
как тут же между ними возникает
непроходимая социальная граница. Так
дружеская встреча оборачивается встречей
двух неравных чинов.

Нравственная
деградация, низость

Аргументы
к сочинению

А.П.
Чехов «Крыжовник»

Ещё
одним примером духовной деградации
может послужить Николай Иваныч из
рассказа Чехова «Крыжовник». В погоне
за мечтой о покупке собственного имения,
он забывает о внутреннем развитии.

Все
его поступки, все мысли были подчинены
этой материальной цели. В результате,
добрый и кроткий человек опустился,
превратившись в наглого и самоуверенного
«барина». Л.
Н. Толстой «Война и мир»

Великий
русский писатель Л.Н.

Толстой в своём
романе «Война и Мир» не раз писал о
нравственных качествах человека. Так,
например, для Анны Михайловны Друбецкой
и ее сына главная цель в жизни – устройство
своего материального благополучия.

И
ради этого Анна Михайловна не гнушается
ни унизительного попрошайничества, ни
применением грубой силы (сцена с
мозайковым портфелем).

Нравственная
стойкость

Аргументы
к сочинению

А.
Солженицын «Один день Ивана
Денисовича»

Алешка
– герой рассказа А. Солженицына «Один
день Ивана Денисовича», как раз является
примером духовного человека.

Он попал
в тюрьму из-за своей веры, но не отказался
от неё, напротив, этот молодой человек
отстаивал свою правду и пытался донести
её до других заключенных.

Ни один его
день не проходил без чтения Евангелия,
переписанного в обычный блокнот.

Какую
жизнь можно назвать духовной?

Аргументы
к сочинению

Е.
Замятин, «Мы»

Хочу
упомянуть героев романа Е. Замятина
«Мы». «Нумера», как их называет автор,
жили в математически идеальном
государстве, их жизненный ритм был
отточен до совершенства.

Важно

Каждый «нумер»,
по сути своей, является математиком. Но
умом все ограничивалось: герои не имели
души. Они не ощущали потребности в
стремлении к высокому, не интересовались
красотой мира, отгороженного городскими
стенами, она из пугала.

Разве такую жизнь
можно назвать духовной?

Неистребимость
тяги к развитию, науке

Аргументы
к сочинению

А.С.
Грибоедов «Горе от ума»

Русский
драматург, поэт и дипломат А.С. Грибоедов
в своем произведении “Горе от ума”
ставит проблему ума и обучения.

В монологе
“А судьи кто?” Чацкий утверждает
право молодых людей заниматься наукой,
искусством: “В науки вперит ум, алчущий
познаний; Или в душе его сам Бог возбудит
жар к искусствам творческим, высоким и
прекрасным…” Даже такие безобидные
занятия в мире Фамусова вызывают страх.

Фамусов выступает, охраняя общество, и
как любящий отец, и как крупный чиновник.
В любом случае его пугает такое направление
ума молодого человека. Он пытается
“вразумить” и “наставить на пусть
истинный”. Но, получив удар, Чацкий
страдая, переживая личную драму, отстоял
свое право быть собой.

Тяга к науке, к
развитию у человека неистребима. И.С.
Тургенев «Отцы и дети»

Центральный
образ романа замечательного писателя
И.С. Тургенева “Отцы и дети” – Базаров.

Герой занимается наукой, медициной,
стремится к полезной деятельности, но
бросает вызов вечным законам жизни,
бытия, отвергает любовь, искусство,
составляющие существенную потребность
человека. “Нигилизм”, по мнению
Тургенева, бросает вызов непреходящим
ценностям духа и естественным потребностям
жизни. В этом усматривается вина героя,
причина его неизбежной гибели.

Любовь
к природе

Аргументы
к сочинению

С.Есенин
«Гой ты, Русь, моя родная»

Одной
из центральных тем лирики ярчайшего
поэта XX века С.Есенина является природа
родного края.

В стихотворении «Гой ты,
Русь, моя родная» поэт отказывается от
рая ради родины, стая её выше вечного
блаженства, которое он, судя по другой
лирике, обретает лишь на русской земле.
Таким образом, чувства патриотизма и
любви к природе тесно переплетаются.

Само осознание постепенного их ослабления
является первым шагом к естественному,
настоящему миру, обогащающему душу и
тело.

Неразрывная
связь человека и природы

Аргументы
к сочинению

М.Ю.
Лермонтов «Герой Нашего времени»

Тесная
эмоциональная связь человека и природы
прослеживается повести Лермонтова
«Герой нашего времени». События жизни
главного персонажа, Григория Печорина,
сопровождаются измнением состояния
природы сообразно переменам его
настроения.

Так, рассматривая сцену
дуэли, очевидна градация состояний
окружающего мира и чувств Печорина.
Если перед дуэлью небо кажется ему
«свежим и голубым», а солнце «ярко
сияющим» то после дуэли, смотря на труп
Грушницкого, небесное светило казалось
Григорию «тусклым», а лучи его «не
грели».

Совет

Природа не только переживания
героев, но и является одним из действующих
лиц. Гроза становится причиной длительного
свидания Печорина и Веры, а в одной из
записей дневника, предшествующих встречи
с княжной Мери, Григорий отмечает, что
«воздух Кисловодска так и располагает
к любви».

Подобной аллегорией Лермонтов
не только более глубоко и полно отражает
внутреннее состояние героев, но и
обозначает свое, авторское присутствие
путем ввода природы как персонажа. Е.
Замятин «Мы»

Обращаясь
к классической литературе, хотелось бы
привести в примере роман-антиутопию
Е.Замятина «Мы».

Отказываясь от
естественного начала, жители Единого
государства становятся нумерами, чья
жизнь определена рамками Часовой
Скрижали. Красоты родной природы заменены
идеально пропорциональными стеклянными
сооружениями, а любовь возможна лишь
пи наличии розовой карточки.

Главный
герой, Д-503, обречен на математически
выверенное счастье, которое обретается,
однако, после удаления фантазии. Как
мне кажется, подобной аллегорией Замятин
пытался выразить неразрывность связи
природы и человека.

Природа
не храм, а мастерская, и человек в ней
работник

Аргументы
к сочинению

И.
С. Тургенев, «Отцы и дети»
 
Люди
забывают о том, что природа – их родной
и единственный дом, требующий бережного
отношения к себе, что находит подтверждение
в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

Главный герой, Евгений Базаров, известен
своей категоричной позицией: “Природа
не храм, а мастерская, и человек в ней
работник”.

Именно таким Автор видит
в нем “нового” человека: он равнодушен
к накопленным предыдущими поколениями
ценностям, живет настоящим и пользуется
всем, что ему нужно, не задумываясь о
том, к каким последствиям это может
привести.  В романе И.Тургенева
«Отцы и дети» поднимается актуальная
тема отношений природы и человека.

Базаров, отвергая всякое эстетическое
наслаждение природой, воспринимает её
как мастерскую, а человека – как работника.
Аркадий, друг Базарова, напротив,
относится к ней со всем присущем молодой
душе восхищением. В романе каждый герой
проходит проверку природой.

Аркадию
общение с окружающим миром помогает
залечить душевные раны, для него это
единение естественно и приятно. Базаров
же, напротив, не стремится к контакту с
ней – когда Базарову было плохо, он «шел
в лес и ломал ветки». Она не дарит ему
ни желанного успокоения, ни душевного
равновесия. Таким образом, Тургенев
подчеркивает необходимость плодотворного
и двухстороннего диалога с природой.

Черствое
и бездушное отношение к человеку

Аргументы
к сочинению

“Матрёнин
двор” Солженицына.
Замкнутая
модель мира в романе Е.И. Замятина «Мы».


Облик и принципы Единого Государства.

Рассказчик, нумер Д – 503, и его духовная
болезнь.
– «Сопротивление человеческой
природы».

Обратите внимание

В антиутопиях,основанный
на тех же предпосылках мир дан глазами
его обитателя, рядового гражданина,
изнутри, дабы проследить и показать
чувства человека,претерпевающего на
себе законы идеального государства.
Конфликт личности и тоталитарной системы
становятся движущей силой любой
антиутопии, позволяя опознать
антиутопические черты в самых различных
на первый взгляд произведениях…

Общество, изображённое в романе, достигло
материального совершенства и остановилось
в своём развитии, погрузившись в состояние
духовной и социальной энтропии.

Человек
и природа

Аргументы
к сочинению

Шолохов
«Тихий Дон».
Тургенев
«Бежин луг».
 Природа
совпадает с чувствами героев. М.
Булгаков. «Роковые яйца».

Профессор
Персиков случайно вместо больших кур
выводит гигантских гадов, которые грозят
цивилизации. М.
Булгаков.

«Собачье сердце».
Профессор
Преображенский пересаживает собаке
Шарику часть мозга человека, превращая
вполне симпатичного пса в отвратительного
Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
Нельзя бездумно вмешиваться в природу! М.
Пришвин.

«Кладовая солнца»

Человек
и познание.

Аргументы
к сочинению

Шукшин
«Чудик»
 —
человек рассеянный, может показаться
невоспитанным. А то, что побуждает его
совершать странные поступки, — мотивы
положительные, некорыстные. Чудик
размышляет над проблемами, волнующими
человечество во все времена: в чем смысл
жизни? Что есть добро и зло? Кто в этой
жизни “прав, кто умнее”? И всеми
поступками доказывает, что прав он, а
не те, кто считает…

Гончаров.
Образ Обломова.

Это
образ человека, который только хотел.
Он хотел изменить свою жизнь, хотел
перестроить жизнь поместья, хотел
вырастить детей … Но у него не нашлось
сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь,
поэтому его мечты так и остались
мечтами. М.
Горький в пьесе «На дне».

Показал
драму «бывших людей», которые утратили
силы для борьбы ради самих себя.

Читайте также:  Огэ: аргументы к сочинению «что такое жизненные ценности»

Они
надеются на что-то хорошее, понимают,
что жить надо лучше, но ничего не делают
для того, чтобы изменить свою участь.
Неслучайно действие пьесы начинается
в ночлежке и заканчивается там же. И.
Бунин в рассказе «Господин из
Сан-Франциско».

Показал
судьбу человека, который служил ложным
ценностям. Богатство было его богом, и
этому богу он поклонялся.

Но когда
американский миллионер умер, то оказалось,
что подлинное счастье прошло мимо
человека: он умер, так и не узнав, что
такое жизнь.  Есенин.
«Черный человек».

Поэма
«Чёрный человек» – крик погибающей души
Есенина, это реквием по оставленной
позади жизни. Есенин, как никто другой
смог рассказать, что с человеком делает
жизнь. Маяковский.
«Послушайте».


Внутренняя
убежденность в правоте своих нравственных
идеалов отделяли Маяковского от других
поэтов, от привычного течения жизни.
Эта обособленность рождала душевный
протест против обывательской среды,
где не было высоких духовных идеалов.
Стихотворение-крик души поэта. Замятин
«Пещера».

(Мартина
Мартиныча). Герой вступает в конфликт
с самим собой, в душе его происходит
раскол.

Погибают Его духовные ценности.
Он нарушает заповедь “Не укради”.

Сострадание,
чуткость и милосердие

Аргументы
к сочинению

Астафьев
«Людочка»

В
эпизоде с умирающим человеком, когда
все от него отошли, лишь Людочка его
пожалела. А после его смерти все только
делали вид, что им его жалко, все кроме
Людочки. Приговор обществу, в котором
люди лишены человеческого тепла. М.
Шолохов «Судьба человека».


В
рассказе повествуется о трагической
судьбе солдата, который во время войны
потерял всех родных. Однажды он встретил
мальчика-сироту и решил назваться его
отцом. Этот поступок говорит о том, что
любовь и желание делать добро дают
человеку силы для жизни, силы для того,
чтобы противостоять судьбе.  В.
Гюго «Отверженные».


Писатель
в романе рассказывает историю вора.
Переночевав в доме епископа, утром этот
вор украл у него серебряную посуду. Но
через час полиция задержала преступника
и доставила его в дом, где ему дали
ночлег. Священник сказал, что этот
человек ничего не воровал, что все вещи
он взял с разрешения хозяина.

Вор,
пораженный услышанным, в одну минут
пережил подлинное перерождение, и после
этого он стал честным человеком.

Научный
прогресс и нравственные качества
человека

Аргументы
к сочинению

А.
С. Грибоедов. «Горе от ума»
М.
Булгаков. «Собачье сердце»

Доктор
Преображенский превращает пса в человека.
Ученым движет жажда познания, стремление
изменить природу. Но порой прогресс
оборачивается страшными последствиями:
двуногое существо с «собачьим сердцем»
– это еще не человек, потому что нет в
нем души, нет любви, чести, благородства.

43

Источник: https://StudFiles.net/preview/1845108/page:5/

Сочинение Мечта и реальность по Герой нашего времени, Шинель-что писать? ЕГЭ 2019

Печорин в юности мечтал о славе и хотел любить весь мир, но повзрослев он окунулся с головой во все блага общества и тогда познал обман, лицемерие, зависть, поэтому все свои благие мечты он оставил в прошлом и возненавидел людей.

Акакий Акакиевич из повести «Шинель» был человеком робким, замкнутым и его ничего не интересовало, но когда пришла пора сшить новую шинель, так как в старой Акакию Акакиевичу уже нельзя было ходить, то у него появилась мечта, скопить деньги на эту шинель и его мечта была настолько сильной, что он стал каждодневно совершать маленький подвиг: экономить деньги на любых мелочах: и на свечках, и на ужине, и даже на обуви, так как ходил он теперь очень непременно осторожно, чтобы не повредить подошвы своей обуви.

Важно

Наконец, его мечта исполнилась и необходимые деньги были собраны и он смог заплатить за пошив новой шинели, но реальность не дала ему насладиться плодами своей мечты и шинель у него украли, в результате, герой, простудившись в своей старой дырявой шинели, умирает.

Вывод можно сделать такой, что если мечта разрушена, то жизнь, ведь, не кончается на этом и следует пересмотреть свою жизнь и направить свои усилия для достижения другой мечты.

Направление «Мечта и реальность». Аргументы из литературы: Лермонтов «Герой нашего времени» », Гоголь «Шинель»

Возможно что тема «Мечта и реальность по произведению Герой нашего времени, Шинель» будет на Едином Государственном Экзамене 2019.

При написании итогового сочинения важно показать на примере главных героев, что при своих неудачах важно не опускать руки, а идти дальше, иначе ничего не будет получаться.

Так в рассказе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова главный герой Печерин пытается изменить мир к лучшему, но ничего не получается. Своей мечтой Печерин сделал показать себя значимым и влиятельным человеком, но его мечта разбивается о жестокую реальность, все что он делает только вредит обществу и у него ничего не получается.

В рассказе «Шинель» Н. В. Гоголя главный герой Акакий Акакиевич каждый день сталкивается с насмешками над ним, хотя человек очень добрый и безобидный. Но окружающие его люди ожесточены и поэтому для себя Акакий Акиевич ставить цель приобрести шинель, но ее похищают и Акакий Акакиевич умирает и превращается в призрака после чего начинает всем мстить.

В обоих этих рассказах показано, что важно стремится к своей мечте и стараться её достигнуть.

В рассказе «Герой нашего времени» — мечты и реальности раскрыта на примере героя Печерина. Он стремился показать себя, как человек значимый и полезный для общества, задав это себе как мечту. Но его мечты разбились о жестокую реальность. На мой взгляд он был недостаточно настойчив. Процесс достижения мечты требует максимальной отдачи всего себя.

В рассказе «Шинель» — к процессу достижения мечты шел Акакий. Он очень хотел приобрести себе Шинель и благодаря усилиям достиг свою мечту. Однако, у него её крадут.

Совет

Думаю из этого стоит извлечь урок о том, что мечты и цели это прекрасно, и их нужно уметь добиваться, но не стоит ставить всё на это.

Суровая реальность учит нас тому, что она сурова и легко может отобрать у нас то, о чем мы мечтаем.

Источник: https://faston24.ru/sochinenie-mechta-i-realnost-po-geroj-nashego-vremeni-shinel-chto-pisat-ege-2019/

Какие философские проблемы поставлены в романе Лермонтова «Герой нашего времени»? – Сочинение

Какие философские проблемы поставлены в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» по­ставлены различные философские вопросы.

Во-первых, проблема взаимодействия человека и природы. Как всегда, у Лермонтова природа здесь — доброе, благо­датное начало, она целительна для измученной души героя. Печорин в романе способен тонко чувствовать и понимать природу. Вспомним, как он восхищается летним утром перед дуэлью. С любовью описывает он в своем дневнике пейзаж, открывающийся из окон его квартиры в Пятигорске.

Вместе с тем герой является человеком «культуры», «циви­лизации», и в этом смысле он противопоставлен «естествен­ным» людям — горцам, Бэле, Азамату; контрабандистам и ун­дине. Таким образом, автор освещает этот конфликт в тради­ционном литературном русле.

Другая проблема, остро звучащая в романе, — проблема смысла жизни. Печорин у Лермонтова мучительно пытается угадать собственное предназначение. Человек сильной воли и больших возможностей, он стремится к активной жизни.

Недовольный своим бесцельным существованием, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, он спрашивает: «За­чем я жил? Для какой цели я родился?… А, верно, она суще­ствовала и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал назна­ченья, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодар­ных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни». «Рожденный для высокой цели», он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на по­ступки, недостойные настоящего человека. Вместо активной, осмысленной деятельности Печорин занят светскими интри­гами.

Большое значение придается в романе понятиям «счастье», «дружба», «любовь». Автор раскрывает нам взгляд своего ге­роя на эти категории. Однако Печорин понимает эти понятия искаженно. Счастье, по мысли его, — это «насыщенная гор­дость».

Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душев­ные силы. Жить Печорину «скучно и гадко». Сомнения опустошили его до того, что у него осталось только два убеждения: рождение — несчастье, и смерть неизбежна.

Обратите внимание

Чувство любви и потребность в дружбе в представлении Печорина давно уже потеряли свою ценность. «Из двух друзей один всегда раб дру­гого», — считает он. Любовь для героя — удовлетворенное че­столюбие, «сладкая пища… гордости».

«Возбуждать к себе чув­ство любви, преданности и страха — не есть ли первый при­знак и торжество власти?» — пишет Печорин в своем дневни­ке. Так, простые человеческие чувства и отношения — любовь, дружба — оказываются для героя недоступными.

Многие философские проблемы освещаются автором в дневнике Печорина. Лермонтов использует здесь эпитеты («необъятное наслаждение», «сладкая пища», «бешеных по­рывов»), метафоры («душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет», «мое сердце превращается в камень»), риторические вопросы («Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других?»).

Важнейшая философская проблема романа — это пробле­ма рока, судьбы и свободной воли человека. Этой теме посвя­щена повесть, завершающая роман, — «Фаталист». На при­мере истории Вулича мы видим значимость судьбы, рока, дов­леющего над человеком. Но Печорин, обезоружив убийцу Ву­лича, здесь на собственном примере утверждает значимость личностной воли человека.

Эта философская повесть имеет большое идейно-компози­ционное значение. Заканчивая роман на этой ноте, М.Ю. Лер­монтов придает ему жизнеутверждающее, оптимистическое звучание (герой, умерший по дороге из Персии, здесь побеж­дает саму судьбу). Вместе с тем здесь есть подспудный автор­ский мотив — призыв человека к активной, деятельной жиз­ни. И в этом — авторская позиция М.Ю. Лермонтова.

Здесь искали:

  • герой нашего времени аргументы
  • герой нашего времени проблемы и аргументы

Источник: https://Sochineniye.ru/kakie-filosofskie-problemy-postavleny-v-romane-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Аргументы по русскому языку к сочинению ЕГЭ..

Любовь к родине

1) Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков.
Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.

2) Тема Родины поднимается в произведениях С.Есенина.   О чём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в “суровые грозные годы” , – каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего. Любовь к родному краю

3) Известный писатель рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скита­ний, наконец, выбрался к границе. Еще минута – и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался поли­ции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу.

4) Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужден­ный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится.

Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил  в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила.

Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

5) Фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время граж­данской войны, сотрудничать с ними в борьбе против Советского Союза. Но генерал ответил резким отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.

6) Африканские невольники, вывезенные в Америку, тос­ковали о родной земле. В отчаянии они убивали себя, надеясь на то, что  душа, сбросив тело, сможет, будто птица, унестись домой.

7) Самым страшным наказанием в древности считалось изгнание человека из племени, города или страны. За пределами своего дома – чужбина: чужая земля, чужое небо, чужой язык … Там ты совсем один, там ты никто, существо без прав и без имени. Вот почему покинуть родину значило для человека утратить все.

8) Выдающемуся русскому хоккеисту В. Третьяку предло­жили переехать в Канаду. Пообещали купить ему дом,  платить большую зарплату. Третьяк показал рукой на небо, землю и спросил: «А это вы тоже для меня купите?». Ответ знаменитого спортсмена привел всех в замешательство, и больше никто к этому предложению не возвращался.

9) Когда в середине 19 века английская эскадра осадила сто­лицу Турции Стамбул, все население встало на защиту своего города. Горожане разрушали собственные дома, если они ме­шали турецким пушкам вести прицельный огонь по вражес­ким кораблям.

10) Однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу побе­дить тебя?».

11) Дуб отвечал, что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубин­ная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым.

Читайте также:  Что такое «кровная месть»?

12) Когда над Англией нависла угроза страшной и опусто­шительной войны с Испанией, то все население, доселе разди­раемое враждой, сплотил ось вокруг своей королевы.

Купцы и дворяне на свои деньги снаряжали армию, люди простого зва­ния записывались в ополчение. Даже пираты вспомнили о своей родине и привели свои корабли, чтобы спасти ее от врага.

И «непобедимая армада» испанцев была разгромлена.

13) Турки во время своих военных  походов захватывали пленных мальчиков и юношей. Детей насильно обращали в ислам,  превращали в воинов, которых называли янычарами. Турки надеялись на то, что лишенные духовных корней, забывшие свою родину, воспитанные в страхе и покорности, новые вои­ны станут надежным оплотом государства. 

Источник: https://vopvet.ru/news/baza_argumentov_dlja_sochinenija_po_russkomu_jazyku/2015-05-14-1294

Аргументы к сочинению части с!

Пожалуй, для любого школьника, самая сложная часть в ЕГЭ по русскому языку, это сочинение части С. А уж абзац, который, предположительно, должен содержать в себе аргументы, и вовсе способен довести до истерики.

Что писать? Как писать? И главное, какие литературные произведения выбрать? Все не так страшно! На нашем сайте вы найдете аргументы для сочинения части С почти на все темы! Более того, эта страница постоянно обновляется, так как мы выкладываем все новые и новые аргументы! Заглядывайте к нам почаще, и на ЕГЭ по русскому языку вы будете чувствовать себя вполне спокойно и уверенно. Для удобства восприятия мы группируем аргументы в таблицы по темам. Сохраняйте себе нужные таблицы или просто учите их, и тогда вам не понадобится перечитывать кучу литературных произведений, чтобы хорошо написать сочинение в части С. Итак, аргументы!

ПРОБЛЕМА ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА!

1) Проблема “лишнего человека” не раз находила отражение в русской литературе. “Лишний человек” — особая конкретная историческая социально-психологическая разновидность более общего типа “странного человека“. “Лишним человеком“ мы можем назвать и главного героя произведения Лермонтова “Герой нашего времени“ Печорина.

Личность Печорина в романе шире своего времени, среды, конкретных обстоятельств, предлагаемых ему обществом социальных ролей.

Осознание себя, духовно-свободной целостной личностью, ответственной не только за отдельные поступки, но и за выбор жизненной позиции, за осуществление своего “назначения высокого“, и в то же время трагического непонимания своего предназначения делает Печорина “лишним человеком“.

2) Еще одним героем, которого вполне можно назвать «Лишним человеком, является герой одноименного романа в стихах Евгений Онегин.

Онегин живет по принципам окружающего общества, но вместе с тем он далек от него. Принадлежа к свету, он презирает его. Онегин не находит своего истинного назначения и места в жизни, он тяготится своим одиночеством.

Именно Евгений Онегин открывает собой целую «галерею лишних людей» в русской литературе.

ПРОБЛЕМА ТЯЖЕЛОГО ДЕТСТВА!

1) Мы найдем немало произведений русской классической литературы, в которых отражается эта проблема.

Вспомним, например, маленького двенадцатилетнего Ваську из произведения Куприна “В недрах Земли”, который вынужден работать в шахте, которая кажется ему странным и непонятным чудищем. Васька — тоже ребенок с украденным детством.

Важно

Он вынужден ходить на работу в шахту, хотя ему и непонятны нравы, царящие среди рабочих, а сама работа слишком тяжела для мальчика двенадцати лет.

2) Не только литературные произведения учат нас ценить то, что у нас есть. Реальные истории о детях, участвующих в военных сражениях Великой Отечественной Войны, известны почти каждому ребенку. Мы помним имена Лени Голикова, Вали Котика, Зины Портновой, Нади Богдановой. Все они потеряли на войне свое детство, а некоторые и жизнь.

ПРОБЛЕМА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И ЧИНОВНИЧЕСТВА!

1) Вспомним произведение Н.В. Гоголя “Ревизор”. Узнав о приезде ревизора, чиновники страшно пугаются и пытаются “подготовиться” к его прибытию.

Например, попечителю богоугодных заведений советуют одеть больных в чистые колпаки, да и вообще, сделать так, чтобы больных было поменьше. В итоге, все чиновники решают дать принимаемому за ревизора Хлестакову взятку “якобы в долг”.

Все это показывает, что уже во времена Николая Васильевича взяточничество и беспредел чиновников являлись достаточно большой проблемой.

2) В “Божественной комедии” Данте в одном из кругов ада в ров, залитый кипящей смолой, черти бросают взяточников. Также черти следят за тем, чтобы взяточники не высовывались из кипящей смолы, а тех, кто высовывается, они бьют крючьями.

ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ!

1) “Отцы и дети” И. С. Тургенев. Главный герой романа Евгений Базаров отрицает всякого рода чувства, дружбу, любовь.

Он никогда не показывает своего теплого отношения к родителям, которые безумно любят своего сына и восхищаются им. Герой мало общается со своими родителями, после долгой разлуки уезжает, погостив лишь несколько дней….

Только перед смертью Базаров осознает, как сильно он любит их на самом деле.

2) “Станционный смотритель” А. С. Пушкин. Автор рассказывает нам историю бедного станционного смотрителя, единственной отрадой которого была любимая дочь. Но девушка покидает отца. Он пытается найти ее, хотя бы просто увидеть, но его выгоняют из дома дочери. И лишь после его смерти, когда девушка приезжает навестить отца, она понимает, что натворила.

ПРОБЛЕМА СУДЬБЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА!

1) Баллада Жуковского “Людмила”. Основной мыслью баллады Жуковского, написанной в подражание “Леноре” Бюргера, было убеждение в том, что роптать на судьбу — это грех. Людмила, потерявшая жениха, именно ропщет на судьбу, поэтому ее мольба становится услышанной небом. За Людмилой приезжает мертвый жених, который и увозит ее в могилу.

2) “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова. В главе “Фаталист” романа М. Ю. Леромонтова мы также сталкиваемся с вопросами судьбы. Офицеры затеивают спор о том, написана ли судьба человека на небесах.

Решить спор вызывается поручик Вулич, который  наугад берет со стены оружие, решается выстрелить себе в голову и… допускает осечку! Но Печорин уверен, что видел на его лице печать смерти.

И действительно, Вулич погибает в этот же вечер от рук пьяного казака.

ПРОБЛЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА», ОТНОШЕНИЯ СИЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА К СЛАБОМУ!

1) «Шинель» Н. В. Гоголя. Проблема “маленького человека” не раз находила отражение в русской литературе. Вспомним главного героя повести “Шинель” Н. В. Гоголя.

Акакий Акакиевич — типичный образ “маленького человека”: униженный и бесправный чиновник, всю жизнь проработавший в департаменте, переписывая бумаги. Трагедией для этого героя становится кража новой шинели.

Акакий Акакиевич пытается искать помощи у вышестоящих лиц, но не находит отклика в обществе. И все, к кому он обращается, считают его проблему незначительной и не стоящей внимания.

Совет

2) «Станционный смотритель» А. С. Пушкина. Другим примером отражения проблемы “маленького человека” является произведение А. С. Пушкина “Станционный смотритель”.

В этом произведении автор рассказывает нам историю Самсона Вырина, единственная дочь которого уезжает с гусаром и оставляет бедного отца.

Вырин не может даже увидеть дочь! Он чувствует огромную пропасть между ним, его жизнью и новым положением в обществе его Дуни. Так и не смирившись с предательством дочери, он умирает.

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА!

1) «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Эта проблема не раз находила отражение и в русской классической литературе.

Вспомним роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором Воланд и его свита искушают москвичей, которые раз за разом делают неправильный выбор, за что и получают свое наказание.

Никанор Иванович Босой берет взятку, буфетчик жульничает, Степа Лиходеев развратничает… И, конечно, говоря о нравственном выборе, нельзя не вспомнить о Понтии Пилате, который так и не смог сделать правильный выбор. Ведь он слишком поздно понимает, что «сегодня днем он что – то безвозвратно упустил».

2) «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Другим литературным героем, который также не смог сделать выбор по совести, является Евгений Онегин. Герой понимает, что его дуэль с Ленским абсолютно бессмысленна, но все-равно принимает вызов. Почему? А.С.

Пушкин дает вполне однозначный ответ: «И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!» То есть для Онегина общественное мнение было важнее, чем жизнь друга.

А ведь есть бы герой попробовал сделать выбор, опираясь на свою совесть, то все закончилось бы хорошо.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЧЕЛОВЕКА И БЕРЕЖНОГО К НЕЙ ОТНОШЕНИЯ!

1) Слово о полку Игореве. Природа отражает душевное состояние героев, указывает на опасность, предостерегает князей.

2) «Война и мир» Л. Н. Толстой.  Наташа Ростова восхищается красотой ночного пейзажа в Отрадном, он окрыляет его. А изменения, которые происходят в душе Андрея Болконского, отражаются во внешнем облике дуба, который он видит, отправляясь в Отрадное и обратно. Дуб здесь — символ перемен и новой, лучшей жизни.

3) «Дед Мазай и Зайцы» Н. А. Некрасов. Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него — родная стихия, и он переживает за всех его обитателей.

Источник: https://ege-ruslit.ru/?p=536

Секрет и цель композиции романа “Герой нашего времени” (М. Ю. Лермонтов)

Сочинения › Лермонтов М.Ю. › Герой нашего времени

Готовые Домашние Задания

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – первый русский психологический роман. Поэтому в нем не столько важно развитие сюжета, сколько развитие характера главного героя.

Хочется отметить, что сюжетно-композиционное построение «Героя нашего времени» самобытно и гармонично. Вместе с тем, оно очень глубоко и содержательно.

Как и сам роман, композиция «Героя нашего времени» совмещает в себе два противоположных направления: романтизм и реализм. В связи с этим в произведении сочетаются субъективный и объективный взгляд на мир и героя.

Обратите внимание

Мне кажется, что основу романа составляет неповторимый авторский взгляд, авторское видение мира и человека.

«Герой нашего времени» состоит из пяти самостоятельных новелл и повестей. Но роман не воспринимается как собрание разрозненных произведений, объединенных лишь фигурой главного героя. Это целостный роман, раскрывающий психологический портрет «героя времени» Лермонтова – Григория Александровича Печорина.

Мне кажется, что произведение четко делится на две части. Одна представляет собой объективное повествование о Печорине в записках странствующего офицера («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к «Журналу Печорина»).

Другая часть – это исповедь самого главного героя, его самоанализ («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»).

В каждой «половине» романа находятся своеобразные, неповторимые, уникальные главы, служащие одной цели – всестороннему раскрытию образа Печорина.

Первая «половина» «Героя нашего времени» описывает человеческий характер, образ как бы «со стороны», взглядом внимательного, но стороннего наблюдателя. Вторая же «половина» показывает нам человеческий характер изнутри, со всей его психологической сложностью и тонкостью. Именно здесь затрагиваются вопросы духовности, движений человеческой души.

Равномерное разделение романа подчеркивает, на мой взгляд, равноправие взглядов на главного героя. Эти разные взгляды только дополняют картину характера Печорина, делают ее глубже, точнее, полнее.

Кроме того, мне кажется, что равновесие объективного и субъективного подчеркивают гармоничность самого произведения и напоминают о важности гармонии в жизни любого человека.

Ведь Печорину, на мой взгляд, не хватало именно гармонии с самим собой и окружающим миром. Отсюда – его метания, страдания, несчастье.

Важно

Деление на объективную и субъективную части романа весьма условны, так как в повествовательную «Бэлу», например, вклиниваются элементы исповеди Печорина, а в «Княжне Мери» присутствует как история души героя, так и широко разветвленный сюжет, и объективное изображение.

Составленный из отдельных самостоятельных повестей, роман представляет собой собрание эпизодов из жизни главного героя.

Поэтому, мне кажется, композиция романа близка к «фрагментарной», или «разорванной», композиции романтических произведений.

Но, в то же время, «Герой нашего времени» отличается объективностью повествования. Поэтому и роман в целом, и образ главного героя можно назвать реалистическими.

Сложная композиция произведения объясняется логикой жизни главного героя: единого пути у Печорина нет, он мечется, сомневается, разочаровывается и страдает. Вся жизнь Печорина проходит на перепутьях, каждый раз в погоне за новой целью.

С другой стороны, композиционная сложность «Героя нашего времени» объясняется самой эпохой, испытывавшей человека на прочность и нравственную силу, проходившей в метаниях и разъездах.

Каждая новая глава романа показывает приезд – отъезд или дорожную жизнь «странствующего офицера, да еще по казенной надобности».

Если располагать повести в хронологической последовательности, то их нужно было бы разместить в такой последовательности: «Тамань» (Печорин едет согласно назначению на Кавказ), «Княжна Мери» (Печорин останавливается в Пятигорске и ждет нового назначения), «Фаталист» (Печорин назначен в гарнизон к Максим Максимычу. Все, описываемое в этой повести, происходит во время его отлучки из крепости в казачью станицу), «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина».

Совет

Важной особенностью композиции романа является перемещение жизненного финала героя из конца в середину произведения. При помощи такого приема Лермонтов достигает эффекта отстраненности от своего персонажа, большого реализма в изображении Печорина.

Интересно, что действие романа начинается в крепости и заканчивается там же. Это удивительно соответствует, как мне кажется, изображаемой в романе действительности.

Читайте также:  Легко ли сохранить верность в разлуке?

Реалистический образ крепости превращается в романтический обобщенный образ-символ, что придает роману еще более глубокое социально-историческое и философское звучание.

Образ глухой, неподвижной крепости как нельзя лучше оттеняет образ главного героя, его мятежную внутреннюю жизнь.

Фрагментарность же романа показывает не столько формирование и развитие личности Печорина, сколько его неудачные попытки найти общий язык с миром и эпохой, в которой он живет.

Сложная композиция «Героя нашего времени» способствует более глубокому пониманию героев романа и тех философских мыслей, которые Лермонтов заложил в этом произведении.

Сочинения по теме:

  • Композиционные особенности романа “Герой нашего времени” и их влияние на раскрытие образа Печорина сочинение
  • Последовательность повестей в романе “Герой нашего времени” и их роль для раскрытия личности Печорина сочинение
  • Испорченное поколение в романе “Герой нашего времени” сочинение
  • Оценка образа Григория Печорина сочинение

Источник: https://1soch.ru/lermontov-mu/geroy-nashego-vremeni/sekret-i-cel-kompozicii-romana-geroy-nashego

Проблематика романа Герой нашего времени сочинение

Проблематика данного романа многоплановая. Здесь раскрыты философская и нравственная темы, рассмотрены проблемы любви и дружбы, добра и зла, смысла бытия и фатума, проблемы личности и общества.

За всеми событиями романа скрыт глубокий философский смысл. Вроде бы невинные маленькие деяния приводят к большим последствиям. Еще одна тема произведения – проблема свободы выбора.

Печорин как главный герой весьма незаурядная личность, постоянно копающаяся в себе, подвергающая все свои действия и даже мысли постоянному анализу. Он задает себе массу вопросов, но, увы, либо не находит ответа, либо приходит к неправильным, ложным выводам.

Обратите внимание

Герой привлекателен внешне, уверен в себе, что, несомненно, приносит ему успех у женщин. Его ум и расчетливость заставляют их покоряться столь сильной личности. Но не податливость и покорность ищет он, а гармонию в душе. А для полного счастья ему нужна такая же высокоразвитая духовно особа, как и он сам.

В постоянном самоанализе он совершает очередную ошибку. Сам по себе психоанализ полезен, но он необходим для дальнейшего саморазвития. Печорин лишь бесстрастно наблюдает за собой как бы со стороны, но не пытается работать над собой, не ищет умных книг, не слушает добрых наставлений людей постарше.

Здесь поднята проблема поколений. Герой стремится отречься от старых устоев старшего поколения, с их несокрушимой верой, размеренностью и традициями. Но и новомодное общество его не устраивает, слишком мелкое и притворное. Положение могла бы спасти целостность натуры, но у Печорина ее нет.

Он терзаем страстями, да и то по большей части от скуки. Недостаток веры привел его к неверию в любовь и дружбу. Он наплевательски относится к нравственным устоям социума. Он идет по жизни, круша и ломая судьбы встречных людей.

Можно бесконечно писать о недостатках и пороках Печорина: неуважителен к старшим, не умеет дружить с сослуживцами, жесток с женщинами (когда цинично калечит словами их души), с легкостью влезает в чужие брачные узы, играет чужими чувствами, идет на убийство в угоду честолюбию.

Он терзаем гордыней и только это заставляет его не верить в злой фатум. Григорий полон сил и энергии, но не находит цели, ради которой можно их потратить.

Проблема личного счастья – это его бесконечные романы: трагическая история с Бэлой, подлая интрижка с княжной Мэри, нечистоплотная связь с замужней Верой. Всё не то и все не те. И снова он одинок.

Важно

Еще одна проблема того времени – проблема лишнего человека. Герой не вписывается в толпу и остается ею отвергнут. Его чрезмерная замкнутость не помогает наладить общение.

Большинство проблем Печорина вполне современны. Хочется пожелать молодежи изучать себя и работать над собой, каждодневно изменяясь и двигаясь к поставленным целям с верой и любовью в сердце.

Проблематика романа Герой нашего времени

Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Юона Купола и ласточки 6 класс
    Мастер кисти, Константин Юон, прожил долгую и интересную жизнь Его работы, удивляли и радовали зрителей яркостью и свежестью красок, необычными сюжетами, воспроизведенными с самых невероятных ракурсов. Художник много путешествовал.
  • Анализ пьесы Гроза Островского Сочинение
    Знаменитый русский писатель Островский назвал одну из своих популярных пьес «Гроза». В современном мире, услышав слово «гроза» многие понимают в первую очередь как некое природное явление, которое сопровождается молнией, разрядами грома и дождем.<\p>
  • Сочинение по картине Пластова Жатва 6 класс
    На картине Аркадия Пластова «Жатва», написанной в 1945 году, когда Великая Отечественная война, шла к концу, но освободители- солдаты еще не вернулись домой, мы видим пришедших на уборку урожая, десяти-двенадцати летних детей и старого деда-колхозника.<\p>
  • Тема воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина сочинение
    В комедии Фонвизина Дениса Ивановича «Недоросль», подняты не только социально-политические проблемы конца 18 века, но и тема, которая волнует просвещенного автора- воспитание и образование
  • Сочинение по рассказу Чехова Хирургия 5 класс
    В произведении А. П. Чехова «Хирургия» рассказывается о том, как дьячок Вонмигласов пришёл к фельдшеру Курятину сообщить о зубной боли. Фельдшер решил вырвать больной зуб. Но что-то пошло не так.
  • Сочинение по картине Левитана Березовая роща 7 класс
    Свое полотно «Березовая роща» Исаак Ильич Левитан писал четыре года. Это была его «песня» посвященная Руси, ее красоте, очарованию и необъятным просторам. Художник тщательно работал над холстом. На картине изображена березовая роща, которую автор

<\p>

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/problematika-romana-geroj-nashego-vremeni

Проблематика романа “Герой нашего времени”

Любое художественное произведение всегда много проблемно. Не является исключением и роман М. Ю. Лермонтова.

Поэт старается ответить на вопросы вневременные, волнующие людей из эпохи в эпоху: что есть для человека смысл жизни, счастье, добро и зло, достоинство и честь, какое место занимает любовь и дружба.

Очень важны темы, продиктованные временем, в которое живут автор и его герой: предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм. Всем этим и определяется проблематика “Героя нашего времени”.

Как мы, читатели, можем определить круг основных вопросов гениального произведения, кто из действующих лиц наверняка поможет нам их выявить? Главный персонаж. В “Герое нашего времени” проблемы романа “высвечиваются” именно в характере Печорина, одновременно отражая и личность самого Лермонтова, и его миропонимание.

Философские проблемы в романе “Герой нашего времени”

“Зачем я жил? для какой цели я родился?” – этим вопросом задается Печорин и не может найти ответ. Напрасность существования тяготит героя, прозябание не подходит молодому человеку, который чувствует “в душе силы необъятные”.

Стараясь окунуться в полноту жизни, Печорин невольно становится виновником разрушения судеб разных людей. Погибает Бэла, судьба которой поломана в угоду эгоизму, прихоти Печорина. Максим Максимыч оскорблен душевной черствостью своего приятеля. “Честные контрабандисты” вынуждены скрыться, неизвестна судьба старухи и слепого.

“Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!..” – и в этом восклицании индивидуализм Печорина становится особенно понятен.

Мы, читатели, следим за тем, как изобретательно искушает Григорий Мери, не имея никаких серьезных намерений, как действует по отношению к Грушницкому, как наслаждается безраздельной властью над Верой…

“Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия.

Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…”, – читая строки журнала, мы понимаем, что индивидуализм – жизненная программа, основная движущая сила характера Печорина, он отдает себе отчет в том, что происходит.

Совет

Тоскуя по “назначению высокому”, которое не смог “угадать”, главный герой романа анализирует свои действия, поступки, настроения. “Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы”.

Проблематика романа “Герой нашего времени” включает и проблему предопределения человеческой судьбы, и вопрос истоков индивидуализма поколения Лермонтова. Где же берет начало индивидуализм Печорина?

В пари, предложенном поручиком Вуличем, решался вопрос, “может ли человек своевольно располагать своею жизнью”. Печорин, утверждающий, что “нет предопределения”, невольно меняет свое мнение после выстрела, – слишком уж “доказательство было разительно”.

Но сразу же останавливает себя в этой вере, вспомнив, что имеет “правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо”. А позже, испытывая судьбу и подвергая жизнь опасности, иронизирует над убеждениями человеческими.

И, как будто бросая вызов слепым верованиям, которые лишают человека свободы, свободы истинной, внутренней, четко обозначает свое подлинное миропонимание: “Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает…”

Смысл жизни, предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм – эти философские проблемы в романе “Герой нашего времени” впервые так ясно, точно были сформулированы поэтом, именно по этой причине сочинение Лермонтова стало первым философским романом русской литературы 19 века.

Проблема счастья в “Герое нашего времени”

Вся жизнь Печорина – в поисках разгадки человеческого счастья. С интересом ведет он разговор с ундиной, поющей свою чудную песню, но легкость отношения к счастью – не для Печорина. “Где поется, там и счастливится”, “где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко”, – такой философии Григорий не приемлет.

“Что такое счастие? Насыщенная гордость”,- пишет он в журнале. Казалось бы, у героя есть все для насыщения своей гордости: подчиняются его воле и любят люди, с которыми сводит судьба. Преданно любит Вера, покорена его обаянием и настойчивостью Мэри, с удовольствием приятельствует с Григорием Вернер, Максим Максимыч привязан к Печорину, как к сыну.

Сталкиваясь с совершенно разными персонажами, Печорин непрерывно старается насытить свою гордость, но счастья нет, вместо него раз за разом приходит скука и усталость от жизни.

Среди философских проблем проблема счастья в “Герое нашего времени” занимает важное место.

Нравственные проблемы в романе “Герой нашего времени”

Не только философские, но и нравственные проблемы в романе “Герой нашего времени” являются весьма значимыми. “Историю души человеческой” пишет Лермонтов, поэтому на страницах произведения мы наблюдаем, как решает Печорин для себя вопросы добра и зла, свободы выбора, ответственности, как размышляет над возможностью и местом в собственной жизни любви и дружбы.

Любовь, которой так жаждет и к которой стремится Григорий, для него непостижима. Его любовь “никому не принесла счастья”, потому что любил “для собственного удовольствия”, просто впитывая чувства и страдания людей, не насыщаясь ими и ничего не отдавая взамен”. Истории с Бэлой и Мери – яркое тому подтверждение.

Обратите внимание

Анализируя способность к дружбе, Печорин делает вывод, что и к ней “неспособен: из двух друзей всегда один раб другого”, рабом он быть не умеет, а управление другими считает утомительным трудом, требующим обмана. Сделавшись приятелем с доктором Вернером, Печорин так и не сможет или не захочет пустить того в свой внутренний мир – не доверяет его никому.

В душе главного героя только усталость, по его убеждению, истощены и “жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко”.

Современность проблем романа

Многое в характере Печорина мы, читатели, не принимает, еще большего просто не можем понять. Нет смысла обвинять героя в эгоизме и индивидуализме, в том, что растратил свою жизнь на пустые страсти и прихоти. Да, главный герой таков, но случайность ли это или замысел автора?

Стоит перечитать предисловие самого Лермонтова к роману, и найти строки: “Довольно людей кормили сластями…, нужны горькие лекарства, едкие истины”. Печорин в его скептицизме искренен, он не ставит себя выше всех, а неподдельно страдает от того, что не видит выхода, не может найти идеал.

Он так глубоко заглянул и исследовал собственную душу, что не питается иллюзиями, а мужественно видит себя таким, каков есть. А ведь без этого невозможно развитие, движение вперед.

Являясь человеком своего времени, он отражает тот путь, который должно было проделать его поколение – отбросить романтические иллюзии, неискренние идеалы, научиться трезвому взгляду на реальность и себя самого, с тем, чтобы последующие поколения могли идти дальше, видя идеалы и цели.

“Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина?..

Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?” Вот оно, горькое лекарство – Печорин, мировоззрение которого оказывается очистительным шагом в будущее.

Поэт прав, нравственность от “едких истин” выигрывает.

Философские и нравственные – таковы основные проблемы, поднятые в “Герое нашего времени”. Они заставляют нас, читателей, размышлять о собственном предназначении в жизни, о сложном соотношении мира и человека, делают это произведение живым, современным в любые времена и эпохи.

Источник: https://home-task.com/problematika-romana-geroj-nashego-vremeni/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]